Конспект "как вести себя с незнакомыми людьми".

Нас окружает огромное множество незнакомых людей. С некоторыми из них мы знакомимся - кто-то вчера был посторонним человеком, л сегодня стал для нас лучшим другом. Дети очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы зна­комство было подходящим и происходило по правилам. Как же можно, и как нельзя знакомиться?

Лучше всего находить себе друзей в школе. Там дети, которые рань­ше, может быть, никогда не встречались, собираются вместе, узнают друг другa и становятся хорошими приятелями. Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, ко­торым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.

1. Разговаривать на улице с посторонним человеком можно только и том случае, если тебя сопровождают родители, старший брат или сестра, учительница или еще кто-нибудь из взрослых, кого ты хорошо знаешь. Вели ты идешь один (или одна), вступать в разговор с чужими нельзя. Вполне вероятно, что заговоривший с тобой незнакомец - чудесный, добрый человек, но ведь он может оказаться и не очень хорошим - с первого взгляда не поймешь.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись к нему (к ней) в машину, даже если он (или она) говорит, что отвезет тебя к маме и папе. Не верь ни в коем случае! Мама и папа никогда не пошлют зa тобой незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

3. Не бери у чужого человека конфеты, деньги и другие подарки. Может быть, он предлагает их от чистого сердца, а может быть, и нет. На всякий случай откажись.

4. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить тебе. С какой стати? Ведь это совершенно чужой человек, он даже не знает, как тебя зовут. Ответь, что тебе ничего не нужно.

5. Если посторонний человек возьмет тебя за руку и попытается си­лой увести за собой, нужно вырваться и убежать домой или броситься за помощью к кому-нибудь из прохожих. При необходимости кричи изо всех сил.

Хотя большинство чужих людей не желают тебе ничего плохого, на первый взгляд трудно определить, что у незнакомца на уме. В конце концов, если ты видишь человека впервые в жизни, откуда тебе знать, хо­роший он или плохой? Лучше не рисковать. Со временем у тебя появится все больше и больше друзей среди взрослых - ты познакомишься с ними у себя дома, в гостях и в школе.

Тема: Природа и наша безопасность

Цель : познакомить с опасными природными явлениями.

Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовитые растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными, аргу­ментированно отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: памятки; цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

(Учитель проводит выставку рисунков дворов с обозначением опасных мест.)

Что обозначают эти знаки?

Какой знак кажется вам самым точным и ясным?

III. Самоопределение к деятельности

Вспомним формулу безопасности. (Учитель записывает на доске.)

1. Предвидеть опасность.

2. По возможности избегать ее.

3. При необходимости действовать решительно и четко.

4. Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому ее оказывать.

Какие опасности для человека может таить неживая природа?

Какие опасности для человека кроются в живой природе? Сегодня на уроке мы будем говорить об опасностях, которые таят в себе живая и неживая природа.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа Как вести себя во время грозы

Отгадайте загадки.

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

Все сады и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Вот по небу мчится конь -

Из-под ног летит огонь.

Конь копытом бьет могучим

И раскалывает тучи.

Где он тяжело бежит,

Там внизу земля дрожит. (Гром.)

Гроза - красивое и величественное явление природы.

Что же произошло в небе? Отчего бывает гроза? (Ответы учеников.)

Водяной пар, поднявшись с земли высоко вверх, сильно охла­ждается и превращается в капельки воды. Капельки сливаются, становятся крупнее, потоки воздуха носят их вверх-вниз, вверх-вниз. А чем выше, тем холоднее, и вот уже вода превращается в льдинки. Льдинки сталкиваются с капельками, вода обвола­кивает их пленочкой, которая тоже замерзает. Льдинка делает­ся тяжелее, она падает в нижнюю часть облака, где теплее, и там начинает таять. Но снова подхватывают ее стремительные вихри и несут вверх, и снова сталкиваются льдинки и капельки, и снова вода замерзает, льдинки увеличиваются, тяжелеют. И вот они уже не могут удержаться в облаке и падают из него вниз. Ближе к земле они тают, и получается дождь. Иной раз они так и не успевают растаять и падают на землю кусочками льда. Идет град!

А движение капелек и льдинок внутри тучи не затихает. Они ударяются друг о друга, сталкиваются, трутся, заряжаются элек­тричеством. И вот уже верхняя часть тучи несет положительный электрический заряд, а нижняя - отрицательный, между ними проскакивает искра. Молния! Она мгновенно нагревает окружаю­щий воздух, он быстро расширяется, и происходит взрыв. Гром! Отбушует гроза, рассеются темные тучи, станет свежо, легче дышится. Ливень омоет и землю, и небо. Недаром древние славяне почитали бога грозы - не только грозного, но и милостивого.

В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и малень­кие. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневав­шись, мечет на землю огненные стрелы. Гроза несет и огромную опасность - удары молнии.

Что страшнее - гром или молния? (Ответы учеников.)

От грома нет никакого вреда. Опасаться надо молнии, кото­рая его породила. Молния - это огромная электрическая искра. В считаные доли секунды она пролетает по небу несколько кило­метров. Воздух на всем ее пути мгновенно раскаляется. Происхо­дит самый настоящий взрыв. Звук от него мы и называем громом.

С молнией шутки плохи. Ударит в вековой дуб - разнесет в щепки, угодит в сарай, в копну сена - подожжет, пожар устроит. Поэтому жилые дома, заводские трубы и стальные мачты для элек­трических проводов приходится защищать молниеотводом. Это такой металлический стержень: один его конец возвышается над высокими постройками, другой закопан в землю. Могучая небес­ная искра сразу находит самую легкую, самую короткую дорожку и, не причинив никому и ничему вреда, уходит по ней в землю.


Правило пяти «нельзя»:

Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Всё равно скажи - НЕТ!

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Ответ один - «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

В ЛИФТЕ!

Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

В ПОДЪЕЗДЕ!

Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!

Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.

Правила поведения в автомобиле

Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

НА УЛИЦЕ!

Если к тебе пристаёт незнакомец:

Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
Не жди, когда он тебя схватит.
Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
Убегай в сторону, где много людей.
Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
Как только он ослабит хватку - убегай.
Если нападающих несколько (а так всегда и бывает) - не позволяйте зажать себя в кольцо.
Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.
Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не прыгнуть под колеса.

Правила поведения на улице

Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
В школу или из школы желательно ходить группой.

Правила поведения в своём доме:

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

ЧТО нужно знать девочкам-подросткам

Девочкам-подросткам, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
Если давление продолжается, не бойся шума или скандала. Например, на вечеринке - несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой.
Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

5.2. Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям

Дети не должны:

Знакомиться на улице с посторонними людьми,
говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
гулять в непредназначенных для этого местах,
гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.

5.3. Основные правила, соблюдение которых
усилит безопасность ваших детей

Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения полиции и вашего участкового.
Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Если обнаружите «курилку» (что не редкость, например, для компьютерных клубов), это повод задуматься о целесообразности посещения такого заведения Вашим ребёнком. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить своему ребёнку его посещать, а так же потребовать от охраны заведения не пускать туда Вашего ребёнка.
Если Вы отдаете ребёнка в какое-либо детское учреждение (кружок, секция и пр.), не стесняйтесь интересоваться, кто будет работать с детьми. Вы имеете полное право потребовать документальные подтверждения профессиональной пригодности педагогов и поинтересоваться у руководителя заведения их прошлым. Не стесняйтесь разговаривать с ребёнком о его педагогах. Если ребёнок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей. Если ответы других детей будут аналогичны - это повод для беспокойства.
Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Очень часто вожатыми и воспитателями устраиваются работать лица без педагогических навыков. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Если у вашего ребёнка появился взрослый друг

Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в полицию.
Если вы что-что заподозрили

Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей) общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание ближайшего полицейского или службы безопасности заведения.

Это важно помнить:

Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против его воли.
Если Вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
Если ребёнок говорит матери о нездоровом интересе к нему её мужа (сожителя), нужно прислушаться к его словам, поговорить с мужем, не оставлять ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаться с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.
Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
Если Вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

6. Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью
123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут Вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).

Брошюра подготовлена и издана в рамках проекта «Информационно-образовательная кампания по профилактике, выявлению и работе с детьми, потерпевшими сексуальное насилие» при поддержке «Губернского собрания общественности Иркутской области». Проект выполнен Иркутской областной общественной организацией Байкальский региональный союз женщин «Ангара» в партнерстве со Следственным управлением Следственного комитета РФ по Иркутской области и Уполномоченным по правам ребёнка по Иркутской области.

Памятка для детей «Как вести себя с незнакомыми людьми»
Правило пяти «нельзя»:

Нельзя разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.
Нельзя принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
Нельзя задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

А если незнакомец просто просит показать нужную улицу или поднести сумку, проводить к магазину?
Всё равно скажи - НЕТ!

Объясни, как найти улицу, и ни в коем случае не поддавайся на уговоры проводить. И даже если незнакомец говорит, что он знакомый твоих родителей, которого они к тебе прислали, нужно сказать, что родители не предупреждали, и ни в коем случае, никуда не провожать.

В каких ситуациях всегда отвечать «НЕТ!»:

Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
Если за тобой в школу или другое детское учреждение пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место (строящееся здание, подвал или квартиру), чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет!», даже если очень интересно.

Но как быть, если взрослый очень настойчив? Если он говорит тебе: «Я думал, что ты уже большой, а тебе, оказывается, мама не разрешает!»

Ответ один - «НЕТ!» Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
Если тебе предложили сниматься в кино, участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в полицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.
А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:
Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или полиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

В ПОДЪЕЗДЕ!

Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!

Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.

Правила поведения в автомобиле

Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

НА УЛИЦЕ!

Если к тебе пристаёт незнакомец:

Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
Не жди, когда он тебя схватит.
Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему (например, портфель, мешок с обувью или просто горсть мелочи), чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
Убегай в сторону, где много людей.
Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
Как только он ослабит хватку - убегай.
Если нападающих несколько (а так всегда и бывает) - не позволяйте зажать себя в кольцо.
Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в полицию.
Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не прыгнуть под колеса.

Правила поведения на улице

Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
В школу или из школы желательно ходить группой.

Правила поведения в своём доме:

Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!
Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.
Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.
Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.
Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.
Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.
Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.
Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

ЧТО нужно знать девочкам-подросткам

Девочкам-подросткам, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.

Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.

Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:

В огромном количестве случаев одно только согласие девушки пойти в ресторан расценивается, как понимание, к чему идёт дело и знак согласия на это. Последующее сопротивление воспринимается просто как игра.
Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
Если давление продолжается, не бойся шума или скандала. Например, на вечеринке - несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
Помни, что пьяному человеку труднее сориентироваться в ситуации и предотвратить насилие в отношении себя. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвой.
Держись вместе с близкими друзьями или поближе к хорошим знакомым.

5.2. Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям

Дети не должны:

Знакомиться на улице с посторонними людьми,
говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
гулять в непредназначенных для этого местах,
гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.

5.3. Основные правила, соблюдение которых
усилит безопасность ваших детей

Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения полиции и вашего участкового.
Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий. Внимательно осмотрите клуб. Если обнаружите «курилку» (что не редкость, например, для компьютерных клубов), это повод задуматься о целесообразности посещения такого заведения Вашим ребёнком. Помните, что если заведение Вам не понравится, Вы имеете полное право запретить своему ребёнку его посещать, а так же потребовать от охраны заведения не пускать туда Вашего ребёнка.
Если Вы отдаете ребёнка в какое-либо детское учреждение (кружок, секция и пр.), не стесняйтесь интересоваться, кто будет работать с детьми. Вы имеете полное право потребовать документальные подтверждения профессиональной пригодности педагогов и поинтересоваться у руководителя заведения их прошлым. Не стесняйтесь разговаривать с ребёнком о его педагогах. Если ребёнок не сможет внятно описать свое отношение к педагогу или вообще не захочет разговаривать на эту тему, обсудите этот вопрос с родителями других детей. Если ответы других детей будут аналогичны - это повод для беспокойства.
Особенное внимание уделяйте этим вопросам при отъезде детей в летние лагеря отдыха. Очень часто вожатыми и воспитателями устраиваются работать лица без педагогических навыков. Выясняйте у детей не только, чем они занимаются в течение дня, но и как именно это происходит.

Если у вашего ребёнка появился взрослый друг

Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в полицию.
Если вы что-что заподозрили

Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей) общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание ближайшего полицейского или службы безопасности заведения.

Это важно помнить:

Уважайте своего ребёнка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребёнка делать что-то против его воли.
Если Вы знаете, что ребёнок соседей подвергается насилию, избиению со стороны родителей, немедленно сообщите об этом в полицию.
Если ребёнок говорит матери о нездоровом интересе к нему её мужа (сожителя), нужно прислушаться к его словам, поговорить с мужем, не оставлять ребёнка один на один с ним, и если отношения зашли слишком далеко, расстаться с этим человеком, нет ничего дороже счастья собственного ребёнка.
Отец должен поговорить обо всех интересующих сына вопросах относительно половой жизни, объяснить, как предохраняться.
Мать должна объяснить девочке, как ей вести себя с противоположным полом, о средствах контрацепции.
Если Вы заметили странность в поведении ребёнка, поговорите с ним, что его беспокоит. В разговоре с мальчиком лучше участвовать отцу, без присутствия матери.

6. Телефоны «горячих линий», по которым можно обратиться за помощью
123 – горячая линия «Дети в опасности» Следственного комитета РФ для детей, подвергающихся опасности (круглосуточно, звонок бесплатный).
112 – единый телефон «Службы спасения» для всех мобильных операторов. В экстренных случаях звоните со своего мобильного телефона. Операторы примут Вашу информацию и передадут в соответствующую оперативную службу.
Социальный телефон: 8-800-100-22-42 (звонок бесплатный, в будние дни с 9.00 до 18.00).
Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и родителей: 8-800-2000-122 (круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный).

Прежде чем объяснять ребенку, как вести себя с незнакомыми людьми, взрослый человек должен помнить: обеспечивая безопасность ребенка, нельзя нарушать гармонию его внутреннего мира и его способность адекватно - в меру доверчиво и в меру осторожно - реагировать на внешний мир. К сожалению, сегодня личная безопасность ребенка, как никогда, выступает на первый план. Терроризм, увеличение нервно-психических заболеваний, всплеск наркомании заставляют родителей категорически запрещать малышам разговаривать с незнакомыми людьми. Такая позиция понятна. Но давайте посмотрим, к каким последствиям эта установка может привести и на какую почву может упасть зерно недоверия.

Тревожный малыш, или "Маска, кто ты?"

Если ребенок склонен к слезам, страхам, плохо спит по ночам, часто тревожится - скорее всего, его личность развивается по тревожно-мнительному типу, и позиция "вокруг опасность" скорее усугубит картину тревожного поведения малыша, усилит страхи. У него могут возникнуть ночные кошмары и навязчивые идеи, не исключена возможность проявления невротических реакций. Такому ребенку не следует рисовать мир только в черных красках. Лучше, как можно спокойнее, не заостряя внимание на пугающих моментах, объяснить, что с незнакомыми людьми нельзя никуда уходить или сообщать им свои адрес и телефон (если конечно, ребенок не потерялся). При этом обязательно отметьте, что в мире много хороших и добрых людей - родственников и друзей родителей, которых ребенок знает, любит и чувствует себя с ними в безопасности. Чтобы тревожный малыш не беспокоился по поводу самой возможности встреч с плохим человеком, превратите ваш разговор в игру и, используя мягкие игрушки, разыграйте с ним варианты нежелательных встреч. Придумайте вместе вежливые универсальные фразы, которые ребенок может сказать, если к нему обратятся на улице. Если ребенок стесняется играть, предложите ему устроить театрализованное представление в масках. Защищенный маской, малыш может проявить себя с совершенно неожиданной стороны, найти смелые нестандартные способы поведения. Пусть эти игры затрагивают всевозможные варианты развития событий. В стенах своего дома или во дворе с близкими людьми ребенок сможет более спокойно и трезво оценить различные ситуации и придумать пути выхода из них. В подобных играх взрослый должен непременно направлять ребенка - поощрять его удачные ответы и действия, а также пояснять, чем в той или иной ситуации не подходят другие решения, и вместе придумывать более подходящие варианты поведения. Таким образом, у тревожно-мнительного ребенка закрепятся необходимые навыки общения с незнакомым человеком, и, попав в подобное положение, он не будет теряться и правильно, "на автомате", отреагирует на создавшуюся ситуацию.

Активный малыш, или Повторенье - мать ученья

С гиперактивным ребенком, не способным долго сидеть на одном месте, беседы о безопасности следует проводить по-другому. Надо учитывать, что в силу своей поверхностной активности малыш может быстро забыть, о чем вы недавно говорили. Это тот самый случай, когда повторение - не проявление родительского занудства, а необходимость. От гиперактивных детей можно ожидать всего. Подталкиваемые импульсом, они могут бездумно, бесстрашно и даже с радостью пойти с незнакомцем "смотреть котят" или "новую игрушку", сесть "покататься в машину" или "поиграть в доктора", а могут, напротив, совершенно неожиданно встретить безобидного человека бестактными выпадами. Такому ребенку необходим целый курс по воспитанию осторожности и одновременно - хороших манер. Гиперактивному ребенку очень полезно позаниматься в группе с психологом, где с помощью специально подобранных игр и упражнений ему помогут развить умение в нужный момент концентрировать внимание и быть осмотрительным. Чтобы ребенок научился быть вежливым, старайтесь чаще водить его в места, где ему волей-неволей придется вести себя по-другому - более сдержанно, где он сможет наблюдать, как взрослые и дети общаются, здороваются и прощаются друг с другом, и сам перенимать хорошие манеры.. Наилучшая обстановка, в которой ребенок учится себя контролировать, - это большие праздники, групповые экскурсии, прогулки, походы в гости. Поведение гиперактивного ребенка очень вариативно. Обратите внимание, в каких ситуациях он более вежлив и уважителен к окружающим, в том числе и к незнакомым людям, в каких - более собран и осмотрителен, а в каких мчится сломя голову, не видя опасности и не контролируя себя. Проведя такой анализ, вы сможете лучше спланировать свои действия по коррекции поведения ребенка.

Чувство собственного достоинства

Необходимо для себя четко определить, какое поведение и какие вопросы окружающих вы считаете допустимыми, а какие, по меньшей мере, сомнительными. Так, например, на нейтральные вопросы и реплики - "Какая у тебя машинка?", "Как зовут твоего зайку?" или "Как пройти к аптеке?" - можно обучить ребенка давать вежливые и лаконичные ответы. Некоторые граждане любят делать замечания в адрес чужих детей. Эти замечания могут быть нелепыми, а могут быть и справедливыми. В любом случае не вступайте с заговорившими с вами людьми в конфликт. Но не стоит и позволять унижать вас и вашего ребенка. Независимо от вашей реакции на "добрый совет" ответьте спокойно: "Спасибо, мы примем сказанное вами к сведению". Когда совет своевременен и разумен, например, вам говорят: "Такое сильное солнце, а ребенок без шапочки", вы можете, поблагодарив и доброжелательно улыбнувшись, сказать: "Да, действительно, вы правы" и последовать совету. Такое поведение научит и вашего ребенка прислушиваться к мнению других и уметь достойно признать свои ошибки. Если же вам хамят или настаивают на определенном действии, которое вы считаете неуместным, самое эффективное - просто отойти, чуть позже объяснив ребенку, что взрослые тоже могут вести себя неправильно. Хама не перехамишь, не стоит и начинать. Уведя ребенка, вы тем самым покажете ему пример, как сохранить достоинство, не опускаясь до бессмыленного и некрасивого выяснения отношений.

Осторожно - "добрый" дядя

Ребенку не стоит вмешиваться в дискуссии с незнакомыми людьми, тем более когда они в это время разговаривает с вами. Если ребенку делают непонятное замечание, он может переадресовать обратившегося к нему человека к маме: "Я сделаю так, как скажет мама. Она вон там". В любом случае, вы должны быть поблизости и слышать, с какими советами или просьбами обращаются к вашему малышу. Если в обращении нет ничего угрожающего или нелепого, к примеру, если просят убрать с дороги велосипед, чтобы пройти, ребенок может выполнить просьбу и без вашего вмешательства. Расспросы по поводу местожительства, работы родителей и частной жизни семьи, а также предложения пойти куда-либо и получить подарок должны служить для ребенка сигналом к немедленному прекращению разговора. Трудно объяснить дошкольнику, почему именно не надо рассказывать о семье. Прежде всего, он должен понять, что поступает неправильно. Это понимание приходит, когда ребенок видит огорченных родителей, объясняющих ему, что так поступать не надо. Но понимание - не гарантия того, что при первой же возможности ребенок снова не начнет рассказ на нежелательную тему. Ребенок должен осознать последствия своего поведения. Можно сказать ему, что папа работает, чтобы в семье были деньги, а у детей - игрушки и все необходимое. Но есть люди, которые сами не хотят работать, но хотят получить чужие вещи, в том числе и игрушки. Поэтому незнакомым людям лучше о себе ничего не рассказывать, т.к. мы не знаем какие у них намерения. Вы можете придумать какое-нибудь напоминание, знак на случай, если ребенок забылся и снова затронул запретную тему. Этим знаком может быть любое слово или предмет. Просто заранее скажите ребенку: "Когда я показываю тебе этот предмет, ты вспоминаешь, о чем мы с тобой договорились". Если малыш увлекся и ничего не срабатывает, уведите его от незнакомца, сославшись на спешку. Можно научить ребенка завершать разговор универсальными фразами. Например, если вы идете рядом с ребенком, он может сказать навязчивому незнакомцу: "До свидания, мы спешим, правда, мама?" или, если малыш играет поодаль от вас "Я не знаю, спросите у моей мамы, вон она". Если же подозрительный взрослый будет настаивать на продолжении общения, вы с ребенком имеет право без объяснений развернуться и уйти.

Образец для подражания

Что касается культуры речи малыша, его доброжелательности и улыбчивости, то во многом его манера вести себя зависит от вашего собственного поведения. В дошкольном возрасте ребенок не вполне способен разобраться, почему он должен быть вежлив. В своем поведении он ориентируется в первую очередь на одобрение или неодобрение взрослых и во всем подражает им, то есть вам. Именно родители первыми начинают формировать идеалы ребенка. Если мы требуем от малыша вежливости, а сами не можем показать ему достойный пример, ему самому будет невозможно провести грань между плохим и хорошим, определить, как в том или ином случае ведет себя мать - прилично или нет, надо ее копировать или нет. Родители в первые годы жизни ребенка - самые важные, самые значительные для него люди, а значит, все, что они делают и то, как они это делают, - правильно и достойно повторения.

Преврати неловкость в шутку

Нередко родители испытывают неловкость за детей, которые, по их мнению, ведут себя с незнакомыми людьми неправильно: либо грубят, либо излишне теряются. Взрослые должны понять: ошибки в поведении ребенка - это нормальное явление, это познание жизни и накопление опыта. Ни ребенок, ни вы перед чужим человеком ни в чем не виноваты. Улыбнитесь, извинитесь, сгладьте неприятный момент шуткой и забудьте о неловкости. Не стоит злиться на малыша и пытаться оправдаться перед незнакомцем за плохое поведение ребенка. Не надо ребенка тут же при всех ругать и требовать извинений. Малыш не поймет, почему он не прав, но испугается, что огорчил родителей. Посторонний человек исчезнет из вашей жизни через несколько минут, забыв о происшествии, а ребенка "прилюдное воспитание" может травмировать. Дети в большинстве своем - ранимы и сверхэмоциональны, и относится к ним надо чутко и бережно.

Смотри в оба

Разобраться, кто из окружающих опасен, а кто - всего лишь доброжелательный общительный прохожий, сложно не только малышам, но взрослым. Следовательно, необходимо грамотно выбирать места для игр, прогулок и общения. Игровая площадка должна быть по возможности открытой, чтобы можно было, не мешая детям, постоянно удерживать их в поле зрения. У ребенка не должно быть возможности куда-то убежать, увидев что-то интересное, и потеряться или спрятаться от вас.

Бумажка - в кармашке

Но как бы мы ни были бдительны, дети обладают удивительной особенностью "исчезать". Вот, только что вы вели его за руку, не секунду отвернулись, отвлеклись - и ребенок уже растворился в толпе. Разминуться с малышом можно и на прогулке, и в магазине, и в метро - в любом людном месте. Оставшись один, ребенок может испугаться, растеряться и забыть всю информацию о себе. Поэтому нелишне будет с изнаночной стороны одежды, в которой ребенок гуляет, пришить метку. Можно даже в потайной карманчик положить записку с указанием фамилии, имени и отчествам малыша, данных родителей и номеров контактных телефонов. Такую "памятку" можно завести, когда малыш начнет уверенно ходить, бегать и прятаться.

Инструктаж хорошо, но игра лучше

Записка - это всего лишь подстраховка на тот случай, если ребенок растеряется. Минимальную информацию о себе малыш должен знать наизусть. И уметь ее четко произносить, но не всем, кто его об этом попросит, а только доверенным близким людям. В три года ребенок должен знать свое имя, фамилию, адрес и домашний телефон. Хорошо с ребенком заранее обговорить, а лучше проиграть ситуации, в которых он может оказаться один, без родителей. Обычные словесные инструкции ребенок может воспринимать с трудом и быстрее их забывает. Дошкольнику понятнее язык игры, и информация, преподнесенная в игровой форме, усваивается им быстрее и надежнее. Готовить малыша к подстерегающим опасностям в городе лучше отцу, если таковой имеется, - он менее эмоционален и более логичен, тогда ребенок будет спокойнее и увереннее себя чувствовать.

1. Не носись, как мяч, а погромче плачь!

Если ребенок понял, что потерялся, в первую очередь, он должен сказать себе "стоп" и остановится. Теперь, оставаясь на одном месте, можно начинать звать родителей. Самая распространенная ошибка, усугубляющая положение растерянного, перепуганного ребенка - тихие слезы и хаотичный бег в поиске родителей.

2. Туда ходи…

Если на зов ребенка родители не явились, он должен обратиться к кому-нибудь из официальных лиц. Самый идеальный вариант - это, конечно, милиционер. Поэтому в первую очередь ребенок должен искать человека в форме. Как можно раньше научите малыша отличать военных - по погонам, головному убору и т. д. В парке нужно прямехонько бежать к человеку, который заведует каруселями. В метро - к дежурному у эскалатора или на платформе. В магазине - к продавцу или кассиру. На железнодорожном вокзале или в аэропорту - опять-таки к человеку в форме. Эти люди находятся в данный момент на работе, их опасаться не стоит. Если ребенок потерялся в магазине, ему необходимо подойти к администратору, кассиру или продавцу (как правило, у них на груди есть карточка-бейджик с именем) и объяснить, что случилось. Если ребенок потерялся на улице - ему необходимо зайти в любое ближайшее учреждение, например в аптеку (дети хорошо узнают ее по зеленому кресту), в магазин, кинотеатр. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афишы. Хорошо узнаваемы сберкассы, где сразу при входе можно увидеть охранника в форме и обратиться к нему. Гуляя с ребенком по городу, играйте с ним, подмечая и узнавая отличительные признаки разных учреждений.

3. Сюда не ходи….

Заблудившись, ребенок не должен заходить в неизвестные ему дома, квартиры. Не учите его обращаться к незнакомым прохожим или к покупателям в магазине. Если люди, которых он видит впервые, хотят отвести его домой, уверяя, что знают, где он живет, и что они знакомы с его родителями, обещают подарки и развлечения, ребенок должен встать как вкопанный и кричать: "Я буду стоять здесь и ждать своих родителей!" При попытках его увести, научите его кричать: "Меня хотят украсть! Я вас не знаю" Если малыша уводят насильно или увозят на машине, он должен выкрикивать информацию о себе и родителях - имена, телефон, адрес. Если окружающие не успеют освободить ребенка, то по крайней мере будут обладать этой информацией, возможно, запомнят приметы похитителей или номер их машины.

4. Ты пошла направо, я пошел налево

Если вы разминулись с ребенком в транспорте, например он поехал на поезде (на автобусе), а вы остались на платформе (остановке), он должен выйти на следующей же станции (остановке) и ожидать вашего появления. Если получилось наоборот, и вы вошли в транспорт, а ребенок не успел, он должен вас ожидать - там же, где и остался, зная, что вы за ним обязательно вернетесь.

5. Не дразните преступника

Для того чтобы ваш ребенок не привлекал внимание преступников, не одевайте на него явные предметы роскоши: дорогие шубы, украшения. Не давайте малышу дорогие мобильные телефоны и деньги. Это не значит, что ваш ребенок должен ходить серым и незаметным. Вы можете надеть на него модную, удобную одежду, но не кричащую о вашем благосостоянии и не провоцирующую злоумышленников на ограбление или киндепинг. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, испытывать доверие к вам, знать, что сможет обсудить с вами любое происшествие, случившимся с ним, не боясь быть отруганным или осмеянным. Ни в коем случае не браните потерявшегося малыша. Он напуган не меньше вашего. Внимательно выслушайте его и не давайте оценок типа: "Ах ты, растяпа!" или "Какой же ты несообразительный". Когда малыш успокоится, попробуйте с ним обсудить произошедшее. А потом "переиграйте" ситуацию таким образом, чтобы события - неожиданная потеря и поиск родителей - развивались по нужному, отработанному сценарию. Это поможет ребенку в похожих обстоятельствах действовать эффективнее и избегать опасности.

Проверьте себя и своего малыша

Правильная реакция на поведение незнакомых людей

Если ребенка хвалят, ребенку достаточно улыбнуться, а маме -поблагодарить за комплимент. Если внимание к ребенку повышенное, вас это должно насторожить. Лучше увести ребенка.
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, дают нелепый совет, ребенку следует ответить: «Я сделаю так, как скажет моя мама, она здесь».
Если маме дают нелепый совет, мама отвечает: «Спасибо, вы очень любезны, я подумаю об этом», и уходит.
Если к ребенку, мама которого находится неподалеку, обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует оценить необходимость действий, о которых просит незнакомец, и в случае согласия дать ребенку одобряющий сигнал.
Если к маме обращаются с адекватным советом или просьбой, маме следует ответить: «Спасибо, вы очень наблюдательны, пожалуй, я так и сделаю».
Если ребенку, мама которого находится неподалеку, предлагают куда-то пойти, ребенку следует ответить: «Вон моя мама, спросите у нее» и громко позвать маму.
Если ребенок только что потерялся, ребенок должен стоять на месте и громко звать родителей.
Если потерявшемуся ребенку предлагают пойти искать родителей, ребенок должен уверенно сказать: «Я буду стоять здесь и ждать родителей».
Если ребенка пытаются насильно увести, ребенку следует обратить на себя внимание окружающих криками: «Меня хотят украсть! Я не знаю этих людей, вызовите милицию!»

Цели:

  • Содействовать формированию у обучающихся навыков безопасной жизнедеятельности, ключевых коммуникативных компетенций (ответственного отношения к себе и людям, осторожности, готовности к действиям в неадекватных ситуациях).
  • Предупредить возможные негативные ситуации для ребенка, если он находится один в доме или на улице, содействовать формированию у детей навыков правильного поведения при встречи с незнакомыми людьми.
  • Способствовать развитию осторожности, внимания, смекалки.
  • Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни и здоровью.

Оборудование: рисунки учащихся на темы: «Мой дом», «Моя улица», карточки-задания с текстами для работы в парах и группах.

Описание этапов урока

1. Организация начала урока.

2. Работа по освоению нового материала.

2.1. Вступительная беседа учителя с классом.

Примерное содержание беседы:

«В нашей жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребёнка или даже убить человека.

Какие взрослые могут быть опасными? (Люди неприятной внешности, неприятно одетые… )

Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения?

Часто приходится детям вашего возраста оставаться дома одним. Родители на работе или ушли в магазин, в больницу. Вас окружают родные стены, знакомые вам предметы, книги, игрушки. Настроение хорошее, но бывает, что его пытаются испортить злые люди.

Как можно ещё назвать людей у которых цели и действия преступны? (Преступники, злоумышленники, и террористы. Объясните значения этих слов)

Узнав, что в квартире находится один ребёнок или пожилой человек, они пытаются проникнуть в квартиру, чтобы совершить кражу, убить, взорвать дом. Мы должны помнить об этом и быть с такими людьми очень осторожными и предусмотрительными.

Как могут такие люди узнать, что вы одни дома? (Ожидаемые ответы детей: «Они могут позвонить по телефону или в дверь и вежливым тоном вести беседу из которой им станет ясно, кто в квартире.» )».

2.2. Работа в парах. Прочитайте предложенные тексты. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ.

1. Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, мальчик! Я знакомый твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик отвечает :

– Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

– Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

2. Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

– Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

– Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

– У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

3. Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

– Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

– Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

– Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.

2.3. Инсценировка стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима». (сценка готовится заранее ).

Учитель: Просмотрите сценку и ответьте на вопрос:

– Какое настроение вызывает у вас эта история?

«Ноль, один, два, три, четыре!
Дима был один в квартире.
Тишина со всех сторон.
Вдруг проснулся телефон.
Зазвенел, заголосил,
Трубку снять скорей просил.
В трубке – голос незнакомый:
Грабитель: «Мальчик, взрослые есть дома?
Если дома – позови!
Своё имя назови»
Дима: «Папы с мамой дома нет!»
Дима произнёс в ответ.
Дима: «А зовут меня – Димон!»
Засмеялся в телефон.
Незнакомец попрощался,
Передать привет просил,
Дима трубку положил
И опять один остался.
Час прошёл, потом второй...
В дверь звонок:
Грабитель: «Димон, открой!»
Прибегает Дима к двери:
Дима: «Кто там?»
Грабитель: «Папа!»
Дима: «Нет, не верю:
Папа мой в командировке
Вы меня надули ловко:
Я узнал вас: вы звонили,
Обмануть меня решили?
Но не всё смогли узнать.
Дверь не стану открывать!»
Грабитель: «Слишком, парень, ты колючий,
Ничего, подыщем ключик –
Больно ты, Димон, крутой!
Не мальчишка – Буратино!
Может рядом есть Мальвина?
Так, держись – достану вас:
Я – ужасный Карабас!»
Но находчивый Димон
Вспомнил тут про телефон.
Крикнул громко и сердито
Из-за двери он бандиту:
Дима: «Можешь не стараться
В дверь напрасно прорываться:
Хоть в квартире я один,
Знаю цифру 01,
А ещё 02, 03!
Оглянись-ка, посмотри –
Ждут тебя ударные
Быстрые пожарные!
Если хватит вдруг удар,
Ждёт со «скорой» санитар!
А захочешь смыться, –
Ждёт тебя милиция!»
Телефон быть другом может:
Если надо, он поможет!»

Вопросы по содержанию:

  1. Какие ошибки совершил Дима?
  2. В чём проявилась его находчивость?
  3. Назовите телефоны служб, которые могут вам помочь в трудную минуту.

2.4. Работа в парах. Задание школьникам: выберите пословицы, которые могли бы подойти к ситуации, изложенной в стихотворении.

Список пословиц:

  • «По секрету всему свету».
  • «Держи язык за зубами».
  • «Мир не без добрых людей».
  • «Ошибка – не вина, учит людей разуму».
  • «Страх – плохой советчик».
  • «Кто много болтает – беду на себя накликает».

(К данной ситуации подходит пословица «Кто много болтает – беду на себя накликает» ).

3. Работа над закреплением нового материала.

3.1 Игра «Закончи стихотворение»

Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь) !

3.2. Работа в группах: Соберите пословицу.

верь запирай не всякому дверь покрепче

(Ответ: «Не всякому верь – запирай покрепче дверь» )

Задание детям: какими другими словами можно передать смысл этой пословицы? (Ожидаемые ответы: «Не открывай дверь незнакомым людям», «Не верь чужим людям, которые просят открыть дверь»… ).

Учитель: А что делать, если нет в квартире телефона? (Позвать на помощь из окна или балкона )

Учитель: Опасности вас могут подстерегать не только дома, но и на улице.

– Вспомните, что случилось с Буратино, когда кот Базилио и лиса Алиса позвали его пойти с ними на Поле чудес. (Его обокрали )

– Какую ошибку он допустил? (Нельзя никуда идти с незнакомыми )

3.3. Работа с классом. Обсуждение ситуаций.

Учитель: Представьте такую ситуацию:

Мальчик гуляет по улице. К нему подходит незнакомый человек.

– Мальчик, дай мне, пожалуйста, телефон. Надо позвонить другу.

Мальчик может ответить: «У меня нет телефона» или «сейчас достану».

Учитель: Как по вашему мнению какой ответ в этой ситуации будет правильным?

Учитель: Вы гуляете на улице. Подходит незнакомый человек и говорит:

Хочешь покататься на машине?

Учитель: Что вы будете делать? (Ожидаемые ответы: «Нельзя садится в машину с незнакомыми людьми», «Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми»… )

4. Итог урока:

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что надо делать, если вы одни дома?

Как надо себя вести с незнакомыми людьми на улице?

5. Домашнее задание: Создать памятку с правилами поведения дома и на улице.