Как приучить ребенка к порядку: полезные советы. Как приучить ребенка к порядку: советы родителям маленьких нерях

Как приучить ребёнка к порядку так, чтобы это не стало для него мучением, и он не воспринимал уборку как наказание.

Часто разногласия между детьми и родителями возникают из-за беспорядка в комнате и вещах ребёнка. Родители, видя бардак и разбросанные вещи, стыдят своё чадо, ругают, хотя это не приносит желаемого результата.

На самом деле дети не замечают беспорядка, задача взрослых – научить их видеть грязный пол, неубранную постель, разбросанные книги или игрушки и понять, что беспорядок, это неудобно. А порядок поддерживать, это удобно, так как все вещи лежат на своих местах, их легко найти; порядок – необходимость, потому что за аккуратное оформление домашнего задания в тетради, учитель обязательно поставит отличную оценку; порядок – приятно, потому что пригласить друзей приятнее в чистую комнату, общаться приятнее с аккуратным человеком.

Когда начинать приучать и как

  • Для маленького ребёнка — интересная игра.

Уборку игрушек можно воспринимать, как игру в «уборку игрушек». Важно не отбить у дочери или сына охоту следить за порядком слишком завышенными требованиями. Приучать малыша убирать игрушки можно лет с двух — трёх, тут родители должны понять, когда это действие доступно для их сына или дочки.

Малыши любят подражать взрослым и вместе с ними мыть посуду, вытирать пыль, убирать игрушки. Последнее занятие им по силам, но нужно преподнести его в игровой форме: то есть убрать машинки в «гараж», животных на «ферму» и т.п. Можно заранее приготовить коробки для «гаражей», «ферм», «спален». Почаще нужно детей хвалить, а ругать и выговаривать за неправильно выполненную работу не стоит, они ещё малыши.

  • Детям постарше: лет пяти – восьми , можно уже доверить полив цветов, мытьё посуды.

Нужно составить список доступных для ребёнка дел: он может выносить мусор, застилать свою постель. Если цель родителей воспитать нормального, уравновешенного человека, а не педантичного, помешанного на чистоте, то не загружайте его чрезмерной работой. У ребёнка должно быть время и на более интересные занятия. Важно назначить ему дела, которые выполнять будет только он и никто другой, конкретные его обязанности в семье.

  • Начинать приучать к порядку в возрасте от 9 до 14 лет – поздновато.

Здесь потребуется значительно больше сил и нервов, такта и сдерживания эмоций. Прибегая к унижающим замечаниям, родители добьются полного отказа от выполнения требований и просьб, лучше просто и конкретно указать на то, что и когда должно быть выполнено. Пусть уборка совмещается с включенным телевизором, прослушиванием музыки.

Идеальный порядок в доме не всегда гарантирует, что ребёнок вырастет таким же аккуратным, как его родители. Врождённая аккуратность, это всё же редкое качество, поэтому нужно прилагать усилия для воспитания детей, быть для них образцом и начинать приучать детей к порядку пораньше, заниматься этим постоянно.

Начни с себя – самый главный принцип, который работает везде и всегда, лучший воспитательный фактор — личный пример родителей.

Ребёнок с самого рождения должен жить в чистоте и порядке; не нужно мешать малышу «помогать», пусть даже он не понимает, для чего это нужно, обязательна похвала за «помощь»; всегда нужно считаться с возможностями ребёнка, непосильные в его возрасте задания в дальнейшем отобьют всякую охоту заниматься уборкой; не требовать больничной стерильности или абсолютного порядка, так как нормальная активность ребёнка, его занятия, игры подразумевают некоторый беспорядок, будет достаточно, если нетерпимость к неряшливости и бардаку станет нормой; никогда уборка не должна быть наказанием за проступки.

Аккуратность, порядок — важные составляющие в жизни человека и его семьи, но не самые главные.

С появлением на свет такого родного и такого долгожданного малыша каждая мама сталкивается с необходимостью научиться не только ухаживать за ним, но и понимать, что, порой, является непростой задачей, ведь ребенок еще не говорит, а сигналы, которые он подает маме ею еще пока не расшифрованы.

Основным помощником в этом вопросе становится для мамы ее материнский инстинкт, именно он подсказывает, что малыш голоден, замерз или ему хочется на ручки. Однако все мы живем в социуме, поэтому кроме инстинктов руководствуемся и другими источниками информации – советами близких или других авторитетных для нас людей (врачей, опытных подруг и проч.)

Действительно трудно приходится маме, когда ее инстинкт и рекомендации извне оказываются прямо противоположными.

Чаще всего от наших бабушек и мам приходится слышать: «Не бери на руки так часто, приучишь к рукам, потом все время будет на ручки проситься!». И послушные новоиспеченные мамы кладут обратно в кроватку истошно вопящего младенца и выходят из комнаты, стараясь не приучить к этим самым рукам, пока их материнское сердце просто разрывается на части, потому что инстинкт буквально кричит: «Твой ребенок плачет! Скорее возьми его на руки и прижми к груди!». Так что же делать маме? Что будет правильнее?

Несколько фактов о физиологии младенца.

Человеческий детеныш рождается фактически недоношенным, и на момент рождения совершенно несамостоятельный. Он не может сам добывать себе еду, не может следовать за мамой, как детеныши других животных, он полностью зависим от нее и ее присутствия. Это происходит из-за того, что человеческий мозг (а с ним и голова) имеет большие размеры, и если бы женщина донашивала ребенка до условно самостоятельного периода, то она просто не смогла бы родить его тем способом, что предусмотрела природа, именно по причине сильно увеличившейся к этому времени головы малыша. Поэтому наши дети рождаются неспособными к самостоятельной жизни, и фактически мы продолжаем донашивать их на руках.

Само тело ребенка так устроено, чтобы на маме ему было комфортно, а маме удобно:

  • с рождения у ребенка сильно развит хватательный рефлекс , он нужен для того, чтобы зацепиться за маму (когда-то - за ее шерсть), ведь быть потерянным ею для него равносильно смерти;
  • у новорожденного большинство клеток кожи, способных к терморегуляции, расположено на спине , ведь по замыслу природы животиком он будет прижиматься к матери, а значит, так не замерзнет;
  • именно на маминой груди сразу после рождения малыш проявляет первую свою активность . Он отталкивается ножками, стремясь добраться до соска.

Таким образом, природа предусмотрела все основные моменты для того, чтобы мама могла донашивать на руках свое новорожденное дитя до тех пор, пока он не сможет передвигаться самостоятельно и не обретет навыков добывания себе пищи.

Теория привязанности

Кроме физиологии существует и психологический аспект ношения на руках. В первые двенадцать месяцев жизни у ребенка закладывается базовое доверие к миру . Это основа формирования гармоничной личности, уверенной в себе. К сожалению, как-то развить это доверие позже уже невозможно, и человек, у которого в раннем детстве это доверие не сформировалось или недостаточно сформировалось, рискует обзавестись множеством комплексов, остро реагировать на любые неприятности и т.д.

Для новорожденного формирование доверия происходит через выстраивание отношений с его матерью, поскольку на данном этапе развития именно она и есть весь его мир. Именно ее присутствие рядом, в непосредственном телесном контакте с малышом и является основой этого доверия.

Для ребенка потерять маму из поля зрения панически страшно , ведь у младенцев нет чувства времени, поэтому каждая минута без матери словно вечность. Ребенок надрывно кричит, призывая маму, до тех пор, пока верит, что она вернется. Он испытывает сильный стресс, не чувствуя себе в безопасности без мамы. Прокричав долгое время, ребенок может уснуть, но это происходит не от того, что он успокоился, а от того, что устал кричать, и наступает сон как реакция на стресс. Такой сон даже сравнивают в некоторой мере с состоянием в забытьи.

С каждым таким стрессом от отсутствия мамы тревожность у младенца только растет, а уверенность, что мама вернется, все меньше и меньше. Доверие падает. Таким образом, подрастая и становясь старше, ребенок старается сделать все для него возможное, чтобы маму не потерять, чтобы всегда оставаться с ней. Стараясь не приучать к рукам, мы гарантированно получаем «ручного ребенка».

Можно ли носить ребенка и не уставать?

Хорошенькое дело, скажете вы, ребенок с каждым днем становится все тяжелее, как же быть маме, если она не инструктор по фитнесу и не тяжелоатлет, а на руках своего кроху носить хочет?

Все очень просто, используйте . Это физиологичные переноски, которые можно использовать уже с первых дней жизни ребенка и носить в них без ущерба для спины лет до 2-3.

Слинг в отличие от нефизиологичных переносок («кенгурушки» и проч.) притягивает ребенка очень плотно ко взрослому, образуя при этом единый центр тяжести, поэтому вес малыша в слинге гораздо менее ощутим, чем вес просто на руках. Начиная носить в слинге с самого раннего возраста, мама постепенно привыкает к возрастающей нагрузке, поэтому и подросшего годовалого ребенка можно носить без проблем.

Слинг дает возможность носить ребенка, не нарушая контакт «кожа к коже». Это благотворно влияет на лактацию, а также стимулирует у мамы выработку окситоцина, который в свою очередь снижает уровень стресса, что очень немаловажно для молодых мам.


Благодаря своей универсальности и разным вариантам намоток будет отличным помощником как с новорожденным, так и с уставшим двухлеткой, который просится на ручки.

отличный вариант для недолгого ношения на руках, спасает маму при укачиваниях на сон, посещении поликлиники, когда нужно постоянно вынимать и снова помещать в слинг ребенка, да и просто для ношения дома, когда малыш капризничает.


– прекрасный помощник дома или для ношения в жаркое время. Он меньше по объему, чем слинг-шарф, поэтому легко поместится в сумку и выручит в дороге (в аэропорту или на вокзале, например).

удобен скоростью надевания и особенно нравится папам, а также мамам, предпочитающим спортивный стиль в одежде.

Носить или не носить?

Это каждая мама решает для себя сама. Наши мамы и бабушки тоже неспроста стремились как можно раньше освободить руки. Возможности находиться с ребенком долго у них не было, требовалось как можно раньше выйти на работу, поэтому единственное, что им оставалось, это покрепче запеленать и уложить малыша в кроватку, отучая от маминых рук.


Природа же настаивает на обратном, а если объединить ее с современностью – носить не только на руках, но и в слингах, то можно избежать проблемы наших бабушек – раннего расставания с малышом.

Замечательно, если ваш ребенок – хороший помощник, который без напоминания наводит порядок в комнате, выносит мусор, убирает игрушки, гуляет с собакой. Однако не всем мамам и папам так повезло. Некоторые родители ежедневно борются с маленькими «лентяями», раздражаясь и порой срываясь на крик. Откуда берется детская лень? Как приучить ленивого ребенка к труду?

Что может скрываться за ленью ребенка?

Психологи уверяют, что лень у детей не появляется на пустом месте. Возможно, вы увидите истинные причины такого раздражающего поведения, если внимательно присмотритесь к своему малышу.

1. Недостаток мотивации

Вспомните, с какими горящими глазами дети занимаются тем, что им нравится. Но как только взрослые превращают домашнюю работу в нудную обязанность, скучные и монотонные хлопоты, у ребенка пропадает интерес, а любое занятие становится в тягость.

2. Темперамент

Психологические особенности и индивидуальные особенности личности – это то, с чем дети появляются на свет. Маленький флегматик медлителен, а со стороны кажется, что он ничего не хочет делать. Однако его бесполезно подгонять, он будет работать в собственном темпе. Ленивыми иногда считают и малышей-холериков, которые любят играть, но считают уборку игрушек скучным занятием.

3. Неуверенность в собственных силах

Иногда за ленью скрывается нежелание осваивать что-то новое, боязнь неудачи. Если ребенок не уверен в собственных силах, застенчив, психологически зависим от родителей, он зачастую пугается новых обязанностей и занятий. Даже взрослые не хотят заниматься теми делами, в которых чувствуют себя неуспешными. Однако себя они оправдывают, а на малыша приклеивают ярлык лентяя.

4. Переутомление

Если дневной распорядок детей чересчур плотный и насыщенный (садик, центр развития, бассейн, танцевальный кружок), лень появляется из-за элементарного переутомления.

Кроме того, ленивость может стать ответной реакцией на дефицит игровой деятельности и двигательной активности, когда родители хотят воспитать вундеркинда. В этом случае дошкольные годы ребенка проходят в непрерывной учебе, а его потребности в играх и постоянных движениях не удовлетворяются. Возникает банальная психологическая усталость, которая плавно перетекает в нежелание действовать.

5. Чрезмерная опека

Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность еще в раннем возрасте. «Почему ты так долго копаешься? Давай помогу» , – постоянно говорят мамы и бабушки и начинают убирать за крохой игрушки, кормить, одевать его. Конечно, старшие делают это намного быстрее и аккуратнее. Однако таким образом они вырабатывают у ребенка привычку ждать, что другие люди сделают за него всю работу.

Итак, детская лень не появляется ниоткуда, чаще всего ее формируют, взращивают и подпитывают родители и другие родственники. Создавая «тепличные» условия, которые мешают детям совершать и исправлять ошибки, проявлять инициативу, выбирать интересные занятия, взрослые тем самым воспитывают лежебок. И все же, отчаиваться не следует – выход есть. В ситуации с детской ленью, как и при решении прочих педагогических и психологических проблем, профилактика намного лучше, чем лечение.

1. Личный пример

Малыши учатся новому, подражая своим родителям. Если кроха с раннего детства видит, что мама и папа не в восторге от домашних обязанностей, он станет копировать их поведение, так же пренебрежительно реагируя на родительские поручения. Поэтому не стоит при детях демонстрировать недовольство своей работой, иначе у вас не получится привить у ребенка любовь к труду.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

2. Поощрение инициативы

Не стремитесь выполнять все обязанности за своих детей, дайте им возможность насладиться самостоятельностью. Особенно это касается трех-четырехлетних малышей, которым особенно интересно делать то же самое, что и родители. Поэтому забудьте слова «не мешай», «ты еще маленькая». Если ребенок хочет вымыть тарелку, полить грядку на даче, не мешайте ему. Причем, выполнить работу он должен сам, пусть даже на нее уйдет полчаса вместо ваших пяти минут. Зато у крохи появится повод гордиться собой.

3. Творческий подход

Иногда детям не хватает вдохновения, чтобы действовать. Чтобы убедить малыша разложить игрушки по местам, некоторые родители прибегают к «прянику» (мультфильм, лакомство) или грозят «кнутом» (наказание). Психологи считают, что подобный подход убивает желание трудиться. Вместо это они советуют превратить такое неинтересное занятие, как уборка, в увлекательную игру. Например, собирайте машинки и куклы наперегонки. Или спрячьте посреди игрушек какой-нибудь маленький «секретик» и попробуйте вместе отыскать его.

4. Разумная критика

Чтобы не отбить у ребенка всяческое желание трудиться, откажитесь от неконструктивной критики. Лучше разберитесь, почему ваше чадо не справляется со школьными уроками, не может выучить стихотворение для утренника. Дайте малышу совет – что ему нужно сделать, чтобы в следующий раз у него все получилось. И еще, не называйте детей лентяями и неумехами, этим не вы только не приучите их к труду, но и понизите их самооценку.

5. Домашние обязанности

Постарайтесь закрепить за подрастающим поколением определенные поручения, причем, они должны быть конкретными и действительно нужными, а не выдуманными с воспитательной целью.

Так, дети 3-4 лет могут:

  • убирать игрушки за собой;
  • помогать с сервировкой стола;
  • вытирать пыль;
  • одеваться, умываться и .

Ребенок 5-6 лет уже умеет:

  • наводить порядок в собственной комнате;
  • складывать свою одежду на место;
  • ухаживать за любимым ;
  • застилать и расстилать кровать;
  • присматривать за младшим братиком или сестрой.

В 7-9 лет дети способны:

  • пылесосить;
  • самостоятельно собираться в школу (конечно, с маминым контролем);
  • мыть посуду;
  • помогать бабушке на даче;
  • готовить бутерброды.

Читаем также:

Мнения родителей с форумов

mashkin29 мне кажется, ленивых детей не бывает …. бывают ленивые родители которые не сумели заинтересовать своего ребенка, найти с ним диалог, донести нужность того, что от него хотят … и все это начиная так с 6и месячного возраста примерно, а после 3-х лет так и вообще поздно. сколько вашему лет, и с каких пор он ленив? по каким направлениям?

alenkin92 Дети часто быстро загораются и тут же потухают. они не любят делать однообразную, скучную, неинтересную работу.

Полина Сейчас много таких детей, которые ничего не хотят делать. И виноваты в этом мы, родители. Мы не ограничиваем их сидение за компьютером, мы не проводим с детьми достаточно времени. А дети просто копируют родителей… Надо самим меньше лениться, делать всё вместе с детьми. А вот что говорит психолог про современных детей и их проблемы с безынициативностью и ленью.

Домашние обязанности и поручения ни в коем случае не должны становиться наказанием за плохое поведение и проступки. Наоборот, поощряйте детей за выполнение работы по дому. Например, задержитесь подольше в зоопарке или сходите в кино.

И, конечно, не забудьте похвалить малыша, когда он в первый раз поможет вам в каком-либо деле или получит хорошую оценку. Зачастую именно похвала родителей становится главным стимулом для приучения ребенка к труду. и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Когда в семье появляется малыш, особенно, долгожданный, для мамы нет ничего приятнее лишний раз покачать его на руках, обнять, прижаться к родному комочку. Это не только правильно, но и необходимо в первую очередь самому карапузу. Но что предпринять, чтобы и в дальнейшем, когда кроха подрастет, покачивания и ношения на руках не стали для него постоянной нормой? Как не приучить ребенка к рукам? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Боятся ли мамы приучать малыша к рукам?

Уже выросшим деткам не хватает нежных маминых прикосновений и добрых нежных объятий. Но, в отличие от взрослых и подростков, новорожденным крошках повезло: они все время наслаждаются любовью и теплом родного человека, потому что мамы почти все время носят их на руках. Такие идиллические картинки способны нарушить только причитания бабушек: а нужно ли приучать ребенка к рукам, ведь он может вырасти балованным? Так ли уж правильно прислушиваться к советам представительниц старшего поколения или лучше опираться на инстинкт любящей мамы и по первому требованию грудничка брать его на руки? В среднем период ношения на руках малышей составляет год. Как только карапуз начинает самостоятельно ходить, дополнительные средства передвижения в виде родительских рук ему не нужны. Но что делать до первого дня рождения крохи? Надо просто учитывать некоторые особенности малышей, находящихся в этом возрасте.

Почему грудничок может попроситься на ручки?

Единственной и вполне объяснимой реакцией мамы на плач ее крохотульки будет желание взять ребеночка на руки и постараться успокоить. Женщина, которая совсем недавно стала мамой, в первое время не сумеет распознать по характеру плача малыша, из-за чего он расстроился.

А причины могут быть самыми разными:

  • у малыша мокрые пеленки;
  • он замерз или, наоборот, ему очень жарко;
  • ему одиноко и скучно, не хватает впечатлений;
  • кроха хочет кушать;
  • грудничок устал либо перевозбудился и не может уснуть;
  • его мучают колики, он заболевает.

Уже потом, по прошествии нескольких месяцев, родителей будет мучить вопрос: приучили ребенка к рукам - что делать? А пока мама поскорее берет малыша на руки, стараясь понять, что его так тревожит, в чем он нуждается в данный момент. В ту же секунду, как малыш оказался в маминых объятиях, он чувствует ее любовь, заботу, ему очень комфортно и он успокаивается. Теперь маме становится ясно, из-за чего плакал ее крошка, и она будет устранять причину его слез — переоденет, накормит, согреет...

Стремление малыша постоянно ощущать мамино тепло можно объяснить очень просто: он на протяжении девяти месяцев не расставался с ней, они были единым целым, и теперь, когда крошку что-то беспокоит, он старается найти защиту у родного человека.

Вкратце о проблеме

Максимально подробно о том, существует ли такая проблема и как с ней справиться, может рассказать известный детских врач Евгений Комаровский.

Первое время новорожденный продолжает находиться «на одной волне» со своей мамой. Да, теперь между ними нет соединяющей пуповины, они разделены, но только физически. Психологическая зависимость между ними все еще есть. Именно у малыша она выражена больше всего. Поэтому не стоит удивляться, что карапузу, который в новом для него мире ориентируется еще не очень хорошо, так необходим тактильный контакт с мамой. Со стороны это выглядит так: малыш забеспокоился — мама взяла его на руки, кроха почувствовал ее присутствие, услышал голос, узнал родной запах и успокоился.

Именно этим и пользуются многие мамы с первых самостоятельных дней своего чадушки.

Маленькие хитрецы

Как только малыш издаст хотя бы звук, лежа в своей кроватке, мама уже спешит к нему и берет на руки, если у него колики, мама опять хватает его. За очень короткое время кроха понимает, что получить маму «под бочок» очень просто: достаточно заплакать или засопеть. Но до двух месяцев детки не умеют злоупотреблять доверием, и если уж они попросились на руки, значит, им это действительно необходимо.

Все меняется к трем месяцам. Колики постепенно стихают, они появляются все реже и реже. Мамам уже нет нужды подбегать к малышу ежеминутно, но они все-равно делают это по привычке. А малышам все это очень нравится.

Это как раз тот возраст, когда можно начинать разговоры об избалованности. Теперь уже не надо спрашивать: как понять, что ребенок приучен к рукам. Все и так становится понятно. Чем дальше родители будут тянуть с отучением от рук, тем сложнее им будет это сделать.

Засыпание и укачивание

Так как не приучить ребенка к рукам? Первое время после рождения малыша интересует его новый мир. И пусть он будет находиться только в его комнате. Зато это весьма удобно — мама берет на руки, а карапуз указывает пальчиком, куда он хочет «пойти» дальше. Иногда даже полезно предоставить ему эту возможность, ведь когда крошка научиться ползать, он станет залезать даже туда, куда не надо.

Самую большую сложность будет доставлять засыпание. Именно в этот момент мама способна потерять последние силы, особенно если понадобится укачивать малыша ночами. Для облегчения маминой «работы» можно использовать кроватку, в которой есть маятниковый механизм.

Случается и так, что после того, как малыша покормили, он нуждается в укачивании. И ему не нравится, когда мама пытается убрать его от груди. Правильно будет поступить так: маме можно просто полежать с ним рядом или даже постоять, держа кроху на руках. Только ни в коем случае не ходить и не покачивать его. Малыш с самого детства должен понимать, что мама и укачивания — не одно и то же.

Вместо ношения побудьте рядом

Если ребенок приучен к рукам, как отучить его от этого? Когда малыш становится ручным, а родители пытаются изменить ситуацию, можно постепенно, не спеша, заменить ношение на руках пребыванием вместе с карапузом. Довольно часто желание побыть на маминых руках, в ее объятиях, вызывается обычным страхом: мама ушла. Для малыша, который всего три-четыре месяца назад появился на свет, не видеть маму, даже если она вышла всего лишь в соседнюю комнату, является тревожным сигналом. Для него это означает, что мама ушла очень далеко, неизвестно, когда она вернется и вернется ли вообще. Лучше почитать ему книжки, спеть песенку или даже заниматься домашним хозяйством, но находясь в поле зрения карапузика.

«Ручные» малыши

Почему нельзя приучать ребенка к рукам? Этот вопрос задают многие мамочки, особенно молодые, которым постоянно твердят старшие родственники, что приучение — вредно. Аргументы, выдвигаемые старожилами, довольно простые: малыш быстро привыкает к тому, что, как только он потребует, его сразу же берут на руки. В дальнейшем он научится манипулировать родителями, и чтобы его прихоти удовлетворялись, он будет прибегать к плачу или капризам.

Мнение о вреде данного действа, в принципе, оправдано. Потому что если мама будет слишком быстро реагировать на детские капризы, она будет полностью поглощена только малышом, не оставляя времени на ведение хозяйства или себе на небольшой отдых. К тому же довольно тяжело носить все время малыша на руках, особенно когда он набирает свои килограммчики.

Каким же образом найти пресловутую золотую середину - сохранять психологический комфорт карапуза и как не приучить ребенка к рукам? Действительно, вопрос важный, и родителям в его решении следует прийти к общему знаменателю.

Слинги и тактильные контакты

Конечно, приучать ли ребенка к рукам, - это личное дело каждой мамы. Женщина должна решать это только для себя, как будет удобно лично для нее. Но если мамочка уже поспособствовала тому, что ребенок привык к рукам, как отучить теперь его от этого? Надо приложить некоторые усилия. Причем все действия следует осуществлять из расчета, что малышу ненавязчивое разрывание контакта с мамой не навредит.

Если ребеночек еще совсем маленький, то для отучения подойдет слинг. По удобству и функциональности он не будет уступать ни рукам любимой мамочки, ни коляске. Малыш все так же будет находиться близко к маме, чувствовать себя защищенным. Мама же сможет заниматься своими делами. Главное — правильно подобрать размеры слинга, тогда спина женщины от ношения карапуза не устанет.

Полезно разнообразить тактильные контакты с крошкой. Совершенно не обязательно при первых же звуках плача хватать на руки ребеночка. Если, например, он плачет из-за того, что неудобно лежит, не может уснуть, достаточно просто поправить пеленочки, перевернуть малыша на другой бочок, погладить по плечикам и спинке. Мама может побыть рядом, пока он не успокоится и не уснет.

Разнообразим впечатления

Малышу может быть скучновато лежать в кроватке довольно долго, поэтому ему просто необходимы новые и интересные впечатления. Как не приучить ребенка к рукам в этом случае и одновременно не давать ему возможности скучать?

Можно приобрести подвесные игрушки в кроватку или мобиль. Поможет и звучание музыки (особенно если это классика в обработке), изменение освещения. Чтобы мама могла заниматься домашними делами, не отвлекаясь, карапуза можно посадить (или положить) в коляску и возить за собой в другие комнаты либо на кухню.

Можно и даже нужно носить малыша на руках, особенно если ему это действительно необходимо. Потому что уравновешенным и психологически уверенным в себе человеком он вырастет, только если будет чувствовать любовь, заботу и ласку со стороны родителей.

Эмоции родителей

Если уж так случилось, что малыш приучен к рукам, что надо сделать, чтобы прекратить бесконечные качания?

Знаменитый доктор Комаровский дает простой совет: для начала следует успокоиться именно родителям, выпив настойку пустырника или валерьянки, а потом, собравшись с силами, решиться больше не качать свое чадушко.

Полезные паузы

Конечно же, не получив желаемого укачивания, малыш может начать кричать — очень громко, без остановки и совершенно безутешно. В таком случае мамы начинают пугаться и стараться успокоить ребенка, взяв его на руки. Но делать так нельзя. Надо постараться перетерпеть. Как правило, будет достаточно только двух-трех суток, чтобы карапуз сообразил, что его крик далеко не всегда поможет добиться желаемого. Правда, процесс может немного затянуться.

Так как отучить ребенка от рук? Отзывы мамочек свидетельствуют о том, что можно малыша отвлекать. Например, карапуз накормлен, переодет, уложен в кроватку или манежик. И вдруг он начинает плакать, требуя, чтобы мама взяла его на руки. В этом случае лучше дать в ручки ребенку яркую интересную игрушку либо положить рядом с ним что-то очень для него интересное. Таким образом малыш отвлекается и на время забывает о том, что старался попасть на мамины руки. Со временем таких «пауз» можно делать больше.

Как отучить от рук годовасика?

Иногда бывает и так, что малышу уже год, а он все еще «ручной». Плохо это или хорошо? На этот вопрос каждый родитель должен ответить для себя сам. Как отучить ребенка от рук (отзывы родителей по этому поводу самые разные), чтобы это было сделано правильно и не трагично для малыша? Если кто-то решает, что пока все в порядке, то можно оставить все как есть. Если кто-то придерживается точки зрения, что ребенок уже большой для того, чтобы находиться на руках, значит, надо радикально решать эту проблему.

Как отучить ребенка от рук в год? Вообще, это надо делать примерно с восьмимесячного возраста. Любимая малышами игра в прятки даст возможность привыкнуть к коротким расставаниям с мамой. Для начала надо спрятаться всего на несколько секунд за обычным платочком. Так малыш будет видеть, что мама находится на месте. Со временем мама может спрятаться за дверью, у дивана, но даже в этом случае карапузу необходимо слышать мамин голос. Когда крошка подрастет, игру в прятки можно расширить до пределов разных комнат. Таким образом будет увеличиваться время расставания, да и разлука будет выглядеть не разлукой, а обычной игрой.

Чем заменить пресловутые «ручки»?

Теперь, когда малыш уже стал постарше, он все так же может проситься на ручки. Например, когда он проснулся. Но не стоит сразу же выполнять подобное требование. Маме можно просто прилечь рядом с ним, поцеловать в щечки и пяточки, погладить по спинке.

В годик малыши, в основном, уже ходят — кто лучше, кто хуже. Они могут падать, царапаться или ударяться. В этом случае каждому ребенку важно, чтобы его пожалели. Даже в такой ситуации не стоит брать на ручки, если родители решили отучить малыша от этого. Можно его крепко обнять, пожалеть, посочувствовать, посадить к себе на колени. Такая альтернатива принесет намного больше пользы.

В силу физиологических особенностей приучение ребёнка к горшку не должно начинаться слишком рано, но и запаздывать также не следует.

Необходимо помнить и про фактор индивидуальности: один карапуз уже в спокойно высаживается на ночную вазу, а другой и к трём годам не всегда способен справиться с самообслуживанием.

Исходя из вышесказанного необходимо узнать, когда и как приучать малыша к горшку. Способов овладения этим умением достаточно много, однако лучше узнать поподробнее о самых результативных и наиболее естественных.

О готовности ребёнка к знакомству с горшком

Вероятно, вопрос, когда нужно приучать ребёнка к горшку, является самым распространённым и животрепещущим среди большинства современных мамочек, желающих поскорее привить малышу гигиенические навыки.

Ответ кроется в младенческой физиологии. Учёными доказано, что с первых дней жизни и примерно до годовалого возраста ребёнок не контролирует процессы опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

То есть подобные процессы являются безусловными и не требуют участия коры больших полушарий. Следовательно, малыш не чувствует заполненности прямокишечного канала и мочевого пузыря.

Основная цель обучения ребёнка навыкам опрятности, если говорить по-простому, заключается в том, чтобы сделать условной безусловную реакцию – то есть сделать процессы мочеиспускания и дефекация волевыми и осмысленными актами.

Успешность превращения безусловного рефлекса в осмысленное действие будет определяться тремя главными факторами:

Эти три условия связаны между собой и естественным образом дополняют друг друга. Анализ данных факторов позволяет сделать очевидные и крайне важные выводы. Среди них:

  • чем раньше родители начнут высаживать ребёнка на горшок, тем больше времени и усилий потребуется для обучения этому навыку.
  • чем более развит малыш физиологически, тем быстрее он начнёт писать и какать в ночную вазу.

Можно ли игнорировать эти факторы и выводы? Безусловно. Однако в таком случае приучение ребёнка к горшечным делам будет сопровождаться различными проблемами, о которых поговорим чуть ниже.

Сложности раннего приучения

На форумах нередко встречаются комментарии терпеливых и активных мамочек, которые заявляют, что их дети в 10 месяцев (а иногда чуть ли не в 5 месяцев) могут писать после заветных звуков «пи-пи-пи» и какать после характерного кряхтения «а-а-а».

Подобные «успехи» объясняются достаточно просто. Характерные звуки, издаваемые родителями, приводят к формированию у ребёнка рефлекса: связи между звуками «пи-пи-пи» и мочеиспусканием. Говорить же о возникновении волевого акта не приходится.

Побуждать малыша ходить в горшок должны не специальные звуковые сигналы, а физиологический процесс, который сопровождается переполнением мочевого пузыря или прямой кишки.

Проблемы с, казалось бы, сформированными навыками могут начаться в два годика или чуть раньше. Малыш, уже в 9 или 10 месяцев научившийся сидеть на ночной вазе, внезапно отказывается писать и какать прежним способом, активно протестуя против высаживания.

Подобные ситуации специалисты связывают с физиологическим созреванием ребёнка. Начинает формироваться естественный контроль над наполнением внутренних органов, а родители со своими «пи-пи-пи» заставляют малыша опорожнять ещё пустой мочевой пузырь.

Таким образом, незнание родителей, как и когда приучать ребёнка к горшку, приводит нередко к выработке весьма поверхностных и нестойких навыков опрятности.

Ещё хуже, когда взрослые, расстроенные детскими неудачами в виде луж на ковре, испачканных трусиков или боязни горшка, начинают «насильничать» над малышом: заставляют его сесть на гигиеническое приспособление, запрещают вставать раньше срока и т.д. Этого делать нельзя!

Во сколько приучать ребёнка к горшку?

Итак, исходя из физиологических норм, можно сделать вывод, что обучение малышей навыкам опрятности раньше 12 месяцев не оправдано ничем, кроме родительского желания поскорее избавиться от надоевших подгузников. Конечно, это желание можно понять.

5 основных этапов:

  1. Прежде всего покажите малышу горшок и объясните, для чего он необходим. Помочь смогут резиновые игрушки с отверстиями. В такого медвежонка и пупса набирают воду и выпускают её в ночную вазу, рассказывая, что игрушка писает.
  2. Как научить ребёнка ходить на горшок? Поначалу малыша высаживают после пробуждения, перед приёмом пищи и после него, до засыпания и днём и после него, до прогулки и после неё, перед укладыванием в кроватку на ночной сон.
  3. Теперь следует отказаться от применения подгузников в течение дня. Так ребёнок сможет изучить своё тело, узнать, для чего необходимы половые органы и мягкое место. А ещё он установит взаимосвязь между органами и мочеиспусканием и дефекацией.
  4. Всякий раз, когда получается у ребёнка проситься на горшок и делать свои «мокрые дела», его надо хвалить. Но поощрения не должны выражаться в виде игрушек или лакомств. Хватит обычных одобрительных слов.
  5. Когда ребёнок начинает самостоятельно садиться на горшок, без привязки ко времени суток, значит, подошёл заключительный этап обучения. Нужно закрепить полученный результат, отслеживая характерные признаки готовности к туалету – натуживание и покраснение лица.

Небольшие хитрости

Если вы всё равно не представляете, как приучить годовалого ребенка к горшку, или у малыша постарше случаются «осечки», на помощь придут небольшие хитрости:

  • процесс обучения упростится, если в семье есть старший ребёнок, который уже умеет пользоваться горшком. В этом случае первенец сможет показать младшему, как использовать незнакомое приспособление;
  • приучаем ребёнка к горшку осторожно, не слишком усердствуя. Нет нужды держать малыша на ночной вазе дольше 5 или 7 минут. Если же его принуждать, то он начнёт отказываться даже близко подходить к столь малоприятному предмету;
  • необходимо одевать малыша очень легко и просто. Вот почему специалисты советуют начинать обучение в летний период, когда на детях минимальное количество одежды. Да и сами вещи должны быть без поясов, пуговичек, завязок и пряжек;
  • ставить ночную вазу надо в пределах досягаемости малыша. Тогда он сможет самостоятельно справить нужду, а у мамы будет повод отпраздновать пусть небольшую, но победу. Горшок можно установить в детской, неподалёку от игровой зоны;
  • чтобы гигиеническое приспособление точно пришлось ребёнку по вкусу, выбирать его нужно вместе с будущим хозяином. Пройдитесь по магазинам или присмотрите горшок в сетевом магазине, ориентируясь на предпочтения крохи (изображения животных, любимых героев);
  • можно использовать при обучении навыкам опрятности различные книжечки, которые раскрывают смысл назначения ночной вазы. К примеру, среди мам большой популярностью пользуются такие произведения, как «Медвежонок Федя и горшок», «Макс и горшок».

Насколько продолжительным будет приучение? Всё сугубо индивидуально. Некоторые дети, особенно если они физиологически готовы к контролю над мочевым пузырём и кишечником, могут обрести навык за 2 — 3 недели. Другие справляются за несколько месяцев.

Если же матери кажется, что процесс чрезмерно затягивается, а результат необходим прямо сейчас, можно прибегнуть к быстрым методикам.

Как приучить ребёнка к горшку за 7 дней: основные шаги

Система «Добровольный малыш», которую разработала Джина Форд, помогла немалому количеству матерей, не знающих, как быстро приучить ребёнка к горшку.

  • первый день. После пробуждения избавляются от подгузника, объясняя это малышу тем, что он уже подрос, поэтому теперь будет носить трусики. Затем ребёнка нужно посадить минут на десять, чтобы он пописал и покакал. Если попытка не удалась, повторяйте процесс каждые четверть часа. Можно присесть рядом и объяснять крохе, для чего необходим навык опрятности;
  • второй день. Сейчас нужно тщательно отслеживать детское поведение, чтобы не пропустить ни один признак готовности сходить в туалет. При каждом таком признаке следует предлагать горшок, чтобы закрепить вчерашние успехи;
  • третий день. Тактика поведения остаётся прежней, но дополнительно нужно избавиться от подгузников даже во время прогулки, чтобы не запутать ребёнка. Перед гулянием следует сделать «мокрые дела», а на улице чаще спрашивать, желает ли кроха писать. Можно взять с собой горшок, чтобы не отлучаться в кусты;
  • четвёртый — седьмой дни . На четвёртые сутки и ребёнок, и вы уже приблизительно в курсе, через какие промежутки времени следует пользоваться горшком. А если малыш увлёкся игрушками и позабыл о нужде, вы ему напоминаете. За каждый успех ребёнка нужно хвалить, ведь мамино поощрение – замечательный стимул для приобретения навыка.

Всего за неделю, по утверждению автора и родительниц, удаётся привить крохе гигиенические навыки. Но даже если и через 7 дней будут наблюдаться «осечки», отчаиваться или, тем более, ругать малыша не стоит. Совсем скоро всё обязательно наладится.

Как приучить ребёнка к горшку за 3 дня: условия и правила

В том случае, если необходимо в максимально сжатые сроки познакомить малыша с горшком (например, кроха совсем скоро пойдёт в садик или отправится в путешествие), родителям пригодятся методы экстренного приучения детей к гигиеническому приспособлению.

Разумеется, за столь сжатые сроки ни один ребёнок не сможет сразу же перейти от подгузников к горшку, зато у малышей сформируется база для освоения туалетного этикета.

Правила проведения методики

Метод трёх суток сработает лишь в том случае, если ребёнок старше полутора, но младше двух лет. Кроме того, кроха способен объяснить доступным способом, что хочет пописать или покакать, стремится побыстрее избавиться от испорченного подгузника.

Как приучать ребёнка к горшку за 3 дня? Прежде всего, убедившись, что малыш готов к процессу, нужно познакомить его с грядущими изменениями. Подобное знакомство начинают заранее – примерно за две недели до активных шагов.

Подготовка состоит из нескольких действий:

  • приобретите горшок (если его ещё нет), каждый день объясняйте малышу, для чего необходимо это приспособление. Можно провести инструкцию и во взрослый туалет, рассказывая, что унитаз – тот же горшок, но для взрослых;
  • расскажите за 7 суток до события о том, что от подгузников скоро придётся избавиться, а вместо них появятся трусики и горшок. Купите детское нижнее бельё для «взрослых» ребятишек. Пусть трусики будут с изображением любимых героев;
  • маме понадобится три дня подряд, чтобы всё это время быть рядом с малышом. Поэтому следует взять пятничный или понедельничный отгул, чтобы методика не прерывалась, и заручиться поддержкой супруга;
  • так как придётся 3 дня постоянно быть рядом с малышом, нужно заранее подготовить развлечения для него и себя: мультики, кинофильмы, игры, книжки – всё, что позволит не скучать и не раздражаться.

Как только удастся всё подготовить, следует переходить к активным действиям, тщательно соблюдая все рекомендации специалистов.

Первый день

Утром, как только малыш проснётся, с него снимают подгузник. Допускается надеть ребёнку трусы или оставить его ходить голышом, если, конечно, температура в помещении и сезон этому способствуют.

Ночную вазу ставят в детскую комнату, поближе к крохе. Ему, кстати, можно давать побольше жидкости: воды, молочка или сока.

Это необходимо, чтобы ребёнок захотел опорожнить мочевой пузырь. Или просто поставьте рядом с малышом поилку с любимым напитком.

Родители внимательно наблюдают за своим чадом, отслеживая каждый признак того, что тот хочет в туалет.

В идеале малыш должен заметить чёткую взаимосвязь между желанием пописать и высаживанием на горшок. Можно сажать ребёнка на ночную вазу через каждые 20 минут.

Именно для столь кропотливой работы и нужны, по меньшей мере, двое взрослых. На них будет приходиться значительная нагрузка, поскольку нужно отслеживать каждую попытку помочиться, чтобы связь закрепилась в сознании.

Как приучить к горшку очень быстро? За всякую удачную попытку обязательно хвалите малыша.

Причём говорить нужно не безликие фразы типа «молодец», а конкретно объяснять, почему вы хвалите ребёнка: «Умница, что пописал в горшок».

Неудачи же, напротив, нужно пропускать, не обращая на них никакого внимания. Тем более нельзя ругать или обвинять малыша, чтобы у него не возникли негативные ассоциации, связанные с горшком.

Перед вечерним засыпанием разрешается надеть подгузник. Пусть кроха хорошенько выспится перед следующим днём.

Второй день

Сегодня с ребёнком можно погулять на улице без подгузника. Естественно, лучше не отходить далеко от дома, чтобы в случае неприятного «конфуза» быстренько вернуться в квартиру. Это особенно актуально в осенне-зимний период.

На улицу выходят после того, как малыш пописает и покакает. В тёплое время года можно захватить с собой вещи для переодевания и второй горшок для отправления естественных нужд. После удачной попытки обязательно хвалим ребёнка.

Третий день

В последние сутки следует добавить ещё одну прогулку, чтобы малыш контролировал процесс опорожнения кишечника и мочевого пузыря как дома, так и на улице.

Перед любым режимным мероприятием (прогулка, дневной сон) необходимо высаживать ребёнка на ночную вазу. Такую же процедуру повторяют по возвращении домой и после пробуждения.

Если вы не знаете, как приучить ребёнка к горшку в 2 года в максимально сжатые сроки, придёт на помощь трёхдневный курс. По окончании методики малыши обычно хорошо реагируют на горшок, часто даже самостоятельно высаживаются на него.

Лучше всего обойтись без одежды, но если в помещении прохладно, нужно выбирать правильные вещи – без пуговок, лямок, молний и прочих застёжек. В ином случае ребёнок не сможет быстро снять бельё и сделает «мокрое или грязное дело» прямо в трусики.

Приучение к горшку за 1 день: возможно ли это?

Используют этот метод, если крохе уже исполнилось 2 годика, он понимает обращённую к нему речь и может объясняться соответственно возрасту с родителями. Также следует заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку маме придётся весь день находиться рядом с ребёнком.

Приучение к горшку за 1 день подразумевает обеспеченность некоторыми нужными предметами, среди них:

  • резиновая кукла с дырочкой для демонстрации мочеиспускания;
  • сам горшок;
  • любимые детские напитки;
  • одноразовые трусы.

Чем больше ребёнок пьёт, тем чаще у него возникают позывы к опорожнению мочевого пузыря. Следовательно, тем скорее родителям удастся приучить кроху к пользованию горшком. Поэтому необходимо давать своему чаду больше жидкости.

Чтобы малыша ничто не отвлекало от процесса обучения, нужно уединиться с ним в комнате и ограничить контакт с другими домочадцами. Затем крохе показывают, где стоит ночная ваза, учат его стягивать и натягивать трусики.

Поскольку опорожнение мочевого пузыря предполагает полное расслабление, простыми словами доводят до малыша мысль, что ему необходимо спокойно сидеть на горшке и ждать, пока «не польётся водичка».

Продемонстрируйте на примере резиновой куклы, что вы ждёте от своего чада. Для подкрепления инструкции жестами показывайте, как садиться, расслабляться и вставать после писания. Обязательно хвалите кроху за каждое удачное действие, используя словесное одобрение, объятие.

Как правильно приучить ребёнка к горшку за 1 день? Важно уделять особое внимание личной гигиене. После каждого мочеиспускания нужно помогать крохе выливать содержимое ночной вазы в унитаз и мыть руки с моющим средством.

Мнения об этой методике неоднозначные. Некоторые мамы признают её эффективность, другие же отмечают, что за одни сутки научить малыша писать и какать в горшок практически нереально.

Приучение к горшку девочки и мальчика: имеются ли отличия?

Нередко даже пол ребёнка влияет на скорость и особенности обучения навыкам опрятности. Многие специалисты и родительницы указывают, что маленькие леди более послушны и усидчивы, нежели мальчуганы.

Девочки стараются во всём подражать маме, поэтому им несколько проще понять принцип процесса. А из-за природной усидчивости многие малышки больше времени проводят на горшке, что существенно повышает вероятность благополучного окончания мероприятия.

Однако некоторые девочки отличаются повышенной стеснительностью — вот почему они предпочитают терпеть позывы к опорожнению мочевого пузыря, что приводит в итоге к мокрым штанишкам.

Юные джентльмены активнее, не такие усидчивые и наблюдательные, как девочки, и больше тянутся к отцам. А поскольку папы проводят много времени на работе, то и навык к мальчикам придёт несколько позже. Мамочка ведь не сможет показать, как нужно писать стоя.

Специалисты советуют при приобретении полезного приспособления учитывать пол ребёнка. Для малышек больше подойдёт изделие с округлым отверстием, для мальчугана стоит подобрать горшок с особой выемкой и валиком, которые предупредят разбрызгивание.

Как приучить девочку к горшку? Обучение малышки проходит стандартно. А вот процесс приучения мальчика немного отличается. Юного джентльмена сначала стоит приучить пользоваться ночной вазой сидя, поскольку опорожнение кишечника и мочевого пузыря в столь юном возрасте происходит одновременно.

Только после этого переходят к «мужскому» варианту. Пусть его покажет папа, а маме затем останется лишь следить за меткостью крохи, который вначале будет обязательно обрызгивать всё вокруг. Проблему, как приучить мальчика к горшку, лучше решать в игре. Это идеальный способ обучения.

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Современные изготовители гигиенических средств для детей предлагают приобрести специальные трусы или подгузники для обучения навыкам опрятности. Подобные «обучающие» средства отличаются слоем, который остаётся влажным и приводит к ощутимому неудобству.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

К сожалению, не всегда обучение детей гигиеническим навыкам проходит гладко. Встречается как регресс умения, так и всевозможные страхи перед горшком. Кроме того, некоторые ребятишки в силу проблем со здоровьем не способны самостоятельно научиться писать в ночную вазу.

Шаг вперёд – два назад

Нередко мамы отмечают парадоксальные ситуации, когда умеющий пользоваться горшком ребёнок внезапно отказывается на него садиться. А если родители настаивают, то закатывает самую настоящую . Вероятных причин у подобного явления несколько:

Чтобы справиться с возникшими трудностями, нужно выяснить первопричину нежелания справлять нужду в ночную вазу. Как только вы избавитесь от источника проблемы, можно переходить к повторному приучению.

Боязнь пластикового «друга»

Ещё одна частая ситуация – иррациональный страх перед горшком. Родителям в такой ситуации просто не удаётся усадить кроху на него, поскольку ребёнок плачет, вырывается, бьётся в истерике при одном только виде гигиенического аксессуара.

Выделяют несколько источников подобного поведения:

  1. Слишком раннее приучение к горшку, когда малыш не готов по всем параметрам.
  2. Скупость родителей на похвалу при успехах ребёнка и жёсткое наказание за неудачи.
  3. Не слишком удачное знакомство с ночной вазой. Например, малыша усадили на холодный предмет, который к тому же оказался неустойчивым.
  4. Физиологические или психологические , при которых у малыша формируется ассоциация: болезненные ощущения при высаживании на горшок.
  5. Обычная детская стеснительность или нежелание совершать дефекацию и мочиться на глазах у близких людей.

Для изменения ситуации необходимо на некоторое время оставить ребёнка в покое, подождать, пока его страхи забудутся. Неправы те мамочки, которые бегают за плачущей крохой с горшком наперевес. Подобное недальновидное поведение лишь усилит детскую фобию.

Специалисты рекомендуют проигрывать тревожащую ситуацию в игровых сюжетах. Пускай малыш высаживает на горшок пупсов, роботов, мягких игрушек. Главная задача – вызвать положительные эмоции непосредственно к ночной вазе и сидению на ней.

Придумайте сказочные истории с терапевтической направленностью на горшочную тему. В таких рассказах добрый и печальный горшок ждёт, когда его хозяин поиграет с ним, а затем пописает и покакает в него. Сюжет ограничивается только родительской фантазией.

Может сработать и следующий приём. На пластиковый аксессуар наклеиваются глазки и улыбающийся рот из клейкой бумаги. Можно дополнительно украсить горшок и фигурками, изображающими любимых персонажей малыша.

Иногда проблемы с привитием ребёнку гигиенических навыков связаны не с психологическими, а медицинскими факторами. Если дневное и ночное непроизвольное испускание мочи наблюдается после пяти лет, впору обращаться к доктору.

Неконтролируемое мочеиспускание может быть вызвано несколькими проблемами:

  • врождённые патологии мочеполовых органов;
  • воспаление мочевыводящих путей;
  • несовершенство нервной системы;
  • наследственность;
  • продолжительные стрессовые ситуации.

Диагностикой и лечением энуреза занимаются два специалиста: уролог и невролог. Прежде всего родителям стоит показать ребёнка именно урологу, который проведёт обследование внешних половых органов (девочку дополнительно могут направить к детскому гинекологу).

Кроме того, уролог может назначить такие лабораторные и инструментальные исследования, как общий анализ мочи, ультразвуковое изучение почек и мочевого пузыря. При исключении аномалии урологического характера ребёнка отправляют на консультацию к неврологу.

Несколько выводов

Вопрос, как приучить ребёнка к туалету, действительно актуален. В конце статьи мы собрали самые важные рекомендации и правила, которые способны помочь взрослым облегчить и ускорить процесс обучения малыша гигиеническим навыкам:

  1. Необходимо учитывать физиологическую и психологическую готовность детей к обучению.
  2. Оптимальный возраст, по мнению экспертов, – от полутора до двух лет. Лучше позже, чем раньше.
  3. Нужно приготовиться к неминуемым «осечкам» при приучении ребёнка, стоит чаще его хвалить и не обращать внимания на неудачи.
  4. Не следует настаивать на опорожнении кишечника и мочевого пузыря, заставлять малыша тужиться «во всю мочь».
  5. Можно выбрать как длительный отказ от подгузников, так и ускоренные методики приучения к горшку. Всё зависит от вашего настроя и особенностей ребёнка.
  6. Приобретать ночную вазу лучше вместе с малышом. Так вы покажете значимость события и сможете скорее «подружить» горшок и ребёнка.
  7. Если не получилось с первого раза, подождите. Отложите пластикового «приятеля» на антресоль, забудьте о проблеме на пару месяцев, а затем опять ненавязчиво пробуйте отказаться от подгузников.
  8. Если ребёнок боится горшка, подождите, пока страхи улягутся, а уже затем вновь начинайте знакомство с этим полезным гигиеническим аксессуаром.
  9. При неконтролируемом мочеиспускании после 5 лет следует обязательно проконсультироваться с неврологом и урологом.

Следует понимать, что все представленные сроки являются достаточно условными, поэтому родителям, в первую очередь, следует ориентироваться не на усреднённые данные, мнения знакомых и подруг, а на особенности своего ребёнка.

Именно они и ответят на вопрос, как и когда приучать к горшку. Ну а многие педиатры советуют помнить, что практически все здоровые дети 5 года жизни умеют ходить в ночную вазу или унитаз. Поэтому не стоит слишком усердствовать, пытаясь доказать что-то своим подружкам и знакомым.