Игры для развития артикуляции. · щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот

Артикуляционные игры

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок на скамеечке»

Цель игры: развить артикуляцию ребенка,

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на скамеечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10-15 с.

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок подними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Язычок потягивается»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.

Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медленном темпе 10-15 раз.

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к левому углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нужно двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.

Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попеременно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выполнить 10 раз.

Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верхнюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10-15 раз.

Игра «Прятки»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10-15 раз.

Игра «Валик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние передние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыдущего упражнения язык в форме валика перемещается вперед - назад. Повторить 10-15 раз.

Игра «Язычок-кисточка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10-15 с.

Игра «Как едет лошадка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно сопровождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Выполнить 10-15 раз.

Игра «Как растет гриб»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дотронуться языком до нёба и подержать его в таком положении 5-10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь аккуратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.

Игра «Сдуй снежинку»

Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и приподнять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Давай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.

Игра «Изобрази индюка»

Цель игры: развить артикуляцию

Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»

Игра «Хомячок»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с силой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.

Юлия Фесенко
Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата. Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики

Упражнения по развитию у детей артикуляционной моторики .

Занятия по развитию подвижности артикуляционного аппарата и моторики рук , должны носить подражательный характер.

Предложите своему ребёнку немного «пообезьянничать» . Взрослый будет показывать движения, а ребёнок должен повторить движения за вами.

Показать как воет волк, (вытянуть губы вперёд и произнести звук у-у-у-у) . Следует ребёнка научить вытягивать губы трубочкой.

Научить ребёнка надувать щёки и резко «разрывать» смычку губ.

Попросить ребёнка «полакать» , как котёнок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

Пощёлкать язычком, поцокать, как лошадки (подготовка для артикуляции звука –р- ) .

Закроем – откроем домик.

Научить ребёнка смыкать и размыкать обнажённые губы (подготовительные упражнения для артикуляции звуков с , з, ц, ш, ч, щ).

Чтобы было интересно выполнять все эти упражнения , можно превратить занятия в рассказывание занимательной сказки. Можно использовать небольшие стихотворения.

Мы в лес пойдём,

Грибов наберём.

Папу громко позовём,

Ау – ау – ау – ау.

Ай ду – ду – ду – ду – ду – ду – ду,

Сидит ворон на дубу.

Ай качи – качи – качи,

Под подушкой калачи.

Встань малыш ещё разок. Ещё разок.

Сделай маленький шажок. Топ, топ, топ, топ.

Гуси, гуси га –га –га. Пить хотите? Да – да – да.

Гуси, гуси! Вот вода. Га, га, га, га, га, га.

Чики, чики, чикалочки,

Едет Ваня на палочке, а Дуня на тележке, щёлкает орешки.

Ку – ка – ре – ку! Кур стерегу.

Куд – кудах, снеслась в кустах.

Наши уточки с утра, кря – кря – кря – кря.

Наши гуси у пруда, га –га –га.

А индюк среди двора, бал – бал – бал – бал.

Наши курочки в окно, ко –ко –ко –ко.

А как Петя – петушок, ранним утром поутру.

Нам споёт, ку – ка – ке – ку!

Так – же необходимо развивать у детей голосо – дыхательные упражнения .

Такие упражнения помогают детям на подготовительном этапе для формирования у него шипящих и свистящих звуков. Существует много игр по развитию дыхания . Вот некоторые из них :

Дуть на одуванчик, вату, пушинку, мелкие бумажки.

Налить тазик с водой и научить ребёнка дуть на мелкие предметы которые могут плавать в тазу (кораблики, рыбки, уточки) .

Пускание мыльных пузырей.

Игра на музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков.

Наряду с играми по развитию дыхания необходимо учить ребёнка правильно пользоваться голосом и интонацией :

Протягивать различные гласные звуки, а – у – е – о – ю – я, разматывая при этом верёвочку. Верёвочка может быть при этом длинная или короткая в зависимости от того, какой ритм речевого выдоха у ребёнка. При длительном выдохе голос звучит долго и верёвочка получится длинной. При коротком – голос быстро обрывается, и получается короткой.

Эту игру с ребёнком можно продолжить в сочетании с гласными звуками. Игра «Кто больше скажет» , га – га – га – га, кис – кис – кис – кис, ду – ду – ду –ду, му –му – му – му, и т. д.

Развитие у детей подражательной стороны хорошо сочетается с наглядностью. Такие игры как, «Кто как говорит» , ребёнок не только учится говорить, как животные, но и запоминает их внешний вид, названия, а в дальнейшем их разновидность (домашние или дикие) .повторяя вслед за взрослым слова и фразы, ребёнок укрепляет свой артикуляционный аппарат .

Эти занятия необходимы для детей маленького возраста , у которых развивают не только понимание речи, но и произносительные возможности. Со временем ваш ребёнок научится правильно произносить не только слоги, короткие слова, но и сложные, которые включают в себя в себя два, и более слогов, и тем самым, вы поможете своим детям воспроизводить правильно слоговую структуру слова, исключая укорачивание слов, пропуски звуков в словах. Если нарушения в речи до определённого возраста не исправятся, то необходимо в таких случаях получить консультацию у логопеда.


«Весёлый язычок»

Развитие артикуляционной моторики

Правильное произнесение звуков обеспечивается бла­годаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мяг­кое нёбо. Точность, сила и дифференцированность дви­жений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. У ребенка, имеющего общее недоразвитие речи вследствие недоразвития или мозгового поражения, нарушается подвижность органов артикуляционного аппарата.

Работа по развитию подвижности органов артику­ляционного аппарата проходит по следующим направ­лениям:

· проведение дифференцированного массажа лицевой и артикуляционной мускулатуры;

· проведение работы по борьбе с солевацией;

· проведение артикуляционной гимнастики .

Артикуляционная гимнастика

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артику­ляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и опреде­ленных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки за­креплялись.

При отборе упражнений для артикуляционной гим­настики надо соблюдать определенную последователь­ность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для по­вторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать пра­вильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим руч­ным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Показывает его выполнение.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контроли­рует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнасти­ку, должен следить за качеством выполняемых ребен­ком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движе­ния к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрич­но по отношению к правой и левой стороне лица. В про­тивном случае артикуляционная гимнастика не дости­гает своей цели.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражне­ние неверно, — это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), под­бодрить («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).Если у ребенка при выполнении упражнений на­блюдается саливация, то перед артикуляционной гим­настикой рекомендуется проведение следующих уп­ражнений:

1.Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2.Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3.Вызывая пассивно и активно жевательные движе­ния, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слю­ну; можно подкрепить просьбой.

4.Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твер­дую пищу (можно печенье), это стимулирует движе­ния жевательной мускулатуры и приводит к необ­ходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизволь­ные движения переходят в произвольные).

5.Произвольное закрытие рта за счет пассивно-ак­тивных движений нижних челюстей. Сначала пас­сивно: одна рука логопеда — под подбородком ре­бенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

· рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

· намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

· поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гим­настике. На первых порах движения будут выполнять­ся не в полном, не в точном объеме, затем закрепляют­ся в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хо­боток», чередование их).

Далее вводятся следующие упражнения:

1.« Непослушные губки». Покусывание и почесыва­ние сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2.«Улыбка -трубочка». Вытянуть вперед губы тру­бочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3.« Хоботок». Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4.« Рыбка »:

· хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук);

· сжать большим и указательным пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя паль­цами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз;

· щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения раздавался характерный звук «по­целуя».

5.« Уточка». Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все осталь­ные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как мож­но сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6 .«Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воз­духа легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук,похожийна фырканье лошади.

7. «Львенок сердится». Поднимать верхнюю губу так, чтобы были видны верхние зубы.Опускатьнижнюю губу, обнажая нижниезубы.

8.« Губки спрятались». Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9.« Воздушный шарик» (если губы совсем слабые). Сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту.

10.«Сильные губки»:

· удерживать губами карандаш, пластмассовую тру­бочку. Карандашом нарисовать круг (квадрат);

· удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Артикуляционная гимнастика для губ и щек

1.« Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.« Толстушка». Надуть обе щеки, потом наду­вать щеки поочередно.

3. «Худышка». Втянуть щеки.

4.« Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по наду­тым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнас­тики рекомендуются следующие упражнения:

· помещение кончика языка к внутренней поверхнос­ти нижних резцов;

· вытягивание языка вперед и убирание его назад;

· стимуляция мышц корня языка. Сначала произволь­но, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движе­ния закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференци­рованных движений языка. С этой целью целенаправ­ленно подбираются движения, направленные на выра­ботку нужного артикуляционного уклада, с учетом нор­мальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ре­бенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

1.« Блинчик». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык удерживается в полости рта в расслабленном, спо­койном состоянии под счет до 5-10. Следить, чтобы язык не сужался, а кончик касался нижних зубов.

2. «Лопаточка». Рот открыт, губы в улыбке, поло­жить кончик языка на нижнюю губу «лопаткой», боко­вые края языка касаются углов рта. В спокойном, рас­слабленном состоянии удерживать язык под счет до 5- 10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, не выходя за ее пределы. Если язык не получается сделать широким, можно пошлепать по нему губами, произнося пя-пя-пя, или нараспев тянуть звук [и].

3. «Накажем язычок». Губы в улыбке, легко поку­сывая, промассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и втягивая его в рот. Потом чесать язык зубами.

4. «Иголочка». Рот открыт, губы в улыбке, высу­нуть язык наружу «иголочкой», тянуться к отодвигае­мому от языка пальцу, карандашу, конфетке. Следить, чтобы губы и челюсти былинеподвижны.

5. «Качели». Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы че­люсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе.

6. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке. Облизнуть кончиком языка верхнюю губу от одного угол­ка рта до другого. Следить, чтобы язык доходил до угол­ков рта, движение было плавным, без скачков, челюсть не двигалась. Так же облизать нижнюю губу. Потом облизать губы по кругу.

7.« Почистим зубки-1». Рот закрыт. Облизывать зубы под нижней, потом под верхней губой. Следить, чтобычелюсть и губы не двигались.

8.« Почистим зубки-2». Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка. То же по­вторять с открытым ртом.

9.Рот открыт, губы в улыбке. Плавно провести язы­ком по верхним зубам, прикасаясь к каждому зубу, пе­ресчитывая их. Следить, чтобы челюсть не двигалась. То же движение — по нижним зубам.

10.Рот закрыт. Напряженный кончик языка упира­ется то в одну, то в другую щеку. То же, но рот открыт.

11.« Почистим зубки-3». Рот закрыт. Кончик языка упирается в щеку и делает языком движения вверх-вниз. Следить, чтобы челюсть не двигалась.

12.« Фасолька». При паретичном, вялом языке пе­ремещать во рту фасоль, горох и т. п.

13.« Качели». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к носу и опускать к подбородку. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

14.« Качели-1». Рот открыт, губы в улыбке. Подни­мать широкий язык к верхним и опускать к нижним зубам. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, челюсть не двигалась, язык не сужался.

15.« Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка положить на альвеолы за нижними зубами с внутренней стороны, потом поднять на бугор­ки за верхними зубами тоже с внутренней стороны. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

16.« Фокус». Рот открыт, губы в улыбке. Язык вы­сунуть «чашечкой», «ковшиком». Сдуть ватку с кон­чика носа, воздух выходит по середине языка, ватка летит строго вверх. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а нижняя губа не натягивалась на нижние зубы.

17. «Барабанщик». Рот открыт, губы в улыбке. Бо­ковые края языка упираются в боковые верхние зубы. Многократно барабанить напряженным широким кон­чиком языка по верхней десне: д-д-д, постепенно убыст­ряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двига­лась, губы оставались в улыбке, звук носил характер четкого удара, чтобы отчетливо ощущалась выдыхае­мая струя воздуха.

18. «Дождик». То же, но произносить ды-ды-ды. Как и в упражнении 17, работает только язык. Для контро­ля можно поднести ко рту полоску бумаги. При пра­вильном выполнении она будет отклоняться.

19.« Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед- назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы по­глаживая ее. Темп убыстряется постепенно, добавляет­ся звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл (индюк разговаривает). Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняячелюстьне двигается.

20. «Лошадка-1». Рот открыт, губы в улыбке. Широ­кий кончик языка прижать к нёбу за верхними зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.

21 .«Лошадка-2». То же, но беззвучно.

22. «Катушечка». Рот открыт, губы в улыбке. Ши­рокий кончик языка упирается в нижнюю десну, спин­ка языка выгибается. Следить, чтобы язык не сужался, кончик языка оставался у нижних зубов и не оттяги­вался назад, челюсть и губы были неподвижны.

23.« Приклей конфетку-1». Присасывание спинки языка к нёбу, сначала при сомкнутых челюстях, а за­тем при разомкнутых. Если присасывание не удается, то на спинку языка можно положить липкую конфе­ту — ребенок старается, прижимая спинку языка к нёбу, сосать конфету.

24.« Приклей конфетку-2». Рот открыт, губы в улыб­ке. Широкий язык присосать к твердому нёбу, удержи­вать под счет до 10, потом оторвать со щелчком. Сле­дить, чтобы губы и нижняя челюсть не двигались, бо­ковые края языка были одинаково плотно прижаты (ни одна половинка не должна провисать). При повторении упражнения открывать рот шире.

25.« Гармошка». Присосать спинку языка всей плос­костью к твердому нёбу. Не отпуская языка, закры­вать и открывать рот, растягивая подъязычную уздеч­ку. При повторении упражнения надо стараться откры­вать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны, не провисала одна из сто­рон языка.

26 .«Дразнилка». Кончик языка высовывается на­ружу и двигается между губами сначала по вертикали, а затем по горизонтали, при этом чувствуется напряже­ние в уздечке языка. При включении голоса получаетсязвук, похожийна детское«поддразнивание».

27. «Ветерок». Рот открыт, губы в улыбке. Поло­жить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти

Необходимым условием четкой речи является уме­ние правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Комплекс упражнений для развития мышц нижней челюсти:

1. «Трусливый птенчик». Широко открывать и зак­рывать рот так, чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух паль­цев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высо­вывается. Упражнение выполняется ритмично.

2. «Акулы». На счет «один» челюсть опускается, на «два» — челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» — челюсть опущена на место, на «четыре» — че­люсть двигается влево, на «пять» — челюсть опущена, на «шесть» — челюсть выдвигается вперед, на «семь» — подбородок в обычном удобном положении, губы сомк­нуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. «Верблюд». Имитация жевания с закрытым и от­крытым ртом.

4. «Обезьяна». Челюсть опускается вниз с макси­мальным вытягиванием языка к подбородку.

5. «Сердитый лев». Челюсть опускается вниз с мак­симальным вытягиванием языка к подбородку и мыс­ленным произнесением звуков [а] или [э] на твердой ата­ке, сложнее — с шепотным произнесением этих звуков.

6. «Силач-1». Рот открыт. Представить, что на под­бородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

7. «Силач-2». Поставить руки на стол, сложить ла­дони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони.Расслабиться.

8. «Силач-3». Опустить челюсть вниз с преодолени­ем сопротивления (взрослый держит руку под челюс­тью ребенка).

9. «Силач-4». Открывать рот с откидыванием голо­вы назад с преодолением сопротивления руки взросло­го, лежащей на затылке ребенка.

10. «Дразнилки». Широко, часто открывать рот и произносить па-па-па.

Артикуляционная гимнастика для мышц глотки и мягкого нёба

1.« Спатьхочется»:

· позевывать с открытым и закрытым ртом;

· позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2 .«Горлышкоболит»:

· произвольнопокашливать;

· хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

· покашливать с высунутым языком;

· имитировать полоскание горла с запрокинутой го­ловой;

· полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, со­ком с мякотью, кефиром);

· глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

· глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4.Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5.Подражать:

· стону;

· мычанию;

· свисту.

6. «Силач»:

· запрокидывать голову с преодолением сопротивле­ния. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

· опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

· запрокидывать и опускать голову при сильном на­жатии подбородком на кулаки обеих рук;

Игры для развития артикуляции

Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком.

Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые вызывают эффект, сходный с массажным, то есть способствуют активизации кровообращения в области губ и языка. Заниматься нужно с 2 лет, сидя перед зеркалом, чтобы малыш видел свое лицо и лицо взрослого и мог сравнивать те движения, которые ему показывают, и собственные.

Пассивную гимнастику, как правило, рекомендуют маленьким детям, которые сами не в состоянии выполнять активную артикуляционную гимнастику из-за снижения подвижности губ и языка. Движения нужно выполнять медленно и ритмично, повторяя 3–4 раза, желательно 2–3 раза в день.

Артикуляционные упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом. Статические упражнения подразумевают удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 3-10 секунд (двухлетнему малышу достаточно 3–5 секунд). Динамические упражнения требуют многократного повторения одного и того же движения. Благодаря им у малыша будет формироваться умение быстро переключаться с одного артикуляционного положения на другое.

Помните: ребенок может отказаться выполнить упражнение не потому, что не хочет, а потому, что не может. Так будьте же терпеливы!

Массаж лица и губ

Направление движений – от середины лба к ушным раковинам.

Вид движения – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от бровей к волосистой части головы.

Виды движений

Направление движений – от носа к вискам (по щекам).

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от середины верхней губы к ушным раковинам (по щекам).

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от середины верхней губы, вокруг рта, на подбородок.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – от крыльев носа к углам губ (носогубные складки).

Вид движения – поглаживание.

Направление движений – от середины подбородка до ушных раковин.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, растирание, поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – по верхней губе от уголков рта к середине губы.

Виды движений – по порядку их выполнения: поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

Направление движений – по нижней губе от уголков рта к середине губы.

Виды движений – поглаживание, разминание, поглаживание, вибрация, поглаживание.

автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

Из книги Пропедевтика детских болезней: конспект лекций автора О. В. Осипова

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

Из книги Мой малыш родится счастливым автора Анастасия Такки

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Дудочка и колокольчик

Педагог показывает детям инструменты – дудочку и колокольчик – и говорит: «Дудочка дудит вот так: «Ду-ду-ду!», колокольчик звенит вот так: «Динь-динь-динь!».

Затем педагог показывает детям то один, то другой инструмент, а дети изображают, как инструмент звучит.

Через повторение сочетаний «ду-ду» и «динь-динь» закрепляется произношение твёрдых и мягких звуков.

«Угадай, что звучит»

«Скажи, кто как кричит»

Эти игры можно проводить с использованием игрушек. Педагог показывает игрушку-зверушку, дети изображают, как они «кричат»:

Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?

Можно и наоборот: педагог изображает «крик» животного, а дети находят это животное в ряду игрушек:

Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря)?

«Кто топает?»

В этой игре дети сначала рассматривают большого Мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем воспитатель предлагает детям громко произнести: «ТОП-ТОП-ТОП!». Так топает взрослый медведь. А если произнести тихонько: «топ-топ-топ», значит, топает Мишутка.

Сначала воспитатель произносит слова в разной громкостью и высотой голоса, а дети отгадывают, «кто идёт». Затем можно предложить детям (по очереди) «загадать» Мишку или Мишутку.

По этому принципу можно придумать много похожих игр. Например, педагог прячет игрушки Зв ширму, произносит за них разные слова, а дети угадывают, кто с ними разговаривает.

«На барабане - барабанят, на дудочке – дудят»

Педагог рассматривает вместе с детьми музыкальные инструменты и говорит: «На барабане – барабанят, на дудочке – дудят».

Затем дети закрывают глаза, а педагог ударяет по барабану барабанными палочками:

Что барабан делает?

Барабанит.

Как он барабанит?

Громко.

А сейчас как он барабанит?

Тихо.

Затем педагог берёт дудочку и дудит.

Что дудочка делает?

Дудит.

Как она дудит?

Тихо.

А сейчас как дудит?

Громко.

Игра повторяется несколько раз. Затем можно пригласить двух детей: одному дают барабан и палочки, другому – дудочку. Остальные дети закрывают глаза. По сигналу педагога барабанщик барабанит.

Что звучит?

Барабан.

Барабан что делает?

Барабанит.

Как барабан барабанит – громко или тихо?

И т.д.

Затем точно так же обсуждается звучание дудочки.

Для этой игры понадобятся игрушки: мышка и мышонок, утка и утёнок, лягушка и лягушонок, корова и телёнок, кошка и котёнок. Если подбор игрушек вызовёт затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая детей к совместной деятельности.

В гости к детям приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Дети должны угадать, чей голос они услышат.

Мяу-мяу. Кто это мяукает? (Кошка)

У мамы кошки есть детёныш. Он мяукает как? (мяу-мяу)

Му-у-у – кто так мычит? (корова)

А кто у не детеныш? (Телёнок)

Теперь ещё раз послушайте и угадайте, кто это мычит, корова или телёнок.

А кто квакает тоненько? (Лягушонок)

Лягушка-большая и квакает грубым голосом, а её детёныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Можно предложить детям правильно позвать игрушку, тогда с ней можно поиграть: «Лягушонок, иди к нам». «Утёнок, поиграй со мной»

Игра «Найди звук»

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательными являются слон и собака. Взрослый предлагает ребёнку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука с (слон, собака). Если ребёнок называет слово, в котором нет звука с, то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, коошкаа.

Кошка не может ехать в машине. В слове «кошка» нет звука с.

Ребёнок выбирает гуся. Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

Машина не поедет,потому что в слове гусь слышится звук сь, а не с.

Игра «Громко – шёпотом», «Быстро – медленно»

Взрослый говорит, что в гости к котёнку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе с детьми:

«Са-са-са – прилетела к нам оса».

Затем эта рифмовка повторяется с разной силой звука: громко – тихо - шёпотом (вместе со взрослым и без его помощи, хором и индивидуально).

«Су-су-су – кот прогнал осу». (Текст проговаривает быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно:

«Са-са-са - …» («там летит оса»).

«Су-су-су - …» («как прогнать осу?», «я боюсь осу»).

«Как мяукает котёнок?»

Взрослый берёт куклу и начинает рассказывать: «Это Таня. Идёт она с прогулки домой и слышит: кто-то жалобно мяукает. Вот так: «Мяу-мяу!» (жалобная интонация). Как мяукал котёнок?

Дети (или кто-то один из детей) повторяют за педагогом слова «Мяу-мяу!».

Взяла Таня котёнка на руки, принесла домой, налила ему в блюдце молока. Котёнок радостно замяукал. Вот так: «Мяу-мяу!» (радостная интонация).

Тут прибежала собачка и стала громко лаять на котёнка. Рассердился котёнок и стал мяукать сердито. Вот так: «Мяу-мяу!» (сердитая интонация). Но Таня быстро их помирила. Котёнок и щёнок стали весело мяукать и лаять».

Затем кто-то из детей рассказывает историю самостоятельно, передавая интонации, требуемые содержанием текста. Взрослый, в случае необходимости,помогает отдельным словом или предложением.