Как будет вести себя ребенок если. Воспитание детей: как правильно вести себя с ребенком

Бывает так, что у твоей половинки от предыдущих отношений остался ребенок. Как вести себя с чужим ребенкам, чтобы завоевать его доверие и любовь?

1. Будь игривой, легкой и ненавязчивой с его ребенком.

2. Открой для себя мир ребенка. Поинтересуйся у отца об увлечениях ребенка, любимых занятиях. Соответственно с полученной информацией и вноси предложения совместного досуга с новым ребенком. Если ребенок не хочет – не настаивай, имей терпение.

3. Не пытайся пока дисциплинировать. Пока не будет доверия – ребенок слушаться не будет. Ты сделаешь только хуже. Установка правил и границ – прерогатива родных родителей.

4. Не ревнуй, когда партнер ставит ребенка на первое место. Любишь и хочешь быть рядом, прими его таким, какой он есть и с кем он есть. Дети требуют времени. Если потребность во внимании и заботе у женщин – это каприз, то у детей, чаще всего, это жизненная необходимость. Давай возможность отцу и ребенку побыть наедине.

5. Сближайся с ребенком постепенно, завоевывай симпатию, потом доверие. Путь к успеху - в маленьких победах.

6. Разговаривай с ребенком, проявляя к нему максимум уважения. Никакого тона свысока. Не критикуй их и тем более, не унижай. Радуйся, что он вообще с тобой разговаривает – это уже достижение.

7. Относись терпимо к детской ревности. Никак не реагируй на попытки задеть тебя. Будь спокойной и уверенной в себе.

8. Помни, что все дети разные. Не сравнивай ребенка с соседскими или детьми в фильмах. Ситуации разные и их разрешение тоже могут быть другими.

9. Пока не установишь связь с его ребенком, не заводи тему о том, что уже хочешь своих.

10. Если ничего не клеится, то помни следующее.: все дети вырастают, скоро им не нужно будет столько ухода, и ты с партнером останешься вместе. Потерпи, если ты его любишь, конечно.

11. Разговаривай с ребенкам по душам. Начни первая делиться чувствами и эмоциями.

12. Попробуй и правда полюбить его ребенка как своего.

13. Отмечай важные дни детей и все то, что ему дорого и близко.

14. Не веди себя вульгарно, не пей алкоголь при ребенке, не делай того, что оттолкнет его от тебя.

15. Умей прощать и не таить обид. Покажи ему пример дружелюбия и всепрощения.

Как известно, человек формируется в детстве, откуда впоследствии во взрослую жизнь переносятся повадки, привычки, характер, влияющие на состояние его жизнедеятельности. Формирование и становление личности — всегда сложный процесс, который обязательно сопровождается протестом со стороны ребёнка. Зачастую одной из форм детского протеста является непослушание. В таких ситуациях или даже периодах многие родители не знают, как правильно себя вести. В результате — отсутствие понимания между поколениями, которое с каждым разом растёт все больше. Чтобы избежать столь трагичных последствий, родителям целесообразно понять причину непослушания ребенка. Ведь решение любой проблемы кроется в её истоках.

Малыш ни в какую не хочет одеваться? Он не наотрез отказывается мыть руки перед едой? Когда вы говорите: «Нет» / «Нельзя» — швыряет вещи и злится. Дергает кошку за хвост, после того, что вы сказали, что ей больно. Облизывает в автобусе поручни. И тогда вашему терпению приходит конец. Вы перебрали уже весь арсенал: запретили, пошутили, отвлекли — ничего не помогает. Что делать, кода ребенок ведет себя невыносимо и не слушается…

Причины детского непослушания

К основным факторам, способных спровоцировать ребёнка на непослушание, относятся:

1. Возрастной кризис

В психологической практике выделяется несколько периодов возрастного кризиса: год, дошкольный, подростковый / переходный возраст.

Временные рамки могут устанавливаться в индивидуальном порядке. Однако именно при наступлении возрастных кризисных периодов в жизни ребёнка происходят значительные изменения. К примеру, в год он начинает активно ходить, учится самостоятельности и с интересом познает мир. Родители из соображений детской безопасности вносят различные ограничения в увлекательный процесс, таким образом провоцируя протест со стороны ребёнка.

Читаем также: Как правильно пройти кризисные периоды детства и юности и воспитать в ребенке уверенность и независимость.

2. Большое количество требований и ограничений

Ограничения и запреты несут максимальную пользу только в умеренных количествах. Когда ребёнку всё и всегда запрещается, он начинает бунтовать. Если очень часто ребенок слышит «НЕЛЬЗЯ», это вызывает у него протест и непослушание. Для эксперимента можно посчитать количество сказанного слова «нельзя» в течение часа или целого дня. Если показатели зашкаливают, то имеет смысл распространить ограничения только на те действия ребёнка, которые могут быть потенциально опасными для него: игры на дороге, баловство с лекарствами или электрическими приборами. Но не стоит постоянно запрещать малышу шумно играть, бегать или даже раскидывать игрушки.

3. Отсутствие родительской последовательности

Когда родители сквозь пальцы смотрят на мелкие шалости детей, ребятишки считают такое свое поведение нормальным. Но если у вас вдруг разболелась, к примеру, голова, какие-то неприятности и проблемы на работе, был тяжелый день, стрессовые ситуации, пропало настроение — родители наказывают ребенка за поведение, которое всегда считалось «нормальным». Тогда ребенок в растерянности, происходит конфликт, возникающий вследствие непонимания причины наказания. При регулярном повторении таких ситуаций внутренний конфликт начинает выражаться непослушанием.

4. Вседозволенность

В данном случае все ограничения и запреты сняты, и ребенок абсолютно свободен в своих действиях и словах. Родители счастливы, ведь ребенку все позволено, любой каприз удовлетворяется и у ребенка значит «счастливое детство». Но такая идиллия продолжается до определенного момента, когда становится понятным, что ребенок является бесконтрольным. Тогда все попытки привить ему нормы правильного и уважительного отношения сводятся к его непослушанию, ведь ребенок уже избалованный.

5. Несоответствие слов и поступков

На подсознательном уровне дети всегда повторяют поведение своих родителей, особенности которого могут явиться основной причиной детского непослушания, т.к. это скрыто именно в особенностях поведении родителей. Яркий пример — отсутствие выполнения обещаний, в частности, наказаний, результатом чего становится игнорирование родительских слов по причине несерьёзного отношения к ним. Или вы можете обещать наградить чем-то ребёнка за хорошее поведение, но не выполняете своих обещаний. Вот и зачем тогда вас слушать, вы ведь всё равно обманете.

6. Разные требования членов семьи

Когда один из родителей предъявляет к ребёнку высокие требования, а другой — потихоньку его жалеет и балует, кто-то из них теряет авторитет в детских глазах, что выражается в отсутствии послушания. Такой конфликт является типичным между родителями (мамой и папой: например папа предъявляет более суровые требования к ребёнку, а мама втихомолку жалеет и сочувствует малышу, балует его. Папу в таких случаях хотя бы для видимости могут слушать и уважать, ну а маму слушать необязательно. Или наоборот, маму слушаться нужно, она всегда защитит, а отца не обязательно. В любом случае сердобольная мама заступится перед этим тираном.) и бабушками с дедушками, для последних из которых свойственно баловать любимых внуков и тогда страдают родители.

7. Отсутствие уважительного отношения к ребенку

В этом случае непослушание – это скорее протест против несправедливости и вашего неуважения. При нежелании родителей слушать и слышать свое чадо, а также их полной уверенности в том, что ребёнок не должен иметь собственного мнения, возникает протест с детской стороны. Важно помнить, что ребёнок — это личность, и у него всегда имеется мнение по поводу всего на свете, пусть даже самого малозначительного. В данном случае на это, как минимум, необходимо обращать внимание.

8. Частые семейные конфликты, развод

Многие родители в выяснении своих отношении и решении различных проблем забывают уделять ребёнку достаточное количество внимания. Как правило, переключение на ребенка происходит по причине его проказ и шалостей только для того чтобы наказать, после чего малыш вновь уходит на второй план. Со временем это все приводит к детскому непослушанию, как способу обратить на себя внимание.

Что касается развода, то для каждого ребёнка — это сильный стресс. Приходит осознание того, что теперь общение с родителями будет происходить по отдельности. Тогда ребёнок начинает практиковать вызывающую манеру поведения, ведь когда он что-то натворит, родители могут на время объединить свои воспитательные усилия, как раз то, что ему нужно.

Видео консультация: Что делать, когда ребенок не слушается?

На вопросы родителей отвечает учитель воронежской вальдорфской школы «Радуга», учитель 7 класса Анастасия Владимировна Елисеева.

Как добиться послушания?

Какой бы ни была причина детского непослушания, с этим важно бороться. А именно:

  1. Соотносите количество наказаний и похвал: за серьёзный проступок ребёнок должен обязательно нести наказание, но также не стоит забывать о похвале.
  2. Следите за тем, как вы выражаете свой запрет и как реагируете на проступок ребенка. Крик и категоричность правильнее заменить спокойным тоном. При этом не следует стесняться своих чувств, откровенно говоря ребёнку, что именно и в какой степени расстраивает. «Сынок, я так расстроена твоим поведением» — поверьте, ребенок поведет себя совсем по-другому.
  3. Используйте альтернативные способы привлечения детского внимания к своим словам. Когда ребёнок сильно увлечен каким-либо занятием, бывает трудно заставить его переключиться на что-либо другое. Как вариант, можно обратиться к нему шепотом (используйте также мимику и жесты). Ребёнок сразу заметит изменение громкости речи и начнёт прислушиваться — что же это случилось.
  4. Не стоит озвучивать свои просьбы много раз , поскольку ребёнок привыкнет к неоднократным повторениям, а реакция с его стороны начнётся только после повтора, за которым следует наказание. Чтобы избежать такого, целесообразно разработать определённый алгоритм действий: первое предупреждение должно быть направлено на стимуляцию ребёнка прекратить свои действия без наказания; второе — если он проигнорировал замечание, должно следовать наказание; после наказания важно объяснить ребёнку причину почему его наказали. При строгом следовании данному алгоритму детское подсознание начнёт реагировать на первое сделанное замечание.
  5. При общении с чадом необходимо отказаться от употребления частицы «НЕ»: Часто в ответ на ваши просьбы: «не бегай», «не прыгай», «не кричи» ребенок делает все наоборот. Не думайте и не волнуйте что ваш ребенок делает вам назло, просто человеческая психика, а особенно детская — устроена таким образом, что фразы с негативным смысловым окрасом опускаются при восприятии. По данной причине целесообразно заменить отрицательную частицу альтернативными словосочетаниями.
  6. Когда ребёнок выражает протест в виде истерики, попытайтесь успокоиться и не обращать на это внимание. Когда ребёнок успокоится, следует еще раз объяснить свою просьбу или требования, используя при этом спокойный тон. Отличным вариантом является отвлекающий маневр, когда детское внимание переключается на более занимательное дело или предмет. К примеру, ребёнок изъявляет желание самостоятельного приёма пищи, но все его попытки заканчиваются неудачей, поскольку большая часть еды оказывается на полу. При попытках взрослых накормить малыша начинаются протесты, истерики и непослушание. Тогда можно переключить детское внимание на куклу, которую ребёнок должен накормить. Ему наверняка понравится такая затея. А в это время становится возможным малыша накормить.
  7. Необходимо всегда соблюдать последовательность в словах, действиях, требованиях и поступках. В случае малейших расхождений ребёнок перестанет слушаться, но не из вредности как это может показаться, а причиной непослушания станет его растерянность. Для достижения максимально положительного результата все члены семьи должны договариваться о последовательности.
  8. Уделяйте ребёнку достаточное внимание несмотря за занятость и различные проблемы. В данном случае речь не идёт о количестве проведённого времени вместе. Важно его качество. Даже полчаса интересного совместного времяпрепровождения с ребенком не сравнятся с целым днем непродуктивного общения.
  9. Относиться с пониманием к детскому взрослению. Именно период взросления чаще всего является причиной непослушания. Часто под влиянием друзей взрослеющий подросток показывает свою «крутость». Таким образом ребёнок старается самовыражаться и доказывать свою самостоятельность. Здесь важно подобрать правильный подход к ребёнку, не потеряв в его глазах авторитет и доверие.
  10. При потере детского доверия и уважения следует постараться вернуть их. Нет необходимости лезть в душу ребёнка, достаточно проявить интерес к его жизни. Может оказаться, что музыка, которую он слушает, не так ужасна, как кажется, а современная литература тоже может иметь глубокий философский смысл. В процессе общения станет понятным, что существует много тем для разговоров, где вкусы и мнения сходятся.

Консультация Яны Катаевой (специалист по отношению в семье после рождения детей): что делать, если ребенок не слушается — 5 советов родителям. Укрепить связь с ребенком

Как восстановить контакт с ребёнком?

Продолжая тему родительского сближения с ребёнком, следует выделить несколько важных моментов, благодаря которым становится возможным взаимный душевный и эмоциональный контакт с ребенком:

  1. Важную роль в детском послушании имеют доверительные отношения, результатом которых является понимание ребёнком того, что родители пока лучше справляются с проблемами. Преимущество таких отношений в отличие от безоговорочного подчинения заключается в возможности малыша задавать интересующие его вопросы без боязни рассердить родителей. Родители, в свою очередь, должны задавать встречные вопросы, давая понять, что проблема может решаться несколькими способами: «Как, ты думаешь, лучше поступить? Могу я рассчитывать на твою помощь? Я могу тебя попросить сделать это?».
  2. При желании попросить ребёнка о важной просьбе не следует забывать о физическом контакте с ним: можно его обнять, поцеловать, погладить. Это будет лучше, чем многократно кричать ему через всю комнату свою просьбу. Посредством прикосновений ребёнок осознаёт обоюдную заинтересованность в выполнении просьбы. Это способ сказать: «Мы вместе, а это главное. То, что я тебе скажу, не нарушит наш контакт. Я надеюсь его только укрепить. Самое главное - отношения, а не желание каждого из нас».
  3. Не менее важно соблюдать доверительный зрительный контактом с чадом. При наличии резких движений и сурового взгляда ребёнок на подсознании начинает обороняться, воспринимая любую просьбу как угрозу и стремление оказать на него психологическое давление, а просьбу что-то выполнить воспримет как ультиматум.
  4. Если вы хотите чтобы ребенок постоянно и послушно выполнял ваши просьбы крайне важно благодарить его за очередное выполненное задание или оказанную услугу. Слова благодарности усилят веру ребёнка в то, что его любят и что именно от него зависит улучшение отношений. Моральное, психологическое поощрение ценится детьми гораздо выше конфет. Таким образом выработается стимул к труду. Читаем также:
  5. Ребёнок должен понимать, что в особо экстренных случаях, когда имеется угроза безопасности семьи, все ее члены должны беспрекословно слушаться старшего. Для этого малыш должен быть осведомлен о возможных проблемах. Ему следует деликатно объяснить, что строгое соблюдение правил — основа спасения жизней и здоровья людей. При этом можно упомянуть о возможности договариваться с родителями. Не будет лишним, если ребёнок убедиться в готовности родителей слушаться его в особенных случаях.

Ситуации

Любая теория всегда должна подкрепляться практикой. В данном случае для наглядности и своеобразного «практического пособия» для родителей имеет смысл рассмотреть и проанализировать следующие ситуации:

Ситуация 1. Какой возраст больше всего свойственен детскому непослушанию? Когда ожидается, так называемая, точка отсчёта? Характерно ли непослушание для годовалого ребёнка?

В данном случае все сугубо индивидуально, и «точки отсчёта» у всех могут начинаться в разном возрастном периоде. Малыши могут закатывать истерики и в 2 года, а могут и в 5 лет не знать, что существует и такой способ добиться своего. Большое влияние оказывает среда и люди, которыми окружен малыш. Он может начать подражать мультяшному герою или сверстнику, который заказывает истерики родителям, после чего станет экспериментировать на собственных. В такой ситуации главное правило — отсутствие потакания капризам. В противном случае такое поведение войдёт у ребёнка в привычку.

Иное дело, когда непослушание проявляется в обоснованности требований малыша. К примеру, он изъявляет желание самостоятельно одеться, обуться или поесть. В результате того, что ему не разрешают этого сделать, ребёнок начинает истерить. И в этом он прав. Но если истерика уже началась, то прав он или нет – все равно проявите твердость, ему придется смириться с тем, что криком и слезами добиться ничего нельзя. А вы сделайте вывод на будущее и не провоцируйте больше подобных ситуаций.

Ситуация 2. Непослушание и проблемы с поведением могут встречаться и у детей 2-х лет. По какой причине возникает непослушание в таком возрасте? Почему ребёнок не реагирует на просьбы взрослых? И что делать в таких случаях?

Согласно мнениям специалистов, именно в 2-х летнем возрасте у детей начинает формироваться личность, а к 3 годам она уже является почти полностью сформированной. По данной причине в таком возрасте, как уже говорилось выше, не следует потакать детским капризам, иначе потом будет уже поздно.

Также стоит учитывать, что один и тот же ребёнок может по-разному вести себя у разных воспитателей. Все дело в правильной подаче и общении с малышом. Возможно, вы замечали это и в своей семье – маму ребенок не слушается, а пупу – беспрекословно.

Ситуация 3. Наиболее часто пик непослушания приходится к 2-4 годам и проявляется в частых или даже регулярных истериках. Как правильно поступать, если ребёнок 2-4 лет не слушается?

Данный возрастной период у детей знаменуется проверкой родителей на прочность и «прощупывать» границы дозволенного. Здесь особенно важно запастись терпением стойкостью. Упустить этот период в воспитании, значит, обречь себя на большие проблемы в будущем с характером, послушанием, и взаимоотношениями в семье, в общем.

Также можно попрактиковать душевные разговоры с ребёнком, который в таком возрасте становится достаточно разумным и понимающим. Разговаривайте с вашим ребенком, станьте для него авторитетом, а не просто родителем.

Ситуация 4. В возрасте 6-7 лет ребёнок уже знает цену своим поступкам, различая хорошее и плохое поведение, как можно себя вести, а как нет. Однако и в таком возрасте некоторые дети проявляют непослушание, только уже умышленное «на зло». Какие будут рекомендации для данного возраста?

7 лет — своеобразный рубеж, один из переломных моментов жизни ребёнка, когда он начинает переосмысливать и менять свои жизненные взгляды. А связано это с началом школьного периода, когда начинаются определённые нагрузки и требования. В такой ситуации лучшей родительской тактикой является похвала. Причём тёплые слова необходимо говорить даже относительно незначительных моментов. Именно похвала станет мощным стимулом, ради которого ребёнок будет стараться.

Ситуация 5. Непослушный ребёнок отлично знает реакцию на его проступки всех членов семьи. Часто можно столкнуться с отсутствием взаимопонимания между ними, когда один родитель ругает и наказывает, а другой — жалеет или отменяет наказание. Каким образом должно быть выстроено правильное воспитание в семье? Как добиться единогласного разрешения конфликтов?

Главное, что должны понять все члены семьи — все происходящие разногласия ребёнок оборачивает в свою пользу. Важно избегать таких ситуаций, поскольку велика вероятность потери авторитета. Знание ребёнком реакций всех членов семьи позволяет ему манипулировать ими. Очень часто в таких семьях вырастают избалованные дети, которые впоследствии становятся бесконтрольными.

Во время отсутствия ребёнка целесообразно организовать семейный совет, где следует детально обсудить сложившуюся ситуацию. Важно прийти к общему знаменателю в вопросе воспитания ребёнка. Также необходимо учитывать некоторые хитрости, к которым прибегают дети: они могут просить разрешения у одного взрослого, но не получить согласия. Тогда они сразу идут к другому — и тот разрешает. В результате — непослушание и неуважение к маме сегодня, которое может вылиться в то же самое к папе завтра.

Читаем также: Дружная семья гору свернет, или как преодолеть разногласия в воспитании ребенка —

Вам нужно понять, что в вопросе воспитания ребенка нет мелочей. Воспитатели детского сада или младшей школы, тоже обговаривают для себя любые мелочи, начиная от того где переодеваться детям, как поставить на занятии стол и стулья, в какой раковине мальчики моют руки, а в какой девочки, и прочие, казалось бы несущественные для воспитания вопросы. Но это необходимо для того, чтобы детки впоследствии не говорили, что у Марии Ивановны мы сидим не так или у Натальи Петровны мы стоим не так. Не нужно давать детям повода для сомнений в правильности наших требований, ведь все начинается с мелочей. Для начала ребенок просто не понимает, почему один говорит, делай так, а другой – эдак. Появляются вопросы, затем протест, а после банальная манипуляция и отказ слушаться при первой же шаткой ситуации.

Обязательно обращайте внимание на детские хитрости и манипуляции взрослыми. К примеру, когда малыш пытается отпроситься погулять у мамы и получает ответ типа: «Сначала сделай уроки, а потом пойдешь гулять» , следом идет к отцу с той же просьбой и получает разрешение. Сегодня, пользуясь папиным необдуманным разрешением, он проявляет непослушание и неуважение к мнению мамы, завтра сделает тоже в отношении папы, а послезавтра – вообще не станет спрашиваться у родителей. Пресекайте подобные манипуляции и провокации конфликта в семье. Договоритесь между собой, что на любые просьбы вы оба сначала интересуетесь мнением другого родителя, можете просто спросить у ребенка: «А что папа (/мама) сказал (/а)?» , а потом уже давать ответ. Если есть разногласия во мнениях, обсуждаете их между собой, но обязательно так, чтобы ребенок не слышал. Вообще старайтесь не выяснять отношений при ребенке, какого бы вопроса не касался ваш спор.

Ситуация 6. Всем мамам без исключения знакома ситуация, когда при совместном посещении магазина ребенок просит купить очередную игрушку или сладость. Однако постоянно радовать любимое чадо покупками не представляется возможным. И тогда на отказ о покупке требуемой вещи ребёнок закатывает истерику и в истерике падает на пол в магазине. Как себя вести в такой ситуации?

Ничего не поделаешь, дети всегда чего-нибудь да хотят. Хотят такого же зайца, как у Маши, или такую же машинку, как у Игоря — это нормально. Согласитесь и мы-то с вами далеко не все и не всегда соглашаемся понимать, что покупать новую сумку не следует, потому как дома в шкафу уже 33 сумки, причем в нормальном состоянии. Что же вы хотите от ребенка?! Вот он и упал на пол, рыдает и кричит, катается по магазину, — вполне обычная ситуация, закономерная, я бы сказала. А если купите все, что ребенок попросит сейчас — завтра он сделает то же самое и снова получит желаемое. А почему нет? Один-то раз получилось!


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Желание ребёнка касательно сладостей или новой игрушки вполне естественно: у него такого нет или он такого ещё не пробовал. Нельзя его за это осуждать. Лучшим выходом из ситуации станет серьёзный и спокойный разговор с ребёнком до посещения магазина, в котором ему важно дать понять причину невозможности покупки, но не сюсюкайте, говорите, как с взрослым: «Денег нет, их еще заработать нужно. А тебе уже покупали игрушку в этом месяце» — и так далее, спокойно и уверенно. Если же разговор не привел к желаемым результатам, и ребёнок все равно закатил в магазине истерику, забирайте его и спокойно, без криков и шлепаний, несите домой. На прохожих не обращайте внимания, поверьте, они подобное видят довольно часто, вы их ничем не удивите.

Ситуация 7. Просьбы, уговоры, доводы и аргументы не оказывают на ребёнка должного эффекта — ребенок не слушается. Какова причина такого поведения? Какие ошибки допускают родители?

Можно выделить три самых главных, самых распространенных, самых пагубных ошибки родителей:

  1. Идти у ребенка на поводу. Да, безусловно, каждый ребенок — личность, однако нужно понимать рамки дозволенного, нужно отдавать отчет к чему это приведет впоследствии.
  2. Обсуждение различных моментов и поведения при ребёнке. Если вы обсуждаете, значит, есть разногласия – ребенок о них даже подозревать не должен!
  3. Крик на ребенка. Крик — это не только глупа, некрасиво, плохой пример для подражания, но это и неэффективно.

Непослушание и наказание

В вопросах наказания за неправильное поведение важно учитывать два правила:

  1. Необходимо отдавать отчёт в своих действиях, их причинах, а также задумываться о мыслях ребёнка, который должен чувствовать справедливость наказания. В аналогичных ситуациях нельзя поступать двояко, опираясь только на настроение или другие факторы (например, сегодня у вас хорошее настроение и вы не обратили внимания на проступок малыша, а завтра – наказали за такой же самый проступок).
  2. В серьезных ситуациях ребёнок должен чётко понимать обоснованность действий родителей. Если малыш не слушается — наказание вполне естественный результат. Будет именно так, как родители сказали (желательно спокойным тоном).

Если ребенок не слушается наказание для него должно быть естественным. Именно этому важно научить кроху, — пониманию естественности и неотвратимости наказания. Жизнь сама демонстрирует примеры этого. Поехав на красный свет, можно попасть в аварию. Не надев шапку, можно простудиться. Балуясь чашкой с чаем, можно пролить на себя горячее и так далее.


Перед тем как наказать ребенка необходимо объяснить, чем чревато его баловство. Говорить следует спокойным, уверенным тоном, не терпящим возражений.
Правильное воспитание и формирование характера ребёнка возможно при соблюдении следующих принципов :

  • Главной целью наказания является лишение ребёнка какого-то значимого для него удовольствия;
  • Ограничение должно быть реализовано сразу, а не отложено на более позднее время. У детей чувство времени развито иначе, и наказание, исполненное спустя некоторый промежуток, может вызвать у ребёнка недоумение, в результате чего вероятно затаивание обиды;
  • Слово «нет» должно быть категоричным и твердым, не терпящим компромиссов, уговоров и обсуждений, не нужно договариваться с ребенком и отменять свое решение. Если пойти на поводу и поддаться уговорам, можно стать объектом манипуляций. Поэтому думайте прежде чем принимать решения, чтобы потом о сказанном не жалеть и не менять своих решений на ходу. Дети сразу понимают, что договариваться с вами можно, а потом вы и сами не заметите, как ваш ребенок начнет устанавливать рамки поведения, а не вы.
  • Каким бы ни был проступок, не стоит поднимать руку на ребёнка. Таким образом можно спровоцировать агрессию и закомплексованность;
  • Следует отказаться от постоянного внешнего контроля за ребёнком. Это чревато отсутствием детской самостоятельности, решительности, ответственности, такие дети легко поддающуюся чужому мнению и не способную принимать какие-либо серьезные решения. Все это потом перерастает во взрослую жизнь (среди наркозависимых большинство именно таких людей, тех, кто легко поддается чужому влиянию).

Ребёнка нельзя наказывать в следующих случаях:

  • во время еды;
  • в период болезни;
  • после или перед сном;
  • когда ребенок очень увлечен самостоятельной игрой;
  • когда ребенок хотел вас порадовать или помочь, но что-то случайно испортил;
  • КАТЕГОРИЧНО не нужно наказывать ребенка при посторонних.

Будьте логичны, последовательны в своем поведении, когда наказываете ребенка, оно не должно меняться в зависимости от вашего настроения. Ребенок должен четко понимать, если он совершит этот проступок – будет наказан. Если вы сегодня спустили ему с рук неправильное поведение, потому что у вас хорошее настроение, и вы не хотите его портить, будьте готовы к тому, что завтра он совершит его снова. Но если в этот раз вы накажете его, то он, либо не поймет что случилось, почему вы это делаете, или сделает неправильные выводы. Именно поэтому дети, зачастую не признаются в содеянном, выжидая удобного случая, когда вы будете в хорошем расположении духа, чтобы избежать наказания. Не стоит учить детей лгать вам.

Читаем материалы по теме наказаний:

Наказывать или не наказывать ребенка за случайные проступки

8 лояльных способов наказания детей. Как правильно наказать ребенка за непослушание

Бить или не бить ребенка – последствия физического наказания детей

Почему нельзя шлепать ребенка - 6 причин

Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Как наказывать детей за непослушание

8 ошибок в воспитании

Часто причинами детского непослушания становятся определённые ошибки родителей:

  1. Отсутствие зрительного контакта. Когда ребёнок увлечен (игрой или смотрит мультики), его внимание трудно переключить. Однако взгляд в глаза ребёнка и озвучивание просьбы может сотворить чудеса.
  2. Вы ставите для ребенка сложные задачи. Не следует просить ребёнка о выполнении сразу нескольких задач. Таким образом он только запутается и в итоге ничего не сделает. Целесообразно разделить вашу просьбу на простые и небольшие этапы.
  3. Вы неясно формулируете свои мысли. Увидев, что ребенок балуется (раскидывает игрушки), не спрашивайте его о том, долго ли он еще будет раскидывать свои игрушки! Малыш поймет все буквально, поэтому лучше сказать, к примеру так: «Хватит раскидывать игрушки!»
  4. Вы много говорите . Все требования должны быть лаконичными с использованием простых и коротких предложений. Если ребенок балуется, нужно сказать «Этого делать нельзя!», а затем попытаться отвлечь ребенка.
  5. Не повышайте голос . Крик только усугубит ситуацию. Ребёнок будет продолжать шкодить исподтишка по причине боязни крика. Будьте последовательны в своих решениях и ведите себя спокойно!
  6. Вы ждете быстрой реакции. Детям в возрасте до 6 лет требуется время на осознание (для того, чтобы услышать и выполнить просьбу) и выполнение поставленной задачи.
  7. Вы многократно повторяете как попугай. Ребёнок должен самостоятельно приобретать некоторые навыки. А постоянное повторение того, что ему необходимо сделать, превратят его в безынициативную личность. У детей хорошо развита зрительная память, поэтому различные картинки-напоминалки очень помогут!
  8. Одновременное требование и отрицание. Не следует использовать частицу «не». Просьбы с приставкой «не» действуют на ребенка наоборот, потому что «не» восприятие малыша пропускает. Лучше всего заменить её альтернативными фразами. Например: «Не лезь в лужу» на альтернативные варианты, например: «Давай обойдем эту лужу по травке!»

Истории


Личность ребёнка, а также степень его послушания определяются стилем воспитания, который практикуется в семье:

  1. Авторитарный (активное подавление воли ребенка) . Заключается в подавлении детской воли, когда ребёнок делает и думает только в соответствии с родительскими пожеланиями. Ребенка в буквальном смысле «дрессируют»
  2. Демократический . Предполагает наличие права голоса ребенка, а также его вовлечённость в различную деятельность, связанную с семьёй. хотя некоторые вещи не обсуждаются, поскольку не входят в круг ответственности ребенка, основной формат общения родителя и ребенка не приказы, а совещание.
  3. Смешанный . Характеризуется методом «кнута и пряника». родители иногда затягивают «гайки», а иногда ослабляют. Дети приспосабливаются и к нему, живя своей беззаботной жизнью от «порки» до «порки». Читаем также:

Результатами одних из таких стилей воспитания являются следующие истории:

1. Слишком умный

7-ми летний Денис — средний ребёнок в семье. Родителей беспокоит отсутствие его реакций на их просьбы. Подозревали проблемы со слухом, но все оказалось в норме. Денис — причина несвоевременного усаживания всех членов семьи за стол, толкучки в ванной по утрам, а также опоздания братьев и сестёр в школу. Даже если говорить строго и громко, он может невозмутимо заниматься своим. Авторитеты на него не действуют. Никогда на его лице не видели сильных эмоций, ни страха, ни радости. Родители начали подозревать у него серьёзные внутренние расстройства, связанные с психическими и неврологическими проблемами.

По результатам обследований выявилось, что Денис обладает достаточно высоким и живым интеллектом. Он с увлеченностью поддерживал беседы, поведал, что шахматы — его любимая игра, с удовольствием и толково рассказал, что недавно читал. Разговор длился более двух часов, в течение которых Денис не только не устал, но и у него нарастал интерес ко всему происходящему. Непослушание явилось результатом высокой активности мозга и сосредоточением на внутреннем решении более сложных задач. Денисовы родители расстроились, поскольку единственным желанием было «чтобы он слушал и вместе с другими детьми выполнял мои просьбы».

Дети бывают счастьем нашей жизни, а бывают – маленькими бесятами, когда нервы сдают и хочется начать воспитывать.

Если вы хотите быть не просто родителем, но и сохранить крепкую душевную связь со своим ребенком, научиться понимать их, прислушиваться, то для этого не потребуется суперновых знаний или получения высшего образования.

Все гораздо проще, чем кажется сначала.

Правила отношения к ребенку

  1. Уважение;

Не путайте уважение со вседозволенностью. Уважать своих детей – значит:

  • Слушать, когда они обращаются к вам, не перебивая – ведь сами мы требуем от них того же;
  • Учитывать их мнение равноправно с мнением остальных членов семьи, всегда объясняя свой отказ – это важно;
  • Обращаться к детям вежливо, так, как мы обращаемся ко всем остальным людям – вы же не скажете подруге или начальнику «замолчи» или «отстань, мне некогда»;
  • Не надо отыгрываться на детях. Всегда, конечно, проще сорвать злость на слабом, на том, кто не сможет ответить.

Оцените свое поведение в этом плане. Взрослые тоже ошибаются и хочется иногда сказать им грубость, что вас удерживает от этого? Не надо грубить и собственным детям. Запомните: вежливость – это не слабость! Это сила.

  1. «Нет» неоправданным ожиданиям;

Говорят, что бабушки с дедушками любят своих внуков больше, чем родители – детей.

Все потому, что первые ждут появления малышей, не задумываясь о том, какими они будут (конечно, есть и среди старшего поколения исключения), а у родителей всегда рождаются определенные ожидания.

  • Спокойным родителям тяжело воспринимать гиперактивного ребенка, они будут уставать и расстраиваться (о том, как воспитывать активного малыша, читайте в статье Ребенок-холерик >>>);
  • Если же, напротив, у родителей-активистов меланхоличный ребенок, они будут сердиты на него за его медлительность и всегда будут его торопить.

Примите своего малыша таким, каким он родился – не все зависит от воспитания и генов, есть индивидуальность, личность.

Найдите неоспоримые плюсы в его характере и радуйтесь успехам, пусть они и не в той области, в который вы хотели бы их видеть.

  1. Находите время на своих детей;

Если вы вместе ходите по магазинам или просто сидите дома, это еще не то. Нужен, как телесный контакт – объятия, нежности, прикосновения, так и общение.

Вы можете поиграть вместе, или приготовить вдвоем пиццу, или прогуляться, но в любой из этих моментов должно присутствовать самое важное – вы должны разговаривать. И не просто – по душам.

Расскажите ребенку истории из своей жизни, которые посчитаете нужным или просто что-то, что вы видели или слышали недавно, а потом спросите, что он об этом думает. Вы даже не представляете, сколько узнаете нового!

И поймете, что ребенок – это такой же человек, мыслящий и разумный, но у которого меньше опыта и знаний.

Важно! Обязательно дайте ребенку возможность тоже что-то рассказать и внимательно выслушайте его.

  1. Объясняйте всё;
  • Почему надо съесть эту кашу, почему нельзя пойти гулять в сильный мороз/ветер/жару, почему обязательно чистить зубы – пусть вы даже говорите все это уже в десятый раз;
  • А если вы думаете, что ребенок и правда уже знает, ответьте вопросом на вопрос, спросите, действительно – почему?
  • Бывает, малыш спрашивает или делает что-либо только для того, чтобы добиться вашего внимания. Так дайте ему это внимание в чем-то другом и он не будет донимать вас одним и тем же. Расскажите сказку в духе «жил один мальчик, который не хотел ложиться спать…». Или объясните все по-взрослому. Дети очень ценят правду.
  1. Будьте терпимее;

Ведь же вы не хотите обижать тех, кого любите. Дети многому учат нас, родителей и терпению – в первую очередь.

Детские страхи очень сильные, не стоит игнорировать их. И больше всего ребенок боится потерять вас. Именно поэтому и требует к себе так много внимания. Он должен каждый раз удостоверяться, что вы его также любите.

Поэтому, выходя из себя, вспоминайте, что для вас значит этот малыш и старайтесь успокоиться прежде, чем скажете обидные слова.

Подробнее об особенностях детской психологии от 0 до 5 лет, вы узнаете из интернет-курса Послушание без криков и угроз >>>.

  • Вы поймете причины плохого поведения ребенка;
  • Освоите более 10 способов, как договориться с малышом в спорной ситуации;
  • Научитесь общаться с ребенком без криков и угроз.

Не кричите – это унижает. Сами вспомните, как вы себя чувствуете, когда на вас кричат те, кому вы не можете ответить и не поступайте так с самым дорогим вам человеком.

  1. Говорите детям, что любите их;

Это очень важный момент. Каждый человек хочет чувствовать себя нужным. Любимый – значит, нужный. Не думайте, что этим можно избаловать ребенка. Любви не бывает много, особенно, когда она – к детям.

Говорите, что любите так, как вам бы хотелось это слышать по отношению к себе. Умейте выражать свою любовь по-разному.

  1. Не будьте тираном;

Постарайтесь убрать из лексикона фразы типа «потому что я так сказала!», «я же говорила!» и «не задавай глупых вопросов»;

Будьте мягче. Конечно, бывают моменты, когда надо проявить твердость, но это редкие случаи.

  • Не говорите, что другие дети в чем-то лучше вашего ребенка;
  • Хвалите его положительные стороны, успехи, таланты;
  • Если что-то не так – предлагайте вместе справиться с проблемой, а не указывайте на промахи с укором. Все-таки, если у детей проблемы, как минимум половина вины за это – на родителях;
  1. Не игнорируйте ребенка;

Это - самая большая ошибка. Об этом расскажет наглядно один случай, который я видела лично:

На детской площадке родители стоят и пьют пиво. Ребенок смотрит на них, но те какие-то безучастные ко всему. Рядом на качелях качается другой мальчик. Внезапно малыш пробегает слишком близко от качелей и в этот момент его мама как будто очнулась, тут же кинулась к нему, начала ругать.

Как думаете, чем занимался этот малыш ближайшие 15 минут?

Конечно, бегал под качели.

Потому что только так его мама обращала на него внимание. Причем, родители так и не поняли ничего и потом просто ушли домой. А ведь именно это происходит во многих семьях, где дети выбиваются из-под контроля, начинают творить ужасные вещи.

  1. Подавайте пример;

Работа над собой – самое первое, чему нужно научиться.

  • Любите вы животных – и ребенок будет;
  • Вежливы с соседями – и кроха будет здороваться с ними;
  • Стараетесь выполнять свою работу честно и добросовестно – тогда можете ждать и от детей хорошей успеваемости в школе.

Говорить о правильном поведении можно много, да только без толку, если вы сами не придерживаетесь таких мыслей. И обязательно помогайте, когда ребенок просит помощи!

  1. Будьте счастливы сами!

Счастливые дети могут быть только у счастливых родителей.

Начните думать позитивно, направьте мысли в другое русло, отличное от ежедневных проблем и забот, перестаньте жалеть себя и вечно жаловаться на жизнь.

Позаботьтесь о своем счастье – тогда сможете сделать счастливыми и тех, кто рядом, в первую очередь – своих детей.

Воспитание детей – это очень трепетная для родителей тема, которая порой заставляет спорить, доказывать свою правоту и вступать в эмоциональные словесные баталии с родственниками или соседями по детской площадке.

Сколько родителей, столько и вариантов воспитания детей. Но все же есть рекомендации психологов и педагогов, которые являются общими для всех желающих вырастить уверенного в себе и воспитанного человека.

  1. Бесполезно что-то требовать с ребенка, если вы сами не умеете или не хотите этого делать. Это касается всего: от вежливости до бытовых дел. Если вы всегда здороваетесь, благодарите за помощь, приветливы с окружающими, то есть большая вероятность того, что вашего ребенка не придется этому учить.
  2. Это же касается и порядка в доме. Не торопитесь быстро убрать все игрушки с пола самостоятельно, а с раннего детства подключайте к этому малыша. Ничего, что у него получается это медленно, главное – стремление.
  3. Ребенок слышит все, что вы говорите о других людях, поэтому научитесь решать конфликтные ситуации без его присутствия. Иначе однажды он может сказать вашей свекрови что-нибудь нелестное, опрометчиво сказанное вами в ее адрес.
  4. Особенно эффективны и важны такие методы в период дошкольного воспитания детей, когда ваш авторитет является практически бесспорным.

Вырабатывайте единую стратегию воспитания

  1. Требуйте от родственников адекватного поведения с ребенком. Если ваш малыш уже давно уверенно ест ложкой, а бабушка все еще хочет его покормить, то пресекайте такие действия, иначе ребенок научится вести себя по-разному в разном окружении.
  2. Договоритесь с мужем о методах воспитания ребенка: где нужно быть по строже, а где нужно наоборот, приласкать. Если у вас регулярно будут возникать разногласия, то это не лучшим образом скажется на процессе воспитания.
  3. Малыш тонко чувствует все перекосы в отношениях мамы и папы. Поэтому одновременно с развитием ребенка должны развиваться и вы. Если мама запрещает есть чипсы, а папа разрешает это делать тайком, то это подрывает авторитет одного из родителей. В основных вопросах всегда старайтесь быть единомышленниками.

Будьте объективны

  1. Конечно, для любого мамы и папы свой ребенок – самый любимый и лучший, и это нормально. Но в детской песочнице именно ваше ненаглядное чадо может вести себя не лучшим образом.
  2. В такой ситуации не будьте слишком мягкими, отрицая проступок и выгораживая его перед другими мамочками, но и не устраивайте привселюдного суда. Отреагируйте строго, но тактично, а все подробности объясните ребенку дома с глазу на глаз.
  3. То же касается и критики со стороны воспитателей и педагогов. С одной стороны, они тоже могут быть не правы, но с другой стороны, они могут стать своеобразным звоночком для вас, что что-то пошло не так. Будьте внимательны и рассудительны.

Я сам

  1. Всегда поощряйте стремление ребенка сделать что-то самостоятельно. Не торопите и не стыдите, если попытка не удалась. Лучше скажите, что в следующий раз будет еще лучше. Ребенок любознателен от природы, и родителям нужно научиться соблюдать разумный контроль над его действиями.
  2. Конечно, вы хотите сберечь его от травм, простуд и других происшествий. Но не ограничивайте его на каждом шагу, вырабатывая страх. Если нужно что-то запретить, то объясните почему, без лишнего драматизма.

Не сравнивайте

  1. Все родители склонны переживать по поводу развития детей, их аппетита, здоровья и навыков. Помните, ваш ребенок – это индивидуальность, и он вовсе не обязан читать в 3 года, как соседская Маша, или смело рассказывать стишок, как Петя в группе детского сада, поэтому не стремитесь сделать его правильным.
  2. У него свои способности и темпы развития. К тому же ребенок вовсе не должен быть похож на вас или других членов семьи. Не говорите малышу, что вы в 3 года уже сами завязывали шнурки или завоевали медаль на соревнованиях по гимнастике в 6 лет, лучше терпеливо помогите сделать то, что у него не получается.

Не растворяйтесь в ребенке

  1. Даже если вы долго не могли забеременеть и мечтали о долгожданном малыше годами, находите время для себя и отношений с супругом. Вам тоже нужен отдых, поэтому вместо того, чтобы кричать на ребенка от бессилия и усталости, лучше попросите посидеть с ним любящую бабушку или неравнодушную подругу. А сами в это время проведите время так, как вам хочется.
  2. Когда вы вернетесь домой, то будете наполнены яркими эмоциями и хорошим настроением, и это мгновенно передастся ребенку. Запомните – дать можно только то, что имеешь.

Всему свое время

  1. Каждый ребенок проходит разные этапы развития, поэтому ваши требования и ожидания должны быть своевременны. Если сомневаетесь в чем-то, то советуйтесь с грамотными специалистами – врачами, психологами и педагогами.
  2. Для каждого возраста ребенка есть свои детские «почему», переживания и страхи, и должно быть соответствующее воспитание. В 1 год ребенок очень боится остаться без мамы, в 3 года – может боятся темноты, в 6 лет – смерти. Все эти неприятные для родителей моменты – естественны для развития ребенка, поэтому не нужно бояться и избегать сложных тем.
  3. Вы можете помочь ребенку пройти сложный этап и смягчить его переживания. Перед сном в темной комнате можно зажечь забавный ночничок, спеть колыбельную, отложить свой визит куда-то без маленького ребенка, если он категорично не хочет оставаться дома с няней.

Разговаривайте

Тема воспитания детей всегда строится на том, как общаются с ним родители и окружающие. Ваш малыш понимает гораздо больше, чем вы думаете. Поэтому рассказывайте ему обо всем, что видите вокруг во время совместной прогулки, обосновывайте свои решения и запреты, отвечайте на его многочисленные вопросы.

Что делать с истериками

  1. В психологии советуют обращать внимание на причину истерики ребенка. Если ваш малыш больно ударился или сильно расстроен из-за сломанной игрушки, то он нуждается в вашем утешении.
  2. Но не позволяйте ему при помощи истерик манипулировать вами. Если вы сказали, что не купите шоколадку, то будьте тверды, даже если ваш ребенок громко плачет при посторонних. Иначе, поддавшись на соблазн успокоить его таким образом, вам придется всегда уступать его капризам.

Любите

Самое важное – ребенок нуждается в вашей любви. Почаще обнимайте, целуйте и говорите малышу, как сильно вы его любите. Это – важнейший строительный материал воспитания, одинаково необходимый и в 1 год жизни ребенка и в 15. Будьте нежны и внимательны как с девочкой, так и с мальчиком.

Процесс воспитания ребенка в семье – очень сложный, но творческий и познавательный. Не старайтесь быть лучшими, ведь вы тоже можете ошибаться. Если в чем-то чувствуете вину перед ребенком, то смело попросите прощения и не бойтесь потерять родительский авторитет. Ребенок всегда чувствует вашу искренность, любовь и настроение и чутко реагирует на их проявления.