Иные виды обеспечения по безработице. Формы безработицы

АКТУАЛЬНОСТЬ Безработица – не просто отсутствие работы, это также и социальная катастрофа, оказывающая на безработного гражданина мощное и разрушительное влияние. Это влияние сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей.

ЦЕЛЬ Цель работы заключается в осуществлении комплексного исследования правовых проблем, связанных с предоставлением социальных гарантий ищущим работу гражданам, и разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства о занятости населения в Российской Федерации в части регулирования отношений по предоставлению социальных гарантий указанным гражданам.

ЗАДАЧИ Определить правовой статус безработного; Изучить правовое регулирование отношений, связанных с социальной защитой безработных граждан; Определить понятие пособия по безработице; Изучить порядок определения размеров пособия по безработице; Рассмотреть условия и сроки выплаты пособия по безработице; Изучить размеры пособия по безработице.

ОБЪЕКТ Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением ищущим работу гражданам социально-правовых гарантий в сфере обеспечения занятости и защиты от безработицы.

Понятие и правовой статус безработного Правовой статус является одной из основных характеристик юридической лиц Так, безработные, определенные по критериям Международной организации труда (далее – МОТ), – это лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия), занимались ее поиском или не искали ее по определенным причинам, но были готовы к ней приступить.

ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ В п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» содержится перечень признаков, при одновременном наличии которых гражданин признается безработным, то есть лицом, не имеющим постоянного места работы и, соответственно, постоянного заработка.

Согласно п. 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» для целей признания гражданина безработным не учитываются в качестве среднего заработка выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка. Выходное пособие – компенсация работнику в случае расторжения трудового договора по основаниям, установленным трудовым законодательством.

Оценивая конституционность рассматриваемой нормы, закрепленной абз. 3 п. 3 рассматриваемой статьи, Конституционный Суд РФ указал, что сама по себе оспариваемая норма, устанавливающая, что не могут быть признаны безработными лица, хотя и не имеющие работы и заработка, однако получающие пенсию, т. е. ежемесячную денежную выплату, предоставляемую гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода), учитывает существование различных форм социальной защиты граждан и не может рассматриваться как нарушающая права лиц, реализовавших свое право на социальное обеспечение путем получения пенсий.

ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ГРАЖДАНИНА БЕЗРАБОТНЫМ СХЕМАТИЧНО МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ: 1) регистрация в целях поиска подходящей работы; 2) предъявление перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов;

3) поиск органами службы занятости подходящей работы в целях ее предоставления данному гражданину (в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы); 4) признание гражданина безработным в случае невозможности предоставления подходящей работы в указанный срок (решение принимается не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости перечисленных в п. 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» документов).

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРОВ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Для определения (исчисления) размера пособия по безработице граждан, отвечающих установленным в п. 1 указанной статьи критериям, а именно: – признанных безработными в установленном порядке; – имевших работу в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, не менее 26 недель на условия полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей недели);

– уволенных по любым основаниям, за исключением увольнения за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; – за основу берется их средний заработок за последние три месяца по последнему месту работы.

РАЗМЕР ПОСОБИЯ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: – производится расчет среднего заработка за последние три месяца по последнему месту работы; – применяется установленный в процентах коэффициент для исчисления размера пособия.

РАЗМЕР ПОСОБИЯ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ В ПРОЦЕНТНОМ ОТНОШЕНИИ К СРЕДНЕМУ ЗАРАБОТКУ. Законодатель устанавливает дифференцированный подход к определению размера пособия по безработице: если лицам, указанным в п. 1 статьи 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , пособие исчисляется в процентном отношении к среднему заработку, то всем иным лицам, в том числе прямо перечисленным в п. 2 рассматриваемой статьи, в размере минимальной величины пособия по безработице.

УСЛОВИЯ И СРОКИ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Пособие по безработице носит целевой характер и призвано компенсировать гражданину утрату постоянного источника дохода вследствие потери работы.

Пособие по безработице может быть назначено только лицам, которые в соответствии с рассматриваемым Законом могут быть признаны безработными и признаны таковыми в установленном порядке.

Одновременно законодатель устанавливает максимальную предельную продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину, а именно 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев. Более названного срока пособие не может быть назначено ни по каким основаниям. Это значит, что назначение пособия по безработице «третьей волной» не допускается.

РАЗМЕРЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ Статья 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет общий порядок определения размера пособия по безработице, а также определяет порядок установления размеров максимальной и минимальной величин пособия по безработице.

Согласно порядку начисления пособия по безработице, установленного п. 1 статьи 33 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» , время выплаты пособия разделяется на два периода: 1) в первом (12 -месячном) периоде выплаты пособие безработным гражданам начисляется:

Порядок определения (исчисления) размера пособия по безработице зависит от категории граждан, признанных в установленном порядке безработными. Говоря о размерах пособия по безработице, отметим, что на 2017 г. установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб, максимальная величина пособия по безработице составила 4900 руб.

– в первые три месяца в размере 75% от их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца; – в следующие четыре месяца – в размере 60%; – в дальнейшем – в размере 45%.

безработице ощутимо ниже величины прожиточного минимума на душу населения, который определяется ежеквартально Правительством РФ. Конституционный Суд РФ указал, что установление минимальной и максимальной величин пособия по безработице направлено в том числе на сокращение периода безработицы, стимулирование безработного к активному поиску работы и предотвращение необоснованных отказов от нее.

ВЫВОД Безработные – это незанятые (не имеющие работы и заработка), не полностью занятые (работающие неполное рабочее время), формально занятые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках по инициативе администрации), граждане, достигшие трудоспособного возраста, ищущие работу, готовые к ней приступить и зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.

Подавляющая часть числа безработных, в силу факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного, лишена значительного комплекса государственных мер содействия занятости и социальной поддержки, предоставляемой официально зарегистрированным безработным.

Одно из самых острых и негативных социально-экономических явлений – безработица . Ситуация, при которой значительная часть трудоспособного населения ищет, но не может найти работу, чревата целым рядом серьезных последствий. В политическом и социальном плане, это большой стресс для общества, ведущий к росту недовольства народа. С точки зрения экономики безработица говорит о неэффективном и неполном использовании трудовых и производственных ресурсов. Но при всем при этом, совершенно избавиться от безработицы невозможно, всегда будет сохраняться некоторый естественный ее уровень.

Понятие безработицы и экономически активного населения

(unemployment ) – наличие в стране части экономически активного населения, которая желает и способна трудиться, но не может найти работу.

Экономически активное население – жители страны, которые обладают самостоятельным источником средств к существованию, либо желают и потенциально могут его иметь.

  • занятыми (наемные работники, предприниматели);
  • безработными.

Синонимом понятию экономически активного населения является термин – рабочая сила (labor power ).

Безработный - человек, в возрасте 10-72 лет по определению МОТ (в России в возрасте 15-72 лет по методологии Росстата), который на дату проведения исследования:

  • не имел работы;
  • но искал ее;
  • и был готов к ней приступить.

Показатели уровня безработицы и ее продолжительности

Одни из важнейших показателей, характеризующих явление безработицы, это ее уровень и продолжительность.

Уровень безработицы – доля безработных в общей численности экономически активного населения определенной возрастной группы.

где: u – уровень безработицы;

U – численность безработных;

L – численность экономически активного населения.

Важное понятие – естественный уровень безработицы, «естественный» потому что даже при самых благоприятных экономических условиях будет пусть небольшой, но некоторый процент безработных. Это люди, которые могут, но не хотят работать (например, у них имеются выгодные инвестиции и они живут на проценты, как раньте).

Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при обеспечении полной занятости рабочей силы.

То есть это процент безработных в ситуации, когда все желающие трудиться могут найти себе работу. Этого можно достичь при условии максимально рационального и эффективного использования рабочей силы.

Полная занятость экономически активного населения предполагает наличие в стране только структурной и фрикционной безработицы. Поэтому естественный уровень безработицы можно рассчитать как их сумму:

где: u * – естественный уровень безработицы;

u фрикц. – уровень фрикционной безработицы;

u структ. – уровень структурной безработицы;

U фрикц. – численность фрикционных безработных;

U структ. – численность структурных безработных;

L – численность рабочей силы (экономически активного населения).

Продолжительность безработицы – период, в течение которого человек ищет и не может найти работу (то есть является безработным).

Фрикционная, структурная, циклическая и другие формы безработицы

Можно выделить следующие важнейшие формы безработицы :

1. Фрикционная – безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

В этом случае работник сознательно увольняется с прежнего рабочего места и ищет другое, с более привлекательными для него условиями труда.

2. Структурная – безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Причинами структурной безработицы могут быть: ликвидация устаревших профессий, изменения в технологии производства, масштабная перестройка всей экономической системы государства.

Различают две разновидности структурной безработицы :

  • деструктивная - с негативными последствиями;
  • стимулирующая - побуждающая работников повышать квалификацию, переучиваться на более современные и востребованные профессии и пр.

3. Циклическая – безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей

Кроме того, различают и другие виды безработицы :

а) добровольная – вызвана нежеланием людей трудиться, к примеру, при снижении уровня заработной платы.

Добровольная безработица особенно велика во время фазы экономического пика или бума. При спаде экономики ее уровень снижается.

б) вынужденная (безработица ожидания) – появляется тогда, когда люди могут и согласны работать при данном уровне заработной платы, но они не могут найти работу.

Причиной вынужденной безработицы, к примеру, может быть негибкость рынка труда в отношении заработной платы (борьба профсоюзов за высокие зарплаты, установление государством МРОТа). Часть работников готова работать за маленькую зарплату, но работодатель просто не может их устроить по таким условиям. Поэтому он возьмет меньшее число работников, более квалифицированных и на более высокую зарплату.

в) сезонная – безработица характерная для некоторых отраслей экономики, где потребность в рабочей силы зависит от времени года (сезона).

Например, в сельскохозяйственной отрасли во время посева или сбора урожая.

г) технологическая – безработица, вызванная механизацией и автоматизацией производства, вследствие которой производительность руда резко возрастает и требуется меньшее число рабочих мест с более высоким уровнем квалификации.

д) зарегистрированная – безработица, характеризующая незанятое экономически активное население, официально состоящее в этом качестве на учете.

е) скрытая – безработица, фактически существующая, но официально не признанная.

Примером скрытой безработицы может быть наличие лиц, формально трудоустроенных, но фактически не работающих (во время спада многие производственные мощности простаивают и рабочая сила оказывается задействованной не в полной мере). Или это могут быть люди желающие работать, но не зарегистрированные на бирже труда.

ж) маргинальная – безработица слабо защищенных социальных слоев (женщины, молодежь, инвалиды).

з) неустойчивая – безработица, вызванная временными причинами.

Например, увольнение в сезонных отраслях экономики после окончания «горячего» сезона или добровольная смена людьми своих рабочих мест.

и) институциональная – безработица, спровоцированная вмешательством профсоюзов или государства в установление уровня заработной платы, который в результате становится отличным от того, что мог бы сформироваться на естественным путем.

Причины и последствия безработицы

Факторов, которые могут инициировать рост безработицы множество. Можно выделить следующие основные причины безработицы :

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.

Ситуация, когда трудоспособное население не может найти работу, не безвредна, и могут быть серьезные последствия безработицы:

1. Экономические последствия:

  • сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления (в частности от );
  • рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;
  • снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;
  • недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Закон Оукена Показать

Закон Оукена (Okun"s law ) – назван в честь американского экономиста Артура Мелвина Оукена.

Он гласит: превышение уровня безработицы над уровнем естественной безработицы на 1% вызывает снижение реального ВВП относительно уровня потенциального ВВП на 2,5% (выведен для США в 1960-е годы; сегодня и для других стран численные значения могут быть иными).

где: Y - фактический ВВП;

Y * - потенциальный ВВП,

u цикл. - уровень циклической безработицы;

β - эмпирический коэффициент чувствительности (обычно принимается 2,5). У каждой экономики (страны) в зависимости от периода будет свое значение коэффициента β.

2. Неэкономические последствия:

  • обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;
  • стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;
  • политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.

Галяутдинов Р.Р.


© Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

Одним из видов гарантированной государством материальной поддержки является назначение и выплата безработным гражданам пособия по безработице.

Пособие по безработице - это периодические денежные выплаты из средств Государственного фонда занятости

населения РФ, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.

Основными нормативными актами, регулирующими условия и порядок предоставления данного пособия, являются Закон РФ от 19.04,1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения) и Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.04.1997 №458.

Закон о занятости населения предусматривает предоставление государством социальных гарантий и компенсаций безработным гражданам. Организационно-правовой формой и методом социальной защиты безработных стало

государственное социальное страхование по безработице.

Оно охватывает все трудоспособное население и предоставляет защиту в случае безработицы всем застрахованным независимо от причины увольнения. В соответствии со ст. 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается только тем лицам, которые признаны безработными. Условия признания граждан безработными определены в ст. 3 данного Закона.

Обязательным условием признания граждан безработными, начисления и выплаты им пособия по безработице является их регистрация в органах службы занятости по мету жительства. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления соответствующих документов.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохожения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью соответственно 25 и 29 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

При этом общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия по безработице. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты: - в первые три месяца - в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

В следующие четыре месяца - в размере 69%; - в дальнейшем - в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума;

б) во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты - в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Решение об этом принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

Признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения;

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению

органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

Переезда безработного в другую местность;

Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

Назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо

трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой

пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Смерти безработного.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

Отпуска по беременности и родам;

Выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

Призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной

службе, исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

Неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

Отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

Отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

Отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;

Явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ);

Увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

Нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

Самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 27.

Понятие безработного . Порядок и условия признания граждан безработными. Правовой статус безработного. Понятие подходящей работы (правовые критерии).

На основании ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» — безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в Постановлении Правительства РФ от 22.04.1997 г. №458, добавлен ещё один критерий признания гражданина безработным, помимо перечисленных в Законе «О занятости» — это не трудоустроенность в течение 10 дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Безработными не могут быть признаны граждане:

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная п. 2 ст. 32 Закона «О занятости», либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) — в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).

Пособие по безработице -- это ежемесячная денежная выплата с целью материальной поддержки лиц, признанных безработными. В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработные -- это трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентом отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее срока в 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей).

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением увольнения по причине переезда на новое место жительства в другую местность, в связи с необходимостью ухода за инвалидами I группы или больными членами семьи и др.); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в данный период работу менее срока в 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие (для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии 1957 г.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ. Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:

В первом шестимесячном периоде выплаты -- в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, во втором шестимесячном периоде выплаты -- в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Данное пособие выплачивается гражданам, признанным безработными с первого дня установления указанного юридического факта. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией либо сокращением численности или штата работников и признанным безработными, но не трудоустроенными в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется с первого дня указанного периода.

Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших); стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенных из организаций по собственному желанию (за исключением лиц, уволенных по собственному желанию по уважительным причинам); уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие противоправные действия, предусмотренные законодательством РФ; уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Существуют следующие условия продления сроков выплаты по безработице:

Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Гражданам, не достигшим возраста, необходимого для назначения пенсии по старости на общих основаниях (60 лет -- для мужчин и 55 лет -- для женщин) и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 (мужчины) и 20 лет (женщины), а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода вы платы пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

Не ранее чем за два года до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, с их согласия может назначаться пенсия на данный период по предложению органов службы занятости при невозможности трудоустройства. Сокращение размера пособия по безработице на 25, % на срок до одного месяца возможно в случаях: неявки без уважительных причин на встречу с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости, отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице приостанавливается в случаях:

отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию по уважительным причинам;

явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, что устанавливается в порядке, определенном Правительством РФ;

увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (приостановка выплаты производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию);

самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Выплата пособия по безработице не производится в периоды:

отпуска по беременности и родам; выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования; призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.

Выплата пособия по безработице прекращается в случаях:

Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии.

Длительной (более одного месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

Переезда безработного в другую местность.

Получения пособия по безработице обманным путем, либо попытки таковой.

Осуждения лица, получающего пособие по безработице к наказанию в виде лишения свободы.

Назначения трудовой пенсии по старости, назначения досрочной пенсии для безработных, назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Отказа от посредничества органов занятости, осуществляемого на основании письменного заявления гражданина.

Смерти безработного.

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

Пособие по беременности и родам -- это пособие, выплачиваемое женщинам за период отпуска по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам выплачивается в течение 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов; при многоплодной беременности -- в течение 84 дней; при осложненных родах -- в течение 86 календарных дней; при рождении одновременно двух и более детей -- в течение 110 дней (названные сроки равны сроку отпуска по беременности и родам).

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине независимо от числа дней, которые были фактически использованы до родов. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие выплачивается за период со дня его усыновления и до истечения 70 календарных дней (в случае усыновления двух и более детей - до истечения 110 дней). Пособие по беременности и родам должно быть выплачено не позднее чем по истечении 10 дней со дня предоставления в компетентный орган всех необходимых документов. Данное пособие выплачивается при наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком или дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком. Работающим женщинам (проходящим службу, обучающимся с отрывом от производства) данное пособие выплачивается по месту работы (службы, учебы). Законом предусмотрены также иные случаи выдачи листка временной нетрудоспособности по беременности и родам. Размер пособия по беременности и родам зависит от того, находилась ли женщина на момент ухода в отпуск по беременности и родам субъектом трудовых правоотношений либо имела иной статус. Право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях, в ранние сроки беременности имеют все категории беременных женщин, если они встали на учет в медицинских учреждениях (что подтверждается справками, выдаваемыми этими учреждениями) в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель. Размер данного пособия составляет 300 руб. Выплата единовременного пособия производится по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам, т.е. по месту работы, учебы, службы.

Право на единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (усыновитель, опекун). Размер единовременного пособия при рождении ребенка составляет 6000 руб., в случае рождения двух и более детей указанная сумма выплачивается на каждого ребенка.

При рождении мертвого ребенка такое пособие не выплачивается. Пособие назначается и выплачивается одному из родителей по месту работы (учебы, службы), а в отсутствии таковых -- в органах социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Максимальный срок выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет 500 руб. в месяц независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход. Выплата пособия производится со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ему полутора лет. В случае, если отпуск предоставляется по частям, размер пособия определяется пропорционально количеству тех календарных дней в месяце, которые приходятся на отпуск в данном месяце. В случае, если в течение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет женщина имеет право на какое-либо другое пособие (по безработице, по беременности и родам и др.), ей назначается одно из пособий по ее выбору. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из:ей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку или попечительство, совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (для учащегося -- до окончания им общеобразовательного учебного учреждения, но не более чем достижения 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в РФ или ее субъекте.

Назначение и выплата ежемесячного пособия в повышенном размере возможно на детей одиноких матерей. Ежемесячное пособие в повышенном размере не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого родился ребенок, признано в установленном порядке отцом ребенка или ребенок усыновлен при вступлении матери в брак (эти факты сообщаются органами ЗАГСа, органу социальной зашиты населения). Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

Страховые выплаты в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями

Страховые выплаты работнику или его семье в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» осуществляются в связи с наступлением страхового случая, т.е. несчастного случая или профессионального заболевания. Субъектами данного правоотношения выступают: застрахованный, страхователь, страховщик. Пособие по временной нетрудоспособности назначается в связи со страховым случаем и выплачивается за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данная выплата составляет 100 % среднего заработка застрахованного лица, производится за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Страховые выплаты:

Единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти. Размер данной выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, которая устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы. Исчисление размера выплаты производится исходя из размера 60 МРОТ;

Ежемесячная страховая выплата застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти. Размер данной выплаты определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного лица до наступления страхового случая, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. При расчете размера утраченного заработка учитываются все виды оплаты его труда (дохода) как по месту его основной работы, так и по совместительству.

Оплата дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного лица, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы:

На дополнительную медицинскую помощь, в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств.

Посторонний уход за застрахованным (медицинский и бытовой), в том числе осуществляемый членами его семьи.

Санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно (при необходимости -- проезда сопровождающего его лица)

Протезирование.

Обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонты и оплату горючесмазочных материалов.

Профессиональное обучение (переобучение).

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком в 10-дневный срок (в случае смерти застрахованного лица -- в двухдневный срок) со дня поступления заявления и всех необходимых документов на получение обеспечения по страхованию.