Если ребенок стал жертвой агрессии сверстников. Ребенок стал жертвой травли в школе или среди друзей: что делать

Ни для кого не секрет, что в обществе существуют негласные табу на какие-либо определенные темы. Сексуальное насилие – одна из них. Но именно сексуальное насилие всегда оказывает сильнейшее воздействие на психику жертвы, и об этом нельзя молчать. Дети и подростки входят в основную группу риска в связи с возрастными особенностями – обычно они физически не могут оказать сопротивление, а также легко поддаются внушению и попадают под влияние из-за незрелости и отсутствия жизненного опыта. По статистике МВД, в России ежедневно жертвами сексуального насилия становятся 57 детей, и страшная правда в том, что 68% пострадавших – жертвы домашнего насилия, а 80% хорошо знали своего насильника. Как понять, что ребенок стал жертвой сексуального насилия, что делать в таких ситуациях? Давайте разбираться вместе.

Психика ребенка достаточно податливая и обладает некоторыми особенностями, поэтому некоторые дети могут даже не помнить о случившемся, но любой стресс так или иначе отражается на поведении ребенка. Первые признаки, на которые следует обратить внимание - это резкое изменение поведения ребенка: общительные дети могут резко замкнуться в себе, спокойные – вдруг начать конфликтовать и вести себя агрессивно. Также к первым признакам относятся некоторые соматические проявления – бессонница, ночные кошмары, потеря аппетита. Обратите внимание на провалы в памяти ребенка, нарушение восприятия, концентрации внимания. Тревожный признак, если ребенок вдруг стал стесняться своего тела, стал скрывать какие-то телесные признаки, запираться в комнате или в ванной, если он вздрагивает при прикосновении к телу и избегает телесных контактов.

Всем жертвам сексуального насилия вне зависимости от возраста присуще изменение отношения к себе: все они начинают считать себя ущербным, грязным, часто говорят о чувстве вины и стыда.

Если вы заметили на теле ребенка повреждения, а грязную одежду ребенок вдруг стал стирать сам, а раньше этого не делал, стоит бить тревогу.

Но ни в коем случае нельзя злиться и ! Важно ни в коем случае не допустить, чтобы ребенок почувствовал себя виноватым, иначе он замкнется в себе. Взрослые просто обязаны сохранять спокойствие и сдержанность. Нужно как можно мягче расспросить, что произошло, но ни в коем случае не задавать вопрос, «почему» так случилось. Этот вопрос может спровоцировать у малыша обострение чувства вины.

Вторая стадия переживания сексуального насилия заключается в неосознанном поиске безопасности, когда ребенок отказывается ложиться спать, остается в одиночестве в комнате или, наоборот, начинает бояться оказаться с кем-то наедине, возможна неадекватная реакция на подарки. Соматические признаки также свойственны: тошнота, рвота, повышение температуры тела, энурез и тд.

Третья стадия – это непроработанные чувства, которые мешают жить дальше. Острый стресс уже прошел, но проблема не решена, отсюда возникают ночные кошмары, приступы паники, гнева, частые или затяжные депрессивные состояния, страхи, беспокойства, фобии и другие различные эмоциональные нарушения. У жертв сексуального насилия часто наблюдается посттравматический синдром, который как будто возвращает жертв на секунду обратно в травмирующую ситуацию – они могут вдруг почувствовать запах одеколона или увидеть знакомый цвет обоев и т.д.

Также, безусловно, необходимо обратить внимание на резкое изменение поведения в сторону сексуализированного, т.е. усиленное внимание к сексуальной стороне жизни, не соответствующее возрасту ребенку. У маленьких детей это часто проявляется в рисунках – например, множество предметов фаллической формы. Вот пример рисунка ребенка, в семье которого был инцест.

Если насилие продолжается, то на следующей стадии переживаний детям свойственна усиленная мастурбация, демонстрация интимных частей тела. Позднее это перерастает в попытки втянуть в сексуальную жизнь окружающих (и детей, и взрослых). Подростки на этой стадии могут начать употреблять психоактивные вещества и вообще вести себя неадекватно. Для девочек-подростков характерны беспорядочные половые связи, для мальчиков – идентификация себя с насильником.

Всех жертв сексуального насилия объединяет одно – низкая самооценка, агрессивность, внутренняя подавленность, очень сильные чувства вины и стыда. Дети понимают, что с ними совершили что-то ужасное, но считают, что чем-то заслужили такое отношение к себе. Безусловно, без профессиональной психологической помощи здесь не обойтись.

Если вы заподозрили неладное, постарайтесь аккуратно поговорить с ребенком, но лучше избегайте прямого упоминания о возможном сексуальном насилии.

Поспрашивайте, что означают эти рисунки, с чем связана резкая перемена в поведении ребенка, почему он не хочет оставаться наедине с кем-либо и что за ночные кошмары ему снятся. Если у вас теплые доверительные отношения, возможно, вам удастся выяснить истину. Дайте понять ребенку, что вы его друг, что вы любите его, что бы ни случилось. Жертвы сексуального насилия и так ожидают осуждения, поэтому поддержка со стороны семьи очень важна. Если ваши опасения оказались не напрасными, то вашему ребенку необходима срочная психологическая помощь. Обращаться лучше к тому специалисту-психологу, который занимается именно жертвами сексуальных преступлений. Он поможет пережить этот период, проработать травму и сделать так, чтобы неблагоприятных последствий было как можно меньше.

Чем раньше будет оказана психологическая помощь, тем выше вероятность, что ребенок сможет быстрее и легче вернуться к нормальной жизни.

Если специализированная помощь вообще не будет оказана, а проблема будет замалчиваться, то во взрослой жизни ребенка ожидают мучения в построении личной жизни, возможны серьезные проблемы в интимной жизни. Более того, как направленная на себя, так и направленная на окружающих, свойственна жертвам сексуального насилия. Как следствие, возможны суициды либо насильственное поведение в отношении окружающих – согласно статистике, около половины взрослых насильников подвергались насилию в детстве.

Екатерина Сафонова

ВОЗ, 23% российских девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет подвергались унижениям в школе два или более раз в месяц за последние два месяца. Как правило, родители не догадываются о том, что их ребенок стал жертвой травли, либо узнают об этом тогда, когда ситуация уже приняла масштаб катастрофы.

Мы пригласили педагога-психолога с 20-летним стажем, бывшего учителя русского языка общеобразовательной школы, Полякову Ольгу Васильевну , чтобы разобраться в причинах травли и понять, что нужно делать, если ребенок стал жертвой нападок.

Травля, или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части.
В отличие от обычного конфликта, у буллинга есть 3 характерных черты - намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Буллинг проявляется по-разному: ребенка могут дразнить, портить его вещи, отбирать деньги, бить, бойкотировать, распространять слухи, давать прозвища.

“С развитием технологий, доступа к Интернет, дети становятся изощреннее в выборе способов травли , - комментирует Ольга Полякова. - Из реальной жизни буллинг переходит в виртуальную. Это так называемый кибербуллинг - травля в виртуальном пространстве, которая осуществляется с помощью сообщений в социальных сетях, мессенджерах, СМС”.

Согласно недавнему исследованию ВОЗ, российские школьники в возрасте 11 лет заняли первое место в мире по жалобам на интернет-травлю. При кибербуллинге агрессоры могут распространять в сети слухи, порочащие фотографии, делать непристойные коллажи с лицами жертв. Информация распространяется молниеносно, а анонимность вселяет в агрессора еще большее чувство безнаказанности.

Чаще всего, травля начинается в коллективах 11-12-летних детей, а ее пик приходится на группы детей 13-15 лет. В этом возрасте у детей возникает потребность занять свое место в социуме. Ввиду того, что самый доступный способ заслужить авторитет в этом возрасте - это самоутвердиться за счет кого-то, дети выбирают объект для постоянных издевок, который по каким-либо признакам отличается от стальных.

Кто становится жертвой?

Объектом нападок становятся дети, отличающиеся от большинства группы по какому-либо признаку - внешнему виду (толстый, длинный), национальности, особенностям развития (заикается, плохо видит), материальному положению.

“Ошибочно считать, что жертвой буллинга может стать только тот ребенок, который отличается от остальных в худшую сторону” , - комментирует Ольга. - Объектом для нападок может быть ребенок, который “слишком хорошо одет”, “слишком хорошо учится”, даже просто новичок в классе, которого хотят “проверить на прочность” и узнать границы дозволенного” .

Как узнать, что случилась беда?

Достаточно часто дети скрывают, что становятся объектом систематических издевательств в школе. Причины могут быть разными - стыд, страх показать свою слабость, опасение, что ребенка обвинят в “стукачестве”, нежелание расстраивать маму и папу, непредсказуемая реакция родителей.

Неопытный учитель может не заметить, что кого-то в классе унижают - агрессоры действуют хитро, исподтишка, а вот жертва ввиду своей чувствительности реагирует на издевательства сразу. В итоге учитель видит результат нападок, но что послужило их причиной - нет.

Родителя должно насторожить следующее:

  • нежелание ребенка идти в школу,
  • ухудшение успеваемости,
  • испорченные вещи, пропажа вещей, которые ребенок не может объяснить,
  • агрессия, обращенная на младших братьев и сестер, домашних животных,
  • синяки, ссадины, прокомментировать происхождение которых ребенок не в состоянии,
  • замкнутость, уединение ребенка.

На помощь приходят и технологии. Большую популярность среди родителей всего мира набирают программы родительского контроля, которые помогают вовремя выявить факты кибербуллинга.

Такие программы устанавливаются на смартфон или планшет ребенка для мониторинга его активностей: переписок в СМС, мессенджерах, социальных сетях, истории интернет-трафика, содержания фото и видео на устройстве ребенка. В случае обнаружения подозрительного контента, например, оскорбительного СМС, программа уведомляет родителя об опасности. Подобные программы позволяют узнать об умалчиваемых ребенком проблемах и вовремя прийти помощь.

На рынке представлен широкий выбор программ родительского контроля, все они отличаются по функционалу и стоимости. Например, последняя разработка для Android-устройств, доступная совершенно бесплатно - приложение Sentry .

Что делать?

Ольга Полякова: “Спросите ребенка, хочет ли он чтобы вы напрямую вмешивались?”

Узнав о буллинге, у родителя возникает естественное желание сразу же вмешаться: пристыдить обидчиков, поговорить с их родителями, вынести вопрос на обсуждение в школе. Подождите.
Медлить нельзя в ситуациях, когда имеет место физическое насилие. В остальных случаях спросите у ребенка, хочет ли он чтобы вы открыто вмешивались в происходящее. Возможно, ребенок предпочтет, чтобы вы помогли ему справится со стрессом, оказали моральную поддержку, научили правильно реагировать на усмешки.

Вот несколько советов, как помочь ребенку:

  • Объясните ребенку, что проблема не в нем, а в группе. Ребенок может не являться жертвой в другом коллективе или даже в той же группе, но при смене ее лидера. Донесите мысль, что обидчиками, как правило, становятся недолюбленные, обделенные вниманием дети, а также те, которые некоторое время назад сами были жертвами нападок (например, дома).
  • Помогите повысить самооценку. Например, можно записать ребенка в секцию, где он раскроет свои таланты, займется любимым хобби, найдет единомышленников. Это поможет укрепить уверенность в своих силах, самоутвердиться.
  • Научите правильно реагировать на оскорбления. Отрепетируйте все сценарии, с которыми может столкнуться ребенок в школе. Обидчик обзывается? Пусть ребенок отвечает спокойно и уверенно, не поддаваясь на провокацию: “У тебя тоже есть прозвище, но я все равно буду называть тебя по имени”, “Да, я действительно худой, как и ты”.
  • Обратитесь к психологу. Возможно, посещать специалиста придется всей семьей - зачастую синдром жертвы берет начало во внутрисемейных отношениях.

Ольга Полякова: “Чего точно не стоит делать, так это давить на жалость обидчиков. Это может оказать какой-то положительный эффект в младших классах, но в средней и старшей школе вы сделаете только хуже” .

Озвучивая проблемы жертвы (“Посмотри, как ему плохо”, “Он итак плохо учится, а ты еще больше мешаешь ему сконцентрироваться”), вы еще больше занижаете самооценку пострадавшего и подтверждаете превосходство обидчика.

Решить проблему травли на уровне “нападающий-жертва” невозможно. Травля касается всех участников группы, в том числе, наблюдателей. Если ваш ребенок “просто” наблюдатель буллинга, не исключено, что однажды группа назначит его “исполнителем” акта насилия.

Именно поэтому важная роль отводится учителю, который может способствовать формированию здоровой атмосферы в классе: этого можно достичь путем совместной работы над проектами, осуществления внеклассной деятельности и т.д.

Если травля не прекращается или учитель отрицает свою роль в решении проблемы, нужно обращаться выше - к директору школы, РОНО и т.д. Важно назвать вещи своими именами - травля - это насилие, а не то, что дети “перерастут” или “всегда бывает в любом классе”.

В конечном итоге, вы можете сменить школу и продолжать работать над повышением самооценки и уверенности ребенка. Обратите внимание на взаимоотношения в своей семье: относитесь уважительно ко всем ее членам, избавьтесь от сплетен и зависти, будьте внимательны к детям - постоянно транслируйте им мысль о том, что они нужны, важны, прекрасны и любимы.

Берегите своих детей!

© Анастасия Харитонова, маркетолог

Британская выпускница Шэннон Парцифер не пошла на школьный выпускной из-за нападок одноклассников. Когда ее мать выложила снимок дочери в платье в соцсети, чтобы девушка хотя бы виртуально поприсутствовала на празднике, история школьной травли попалась на глаза байкерам. В итоге выпускной девушка встретила в их компании: байкеры помогли устроить для нее праздник вдали от агрессии одноклассников. На импровизированный праздник пришло больше ста родственников и друзей девушки, а сама она даже сумела прокатиться на настоящем байке.

Но байкеры спасают от моббинга (от англ. mob — толпа) не каждую выпускницу. Собеседница Sputnik Анастасия через годы после окончания школы вспоминает учебу в средней школе. Перейдя в новый класс, девушка столкнулась с неприятием такой силы, что за нее пришлось вступиться учителю физкультуры.

"В школе меня "зажимали" ребята, в какой-то момент физрук неверно расценил действия одного из моих одноклассников и разбил ему нос. Но дальше спортзала эта история не пошла. Девочки же были разделены на группки — гламурные и оторвы. Первые не обсуждали ничего, кроме вещей и мальчиков, а вторые курили, пили, гуляли. Я совсем выбивалась из этих компаний. Теперь на одной из встреч выпускников многие извинялись за прежнее поведение", — рассказала Анастасия.

О буллинге и моббинге, проще — травле, в школе корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Анной Ромашко, работающей в одной из минских гимназий.

Травля — заслуга взрослых

Может ли ребенок, который подвергся нападкам, самостоятельно обратиться к учителю с жалобой или учителям приходится выявлять такие случаи самостоятельно? И как в таком случае учителю распознать травлю в классе?

- Распознать порой очень сложно, так как зачастую травля носит скрытый характер. Учителю нужно быть достаточно хорошо информированным об этой проблеме, правильно реагировать и понимать, что причина травли не в особенностях ребенка, на которого нападают, и не в агрессивности одного или нескольких детей, а в характере отношений между детьми в коллективе.

Риск оказаться жертвой травли увеличивается для тех детей, которые тревожны, не уверены в себе, и тех, у кого нет друзей в коллективе.

Травля может начаться практически на пустом месте. Абсолютно любая характеристика человека может стать причиной травли. И это желание найти повод и излить свой гнев на

невинного, отличного от толпы, часто является заслугой взрослых, не научивших детей справляться со своими эмоциями и терпимо относиться к другим.

Учителю нужно быть внимательным к таким проявлениям поведения учащихся: окрики, общение на повешенных тонах, высмеивание, социальная изоляция, игнорирование, распространение разнообразных слухов и сплетен, клевета, унижение, обесценивание поступков и достижений, несправедливые обвинения, критика, выражающаяся как вербально, так и невербально, утаивание необходимой информации.

Ведь оправдать свои неудачи за счет кого-то, привлекая внимание к чужим недостаткам, является самым легким способом на пути достижения цели.

Но ребенок и сам может обратиться за помощью к педагогу. Все зависит от степени доверия между ними. Чаще с жалобами самостоятельно обращаются учащиеся начальной школы. Подростки, в большинстве случаев склонны считать себя ответственным за проявления травли. Чувство вины, заставляет ребенка замыкаться и на вопросы бурчать под нос: "Все нормально".

Как вести себя родителю, чей ребенок подвергся травле? И что делать родителю, ребенок которого стал агрессором?

- Родители часто в таких ситуациях начинают бояться, что они неправильно воспитывают ребенка, что им как-то надо воздействовать на него, чтобы "стал адекватнее", но это напрасные ожидания. Важно создавать для ребенка пространство вне школы, где он будет чувствовать себя принятым, нужным, успешным. Очень помогают группы поддержки, хобби, увлечения. Если родители выявляют серьезную травлю — конечно, нужно, не откладывая, идти к классному руководителю, педагогу-психологу, администрации учебного заведения. Важно принять меры для защиты ребенка от дальнейшей травли и четко обозначить свою позицию в отношении происходящего: "Это не допустимо!".

Ситуация травли очень травматична для всех ее участников. Иногда удается помочь, работая только с ребенком-жертвой или ребенком, который выступает в роли агрессора, но очень редко. Работая только с ребенком-жертвой можно помочь ему справиться с конкретной ситуацией, но нельзя исключить повторения или продолжения травли в том или ином виде. В подавляющем большинстве случаев требуется контакт и работа со всеми участниками и свидетелями травли. В некоторых случаях бывает невозможно помочь в условиях конкретного класса, и тогда приходится рекомендовать родителям перевести ребенка-жертву травли в другой класс или другое учебное заведение.

Если школьник был объектом насмешек в школе, как это отразится на его будущей жизни и возможно ли, что бы такой факт прошел бесследно с выпускным вечером?

- Насилие, проявляющееся прямо или косвенно, всегда травматично. В зависимости от психической устойчивости и наличия поддержки со стороны семьи и значимых взрослых дети выходят из ситуации травли с меньшими или большими потерями, формируется отношение к себе и людям в будущем. Подросток может получить конструктивный опыт, если взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств, если не только декларируют, но и сами следуют четким правилам поведения, конфликты

внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, взращивается терпимость по отношению к различиям между людьми.

Для меня примером-иллюстрацией является сюжет произведения Владимира Железникова "Чучело", в котором понятен механизм травли и отлично прорисованной схема: новенькая в классе становится жертвой травли, так как своим появлением смещает иерархическую структуру сформировавшейся группы детей, есть лидер, стоящий несколько в стороне и явно или исподтишка направляющий более податливых соучастников. Кстати, фильм Ролана Быкова, снятый в 1983 году, благодаря подбору актеров и таланту режиссера, не потерял свою актуальность и в настоящее время.

Не отмахивайтесь от детских жалоб, не жалейте времени на разговоры и объяснения, совместный просмотр знакомых фильмов или поиск увлекательного хобби.

Не сам виноват

Собеседница Sputnik Анастасия из опыта школьного моббинга сделала один вывод — ее дети никогда не услышат от нее "сами виноваты".

"То, что вспоминается, чаще всего вызывает улыбку с высоты лет. Своих детей могу научить, как себя вести, на опыте. Разумеется, в подростковом возрасте люди сталкиваются с проблемой становления личности, и взрослым нельзя от этих проблем отмахиваться. Нужно быть рядом с детьми, чтобы они могли почувствовать, что есть родительские плечи и отец и мать в любой ситуации будут за своего ребенка и не предадут его "ты сам виноват", — резюмировала собеседница агентства.

Травля – это психологическая травма. Необходимая информация о «детях-жертвах» и «детях-агрессорах» – в материале психолога Ксении Бурцевой.

Эмоциональное насилие

Психологическую травму в школе ребенок может получить как от физического, так и от эмоционального насилия. Эмоциональное насилие вызывает у ребенка-жертвы эмоциональное напряжение, чувства унижения и стыда, снижает самооценку. Эмоциональное насилие может быть пассивным – ребенка избегают, не приглашают играть, игнорируют, и активным – это насмешки, издевки, придумывание кличек, «обзывательства». Физическое насилие связано с применением силы, нарушением телесных границ — сюда же относятся случаи, когда отнимают или портят вещи, причиняют боль, наносят физические травмы. Эти два вида насилия часто сопутствуют друг другу.

Дети-жертвы

Важными характеристиками «жертв» являются «выученная беспомощность», «внешний локус контроля» и неразвитость «совладающего поведения». Давайте разберемся, что это такое.

Выученная беспомощность. Это состояние, когда ребенку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Непродолжительного опыта неконтролируемости окружающего мира бывает достаточно для того, чтобы выученная беспомощность сформировалась.

Внешний локус контроля. Личная предрасположенность и склонность ребенка обвинять в своих неудачах других людей и обстоятельства, не принимая на себя никакой ответственности.

Совладающее поведение. Это способность справляться со стрессом. Оно включает в себя несколько важных элементов: определение смысла и значения ситуации для себя, способность делать выводы на будущее; настойчивость в попытках изменить ситуацию, противостоять ей; наличие надежной связи с родителями, другими родственниками, друзьями, кому можно довериться и попросить о помощи; наличие способности сохранять внутреннее равновесие, не впадать в панику; способность, несмотря на стрессовые ситуации, сохранять себя — свою самоидентичность, уверенность в себе. Отсутствие у ребенка этих элементов делает его уязвимым в любых ситуациях и формирует комплекс жертвы.

Как ребенок получает комплекс жертвы. Качества жертвы не появляются у ребенка просто так. Этому всегда способствуют семейные, детско-родительские отношения, которые формируют у ребенка черты личности, в том числе качества жертвы. Так же причиной могут быть пережитые ребенком любые травмирующие ситуации, случившиеся с ребенком не по вине семьи — например, госпитализация. Черты жертвы формируются в ситуациях, в которых ребенок чувствовал себя жертвой. И если эти черты закрепились, это всегда означает, что семья не помогла ребенку правильно прожить стресс. Известно, что при развитии пост-стрессовых состояний, проживание чувств и осознание всех аспектов травмы становится непременным условием исцеления.

Случайная жертва. В этом случае обидчик выбирает жертву, исходя из своих внутренних предпосылок. То есть сам ребенок-жертва своим поведением не влияет на выбор обидчика. Случайной жертвой может стать практически любой ребенок, но вероятность повышается у новеньких, поменявших место учебы, и у детей, имеющих какие-либо физические отличия (например, очки, рыжие волосы, худоба или избыточный вес, слишком высокий рост или слишком маленький). В начальных классах большое значение имеет отношение учителя к ученикам. В 1-3 классах фигура учителя является очень важной, и если по каким-то причинам учитель невзлюбил кого-то из детей, это отношение «подхватывается» детским коллективом. Бывает, учитель своими действиями провоцирует конфликт, противопоставляя одного ученика другим, выделяя кого-то, не отпуская на перемену или наказывая весь класс из-за одного человека. В более старших классах важнее становится общение со сверстниками, что определяется социальной ситуацией развития, и здесь провокатором может стать неформальный лидер части коллектива. Такой лидер собирает вокруг себя тех, кто слепо ему подражает, и выбирает для преследования любого, кто ему чем-то не понравился. Когда жертвы выбраны случайно, и они, дети-жертвы, никак не провоцировали конфликт, работа проводится с агрессивной стороной для прекращения насилия. А с ребенком–жертвой — только в случае, если он получил психологическую травму, то есть когда ситуация сильно повлияла на его эмоциональное состояние.

Жертва, прямо или косвенно причастная к совершению над ней насилия. Если случайные жертвы обычно справляются с ситуацией, выходят из нее и больше не склонны проигрывать одни и те же сценарии, то несколько иной вид имеют ситуации, когда жертва выбирается не случайно. В облике и поведении ребенка-жертвы может существовать нечто, провоцирующее обидчиков. Такие дети чаще других становятся жертвами разного рода насилия, потому что более беззащитны и уязвимы. Часто их поведение провоцирует агрессию. В психологии даже существует такое понятие, как «жертвенность» или «виктимность». Имеется в виду определенный тип личности, который характеризуется следующими проявлениями: замкнутостью, импульсивностью в поведении, страхом перед людьми и общением, страхом перед школой, неразвитыми социальными навыками, отсутствием опыта жизни в коллективе, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, тревожностью, подозрительностью, склонностью к вранью, фантазированию, подавляемой агрессией (направленной как на других, так и на себя), плохим самоконтролем.

Дети-агрессоры

Давно замечено, что агрессоры и насильники сами когда-то являлись жертвами насилия. Качества жертвы и агрессора во многом схожи. Схожи и ситуации, формирующие эти качества. Отличие состоит в пассивной позиции жертвы и активной позиции преследователя, которым может становиться бывшая жертва с теми, кто более уязвим. Агрессия, всегда появляющаяся от ситуаций насилия, от переживания боли и унижения, и подавляемая в пугающей ситуации, прорывается с теми, кто не несет угрозы. В этом случае срабатывает защитный механизм, так называемая «идентификация с агрессором». Бессознательно бывшая жертва пытается взять контроль над ситуацией своей травмы, играя активную агрессивную роль в другой ситуации. Этим объясняется большая трусость агрессоров, потому что на самом деле внутри прячется напуганная жертва. Часто (но не всегда) агрессорами являются люди, чей тип личности психологи называют «социопатическим». Эти люди понимают только язык силы. Внутренние нормы морали у них в принципе отсутствуют. Проявление доверия к ним они воспринимают так, что смогли вас одурачить. Только жесткие силовые меры способны остановить социопата. В большинстве случаев может быть достаточно предупредительного разговора. Предоставлять детям самим разбираться в ситуации может быть оправдано, только если коллектив выдвигает агрессору кодекс правил поведения, а иное поведение игнорирует. Но чаще всего в школьном возрасте это чревато продолжением насилия и неуправляемостью процесса. Поэтому вмешательство взрослых потребуется.

Как прекратить ситуацию насилия

Узнайте больше. Важно как можно больше узнать о происходящем, подробно расспросить ребенка о том, что происходит, узнать ситуацию в классе, по возможности посидеть на уроках, понаблюдать за учителем, поговорить с ним и с другими родителями.

Поговорите с учителем. Если инициатором является учитель – здесь работа родителей будет заключаться в том, чтобы учитель перестал провоцировать конфликт. К сожалению, в нашей сегодняшней действительности известны случаи, когда приходилось перевести ребенка в другой класс, и даже школу, так как учитель не менял своего отношения, а администрация школы и другие родители активно вставали на сторону учителя. В данном случае самое главное для родителей страдающего ребенка — защитить его, вывести из травмирующей ситуации. Не так безнадежны бывают случаи, когда учителя адекватны, и сами пытаются защищать одних учеников от нападок других.

Радикально действуйте с родителями ребенка-агрессора. Многое зависит от того, как ведут себя родители ребенка-агрессора. Если с их стороны не возникает понимания, и не принимаются меры, то необходимо подключить администрацию школы, учителей, других родителей. Необходимо действовать радикально — оказывать влияние на агрессоров и его родителей, установить требования к их поведению. Бывает нелишне обратиться в полицию, написать заявление. Важно сделать так, чтобы ваша проблема, как страдающей от агрессии стороны, стала зоной ответственности агрессора и его родителей. Чаще всего, сами родители социопатически настроенных детей являются начальным звеном в распространении агрессии, и с ними важно строго и радикально выстраивать границы, ссылаясь на закон и немедленные социальные потери в случаях его нарушения.

Нейтрализуйте агрессора. Если вы заметили, что ситуации насилия с вашим ребенком повторяются, и у него присутствуют выше названные черты жертвы, родителям нужно работать в двух направлениях: нейтрализовать агрессора (разговаривать с ним нужно жестко, с позиции силы, определяя для него кодекс правил), и параллельно обратиться к специалисту для работы по преодолению виктимности у ребенка, а также для понимания и устранения негативных факторов внутри семьи.

Позвольте ребенку проживать стресс. Если ваш ребенок перенес травму от одноклассников или любую другую травму, необходимо говорить с ним об этом, позволять ему плакать, проживать страх столько, сколько ему необходимо, быть с ним, поддерживать его. Важно вместе понять, как это событие повлияло на изменение у ребенка образа себя и окружающего мира. Он может сказать, что теперь никому не доверяет или чувствует себя неудачником.

Разберите ситуацию подробно. Проявите сочувствие и поощряйте выражение чувств. Вместе подумайте о том, что позволит ребенку чувствовать себя спокойнее, и как сделать так, чтобы можно было использовать этот опыт в будущем, чтобы избежать повторений.

Устраните стресс. При работе по предотвращению последствий травмы важно, чтобы стрессовая ситуация была устранена. Победой будет, если ребенок снова почувствует себя в безопасности, уйдет от ощущения неуправляемости и беспомощности. И если вы видите, что ему не становится лучше, необходимо подключить психолога, иначе эта травма может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), психосоматические заболевания, повлиять на развитие его личности.

Если вы заметили, то включая обычный канал новостей мы включаем просто программу чрезвычайных происшествий. При этом насилие с экранов телевизора сыплется и ранит детскую психику. После постоянного воздействия негативной информации дети становятся жестокими. При этом многие ребята могли сталкиваться в школе и даже в семье с насилием, как физическим, так и моральным. Причем необязательно, быть жертвой насилия, многие могут занимать сторону наблюдателя. После чего также получились в роли жертвы , только другого уровня.

Ребенок жертва в школе

В школах дети нередко объединяются в группы, чтобы поиздеваться над теми детьми, которые «не как все», выставляя их в роли жертвы . Обычно выделяют несколько причин, почему ребенок может стать объектом насмешек или негативного отношения со стороны сверстников:

  • Внешность. К этому фактору относятся как дети с явными отклонениями (например, инвалиды или просто с дефектами речи), так и дети имеющие не столь значительные внешние изъяны: торчащие зубы, асимметрия лица, полнота и любые другие признаки, за которые могут схватиться жестокие товарищи.
  • Достаток. Материальное положение семьи порой становиться причиной травли ребенка . Это может быть видно, если ребенок одет хуже других, не имеет нужных учебные принадлежностей, не говоря уже о наличии карманных денег или гаджетов по сравнению с другими детьми. У каждого свое понятие достатка, как правило, дети из обеспеченных семей, получают благородное воспитание, и стараются не только не показывать достаток своей семьи, но и не акцентировать внимание на чужих возможностях.
  • Успеваемость. Причиной может стать как слишком низкая успеваемость, так и слишком высокая. Таких детей часто дразнят зубрилами или ботаниками. Еще хуже, если такой ребенок постоянно носит очки – прозвища очкарика ему не избежать, если в школе будет жестокий, агрессивный ребенок.

Последствия насилия

Последствиями систематических издевательств над ребенком в школе могут стать:

  • Завышенная самооценка. Иногда дети, подвергающиеся какому-либо насилию ставят себя выше других, занимая позицию жертвы . Либо внушают себе (или им внушают), что и дразнят от зависти и ребенок сам по себе ни в чем не виноват. В любом случае вы получаете в итоге подростка с завышенной самооценкой, который ходит в школу в роли жертвы.
  • Заниженная самооценка. Неудивительно, что дети, которых унижают в школе или в семье считают себя неумехами и неуверенно чувствуют себя в любом новом деле. Ребенок ставший жертвой наглых, хамоватых типов станет плохо относиться к себе, все время думая только с негативной точки зрения.
  • Необъективная оценка внешнего мира. Дети , ставшие жертвами травли могут привыкнуть считать себя виноватыми во всех бедах, независимо от степени их участия в той или иной ситуации. Или же, наоборот, такие дети могут обвинять во всех неудачах внешний мир или конкретных людей (сверстников, родителей, учителей). В любом случае ребенок жертва станет неадекватно оценивать ситуацию. Возможно перестать видеть в ней какие-либо правильные выходы.

Виды насилия

Выделяют несколько видов насилия в школах:

  • Травля. К ней принято относить: обзывательства, дразнилки, обидные клички, подшучивания, шептание за спиной.
  • Активное неприятие, если ребенок проявляет инициативу, на его действия он получает общее неодобрение. Он может быть , такого ребенка как бы «ставят на место». На самом деле, его просто травят.
  • Пассивное неприятие. Оно проявляется нежеланием играть с ребенком, сидеть с ним за одной партой, заниматься вместе проектами или принимать его в группу по проектной работе.
  • Игнорирование. В таком случае к ребенку не проявляется абсолютно никакого интереса, его и не обижают активно и не дружат с ним. Для остального коллектива, ребенка жертвы как бы не существует. Этот вид морального насилия тоже негативно влияет на становление характера и устойчивость психологически эти ситуации переживать.

Типы детей жертв и зачинщиков

Детские психологи выделяют несколько типов детей, которые могут стать жертвами издевательств и насилия в школе :

  • Любимчики. Когда воспитатели, учителя или даже родители выделяют одного ребенка среди остальных, это может сыграть с ним злую шутку. Такое отношение взрослых может развить в ребенке завышенную самооценку и чувство собственного превосходства над другими детьми, что в свою очередь вызывает своего рода протест со стороны сверстников.
  • Прилипала. Многие дети, чувствующие себя изгоям, начинают вести себя слишком навязчиво с одноклассниками. Таким поведением они вызывают неприязнь и, в некоторых случаях, могут вызвать агрессию со стороны тех детей, которые не могут «отвязаться» от такого ребенка. В итоге ребенок станет жертвой , при этом он не до конца сможет проанализировать ситуацию и понять причины.
  • «Шут». Некоторые дети , обычно мальчики , замечая, что они не преуспевают в тех или иных сферах жизни, ставят себя на роль шута. Привлекают внимание нестандартным поведением, непослушанием и рискуют стать «козлом отпущения» в классе для детей и даже для взрослых.
  • Непопулярные. Некоторые дети от природы застенчивы: они не являются душой компании, без охоты принимают (или не принимают вовсе) участие в совместных играх или школьных проектах. Таких детей чаще игнорируют, чем травят. С одной стороны для них это становится некоторым облегчением, с другой – даже при возникновении желания принять участие, они не смогут этого сделать, потому что морально задавлены.
  • Агрессоры. Дети бывают агрессивными и неспособными вести спор, приводя аргументы, и начинают себя вести несдержанно: могут начать ругаться или драку. Агрессия вообще стала идти параллельно с многими детьми. Вместо выяснения причины, они сразу запускают в дело кулаки. Прививают такое поведение невоспитанные родители, которые говорят своим еще подрастающим крохам о том, что при любой возможности лучше начать драку, чем постараться решить конфликт мирным путем.
  • Ябеда. Никто не любит детей, которые постоянно жалуются взрослым. Их часто выставляют в роли жертвы . Парадокс в том, что чем чаще обижают ребенка -ябеду, тем чаще он жалуется взрослым. Порой позывом наябедничать становиться шантаж, например, ребенок хочет добиться чего-то от других детей и шантажирует их какой-то информацией об их же поведении. В таком случае ребенок может стать жертвой агрессивных действий со стороны своих товарищей.

Зачастую, и жертвы и зачинщики травли могут обладать одинаковыми или схожими качествами поведения. Например, агрессоры могут быть и задирами класса и изгоями. Поведение любимчиков может привести как в общей неприязни, так и к (нечестному, основанному на запугивании) лидерству.

Существует несколько типов детей , которые обычно становятся субъектами насилия в семье, школьной травли. Эти качества могут привести к роли задиры, в случае, если они доминируют в поведении ребенка , больше чем остальные качества.

  • Лидеры. В этом качестве, нет ничего плохого, если оно не доведено до навязчивой идеи, когда ребенок стремиться занять место лидера любой ценой. Если такой ребенок не обладает лучшей успеваемостью в классе , но может пытаться стать лидером травли детей-изгоев. Если в семье несколько детей, то он будет всегда отстаивать позицию первого. Причем ничего другого у него не будет, только слепое желание первенства любой ценой.
  • Агрессивные дети. Дети, чье поведение можно назвать излишне агрессивным, могут выплескивать свою злость на незащищенных детей, присваивая им роль жертвы. Особенно тех, кто не имеет поддержки в классе.
  • Привыкшие делить окружающих на классы. Такая проблема всегда идет из семьи . Такие дети чаще всего избалованные и склоны возвышать себя по статусу своих родителей, или просто привыкшие судить о людях только по одному признаку (социальному статусу, материальному положению, расе, достатку семьи).
  • Эгоцентрики. Эгоцентричные дети не способны к состраданию и поэтому не задумываясь могут причинять боль (моральную и физическую) другим. Такому типу зачинщиков чаще всего даже не бывает стыдно за свои действия. И то, что они вытворяют с товарищами для них становится некой нормой. А жертвы, как правило, молчат!
  • Максималисты. Дети такого типа мышления (чаще всего уже в подростковом возрасте) не могут смириться с поведением или с другими характеристиками другого человека, не способны прийти к компромиссу. Для них есть только одно истинное мнение, которое они не могут изменить. Таким образом, остальные ребята становятся жертвами таких людей.

Все типы зачинщиков имеют общие черты характера и поведения:

  • Завышенная самооценка. Все задиры считают себя лучше других и потому думают, что имеют право относиться плохо и несправедливо к некоторым своим сверстникам. Ведь, по их мнению, они этого заслужили.
  • Стремление к объединению. Часто бывает, что дети-зачинщики стремятся создать вокруг себя большую компанию, являясь в ней центром внимания и лидером. Иногда сама его компания состоит из довольно застенчивых и «слабых» детей , так как ими проще управлять. Пример, группа дворовой шпаны , под управлением более сильного лидера. Банды, в которых есть четкая иерархия, свои правила и жертвы .
  • Чувство справедливости. Порой дети начинают вести себя плохо на публику, если другой ребенок проявил себя не с лучшей стороны и мог вызвать этим одобрение у сверстников. Или же просто избежал наказания и какого-либо порицания со стороны как взрослых, так и детей. Такая же мотивация может быть в ситуации, если ребенок начинает вести травлю другого ребенка, чтобы защитить кого-то из своих друзей или близких ему людей. В такой ситуации всегда сложнее разобраться взрослым, так как спор затрагивает уже как минимум три стороны. Какое решение будет наиболее правильным решать нужно индивидуально в каждом случае.

Родителям, чьи дети стали жертвами в школе стоит прислушаться к своему ребенку и поступать рассудительно. Основная задача постараться не усугубить ситуацию. Если вашего ребенка обижают за ябедничество, то прийти с ним за ручку в школу и прилюдно ругаться с его одноклассниками явно будет не лучшей идеей. Вам нужно заручиться помощью психологов и учителей. Возможно подружиться со старостой класса и узнавать обстановку через него. Добиться того, чтобы ребенок стал вам доверять.

Так же, родителям детей , которые являются зачинщиками травли стоит серьезно задуматься о причинах такого поведения у ребенка. Чаще всего многие психологи и педагоги говорят о том, что травить и издеваться над другими, детей заставляют собственные комплексы. А такие комплексы зарождаются в семье . Ребенка все время унижают дома, поэтому он отыгрывается в школе на более слабых детях из жертвы превращаясь в зачинщика конфликта.

Ребенок жертва в семье

Однако, не только в школе ребенок может стать жертвой травли или насилия. К сожалению, такие вещи могут происходить в семье . Сделать ребенка жертвой могут как родители, так братья или сестры. Например, старшие дети могут устраивать своего рода «дедовщину» младшим в погоне за родительской любовью, или же просто в силу физического или умственного превосходства. Такие вещи нужно пресекать на корню, чтобы не усугублять ситуацию.

Иногда родители могут травить своего ребенка . Причем как намеренно, так и нет. Если папы слишком много требуют от своего малыша, не замечая его , а только обращая внимание на его недостатки, он может стать замкнутым и начать чувствовать себя никчемным и ненужным. Так же серьезной ошибкой может стать сравнение одного ребенка с другим, причем как с братом или сестрой, так и с чужими детьми. Такие сравнения и постоянное указывание на недостатки ребенка развивает в нем комплекс неполноценности и может привести к полному отрицанию родительского авторитета.

Еще одной ситуацией, когда ребенок может стать жертвой в семье является развод. Часто дети могут чувствовать себя ненужными (когда их мнение не то что не учитывается, а даже не спрашивается) и даже виноватыми. Последнее происходит порой из-за прямого обвинения ребенка в разводе. Во время такого сложного стрессового периода каждому участнику процесса важно получить своевременную помощь психолога!

Итоги

Ребенок может стать жертвой в семье, в школе, в саду. Причинами могут стать различные ситуации, контролировать которые (хотя бы в семье) можете вы сами. Психологически роль жертвы очень тяжелая ноша, которая порой просто может сломить малыша. Ваша помощь и поддержка всегда нужны для ребенка, и имеют огромное значение для него!

Фото: свободные источники Интернет