Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения, мнения специалистов. Состояние дисграфии — почему возникает и что это такое

Наверное, читателям встречался термин "дисграфия". Что это такое, как она проявляется? Является ли дисграфия заболеванием, и каким образом можно от нее избавиться? На все эти вопросы мы постараемся дать ответ в данной статье.

Определение дисграфии и дислексии

Терминами "дисграфия" и "дислексия" в медицине обозначают специфические проблемы с навыками письма и чтения. Человек в таких случаях в силу разных причин не в состоянии писать грамотно или бегло читать.

Правда, эти нарушения не нужно путать с такими медицинскими понятиями, как аграфия и алексия, которые обозначают полную неспособность больного к данным видам деятельности.

Как правило, дисграфия подразумевает нарушения в высшей психической деятельности, отвечающие за навыки письма. Это обычно становится серьезным препятствием для обучения грамоте и языку.

Причины дисграфии у детей

Для того чтобы записать услышанное предложение, человек должен не только помнить порядок написания деталей каждой буквы, но сохранить смысловую последовательность слов и помнить об их разграничении. Если же у ребенка имеются нарушения в дифференциации звуков, в их произношении, анализе, синтезе или в пространственных представлениях, то это значит, что у него может начать развитие дисграфия.

У детей, между прочим, такие нарушения могут оказаться и генетически обусловленными. Многие исследователи, изучающие причины этой проблемы, считают, что на ее развитие сильное влияние оказывают патологические факторы, которые действуют на ребенка как в утробе матери, так и после рождения.

Кроме того, в основе дисграфии могут оказаться длительные и травмы головы. Немаловажную роль играет также дефицит речевого общения ребенка, его педагогическая запущенность и т.п. Интересно, что в двуязычных семьях также зафиксировано много случаев дисграфии у детей.

Дисграфия: что это такое, и в чем она выражается

Ребенок, страдающий дисграфией, как правило, затрудняется с установлением последовательности деталей письма, что вызывает либо замедление скорости написания слов либо неграмотное, но достаточно быстрое письмо.

Иногда причиной дисграфии являются нарушения в способности к обработке зрительной информации - детям трудно запомнить, а затем воспроизвести в тетради увиденное. В ситуации, когда они не различают на слух некоторые звуки, также возникает путаница при их написании.

Особенности проявления дисграфии

Дисграфия у детей часто проявляется ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции, например лефый вместо левый, или в пропуске букв даже в коротком слове: км вместо ком и т.п. В то время, когда обычные наблюдаются в написании букв, находящихся в слабой позиции: малако вместо молоко и т.п.

Кроме того:

  • ребенок не только пропускает буквы и слоги, но и переставляет их местами (онко вместо окно );
  • может заменять слова по звуковому сходству;
  • он добавляет в слово лишние буквы и слоги (детити, команата );
  • искажает графический образ буквы (например, пишет зеркально буквы с, э, ю );
  • не различает (для него одинаково звучат б-п или в-ф );
  • ошибки, которые он допускает, оказываются стойкими на протяжении долгого времени, не исчезая в процессе обучения.

Все перечисленные признаки должны стать для родителей стимулом, заподозрив у своего ребенка дисграфию, срочно обратиться за консультацией к логопеду.

Основные формы дисграфии

В зависимости от проявляемых нарушений дисграфия делится на несколько форм.

Так, существует артикуляторно-акустическая дисграфия, возникающая на фоне измененного звукопроизношения. Ребенок, как правило, при этом пишет слова так, как произносит, например: лыба вместо рыба или сумел вместо шумел .

Дисграфия акустическая характеризуется заменой при письме звуков подобными по звучанию (д-т, з-с, ж-ш и т.п.). При этом у ребенка правильная.

Аграмматическая дисграфия проявляется в проблемах с согласованием слов. Но интересно, что это происходит только в письменной речи, а говорит при этом ребенок правильно. Например, он может написать, не учитывая ни род, ни падеж: добрый мама или на улица . Кстати, этот вид нарушения обнаруживается обычно уже в 3-м классе, когда школьники начинают учить падежи.

Существует также и оптическая дисграфия, которую характеризует нарушение зрительного анализа. Ребенок в этом случае практически не воспринимает различия между буквами с похожими элементами написания. Проблему вызывают Ц и Щ, а также Р, Ь, Ы или Э и З и подобные. В рукописном же варианте это буквы: п-т, в-д, л-м, и-ш и др.

Но наиболее часто встречаются нарушения языкового анализа и синтеза. Ребенок может не дописывать слова, писать предлоги слитно или приставки отдельно (при ходить , приней ), пропускать буквы и целые слоги, менять их местами или повторять.

Является ли дисграфия самостоятельным заболеванием, и можно ли ее предупредить

Можно смело утверждать, говоря о диагнозе «дисграфия», что это не самостоятельная болезнь, так как она обычно сопровождает какие-то патологии неврологического характера, нарушения слуха, двигательного аппарата, слухового или зрительного анализатора.

Возможность предупреждения названной проблемы - до сих пор открытый вопрос. Специалисты считают, что профилактика дисграфии в принципе невозможна, так как в современной медицине нет четкого понимания причин возникновения данной патологии. Зато абсолютно реальным является выявление риска дисграфии или ее ранних признаков еще до поступления в школу, что может значительно облегчить борьбу с ней.

Обычно к таким относят детей из двуязычных семей, переученных левшей, деток с нарушением воспроизведения звуков, а также концентрации внимания и памяти. Таких ребят стоит показать логопеду и провести с ними специальное тестирование, чтобы иметь возможность как можно раньше начать коррекцию.

Каким образом можно бороться с дисграфией

Коррекция дисграфии - это, прежде всего, совместная работа родителей, учителей и квалифицированного логопеда, так как маме и папе самостоятельно эту проблему решить не удастся.

Важно помнить, что если у ребенка имеются нарушения в устной речи, то исправление дисграфии начинают с коррекции произношения!

Занятия у логопеда проводят по разработанной системе. Для этого используются разные речевые игры, а также специальная азбука для складывания слов и выделения их грамматических элементов.

Ребенок в процессе обучения должен усвоить, как именно произносятся определенные звуки, и какие буквы им соответствуют. Логопед отрабатывает с малышом различия между твердым и мягким или глухим и звонким произношением звука, повторяя слова, подбирая их по заданным и буквенный состав выбранных слов и т.п.

Часто детям помогает использование наглядного материала для запоминания очертаний букв, например: «О» - бублик или обруч, «Ж» - жук, «С» - полумесяц.

Дисграфия: упражнения по коррекции

Для успешного преодоления проблемы существует ряд специальных упражнений.

  1. Например, ребенку предлагают выделять определенные буквы в написанном тексте. Для этого подбирается скучный для ребенка текст с небольшим количеством абзацев и крупным шрифтом, в котором предлагается зачеркнуть в словах, например, все буквы «а», затем - все буквы «о» и так далее. В течение дня на данное упражнение тратится не более 5 минут. Через неделю можно усложнить задание: ребенку предлагают выделять уже 2 буквы, при этом одну зачеркивать, а другую обводить или подчеркивать. Выбираются «парные» буквы, те, которые ребенок путает при письме (их обычно можно обнаружить, рассмотрев рабочие тетради вашего школьника).
  2. Обязательно проговаривать при письме слова, обращая внимание на звуки, которые произносятся не так, как пишутся. То есть мы говорим: «На стале стайал куфшын », а записывая это, ребенок должен произносить: «На стОлЕ стОЯл куВшИн» (называя те буквы, которые будут написаны). Главное - не забывать «озвучивать» и конец слова, так как дисграфия у школьников часто проявляется недописыванием слов до конца.
  3. Очень важно тренировать почерк. Для этого в тетради в клеточку предложите ребенку писать так, чтобы каждая буква слова помещалась только в одну из клеточек и заполняла ее всю.

Несколько слов о методике Мазановой Е. В.

Отлично описала работу с детьми, имеющими диагноз «дисграфия», Мазанова Е. В. в своих работах, посвященных разным видам данной патологии. Для каждого из них учитель-логопед высшей категории разработала содержательные и красочные рабочие тетради и альбомы. Методики этого автора широко используются специалистами для практических занятий и приносят, судя по отзывам, ощутимый успех.

Так, например, Мазанова советует для лучшего запоминания буквенного образа предлагать детям лепить их из пластилина, писать в воздухе, обводить по готовому контуру, пытаться найти различия в оптически сходных буквах, находить определенную букву при наложении нескольких изображений друг на друга и т.п.

Но, несмотря на кажущуюся доступность и простоту методик, разработанных для коррекции дисграфии, хочется еще раз обратить внимание родителей на то, что заниматься самостоятельно без регулярных консультаций со специалистом с ребенком, страдающим этой патологией, неразумно. Вы потеряете драгоценное время и добьетесь минимальных результатов!

Если у вашего ребенка дисграфия, не ругайте его за ошибки, не заставляйте по много раз переписывать текст, иначе вы добьетесь лишь неуверенности малыша в своих силах и поселите в нем нелюбовь к письму и чтению. Обязательно хвалите ребенка за каждый успех, но не перехваливайте. Кроме того, не показывайте свою сильную озабоченность возникшей проблемой, чтобы не развить у ребенка чувство неполноценности.

Нужно учитывать при диагнозе «дисграфия», что это, как правило, такое состояние, при котором развивается хорошая зрительная память (в качестве замещения дефекта), поэтому таким детям не стоит предлагать упражнения, где нужно исправить изначально допущенные ошибки. Это может оказать ребенку «медвежью услугу».

Диктанты в таких случаях пишутся медленно, с проговариванием всех букв и знаков препинания перед началом письма, а затем и во время него.

Предупреждать развитие дисграфии нужно еще в дошкольном возрасте

Родителям очень важно помнить, что дисграфия и дислексия не возникают вдруг! А работа по устранению этих патологий должна проводиться не в школьном возрасте, когда у ребенка обнаружатся специфические проблемы с грамматикой и правописанием, а еще задолго до начала обучения.

Если же у ребенка много описок и ошибок в тетради, и он, даже выучив назубок правило, все равно не в состоянии применить его на письме, стоит обратиться к логопеду. На первых занятиях он определит особенности протекания ее у вашего ребенка, а затем лишь предложит комплекс упражнений по ее устранению.

Ошибки, которые допускают такие дети, не могут быть преодолены без специальной корректировки. Приготовьтесь, что это нелегкий путь, на котором понадобится ваше терпение и настойчивость в преодолении проблемы. Удачи!

В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.

При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?


Дисграфия – определение

Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.


Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.

Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.

Основные причины

Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.


Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.

Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.


Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.

Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.


Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.

Проявления заболевания

Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).


Также ребенок:

  • пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
  • заменяет похожие слова по звучанию;
  • добавляет лишние буквы, слоги в слова;
  • искажает написание букв, например, пишет зеркально;
  • не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).

Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.

Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Диагностика

Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.


Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.

Диагностика расстройства включает:

  • изучение, анализ письменных работ;
  • исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.

По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.

При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.

Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.

Классификация

С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:

  1. Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
  2. Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
  3. Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
  4. Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
  5. Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.

Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.


Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.

Механизм дисграфии

Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.


Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.

Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.

Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.

Коррекция и лечение

В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.

Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.


Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:

  • устранение нарушений произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие лексики;
  • развитие грамматики;
  • развитие связной речи;
  • развитие других функций.

Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.

Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.


Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.

Особенности заболевания

Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.


Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.

К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.

О чем стоит помнить родителям


Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.

Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».

Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.

Предупреждение дисграфии

Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.

Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:


Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.

Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!


Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.

Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка.

Появление болезни обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок.

Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком.

Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

Причины дисграфии у младших школьников

Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:

  • лексико-грамматической стороне речи.
  • звукопроизношении.
  • связности речи.
  • фонематическом восприятии.

Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:

  • дизартрия
  • дислалия
  • афазия
  • алалия
  • задержка психического развития.

Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

Нужно следить и за развитием инфекций у грудничков, их диетой. Вовремя лечить любые соматические заболевания, особенно в тяжелой форме, например, лечение ринолалии лучше не откладывать.

Отчего же возникает детская дисграфия

Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения. Например:

  • двуязычие или многоязычие в семье.
  • дефицит общения и речевых контактов.
  • неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.
  • слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.

Пример текста школьника с диагнозом дисграфии

В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения. Заболевание лучше постараться предотвратить, а для этого необходимо вовремя устранить любые речевые отклонения, например, короткая уздечка языка.

На что необходимо обратить особое внимание

Устранять дисграфию нужно не у младших школьников и не у подростков, когда все признаки полностью проявятся. Заниматься необходимой профилактикой нужно еще в дошкольном возрасте, начиная с грудного. Необходимо, чтобы грудничок всегда слышал правильную речь, отчетливо произносимые слова, даже с новорожденным необходимо много разговаривать. В возрасте до года закладываются многие факторы дальнейшего детского развития.

Дети, страдающие от дисграфии, нуждаются в особенной помощи логопеда, поскольку обычными методами преодолеть заболевание невозможно. Но все же профилактика и вовремя принятые меры играют здесь значительную роль, поскольку заболевание гораздо проще предотвратить, чем вылечить. Пройти обследование на наличие признаков дисграфии следует, если:

  • ребенок от рождения левша
  • в детском саду он посещает занятия логопеда
  • малыша переучили на правшу.
  • в семье разговаривают сразу на нескольких языках
  • обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу
  • у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.

Виды дисграфии и их особенности

Чтобы путь коррекции заболевания был выбран правильно, нужно точно определить его форму и поставить диагноз. В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.

Артикуляторно-акустическая

При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть, нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.

Акустическая

Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

Аграмматическая

В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно только у школьников с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа болезни.

Оптическая

Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд — одинаковые — элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.

Моторная

Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной.

Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш:

  • пропускает в словах буквы или целые слоги
  • не дописывает слова
  • переставляет в словах слоги или буквы
  • добавляет в слова лишние буквы
  • повторяет в слове какую-либо букву или слог
  • соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов
  • отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

К какому врачу следует обратиться

Что делать, если у школьника появились симптомы дисграфии? Необходимо обратиться в хорошую клинику и пройти назначенное обследование. Из специалистов нужно пройти детского офтальмолога, детского отоларинголога, невролога, психолога и логопеда. Логопед может определить имеющийся у малыша уровень сформированности речи и ее основных функций.

Диагностика заболевания проводится в несколько этапов , первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС. В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей:

  • ручная и речевая моторика
  • артикуляционный аппарат
  • определение ведущей руки.
  • фонематический синтаксис и анализ
  • звукопроизношение
  • слуховая дифференциация звуков
  • особенности словарного запаса
  • слоговая структура слов
  • грамматический строй речи.

Дизорфография — специфическое нарушение письма

Дизорфография является одной из разновидностей дисграфии со своими специфическими проявлениями. Дети с таким заболеванием не могут осваивать даже элементарные правила орфографии, даже с учетом того, что правила правописания они знают наизусть.

Наиболее трудным для школьников с данным нарушением является решение любых орфографических задач, а также определение орфограмм, особенно если орфограммы находятся в окончаниях и содержат безударные гласные. Кроме этого, такие дети испытывают большие трудности в овладении правилами пунктуации и синтаксиса.

Лечение дисграфии и ее профилактика

Как исправить заболевание? Врачи советуют действовать в такой ситуации слаженно и сообща, от этого зависит успех коррекции. Насколько удастся вылечить дисграфию, зависит от совместной работы специалистов, родителей и самого маленького пациента.

Дети с данным нарушением должны получать регулярную помощь квалифицированного логопеда и выполнять специальные упражнения. В качестве общей терапии ребенку может быть назначено проведение ЛФК, массажа, физио- и гидротерапия. а также определенное питание.

Доктор советует

Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне благополучно корректируется. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма. Чтобы лечение дисграфии у младших школьников было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.

Видео к статье

С началом школьного обучения у некоторых учеников выявляется специфическое логопедическое нарушение – дисграфия. Ребёнок с этим диагнозом в каждом слове совершает по нескольку ошибок, пишет крайне медленно и неаккуратно. Одновременно особых проблем в интеллектуальном плане у него не наблюдается.

Как же проявляется дисграфия у первоклассников и как справиться с этим патологическим явлением? Эти вопрос важны, ведь если не предпринять все необходимые меры, то школьник постепенно превратится в изгоя и неудачника.

Под этой логопедической патологией понимают локальное либо полное нарушение письменной функции, связанное с недостаточной сформированностью процессов и механизмов, которые отвечают за выполнение и контроль письменной деятельности.

Чаще всего родители узнают о трудностях с письмом именно в начальном звене, когда начинается целенаправленное обучение этому навыку. В детских прописях и тетрадках обнаруживаются различные ошибки: замена букв («з» вместо «с», «б» вместо «п»), добавление лишних и пропуск нужных букв, слитное написание слов и неправильное формирование слогов.

Просматривая ошибки ребёнка-дисграфика, можно сделать вывод об его неграмотности или лени, но проблемы кроются гораздо глубже. К примеру, сравните слова «солнечные» – «солечние» и «солнечные» – «солничные». На этом примере особенно заметна разница между дисграфией (первый пример) и плохим знанием правил языка.

Кроме того, обычно дети-дисграфики пишут медленно, неразборчиво и неровно, хотя и прилагают множество усилий, чтобы успевать за более сноровистыми одноклассниками. Постоянная неуспешность, выражающаяся в недовольстве педагога и собственных переживаний из-за учительских пометок в тетради, приводит к понижению самооценки.

Также специалисты отмечают, что дисграфия чаще всего идёт «рука об руку» с г – патологическим состоянием, при котором диагностируются выраженные трудности с чтением. Всё это существенно снижает качество обучения и восприятия новых знаний ребёнком.

Виды дисграфии и основные симптомы

Выделяют несколько видов нарушения письменной деятельности.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнок не способен верно произносить звуки, следовательно, при проговаривании неправильно пишет буквы. Терапия этого нарушения подразумевает работу над постановкой звуков.
  • Акустическая. Ошибки на письме возникают из-за проблем с фонематическим слухом. Ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию звуки: д-т, з-с, ш-с, ж-з. Всё это не может не отразиться на письменной работе.
  • Оптическая. По причине несформированности зрительно-пространственного восприятия ребёнок неправильно пишет буквы: «зеркалит», не дописывает, чертит лишние детали, заменяет буквы, схожие по графическому признаку.
  • По причине нарушения анализа и синтеза. Ребёнок пропускает либо повторяет слова, слоговые и буквенные элементы, путает приставки и союзы, пишет слитно те слова, которые необходимо писать раздельно, и наоборот.
  • Аграмматическая. Ребёнок неверно изменяет слова в соответствии с падежами, числами и родами. Например, «красивый кошка», «яркий солнце». Нередко подобные нарушения наблюдаются у детей, которые воспитываются в двуязычных семьях.

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка могут сочетаться сразу несколько разновидностей дисграфии. К тому же эта патология нередко возникает на фоне других логопедических нарушений.


Причины патологии

Откуда берётся дисграфическое нарушение? Пока точный патогенетический фактор не установлен, а механизм развития расстройства до конца не изучен. Многие учёные считают главной причиной дисграфии наследственность, когда наблюдается задержка созревания конкретных отделов мозга и развития психических функций.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога

Кроме того, к нарушению письменной деятельности могут привести и другие патогенетические факторы.

  1. Длительные соматические заболевания, в результате которых происходит функциональное недоразвитие головного мозга, особенно тех отделов, которые отвечают за письмо и чтение.
  2. Повреждение коры полушарий мозга, которое возникает в различных периодах детского онтогенеза (внутриутробном и новорождённом) в результате таких проблем, как:
    • кислородное голодание плода;
    • асфиксия;
    • хронические заболевания матери;
    • травмы при родах;
    • инфекционные болезни ребёнка;
    • менингит.
  3. Факторы социального и психологического характера, среди которых особо выделяют:
    • нечёткое произношение звуков самими родителями;
    • билингвизм в семье;
    • речевая депривация;
    • невнимание к детскому развитию;
    • увлечённость методиками раннего образования.

У более взрослых ребятишек дисграфия может стать следствием серьёзных черепно-мозговых повреждений, мозговых опухолей, нейрохирургических операций.


Коррекция расстройства

Ребёнку, который страдает расстройством письменной деятельности, необходима квалифицированная поддержка логопеда-дефектолога. Обычной помощи педагога, который пытается привить неуспевающему ученику грамотность, недостаточно.

Курс коррекционных занятий составляется после определения типа дисграфии и тяжести логопедического расстройства. Работа дефектолога позволяет:

  • устранить недостатки произношения звуков и фонематики;
  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать грамматическую сторону речевого процесса;
  • формировать связную речь;
  • развивать аналитические и синтетические возможности;
  • улучшить фонематическое и пространственное восприятие;
  • улучшить познавательные процессы.

Умения, которые были получены в ходе коррекционной работы, закрепляют с помощью письменных упражнений. Помимо логопеда, детей нужно показать неврологу, чтобы определить наличие различных функциональных и органических поражений головного мозга. Если таковые будут обнаружены, доктор назначит соответствующие лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику и прочие мероприятия.

Большинство родителей интересуется, есть ли возможность полностью избавить ребёнка от этого расстройства. Да, полное «излечение» вполне вероятно, но лишь при условии ранней диагностики и планомерной коррекционной работы.

Следует учитывать и детскую индивидуальность. Один школьник справится с патологией за несколько месяцев, другому же понадобится 2-3 года. В этом случае крайне важно родительское терпение и выполнение логопедических рекомендаций в домашних условиях.

Дисграфия и дислексия – заболевания достаточно серьезные. Ведь нарушение происходит на уровне нервной системы, что приводит к проблемам не только с речью и письмом, но еще и с общением с другими детьми, успеваемостью и т.д. Поэтому оба этих заболевания требуют очень грамотного подхода к лечению.

Ребенку, у которого диагностировано одно из двух этих заболеваний, ни в коем случае нельзя не то что говорить, но даже и показывать внешним видом, что он неполноценный. Ведь уверенность в себе – залог успеха.

Дисграфия

Дисграфия в переводе с греческого означает «не пишу/рисую». Медики определяют данное заболевание как неспособность овладения письмом на фоне нормально развитого интеллекта. При дисграфии у человека нарушается письмо по фонетическому принципу. Это проявляется в большом количестве ошибок, искажающих звуковой .

Как правило, дисграфия не приходит одна. На ее фоне отмечаются также расстройства устной речи, проблемы с другими психическими функциями, в зависимости от того, какая часть нервной системы недозрела.

Диагностировать дисграфию можно при помощи специальных тестов. Как правило, в качестве них предлагаются диктанты и банальное переписывание текстов. Именно такое исследование позволяет максимально точно определить степень расстройства.

Побочным эффектом дисграфии может стать полный отказ человека от письма. Так, например, дети начинают отказываться ходить в школу, взрослые переходят на физический труд, не требующий письма.

Лечение дисграфии должно быть комплексным и успех мероприятия напрямую зависит от того, насколько тесно и продуктивно будут взаимодействовать между собой пациенты и лечащие специалисты. Лечением дисграфий различного рода занимаются логопеды и психологи. Естественно, желательно выбирать не первых попавшихся специалистов, а именно тех, которые уже давно практикуют работу с такими пациентами. Наравне с коррекцией письма нужно будет развивать память, улучшать концентрацию внимания и т.д.

Следует помнить, что дисграфия – не приговор. Желание избавиться от нее и упорство помогают избавиться от такой патологии навсегда и без следа.

Дислексия

Дислексия в переводе все с того же греческого означает «невозможность говорить правильно». Данное заболевание представляет собой нарушение сопоставления человеком звука , которое выражается в ошибках при чтении и приобретается из-за нарушения или недозрелости нервной системы.

Определяется дислексия довольно просто. Человек не усваивает буквы, т.к. у него в мозгу не проходят связи между ними и звуками, которым они соответствуют. Также может отмечаться смешение и замена близкими с фонетической точки зрения звуками и т.д. Кроме того, графически схожие буквы пациентами с дислексией отождествляются.

Чаще всего дислексия выражается в нарушениях процедуры чтения: постоянно повторяющиеся ошибки, непроходящие оговорки. Человек может неправильно употреблять или проговаривать префиксы, окончания, суффиксы и т.д.

Но, несмотря на это, диагностировать дислексию достаточно сложно. Для этого проводят несколько разных тестов, направленных на изучение порядка чтения, с параллельным сравнением с другими.

Дислексия самостоятельно не рассасывается, поэтому ее необходимо лечить, чтобы устранить коммуникативные проблемы человека. Лечение такой патологии обычно комплексное. Направлено оно в большей степени на тренинг познавательных функций, участвующих в формировании проблемы. Как вариант, иногда применяют методики закрепления этих функций как компенсаторных механизмов.

В программу реаблитации входят навыки управления голосом, расширение словарного запаса и беглость его использования, а также фонем. Обычно в качестве реабилитационных программ пациенту с дислексией предлагают чтение, письмо и обсуждение усвоенной информации. Естественно, под наблюдением врача. Заниматься лечением должны неврологи, логопеды и психологи.