Что означают царапины на руке у подростка. Почему подростки причиняют себе боль

Когда родители вдруг обнаруживают, что их ребенок наносит себе повреждения, например, подросток режет руки или что-то еще в таком духе, возникает шок. Дело в том, что с детства боль у человека вызывает инстинктивный страх ее повторения вновь. Обжегся утюгом – больше к нему не полезешь. Поэтому большинству людей трудно понять, зачем другие собственноручно причиняют себе боль. И родители обычно теряются, не знают, как реагировать. Некоторые думают, что лучше игнорировать, и само пройдет, перерастет. Другие так сильно пугаются, что начинают реагировать весьма агрессивно, полагая, что угрозами, криками, выговорами, можно привести ребенка в норму. Некоторые родители пытаются обеспечить сверхконтроль – убирают все острые предметы и следят за ребенком почти 24 часа в сутки. Не помогает ни первое, ни второе, ни третье. Как быть?

Для начала понять, что происходит с ребенком?

Важно понимать, что самоповреждение в классическом варианте – это способ справиться с эмоциональным состоянием. Есть люди, внутреннее эмоциональное состояние которых так интенсивно, психическая боль так сильна, что физическая боль помогает справиться. Человек как бы замещает одну боль другой. Причем боль – вещь яркая, поэтому помогает сразу. На нее тут же перефокусируется внимание, и ребенок испытывает облегчение. Здесь задача взрослого – не обесценивать внутреннее переживание ребенка обычным "нам бы твои проблемы". Для каждого возраста свои проблемы, а почувствовать чужую боль как свою, понять ее – опция не очень-то доступная нам от природы.

Есть дети, наоборот, как бы внутренне "вымороженные". В их опыте было слишком много негативных переживаний, страдания в контакте с другими людьми, и они просто "научились" блокировать в себе чувства или эмоциональные проявления. Для них самоповреждение – способ вернуть себе хоть какие-то ощущения, почувствовать связь с телом, почувствовать себя "живыми".

Для некоторых детей – это может быть выработанным способом самоконтроля. Когда их эмоции начинают зашкаливать, то нанести вред телу и успокоиться – это приобретенный механизм контролировать свое эмоциональное состояние, не уйти "в разнос". Проблема в том, что потом этот механизм, в свою очередь, начинает контролировать человека. Подросток не научается переживать сильные эмоции иначе, другим способом. У них не вырабатывается механизм взрослой саморегуляции. Они не получают опыта справляться со стрессом, переживать эмоциональную боль адекватным для человека способом. И это тупик. Инфантильность и недоразвитие личности.

Бывает так, что это – эффект подражания. Могут нахвататься этого в интернете или на вечеринке с друзьями. Если подсмотрели это у друзей, попробовали и почувствовали, что это помогло успокоиться, – могут начать копировать. Правда, дети с нормальным гармоничным внутренним миром, у которых все ок, резать себя не будут. Им это просто не нужно. Другое дело, что это может вызвать другой эффект: на них обратили внимание, они стали центром вечеринки, их обсуждают. Вот на это можно подсесть. Если другой способ привлекать к себе внимание у подростка отсутствует. По-другому он не умеет заявить о себе. Или, может быть, не умеет вызвать сочувствие – напрямую просить о помощи не научен.

Что могут сделать родители?

Для начала сделать очевидным для ребенка, что вы в курсе происходящего и волнуетесь за него. Просто сказать ребенку, что вы знаете о том, что он делает, вас это тревожит, и вы готовы помочь, но не очень знаете, как.

По своему опыту скажу – ни разу не видела, что подросток режет руки и у него при этом полная гармония с самим собой и с жизнью. Обычно у таких детей – чудовищная неудовлетворенность собой, они несчастны, ненавидят себя по каким-то причинам. И самое главное – они не могут с этим справиться, и такому ребенку действительно нужна помощь. И здесь не столь важно фокусироваться на самом поведении, сколько учить детей осознавать, в какой момент возникает подобный саморазрушительный импульс. Какое крайне интенсивное эмоциональное состояние его вызывает. И просто помочь ребенку выработать другую стратегию выхода из подобного состояния. Помочь найти адекватный способ, как бы это сказать, … самообладания.

А еще лучше в таких случаях, все-таки, обращаться к специалитам. Помочь можно быстрее, эффективнее и, главное, можно во многом облегчить жизнь подростка в целом. И подарить ему мир с самим собой!


Почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации. Для тех, кто не хочет читать "много_букв" , в конце я сделаю вывод.

Взял у "Летидора" и подписываюсь под каждым тезисом.
Первые 2 фотографии из лагеря, где я работал летом 2013.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть . Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития , но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу "Если ты меня любишь, то сделай то…", "Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…". Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла .

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоуверенность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ощущение своей "взрослости" может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом, личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу . Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос "Скажи, что с тобой случилось?", "Почему молчишь?" и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться "Что нового?", "Что тебе сейчас интересно?". Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справиться не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение "плохая" и "хорошая" оценка. Если подросток оценивает себя с "плохой" стороны, то и сам настраивает себя на "плохой" результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества . Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься "плохим" или "глупым". Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявление аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде нанесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть . Возможно также нанесение себе повреждений - это эксперимент со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверстников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать - это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками "неудачником", неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от "катастрофизации" к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответственность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.

Вывод:
— подросток уверен в себе, когда его поддерживают в семье, меньше контролируют и не поднимают лишней тревоги

— для развития самостоятельности нужно давать возможность действовать самому

— глупо задавать вопросы "Что с тобой?". Нужно создавать такую атмосферу, чтобы подросток сам вам хотел все рассказать

— часто плохие оценки связаны с конфликтами в школе и заниженной самооценкой

— те, кто наносят себе порезы (аутоагрессия), хотят внимание общества и жалости

— без агрессии в подростковом мире не выжить. Это способ борьбы за место в социуме

Ну, вот и все. От себя могу еще добавить, что сталкиваюсь постоянно со всеми этими проявлениями в школе, лагере или дружеской компании. Я сам подросток (мне 18), но когда ты так много знаешь о себе, то на все проблемы смотришь со стороны. Это позволяет мне выделяться и пользоваться популярностью. Недавно в "Мафию" со студентами играл: вычислил 3 из 4 мафии (из 15 человек) за 10 минут, остался до самого конца. Знание психологии помогает в жизни.

Кстати, я ищу работу в детском лагере на лето 2014 в Санкт-Петербурге.

Моя жизнь в психологии, психотерапии, тренингах началась с работы с подростками. Чего мы только не делали… Группы общения, группы сексуального просвещения, «скажи наркотикам до свидания», клуб для подростков, где мы ходили в походы, играли в ЧГК, устраивали игры-квесты, школу юных журналистов. В какой-то момент укатали Сивку крутые горки и я перешла на взрослый более спокойный контингент. Ну да, так мне поначалу казалось))) Много лет я работала с родителями, ко мне и до сих пор часто обращаются за консультациями мамы и папы. В основном, мамы. И в последнее время я все чаще думаю о том, чтобы вернуться и к работе с подростками тоже. По одной простой причине - так мало хороших душеведов для подростков. А дети входят в подростковый возраст раньше и проблем у них не меньше, а больше, потому что мир наш меняется все быстрее и быстрее. Я вижу их, запутавшихся, одиноких, стесняющихся своего растущего тела и прячущих за длинными челками типично подростковое выражение лица «меня-никто-не-любит-да-и-сам-я-себя-не-очень-то». Жалко их ужасно - в конце концов, всем нам довелось пройти этот ад, именуемый молодостью.

Но я сейчас скорее о родителях. Иногда им просто нужна информация о том, что происходит с ребенком. За последние два месяца ко мне обратились сразу три мамы, напуганные порезами на руках у детей, поэтому я решила написать об этом подробнее.

Если порыться в форумах и блогах подростков, то самоповреждения (так это называется по-научному) всплывают не так уж редко. Чаще это мелкие множественные порезы, иногда ожоги, на участках тела прикрытых одеждой - на руках, на бедрах, на животе. Выглядит это не слишком привлекательно и близкие, как правило, приходят в ужас, обнаружив следы порезов. По поводу самоповреждения существует немало мифов:

Миф 1: Так они пытаются привлечь к себе внимание.

Горькая правда в том, что обычно люди скрывают следы самоповреждения и вовсе не пытаются таким способом манипулировать близкими. Они стесняются своих шрамов и опасаются, что их кто-то обнаружит, это одна из причин, по которой им сложно обратиться за помощью.

Миф 2: Это психи, они опасны.

Чаще всего эти люди страдают от душевной боли, серьезных проблем или пережитых травм, как и миллионы других людей. Самоповреждение их способ бороться с болью. Они не более сумасшедшие чем большинство окружающих и клеить на них ярлык психов, означает только усугублять ситуацию.

Миф 3: Это попытки самоубийства

Нет. Люди, наносящие себе порезы или ожоги, не пытаются умереть. Они пытаются преодолеть душевную боль. «Разрезать эту пустоту», как сказал один из пациентов. Фактически эти порезы иной раз оказываются тем, что позволяет им жить. Хотя в долгосрочной перспективе риск суицида у этих людей выше среднего, но не из-за порезов, разумеется, а из-за длительной депрессии.

Миф 4: Если порезы несерьезные, то ничего страшного

То, что порезы поверхностны, не означает, что боль не глубока. Пожалуйста, не думайте, что беспокоиться тут не о чем - «само пройдет». Это симптом серьезных душевных проблем, с которыми обязательно нужно разбираться.

По словам тех, кто режет себе руки, и наносит другой вред, это действие приносит облегчение боли и успокоение. Сам ритуал - запирание двери, разламывание бритвенного или другого лезвия, повязка, сокрытие ее под рукавом - замещает сильное, всепоглощающее чувство, владеющее человеком, и помогает с ним справиться.

Кроме того или в дополнение к этому, самоповреждение служит для того, чтобы «очнуться» и восстановить связь с действительностью. Так же как нам иной раз хочется себя ущипнуть, чтобы убедиться, что это не сон, так порез, ожог или другое повреждение возвращают или усиливают чувство реальности. Пациенты часто рассказывают как порезы помогают им вернуться из состояния «замороженности», депрессии, нереальности этого мира и помогают убежать от ощущения пустоты и бессмысленности.

Кто они?

Множество исследователей пытались установить, люди с какими чертами склонны к самоповреждению. Тут как раз ничего удивительного, все вполне логично. Низкая самооценка, отсутствие гибких навыков адаптации, высокая болезненная чувствительность к отвержению, повышенная тревожность, склонность к подавлению гнева и т.д. Большинство, страдающих этим синдромом, девочки-подростки и молодые женщины, как правило хорошо образованны и с высокоразвитым интеллектом.

Есть несколько подходов, объясняющих происхождение этого синдрома.

Биологический: порезы и другие самоповреждения реально облегчают душевные страдания, невыносимое напряжение и боль, приносят успокоение, высвобождая эндорфины (естественные вещества подобные наркотикам, вырабатываемые в нашем организме), поэтому при повторении этих ритуальных действий возникает не только психологическая, но и частично физическая зависимость.

Психологический: Среди женщин, которые наносят себе порезы и ожоги, немало тех, кто в детстве подвергался насилию и переживал травмы, нередко сексуальные. Существуют теории, связывающие насилие и самоповреждение. Насилие обычно вызывает у жертвы чувство беспомощности и отсутствия контроля над происходящим. При том, что нанесение себе увечий тоже является насилием, одновременно возникает некое ощущение контроля над ситуацией, поскольку человек делает это сам. У некоторых жертв сексуального насилия это может вызывать ощущение защищенности от посягательств, поскольку они становятся непривлекательными и «негодными» для насильника.

Существует также психологическая теория , что порезы это символ самонаказания за какие-то «грехи», внутреннюю злобу или ощущение «грязи». Это может быть неосознанным желанием перенаправить гнев с внешнего источника на себя, способом выражения агрессии, сексуальных инстинктов или любых других сильных подавленных чувств. Иногда «наказание» следует за несдержанностью в еде, порезы связаны с пищевыми расстройствами. Девочка пытается похудеть, в очередной раз совершает набег на холодильник и «мстит» себе, порезав руку. Либо пытается удержать себя от приступа обжорства болью пореза.

Иногда это может быть одним из проявлений пограничного типа личности . Такие люди страдают от очень сильного страха, что близкие и любимые люди их бросят, покинут и не могут совладать с эмоциями огромной силы другим способом. В этом случае порезы как раз могут оказаться частью манипуляций, с помощью которых человек пытается привязать близких к себе и привлечь внимание. Хотя, скорее всего, манипуляция эта неосознанная.

Для каждого человека самоповреждение означает что-то свое, но очень часто это невозможность выразить чувства другим способом. По какой-то причине эти люди (чаще всего девочки и молодые женщины) не научились или не могли выражать свои эмоции, потому что не были услышаны. Порезы служат для них своеобразным языком, которым они пытаются выговориться, выразить свою боль, вступить в диалог со значимыми для них людьми.

Что же с этим делать?

«Резать руки не значит решить проблему», «Ты только делаешь себе еще хуже», «Это войдет у тебя в привычку», «Через 10-15 лет ты будешь страдать из-за этих уродливых шрамов», «Если я увижу у тебя еще хоть один порез…».

Эти или похожие фразы слышит каждый из тех, чьи шрамы обнаружены близкими. Не то чтобы это помогало. Ведь проблема не в порезах, они только симптом. Попытка прекратить порезы, не разобравшись в корнях проблемы, обречена на провал. При этом совершенно естественно, что близкие, а особенно родители испытывают страх, шок и даже отвращение, обнаружив порезы на руках у подростка, друга, любимой девушки (см. мифы). Поэтому сначала надо совладать со своими чувствами и успокоиться.

После этого имеет смысл аккуратно выяснить, что же происходит. Разговаривать на эту тему будет непросто, но скрывать свои подозрения и опасения еще хуже. Это тупик. Будьте готовы к тому, что человек не захочет сразу рассказывать о том, что происходит. То есть, проще говоря, вы будете посланы подальше в той или иной форме. Не надо припирать никого к стенке, но обязательно скажите, что вы заметили порезы, вы беспокоитесь и вам важно знать, что с ним творится. Вы готовы подождать, когда ваш друг или близкий будет готов к разговору, но поговорить надо обязательно. Осуждать и критиковать точно не стоит, будет только хуже. Стыда и чувства вины тем, кто борется с душевной болью таким способом, и так хватает.

Не надо никаких ультиматумов, угроз и наказаний. Одна из моих пациенток, молодая женщина, рассказывала, что ее парень поставил вопрос ребром «Или ты перестаешь резать руки, или я от тебя ухожу». Стоит ли говорить, что это не помогло? Гораздо важнее предложить человеку возможность обратиться к вам в любой момент, когда он испытывает ту самую боль, страх, напряжение, которые заставляют его хвататься за лезвие.

При разговоре сосредоточьтесь на чувствах, которые заставляют человека наносить себе порезы, а не на самих действиях. Подумайте вместе, чем можно помочь. Будет ли ему легче, если он просто выговорится, или ему нужен конкретный совет? Нередко самоповреждение свойственно подросткам и молодым людям, которым в принципе трудно общаться и тем более говорить о таких интимных вещах. Возможно, будет проще написать. Эпистолярный жанр переживает электронный ренессанс и не стоит это недооценивать. Иногда то, что трудно сказать, можно сформулировать в письме - вас никто не торопит, не перебивает, не мешает подбирать слова. Предложите такой вариант разговора или задайте его, написав первым.

Если лед уже тронулся и вы говорите на эту тему более или менее открыто, попробуйте конкретнее выяснить, что же заставляет человека резать самого себя. Что это за чувства и в чем их причина? Предложите ему подумать об этом самому. Выяснение причины первый шаг к освобождению, поскольку, зная в чем дело, можно попробовать различные техники, которые способны облегчить ситуацию и удержать от самоповреждения.

Вот несколько «домашних способов» справиться с ситуацией. Часто они оказываются эффективными.

Если человек наносит себе порезы, чтобы выразить сильную боль или интенсивные переживания можно:

  • Рисовать, чертить, черкать на большом листе бумаги красными чернилами, краской или фломастерами
  • Написать о своих чувствах в дневнике. При этом лучше именно на бумаге и совершенно неважно что. Пусть это будет сто тридцать семь раз «не знаю, что делать, бешусь, ненавижу, страшно…» Что угодно.
  • Сочинить стихи или песню о том, что с тобой происходит. Или нарисовать картину. Зависит от того, к чему есть склонности.
  • Записать то, что ты чувствуешь на бумаге, а потом порвать ее в клочки и сжечь.
  • Слушать музыку, которая выражает твои чувства. Собственно, на этом во многом построена субкультура эмо, среди которых самоповреждения очень распространены.

Если человек пытается успокоиться и унять тревогу можно

  • Принять ванну или теплый душ
  • Поиграть или погулять с домашними животными. Вообще, в такой ситуации стоит подумать о том, чтобы завести кошку или собаку, если, конечно, есть желание. Общение с животными очень помогает.
  • Завернуться во что-нибудь теплое и уютное
  • Помассировать шею, руки, ноги и стопы.
  • Послушать спокойную музыку

Если человек ощущает пустоту, одиночество, «замороженность», оторванность от мира:

Если порезы служат для выброса гнева или снятия напряжения можно:

  • Заняться упражнениями - побегать, попрыгать через скакалку, потанцевать или поколотить специальный мешок или боксерскую грушу.
  • Поколотить можно также подушку, можно ее покусать и повопить изо всех сил.
  • Надувать и лопать шарики
  • Рвать бумагу или журналы
  • Устроить концерт «ударных инструментов», используя подручные средства в виде кастрюль или других «барабанов».

Вездесущие британские ученые советуют в качестве «заместительной терапии» попробовать:

  • Рисовать красной ручкой или фломастером полосы там, где обычно наносятся порезы
  • Провести несколько раз кубиком льда там, где обычно наносятся порезы
  • Носить на руке резиновый браслет, который можно скручивать вместо того, чтобы наносить себе порезы.

Домашние способы помогают не всегда и если вы видите, что ситуация не улучшается, лучше всего, конечно, обратиться к специалисту - психологу или психотерапевту. Я знаю, многие боятся, что такого человека запишут в «психи», особенно, когда речь касается порезов (опять см. мифы). Но профессионалы знакомы с этой проблемой и знают, что психиатрией тут в большинстве случаев и не пахнет. Самоповреждение - это эффективный механизм преодоления душевной боли и эмоциональных трудностей, выработанный и усвоенный этим человеком. Для того, чтобы его заменить чем-то более здоровым нужна длительная кропотливая работа по выявлению причин и терпеливому наращиванию душевных «мышц», способных выдержать стресс без таких экстремальных действий.

Психотерапия осторожно выявляет глубинный личностный смысл акта самоповреждения для конкретного человека и параллельно помогает выработать навыки устойчивости и владения собой. Большинство терапевтов не требуют немедленного прекращения порезов в качестве условия терапии, но чаще всего устанавливают определенные границы. Так, в некоторых видах терапии от клиента требуют, чтобы он звонил терапевту в любой момент, когда почувствует желание нанести себе порез. Часто разговора с терапевтом оказывается достаточно, чтобы предотвратить это. Если клиент все же порезал себя, то он не может связываться с терапевтом 24 часа после этого.

Психотерапия в этом случае (как и в других, впрочем) во многом учит человека контактировать со своими чувствами, понимать, что с ним сейчас происходит, как можно на это реагировать и как с этим справляться. Вообще, психотерапия - это про обучение и про отращивание тех частей душевного организма, которые по какой-то причине не выросли естественным путем. А выращивание чего-либо дело не быстрое. И сбои случаются, и рецидивы. Так что пугаться не стоит и отчаиваться тем более.

У меня для вас, как всегда, есть и хорошая новость. Иногда порезы на руках - это некая «болезнь роста», которая проходит сама по себе. Поэтому сразу впадать в панику не стоит. Да и не сразу тоже. Разговаривайте, любите, наблюдайте и будьте терпеливы. Помните главное - это всегда недостаток контакта человека с внешним миром. Поэтому самое важное контакт этот холить и лелеять.

A-Z Psychotherapy | Promote Your Page Too

Текст: Анастасия Петрова

Татьяна Салтанова, руководитель и психолог Благотворительного фонда " ", рассказала «Летидору» о том, почему подростки склонны наносить себе порезы, каким образом реагировать родителям на школьную неуспеваемость, как агрессивность помогает в социализации, и почему домашние обязанности ребенку только на пользу.

- В каких семьях подростки более устойчивы к неудачам?

Чаще всего это семьи, где есть безусловное принятие подростка, а также семьи, где очень низкий уровень тревоги. Ребенку нужно чувствовать уверенность в том, что несмотря ни на что, его любят и принимают. Принимают таким, какой он есть. Именно это формирует уверенность в себе и своих силах. В таких семьях ребенок получает достаточно свободы для саморазвития, но в это же время не чувствует себя позабытым и брошенным, поскольку контроль со стороны родителей существует.

Подростки часто меняют свои увлечения, и лучшая реакция родителей - относиться к таким переменам лояльно, без лишней тревоги. Не стоит и манипулировать ребенком по типу «Если ты меня любишь, то сделай то…», «Если ты хочешь, чтобы мы тебе разрешили, то сделай это…». Такое поведение часто встречается в семьях, где родители стараются максимально привязать ребенка к себе.

В итоге подросток перестает доверять родителям. Он не чувствует себя свободным в выборе, теряет ощущение, что он самостоятельно выстраивает свою жизнь. Жизнь становится менее интересной для подростка, поскольку он знает, что решения в этой жизни принимает не он, а значит и вкладываться в нее нет смысла.

- Получается, что ребенка почти не нужно контролировать?

Для подросткового возраста характерны такие особенности, как максимализм и излишняя самоувернность, а также стремление обладать теми же правами, что и взрослые. Часто иллюзорное ошущение своей «взрослости» может слишком далеко завести подростка. Родителям важно понимать, что контроль важен, но чрезмерные запреты и привязывание к себе могут задержать развитие подростка или даже зафиксировать его на нереализованных в свое время возможностях, которые он может пронести через всю жизнь. Лучше всего, когда родительский контроль будет минимальным на увлечения и общение подростка со сверстниками, таким образом личностное становление будет более полноценным.

А что делать, если подростки часто закрываются от родителей и не говорят о тех неудачах, которые у них происходят?

В первую очередь, я бы посоветовала родителям проследить за своей реакцией на неудачи подростка. Подросток очень чувствителен к оценкам окружающих, и если он видит, что родители очень расстроились, то может глубоко переживать неудачу. Родителям желательно пересмотреть свое отношение и реакцию на возникшие сложности с ребенком. Лучше всего не созывать семейный совет со всеми родственниками, бабушками, тетями и дядями и устраивать строгий допрос «Скажи, что с тобой случилось?», «Почему молчишь?» и т.д. Намного лучше в спокойной и неформальной обстановке, и даже в шутливой форме поинтересоваться «Что нового?», «Что тебе сейчас интересно?». Так, с помощью самых простых вопросов без давления можно добиться доверия, и в дальнейшем уже вместе разобраться со страхами и тревогами, которые гнетут подростка.

Конечно, порой своими силами уже справится не получается. Но, к сожалению, в России многие семьи с недоверием относятся к психологической поддержке, и поэтому прибегают к помощи лишь в крайних случаях, когда подросток становится уже неконтролируемым. Часто бывает, что инициаторами выступают педагоги или социальные работники, а также школьные психологи, хотя, прежде всего, задуматься о профессиональной помощи должны были бы родители.

- Как родители могут помочь ребенку, если у него низкая успеваемость?

Существует много причин, по которым у подростка могла появиться неуспеваемость. Возможен конфликт с учителем или сверстниками, это достаточно часто мешает сконцентрироваться на занятиях. Также возможна связь себя со своими оценками. Есть такое выражение «плохая» и «хорошая» оценка. Если подросток оценивает себя с «плохой» стороны, то и сам настраивает себя на «плохой» результат, отсюда и идет удар по самооценке.

В такой ситуации необходимо объяснить подростку, что оценки ни в коем случае не проявляет его личностные качества. Так будет проще уйти от негативных эмоций, ведь от отметки в школе не становишься «плохим» или «глупым». Если у родителей хорошие отношения с учителями, то без ведома ребенка можно поговорить с ними о том, что конкретно не удается. А уже в спокойной и домашней обстановке без разбирательств и наказаний за проступки, можно попробовать разобраться со сложностями в учебе.

- Часто трудные подростки оставляют шрамы на своих руках, в чем причина такого поведения?

Это проявляение аутоагрессии, активности, направленной на причинение себе физического и психологического вреда. Она действительно часто встречается в подростковом возрасте в виде ненесения себе мелких порезов и царапин.

- Есть ли связь между аутоагрессией и конкуренцией в среде подростков?

Аутоагрессия у подростка часто связана с привлечением к себе внимания. Могут наноситься царапины или порезы на видные части тела, например, руки, ноги, шею. Подросток часто ждет, что близкие или друзья заметят повреждения и будут более трепетно и внимательно относиться к нему, начнут расспрашивать, ухаживать, жалеть. Возможно также нанесение себе повреждений в следствие эксперимента со своим новым, постоянно меняющимся телом, а также желание стать хозяином своей собственной жизни.

Если в среде сверстников многие практикуют такой вид привлечения к себе внимания, то это может стать одним из способов приспособления к группе. Если подростка не принимают в среде сверсников, то боль и обида могут вызвать аутоагрессию. В такой ситуации лучше обратиться к психологу-консультанту, поскольку такой вид реакции на проблему или болезненное переживание является деструктивным способом решения жизненных сложностей. В дальнейшем, не разобравшись с таким видом реакции на проблему, подросток может нанести себе серьезные повреждения.

- А какая связь между агрессивностью подростка и его успешностью среди сверстников?

Связь прямая. Подростковый возраст сам по себе характеризуется повышением уровня агрессивности. Плюс ко всему это еще и возраст социализации, когда общение со сверстниками становится очень значимым. Для того, чтобы стать лидером в компании, подростку приходится учиться защищаться и нападать – это нормально для процесса социализации. В дальнейшей жизни эти навыки помогают уже взрослому человеку отстаивать свои взгляды и решения. Когда агрессивность в рамках нормы и не граничит с жестокостью, она помогает подростку приобрести личностную целостность и самостоятельность в принятии решений.

Что делать, если ребенок не может добиться успешности, и у него вырабатывается привычка опускать руки при первой же неудаче?

Страх показаться перед сверстниками «неудачником», неверие в собственные силы - все эти чувства могут расти и распространяться не только на оценки в школе. Родителям стоит проконтролировать свое поведение с подростком. Возможно, страх неудачи образовался еще в детстве, когда ребенка наказывали слишком строго за ту или иную оплошность. Чтобы помочь подростку справиться со своими страхами и апатией, необходимо дать ему понять, что даже грубую ошибку можно исправить, уйти от «катастрофизации» к адекватному восприятию мира.

Если существует такая возможность, то смена привычной обстановки может помочь подростку по другому взглянуть на вещи. Путешествие или адекватное изменение привычного распорядка дня, появление новых обязанностей по дому - это помогает. Желательно, что бы часть домашних обязанностей подростку была знакома, поскольку когда родители все делают за своего ребенка, у него будет складываться ощущение собственной беспомощности и зависимости от родителей, что будет способствовать росту тревоги при неудаче.

- Как в таком случае помочь подростку справиться с напряжением при сдаче экзаменов?

Реакции на нагрузку и ответсвенность во время экзаменов у каждого подростка будет разная в зависимости от характера и личностных особенностей. Поскольку для подросткового возраста характерны частая смена интересов и деятельности, будет возникать сложность с самоопределением. Сегодня он захочет быть математиком, завтра займется творчеством, а послезавтра решит быть химиком или фармацевтом - желания неустойчивы и противоречивы.

Поэтому, в первую очередь, перед выбором ВУЗа необходимо определиться с желаниями подростка, потратить достаточное количество времени и сил на поиски действительно подходящей и интересной для него профессии. Когда у подростка будет уверенность в том, что выбор института сделан именно им, лишняя тревога и напряжение уже будут проявляться в меньшей степени, поскольку появится больше уверенности в собственных силах и возможностях.

Бывает, что подросток начинает бояться ответственности и старается уйти от лишней нагрузки и тревоги, чаще всего это проявляется или уходом в себя, или поисками поддержки в компании. Обычно это случается с детьми, которые сомневаются в своих силах, возможностях и желаниях. В такие моменты нужно как можно чаще обращать внимание подростка на его успехи, победы и заслуги.
letidor.livejournal.com/201993.html

В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без звукового вектора (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром?

В своей практике детского психиатра я часто сталкиваюсь с подростками, у которых при осмотре обнаруживаются самопорезы на руках и следы от самоприжиганий сигаретами и других способов самоповреждения. Если это мальчики 14-16 лет, то часто они поступают по линии военкомата. Если девочки, значит, самопорезы и самоповреждение у подростка заметили родные или педагоги и забили тревогу. Скорее всего, таких девочек даже больше, чем я вижу на приеме. В этой статье я расскажу о тех детях, которые скрывают подобные действия. Они понимают, что сделали что-то не то. Носят длинные тугие рукава, чтобы скрыть самопорезы на руках от родных и в школе. Иногда делают поверх шрама татуировку, чтобы замаскировать самопорезы, самоповреждения и ожоги. Что происходит с такими детьми? Почему они наносят себе самоповреждения?

Почему подростки наносят себе самопорезы и самоповреждения на руках?

Никто не причиняет себе физического вреда вдруг, ни с чего! Родители часто комментируют это по-своему: «Дурак, потому и сделал/сделала!» Так ли это? Или: «Это от стресса!» От какого такого стресса ребенок будет резать себя добровольно?

Каждый человек стремится получать радость от жизни. Делать те действия, от которых ему хорошо жить. Но в случае с этими детьми так не получается. У них не получается жить в удовольствие!

Из бесед с подростками, которые приходят с самопорезами, самоповреждениями на руках, я понимаю, что это обладатели кожно-звуковой связки векторов. Иногда есть и другие вектора, например зрительный, анальный. Современные подростки в крупных городах и особенно мегаполисах сложно устроены, часто они полиморфы, обладатели 3-5 векторов, с большим объемом психики, и разобраться в причинах их поведения бывает трудно. Но с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана это возможно.

Значение подросткового возраста. Причины самопорезов и самоповреждений у подростков. Роль звукового вектора

После подросткового возраста развитие векторов заканчивается, и в дальнейшем человек реализует тот объем психического, что наработал в процессе развития до пубертата. В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно решать задачи, которые перед ним стоят, - часто методом проб и ошибок. Подростки без (обладатели любых других семи векторов) имеют вполне понятные материальные желания, и точка приложения усилий для них более очевидна. А что делать подросткам со звуковым вектором, желания которого никак не связаны с материальным миром? При этом у них нет информации о себе, о своей психике и они не понимают, что с ними происходит.


Звуковой вектор - это психическая доминанта. Именно звуковой вектор стремится к раскрытию нематериального мира, замысла Мироустройства. Это его главное желание, и когда оно не исполняется, человек испытывает душевное страдание. Часто оно начинается именно в подростковом возрасте. В этот период происходит много нового для ребенка. Начинается гормональная перестройка организма, появляется желание понравиться противоположному полу, стремление утвердиться в подростковом коллективе, найти свое место. А тут еще возникает вопрос о смысле жизни.

Если раньше философия, музыка, физика облегчали состояния звуковиков, занимали их ум, то теперь уже нет. Так постепенно начинает нарастать неудовлетворенность в звуковом векторе подростка. Особенно если он рос или растет в неблагоприятной звуковой обстановке - слышит крики и ссоры родителей, нежелательные смыслы в свой адрес.

Подростку со звуковым вектором необходимо напрягать свой абстрактный интеллект, данный ему от природы, но он не знает особенностей своей психики, часто не знает своих способностей. Не понимает, где хочет учиться, - ему все «не то», поэтому поступает в учебное заведение по совету родителей или туда, куда придется.

Может получиться, что прежде отличник, победитель олимпиад по математике и физике, идя наугад, попадает в окружение, где ему не удается применить должным образом врожденные свойства звукового вектора. И звуковая нехватка в нем растет и растет, придавливая все больше. Про таких детей говорят: «раньше был надеждой школы, но ничего путного из него не выросло, ничего не добился». В смысле, не смог реализовать себя в социуме из-за страдания в его звуковом векторе, с которым он сам не знает, что делать.

Общаясь в компании сверстников, подросток замечает, что он не такой, как все, как бы не от мира сего. У него не получается жить, как другие (люди без звукового вектора), как бы он ни пытался!

Я часто сталкивалась с подростками, которые в депрессивных состояниях уходили по ночам бродить по городу, по кладбищам. Их искали родители, искала полиция. Им приписывали девиантное поведение и бродяжничество. Часто они ищут места, где темно, тихо и никого больше нет. Кладбище оказывается одним из таких мест, где только ты и твои мысли о смысле жизни. «Оставьте меня в покое!» - это желание звукового человека не в самом хорошем состоянии.

Человек со звуковым вектором, который не может наполнить свое стремление к нематериальному в материальном мире досуга и развлечений, даже если в нем есть учеба и подработка, может заболеть настоящей звуковой депрессией. Депрессия у подростков со звуковым вектором - частое явление. Редко кто из родителей и даже самих детей это осознает.

У меня на приеме были всего лишь единичные обращения подростков с жалобами на депрессию и ее симптомы. Чаще всего девочка или мальчик пытаются подражать окружению. Веселиться и жить, как они. Но не выходит. Ненаполненный звуковой вектор болит нестерпимо так, что не существует большей душевной боли. И тогда они находят некий выход, временно облегчающий их состояние, - причиняют себе самоповреждения.

Роль кожного вектора в причине нанесения самопорезов и самоповреждений у подростков

Склонность к самоповреждениям и самопорезам встречается у кожно-звуковых подростков, которые подвергались физическим наказаниям в детстве.


Значение эмоциональной связи между родителем и подростком

Замечая самоповреждения на руках подростка, родители часто бывают в шоке и не могут понять, что происходит. Еще недавно был хороший мальчик или девочка и вдруг превращается не пойми во что! Не слушается, гуляет допоздна, грубит, а тут еще эти самопорезы на руках, странные изменения поведения. Что делать, если продуктивного диалога с подростком не добиться? Как вернуть доверие подростка?

Важно понять особенности психики вашего ребенка и переходного возраста как такового. Это особенный этап, как для подростка, так и для родителей. Понимание того, что с ним происходит, позволит наладить доверительный диалог между вами и помочь ему справиться со сложностями. Даже если ранее с ребенком не было создано качественной эмоциональной связи, то сейчас это можно сделать с помощью тренинга Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология», чтобы лучше понимать себя и своего ребенка. Дайте шанс звуковой душе .

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »