Что может грудничок в 4 месяца. Посещение педиатра и медицинские аспекты

Доброго времени суток, дорогие родители! Четыре месяца назад ваш малыш появился на свет. Он уже подрос, приобрёл так много новых навыков. А сейчас я вам расскажу, что должен уметь делать ребёнок в 4 месяца.

Физиология малыша

Вес вашего ребёнка заметно изменился. За этот месяц карапуз набирает в среднем 700 грамм. В этом возрасте вес мальчиков колеблется от 5400 грамм до 7800 грамм, а девочек – от 4900 до 7200.

Рост увеличивается в среднем на три сантиметра. У четырёхмесячных девочек рост 58,3 см-64,2 см, а у мальчиков от 58,5 см до 64,7 см.

Но не стоит забывать про индивидуальные особенности организма крохи и внешние факторы. Не нужно сразу расстраиваться и паниковать, если вес или рост ребёнка не входит в эти рамки.

Мой малыш в четырёхмесячном возрасте уже весил 6,6 кг, при этом его рост был уже 66 см.

Рефлексы

  1. Ребёнок с лёгкостью берёт разные предметы, задерживает их в руках и кладёт на место.
  2. Малыш из положения «на животике» ползёт, если ножки, согнутые в коленках, упираются во что-то твёрдое.
  3. Практически исчезает рефлекс Моро.
  4. А этот рефлекс уже должен отсутствовать. Если ребёнку провести пальцем слева и справа возле позвоночника (вдоль всей его длины), то карапуз начнёт изгибать свою спинку.

Развитие органов чувств

В этот период малышу свойственно следующее:

  1. Ребёнок с лёгкостью узнаёт предметы, может концентрировать своё внимание и разглядывать понравившийся объект.
  2. Смотрит на один предмет, потом переводит свой взгляд на другой.
  3. У малыша начинает формироваться зрительная память.
  4. Реагирует на звуки, поворачивает головку в ту сторону, где он прозвучал.
  5. Слушает внимательно, когда с ним говорят. Распознаёт, с какой интонацией к нему обращаются.
  6. Можно заметить, что ребёнок слышит разницу в быстрых и медленных мелодиях.
  7. Ребёнок широко открывает глаза, если рядом с ним появляется резкий звук.
  8. Кроха всё больше разговаривает.
  9. Уже вы можете слышать от него не только звуки, но и слоги, особенно «ма», «па». « »
  10. Малыш может смеяться.

Эмоции крохи

В четыре месяца карапуз всё больше проявляет свои чувства.

  1. Малыш улыбается , когда вас видит, когда радуется.
  2. Вы даже можете услышать смех ребёнка.
  3. Кроха проявляет свои эмоции движениями рук и ног.
  4. Ребёнок уже умеет возмущаться, при этом издаёт разные звуки с характерной интонацией.
  5. Уже с лёгкостью узнает родителей и близких родственников, и даже их голоса.

Как ребёнок двигается

Ребёнок уже владеет многими двигательными навыками:

  1. Самостоятельно удерживает голову. « »
  2. Когда он лежит на животе, может поднимать голову и удерживать её довольно длительное время, при этом умудряясь смотреть по сторонам.
  3. Умеет переворачиваться с живота на спину и обратно. « »
  4. Может отталкиваться, как лягушонок, если когда он лежит на животе, ему подставить свою ладонь под стопы.
  5. Самостоятельно берёт погремушку и играется ей, кладёт на место.

Здоровый сон ребёнка

За сутки ребёнок в среднем спит 15 часов, 10 из которых приходятся на ночное время. Дневной сон делится на три раза, может длиться приблизительно по полтора часа. Ночью малыш практически не просыпается, исключения могут составлять желание покушать и смена подгузника , но после этих процедур ребёнок быстро засыпает.

Питание малыша

Для деток на грудном вскармливании ничего особо не изменяется в этом возрасте. Разве что у карапузов растёт аппетит, и они за одно кормление съедают больший объём маминого молока.

Что касается детей на искусственном вскармливании, то для них в четыре месяца происходят перемены. Именно в это время в их рацион питания добавляется прикорм. Первыми вводят овощные пюре. Дают по пол чайной ложки и смотрят за реакцией организма ребёнка. Если аллергия не возникает, постепенно повышайте порцию. « »

Патологии четырёхмесячного возраста

У деток могут появиться проблемы со здоровьем или с развитием и вам необходимо знать об этом и о причинах их возникновения, чтоб суметь вовремя распознать их и начать действовать.

Можно отметить ряд причин, которые вызывают температуру у детей в четыре месяца:

  1. У малыша лезут зубки.
  2. Тепловой удар.
  3. Долгий плач, сопровождающийся сильным криком.
  4. Гиперактивность малыша.
  5. Отклонения в функционировании пищеварительной системы.
  6. Вирусные и бактериальные заболевания.

Кашель у малыша в таком возрасте может стать следствием таких проблем:

  1. Воспаление горла, ушей, носовых пазух, аденоидов.
  2. В дыхательные пути попало чужеродное тело.
  3. Инфекционный процесс в органах пищеварения.

Стоит обратить внимание и срочно бежать к врачу, если кашель ребёнка сопровождается следующими симптомами:

  1. Сопровождается мокротой разных оттенков или кровью.
  2. Не исчезает дольше трёх недель.
  3. Резко появляется на пару с высокой температурой.

Отклонения в развитии

Все детки индивидуальны и по-разному развиваются. Кто-то раньше среднего, кто-то позже. Но есть вещи, которые малыш просто обязан уметь делать в четырёхмесячном возрасте:

  1. Совершать двигательные движения.
  2. В руке, хоть короткое время, удерживать предметы.
  3. Самостоятельно держать голову, лёжа на животе.
  4. Уметь переворачиваться.
  5. Опираться на локти и приподниматься, если его положили на животик.
  6. Упираться ногами на поверхность, находясь в стоячем состоянии.
  7. Произносить звуки.
  8. Слышать и узнавать голоса и другие звуки.
  9. Узнавать самых близких родных и радоваться их появлению.
  10. Проявлять положительные эмоции во время игры со взрослым.
  11. Улыбаться, в частности реагируя на что-то или кого-то.

Причины слёз малыша

В этом возрасте маме всё проще распознать, почему плачет её кроха. Это обусловлено тем, что малыш льёт слёзки с разной интонацией, с разной громкостью, при этом может совершать какие-то движения или хвататься за больное место.

Давайте рассмотрим основные причины, вызывающие плач:

  1. Ребёнок замёрз или вспотел.
  2. Повышенная или сниженная влажность в помещении.
  3. Малыш голоден.
  4. Карапуз может плакать от усталости.
  5. Нужно сменить подгузник.
  6. У ребёнка что-то вызывает неудобства.
  7. Малыша напугал громкий шум или резкий стук.
  8. Если плач сопровождается резкими дёрганьями ножек, поджиманием коленок к животику – у вашего карапуза колики или метеоризм.
  9. Ребёнок заболел.

Стимулируем развитие ребёнка

Не забывайте принимать участие в развитии ребёнка. Полезным будет совершать ряд действий:

  1. Следите, чтоб рядом с малышом не возникали никакие скандалы и ссоры. И тем более не кричите на ребёнка. Так вы ломаете ему психику и рождаете фобии.
  2. Разговаривайте с малышом в разных интонациях, передавайте ему свои чувства, но только положительные.
  3. Общайтесь с ребёнком как можно чаще, проводите с ним время, потанцуйте с ним на руках. Причём ещё лучше, если это будут делать не только родители, но и другие родственники малыша.
  4. Важно называть кроху по имени. И конечно делать это нежно.
  5. Рассказывайте ребёнку сказки перед сном, читайте стихотворения.

Я сыночку иногда рассказывала известные произведения, а иногда придумывала свои истории. Он лежал тихонько и слушал каждое моё слово. И до сих пор очень любит сказки.

  1. Радуйте ребёнка новыми подарками. Пусть игрушки будут разной формы, цвета, но желательно яркие.
  2. Обязательно включайте крохе музыку, но только что-то нежное, спокойное (уж точно не рок), пойте ему колыбельные. Так будет развиваться слух крохи.

Я пела своему сыну, и знаете, со временем, он начал «подпевать». На своём, понятном только ему языке, но всё же.

  1. Устраивайте с ребёнком диалог. Можете начинать с простых звуков, особенно с тех, которые вы слышали от своего карапуза. Увидите, крохе это понравится, он начнёт вам отвечать.

Вот мы и разобрались, какими навыками, умениями и достижениями должен владеть малыш в четыре месяца. Он ещё такой маленький, а уже так много достиг. А это только первые его победы, дальше будет больше. Счастья и здоровья вашей крохе!

Вашему малышу исполнилось 4 месяца! Он больше не похож на того малоподвижного и беспомощного младенца, которого вы принесли из роддома. Теперь это пухлощекий карапуз с любопытными глазками и улыбчивым личиком. Его уже не беспокоят колики, боли и беспричинные страхи: он освоился в новом мире и готов приступить к его исследованию.

Активное взаимодействие с окружающим миром, стремительное развитие психоэмоциональной сферы и постепенное угасание рефлексов новорожденного – вот главные достижения четырехмесячного ребенка.

Физическое развитие

Тело малыша сильно изменяется: грудная клетка увеличивается, конечности удлиняются, и разница между объемами головы и туловища сглаживается. Пропорции его тела все больше начинают напоминать пропорции взрослого человека.

Ребенок продолжает расти: в 4 месяца нормальный рост должен составлять 60–63 см, вес – 6–7 кг. У некоторых детей в этом возрасте появляются первые зубки.

Угасание рефлексов новорожденного

В 4 месяца продолжается угасание рефлексов новорожденного. Проверить их наличие или отсутствие несложно, однако тестированием младенца должен заниматься не родитель, а врач-невропатолог:

  1. Положите кроху на ровную поверхность и с силой хлопните по ней руками. Если сохранился рефлекс Моро, ребенок раскинет ручки с раскрытыми ладонями, после чего вернет их в исходное положение.
  2. Положите малыша на животик, а затем приложите ладонь к его ступням, создавая опору. Ребенок попытается ползти. Этот рефлекс должен угаснуть к 4–5 месяцам, чтобы замениться умением ползать самостоятельно, без всякой опоры.
  3. Проведите пальцами сверху вниз вдоль спинки малыша, отступив по 1 см справа и слева от линии позвоночника. Если рефлекс Таланта не угас, малыш изогнет спинку.
  4. Проведите пальцем сверху вниз по линии позвоночника. Сохранившийся рефлекс Переза заставит ребенка изогнуться и закричать.
  5. Прикоснитесь к ладони младенца игрушкой. Кроха должен не только сжать кулачок, схватив предмет, но и попробовать рассмотреть «добычу», потрясти ее или засунуть в рот. Такой интерес к схваченной вещице будет свидетельствовать о смене хватательного рефлекса произвольными хватательными движениями.

Если рефлекторные действия сохранились, врач назначит ребенку лечение: несвоевременное угасание рефлексов новорожденного говорит о неврологических патологиях.

Умения и навыки

Физическое развитие малыша происходит стремительно, поэтому к концу этого месяца ребенок овладевает следующими умениями:

  • перекатывается с живота на бок, иногда – на спинку;
  • лежа на спине, задирает ножки настолько высоко, что способен дотронуться ладошками до коленок или пальчиков ног;
  • лежа на животе, способен поднять голову и плечи и, опираясь на предплечья, в течение минуты удерживать головку;
  • умеет принимать сидячее положение, если родители подтянут его вверх за ручки (но присаживать кроху пока рано – его скелет еще недостаточно окреп);
  • может «стоять» на пальчиках ног и слегка подпрыгивать, если родители поддерживают его под мышки, однако удерживать собственный вес на выпрямленных ногах пока не в состоянии;
  • держит ладошки раскрытыми, складывает их вместе или засовывает пальцы в рот, хлопает руками по поверхности, способен удерживать предметы на протяжении 25–30 секунд;
  • хватает предметы ручками произвольно, когда захочет, рассматривает их, тащит в рот;
  • лежа на животе, пробует ползти: приподнимает заднюю части и двигает ножками;
  • хорошо различает цвета, видит объекты, находящиеся на расстоянии 3–3,5 м от глаз, с интересом следит за подвижными предметами;
  • неплохо различает звуки (особенно мамин голос), может отличить знакомый голос от незнакомого, реагирует на тихую ритмичную музыку покачиванием головы в такт, различает эмоциональную окраску звучащей речи.

Важное достижение этого возраста – появление произвольных движений. Это закономерное следствие угасания рефлексов, которое свидетельствует о том, что ребенок начинает контролировать собственное тело и координировать действия.

Упражнения для физического развития

  1. Чтобы ребенок научился переворачиваться с животика на бок, поднесите к его лицу яркую игрушку, а затем отведите ее вверх. Ребенок потянется за любопытной вещицей и сможет перевернуться.
  2. Если малыш не реагирует на игрушку, помогите ему совершить первый поворот: положите кроху на животик и слегка поверните его ножки таким образом, чтобы таз тоже повернулся. Младенец не сможет долго пребывать в столь неудобном положении и начнет поворачивать головку и плечи. Если вы немного поможете, он перевернется полностью.
  3. Чтобы ребенок начал ползать, положите его на пол и поставьте перед ним занимательную игрушку. Увидев интересную вещицу, кроха попытается приблизиться к ней и схватить в руки. Сделайте так, чтобы малыш смог удовлетворить это желание, иначе интерес к игре пропадет.
  4. Чтобы развить умение контролировать тело, прикрепите к ручке малыша звенящий колокольчик или бубенчик. Со временем кроха поймет, что определенные движения вызывают звон, и будет целенаправленно совершать их.
  5. Развивать ловкость пальчиков можно с помощью неширокого атласного шнурка. Вложите его в ручку малыша, дождитесь, пока он ухватится за него, а затем потяните за один кончик. Ребенку придется либо крепче ухватиться за шнурок, либо передвинуть пальчики.
  6. Присаживать кроху пока рано, но можно сосредоточиться на развитии мышечного каркаса позвоночника. Для этого кладите младенца на спинку, давайте ухватиться ладошками за ваши пальцы и медленно приподнимайте его вверх. Малыш будет тянуться за вами, постепенно принимая сидячее положение (угол подъема не должен превышать 45º).

Речевое развитие

Четырехмесячный малыш – настоящий болтун. Если раньше он использовал голос, чтобы привлечь внимание матери к собственным потребностям или выразить недовольство, то теперь он кричит и гулит ради удовольствия. Кроха радуется возможности производить различные звуки, повторяя их за взрослыми.

Лучше всего малышу удаются гласные «а» и «о», а также некоторые согласные («б», «п», «м»). Он еще не способен произносить слоги и слова, однако понять его речь можно: если мама внимательно прислушается к «разговору» младенца, она сможет определить его эмоциональное состояние.

Упражнения для развития речи

  1. Целенаправленно развивать речь пока не нужно: достаточно много говорить с ребенком, рассказывать ему сказки, истории из жизни. Чтобы малыш мог впоследствии связывать звуковой образ с визуальным, показывайте ему разнообразные игрушки или картинки и рассказывайте об увиденном.
  2. Наклоняйтесь над лежащим малышом и начинайте произносить звуки (сначала гласные, потом согласные). Ребенок, видя движения ваших губ, попробует им подражать. Вскоре он сможет повторять за вами отдельные звуки, а впоследствии – слоги и слова.
  3. Устраивайте перед ребенком импровизированные представления с участием тряпичных кукол. Содержание таких «пьес» не важно: главное – выразительная и эмоциональная речь. Наделяйте каждого героя индивидуальным тембром, высотой и громкостью голоса, чтобы малыш, слушая вас, учился с помощью звуков выражать свои эмоции.

Психическое развитие

О зрелости психики четырехмесячного ребенка говорят следующие достижения:

  • способность выражать эмоции – радость, обиду, страх, любопытство, досаду, удивление;
  • разная реакция на окружающих людей: при виде мамы малыш кричит, агукает, лепечет и улыбается, при виде незнакомого человека – замирает, плачет от страха;
  • появление любимых и нелюбимых игрушек: ребенок с радостным визгом хватает любимую вещицу, а нелюбимую возмущенно отбрасывает;
  • различение знакомых людей и незнакомцев (знакомыми считаются только те, кого малыш видит ежедневно и не успевает забыть);
  • проявление интереса к своему телу: кроха разглядывает свои пальчики, ощупывает лицо и волосы, тянет ножки в рот;
  • умение обнаруживать простейшие причинно-следственные связи: при виде материнской груди малыш замолкает и ждет кормления, а при виде протянутых к нему рук – напрягается всем телом, ожидая объятий.

К 4 месяцам кроха овладевает умением громко смеяться. Наклонитесь над младенцем, поулыбайтесь ему, пощекочите его тельце – и малыш ответит вам радостным хохотом.

Как не допустить задержки психического развития?

  1. Сейчас для ребенка важен постоянный контакт с матерью. Он должен ощущать ее любовь и заботу, должен слышать ее голос, рассказывающий ему об удивительных вещах из окружающего мира. Такое близкое общение – залог правильного эмоционального развития.
  2. В 4 месяца у малыша совершенствуется мелкая моторика, тактильные ощущения и осязание. Поэтому предлагайте ему как можно более разнообразный набор игрушек: подойдут пластиковые колечки, деревянные кубики, тряпичные куклы, плюшевые зверюшки. Особенно интересны ему будут игрушки-пищалки и музыкальные игрушки с кнопками: они совершенствуют не только тактильные ощущения, но и слух малыша.
  3. Играйте с крошкой в игры, подходящие для его возраста: «Ку-ку», «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона».

Режим дня

Сон

Еще совсем недавно большую часть времени кроха проводил во сне. Но в 4 месяца период бодрствования значительно увеличивается и достигает 9–10 часов в сутки. В ночное время малыш спит по 9–10 часов без пробуждений, а днем засыпает всего 2–3 раза.

Начинайте приучать ребенка к режиму: для этого укладывайте его спать в строго определенное время. Однако не препятствуйте, если малыш засыпает раньше установленного часа: когда кроха начинает зевать и отказываться от игры, несите его в кроватку.

В 4 месяца ребенок уже может засыпать самостоятельно, без присутствия родителей. Однако для этого он должен быть в отличном расположении духа. Чтобы успокоить малыша, положите его в постель и некоторое время постойте рядом с ним.

Кормление

Оптимальный способ питания для четырехмесячного малыша – грудное вскармливание. Если у матери хватает молока, прикорм вводить пока не обязательно. Если же младенец находится на искусственном вскармливании, то его меню можно разнообразить следующими продуктами:

  • овощными и фруктовыми соками (смешивайте несколько капель сока с водой и кормите получившейся смесью ребенка);
  • яичным желтком (разотрите ¼ желтка и разбавьте его привычной молочной смесью);
  • детским кефиром, творожком;
  • однозлаковыми кашами.

Все эти виды прикорма вводятся постепенно, небольшими порциями (по ½ чайной ложки). Если у ребенка появляется аллергическая реакция, продукт нужно сразу исключить из рациона.

Среднее количество кормлений в этом возрасте – 6–7 в сутки. Пища предоставляется по первому требованию.

Привыкание к новому типу питания приводит к изменению детского стула. Теперь опорожнение кишечника происходит не более 2–3 раз в день (при грудном кормлении) или 1 раз в день (при введении прикорма).

Четырехмесячный малыш – это неутомимый исследователь. Он уже привык к изменившимся условиям жизни, приобрел достаточно новых навыков и теперь готов активно применять их для изучения окружающего мира. Помогите своему любознательному крошке удовлетворить любопытство!

В настоящей статье мы рассмотрим, чем отличается ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь, какие эмоции он уже способен испытывать. Ведь очень часто, глядя на малышей, мы задумываемся: а о чем же они думают, как они видят наш мир?

Приветствую вас уважаемые читатели. В прошлой статье мы подробно разбирали тему . Для малышей до года каждый месяц ‒ это огромный шаг. За такой короткий промежуток времени, который взрослые даже не замечают, кроха овладевает большим количеством новых навыков, умений, становится все более приспособленным к миру. И это действительно так: незаметна разница между человеком в 30 лет и в 35, а вот между человеком в 3 месяца и в 4 ‒ практически пропасть.

Зачем нужно следить за развитием ребенка

Малыши, наряду с котятами, однозначно входят в топ-3 самых милых милостей на нашей планете . Оттого и не всегда хочется относиться к ним с некой требовательностью, ожидая в определенном возрасте увидеть конкретные навыки и умения. Подкрепляется это мыслью, что каждый человек индивидуален – правильная мысль, конечно, но нельзя ею злоупотреблять. Мол, не умеет ‒ и ладно, научится. В связи с этим вопрос о том, необходимо ли следить за развитием ребенка уже в таком нежном возрасте ‒ с 4 до 5 месяцев ‒ может возникать. Однако ответ на него абсолютно однозначен: да!

За первый год развития крохи, семимильными шагами совершенствуются все органы и системы его организма, и в том числе головной мозг. А это значит, что отсутствие тех или иных умений сулит отставание в развитии в дальнейшем. Каждый новый навык ‒ “трамплин” для следующего. Так, например, переворот со спины на живот, которому ребетеныш научился еще в 3 месяца, ‒ подготовка к ползанию. Задерживая взгляд на игрушке, малыш учится фокусировать внимание, сосредотачиваться на одном предмете или человеке. Таких примеров огромное множество. Именно поэтому так важно наблюдать за тем, как происходит развитие ребенка на 4 месяце жизни.

Развитие ребенка в 4 месяца: девочка и мальчик

Несколько слов хотелось бы сказать о том, что даже в таком крошечном возрасте есть некая разница между представителями разных полов. Разными темпами идет физическое развитие ребенка в 4 месяца: девочка уже в этом возрасте легче, длина ее тела и окружность головы меньшие, чем у мальчишек. Только важно помнить – это правило, из которого, конечно, есть исключения! Развитие ребенка мальчика в 4 месяца может быть правильным, но при этом он будет весить меньше некоторых девочек. Здесь играют роль и индивидуальные особенности, и, само собой, наследственность.

Однако, пожалуй, на этом различия заканчиваются. Из собственно половых отличий ‒ только наружные половые органы. В остальном все процессы развития протекают одинаково. Девочки ничуть не плаксивее мальчиков, а те, в свою очередь, ничуть не смелее . Они одинаково любят яркие игрушки, реагируют на мамин голос, обожают купаться и капризничают, когда остаются в одиночестве. Объясняется это просто: гормональная система еще пока не активна, а ведь именно гормоны во многом ответственны за особенности развития и поведения людей.

Физическое развитие малыша в 4 месяца

Физическое развитие крошки с 4 до 5 месяцев нисколько не замедляется. Ему требуется больше сил, ведь уровень его двигательной активности все повышается.

Важнейшими критериями, которые позволяют оценить правильность развития ребенка, являются росто-весовые параметры. Оценку этих показателей первый раз осуществляют сразу же после рождения человека. Медицинские работники измеряют вес, длину тела, окружности груди и головы. В обязательном порядке заносят эти данные в медицинскую карту новорожденного. В дальнейшем измерения проводят в обязательном порядке каждый раз на приеме у детского врача.

Вес

Весовой показатель является важнейшим значением, отражающим состояние здоровья ребенка. Разумеется, каждый маленький человечек индивидуален. Значения зависят во многом от веса при рождении, наследственности, типа питания.

Так, дети, родившиеся недоношенными, но получающие хороший уход, как раз в этот период “нагоняют” сверстников. Имеющие низкую массу тела при рождении, в возрасте с 4 до 5 месяцев они набирают вес быстрее, чем детки, родившиеся в срок. Часто таким малышам уже в 3 месяца рекомендуют вводить прикорм, что еще больше способствует набору массы. В то же время, возможен вариант, когда ребята еще больше начинают отставать от норматива. Такая ситуация может возникнуть при неправильном питании матери.

Более быстрому набору веса способствует также искусственное вскармливание. Это обусловлено двумя факторами. Во-первых, более высокой калорийностью детских смесей, особенно если речь идет о специальном, лечебном питании (актуально при той же недоношенности). Во-вторых, из соски на бутылочке смесь течет гораздо быстрее, чем из женского соска. Чтобы высосать ее, не нужно прилагать особых усилий, она фактически сама льется прямо в ротик. В связи с этим дети не устают и не останавливаются вовремя.

Если вы заподозрили , обязательно прочтите эту статью. Информация внесет ясность о запорах у малюток, Вы узнаете что делать и как не навредить.

Однако несмотря на все эти факторы, существуют некоторые стандарты. Так, средний вес девочек в этом возрасте от 5600 г до 6500 г. При этом минимальная граница нормы ‒ 5 кг, а максимальная ‒ 7,4 кг. Мальчики, в свою очередь, обычно весят от 6200 г до 7200 г. Нижний порог ‒ 5,4 кг, верхний ‒ 8,6 кг. У моего сына в 4 месяца вес был 7,4 кг.

Кроме того, за 4 месяц жизни кроха должен прибавить около 750 г. Такая значительная цифра обусловлена тем, что малыш, хоть и активно двигается, но еще не ползает. Это значит, что пока не тратится много калорий.

Длина тела

Рост малыша ‒ не менее важный признак его здоровья. Маленькое чудо потихоньку вытягивается, и теперь уже на целых 10 см больше, чем при рождении! Для мальчиков нормальным считается рост в границах от 58,6 до 68,7 см, а для девочек ‒ от 57,6 до 66,4. У моего сына в этом возрасте был рост 66,5 см.


Именно в этом возрасте мы решились на совместный отдых

На данном этапе отставание в росте менее, чем на 10% от нормы, не заслуживает серьезного беспокойства. В иных случаях стоит проконсультироваться с врачом.

Как говорилось в прошлой статье, малыш никому и ничего не должен . В возрасте с 4 до 5 месяцев происходит “закрепление” уже сформировавшихся ранее навыков и появление новых. Малышуля уже с легкостью вертится со спинки на животик и обратно через любой бок. Лежа на животе, он приподнимается уже не только на предплечьях, но и на ладонях. Держать голову он научился окончательно, и теперь с радостью пользуется этим умением, разглядывая все вокруг.

Попытки сидеть

Если вложить крохе пальцы в ладони, обязательно обхватит их. Начал это делать он еще в 3 месяца, однако теперь он усовершенствовал этот навык. Если потянуть руки к себе, маленький спортсмен будет все также крепко держаться. В результате произойдет подъем его корпуса на выпрямленных руках. Когда такое действие происходит впервые, ребеныш может испугаться, ведь такое положение ему непривычно. Однако уже через пару раз он войдет во вкус и потихоньку сам начнет “просить” о таком развлечении. Просьба его заключается в легком потягивании рук на себя, как только в его ладошках окажутся Ваши пальцы.

Однако будьте осторожны! Малыш, хоть и пытается уже садиться, сделать этого еще не может. Мышцы спины развиты недостаточно, и сажать его пока рано. Не стоит обкладывать его подушками, предупреждая заваливание.

Развитие ребенка в 4 месяца доктор Е.О. Комаровский характеризует как категорически недостаточное для посадки!

Другие умения

Захватывает дитё не только пальцы мамы, но и игрушки. Несмотря на то, что ладошки его практически все время раскрыты, он с удовольствием сжимает предметы, если их давать в руки. Теперь он может взять погремушку, не только зажав ее между двумя ладонями, но и в одну руку. Держать он умеет ее почти полминуты, может внимательно на нее смотреть. Обязательно попробует ее на вкус, познакомившись с ней через губы и язычок. Постарается засунуть ее в рот полностью (поэтому никаких мелких игрушек и отваливающихся деталей!).


Пока слоненок “поет” песенку, мой сыночек пробует его на вкус

Более того, крошка знает, что делать, чтобы погремушка издавала звук. Таким образом, он начинает осознавать связь между своим действием и “активностью” предмета в его руках.

Но лучшей игрушкой для него остаются собственные ручки. Он обязательно запихает их в ротик. Кроме того, теперь он умеет сосать только один палец. Малыш с удовольствием хлопает в ладоши, перебирает пальчиками, трогает свое лицо и лица членов семьи.

Если, держа ребенка на руках, “поставить” его на горизонтальную поверхность, он будет упираться пальчиками ног, пытаться отталкиваться, передвигать ножками.

Поведение при кормлении

Маленькое чудо уже осознает, что в бутылочке или в маминой груди находится еда. Он поддерживает руками и то, и другое во время кормления. Когда он пьет из бутылки, его ручки всегда на ней. К концу 4 месяца он, может быть, даже сможет самостоятельно удержать полупустую бутылочку в руках. Однако это действие происходит не совсем осознанно, и не продлится дольше 3-5 секунд.

Развитие зрения

Глазное яблоко ребенка неустанно развивается. К концу 3 месяца он научился различать желтый, зеленый и красный цвета, к 4 постепенно начинает различать синий. Крохотуле нравятся яркие предметы. При этом моноцветные вещи он различает лучше, чем те, в которых цветов много. В то же время слишком яркие, практически кислотные игрушки быстро утомляют зрительный нерв. В связи с этим в таком нежном возрасте не советуют использовать игрушки с лампочками, мигающие несколькими цветами. Гораздо лучше, если в предмете будет присутствовать звук.

Следит глазами за движущимися предметами, ищет их, если убрать из поля зрения. Понемногу понимает, что за спиной у мамы вещи не исчезают, пытается заглянуть в поисках игрушки, которую забрали. Если крошка долго играл с каким-то предметом, потом его убрали, а затем снова ему показали, малыш узнает эту вещь.

Развитие слуха

Теперь Ваше солнышко умеет находить источник звука, даже если его не видит. Стоит только потрясти звонкой погремушкой вне поля зрения крохи, и через пару секунд он повернет голову в Вашу сторону. Расстроится, если не обнаружит источник звука, в особенности, если он знакомый (например, знакомая песенка).

По-разному реагирует на веселую и спокойную музыку. Выдает комплекс оживления на бодрые песни, пытается подпевать, активно машет ручками и ножками. В то же время, внимательно слушает спокойную музыку.

Узнает голоса родителей и членов семьи, даже если их не видит. Если его позовут мать или отец, повернется на зов даже в комнате, наполненной звуками. Если к нему обращается незнакомый голос, а малыш при этом не в полной тишине, может никак на него не среагировать.

Малыш боится громких неприятных звуков. Хуже реагирует на высокие тона, чем на низкие, которые действуют на него успокаивающе. Может испугаться человеческого крика, лая собаки. Кроме того, вполне различает на слух эмоции, так что скандалы и ссоры заставляют его беспокоиться и плакать.

Итак, ребенок 4 месяца: развитие, что должен уметь?

  • Переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподниматься на ладонях с живота, держаться так несколько минут;
  • захватывая ладошками пальцы мамы, подниматься на руках;
  • захватывать ручками игрушки, удерживать их, трясти погремушки;
  • оборачиваться на источник звука;
  • хлопать в ладошки;
  • отличать более яркие игрушки от блеклых;
  • придерживать руками грудь мамы или бутылочку во время кормления.

Познавательное развитие

Сразу после информации о зрении и слухе хотелось бы поговорить о познавательном развитии. Ваша кроха, поскольку различает теперь цвета, может выделить игрушки более и менее яркие. Он узнает их, выделяет любимые (обычно те, что ярче). Маленькому человеку нравятся вещи необычной формы, он может вертеть их в руках, трогать пальчиками, изучая изгибы и уголки. Пока малыш не понимает, как именно отличаются игрушки, однако по-разному реагирует на большие и маленькие вещи.

Особое удовольствие ему доставляют предметы звучащие. Он с большим удовольствием будет играть с “шумелками”, чем с молчаливыми вещами. Потихоньку он запоминает, какой именно звук издает та или иная игрушка, выделяет те, которые ему нравятся. Так у моего сына, в данном возрасте, любой игрушкой была улитка, издающая несколько звуков, умеющая катиться и имеющая небьющееся зеркало.


Эта улитка осталась любимой игрушкой сына до года

Как развить малыша в 4 месяца? Над кроваткой обязательно должен быть мобиль, причем теперь игрушки должны висеть ниже. Если малыш никак на них не реагирует, покачайте их. Пусть движение сопровождается звуком.

Покажите сыну или дочке, как извлечь из игрушки звук. Обратите внимание, что это должно быть просто (помахать погремушкой, нажать на большую кнопку, ударить игрушкой о поверхность). Через некоторое время он научится “озвучивать” предмет самостоятельно.

Социальное развитие

Как уже упоминалось, ребетенок узнает маму и папу, других членов семьи, которых видит чаще остальных. Однако если мама сменит прическу или цвет волос, наденет темные очки или широкополую шляпу, малыш может не признать ее. Поэтому в первые полгода лучше обойтись без смены имиджа, чтобы малыш лучше запомнил внешний облик матери и привык к нему.

Он все чаще улыбается, теперь умеет и смеяться в голос. Обычно такую реакцию вызывает смех мамы (груднички ‒ маленькие обезьянки, копируют эмоции смотрящих на них). Малыш может засмеяться увидев яркую погремушку, в процессе активной игры с ним, при виде другого ребенка. Особым пунктом стоит выделить его “диалог” с мамой. Если она активно повторяет за ним звуки, малышуля обязательно засмеется. А вот ласковый спокойный разговор вызывает гуление.

Спектр эмоций, которые может испытывать маленькое чудо, постепенно расширяется. Теперь можно понять, когда ему весело, приятно, грустно или одиноко. Хорошо выражена обида: если у ребенка в возрасте двух месяцев забрать погремушку, не факт, что он даже это заметит. Теперь же малыш знает, что у него она была, а теперь-то нет! Обида выражается “скуксиванием”, недовольным гулением, а затем пронзительным плачем. Умеет дитё капризничать, просить внимания.

Кроха понимает, когда говорят с ним, когда ‒ о нем. Откликается на свое имя, пытается повторить его. В ответ на произнесение имени развивается комплекс оживления ‒ малыш понимает, что с ним общаются, и его это очень радует. Он машет ручками и ножками, вовсю улыбается, весело взвизгивает, смеется. Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь? Откликаться на добро добром.

Такое поведение теперь может развиться и в отсутствии “человеческого раздражителя”. Речь идет о том, что крошка, даже находясь в одиночестве, время от времени начинает активно двигаться, гулить, разговаривать. Провоцируют такую реакцию игрушки, звуки, домашние животные, если таковые есть.

Реакция на незнакомцев усиливается к 5 месяцу жизни. Маленький человек начинает бояться посторонних, морщиться, плакать, особенно когда не видит маму. В то же время в ее присутствии хорошо “идет на ручки” к людям, особенно если те не вызывают опаски. С недоверием маленькие дети относятся к человеку, от которого исходит резкий запах (парфюм, алкоголь).

Как общаться с малышом?

Детки всегда имитируют мимику родителей, особенно мамы. Поэтому так важно появляться перед малышом с улыбкой: он тоже будет улыбаться в ответ. Младенец это уже умеет.

Александр смеется от вида звенящих перед ним ключей

При разговоре с Вашим крохой старайтесь не пугать его. Не издавайте слишком громких звуков, не кричите на ребенка, даже если Вы очень устали. Лучшим способом показать свое недовольство его поведением является серьезная интонация. Груднички очень чутко чувствуют настроение родных. Если человек рядом улыбается, то в ответ от ребенка получит громкий смех. Если же он злится или сердится, то и малыш будет беспокоиться, плакать.

“Язычковый язык”

Во-первых, игры с собственным язычком ‒ это невероятно важный этап предречевых тренировок. Ребеныш готовит эту мышцу своего тела к совершению определенных движений. Кроме того, во многом факт высовывания языка грудничками обусловлен “выталкивающим рефлексом”. Это свойство не дает детенышу поперхнуться собственной слюной, которая в изобилии. Факт наличия этого рефлекса означает, что он еще не готов к принятию пищи с ложки. В то же время, многие педиатры и детские психологи утверждают, что это своеобразный способ общения.

Маленькие дети, обнаружив, что какое-то действие веселит близких, обязательно будут его повторять. Так, впервые высунув язычок, дитё увидит, что мама засмеется. И непременно начнет делать это чаще, чтобы увидеть положительные эмоции близкого человека.

Когда малыш голоден, или перед кормлением, он зачастую облизывает губки, высовывает язык, начинает причмокивать. Аналогичные действия он производит, когда видит, что кушают другие люди.

Вместе с тем, постоянно высунутый язык, особенно в сочетании с беспокойством, может говорить об образовании язвочек или других повреждений во рту.

Другие причины, по которым кроха высовывает язык:

  • высокая температура тела или воздуха в комнате (да-да, прямо как собачка);
  • жажда;
  • инородное тело (волосок, пылинка с постельного белья и т.д) во рту.

Многие родители беспокоятся: высунутый язык ‒ признак недоразвитости лицевых мышц. Считают, что здоровый ребенок в 4 месяца имеет достаточное развитие, что должен уметь прятать язычок. Однако только один этот фактор не должен вызывать паники! Деток с такой патологией видно по амимии лица, отсутствию на нем эмоций.

Еще один распространенный страх ‒ врожденный гипотиреоз (недостаток гормонов щитовидной железы). Действительно, слишком большой, не помещающийся в ротовой полости язык может быть признаком этого заболевания. Однако в этом случае будут и другие симптомы:

  • отклонения от весо-ростовых норм;
  • желтуха;
  • задержка психомоторного развития;
  • сухость кожи;
  • излишняя бледность;
  • осиплость голоса.

Речевое развитие

Ребенок в 4 месяца ‒ развитие речи, что должен уметь произносить? Во-первых, это все гласные звуки, сливающиеся зачастую в забавные сочетания. Кроме того, малышуля уже умеет произносить подобие звуков “п”, “б”, “м”. Разобрать их в лепетании младенца достаточно сложно, однако появление большего количества согласных заметно.

Как развить ребенка в 4 месяца?

  1. Мама должна больше разговаривать с ребенком, показывая на предметы, озвучивать их названия. Пока у крохи не сформировалась система название-предмет, однако слова он начнет запоминать.
  2. Чаще называйте ребенка по имени, а себя “мама” или “папа”. Показывайте ребенку его отражение в зеркале, произносите его имя.
  3. Нужно стараться повторять за малышом. И тогда он тоже начнет повторять за Вами.
  4. Чтобы спровоцировать ребенка на самостоятельную речевую активность, стоит каждый день, подходя к нему, сразу начинать разговаривать. А потом, через некоторое время, подойти молча. И тогда Ваше солнышко первым с Вами “заговорит”.

Питание ребенка

Оптимальным вариантом, который обеспечит, чтобы ребенок в 4 месяца имел хорошее развитие и умел все, что должен уметь, является грудное вскармливание. Ведь именно материнское молоко содержит все необходимые вещества и элементы. Оно способствует развитию как физическому, так и эмоциональному. Кроме того, если желудочно-кишечный тракт малыша здоров, то и настроение, и “работоспособность” у него выше.

Детки в нежном возрасте часто страдают коликами. К возрасту 4 месяца они могут пройти, но это, к сожалению, не является правилом. Зачастую дискомфорт в маленьком животике продолжается и до полугода.

Введение прикорма в 4 месяца деткам, находящимся на грудном вскармливании, преждевременно. Организм крохи еще не готов воспринимать новую пищу и, скорее всего, ответит на нее аллергией либо непереносимостью.

Однако в некоторых случаях введение дополнительных продуктов назначают уже в возрасте 3 месяцев, например, при недоношенности. В этом случае к концу 4 месяца в меню малыша может быть каша трех видов (без коровьего молока, при условии переносимости). Кроме того, два или три вида монокомпонентного овощного пюре (идеальное сочетание ‒ кабачок, брокколи, тыква). В 4 месяца можно ввести картофельное пюре, приготовленное самостоятельно. Если не запрещает педиатр, то возможно введение фруктового сока.

В исключительных случаях (критический недобор массы) только педиатром может быть назначено введение мясного прикорма ‒ мясных пюре или даже куриного бульона. Лучше всего использовать готовые мясные пюре (курица, индейка). Готовить этот прикорм дома не рекомендуют в силу высокого риска работы с некачественной мясной продукцией.

Если же говорить о малышах искусственниках, то 4 месяца ‒ самое время для начала прикорма.

Сигналами, свидетельствующими о том, что “точно пора!”, являются:

  • ребенок чаще обычного просит бутылочку;
  • произошло удвоение изначального веса малыша;
  • исчез “рефлекс выталкивания”.

Правила введения прикорма ‒ тема для отдельной статьи. Вкратце основные правила звучат так:

  • давать прикорм можно только здоровым детям;
  • начинать необходимо с 5 грамм любого продукта, постепенно увеличивая объем;
  • нельзя вводить сразу несколько продуктов, дайте возможность организму ребенка привыкнуть к новой пище;
  • нужно повременить, если ребенку планируется ставить профилактические прививки в ближайшие две недели.

Когда нужно начинать волноваться?

Часто родители задаются вопросом: “Ребенок в 4 месяца: развитие, что должен уметь?”. Они должны быть готовы к тому, что у их малыша развиты не все навыки. Однако, пожалуйста, не торопитесь паниковать! Ведь каждый человек, даже самый маленький, имеет индивидуальные особенности и темпы развития. И именно Ваш малыш, может быть, уже через неделю научится всему, что “должен”.

Однако замечать и не пускать на самотек отклонения необходимо если:

  • малютка до сих пор не научился переворачиваться;
  • апатичен, не улыбается, не реагирует на маму;
  • совсем не издает никаких предречевых звуков, только плачет;
  • не может держаться за Ваши пальцы;
  • не реагирует на игрушки, не фокусирует на них взгляд.

Так или иначе, каждый грудничок должен ежемесячно посещать педиатра. На приеме обязательно расскажите о Ваших наблюдениях, выразите Ваши опасения. Врач непременно проведет обследование и даст заключение, все ли в порядке, или требуется коррекция. Педиатр может назначить анализы, консультацию более узких специалистов, основным из которых будет детский невролог. Возможно применение витаминных комплексов, переход на лечебное питание, массаж.

Помните, что врач и мама на вопрос о том, какое должен иметь ребенок в 4 месяца развитие, что должен уметь, смотрят по-разному. Врач оценивает не только поведенческие реакции, но совокупность физиологических, психологических, лабораторных показателей. И если в целом картина не вызывает беспокойства, значит, достижение необходимого уровня ‒ только вопрос времени.

Как самостоятельно помочь малышу?

  1. Провоцируйте его на самостоятельную речевую активность.
  2. Чаще говорите с ним, не оставляйте без внимания надолго.
  3. Переворачивайте с животика на спинку и обратно, подталкивайте, поощряйте за успехи лаской.
  4. Постарайтесь заинтересовать кроху игрушками, песенками, картинками.
  5. Не забывайте проводить гимнастику и массаж, пригласите к малышу массажиста для улучшения тонуса мышц или делайте сами.
  6. Приобретайте яркие, звучащие игрушки, чтобы ребенку было легче фокусировать на них взгляд.

Важные моменты

Когда в доме четырехмесячный малыш, жизнь течет по его правилам. Существует несколько важных моментов, о которых родители не должны забывать:

  1. Обязательно держите в чистоте игрушки. Чадо на 4 месяце жизни все отправляет “на экспертизу” в рот: это обязательный этап познания.
  2. Чистой должна быть поверхность, на которой находится малыш. Если Вы опускаете его на пол, то покрытие необходимо мыть или пылесосить ежедневно. Диван следует тоже пылесосить. Можно застелить его чистой простынкой.
  3. Следите, чтобы в детскую кроватку не запрыгивали домашние животные. Это опасно не только заносом инфекции, но и развитием аллергии.
  4. Ни в коем случае не оставляйте ребенка без присмотра вне кроватки, например, на диване. Несмотря на то, что он еще не ползает, кроха с легкостью сможет с него скатиться и удариться.

Помните: каждый ребенок в 4 месяца имеет свое развитие, а то, что должен уметь, определено только общими, усредненными правилами. Самое главное ‒ внимательно наблюдать за своим малышом, давая ему максимум любви и заботы.

Каждая мама обязана знать о тех изменениях, которые происходят с ребенком на каждом этапе его развития. Ведь мама должна быть осведомленной об особенностях роста, чтобы в случае каких-то несоответствий сразу же обратиться к врачу. В этой статье подробно описано развитие ребенка 4-5 месяцев. На данном этапе с малышом происходит множество изменений, о которых стоит поговорить.

Примерно на четвертом месяце жизни происходят изменения пропорций головы и тела. Последующие два месяца - период стремительного роста внутренних органов. Именно этим и объясняется изменения в телосложении. Вместе с тем происходит быстрое развитие органов зрения и слуха. Поэтому детки этого возраста падки на яркие и звонкие погремушки. В этом возрасте уже можно привлекать малыша к различным играм, направленным на развитие тактильных ощущений, физическое развитие, а также развитие слуха.

Малыш в четыре месяца уже может держать головку, лежа на поверхности. Он старается поднять тельце и удержать его несколько секунд на весу. А в пять месяцев ребенок уже может держать корпус в приподнятом положении около минуты. Детки в этом возрасте на удивление поворотливы. К примеру, малыш может с живота перевернуться на спинку и вернуться в исходное положение без соучастия родителей. Больше всего они любят лежать на животике, так как в такой позе им удобно наблюдать за окружающим миром.


На данном этапе развития ребеночек выдает первую улыбку, учится распознавать прикосновение рук родного человека, издает первые звуки с окрасом определенной интонации, ищет способы привлечь к себе внимание. Кроме того, если ребенка на руки возьмет кто-то незнакомый, он вполне может расплакаться по причине того, что не знает этого человека. Ведь ребенок уже успел запомнить запах, голоса и лица родителей. Теперь, когда малыш плачет, он добавляет в свой плач определенные звуки по типу «агу-агу» - так он зовет маму, по-своему общается.

Нередко на этом этапе развития у некоторых деток начинают стремительно расти волосы, которые в последствие становятся густой шевелюрой. До года, пока не зарастет родничок, стричь малыша не рекомендуется. А вот с ноготками ситуация другая - их регулярно необходимо подрезать, дабы малыш не поцарапал себя.

За месяц в среднем ребеночек набирает вес примерно 600-750 граммов, рост же увеличивается на 2-3 сантиметра. Обхват головы уже меньше обхвата груди, поэтому телосложение малыша становится более пропорциональным.


На четвертом месяце жизни малышу все еще достаточно грудного молока. Помимо молока ему следует давать пить еще и прокипяченную водичку. В случае если молока не хватает, можно начать давать ему смеси для вскармливания. На четвертом месяце уже можно кормить малыша прикормом, пюре. Однако перед этим необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром.

Поэтому будьте очень внимательны и наблюдательны. Следите за тем, чтобы игрушки были без мелких деталей, которые ребенок мог бы потянуть в рот. В этом возрасте малыш держит ушки на макушке, прислушиваясь к каждому новому звуку, доносившемуся из телевизора, игры или за дверью.

Каждый новый месяц жизни маленького человечка – это целая эпоха. Только подумайте, какой путь он проходит всего за год. Совершенно беспомощное существо прямо на глазах, день за днем становится умнее, взрослее, крепче и сильнее.

Это естественный процесс, которым руководит сама Природа, правда, ни без активного участия родителей. Но, не будем много рассуждать, а перейдем к важному вопросу, актуальному на сегодняшний день – питание 4 месячного ребенка.


Из этой статьи вы узнаете:

Следуя мировой практике вскармливания грудных детей, в возрасте 4 месяцев основным видом питания остается материнское молоко (или смесь для искусственников). Его суточная норма потребления вырастает до 800-900 грамм, а интервалы между кормлениями составляют 3-4 часа.

Это значит, что за день, кроха будет прикладываться к груди не менее 6 раз, и съедать в один присест около 120-140 грамм молочка. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы обеспечить стремительно растущий организм комплексом жизненно важных витаминов, минералов, белков, жиров и углеводов.

Если по определенным причинам грудного молока стало не хватать, оно уже неспособно удовлетворять аппетит вашего крохи или педиатры диагностировали признаки проявления у него малокровия, стоит задуматься о методах усиления лактации или о введении прикорма.

Прикорм в 4 месяца. Уже можно!

Многие мамочки, несмотря на мнение врачей, не решаются предложить 4-месячному ребенку овощное пюре или сок, и кормят его исключительно адаптированной смесью, что не совсем разумно, ведь ребенок уже вполне готов познакомиться с новыми продуктами. Ключевым аргументом в данном случае является физиология.

До 4 месяцев, ребенок практически не контролирует движения собственного языка и толком не умеет глотать. Это значит, что с твердой пищей ему справиться сложно. Даже водичка с ложечки идет в это время с трудом и кроха изо всех сил пытается вытолкнуть жидкость изо рта.

А вот после 4 месяцев, дело обретает новые черты, и ребенок постепенно учится есть. Собственно по этой причине, бояться введения прикорма в качестве дополнительного питания в этом возрасте не нужно. Если делать все правильно, малыш быстро освоит нужный навык.

Как и чем допустимо кормить кроху в 4 месяца

Теперь, когда все сомнения развеяны, можем приступить к рассмотрению списка продуктов, допустимых в качестве питания 4 месячного ребенка. К ним относятся:

  • овощное пюре;
  • фруктовое пюре;
  • творог;
  • каша;
  • молочная смесь.

Пугающее разнообразие, не правда ли? Но, ведь предлагать новую пищу нужно постепенно и по чуть-чуть.

  • брокколи;
  • цветной капусты;
  • кабачков.

Если малыш страдает недостаточностью массы тела или неустойчивым стулом, то начать лучше с каш.

Несладкие овощные пюре могут не сразу понравится ребенку, привыкшему ко вкусу сладковатого грудного молока или смеси, а потому тут потребуется родительская настойчивость и терпение.

Когда малыш попробует овощи (на адаптацию уходит примерно 5-7 дней), ему можно предложить фрукты, измельченные до пюреобразной консистенции:

  • яблоки;
  • персики;
  • груши;
  • бананы.

Скорее всего, за эти продукты ребенок возьмется с большей охотой, чем, несомненно, порадует маму.

Что касается каш, то в 4 месяца наиболее подходящим вариантом питания станут растворимые инстантные безглютеновые каши:

  • рисовая;
  • гречневая;
  • кукурузная.

А вот с пшенной, овсяной, ячменной и ржаной кашами лучше повременить, ведь в них содержится глютен – белок, вызывающий у карапузов тяжесть и вздутие живота.

Первый сок , который может попробовать 4 месячный малыш – яблочный. На время знакомства с этим продуктом, его лучше разбавлять кипяченой водичкой, примерно 1:1 и предлагать не более, чем чайную ложечку, постепенно увеличивая дозу.

Адаптированный творог для грудных малышей желательно вводить последним, в количестве 1-2 чайных ложек в виде сырковой массы, разведенной с грудным молоком или смесью.

Сколько чего

  • Овощное/фруктовое пюре (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 90-100, седьмой – 120. В последний день, один прикорм способен заменить одно кормление.
  • Каша (в граммах): первый день – 5, второй – 10, третий – 15, четвертый – 20, пятый – 50, шестой – 80, седьмой – 100-120.
  • Сок: в течение недели его количество с чайной ложечки доводится до 40-50 мл.

Вводя прикорм, не забываем о том, что давать его лучше утром и на полдник, а грудное молоко или смесь предоставляются в текущем объеме (800-900 гр.). Малейшие аллергические реакции и излишне жидкий/тугой стул – повод для отмены нового продукта и поиска его заменителя из доступного разнообразия.