"аппликация накладные узоры казахский национальный орнамент". Мотивы русских и башкирских народных орнаментов в детских аппликациях - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

«Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту…

Красивые вещи воспитывают творческое воображение, уважение к народу, который создает такую красоту, гордость за свою Родину, которая вырастила таких удивительных чудо – умельцев.»

Максим Горький.

Основные направления реформы образования нацеливают на формирование у дошкольников высоких идейных и морально-патриотических качеств, трудолюбия, эстетической культуры, на воспитание детей в духе любви к своей многонациональной Родине, в духе интернационализма и братской дружбы между народами, уважение к национальному достоинству, национальной культуре.

Образование России, основанное на отношениях подлинного равноправия, взаимопомощи и сотрудничества, уважения и взаимного доверия между народами открыло широкие возможности для проявления талантов и дарований, расцвета культуры всех наций и народностей.

Народное искусство в национальной культуре России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств, воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно - прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению.

Орнаментальная основа народного искусства близка и доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание воспроизвести увиденное.

Среди многообразных видов народного орнамента наиболее доступной для восприятия и изображения детьми является аппликация.

Аппликация – древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, сукна, бересты, бумаги.

Основные формы орнаментирования изделий складывалось в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры народа, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий и наличия природных материалов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируется определение явления, конкретные настроения и переживания. Народные умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтения красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на земле.

Остановимся на особенностях народного орнамента в аппликациях народов России, Татарстана, Башкортостана, преобладающих национальностей в нашей республике Башкортостан. Для выполнения аппликаций по образцам народных орнаментов можно использовать геометрические , растительные , роговидные фигуры.

Аппликация

по мотивам русского орнамента.

В русском народном декоративно – прикладном искусстве (в последствии н.д.и.) – вышивке, резьбе и росписи по дереву, кружевоплетении, вязании и других видов – получил широкое распространение геометрический орнамент . Благодаря использованию в них ярких цветов и разнообразных форм создается самобытное украшение деревянных наличников окон и фронтонов домов, мебели, домашней утвари, одежды. Особенно много встречается изображение кругов и розеток – наши далекие предки так изображали солнце.

Мотивы тканных орнаментов основу которых составляют простые и красочные комбинации геометрических фигур из квадратов, ромбов, треугольников и полос. В разных областях России были созданы устойчивые черты узорного ткачества. В их изделиях краски звучали единым, слитным аккордом. Для аппликаций также подходят некоторые мотивы геометризированных украшений таких традиционных изделий русского народного быта, как прялки, туески, ковши.

Аппликации из растительных элементов русской народной вышивки .

В русском народном искусстве большое распространение получила вышивка. Ею издавна украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье.

Многие растительные мотивы русских народных вышивок являются прекрасным наглядным художественным материалом для аппликаций. Четкость и декоративность составных элементов вышивки, разнообразность и локальность ее окраски, открытый ритмический строй рисунка вышивок доступны для воспроизведения детям старшего дошкольного возраста.

Башкирские орнаменты .

Традиционные формы башкирских аппликаций восходят к орнаментации предметов кочевого быта, одежды и обуви. Среди них широкое распространение имели черпаки к женским седлам, ковры, занавески, обувь с суконными голенищами, чулки из домотканого сукна, украшенные геометрическими узорами.

Основные элементы башкирских геометрических узоров довольно разнообразны. Среди сердцевидных, спиралевидных, волнообразных фигур часто встречаются квадраты, треугольники игольчатые линии. Красочность их при простоте очертаний достигается главным образом ярким и теплым колоритом. Распространены сочетания красного, зеленого, желтого, черного цветов. Так на концах полотенец, скатертях, фоном обычно служит красный цвет, на котором хорошо выглядят зеленые и желтые орнаменты.

Композиционный строй башкирских украшений отличается симметричностью, обусловленной особенностями формы, назначением и размерами изделий. Узоры располагаются то в виде бордюров, то отдельными розетками, а то и сплошной сеткой.

В качестве образцов орнаментов в аппликациях, доступных для воспроизведения детьми, рекомендуются узоры с несложными сочетаниями полосок, треугольников, квадратов, ромбов, в том числе со вписанными друг в друга фигурами. Возможно так же использовать некоторые спиралевидные элементы для украшения традиционных предметов быта, полотенец, фартуков, скатертей, ковров и т.д.

При выполнении аппликаций по башкирским мотивам большое внимание следует уделять цветному оформлению орнаментов. Прежде всего необходимо применять традиционный набор цветов, где главное место должны занимать сочетания красного с зеленым, желтым, черным. Орнамент надо оживить цветом фона. Так, на красной бумаге четко выделяются зеленые, желтые, черные элементы, а на черном, наоборот, - красные в комбинации с зеленым, желтым, белым тонами.

Народное декоративно – прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный отклик и активизирует творчество детей, желание по–своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса и любви к искусству своего народа, гордость и любовь к Родине, как к малой, Башкортостану, так и к Родине – матери, великой России.

«Декоративно-прикладное творчество» - Как человек научился творить прекрасное? Цель: Познакомить учащихся с различными видами декоративно-прикладного творчества. Задачи: Каргопольская игрушка. Рисунок всегда прост, предельно лаконичен, декоративен. Кобальтовые цветы. Декоративно – прикладное творчество. Вышивка. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, переработаны в декоративном плане.

«Узоры для вязания» - Диаметр снежинки на фото ок. 10 см. Столбик без накида. Полотно, выполненное крючком, мало растягивается. Снежинка 6. Легко запоминается и вяжется. Диаметр снежинки на фото ок. 8 см. Рельефный изнаночный столбик с накидом. Как накрахмалить снежинку? Узор 2. Набирайте КП:19 +10, где КП - количество петель.

«Декоративное искусство» - Выставка творческих работ. Виды вазописи. Вазописец. Работа в рудниках. Афинский акрополь. Храм Аполлона. Торговля в Древней Греции. Отливка бронзовой статуи. Гончар. Сельское хозяйство. Храм Посейдона. Живопись. Храм Цецеры. Древняя Греция. Древнегреческие сосуды. Роль декоративного искусства в обществе.

«Аппликация из бумаги» - Учебное занятие: «Художественный дизайн». Нужно лишь иметь выдумку и терпение. Аппликация в переводе с латинского языка значит «прикладывание». Информационные ресурсы: Какой вид аппликации перед вами? Какие виды аппликаций вы знаете? Воспитательная. Образовательная. Аппликации - игрушки. Подведение итогов.

«Орнамент» - Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. б) На полосе. Центрический. Осевая симметрия. Как получен орнамент? Примеры русского орнамента. Поворот. а) Внутри полосы. Параллельный перенос.

«Бордюры» - Деревянные кружева поражают нас своей неповторимой красотой и воздушностью. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа. Орнамент, как самостоятельное художественное произведение, не существует. Хохломская роспись. Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке рисунков или линий.

Пояснительная записка

Тип занятия: получение новых знаний.

Цель : расширение знаний и умений по обработке бумаги и тонкого картона, знакомство с казахским орнаментом, развитие творческой фантазии детей.

Задачи :

Образовательная:

познакомить воспитанников с казахским орнаментом.

Воспитательная:

сформировать и развивать у воспитанников художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая:

выработать навыки выполнения аппликации, развивать трудолюбие, мыслительную деятельность, умение применить казахский орнамент на практике. Развивать чувство меры, гармонии, равновесия в композиции. Развить у детей мелкую мускулатуру пальцев.

Методы: словесные, демонстрационные и практические.

Оборудование и инструменты : заготовки мужского головного убора- тоқия (тюбетейка), цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, кисть для клея, СД-магнитофон, СД-диск.

Зрительный ряд : образцы аппликаций, инструкционные карты.

Музыкальный ряд : Кюй Курмангазы «Адай».

Предварительная работа: 3-ое воспитанников по просьбе педагога должны выучить названия некоторых казахских орнаментов и их смысловую нагрузку и рассказать ребятам на занятии.

Прогнозируемый результат : воспитанники должны научиться декорировать элементами казахского орнамента изделия.

Практическая значимость: декоративно-прикладное творчество, в том числе и работа, выполненная аппликацией, помимо развития психофизических процессов (мелкая моторика, внимание, мышление, память) позволяет воспитанникам делать приятные и нужные вещи своими руками, развивает их креативное мышление, воспитывает усидчивость, желание довести начатое до конца, помочь младшим; происходит приобщение воспитанников к прикладному творчеству казахского народа, воспитание патриотизма.

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Объяснение нового материала педагогом с использованием выступлений воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

4. Практическая работа.

6. Уборка рабочего места.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли готово у вас к занятию: тюбетейка, цветная бумага, клей, карандаш, кисти, ножницы, клеенка?

2. Сообщение новой темы, постановка цели.

На прошлом занятии вы изготовили из бумаги тюбетейки. Предметы быта, одежда должны быть не только удобными и практичными, но и должны способствовать воспитанию эстетического вкуса.

С помощью каких видов декоративно-прикладного искусства мы можем украсить предметы быта или одежду? (Макраме, вышивка, бисероплетение, ткачество, вязание, батик и, безусловно, аппликация).

Сегодня мы будем декорировать тюбетейку казахскским орнаментом. Вы уже знаете, что аппликация-это вид изобразительной техники, который основан на наложении, приклеивании различных деталей на материал, принятом за фон.

3. Объяснение нового материала.

Каждому народу присущ свой орнамент. Так как люди живут в разных условиях, то их окружает различный удивительный мир природы. Увиденное в природе помогает человеку в создании своих национальных орнаментов для украшения всевозможных изделий. Орнамент традиционен в быту казахов. Его элементы издавна стали составными частями юрты и мебели, ювелирных изделии и инструментов труда, одежды и хозяйственных принадлежности, оружия и т. д.

Орнамент" по - казахски называется "ою-орнек", от слов "ою" - выкройка и "орнек" -узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек.

Ребята, как вы думаете, что повлияло на создание орнамента у казахского народа?

Где жили казахи?

В степях, верно. И в бескрайних казахстанских степях паслись огромные стада животных.

А кто знает, какие животные пасутся в степях? (Бараны, лошади, верблюды.)

Правильно! И мотивом для составления узоров послужили ветвистые рога баранов. Рогообразный орнамент является главным в казахском орнаментальном искусстве.

Многочисленные стада верблюдов оставляли на земле свои следы, и казахский народ воплотил их в национальный орнамент - туш- табан (верблюжий след). Им украшались различные изделия народных ремесел: его использовали в резьбе по дереву, вышивке, в художественной обработке войлочных изделий.

Испытывая потребность в водопоях, ведя скотоводческое хозяйство, казахский народ создал орнамент «родничок» – кайнар.

Большое значение в орнаментах имеет цвет: яркие цвета передают радостное настроение, благополучие, бледные говорят о грустной поре, тоске, тревоге. Но чаще всего в казахском орнаменте преобладает белый цвет - символ истины, радости, счастья.

Используя их и элементы казахского орнамента, мы будем составлять свой орнамент. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы.

Посмотрите, на доске продемонстрированы некоторые казахские орнаменты (Приложение №1)

Выступления воспитанников о названиях представленных казахских орнаментах и их смысловой нагрузке.

1-й воспитанник:

Кошкар муйиз (бараньи рога) и аша туяк (раздвоенное копытце) обозначают материальное благополучие скотовода.

Туйетабан. Одежда, украшенная узором туйетабан (верблюжья ступня), сшита для дальней дороги.

2 воспитанник:

Когда человек желает кому-то счастья, свободы, независимости, то дарит вещь с орнаментами кус мурын (птичий клюв), кус канат (птичьи крылья).

Кемпир косак (радуга) состоит из разных цветов, расположенных в том же порядке, как и цвета радуги: Синий цвет - символ неба, поклонение Тенгри, красный - огня, солнца, желтый - разума, зеленый - весны, молодости и т.д.

3-й воспитанник:

Оркеш (верблюжий горб). Изображение двух рогов животных, парных кобыльих сосков, верблюжьих горбов, используется как пожелание достатка и размножения.

Тумарша - орнамент треугольной формы, похожий на амулет. По поверью предохраняет от дурного сглаза. Его изображают не только на одежде, но и на юрте, предметах быта.

4. Практическая работа

Выберите себе один из понравившихся орнаментов. Выбрали? Так как тюбетейка у нас белого цвета, вы можете использовать разные цвета.

Перед тем, как начнете работать, давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами и клеем ПВА (ребята называют правила работы с ножницами и клеем)

Хорошо, молодцы, вы все помните.

А теперь можем начать работу. Будьте внимательны и аккуратно обращайтесь с клеем.

Педагог раздает нужные шаблоны орнамента. Проводит текущий инструктаж по определению правильности перевода орнамента. Объясняет, что нужно делать легкой линией разметку для орнамента снизу и сверху.

Воспитанники приступают к работе, негромко звучит музыка - кюй Курмангазы «Адай».

Ребята вырезают один из понравившихся шаблонов, затем примеряют, сколько раз можно поместить этот узор на тюбетейке и вырезают нужное количество.

Педагог в процессе работы индивидуально занимается с каждым воспитанником, объясняет, советует, помогает.

Педагог ходит по классу и следит за работой. После работы с ножницами – физминутка

Котята уснули (закрывают глаза)

Котята проснулись, подтянулись,

Лапки помыли (потерли руки)

Красиво сложили.

Воспитанники вспоминают этапы приклеивания и приклеивают орнамент к изделию.

5. Подведение итогов. Анализ ошибок. Организация выставки детских работ.

Я вижу, что почти все закончили. Молодцы, ребята! У всех получились красивые орнаменты.

Производится отбор лучших работ на выставку - на столах расставляются все работы учащихся, воспитанники отмечают особенно понравившиеся работы студийцев. Педагог просит проанализировать, объяснить, почему выбор был сделан в пользу той или иной работы. Студийцы высказывают свои мнения. Затем педагог отмечает недостатки и достоинства детских работ, оцениваются аккуратность исполнения, симметрия и цвет. Педагог говорит о том, что можно было добавить или изменить для большей выразительности композиции, что нового можно привнести в смысле формы и пластики. Дети предлагают варианты.

Ребята, какой орнамент мы сегодня выполнили? (Казахского народа)

Назовите особенности казахского орнамента.

Какой орнамент является родоначальником казахского орнамента?

6. Уборка рабочего места.

Каждый воспитанник приводит в порядок рабочее место, свой внешний вид.

Сегодня все отлично поработали. Занятие окончено.

Список использованной литературы:

1. Т.К. Басенов, Сахи Романов « Казахский народный орнамент»

2. Т. К. Басенов « Орнамент Казахстана в архитектуре»

3. С. Касиманов « Казахский национальный орнамент»

4. М. К. Козыбаев « Казахи»

5. А.Х. Маргулан «Казахское народное искусство»

Открытый урок по технологии.

на тему "Аппликация" « накладные узоры казахский национальный орнамент»

Предмет:

Класс: 5 «в»

Учитель: Острянина Е.В .

Цель урока: научить учащихся, выполнять аппликацию.

Задачи урока:

I. Ознакомить с техническими условиями и приёмами выполнения накладной аппликации.

II. Развивать:

    представление о взаимосвязи практического назначения изделия, его формы, материала и цвета с украшением;

    логическое мышление;

    умения и навыки выполнения аппликации.

III. Совершенствовать у детей способность эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства.

Оборудование и инструменты:

    утюг,

    гладильная доска,

    ножницы,

    швейная машина,

    ручные иголки,

    лоскутки ткани 15*15 см. одноцветные для фона,

    ткани различных рисунков и расцветок для аппликации или с сюжетными рисунками,

    нитки катушечные и мулине,

    копировальная бумага.

Ход урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

I. Организационная часть.

10 -15 мин

II. Актуализация опорных знаний.

Ребята тема нашего урока “Аппликация”.

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.

- В начальной школе вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов? ( 1)

Давайте построим логическую схему и посмотрим, что представляет собой аппликация

( у учащихся на партах лежат аншлаги со словами)

(аппликация, по виду материала, по способу прикрепления, природный материал, растительного происхождения, ветки, листья деревьев, цветы, семена, животного происхождения, покровные ткани, мех, кожа, механические ткани, косточки рыбьи, неприродный материал, бумага, белая, цветная, бархатная, приклеивание, термическим путём, полиэтилен, клеем, ПВА, “Момент”, пришивание, ручными стежками, прямые, петельные, машинными стежками, прямые, зигзагообразные.) ( 2)

Из бумаги;

Природного материала.

10-13 мин

III. Формирование новых умений и навыков.

Накладное шитьё существует с давних времён. Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками. ( 3)

Какие ручные стежки вы знаете?

При этом стежки должны плотно прилегать друг к другу. Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.

В технике накладного шитья орнамент может быть самый разнообразный: геометрический, тематический. Ткань изделия, ткань аппликации и нитки, используемые для вышивки, предварительно проверяют на прочность окраски. Для аппликации удобно пользоваться несыпучими тканями. Особенно хороши ткани типа сукна, драпа, тонкой искусственной и натуральной кожи. При выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – ситца, сатина, фланели, байки - проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

На приготовленную, таким образом, ткань переводят рисунок для аппликации, учитывая при этом направление нитей ткани изделия и накладки: долевые нити накладки должны располагаться по долевым нитям изделия, а поперечные нити – по поперечным.

Почему это необходимо учитывать?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, если цвет ткани или структура её не позволяет использовать копировальную бумагу, то по рисунку делают выкройки из плотной бумаги или картона, накладывают на нужную ткань и обводят цветным карандашом, или тонким кусочком сухого мыла. А также можно применить готовый сюжетный рисунок вырезав его отступив 2-3 мм. по всему краю рисунка.

Вырезанные детали узора или рисунка примётывают к основной ткани-фону нитками мулине, шелковыми или полиэстер.

Можно ли прикреплять аппликацию хлопчатобумажными нитками?

Как вы думаете, кроме ручных строчек, какие ещё можно применить при выполнении аппликации? ( 4)

Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Ответ: после стирки изделия, место прикрепления аппликации может стянуть, если она неверно расположена.

Ответ: Нет. Так как со временем х/б нитки выцветают.

Ответ: машинная зигзагообразная строчка.

45 мин

IV. Применение полученных навыков

Практическая самостоятельная работа. Предложить работу на выбор прикрепление аппликации ручными стежками и машинной зигзагообразной строчкой.

Перед тем как приступить к выполнению аппликации, необходимо правильно организовать рабочее место, обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при выполнении аппликации: длина стежка, цвет ниток и ткани-фона.

Вспомнить правила безопасного труда при использовании ножниц, иголок. И соблюдать эти правила во время работы.

Раздать инструкционную карту выполнения аппликации. ( 5)

(Для создания творческой обстановки включить лёгкую музыку )

Текущий инструктаж. Указать на ошибки, которые могут допустить ученики во время выполнения работы, и помочь исправить их.

Выполнение практической работы по инструкционным картам.

Ответы:

Ножницы с сомкнутыми лезвиями должны находиться справа от работающего кольцами к нему. Передают их, сомкнув лезвиями, кольцами вперёд.

Нельзя шить ржавой и тупой иглой.

Нельзя вкалывать иголки в одежду, стол или другие предметы. Иголки надо хранить в игольнице или подушечке.

Не прикусывать нитки зубами – т.к. можно испортить эмаль зубов и поранить губы.

10 мин

V. Подведение итогов урока

1 . Вопросы для повторения:

Что такое аппликация?

Ответы:

В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”. Аппликация из ткани – накладное шитьё.

Как подготовить ткань для аппликации?

Проверить на прочность окраски, и при выполнении накладного шитья из кусочков тонких тканей – проклеивают с изнаночной стороны флизилином или дублерином для предохранения от осыпания нитей по срезам.

Какими стежками прикрепляют аппликацию?

Ручными: петельные, тамбурные, косые, крестообразные.

Машинной зигзагообразной строчкой

Как перевести рисунок на ткань?

Перевод рисунка осуществляется с помощью копировальной бумаги, или пользуются лекалом

2. Анализ выполненной работы и оценка

оценить, каждую работу учитывая аккуратность и правильность выполнения ручных и машинных стежков пришитой аппликации.

Оформить выставку выполненных работ

Итоги: Аппликация, или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы

Мы видим, спектр применения аппликации неограничен, и об этом знает каждый дизайнер одежды.

C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось. На приведенных ниже фотографиях виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно. ( 6)

Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал. Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации. Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал. Вышивальный автомат заканчивает аппликацию. ( 7)

2 мин

Уборка рабочего места каждой девочкой.

Инструкционная карта выполнения аппликации

1. Выбрать аппликацию для работы (из предложенных учителем образцов сюжетных рисунков).

2. Выбрать ткань-фон для панно. Эта ткань должна быть больше, чем сама аппликация.

3. Выбранную аппликацию вырезают, отступая от края на 2-3 мм от контура рисунка.

4. Подклеить утюгом, с изнанки аппликации, дублерин или флизилин для предохранения нитей от осыпания.

5. Наметить место расположения аппликации на основной ткани-фона (учитывая направление долевых и поперечных нитей на основной ткани и аппликации).

6. Подобрать нитки мулине или катушечные (полиэстер, лавсановые, шёлковые) по цвету кромки аппликации.

7. Приметать аппликацию по краю к основной ткани-фону мелкими стежками швом “вперёд иголку”.

8. Пришить аппликацию по краю к основной ткани косыми, петельными, тамбурными стежками или машинной зигзагообразной строчкой.

Оформление панно

9. По краям панно выдернуть нитки – получить бахрому шириной 1 см. или приметать и пристрочить тесьму машинной строчкой.

10. Выполнить петли из тесьмы. Прикрепить их ручными стежками с изнаночной стороны к верхним углам панно.

Или:

9. Приклеить основную ткань по краю на картон такого же формата.

10. Выполнить рамку из цветной бумаги.

11. Наметить с изнаночной стороны картинки место под петельку и приклеить её.

Аппликация или накладное шитьё очень интересный, простой и нетрудоёмкий вид творческой работы. Девочки 5 «В» класса используя аппликацию из ткани, изготовили подарок своим мамам.