Современные костюм с удмуртским орнаментом. Презентация "национальный костюм удмуртов"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Удмуртский Государственный Университет"

Институт искусств и дизайна

Кафедра истории искусств и художественно-педагогического моделирования

Традиционный костюмный комплекс удмуртов

Выполнил: Баранов К.Н.

Проверил: Косарева И.А.,

к.и.н., доцент.

Введение

Глава 1. Удмуртский национальный костюм

Глава 2. Традиционная модель мира в национальном удмуртском женском костюме

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Удмурты , самоназванные: удмурт, утморт, уртморт, укморт. Коренное население Удмуртской Республики. Прежде удмурты были известны под именем аров, арян, арских людей, чуди отятской, отяков, вотяков. Само название "удмурт" зафиксировано в XVIII в., официально признано - в 1932.

Удмурты делятся на северную и южную группы. Среди северных удмуртов проживает особая этническая группа - бесермян.

Основная территория расселения - Удмуртская Республика (460 584 человек), входящая в Уральский федеральный округ. По переписи 1939, в РСФСР проживало 600 005 удмуртов, в Сибири и на Дальнем Востоке - 17 633; 1970 - 678 393, 28 756 соответственно; 1979 - 685 718, 30 412; 1989 - 714 833, 34 200. В РФ, согласно переписи 2002, численность удмуртов составляет 636 906 человек, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах -- 17359 человек.

Удмурты относятся к вятско-камскому сублапоноидному типу, для которого характерно преобладание европеоидных черт при наличии некоторых монголоидных признаков.

Удмуртский язык относится к пермской группе финно-угорских языков. В нем выделяют 4 наречия: северное, южное, периферийно-южное и бесермянское. Письменность создана на основе русского алфавита. Распространено удмуртско-русское двуязычие.

Основой для формирования удмуртов послужили автохтонные племена Волго-Камья. Истоки удмуртского этногенеза исследователи возводят к ананьинской археологической культуре (VIII--III вв. до н. э.). Самые ранние сведения об удмуртах содержатся в сочинениях арабских ученых и путешественников XII в.; позднее об удмуртах сообщают русские источники XV в. В эпоху Средневековья происходит разделение удмуртов на северных и южных. На северных удмуртов значительное воздействие оказали русские, у южных удмуртов сильнее ощущалось тюркское влияние.

Преобладающую роль в хозяйстве играло земледелие. Для удмуртов было характерно "лесополье". Сеяли рожь, овес, ячмень. В южных районах культивировали также пшеницу, горох, гречиху, полбу, коноплю.

Огородничество у удмуртов играло незначительную роль. Выращивали капусту, огурцы, редьку, брюкву и т. д. Разводили лошадей, коров, свиней, овец, домашнюю птицу. Промышляли пушного зверя, боровую дичь. Орудиями охоты служили лук и стрелы, ловушки, капканы. Рыболовством в основном занимались для собственных нужд. Рыбу ловили сетями, крючками, лучили острогой. Занимались пчеловодством

Из ремесел наибольшее развитие получили ткачество и деревообработка, а также изготовление веревок, смолокурение, кожевенное и валяльное кустарное производства.

Удмуртские деревни -- гурт -- располагались по берегам рек, озер, вблизи родников. До середины XIX в. преобладал беспорядочный или кучевой тип поселений. Затем появляется уличная планировка. Традиционное жилище -- наземная бревенчатая изба (корка) с холодными сенями (корказь).

Одежду в прошлом шили из домашнего холста, пестряди, сукна и овчины. В традиционном костюме удмуртов выделяют северный и южный варианты, которые подразделяются на ряд локальных костюмных комплексов. Мужской костюм состоял из рубахи с разрезом на правой стороне груди и штанов. Верхней одеждой служил суконный кафтан. Зимой носили шубы. Большую роль в костюме играли пояса. Головными уборами служили валяные шляпы, бараньи шапки (изъы) с ушами, иногда крытые материей. На ноги надевали холщовые или шерстяные онучи и лыковые лапти, зимой -- валенки. удмуртка дэрем айгиет халат

Костюмный комплекс женщины-удмуртки состоял из туникообразной рубахи (дэрем), в южных районах с широкими оборками по низу, передника (айгиет, азькышет), вязаных узорных чулок и носков. Летней верхней одеждой в северных районах служил холщовый халат (шортдэрем) с короткими рукавами, в южных -- камзол или безрукавка (саестэм), теплой верхней одеждой -- кафтан и шуба. Обувью служили лапти (кут), башмаки (ката), валенки. Головные уборы удмурток -- головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок (кыгиет), высокая берестяная шапка, обшитая холстом и украшенная лентами, бисером, раковинами (айшон), на которую накидывали вышитое покрывало (сюлык). Девичьи головные уборы -- платок, праздничная налобная повязка (укотуг), холщовая шапочка, украшенная монетами, вышивкой, бисером (такъя). Удмуртские женщины носили нагрудные украшения из монет и бисера, чересплечные перевязи, серьги, цепочки, кольца, перстни, браслеты, бусы, ожерелья. Костюм дополняли вышитые нагрудники (муресазь, кабачи). Бесермянская одежда отличалась своеобразием и находила аналогии в костюме татар-мишарей и чувашей.

В пище удмуртов наблюдается сочетание земледельческих и скотоводческих традиций. Варят разнообразные супы (шыд), каши (жук). Выпекают традиционные хлебные изделия. Распространены блюда из яиц.

Календарная праздничная обрядность подчинена земледельческому образу жизни. Весенне-летний цикл (Масленица (войдыр), праздник первой борозды, праздник распустившейся зелени (куарсур) и другие) связан с подготовкой и проведением земледельческих работ, нацелен на обеспечение хорошего урожая; основу осенне-зимних обрядов (обряды благодарения после завершения посевной, праздник, приуроченный к началу забоя скота (выль шыд), толсур (день зимнего солнцестояния) составляли благодарственные мероприятия в честь собранного урожая, утверждения дальнейшего благополучия.

Религиозные верования характеризуются синтезом православия и дохристианских религиозных воззрений. Из языческих божеств удмурты почитали Инмара -- бога неба, Кылдысина -- творца, бога земли, Куазь -- бога неба, погоды. Сохранялись представления о леших, домовых, водяных, банниках. Выразительной особенностью традиционных религиозных представлений удмуртов остается почитание священных рощ -- луд (киреметь). Из семейно-родовых культов следует упомянуть особо сакральное отношение к родовым или семейным святилищам -- воршудам.

Устное народное творчество удмуртов представлено мифами, преданиями о древней истории народа, сказками, поговорками и пословицами, загадками. Традиционные музыкальные инструменты удмуртов -- гусли (крезь), варган (ымкрез), свирель (чипчирган), волынка (быз) и другие.

Современные этнические процессы характеризуются изменением социальной структуры удмуртов. Около половины удмуртов -- городские жители, занятые в промышленном производстве. Развивается общественное движение, создаются этнонациональные организации удмуртов, развивается профессиональное искусство.

Как можно заметить удмурты это огромная этнографическая группа со своими традициями, верой и языком. Но, в свою очередь, проживая на территории Удмуртии, мало кто интересуется историей своего народа. В этом и состоит актуальность проблемы. В данной работе мы рассмотрим малую часть из общего культурного наследия удмуртов, а именно традиционный костюмный комплекс.

Глава 1. Удмуртский национальный костюм

Национальная одежда, являясь внешним маркером этноса, создает первое зрительное впечатление о нем. История изучения удмуртского костюма насчитывает почти три века: в 1726 г., проезжая по деревням северных удмуртов на обратном пути из сибирской экспедиции, Д. Г. Мессершмидт назвал в своем путевом дневнике предметы удмуртского женского костюма и описал некоторые из них.

Позднее эти записи были дополнены сведениями о других группах удмуртов.

Исследователи второй половины ХХ в. расширили знания об одежде: северный костюмный комплекс ныне подразделяется на верхнечепецкий и нижнечепецкий варианты. Некоторые отличия имеют также костюмные комплексы слободских и косинских удмуртов Кировской области.

Основу североудмуртского женского костюма составлял комплект из рубахи (дэрем) и распашного кафтана (шорт-дэрем), нижнечепецкие удмурты носили их только в паре. Белая холщовая женская рубаха туникообразного покроя состояла из центрального полотнища без плечевых швов с прямыми боковыми клиньями, треугольным или овальным шейным вырезом без воротника (у косинских удмуртов вместо треугольного выреза - прямой разрез), прямыми рукавами с ластовицей из того же холста.

Рукава и подол украшали вышивкой. На рукавах представлены два ее вида: на предплечье - поперечная (пелё/колтыр-мач), по всей длине рукава - продольная с ромбическим (у косинских) и овальным (у слободских удмуртов) рельефным орнаментом, названным по красному цвету гордэн. В обоих случаях вышивка и концы рукавов дополнялись полосками кумача.

Девичья рубаха отличалась тем, что вышивку на концах рукавов и подоле заменяли тканые красные полосы или нашитый красный ситец. Красный ситцевый треугольник нашивался и на грудь. Грудной разрез делался, как в косинской традиции, на левой стороне груди и скреплялся завязками. Вышитый узор в плечевой части рукавов отличался от узора на женской рубахе лишь меньшим размером. Белые вышитые рубахи такого типа в XVIII - первой половине XIX в. Бытовали на всей территории расселения удмуртов, но лишь у нижнечепецких сохранялись до середины ХХ в. В верхнечепецкой рубахе к концу XIX в. вышивку сменил тканый узор, по подолу шла цветная тесьма. На рубаху надевали аналогичный ей по крою распашной кафтан с отложным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече, через который продевался вышитый рукав рубахи. Полы лишь на груди соединялись полоской вышивки или завязками.

В зависимости от способа украшения, цвета вышивки и отделочных тканей, количества нашитого кумача шортдэремы имели разные названия. Самым богатым по художественному оформлению был зцк кумач понэм, для отделки которого использовали большое количество кумача. Его надевали на свадьбу, в Рождество, в первый день Масленицы и Пасхи. На второй день этих праздников более подходящим считался кцтуло, украшавшийся полосками красных лент до низа живота. И тот, и другой носили с рубахой гордэн.

Верхнечепецкий шортдэрем, как и рубаха, к концу XIX в. претерпел изменения: воротник и рукава у него исчезли, проймы обшивались полосатым холстом. В бока вставляли косые клинья, спинку делали с отрезной присборенной талией; на подол нашивали ситцевую ленту. Белый шортдэрем такого покроя бытовал у верхнечепецких удмуртов до первой четверти ХХ в., однако повседневные зимние шили из пестряди, с длинными рукавами. Верхнечепецкий девичий шортдэрем отличался от нижнечепецкого воротником матросского типа и небольшой поперечной вышивкой на рукаве. Полы, воротник и подол украшали вышивкой.

Каждая пара рубахи и шортдэрема имела свой вариант съемного вышитого нагрудника (кабачи), который надевался поверх рубахи, закрывая грудной разрез.

В конце XIX в. его заменил аппликативный нагрудник (муресазь).

Различия в одежде верхне- и нижне- чепецких удмуртов объясняют тем, что этническим ядром нижнечепецких были представители пьяноборской и азелинской археологических культур, а средне- и верхнечепецких - население поломской и чепецкой культур.

Одежда южных удмуртов известна в пяти вариантах: собственно южноудмуртский; калмезский; завятский; закамский; бавлинский (три последних относятся к удмуртам, живущим за пределами Удмуртии). Южноудмуртский костюм имеет черты влияния степных культур. Состоявшая прежде, как и у северных удмуртов, из белой холщовой рубахи и шортдэрема, южноудмуртская рубаха конца XIX в. заметно отличалась от северной покроем и колоритом. Ее шили из пестряди. К центральному полотнищу, составлявшему перед и спину, пришивали скошенные боковые клинья, рукава с клиньями, сужавшимися к кистям, с четырехугольными ластовицами. Небольшой стоячий воротник застегивался на крючок или пуговицу.

Вдоль прямого грудного разреза женской (но не девичьей) рубахи нашивались полосы ситца (муресазь). Аппликативный съемный нагрудник (муресшет), аналогичный северным кабачи и муресазь, отличался от них тем, что надевался под рубаху. К подолу рубах пришивали оборку (итэт/карта), а между нею и станом - узорную полоску.

В зависимости от района длина оборки составляла от 12-15 см до 40 см. Позднее появилась короткая вторая оборка.

Наиболее заметное тюркское влияние испытала одежда закамских удмуртов, живущих в Башкортостане и Пермском крае - она аналогична башкирской.

Белый комплект из рубахи и шортдэрема в 70-е гг. XIX в. у южных удмуртов сохранялся лишь в свадебном костюме невесты в завятском варианте.

Сильно напоминая нижнечепецкий свадебный шортдэрем невесты, он к тому времени был заметно модернизирован. Сходство одежды нижнечепецких и завятских удмуртов объясняется их единой этнической основой. Необходимой частью женского костюма были холщовые штаны и передник (айшет/азькышет/ашшет). Северные передники были без грудки и надевались поверх шортдэрема, южные шили с высокой грудкой. Праздничный нижнечепецкий и завятский костюмы имели поясные подвески (урдэс кышет). В наряд завятской невесты входил также вышитый пояс зар.

Верхняя теплая одежда удмуртов - длинные полушерстяные и суконные кафтаны (зыбын, камзол, дилян/дьсь, дукес) двух видов: приталенные с цельнокроеными полами и спинкой и с отрезной спинкой с борами по талии. Аналогичны по крою овчинные шубы, нагольные или крытые тканью.

Мужские и женские шубы кроились одинаково.

Головной убор женщины указывал на ее семейный статус. Девичьим головным убором у всех групп удмуртов были круглые или овальные холщовые шапочки (такья), обшитые кумачом, бисером и монетами; головные повязки из кумача или холста, украшенные вышивкой, позументом, лентами, блестками (йыркерттэт, укотуг), и платки. В бавлинском варианте бытовала налобная повязка тятяк с надетым на нее большим бантом (сюрок), сделанным из платка.

Еще в 1970-е гг. девушки надевали их на свадьбу.

Замужние северные женщины поверх платков и налобных повязок надевали головное полотенце (весяккышет, йыркотыр) с вышитыми или ткаными красными полосками концами, южные - налобную повязку (йыркерттэт), украшенную по нижнему краю бусами и монетами, в сочетании с головным полотенцем (чалма), конусообразным убором айшон и покрывалом сюлык. Узорные концы чалмы служили наспинным украшением. С завершением детородного периода чалму заменяли надеваемой под платок холщовой шапочкой (пельшет) с висящими на спине лопастями. Праздничный наряд женщины включал украшения из бус, монет, раковин: ожерелья, серьги, перевязи и пр. Завятскую удмуртку можно узнать по овальной форме нагрудного украшения из монет чыртыкыш (в отличие от прямоугольных уксё-тьрлык в южных районах Удмуртии) и рядами лент и тесемок, нашитыми на низ оборки платья. Удмуртский женский костюм имеет общие черты с костюмом других народов Волго-Камья. Повседневной женской и мужской обувью были лыковые лапти (кут). Женщины их носили с вязаными узорными чулками и носками, мужчины - с онучами. Мужские лапти не отличались от русских лаптей.

Праздничной обувью женщин были ботинки, у мужчин - сапоги. Зимой те и другие носили валенки.

Мужской костюм был схож с русским: белая холщовая рубаха до колен, подпоясанная узорным плетеным поясом (кускерттон) или ремнем. В праздники и на моленья надевали широкий радужный тканый пояс путо, штаны с широким шагом.

Национальная одежда удмуртов, как и других народов, в течение ХХ в. претерпела заметные изменения. Подвергаясь интенсивному влиянию общегородских и общеевропейских форм одежды, влиянию моды, требованиям времени, в быт входила одежда из фабричных тканей. Менялся и крой, вызвавший отказ от некоторых традиционных элементов костюма.

Мужские зимние кафтаны вытеснялись полупальто, полушубками, а летние - пиджаками. Отказавшись от айшона, женщины перешли на платки. В процессе модернизации удмуртский костюм в целом упростился. Ныне удмуртки носят общегородскую, общеевропейскую одежду, а национальный костюм превратился в праздничный наряд; в своем гардеробе его имеют все сельские и многие городские жители. Превращение национального костюма в праздничный свидетельствует об осознании его как этнического символа и предполагает в этом смысле его дальнейшее сохранение. В перспективе традиционная одежда в качестве этнической метки дольше сохранится в сельской местности, а функционально - в празднично-обрядовой сфере. Осознаваясь в качестве этноидентифицирующего признака, она имеет и этноинтегрирующее значение.

Глава 2. Традиционная модель мира в национальном удмуртском женском костюме

Традиционный костюмный комплекс удмуртской женщины формировался на протяжении длительно времени. Именно в костюмном комплексе, в каждой его детали, отразились яркие характерные самобытные этнические особенности, так как в древнем обществе именно женщина считалась хранительницей родовых национальных традиций. Одной из характерных этнических особенностей удмуртского женского костюма являлась символичная трехчастная модель мира по вертикали (верхний мир, средний мир, нижний мир) и четырехчастная по горизонтали (север-юг-запад-восток). Ярким примером символичной "модели мира" являлся свадебный костюм удмуртской женщины, где "…эта универсально распространенная схема выражала основную идею свадьбы в традиционном обществе: соединение представителей (в узоре - символов) двух родов ради продолжения жизни". Поэтому в семантике тканых и вышитых орнаментальных мотивов традиционного удмуртского костюма прослеживалось символичное взаимовлияние мужского и женского начал. Располагаясь в строго определенном месте, орнаментальные мотивы символизировали основную детородную функцию женщины.

В этой связи было бы интересно рассмотреть композиционные схемы-мотивы на отдельных составляющих костюмного комплекса удмуртской женщины, символизирующие условную "модель мира", "Мировое дерево". Композиция на старинном удмуртском поясе "зар" состояла из двух ярусов. Верхний ярус был представлен тремя ромбами-деревьями. Центральный элемент верхнего яруса был значительно крупнее и представлял собой ромб с углами-отростками или треугольниками (мотив "куско", по-удмуртски "кус" - талия, поясница). Данный мотив также может символизировать сильно стилизованную фигуру женщины с головой-ромбом, поднятыми вверх руками и треугольником у основания "фигуры", символом женского начала, чрева матери. Композиция нижнего яруса пояса "зар" состояла из ромбов и треугольников, различные сочетания которых образовывали новые фигуры. Композиция обоих концов традиционного удмуртского пояса "зар" была симметрична. Когда пояс завязывали, оба конца с вышитыми орнаментами соединялись таким образом, что получалась цельная композиция, символизировавшая условную трехчастную модель мира, где средний ярус (средний мир) был не так ярко выражен. В итоге средний ярус (узел пояса) представлял собой символичное продолжение двух родов.

Композиция удмуртских нагрудников "кабачи" имеет более сложную интерпретацию трехчастной модели мира. Нагрудник имел прямоугольную форму и являлся съемным элементом женского костюма, вышитые орнаментальные мотивы которого, представлявшие собой цельную завершенную композицию, несли на себе основную смысловую нагрузку всего костюмного комплекса. Удмуртские нагрудники "кабачи" по назначению и орнаментации ученые подразделяют на четыре типа: 1) свадебные - с обязательным орнаментальным мотивом "толэзь" (луна) в виде восьмиконечной звезды; 2) ритуальные (во время моления в священной роще "Луд") - с крупной центральной фигурой в виде креста; 3) праздничные - с орнаментальным мотивом в виде большой ступенчатой пирамиды "чаг воз?н" (светец); 4) повседневные - с различного рода мелкими орнаментальными мотивами без определенного композиционного центра.

По композиционному решению нагрудники "кабачи" первых трех типов имеют схожие схемы расположения основных для данного типа нагрудника орнаментальных мотивов. Нижнюю часть (нижний мир) всегда изображали в виде треугольника или нескольких треугольников, вписанных друг в друга, как символы чрева женщины, ее детородного начала. Средняя часть (средний мир) был представлен крупным косым крестом в виде древовидной женской фигуры с головой-ромбом и руками-отростками, символизирующей "Мать-землю" (родовую богиню), олицетворяющую женскую природную силу. В верхней части (верхний мир) располагались основные для различных типов нагрудника орнаментальные мотивы: звезды, крестообразные фигуры, ступенчатые пирамиды. Для женщины луна являлась мерилом "…эталона времени, который передвигается вдоль месяцев и измеряет их последовательность, причем периодические процессы, включая беременность, в первобытной идеологии трактуются естественно связанными со сменой сезонов, с ритмами Космоса". Орнаментация дополнялась треугольниками, углами, ромбами, зигзагами, S- и Z-образными фигурами, которые располагались между основными мотивами.

Образ трехчастной модели мира мог быть представлен бинарным семантическим противопоставлением (верх-низ, право-лево, добро-зло, жизнь-смерть и т.д.) с центральным элементом посередине, где центральный элемент (средний мир) не так ярко выражен. Данный образ нашел свое воплощение в удмуртском мотиве "вало-вало" (кони), т.е. бинарно расположенные S-, Z-фигуры или зооморфный мотив двухголовых коньков, повернутых в разные стороны. Мотив "вало-вало" часто изображали на нагрудниках "кабачи" как цикличность жизненных процессов.

В орнаментации головных уборов можно проследить не только трехчастную структуру изображения Вселенной (головные полотенца), но и четырехчастную (платок-покрывало). Рассмотрим подробно каждую схему. Символичная трехчастная модель мира представлена на головных полотенцах удмуртских женщин: "кузь кышет" (центральные удмурты), "весяк кышет" (северные удмурты), "чалма" (южные удмурты). Данный головной убор носили исключительно замужние женщины. Головные полотенца северных и центральных удмуртов традиционно украшались вышивкой, в то время как узоры на головных полотенцах южных удмуртов всегда были ткаными. Но, несмотря на различие техничного исполнения, композиционные схемы построения узоров практически одинаковы и состояли из трех ярусов-рядов, символизирующих условную модель мира. Вышитые и тканые узоры представляли собой законченную композицию, нередко заключенную в определенные рамки. Основными орнаментальными мотивами служили геометрические фигуры: ромбы, кресты, S-образные знаки, треугольники.

Схематичная четырехчастная модель мира (север-юг-запад-восток) хорошо прослеживается в орнаментации свадебного платка-покрывала удмуртской женщины "сюлык". Основным орнаментальным мотивом являлся древовидный мотив в виде всевозможных интерпретаций розеток, квадратов, крестов, ромбов, треугольников, углов и их производных. Равносторонние орнаментальные мотивы (квадраты, розетки, кресты) условно символизировали четырех- частную модель мира, стороны света: "Крест - центр мира, состоящего из двух противоположных начал, четырехчастная розетка - символ территории рода, неотделимой у удмуртов от имени родовой богини". Сама форма покрывала в плане квадратная, что также символизировало модель Вселенной, ее графический план-схему. Ромб, ромб с отростками (мотив "куско") символизировали плодородие женщины, продолжение жизни, рода, соединение мужского и женского начал. Треугольники и углы - символы "…женской природной силы, плодотворящего низа, образующего основу, корней родового древа, воршудной богини, стоящей у истоков рода". Треугольник также являлся более ранним изображением Вселенной (в виде Мировой горы), Мирового древа.

"Сюлык" являлся головным убором исключительно замужних женщин. Удмуртка после рождения первого ребенка или после трех лет брака меняла белый "сюлык" с древовидным орнаментом черного цвета на повседневный красный "сюлык" без подобного орнамента, который носила до прекращения ей детородного возраста. Древовидный орнамент платка-покрывала "сюлык" символизировал плодоносящие силы женщины, ее детородное начало. Традиционная цветовая гамма знаковой символики удмуртского женского костюмного комплекса первоначально состояла из трех основных цветов (белый, черный, красный): белый цвет символизировал небесную чистоту, возвышенность, бога Инмара, женское молоко, оплодотворяющее мужское семя; красный - жизнь, кровь, солнечный цвет; черный - землю, плодородие.

Глубокое семантическое и цветовое значения орнаментальных мотивов традиционного удмуртского женского костюмного комплекса символизировали идею плодородия, изобилия, единство трех миров (верхнего, среднего, нижнего). Семантика данных образов ассоциировалась в сознании удмурта с единством, со становлением древнего социума, где красные, красно-черные орнаменты на белом фоне служили магическими оберегами, смысл которых передавался из поколения в поколение.

В настоящее время, орнаментальные мотивы современных костюмных комплексов, постепенно трансформируясь и искажая традиционные очертания, уже не имеют того глубокого духовного содержания, которое было в прошлом. Древняя символика в современной интерпретации постепенно превращается в декоративные элементы, лишенные смысловой нагрузки, что, несомненно, отразилось на хаотичном и бездумном использовании древней символики при украшении современного женского костюма.

Заключение

Одежда удмуртов традиционно изготавливалась из следующих материалов: льна, конопли, хлопчатобумажных тканей, шерсти и меха. Ткачество на территории Удмуртии существует очень давно: уже в позднем палеолите имеются его элементы. На памятниках ананьинской и пьяноборской культур были найдены остатки ткани из шерсти и растительных волокон, а так же пряслица, надеваемые на конец веретена при прядении.

На Чепецких городищах XI-XIII вв., также найдены пряслица, и остатки ткацких станков, что бесспорно доказывает наличие производства домотканых тканей.

Работы по изготовлению одежды были в обязанностях женщин. Н. Рычков, наблюдавший удмуртов во второй половине XVIII в., писал, что "женщины прядут, ткут различные холсты, шерстяные сукна и вышивают полотна шёлковыми фигурками…".

В одежде удмуртов вплоть до XX в. преобладали ткани домашнего производства, и только зажиточная удмуртская верхушка в XVIII-XIX вв. носила одежду, сшитую из бухарских и фабричных тканей.

В конце XIX - начале XX в. изготовление тканей домашнего производства приняло характер ремесла. Есть свидетельства, что "вотская сукманина и пестрядь" по тонкости, яркости красок и дешевизне были вне конкуренции.

Великолепный удмуртский народный костюм в том виде, в каком он дошёл до наших дней, т. е. украшенный вышивкой и художественным ткачеством, щедро усыпанный бусами, монетами, привесками, дополненный широкими браслетами, серёжками и кольцами, окончательно сложился в XIXв.

В настоящее время выделяют несколько костюмных комплексов удмуртов (по С. Х. Лебедевой):

СЕВЕРОУДМУРТСКИЙ

* Нижнечепецкий (косинский вариант);

* Нижнечепецкий (слободской вариант);

* Верхнечепецкий.

ЮЖНОУДМУРТСКИЙ

* Собственно южноудмуртский;

* Завятский;

* Закамский;

* Бавлинский.

ЦЕНТРАЛЬНОУДМУРТСКИЙ (Срединные удмурты)

* Шарканско-якшурбодьинский;

* Калмезский.

БЕСЕРМЯНСКИЙ

* Собственно бесермянский.

Наиболее ярко принципы декорирования традиционного костюма появились в женской одежде северных удмуртов, сохранившей до наших дней существенные черты древнеудмуртского костюма и его строгую орнаментацию.

На сегодняшний день успешно занимаются восстановлением технологий изготовления удмуртского костюма следующие специалисты: С. В. Ломоносова и Н. Г. Рябчикова (Алнашский район), Л. П. Щинова, Е. И. Виноградова, А. А. Шумина (Якшур-Бодьинский район), Л. Н. Буранова, О. Е. Брызгалова (Игринский район), Н. В. Белослудцева (Дебёсский район), С. В. Главатских (Кезский район), Н. Р. Сидорова, Л. В. Тёмкина (Увинский район).

Таким образом можно сделать вывод, что традиционный удмуртский костюмный комплекс является уникальной этнографической чертой Удмуртии и может по праву считаться одной из ее символов наравне с гербом и флагом.

Список использованной литературы

1. Архив научных статей [Электронный ресурс] / Издательство ГРАМОТА - Режим доступа: http://www.gramota.net/materials/3/2014/5-1/11.html/ (дата обращения 22.06.2016).

2. Народный костюм [Электронный ресурс] / Информационный центр "Финноугория" - Режим доступа: http://www.finnougoria.ru/community/folk/19/detail.php?IBLOCK_ID=46&SECTION_ID=357&ELEMENT_ID=2467 (дата обращения 22.06.2016).

3. Традиционный костюм [Электронный ресурс] / Национальный центр декоративно-прикладного искусства и ремесел - Режим доступа: http://www.decorudm.ru/crafts/traditsionnyy-kostyum/ (дата обращения 22.06.2016).

4. Удмурты [Электронный ресурс] / Инновационные модели поликультурного образования для системы общего образования - Режим доступа: http://identity2010.ru/?page_id=1294 (дата обращения 22.06.2016).

Приложение

1. Удмуртка в айшоне

2. Мужская рубаха южных удмуртов

3. Северный костюмный комплекс

4. Южная удмуртка в праздничном костюме

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности формирования удмуртской национальности. Условия развития семейно-общинного мироустройства, описание быта, одежды и устройства жилищ удмуртов начала века. Миропонимание удмуртов конца XIX - начала XX века, территория современной Удмуртии.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

    реферат , добавлен 03.05.2014

    Характеристика телеутов - жителей Кузнецкой земли. Традиционная мужская и женская одежда алтайцев. Создание локальных костюмных комплексов на основе сочетания различной традиционной одежды. Описание головных уборов, обуви, украшений и свадебного костюма.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2014

    Исследование особенностей формирования культуры Кубани как симбиоза русской и украинской традиции. История развития мужского костюма на Кубани, мужская рубаха конца XVIII - начала XX вв. Изготовление рубах с геометрическим и растительным орнаментом.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2015

    Языковое родство удмуртов с марийской и народностью коми, появление письменности и литературного языка. Отличительные особенности антропологии удмуртов, освоение ими территории Южного Прикамья, Башкирии, Зауралья. Описание свадебных традиций удмуртов.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Экспозиция этнографического музея народов Забайкалья: археологический комплекс памятников древности, знакомство с бытом и культурой эвенков дореволюционной поры, русский (старожильческий) комплекс, обустройство бурятской усадьбы и уголок живой природы.

    реферат , добавлен 05.06.2009

    История расселения народов Западной Африки, формирование африканской культуры и государства Нигерии. Население страны, его обычаи и жизненный уклад, социальные отношения. Развитие сельского хозяйства и ремесел. Религия и культура Республики Нигер.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2011

    Официальное введение этнонима "украинцы" для жителей Западной Украины в связи с образованием УССР. Этническая территория украинцев, язык. История украинского народа, центр его становления, структура расселения. Исследование генетической структуры.

    презентация , добавлен 25.10.2011

    Территория, географическое положение, климат. История образования региона. Население. Экономика, сельское хозяйство и внешнеэкономическая деятельность. Транспортная и информационная инфраструктура региона. Здравоохранение. Природный потенциал.

    реферат , добавлен 22.07.2008

    Рубаха туникообразного покроя как наиболее древняя и в то же время наиболее распространенная в XIX в. в Дагестане форма одежды у женщин. Функциональное назначение платья. Разнообразие форм и способов украшения традиционного женского головного убора.

Этнический дизайн в Удмуртии стремительно набирает обороты: клетчатые платья и рубашки, тканные вручную пёстрые пояса, стилизованные монисто, расшитые монетами и пуговицами съёмные воротнички, футболки с профилем Кузебая Герда и символическими орнаментами.

Точные сведения о формировании удмуртского современного костюма отсутствуют. Можно предположить, что первый интерес к стилизованному костюму появился при создании сценических костюмов для самодеятельных коллективов. Современным костюмом стали заниматься более серьезно 15 лет назад, когда в Удмуртском государственном университете открылась новая специальность - «Художественное проектирование костюма».

Сложный традиционный костюм с каждым годом вдохновляет всё большее число современных дизайнеров. В последнее время в дизайнерском пространстве Удмуртии стало больше новых имён модельеров, работающих над эксклюзивными, стилизованными вещами. Ценность дизайнерских работ, созданных вручную - картин, подвесок, сумок - в том, что они существуют в единственном экземпляре.

Особым спросом у молодежи пользуются легкие нарядные платья из демократичных недорогих тканей – штапеля и льна, которые одновременно отражают и удмуртский народный стиль, и мировые подиумные тенденции. Они уместны не только для семейных праздников, но и для работы в офисе, похода в театр.

«Совсем непросто вписать традицию в современную моду», – подчеркивает ижевский искусствовед, исследователь истории и символики удмуртского народного костюма Людмила Молчанова. Будучи преподавателем института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, Людмила Анатольевна разработала специальный курс по моделированию современного национального костюма. Вдохновила и воспитала не одно поколение дизайнеров. После знакомства с ней многие молодые авторы ощутили интерес к родному национальному костюму, глубинным корням, семантике и символике народного костюма и выбрали своей специализацией этническое направление.

Сама Людмила Анатольевна мотивами древне-удмуртского эпоса заразилась много лет назад - на съемках первого удмуртского художественного фильма "Тень Алангасара", где была гримером и художником по костюмам. С тех пор ею изучена масса трудов по археологии, благодаря полевым экспедициям и живому общению с носителями традицийсобран уникальный этнографический материал по символике костюмов. "Если костюм, выполненный по традиционным мотивам, не будет модным, кто же тогда его будет носить? Какой в нём смысл? Необходимо, чтобы традиция вписалась в моду. Этим я и занимаюсь со своими студентами, этому их и учу", – говорит дизайнер.

Этническая тема сейчас на пике популярности. Такие признаки народного костюма, как многослойность, декоративность, многоцветие вошли в моду. Часто традиционный крой, символика вышивок, узор, пестрядь, использование натуральных тканей и особый способ ношения костюма опосредованно, не напрямую указывают на удмуртскую традицию и органически вписываются в современный костюмный ансамбль.

Экспериментировать с народной одеждой, не теряяпри этом национальный колорит, может только человек, хорошо знающий традицию. Этим отличается творчество учениц Молчановой – Полины Кубиста и Веры Кузнецовой. Так, Вера много лет работает над сценическими костюмами для исполнителей удмуртской эстрады (ансамбль "Шулдыр ӝыт", "Малпан", Анна Плотникова), а в шоу-рум Полины приходят городские модницы, которые ценят удмуртскую идентичность и модный крой ее изделий.

Известно, что удмурты вкладывали глубокий смысл в создание своей одежды, подходя к этому разумно, с душой. Женщины носили закрытые платья, облачая себя, словно в раму. Одежда соответствовала возрасту, семейному положению и месту рождения носительницы. Ткани были исключительно натуральными.

По словам Людмилы Молчановой, одна из грубейших ошибок, которую допускают в работе неопытные удмуртские дизайнеры – пошив изделий из дешевых, искусственных тканей. "Скорее всего, это связано с финансовыми затруднениями начинающих дизайнеров, – поясняет исследователь. – Вообще для того, чтобы сшить современный национальный костюм, в первую очередь важно изучить традицию, почитать этнографические книги о традиционных узорах и орнаментах. Во многих современных удмуртских нарядах меня раздражает безвкусица и так называемый «гламур», когда слишком ярко, крупно, навязчиво изображают удмуртский узор или грубо нашивают его на тканевую основу. Подобная небрежность настораживает. Платье с нарушенной символикой, как правило, работает против хозяина. Носить такие вещи никому бы не советовала".

Удмуртский костюм является культурным достоянием финно-угорской народности. Это не только символ трудолюбия, но и защита от сглаза. Приданое девочки начинали готовить с 6–7 лет. Постепенно сундук наполнялся повседневными и праздничными платьями, обувью, украшениями, нарядами для будущего мужа. Всего можно насчитать в припасах больше 40 изделий.

Удмуртский народ воспитывал детей в лучших традициях трудолюбия. К замужеству девочек начинали готовить с 6 лет . Если детально рассмотреть национальный костюм, то заметно, сколько внимания было уделено работе, продуманы мельчайшие нюансы.

В каждом доме имелся ткацкий станок, на котором и шили одежду. Постепенно девушки мастерски владели устройством и могли создавать действительно впечатляющие наряды.

Традиционная одежда по внешнему виду напоминает современные туники . Одежда северных и южных удмуртов имеет определённые отличия, которые проявляются в фасоне, тканях, цветовой раскраске. Северянины использовали лён для костюмов, а южане – коноплю. Традиционный наряд выполнялся с элементами из овечьей шерсти и шёлка.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой . Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику . Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору . Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

Важно! Праздничные костюмы обрабатывались бисером, монетами, ракушками, которые использовались для изготовления украшений (серёжек, ожерелье).

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги . Зимой все носили валенки.

Современный мужской, женский, детский костюмы

Сейчас удмурты не используют традиционную одежду в повседневной жизни. Наряды надевают во время праздников, обрядов, церемоний. Но элементы национальных костюмов дизайнеры пытаются внедрить в современную моду. Так можно увидеть рубашку и платье, которое украшено символическими орнаментами, монетами . Нередко для нарядов применяют традиционную клетку и яркие пояса, который изготавливают исключительно вручную.

Важно! Этно-мода обрела популярность благодаря театралам, которые самостоятельно изготавливали национальные костюмы для спектаклей, основываясь на описаниях или музейных экспонатах.

Популярными являются лёгкие летние платья, для шитья которых используют лён и штапель. Они подчёркивают принадлежность наряда к удмуртскому народу и одновременно соответствуют мировой моде. Женщины могут смело носить платья в повседневной жизни. Разработаны наряды в офисном и официальном стиле как для женщин, так и для мужчин.

Искусные мастерицы

Давно известно, что женщины-удмуртки всегда были прекрасными ткачихами, и в этой области им не было равных. Уже с 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они садились за ткацкий станок, ткали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры - красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна готовить себе приданое. Обязательно - свадебный костюм, повседневные платья, ну и подарки для семьи будущего мужа и его родственников.

Приданое богатой девушки могло состоять из 40 пар вышитой одежды, 20 головных полотенец, налобных повязок, а еще она ткала к будущей свадьбе мужские рубахи, ковры, детские зимние и летние одеяла, скатерти и просто отрезы домотканины.

Костюмы северных и южных удмуртов очень сильно отличались. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Богато и со вкусом

Удмуртскую одежду шили из холста, сукна и овчины, почти вся она была домашнего производства.

Женский костюм северных удмуртов состоял из белой холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, поверх рубахи - кафтан или холщовый белый халат с поясом, передник.

Южные удмуртки носили рубаху, сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой.
Поверх этой одежды надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были лапти, башмаки или валенки.

Головные уборы - платки, шапочки, повязки, дополненные бисером, бусинами, монетами, - отличались большим разнообразием. Они отражали возрастное и семейное положение.

К тому же женщины-удмуртки любили украшать себя большим количеством серебряных монет, это было и демонстрацией богатства, и защитой от сглаза. А праздничная одежда включала в себя нагрудные, наплечные и поясные украшения, богатую вышивку, разнообразные декоративные детали: тесьму, позумент, монеты и т.д.

Мужской костюм удмуртов за века изменился мало. Фото: Национальный центр ДПИ и ремесел Удмуртии

Штаны да рубаха

При всем таком богатстве женской одежды удмурты совершенно не сохранили многообразие мужского костюма. Мужчины, судя по всему, одевались очень просто: рубаха-косоворотка, полосатые штаны, плетеный или кожаный пояс. На голове - валяная или овчинная шапка, на ногах - лапти, сапоги, валенки. Из украшений разве что перстень, но обязательно с родовой печатью.

Комментарий специалиста

Серафима Лебедева, историк-этнограф:

Национальная одежда удмуртов, проживающих в разных районах республиках, да даже в соседних деревнях, всегда имела свои отличия. Традиционно удмуртский костюм разделяют на северный, южный, срединный, которые в свою очередь состояли из локальных костюмных комплексов. Например, северяне носили белые костюмы с яркой вышивкой, центральные и южные удмурты - клетчатую пестрядь. Более древняя одежда - белая, а южные удмурты многое переняли от тюрков.

В костюмах разнились крой, цвет. Отличались наряды женщин разных возрастов и социального круга - была одежда для девочки, девушки, невесты, зрелой и пожилой женщины. В праздничных вариантах использовались украшения из монет, нагрудные, чересплечные, поясные. А мужской костюм прост и функционален: клетчатая косоворотка, полосатые штаны и валяная шляпа.