Активный ребенок в 3 месяца. Развитие ребенка на третьем месяце жизни

С появлением малыша у молодых неопытных родителей возникает масса новых забот и хлопот, поэтому часто для решения непонятных вопросов новоиспеченные мамы и папы прибегают к специальной литературе и советам старших товарищей. Развитие ребенка в 3 месяца проходит довольно активно, поэтому это время следует использовать максимально эффективно, ведь именно сейчас закладываются основные навыки и привычки.

Физиологические изменения

В самые первые месяцы жизни новорожденные развиваются очень интенсивно, изменения затрагивают все органы и системы организма. За этот месяц ребенок вырастет примерно на 2-3 см, а головка приобретет более пропорциональный размер по отношению к туловищу.

Активно прогрессирует пищеварительная система, желудок к этому времени увеличивается как минимум вдвое, поэтому новорожденному требуется больше грудного молочка. Кроме материнской груди ребенку такого возраста не требуется дополнительного питания, единственная добавка, допустимая для 3 месяца жизни – это прописанный педиатром, витамин D, предупреждающий развитие рахита. Набору веса на начальных этапах следует уделить повышенное внимание, поскольку в данный период велика вероятность перекормить малыша, особенно это касается грудничков, находящихся на искусственном вскармливании. Оптимальный прирост веса 3 месяца составляет 600-800 грамм, однако следует отметить, что это средний показатель, и он может варьироваться в зависимости от особенностей организма.

К 3 месяцу налаживается координация движений, ребенок уже осознанно берет ручками игрушки, может хлопать в ладоши или тянуться к лицу. Большинство новорожденных к концу 3 месяца способны переворачиваться на бок или на животик. Самые активные детки могут предпринимать попытки подтянуться с помощью рук и немного приподняться. Задача родителей на данном этапе – помочь малышу совершить желанное действие, однако опирать новорожденного на ножки или резко отпускать руки нельзя, так как связки конечностей еще не совсем развиты, поэтому не способны выдержать вес малыша.


Психологическое развитие

С каждым днем жизни у новорожденных формируются новые навыки и умения, детки меньше времени проводят во сне, и все больше познают мир. Многие малыши именно в этот период стремятся как можно чаще находиться на руках у мамы и папы, поскольку это позволяет увидеть больше интересного вокруг.

Ребенок на 3 месяце легко воспринимает звуки и свободно различает родные голоса. Он уже сам поворачивает голову, услышав свое имя, может фокусировать взгляд на мелких элементах и провожать взглядом передвигающиеся предметы. Это удачное время для того, чтобы приучать его к спокойной музыке, например, классическим произведениям или детским песенкам. Можно использовать мобиль для кроватки, благодаря которому у мамы появится немного больше свободного времени. Крутящиеся погремушки и игрушки в совокупности с легкой музыкой займут малыша на некоторое время, а постепенно ребенок станет самостоятельно засыпать с помощью такого нехитрого приспособления.

Еще не умея разговаривать, в этом возрасте ребенок подает родителям сигналы, с помощью которых можно понять его состояние. Во время 3 месяца по плачу ребенка уже можно различить причину его дискомфорта:

  • незначительные всхлипывания, постепенно набирающие обороты и в конечном итоге переходящие в громкий крик, чаще всего означают, что ребенок проголодался;
  • плач во сне, во время которого малыш крутится или потирает ручки – признак недосыпа, в таком случае лучше всего создать тишину в комнате и укачать ребенка;
  • пронзительный и резкий плач, скорее всего, символизирует болезненные ощущения. Третий месяц жизни новорожденных сопровождается коликами и отитами, поэтому в первую очередь следует уделить внимание ушкам и животику малыша;
  • вечерний плач, начинающийся в одно и то же время, может говорить о внутричерепном давлении. Решение данной проблемы – применение соски, что снимет неприятные ощущения и успокоит новорожденного.

Находясь в хорошем настроении, трехмесячный ребенок будет активно гулить и хохотать. С каждым днем звуки, произносимые младенцем, становятся более отчетливыми и разнообразными, усилить речевую активность новорожденного в это время можно при помощи песен и стихов. Кстати, вскоре малыш станет различать уже знакомые ему словосочетания, о чем сообщит вам радостным возгласом, а научившись говорить, может удивить вас самостоятельным повторением изученного материала.


Чем занять малыша

Ребенок в 3 месяца довольно активный и подвижный, стремится поворачиваться, двигать ручками и ножками, поэтому это время как нельзя больше подходит для активных игр. Разумеется, ползать или сидеть младенец еще не умеет, поэтому активные занятия с ним должны заключаться в следующем:

  • изучение подвесных игрушек – повесив в манеже несколько разных погремушек или мягких зверьков, вы предоставите малышу возможность самостоятельно проводить гимнастические упражнения. Ребенок сам постарается доставать предметы сначала ручками, потом ножками, что существенно укрепит его мускулатуру;
  • утренняя гимнастика – после проведения утренних ванных процедур нелишней будет небольшая гимнастика. Мягкое сгибание и разгибание ручек и ножек способствует развитию связок, а поворотные движения туловища со спинки на животик помогут малышу научиться переворачиваться без вашей помощи. При проведении гимнастических упражнений следует учитывать такой показатель, как вес ребенка в 3 месяца, поскольку кардинальные отклонения от нормы требуют проведения специальных занятий;
  • массаж – легкое поглаживание спинки и области шеи позволит избежать застаивания мышц, а легкое массирование коленных и локтевых суставов повысит упругость мышц;
  • уличные прогулки – как можно чаще берите малыша на прогулку, детям 3-го месяца жизни очень интересно наблюдать за окружающим миром, например, животными, растениями и т.д. Чтобы малышу было интереснее, немного поднимите спинку кровати или чаще берите ребенка на руки, предоставив ему максимальный кругозор;
  • занятия на фитболе – мягкий упругий мяч для физических занятий позволяет координировать движения ребенка, при этом считается отличной профилактикой кишечных колик.

В три месяца малыш с удовольствием воспринимает новые игры и занятия. Это удачный период для развития тактильных ощущений, в чем помогут самодельные игрушки. Предложите новорожденному несколько мягких предметов разной текстуры, к примеру, бархатную мягкую игрушку, жестковатую кухонную перчатку и мячик из плотных ниток – прикасаясь к разным поверхностям, ребенок развивает моторику рук. Пользуются популярностью также и мягкие кубики с погремушкой внутри. Возьмите несколько обычных кубиков и один с погремушкой, покажите грудничку разницу между ними. Вскоре малыш сам будет находить гремящий предмет из массы остальных.

В три месяца малыш с удовольствием познакомится с другими детками, они, конечно, не смогут играть вместе, но получат массу новых впечатлений. Если у вас дома есть домашние животные, не ограничивайте их общения с ребенком, разумеется, под вашим строгим контролем.

Так как грудничок третьего месяца способен различать звуки и знакомые предметы, ему будет интересно понаблюдать за собой. Для этого повесьте в манеже безопасное зеркало, кроха обязательно оценит такое нововведение.

Попробуйте познакомить малыша с разными стилями музыки, в период бодрствования включайте ритмичные песни и сопровождайте их похлопываниями ладошками, а также легкими танцевальными движениями. Перед сном лучше поставить спокойную музыку, и вскоре ребенок будет различать взаимосвязь между ритмом музыки и последующими действиями.

Такие нехитрые занятия помогают правильному и активному развитию малышей третьего месяца, к тому же детки, получающие много внимания со стороны родителей, растут умными, развиваются быстрее своих сверстников и реже болеют.

Уже к возрасту 10 дней малыш общается с миром не только рефлекторно - он активно учится пользоваться своими сенсорами. В частности, большинство детей к середине второй недели жизни умеет удерживать в поле зрения движущийся предмет - яркую погремушку диаметромоколо 10 сантиметров, например. Если Вы поместите таковую на уровне груди лежащего на спине ребенка (на расстоянии около 40-50 см), и станете медленно перемещать ее вправо-влево, то увидите, как малыш фиксирует игрушку взглядом. И пусть эта фиксация продлится всего лишь несколько секунд, а "избыточные" скачкообразные движения глаз новорожденного будут далеки от скупого рационализма, с которым отслеживают движение предметов глаза взрослых, непременно похвалите малыша - в конце концов, это стоило маленькому человеку определенного труда

Пройдет всего лишь неделя-другая, и ориентировочные зрительные реакции ребенка станут еще более развитыми - новорожденный трехнедельного возраста обычно уже способен фиксировать взглядом более или менее крупные неподвижные предметы - лицо взрослого человека, например. Попробуйте приблизиться к лежащему на спине малышу на расстояние 40-50 см и привлечь его внимание разговором, а потом замолчать, оставаясь неподвижным - и Вы увидите, как маленький человек тоже замрет, затормозит свои и без того не особенно быстрые движения, при этом внимательно, даже испытующе вглядываясь в Ваше лицо. Этот взгляд, между прочим, обладает огромной гипнотизирующей силой - не одна тысяча новоиспеченных отцов, в реальной жизни занимающихся делами жесткими и совершенно лишенными всяких сантиментов, таяла под этим строгим испытующим взглядом, как тает снег под апрельским солнцем. Равнодушно выдержать пристальный взгляд недавно родившегося человека не может никто - если не верите, попробуйте сами

К концу первогомесяца жизни новорожденный уже совсем неплохо владеет зрительным слежением - если Вы попробуете повторить тест с яркой погремушкой, описанный выше, то к собственной радости, увидите, как малыш легко фиксирует игрушку взглядом и успешно "провожает" ее глазами вправо и влево на расстояние до 30-40 см, ловко поворачивая при этом голову в нужную сторону. И движения глазных яблок ребенка уже намного более плавные и координированные.

Не менее эффективно "набирают обороты" и реакции, запускаемые с другого сенсора новорожденного - органов слуха. Если Вы встанете вне поля зрения ребенка 10 дней от роду,и на расстоянии 35-40 см несколько раз хлопнете в ладоши, то здоровый малыш отреагирует на звуковой раздражитель вздрагиванием и миганием. Нечего и говорить, что за прохождение этого теста ребенка следует похвалить вдвойне - хотя бы потому, что сами взрослые не очень-то любят резкие звуки, возникающие вне пределов видимости.

К третьей неделе жизни новорожденный придает звукам внешней среды гораздо большее значение - они интенсивно учат его головной мозг принимать первые решения. Если ребенок беспокоен, громко плачет или выражает свою неудовлетворенность хныканьем, попробуйте погреметь, простите за тавтологию, погремушкой, находясь вне поля зрения малыша. Или запеть. Или громко продекламировать отрывок из какого-нибудь сочинения Маяковского. Уже через несколько секунд маленький человек успокоится - его "бортовой компьютер" изменит приоритеты. Лежать тихо и прислушиваться малыш будет в течение нескольких секунд, после чего, возможно, примет решение вновь продолжить демонстрацию своей неудовлетворенности бытием - еди эта неудовлетворенность действительно имеет веские причины (кушать хочется, например А к концу первого месяца жизни слуховое сосредоточение ребенка на посторонних звуках станет еще более выраженным, достигая целых 10 - 15 секунд! Поверьте, это немало - даже полчаса времени, уделенные Вам самим генеральным секретарем ООН, стоят меньше, чем секунды внимания, подаренные мамам-папам месячными отпрысками

Тесты, оценивающие зрительные и слуховые ориентировочные реакции, имеют довольно важное значение, поскольку позволяет родителям убедиться в том, что соответствующие сенсоры малыша работают нормально.

К концу первого месяца жизни малыши обычно радуют родителей не только прогрессирующим улучшением работы сенсоров - куда более приятным бывает обнаружение первых положительных эмоциональных реакций ребенка на родительское присутствие. Месячный грудничок уже способен практически "сознательно" улыбаться матери или отцу в ответ на повторные ласковые обращения к его, малыша, драгоценнейшей персоне Внимание, новоиспеченные папы! Постарайтесь непременно заполучить этот замечательный приз раньше мам - мало что в этом мире настоящий мужчина может счесть более значимым достижением, чем первая в жизни улыбка ребенка, адресованная именно отцу. Добейтесь этого - и, честное слово, не пожалеете. Рецепт же достижения успеха довольно прост: нужно лишь стараться проводить с малышом значительную часть своего свободного времени. И не жалеть собственной мимической мускулатуры - чем больше Вы будете улыбаться ребенку, тем скорее он ответит Вам аналогичным образом

Иногда родителям месячного ребенка может даже посчастливиться услышать... его смех. Чего и говорить, это бывает очень приятным - но, если этого не случилось в первый месяц, поводов для расстройства у мам и пап нет абсолютно никаких. В конце концов, у Вас впереди еще целая жизнь с малышом, и в Ваших силах сделать так, чтобы смех ребенка не был редкостью.

А еще ребенок первого месяца жизни пытается поднимать и удерживать голову, если его выложить на живот(и плоскую, умеренно мягкую поверхность). Кое-кому даже удается удержать голову в течение нескольких десятков секунд. Кроме того, уже месячные груднички частенько пробуют "говорить" - издают отдельные звукив ответ на настойчивые приглашения взрослого к "разговору"... В общем, достижениями первый месяц жизни отнюдь не обделен. И пусть некоторые из вышеперечисленных умений в той или иной степени имелись у малыша еще во внутриутробном периоде, это не в счет: свидетельства овладения собственным сложнейшим организмом, демонстрируемые ребенком после рождения, действительно заслуживают самого глубокого родительского уважения. В конце концов, обзавестись столькими чрезвычайно важными умениями за весьма небольшой, в общем-то срок, под силу далеко не всем взрослым. То ли, как говорится, еще будет!

Еще один месяц в жизни малыша не прошел даром - ребенок гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в периоде новорожденности. В этот период дети способны на довольно продолжительное по времени зрительное сосредоточение: неподвижный (и достойный его, малыша, то есть, внимания) предмет цепко "схватывается" взглядом и не отпускается на протяжении 20, а то и 30 секунд. Для того, чтобы убедиться в этом, возьмите яркую игрушку диаметром около 5-10 сантиметров и поместите ее в поле зрения ребенка - на расстоянии полуметра. Вместо яркой игрушки можете использовать... свое лицо. Раскрашивать его акварелью необязательно - малыша в Вашем лице привлекает отнюдь не игра цветов и оттенков: он уже достаточно взрослый для того, чтобы интересоваться, что за существо столь бесцеремонно вторглось в его персональное жизненное пространство

Не менее внимательно ребенок второго месяца жизни следит и за движущимися объектами - сопровождает перемещение заинтересовавшего его предмета не только взглядом, но и соответствующими поворотами головы. Для оценки этого умения можно использовать ту же самую игрушку, на том же расстоянии, медленно перемещая ее вправо-влево.

"Повзрослел" и слуховой анализатор малыша: теперь он активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Возьмите погремушку (достаточно "громкую") и слегка поработайте ею в течение 10 секунд, стояв полуметре от ребенка, но одновременно - вне поля его зрения. Услышав грохот, производимый пластиковым шедевром инженерной мысли, ребенок на некоторое время "задумается", после чего начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет.

Кроме погремушек и прочих рукотворных источников шума, малыша интересуют и человеческие голоса. Попробуйте ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя все в том же полуметре от него и во все той же недосягаемости для его прямого взгляда - и маленький человек повернет голову в Вашу сторону! Это уже достижение, и немалое - всего месяц тому назад малыш этого не умел.

Расширился и объем двигательных умений ребенка - лежа на животе он уже умеет поднимать и в течение нескольких секунд удерживать голову. Используйте это в качестве ежедневного физического упражнения - наряду с другими, оно укрепляет скелетную мускулатуру малыша и способствует развитию координации движений. А отдельные, особо подвижные индивидуумы двухмесячного возраста в этом положении умеют еще и приподнимать верхнюю часть туловища, отталкиваясь от опорной плоскости обеими руками. Самые одаренные из таких маленьких "спортсменов" поражают родителей способностью переворачиваться не только на правый или левый бок, но и соспины на живот.

Но, пожалуй, самыми впечатляющими из достижений, свойственных второму месяцу жизни, являются прогресс в развитии эмоциональной сферы малыша и первые (если не считать возмущенного плача) попытки практического использования им своего речевого аппарата. Ребенок этого возраста способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. И он уже умеет отличать живые объекты от неодушевленных предметов - если в поле зрения двухмесячного малыша попадает другой ребенок, он будет непременно удостоен продолжительного и внимательного изучения. Изучения взглядом, разумеется - сам же юный исследователь при этом остается практически неподвижным (размышления, по-видимому, в этот момент захватывают его, как говорится, целиком и полностью

Некоторые малыши в это время уже умеют спонтанно... смеяться. Да-да - заливисто смеяться. Трудно найти на планете живое существо, способное ответить на вопрос, чего же такого смешного обнаружилось в жизни человека двух месяцев от роду, но это и неважно - просто сам смех такогомаленького ребенка великолепен и незабываем. И, пожалуй, именно этот смех можно смело отнести к числу самых ценных наград, предусмотренных природой для поощрения ударников и отличников на поприще нелегкого родительского труда

Что же касается "речи" двухмесячного отпрыска, то более умиляющей родительское естество можно признать, пожалуй, лишь... "речь" трех-четырех-пяти-и-более-месячного отпрыска На втором месяце жизни малыши периодически радуют слух мам и пап так называемым гулением - отдельными звуковыми феноменами, производимыми на свет, как правило, вне всякой связи с внешними раздражителями и всегда -довольно эмоционально. Что только добавляет интенсивности родительским восторгам. Запишите, то что Ваш малыш "сказал" в это время на пленку, или хотя бы на бумагу - все эти замечательные неподражаемые "а-а", "гу-у", "э-э-и" или даже великолепнейшее "кхе-е-е" доставят Вам в последующем немало удовольствия во время просмотра, прослушивания или просто прочтения.

Все это, разумеется, только начало. Какими будут последующие достижения малыша - в немалой степени зависит от развивающего участия родителей. Помните об этом, уважаемые мамы и папы.

Маленький человек продолжает усердно развивать своюмоторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса вразвитии.

Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другогочеловека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"? Возможно, кому-то это достижение покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.

Во-вторых, трехмесячный ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и "поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.

Кстати, о звуках. На третьем месяце жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа "а-а-а-ы-ы" или "г-у-у". Эти незамысловатые спичи являются свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональнойсферы ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленькийчеловек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.

Некоторые малыши уже к концу третьего месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться надлежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не забывая при этом приветливо улыбаться. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем (если Вам повезет, он широко улыбнется, задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще впереди

А еще дети трех месяцевжизни нередко умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется. Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и, фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит",опираясь на всю ступню. Использовать это моторное "умение" ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального положения. Тем более, что существует множество других гимнастичеких упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей этого возраста.

Кроме того, в течение третьего месяца своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов. Практически все малыши этого возраста могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек, радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую погремушку, вложенную ему в руку.

А кое-кто умеет и того больше - уже к этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное отставание в развитии той или инойсферы малыша: вначале следует проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.

В течение 4-го месяца жизни так называемый "комплекс оживления" - ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение взрослого демонстрируют практически все грудные дети. Особенно активно малыши дарят ослепительные улыбки, конечно же, мамам. И, конечно же, во время, непосредственно предшествующее кормлению И вообще, ребенок 4-х месяцев уже умеет легко выделять собственную мать из окружения - даже если в доме полным полно других людей. То время, что мама и малыш провели вместе, не прошло даром: маленький человек уже твердо знает, что в этом мире есть, по крайней мере, одно живое существо, готовое по первому зову прийти на помощь, накормить, защитить и подарить свои любовь, тепло и ласку. Еще лучше, если малыш к этому времени хорошо знает и другое такое существо - имеется в виду, отец, конечно Правда, для этого папе малыша нужно очень и очень постараться. К сожалению, жизненные реалии чаще всего таковы, что по количеству проведенного с ребенком времени подавляющее большинство отцов конкурировать с матерями попросту не в состоянии. Выход один: свое присутствие в жизни ребенка отец должен сделать максимально ярким и запоминающимся - вот это как раз и требует стараний

Слуховой анализатор малыша четырех месяцев уже вполне способен решать все возложенные на него природой задачи - ребенокможет уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его полей зрения. Для оценки этого умения попробуйте, например, позвонить в колокольчик (или включить магнитолу), стоя сбоку или сзади, на расстоянии метра от лежащего в кроватке малыша - после 2-3 секунд прислушивания, ребенок безошибочно повернет голову в Вашу сторону, найдет газами источник звука и уставится на него долгим изучающим взглядом.

То, что малыш уже научился прекрасно пользоваться своим слухом, можно увидеть и потому, насколько разной бывает его реакция на разные по характеру звуки и шумы. Если у Вас имеется какое-никакое музыкальное образование, а в доме наличествует музыкальныйинструмент, способный производит на свет мелодии (барабаны в данном случае не годятся, то можете попробовать сделать следующий тест. Дождитесь, когда маленький человек будет бодрствовать и сыграйте ему в течение минуты-другой что-нибудь размеренно-минорное - колыбельную, например. Или печальную балладу. Затем сделайте паузу в 15-20 секунд и "сбацайте" нечто зажигательно-танцевальное. Если малыш выдал на Вашу "плясовую" комплекс оживления, значит все у него в порядке. Вновь перейдите на минор - вскоре маленький человек успокоится и начнет демонстрировать лирическое настроение. Впрочем, для проведения этого теста можно запросто использовать и магнитофон, и CD-плейер, и компьютер, и свой собственный голос - так что музыкальное образование родителей тут обязательным, конечно же не является

Как "собеседник" малыш также "вырос" - к концу четвертого месяца жизни дети обычно частенько награждают обращающихся к ним взрослым не просто внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. Если взрослый говорит что-нибудь смешное (на взгляд малыша), разумеется Но особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети - если рядом с Вашим грудничком находится другое маленькое существо, стоит последнему лишь подать голос, как Ваш малыш тут же начнет искать его взглядом. И найдет, в конце концов, не сомневайтесь!

Кроме громкого смеха, четырехмесячный малыш может одарить взрослого собеседника и самой, что ни есть настоящей "речью". Ну, почти "настоящей", ладно уж... Звуки, которые производит на свет ребенок этого возраста, в физиологии и педиатрии официально именуются "свирелью" - потому что действительно нередко бывают весьма мелодичными и певучими.

Нормализовавшийсямышечный тонус в руках малыша и стремительноразвивающиеся мозговые центры позволяют этим самым рукам найти себе дела - к концу четвертого месяца жизни большинство детей уже не просто рассматривают предметы, но истараются дотянуться до таковых руками, ощупать, а то и захватить. Во время кормления ребенок также уверенно пускает "в ход" свои руки - старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Впрочем, отдельные вундеркинды норовят помимо рук придержать заветный источник калорий и положительных эмоций еще и... ногой. Но удается это действительно немногим - потому что гипертонус в мышечных группах нижнихконечностей в этом возрасте все еще сохраняется

Что еще умеет четырехмесячный малыш? Все то, что умеет трехмесячный - только более уверенно. А еще дети этого возраста могут демонстрировать восхищенным родителям массу других любопытных умений. Каких? Вот это мы надеемся узнать с Вашей помощью - пишите нам, не стесняясь: думается этобудет интересно любому человеку, носящему замечательное звание мамы илипапы. Или даже тем, кто только "примеряет" на себя эти самые звания.

На протяжении первого года ребенок развивается так интенсивно, как не будет уже никогда в жизни. Но и на этом фоне есть периоды более замедленного и более ускоренного роста. 3 месяц развития ребенка - как раз такой.

Комплекс оживления

За эти четыре недели малыш обычно достигает максимальной месячной прибавки - около 900граммов, и вырастает еще на 2-2,5 сантиметра. Ему уже маловаты распашонки и кофточки, в которых он буквально утопал, когда вы забирали его из родильного дома. Пора пополнить гардероб ползунками, надевая их во время бодрствования.

На третьем месяце ни дня не проходит без какого-то нового достижения, нового умения. А самое наглядное и симпатичное из них - умение радоваться, что называется, всем существом. Стоит вам подойти к кроватке, заговорить с ребенком, и он с готовностью ответит вам не только самой широкой из своих улыбок, но и быстрыми, оживленными движениями рук и ног. На медицинском языке это так и называется - "комплекс оживления". Как и улыбка на четвертой-пятой неделе жизни, так и этот комплекс на третьем месяце - одно из свидетельств нормального психофизического развития малыша.

В вертикальном положении у вас на руках он уже уверенно удерживает голову,лежа на животе даже немного приподымает плечи, а когда вы, придерживая,ставите его на твердую плоскость, - хорошо упирается стопами. Ребенок умеет активно развлекаться и как будто изучает самого себя. В положении на спине, в кроватке, он размахивает руками и, случайно захватив одну кисть другой или вытянув обе перед собой, с величайшим интересом рассматривает их. Это настолько характерно для третьего месяца, что отсутствие подобных движений - один из поводов обратиться к врачу. Другие поводы: если он, лежа на животе, не может удерживать голову даже втечение одной минуты, не тянется полураскрытой ручкой к показанному емуяркому предмету.

3 месячному ребенку уже малопросто рассматривать игрушку - он стремится действовать с ней, в его жизнь входит игра. Подвесьте на уровне его вытянутой руки несколько удобных для захватывания игрушек. Наткнувшись на одну из них, он вначалеудивленно замирает, потом начинает ощупывать и пытается тянуть к себе. Вэтих попытках заключены познавательный интерес, тренировка тактильных ощущений, укрепление мелких мышц пальцев. Упражнение кисти будет впоследствии иметь для ребенка универсальное значение: оно облегчит письмо, владение любым инструментом, любую работу. Вкладывайте попеременно в правую и левую ручки ребенка маленькие пластмассовые колечки, палочки с гладкой, шершавой, ребристой поверхностью, забирайте их у него и предлагайте снова. Пусть захватывает, трогает, удерживает.

С трехмесячным ребенком можно уже и побеседовать. Ребенок все больше и целенаправленнее интересуется звуками. Загремит ли колокольчик, раздастся ли телефонный звонок, он сосредоточится и ищет уже не только глазами, но и поворотом головы: "Откуда это? Что это?" Музыку, как доказали физиологи, он воспринимал уже во внутриутробном периоде, причемкогда звучала негромкая, мелодичная, вел себя спокойно, а при громкой, сподчеркнутыми ритмами ударных инструментов, резкими толчками давал мамезнать о своем неудовольствии или возбуждении. Такая музыка пугает и возбуждает его и сейчас, а спокойную, мелодичную можно давать послушать минут 10-15. Больше всех музыкальных инструментов пока нравится малышу человеческий голос: мамин или папин - ведь их он тоже часто слышал еще до рождения, они для него родные. И, бывает, когда ребенку не по себе, когда он плачет, стоит папе взять его на руки, начать что-то рассказывать, он успокаивается и затихает.

К окончанию 3 месяца жизни малыша он должен уметь:

Лежа на животе, поднимать голову на 45 градусов;
- провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см.

Возможно, также, ваш малыш будет уметь:
- смеяться и визжать от восторга;
- лежа на животе, поднимать голову на 90 градусов;
- твердо держать голову в вертикальном положении;
- лежа на животе, приподнимать грудь, опираясь на руки;
- держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
- переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
- произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания.

Режим дня 3 месячного ребенка

К трем месяцам большинство детей устанавливают для себя достаточно строгий дневной режим. Обычно это происходит так: ребенок просыпается примерно в одно и то же время каждое утро, ест, бодрствует какое-то время, засыпает, просыпается для полдника, за которым следует очереднойсон, ест, а затем в течение второй половины дня достаточно долго бодрствует и заканчивает день едой и сном. Если сон продолжается до тоговремени, когда родители сами собираются ложиться спать, его можно разбудить примерно в 11 вечера и покормить. Затем ребенок может проспатьдо раннего утра, ведь дети в таком возрасте уже способны спать непрерывно по 6 часов, а иногда и больше. Однако многие дети не приспосабливаются к какому-либо расписанию даже по прошествии 3 месяцев.Тогда вы можете попытаться сделать его жизнь более организованной. Купание, кормление и сон должны каждый день происходить примерно в одно ито же время. Попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями, поговорив с ребенком или поиграв с ним, прежде чем дать ему грудь или бутылочку. Его частые требования пищи могут быть скорее связаны со скукой: он уже не новорожденный и потому нуждается в более активном поведении.

Ночное кормление 3х месячного ребенка

Хотя некоторые дети к 3 месяцам уже не нуждаются в ночных кормлениях, большинство трехмесячных малышей, особенно те, кого кормят грудью, все еще требуют кормления 1-2 раза в течение ночи. Хотя ваш ребенок пока имеет полное право на одно кормление среди ночи, он не должен есть за ночь несколько раз. Вам нужно постепенно сокращать количество ночных кормлений и приучать его спать всю ночь. Вот как это можно сделать.

Увеличьте количество пищи, которую даете ему перед сном. Многие сонные дети засыпают до того, как они полностью наелись; помогите ему выпуститьвоздух, покачайте его или используйте еще какой-либо способ, чтобы разбудить, после чего продолжите кормление и кормите до тех пор, пока непочувствуете, что он съел достаточно.

Убедитесь в том, что вашребенок получает достаточно пищи в течение дня. Если это не так, то он может использовать ночные кормления для того, чтобы набрать недостающие калории. В таком случае обдумайте возможность более частых дневных кормлений в течение дня. Однако помните о том, что если некоторых детей кормить в течение дня через каждые пару часов, то у них вырабатывается привычка заявлять о себе круглосуточно.

Если ребенок просыпается и требует еду каждые 2 часа, попытайтесь растянуть перерывы между кормлениями. Не торопитесь давать ребенку еду по первому требованию, дайте ему шанс заснуть самостоятельно. Если он не заснет и хныканье перейдет в плач и крики, попытайтесь успокоить его не беря на руки, каким-либо способом. Если плач не прекратится в течение 15 минут, то возьмите его на руки, укачайте, приласкайте. Если вы кормите грудью, то успокаивающая тактика будет иметь больше шансов на успех, если вас сменит отец ребенка; совсем не просто отвлечь от еды грудного младенца, который видит и чувствует близость источника молока. Не включайте в комнате свет, избегайте громких разговоров или других источников возбуждения.

Развивающие занятия с 3 месячным ребенком

Не следует забывать о необходимости постоянных развивающих занятий с ребенком. Стремительно растущий головной мозг малыша нуждается в адекватной нагрузке и потому жадно впитывает любую информацию - будь то импульсы от кожных рецепторов, стимулируемых заботливыми и опытными руками массажиста, или сигналы от вестибулярного аппарата, атакующие мозговые центры маленького человека во время выполнения им рефлекторных упражнений. Все пойдет на пользу малышу.

Общение с представителями "самой гуманной профессии" в это время становится довольно интенсивным даже для тех родителей, чьи дети, в общем-то, здоровы. Ведь приближается время вакцинации - и довольно сложной. В три месяца малыш должен получить прививки против крайне неприятных инфекций -дифтерии, столбняка, полиомиелита и коклюша. Первые три заболевания продолжают оставаться смертельно опасными даже сейчас. Коклюш, конечно, не столь ужасен, но тоже ничего хорошего собой не представляет. С другойстороны, общепринятая ныне технология вакцинации против вышеозначенных инфекций не гарантирует от ряда неприятных, хотя и редких послепрививочных осложнений. И потому родителям не помешает побеседоватьс опытным специалистом.
Малыш по-прежнему продолжает расти - и хотя он делает это уже несколько медленнее, чем в предыдущие месяцы, темпы ростаи развития остаются все еще очень высокими. К концу четвертого месяца жизни масса ребенка увеличивается в среднем на 750 -800 граммов, окружность головы становится больше на 1-1,5 сантиметра, а груди - на 1,5-2 см. Линейный же рост ребенка увеличивается в среднем на 2,5 сантиметра.

Неутомимо развиваются аналитические центры головного мозга и вся нервная система в целом - для того, чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, достаточно сравнить навыки и умения четырехмесячного малыша с теми, что свойственны детям третьего месяца жизни. Конечно, мощность, с которой функционируют анализаторы ребенка этого возраста далека от 100% - например, органы слуха малыша пока что "умеют" дифференцировать лишь звуки, различающиеся между собой на несколько целых тонов, в то время, как годовалый ребенок улавливает разницу в десятые доли тонов. До сих пор еще не "заработала" в полном объеме возможность стереоскопической оценки окружающего пространства, только-только начался процесс тонкого распознавания запахов... Но в целом умения и навыки четырехмесячного малыша несравненно совершеннее и разностороннее, чем те, что имелись на момент рождения.

Растут исовершенствуются также и другие органы и системы ребенка - масса легкихв этом возрасте уже почти в два раза превышает таковую у новорожденных,и примерно во столько же раз увеличивается площадь легочной поверхности, на которой происходит газообмен в процессе дыхания. В 1,5 раза по сравнению с периодом новорожденности увеличились размеры поджелудочной железы, масса печени стала больше на целых 40-50 граммов... Малыш стал гораздо лучше справляться с перевариванием пищи - теперь он может спать практически всю ночь, поднимая родителей лишь на заре (кушать потому что хочется. Кстати, теперь у ребенка уже имеется более или менее оформленное представление о времени суток: по крайней мере день от ночи он уже отличает и суточные ритмы с соответствующими пиками и спадами активности ему также хорошо знакомы.

Анатомический и физиологический "прорыв", который совершила центральная нервная система ребенка в предыдущие три месяца, требует адекватной развивающей нагрузки - так что у неравнодушных родителей-энтузиастов забот в это время явно прибывает. Нужно осваивать новую массажную технику, новый гимнастический комплекс, интенсифицировать и усложнять стимулирующие воздействия на нервно-психическую сферу малыша. А это требует времени и сил - так что крепитесь, дорогие папы и мамы... В утешение можно сказать только одно: по сравнению с последующими нагрузками на Вас, нагрузки нынешние очень скоро покажутся незначительными

С диететикой же пока что все обстоит по-прежнему: четвертый месяц жизни не подразумевает введения в рацион малыша принципиально новой пищи - чего бы там не было написано на этикетках и упаковках продуктов детского питания.

Напоминаем, что самостоятельные домашние наблюдения и оценку развития ребенка в 3 месяца нужно проводить в определенных условиях. Иначе результаты такого обследования будут не вполне достоверными.

Развитие ребенка в 3 месяца. Положение «лежа на животе»

. В 3 месяца ребенок уже может поднимать голову на 45-90° над подстилкой и уверенно удерживать ее в таком положении минимум 1 минуту. При этом он опирается на оба предплечья, а его таз и бедрышки прижаты к поверхности и лежат ровно, то есть заметно разогнуты и слегка вытянуты.

Развитие ребенка в 3 месяца. Реакции и навыки

Медленно и аккуратно поднимите лежащего на спине малыша в сидячее положение. В 3 месяца в положении сидя он должен удерживать голову прямо примерно полминуты, но еще могут наблюдаться неустойчивость и покачивания головы из стороны в сторону.

Теперь опять положите малыша на спину и слегка потяните вверх за ручки так, чтобы он немного приподнялся (повис) над подстилкой. В таком положении его головка как минимум 2 секунды должна удерживаться на одной линии с позвоночником и только потом опускаться вниз.

Вообще для развития ребенка в 3 месяца характерно стремление удерживать головку вертикально при каждом изменении положения тела.

Возьмите малыша обеими руками под мышки спиной к себе (головку поддерживайте большими пальцами) и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность (это может быть обычный стол). В 3 месяца при соприкосновении с поверхностью , как будто он не может стоять.

Попробуйте немного наклонить тело ребенка вперед, перенести вес тела сначала на правую, потом на левую ногу. В данном случае развитие ребенка в 3 месяца значительно отличается от предыдущих двух месяцев. Рефлекторные шаговые движения (как будто малыш идет) и сопутствующее им попеременное выпрямление ног, которые вы могли наблюдать раньше, теперь проявляться не должны.

Положите малыша на спину. Возьмите какую-нибудь погремушку (лучше красного цвета и диаметром не менее 5 см), какое-то время подержите на расстоянии 25 см от лица ребенка и начните ее медленно передвигать.

Если он заметил погремушку, т.е. остановил на ней взгляд, зафиксировал, то должна наблюдаться реакция всего тела – оживленное движение руками и ногами, при этом оно уже не будет абсолютно хаотичным. В 3 месяца ребенок способен протянуть по направлению к погремушке обе руки с полуоткрытыми ладонями (как бы пытаясь ее ухватить) и даже может коснуться предмета (что возможно, но не обязательно).

Если что-то не получилось, попробуйте еще раз.

Развитие ребенка в 3 месяца. Взаимодействие с внешним миром.

Положите ребенка на спину. Подержите красную погремушку перед его глазами на расстоянии 15-20 см. Когда малыш поймает ее взглядом, спокойно и медленно доведите погремушку до поверхности, сначала в одну, затем в другую сторону.
Развитие ребенка в 3 месяца уже позволяет следить за погремушкой, двигая глазными яблоками от одного до другого угла глаза. При этом может поворачиваться и голова малыша, что, однако, пока не является обязательным фактором. В зависимости от обстоятельств этот опыт можно повторить несколько раз.

Ребенок лежит на спине. Позвоните колокольчиком один раз возле правого, а затем возле левого уха малыша так, чтобы тот его не видел. Остановка взгляда или движение ребенка свидетельствуют о том, что он прислушивается к звону. Эта реакция должна наблюдаться и с правой, и с левой стороны. Если малыш проявляет неудовольствие, повторите опыт, сделав звук «мягче», то есть отодвинув колокольчик на более отдаленное расстояние.

Развитие ребенка в 3 месяца. Речевые навыки и общение.

Улучите момент, когда ваш малыш находится в приподнятом настроении, положите его на спину, наклонитесь и обратитесь к нему, пообщайтесь с ним, делая паузы (минимум 10 секунд), чтобы ребенок в ответ тоже мог выговориться. Прислушайтесь, какие звуки он при этом использует.

Развитие ребенка в 3 месяца отличается произнесением первых слоговых цепочек: малыш выстраивает в ряд связанные между собой гласные звуки, особенно близкие к «е» и «и». Он может добавлять к ним согласные звуки, и тогда появляются звуковые образования типа ей-ейе, ей-ди, е-ве, ей-ге. Младенец может произносить эти «слова» не четко, какую-то часть из них будет сложно или даже невозможно воспроизвести.

Кроме того, в 3 месяца ребенок способен создавать и, так называемые, ррр-цепочки, когда звук “р” быстро повторяется несколько раз подряд и слышится как гортанный звук (как при полоскании горла). Обычно при произнесении такой ррр-цепочки малыш испытывает особую радость от образования собственных звуков.

Если непосредственно в момент наблюдения ваш ребенок упорно молчит или общается неохотно, постарайтесь вспомнить или специально при случае обратите внимание на то, какими звуками он выражает радость, удовольствие или неудовольствие.

Важным показателем развития ребенка в 3 месяца является, как ее принято называть, «социальная улыбка». Это значит, что малыш радостно реагирует на появление другого человека, он начинает улыбаться и оживленно двигаться. Обратите внимание, что в этом возрасте улыбку у ребенка может вызвать любой человек, младенец пока еще не различает близких и чужих людей.

Чтобы проверить эту реакцию, нужно наклониться над ребенком (сделайте это сами или попросите кого-нибудь из близких) и, улыбаясь, поговорить с ним, двигая при этом головой, т.к. появление «социальной улыбки» провоцирует именно движущееся человеческое лицо.

Первый год жизни является самым важным в развитии малыша. За такой короткий срок у ребенка появляются новые умения и навыки. Каждый день можно замечать в крохе что-то новое и интересное. Но самым показательным и заметным считается третий месяц. В это время появляются первые плоды того, что было заложено родителями в первые два месяца. Малыш привык к режиму дня и условиям жизни, он стал осознанно всматриваться в предметы и лица, интересоваться окружающим миром. Кроха проявляет свои эмоции, быстро развивается физически.

Малыш в 3 месяца

  • Хрупкое и нежное тельце новорожденного в три месяца стало выглядеть пухленьким, округлились щечки. На ножках и ручках появились складочки. Это результат нормального развития подкожно-жировой ткани.
  • Ребенок уверенно держит головку, даже лежа на животике. Да еще делает попытки приподняться, опираясь на ручки. В качестве нового умения демонстрируют, как могут переворачиваться со спины на живот.
  • К третьему месяцу малыш примерно в одно и то же время кушает и спит. Его организм привыкает к определенному распорядку дня и жизнь мамы в этом плане немного облегчается.
  • В этом возрасте ребенок начинает изучать мир, пробуя все на вкус. Он начинает тянуть в рот все, что попадает в ручку.

Рост и вес

Каждый месяц родители с малышом посещают поликлинику для контроля за развитием ребенка, а также изменениями в росте и весе. Существуют примерные стандарты показателей веса и роста. Они зависят от данных, которые были при рождении. Ориентировочно вес трехмесячного ребенка может быть от 3 до 6 килограммов, а рост — от 54 до 64 сантиметров.

На показатели роста и веса напрямую влияют способ и вид питания, а также генетическая наследственность. Существуют примерные таблицы прибавки веса и роста ребенка. Но их нельзя брать за основу, так как необходимо учитывать индивидуальные особенности, это, во-первых. А во-вторых, эти цифры будут существенно отличаться при грудном вскармливании и при искусственном. При грудном вскармливании и при качественном грудном молоке ребенок может набирать в весе от пятисот граммов до двух килограммов в месяц. Малыш сам определит, когда он наелся, его невозможно перекормить. Главное, позволить ему кушать столько, сколько он хочет.

Некоторые мамы тревожатся по поводу большого расхождения данных в таблице и показателей роста и веса своего крохи. Дети не могут все быть одинаковыми в развитии. Наблюдайте за малышом в течение дня, как он кушает, спит, играет, писает и какает, какое состояние кожи, волос и ногтей. Если в физическом плане все в порядке, ребенок не капризный и активный, то не стоит беспокоиться.

Рефлексы в три месяца

Определенные инстинкты и рефлексы появляются у младенца с первого дня жизни, и к трем месяцам некоторые их них должны угасать. Если же они не проходят, то это может говорить об определенных патологиях, связанных с нервной системой:

  • Попробуйте легонько пальцем прикоснуться к уголку рта малыша, он может повернуть головку в эту сторону и откроет ротик. Этот рефлекс называется поисковым;
  • При легком прикосновении к верхней губке ребенка, он образует губами что-то типа хоботка – это хоботковый рефлекс;
  • Если слегка надавить пальцем в середину детской ладошки, то ребенок приподнимает головку вперед и при этом открывает ротик – это рефлекс Бабкина.

Рефлекс сосания и ползания только активизируются в этом возрасте, потому что они являются неотъемлемым элементом развития малыша. И еще есть один защитный рефлекс у ребенка, который может сохраняться определенное время. При укладывании малыша на спину или во время поднятия ножек над опорой срабатывает рефлекс защиты от падения. В этот момент младенец растопыривает в стороны пальчики и вскидывает при этом ручки – это рефлекс Моро.

Что должен уметь

Слово «должен» здесь не очень подходит, так как каждый малыш развивается со своей скоростью. Просто одни это делают быстрее, а другие немножко позже. То, что один отлично делает в три месяца, другой может начнет в четыре. Строгих нормативов в этом вопросе нет. Главное, чтобы неврологическое состояние было в норме, а умения и навыки обязательно сформируются.

Физические умения

  • Малыш может уверенно и долгое время лежать на спинке, ему не нужна опора.
  • Ребенок реагирует на висящие над ним игрушки, пытается до них дотянуться и коснуться пальчиками. Он может подолгу рассматривать предметы, а также свои ножки и ручки, тянет их в ротик.
  • Малыш реагирует на голоса и звуки поворотом головы и взглядом. Он с интересом следит глазками за движением ярких игрушек.
  • Трехмесячный ребенок самостоятельно поворачивается со спины на бочок и на животик. Обучаясь этому умению, малыш еще и отталкивается ножками от близлежащей опоры (например, от бортика кроватки).
  • Опираясь на еще не окрепшие предплечья, малыш старается подольше находиться на животике и рассматривать окружающий мир, приподнимая головку и ножки. Такая процедура полезна для укрепления мышц спины, что в дальнейшем поможет самостоятельно сидеть, стоять и ходить.
  • Ребенок легко перемещается в горизонтальной плоскости кроватки. При помощи движения ручек и ножек он меняет свое расположение то в одну, то в другую сторону, причем делает он это всего за несколько минут. Такие перемещения в будущем пригодятся в овладении навыками ползания.
  • Попробуйте поставить малыша (конечно, поддерживая его) ножками на ровную поверхность и он обязательно начнет отталкиваться от нее. Это говорит об укреплении мышц ножек.
  • Ребенок в этом возрасте пытается соединять свои пальчики в замочек и сводить вместе ручки. Можно начинать учить прихлопывать ладошками (игра «Ладушки»).

Эмоциональные достижения

  • В возрасте трех месяцев родители замечают, что ребенок начинает показывать свой характер и эмоции.
  • Положительные эмоции у малыша проявляются в виде улыбок, смеха и даже повизгивания. Так он может реагировать на появление близких людей или хорошо знакомых домашних питомцев. А вот заплакать и испугаться он может при появлении посторонних и незнакомых лиц.
  • По характеру издаваемых ребенком звуков уже можно отличить его желания. Когда его надолго оставляют одного, то можно услышать хныканье для привлечения внимания взрослых. Малышу может быть одиноко и скучно, ему нужно к маме на ручки или просто увидеть родное лицо и услышать родной голос. Если на хныканье внимания не обращать, то оно перерастет в громкий плач – требование. Но стоит уделить малышу несколько минут, а иногда просто показаться ему на глаза, и он успокоится.
  • Малыш пытается произносить звуки, которые состоят не только из гласных, но уже и из согласных. У него формируются первые речевые навыки. Начните с ним говорить или петь и он будет отвечать на своем детском языке. Такие «беседы» деткам очень нравятся.
  • Большинство детей положительно относятся к купанию. В этом возрасте они готовы плескаться в воде хоть целый день. Особенное удовольствие доставляет разбрызгивание воды ручками и ножками.

Ребенок в любом возрасте, на любом этапе развития нуждается во внимании родителей и в похвале. Хвалите свою кроху почаще, за самое маленькое достижение.

В целях безопасности для жизни и здоровья малыша, ни в коем случае не оставляйте его без присмотра на высоких поверхностях (например, на кровати или на тахте, на пеленальном столике). Всего несколько минут без внимания взрослых может привести к падению ребенка и серьезной травме. Детская кроватка – это одно из безопасных мест для крохи.

К трем месяцам у ребенка продолжают активно развиваться органы слуха, зрения, обоняния и осязания, а также основные функции психики – мышление, эмоции, речь, память и восприятие.

Зрение

Малыш осознанно всматривается в различные предметы и пытается их подробно изучить. Для этого он использует не только зрение, но и пытается попробовать все на вкус, потрогать. Ребенок свободно переводит взор за передвигающейся фигурой, у него формируется предметное восприятие.

Слух

Развитие слуха происходит стремительно. Ребенок узнает голос мамы из десятка других, он реагирует на этот голос улыбкой. Он с легкостью узнает место воспроизведения звука и пытается найти его взглядом.

В этом возрасте можно развивать слух и восприятие при помощи музыкальных игрушек, ярких картинок или книжек с музыкальным сопровождением. Малыш изучает мир вокруг себя при помощи своих пальчиков, он пытается облизывать игрушки и подолгу их рассматривать. Все органы чувств имеют большое значение в развитии ощущений.

Эмоции

Ребенок в трехмесячном возрасте произносит свои первые «агу». Активным гулением он выражает свои положительные эмоции. В ребенке ярко проявляется «комплекс оживления». Он выражает свои эмоции всеми ему доступными способами – звуками, активными движениями, подергиванием ножек и ручек, мимикой. Малыш осознанно и открыто улыбается родному человеку.

Питание и сон

В первые два месяца основное время малыша состояло из сна и кормлений. Сформировался уже определенный распорядок дня. На третьем месяце жизни режим дня немного поменяется, так как малыш больше времени будет бодрствовать. Но основное расписание сохраняется, оно позволит маме распланировать свое время и выполнить домашние дела.

Большую часть суток (около семнадцати часов) по-прежнему занимает сон малыша. В ночное время ребенок может спать примерно десять часов, а в дневное время он спит четыре раза.

Малыши, которые находятся на искусственном вскармливании, питаются молочной смесью в соответствии с инструкциями на упаковке (по объему смеси и количеству кормлений). При грудном вскармливании деток кормят по требованию, независимо от интервалов между кормлениями. Малыш съедает столько молока, сколько захочет и сколько ему требуется.

Активное изучение ребенком окружающего мира немного изменяет процесс грудного кормления. Малыш постоянно отвлекается, поворачивает голову, чтобы что-то или кого-то увидеть. Не съедает необходимый объем молока. Из-за такого поведения ребенка у мамы происходят изменения в процессе лактации. Иногда ей кажется, что сократилось количество молока и необходимо начинать прикорм.

Этот период необходимо переждать, через несколько дней приливы у мамы нормализуются. Необходимо только чаще давать грудь беспокойному малышу и лактация будет в норме. Не рекомендуется в такие критические моменты переходить на молочные смеси или фруктовые прикормы. Они абсолютно не нужны при грудном вскармливании. Молоко мамы обеспечивает ребенку полноценное питание.

В три месяца наступает момент развития любознательности. Малыш познает мир, для него интересно все, что его окружает и все, что он слышит. Дети этого возраста очень любят общение. Они слушают речь взрослых и произносят свои звуки, пытаясь что-то сказать или спросить. Это подходящее время для знакомства с первыми детскими стишками и потешками, веселыми песенками и прибаутками.

Малыш может продолжительное время слушать музыкальную мелодию или песенку. Он будет с интересом смотреть на яркие и большие простые предметные картинки. Показ картинок нужно сопровождать рассказом или песенкой, может быть отдельными звуками.

Разговаривать с ребенком необходимо в процессе одевания, купания, на прогулке и даже во время массажа. Четко произносите слово и показывайте предмет. Слушая детские песенки, такие малыши иногда даже пытаются по-своему подпевать.

В качестве игры подойдут различные упражнения для пальчиков. Для развития органов осязания можно дать подержать ребенку предметы из разных материалов (маленький мячик, мягкую поролоновую мочалку, что-то из его одежки, чтобы он почувствовал материал на ощупь).

Делая массаж или гимнастику, попробуйте рассказывать сказку или стишок. Укачивая кроху, не забывайте про колыбельные песенки. Эмоции мамы и ее состояние легко передаются ребенку. Голос мамы должен быть спокойным и ласковым. В такие моменты общения малыш не только развивается и получает новую информацию, но и чувствует материнскую любовь.

Что умеет делать ребенок в 3-х месячном возрасте?

  1. Малыш умеет узнавать лица папы, мамы, бабушки и тех людей, которые чаще всего находятся с ним в тесном контакте.
  2. Ребенок может протестующе кричать и хныкать, выражая тем самым свое недовольство.
  3. Для коммуникации с взрослыми ребенок использует гуление. По характеру гуления мама уже может определить настроение ребенка.
  4. Малыш отлично попадает ручками и ножками по игрушкам, вывешенным над кроватью.
  5. Малыш хватает игрушки ручками, а потом норовит попробовать их на вкус. Переживать не стоит, в этом возрасте ребенок все грызет и пробует на вкус, таким образом, познавая окружающий мир.
  6. Ваш малыш уже умеет переворачиваться, перекатываясь со спинки на бок. Также он уверенно держит головку, пытаясь поворачивать ее, сидя на руках у мамы или папы.
  7. Ребенок умеет упираться ножками в горизонтальную поверхность, когда один из родителей поддерживает его.
  8. Умеет смеяться, учится фокусировать взгляд на одном предмете.

Физиологическое развитие ребенка

К этому месяцу жизни ваш кроха значительно подрос и прибавил в длину около 3 см, а его вес увеличился на 700-800 грамм. Любимая поза малыша - лежание на животике, во время которого ребенок старается самостоятельно держать головку и делает первые неловкие попытки ползать, тренируя мышцы. Его действия становятся осознанными, и, если ребенок хочет что-то увидеть, то он ловко переворачивается со спинки на бочок.

Самым интересным занятием в этом возрасте становится познание своего тела: ребенок рассматривает свои ручки, сжимает кулачки, сосет пальчики на ногах. Стоит поощрять такой интерес и вывешивать перед малышом музыкальные игрушки, которые малыш будет охотно хватать ручками.

Игрушки помогут ребенку занять свободное время, ведь периоды бодрствования значительно увеличились, достигая 1,5-2 часов.

Психоэмоциональное развитие ребенка

К третьему месяцу развитие психики и эмоций малыша достигает своего пика, ведь ребенок уже очень активный. Родители уже должны заметить следующие изменения:

  • Зрение становится лучше, малыш умеет фокусировать внимание на одном предмете. Проведите простой тест: возьмите яркую игрушку и покажите ребенку, а потом медленно отведите ее вправо и влево. Он следит за игрушкой глазками? Если да, то все в порядке! Но после такого теста малыш обязательно захочет подержать и погрызть яркую игрушку, поэтому не оказывайте ему!
  • Изменяется слух, становясь более чувствительным. Ребенок уже умеет узнавать голоса папы и мамы, при громких звуках он начинает плакать, реагирует на звуки, доносящиеся из телевизора.
  • Обоняние и вкус. Малыш ярко реагирует на различные запахи и уже умеет различать вкус маминого молочка. Если молоко горчит, то кроха откажется сосать грудь.

Наравне со слухом и зрением у ребенка развивается осязание и хватательный рефлекс, новыми изменениями малыш наслаждается, с удовольствием рассматривая лица родителей, игрушки и картинки.

Также к этому возрасту у ребенка пропадет ряд младенческих рефлексов: малыш не делает губки трубочкой, если прикоснуться к верхней губе, и не открывает ротик, когда мама надавливает на его ладошку.

Рост и вес 3-х месячного ребенка

В нижеприведенной таблице (Таблица 1) вы можете посмотреть, как развивается ребенок на 3 месяце жизни. Обратите внимание на то, что данные для мальчиков и девочек разнятся.

Речевые навыки и их развитие

Малыш уже отлично вас слышит и видит, поэтому настало время развивать речевые навыки. Ребенок пока издает отдельные звуки и гулит, но вы уже можете делать ряд развивающих упражнений:

  • Надувайте щеки и делайте забавные движения губами и наблюдайте, как малыш будет стараться их повторить.
  • Проговаривайте простые звуки и сочетания: «агу», «абу», «ма», «па», «ба», «бу», «га-га», «о-о» и другие.

Ваш малыш будет радостно реагировать на такое общение, интенсивно размахивая ручками и «бегая» ножками.

Питание и сон

Как мы уже говорили, часы бодрствования стремительно увеличиваются, но кроха спит в сутки около 17 часов. Вообще, мамочка должна взять на заметку, что возраст 3 месяца - переломный момент, во время которого мама должна сформировать режим дня. Можно научить малыша спать по 10 часов ночью, а остальные 7 распределять на дневное время. Так у мамы появиться больше времени для собственного сна!

Питание ребенка в этом возрасте сведено к сосанию грудного молока, первый прикорм вводить еще рано.

Развивающие игры и упражнения

Когда малыш перешагивает 3-х месячный рубеж, начинается время активного развития, которое нельзя упускать. С 3 до 6 месяцев развивающие процедуры состоят из нескольких этапов:

  1. Физическое развитие.
  2. Эмоциональное и речевое развитие.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Развивающие игры.


Физическое развитие заключается в выкладывании малыша на животик, его переворачивании, а также помощи в первых попытках ползти. Ежедневно, если вы не посещаете массажиста, стоит самостоятельно делать легкий массаж для малыша, дополняя его такими процедурами:

  • Для снижения тонуса легко сгибайте и разгибайте ручки и ножки малыша.
  • Уделяйте купанию минимум 10-15 минут в день. Приобретите специальный круг, в котором ребенок сможет свободно плавать в воде.
  • Старайтесь редко практиковать тугие пеленания.
  • Повесьте на кроватку яркие игрушки, за которыми ребенок будет тянуться. Это полезно как для физического развития, так и для зрения и моторики.
  • Для развития моторики мягко разминайте пальчики малыша, сжимайте их в кулачок, давайте ребенку в ручку легкие погремушки.

Упражнения для речевого развития мы приводили выше, для эмоционального развития играйте с малышом в прятки, закрывая свое лицо ладонями, показывайте ребенку яркие картинки. Особую роль в развитии органов чувств и эмоций малыша выполняют развивающие игры:

1. Позвоните в колокольчик, включите приятную музыку или запись с пением птиц. Малыш обязательно будет искать источник звука.

2. Пойте песенки, в конце каждой песни делайте ребенку сюрприз: хлопайте в ладоши, слегка подпрыгните, сделайте «ку-ку». Уже через несколько дней малыш будет радостно реагировать на пение, зная, что в конце его ожидает сюрприз.

3. Насыпьте в глубокую миску муку и опустите туда ручки малыша, покажите, как мука просыпается сквозь пальцы.

4. Надувайте мыльные пузыри, за которыми ребенок будет с удовольствием наблюдать.

Занимайтесь с малышом по 20-30 минут в день, разделяя это время на 3-4 занятия, чтобы не утомлять ребенка!