Возрастные кризисы у детей до года. Как пережить возрастные кризисы ребенка? Скачок развития - что это

В этой статье:

Анализ развития детей в возрасте до года-полутора лет подтвердил тот факт, что скачки и кризисы возрастного развития напрямую связаны с переменами в мозговых волнах. До полутора лет у ребенка происходит 8 возрастных кризисов , каждый из которых приходится именно на период изменения излучения головного мозга.

В каждый из упомянутых периодов ребенок делает ощутимый скачок в развитии. До года у детей таких скачков не особенно много, но нужно понимать, что не все они были изучены в связке с совершенствованием головного мозга. Скачки (кризисы) психического становления могут не совпадать со скачками роста. Именно последние преобладают в количестве.

Что происходит с ребенком?

Каждый кризис для ребенка и его родителей наступает внезапно. Изменения начинаются в нервной системе крохи, что сопровождается освоением нового навыка. Так, например, на восьмой недели жизни у малыша появляется навык
распознавания «узоров», что существенным образом сказывается на его поведении.

Именно эта способность позволяет малышу улучшить все то, что он умел делать раньше, помогает ему в постижении новых вещей. На практике это выливается в пристальное внимание ребенка к встречающимся на его пути «узорам» в парке из ветвей деревьев, например, или в комнате на закате, когда образуются причудливые игры теней.

Как узнать о новой фазе?

Главным признаком скачка у детей станут продолжительные плаксивые периоды. Во время такого кризиса успокоить малыша крайне непросто, что становится для многих мам причиной волнения. Им кажется, что малыш заболел, чувствует дискомфорт, некоторые из них испытывают гнев и раздражение в ответ на «вредность» крохи. Дети, переживая очередной кризис, не желают слезать с рук мамы.

Первые изменения и их количество

Трудные периоды, во время которых малыш делает скачок в развитии, наступают у всех в одно и то же время. Их насчитывается восемь. Протекают они в первые 14 месяцев, причем первые три – в период до года. Сначала они короткие, затем становятся немного длиннее.

Чтобы правильно высчитать момент наступления первого кризиса, нужно понимать, родился ли малыш в срок, раньше или позже него. Так, например, если кроха появился на свет на 2 недели позже срока, то начинать отсчет нужно на эти же 2 недели раньше. Если кроха родился на 3 недели раньше срока, то начинать считать нужно будет на 3 недели позже. Эти отличия также лишний раз подтверждают, что кризисы имеют прямую связь с излучениями головного мозга.

Это не обойдет стороной ни одного ребенка

Календарь развития каждого ребенка в определенные моменты предусматривает кризисы - это понятно и от этого никуда не деться. Так запланировано природой. Дети
становятся капризными и вредными независимо от того, какой характер они демонстрировали до этого.

Примечательно, что деткам с трудным характером пережить кризисы сложнее, чем малышам спокойным, с так называемым непроблемным нравом. Непросто будет и их мамам. От них потребуется еще больше выдержки и терпения. Малыш будет нуждаться в заботе и ласке, испытывает потребность узнать как можно больше нового. Не получится избежать и первых конфликтов с мамой.

Окончание кризисного состояния

Рано или поздно календарь развития малыша наладится и кризисы минуют. Кроха станет спокойнее и покладистее. Если за ним понаблюдать, то можно будет увидеть, что вместе с завершением кризисной волны появились и новые навыки. Ребенок не только стал вести себя адекватно, но и многому за это время научился. Налицо очередной скачок в развитии малыша до года.

Именно в этот период привычный мир детей переворачивается с ног на голову. Ему кажется, что все вокруг поменялось, но он не понимает, как именно. Дети боятся скачков не меньше родителей. Перемены кажутся им чем-то особенным. Они не знают, что делать, теряют аппетит, сон, стараются быть как можно ближе к человеку-гаранту своей безопасности - маме. Именно так и ведут себя малыши.

Новые способности - новые возможности

Каждый новый навык нужен ребенку для того, чтобы лучше изучать окружающий его мир. Ребенок учится использовать способности, которых раньше у него не было. Каждую из них уместно будет сравнить воротами в новый мир, которые они открывают.

У каждого ребенка свои приоритеты, основанные на предрасположенностях, предпочтениях, типе характера, наконец. Если один знакомится с миром, пробуя на вкус и на ощупь все, что встречается на пути, без разбора, то другой сосредоточенно изучает вещи по отдельности. Каждый малыш уникален.

Помощь в учении принимается

Если есть возможность помочь ребенку в освоении окружающего мира, то не стоит ей пренебрегать. Только родители смогут ему показать все то, что приведет к проявлению его личного потенциала. Не только ребенок готов
устанавливать приоритеты. Вслед за ним могут открыть двери в мир и родители, черпая для себя в нем что-то новое, интересное, необычное.

Каждая мама и каждый папа уникальны так же, как и их ребенок. Поэтому именно взрослый может обратить внимание малыша на то, что сам он, возможно, пропустил бы мимо глаз и ушей. Именно мама или папа помогут крохе осваивать мир вокруг, деликатно обращая его внимание на то, что он пропустил. Таким образом учение будет проходить интереснее и быстрее.

Конфликтные ситуации с ребенком

Казалось бы, о каких конфликтах может идти речь с ребенком до года? Тем не менее они бывают и к ним нужно быть готовыми. Когда кроха осваивает что-то новое, ему порой приходится отказываться от привычного. Так, например, ему может казаться, что мама будет носить его на руках вечно, даже несмотря на то, что он научится ходить сам. Также он может ожидать помощи в уборке игрушек, хотя вполне может это делать сам, как только научится ползать.

Каждая новая фаза в жизни ребенка до года делает его более самостоятельным и приспособленным к жизни. Это понимают все, в том числе и родители, и именно это может вызывать первые маленькие конфликты – чаще между мамой и младенцем, желания которых периодически не совпадают.

Отдых после кризиса

Когда сложная фаза проходит, между ней и новой фазой наступает пауза - счастливая пора. Именно в это время мамы отдыхают от капризов малышей и вместе с ними наслаждаются новыми достижениями. Кроха занят тем, что пользуется новым навыком, а мама умиротворенно за ним наблюдает. Это идиллия, но длиться она будет недолго. Календарь развития предусматривает очередные скорые изменения, ведь для того, чтобы развиваться, малышу нужно трудиться, и он это делает со всем усердием.

Играть по часам - неестественно

Если ребенку дано самостоятельно решать, когда получать заботу и внимание взрослых, то из недели в неделю это будет
меняться. Во время очередного кризиса он будет нуждаться в близости мамы, в потребности вместе с ней осваивать что-то новое. Именно поэтому в этот период проводить игры всегда в определенное время противоречит природе ребенка.

Малыш может нуждаться во внимании в любое время, в том числе и в то, которое не было запланировано раньше. Нельзя предвидеть такие моменты, но нужно быть к ним готовым и всегда находиться рядом с крохой.

Первый кризис - 5 неделя: печали и радости

На четвертой или пятой неделе в жизни крохи происходят очередные изменения, которые становятся причиной нового кризиса. Органы чувств активно развиваются – малыш сталкивается с чем-то новым и непонятным для себя. Ему страшно, он растерян, поэтому кричит и требует, чтобы все было так, как раньше.

Единственный человек, которому он в это время доверяет - это мама. Она должна быть рядом как можно больше, не лишать кроху телесного контакта. Продолжаться это может как один день, так и всю неделю.

Родителям нужно знать, что если на четвертой-пятой неделе малыш больше, чем обычно, требует грудь, то у него произошел первый скачок в развитии. Когда он ест грудное молоко, он чувствует себя защищенным.

Малыш в это время требует к себе повышенного внимания и ласки. Некоторые из матерей обращаются за помощью к
специалистам по грудному вскармливанию, считая, что процесс нарушен. Они ошибочно предполагают, что у них не хватит молока, чтобы кормить ребенка так много в течение дня, и не понимают, что кризис скоро закончится, а их задача - продолжить грудное вскармливание.

Вторая фаза – 2 месяца

Примерно в середине седьмой – начале восьмой недели первого года жизни у малышей наступает вторая кризисная фаза. В этом возрасте у них появляются новые способности, улучшается работа органов чувств. Кроха лучше слышит, чувствует запахи, ощущает вкусы. Все это для него необычно, поэтому единственное, чего он хочет, это вернуться назад к маме, спрятаться у нее на груди и чувствовать себя в полной безопасности.

В этот период малыши становятся капризными, вялыми, раздражительными. Успокоить и снять их внутреннее напряжение сможет только тесный телесный контакт с родителями.

12 неделя - последняя фаза до года

На 11-12 неделе у ребенка до года наступает третья кризисная фаза развития. Кроха учится по-другому воспринимать окружающий мир. Он меняет отношение к игрушкам, окружающим. Конечно, это произойдет не за час и не за день. Для этого малышу понадобится время.

Мир ребенка становится более дисциплинированным, как только он начнет понимать, что изменения перманентны и неизбежны. На 12-й неделе кроха к ним понемногу привыкает и начинает даже воспринимать их с радостью.

Ребенок уже подсознательно чувствует, что изменения дарят ему новые возможности. Что все вокруг меняется и он вместе со всем движется вперед. Именно поэтому на 11-12 неделе скачок в развитии может выражаться не плачем и страхом, как обычно, а, наоборот, показательным спокойствием, которое станет предвестником перемен. Последняя фаза может продолжаться от одного дня до недели.

Скачок роста - это очередная ступень развития в жизни ребёнка. За первый год жизни маленький человечек развивается с необыкновенной скоростью, приобретает множество навыков. В первые 12 месяцев жизни груднички вырастают примерно на 25 сантиметров, а их вес удваивается. Малыши удивляют своих близких непрестанным развитием физических способностей: ещё вчера кроха не мог перевернуться с живота на спину, а сегодня уже катается по всему полу. А завтра захочет сам есть ложкой.

«Ай, что со мной происходит?»

Стремительное развитие касается как тела, так и мозга: нейронных связей становится всё больше, интеллект грудничка растёт. Учёные выяснили, младенцы развиваются не равномерно, а скачками. Это происходит потому, что для роста организму необходимо много, даже очень много ресурсов. В одну прекрасную ночь - раз! - и ребёнок становится выше на 2-4 мм. А всё благодаря "накопленным" силам. Именно такие процессы и называют скачками роста у детей до года.

Нормы роста и веса ребёнка до года

ВЕС РОСТ

Возраст Низкий показатель Норма Высокий показатель Н. показатель Норм. В.показатель
0 ≤ 2,8 3,3 3,7≥ ≤ 45,3 47,1 53,0≥
1 ≤ 3,6 4,3 5,5≥ ≤ 49,7 52,3 57,5≥
2 ≤ 3,8 5,0 6,7≥ ≤ 52,9 55,8 60,9≥
3 ≤ 4,4 5,7 7,6≥ ≤ 55,5 58,7 63,9≥
4 ≤ 4,9 6,3 8,1≥ ≤ 57,7 61,1 66,5≥
5 ≤ 5,5 7,0 8,9≥ ≤ 59,5 63,9 68,6≥
6 ≤ 5,8 7,4 9,4≥ ≤ 61,1 66,1 70,4≥
7 ≤ 5,9 7,7 10,0≥ ≤ 62,6 67,4 72,0≥
8 ≤ 6,4 8,0 10,3≥ ≤ 63,9 68,8 73,4≥
9 ≤ 6,6 8,3 10,6≥ ≤ 65,2 70,2 74,9≥
10 ≤ 6,8 8,6 11,0≥ ≤ 66,4 71,9 76,5≥
11 ≤ 7,0 8,8 11,3≥ ≤ 67,6 72,8 78,0≥
12 ≤ 7,2 9,0 11,6≥ ≤ 69,0 74,2 79,3≥

Психическое и эмоциональное развитие грудничка чаще всего происходит независимо от физического. Ребёнок не понимает, что с ним творится, а потому становится более капризным, требует большего внимания, чаще просится на ручки, беспокойно спит, отказывается от груди или смеси, либо, наоборот, ест чаще и больше обычного.

Мамы, разумеется, обеспокоены: может, у крохи вот-вот вылезут зубки? Или он устал? Беспокоит животик? Надоела игрушка? Проголодался? Замёрз?

Оказывается, что ребёнок совершенно здоров, но испытывает серьёзный дискомфорт из-за растяжения мышечной ткани, сосудов. Развитие нервной системы тоже требует энергетических затрат - поэтому, кстати, новорождённые обычно помногу спят. Малыш в период кризиса может казаться вредным и капризным - но родителям просто необходимо поддержать своего кроху в это непростое время. Тем более что зачастую кризис длится не больше недели, иногда пару дней.

Признаки скачка роста у грудничка

В периоды кризисов у деток интенсивнее проходят процессы в коре головного мозга. Матери нетрудно будет понять своё чадо, если она вспомнит странное состояние в период предменструального синдрома, когда накатывают раздражительность, плаксивость, уныние - эмоции, никак не связанные с логическими доводами. Хочется укрыться подальше от всех. Так же и грудничку хочется найти покой в маминых объятьях.

Что же делать?

Когда малыш рождается, требуется время, чтобы чадо привыкло к своим родителям и наоборот. Можно сказать, что происходит "притирка" . Проходят дни, недели - в семье формируется свой образ жизни, свой режим. Все, в общем-то, довольны. И вдруг очередной скачок роста - и кажется, что всё возвращается на круги своя: приходится "с нуля" друг друга узнавать и привыкать.

Важно помнить, что ребёнку самому тяжело в этот период. Он особенно нуждается в поддержке родителей, которые уверены в своих действиях. Мама и папа не напуганы, не растеряны, а спокойны, по-прежнему внимательны и заботливы. Так они дают понять крошке: "Не переживай, мы любим тебя весёлым и грустным, спокойным и не очень. Всё в порядке. Мы всегда готовы помочь".

Возьмите на заметку

3-месячный малыш, до сего момента спавший почти всю ночь, вдруг проявляет беспокойство, требует укачивания перед сном, часто пробуждается. Ребёнок не рождается со способностью засыпать самостоятельно. А в указанный период как раз устанавливается физиологическая стабильность. Как смягчить этот кризис? Старайтесь с рождения малыша комбинировать способы засыпания: то у груди, то на руках, то в коляске - так у ребёнка не возникнет привыкания лишь к определённому "ритуалу".

Скачки роста у детей до года. Календарь по неделям

Напомним, что из "сложных" 2-5 недель, указанных в календаре, с грудничком будет трудно иногда лишь пару дней, а иногда одну или несколько недель.

Периоды скачков в развитии ребёнка по месяцам выглядят так:

1 Новорождённый испытывает так называемую "тоску по утробе", он всё ещё надеется вернуться в более привычный, комфортный для него мир. С другой стороны, он начинает требовать больше впечатлений: одному малышу хочется слушать различные мелодии, другому - рассматривать картинки или предметы, а третий жаждет долгих ласковых поглаживаний. Кроха становится более активным слушателем и наблюдателем, его взгляд словно проясняется. Родители лучше начинают понимать сигналы "нравится" - "не нравится". Появляются первые улыбки.
2 Младенец хочет быть с мамой - постоянно. Новые открытия вызывают интерес - и одновременно стресс. Рядом нужна она - самая близкая, заботливая, родная. Малыш начинает понимать, что есть он и отдельно - мир. Рассматривает свои ручки, ножки, экспериментирует с их "использованием". Хочет взять игрушку, но пока может по ней только бить. Его внимание привлекает всё больше разнообразных объектов: дверной звонок, развивающиеся занавески, мяуканье кошки, включенная лампа, шелест листвы. Издаёт звуки, сам себя слушает. "Общается" с игрушками.
3 Грудничок учится плавным переходам, его движения уже не "заторможены" (например, когда он тянется к игрушке). Он чувствует, что собой можно управлять: телом, голосом, глазами, головой.
4 Данный скачок характеризуется резкими перепадами настроения. Ребёнок чаще просыпается по ночам (хотя, возможно, и без слёз), не хочет находиться в комнате один, требует безраздельного внимания. Физическая активность выходит на новый уровень: младенец сжимает игрушку, поворачивает, трясёт, пробует на вкус. Звуки тоже становятся сложнее.
5, 6 Появляется координация движений рук, ног и тела. Ребёнок делает открытие о том, что существуют дистанции, расстояния и что он в этом огромном пространстве - только крошка (пусть и довольно громкая). Его пугает исчезновение мамы из комнаты. И даже если малыш уже ползает, его беспокоит, что мама перемещается быстрее. Может появиться стеснение при незнакомых или малознакомых людях. Некоторые груднички больше играют с соском или соской, чем едят. Иногда нападает апатия. Из уст исчезают привычные звуки.
7, 8 Наступает время серьёзных исследований: например, младенец может сосредоточенно растирать пюре между пальцами или внимательно рассматривать хлебную крошку. Активно развиваются речевые навыки. Малыш частенько цепляется за мамину одежду. Происходит резкое разграничение на "своих" и "чужих". Грудничок ревнует маму ко всему, всячески пытается удержать её возле себя: то криком и нытьём, то прижиманием и поцелуями. Может проявляться вялость и безразличие к окружающему. У многих младенцев пропадает интерес к еде либо начинаются капризы во время кормления.
10 Тяга к разбрасыванию вещей достигает пика. Ребёнок хватается за маму, даже если она никуда не уходит. Требует не просто присутствия, а безраздельного внимания. Возможны:
  • апатия;
  • протесты против смены подгузника или переодевания;
  • ревность;
  • перепады настроения;
  • потеря аппетита;
  • тревожный сон.
12 Годовалый ребёнок отличается невероятным любопытством. Причём интересна не своя игрушка, а соседская. А как интригуют различные предметы в руках мамы и папы! Карапуз способен разбить, сломать, испортить любую вещь, которая встретится ему на пути. И по-прежнему всё тянет в рот. Теперь, когда малыш перемещается сам, родителям следует проявить особую бдительность! И огромное терпение. Ребёнок хочет проявлять самостоятельность, но далеко не всё у него получается (например, ловить мяч). Это вызывает раздражение, крик. Та же реакция возникает на запреты: "Не трогай! Не бегай! Не делай так! Не кричи!". Помните: эмоции мамы удивительным образом влияют на поведение крохи.

Подводя итоги

Скачки характеризуются внезапностью – никогда не угадаешь, когда кризис начнётся, когда закончится. После двух-трёх изматывающих дней и ночей вы вдруг видите перед собой милое, улыбающееся чадо. Малыш самостоятельно играет, терпеливо ждёт вас во время сборов на прогулку, с аппетитом ест, сладко спит. А самое главное – обязательно приобретает какой-то новый навык: перевернулся с живота на спинку, стал уверенней держать ложку, неожиданно пополз. Разве это не награда для родителей за часы усталости и даже бессилия?

Календарей кризисов детей до года существует множество. Конечно, знакомиться с подобной информацией можно и даже нужно, но не стоит паниковать, если развитие грудничка вышло за рамки теории. Каждый ребёнок абсолютно индивидуален. И если развитие вашего крохи не вызывает никаких замечаний со стороны педиатра и других врачей - расслабьтесь и с удовольствием наблюдайте за возрастными изменениями своего чада. А ещё лучше купите альбом для записей о первых месяцах жизни - вашему ребёнку потом будет невероятно интересно почитать о самом себе!

Недавно общалась с одной опытной мамой. Говорили о развитии ребенка до года. Я жаловалась: «Малыш все время капризничает, целый день на руках…» «Не удивительно, у вас 19-ая неделя, очередной скачок!». Оказывается, малыши до года капризничают по расписанию! Вот это для меня настоящее открытие!


Закономерности развития ребенка до года

В общем, заинтересовалась я этой темой. И вот какую информацию откопала. Развитие ребенка до года происходит скачками. Это касается и физического и психического развития. Исследования доказали, что периодизация развития ребенка соответствуют по времени изменениям в мозговых волнах. Кстати, скачки психического развития малышей до года часто не совпадают со скачками роста, которых больше.


Стадии развития ребенка до года

Трудные периоды наблюдаются у всех малышей в одинаковом возрасте. И стадии развития ребенка до года следуют по такому расписанию: 5, 8, 12, 19, 26, 37, 46, 55, 64, 75 недели жизни.

Кризисы развития детей не проходят бесследно. В такие моменты малыши часто бывают плаксивыми и капризными, управляться с ними становится труднее, чем обычно, они буквально «висят» на маме.

Когда во время скачка роста ребенок освоит что-то новое, ему придется оказаться от прежних привычек, а это не легко. Если малыш уже ходит, он не должен и дальше ожидать, что его будут продолжать так же носить. Когда он стал ползать, он сможет самостоятельно брать игрушки. С каждым скачком ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее.


Факторы развития ребенка до года

Трудный период проходит так же неожиданно, как и наступает. Для большинства матерей это время облегчения. Младенец стал самостоятельнее. Он постоянно занят тем, что пробует то, чему он научился совсем недавно. И малыш в восторге! Но это затишье ненадолго. Скоро придется пережить следующий скачок! До года их будет ещё очень много!

Грудное вскармливание

Во время скачков роста дети до года сосут дольше и чаще чем обычно для увеличения количества молока у матери, чтобы обеспечить потребности растущего детского организма. Что делать во время скачка развития? Просто кормите малыша до года так часто и долго, как ему нужно. Это поможет быстро увеличить количество молока. Грудь работает по принципу «спрос-предложениe», а значит, чем больше карапуз сосет, тем больше молока вырабатывается у матери. Несколько дней более частых кормлений приведут к увеличению количества молока и младенец вернется к более привычному «режиму» кормлений.

Показатели развития ребенка до года

Скачки роста до года можно измерить в сантиметрах и граммах. Чтобы не волноваться, хорошо ли растет и прибавляет мой ребенок, я нашла следующие параметры.

К 4-5 месяцам удваивается вес ребенка, к году – утраивается. Каждый месяц определить «нормальную» прибавку можно так: в первый полгода ребенок должен прибавлять по 800 г ежемесячно, а за второй - по 400 г.

Грудные дети в среднем вырастают на 2.5 см в месяц. В целом за год малыш должен вырасти на 24-27 см.

57183

Скачки роста у грудничков до года могут вызывать истерики и сильные капризы без повода. Наверняка каждая мама замечает, что даже если у маленького ребенка ничего не болит, настроение его может быть совершенно разным. Бывают недели, когда малыш готов веселиться часами без перерыва, а случаются такие периоды, когда капризам просто нет конца. Одни списывают это на погоду, другие на зубы и какие-то иные факторы. На самом деле все гораздо проще. Переменам настроения есть научное объяснение - все дело в скачках роста и развития, которые периодически переживает каждый ребенок.

То, что дети растут неравномерно, заметить нетрудно. Бывают дни и даже недели, когда нет значительной прибавки ни в росте, ни в весе, а потом вдруг показатели начинают неожиданно вновь увеличиваться. Точно также происходит и с психоэмоциональным развитием. Только в этой сфере скачки случаются гораздо чаще и с периодами физического роста они абсолютно не совпадают. Новые навыки появляются неожиданно, ребенок открывает мир с совершенно иной стороны. Все это напрямую связано с работой головного мозга и его переходами на "новый уровень".

Чем характеризуются скачки психоэмоционального развития?

Каждый из скачков развития обрушивается на ребенка словно шквал или ураган. Малыш в буквальном смысле слова "выбит из колеи" огромным количеством эмоций и впечатлений, однако остановить работу развивающего мозга невозможно. Думаете, например, просто понять, что мир вокруг тебя цветной или начать различать узоры?

Изучение банок на полке в магазине, шевелящихся веточек или даже рисунка на собственной одежде требует от малыша немало сил и в первое время он от этого очень устает. В дальнейшем, конечно, все это будет восприниматься как естественные процессы, но когда все вокруг новое - принять и освоить это не так-то просто.

Как понять, что ребенок переживает очередной скачок развития

Признаки, по которым можно определить приближение очередного скачка развития у каждого грудного ребенка индивидуальны. Кто-то и вовсе переживает их без видимых изменений. Однако в общем случае это:

  • неожиданные крики и капризы без повода;
  • требование внимания и постоянного физического контакта с мамой, по сути дела ребенок "не слезает с рук";
  • ухудшение аппетита и проблемы со сном;
  • настороженное отношение к посторонним людям.

Некоторые мамы начинают бить панику и считают, что их ребенок чем-то заболел или просто капризничает. На самом деле такое поведение - вполне естественно. Ведь обнаружить, что мир устроен гораздо сложнее, чем казалось раньше, для малыша совсем не просто и он переживает эту ситуацию не без сложностей.

Когда ребенок переживает скачки психоэмоционального развития (календарь)

Несмотря на то, что каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе, скачки все переживают примерно в одно и то же время.

Всего до 1,5 лет они происходят 10 раз, начинаясь с: 5, 8, 12, 15, 23, 34, 42, 51, 60 и 72 недели. Продолжительность каждого этапа может быть от одной до нескольких недель.

Если ребенок родился раньше или позже срока, то отсчет стоит начинать не от фактического, а от теоретического момента. У недоношенных деток скачки развития происходят позже, чем у их сверстников, так как прежде чем переходить на новый этап мозг должен "дорасти" до нужного уровня. Календарь по неделям и месяцам поможет рассчитать скачки роста вашего ребенка. Таблица пиков развития подскажет что делать когда ребенок сильно капризничает и устраивает истерики.

Пики (подробно):

Можно ли избежать проблем, связанных со скачками развития

К сожалению или к счастью, скачки развития переживают совершенно все дети: и спокойные, и капризные, и те, кто с самого рождения проявляет силу характера. И у каждого с ними связаны определенные проблемы.

Бояться этого и стараться избежать не стоит - ведь только так ребенок может перейти на новый этап освоения мира. Кроме того, увидеть, что ваш малыш может гораздо больше чем раньше - достойная награда за капризы и связанные с ними проблемы.

Как помочь ребенку пережить скачки развития

Представьте, что вы неожиданно проснулись на чужой планете и вокруг - новый, совершенно неизведанный мир. Вряд ли при этом удастся чувствовать себя комфортно. То же самое случается с малышом, переживающим скачок психоэмоционального развития - новые эмоции, новые впечатления, новый взгляд на привычные вещи. Все вокруг неожиданно меняется.

Надежной опорой остается только мама, поэтому не стоит обижаться на ребенка за то, что он стремится быть рядом с вами, капризничает, просится на руки и требует внимания. В данной ситуации проявить терпение должны именно родители - ведь они не только старше, но и мудрее.

Старайтесь не только быть рядом с ребенком, но и поддерживать все его начинания. Возможно, именно так вы поспособствуете развитию уникальных способностей, которые в дальнейшем назовут талантом. К слову, будущие гении уже с детства проявляют себя и скачки развития у них проходят гораздо острее, чем у других сверстников. Правда, не стоит забывать о том, что совершать открытия самостоятельно всегда сложно. Поэтому можно аккуратно направить малыша и его внимание в нужном направлении. Ведь кто как ни мама чувствует его лучше других, на подсознательном уровне?

И еще один момент. Лояльно относитесь к тому, что график и распорядок дня после каждого скачка неожиданно меняется. В какие-то периоды ребенок захочет больше играть, когда-то наоборот - заниматься и "читать" книжки с мамой. Поэтому не нужно слепо следовать распорядку. Ребенок - это не ТВ-программа, где все четко и в определенное время.

Новая способность - новый мир!

После того, как ребенок становится беспокойным и капризным, родители начинают внимательнее за ним наблюдать и неожиданно вдруг замечают, что у него появились новые знания и навыки. То, чего раньше не удавалось добиться даже после долгих изнурительных занятий, например, научить собирать пирамидку или искать соответствующие картинки, приходит словно само собой.

Кроме этого, приятный бонус - после того, как малыш совершил новый скачок, он вновь становится веселым и активным, комфортно существуя на ставшем привычным для него уровне, проявляет самостоятельность, активно применяя новые навыки на практике. У мамы наступает "затишье и покой". Правда, так будет продолжаться недолго - ровно до того момента, как мозг не созреет для перехода на следующую ступень.

Личный опыт

Я от Макса за прошедшие 1,5 года получила бурю эмоций, капризов и истерик. Реагировала на них тоже далеко не спокойно. Сейчас я мастер спокойствия и понимания 50 уровня)))) Все думала зубки у нас режутся и магнитные бури. И никто ведь не подсказал. Особенно ярко выражены эти скачки у чувствительных, эмоциональных и темпераментных детей.

Ближе к году это истерики "мама не горюй", с неотпусканием в туалет, жуткими криками на морозе в -20 и дома если хотя бы что-то не так, как он думал, целыми днями на ручках...к году то я, конечно, подкачалась, а вот моя психика не успела.

Спокойные ангелочки в эти периоды могут лишь немного похныкать и мама не видит ничего особенного в их поведении.

Очень надеюсь, что вы эту статью прочтете вовремя и вам эта информация пригодится) Все же проще осознавать, что это какие-то скачки, а не ваш ребенок пытается вас свести с ума!

По книге Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward