Тест выбери нужное лицо. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Цель: Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации.

Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Оборудование: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Инструкция к выполнению : Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Анна: 10 лет, нарушений со слухом нет.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку +
7. Умывание Потому что он умывается +
8. Выговор Мама хочет уйти от него +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю пить молоко +

Анализ результатов: Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

У Анны средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Картинки к тесту для девочек:

Экспериментальный материал - 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом - печальное.

Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за другим. Предъявив ребёнку рисунок, учитель даёт инструкцию следующего содержания:

1. Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами".

2. Ребёнок и мать с младенцем. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом".

3. Объект агрессии. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?"

4. Одевание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается".

5. Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми".

6. Укладывание спать в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать".

7. Умывание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной".

8. Выговор. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?"

9. Игнорирование. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?"

10. Агрессивное нападение. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?"

11. Собирание игрушек. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки".

12. Изоляция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?"

13. Ребёнок с родителями. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) со своими мамой и папой".

14. Еда в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест".

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе (табл. 6-10).

Для опроса и тестирования был подготовлен раздаточный и тестовый материал в виде опросников, бланков, рисунков домиков. Применялись следующие методы психолого-педагогического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, опрос, тестирование.

Таблица 6

Протокол выявления тревожности у детей

Имя: Денис К

Высказывание

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Ему надоело играть

Гуляет с мамой

3. Объект агрессии

Хочет ударить его стулом

4. Одевание

Он пойдет гулять. Надо одеваться

5. Игра со старшими детьми

Потому что у него дети

Я всегда беру спать игрушку

7. Умывание

Потому что он умывается

8. Выговор

Мама хочет уйти от него

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

10. Агрессивность

Потому что кто-то отбирает игрушку

11. Собирание игрушек

Мама заставляет его, а он не хочет

12. Изоляция

Они не хотят играть с ним

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ним

14. Еда в одиночестве

Пьёт молоко, и я люблю пить молоко

Таблица 7

Имя: Павел П.

Высказывание

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

У мальчика отняли игрушку

2. Ребенок и мать с младенцем

Мама больше любит Колю

3. Объект агрессии

Мальчику больно

4. Одевание

Я всегда сам одеваю ботинки

5. Игра со старшими детьми

Они строят конструктор

6. Укладывание спать в одиночестве

Я тоже сплю с игрушкой

7. Умывание

Я не люблю умываться

8. Выговор

Мама его ругает

9. Игнорирование

Колю любят больше

10. Агрессивность

У мальчика отняли игрушку

11. Собирание игрушек

Мама не разрешает играть ему игрушки

12. Изоляция

Дети не ходят с ним играть

13. Ребенок с родителями

Это его мама и папа

14. Еда в одиночестве

Мальчик кушает один

Таблица 8

Имя: Оксана В.

Высказывание

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Девочка предлагает поиграть в мячик

2. Ребенок и мать с младенцем

Мы тоже так гуляем только с папой

3. Объект агрессии

Девочку хотят ударить

4. Одевание

Девочка пойдет гулять

5. Игра со старшими детьми

Мама играет с девочкой

6. Укладывание спать в одиночестве

Папа и мама смотрят телевизор

7. Умывание

Девочка моет руки

8. Выговор

Меня так тоже наказывают

9. Игнорирование

Папа играет с малышом

10. Агрессивность

Девочка хочет забрать игрушку

11. Собирание игрушек

Мама ругается

12. Изоляция

Дети прячутся от девочки

13. Ребенок с родителями

Я всегда гуляю с одним папой

14. Еда в одиночестве

Девочка села кушать

Таблица 9

Имя: Андрей Б.

Высказывание

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

С ним не хотят играть

2. Ребенок и мать с младенцем

А мой брат старше

3. Объект агрессии

Хочет его ударить

4. Одевание

Я тоже люблю гулять

5. Игра со старшими детьми

Мальчик с мамой играют

6. Укладывание спать в одиночестве

Мальчик идет спать один

7. Умывание

Я тоже люблю умываться

8. Выговор

Мама его ругает

9. Игнорирование

У мальчика есть младший братик

10. Агрессивность

Он не отдает ему игрушку

11. Собирание игрушек

Мама ругается на него за беспорядок

12. Изоляция

Это его друзья

13. Ребенок с родителями

Мама, папа и мальчик

14. Еда в одиночестве

Мальчик что-то кушает

Таблица 10

Имя: Алена Л.

Высказывание

Веселое лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Девочка хочет поиграть

2. Ребенок и мать с младенцем

Это мама, я и Оля

3. Объект агрессии

Он хочет ударить его стулом

4. Одевание

Девочка собирается на прогулку

5. Игра со старшими детьми

Мама с девочкой хотят поиграть

6. Укладывание спать в одиночестве

Я всегда сплю с куклой

7. Умывание

Девочка умывается

8. Выговор

Мама ругалась на нее

9. Игнорирование

У меня тоже есть сестричка

10. Агрессивность

Мальчик не хочет давать ей игрушку

11. Собирание игрушек

Девочка что-то нашла на полу

12. Изоляция

Они не хотят играть с ней

13. Ребенок с родителями

Мама и папа гуляют с ней

14. Еда в одиночестве

Девочка что-то кушает

Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (И.Т.) (табл. 11), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14) (рис. 3).

Таблица 11

Индекс тревожности ребенка

Имя ребенка

Уровень тревожности

Оксана В

Андрей Б

Рис. 3 Уровень тревожности младших школьников с ЗПР

Проективные рисуночные методики позволили выявить детей с эмоциональным неблагополучием, испытывающим тревогу, страх. Анализ исследования позволил составить портрет младшего школьника с задержкой психического развития, испытывающего множественные страхи: ребёнок тревожный, пугливый, напряжённый, со сниженной самооценкой, неуверенный в себе, не умеющий налаживать отношения со сверстниками, со сниженным настроением, не достаточно общительный, к окружающим людям проявляет подозрительность и недоверчивость, как правило, он из семьи с неблагополучным эмоциональном фоном.

Тревога - фундаментальная эмоциональная реакция человека, субъективно характеризующаяся ощущением внутреннего напряже­ния. Тревога связана с активацией вегетативной нервной системы и появляется у человека в ситуациях неопределенности и ожидания с непрогнозируемым исходом.

В норме тревога является ситуативной реакцией организма, моби­лизующей его физиологические ресурсы и обеспечивающей готов­ность к возможным «неприятностям». Если человек сталкивается с целой серией неопределенных ситуаций, то реакция тревоги стано­вится затяжной и может перейти в состояние тревожности. Такое со­стояние бывает характерно, например, для периода адаптации. На наш взгляд, неправомерно в один ряд с тревожностью ставить дет­ские страхи и общую невротизацию личности. Такая тенденция про­сматривается сейчас не только в работах психотерапевтов (9,22, 23) но и школьных психологов (35). Подобное сближение понятий пере­водит тревожность из ряда психологических категорий в патопсихо­логические, обедняя ее содержание.

В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревож­ность представляет собой специфическое эмоциональное состоя­ние - генерализованную беспредметную настороженность. Она свидетельствуете постоянном присутствии какого-то источника бес­покойства, который не осознается, не объективируется, не воспри­нимается в качестве фрустратора. Возникающее состояние тревож­ности может приводить к различным результатам: как способство­вать активизации деятельности, повышению сопротивляемости ор­ганизма, так и порождать ощущение беспомощности, бессилия, неу­веренности в себе. При определенном стечении обстоятельств тре­вожность может стать привычным состоянием, сопутствующим лю­бой деятельности, то есть перейти в разряд личностных свойств.

По отношению к первоклассникам вряд ли уместно говорить о тре­вожности как о личностном свойстве хотя бы в силу того, что в этом возрасте устойчивые личностные характеристики только начинают формироваться. Состояние неопределенности и ожидание перемен перед поступлением в школу, адаптация к новому образу жизни по­сле начала учебного года могут объективно повышать уровень тре­вожности детей, порождать неуверенность в себе, временно приво­дить к разбалансированности эмоциональной жизни в целом.

Тест Тэммл, Дорки, Амен (далее, тест Амен) может служить не только индикатором общего эмоционального состояния ребенка, но и позволя­ет определить источник напряженности. Тест опубликован (3, 29) и в настоящее время широко используется в работе с детьми. На 14-ти кар­тинках, предлагаемых ребенку, изображены типичные для его жизни эмоционально-положительные, эмоционально-отрицательные и неоп­ределенные ситуации. Ребенок выбирает грустное или веселое лицо для глазного героя картинки, исходя, обычно, из собственного самочув­ствия в подобных ситуациях. Не надо спрашивать у ребенка, как он по­нимает то, что изображено на картинке, так как даже при правильном восприятии речевое изложение увиденного может вызывать у него за­труднения. Не следует также и рассказывать ребенку о том, что проис­ходит на картинке. Объяснения психолога могут подводить ребенка к определенному ответу. Важно, чтобы ребенок ориентировался на соб­ственное понимание ситуации.

Обработка теста происходит посредством простого суммирования количества грустных лиц, выбранных ребенком. Полученный результат характеризует уровень его тревожности. Ответ может быть выражен как в сырых баллах, так и в процентах. Нормативные данные приведены для обоих вариантов (см. Приложение 1, 2). Для вычисления индекса тре­вожности в процентах следует сумму отрицательных выборов разделить на 14 (общее число ситуаций) и умножить на 100.

III зона - Средний уровень тревожности. Скорее всего, причин для беспокойства нет. Неопределенные ситуации воспринимаются ребенком в положительном ключе и не содержат эмоционально-дес­табилизирующего фактора. В этом случае дополнительный качест­венный анализ ответов не производится.

IVзона - Повышенная тревожность. Свидетельствует о постоян­ном присутствии какого-то беспокоящего фактора, которому ребе­нок вынужден противостоять. Действие беспокоящего фактора пока ограничено и еще не определяет общего самочувствия ребенка. Но все чаще ему приходится испытывать напряжение в тех ситуациях взаимодействия, в которых раньше он хорошо себя чувствовал.

Узона - Высокая тревожность. Свидетельствует о том, что ребенок не может адекватно справляться с возникающими жизненными трудно­стями и находится в состоянии эмоциональной дестабилизации.

В случае повышенной и высокой тревожности (IV и V зоны) необ­ходим качественный анализ ответов для определения тех сфер жиз­недеятельности, которые выступают источником повышенной трево­ги, осложняя и без того трудный период адаптации ребенка в школе.

Наши исследования показали, что на самооценку и общее эмоцио­нальное состояние первоклассников влияют не столько их реальные школьные успехи или неудачи, сколько характер взаимоотношений с взрослыми в школе и дома. Особенно значимой оказывается пози­ция матери. В дошкольном детстве основу взаимоотношений с мате­рью составляли эмоциональные контакты, дающие ребенку ощуще­ние поддержки, заботы и защищенности, а также удовлетворяющие его игровые потребности. При поступлении в школу ситуация может резко измениться. Доминантой в отношении матери к ребенку стано­вится контроль за его обучением. Вместо заботы, защиты, веселого совместного досуга ребенок вдруг сталкивается с исходящими от ма­тери критикой, принуждением, резким ограничением игр и развле­чений. По нашим данным, для подавляющего большинства перво­классников с повышенной тревожностью основным ее источником оказываются нарушение эмоционально-положительного контакта с матерью (до 90% случаев).

Для оказания помощи детям в этой ситуации можно обратится к методам работы таких опытных детских психотерапевтов, как, напри­мер, Снайдеры (37). Они показали, что в первую очередь в подобных случаях надо работать не с детьми, а с их ближайшим окружением: как только «убираются» внешние фрустраторы, эмоциональное со­стояние ребенка автоматически нормализуется. Таким образом, чрезмерно ответственным матерям необходимо объяснить состоя­ние ребенка, ориентировать их на более ласковое отношение к нему в этот период. Матери необходимо понять, что нельзя с ребенком за­ниматься только уроками: с ним нужно обсуждать и внешкольные дела, мать должна по-прежнему принимать участие в играх ребенка. Важно, чтобы сама мать была спокойной, так как ребенок может про­сто «заразиться» ее тревожным состоянием, не понимая его причи­ны. Если мать постоянно напряжена, фиксирована на школьных

успехах ребенка, то и он будет демонстрировать состояние повы­шенной тревоги. В тех случаях, когда матери после консультации психолога успокаивались и меняли характер своих взаимоотноше­ний с ребенком, его эмоциональное состояние через 2-3 недели приходило в норму.

Если индекс тревожности очень высокий, то при качественном анализе ответов можно обнаружить еще ряд типичных для 6-7-лет­него ребенка фрустраторов. Тип фрустрирующих ситуаций определя­ется в соответствии с содержанием картинок, на которые ребенок дал негативную реакцию (выбрал грустное лицо для изображенного персонажа).

Рисунок 1. Играющие дети. Эмоционально-положительная ситуация.

Эта ситуация воспринимается детьми как игра со сверстниками, а не с младшим ребенком (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если у него не складываются отношения с детьми (он с ними постоянно ссо­рится, другие дети часто его обижают), а также если родители стали резко ограничивать игры ребенка с друзьями из-за того, что надо учиться. Первую причину дети комментируют с трудом, а во втором случае - охотно поясняют: «Сейчас придет мама и будет ругаться, потому что не сделаны уроки.»

Рисунок 2. Ребенок и мать с младенцем. Нейтральная ситуация.

Рисунок вызывает негативную реакцию ребенка, если мать уде­ляет ему меньше внимания, чем сестре или брату (даже если они близнецы или старше ребенка по возрасту, несмотря на то, что на картинке изображен младенец). Первоклассник может чувство­вать себя обделенным вниманием матери и нелюбимым не только в тех случаях, когда мать больше занимается с малышом или часто ставит в пример более успешного и послушного брата (сестру), но и тогда, когда она вынуждена уделять много внимания отбившему­ся от рук подростку, нуждающемуся в постоянном контроле. Таким о6разом,любое,даже отрицательное внимание к другому ребенку, может служить причиной для ревности. Рисунок может восприни­маться отрицательно и в том случае, если у ребенка вообще нет братьев и сестер, но мать с большим уважением относится к ко­му-то из его друзей и постоянно ставит его в пример ребенку. Не­гативная реакция может быть вызвана постоянными сравнениями

ребенка с некоторым идеалом, несоответствие которому может глубоко им переживаться. В этом случае мать может часто упо­треблять выражения типа: «так хорошие дети не поступают» или «первоклассник должен уметь это делать» и пр.

Рисунок 3. Ребенок как объект агрессии. Эмоционально-отрица­тельная ситуация.

Положительно рисунок воспринимается активными, растормо­женными детьми (чаще мальчиками), которые умеют противостоять агрессии: драки, даже с друзьями, для них привычны и воспринима­ются как нормальный способ разрешения споров. Они любят демон­стрировать силу и хорошо себя чувствуют после подобного выясне­ния отношений.

Рисунки 4, 7,14. Одевание, умывание, еда. Нейтральные бытовые ситуации.

Рисунок 14 всегда воспринимается детьми как обычная ситуа­ция приема пищи, а не как еда в одиночестве (согласно стандарт­ному описанию методики). Рисунки вызывают негативную реак­цию, если родители «фиксированы» на опрятности, аккуратности и режиме, без конца поправляют ребенка и дела ют ему замечания: «причешись», «поправь рубашку», «застегни пуговицы», «вымой руки» и пр. Ситуация усугубляется, если ребенок медлителен, и его вдобавок ко всему начинают еще и подгонять. Кроме этого, ри­сунок 14 отрицательно воспринимается теми детьми, родители ко­торых излишне озабочены правильным питанием и заставляют ре­бенка есть то, что нужно, не считаясь с тем, какую пищу любит ре­бенок и хочет ли он есть вообще. Рисунок 14 иногда воспринима­ется детьми не как одна из бытовых ситуаций (прием пищи), а как самопортрет. В этом случае отрицательный выбор свидетельству­ет о негативной самооценке ребенка,особенно, если это сочетает­ся с выбором по Люшеру, в котором на первом (или втором) месте стоит черный цвет.

Рисунок 5. Ребенок играет с матерью. Эмоционально-положи­тельная ситуация.

В нашей практике абсолютно всеми детьми персонаж, который в ме­тодике обозначен как старший ребенок, воспринимается как мать.

Рисунок вызывает негативную реакцию, если мать сосредоточе­на только на учебе ребенка, запрещает или существенно ограничивает его игры, считая это занятием исключительно для дошко­льников, пустой тратой времени. Такие матери могут поощрять по­сещение кружков и интеллектуальные занятия, но только не обыч­ные детские игры.

Рисунок 6 - Ребенок играет один. Нейтральная ситуация.

В нашей практике рисунок ни разу не трактовался детьми как ситу­ация укладывания спать в одиночестве (что соответствует стандарт­ному описанию методики). Обычно дети описывают ее так: «Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок играет.»

Рисунок воспринимается отрицательно, если родители больше за­няты собой, своими делами, «игнорируют» ребенка, стараются от него отделаться («иди поиграй», «не мешай», «займись чем-нибудь, у меня нет времени» и т. п.).

Рисунок 8. Мать ругает ребенка. Эмоционально-отрицательная ситуация.

Положительно рисунок воспринимается избалованными, беспеч­ными детьми. Как правило, они комментируют свой выбор следую­щим образом: «мама сейчас поругает и забудет, снова будем играть», «мама просто так грозит, на самом деле она не сердится».

Рисунок 9. Ребенок и отец, играющий с малышом. Нейтральная ситуация.

Негативная реакция ребенка интерпретируется аналогично ин­терпретации Рисунка 2.

Рисунок 10. Ситуация соперничества. Эмоционально-отрица­тельная ситуация.

Воспринимается детьми как ситуация соперничества, а не как аг­рессивное нападение (что соответствует стандартному описанию методики). Рисунок воспринимается положительно активными, драчливыми детьми (и девочками, и мальчиками примерно одинако­во). Выбор веселого лица они комментируют так: «Здесь дети игра­ют, возятся.»

Рисунок 11. Ребенок играет. Нейтральная ситуация.

На рисунке 11, как и на рисунке 5, обычно дети видят игровую ситуацию, а не уборку игрушек (согласно стандартному описанию методики). Рисунок 11 оценивается отрицательно в том случае,

если ребенку не дают играть. Выбор грустного лица дети обычно комментируют так: «Мама пришла и говорит: «Хватит играть, иди делай уроки».

Рисунок 12. Изоляция, игнорирование ребенка другими детьми. Эмоционально-отрицательная ситуация.

Очень часто рисунок воспринимается положительно: ребенок объясняет, что дети играют. Негативно рисунок воспринимается только интеллектуально развитыми детьми и теми ребятами, кото­рых действительно не принимают в общие игры, что достаточно тяжело ими переживается.

Рисунок 13. Ребенок с родителями. Эмоционально-положитель­ная ситуация.

Рисунок воспринимается отрицательно, если нарушены взаимоот­ношения ребенка с родителями (эмоциональное неприятие, равно­душное отношение, частые наказания), а также когда родители кон­фликтуют между собой или со старшими членами семьи, а ребенок в этом невольно участвует. В последнем случае рисунки, на которых отец и мать изображены отдельно, ребенок может воспринимать нормально.

Определив сферы жизнедеятельности ребенка, в которых его эмо­циональное самочувствие оказывается нарушенным, необходимо, в первую очередь, работать не с ним, а с его родителями.

Попытки преодолеть тревожность детей путем постепенного приу­чения их к пугающим ситуациям (метод последовательной десенси­билизации, «отыгрывание» напряжения (29, с. 47-51), направлены на лечение симптома и оставляют без внимания его причину. Тре­нинги тоже мало чем смогут помочь, если ситуация дома останется прежней. К тому же тренинги далеко не так эффективны в смысле снятия тревожности и укрепления положительной самооценки де­тей. Дети могут уверенно себя чувствовать на тренинге и оставаться при этом неуверенными в жизни.

Работа с ребенком может стать эффективной только тогда, когда он приобретет хотя бы некоторую личностную автономию (не ра­ньше 3-5 класса). Первоклассник еще «симбиотически» связан с семьей, и особенно с матерью. Поэтому консультирование родите­лей оказывается более эффективным и менее трудоемким, чем не­посредственная работа психолога с детьми.

Существенную помощь тревожному ребенку может оказать так­тичное поведение учителя. На период адаптации к школе такому ребенку надо предоставить щадящий режим: спрашивать только с места и только домашние задания, не требовать ответа экспром­том, публично не критиковать, хвалить за достижения, разговари­вать в спокойной манере, избегая окриков и резкого повышения голоса. В противном случае эмоциональное состояние ребенка может в значительной степени усугубиться, а период адаптации может растянуться на полгода и более.

Необходимо обращать внимание и на детей с пониженной тревож­ностью {II зона), которые часто не замечают фрустрирующих воз­действий. Поэтому у них отсутствуют предупредительные мобилизу­ющие реакции в ситуациях с неопределенным исходом, вследствие чего они оказываются неподготовленными к быстрой перестройке своих действий. Только опытный и энергичный взрослый способен действовать экспромтом и не нуждается в подготовительной моби­лизации. Дети в этом нуждаются всегда.

Дети с пониженной тревожностью - это обычно инфантильные, избалованные, беспечные дети, не замечающие изменения ситуации и поэтому отличающиеся неадекватностью и инертностью поведе­ния. Они не могут вовремя остановиться, так как не замечают, что окружающим неприятно то, что они говорят или делают. Они оказы­ваются беспомощными, когда надо что-то сделать срочно, хотя, в це­лом, могут быть далеко не медлительными. Даже при общей добро­желательности они достаточно часто ссорятся со своими товарища­ми. Обычно не реагируют вовремя на замечания старших, не учатся на ошибках и повторяют действия, которые уже приводили к конф­ликтам и неприятностям.

В отношениях с такими детьми родителям и учителям потребуются терпение и последовательность в осуществлении контроля в прове­дении своих требований. Нельзя действовать авторитарно и резко: это формирует у детей защитную агрессию. Ребенок сможет пере­строиться только по мере привыкания к тому, что выполнять требо­вания взрослых надо обязательно. Установка реагировать на требо­вания окружающих - это первый шаг в развитии самоконтроля и са­мокорректировки действий. Попутно можно обсуждать с ребенком (доброжелательно, не ругая и не читая нотации) причины ссор и кон­фликтов, которых могло и не быть,если бы ребенок принимал во вни­мание настроение и желания партнера. Это будет способствовать

преодолению его крайнего эгоцентризма. Таких детей можно вклю­чать в тренинговые группы, направленные на развитие навыков об­щения и волевого самоуправления. Однако тренинги не дадут боль­шого эффекта, если родители будут по-прежнему непоследователь­ны в своих требованиях и в осуществлении контроля за ребенком.

Если при низкой тревожности у ребенка предполагается наличие ММД (см. тест Тулуз-Пьерона), то в первую очередь необходима кон­сультация с невропатологом. Как показали последние исследования, проведенные в Институте мозга человека (лаборатория Ю. Д. Кропо-това), при наличии ММД в силу особенностей нейродинамики преду­предительное реагирование ребенка оказывается вообще невоз­можным. В этом случае без лечения и последующей нормализации мозговой деятельности изменить что-либо в манере поведения ре­бенка исключительно трудно.

При пониженной тревожности не всегда имеет место описанная выше детская беспечность. Часто мы можем иметь дело с уже сфор­мировавшейся психологической защитой. Для уточнения этого предположения необходимо привлечь результаты проективных ри­суночных тестов и цветового теста Люшера. Защитный способ пове­дения чувствительных и впечатлительных детей может проявляться в вытеснении неприятных,травмирующих переживаний. Первая реак­ция на замечание или выговор у таких детей может быть острой (по-бледнение, на глазах выступают слезы), но она проходит очень быст­ро, и дети продолжают делать то, за что буквально несколько минут назад получили выговор. Дети как бы отгораживается от неприятно­стей, перестают о них думать, неприятности перестают для них суще­ствовать. Это особенно раздражает взрослых, которые часто не успо­каиваются до тех пор, пока не смогут прекратить не устраивающую их активность ребенка, доводя его порой до истерики. Если подобная форма взаимодействия воспроизводится постоянного с каждым ра­зом взрослым приходится тратить все больше усилий для того, чтобы «остановить» ребенка. Очевидно, что в данном случае надо остано­виться самим взрослым, иначе у ребенка сформируется защитная бесчувственность. Если же и эта психологическая защита не выдер­жит, описанная форма «общения» приведет к неврозу. Защитная беспечность часто развивается у впечатлительных мальчиков, кото­рых лишают необходимого им эмоционального контакта, мотивируя это тем, что они должны вести себя как мужчины.

Окружающие должны понять, что впечатлительный ребенок бо­лезненно и глубоко переживает различные неудачи и неприятности. В трудных ситуациях ему надо помогать и обучать адекватным спосо­бам реагирования. Ругать ребенка после того, как он оказался в чем-либо несостоятельным - недопустимо. Впечатлительные дети в меньшей степени способны к самообучению, так как избегают ситуа­тивных действий методом проб и ошибок, опасаясь неудач и связан­ных с ними отрицательных эмоциональных переживаний. Они обре­тают самостоятельность и начинают свободно экспериментировать только в том случае, если в начале их жизненного пути взрослые (и более активные друзья) оказывают им необходимую поддержку, по­могая заложить базу внутреннего положительного опыта, минимизи­руя опыт отрицательный.

3.5 Эмоциональные установки по отношению к школе. Обста­новка дома. Эмоциональный"фон. Энергетика. (Цветовой тестЛюшера)

Тест Люшера в силу своей популярности среди практических психологов не нуждается в подробном описании. Мы приведем здесь только некоторые уточнения, отражающие особенности ра­боты с детьми 6-8-ми лет.

Процедура исследования цветовых ассоциаций («Мое настроение в школе», «Мое настроение дома» и т. п.) позволяет выявить, наско­лько комфортно ребенок чувствует себя дома и в школе, выявить эмоциональные установки дошкольников по отношению к предстоя­щему школьному обучению. Неблагополучная ситуация в семье и не­гативное отношение ребенка к школе могут существенно осложнить школьную адаптацию. Эта информация должна быть обязательно уч­тена в индивидуальной работе с ребенком, но она не может быть основанием для вывода о его неготовности к школьному обучению. Эта информация не представлена среди показателей «Психологиче­ской характеристики», но составляет определенный контекст, влия­ющий на интерпретацию всех полученных результатов.

Ниже приведем интерпретации цветовых выборов и цветовых ас­социаций, надежность которых подтверждена наблюдениями педа­гогов, психологов, родителей, а также сведениями о состоянии здо­ровья ребенка.

Синий цвет (I)1

Этот цвет предпочитают (выбирают в качестве наиболее приятно­го) чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они также отличаются утонченностью и хоро­шим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком лично­стном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо. Если эта потребность долго не находит удовлетворе­ния, все равно она еще долго сохраняется как позитивный эмоциона­льный настрой ребенка.

Зеленый цвет (2)

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше других.

Детям, которые свое настроение дома ассоциируют с зеленым цветом, необходимо, чтобы в семье их уважали и проявляли серьез­ное отношение к их желаниям и достижениям, чтобы взрослые не об­ращались с ними как с маленькими.

Дети, выбирающие зеленый цвет для передачи своего настроения в школе, стремятся получать только «пятерки», хотят быть отличника­ми, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим (если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объя­вят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).

Красный цвет (3)

Это цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны.

Желтый цвет (4)

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию2. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой

1 Цифровое обозначение цвета, принятое согласно стандартной процедуре работы с тестом Люшера.

2 Более 50% первоклассников настроение в школе оценивают как «желтое», а до­ма - как «красное», то есть дома эти дети раскованны и активны, а в школу они идут с радостным ожиданием новых впечатлений, с надеждой, что эти впечатления будут приятными и светлыми. Такой выбор можно, пожалуй, определить как отражающий нормальное, эмоционально-здоровое состояние первоклассника.

в школе или дома, это свидетельствует о том, что они вызывают у него хорошее и светлое настроение.

Фиолетовый цвет (5)

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантиль­ные установки.

Если фиолетовый цвет характеризует настроение ребенка в шко­ле, то, скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности уче­ника и ходит в школу, в основном, для того, чтобы играть и общаться с другими детьми. Таким детям нравится в школе, когда там бывает ин­тересно и когда их там хвалят. Однако, если они начинают испыты­вать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

Если «фиолетовое» настроение характерно для дома, то, как пра­вило, оказывается, что родители продолжают обращаться с перво­классником как с маленьким ребенком, умиляются его капризам и строят отношения с ним на принципах гиперопеки. Коричневый цвет (6)

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто ис­пытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения («мне нехорошо, «тошнит», «у меня болит живот» и т. п.), страх. Если коричневый цвет оказывается на первом месте в ряду цветовых предпочтений ребенка, то обычно это бывает связано с наличием у него каких-либо хронических заболеваний (чаще - сильный диатез, аллергии) или является следствием ка­ких-либо травм (ушибов, переломов), которые осложняли его деяте­льность и общение.

Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе или дома, обычно плохо себя чувствует в этих ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе (напри­мер, учащиеся, слабо владеющие грамотным письмом, вплоть до 7-8-го класса выбирают коричневый цвет для обозначения своего самочувствия на уроках русского языка) и др.

Черный цвет (7)

Предпочтение черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Если ребенок выбирает черный цвет как наиболее предпо­читаемый, отводя ему первое место, то внутренне он уже, скорее все­го, согласился стой отрицательной оценкой, которую часто получает от окружающих («Да, я плохой»).

Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как прави­ло, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом. Первоклассники выбирают черный цвет крайне редко. Чаще такой выбор характерен для дошкольников, занимающихся в центрах раз­вития и подготовки к школе (до 20%). Эти дети часто устают от нуд­ных занятий, от принуждения со стороны родителей и начинают за­ранее ненавидеть школу (центры подготовки, естественно, тоже). Согласно результатам нашего специального обследования, с началом обучения у большинства из них отношение к школе меняется: на деле все оказывается совсем не так плохо, как они думали.

Если черный цвет характеризует настроение детей дома, то можно предположить, что они находятся в состоянии открытой конфронта­ции с родителями.

Серый цвет (0)

Предпочтение серого цвета связано с инертностью и безразличи­ем. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых харак­терны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней. «Серое» настроение дома чаще всего связано с тем, что дети предо­ставлены сами себе, брошены, какое-либо эмоциональное участие со стороны взрослых в их жизни отсутствует.

В общении с детьми важно учитывать их доминирующие эмоцио­нальные установки в различных жизненных ситуациях. Установка - это «руководство к действию», ожидание, которое стремится быть реализованным. Если полученные результаты свидетельствуют о том, что у ребенка сложилась неконструктивная установка (равноду­шие, негативизм, тревожность, защитная агрессия) на ситуацию в школе или дома, необходимо выяснить ее причину.

Если неконструктивная эмоциональная установка по отношению к школе выявлена у ребенка, который уже ее посещает, следует прове­рить несколько гипотез. Необходимо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настроение на отдельных уроках (математике, чте­нии и др.), так как неприятие школы может быть вызвано трудностя­ми в освоении какого-либо предмета (например, не умеет читать, имеет плохой почерк и т. п.). Если на уроках ребенок себя чувствует нормально, то причиной негативной установки по отношении к шко­ле могут быть проблемы в общении. Следует спросить ребенка, на ка­кой цвет похоже его настроение, когда он играет с ребятами на пере­мене или разговаривает с учителем. Если ребенок тревожный или родители излишне фиксированы на его школьных успехах, то он мо-

жет бояться отвечать у доски перед всем классом. Для проверки этой гипотезы надо спросить у ребенка, на какой цвет похоже его настро­ение, когда он отвечает у доски во время уроков. Такая более по­дробная диагностика позволяет конкретизировать причины эмоцио­нального неприятия школы и наметить направление дальнейшей ра­боты с ребенком. Если негативная эмоциональная установка выяв­лена у ребенка по отношению к дому, более подробную диагностику проводить не надо, так как достаточно информации можно будет по­лучить из теста Амен и теста «Рисунок семьи».

Процедура ранжирования цветовых карточек (от самого приятно­го цвета до самого неприятного) позволяет рассчитать показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Расчет значений СО и ВК производится по фор­мулам А. И. Юрьева и К. Шипоша, приведенным в «Кратком руковод­стве по использованию теста М. Люшера» В. И. Тимофеева и Ю. И. Филимоненко (СПб, ИМАТОН, 1995).

На основании работ Вальнеффера определенный порядок выбора цветов (34251607) был принят за аутогенную норму - индикатор психологического благополучия. Для расчета суммарного отклоне­ния от аутогенной нормы (СО) необходимо сравнивать порядок мест, которые занимают цвета в выборе ребенка, с их «идеальным» распо­ложением (34251607). Сначала вычисляется разница между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета, затем эти разности (их абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. В таблице приведен пример расчета суммарного отклонения (СО = 18).

Цвет красный желтый зеленый фиолет. синий коричн. серый черный
Место цвета в аут. норне
Место цвета
в выборе
исп-го
Разность

Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т. е. преобладающее настроение ребенка. В «Психологической характеристике» этот показатель так и обозначен «Настроение». Он имеет только три уровня выраженности:

II зона - Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка до­минируют плохое настроение и неприятные переживания, причи­ну которых необходимо выяснить. Плохое настроение свидетель­ствует о нарушении адаптационного процесса, о наличии проб­лем, которые он не может преодолеть самостоятельно.

IIIзона - Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может и радоваться, и печалиться, поводов для беспокойства нет, адапта­ция протекает, в целом, нормально.

IV зона - Преобладание положительных эмоций. Ребенок ве­сел, счастлив, настроен оптимистично.

Преобладание плохого настроения (II зона) не является проти­вопоказанием для обучения ребенка в школе, но свидетельствует о том, что он остро нуждается в психологической (психотерапев­тической) помощи. Необходимо понять причины выявленного у ребенка состояния и попытаться изменить окружающую среду, не­гативно влияющую на ребенка и способствующую его невротизации.

Вегетативный коэффициент (ВК) характеризует энергетический баланс организма: способность к энергозатратам или установку на сбережение энергии. В «Психологической характеристике» (Прило­жение 5) эта психологическая особенность ребенка обозначена как «Энергия». Расчет ВК производится по формуле, предложенной К. Шипошем:

Значение коэффициента изменяется от 0,2 до 5 баллов. Для при­веденного выше выбора, сделанного ребенком, расчет производится следующим образом:

Энергетический показатель интерпретируется следующим образом: II зона -Хроническое переутомление, истощение, низкая рабо­тоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка, требуется их су­щественное снижение. Обычно постоянное переутомление связано с наличием (и обострением) хронических заболеваний (почечной,

сердечной, легочной недостаточности и др.). Общая ослабленность организма обычно проявляется в его низкой сопротивляемости ин­фекциям, что приводит к частым простудным заболеваниям.

III зона - Компенсируемое состояние усталости. Самовосста­новление оптимальной работоспособности происходит за счет пери­одического снижения активности. Необходима оптимизация рабо­чего ритма, режима труда и отдыха ребенка.

IVзона - Оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, отсутствием усталости, здоровой активностью, готовно­стью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют его возможностям. Образ жизни ребенка позволяет ему полностью восстанавливать за­траченную энергию.

Vзона - Перевозбуждение. Чаще всего, является результатом ра­боты ребенка на пределе своих возможностей, а не в оптимальном для него режиме, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, иногда необходимо и снижение нагрузок.

Известно, что в состоянии хронического переутомления не могут полноценно функционировать память, внимание, мышление, нару­шается адекватность реагирования, снижается способность к само­управлению. Все это, естественно, отрицательно сказывается на школьных успехах. Но чем больше времени ребенок начинает уде­лять урокам и меньше - отдыху, тем плачевнее бывают общие резу­льтаты: к слабой успеваемости добавляется и потеря здоровья. При хроническом переутомлении в первую очередь требуется снижение нагрузок.

Для правильного понимания причин хронического переутомления ребенка (зона II), необходимо также учитывать взаимное располо­жение красного (3) и желтого (4) цветов. Исследования Л. А. Китае-аа-Смыка показали, что нервно-психическое истощение приводит к глобальным сдвигам в функционировании всех систем организма. Переутомление и падение энергетики приводят к тому, что сильные внешние раздражители становятся непереносимыми, причем в раз­ряд «сильных» переходят и те раздражители, которые раньше вос­принимались как нормальные. Меняется эмоциональное восприятие цвета. Сине-голубые оттенки кажутся более привлекательными, а желто-красные - резко неприятными. Особенно непереносимым становится желтый цвет. Когда этот цвет оказывается перед глазами

переутомленного человека, он может вызвать приступ тошноты или головной боли, даже привести к потере сознания (26, с. 212-214).