Воспитание двойняшек после 3 х лет. Как воспитать двойняшек: советы психолога

Что значит королевская двойня – загадка природы, или подарок судьбы для избранных родителей? А может серьезное испытание? Еще бы, два внешне похожих, но при этом разнополых карапуза – доченька и сыночек – это настоящее счастье. Но в то же время - большая ответственность, а если прибавить риск различных генных отклонений, может и хорошо, что такие пары встречаются одна на тысячу.

Согласно статистике, дети-близнецы мальчик и девочка - явление настолько редкое, что узнав о многоплодной беременности, многие мамы и папы, и даже врачи, и не предполагают, что может родиться Ведь разнополые малыши, чаще всего являются результатом оплодотворения двух яйцеклеток, то есть двойняшками, но никак не близнецами. Тем не менее, истории известны случаи, когда одновременно на свет появлялись братик и сестричка, похожие друг на друга как две капли воды.

Так близнецы, или все же двойняшки, рожденные мальчик и девочка с почти идентичным генным набором? Давайте попробуем разобраться.

Нельзя отрицать тот факт, да и наукой на таинственное рождение разнополых близнецов уже пролито немного света. Да, такое может быть, хотя и крайне редко.

Все мы знаем с уроков анатомии, что близнецы появляются из одной зиготы и имеют одинаковый хромосомный набор. Но существует ряд факторов и необъяснимых процессов, при которых на свет появляются близнецы: мальчик и девочка. Давайте рассмотрим, когда это возможно:

мальчика и девочку?

Процесс образования монозиготных разнополых близнецов очень сложен и до конца не изучен. Поэтому, как бы родителям не хотелось родить близнецов мальчика и девочку, заранее спрогнозировать или повлиять на этот процесс практически невозможно. Хотя наука не стоит на месте, и вместе с массовым внедрением ЭКО, у будущих мама и пап появляется перспектива в будущем заранее заказывать пол малышей и их идентичность.

Мы уже писали о первых шишках, которые набиваются после появления в семье двойни. Но дети растут очень быстро, и на смену старым наработкам приходят новые... 3 месяца - это прекрасный возраст, когда семья уже адаптировалась к ребенку. И двух тоже.)

Режим
Хотя нам неоднократно советовали приучать двойняшек к одинаковому режиму, вкладывать и будить в одно и то же время, кормить и т.д., мы сначала были абсолютно без режимными. К счастью, после роддома дети больше не путали день и ночь. Днем кормились и спали они по требованию, иногда одновременно, иногда отдельно. Для меня это была возможность уделить индивидуальное внимание ребенку, который на тот момент не спал. Собственно, часто это было время сосания - дрема на моем «рабочем месте» (бескаркасный мат + подушки для кормления). Примерно в 6 месяцев у нас сам сложился режим сна 3 раза в день. Дети засыпали одновременно, а просыпались как придется. Гуляли мы тогда, когда нам это было удобно. Единственное, что у нас было постоянное - это купание около 9 вечера, после которого мы долго кормились и засыпали.

Вывод. Выбирайте такой режим, который бы устроил всех участников процесса)

Кормление
В месяц мы «соскочили» с смешанного кормления и до 6 месяцев были полностью на грудном. Точнее, мы не дотерпели несколько дней до 6 месяцев. Один из детишек выдрал у меня ложку с (о ужас!) манной кашей и жадно облизал ее. Тогда я поняла, что, пожалуй, пора. Поскольку дети мои были некрупные, то, посоветовавшись с педиатром, я решила начинать прикорм с каши, варила обычную зеленую гречку и, пока еще не было зубов, блендерила ее. Вообще-то блендером я пользовалась недолго, постепенно уменьшая степень перетертости пищи, а в год дети уже активно все жевали сами. Наш прикорм можно назвать чем-то средним между педиатрическим и педагогическим, сначала ближе к педиатрическому (потому что дети с удовольствием ели то, что я бы есть ни за что не стала и соответственно не смогла бы им педагогически скормить, например, вареный кабачок), затем в педагогический. Вообще наличие двойни очень способствует выбору максимально простой натуральной пищи, которая идеальна для педагогического прикорма. Ибо на всякие дифлопе с круатонами не остается времени))

Вывод. Для двойняшек, как и для всех остальных детей, лучший выбор - грудное вскармливание. А после 6 месяцев выбирайте то, что вам больше по душе - педиатрический прикорм или педагогический. Реально семьи с двойняшками проще перейти на питание простыми натуральными блюдами и соответственно подкармливать детей.

Купание и закалки
Из месяца мы начали купаться в большой ванне, делали проводки, ныряли. Постепенно у нас появились круг на шею и корона русалочки, и мы их дежурили - день так, день так. Мечтали о бассейне, но однажды к нему не дошли. Самостоятельно плавать не научились, но воду очень полюбили. Классно с ними было летом купаться в реке и море, поскольку в воде они чувствовали себя хорошо.

Как-то специально закалкой мы не занимались, просто не кутали детей и регулярно проветривали помещения. Еще несколько раз были в сауне.

Вывод . Здоровый температурный режим, свежий воздух и одежду, соответствующую температуре, - это то, что полезно для всех детей. Что выбрать - большую ванну или маленькую ванночку, зависит от жилищных условий. А всевозможные новейшие устройства вроде круга могут немного разгрузить мамины руки.

Сиденье и передвижения
Мои дети сели в восемь месяцев. К тому же они лежали и активно двигали ножками. Кстати, на животике они лежать не любили, то я особо не заставляла, хотя медсестра и советовала это делать. Особых проблем с животиком у нас не было, все решалось преподаванием на живот «кожа к коже» или прижатием коленей к животику и массажем, и до 3 - х месяцев в основном завершилось. Они долго не садились, но я тем особо не занималась. Сел сначала один, потом второй, и тогда все стало развиваться очень быстро: как только сели, а уже поползли, потом стали с опорой, пошли с опорой, и в одиннадцать месяцев первый пошел, а второй в год. Все это делалось наперегонки - то один быстрее, то второй. Тот, кто делал что-то первым, делал это неуверенно, например, шел несколько шагов и падал, а второй сразу начинал это делать довольно неплохо.

Вывод . Все детки индивидуальные, двойняшки сядут и пойдут, когда будут готовы. К тому же они будут учиться друг у друга.

Зубы
Зубы у нас начались ближе к 9 месяцам, и было это не так плохо, как можно было бы подумать. Знаю, что некоторым, кто намучился с зубами у одного ребенка, трудно представить, как это, когда оно у двух одновременно. Но не так страшен волк, как его рисуют. Началось все, правда, с недельного поноса, после чего вылезли первые зубы. Лезли они довольно быстро, группами, после недели отдыха было еще несколько дней поноса, а потом новые зубы. Когда зубы лезли активно, дети становились немного капризны, но терпимо. Помню девочку, которую я нянчила, которая в это время не могла ни есть, ни спать, и вообще мир не мил был, то у нас еще и нечего было))

Вывод. Не так уж это и страшно. Это просто надо пережить.

Путешествия
Мы достаточно свободно передвигались в слингах. Впервые поехали в другой город в 2 месяца на несколько дней, затем в 4 к дедушке и бабушке (там я успела поспорить с бабушкой, которая упорно пыталась накормить детей бубликами), потом еще несколько раз до них, а ближе к году - на море. В плацкарте. Это оказалось огромной ошибкой. Дети упорно пытались расползтись по всему вагону, мы стелили им на пол коврик, но это не помогало. Видимо, дорожный манеж - не такая уж и плохая штука. А море детям очень понравилось.

Вывод. Живите в удовольствие. Декрет вовсе не предполагает замыкание в четырех стенах)

Гимнастика
У нас были элементы динамической гимнастики, занялись мы этим неожиданно для себя, я училась ее делать, но изучая этот вопрос и читая различные отзывы, была уверена, что мы этим заниматься не будем. Пугали отзывы, что дети потом вплоть вовсе не опасаются высоты. Но она у нас пошла, и, забегая вперед, скажу, что у детей совершенно здоровое ощущение высоты, они ее нормально остерегаются. Правда, мы занимались без фанатизма.

Вывод. Занимайтесь гимнастикой и массаж.

Близнюковость
Сначала дети совсем не замечали друг друга. Потом они стали замечать, что кто-то хомячит их сисю, а уже тогда стали чувствовать друг друга. В общем, они более общительные, чем большинство одинарных детей.

Вывод. Двойняшки - это очень прикольно!

Одежда
Не одевали их одинаково, хотя у нас и есть некоторые одинаковые вещи, доставшиеся нам « в наследство », а родственники были проинформированы, что дарить нам одинаковое не надо. Хотя вариант, когда вещи отличаются цветом, мне нравятся. Или наоборот: одна цветовая гамма, а форма разная. Единственное одинаковое, что лично мы им купили, - это банданы на лето. Игрушек это касается. Нас пытались убедить, что две одинаковые игрушки уберегут детей от спора. Но как показывает практика, даже если будет 10 одинаковых игрушек, кто-то один возьмет, а другой будет отбирать.)

Вывод. В этом плане двойняшки очень удобные, одежда взаимозаменяемая. А уже подчеркивать их близнюковость или индивидуальность - каждый решает сам.

Однажды, встретив в подъезде нашу коллегу - маму двух замечательных мальчиков - близнецов, наш папа спросил: видимо, с ними теперь гораздо легче? А она ответила, что легче было как раз тогда, когда дети были, как наши. Пока она это говорила, ее ребята едва не разъехались в разных лифтах в разных направлениях. Доля правды в этом есть: возраст от 3 месяцев до года достаточно легкий, поскольку дети еще не разбегаются в разные стороны. Главное - находите время, чтобы отдохнуть и порадовать себя. Мамам двойняшек это вдвое более нужно)

Наверняка, многие обращали внимание спешащих в школу или детский сад одинаковых детей: внешность, одежда, обувь, кулёчки со сладостями. Это близнецы. Оплодотворившись, клетка делится надвое, и рождаются однояйцовые близнецы - мальчики или девочки, с одинаковыми генами и похожими отпечатками пальцев. Идентичны внешне.

Как воспитывать близнецов мальчиков?

Метод одинакового подхода к детям отмирает. По мнению психологов, это отрицательно сказывается на развитии личности детей. Тогда один близнец достигает жизненной цели, а другой не может себя найти, с семьёй определиться. Поэтому в близнецах стали воспитывать индивидуальность.

Как воспитывать двойняшек мальчиков? Особенности воспитания двойняшек мальчиков включают ряд факторов по развитию мужественности, доброжелательности, целеустремлённости. Также умения постоять за себя, стать достойным членом общества, самореализоваться. «Младшему» важно не потеряться в успехе «старшего» брата, ведь кто-то рождается первым.

Близнецы бывают двуяйцовые, которые развиваются из разных яйцеклеток, имеют разные гены и внешне не похожи. Таких детей называют двойняшками.

Воспитание двойняшек мальчиков строится следующим образом:

  • игрушки покупают разные, исходя из интересов братьев - не будет ссор;
  • приучают к режиму дня: спать, играть, принимать пищу в одинаковое время;
  • имена выбирают неодинакового звучания - Владимир и Пётр, Иван и Александр - для развития индивидуальности. Учат определять свои и чужие вещи - книга Саши, велосипед Ивана;
  • воспитывают уважение друг к другу, личному пространству и предметам обихода:
  • развивают умение высказывать точку зрения, не перебивая брата, терпение. Мама выслушивает каждого по очереди с одинаковым вниманием;
  • выделяют время для общения с каждым ребёнком отдельно, чтобы чувствовал себя нужным, достойным внимания, а не тенью другого брата;
  • родители хвалят детей за разные поступки и достижения.

Воспитание близнецов мальчиков проходит по стройной схеме, но каждая отдельная семья организует процесс по - своему. Родители основываются на нервно - психологическом развитии детей и индивидуальных особенностях каждого крохи.

Как воспитывать мальчиков погодок? Воспитание мальчиков погодок имеет ряд особенностей. Если брать возраст, где старшему сыну исполнился год, а младший только родился, то маме приходится разрываться между двумя одновременно. Одному всё внимание, как новорождённому, второй вступает в активный период знакомства с внешним миром, и ждёт эмоционального общения. Следует разобраться с режимом кормления, прогулок, сна для обоих.

Если совместить график деятельности малышей так, чтобы пункты совпадали в большинстве своём, маме станет легче управляться с детьми, они в равной степени будут наделены вниманием и заботой.

Как воспитывать двойняшек мальчиков в два года?

Если воспитание двойняшек мальчиков до года базируется в основном на физиологических процессах и приучению к графику приёма пищи, гигиенических процедур, то на втором году картина кардинально меняется.

Эмоции. Активно развивается эмоциональная сфера и психические процессы, а настроение меняется несколько раз в день у каждого из малышей. Трудно приспособиться, чтобы выбрать время для похода в магазин или детскую консультацию. Но факт принять как данность, выполнять домашние дела в заданном ритме.

Общение. У детей развивается сфера общения, что требует от родителей внимания к каждому отдельно. Но в тоже время, вырабатывать терпение, когда возникает необходимость в срочном звонке к педиатру, если кто-то заболел. Дети должны по интонации голоса матери или отца понимать, когда нужно замолчать на некоторое время.

Этикет и гигиена. Приучать к аккуратности во время приёма пищи и игры. Вытирать ребятишкам рты и руки бумажными полотенцами или салфетками. Второй год активен в развитии всех детей, и особенно у двойняшек - стремятся к познанию мира.

Годовалый малыш до конца не понимает, что изменилось в семье, нового младенца принимает за «живого пупса». Но долгое отсутствие матери с новым ребёнком воспринимает агрессивно. Родителям нужно дать понять - любимо дитя, но маленького в данный момент нужно запеленать или покормить. Поощрять приближение старшего крохи к новорожденному, давать прикасаться - это сближает детей.


Приблизительное время чтения: 12 минут

Появление ребенка – большое счастье для родителей. А когда на свет появляется сразу двое детишек, то и счастья в два раза больше. У малышей всегда будет компания для игр и общения. Правда и все остальное автоматически удваивается. На родительские плечи ложится двойная ответственность и двойная забота, ведь воспитание детей близнецов имеет свои особенности.

Давайте знакомиться: близнецы

Испокон веков их считали загадками и наделяли, чуть ли не сверхъестественными способностями. В эзотерической литературе, мифах и сказаниях, религиозных трудах можно встретить множество указаний на их особенность, непохожесть на остальных. Хотя наукой близнецовая паранормальность не доказана, однако феномен близнецовости по сей день не оставляет умы ученых мужей равнодушными.

Дело в том, что для человека многоплодная беременность не является нормой и встречается довольно редко, протекая тяжело и требуя к себе больше внимания со стороны врачей. И в результате всех этих хлопот на свет появляются два, а иногда более, ребеночка.

Близнецы или двойняшки?

Нередко можно услышать, что одних детей называют близнецами, а других двойняшками. С точки зрения медицины и те и другие – близнецы, которые могут быть однояйцевыми или разнояйцевыми.

  • однояйцевые или гомозиготные – это «те самые близнецы». Они развиваются из одного яйца, являются копиями друг друга. У таких детишек не только идентичный цвет глаз, волос и кожи, но и одинаковая группа крови и даже генетический код. Их очень трудно отличить друг от друга, что, конечно же, не может не беспокоить родителей и близких, что неизбежно сказывается на воспитании близнецов – детей с таким поразительным внешним и внутренним сходством;
  • разнояйцевые или гетерозиготные – детки, которых в народе принято называть двойняшками. Они не похожи друг на друга как две капли воды, имея зачастую обычное родственное сходство. Довольно часто эти близняшки могут быть разного пола, а не только иметь значительные внешние различия.

Особенности развития детей близнецов

Особенности развития таких детишек берут свое начало еще во время беременности . Непредназначенная для вынашивания более, чем одного ребенка, матка с трудом вмещает два плода. При этом сосуды сильно сдавливаются, что затрудняет как рост плаценты, так и рост самих детей. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что близняшки рождаются с малым весом и ростом, и лишь спустя год или полтора догоняют своих сверстников по развитию. Гомозиготные близнецы чаще всего однополые и имеют идентичную внешность. Каждый из них буквально с рождения живет по соседству со своей копией, своим отражением. Это не может не сказаться на их развитии. Поэтому в развитии таких детей особое место занимает воспитание.

Не смотря на то, что гетерозиготные близнецы не имеют такого ошеломительного портретного сходства между собой, сложностей в их развитии не меньше. Ведь они так же взаимосвязаны друг с другом и не имеют возрастной разницы, а значит, растут и развиваются одновременно.

Для всех близнецов характерна так называемая «близнецовая ситуация», которая заключается в развитии присущих близняшкам свойств в результате тесного сплетения факторов наследственности и окружения.

Рождаясь, ребенок еще не имеет личных границ и не осознает своего «Я». И то, и другое происходит постепенно. Крохе предстоит нелегкий путь сначала к осознанию самого себя, затем выделение себя в окружающем мире и «наконец» отделению себя от мамочки. Последний момент является одним из ключевых.

У близнецов есть дополнительная задача – это отделение себя от своего близнеца. И то, насколько безболезненно и легко с этим справятся дети близнецы, воспитание определяет во многом.

Такие детки имеют очень сильную аффективную связь и близки, часто сами того не замечая, еще больше ее укрепляют. Часто можно увидеть одинаково одетых и причесанных близнецов, имеющих одинаковые игрушки. Родителям и родственникам должно быть кажется это милым и забавным, и они организуют малышам одинаковый досуг с посещением одинаковых секций. Дети, видя такое благожелательное отношение со стороны значимых взрослых, в свою очередь также начинают стараться быть еще более похожими друг на друга. В результате у карапузов часто возникают довольно серьезные проблемы с дифференциацией себя как отдельной личности и в речи превалирует местоимение «мы» вместо «я». Ребенок не может узнать себя на семейном фото или в зеркале, и даже имя свое в детстве не различает.

Итогом становится развитие взаимной зависимости малышей и невозможности каждого из них жить свою отдельную жизнь.

Родителям на заметку: не следует давать деткам созвучные имена, которые своим звучанием будут дополнять друг друга (например, Оксана – Роксана или Руслан и Рустам). Лучше постараться выбрать имена абсолютно разные по звучанию, как в полном, так и в сокращенном виде. И обращаться к малышам по именам.

Однако проблема идентификации, хоть и является первостепенной, отнюдь не единственная в развитии близняшек. Речевое развитие нередко становится ахиллесовой пятой близнецов. Всему виной их склонность к образованию тайного понятного только им двоим языка. Причина, по которой это очень проста – коммуникативная замкнутость малышей друг на друге.

Братик или сестричка является самым частым объектом контакта. В семьях детей не близнецов процесс освоения речи ребенком складывается на основании копирования им речи взрослых людей. У близнецов же копирование происходит по взаимному принципу. Так как ни один из малышей речью еще не владеет, такое копирование в результате приводит к весьма специфическому языку общения. Причем сами близняшки прекрасно друг друга понимают, чего нельзя сказать про озадаченных родителей. В результате формируется существенное запаздывание детишек в освоении навыка речи и торможение в развитии других высших психических функций, что в свою очередь довольно часто неверно истолковывается как родителями, так и специалистами. Остро встает вопрос, а не отстают ли малыши в интеллектуальном развитии? Ответ отрицательный. Феномен «секретного» языка близнецов с возрастом проходит. С нормализацией речевой функции все остальные параметры тут же приходят в норму и к 6 – 7 годам дети обычно догоняют в развитии своих сверстников.

Родителям на заметку: одной из особенностей воспитания детей близнецов дошкольного возраста в семье является работа над своевременным и правильным формированием навыка речи. Следует уделить время общению с детьми, много разговаривать, адресно обращаясь к каждому по отдельности по имени. Нужно стараться расширять сферу общения детишек, чтобы предотвратить такое замыкание друг на друге.

Особенности воспитания детей близнецов в семье

Воспитание детей близнецов – нелегкая задача для родителей. Даже восприятие близняшек родителями имеет свои особенности.

Первое на что обращают внимание счастливые родители близнецов это их различия. Они начинают искать хоть что-нибудь, какой-то маломальский признак, по которому можно было бы отличить одного карапуза от другого. Это может быть едва заметное пигментное пятнышко или родинка, или оттенок кожи, или завиток волос, да что угодно. В случаях, когда родителям найти таковые отличия не удается, они их могут и додумать. Беда в том, что такая тенденция складывается не только в отношении физиологической разницы малышей, точно также поступают и с чертами характера, и с особенностями поведения. В результате и модели взаимодействия родителей с детками складываются разные. Ведь, начиная указывать на действительные или мнимые различия детей, родители, сами того не ведая, вносят значительные изменения в эмоциональные отношения со своими близнецами. Это значит, что все манипуляции и любой контакт с каждым из детей родители будут выстраивать в соответствии с подмечаемыми или придумываемыми различиями в детях. Нельзя сказать, что для семей с гомозиготными близнецами такое поведение родителей губительно. Скорее наоборот, выделяя в каждом ребенке различия, родители усиливают их и тем самым укрепляют индивидуальность каждого ребенка, что является предпосылкой к правильному и гармоничному развитию личности.

Воспитание в семье детей близнецов разного пола таких сложностей не подразумевает. Воспитательный подход к ним выстраивается исходя из пола ребенка. Мальчиков и девочек воспитывают и ласкают по-разному, по-разному за ними ухаживают. Помимо этого значительную роль в укоренении различий в характерах ребятишек играют разные игрушки, одежда, да и в целом условия жизни. Воспитание близнецов детей одного пола в самом начале легким тоже не назовешь хотя бы по той причине, что внешние различия у малышей не видны с самого рождения. Они проявятся постепенно. Значит, определенный промежуток времени родители будут переживать точно так же, как если бы у них родились гомозиготные близняшки.

При воспитании детей близнецов в семье важно учитывать, что главной задачей родителей будет разделение, а не сближение как в обычных семьях с детьми погодками, например. Причем не важно какие гомозиготные это близнецы или гетерозиготные. Все дело в том, что в этой паре и так слишком много любви, слишком много общего, что пытаться добавить еще довольно рискованно.

Близнецы – дети, воспитание которых полно сложностей и нюансов. Если в «безблизнецовой» семье родители стремятся сблизить детей и тем самым снизить конфликтность и конкуренцию между ними. Они стараются сделать жизнь своих крошек как можно комфортнее и отдают их в одну ясельную и детсадовскую группу, записывают у одни и те же кружки и так далее. И это чаще всего срабатывает: дети сближаются, а родители могут более эффективно использовать свое время.

Но в близнецовых семьях все обстоит с точностью да наоборот. Главная задача родителей близняшек – создать условия для четкой дифференциации детей и по возможности начать нужно как можно раньше. Нужно постараться, как можно раньше разъединить их в социальном плане, дать им возможность самостоятельно построить отношения с другими людьми без давления близнецовости. Таким образом, дети смогут установить внутреннюю гармонию, утверждая различия между ними. У каждого из малышей появятся свои друзья и свои персональные впечатления и открытия, не связанные с их половиной. А это значит, что у каждого из близнецов будет формироваться и укрепляться представление о себе самом как отдельной личности.

Если же родители старательно будут культивировать похожесть детей, это может привести к возникновению болезненной замкнутости их друг на друге в дальнейшем и станет большим препятствием в создании любовных и семейных отношений в будущем.

Несколько основных советов по воспитанию детей близнецов:

Подводя итоги

Каждый ребенок индивидуален. Особенное значение этот постулат приобретает при воспитании детей близнецов. Именно индивидуальность и особенность каждого ребенка предстоит развивать и поддерживать их родителям. Постоянно борясь с искушением подчеркнуть удивительную схожесть близнецов между собой, постоянно боясь их перепутать.

Самое главное в воспитании детей близнецов – это ориентация на потребности каждого ребенка, чуткость и внимание каждого из родителей, даже если это требует дополнительного времени и финансовых затрат. Счастливые и здоровые детки – самое главное для каждого любящего родителя.

То, что у меня будет ребенок, я поняла ровно в тот день, когда мы собирались кататься на горных лы­жах. (В результате лыжи пришлось отложить: я боялась раннего выкидыша.) Мне было 27 лет. Беремен­ность - первая. И вдруг оказалось, что мы ждем двойню. Ни у кого из известных родственников двоен не было, ни­какими гормональными таблетками (в том числе и про­тивозачаточными) я отродясь не пользовалась. Врачи шу­тили: надо же с кого-то начинать...

В начале беременности был токсикоз, меня сильно тошнило. Единственное, что спасало, - это еда. Есть нехотелось; но стоило что-то пожевать, как тошнота прекращалась. Делать УЗИ на 6 неделях показалось глупым, да и врач в женской консультации мне сказала: «Зачем вам это надо, то, что у вас беременность маточная, и так видно». В начале третьего месяца токсикоз прекратился и наступил золотой период. Пузо еще не выросло, а тош­нить перестало.

На 14 неделях я пошла на УЗИ в женскую консульта­цию, где меня и обрадовали, что у меня их там двое. На­до сказать, я была в шоке и весь вечер прорыдала. Миш­ка воспринял все гораздо спокойнее и отнесся к извес­тию о двойне философски. Дальше все стало еще весе­лее. Мне тут же объяснили, что у меня нет шансов ро­дить самой, и кесарево мне гарантировано. Зрение ми­нус семь, узкий таз, да и к тому же двойня... Ну и так далее. Я читала все, что смогла найти о двойняшках и близняшках, о двойняшечьих родах и уходе за малыша­ми, и после каждой прочитанной статьи становилось еще страшнее.

Прогулки по красивейшему городу, вымытому весной и освещенному весенним солнышком, очень сильно меня под­бодрили. К тому же в поезде я впервые почувствовала, как мои детки брыкаются в пузе. Вернувшись домой, я решила вести себя так, как планировала до беременности - ми­нимально нервничать поплавать в бассейне.

За время беременности я прибавила 13 кг. Наверное, это не очень много, но у меня создалось такое впечатле­ние, что все эти килограммы сосредоточились исключи­тельно в моем пузе, поэтому под конец было тяжело. Тем более что до беременности я весила 47 кг и рост у меня 1 м 60 см. Так что выглядела я прекомично: худенькие руч­ки и ножки и огромное, как дирижабль, пузо.

С пяти месяцев я начала ходить на курсы. Уютная и до­машняя обстановка, море интересной и полезной инфор­мации по беременности и родам, общение с другими бере­менными - все это очень способствовало формированию положительного отношения к будущим родам.

Еще мне очень помогли упражнения в бассейне. Вообще упражнения для беременных в бассейне и в зале после аэробики, которой я занималась последний год, казались просто несерьезными.

Беременность протекала достаточно легко, я вела довольно активный образ жизни - работала до конца 7-го месяца, гуляла в Битцевском лесопарке недалеко от дома, где живут мои родители.

С 8-го месяца я ушла в декретный отпуск и поехала в Тарусу на дачу к друзьям родителей. К этому времени пу­зо мое достигло таких размеров, что я перестала вме­щаться во всю имеющуюся у меня одежду и перешла на одежду мужа. Спать на пузе я уже давно не могла, а тут стало тяжело спать и на спине.

До родов по срокам оставалось около полутора меся­цев. Чувствовала я себя хорошо, только сильно мешало пузо, с правой стороны Аська сильно брыкалась, и появи­лись небольшие отеки на ногах. Дома шел ремонт, заня­тия на курсах кончились, и я поддалась на уговоры врача, и легла в отделении патологии выбранного мной роддома на обследование.

Там я наконец увидела еще двух мамаш, беременных двойнями, - а то мне было немного не по себе, оттого что я одна такая особенная и самая пузатая.

За неделю отеки мои сошли, я сбросила один кило­грамм. Дети мои оба перевернулись вниз головами, на УЗИ мне сообщили, что весят они 2500 и 2900, еще раз под­твердили, что это мальчик и девочка, и заверили, что рожать я буду сама. Срок у меня был почти 36 недель, и меня собрались выписывать домой еще недельки две догу­ливать. Но не тут-то было...

Накануне выписки перед сном я пошла в туалет, и тут из меня как хлынуло! Вытекло, по-моему, около стакана воды. Подошедшая медсестра вызвала дежурно­го врача, которая подтвердила, что это излились воды, сказала, что раскрытие три пальца и что начались роды.

Я позвонила на мобильный своему врачу, она меня успо­коила, что все будет в порядке. Потом я сообщила мужу и маме, что ухожу рожать, взяла с собой заколку, очки и мобильный телефон и поехала на лифте наверх в родовое отделение. Времени было 1 час 40 мин.

Всю дорогу в лифте я страшно волновалась, почему нет схваток.

Однако волновалась я напрасно: схватки начались, как только меня отвели в родовой блок, послушали сердечки детей и оставили одну. Предложили сделать обезболива­ние, но я очень боялась повредить детям и отказалась.

Я прилегла на кушетку, надеясь немного поспать, но это было совершенно нереально. Тут же начались схват­ки - и весьма болезненные. Они шли каждые три мину­ты, и лежать я не могла ни секунды. В результате я но­силась по родблоку туда-сюда, массировала себе поясницу, периодически отбегала в туалет поливать себя водой из душа. Было очень больно, я даже не ожидала, что это будет ТАК больно. Я изо всех сил старалась дышать пра­вильно, как учили на курсах, но помогало это слабо. Потом я обратила внимание, что во время самых болезненных схваток я дышу правильно, даже не контролируя себя. В промежутках между схватками я общалась с дежурной де­вочкой-сестричкой, выглядывала из своего родблока, ходи­ла по коридору. Была ночь, было тихо и безлюдно, каза­лось, что никого нет вокруг.

Часов в семь-восемь я окончательно обессилела, меня вырвало какой-то желчью, я орала и думала, что это все. Мне стало так больно, что я уже была согласна на любое обезболивание, однако было поздно, раскрытие уже было почти полное. Но тут схватки прекратились.

Час я кайфовала, лежа на кушетке. Еще через полчаса начались потуги. Мне многие говорили, и я читала, что во время потуг уже не больно. Не знаю, мне было не менее больно, чем в схватках. Ощущение, что тебя давит и раз­ламывает со всех сторон.

Пришла врач и сказала, чтобы я переходила на кресло. Больше всего я боялась, что придется рожать лежа, но мне положили под спину подушку и получилась поза как бы полусидя. И тут потуги прекратились. Я с ужасом поду­мала, что надо слезать с кресла и идти вниз, и тут все на­чалось опять.

Врач, который меня вел, говорил, когда надо тужится, когда можно отдохнуть, даже один раз пощекотал зачем-то мое брыкающееся пузо. На самых сильных потугах я пы­талась правильно дышать и тужилась изо всех сил.

В какой-то момент я почувствовала, что порвалась, но боли я уже не ощущала. Я поняла, что головка малыша где-то близко, и в следующую потугу почувствовала не­вероятное облегчение и услышала чей-то крик. Я увидела на руках у врача красную маленькую очень сердитую вопя­щую девочку, которую тут же приложили к моей груди, но малышка, не разобравшись, что к чему, грудь сосатьотказалась: слизнула пару капель молозива - и все. Онабыла совсем крошечная, сморщенная, с опухшими веками, похожая на старушонку. Дальше с ней что-то делали, я узнала, что у нее первая группа крови, вес 2740 г, рост 46 см. Я с радостью подумала, что обойдется без больни­цы для недоношенных, так как слышала, что в больницы отправляют с весом меньше 2500 кг. Спросив у врача о том, как работают рефлексы, выяснила, что получили мы 9/9 по шкале Апгар. Было 10:40 утра.

Дальше я лежала и отдыхала, второй малыш затих у меня в пузе. Прошло минут 20. «Ну что, будем выле­зать?» - спросил врач и чуть надавил на живот. Опять пошли потуги. Опять все то же самое - я тужилась, пы­талась дышать и выталкивать из себя малыша, и снова чудесное чувство облегчения и болтающийся на пуповине вопящий малыш. Я увидела, что это мальчик.

В тот же момент зазвонил мой мобильный телефон. Это позвонил муж, который всю ночь не спал и волновал­ся за меня. Я его обрадовала, что только что у него ро­дился сын, а перед этим - дочь. Успокоила, что с ними, су­дя по всему, все в порядке, и пообещала позвонить позд­нее. Потом я близко-близко увидела моего Юрку. Он выг­лядел побольше, чем сестра, был такой же красный и сморщенный, но открыл глаза и сердито посмотрел на ме­ня, и тоже отказался сосать грудь и вообще не понял, что к чему.

Его забрали врачи. Третья группа крови (как у нас с Мишкой), вес 3070 кг (это было даже больше, чем я ожи­дала), рост 48 см. 9/9 по шкале Апгар.

Так родились наши дети. Слава богу, с ними все в поряд­ке, хотя нас и записали в недошенные. Их отвезли в детс­кое отделение. А я осталась лежать.

Я с ужасом подумала, что надо еще рожать плаценту. Потужилась - и из меня вылезло что-то большое непо­нятного цвета с двумя торчащими трубками пуповин. «Плацента сросшаяся, нормальная», - сказал врач.

Детей на два дня поместили в инкубатор - как мне сказали, долеживать до 36-й недели. Юрка лежал и спо­койно спал, а Аська кряхтела и лупила брата ногой в подгузник. На третий день я смогла взять их на руки и приложить к груди. Из-за того что их не сразу прило­жили к груди, были сложности с кормлением в первые две недели. Но сейчас оба хорошо сосут, и оба пол­ностью на грудном вскармливании. В роддоме нас про­держали неделю, так как у детей брали всевозможные анализы и обследовали их со всех сторон. Удостоверив­шись, что с нами все в порядке, нас наконец выписали домой.