Воспитание девочек у славян.

Воспитание девочек на Руси ══════ஜ۩۞۩ஜ═══════ Воспитание девочек на Руси проходило очень серьёзно. Ведь девушка – это хранительница Рода, хорошая дочь, жена, мать. Хранительница очага, муза и символ, ради которого мужчины защищают Родину, совершают подвиги..

Наш народ издавна говорил: «маленькое дело лучше большого безделья». Этого принципа строго придерживались и в воспитании детей. К десяти годам и мальчишки, и девчонки в крестьянских семьях уже становились самостоятельной «хозяйственной единицей» и имели много обязанностей. Девочек очень рано приучали к посильному труду, даже раньше, чем мальчиков. Так, с 5-6 лет они уже должны были уметь прясть, помогать по дому и на огороде, в уходе за младшими братьями и сестрами, за домашней птицей и скотиной. К 10 годам, благодаря «науке» мам, бабушек и других старших женщин в семье, они переходили на новый уровень ответственности. Десятилетняя дочь считалась уже вполне взрослой девушкой со всеми вытекающими отсюда требованиями к ней. Если знакомые и соседи давали девочке-подростку уничижительное определение «непряха», это было очень плохой характеристикой, и на хорошего жениха впоследствии ей можно было даже не рассчитывать.

Как строился процесс обучения? Исключительно на личном примере: обычно мать в процессе домашних либо полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы. По мере усвоения нужных навыков функционал, выполняемый девочкой, усложнялся. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее. Эта поступательность и непрерывность процесса гарантировала высокие результаты обучения. Не бунтовали ли подростки против такого уклада? Разумеется, нет. С одной стороны, трудовые навыки, привитые с самого раннего детства, позволяли им выжить в довольно непростых социальных реалиях, не зря же в народе сложилась поговорка «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Детям сызмальства прививали такие понятия как сыновний/дочерний долг, уважение к старости, и осознание того, что семья – это самое главное в жизни, а любой труд на ее благо был уважаем. Что же конкретно должна была уметь деревенская девочка к своему десятилетию? Ее задачи были весьма многообразны, несмотря на кажущуюся простоту крестьянского быта. «Бабий кут». Это «женское царство» у печи. Обычно отделялась от остальной избы занавеской, и сильный пол без крайней надобности старался туда не заходить. Более того, появление постороннего мужчины в «бабьем углу» приравнивалось к оскорблению. Здесь хозяйка проводила большую часть своего времени: готовила еду, поддерживала порядок в «посуднике» (шкафу, где хранилась кухонная утварь), на полках вдоль стен, где стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки, чугунки, в деревянных поставцах с крышками и в берестяных туесах, где хранились сыпучие продукты. Десятилетняя девочка активно помогала матери во всех этих хлопотах: мыла посуду, убиралась, могла сама приготовить несложную, но здоровую крестьянскую пищу. Уборка в доме. В обязанности девочки-подростка вменялось также поддерживать чистоту в доме. Она должна была подметать пол, мыть и чистить лавки, прибитые к стенам и/или переносные скамьи; вытрясать и чистить половики; убирать постель, перетрясать ее, менять лучину, свечи, чистить керосиновые лампы. Нередко десятилетние девочки сами справлялись и еще с одной обязанностью – стирали и полоскали белье на речке, а затем развешивали его на просушку. И если в теплое время года это было скорее развлечением, то стирка в проруби зимой превращалась в довольно суровое испытание.

Пестунство. В многодетных семьях «догляд» старших детей за младшими был суровой необходимостью, ведь родители много и тяжело работали в поле. Поэтому девочку-подростка нередко можно было увидеть еще и у люльки, которая крепилась за кольцо к центральной балке потолка («матице»). Старшая сестра, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама занималась рукоделием. Помимо укачивания младенца, к 10 годам маленькая нянька могла сама перепеленать его, сделать соску из нажеванного хлеба, покормить из рожка. И, конечно же, успокоить плачущего малыша, развлечь его песнями, «пестушками» и прибаутками. Если была такая необходимость, то в 10-12 лет девочку могли отдать в няньки – «пестуньи». За летний период она зарабатывала от трех до пяти рублей – сумма, немалая для подростка. Иногда, по уговору с родителями, с няней расплачивались «натурпродуктами»: мукой, картошкой, яблоками, другими овощами и фруктами, отрезами ткани.

Ткачество. Очень важный элемент крестьянской культуры. Ведь всю ткань для одежды, полотенец, скатертей и других предметов обихода крестьяне делали сами, поэтому ее и называли домотканой. Сначала девочку учили наматывать нитки на цевки (берестяные трубочки-катушки), затем – трепать лен, и прясть из него кудели (нитки). В южных губерниях они еще и чесали шерсть. Обычно всем этим занимались долгой зимой в большой «бабьей» компании. Уже в 5-7 лет девочка овладевала первичными навыками, и отец делал ей личную прялку или веретено – поменьше, чем у взрослых. Кстати, считалось, что собственный инструмент – это очень важно. Свою прялку нельзя было давать подружкам – «спортят», и чужими прялками пользоваться тоже было нельзя, ведь «хороший мастер работает только своим инструментом». Потом девушку обучали работе на ткацком стане, и к 10 годам многие могли уже сами создать пояс или рушник. Первый «хенд-мейд» обязательно оставляли маленькой мастерице, а на следующем этапе она начинала готовить свое приданое.

Помимо перечисленного, девочка в 10 лет помогала взрослым в поле: вязала снопы, собирала колоски, ворошила сено. Еще она занималась огородом, могла пасти корову, козу, гусей, уток; убирала навоз и чистила скотину. В общем, подростковый кризис пролетал незаметно, ведь у взрослеющей девочки просто не было на это времени. Зато трудолюбивая помощница всегда получала поддержку и похвалу от старших, которые жили по принципу «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна». Что умела девочка в 10 лет (без помощи взрослых), живущая в селе век назад? - нянчиться с младшими братьями и сёстрами (кормить их, поить, пеленать, развлекать - с утра до вечера); - принести дрова, очистить печь, топить её; - принести воды из колодца; - варить каши, печь блины, готовить овощи, стряпать пироги и другую выпечку, варить кисели; - сбивать масло; - накрывать на стол, мыть посуду; - подметать пол, мыть и чистить лавки и пол; - вытрясать и чистить половики; - прясть, ткать, вышивать, вязать; - стирать и полоскать бельё на речке, развешивать его; - прибирать постель (в т.ч. вытрясать); - менять лучину, свечи, чистить керосиновую лампу; - кормить и поить всех домашних животных и их детёнышей; - собирать куриные яйца; - доить корову; - сажать, полоть и поливать огород; - собирать в лесу ягоды, грибы, травы и сухие ветки; - убирать урожай на огороде и в поле; - пасти корову, козу, гусей, уток; - возить на коне копны на сенокосе; - удить рыбу.... И это ещё не всё! Некоторые детские обязанности непросто описать, потому что мы этого никогда не делали и даже не видели. Однако не стоит думать, что крестьянские дети на Руси были полностью лишены обычных детских радостей. Младшие девочки играли в «дочки-матери» тряпичными куклами, сами плели для них косы, шили наряды и придумывали украшения. Кстати, считалось, что если девочка охотно играет в куклы, то она будет отличной хозяйкой и матерью. Девочки постарше собирались на посиделки, где болтали, пели, вязали, вышивали и шили. Всех детей – от мала до велика – нередко отправляли в лес собирать ягоды, грибы, травы, хворост, или на речку – удить рыбу. И это тоже было веселым приключением, которое, в то же время, адаптировало их ко взрослым обязанностям.

Воспитательный процесс в славянской традиции был своеобразной основой для современной педагогики.

Дети, не достигшие восьми лет, получали домашнее воспитание – приобретали первые трудовые навыки, участвовали в обрядах, приобщались к фольклору: сказочному, песенному, обрядовому.

После 6-7 лет происходило разделение воспитательного процесса по половой принадлежности.

Девочки развивались в коллективе, в процессе трудовой деятельности приобретали необходимые навыки, впитывали основы морали тех времен.

Все, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было чуть ли не единственным средством воспитания детей. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, концентрируя их внимание, и при этом ненавязчиво обучали и прививали основные моральные нормы и ценности, а цикличность и повторы помогали запоминать нужную информацию. Знакомство с природой и особенностями социального уклада осуществлялось посредством сказок о животных. Пословицы и поговорки передавали детям народную мудрость, а загадки способствовали гибкости ума.

Как воспитывать девочку так, чтобы она отличалась от мальчика.

О Боги, у нас родилась девочка… какая она красивая, как искрятся её глазки… это наша дочь и она пришла в наш мир…

Когда в мир приходит душа, она приходит с большой любовью в сердце, и только от нас, родителей, зависит, будет ли наша девочка счастлива. Как мы её воспитаем, сколько тепла, ласки и знаний вложим мы в неё, так она и будет строить свой мир. Ни на минутку не забывайте что перед вами, как цветочек, расцветает девичья душа.

Наши мудрые предки воспитывали своих детей в традиции. Как для мальчика, так и для девочки очень важно вовремя проходить Возрастные Посвящения.

Что такое возрастное посвящение?

Представьте у себя в ладони маленькое зернышко, сейчас вы отпустите его в лунку и накроете землёй, вы будете поливать его и ждать, когда же оно начнёт прорастать. Вот так и ваша малышка, под вашим чутким, заботливым сердцем, взрастает и раскрывается. Зёрнышко превратиться в расточек, а из расточка появится колосок, и уже из колосочка получится зернышко. Так и душа, проходя возрастное посвящение, взрастает и меняется. Чтобы перейти из одного состояния в другое, необходимо «умереть» в старом качестве и возродится в новом. Самый яркий и всем понятный пример: девушка выходит замуж, она «умирает» как девушка и рождается как женщина, это переход.

Каждое возрастное посвящение – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Когда ребенок проходит этот экзамен, он свидетельствует о готовности к новому отрезку жизни.

Посвята дает внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. В дальнейшем это позволяет стать более успешным. Ребенок обучается определенным навыкам и умениям, которые позволяют ему перейти в соответствующую его возрасту группу и занять соответствующее место в обществе.

При возрастном посвящении всегда присутствовал весь род, вся семья собиралась провести ребёнка на следующий этап. Для родственников это был настоящий праздник, к посвящениям относились очень трепетно, ребёнок чувствовал единство всего рода и с детства берёг эту традицию. Сопровождалось такое действие обрядом и на каждом посвящении славились те Боги и Богини, которые приходили благословить ребенка. На обрядах пели народные счастливые песни, читались молитвы Богам, приносились пожертвы. Большую роль в такой день играет и обрядовая одежда, которую мама подготавливает для дочери. На каждое посвящение шилась своя одежда с определённой вышивкой. Комнату украшали рушниками, на божницу (в красный угол) ставили образы Богинь.

Давайте по порядку разберём все посвящения.

Когда ребенок рождается проводиться Обряд Имянаречения, его проводят на девятый день или до сорокового.

Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления – Жива. Явное имя используется в миру, им представляются, оно отображает предназначение души для данного воплощения. Тайное имя – это имя нашей души, ключ к родовой памяти, по этому имени нас узнают в других мирах.

Имянаречение дает возможность человеку самому отвечать за свои поступки, в ином случае за все действия отвечают наши родители, а если они не наречены, то цепочка уходит вдаль.

При наречении у ребенка появляются вторые родители – божатые, это женщина и мужчина, хорошо, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для девочки важна божатая мать, а для мальчика играет большую роль божатый отец.

Посвящение, которое проходит девочка после обряда Имянаречения – это Обряд Пострижен.

Когда девочке исполняется годик, ей подстригают волосы. Но полностью головку не подстригают, состригают только пушок. Девочка рождена берегиней, которая приводит в мир души детей, то есть она связана с навью, миром потусторонним, через свои косы. А мальчикам наоборот нужно состригать волосы полностью, чтобы отрезать его от влияния мира Нави, мальчик связан с Правью, вышним миром Богов.

До года ребенка ни кому не показывали, только близким родственникам доводилось нянчиться. Когда после годика ваше чадо находится на «чужих» глазах, его стоит «защищать». Наши бабушки повязывали красную шерстяную ниточку на правую руку ребенка от сглаза.

До года ребенок находился под опекой Божича Коляды.

После Пострижен, от трех до шести лет, девочка проходит Обряд Зарницы-Провестницы.

Вспомните себя в этом возрасте, в три – четыре годика, уж очень хотелось быть похожей на маму. Хотелось надеть платье, навесить бусики и, конечно же, проколоть ушки.

При этом посвящении девочке обрядово надевают её первое украшение. Серьги подготавливают божатые родители заранее. Цвет камня в золотых колечках символизирует то, к чему более расположена маленькая Лада.

На каждое посвящение родители готовят пожертву Богиням и купель для омовения девочки. Воду настаивают на травах, добавляют зерно, как символ плодовитости, и мама, если она счастлива в семейной жизни, кладет на дно купели своё обручальное кольцо, благословляя тем самым дочь на счастливую жизнь. Родители прославляли Вечернюю Зорьку, проносили её пожертву. А на рассвете с молитвами и дарами обращались к Богине Ушас-Утренней Заре, чтобы было благословение дочери.

С этого момента ваша дочурка посвящена в будущую берегиню рода. Обряд соединяет девочку с женскими божественными проявлениями стихий. Так же благоприятствует осознанию ребенком своего пола и закладке правильного образа будущей женщины. Наполняет девочку женской сутью.

В таком возрасте девочку уже можно приучать к рукоделию. Показывайте дочке, как вы вышиваете. Научите её свивать веревочку, делать самую простую куклу. Одевайте девочку, как девочку. Если дочка будет с детства знать, что есть красивые платья и бусы, то это поможет ей развить в себе один из аспектов женственности. Но она должна не только на себе видеть такую одежду, и мама должна показывать пример своим внешним видом. Ребенок подражает взрослым.

Рассказывать ей про то, какие добродетели взращивают к себе Богини. Развивайте в вашей дочурке такие качества как нежность, мягкость, чувствительность, любовь к окружающему миру и животным.

Учите девочку, что мир вокруг нас дышит, он живой. Живые цветы, деревья, трава, живая земля. Вода слышит и чувствует, как и мы. Помните об этом и сами. Рассказывайте вашей дочке о Богах и Богинях. Как земля – Макоша дышит, как она нас любит и дарит нам плоды свои, кормит нас. И как мы должны свято относиться к нашей Матери. Рвать травку и цветы и не использовать их в еду или по надобности нельзя. Если просто сорвать, играться и бросить – это неуважительное отношение, и вы разрешаете так же неуважительно относиться и к себе. Все травы, деревья и цветы – это волосы нашей Матери. Помните, что Макоша Матушка – это проявление рождения. Она рождает и дает нам право родить. Это старшая Рожаница, именно к ней мы, женщины, обращаемся со своими молитвами, дабы привести в мир Яви светлые души наших предков.

Рассказывайте, что у огня есть несколько проявлений. Это Солнце – Батюшка Дажбог, который дает нам жизнь, согревает нас. Встречайте вместе по утру солнышко молитвами и песнями.

Расскажите своей маленькой Ладушке, что солнце может нас исцелять, если мы его попросим. Еще одно проявление огня, за него отвечает Огнебог, – это огонь, который горит на капищах и в наших печах, на нём мы готовим еду. Относитесь к нему с уважением. Пусть на обеденном столе во время приёма пищи горит свеча. Подарите вашей дочке ответственность, пусть она зажигает свечу перед едой. Так же читайте молитву перед приёмом пищи и благодарите Богов после. Хорошо, если ребенок будет знать свои детские молитвы: утреннюю, вечернюю, молитву перед едой. Вышнее проявление огня – Отец Сварог, вместе с Матушкой Ладой порождают они Вселенные.

Рассказывайте, что ручейки, речки, дождик – вся вода живая. Дана – Богиня воды, маленькая Лада, её влагоречивое проявление в мирах Прави, Яви и Нави. Мы можем нашептать добрые пожелания и обратиться с молитвой к Матушке Дане о здоровье и красоте.

Рассказывайте дочке, что ветерок, который дует на нас, это Стрибог Батюшка. Он нам может помогать в делах.

От Зарницы до Закосычения Богиня Ушас-Утренняя Заря – вкладывает в девочку свою силу.

Посвящение для девочки от шести до двенадцати лет – это Обряд Закосычения,

когда девочке обрядово заплетают две косы. Одну косу заплетает мама, другую – отец. В косы заплетают красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарят гребешки, заколки, ленточки.

Хорошо, если с этого момента вы начнете больше приучать девочку к домашнему труду, будете учить её готовить, шить, вышивать. Прививайте ей такие качества, как терпение, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие. Развивайте в ней мягкость и нежность. В этом возрасте так же учили женской магии и правилам хорошего тона. То, что вы вложите в этом возрасте в неё и будет ей подмогой в жизни. Закладывайте в неё только самые светлые образы.

Садите вместе цветы, рассказывайте ей, как цвета сочетаются между собой. Это скажется на её вкусах в одежде и в быту. Девочка природно будет понимать значение цветов. Хорошо, если девочка будет учиться ответственности с детства. Объясните ей, что за цветами нужно ухаживать, их нужно поливать и подкучивать, а если на цветок не обращать внимание, то он может зачахнуть. Можно поручить ей уход за животными, например за щенком, объяснять, что его нужно кормить, купать, гулять с ним и убирать за ним. Выпекайте вместе пироги – она будет хорошей хозяйкой. Если девочка будет вышивать, то она будет терпеливой.

Учите девочку общаться с Богами и Богинями молитвами, учите правильно приносить пожертвы. Рассказывайте, к каким Богам нужно обращаться в той или иной ситуации.

Тогда девушка уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Кстати, цвет ленты мог рассказать о том, каким мастерством владеет девушка. Парни обращали на неё своё внимание. Такую девушку уже воспитывали другие девушки, которые прошли обряд Лельника. После Лельника девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду, училась домашнему ведовству.

Невесту себе парень выбирал по родословной, которая, как картинка разворачивалась в вышивке, в символике и цветах одежды. Выбирал по волосам, чтобы здоровые и густые были – это здоровье женщины. Выбирал по глазам – это зеркало нашей души. Девушки пели народные песни, которые с младенчества вливались в детскую душу с голосом матери и бабушки. Песня раскрывает внутренний мир человека.

Ещё один обряд проходила такая девушка. Это Обряд Вестунки.

Проводился он с шестнадцати до двадцати лет. В таком возрасте проводилась глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Проявление чувств, магия стихий. Женственность, любовь и материнство. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир.

Каждая девочка в роду является основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивают высокие душевные качества, которые должны проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых ведических знаний.

Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и колодарных обрядов. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием о мире и его построении отец и мать должны её наполнить.

Помните, что перед вами живая душа, и вы должны помочь ей осознать своё место в этом мире.

Воспитательный процесс в славянской традиции был своеобразной основой для современной педагогики.
Дети, не достигшие восьми лет, получали домашнее воспитание – приобретали первые трудовые навыки, участвовали в обрядах, приобщались к фольклору: сказочному, песенному, обрядовому.
После 6-7 лет происходило разделение воспитательного процесса по половой принадлежности.
Девочки развивались в коллективе, в процессе трудовой деятельности приобретали необходимые навыки, впитывали основы морали тех времен.
Все, что сейчас называется русским народным фольклором, во времена Древней Руси было чуть ли не единственным средством воспитания детей. Особое место, конечно, занимали сказки. Своим волшебным содержанием они привлекали детей, концентрируя их внимание, и при этом ненавязчиво обучали и прививали основные моральные нормы и ценности, а цикличность и повторы помогали запоминать нужную информацию. Знакомство с природой и особенностями социального уклада осуществлялось посредством сказок о животных. Пословицы и поговорки передавали детям народную мудрость, а загадки способствовали гибкости ума.

Как воспитывать девочку так, чтобы она отличалась от мальчика.

О Боги, у нас родилась девочка… какая она красивая, как искрятся её глазки… это наша дочь и она пришла в наш мир…

Когда в мир приходит душа, она приходит с большой любовью в сердце, и только от нас, родителей, зависит, будет ли наша девочка счастлива. Как мы её воспитаем, сколько тепла, ласки и знаний вложим мы в неё, так она и будет строить свой мир. Ни на минутку не забывайте что перед вами, как цветочек, расцветает девичья душа.

Наши мудрые предки воспитывали своих детей в традиции. Как для мальчика, так и для девочки очень важно вовремя проходить Возрастные Посвящения.

Что такое возрастное посвящение?
Представьте у себя в ладони маленькое зернышко, сейчас вы отпустите его в лунку и накроете землёй, вы будете поливать его и ждать, когда же оно начнёт прорастать. Вот так и ваша малышка, под вашим чутким, заботливым сердцем, взрастает и раскрывается. Зёрнышко превратится в расточек, а из росточка появится колосок, и уже из колосочка получится зернышко. Так и душа, проходя возрастное посвящение, взрастает и меняется. Чтобы перейти из одного состояния в другое, необходимо «умереть» в старом качестве и возродится в новом. Самый яркий и всем понятный пример: девушка выходит замуж, она «умирает» как девушка и рождается как женщина, это переход.

Каждое возрастное посвящение – это испытание не только для ребенка, но и для родителей. Когда ребенок проходит этот экзамен, он свидетельствует о готовности к новому отрезку жизни.
Посвята дает внутренний стержень и дополнительную духовно-магическую защиту. В дальнейшем это позволяет стать более успешным. Ребенок обучается определенным навыкам и умениям, которые позволяют ему перейти в соответствующую его возрасту группу и занять соответствующее место в обществе.

При возрастном посвящении всегда присутствовал весь род, вся семья собиралась провести ребёнка на следующий этап. Для родственников это был настоящий праздник, к посвящениям относились очень трепетно, ребёнок чувствовал единство всего рода и с детства берёг эту традицию. Сопровождалось такое действие обрядом и на каждом посвящении славились те Боги и Богини, которые приходили благословить ребенка. На обрядах пели народные счастливые песни, читались молитвы Богам, приносились пожертвы. Большую роль в такой день играет и обрядовая одежда, которую мама подготавливает для дочери. На каждое посвящение шилась своя одежда с определённой вышивкой. Комнату украшали рушниками, на божницу (в красный угол) ставили образы Богинь.

Давайте по порядку разберём все посвящения.

Когда ребенок рождается проводиться Обряд Имянаречения, его проводят на девятый день или до сорокового.
Маленькому человечку дается тайное и явное имя и вкладывается сила исцеления – Жива. Явное имя используется в миру, им представляются, оно отображает предназначение души для данного воплощения. Тайное имя – это имя нашей души, ключ к родовой памяти, по этому имени нас узнают в других мирах.

Имянаречение дает возможность человеку самому отвечать за свои поступки, в ином случае за все действия отвечают наши родители, а если они не наречены, то цепочка уходит вдаль.
При наречении у ребенка появляются вторые родители – божатые, это женщина и мужчина, хорошо, если они являются мужем и женой, как единое целое. Это духовные родители, которые будут присутствовать на всех посвящениях, и будут научать, и наставлять ребенка по жизни. Для девочки важна божатая мать, а для мальчика играет большую роль божатый отец.

Посвящение, которое проходит девочка после обряда Имянаречения – это Обряд Пострижен.
Когда девочке исполняется годик, ей подстригают волосы. Но полностью головку не подстригают, состригают только пушок. Девочка рождена берегиней, которая приводит в мир души детей, то есть она связана с навью, миром потусторонним, через свои косы. А мальчикам наоборот нужно состригать волосы полностью, чтобы отрезать его от влияния мира Нави, мальчик связан с Правью, вышним миром Богов.

До года ребенка ни кому не показывали, только близким родственникам доводилось нянчиться. Когда после годика ваше чадо находится на «чужих» глазах, его стоит «защищать». Наши бабушки повязывали красную шерстяную ниточку на правую руку ребенка от сглаза.
До года ребенок находился под опекой Божича Коляды.

После Пострижен, от трех до шести лет, девочка проходит Обряд Зарницы-Провестницы.
Вспомните себя в этом возрасте, в три – четыре годика, уж очень хотелось быть похожей на маму. Хотелось надеть платье, навесить бусики и, конечно же, проколоть ушки.
При этом посвящении девочке обрядово надевают её первое украшение. Серьги подготавливают божатые родители заранее. Цвет камня в золотых колечках символизирует то, к чему более расположена маленькая Лада.

На каждое посвящение родители готовят пожертву Богиням и купель для омовения девочки. Воду настаивают на травах, добавляют зерно, как символ плодовитости, и мама, если она счастлива в семейной жизни, кладет на дно купели своё обручальное кольцо, благословляя тем самым дочь на счастливую жизнь. Родители прославляли Вечернюю Зорьку, проносили её пожертву. А на рассвете с молитвами и дарами обращались к Богине Ушас-Утренней Заре, чтобы было благословение дочери.

С этого момента ваша дочурка посвящена в будущую берегиню рода. Обряд соединяет девочку с женскими божественными проявлениями стихий. Так же благоприятствует осознанию ребенком своего пола и закладке правильного образа будущей женщины. Наполняет девочку женской сутью.

В таком возрасте девочку уже можно приучать к рукоделию. Показывайте дочке, как вы вышиваете. Научите её свивать веревочку, делать самую простую куклу. Одевайте девочку, как девочку. Если дочка будет с детства знать, что есть красивые платья и бусы, то это поможет ей развить в себе один из аспектов женственности. Но она должна не только на себе видеть такую одежду, и мама должна показывать пример своим внешним видом. Ребенок подражает взрослым.
Рассказывать ей про то, какие добродетели взращивают к себе Богини. Развивайте в вашей дочурке такие качества как нежность, мягкость, чувствительность, любовь к окружающему миру и животным.

Учите девочку, что мир вокруг нас дышит, он живой. Живые цветы, деревья, трава, живая земля. Вода слышит и чувствует, как и мы. Помните об этом и сами. Рассказывайте вашей дочке о Богах и Богинях. Как земля – Макоша дышит, как она нас любит и дарит нам плоды свои, кормит нас. И как мы должны свято относиться к нашей Матери. Рвать травку и цветы и не использовать их в еду или по надобности нельзя. Если просто сорвать, играться и бросить – это неуважительное отношение, и вы разрешаете так же неуважительно относиться и к себе. Все травы, деревья и цветы – это волосы нашей Матери. Помните, что Макоша Матушка – это проявление рождения. Она рождает и дает нам право родить. Это старшая Рожаница, именно к ней мы, женщины, обращаемся со своими молитвами, дабы привести в мир Яви светлые души наших предков.

Рассказывайте, что у огня есть несколько проявлений. Это Солнце – Батюшка Дажбог, который дает нам жизнь, согревает нас. Встречайте вместе по утру солнышко молитвами и песнями.

Расскажите своей маленькой Ладушке, что солнце может нас исцелять, если мы его попросим. Еще одно проявление огня, за него отвечает Огнебог, – это огонь, который горит на капищах и в наших печах, на нём мы готовим еду. Относитесь к нему с уважением. Пусть на обеденном столе во время приёма пищи горит свеча. Подарите вашей дочке ответственность, пусть она зажигает свечу перед едой. Так же читайте молитву перед приёмом пищи и благодарите Богов после. Хорошо, если ребенок будет знать свои детские молитвы: утреннюю, вечернюю, молитву перед едой. Вышнее проявление огня – Отец Сварог, вместе с Матушкой Ладой порождают они Вселенные.

Рассказывайте, что ручейки, речки, дождик – вся вода живая. Дана – Богиня воды, маленькая Лада, её влагоречивое проявление в мирах Прави, Яви и Нави. Мы можем нашептать добрые пожелания и обратиться с молитвой к Матушке Дане о здоровье и красоте.

Рассказывайте дочке, что ветерок, который дует на нас, это Стрибог Батюшка. Он нам может помогать в делах.

От Зарницы до Закосычения Богиня Ушас-Утренняя Заря – вкладывает в девочку свою силу.

Посвящение для девочки от шести до двенадцати лет – это Обряд Закосычения,
когда девочке обрядово заплетают две косы. Одну косу заплетает мама, другую – отец. В косы заплетают красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарят гребешки, заколки, ленточки.

Хорошо, если с этого момента вы начнете больше приучать девочку к домашнему труду, будете учить её готовить, шить, вышивать. Прививайте ей такие качества, как терпение, хозяйственность, аккуратность, трудолюбие. Развивайте в ней мягкость и нежность. В этом возрасте так же учили женской магии и правилам хорошего тона. То, что вы вложите в этом возрасте в неё и будет ей подмогой в жизни. Закладывайте в неё только самые светлые образы.

Садите вместе цветы, рассказывайте ей, как цвета сочетаются между собой. Это скажется на её вкусах в одежде и в быту. Девочка природно будет понимать значение цветов. Хорошо, если девочка будет учиться ответственности с детства. Объясните ей, что за цветами нужно ухаживать, их нужно поливать и подкучивать, а если на цветок не обращать внимание, то он может зачахнуть. Можно поручить ей уход за животными, например за щенком, объяснять, что его нужно кормить, купать, гулять с ним и убирать за ним. Выпекайте вместе пироги – она будет хорошей хозяйкой. Если девочка будет вышивать, то она будет терпеливой.

Учите девочку общаться с Богами и Богинями молитвами, учите правильно приносить пожертвы. Рассказывайте, к каким Богам нужно обращаться в той или иной ситуации.

Обряд направлен на выход из состояния ребенка в состояние девочки. Это переход от обучения у рода, то есть у мамы, к обучению в общине, группе сверстников. Так же учит правильному восприятию общества и благоприятствует наполнению девочки женской энергией стихий.

От Закосычения до Лельника девочку под свою опеку брала Богиня Леля – Богиня девичьей нежности и кротости.

Посвящение в Лельник девушка проходит, когда ей исполняется тринадцать лет. Это первый общественный обряд девочки-подростка. Её готовят к состоянию женщины.

Тогда девушка уже могла хороводы водить и песни с девушками петь, на праздниках участвовать в игрищах и гадать на суженного. Такая девушка одевалась уже по-другому, наряжалась в красивые сарафаны и вплетала яркие ленты в косы. Кстати, цвет ленты мог рассказать о том, каким мастерством владеет девушка. Парни обращали на неё своё внимание. Такую девушку уже воспитывали другие девушки, которые прошли обряд Лельника. После Лельника девушку уже могли сватать. С этого момента она усердно готовилась к замужеству. Вышивала себе приданное, готовила одежду, училась домашнему ведовству.

Невесту себе парень выбирал по родословной, которая, как картинка разворачивалась в вышивке, в символике и цветах одежды. Выбирал по волосам, чтобы здоровые и густые были – это здоровье женщины. Выбирал по глазам – это зеркало нашей души. Девушки пели народные песни, которые с младенчества вливались в детскую душу с голосом матери и бабушки. Песня раскрывает внутренний мир человека.

Само посвящение проявляет зрелые божественные качества стихий, он «запускает» её на новый этап и наполняет душу, тело и ум ещё большей силой любви, нежности и женственности. Девушки в таком возрасте проходят обучение, которое раскрывает в ней все силы и умения будущей женщины. Такую подготовку проходят все девочки, а обряд проводится для тех, кому исполняется пятнадцать лет.

После Лельника отдавала Леля девочку под опеку Вечерней Зореньке – Весте, покровительнице девушек, которые замуж должны выходить.

Ещё один обряд проходила такая девушка. Это Обряд Вестунки.
Проводился он с шестнадцати до двадцати лет. В таком возрасте проводилась глубокая духовная работа над собой, принятие себя как будущей жены и матери. Проявление чувств, магия стихий. Женственность, любовь и материнство. Девушка обучалась рукоделию, семейным и родовым обрядам. Раскрывала понятие мужчины и принятия его в свой мир.
Каждая девочка в роду является основой будущей семьи, поэтому традиционным воспитанием в ней развивают высокие душевные качества, которые должны проявиться в чистоте помыслов и мудром использовании родовых ведических знаний.
Матери очень внимательно относились к воспитанию девочек и прохождению ими всех возрастных посвящений и колодарных обрядов. Чем старше становится дочь, тем большим пониманием о мире и его построении отец и мать должны её наполнить.
Помните, что перед вами живая душа, и вы должны помочь ей осознать своё место в этом мире.

Материал с сайта slavyanskaya-kultura.ru

На Руси всегда было окружено разнообразными поверьями, обрядами и традициями. Много веков назад, как и сейчас, родители хотели защитить своих детей, воспитать их трудолюбивыми и вежливыми, честными и счастливыми. Детство считалось только истоком, из которого развиваются все качества взрослого человека. Об этом говорят и славянские пословицы: «Ученье в детстве - как резьба по камню», «Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается.»

Свой взгляд был у наших предков и на вопросы дисциплины. Детей учили подчиняться родительской воле и почитать старших. Воспитание девочек и мальчиков сильно различалось.Если мальчиков воспитывали как добытчиков, то девочек как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию.Родители стремились научить девочек «хранить чистоту свою для мужа своего». «Домострой», по которому тогда жили люди требовал от главы семейства: «Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной – словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее». Девочки с детства помогали по хозяйству.

Они присматривали за младшими детьми, помогали в поле и дома.Мать была обязана передать навыки дочери, которыми должна владеть хорошая жена. С ранних лет девочек учили шить, рукодельничать, готовить, вести хозяйство.Готовили к основной роли женщины.Роли жены и матери.Взросление девушек проходило согласно традициям и сопровождалось многими обрядами.Так девочкам с раннего детства готовили приданное. А в некоторых деревнях девочка сама шила или вышивала часть своего приданного.Обряды касались и внешнего вида девушек. Например девочкам с малолетства волосы заплетали в одну трехлучевую косу - это символизировало объединение жизненных сил. Коса располагалась строго вдоль позвоночника и считалось, что все светлые силы через волосы переходят в позвоночник (хребет) и наполняют человека жизненными силами, подготавливая ее к будущему материнству. Когда девушка выходила замуж, косу расплетали и заплетали уже две косы, ибо с этого времени она получала силы не только для себя, но и для будущего ребенка.

Во взрослении девочек важным этапом был обряд вскакивания в понёву (полотнище ткани, которое женщины Древней Руси использовали вместо юбки). До 15-16 лет девочки носили длинные рубахи и лишь затем приходил день, когда в присутствии всей родни и соседей проводился специальный ритуальный обряд. Девушка забиралась на лавку и начинала ходить по ней из стороны в сторону. Мать девушки следовала за ней с раскрытой поневой в руках и упрашивала дочь: «Вскочи, дитятко, вскочи, милое». Самой девице, по обычаю, следовало сердито отвечать: «Хочу - вскочу, не хочу - не вскочу!» Свершение этого обряда означало, что она объявляла себя девушкой на выданье и давала право женихам присылать сватов.Все свое детство и юность девушка находилась под покровительством отца. После свадьбы обязанность заботиться о девушке переходила к мужу. На Руси говорили " Отец бережет дочь до венца, а муж до конца".Девушка должна была почитать мужа, который был главой семейства. И то, чему ее научили родители она передавала своим детям, внукам

Правильное воспитание детей – это залог их долгой, полноценной и счастливой жизни. А воспитание целомудрия – это ещё и возможность наших будущих воплощений в разумное, здоровое потомство. Всё это на самом деле очень серьёзно…

Важность воспитания целомудрия переоценить невозможно В современном «цивилизованном» мире, среди тотального отказа от традиций, разговор о девичьем целомудрии воспринимается как архаизм. Однако передовая психологическая и медицинская наука небезосновательно заставляет усомниться в разумности пренебрежения устоями в этом вопросе, а также показывает печальные последствия сексуальной раскрепощённости подростков.

Меняются времена, но не суть. У нас всегда придавали огромное значение женскому целомудрию. Потеря девичьей чести считалась большим грехом, и позор падал на всю семью. Сексуальная революция, пришедшая к нам на 30 лет позже, чем в западные страны, заметно изменила отношение родителей к воспитанию целомудрия в дочерях.

Уже нередки случаи, когда взрослые спокойно относятся не только к внебрачному сожительству молодых пар (в городах это быстро становится новой нормой), но и к половым связям 14-15‑летних подростков. Кто‑то со вздохом признаётся, что не может повлиять на дочь (хотя она живёт с родителями под одной крышей и полностью зависит от них финансово), а кто‑то не видит в этом ничего страшного.

Времена изменились, говорят они, главное только, чтобы не было нежелательной беременности. Такими людьми рассуждения о целомудрии воспринимаются как безнадёжная архаика и мракобесие. Но опыты в области воспитания – вещь крайне опасная, поскольку результат их заранее неизвестен. Итоги сексуальной революции на Западе свидетельствуют о полном провале эксперимента в данной сфере. В конце 1950‑х годов, примерно за десять лет до начала этой революции, гениальный американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин предупреждал о страшных последствиях «одержимости сексом» (хотя тогда ещё звучали только первые звоночки, всё самое главное было впереди). «Одержимое сексом общество, – писал П. Сорокин, – без колебаний нарушает Божественные и человеческие законы, вдребезги разбивает все ценности. Подобно торнадо, оно оставляет на своём пути легион трупов, множество исковерканных жизней, неисчислимые страдания и обломки разрушенных норм». Сейчас это уже не прогноз, а свершившийся факт. Интересно и другое.

Данные медицины неопровержимо свидетельствуют о том, что сохранение девушками целомудрия – это самая надёжная гарантия женского здоровья. То есть, морально-этические принципы, укоренившиеся в веках, не случайны даже в чисто прикладном, утилитарном смысле. Они прошли проверку временем и доказали свою эффективность.

Предоставим слово автору книги «Чему вы учите моего ребёнка?», известному американскому психиатру и психологу Мириам Гроссман. «Это уже научный факт, – пишет Гроссман, – что для развития рака шейки матки необходимым условием является наличие папилломавируса человека. Почему же девушки и молодые женщины особенно восприимчивы к ВПЧ (папилломавирусу)? Всё из‑за шейки матки, она ещё недостаточно развита… Сформировавшаяся шейка матки… покрыта многочисленными слоями клеток, поэтому она трудно инфицируется. А вот недостаточно развитая шейка матки, шейка матки у подростка или юной девушки, толщиной всего в одну клетку. Эта поверхность, покрытая слоем всего в одну клетку, называется «зоной преобразования». С возрастом она ужимается, сокращается. Но пока это не произошло, для ВПЧ, хламидии и ИППП (инфекции, передающейся половым путём) это идеальное место для атаки… Поэтому так много девушек инфицировано ВПЧ, а также другими ИППП. С возрастом… эта зона становится меньше, а после родов она полностью исчезает…»

А ещё д-р Гроссман пишет, что современные методы исследования, позволяющие в реальном времени наблюдать работу мозга, сильно изменили представления о высшей нервной деятельности в подростковом возрасте. Считалось, что мозг созревает достаточно рано, и в подростковом возрасте он уже как у зрелого человека. Но оказалось, что это не так. Если подобная картина работы мозга наблюдается у взрослого, то говорят о серьёзных психических отклонениях. А для подростков это возрастная норма. В чём суть вопроса? Дело в том, что в состоянии тревоги, волнения, возбуждения и т.п. (а влюблённость и страсть вводят их именно в такие состояния) подросток из‑за незрелости определённых участков мозга не может принять зрелое, взвешенное, осознанное решение. Поэтому аргументация сторонников сексуального просвещения: дескать, надо просто обучить подростков приёмам «безопасного секса», и всё будет в ажуре, – не выдерживает критики.

Надежды на это, как правило, не оправдываются. В ответственный момент большинство подростков скорее всего позабудут про предохранение. Так уж у них устроен мозг! И никакие профилактические программы с этим не справляются. С этими же особенностями функционирования высшей нервной деятельности связана и повышенная психологическая уязвимость детей подросткового возраста. Заразившись, они переживают это гораздо острее, чем взрослые (хотя и для взрослых такое известие – большая травма). И – опять‑таки из‑за своих психических и психологических особенностей – гораздо чаще совершают опрометчивые, подчас непоправимые поступки.

Во всяком случае, опыт Мириам Гроссман, на консультацию к которой студенты и старшеклассники идут сплошным потоком, позволяет утверждать, что между увеличением числа подростковых самоубийств и ростом половой распущенности существует вполне определённая связь. Почему развязность – путь в западню? Целомудрие неотделимо от скромности. Трудно представить себе наглую, дерзкую и в то же время целомудренную девицу. Конечно, это не значит, что девочки обязательно должны быть тихонями. У людей разный характер. Одни, как пушкинская Татьяна, склонны к уединению и меланхолии, другие, как её сестра Ольга, весёлые резвушки.

В дореволюционном крестьянстве, составлявшем подавляющее большинство населения России, томные, «кисейные» барышни были не в чести. Парням куда больше нравились бойкие, весёлые девушки, хорошие плясуньи и певуньи. Именно их первыми набирали в хоровод, приглашали на кадриль и т.п. Но в любом случае, каким бы бойким характером ни обладала девушка, она не переходила определённых границ, чтобы не потерять своей девичьей чести. И тем самым вызывала у парней уважение. Они понимали, что девушка не позволит им зайти слишком далеко.

Когда сейчас девочки, подражая героиням современной масскультуры, ведут себя не скромно, а наоборот, развязно, грубо, напористо, сами предлагают себя (а то и навязываются!) мальчикам, пишут им любовные записки, приглашая на свидание, выкладывают свои зазывные и часто не очень пристойные фотографии на всеобщее обозрение в Интернете, делят между собой парней, им невдомёк, что они попадают в западню. Наоборот, они считают себя хозяйками положения, поскольку парни (особенно, кто постарше) с удовольствием откликаются на заигрывания, и девочкам кажется, что весь мир лежит у их ног. Но достаточно быстро выясняется, что отношение парней к ним потребительское, а нередко и грубо-циничное. Иначе и быть не может, потому что многовековые установки, передающиеся из поколения в поколение, слишком прочны. И даже когда на уровне сознания человек придерживается иных взглядов, так называемое коллективное бессознательное (или родовая, генетическая память) подсказывает ему правду.

А правда, в данном случае, состоит в том, что порядочные девушки так себя не ведут. Значит, и отношение к ним возникает как к непорядочным. Со всеми вытекающими из этого последствиями. А ведь девочки, как бы они себя ни настраивали, самой своей природой нацелены на эмоциональную привязанность к человеку, с которым у них возникнет любовная близость. Это опять‑таки медицинский факт, о котором, однако, даже не подозревают многие родители.

Снова предоставим слово М. Гроссман. «За последние двадцать лет, – пишет она, – мы узнали (и это научные данные), что гормоны, которые вырабатываются во время интимного поведения, вызывают чувства привязанности и доверия. Особенно у женщин, поскольку окситоцин главным образом женский гормон. Я называю этот гормон… “политически некорректным”, поскольку он бросает вызов утверждениям, что различия между мужчинами и женщинами основаны на культурных традициях и социализации. Он бросает вызов идее о том, что сексуальное поведение легко отделить от эмоциональной привязанности

Гормон, – поясняет дальше М. Гроссман, – это молекула, которая “путешествует” от одного органа к другому и передаёт сообщение. В зависимости от контекста, окситоцин переносит различную информацию по всему телу. Во время родов он направляется из мозга в матку и даёт ей команду сокращаться и выталкивать ребёнка. Во время кормления грудью окситоцин передаёт клеткам молочной железы приказ мозга вырабатывать молоко. Но окситоцин “путешествует” и внутри мозга с сообщениями об эмоциях и поведении. Если вы возьмёте крысу-девственницу и введёте ей окситоцин, а затем поместите её в клетку с помётом от другой крысы, эта крыса-девственница под влиянием окситоцина будет вести себя так, будто детёныши – её собственные. Таким образом, окситоцин передаёт послание “создай связь, создай эмоциональную привязанность”…»

Окситоцин вырабатывается во время любовных ласк, поцелуев и т.д. не только у женщин, но и мужчин, эстроген (женский гормон) его действие усиливает, а тестостерон (мужской гормон) снижает. Поэтому девушка в условиях смены партнёров окажется в более уязвимом положении. Сколько бы она ни внушала себе, что «постель – это не повод для знакомства» (цитата из анекдота), её психика будет этому противиться.

Ещё раз предоставим слово Мириам Гроссман: «Помимо эмоциональной привязанности, окситоцин влияет на наши суждения и оценку риска. Он воздействует на отделы мозга, связанные с чувством доверия. По сути, когда молодые люди сексуально активны, окситоцин воздействует на мозг девушки, который должен бы махать красным флагом. Предположим, что это только случайное сношение, связь на одну ночь с кем‑то, кого она не знает по‑настоящему. В обычной ситуации мозг бы подавал сигнал тревоги: “Подумай об этом! Хорошо ли это? Безопасно ли? Что ты будешь чувствовать завтра утром? Умный ли это поступок?” Но вместо этого отдела мозга, вместо мозжечковой миндалины действует окситоцин, который в какой‑то степени заставляет этот голос замолчать. И девушка менее осторожна, менее подозрительна…»

Наши предки ничего про окситоцин не знали, но, как выяснилось, были мудрее нас, когда всеми силами старались оградить дочерей от внебрачных связей. Тем самым они не только спасали их от дурных болезней, но и оберегали от тяжёлых душевных травм. Несколько важных советов Заботясь о будущем личном счастье дочерей, важно развивать в них женственную мягкость, уступчивость, умение искать и находить компромиссы. Прилежание, аккуратность, умение создать домашний уют тоже очень важны для девочек.

Мягкость идёт рука об руку с кротостью, терпением и смирением. С теми качествами, которые особенно возмущают феминисток, ведь для них это ассоциируется со слабоволием и вечно угнетённым положением женщин. Но если у человека есть внутренний стержень, он при всей своей кротости, не поддастся дурному влиянию и будет проявлять неуступчивость злу. Помните, что куклы, которыми играют девочки, несут очень важную воспитательную нагрузку. Ребёнок считывает с них информацию без слов, на уровне образа, и начинает невольно подражать. Кукла Барби – модная, ухоженная «дива», для которой дети – в лучшем случае лишь приложение к гламурному интерьеру, а часто и досадная помеха. Они хороши на фотографиях, а в жизни доставляют слишком много хлопот. Куклы Братц – дерзкие девчонки со страстью к моде, думающие в первую, вторую и десятую очередь о нарядах, тусовках и опять‑таки гламурном образе жизни, дорогостоящем и, естественно, за чужой счёт.

Что из этого выходит в реальности, надеюсь, понятно. Старайтесь, чтобы девочка выглядела красиво, но не зацикливайте её внимание на нарядах. И тем более, не поощряйте интереса к косметике. Сейчас пропагандируется косметика не только для подростков, но и для пятилетних малышек. В восприятии девочек косметика – важный шаг на пути взросления. Особенно это опасно сейчас, когда взросление у многих подростков ассоциируется с сексуальной свободой. Уделяйте повышенное внимание романтическому воспитанию девочек, но при этом не распаляйте чувственность. Многие подростковые сериалы и книжки именно этим и занимаются. Но, к счастью, есть другая литература и другие фильмы, причём гораздо более талантливые (а значит, оказывающие более сильное, глубокое, часто катарсическое воздействие на юные души). В этих произведениях воспеваются женское целомудрие, верность, чистая, возвышенная любовь.

Старайтесь влиять на круг общения дочери. В подростковом возрасте это, конечно, труднее, чем в пять-шесть лет, но всё равно мнение (а в каких‑то случаях и запрет!) родителей имеет огромное значение. «Хочешь сохранить честь дочери – смотри, с кем она дружит» – примерно так звучит арабская пословица, которую мне однажды довелось услышать.

А главное, не забывайте, что больше всех на свете девочкам (как, впрочем, и мальчикам, но сейчас речь не о них) нужны мама и папа. В уже упомянутой книге «Чему вы учите моего ребёнка?» М. Гроссман пишет: «Будьте уверены, ваше влияние на дочь – и в двенадцатилетнем, и в четырнадцатилетнем, и в шестнадцатилетнем возрасте – гораздо больше, чем вам может показаться… Воспитание – вот что ей нужно. Ей нужно родительское тепло, поддержка и руководство. От вас требуются чёткие правила и высокие ожидания… Укрепляйте контакт с ребёнком. Ей нужны близкие, доверительные отношения именно с вами…

Делитесь с дочерью накопленным опытом, прививайте ей свои моральные ценности… Это обязательно отразится на её поведении. Да, она может с вами спорить, но исследования показывают, что подростки из семей, где родительские ожидания высоки, не торопятся вступать в ранние половые связи. Если вы относитесь к таким связям однозначно отрицательно, это будет серьёзным фактором влияния на вашу дочь…»

Родителям, которые желают своим дочерям счастья, очень важно об этом помнить и не поддаваться лукавым разговорам о том, что мир необратимо изменился.