Во сколько ребенок начинает уверенно ходить. Почему малыш не ходит

Самый долгожданный момент всех молодых родителей - первые шаги крохи. В это время ребенку так важна любовь и поддержка. Что должны знать мамы и папы о данном этапе развития? Во сколько начинают ходить малыши и как помочь ребенку научится ходить? Все ответы здесь.

Когда начинают ходить дети

Когда ребенок начинает ходить? Обычно первые самостоятельные шаги малыш совершает в возрасте одного года, но этот процесс может наступить как раньше, так и позже. Каждый ребенок индивидуален, поэтому выделяют ориентировочный период - от 9 до 18 месяцев, в рамках которого детки должны научиться шагать. Такая разница зависит от некоторых факторов и особенностей развития ребенка.

  • Наследственность . Не стоит паниковать, что малыш начал ходить после года , если мама или папа малютки так же поздно сделали первые шаги.
  • Пол и конституция тела ребенка. Как показывает практика, мальчики начинают ходить на 2-3 месяца позже, чем девочки . А малышам-крепышам с тяжелым весом труднее балансировать своей массой тела и поэтому этап хождения для них откладывается на некоторое время.
  • Особенности темперамента крохи. Неторопливый, спокойный и тихий ребенок скорее всего начнет ходить позже. А более активный и подвижный - раньше.
  • Психологические аспекты. Нередко, после неудачного опыта малыш боится попробовать сделать шаг еще раз и для того, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно потребуется время.
  • Индивидуальные причины. Их может быть множество: ранние роды, родовые травмы, болезни, расстройства, стресс и т.д.

Как учить ребенка ходить

Когда можно начинать ходить? Родителям нужно запомнить одно: дети начинают ходить самостоятельно тогда, когда они физически к этому готовы.

Как понять, что карапуз готов к ходьбе? Признаки.

  • Может долго стоять на ножках, держась за подручные средства.
  • Научился переступать, придерживаясь за мебель.
  • Способен стоя приседать и подниматься обратно, это умение является признаком развитой мускулатуры спины.
  • Ребенок научился ходить по-своему: на коленях, цыпочках, носочках.

Советы родителям, которые ждут, чтобы ребенок начал ходить самостоятельно

  • Делайте массаж крохе . Это способствует укреплению всего опорно-двигательного аппарата, правильному развитию мускулатуры ребенка, нормализации мышечного тонуса. Массаж также улучшает обмен веществ, положительно влияет на психологическое развитие малыша. Чаще поглаживайте, разминайте и растирайте спинку, ножки и стопы малютки.

ВНИМАНИЕ! Выполняйте массажные движения нежно и легко, нельзя сильно сдавливать ткани и суставы крохи. Лучше доверить этот процесс профессионалу.

  • Занимайтесь гимнастикой с ребенком и делайте легкие физические упражнения . Это способствует развитию координации движений и суставно-связочной системы. Очень полезной является дыхательная гимнастика.

Примеры физических упражнений показаны в этом видео:

  • Отучайте малыша от манежа и ходунков , ведь с помощью их невозможно научить малыша ходить, можно только подготовить к этому этапу. Помогайте сыну или дочке проявлять инициативу: подумайте про обстановку в доме и сделайте так, чтобы малыш смог вставать на ноги и делать первые шаги, придерживаясь за мебель, разместите игрушки по разным углам комнаты, попросите маленького непоседу пойти вам навстречу.

СОВЕТ ! Проводите занятия с малышом в форме игры, это поможет с ранних лет привить любовь ребенка к физкультуре.

  • Если есть возможность, приобретите специальные приспособления, которые развивают координацию у малыша и помогают крохе удержать свой вес при ходьбе (каталки, вожжи-поводки и другие).

Чтобы ребенок начал ходить, пытайтесь как можно больше прогуливаться с малышом за ручки, поддерживайте его . Ведь это новизна для крохи, ему будет намного комфортней, если мама или папа будут рядышком с ним, так малыш будет чувствовать себя в безопасности. Если он устал и не хочет больше заниматься, не стоит нагружать детский организм и заставлять сделать еще несколько шагов. В противном случае, детское желание и тяга к ходьбе может быстро пропасть.

Обувь - важная составляющая начала первых шагов. Как ее выбрать? Прежде всего, покупать ортопедические модели, проверять наличие сертификатов качества. Использование некачественной обуви может вызвать негативные последствия, например, плоскостопие. Некоторые специалисты считают, что даже в доме малыш должен совершать свои первые шаги в обуви, которая надежно фиксирует стопу. Другие профессионалы утверждают, что карапузу будет полезней ходить босиком, при условии, что поверхность пола в квартире является ровной и теплой.

При выборе обуви следует придерживаться некоторых советов:

  • подошва должна быть упругой, не скользкой и умеренно жесткой;
  • приветствуется наличие небольшого каблучка;
  • размер следует подбирать на 1 см больше размера стопы малыша, так зимой ножки не замерзнут;

ВНИМАНИЕ! Не стоит экономить на здоровье собственного ребенка, покупая обувь большого размера.

  • обувь должна быть с ровной стелькой и жестким высоким задником, что поможет хорошо зафиксировать ножку малыша;
  • наличие легкой и крепкой застежки упростит жизнь родителям, так как дети в этом возрасте не умеют ждать;
  • следует подбирать ботинки с круглым, широким и прочным носком, чтобы снизить риск травмирования пальчиков;
  • материал должно быть натуральным: замш или кожа поможет ноге дышать и не потеть.

Нужна ли обувь с супинатором? Единого мнения среди педиатров и ортопедов в этом вопросе нет. Но, большинство утверждает, что такая обувь может навредить здоровой стопе, поэтому без рекомендаций ортопеда обувь с супинатором приобретать не стоит.

Советы педиатра о том, как подобрать правильную обувь в момент, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, рассказаны в данном видео:

Самые распространенные ошибки родителей

  • Частое использование манежа, ходунков, прыгунков . Некоторые мамы и папы ошибочно думают, что, купив данные приспособления, они сделали все возможное, чтобы научить дитя ходить. Но при использовании этих устройств, ребенок не сможет научится ходить самостоятельно.
  • Слишком рано требуют от ребенка первых шагов.
  • Гиперопека , чаще всего со стороны мамы. Да, малыш шагает неуверенно и, при отсутствии родительской поддержки, он может упасть. Но ничего страшного в этом нет, без подобного опыта ребенок никогда не сможет научится ходить самостоятельно. Родителям необходимо убрать все опасные вещи в доме, а также наклеить специальную защиту на острые углы мебели.

В этом видео озвучены советы для молодых родителей, которые учат свое чадо шагая познавать мир.

Навыки и умения ребенка непосредственно связаны с его возрастом.

Ходить, ползать, говорить волнует всех родителей.

Ведь нужно знать, на какой возраст ориентироваться.

Обычно ходить самостоятельно дети начинают в возрасте одного года.

Но что делать родителям, если ребенку уже 1,2 года, а он не ходит сам?

Когда нужно беспокоиться и как помочь малышу освоить навык?

Во сколько ребенок начинает делать первые шаги, зависит от его индивидуальных особенностей.

Некоторые дети более активные и подвижные начинают вставать месяцев в 5-6, а в 7 месяцев делают первые шаги по кроватке, держась за бортик, а чуть позже уже ходят самостоятельно.

Другие же и в 13-15 месяцев не решаются ходить без поддержки.

Чаще всего навыком самостоятельного хождения малыши овладевают в возрасте от 9 до 16 месяцев. Во многом это зависит от темперамента малыша, его конституции, особенностей развития.

Недоношенный ребенок начинает, как правило, ходить несколько позже сверстников.

Девочки по статистике делают первые шаги раньше, чем мальчики.


Мнение эксперта

Полякова Людмила Игоревна — медицинский работник

Помощник врача акушера-гинеколога, мама двоих детей

Бывает, что ребенок уже сделал первые неуверенные шаги, но потом перестал ходить снова. Значит пока не пришло его время. Необходимо предоставить малышу возможность для обретения устойчивого навыка, заинтересовать его, помочь укрепить мышцы тела.

Активно ползающие дети часто не спешат ходить, ведь они могут перемещаться и на четвереньках. Торопить кроху не нужно. Ползание полезно для здоровья и поможет ребенку подготовить организм к прямохождению. Дайте малышу еще немного времени.

Настал долгожданный момент и ребенок сделал свои первые самостоятельные шаги. Походка малыша сильно отличается от взрослого.

Он широко расставляет ножки, ставит стопы параллельно друг другу.

При ходьбе стопа ребенка не перекатывается с пятки на носок, а становится сразу полностью, поэтому малыш «топает».

Центр тяжести у малыша смещен, поэтому его положение при ходьбе пока не устойчиво, он часто падает. Со временем ребенок научится ходить правильно и уверенно.

Если малыш начал ходить рано – надо ли радоваться?

Родители, ребенок которых пошел до 9 месяцев часто очень гордятся, что их малыш опередил сверстников. Так ли это хорошо на самом деле?

Если подвижный и активный ребенок без какой-либо помощи встал и начал ходить в 7-8 месяцев, то значит он уже к этому готов. Но не стоит позволять ему длительно находится в таком положении.

Настолько раннее хождение может негативно отразиться на неокрепшем позвоночнике и костях ног малыша, вызвать их искривление.

Тем более не должно быть действий со стороны родителей, направленных на то, чтобы ребенок так рано пошел. Гимнастика, массаж, упражнения с ребенком важны, но должны соответствовать возрасту ребенка.

Лучше направить старания малыша на овладение ползаньем, оно на этом этапе более полезно для здоровья.

Обычно малыш начинает ходить после того, как научился хорошо ползать, и если развитие этого навыка запаздывает, скорее всего, ваш ребенок пойдет немного позже. Хотите узнать, на четвереньках? Читайте наш новый материал.

Если малыш начал ходить поздно

Если ребенок не начал ходить до года, то родители начинают переживать по этому поводу.

Тем не менее, врачи говорят, что если до 1,3 года кроха не может ходить самостоятельно, но встает, ползает, ходит с поддержкой, то волноваться не стоит.

Если ребенок начал ходить поздно, то это не значит, что он отстает в развитии, и что он и заговорит позже других, и дальше будет отставать во всем. У него собственный темп развития и эти навыки не связаны.

Возможно, заговорит он раньше других детей.

Если процесс освоения самостоятельного хождения затянулся намного дольше нормы, то стоит проконсультироваться со специалистом.

Помощь родителей – упражнения и массаж

Как же могут помочь родители своему ребенку в обучении хождению? Прежде всего, создать условия для овладения навыком:


Основные движения при массаже поглаживание, растирание, легкое разминание мышц, постукивание и снова поглаживание. Направление движений – снизу вверх.

Подробнее о гимнастике для укрепления спинки и ножек в нашем видео :

Выбираем первую обувь

Обычно первые шаги малыш делает дома босиком или в носочках. Тем не менее, ему обязательно понадобится обувь.

От ее удобства зависит, сможет ли ребенок в ней ходить. Ведь неудобная обувь будет стеснять ножку малыша, делать ее тяжелой.

Поэтому при выборе первой обуви необходимо учитывать такие моменты :

  • Обувь должна быть из натуральных дышащих материалов;
  • Подошва должна быть гибкая и как можно тоньше;
  • Нога должна хорошо фиксироваться: твердый задник, хорошие застежки;
  • Хорошо, если у обуви есть супинатор и небольшой каблучок.
  • Обувь должна легко одеваться, ведь малыш еще не может сам всовывать ногу. И конечно быть по .

Запаздывание навыка

Ребенку больше года и он должен начать ходить, а не ходит, хотя все его сверстники уже овладели этим умением. Почему же у ребенка запаздывает развитие этого навыка? Причин отставания от нормы может быть несколько:


В этой ситуации понадобится обследование и лечение специалистов.
Если у родителей есть сомнения по поводу здоровья ребенка, то стоит проконсультироваться с врачом.

Больше советов для родителей вы найдете в этом видео:

Когда стоит волноваться

Если не встает и не ходит даже с поддержкой, или ему уже 1,5 года, а он не ходит самостоятельно, то стоит проконсультироваться с врачом по этому поводу.

Если малыш встает и передвигается, держась за опору, его ничего не беспокоит, он весел и полон сил, то просто еще не пришло его время.

Если малыш ходит на цыпочках

Иногда возникают ситуации, что ребенок начинает ходить на цыпочках. Он не ставит стопу полностью, а ходит на носочках. Причины такого поведения могут быть различными:

  • Чаще всего это может быть связано с повышенным тонусом ног.
  • Считается, что подобное состояние связано с гипоксией плода во время беременности и родов. Исправляется проблема обычно самостоятельно.

    Если учился ходить в ходунках .

    В них малыш больше стоит на носочках, чем на всей стопе;

  • Это может быть связано с заболеваниями нервной системы или опорно-двигательного аппарата , но тогда у ребенка будут и другие нарушения, которые нельзя не заметить.

Педиатр обязательно обратит на них внимание при осмотре ребенка.

В любом случае необходимо корректировать походку ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с позвоночником и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

И еще немного о ходунках, они пользуется большим спросом у многих родителей, но все чаще педиатры выступают против этого устройства, утверждая, что оно может препятствовать формированию навыка правильной ходьбы.

Комаровский о ходьбе и ходунках

Посмотрите видео о том, что думает о ходунках доктор Комаровский.

Когда малыш начинает передвигаться на ногах самостоятельно для него наступает новый этап развития. Во сколько месяцев это произойдёт, зависит от нескольких основных факторов.

Всех родителей волнует, когда ребёнок начинает ходить, и что нужно делать для ускорения процесса. Каждый малыш в первый год жизни очень стремительно растёт и развивается. С каждым днём он овладевает всё большим количеством умений и навыков, которые в будущем необходимы совершенно любому человеку.

Например, к месяцу младенец уже кратковременно удерживает голову, захватывает вложенную в ладонь игрушку, пытается следить за предметами. А к трём месяцам уже удерживает голову устойчиво, трясёт погремушкой и вовсю гулит агу, аги, гу, га. Через полгода после рождения ребёночек начинает показывать свой характер, капризничать, пытается самостоятельно присесть, ползти. После этого нового движения родители начинают ожидать первых шагов, которые приходят со временем.

Особенно молодых родителей волнует обстановка, когда все знакомые говорят о том, что их малыш начал ходить намного раньше, нежели их маленькое чадо. И только тогда длительное время до первых шагов родители переживают за здоровье и уровень развития своего сына или же дочки.

В каком возрасте малыш должен начать ходить

Мало родителей на самом деле знают, во сколько месяцев дети начинают ходить, поэтому им очень сложно узнать, нормально ли развивается в этом плане их малыш или у него имеются задержки. Специалисты утверждают, что младенцы обычно начинают ходить в возрасте от 10 месяцев до 1 года. Это зависит от индивидуальных особенностей развития каждого маленького человечка.

Прежде всего этот срок зависит от темперамента малыша. Спокойные и послушные детки не особенно спешат делать первые шаги, поэтому не стоит удивляться, если к году малыш ещё не встал на ноги. В таком возрасте им достаточно передвижения на четвереньках. Более активные дети, которые спешат познать весь мир, как правило, радуют своих родителей ранними шагами, начав подниматься на ноги в возрасте 8–9 месяцев. Довольно часто случается так, что малыши начинают ходить очень рано, а спустя несколько недель снова прекращают свои первые попытки.

От того, рано или поздно ребёнок начинает делать первые шаги, зависит и развитие детской мускульной системы. Малыш, которому регулярно осуществлялся необходимый комплекс массажа, как правило, начинает ходить куда раньше. Ну и, само собой, период первых попыток встать на ноги, зависит от комплекции младенца.

Обычно более стройные ребята начинают передвигаться намного раньше своих пухлых сверстников. Поэтому если мама заметила, что ребёнок не может встать на ноги после первого года своей жизни, то нужно обратить внимание вначале на его вес. Вполне вероятно, что именно в питании спрятана основная проблема малыша.

Также не следует давить на своего мальчика, если соседская девочка, его сверстница, уже начала топать. Все не раз слышали о том, что девочки немного опережают по развитию мальчиков. На самом деле, так оно и есть. Даже в этом случае проявляется чёткое отличие. Девочки обычно начинают ходить в 9–10 месяцев, мальчики же делают все то же самое ближе к году. Само собой, это средние показатели и периодически встречаются полностью противоположные случаи.

Все же опытные педиатры утверждают, что овладение хождением в возрастном промежутке начинается с 8 месяцев и длится до 16 месяцев. Если в этом промежутке попыток ходить у ребёнка так и не было, лучше обратиться вовремя к специалисту, который назначит комплекс упражнений для укрепления мышц всего тела. Вероятнее всего, у ребёночка просто неокрепшее тело, которое нужно периодически развивать.

Как помочь ребёнку встать на ноги

Если родители считают, что их ребёнок уже давно должен был освоить первые шаги, необходимо ему обязательно в этом помочь. Однако перебарщивать в этом деле тоже нельзя и прежде чем приступать к такому важному моменту, лучше проконсультироваться у соответствующего специалиста. Вполне возможно, что малыш ещё не готов к этому важному моменту, и его мышцы ещё не в том состоянии.

Как уже говорилось, ударяться в крайность нельзя, так как это может вызвать обратный эффект. Если малыш сам стремится встать на ноги, но может сделать это только с помощью взрослого, необходимо помогать ему, поддерживать его под ручки. Так малыш будет чувствовать безопасность и опору. Но как только кроха покажет своё недовольство и нежелание продолжать упражнения, лучше не давить на него. Для младенцев это ещё очень сложно, но постепенно его мышцы и кости окрепнут, и тогда он сам начнёт проявлять инициативу.

По территории всего дома следует установить специальные опоры в виде мебели: стульев, пуфов и прочих элементов, за которые малыш мог бы держаться во время хождения. В специализированных магазинах или в интернете можно приобрести стойки и другие детали, которые помогли бы ребёнку в процессе учёбы передвижения по комнате.

Между этими опорами необходимо постепенно увеличивать расстояние как минимум раз в неделю. Благодаря этому ребёнок начнёт активно преодолевать все свои страхи и будет стремиться к большему расстоянию ходьбы без опоры. Также педиатры советуют стимулировать малышей и класть на расстоянии любимые игрушки.

В последнее время использование ходунков для овладения навыками ходьбы многими специалистами считается нежелательным. Причиной служит то, что длительное пребывание ребёночка в ходунках имеет ряд недостатков:

  • ведёт к деформации позвоночника и искривлению стопы;
  • тормозит важное умение - правильно падать, так как в ходунках нет необходимости держать равновесие;
  • притупляется чувство опасности столкновения с предметами;
  • ребёночек лишён основного орудия познания - рук и рта.

После первых попыток самостоятельного хождения лучше полностью отказаться от ходунков. Кроме того, врачи рекомендуют убрать их из поля зрения малыша, так как он будет постоянно капризничать и требовать данную помощь. В таких случаях ходунки способствуют исключительно задержке развития.

Малыш научился ходить с вашей помощью. Используйте ходьбу для проведения речевых игр. Например, держите ребёночка под мышками или за локотки и сопровождайте его хождение различными ритмизированными стишками:

Я шагаю, я шагаю

И шаги свои считаю:

Раз, два, три, четыре

Я шагаю по квартире.

Ножками топ-топ,

Топ-топ-топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.

Приседаю: оп-оп,

Оп-оп-оп-оп.

Прыгаю: прыг-скок,

Прыг-скок-прыг-скок.

После того как ребёнок сделает первый самостоятельный шаг, можно покупать специальную ортопедическую обувь, которая предотвратит появление плоскостопия и прочих проблем с хождением. Очень важно, чтобы на ботиночках был небольшой каблучок, жёсткий задник, подошва с антискользящим покрытием. Это способствует формированию нормальной здоровой стопы и осанки у малыша.

Если такие действия тоже не представили никаких результатов, то нужно обратиться за помощью. Вполне вероятно, что ребёнок немного отстаёт в физическом развитии, а исправить это можно только при помощи специалистов: педиатра, невролога, ортопеда, массажиста, врача по ЛФК и других.

Если по истечении первых 16 месяцев жизни ваш малыш так и не попытался встать на ноги, следует обязательно обратиться за помощью. Если никаких патологий не обнаружено, родители должны всячески способствовать тому, чтобы ребёнок захотел сделать первый шаг:

  • по всей комнате устанавливаются небольшие опоры и яркие предметы;
  • при необходимости следует стимулировать малыша. Например, периодически пользоваться услугами детского массажиста, который владеет не только приёмами массажа, но и выполняет с ребёночком посильные упражнения;
  • начиная с 9 месяцев, на прогулке можно катить коляску малыша вместе с ним, использовать разнообразные каталки.

Но главное, удовлетворить потребность ребёнка в таком важном этапе развития, как ползанье. Ведь без него мышечный аппарат точно не будет готов к ходьбе.

Теперь вы знаете, во сколько месяцев ребёнок должен начинать самостоятельно передвигаться на ногах. Выполняя вышеуказанные рекомендации нужно помнить о том, что давить на малыша и мучать его точно не надо. Ведь основная задача мамы и папы - это вырастить здорового сына или дочь, помочь малышу в освоении такого важного умения, как ходьба.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Возраст до года – самый трудный как для малыша, так и для его родителей. В это время ребенок приобретает основные жизненные навыки – сидеть, говорить, ходить. Он активно знакомится с окружающим миром, делает свои первые шаги. Его родители с нетерпением ждут этих событий. Но в силу индивидуальных особенностей происходит это у всех по-разному. Давайте рассмотрим вопросы, когда ребенок должен начать ходить, и как мы можем помочь ему это сделать.

Когда ребенок начинает ходить самостоятельно?

Развитие ребенка всегда происходит скачкообразно. Что касается двигательной активности, то сначала кроха учится переворачиваться со спины на животик и обратно, затем садиться и ползать, а уж потом – ходить. Последнее обычно происходит в возрасте 12 месяцев. Но это не является обязательным, и ваш ребенок вполне может пойти в 9-10 или же в 13-14 месяцев. И то, и то является очень вероятным, поскольку условная норма данного этапа развития – с 9 до 16 месяцев. Вместе с тем эти цифры касаются лишь самостоятельного вертикального передвижения, а не в ходунках или держась за руку. Но даже если ваш ребенок начнет ходить в 17 месяцев, показывая гармоничное развитие во всем остальном, это можно считать не отклонением, а его индивидуальной особенностью. Жалобы на то, что ребенок начал ходить очень поздно или, наоборот, слишком рано, имеют основание только в случае каких-либо физических недугов у ребенка.

Во сколько начинают ходить мальчики и девочки?

Возраст, когда кроха делает первые шаги, зависит от очень многих факторов. В первую очередь это уровень его физического развития, крепость мышц ножек, состояние позвоночника, особенности строения тела. Более полные детки могут пойти чуть позже, в то время как обладатели худощавой фигуры обычно более активны. Но вместе с тем можно чуть ускорить этот процесс, если пройти курс массажа или просто стимулировать увеличение физической активности ребенка. Немного позже может пойти и ребенок, родившийся раньше срока.

От пола ребенка начало самостоятельной ходьбы, как правило, не зависит. Существует, однако, мнение, что мальчики начинают ходить позже девочек. Однако пока это научно не доказано и является лишь гипотезой – многие мальчики начинают ходить даже раньше, вписываясь, тем не менее, в указанную выше норму.

Как стимулировать ребенка к хождению?

Существует несколько способов .

Однако следует помнить, что советы, перечисленные выше – всего лишь опосредованная помощь, и ребенок пойдет не раньше, чем сам будет к этому готов физически и психологически.