Сказки для детей на любой возраст. Как использовать сказочные истории? Сказка о полезных овощах

Сказка о вредной еде

Жил-был мальчик. Звали его Семён, и было ему 5 лет. Был он хороший мальчик, такой же вот как ты: ходил в садик, любил играть с папой в Лего, помогать маме на кухне, ездить в гости к дедушке и играть в футбол во дворе. Только вот не нравилась Семёну еда, которую готовила его мама.

Сегодня в школе «Учимся играя» вышла первая часть моей статьи про билингвизм и воспитание детей-билингвов. А для читателей блога у меня терапевтическая сказка для наших маленьких билингвов. Надеюсь, она поможет справиться с переживаниями тем деткам, которые в той или иной степени стесняются своего двуязычия.

А этого симпатичного гномоэльфа создала Женя Ясная специально для моей сказки.

Сказка про гномика, который говорил по-эльфийски

За горами, за лесами, за широкими долами, в одной волшебной стране жил-был маленький . Маленький не по росту, хотя мы и знаем, что гномы вообще народец невысокий, а просто потому, что был он ещё ребёнком. Звали его Ронни. Был он смышлёный и резвый, весёлый и симпатичный. Ходил Ронни в гномью школу с другими ребятами-гномятами, по вечерам играл на поляне перед домиком, рисовал и читал сказки. И всё было в жизни Ронни хорошо, но вот одна вещь тревожила его.

Эту терапевтическую сказку я писала для весеннего номера журнала «Моя мама – Василиса» , но в итоге туда вошла сказка о хвастливой . Думаю, что вы её уже прочли. Сказку про муравья можно рассказать тем детям, которые считают, что они могут делать что-то лучше других и поэтому предпочитают сделать это сами, чем в команде. Мне кажется, что сказка получилась мальчишеской, хотя, возможно, я и не права, и девочкам она тоже понравится. За иллюстрацию спасибо Жене Ясной !

Сказка про хвастливого муравья

На лесной полянке, залитой солнечным светом, стоял муравейник. Жила в нём дружная и работящая муравьиная семья.

Накануне праздника 23 февраля у меня родилась сказка для папы и сына. Сказка необычная, терапевтическая. Она написана по просьбе, чтобы укрепить отношения между мальчиком и его папой. Думаю, что она может многим пригодиться, просто поменяйте имена героев на свои, и расскажите сыну. Думаю, что сказка должна мальчикам понравиться.

Самая главная проблема у меня, как всегда, с иллюстрацией к сказке. Хочется подобрать что-то, не нарушая авторских прав, но вот первоисточник порой найти невозможно. Тут я вспомнила про один Сонечкин рисунок двухгодично давности. Правда, на нём Чудо-юдо о 12 головах, но зато авторская работа.

Эту сказку я придумала для своей старшей дочки. В последние 1,5 года ей приходится нелегко. Она испытывает очень сильную ревность к братишке. Возможно, я тоже несу ответственность за это: что-то упустила, где-то не додала ей внимания, хотя я и стараюсь. Сейчас, когда я вышла на работу, и она знает, что большую часть дня я где-то рядом с ней (правда, Сонечка почти не приходит ко мне в библиотеку, только вместе с классом), ситуация улучшилась. Всё равно бывают действительно тяжёлые моменты. Тяжёлые для нас всех. Да и малышу приходится нелегко, достаётся ему от старшей сестры.

Я написала эту сказку для мальчика, которому скоро предстоит первый в его жизни полёт на самолёте, и он очень переживает. Сказка носит терапевтический и познавательный характер. Надеюсь, что она поможет и другим детям, которые боятся летать на самолёте. Внимание: рассказывая (читая) сказку своему ребёнку, не подставляйте его имя вместо имени главного героя. Не следует тыкать ребёнку в лицо его страх, мы просто показываем, что эти переживания свойственны и другим детям, и это нормально. Да и вообще, читая сказку, делайте акцент не на страхе малыша, а на том, как много интересного вы узнали о самолёте из сказки.

Первый полёт Кирюши

Жил-был мальчик, звали его Кирюша. Жил он с мамой и папой в большом городе. А в другом большом городе на берегу моря жила Кирюшина бабушка

Вот ещё одна сказка для тех . Она подойдёт детям от 3,5 лет, заодно побеседуйте с ребёнком о полезной и неполезной пище. Моя Сонечка очень такие разговоры любит. Помните, что рассказывая терапевтическую сказку, не нужно использовать имя своего малыша. История должна происходить с другим ребёнком.

Сказка о полезных овощах

Как-то летом гостил Серёжа у бабушки в деревне. Хорошо в дерене — солнышко, речка, чистый воздух. На улице можно играть с ребятами с утра и до самой темноты! Только вот часто Серёжа с бабушкой ссорился. А всё почему? Бабушка для внука готовила вкусные обеды из фруктов и овощей, а мальчик их есть не хотел. «Это я не люблю. Это я не буду. Вот это красненькое я не ем! Вон то зелёненькое убери!» — вот что слышала бабушка каждый раз, когда уговаривала мальчика сесть за стол. Бабушка расстраивалась, да и самому Серёже было неприятно её обижать, но вот ничего поделать с собой он не мог.

Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, вы сможете стать ближе и будете лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но и непременно принесут большую пользу.

Что такое сказкотерапия?

Детский мир совершенно не похож на взрослый. Он особенный и огромный. В доказательство этого достаточно вспомнить себя в юном возрасте. В детстве мы верили в чудеса. Волшебство окружало нас повсюду. Мы доверяли игрушкам свои самые сокровенные тайны. Мы думали, что когда-нибудь можно из шкафа попасть в великолепную страну Нарнию, а за зеркалом находится Зазеркалье, где живет Ягупоп77, Анидаг, Абаж и другие персонажи. Для нас не существовало границ между реальным и выдуманным мирами. Поэтому мы верили в сказки и очень их любили. Да что уж скрывать, мы их любим до сих пор.

Благодаря сказкам долгожданное волшебство может произойти и с вашим ребенком. Слушая их, дети с интересом и большим удовольствием получают незаменимый опыт и знакомятся с неизведанным миром. Решить проблемы и справиться с возникшими жизненными трудностями помогут терапевтические сказки. Они гораздо результативнее всяческих уговоров родителей.

Хорошая сказка на самом деле творит настоящее чудо. Малыши прекращают плакать по разным поводам, их страхи превращаются в пустяки, дети становятся более послушными.

Авторы терапевтических сказок

  • Шкурина М. Ей принадлежат такие терапевтические сказки для детей, как: «Сказка о полезных овощах», «Королевство Лентяев», «Про Петушка из Барселуша», «Зайчонок, который убегал от мамы» и многие другие.
  • Черняева С. А. Ей принадлежит книга «Психотерапевтические сказки и игры», в которой содержится большое количество сказок, предназначенных для разных возрастов.
  • Гнездилов А. В.: «Терапевтические сказки». Благодаря сказкам этого автора родители смогут найти выход из затруднительных ситуаций, а дети найдут ответы на вопросы о смысле и сути бытия.
  • Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. Ими создана книга «Лабиринт души». В ней около семидесяти сказочных историй, которые направлены на решение определенных проблем. Они предназначены для дошкольников, младших школьников и подростков.

«Лабиринт души. Терапевтические сказки»

Это замечательная книга создана Хухлаевой О. В. и Хухлаевым О. Е. Начинается она со сказки девочки Тани Шмидт, а уже после этого идет традиционное введение, основной раздел и заключение. Все истории, написанные авторами книги, являются проблемно-ориентированными. Некоторые из них направлены на решение какой-либо одной проблемы, другие же охватывают сразу несколько.

Сказочные истории непременно помогут всем детям. Благодаря таким рассказам у ребенка вырабатывается «механизм самопомощи». Он самостоятельно сможет справляться со сложными ситуациями. Терапевтические сказки показывают, что выход есть всегда, а финал обязательно будет счастливым.

Истории предназначены для трех младшего школьного и подросткового.

Группы тем книги «Лабиринт души»

Перед каждой сказкой указывается ее направленность, очерчивается круг проблем. Очень удобно, что в конце книги содержится «проблемный указатель», где в алфавитном порядке перечисляются основные проблемы и номера соответствующих рассказов.

Сказки детские (терапевтические) условно делятся на четыре группы тем:

  1. Трудности, связанные с общением (с родителями и сверстниками). Каждому ребенку свойственны ссоры с друзьями, обиды на одноклассников, конфликты с родителями и прочие моменты.
  2. Чувство неполноценности.
  3. Различные страхи и тревоги. Здесь очень важно понять, как сильно боится ребенок. Это может быть определенный этап, который нужно перешагнуть. Но если страх препятствует развитию, то обязательно нужна помощь.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.

Как использовать сказочные истории?

Терапевтические сказки для детей нужно читать вслух, даже если ребенок прекрасно знает буквы и может самостоятельно прочитать историю. Следите за реакцией малыша. Его поведение подскажет вам актуальность выбранной истории и заинтересованность ребенка. Обсуждайте с ним прочитанные сказки, спрашивайте его мнение, возможно, он захочет что-то добавить. Однако сильно не затягивайте с разговорами. Если ваш сын или дочка ничего не хочет обсуждать, то не стоит заставлять.

Терапевтические сказки для детей можно иллюстрировать яркими картинками. Это повысит интерес к прослушиванию. Рисуйте картинки сами, а также предлагайте вашему малышу сделать собственный рисунок. Несложные сказки, которые очень понравятся ребенку, пробуйте сыграть.

Это послужит развитием актерских талантов и усилит эффект той или иной истории.

Сказки для дошкольников

Терапевтические сказки для дошкольников должны быть написаны простым и понятным крохе языком. Лучше выбирать коротенькие истории, где главная проблема будет освещена завуалировано.

В книге «Лабиринт души» это сказки № 1-27. Вот некоторые из них.

  • «Как Кенгуреныш стал самостоятельным». Поможет малышу побороть страх расставания с мамой.
  • «Сказка о подсолнечном семечке». Направлена на преодоление страха самостоятельности и общей боязливости.
  • «Белочка-Припевочка». Если ваше чадо постоянно твердит: «Помоги, я сама не умею» - то эта сказка именно для вас.
  • «Случай в лесу». Поможет бороться с
  • «Сказка про ежика Витю». Ее главная направленность - трудности в общении со сверстниками, преодоление чувства неполноценности.

Сказки для младших школьников

Терапевтические сказки для младших школьников помогут бороться с различными трудностями, связанными с учебой и общением с одноклассниками (сверстниками). Примерный возраст ребенка: 5-11 лет. В книге «Лабиринт души» это сказки № 28-57. Каждая из них имеет яркое название и направлена на решение определенных проблем. Вот некоторые из них:

  • «Кенгуренок Вася». Поможет решить проблемы с учебой, которые вызваны страхом возникших трудностей, а также справиться с чувством неполноценности и неуверенности в себе.
  • «Цветик-семицветик». Если у вашего малыша возникли сложности с освоением школьной программы и конфликтные ситуации с учителем, то прочтение этой истории непременно поможет вашему ребенку.
  • «Медвежонок и Старый Гриб». Поможет справиться с такими трудностями, как неусидчивость и нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.
  • «Шустрик и Обжорик». Иногда дети настолько переживают из-за плохих оценок, что у них длительное время нет настроения, вследствие чего возникает депрессивное состояние. И появляется чувство вины: «Раз я плохо учусь, значит, я плохой». Эта сказка поможет справиться с этими чувствами и повысит интерес к учебе.
  • «Кораблик». Бывает так, что многократное получение негативных отметок «убивает» у ребенка желание учиться, у него появляется отрицательное отношение к учебе, так как он не видит в ней никакого смысла.

Сказки для подростков

Терапевтические сказки для подростков помогут бороться с определенными трудностями и почувствовать себя самостоятельной личностью. Они предназначены для детей в возрасте от 9 до 16 лет. Если они считают, что уже достаточно взрослые для чтения сказок, то замените данное слово. Например, скажите, что это интересная история или увлекательный рассказ. Если ребенок наотрез отказывается ее читать, то расскажите ее сами, подведя интересным вопросом. Например: «Антон, а ты знаешь, откуда появились фламинго? Нет? Ты даже не знаешь, кто это? Тогда слушай чудесную историю о прекрасных птицах». С такой преамбулой даже самому упертому ребенку захочется послушать рассказ.

Большое количество сказок для подростков содержится в книге «Лабиринт души». Вот некоторые из них.

  • «Фламинго, или Скала Желаний». Поможет побороть неуверенность в себе, сомнения и чувство неполноценности.
  • «Повесть о настоящем … цвете». Иногда ребенок может посчитать, что он никому не нужен. Причины возникновения таких мыслей могут быть абсолютно разные. На фоне этого могут появляться депрессивные и суицидальные тенденции. Данная сказка поможет справиться с чувством неполноценности и ощущением того, что он не нужен никому.
  • «Щечка». Поможет избавиться от заниженной самооценки.
  • «Сказка о маленькой одинокой Рыбке и об огромном Синем Море». История направлена на решение проблем, связанных с трудностями в общении со сверстниками.
  • «Сказка о Дрюпе Дрюпкине». Поможет справиться с равнодушием, неорганизованностью и неумением осознавать свое поведение.

Заключение

Таким образом, терапевтические сказки могут совершить настоящее волшебство с вашим чадом. Те проблемы, которые вы не можете решить благодаря обычным уговорам и разговорам, помогут преодолеть такие необычные и увлекательные истории. Они ничем не отличаются от обычных сказок, только в каждой из них содержится определенная проблема и ее решение. Главная идея - выход есть всегда, справиться можно с любой, даже самой сложной ситуацией. Многие авторы пишут такие сказки. Среди них: Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Шкурина М. Сказки предназначены для разных возрастов: для дошкольников, для младших школьников и подростков.

1. В ситуации, которая кажется малышу неразрешимой

ДВЕ ЛЯГУШКИ
(Какая бы проблема ни мучила малыша, эта сказка поможет ему понять, что если иметь достаточно терпения и настойчивости, то из любой ситуации можно найти выход.)

Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.

Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:

– Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?

– Нет, – отвечает другая, – я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.

Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.

– Я больше не могу! – опять заныла она. – Да и зачем? Все равно бесполезно.

С этими словами она сложила лапки и пошла ко

Вторая же лягушка не хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это, тем тверже становилось молоко под ее лапками – сама того не зная, она взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило больших усилий выпрыгнуть из кувшина.

Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:

– Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!

ИСТОРИЯ О МОРЕХОДЕ

(Эта история поможет ребенку после события, означающего для него большую потерю, – развод родителей, переезд в другой город, пожар и пр.)

Единственный человек, переживший крушение корабля, был выброшен на пляж маленького необитаемого острова. Он усердно молил Бога вызволить его из этой беды. Каждый день он смотрел на горизонт в поисках корабля, который мог бы его спасти, но помощь не приходила.

С большим трудом мореход построил маленькую хижину из деревянных досок, выброшенных волнами на песок. Свои жалкие пожитки он разместил в хижине и по-прежнему с надеждой смотрел на горизонт. На острове ему почти не удалось найти съедобных плодов, а рыбачить он не особо умел.

Через несколько дней, возвращаясь к своему скромному жилищу, мореход обнаружил, что оно охвачено огнем. Черный столб дыма поднимался в небо.

– О Господи! За что ты так наказываешь меня?! – воскликнул он в отчаянии и печали.-Яитакпоте-рял все, а сейчас ты отбираешь у меня последнее!

Обессилев от горя, мореход лег на песок и заснул. Разбудил его гудок корабля, приближавшегося к его острову. Корабль пришел, чтобы спасти его!

– Как же вы нашли меня? – удивился мореход.

– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили ему с корабля.

2. Если ребенок страдает, что слишком слаб, мал и пр. (например, при конфликте со старшими детьми в школе или во дворе)

ДУБ И ТРАВИНКА

(Послушав эту сказку, малыш поймет, что внешнее проявление силы – не всегда преимущество. Есть ситуации, в которых сильнее оказывается маленький и слабый.)

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел своей листвой, вытягивая ветви навстречу солнцу. Травинка же была маленькой, тоненькой и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:

– Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы.

Однажды на пригорок налетел страшный ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал травинку до самой земли. Дуб опять смеялся над травинкой:

– Смотри, какой я сильный! Не то что ты!

Но ветер становился все сильнее и постепенно перерос в настоящий ураган. Одним порывом он вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его.

Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она распрямилась, стряхнула с себя капельки дождя и ласково улыбнулась.

ХИТРЫЙ ЗАЯЦ

(Эта сказка покажет ребенку, что сила ума важнее силы физической и что тот, у кого есть ум и сообразительность, может одержать верх в любой ситуации.)

Жил-был заяц. Он любил грызть траву на лужайке около речки и приходил туда каждый день. Однажды на лужайку пришел огромный слон. Увидев зайца, он протрубил:

– Уходи отсюда, косой! Я хочу здесь пастись. Когда мы – большие – появляемся, вы – маленькие – должны уходить.

– Убирайся отсюда, заяц! Я хочу есть здесь траву. Когда мы – большие – приходим, вы – маленькие – должны уходить.

«Ну погодите, глупые звери, – подумал зайка. – Я вам покажу, кто из нас сильней». Он поскакал дальше и вернулся с толстой веревкой. Показав ее слону, он сказал:

– Могучий слон, хочешь помериться со мной силами? Посмотрим, кто кого перетянет.

Слон от удивления чуть не подавился охапкой листвы во рту. Он взял в хобот один конец веревки, а заяц ухватился за другой и попрыгал за кусты – туда, где пасся бегемот.

– Могучий бегемот, – обратился он к тому. – давай померимся силами. Интересно, кто кого перетянет.

Бегемот чуть не подавился охапкой травы, настолько удивило его предложение зайца. Он зажал конец веревки между зубами.

– Я побегу за кусты, – сказал заяц. – Там другой конец веревки. Тяни, когда я скомандую.

Зайчик доскакал до кустов, спрятался там и громко крикнул:

Слон и бегемот начали изо всех сил тянуть веревку. Они упирались ногами, топали и сопели, но ни один из них не смог перетянуть ее на свою сторону. Наконец они так устали, что оба одновременно выпустили веревку и в изнеможении опустились на землю. Заяц выскочил к бегемоту:

– Эй ты, увалень! – закричал он. – Что, я так же силен, как ты, или нет?

Потом он поскакал к слону:

– Эй, громила! Убедился, что я не слабее тебя?

С тех пор зайчик ел траву на лужайке сколько хотел. Слон объедал неподалеку листву с кустарников, бегемот жевал траву рядом с ним, и еды с лихвой хватало на всех.

3. Если у малыша проблемы с другими членами семьи

ТРИ СЕСТРЫ

(Прочитав эту сказку, малыш научится не унывать и верить в то, что справедливость рано или поздно восторжествует.)

У одной женщины было три дочери. Старшую из них звали Одноглазка, потому что у нее был только один глаз посреди лба. Среднюю звали Двуглазка – у нее было два глаза, как у всех остальных людей. Имя младшей было Трехглазка, потому что у нее был третий глаз на лбу. Поскольку Двуглазка выглядела так, как все остальные люди, сестры и мать терпеть ее не могли. Они вечно смеялись над ней, заставляли ее делать то, что не хотели делать сами, и давали в обед только свои объедки.

Однажды, когда Двуглазка пасла на пригорке козу, она села на траву и горько заплакала. Неожиданно она увидела перед собой женщину.

– Отчего ты плачешь, красавица? – спросила та. Двуглазка рассказала ей, как сестры и мать обращаются с ней и как часто голод мучает ее. Мудрая женщина ответила:

– Вытри слезы, девушка! Я помогу тебе, и тебе больше не придется голодать. Скажи своей козе: «Козочка ме-ме, накрой стол мне!», и перед тобой окажется стол, полный самых вкусных блюд. Когда ты насытишься, довольно будет сказать: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол снова исчезнет. Проговорив это, женщина пропала. Двуглазка решила сразу же последовать совету. Она сказала услышанные от женщины слова, и откуда ни возьмись перед ней возник стол с лучшими яствами. Вдоволь наевшись, Двуглазка проговорила: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол исчез.

С этого дня девушка всегда была сыта и, вернувшись с пастбища домой, не притрагивалась больше к объедкам, оставшимся от сестер. Сестры заметили это и рассказали матери. Мать решила послать Одноглазку вместе с сестрой на пастбище, чтобы выяснить, кто же тайком приносит Двуглазке еду. Но та поняла, что замышляет ее сестра, и усыпила ее своим пением. Уснув, Одноглазка закрыла свой единственный глаз и ничего не заметила.

На следующий день мать послала Трехглазку, чтобы наблюдать за сестрой. И на этот раз Двуглазка почуяла недоброе и постаралась усыпить сестру пением. Но у уставшей Трехглазки закрылись только два глаза; третий же, прищурившись, видел, как Двуглазке удалось насытиться. Вернувшись домой, Трехглазка обо всем рассказала матери, и та из зависти приказала зарезать чудесную козу.

Опять сидела Двуглазка на траве и горько плакала, и опять явилась ей мудрая женщина. На этот раз она посоветовала:

– Попроси у сестер отдать тебе сердце убитой козы и закопай его возле дома. Оно поможет тебе.

Двуглазка отправилась домой и попросила у сестер сердце козы. Они отдали его ей, громко смеясь. Ночью, пока все спали, девочка зарыла сердце возле дома, как советовала ей женщина. Когда утром сестры вышли за порог, они с удивлением увидели возле дома прекрасное дерево с серебряными листьями и золотыми яблоками. Одна Двуглазка знала, откуда оно взялось, – оно выросло на месте, где девочка закопала козье сердце! Мать попросила Одноглазку залезть на дерево и собрать золотые фрукты, но каждый раз, когда та хотела ухватить золотое яблочко, ветви отклонялись в сторону. Как ни старалась она, ей не удалось сорвать ни одного плода. Та же участь постигла и Трехглазку – она не смогла дотянуться ни до одного яблока. Когда же на дерево под громкий смех сестер поднялась Двуглазка, золотые яблоки так и посыпались ей в руки. Только завистливые сестры стали после этого обращаться с бедной девушкой еще суровее.

Однажды, когда они втроем стояли возле чудного дерева, мимо проезжал прекрасный молодой рыцарь.

Увидев его, сестры приказали Двуглазке спрятаться, потому что думали, что ее вид отпугнет красавца. Рыцарь остановился возле необычного дерева, восхищаясь им, и спросил девушек, кому оно принадлежит. А еще он сказал, что кто отломит и подарит ему ветвь с чудесного дерева, может потребовать от него любое вознаграждение. Сестры выдали дерево за свое, но как ни пытались они сорвать с него хоть веточку, им этого сделать не удалось. Удивился рыцарь:

– Как же так? Если дерево ваше, почему не в вашей власти сорвать с него маленькую ветку?

Тут Двуглазка, набравшись смелости, вышла из своего вынужденного укрытия и с легкостью сорвала для гостя серебряную ветвь с золотыми плодами. Рыцарь был поражен красотой девушки и спросил, что он может для нее сделать, какое ее желание исполнить. Девушка расплакалась и попросила молодого человека увезти ее из родительского дома, избавив тем самым от нужды и унижений. Рыцарь отвез Двуглазку в свой замок, накормил и одел ее. И, поскольку молодые люди сразу приглянулись друг другу, скоро отпраздновали свадьбу.

Сестры ехидно ухмылялись, думая, что золотое дерево останется теперь в их владении, но каково же было их разочарование, когда на следующий день чудесного дерева простыл и след. А Двуглазка, выглянув из окошка замка, с радостью увидела его под своими окнами – чудо-дерево последовало за ней! Отныне девушка жила в счастье, покое и достатке.

Однажды в дверь замка постучались две нищенки с просьбой о подаянии. Взглянув на них, Двуглазка узнала своих сестер. Они так обеднели, что им пришлось ходить из дома в дом в поисках пропитания. Девушка пожалела сестер и дала им кров, одежду и пищу. А Одноглазка и Трехглазка искренне пожалели о том, что когда-то так плохо обращались со своей сестрой.

Сказка оказывает огромное влияние на формирование ребенка - формирование логического мышления, развития фантазии у детей. Что в конечном результате приводит к развитию способностей ребенка — очень важному фактору при формировании личности.

Основной принцип «волшебного воздействия» сказки заключается в следующем. Когда мы читаем или слушаем сказки, рассказы, истории, то сами того не осознавая, переживаем историю героя как свою собственную, при этом присваивая роли в этой сказке людям из близкого окружения, а события истории так или иначе перекликаются с событиями в нашей жизни.

Детская сказка оказывает поддержку, вселяет веру в лучшее, подсказывает, как найти решение в трудной ситуации, построить отношения с людьми, найти свой путь в жизни. Любая сказка - это установка (формирование личности ребенка) на принципы справедливости, любви, дружбы, добра и зла.

1. В ситуации, которая кажется малышу неразрешимой

ДВЕ ЛЯГУШКИ

(Какая бы проблема ни мучила малыша, эта сказка поможет ему понять, что если иметь достаточно терпения и настойчивости, то из любой ситуации можно найти выход)

Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.

Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:

– Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?

– Нет, – отвечает другая, – я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.

Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.

– Я больше не могу! – опять заныла она. – Да и зачем? Все равно бесполезно.

С этими словами она сложила лапки и пошла ко дну.

Вторая же лягушка не хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это, тем тверже становилось молоко под ее лапками – сама того не зная, она взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило больших усилий выпрыгнуть из кувшина.

Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:

– Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!

ИСТОРИЯ О МОРЕХОДЕ

(Эта история поможет ребенку после события, означающего для него большую потерю – развод родителей, переезд в другой город, пожар и прочее)

Единственный человек, переживший крушение корабля, был выброшен на пляж маленького необитаемого острова. Он усердно молил Бога вызволить его из этой беды. Каждый день он смотрел на горизонт в поисках корабля, который мог бы его спасти, но помощь не приходила.

С большим трудом мореход построил маленькую хижину из деревянных досок, выброшенных волнами на песок. Свои жалкие пожитки он разместил в хижине и по-прежнему с надеждой смотрел на горизонт. На острове ему почти не удалось найти съедобных плодов, а рыбачить он не особо умел.

Через несколько дней, возвращаясь к своему скромному жилищу, мореход обнаружил, что оно охвачено огнем. Черный столб дыма поднимался в небо.

– О Господи! За что ты так наказываешь меня?! – воскликнул он в отчаянии и печали. –Я и так потерял все, а сейчас ты отбираешь у меня последнее!

Обессилев от горя, мореход лег на песок и заснул. Разбудил его гудок корабля, приближавшегося к его острову. Корабль пришел, чтобы спасти его!

– Как же вы нашли меня? – удивился мореход.

– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили ему с корабля.

2. Если ребенок страдает, что слишком слаб, мал и прочее (например, при конфликте со старшими детьми в школе или во дворе)

ДУБ И ТРАВИНКА

(Послушав эту сказку, малыш поймет, что внешнее проявление силы – не всегда преимущество. Есть ситуации, в которых сильнее оказывается маленький и слабый)

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел своей листвой, вытягивая ветви навстречу солнцу. Травинка же была маленькой, тоненькой и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:

– Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы.

Однажды на пригорок налетел страшный ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал травинку до самой земли. Дуб опять смеялся над травинкой:

– Смотри, какой я сильный! Не то что ты!

Но ветер становился все сильнее и постепенно перерос в настоящий ураган. Одним порывом он вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его.

Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она распрямилась, стряхнула с себя капельки дождя и ласково улыбнулась.

ХИТРЫЙ ЗАЯЦ

(Эта сказка покажет ребенку, что сила ума важнее силы физической и что тот, у кого есть ум и сообразительность, может одержать верх в любой ситуации)

Жил-был заяц. Он любил грызть траву на лужайке около речки и приходил туда каждый день. Однажды на лужайку пришел огромный слон. Увидев зайца, он протрубил:

– Уходи отсюда, косой! Я хочу здесь пастись. Когда мы – большие – появляемся, вы – маленькие – должны уходить.

– Убирайся отсюда, заяц! Я хочу есть здесь траву. Когда мы – большие – приходим, вы – маленькие – должны уходить.

«Ну погодите, глупые звери, – подумал зайка. – Я вам покажу, кто из нас сильней». Он поскакал дальше и вернулся с толстой веревкой. Показав ее слону, он сказал:

– Могучий слон, хочешь помериться со мной силами? Посмотрим, кто кого перетянет.

Слон от удивления чуть не подавился охапкой листвы во рту. Он взял в хобот один конец веревки, а заяц ухватился за другой и попрыгал за кусты – туда, где пасся бегемот.

– Могучий бегемот, – обратился он к тому. – давай померимся силами. Интересно, кто кого перетянет.

Бегемот чуть не подавился охапкой травы, настолько удивило его предложение зайца. Он зажал конец веревки между зубами.

– Я побегу за кусты, – сказал заяц. – Там другой конец веревки. Тяни, когда я скомандую.

Зайчик доскакал до кустов, спрятался там и громко крикнул:

Слон и бегемот начали изо всех сил тянуть веревку. Они упирались ногами, топали и сопели, но ни один из них не смог перетянуть ее на свою сторону. Наконец они так устали, что оба одновременно выпустили веревку и в изнеможении опустились на землю. Заяц выскочил к бегемоту:

– Эй ты, увалень! – закричал он. – Что, я так же силен, как ты, или нет?

Потом он поскакал к слону:

– Эй, громила! Убедился, что я не слабее тебя?

С тех пор зайчик ел траву на лужайке сколько хотел. Слон объедал неподалеку листву с кустарников, бегемот жевал траву рядом с ним, и еды с лихвой хватало на всех.

3. Если у малыша проблемы с другими членами семьи

ТРИ СЕСТРЫ

(Прочитав эту сказку, малыш научится не унывать и верить в то, что справедливость рано или поздно восторжествует)

У одной женщины было три дочери. Старшую из них звали Одноглазка, потому что у нее был только один глаз посреди лба. Среднюю звали Двуглазка – у нее было два глаза, как у всех остальных людей. Имя младшей было Трехглазка, потому что у нее был третий глаз на лбу. Поскольку Двуглазка выглядела так, как все остальные люди, сестры и мать терпеть ее не могли. Они вечно смеялись над ней, заставляли ее делать то, что не хотели делать сами, и давали в обед только свои объедки.

Однажды, когда Двуглазка пасла на пригорке козу, она села на траву и горько заплакала. Неожиданно она увидела перед собой женщину.

– Отчего ты плачешь, красавица? – спросила та. Двуглазка рассказала ей, как сестры и мать обращаются с ней и как часто голод мучает ее. Мудрая женщина ответила:

– Вытри слезы, девушка! Я помогу тебе, и тебе больше не придется голодать. Скажи своей козе: «Козочка ме-ме, накрой стол мне!», и перед тобой окажется стол, полный самых вкусных блюд. Когда ты насытишься, довольно будет сказать: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол снова исчезнет. Проговорив это, женщина пропала. Двуглазка решила сразу же последовать совету. Она сказала услышанные от женщины слова, и откуда ни возьмись перед ней возник стол с лучшими яствами. Вдоволь наевшись, Двуглазка проговорила: «Козочка ме-ме, спасибо тебе!», и стол исчез.

С этого дня девушка всегда была сыта и, вернувшись с пастбища домой, не притрагивалась больше к объедкам, оставшимся от сестер. Сестры заметили это и рассказали матери. Мать решила послать Одноглазку вместе с сестрой на пастбище, чтобы выяснить, кто же тайком приносит Двуглазке еду. Но та поняла, что замышляет ее сестра, и усыпила ее своим пением. Уснув, Одноглазка закрыла свой единственный глаз и ничего не заметила.

На следующий день мать послала Трехглазку, чтобы наблюдать за сестрой. И на этот раз Двуглазка почуяла недоброе и постаралась усыпить сестру пением. Но у уставшей Трехглазки закрылись только два глаза; третий же, прищурившись, видел, как Двуглазке удалось насытиться. Вернувшись домой, Трехглазка обо всем рассказала матери, и та из зависти приказала зарезать чудесную козу.

Опять сидела Двуглазка на траве и горько плакала, и опять явилась ей мудрая женщина. На этот раз она посоветовала:

– Попроси у сестер отдать тебе сердце убитой козы и закопай его возле дома. Оно поможет тебе.

Двуглазка отправилась домой и попросила у сестер сердце козы. Они отдали его ей, громко смеясь. Ночью, пока все спали, девочка зарыла сердце возле дома, как советовала ей женщина. Когда утром сестры вышли за порог, они с удивлением увидели возле дома прекрасное дерево с серебряными листьями и золотыми яблоками. Одна Двуглазка знала, откуда оно взялось, – оно выросло на месте, где девочка закопала козье сердце! Мать попросила Одноглазку залезть на дерево и собрать золотые фрукты, но каждый раз, когда та хотела ухватить золотое яблочко, ветви отклонялись в сторону. Как ни старалась она, ей не удалось сорвать ни одного плода. Та же участь постигла и Трехглазку – она не смогла дотянуться ни до одного яблока. Когда же на дерево под громкий смех сестер поднялась Двуглазка, золотые яблоки так и посыпались ей в руки. Только завистливые сестры стали после этого обращаться с бедной девушкой еще суровее.

Однажды, когда они втроем стояли возле чудного дерева, мимо проезжал прекрасный молодой рыцарь.

Увидев его, сестры приказали Двуглазке спрятаться, потому что думали, что ее вид отпугнет красавца. Рыцарь остановился возле необычного дерева, восхищаясь им, и спросил девушек, кому оно принадлежит. А еще он сказал, что кто отломит и подарит ему ветвь с чудесного дерева, может потребовать от него любое вознаграждение. Сестры выдали дерево за свое, но как ни пытались они сорвать с него хоть веточку, им этого сделать не удалось. Удивился рыцарь:

– Как же так? Если дерево ваше, почему не в вашей власти сорвать с него маленькую ветку?

Тут Двуглазка, набравшись смелости, вышла из своего вынужденного укрытия и с легкостью сорвала для гостя серебряную ветвь с золотыми плодами. Рыцарь был поражен красотой девушки и спросил, что он может для нее сделать, какое ее желание исполнить. Девушка расплакалась и попросила молодого человека увезти ее из родительского дома, избавив тем самым от нужды и унижений. Рыцарь отвез Двуглазку в свой замок, накормил и одел ее. И, поскольку молодые люди сразу приглянулись друг другу, скоро отпраздновали свадьбу.

Сестры ехидно ухмылялись, думая, что золотое дерево останется теперь в их владении, но каково же было их разочарование, когда на следующий день чудесного дерева простыл и след. А Двуглазка, выглянув из окошка замка, с радостью увидела его под своими окнами – чудо-дерево последовало за ней! Отныне девушка жила в счастье, покое и достатке.

Однажды в дверь замка постучались две нищенки с просьбой о подаянии. Взглянув на них, Двуглазка узнала своих сестер. Они так обеднели, что им пришлось ходить из дома в дом в поисках пропитания.

Девушка пожалела сестер и дала им кров, одежду и пищу. А Одноглазка и Трехглазка искренне пожалели о том, что когда-то так плохо обращались со своей сестрой.

4. Если малыш стал свидетелем плохого обращения со старыми людьми

ДЕРЕВЯННАЯ МИСОЧКА

(Эта история научит малыша уважать старость. Он поймет, что, что бы человек ни делал в этой жизни, все сторицей вернется к нему)

Жил в одной семье дедушка. Он был стареньким и больным, его глаза плохо видели, уши плохо слышали, а руки дрожали. За столом дедушка не мог крепко держать ложку и всегда проливал немного супа на скатерть. Его сын и невестка сердились и в один прекрасный день стали сажать дедушку в обед за печку, на деревянную лавочку. Они давали ему еду в глиняной мисочке, а часто он вообще оставался голодным. Дедушка с грустью смотрел на стол, и его глаза наполнялись слезами.

Однажды он не смог удержать дрожащими руками глиняную мисочку, она упала на пол и разбилась на мелкие кусочки. Сын с невесткой стали бранить дедушку и дали ему деревянную мисочку, которая не могла разбиться. Он ничего не сказал, только грустно вздохнул.

Как-то раз дедушкин внучек играл в комнате, сидя на полу. Он гнул деревянные щепочки и складывал их так, что получалось что-то вроде маленькой тарелочки.

– Что ты делаешь? – удивился его отец.

– Я мастерю деревянную тарелочку, – ответил мальчик. – Из нее вы с мамой будете кушать, когда я вырасту.

Отец с матерью застыли от изумления, потом взглянули друг другу в глаза и расплакались. Тотчас же они пошли за печку к дедушке и привели его к столу. С тех пор он всегда кушал вместе со всей семьей. А если что-то проливалось на скатерть, ее после обеда просто меняли, не говоря ни слова.

5. Если в семье кто-то умер

НЕВЕДОМЫЙ ГОЛОС

(Столкновение с темой смерти в форме сказки поможет малышу взглянуть на смерть другими глазами и перестать бояться ее. Он увидит в ней неизбежное и естественное завершение человеческой жизни)

Жил-был мужчина, который всю жизнь мечтал разбогатеть. В один прекрасный день ему повезло – он выиграл много денег и действительно стал очень богатым. С этого дня он желал только одного – никогда не умереть, чтобы не потерять своего богатства. Поэтому он решил путешествовать по миру в поисках города, где люди живут вечно. Взяв с собой жену и собрав все необходимое, он переезжал из одного города в другой, спрашивая, умирают ли там люди.

Однажды судьба привела его в городок, где никто не знал, что означает слово «смерть».

– Но если в вашем городе никто не умирает, то у вас должно быть очень много жителей! – воскликнул мужчина.

– Нет, – ответили ему, – потому что время от времени кто-то неизвестный зовет нас. И кто пойдет за ним, больше не возвращается.

Мужчина удивленно покачал головой. Он удивлялся человеческой глупости. Зачем же эти люди следуют голосу, если знают, что им придется остаться там, куда он их ведет?!

Мужчина решил поселиться в этом городе, где никто не умирал. Он купил дом и обставил его. Потом он наказал своей жене ни в коем случае не следовать ни за кем, кто будет ее звать. Жена обещала, и так они прожили несколько лет в покое и достатке.

Однажды все сидели за столом и веселились, как вдруг жена мужчины вскочила и стала надевать свое меховое пальто со словами:

– Иду, иду! Я уже иду!

– Но ты же обещала мне не идти ни за кем, кто будет тебя звать! – испуганно воскликнул муж, хватая жену за руку.

Жена посмотрела на него странным взглядом:

– Неужели ты не слышишь, как он зовет меня? Я пойду только посмотрю, чего он хочет, и сразу же вернусь.

С этими словами женщина вырвала свою руку и бросилась к двери. Муж побежал за ней, пытаясь удержать ее. Он ухватился за ее пальто, умоляя:

– Ну подожди! Ты же знаешь, что не вернешься назад, если последуешь за ним!

Но женщина не слушала его и, выскользнув из пальто, оставшегося в руках мужа, побежала дальше, продолжая повторять:

– Я уже иду, я иду!

Когда она скрылась из виду, муж обессиленно опустился на ступеньку крыльца. «Уж я-то не буду так глуп, – подумал он, – я ни за что не пойду на голос!»

Прошло еще несколько лет. Мужчина жил спокойно и беззаботно. Как-то раз он пошел к парикмахеру. Тот подстригал как раз его волосы, когда мужчина вдруг начал кричать:

– Я не пойду! Слышишь – не пойду!

Все вокруг удивленно затихли, а мужчина, сжав кулаки, продолжал кричать:

– Запомни раз и навсегда, что я не пойду! Уходи отсюда! Уходи, а то я покажу тебе, где раки зимуют!

И, как если бы кто-то невидимый уже стоял в дверях, мужчина соскочил со стула, схватил лежащую на столике бритву и, громко ругаясь, бросился за тем, кто звал его, но кого никто другой не мог видеть. Парикмахер, который хотел вернуть себе унесенную бритву, побежал за мужчиной. Они уже добежали до окраины городка, как вдруг мужчина исчез в глубоком овраге. Так он помимо своего желания последовал за тем, кто его звал.

Парикмахер, вернувшись в город, рассказал людям о случившемся. Люди, которые раньше не знали, куда уходили следовавшие неведомому голосу, решили, что они все должны быть в этом овраге. Но когда целая группа горожан отправилась к ненасытному оврагу, на его месте не оказалось ничего, кроме большого ровного поля.

С тех пор люди в этом городе умирали так же, как и во всем остальном мире.

СКАЗКА О ТОМ, КАК ПАСТУХ СМЕРТЬ ОБМАНУЛ

(Эта сказка, рассказывающая о смерти с юмором, также избавит ребенка от страха перед ней)

Все знают, что со смертью шутки плохи. Но одному пастуху удалось ее обмануть.

Однажды, когда он мирно пас на лужайке свое большое стадо, из-за куста на окраине лужайки вдруг выглянула смерть. Она долго глядела на пастуха, с удовольствием пасшего своих овечек и громко распевавшего песни, и решила, что раз пастух так доволен своей работой, то эти овечки должны быть какими-то особенными.

Смерть подошла к пастуху и потребовала отдать ей одну из овец.

– Зачем она тебе? – удивился пастух.

– Затем же, зачем и тебе, – ответила смерть. – Я хочу радоваться, глядя на нее. Здесь, на земле, люди всегда так пасмурно и печально смотрят, когда видят меня, что мне хочется порадоваться хотя бы виду твоей славной овечки.

– Понимаешь, – сказал пастух, – я бы с удовольствием отдал тебе одну из овец, но у меня строгий хозяин. Если я вернусь без овцы, меня ждет суровое наказание.

Смерть рассердилась:

– Если ты откажешь мне в моем желании, то я заберу вместо овцы тебя, – пригрозила она.

Пастух испугался:

– Нет, дай мне еще пожить. Возьми лучше одну из овечек, а я перетерплю наказание.

И он выбрал для смерти самую большую и красивую овцу из своего стада.

– Хорошо, хорошо. Давно бы так, – проворчала смерть и приказала пастуху отнести овечку к ней домой.

Пастух взвалил овцу на плечи и пошел за смертью, до самого домика, в котором она жила. Там он аккуратно опустил овечку на пол и стал с любопытством оглядываться по сторонам. За печкой он увидел множество мотков пряжи и спросил смерть, зачем они ей.

– Каждый моток – это человеческая жизнь, – ответила смерть. – Пряжа потихоньку разматывается, и, когда она заканчивается, человеку приходит время умирать.

– А ты можешь показать мне мой моток? – спросил хитрый пастух.

– Конечно, могу, – хвастливо ответила смерть и вытащила из-за печки толстый моток с большим количеством пряжи на нем.

Увидев его, пастух хитро улыбнулся, снова взвалил на плечи овцу и пустился бежать со всех ног. Он знал теперь, что еще долго не умрет и что ему нечего бояться пустых угроз. Смерть же поняла, что зря показала пастуху его моток пряжи, и злобно размахивала руками ему вслед.

А пастух? Он жив до сих пор и по-прежнему с радостью пасет своих овец – если, конечно, его моток пряжи еще не размотался.

6. Если малыш страдает от несправедливости

ШЕСТЕРО ДРУЗЕЙ

(В этой сказке несправедливость наказывается, а дружба и взаимопомощь вызволяют героев из любой беды)

Жил-был солдат. Он мужественно и преданно служил королю, но, когда война закончилась, получил за свою службу и верность только три маленькие монетки. «Я этого так не оставлю, – подумал солдат. – И если мне удастся найти подходящих союзников, то придется королю поплатиться всеми богатствами своего королевства». Сказано – сделано, и солдат отправился по свету в поисках друзей.

Как-то, проходя по лесу, он увидел силача, вырывавшего по шесть деревьев за раз, как будто это были травинки. Восхищенный солдат уговорил силача пойти с ним, и дальше они зашагали уже вдвоем.

Шли они, шли и встретили охотника. Охотник поднял как раз свое ружье, целясь куда-то вдаль.

– В кого ты целишься? – спросили его друзья.

– В двух милях отсюда на ветке дуба сидит муха, – ответил тот, – и я должен попасть ей в левый глаз.

– Пойдем с нами! – попросили солдат и силач. – Ты можешь нам очень помочь.

И охотник, недолго думая, согласился.

Путь друзей пролегал мимо семи старых мельниц. С удивлением увидели они, что крылья мельниц крутятся без остановки, хотя погода была тихая и безветренная. Через две мили друзья заметили на дереве человека, закрывшего пальцем одну ноздрю и изо всей силы дующего в другую.

– Что ты делаешь? – изумились солдат, силач и охотник.

– За две мили отсюда стоят семь старых мельниц, – ответил ноздредув. – Я дую на их крылья, чтобы они вращались.

И его уговорили друзья спуститься с дерева и последовать за ними.

Через какое-то время они увидели человека, связывающего себе ноги веревкой. Увидев их озадаченный взгляд, человек объяснил:

– Я – бегун и связываю себе ноги, чтобы не бежать слишком быстро. Потому что если я побегу двумя ногами, то буду быстрее птицы.

– Пошли с нами, впятером мы легко обойдем весь мир, – попросили бегуна солдат, силач, охотник и ноздредув.

И вскоре они шагали по миру уже впятером. Проходя как-то через лес, увидали они мужичонку в странной шапке-ушанке.

– Ты чего в такой теплой шапке? – спросили они. –И не жарко тебе?

– Я шапку-то эту снять не могу, – ответил мужичонка, – потому что тогда наступит вокруг такой мороз, что птицы с неба на землю замертво упадут.

– Ты нам очень пригодишься. Пойдем с нами! – позвали его солдат, силач, охотник, ноздредув и бегун, на что мужичонка-мороз охотно согласился.

И вот пришли шестеро друзей в город, где жил король. Дочь короля была отличной бегуньей, и король объявил, что выдаст ее только за того, кому удастся обогнать ее; но если тот проиграет, то ему отрубят голову. Солдат обратился к королю:

– Ваше величество, могу ли я вместо себя послать своего слугу?

– Воля твоя, – ответил король, – но не обгонит он дочь мою, тогда конец и ему, и тебе!

На том и порешили. Королевской дочери и бегуну дали в руки по пустому кувшину, велев наполнить кувшин водой из колодца и вернуться назад. Но не успела девушка пробежать и четверть пути, как бегун уже был у колодца, набрал воды и пустился в обратный путь. Однако на полпути напала на него такая усталость, что он прилег, положив голову на пенек, и крепко заснул. Королевская дочь на обратном пути увидала его, тайком вылила воду из его кувшина и побежала дальше, гордясь собственной хитростью. Все было бы потеряно, если бы охотник не увидел этого с башни замка. Тотчас же схватил он свое ружье и выстрелил в пенек, раздробив его в щепки. Бегун вскочил, увидал, что его кувшин пуст и что королевская дочь уже далеко впереди него, и бросился обратно к колодцу. Он бежал так быстро, что все-таки успел опередить девушку и оказался у цели на десять минут раньше ее.

Король с дочкой были вне себя от гнева, что какой-то солдат выиграл пари. Король вовсе не собирался отдавать ему дочь, поэтому он придумал коварный план. Он приказал накрыть богатый стол в железной хижине, с железными дверями и железными прутьями на окнах. Потом он пригласил туда шестерых друзей, предлагая им подкрепиться и отдохнуть. Но как только они вошли, король приказал запереть дверь и развести под хижиной большой огонь. Железо разогревалось, и в хижине становилось все жарче. Друзья хотели выйти, но обнаружили, что дверь заперта. Тут они поняли, что замышляет король. Но, к счастью, был с друзьями мужичонка-мороз. Разом сдернул он с головы шапку-ушанку, и все вокруг охватил такой мороз, что железные стены остыли, а еда на столе и вовсе покрылась льдом.

Часа через два король велел отпереть дверь. Он был уверен, что все шестеро давно задохнулись в железной хижине. Каково же было его изумление, когда они вышли ему навстречу целыми и невредимыми! Понял король, что так их не проймешь.

– Не хочешь ли ты, любезный, – обратился он к солдату, – взять золота, сколько сможешь унести, и отказаться за это от моей дочери?

– Охотно, ваше величество, – проговорил солдат. – Дайте мне столько золота, сколько сможет унести мой слуга, и дочь останется вам.

– По рукам! – обрадовался король. – Приходи за золотом через две недели.

Две недели портные шили огромный мешок. Когда он был готов, силач отправился с ним к королю. Король велел принести тонну золота, шестнадцать слуг тащили ее на плечах. Силач же одним движением засунул золото в мешок и сказал:

– Несите больше, это золото едва покрывает в мешке дно!

Пришлось королю приказать принести все свои богатства, и даже они заполнили мешок лишь до половины. Силач завязал мешок, взвалил его на плечи и понес прочь. Король же, видя, как один человек уносит на плечах все его сокровища, разъярился и приказал своим всадникам догнать его. Но когда два полка всадников приблизились к шестерым друзьям и хотели напасть на них, ноздредув закрыл одну ноздрю и с силой задул в другую. Всадники взлетели в воздух, и ветер разнес их в разные стороны, кого куда. Один фельдфебель взмолился о пощаде ради своих детей. Ноздредув ослабил поток воздуха, чтобы фельдфебель осторожно спустился на землю. Тогда ноздредув велел ему пойти к королю и доложить о судьбе своих товарищей. Услышав рассказ фельдфебеля, король понял, что друзья непобедимы, и оставил их в покое. А солдат, ноздредув, охотник, бегун, силач и мужичок-морозко поделили богатство короля и жили не тужили до конца своих дней.

7. Если ребенок боится сказочных персонажей

ДРАКОН В КОЛОДЦЕ

(Дракона можно заменить Кощеем или любым другим персонажем, которого малыш боится. Сказка поможет ребенку понять, что доброта и открытое сердце имеют огромную силу и могут превратить любого злого персонажа в доброго)

Жил-был король. У него было три дочери. Как-то король захотел узнать, как сильно они его любят. Старшая сказала, что любит отца как мед, средняя – что любит его как сахар, а младшая дочь проговорила:

– Отец, я люблю тебя как соль.

Разгневался на нее король и отдал младшую дочь в жены бедняку, проходившему мимо дворца. Бедняка звали Иванушка. Он жил в крошечном деревянном домике и почти ничего не имел, но у него была добрая, открытая душа, и вскоре он полюбил принцессу всем сердцем.

Как-то в стране случилась страшная засуха. Все колодцы высохли, кроме одного, но на его дне жил дракон, убивавший каждого, кто хотел зачерпнуть из колодца воды. Иванушка не мог больше смотреть, как мучается от жажды его любимая жена. «Никогда она не жаловалась на свою судьбу, – подумал он, – хотя выросла в царском дворце и привыкла к богатству. Уж лучше я умру сам, чем дам ей умереть от жажды». Он взял кувшин и пошел к колодцу. Только опустил он кувшин в воду, как вода заволновалась и зашипела. Перед глазами Иванушки предстал такой страшный дракон, что его сердце замерло от страха. Но Иванушка взял себя в руки и проговорил приветливо:

– Здравствуй, добрый дракон! Все колодцы высохли, а моя жена умирает от жажды. Пожалуйста, позволь мне зачерпнуть немного воды!

Никогда еще не слышал дракон таких добрых слов. Никогда никто не называл его добрым драконом. Он был настолько удивлен, что только кивнул в ответ и внимательно наблюдал, как Иванушка наполняет водой кувшин. Когда тот, поблагодарив дракона, собрался уходить, дракон проговорил:

– Постой!

Он нырнул на дно колодца и вынырнул снова с большим спелым гранатом в когтях.

– Это подарок для твоей жены, – сказал он. – И ты можешь приходить за водой, сколько хочешь.

– А другие люди? – спросил Иванушка. – Они тоже мучаются от жажды.

– Я не знал, что люди могут быть приветливы, – ответил дракон. – Если они такие же, как ты, то пусть приходят тоже.

Иванушка вернулся домой и дал жене напиться. Потом они созвали соседей, и каждый из них получил по стакану воды. После того как соседи ушли, Иванушка показал жене подарок дракона – спелый красный гранат. Она хотела съесть его, но, когда разрезала гранат пополам, зернышки выскочили из него и рассыпались по полу, а в хижине вдруг стало светло, как днем. Наклонившись над ними, Иванушка и принцесса не поверили своим глазам – это были не зернышки, а светящиеся всеми цветами радуги драгоценные камни!

На следующий день Иванушка пошел к колодцу с соседями. Они все пообещали ему не показывать страха при виде дракона. Как только они подошли к колодцу, дракон вынырнул им навстречу. При виде его соседям хотелось разбежаться, но увидев, как Иванушка подошел к нему и любезно поблагодарил его за чудесный подарок, соседи набрались мужества и подошли поближе. Теперь дракон не казался им уже таким страшным. Дракон же сел на край колодца и подумал: «Каким же я раньше был одиноким!». Прощаясь с Иванушкой и соседями, он попросил их пообещать, что они скоро придут снова.

Иванушка с принцессой продали несколько светящихся драгоценных камней и построили себе на вырученные деньги красивый дом. Но они не забывали, что когда-то были бедны, и никогда никому не отказывали в помощи.

Вскоре слухи о добром драконе и о его подарке разошлись по всему королевству и дошли до ушей самого короля. Однако тот не знал, что Иванушка был тем самым бедняком, которому он когда-то отдал в жены свою дочь. Король отослал к Иванушке гонца с известием о своем предстоящем визите. Услышав об этом, принцесса приготовила роскошный обед, но все блюда были приготовлены без соли. Иванушка принял короля и привел его к накрытому столу, принцесса же спряталась в соседней комнате. Чудесный запах разбудил аппетит короля, но, когда тот попробовал еду, его рот перекосился.

– Это же все без соли, – с отвращением сказал он. Тут принцесса вышла из своего укрытия и произнесла:

– А когда я, дорогой отец, сказала, что люблю тебя, как соль, ты выгнал меня из дому!

Король узнал дочь и крепко обнял ее. Только сейчас он понял смысл ее слов.

Вскоре засуха закончилась, пошел дождь, и колодцы снова наполнились водой. Однако люди по-прежнему ходили к колодцу дракона, потому что там была самая чистая и прохладная вода и потому что они с удовольствием беседовали с драконом. Но больше всего любил дракон, когда его навещал Иванушка – его самый первый и самый лучший друг!

8. Что бы ни случилось

КАМЕНЬ-СЧАСТЛИВЕЦ

(Эта история научит малыша оптимизму и поможет изменить взгляд на вещи. Ребенок поймет, что в любой ситуации можно найти повод для радости)

Было лето. Светило солнце. Большой камень лежал среди других камней на проселочной дороге, проходившей мимо домиков, садов и зеленых лужаек. Проезжавший по дороге грузовик задел камень колесом, и камень улетел далеко в зеленую траву. «Вот здорово! – подумал он. – А я и не знал, что мир такой большой». Травинки и цветы кивали ему, пчелки жужжали, бабочки порхали над самым камнем, чуть не задевая его своими великолепными крылышками. «Здесь я хочу остаться», – подумал камень.

По траве бежал маленький мальчик. Увидев камень, он поднял его и бросил в воздух. «Ура! – подумал камень. – Я умею летать! Я лечу в большой прекрасный мир!» Камень с грохотом влетел в окно дома, разбив стекло, и тяжеловесно плюхнулся на пол. Теперь он лежал на цветном ковре в маленькой комнате. «Как же красив и разнообразен мир! – подумал он. – Здесь я хочу остаться. Это самое подходящее место для такого необычного камня, как я».

В этот момент в комнату вошла женщина, увидела груду осколков и камень посреди комнаты и выбросила его в открытое окно. «Я опять лечу! – с радостью подумал камень. – И где же я приземлюсь на этот раз?» Бум! Он оказался на своей прежней дороге, среди других камней. «Они даже не подозревают, как прекрасен мир!» – подумал камень. И он с гордостью лежал на дороге, чувствуя себя особенным и неповторимым!