Русская девушка встречается с узбеком. Что нужно знать про мужчин и жизнь в узбекистане

Если вы безумно влюблены в мужчину узбека и согласны на все, чтобы быть с ним вместе, вам однозначно стоит прочитать эту статью, написанную русской женщиной, вышедшей замуж за узбека 6 лет назад, специально для сайта сайт.

Об Узбекистане

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, и именно через него когда-то проходил Великий шелковый путь. Обычно россияне и жители других стран представляют нашу страну как очень отсталое государство, в котором жители ездят на ишаках, носят только национальные одежды и живут в глиняных домиках.

И нередко приехавшие в страну удивляются, что здесь все по-другому, правда, это касается преимущественно Ташкента и Ташкентской области. Действительно, столичный регион совсем другой, гораздо более современный и терпимый, например, к шортикам и топикам, которые любят носить девушки.

Что касается областей – там вообще девушки одни на улицу редко выходят, без сопровождения родственников-мужчин, не говоря уже об открытой одежде. Вообще лиц европейских национальностей становится все меньше – многие уезжают на ПМЖ в Россию, Казахстан, США и т.д., так что коренное население заметно преобладает.

Что касается национального состава страны – более 80% жителей составляют узбеки, затем идут русские, таджики, казахи, каракалпаки, татары, корейцы, киргизы и пр., но сразу скажу – русских за пределами Ташкентской области можно по пальцам пересчитать, там живут в основном коренные узбеки, а если случайно встретятся представители других национальностей, они обычно говорят на государственном языке как на родном.

Теперь о климате. Действительно, погода и климат в Узбекистане благодатные, правда, летом очень жарко, но достаточно сухо (низкая влажность), так что 40 градусов мало кого пугают. Осень и весна прекрасны – осень теплая, до самого декабря можно одевать легкую ветровку, дожди редко бывают холодными и продолжительными.

Весна – самое восхитительное время года, она начинается в конце февраля и уже в середине мая переходит в лето. Все цветет, благоухает, легкий ветерок, ласковое солнышко, дожди бывают редко и очень теплые, ласковые. Но самая красивая весна в горах! Отроги Тянь-Шаньского хребта великолепны – туда каждое лето на выходные выбираются отдохнуть многие жители столичного региона, а весной там цветут маки, тюльпаны, да и сами горы напоминают Швейцарию.

О Ташкенте

Если вы познакомились с мужчиной узбеком, и он вас очаровал с первого взгляда (кстати, у современных образованных парней отлично получается охмурять россиянок), стоит для начала узнать, где он родился и вырос. Обычно с парнями из областей лучше не связываться – там слишком силен восточный менталитет, который рано или поздно даст о себе знать, даже если молодой человек очень европеизирован и легко общается на русском языке.

В то же время ташкентские мужчины считаются более скупыми, расчетливыми, хотя везде есть исключения.

Тем не менее, жизнь в столице, пусть даже Узбекистана – наиболее приемлемый вариант для девушки-россиянки, решившей связать свою жизнь с узбеком. Дело в том, что жизнь в Узбекистане и жизнь в Ташкенте – это две разные вещи. В столице вы встретите достаточно много представителей нацменьшинств, в том числе русских, здесь есть парки, театры, выставочные залы и галереи, да и развлечений, по сравнению с регионами, в разы больше.

Кроме того, в самом Ташкенте очень многие узбеки владеют русским языком, так что проблем с общением быть не должно. Более того, некоторые семьи настолько современны, что даже государственный язык используют в общении реже, чем русский.

Кстати, интересный момент – если на базаре вы, покупая продукты, обращаетесь на узбекском, да ещё мастерски торгуетесь, вас ждет более низкая цена, так что выучить язык, хотя бы для общения на бытовом уровне, очень желательно, тем более что он гораздо легче русского.

О мужчинах-узбеках

Если вы решили выйти замуж в Узбекистан, не торопитесь и как следует узнайте своего избранника. Конечно, все мужчины в период ухаживания становятся принцами на белых конях, однако розовые очки лучше снять до вступления в брак.

Давайте познакомимся с теми типами узбекских мужчин, которые можно выделить:

1. Самый неудачный вариант – парень приехал в Россию на заработки, сам он из какого-нибудь Янгиарыка где-нибудь в Кашкадарьинской области, работящий, веселый и добрый, но плохо знает русский, не имеет образования, а прибыл он сюда, потому что дома его ждут мать, отец, 5-6 братишек-сестренок, которых надо женить-выдавать замуж, а это все деньги.

Вполне возможно, что этот наивный товарищ пустится во все тяжкие, поскольку там, где он живет, и слыхом не слыхивали о тех возможностях и искушениях, которые в России встречаются на каждом шагу. От такого бежим, и подальше. Примеры таких историй есть, увы, и на нашем форуме.

2. Бывает, что мужчина приезжает на заработки, уже умея что-то делать, более-менее грамотный и образованный, также работящий и без вредных привычек. Он может очаровать вас своей домовитостью, хозяйственностью, мужественностью, а ещё многие восточные мужчины очень трепетно относятся к детям, и, возможно, вы даже захотите от него ребенка.

Однако стоит помнить всегда одно «но» — рано или поздно он захочет вернуться на родину, или даже не захочет, но заставят обстоятельства (родители болеют, свадьба сестренки). А если уедет – никто не гарантирует, что вернется.

3. Этот вариант похож на предыдущий: он может очаровать вас своей мужественностью, надежностью и стабильностью, но вполне вероятно, что дома этого товарища ждут-не-дождутся жена и 3-4 детей, которых он содержит. И очень редко, точнее, почти никогда мужчины-узбеки не бросают жену – им гораздо удобнее совмещать.

4. Пожалуй, самый оптимистичный вариант – перспективный молодой человек, современный, независимый, но главное – с такими же современными родителями, желательно переехавшими из Узбекистана на ПМЖ куда-нибудь в Европу… Да-да, бывают и такие мужчины-узбеки, да ещё получившие отличное образование. В таком случае над вами не будет довлеть необходимость строить свою жизнь по указке его родителей, что так часто встречается в самом Узбекистане.

О семейном укладе

Прежде всего, менталитет узбеков таков, что именно жена подстраивается и даже прогибается, причем не только под мужа, но и под его близкую родню: родителей, золовок и деверей. И ваша задача – им понравиться, желательно с первого взгляда. Кстати, нередко невестка играет роль служанки, готовя на всю семью, за всеми стирая, убирая, накрывая на стол, даже при том, что она также работает с утра до вечера.

Менталитет узбеков зачастую не позволяет говорить что-то неприятное прямо в лицо, поэтому свекровь может мило улыбаться и любезничать и тут же хорошенько перемывать вам косточки за спиной. Однако она – непререкаемый авторитет, в том числе для вашего мужа, который в случае конфликта почти всегда встанет на её сторону.

Обычно узбекская семья, пусть даже интернациональная, представляет собой современный домострой – именно женщина отвечает за уют в доме, собственноручно приготовленную еду, воспитание детей. Обязательно к приходу мужа заваривается горячий чай, готовится горячий ужин, жена встречает мужа, обихаживает его, даже при том, что сама также работает. Это Восток [Об особенностях мусульманских жен читайте в . Прим.редакции]

Муж-узбек вполне может сказать вам не одевать открытые блузки или короткие юбки, и это при том, что порой в Ташкенте можно встретить очень откровенно одетых узбечек. Однако женщины здесь тоже не так просты, и хотя номинально глава в семье – мужчина, жена обычно руководит очень многим, в том числе распределением финансов. Однако если раньше восточная жена сидела дома, то сегодня многие жены узбеков работают, и, кстати, свекрови предпочитают невесток, окончивших медицинский или педагогический ВУЗ, чтобы она ещё и пользу семье приносила.

Впрочем, очень многое зависит от характера самого мужа — он может оказаться очень современным и будет позволять вам все, что пожелаете – у меня очень много положительных примеров таких браков (в том числе мой собственный), в которых мужья-узбеки и жены- кореянки, русские или татарки живут в любви и согласии, прекрасно находят общий язык, идут друг другу навстречу и находят компромиcсы.

О воспитании детей

Очень интересно отношение к детям в Узбекистане. Менталитет узбеков таков, что они очень искренне и по-особому любят детей, хотя при этом могут не вкладываться в их развитие и образование. С самого рождения малыши окружены огромной любовью и всеобщим обожанием, с ними нянчатся, носятся, однако при этом уже с года и даже раньше приучают к уважению взрослых, особенно по отношению к отцу.

Кстати, вас могут шокировать такие пережитки, как прикармливание грудного младенца соками уже с 2-3 месяцев, а самое неожиданное – малышу вместо соски могут предложить дать кусочек сала (думба), завернутый в марлечку. Но не пугайтесь, все же последнее слово остается за матерью малыша.

В Узбекистане большинство молодых мам кормят грудью, причем если в столице грудное вскармливание прекращают к 1,5-2 годам, то в областях могут позволять ребенку прикладываться чуть не до 6-7 лет.

Кстати, в традиционных семьях молодой невестке часто помогает с малышом свекровь – она может пойти с ним погулять, покупать, поиграть, пока молодая мамочка делает домашние дела или уходит из дома.

Большой плюс Ташкента, в частности, в том, что устроить ребенка в садик – вообще не проблема, а, скорее, вопрос денег. В сады принимают с двух лет, в группах по 20-30 человек, стоимость государственных садиков – 25-35 долларов в месяц, частных – от 250 и выше.

Ещё один момент – для Узбекистана большая редкость, если в семье меньше трех детей. В областях даже в наши дни женщины рожают по 4-5 детей, но, если честно, по моим наблюдениям, особо в них могут и не вкладываться – ребенок может в 7 лет пойти в школу, не умея читать и писать.

В Ташкенте тенденции другие – здесь женщины выходят замуж чуть позже, но тоже стараются до 25 лет, рожают по 2-3 детей и предпочитают отдавать их в русскоязычные группы и классы, как в более сильные в плане обучения.

О еде

Вы наверняка слышали про культ еды в Узбекистане. И это чистейшая правда. Женщины-узбечки очень много готовят, на все праздники (а их очень много) каждая мать семейства приходит с большим тазиком, в котором покоятся горячие слоеные самсы, беляши, мясные пироги или шашлычки.

Потом это все раскладывается по тарелкам и расставляется по столам, которые в буквальном смысле ломятся от угощений. Именно поэтому каждая невестка после свадьбы почти всегда первые полгода живет со свекровью, показывает свои умения и заодно перенимает опыт, учится готовить то, что любит кушать её муж.

Вас могут испугать следующие моменты:

· почти все первые и вторые блюда очень жирные,

· плов готовится в традиционных семьях только на хлопковом масле (в том числе из экономии),

· используется много животного жира,

· женщины часто и помногу пекут.

Например, когда я вышла замуж, именно свекровь научила меня делать настоящий плов, раскатывать тесто в большой тончайший лист и тянуть уйгурский лагман. Кроме того, если молодая невестка живет недалеко от свекрови, она обязательно угощает родителей мужа приготовленной едой, в основном печеным или вторыми блюдами.

Помните, в любых правилах есть исключения, так что, возможно, именно ваш брак с узбеком будет несколько другим (не таким, как я описала выше). В любом случае желаю всем читательницам сайта, чтобы их семейная жизнь сложилась прекрасно, вне зависимости от национальности вашего избранника.

12 августа 2014

1. В Узбекистане невозможно жить, только отдыхать. Это связано с тем, что узбеки, особенно молодые, не любят иностранцев (ну может только кроме азиатов), а также с маленькой заработной платой.

2. Нормальную зарплату получает только милиция (куда стремится чуть ли не вся молодежь) и чиновники.

3. Милиции очень, очень, ну и еще раз, очень много! Их можно встретить везде и всегда. Правда, при любом мелком нарушении закона или правил дорожного движения легко можно откупиться прямо на месте.

4. В последнее время все меньше и меньше можно увидеть вывески на русском или услышать русскую речь, а так же из названий улиц пропадают имена русских писателей, политиков и т. д.

5. Почти всё старшее поколение знает русский язык. Молодежь тоже знает немного, но вряд ли будет разговаривать на нем. То есть, если нужно что-то узнать у прохожего, лучше спрашивать у того, кто постарше.

6. Если ехать в Узбекистан на отдых, то лучше останавливаться в Ташкенте, ибо цивилизация в других городах, увы, почти не встречается. Вся жизнь государства проходит, а Ташкенте. В Самарканд, Бухару, Хиву лучше ездить потом на день-два на экскурсии, благо сейчас в эти города ходят скоростные поезда. А съездить туда советую, ибо много красивого и интересного, впечатлений вагон.

7. Единственное, что немного расстраивает, без узбекского паспорта цены на все экскурсии и различные билеты раза в 2, а то и в 3 больше, чем для аборигенов.

8. Та же ситуация и с сувенирами: если нет знакомых узбеков, то лучше скорее с кем-нибудь познакомиться и попросить купить сувениры, обойдется намного дешевле, а если не сложилось, то уповать на подвешенный язык и умение торговаться.

9. Узбеки вообще любят торговаться и на базарах всегда следует это делать, можно сбить цену. Можно даже немного слукавить и сказать продавцу, что такой же товар есть в соседнем ряду, но дешевле, иногда срабатывает. Также при покупке торговцы могут добавить, например, фруктов бесплатно, это называется «с походом».

10. Ташкент - очень красивый город. Много фонтанов, площадей. Раньше было много огромных деревьев, хорошо спасали от солнца, но в последнее время их стали вырубать и на их места сажать мелкие, ободранные елочки. Не знаю зачем, теперь во многих парках палящее солнце.

11. Город постоянно перестраивается, сносятся старые дома, базары, остановки, парки опять же, и на их месте строятся новые, многие очень даже красивые. Постоянно меняются маршруты следования городского транспорта.

12. А вообще, по городу передвигаться лучше на такси, цены очень радуют, да и на автобусе очень уж утомительно, город-то не маленький.

13. Отдельно стоит отметить метро. Даже если у вас свой автомобиль, стоит хоть разок поездить на метро. Каждая станция - произведение искусства, все в мраморе, стекле, позолоте, лепке, ни одна не похожа на другую.

14. И что особо стоит отметить - в метро чисто, никогда здесь не увидишь окурков, банок\бутык от пива или пепси, здесь за этим следят очень ревностно, в том числе и пара нарядов милиции на каждой станции. Но и фотографировать здесь не дают.

15. Различные кафе и рестораны просто в огромном количестве, на каждом углу и на любой вкус. Почти в любом месте откуда идет дым и пахнет жаренным мясом, можно попробовать несколько видов шашлыка и других национальных и не только блюд. Только если это не дым от пожара:)

16. Большинство ночных клубов можно найти в центре города. Там играет вполне современная музыка. Но большинство парней ходят в клубы, так сказать, в поисках приключений или проще - подраться.

17. К выпивке узбеки относятся положительно и любят попить пивко в кафе на свежем воздухе. Если идти по улице с бутылкой пива, можно поймать на себе много неодобрительных взглядов.

18. Местное пиво средненького качества, но вполне употребимо. А водка просто ужасна. Также здесь производят неплохие фруктовые вина. Алкоголь, ввозимый в страну, стоит дорого.

19. В Ташкенте проблемы с наличностью. Банкоматы почти всегда пустые, что неудивительно при средней зарплате в 1–1.5 млн сум, а это довольно приличная горка бумажек.

20. Также сложно поменять другую валюту на сумы, в банках говорят - нет наличности, а обменные пункты большую часть времени закрыты, видать по той же причине. Так что поменять доллары, евро и рубли можно на некоторых базарах у перекупщиков, у них и курс получше.

21. Ташкент делят 3 олигарха, один из которых президент (вернее, его старшая дочь). Так было раньше, сейчас, может, что-то поменялось.

22. Недалеко от города, в сторону гор большого и малого Чимгана, стоят их огромные особняки. Немного в стороне от дороги, но все равно видно. Подъехать ближе не дают просто армии охранников.

23. Частное предпринимательство не особо развито, потому что если бизнес идет хорошо, приезжают представители, так сказать, правящей верхушки и предлагают отдать бизнес по-хорошему… или по-плохому, с поджогами и тому подобным, прецеденты были.

24. Да и налоги просто огромные. Например, налог за растаможку автомобиля в районе 70–80% от его стоимости. Поэтому многие покупают авто местного производства (Daewoo) или оформляют его на фирму и ездят с номерами СП.

25. Почти через весь Ташкент проходит хорошая широкая дорога - президентская трасса, с окраин от особняка до дома правительства (Олий Мажлис). Несколько раз в день все подъезды к ней перекрываются и охраняются милицией и местным ОМОНом. В это время проезжает президент.

26. Поэтому если нужно куда-то ехать, необходимо узнать у местного населения, когда это происходит, и выходить из дома заранее.

27. Очень развита преемственность и бывает сложно устроиться на работу. На все более или менее хорошие места берут братьев, сестер, отцов, друзей, да и просто знакомых. Особенно сложно людям с европейской внешностью.

28. В Ташкенте много музеев, где часто проходят выставки, а также театров. Есть даже Русский драматический, где все спектакли на русском языке.

29. В центре города есть города есть улица без транспортного движения, местный Бродвей. Там торгуют всякими сувенирами, делают портреты и шаржи. Все рассчитано на иностранцев. Там же располагаются несколько клубов и игровых залов. Недавно построили большой ТРК.

30. Лучше всего ехать в Узбекистан в августе или сентябре. Уже не так жарко и время поспевания различных фруктов. В это время большой выбор фруктов и маленькие цены на них.

Под узбеками в настоящее время подразумевается конгломерат племен тюркского происхождения, с примесью иранского и монгольского элементов, говорящих на одном из среднеазиатских тюркских диалектов и живущих в Бухаре (около 1 миллиона, по Вамбери), в Хиве (около 257 тысяч, по Кузнецову), в афганском Туркестане (200 тысяч, по Вамбери), в русских среднеазиатских владениях (579 740 человек, по Аристову), общей численностью в 2 037 240 человек, занимая в этих территориях с 16 века положение политически господствующего элемента.

Самое название «узбеки» имеет скорее политико-историческое значение, чем этническое. Узбек – старинное, встречающееся еще в памятниках 12 века собственное имя, этимологическое значение которого: истый князь. Значение политического названия целого народа слово «узбеки» приобрело в 14 веке, в царствование джучида Узбек-хана, стоявшего во главе Золотой орды в течение 30-ти лет и ревностно распространявшего мусульманство среди подвластных ему тюркских племен. Те из последних, которые приняли ислам, с тех пор стали называть себя, по имени своего хана, узбеки, в отличие как от племен, оставшихся шаманистами, так и от племен западного улуса, джагатаев, точно так же как раньше они называли себя, по имени основателя династия, джучами.

Начиная со второй половины 15 века, джучиев улус стал распадаться; западная часть его совершенно отпала, образовав независимые ханства и казанское, а в восточной части выделился союз киргиз-кайсачий. После гибели Абул-хаир-хана и его сыновей (в 1465 — 66 годах) имя узбеков сохранилось лишь за немногочисленными родами, оставшимися верными своей династии. Возродились узбеки и снова стали играть крупную роль, когда в конце 15 и первой четверти 16 века потомок Узбек-хана, внук Абул-хаира, Шейбани-хан, объединил вокруг себя разные тюркские племена и спустился с севеверного побережья Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи в страны Трансоксании, чтобы сломить могущество Тимуридов и утвердить свое владычество в Бухаре и двух других среднеазиатских ханствах.

Весь этот конгломерат племен, в котором тюркский элемент был перемешан с , получил общее название «узбеки». В новозавоеванной территории армия Шебани-хана столкнулась с раньше уже осевшими здесь различными тюркскими племенами, занимавшими положение господствующего класса среди исконного населения края (иранского происхождения), но в значительной мере смешавшегося с последним и усвоившего его культуру.

Общее политическое название этих племен было джагатаи. Сначала они отнеслись к узбекам враждебно, как варварам-разрушителям, но с утверждением власти шебанидов стали сливаться с победителями, образовав то смешанное, говорящее на джагатайском наречии население, которое до настоящего времени в Средней Азии называется узбеками. Процессу слияния в значительной мере подверглись и аборигены страны иранского происхождения – таджики и сарты. Все это вместе взятое, в связи с господствующим положением узбеков, привело к тому, что именем «узбеки» стали называться самые различные народности, как киргизы, кара-киргизы, сарты, таджики и так далее.

До какой степени термин «узбеки» потерял чисто этнографическое значение, видно из того, что не только в официальной статистике узбеки классифицируются сартами и наоборот, но и в ученой литературе то вовсе предлагается оставить название сартов, как отдельно не существующего народа (Лапин), то рекомендуется отличать сартов от узбеков по такому единственному, чисто социальному и преходящему признаку, как утрата черт родового быта (Аристов).

Основным признаком узбеков приходится считать политическое их положение, как это делает Вамбери, считающий узбеками те тюркские племена, которые, явившись в Трансоксанию с Шебаки-ханом, менее других подверглись смешению с , сартами и и сумели сохранить в течение трех последних веков господствующее положение над другими народностями. Наиболее чистые элементы узбеков сосредоточены в Хиве, Майменэ и Шерисепсе. Их меньше в Бухаре, еще меньше в Коканде. В Хиве все население левого побережья Аму-Дарьи, за исключением и немногочисленных сартов — сплошь узбеки. В Бухаре, по берегам Зеравшана, а также в южных и западных округах, узбеки составляют преобладающее земледельческое население. И эти, однако, «чистые» узбеки, судя по родовым названиям (не менее 90), составились из самых различных отраслей тюркского племени, не говоря о других ранних и позднейших примесях. Поэтому об едином антропологическом типе узбеков говорить нельзя.

В характере узбеков очень ярко проявляются типичные черты тюрок: солидность, прямота, честность, отсутствие суетливости, угрюмая тяжеловесность – и в то же время инстинкты воина и повелителя.

Наиболее чистый тип сохранился у хивинских узбеков, которые, по Вамбери, среднего роста, выше киргизов, но не так высоки и крепко сложены, как . Голова овальной формы, глаза с продольным разрезом, скулы не очень выступающие, цвет кожи светлее, чем у таджиков, волосяной покров пышнее, чем у туркменов, и чаще темный.

У бухарских узбеков заметны более глубокие следы арийского смешения (преобладающий темный цвет волос и кожи), а кокандских узбеков уже трудно отличить от сартов. 11 узбеков Зеравшана, по Федченко, дали 1664,30 (рост) и 83,24 (головной указатель). 33 узбека Самарканда, по Уйфальви - 1678,30 (рост) и 84,01 (головной указатель). Узбеки Ферганы, по Уйфальви - 1670,50 (рост) и 86,13 (головной указатель).

Громадное большинство узбеков ведет оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием и отлично усвоив от своих культурных предшественников искусство орошения полей.

Кочующих узбеков очень немного: в восточной Бухаре и, в особенности, по левому берегу Аму-Дарьи, в афганских владениях. Полукочующих, летом переходящих со своими стадами с места на место, а зимою пребывающих в постоянных зимних жилищах (кишлак), — гораздо больше (преимущественно в восточной Бухаре), но переход этих элементов к — дело ближайшего будущего. При всем сходстве внешнего быта оседлых узбеков с сартами и таджиками, замечаются и некоторые различия.

Традиционный костюм

Одежда узбеков из более плотных материй и не так широка, как у таджиков. Вместо тюрбана они часто носят высокую меховую папаху, более широкую, чем у туркменов, и более низкую, чем у сартов. Женщины одеваются по-туркменски: только праздничный головной убор выходит из употребления.

Традиционна пища

Как земледелец, узбек употребляет и мучную пищу, но молочная и мясная пища, даже конина, играет в обиходе узбеков такую же роль, как у номадов. Наоборот, стол сартов и таджиков ему совершенно чужд. Из напитков узбек употребляет чай, куртабу (разведенный в воде сыр) и айран; кумыса не пьет почти вовсе.

Традиции и обычаи

Старая привычка к жизни в шатре и на открытом воздухе и теперь еще сказывается: у оседлого узбека в обычае раскидывать войлочную палатку на дворе своей окруженной высокими стенами мызы и нередко проводить в ней зиму.

И в социальных обычаях узбеки сохранили много пережитков из прежней жизни номадов. Несмотря на вековое влияние мусульманства, браки заключаются непосредственно между молодежью, без вмешательства родителей, которые участвуют только в уплате калыма, состоящего из традиционных 9 голов скота. Игры, музыка, состязания и прочие развлечения, сопутствующие брачным празднествам – те же, что и у номадов. Как и у последних, женщина у узбеков во время родов подвергается сильнейшему встряхиванию, для ускорения родов.

Положение женщины гораздо лучшее, чем у сартов и таджиков; многоженство встречается только в высших классах, в Хиве – реже, чем в Бухаре и Коканде. Семейная жизнь отличается чистотой и мягкостью отношений, хотя патриархальная власть отца очень велика (даже пожилые сыновья не позволяют себе сидеть или заговаривать первые в присутствии отца).

Религия узбеков

По религии узбеки — ревностные мусульмане, но далеко не столь фанатичны, как их арийские соседи. В их культе сохранились пережитки древних иранских влияний. В Хиве, например, празднование Норуза, то есть весеннего равноденствия, так же строго исполняется, как персами Ирана. Скакание вокруг огня, всячески оказываемое ему почтение, лечение лучами заходящего Солнца, наконец, древнеиранские солярные мифы - все это свидетельствует об исконном пребывании тюрок в территории нынешних узбеков и общении их с аборигенами иранского происхождения.

Сайт "Миссионерско-апологетического проекта "К истине" пропагандирует православие По большей части он делает это, сравнивая некоторые аспекты жизни приверженцев других конфессий с православными. В свою пользу. Ибо апологеты. Однако точка зрения на межэтнические браки как на источник более проблем нежели радости, изложенная в этой статье, свойственна не одним лишь "миссионерам". Бытует она среди массы простых людей из разных народов и религий. Является ли эта точка зрения следствием пропаганды? Или всё же продиктована самой жизнью? Нам интересно мнение наших читателей.

Замужем за "нерусским": что это значит в Средней Азии

В конце 1980-х - начале 1990-х годов я проводила исследования в бывших переселенческих селах, основанных выходцами из России на рубеже ХХ века в Средней Азии. Анализируя собранные материалы, я пришла к интересному выводу: отношения между переселенцами и коренным населением всегда складывались так, что между ними непременно сохранялась определенная дистанция. Благодаря этому ни узбеки (или представители других народов), ни славяне-старожилы, хоть и жили бок о бок, не рисковали утрать свою этническую идентичность.

Единственным случаем, который мог бы изменить ситуацию, был брак с представителем другого народа. Как правило, только славянские женщины выходят в Средней Азии замуж в мусульманскую семью. Наоборот бывает крайне редко. Сложно встретить узбечку или таджичку, которая была бы женой русского или украинца.

Для мусульманина женитьба на женщине иной веры не нарушает принципиально ни норм шариата, ни традиций, тогда как отдать девушку-мусульманку за иноверца - это уже серьезное отступление от принятых в азиатском обществе устоев.

В узбекско-, таджикско-, туркменско-славянских браках национальность детей почти всегда выбирается по отцу - представителю коренного населения. В семьях такого типа детей больше, чем в славянских, в среднем, включая молодые пары, 3,5 детей на семью. В славянских же семьях в Средней Азии редко бывает больше двух детей.

В смешанных семьях, где муж - узбек, таджик, киргиз или туркмен, он обычно имеет хорошее образование и специальность. В тех селах, где я работала, таких семей было двадцать восемь. Из них в восьми супруг был начальником или служащим со специальным образованием, еще в девяти - шофером, механизатором, то есть, квалифицированным рабочим. И только в трех семьях муж был рядовым колхозником - самая массовая профессия у сельских узбеков и таджиков.

Жизнь таких семей - обычно наглядный пример сложностей, которые ждут людей, решившихся на смешанный брак. Особенно это касается женщин, оказывающихся в непривычном мире традиционной мусульманской семьи. Не случайно смешанные браки между местным славянами-старожилами и представителями коренного населения - исключительно редкое явление. "Мы тут с узбеками хорошо живем, - рассказывала жительница с. Верхневолынского Сырдарьинской обл. (Узбекистан), - но в семью их - такого не надо".

Почему же старожилы избегают подобных браков? Обычно главную роль играют культурные различия ("Все-таки у русских своя культура, своя национальность, пусть рыжий-конопатый, но наш"). Кое-кто испытывает по отношению к "ним" некое чувство превосходства: "Это какой позор-то! Чтобы моя дочь или внучка да за узбека!".

Жители многонациональных сел отлично знают, насколько глубоки культурно-бытовые различия между славянскими и среднеазиатскими семьями. В свое время многие русские даже строго запрещали дочерям встречаться с парнями-мусульманами, особенно с узбеками, таджиками и турками. При этом татарин, в том числе крымский, не считался плохой партией: "Это культурная нация...". Русско-татарские семьи - обычное явление в селах, их сравнительно много, хотя некоторые родители и пытаются удержать молодых от подобных браков.

Женщины-европейки, которые живут в браке с представителями коренных национальностей, в подавляющем большинстве своем не местные уроженки. История их появления в Средней Азии почти всегда одинакова: молодой парень был в армии или на учебе, на работе, познакомился с девушкой, женился, привез с собой. Несколько раз я встречала в роли супруги мусульманина женщину из местного русского села. Но исключений из правила не случалось: всегда оказывалось, что она не из старожилов, а приехала в республику незадолго до замужества. В основном это были те, кого эвакуировали из центральной России в годы войны.

Чаще всего русские женщины соглашаются на брак с мусульманином, имея очень смутное и далекое от действительности представление о том, что их ждет. Многие едут в Среднюю Азию из соображений материального благополучия и жестоко раскаиваются уже на месте ("Там-то, в России, он, жених то есть, по-европейски одет, говорит, что у него здесь три дома. А сюда приезжают - что ей в глиняном доме делать?"). Нередко молодую невестку родственники мужа не принимают, а жить отдельно от них не позволяют обстоятельства. Иногда молодых пытаются развести, поскольку без согласия жениха ему уже приглядели невесту из местных. Между свекровью и по-русски "свободолюбивой" невесткой начинаются ссоры. Поэтому многие браки распадаются в самом начале совместной жизни. Большинство жен в таких случаях уезжает обратно.

Некоторые из молодых супруг выдерживают описанные испытания и дальше происходит, как правило, следующее. Женщины постепенно смиряются со своей ролью невестки в патриархальной семье, усваивают нормы поведения, принятые у местных жителей, выучивают язык и в конечном счете, как говорили информаторы, совсем "обузбечиваются" или "отаджичиваются". Чтобы, идя таким путем, сохранить брак, русской жене необходимо огромное терпение. Тогда ее начинают считать своей и хорошо к ней относиться - правда, только при условии, что она примет ислам и будет соблюдать обычаи.

С женщинами в таких случаях происходят разительные перемены. Их поведение, одежда, разговор, образ жизни становятся иногда неотличимыми от местных жительниц. Бывает, что женщина почти не помнит родной язык.

Вот несколько коротких, но характерных историй: "Одну девушку из России таджик привез после армии. Первое время, как здесь жила, плакала, приходила жаловаться, а сейчас - не отличишь от таджички: по языку, по одежде (шаровары ихние носит), пять детей родила и внешне стала похожа"; "Была замужем за узбеком, обузбечилась, муж ее поколачивал по голове..."; "Одну привезли из Владимира, совсем молоденькую. Прижилась. По-русски почти совсем не говорит. Я ее по-узбекски спрашиваю: - Почему такой стала? - Не знаю...".

Однако не все русские жены, переняв среднеазиатский образ жизни, полностью отказываются от своей культуры и воспитания, от религии. Некоторые из них, чаще всего тайно, крестят детей, даже если над ребенком уже были произведены мусульманские обряды наречения имени и сунната. В единичных случаях женщины, будучи замужем за узбеками или таджиками, при этом посещают церковь и дают своим детям русские имена. Два в чем-то схожих примера - истории жизни пожилых женщин, Людмилы Борисовны и Елизаветы Филипповны из города Фергана (Узбекистан).

Брак Людмилы Борисовны - один из тех редчайших случаев, когда дочь богатого ферганского землевладельца вышла замуж за узбека. Правда, с мужем она была знакома еще с детства, а поженились молодые люди в годы раскулачивания. Людмила Борисовна пользуется большим уважением среди узбеков и сама внешне похожа на узбечку по манере одеваться и разговаривать. При этом ей удалось сохранить самостоятельный характер и православные обычаи.

Елизавета Филипповна, уроженка Винницкой области, познакомилась с будущим мужем в годы войны на своей родине. В Узбекистан приехала с маленькой дочерью от первого брака. Несколько десятков лет (!) она прожила со свекром и свекровью, не прекращая сопротивляться многочисленным унижениям и добиваясь для себя и своих детей сносных условий жизни. Старшие родственники мужа не признавали своими внуков-полукровок, женщину не однажды выгоняли из дома, но уехать совсем она не могла - не было денег и не хотелось бросать четверых детей. Ее старшая дочь - вдова. Побыв замужем за узбеком, она уже внешне неотличима от узбечки и совсем не говорит ни по-русски, ни по-украински, даже стесняется вопросов о своем славянском происхождении.

Впрочем, если супруги живут не в селе, а в городе или там, где значительна доля русского населения, события могут развиваться иначе. Особенно хорошо, если молодым есть где поселиться отдельно. Иногда в этих случаях они даже не соблюдают в должной мере среднеазиатских норм и обычаев. Про таких супругов говорят, что они "живут по-русски" или что "жена преобладает". Как правило, либо муж, либо оба супруга в таких семьях имеют образование и нерядовое социальное положение. Чаще так живут в тех семьях, где жена - местная уроженка. Тем не менее семей такого типа единицы, а иногда молодые пары, чтобы избежать влияния на свою жизнь родственников мужа, вынуждены уехать из родных мест.

По мнению русских информаторов, в таких "правильных" семьях между супругами складываются нормальные отношения. На самом деле исследования показывают: муж - мусульманин часто испытывает в таком браке серьезнейший психологический дискомфорт!

Именно поэтому некоторые смешанные пары из числа тех, с кем я разговаривала, по несколько раз пробовали вернуться в большую семью - будь то по настоянию родственников мужа или по собственному желанию. Однако обычно такие попытки оказывались неудачными. В результате подобная семья окончательно обосновывалась где-нибудь в большом городе или за пределами республики, а иногда распадалась.

Характерен рассказ Зои Ивановны - украинки, жительницы села Куршаб Ошской обл. (Киргизия). Почти тридцать лет она прожила в Узгене, будучи замужем за узбеком, медиком по профессии. Работала официанткой. Узбекские традиции и родственные связи не слишком довлели над ее мужем, поскольку он был сиротой. По словам Зои Ивановны, они жили "по-русски", имели пятерых детей, дома разговаривали и по-русски, и по-узбекски. Детей не крестили, но и не делали обрезание по мусульманскому обычаю - хотя муж очень этого хотел, отец Зои Ивановны строго запретил.

Постепенно муж стал сильно пить, начались скандалы. Однажды он бросился на жену с ножом, ранил ее и покончил с собой. Впоследствии Зоя Ивановна сошлась с русским старожилом из Куршаба; узбеки, родственники и знакомые ее первого мужа, обижаются, что она "живет с русским".

Обычно в смешанных семьях у супругов, которые выросли в разных, далеких друг от друга социокультурных традициях, возникают огромные трудности. Это вызвано сильными расхождениями в стереотипных взглядах на семью, ее бытовое устройство, нормы поведения ее членов.

Даже если супругам удается найти компромисс, общественное мнение воспринимает это как "преобладание жены", "жизнь по-русски". Муж лишь в исключительных случаях оказывается способен переступить через всеобщее осуждение и сложившиеся стереотипы. Но в то же время и жене, если она попытается соблюдать принятые среди местного населения правила, придется практически полностью сменить культурную ориентацию. На это психологически способна далеко не каждая женщина и далеко не всегда с этим согласятся ее родители или родственники.

Наверное, русские старожилы оттого и относятся отрицательно к смешанным бракам. Это неудивительно - жизнь предлагает им слишком мало положительных примеров.

Узбекистан - страна с многовековой историей, расположенная в самом сердце Великого шёлкового пути. Некоторые города Узбекистана имеют возраст более 2 тысяч лет, на его территории некогда процветали древние государства. Нынешний суверенный Узбекистан - наследник Узбекской ССР, которая считалась одной из наиболее развитых республик в составе Советского Союза. 31 августа 1991 года Узбекистан объявил о своём суверенитете. Сегодняшняя жизнь этой страны мало чем напоминает советское прошлое. Республика входит в состав СНГ. Внешняя политика государства направлена на повышение его международного престижа и укрепление межрегиональных связей. Правительство страны официально объявило о своём нейтралитете и отказе от вхождения в военно-политические блоки.

Узбекистан вчера и сегодня

К моменту присоединения территории современного Узбекистана к Российской империи, которое состоялось во второй половине XIX века, в его границах существовало три самостоятельных государства: Кокандское и Хивинское ханства, а также Бухарский эмират. Вхождение ханств в состав империи прошло мирно, армия же Бухары была разбита русскими войсками. После революции 1917 года узбеки оказали яростное сопротивление советской власти, которое было окончательно подавлено только в 30-е годы XX века.

Участников партизанского движения называли басмачами.

За период нахождения в составе СССР Узбекистан из отсталой колониальной территории превратился в современную индустриальную и аграрную страну.

В Узбекистане, как и в любой другой республике постсоветского пространства, ещё видны следы советской системы. Они чувствуются в менталитете узбеков, их можно увидеть в действиях и отношении чиновников, в повседневном поведении людей. Гостя, впервые ступившего на узбекскую землю, охватывает ощущение, что машина времени - это не фантастика. Узбекистан развивается непропорционально. Сфера услуг значительно отстаёт от остальных отраслей экономики, требует дальнейшего самоутверждения частный бизнес. Значительную часть экономики составляет государственный сектор. Основные реформы в культурной жизни направлены на принятие и следование исламским традициям.

Географические и климатические особенности

По территории (447 400 кв. км) Узбекистан занимает 56 место среди стран мира. 5% площади принадлежит водной поверхности Аральского моря. Климат резко континентальный, засушливый, с большим перепадом суточных температур.

Основные города расположены в долинах крупных рек. Сам же Узбекистан находится в самом сердце Средней Азии. Он граничит с Киргизстаном, Казахстаном, Туркменистаном, Афганистаном и Таджикистаном. Государство хорошо и гармонично интегрировано в экономику и политику региона. Экологическая чистота находится на должном уровне, поскольку в стране нет множества работающих промышленных предприятий.

В 2016 году в стране проживали 31 млн 807 тысяч человек. Плотность населения составила почти 76 человек на квадратный километр. Узбекистан по численности населения занимает 41 место в мире. Уровень урбанизации слегка превышает 50%.

Основными городами страны являются её столица Ташкент (2 млн 352 тыс. жителей), Самарканд (510 тыс.), Наманган (476 тыс.), Андижан (403 тыс.). В 2009 году в стране была проведена административная реформа, которая перевела в разряд городов почти тысячу больших населённых пунктов сельского типа. В результате уровень урбанизации резко вырос с 35 до 50%.

По количеству населения Республика Узбекистан стала третьей в составе СНГ. Больше жителей только в Российской Федерации и Украине.

Средняя продолжительность жизни

В стране высокий уровень рождаемости, много молодёжи. Прирост населения - 2,2% в год. Средняя продолжительность жизни составляет 72,9 года. Мужчины живут 70,6 лет, женщины - 75,1 лет. Последняя перепись населения проводилась в далёком 1989 году.

Какие национальности живут в Узбекистане

Национальный состав и численность определяются периодическими оценками ООН и правительства Узбекистана. Последние данные свидетельствуют о том, что в стране проживают представители более 25 основных национальностей. 82% населения составляют этнические узбеки, 4,8% принадлежит таджикам, на третьем месте расположились русские - 2,6%, на четвёртом - киргизы с 1,4%. Количество этнических украинцев в республике оценивается в 105 тысяч человек, а белорусов - в 20 тысяч. Меньшие по численности нации - татары, каракалпаки, таджики и т.д. Данные цифры являются приблизительными, точность - в пределах статистической погрешности.

Религия, язык и традиции узбеков

93% населения исповедует ислам. Он признан официальной религией страны. Преобладает суннитское направление, шиитов не более 1%. Православные составляют 4%, католики - 3%. Конституция Узбекистана объявляет его светским государством. Ислам всё же, как и в любой мусульманской стране, существенно влияет на все сферы жизни узбекского общества. В Узбекистане насчитывается 2050 мечетей, медресе и исламских центров.

Для сравнения - в 1980 году в Узбекской ССР было только 89 мечетей.

Духовной столицей узбеков считается древний Самарканд. В стране 175 православных храмов. Конфликтов на религиозной почве практически не возникает, отношения мусульман и христиан характеризуются терпимостью. Значительную часть верующих мусульман составляет узбекская молодёжь, посещаемость мечетей очень высокая.

Государственным языком страны является узбекский . Широко распространён в Узбекистане русский язык, который считается вторым по значимости. На нём разговаривает большая часть населения, особенно городского. Несмотря на то что русский не имеет официального статуса, на нём ведётся большой процент документооборота. Практически вся документация дублируется на русском. Множество телепередач, радиопрограмм, печатных изданий можно смотреть, слушать и читать на русском.

Почти всё старшее поколение знает русский язык. Молодёжь тоже знает немного, но вряд ли будет разговаривать на нём. То есть, если нужно что-то узнать у прохожего, лучше спрашивать у того, кто постарше.

В школе изучение русского языка является обязательным с первого класса. На территории страны действуют 848 школ, в которых русский язык является основным языком преподавания. Некоторые вузы также проводят обучение на нём. С первого класса в школах введено обязательное изучение английского.

В автономной республике Каракалпакстан официальным языком считается каракалпакский.

Семья и отношение к женщинам

Узбекские традиции древние, их начало положено в глубине веков, в процветающей Бухаре, знойном Самарканде, таинственной Хиве.

В узбекском обществе доминирует мужчина, в сельской местности женщинам до сих пор запрещено появляться на людях с открытым лицом, но эта традиция сегодня действует далеко не во всех регионах страны.

Узбекские семьи, как правило, многодетны. Считается нормой, если в семье пять, а то и десять детей. Ислам разрешает мужчине иметь до четырёх жён. Национальные традиции и обычаи ревностно оберегаются и соблюдаются, особенно в провинции. Многое определяют законы шариата.

Подавляющее большинство узбеков - гостеприимные и дружелюбные люди. Здесь всегда радушно принимают гостей, это одна из национальных традиций. Граждане Республики Узбекистан любят и гордятся своей страной, они искренне патриотичны. Поэтому, приехав в Узбекистан, ни в коем случае не надо оскорблять национальное достоинство узбеков.

Города страны более современны, сегодняшних узбеков никак нельзя уличить ни в технической, ни в культурной отсталости. Наиболее космополитные города Узбекистана (Ташкент, Андижан) могут похвастаться даже присутствием женщин в бизнесе. Также их немало в сфере образования и культуры. Узбеки намного более раскованы и современны в отношении к женщине, чем их соседи в Таджикистане или Афганистане.

Русские в Узбекистане

Русские начали приезжать в страну в конце позапрошлого века. В советское время миграция усилилась: поднимать экономику, здравоохранение, народное образование среднеазиатской республики ехали многие. Значительную часть осевших на узбекской земле этнических русских составляли военнослужащие, получавшие жильё после отставки, а также члены их семей.

С выходом республики из состава Советского Союза ситуация изменилась кардинально. Многие этнические русские уезжали из суверенного Узбекистана, поскольку обострились межэтнические проблемы, нависла угроза исламизации, а в среднеазиатском регионе создалась взрывоопасная обстановка. На протяжении десятилетий после распада Союза положение русских в Узбекистане особой радости не вызывает. С конца 80-х территорию покинули сотни тысяч представителей русского народа. Примерное их количество в республике сегодня составляет около одного миллиона человек. В целом ситуация с межэтническими отношениями сейчас выглядит вполне приемлемо, несмотря на отдельные проявления национализма узбекскими радикалами.

Этнический состав населения страны значительно изменился со времён распада СССР. Кроме русских, Узбекистан покинуло большое количество украинцев, немцев, турок-месхетинцев и евреев. В конце 80-х годов до крайности обострились противоречия узбеков и турок-месхетинцев, что привело к кровопролитию.

Для жизни в Узбекистане необходимо знать и соблюдать обычаи страны. Нельзя сказать, что человек со славянской внешностью воспринимается местными жителями враждебно. Скорее, они пристально следят за ним и его поведением и уважением к местному менталитету и традициям.

Полноценная интеграция в узбекское общество для иммигранта из России и других славянских стран, скорее всего, невозможна. Оно закрыто и консервативно. Несмотря на то что религиозные конфликты в стране практически отсутствуют, к православным относятся несколько настороженно.

Видео: как сейчас живётся русским в Узбекистане

Экономический базис современного Узбекистана создан в советский период. Сельское хозяйство ориентировано на выращивание хлопка и зерновых. По объёмам экспорта хлопка страна занимает третье место в мире, а по производству - шестое. Доля сельского хозяйства в ВВП составляет 17%. Кроме хлопка и пшеницы, на полях страны выращиваются овощи, бахчевые культуры. Около 95% сельскохозяйственной продукции производится дехканами (фермерами).

Узбекистан занял 11 место в мировом рейтинге экспортёров газа, пятое - по добыче урана, а общие запасы золота в узбекских недрах ставят его на четвёртое место в мире . Доля промышленного производства в ВВП составила 24%, более 50% занимает сфера услуг. В стране активно ведётся разведка и дальнейшая разработка месторождений полезных ископаемых, они составляют значительную часть экспорта.

Так, запасы нефти в узбекской земле оцениваются специалистами в 5 млрд тонн, газа - более 5 трлн кубометров.

Также недра страны содержат большие запасы угля. Через территорию Узбекистана проходит важный газопровод из Средней Азии в КНР. Основную часть промышленности страны составляет хлопчатобумажное производство, пищевые и машиностроительные предприятия, чёрная металлургия.

Повседневная жизнь в современном Узбекистане

Жизнь в стране постепенно улучшается. Экономический рост стабилен и составляет около 7% в год. Соответственно, появляются новые рабочие места и возможность для развития бизнеса. Власть постоянно привлекает зарубежные инвестиции, заключая соглашения на правительственном уровне. Но иностранцу, не имеющему связей в высших кругах, открыть свой бизнес бывает непросто.

Стоит отметить, что официальные правительственные заявления резко контрастируют с отзывами обычных жителей страны. Узбекистан - государство с авторитарным правлением.

В последние годы проведена реформа, в результате которой налоги в республике существенно снижены. К примеру, налог на прибыль сегодня составляет 7,5%, а для маленьких коммерческих предприятий была снижена ставка единого соцплатежа (с 28 до 15%).

Затраты бюджета на образование составляют 6%, а на здравоохранение - 11,5%.

Среднее образование обязательно и бесплатно. Деньги с родителей школьников взимаются только за пользование учебниками. Система высшего образования хорошо развита, она двухуровневая. В стране семь госуниверситетов, большинство молодых специалистов имеют дипломы об окончании узбекских вузов. С 2004 года заочное обучение отменено.

Национальной валютой Узбекистана является сум. Один доллар США равен 3 250 сумам по официальному курсу. На чёрном рынке курс несравнимо выше. За доллар тут просят около 6 100 сумов. Валюту физлицам можно покупать только по безналичному расчёту. Максимальная сумма покупаемой валюты не может превышать 2 тыс. долларов и требует подачи заявки в банк. Она выполняется в течение двух-трёх месяцев. Покупка авиабилетов производится только за валюту. Как правило, наличную. Поэтому чёрный рынок валюты процветает.

Видео: отзыв о жизни в Ташкенте

Уровень жизни среднестатистического жителя Узбекистана сегодня нельзя назвать высоким. Можно наблюдать существенную разницу между городом, особенно крупным, и провинцией. По уровню жизни Республика Узбекистан занимает 138-е место в мире из 193-х. На каждого гражданина приходится 2 090 долларов ВВП.

Зарплата в республике значительно ниже, чем в экономически процветающих странах. Ежегодно пересматривается размер минимальной заработной платы в сторону увеличения. Так, в октябре 2016 года она была поднята на 15%, были также увеличены соцвыплаты. Минимальная зарплата в Узбекистане составляет 149 775 сумов в месяц (46 долларов по официальному курсу).

Самые популярные сейчас среди русской молодёжи в Ташкенте специальности - официант, ди-джей, парикмахер, косметолог, а также компьютерный дизайнер, оператор или системный администратор. В этих сферах деятельности у нас, пусть кустарные, но реальные, приобретённые на практике навыки востребованы пока ещё без жёсткой связи с высшим или специальным образованием. И молодёжь зачастую стремится в первую очередь занять любую подвернувшуюся «свободную нишу», а уж потом думать об образовании, перспективах профессионального и карьерного роста. Надо признать, что этому они бессознательно научились, глядя на нас. Точнее - на ту часть старшего поколения русских, для которой способность адаптироваться к окружающим данностям и смирять свои амбиции стала чуть ли не главной чертой характера.

Иностранцу, приехавшему из развитой западноевропейской страны, цены в Узбекистане покажутся просто смешными. Но коренным жителям вовсе не до смеха. Виной тому низкие доходы.

Квадратный метр жилья в новостройке спального района Ташкента обойдётся покупателю примерно в 600 долларов, тот же метр в центре будет стоить уже 1060. Аренда однокомнатной квартиры в спальном районе - 180 долларов, подобной квартиры в центре - 220 долларов.

Продукты нельзя назвать дешёвыми. К примеру, килограмм картофеля стоит 50 центов, килограмм риса - 1,85 доллара, десяток яиц - полтора доллара, буханка хлеба - 26 центов, литр молока - 1,83 доллара. Пачка сигарет - примерно 80 центов, бутылка водки - около 3 долларов. Цены на продукты питания приблизительно одинаковы по всей стране.

На восточном базаре принято торговаться. Если покупатель этого не делает, то его не воспринимают всерьёз. В торгующемся, наоборот, видят достойного человека. На рынке можно снизить цену вдвое, а то и втрое. Это правило справедливо для любого восточного базара.

Видео: сколько стоят продукты в Ташкенте

Минимальная пенсия в стране - 292 940 сумов (немногим более 90 долларов). При отсутствии необходимого стажа она составит 179 755 сумов, а инвалиды с детства получают 292 730 сумов ежемесячно. Мужчины выходят на заслуженный отдых при достижении 60 лет и стаже в 25 лет, а женщины - в 55 лет (при трудовом стаже в 20 лет).

Где лучше живётся обычным людям

На доходы жителей определённой местности напрямую влияет степень её развития. В Ташкенте традиционно самые высокие доходы. Здесь считается средней зарплата в 300 долларов, в Самарканде эта цифра несколько ниже - 250 долларов, а в Андижане рейтинговым будет считаться доход в 200 долларов. Город Шават станет несколько более перспективным - его жители зарабатывают в среднем 255 долларов. Наименьшая средняя зарплата в городе Ургенч - только 147 долларов. Многое зависит от профессии человека. Высокие (для Узбекистана) зарплаты у работников нефтегазодобывающих предприятий, в геологоразведке, в финансовой сфере. В стране на сегодняшний день функционируют отделения 26 различных банков.

Наиболее дорогим городом считается Шават, за ним следует Ташкент.

Человеку с образованием, востребованному на рынке труда, легче жить в крупных городах. Здесь у него есть перспектива найти относительно высокооплачиваемую работу в инновационной компании, банковской сфере и т. д. В городе придётся больше тратить на жизнь. Но и перспектив тоже гораздо больше. Значительный интерес может представлять работа в области добычи нефти и газа в регионах. Наибольшие зарплаты в стране можно наблюдать именно здесь. Востребованы иностранные специалисты, которые могут найти себе работу в этом секторе экономики за неплохие деньги.

Уровень жизни в сельской местности значительно ниже. Правительство страны взяло курс на развитие фермерских хозяйств. Среди них большинство мелких, но есть и средние, и очень крупные. Фермерство (дехканство) присуще узбекскому менталитету испокон веков. Именно поэтому население оказывало яростное сопротивлению советской коллективизации. И сегодня в Узбекистане относительно мало крупных сельхозпроизводителей, основная часть продукции выращивается мелкими.

Доход среднестатистического жителя удалённого аула эквивалентен минимальной заработной плате в стране. Фермеры считаются привилегированной кастой, их доход прямо пропорционален количеству труда, вложенного в землю и качеству урожая. Наиболее развито сельхозпроизводство в плодородных районах рек - Амударьи и Сырдарьи. Они испокон веков были основой сельского хозяйства региона, в котором расположен нынешний Узбекистан. Доход владельца небольшого фермерского хозяйства равен 200 долларам ежемесячно. Эта сумма условная, поскольку основную прибыль земледельцы получают во время сбора урожая.

Необходимо отметить, что узбекское законодательство не допускает возможности двойного гражданства. Если гражданин Узбекистана получает паспорт другой страны, то его вполне могут лишить узбекского гражданства.

Билет в городском автобусе будет стоить около 40 центов. Цена на проезд в такси сильно варьируется в зависимости от региона, а также от того, представляет ли таксист фирму, или работает на частном извозе. В последнем случае стоимость будет значительно выше. Средняя цена проезда на такси в Ташкенте равняется приблизительно 30–40 центам за один километр. Но с неопытного иностранца местные бомбилы вполне могут содрать и доллар.

В стране сильнейший дефицит валюты. Поэтому приехав в Узбекистан, следует помнить, что ни одна из услуг в стране, за исключением авиабилетов, не продаётся ни за доллары, ни за евро. При въезде - выезде следует строго контролировать количество валюты, поскольку вывозимая сумма должна быть меньше ввозимой. Обмен лучше производить в официальных обменниках, хотя нелегальные скупщики могут дать намного больше. С последними лучше не связываться, поскольку чёрный рынок валюты крайне криминализирован.

Цена поездки на автобусе или поезде по междугородному маршруту напрямую зависит от комфортабельности транспортного средства и расстояния. Стоимость проезда ста километров на междугородном автобусе обойдётся примерно в восемь долларов. Транспортная сеть в Узбекистане хорошо развита. Центральные дороги страны отличаются хорошим покрытием, чего нельзя сказать о второстепенных. В постройке магистралей принимали активное участие китайские компании.

Цена бензина марки А-95 на заправках Ташкента составляет около 4 тыс. сумов. Несмотря на то что Узбекистан добывает и перерабатывает собственную нефть, в стране наблюдается заметный дефицит топлива.

До октября 2016 года процветал топливный бизнес, когда бензин марки А-80 продавался в отдалённых регионах по двойной цене, по сравнению с автозаправками Ташкента. Президент Ислам Каримов своим указом ввёл одинаковые для всей страны цены на горючее. Также по всем телеканалам, по радио и в прессе гражданам сообщили телефон доверия, по которому последние обязаны сообщать о незаконных сделках с топливом, завышении цен на автозаправочных станциях, а также перепродаже частными лицами. Кстати, стоимость бензина растёт в республике из года в год примерно на 10%.

Перспективы страны: взгляд в будущее

За последние 15 лет экономика Республики Узбекистан увеличилась в четыре раза. ВВП страны составляет сегодня более 55 млрд долларов. Экономисты прогнозируют дальнейший рост, к 2035 году ВВП может достигнуть минимум 128 млрд долларов. Значит, и жизнь простых людей улучшится. Основными направлениями роста станет дальнейшее увеличение объёмов добычи полезных ископаемых, особенно нефти и газа. Также предполагается значительный рост сельскохозяйственного производства. Узбекистан уже сегодня заявляет о лидерстве на мировом рынке сельхозпродукции в экспорте слив, яблок и бахчевых культур.

Некоторыми аналитиками Узбекистан рассматривается как потенциальный экономический и политический лидер среднеазиатского региона, который вскоре обгонит по многим показателям Казахстан.

Что нужно знать про мужчин и жизнь в Узбекистане

Если вы безумно влюблены в мужчину узбека и согласны на все, чтобы быть с ним вместе, вам однозначно стоит прочитать эту статью, написанную русской женщиной, вышедшей замуж за узбека 6 лет назад, специально для сайта intdate.ru.

Узбекистан расположен в самом сердце Средней Азии, и именно через него когда-то проходил Великий шелковый путь. Обычно россияне и жители других стран представляют нашу страну как очень отсталое государство, в котором жители ездят на ишаках, носят только национальные одежды и живут в глиняных домиках.

И нередко приехавшие в страну удивляются, что здесь все по-другому, правда, это касается преимущественно Ташкента и Ташкентской области. Действительно, столичный регион совсем другой, гораздо более современный и терпимый, например, к шортикам и топикам, которые любят носить девушки.

Что касается областей – там вообще девушки одни на улицу редко выходят, без сопровождения родственников-мужчин, не говоря уже об открытой одежде. Вообще лиц европейских национальностей становится все меньше – многие уезжают на ПМЖ в Россию, Казахстан, США и т.д., так что коренное население заметно преобладает.

Что касается национального состава страны – более 80% жителей составляют узбеки, затем идут русские, таджики, казахи, каракалпаки, татары, корейцы, киргизы и пр., но сразу скажу – русских за пределами Ташкентской области можно по пальцам пересчитать, там живут в основном коренные узбеки, а если случайно встретятся представители других национальностей, они обычно говорят на государственном языке как на родном.

Теперь о климате. Действительно, погода и климат в Узбекистане благодатные, правда, летом очень жарко, но достаточно сухо (низкая влажность), так что 40 градусов мало кого пугают. Осень и весна прекрасны – осень теплая, до самого декабря можно одевать легкую ветровку, дожди редко бывают холодными и продолжительными.

Весна – самое восхитительное время года, она начинается в конце февраля и уже в середине мая переходит в лето. Все цветет, благоухает, легкий ветерок, ласковое солнышко, дожди бывают редко и очень теплые, ласковые. Но самая красивая весна в горах! Отроги Тянь-Шаньского хребта великолепны – туда каждое лето на выходные выбираются отдохнуть многие жители столичного региона, а весной там цветут маки, тюльпаны, да и сами горы напоминают Швейцарию.

Если вы познакомились с мужчиной узбеком, и он вас очаровал с первого взгляда (кстати, у современных образованных парней отлично получается охмурять россиянок), стоит для начала узнать, где он родился и вырос. Обычно с парнями из областей лучше не связываться – там слишком силен восточный менталитет, который рано или поздно даст о себе знать, даже если молодой человек очень европеизирован и легко общается на русском языке.

В то же время ташкентские мужчины считаются более скупыми, расчетливыми, хотя везде есть исключения.

Тем не менее, жизнь в столице, пусть даже Узбекистана – наиболее приемлемый вариант для девушки-россиянки, решившей связать свою жизнь с узбеком. Дело в том, что жизнь в Узбекистане и жизнь в Ташкенте – это две разные вещи. В столице вы встретите достаточно много представителей нацменьшинств, в том числе русских, здесь есть парки, театры, выставочные залы и галереи, да и развлечений, по сравнению с регионами, в разы больше.