Рождество Христово: даты, история, традиции. Празднование Рождества Христова

Рождественская ель с горящей звездой и подарками, вертеп возле храма, сочиво на столе, колядки и песни – это уже давно стало традицией празднования Рождества.
Но откуда они взялись? И вообще, как давно христиане празднуют Рождество Христово?
Как ни странно, но первые столетия христиане Рождество не праздновали. И поэтому даже не сохранили в памяти день, когда родился Христос. Это было связано с тем, что традиция праздновать день рождения пришла к нам из язычества, а первые христиане ничего не хотели иметь общего с языческой культурой. Но это вовсе не значит, что пришествие в мир Спасителя никак не отмечалось в Древней Церкви. Каждый год, 6 января, христиане праздновали Богоявление – праздник явления в мир Бога-Сына. В этот праздник вспоминались Рождение Христа, Его выход на проповедь, и его первое чудо на свадьбе в Кане Галилейской. В 4-м веке праздник перенесли на 25 декабря. Это связано с тем, что в этот день вся языческая Римская империя праздновала праздник бога Митры – День Непобедимого Солнца. И христиане противопоставили этому идолу свое Непобедимое Солнце – Спасителя мира Иисуса Христа. С тех пор мы и празднуем Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю).
Теперь немного расскажем, откуда пошли рождественские традиции.
Всем известно, что день накануне Рождества называется сочельник. Это название он получил от одного постного блюда – сочива. Сочиво – это обваренные зерна пшеницы, иногда риса, смешанные с мёдом и с орехами. Это блюдо едят в день накануне Рождества так как, в этот день хоть и продолжается строгий пост, но уже наступает праздник Рождества. Поэтому и церковный устав назначает в этот день это невероятно вкусное, но все же еще постное блюдо.
С сочельником связана еще одна древняя народная традиция – не есть до первой звезды. Корни этой традиции восходят к древним христианам, для которых время поста заключалось не только в воздержании о мясного и молочного, но и в уменьшении количества приемом пищи в день. В дни строгого поста предписывалось есть один раз в день, и чем строже пост, тем позднее. Поэтому в сочельник, в день строгого поста пред великим праздником, осталась благочестивая традиция есть сочиво уже вечером, а весь день проводить в молитве и подготовке себя к празднику.
Еще один незаменимый атрибут Рождества – празднично украшенная ель. Эта традиция пришла к нам очень давно из Германии. Святой Вонифатий, просветитель всех немцев, проповедуя Слово Божие и желая показать язычникам бессилие их богов, срубил священный дуб – дерево посвященное языческому богу Одину. И из пня этого дерева вскоре выросла красивая пихта. На что святой Вонифатий указал, что «пихта христианства выросла на корнях срубленного дуба язычества». С тех пор германцы вспоминая это чудо, каждое Рождество украшали пихту или ель. И именно оттуда, при царе-реформаторе Петре Петровом, рождественская ель пришла в Россию.
Замечательную традицию дарить подарки подарил миру великий святой – святитель Николай Чудотворец. Священное Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел: узнав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается продать своих дочерей в рабство, ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всю семью от голода, позора и духовной гибели. И христиане, помня этот эпизод их жития святого, старались накануне Рождества оказать помощь тем, кто в ней нуждался. Оттуда-то и пошел обычай дарить подарки на Рождество
Существуют еще две красивые Рождественские традиции – возле храмов устанавливать вертепы и петь колядки. Вертеп – это символическая «пещера», в которую помещается или скульптурное или иконографическое изображение Рождества Христова. А колядки – это специальные песнопения, прославляющие Рождение Спасителя. Эти две традиции берут свое начало от славянского развлечения – вертепного театра.
Вертепный театр – это кукольная постановка. Сцена в этой постановке была разделена на два этажа. На верхнем этаже была установлена та самая рождественская пещера с изображением событий Рождества. А на нижнем этаже с помощью кукол показывались сцены прихода пастухов к пещере, волхвов к царю Ироду, повеление Ирода перебить младенцев и т. д. Все эти постановки перемежались песнопениями прославляющими Рождение Христа. Вот оттуда и пошли наши традиции установки вертепов и пения колядок.
На самом деле рождественских традиций гораздо больше, мы коснулись только самых известных. Но все мы должны знать, что эти традиции всего лишь только дополнения, хоть интересные и веселые к самому главному – к дивной Рождественской службе, через которую мы прославляем Непобедимое Солнце Правды – Христа Бога, который ради нас и нашего спасения стал человеком.

У католиков оно отмечается 25 декабря, у православных - 7 января (по новому стилю). Согласно библейской легенде, именно в ночь с 6 на 7 января в Вифлееме у непорочно зачавшей Девы Марии родился сын Иисус. Рождество Христово - праздник не светский, международный, межнациональный. Христианская религия - одна из самых распространенных на Земле. Сегодня чуть больше четверти населения всего является христианами, потому смело можно сказать, что Рождество отмечается повсеместно, на всех континентах.

Согласно небиблейским источникам, история Рождества начинается в 4 веке н.э. и никак не связана с истинным рождением человека-бога. В древности точная дата являлась предметом спора многих церковных авторов. До сегодняшних дней дошли тексты греческого теолога Климента Александрийского (150-215 г. г.), в которых указана настоящая дата рождения Христа, и это отнюдь не 25 декабря. Согласно произведению богослова, Иисус Христос появился на свет 20 мая. Появление связано с Римской католической церковью. Выбор даты его празднования, как считают многие историки, не случаен. Во времена язычества 25 декабря отмечался праздник Рождения Солнца Непобедимого, связанный с увеличением после зимнего солнцестояния. Католическая церковь привнесла в празднование дня Рождения Солнца новый смысл. Отныне рождение Солнца и рождение Христа стали практически синонимами. С течением времени и с распространением христианства о первом вообще забыли.

В городе трех религий - Иерусалиме, на Кипре и в Александрии вплоть до 6 века Рождество Христово праздновалось одновременно с еще одним важным христианским праздником - Крещения Господня (6 января). Сегодня эта традиция сохранилась лишь на территории Армении.

На протяжении последних ста лет историками и учеными найдено множество артефактов, свидетельствующих о том, что праздник Рождества был одинаково высокопочитаем на территории разных стран, в которых преобладало христианство. Это и храм, возведенный в честь рождения Христа на месте Вифлеемской пещеры по приказу царицы Елены, это и поучения богословов 4 века, написанные именно в Святой день, это и заметки о повсеместном праздновании Рождества в

Древняя Церковь почитала Рождество Христово наряду с Пасхой. В храмах всех христианских стран мира в этот день совершалось великое празднество, которому предшествовал сорокадневный Рождественский пост. Канун Рождества (день перед праздником) носил название Сочельника и предполагал строжайший пост. В этот день года всем христианам разрешалось питаться лишь размоченными в воде хлебными зернами. В рождественскую ночь в церквях и храмах совершались песнопения и служения трех месс (ночью, утром и днем). Последние получили название Ангельской, Пастырской и Царской.

Современные рождественские праздники отмечаются несколько иначе. Сегодня Рождество - это, прежде всего, семейный праздник, предшествующий началу нового года (либо как в нашей стране, завершающий его празднование), связанный с получением подарков и поздравлений от близких. В России святая рождественская ночь наступает с 6 на 7 января. В это время во всех православных храмах страны идут праздничные богослужения. Во многих странах мира Рождество является синонимом благотворительности. В европейских городах в дни рождественских каникул открываются столовые для малоимущих граждан, в крупных торговых центрах проводятся дни праздничных распродаж. В последние десятилетия особо популярными стали рождественские пожертвования в различные благотворительные фонды.

Рождество - праздник добра, мира и всепрощения. Именно в этот день мы все становимся немного детьми, независимо от того, верим в Бога или нет, и ждем какого-нибудь чуда. А чудеса, как известно, случаются только с теми, кто в них действительно верит.

Праздник Рождества занимает важное место в нашем обществе. Богослужебный устав и церковный календарь подчеркивают особое значение этого праздника тем, что его предваряет продолжительный пост, непосредственно перед праздником становящийся особенно строгим. Так, по церковному уставу, со 2 января (по новому стилю) постящимся не разрешается есть рыбу. Наконец, день самого строгого поста - канун праздника Рождества Христова, именуемый Рождественским сочельником. Есть обычай, в знак ожидания духовного торжества рождественской ночи, не есть в этот день пищу до сумерек, до появления на небе первой звезды, напоминающей о звезде Вифлеемской, приведшей некогда волхвов и пастухов к колыбели Иисуса.

ОТКУДА ПОШЛО РОЖДЕСТВО?
Интересно, однако, что при всем значении и исключительности праздника Рождества отмечать его в Христианской Церкви начали не сразу. Само событие Рождества Христова почиталось христианами всегда, но праздником, как и его дата, стало постепенно. Первоначально рождество не праздновалось отдельно вообще, а затем празднование стало совершаться в один день с Крещением Господним (ныне отмечаемым в Православной Церкви 6 января по старому и 19 января по новому стилю).
Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской Церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. В одном римском календаре, составленном не позднее 354 года, под 25 декабря уже показано. Можно и догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме.

Языческий римский культ с особенною торжественностью чествовал зимний солнцеворот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутительным, именно в конце декабря. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. И после победы язычества над христианством праздник этот с особенным блеском совершался в Риме, по крайней мере, так совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству). Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника, и перенесли в Рим с 6 января на этот день воспоминание Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца". Примеру Римской Церкви последовали и Церкви христианского Востока. Уже святитель Иоанн Златоуст (IV век) определенно говорит о 25 декабря (по старому стилю) как о всем известной дате празднования Рождества Христова.

На Руси этот праздник начали отмечать в Х веке. Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и разгул - святки.

С песнями ходили по домам, устраивали хороводы и пляски, рядились медведями, свиньями и разной нечистью, пугали детей и девушек и гадали. И, конечно же, отдавали дань "зеленому змию". Для пущей убедительности делали из различных материалов страшные маски. Кстати, с XVI века святочные маски стали официально называться харями и рожами.

В деревнях святки отмечали всем миром, переходя из хаты в хату. Но и в городах рождественские гулянья славились размахом. Простой люд веселился на площадях, где устанавливали балаганчики, карусели, рынки, чайные и водочные палатки. Люди побогаче засиживались допоздна в ресторанах и кабаках. Купцы катались на тройках. Знатные вельможи устраивали балы.

ВСТРЕЧА РОЖДЕСТВА
Что подавать на стол? Поскольку 7 января заканчивается пост, то и разговеться следует с размахом. На рождественском столе непременно в изобилии должны быть мясо, рыба, вино и сладости. Традиционные блюда к этому празднику - холодец, пельмени, запеченный поросенок с хреном, щи из кислой капусты, пирожки с мясом, рисом или повидлом. Перед торжественным обедом раньше подавали "жирную кутью" - рассыпчатую рисовую или пшеничную кашу с изюмом и медом, политую растопленным сливочным маслом.

Что дарить? В первую очередь внимание. Особенно пожилым родственникам. А вообще традиционно на Рождество подносили съедобные подарки: годятся и самодельные конфеты, и баночки с вареньями-соленьями, и торты. Из несъедобного подойдут любые игрушки и сувениры, зимние аксессуары вроде варежек или шарфов и другие мелочи.

Как наряжаться? Говорят, что в рождественскую ночь надо обязательно надеть что-то новенькое, а если такового нет, то хотя бы один предмет белого цвета. Кроме того, известно, что сразу после Рождества наступают Святки, когда можно наряжаться во всякие карнавальные костюмы.

Чем заниматься? До первой звезды - сидеть в тишине и думать. Потом надо сесть за стол, выпить-закусить и по-хорошему идти на улицу - петь песни, играть в снежки и кататься на санках. Приветствуются огненные забавы типа салютов и фейерверков и обход соседей с целью позвать повеселиться вместе.

В наши дни принято наименование «Рожество » (без буквы «д»). В старопечатных книгах начало праздничного тропаря читается так:

Р жcтво твоE хrтE б9е нaшъ

В то же время, в современном русском языке и послераскольной (никонианской) церкви добавился звук д и стало общеупотребительным название «Рождество ». Приводим комментарии старообрядческих священников по этому вопросу:

Поясняет иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Ростове-на-Дону:

Рожество - церковно-славянская традиция написания этого слова. Среди старообрядцев есть определенная тенденция сохранять именно такую транскрипцию. Хотя она и необязательна. Соединенные, чередующиеся, сдвоенные согласные в корне слова - это влияние западно-славянской традиции.

Комментирует иерей , настоятель старообрядческого храма в г. Калуге:

Слово «Рожество » пишется под титлой, как и другие сакральные слова (Бог, Господь, Богородица и др.). На богослужении мы произносим его так, как написано в книгах и как принято в древнерусской традиции, без «д». В то же время «д» мы произносим во многих других случаях: «Девая днесь Пресущественнаго ражд ает…», «Исусу рожд ьшуся в Вифлееме Июдейстем…», «От Девы ражд ается…» и т.п.

Интересно, что «д» в церковно-славянском языке произносится иногда там, где в современном русском языке его нет. В каноне Благовещению читаем слова, вложенные в уста Богородицы: «Како рожд у Сына?». Помимо «Рожества» можно привести примеры иных слов с сочетанием букв «жд» (утверждение, надежда, прежде, осуждение). В богослужебных книгах можно встретить их написание по-разному: и с буквой «д» и без нее. Мы читаем так, как написано в книге. Итак, мы смело можем поздравлять людей с Рожд еством Христовым, а на молитве произносить «Рожество» согласно древнерусской традиции. Новообрядцы же совсем отказались от этой архаичной фонетической формы, равно как и изменили произнесение многих других слов (Предтеча вместо Предотеча, Николай вместо Никола и т.д.)».

В этой и других статьях нашего сайта мы будем придерживаться общепринятого в современном русском языке наименования «Рождество », потому что в ином случае, к большому сожалению, наша статья просто выпадет из поисковых систем и не сможет быть найдена читателями по соответствующему запросу.

Рождество Христово. Событие праздника

Христос рождается - славите! Подробный рассказ о рождении Исуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея. Все праведники Ветхого завета жили верой и надеждой, что придет Мессия, который исправит последствия грехопадения Адама, примирит человечество с Богом и спасет погибающего от греха человека. Все книги Ветхого завета содержат пророчества о Христе. И вот наступило время, когда все они исполнились. В то время Иудея была под властью Рима. Император Август (Октавий) объявил всенародную, вернее, всемирную перепись. По обычаю иудеев, с которым считались римские власти, каждый должен был записаться в том городе, откуда происходил его род. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица были потомками царя Давыда , и потому пошли в Вифлеем, город Давыдов. Все гостиницы и дома в Вифлееме были переполнены. Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица, ожидавшая скорого рождения Ребенка, были вынуждены остановиться на ночлег за городом, в пещере (вертепе), куда в ненастную погоду пастухи загоняли скот.

Когда Сам Господь пришел на землю спасти человека, то ему не нашлось места в доме

Наступило время рождения Христа. Спаситель Мира, Царь Царей, которого мир ждал на протяжении тысячелетий, родился в убогой пещере, лишенной даже скромных удобств. Он родился глубокой ночью. Пресвятая Богородица спеленала Его и положила в ясли - кормушку для скота. Исполнилось многовековое пророчество о пришествии Спасителя, но мир спал. Только пастухи, стерегущие стада, узнали дивную весть - им явился Ангел с радостными словами о рождении Христа. Затем пастухи услышали ангельское пение:

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!


Пастухи и волхвы пришли поклониться рожденному Богомладенцу

Первыми поклонились Господу простые пастухи. А за ними пришли вавилонские мудрецы - волхвы. Со времен вавилонского плена, когда Навуходоносор увел евреев в рабство, персидские язычники узнали пророчества о Христе: «Восходит звезда от Иякова и восстает жезл от Израиля » (Числа 24:17). Увидев на небе необычно яркую звезду, волхвы поняли, что пророчество совершилось, и пошли поклониться Рожденному. Придя в Иерусалим, они спрашивали:

Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2:1).


Восточные мудрецы узнали о рождении Христа по необычной звезде

Об этом сразу стало известно царю Ироду. По происхождению он был из Идумеи, т.е. был чужеземцем. Ирод получил корону из рук римлян. Крайне мнительный и подозрительный, нелюбимый народом, он очень боялся лишиться власти. Он даже убил собственных детей и жену, подозревая их в заговоре. Узнав, что восточные мудрецы ищут новорожденного Царя Иудейского, Ирод немедленно призвал их к себе и стал расспрашивать, о каком Царе они говорят? Где он находится Но волхвы и сами не знали, куда им идти, чтобы поклониться Младенцу. Тогда Ирод собрал книжников - людей, хорошо знавших Священное Писание, и спросил, где должен родиться Христос? Они ответили, что в книге пророка Михея говорится о Вифлееме Иудейском:

И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Михей 5:2).

Ирод послал волхвов в Вифлеем, расспросив у них о времени появления звезды. Он просил волхвов на обратном пути вернуться к нему и рассказать о Младенце, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На самом же деле Ирод желал избавиться от претендента на свой трон. Волхвы пришли в Вифлеем, нашли дом, где к тому времени находилось святое семейство. Они поклонились Господу и вручили свои дары: золото, ладан и смирну. Это были не просто драгоценные подарки, но символы: золото означало царское достоинство Младенца, употреблявшийся для богослужений ладан - Божество, а смирна символизировала Его будущее погребение - умерших в те времена помазывали маслом, смешанным с благовонной смирной.

Волхвы не стали возвращаться в Иерусалим - им явился Ангел и сказал о злом замысле Ирода. Мудрецы вернулись в свою страну другим путем. Предание говорит о том, что волхвов звали Мельхиор, Гаспар и Валтасар . Считается, что они стали христианами, приняв крещение от апостола Фомы. Ирод, так и не дождавшись волхвов, повелел убить всех младенцев до двухлетнего возраста в Вифлееме и его окрестностях. Так исполнилось еще одно древнее пророчество:

Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Иер. 31:15).


Святые мученики 14 000 младенцев от Ирода в Вифлееме избиенные, миниатюра Минология Василия II, Константинополь, 985 год

Иосиф Обручник был заранее предупрежден явившимся Ангелом о готовящемся убийстве младенцев и увел Богородицу и Младенца в Египет. Вскоре Ирод умер, и святое семейство вернулось в Назарет, где и прошло детство Спасителя.

История празднования Рождества Христова

Точный день, когда родился Христос, неизвестен. Начало празднования относится к I веку, но до IV века Рождество Христово и Его Крещение праздновали одновременно, 6 января. Этот праздник назывался Богоявлением. Отдельный праздник Рождества Христова впервые был установлен в Римской церкви в начале IV века. Возможно, дата 25 декабря была выбрана потому, что в этот день отмечался языческий праздник бога Солнца, в честь зимнего солнцеворота. Языческому празднику было противопоставлено Рождество Христа - Солнца Правды.

В восточной Церкви обычай отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря установился несколько позднее, к концу IV века. По мнению церковных историков, раздельное празднование Рождества и Крещения Господня в Константинополе относится к 377 году и связано с императором Аркадием. Но еще в V–VI веках в некоторых Церквях Востока Рождество Христово продолжали праздновать вместе с Богоявлением. Постепенно отдельный праздник Рождества распространился повсеместно, но до сих пор богослужение Рождества Христова и Крещения Господня совершается по одному образцу. Тому и другому празднику предшествует сочельник - день строгого поста, когда Уставом положено совершать Царские часы, а вечерняя служба празднику начинается с Великой павечерницы, называемой «Нефимон », во время которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог !». Исаия, который жил за 700 лет до Рождества Христова, пророчествовал о Христе. Его слова ясно свидетельствуют о Божестве Того, кто придет спасти мир от греха и смерти.

С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог! Яко Отроча родися нам Сын, и дастся нам, яко с нами Бог!

В России с 1991 года праздник Рождества Христова является государственным выходным, нерабочим днем.

Рождество Христово. Устав и Богослужение

Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом . Канун или навечерие Рождества Христова православные христиане проводят в особо строгом посте. По церковному уставу в этот день полагается вкушать сочиво, обварную пшеницу с медом, отсюда этот день называется сочевником или сочельником . В навечерие Рождества Христова совершаются отдельно от литургии «Царские часы ». Царские часы отличаются от обыкновенных часов тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику паремии, Апостол и Евангелие, поются особые стихеры. После полудня совершается литургия св. Василия Великого с вечерней. На этой вечерне поются стихеры на «Господи воззвах », в которых, с одной стороны, раскрывается смысл воплощения Сына Божия, с другой стороны - изображается самое событие Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властию римских императоров, закончившееся торжеством христианства и уничтожением многобожия.

В восьми паремиях говорится: в 1-й (Быт. I, 1–13) о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. XXIV, 2–9, 17–18) содержится пророчество о звезде от Иакова и рождении Человека, Которому покорятся все люди; в 3-й паремии (пророчество Михея IV, 6–7, 2–4) - о рождении Исуса Христа в городе Вифлееме; в 4-й (прор. Исаии IX, 1–10) - о жезле, т.е. владыке из корене Иессеева (т.е. об Исусе Христе); в 5-й паремии (прор. Варуха III, 36–38; IV, 1–4) - о явлении на земле Отрока Божия, о жизни Его на земле; в 6-й паремии (прор. Даниила II, 31–36, 44–45) - о восстановлении Богом небесного царствия; в 7-й (Ис. IX, 6–7) - о рождении Младенца, Которому нарекут имя Бога крепкого и князя мира; в 8-й - о рождении от Девы Эммануила.

В сам праздник Рождества Христова торжественная всенощная начинается великой павечерницей (вместо вечерни) с пением ветхозаветных стихов «С нами Бог », содержащих пророчество об Исусе Христе, и включением литии. После чего всенощная совершается обыкновенным порядком. В стихерах на литии и стиховных высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и человеков, радующихся сошествию Бога на землю, и о нравственном перевороте в грешном человечестве через родившегося Христа. В Апостоле (Гал. IV, 4–7) излагается учение, что через воплощение Исуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. В Евангелии (Mф.II, 1–12) повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу.

Песнопения, исполняемые во время праздничной службы, были составлены в разное время. Так, тропарь и кондак составлены Романом Сладкопевцем в VI веке. Преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) написал канон и стихеры, второй канон написан преподобным Козмой Маиумским (VIII век). Праздничные стихеры написали Анатолий , Константинопольский патриарх (V век), Софроний и Андрей Иерусалимские (VII век), Герман , патриарх Константинопольский (VIII век).

Библиотека Русской веры

Интересно, что одна из праздничных стихер написана единственной женщиной-гимнографом! Это монахиня Кассия , жившая в Константинополе в IX веке. Она родилась в знатной семье. Воспитанная в благочестии, девушка была известна своей красотой и умом, получила хорошее образование. В 821 году Феофил, сын императора Михаила II, выбирал невесту. Самые знатные и красивые девушки Византии были приглашены во дворец, в их числе была и Кассия. Подойдя к ней, будущий император подал ей золотое яблоко со словами: «Не через жену ли произошло зло ?», - намекая на грех Евы. Кассия ответила: «Но через жену пришло и спасение », - имея в виду Богородицу. Слишком умная девушка не понравилась царевичу, и он выбрал другую невесту, а Кассия на собственные средства построила монастырь и приняла там постриг. Она составила множество богослужебных песнопений, в том числе и стихеру празднику Рождества Христова :

Ѓ вгусту є3диноначaльствующу на земли2, многоначaліе человёкwмъ престA. и3 тебЁ въчеловёчшусz t чи1стыz, многоб0жіе и4доломъ ўпраздни1сz. под8 є3ди1нэмъ цrтвомъ ми1рским, грaди бhша. и3 въ є3ди1но вLчество бжcтвA, kзhцы вёроваша. њписaшасz лю1діе, повелёніемъ кесарeвымъ, написaхомсz вёрніи и4менемъ бжcтвA, тебE въчеловёчшасz бGа нaшегw. вeліz твоS млcть, гDи слaва тебЁ.

Русский перевод:

Когда единственным владыкой всей земли стал Август, прекратилось человеческое многоначалие. И когда Ты, Господи, принял человеческую плоть от Чистой Богородицы, прекратилось языческое, идольское многобожие. Как все люди были под властью одного царства, так и все народы уверовали в Единого Бога. Все люди были описаны по повелению Кесаря (перепись населения), и мы, верные, написались именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Р жcтво2 твоE хrтE б9е нaшъ, восіS ми1рови свётъ разyмныи. в8 нeмъ бо и4же ѕвэздaмъ служaщіи, ѕвэзд0ю поучaхусz. тебЁ клaнzтисz сlнцу прaведному. и3 тебЁ вёдэти свhше вост0къ, гDи слaва тебЁ.

Русский текст:

Рожество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что тогда люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя, Восток, с высоты; Господи, слава Тебе.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Д в7аz днeсь, пресyщественагw раждaетъ, и3 землS вертeпъ неприкосновeнному прин0ситъ. ѓнGли съ пaстыри славосл0вzтъ. волсви1 же со ѕвэзд0ю путьшeствуютъ. нaсъ бо рaди роди1сz, nтрочA млaдо превёчныи бGъ.

Русский текст:

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Превечный Бог.

Библиотека Русской веры

Празднование Рождества Христова. Народные традиции и обычаи

Рождественский сочельник повсеместно проводился крестьянами в самом строгом посте. Ели только после первой звезды, причем самая еда в этот день обставлялась особыми символическими обрядами, к которым приготовлялись заранее. Обычно перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву, потом зажигали восковую свечу, прилепляли ее к одному из хлебов, лежащих на столе. Затем со двора приносили вязанку соломы или сена, застилали им передний угол и прилавок, покрывали чистой скатертью или полотенцем, и на приготовленном месте, под самыми образами, ставили необмолоченный сноп ржи и кутью. Когда все было приготовлено, семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.


Лубок Павла Варунина

Солома и необмолоченный сноп составляли непременную принадлежность праздника. Они знаменуют собой пробуждение и оживленнее творческих сил природы, которые просыпаются с поворотом солнца с зимы на лето. Кутья, или каша, разведенная медом, также имеет символическое значение. Она знаменует собой плодородие и употребляется не только в сочельник, но и на похоронах и даже на родинах и крестинах (в последних двух случаях она подается с маслом).


Для употребления в храме кутью (или сочиво) старообрядцы готовят строго из пшеницы и меда, а дома допускается добавить по вкусу и других вкусностей (мак, изюм, орешки и т.д.)

Самая трапеза в рождественский сочельник совершалась среди благоговейной тишины и почти молитвенного настроения, что, однако, не мешало крестьянам тут же, во время трапезы, гадать о будущем урожае, выдергивая из снопа соломинки, и заставлять ребят лазить под стол и «цыкать» там цыпленком, чтобы хорошо водились куры. По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и им дать возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки . Коляда состоит в том, что парни, девушки и мальчики собираются группами и, переходя от одного двора к другому, поют под окошками, а иногда и в избах, песни, то в честь праздника, то как поздравление хозяев, то просто ради потехи и развлечения. За это им дают копейки, хлеб, а иногда потчуют водкой. Обычаи колядок очень разнились по разным губерниям Руси.


Христославы

День Рождества Христова , как почитаемый одним из самых великих праздников, крестьяне начинали самым благочестивым образом - отстоят литургию, разговеются, и только потом уже начинаются бесшабашные празднества. А деревенская детвора, парни и девушки в это время ходят по дворам и славят Христа. Славильщики обыкновенно поют тропари и кондаки празднику и лишь в конце вставляют так называемые присказки. Вот для образца одна из таких присказок:

Пречистая Дева Мария
Исуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.

Лубок Павла Варунина

Христославов крестьяне принимали очень ласково и радушно. Младшего из них обыкновенно усаживали на шубу, постланную в переднем углу мехом вверх (делалось это для того, чтобы наседки сидели спокойно на гнездах и выводили больше цыплят), а всех остальных оделяя мелкими деньгами, пирогами, мукой и баранками. На вырученные деньги ребята нанимали обыкновенно избу для бесед, куда, кроме девушек и парней, ходили молодухи, вдовушки, солдатки и пожилые люди из числа непьющих. Среди девушек также были распространены Рождественские гадания .

Иконы Рождеству Христову

Ранние изображения Рождества Христова были сделаны еще первыми христианами в римских катакомбах. Постепенно византийское искусство вырабатывало иконографию Рождества Христова, которая затем пришла на Русь. Центральным изображением на иконе Рождества Христова являются фигуры Богородицы и Богомладенца: Исус Христос лежит в яслях - кормушке для скота, в пещере, где согласно Евангелию Он родился.

Икона Рожества Христова. XVI век. Каргополь

Перед Господом склоняются волхвы, пришедшие по зову Вифлеемской звезды поклониться Мессии и принести Ему свои дары. В правом верхнем углу иконы по традиции пишутся образы ангелов, которые славословят рождение Христа. В правом нижнем углу иконы изображается сюжет омовения Богомладенца Христа после родов.

Поклонение волхвов. Фрагмент фрески Дионисия
Поклонение волхвов. Фреска. Каппадокия, XII в.
Икона Рожества Христова. Андрей Рублев

Храмы Рождества Христова на Руси

В честь Рождества Христова была освящена церковь на Красном поле в Великом Новгороде. Согласно летописным сведениям, церковь была построена в 1381 году при архиепископе Алексие. Ранее она являлась главным храмом одноименного монастыря. В качестве ее основателя в синодике церкви упоминается имя великого князя Дмитрия Донского. Особенностью Рождественского монастыря было существование при нем скудельницы для погребения умерших от эпидемий. Церковь Рождества Христова в основных чертах сохранила свой первоначальный облик и в настоящее время является памятником-музеем Новгородского музея-заповедника.


Церковь Рождества Христова в Великом Новгороде

Первое документальное упоминание о церкви Рождества Христова в г. Галиче Костромской области относится к 1550 г. При этом некоторые исследователи датируют сооружение концом XIV - началом XV вв.


Церковь во имя Рождества Христова в Галиче

Ко времени правления Ивана IV относится возведение древнейшего архитектурного памятника - Христорождественского собора (1552-1562 гг.) в г. Каргополе. Изначально собор был двухэтажным, но за четыре века он значительно «врос» в землю, так что окна нижнего этажа приходятся почти в уровень земли - это нарушило пропорции здания, усилило впечатление грузности, массивности. Собор отреставрирован внутри. Шесть мощных столпов поддерживают своды.


Христорождественский собор в Каргополе

В честь Рождества Христова была освящена церковь в Москве, в Палашах. Храм был основан в начале XVI в., вновь выстроен в 1573 г. Каменная церковь освящена в феврале 1692 г. В 1935 г. храм начали разрушать, на его месте было выстроено школьное здание. В 1980-1990 гг. в нем помещалась средняя школа № 122 Фрунзенского района и московская капелла мальчиков всероссийского хорового общества, затем Музей революции.

Церковь Рождества Христова в Москве, в Палашах

Во имя Рождества Христова освящена трапезная церковь Пафнутиева Боровского монастыря. Церковь была выстроена в 1511 г. Одностолпная трапезная палата, церковь и келарская были заключены в общий прямоугольник наружных стен.


Церковь во имя Рождества Христова Пафнутиева Боровского монастыря

В деревне Юркино Истринского района Московской области, в усадьбе боярина Я. Голохвастова, в самом начале XVI века была возведена и освящена церковь во имя Рождества Христова. Необычен декор фасадов Христорождественской церкви и особенно керамический фриз, который опоясывает стены здания под трехлопастными их завершениями. Его детали напоминают декор итальянских храмов эпохи Возрождения. В советское время храм был закрыт и разорен.


Христорождественская церковь в д. Юркино

После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (ныне село в Ленинском районе Московской области) поставить деревянную церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598-1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, было превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим и восстановлен.


Церковь во имя Рождества Христова в селе Беседы

В г. Верее Московской области в 1552 г. была заложена соборная церковь Рождества Христова. Церковь построена по личному указу царя Ивана IV в честь взятия Казани, а также в знак отличия верейских ратников под руководством кн. Старицкого при штурме города. В 1730 г. и 1802-1812 гг. храм значительно реконструировался, что полностью изменило его внешний облик: пристроена трапезная и колокольня, возобновлены соборные иконостасы, стены украшены живописью венецианского стиля. В 1924 г. храм закрыли. В 1999 г. храм возвращен верующим и возобновлен.


Христорождественский храм в Верее

Во имя Рождества Христова освящен храм Спасо-Преображенского монастыря в г. Старой Руссе Новгородской области. Храм отличается широким притвором. Простота и рациональность его устройства дают основание предполагать, что в каменном храме повторена композиция деревянной церкви, вероятно, его предшественницы 1620 года.

Христорождественский храм Спасо-Преображенского монастыря в Старой Руссе

В деревне Малы Печорского района Псковской области в 1490 г. был построен Христорождественский храм. По преданию, на этом месте когда-то был древний одноименный мужской монастырь, при котором жило множество иноков, но который был разрушен во время литовских набегов на псковские земли.


Христорождественский храм в д. Малы

Христорождественская церковь в г. Ярославле была построена на средства купеческой династии Гурьевых-Назарьевых. Время основания деревянной церкви неизвестно, но в 1609 году она существовала. Каменная церковь была построена, как и большинство ярославских посадских храмов XVII века, на месте деревянной. Имена жертвователей сохранились в храмовой летописи на изразцовом фризе под арками закомар: «Лета 7152 (1644) поставлена сия церковь во имя Рождества Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при державе государя царя и великого князя Михаила Федоровича всея России самодержца и при митрополите Варлааме ростовском и ярославском, а воздвигнули сию церковь Анкиндин по прозванию Дружина да Гурей Назарьевы дети по своим душам и по своих родителях, а совершали церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван по своих душах и родителях на воспоминание вечных благ и совершена сия церковь и освящена осьмые тысячи 152 году месяца августа в 28 день на память Моисея Мурина ».


Храм во имя Рождества Христова в Ярославле

В 1546 г. во имя Рождества Христова был освящен придел церкви Жен-Мироносиц на Завеличье в Пскове. Храм стоит на невысоком холме посреди равнинного Завеличья и окружен кладбищем. Церковь была возведена на средства известного Московского (прежде - Новгородского) митрополита Макария. В 1-й Псковской летописи можно встретить сведения и о заказчиках храма: «…церковь поставиша на скудельницах святых Жен-Мироносиц приказщик Богдан Ковырин да Григореи Иванов Титова Кирилла мыльника да и придел в него имя святого Кирила поставиша, да и о слоужбу вседневноую учиниша и попов и дьякона, да общее житие составиша… » С основанием каменного храма здесь был учрежден общежительный монастырь, церковь сделана соборной. Мироносицкий монастырь был упразднен в 1764 г., а церковь была обращена в приходскую и кладбищенскую, действовавшую до 1930-х годов, затем здесь поместился склад «Росбакалеи». Ныне храм передан Псковской епархии РПЦ.


Мироносицкая церковь с приделом во имя Рождества Христова в Пскове

Также церкви, освященные в честь Рождества Христова, есть в Украине (г. Тернополь, храм 1602 г. постройки), Болгарии (с. Арбанаси, церковь 1550 г. основания), Грузии (г. Тбилиси, 1500 г. постройки; с. Мацхвариши, 1000 г. постройки; г. Мартвили, 900 г. постройки) и Израиле (между 327 и 535 гг. постройки).

Старообрядческие храмы Рождества Христова

В древности на все великие праздники службы совершали особенно торжественно, в течение всей ночи, т.е. всенощным бдением. В настоящее время в большинстве старообрядческих приходов всю ночь молятся только на Пасху, а в остальные праздники совершают положенную по Уставу службу с перерывом - накануне вечером и утром. Но в некоторых общинах начинают возрождать традицию молиться ночью и службу Рождеству Христову, например, в ,

Храмы Русской Древлеправославной Церкви, освященные во имя Рождества Христова, находятся в (Бурятия) и (Украина, Полтавская область).


Храм РДЦ в Улан-Удэ

Во имя Рождества Христова была освящена . Храм был двухэтажным. На первом этаже находилась раздевалка и помещение для заседаний Совета общины. Весь второй этаж занимало храмовое помещение в виде большой длинной залы без колонн и перегородок высотой в семь аршин. Иконостас был трехярусным. Снаружи храм был украшен одной главой с крестом. Здание было снесено в 1970-х годах.

Христорождественская моленная поморцев законобрачного согласия

Полезное по теме :

  • ? Проповедь иерея Константина Литвякова на Рождество Христово;
  • : православные традиции праздника («Христос раждается славите », текст);
  • . Традиции праздника

Рождество Христово – излюбленный праздник доброй половины мира. Если в России, Украине и прочих постсоветских странах главную роль играет Новый Год, то, к примеру, в Америке, самым долгожданным является именно Рождество.

Надо отметить, что до такой степени богатой, загадочной и многовариантной истории не имеет, пожалуй, ни один праздник. История Рождества Христова скрыта в другом, еще более давнем празднике под названием Богоявление. Это связывалось с приходом в наш мир младенца Иисуса, сына Марии. Впервые начали этот день отмечать и, соответственно, праздновать, еще во втором веке нашей эры в Египте. До этого времени никаких истоков, упоминаний и вообще любого рода информации о данном дне нет. Спустя двести лет эта традиция распространилась и на другие страны мира, где также стали отмечать этот день особым вниманием. А спустя еще сотню лет праздновать Богоявление стали и стране молодых колоний и нового мира – Америке.

Но сам по себе этот праздник более, чем странный ведь он посвящен не только самому факту рождения Иисуса, но и еще двум. Речь идет о времени, когда перед ним появились волхвы с дарами, а также моменту его крещения в реке Иордан. По времени все это происходило не то что не в один день, даже не в один и тот же день разных годов. Но отмечалось все в один день. Считалось, что в это время Христос родился.

Примерно в конце пятого век Рождество Христово, как отдельный, самостоятельный праздник стали отмечать по всему миру. Прочие два события, связанные с богоявлением, в самостоятельные празднования так и не выделились, в эти дни просто проходят тематические службы в церквях.

По григорианскому календарю Рождество надо праздновать двадцать пятого декабря, то есть, даже до наступления Нового Года. В это время празднуют его римские католики, а также протестанты, которых особенно много в Шотландии.

Православная церковь этот календарь не признает и по сей день, а числит время по новоюлианскому. Собственно говоря, в ночь с шестого на седьмое января мы и отмечаем этот светлый праздник. Разница между юлианским и григорианским календарями составляет две недели.

Но православная церковь старалась избегать совпадений своих праздников и тех, которые отмечались в разрезе предыдущих религий. Так, ранее двадцать пятого декабря отмечался день рождения одного из главнейших древнеиранских богов Митры. Но вот армянская церковь Рождество, как, собственно, в древней Церкви, празднует шестого января в один день с Крещением Господним и под старым названием Богоявления.

Если говорить о том, как появилось Рождество, то стоит немного углубиться в саму суть происходящего. Так, в городе Вифлееме родился младенец Иисус у бедных Иосифа и Марии, притом, событие это имело место в хлеве. Новорожденного младенца мать поместила в ясла так как ни колыбели, ни пеленок, ничего такого у нее при себе, разумеется, небыло. Сразу же на небе загорелась звезда, названная потом одними очевидцами Вифлеемской, а другими, соответственно, Рождественской. Нашлось объяснение и тому, почему же младенец родился в пути и в походных условиях. Дело в том, что незадолго до того, как младенец появился на свет, государь Рима решил делать очередную перепись населения.

И в связи с этим всем тем, кто жил не в городах, а в селах и селениях, надо было явиться в срочном порядке в город поблизости, чтобы их отметили. Это было сделано для того, чтобы посчитать сколько всего нарду здесь живет.

Иосиф и его молодая жена Мария, с которым ее обручили против ее воли, жили довольно далеко от больших населенных пунктов, но ближайшим, в нескольких днях пути, был Вифлеем. Туда-то они и отправились с данной целью. Благая весть о том, что на земле родился священный, благословенный ребенок, разнеслась по всему Иерусалиму и на утро пришла вельможи поклониться дитяти. Первыми, как говорилось, свое почтение засвидетельствовали волхвы. Но так события описывает евангелист Лука. Прочие же два, сказания которых так же были взяты за основу Библии, о данных событиях вообще умалчивают.

Историю самого праздника Рождества можно с уверенностью назвать историей возрождения традиций. Ведь если на Новый Год просто веселятся, то в этот день, точнее, вечер, принято ужинать совершенно особым образом. Согласно нашей, славянской интерпретации Свят вечера, на столе должны быть двенадцать блюд, но все они – постные. Ужинать садиться нужно только тогда, когда на небе загорелась первая звезда. Именно с этого праздника, точнее, способа его празднования, берет свое начало так званый Вертеп. Он похож на костюмированное представление, нечто на подобии театра под открытым небом. В это же время принято было ходить посыпать, рассказывая колядки, а также щедровать. Каждому дому желали богатства и процветания толпы детей, идущие от одного к другому в поисках награды в виде конфет. Эта традиция приходится по душе и современным детям. В этот вечер принято гадать, особенно, если предметов этого гадания будет будущий брак и любовь.

Незадолго до рождества на Руси наступало совершенно особенное, волшебное время – Святки, когда любой звук, любое событие или наоборот, его отсутствие приобретало особенное значение и было свидетельством чего-то в будущем.