Ребенок идет в сад. Ребенок идет в садик

Время чтения: 5 минут

Советуем не медлить и начать решать этот вопрос заранее. В последние годы власть страны открывает новые воспитательные учреждения, одновременно изменился порядок записи детей в них. Умные родители ищут возможные варианты, чтобы чадо могло попасть в детский сад без очереди. В решении данного вопроса поможет информация, предоставленная ниже.

Как определить ребенка в детский сад

Каждый гражданин имеет право определить своего ребенка в детское дошкольное учреждение. Существует определенная система. Чтобы получить направление в садик, необходимо стать в специальную электронную очередь. Сделать это следует после того, как малыш появился на свет и его рождение подтверждает регистрация в органах ЗАГС. Долгая процедура вызвана повышением рождаемости, закрытием ряда ведомственных детских садов, нехваткой в дошкольных учреждениях мест и необходимостью многим мамам раньше положенного срока выходить на работу.

В большинстве регионов есть возможность стать в список одновременно в несколько садиков, иногда число вариантов может быть лимитировано или сокращено до одного. Распределение происходит автоматически при помощи специальных программ, родители смогут выбрать предпочтительный вариант, если малыш проходит сразу в несколько садов. Больше шансов у тех, кто стал в список позже обычного и предшкольный возраст ребенка, к примеру, 4 года. Многие уже посещают дошкольные учреждения, не занимают места в очереди, или работа чьих-то родителей не позволяет вовремя забирать детей, кто-то отказался от садика по другой причине и производится добор в группы.

Есть определенная категория граждан, которые имеют право отдать ребенка в детский сад без очереди. Каждый регион самостоятельно устанавливает категорию лиц, которой можно дать статус «льготник». Если один или оба родителя обладают таким статусом, малыш должен попасть в муниципальный детский сад без очереди, но в порядке очереди среди детей льготников, претендующих на место в учреждении, в компетенции которого находится образование до школы. При оформлении важно не только указать, какая у Вас льгота, но и в срок, не превышающий 2 недели, засвидетельствовать ее наличие. Для этого следует предоставить в садик соответствующие документы.

Льготы для многодетных семей

Родителям, чьи дети имеют право попасть в любой детский сад без очереди, следует обратиться с письменной просьбой в отдел дошкольного образования (его курирует районная администрация), иметь подтвержденные документами льготы и необходимые справки.

Если семья принадлежит к категории многодетных, дети в соответствии с законом должны попасть в детский сад без очереди. Необходимо документальное подтверждение многодетного статуса. Среди иных прав таких семей выделяется также право на оплату за пребывание в дошкольном учреждении на льготных условиях (70% скидка). Скидка должна распространяться на такие дополнительные услуги, как кружки, которые порой навязывают родителям, однако о наличии скидки им не сообщается.

Для матерей-одиночек

Ребенок женщины, относящейся к категории матерей-одиночек, имеет право место в детском саду Но есть нюанс при определении малыша в дошкольное детское учреждение. Ситуация такова: в стране увеличилось количество одиноких матерей, их дети вынуждены «делить» свое право попасть в детский сад без очереди. Эта причина стала основополагающей для введения в обиход так называемой льготной очереди. Закон определил, что при оплате за посещение садика одиноким матерям полагается 50%-ная скидка.

Какие еще есть законные варианты

Помимо вышеперечисленных вариантов, дающих право попасть в сад без очереди, существует еще ряд законных способов быть в списке «счастливчиков»:

  • Ребенок–инвалид или родители которого таковыми являются имеет право на место в дошкольном учреждении вне­очереди. Законом предусмотрены требования: необходимо написать заявление и приложить документ, свидетельствующий об инвалидности малыша или родителя.
  • Сирота, проживающий с опекуном или с приемными родителями, имеет все права попасть в сад при наличии необходимых документов, подтверждающих этот факт.
  • В случае, если один родитель или оба являлись участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили облучение, их дети имеют право на путевку в дошкольное учреждение вне­очереди. Нужно подтверждение факта участия в устранении неисправностей на ЧАЭС.
  • Прокурор, следователь, сотрудник полиции, военнослужащий, судья, сотрудник органов контроля за наркотическими и психотропными веществами и препаратами, участник военных действий – это список должностных лиц, которые имеют право получать «пропуск» для своих детей в дошкольное заведение без очереди.

Какие документы нужно предоставить

После получения направления в садик необходимо предоставить следующие документы, о которых сообщит заведующая детским садом или воспитатель, группа которого станет группой для Вашего малыша (для более детального ознакомления посетите образовательный интернет-портал Вашего города):

  • заявление на имя заведующей;
  • паспорт одного из родителей, отсканированная копия основных страниц;
  • свидетельство о рождении, штамп о гражданстве, их копия;
  • документы, в которых следует прописать о наличии льготы на поступление (если таковые имеются).

Может потребоваться какой-либо дополнительный документ. Медсестра выписывает направление на прием к участковому педиатру, так как необходим медицинский осмотр малыша. Дата первого посещения дошкольного учреждения будет сообщена дополнительно.

Как происходит зачисление в детское дошкольное учреждение

В регионах зачисление детей в садик может происходить в разное время. С момента, когда родители получили ответ в виде сообщения на электронный адрес о направлении их малыша в конкретное дошкольное учреждение, на сбор и предоставление необходимых документов дается месяц. Если родителей не устраивает предложенный садик (не тот район, к примеру), они могут обращаться в муниципальный департамент дошкольного образования с просьбой о предоставлении иных вариантов, следует написать отказ (его должны принять и зарегистрировать) от ранее предложенного места. Это решение разумно в ситуации, если найдено место в другом детском саду.

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается . В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Ошибка № 1 - «Исчезновение мамы».

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.


Ошибка № 2 - «Долгое пребывание»

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.


Ошибка № 3 - «Неправильный режим дня»

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!



Ошибка № 4 - «Быстрые сборы»

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.

Что такое «Ритуал прощания»?

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих

Чтобы получить эти уроки .

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.



Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.



Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.



Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.



Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.


Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:

  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки - это может серьезно препятствовать процессу адаптации.

По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:

  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.

Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.

Проблема детского сада (отдавать ребенка или не отдавать) рано или поздно возникает в каждой семье.

И дело даже не в том, что во многих городах сейчас путевку в сад добыть не так-то легко. Проблема гораздо шире, и она почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений. Итак, в принципе: отдавать или не отдавать? А может, лучше к бабушке? Или найти няню?

Вне всякого сомнения, родительское решение во многом определяется личным опытом. Тем не менее в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее, наук - педагогики, медицины, психологии, социологии.

Учимся общаться

С точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, желательный для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться: человек с незапамятных времен - животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь - начиная со знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т. п.).

Искусству общения, особенно со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакие няньки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

ОРЗ и иммунитет

Главный минус посещения детского сада - ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители, и медицинские работники, и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней - острые инфекции, чаще всего респираторные. Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения - чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что "домашний" ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд.

Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, более или менее легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха, корь), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. "Найти" краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно.

Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием "детский сад" не очень связаны - не подхватим болезнь от детей, так папа "принесет" грипп с работы.

Вирусные инфекции, которыми ребенок "недоболеет" в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе.

"Тепличные" малыши

Принципиально как раз совсем другое - не частота, с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают.

Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно ни при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения - это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с фактом посещения или непосещения ребенком детского сада.

Резюмируя тему "повышенной детсадовской заболеваемости", отметим следующее.

Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются "важнейшие" правила ухода - не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т. п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука - на него всегда можно списать собственную несостоятельность как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий - норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т. п. - "недопустимые явления". Но неужели возмущенные родители надеялись на то, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится?

Выводы очевидны - во-первых, "нечего на зеркало пенять...", и во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее - адекватным воспитанием с момента рождения.

С работой лучше подождать

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, - особая проблема. Оставим споры на тему, когда это лучше сделать (в год или в три), педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос - где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад?

Абсолютно типична следующая ситуация: первого сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш "зарабатывает" свое первое детсадовское ОРЗ, а мама - первый отпуск по уходу за больным ребенком.

Однозначно следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время.

Потому очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалась при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент - время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать - активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Ваш ребенок - особенный?

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. У воспитательниц, как правило, свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать. Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо - накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть.

Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение, потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность при необходимости экстренно связаться с родителями.

Из досье "РГ"

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Самый первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фрёбелем в городе Бад-Бланкенбурге. А в России первые детские сады появились в Москве в 70-х годах XIX века. Они были платными, и только с 1900 года министерство народного просвещения начало субсидировать "занятия с деть ми дошкольного возраста".

Нынешний кризис с нехваткой мест в детских садах связан в том числе и с тем, что с 1990 года в стране вследствие перепрофилирования и приватизации дет ских садов число их сократилось почти вдвое - с 88 тысяч до 46 тысяч.

Медкомиссию лучше пройти заранее

Каждый ребенок перед тем, как попасть в ту или иную группу дет ского сада, должен обязательно пройти медицинскую комиссию. Это забота родителей.

Не оставляйте заботы с прохождением медкомиссии на последние дни, тем более в августе. В это время и так в детских поликлиниках яблоку негде упасть. А если окажется, что один из нужных врачей в отпуске - дело вообще затормозится. Тем более редко, когда все врачи работают в один день и в удобное для вас время. Как правило, при медкомиссии обязательно посещение участкового педиатра, который даст направление к другим специалистам: неврологу, отоларингологу, стоматологу, хирургу, окулисту, ортопеду.

Поэтому лучше всего заранее составить план прохождения медкомиссии. Но не спешите с анализами - ведь результаты некоторых из них действительны не больше месяца. Поэтому лучше всего анализы сдать не раньше чем за две недели до устройства в детский сад.

Настало время идти в детский сад. Вы, скорей всего, волнуетесь, и у вас возникают естественные вопросы типа: «Как же я его одного там оставлю, он же ничего там не знает?», «Как же он там будет без меня?», «А если он расплачется и не захочет меня отпускать?» и многие другие. В первый раз нужно быть готовым к любой реакции малыша, держать себя в руках и оставаться спокойными. Дети все разные, вне зависимости от возраста, одни принимают факт отсутствия родителей, им интересно в группе, другие отказываются оставлять маму, чтобы она им ни говорила. Все объясняется психологией ребенка.

Первое и основное – сильная привязанность к родителям. В эмоциональном плане ребенок чувствует себя защищенно, когда мама и папа или хотя бы один родитель находится рядом, и здесь характерен спокойный эмоциональный фон. Если резко сменить привычную обстановку, ребенок по меньшей мере будет испытывать дискомфорт. Поэтому стоит подводить его к этому постепенно, таким образом он поддастся влиянию взрослых, поймет роль воспитателя, будет его слушаться и чувствовать себя с ним свободно.

Интеллектуально малыши все время стремятся узнать что-то новое, в детском саду это у них будет получаться само-собой. Социально, дети нуждаются в обществе и стремятся приспособиться к другим людям. Способствуйте ему, рассказывайте, как он должен вести себя в садике с другими детками, воспитателем и остальными работниками детского сада, будьте объективны. Через родителей ребенок определяет, что важно, а что нет, подражает всему и заинтересован угождать им. Поэтому ваша реакция во время расставаний и встреч в детском саду весьма значима для него, так как он будет вести себя соответственно. Необходимо помнить, что на основании родительских слов формируется его самооценка, и стараться не называть ребенка плаксой, ревой и т.д., не говорить, что он вас позорит, устраивает истерики и тому подобное.

Понятие «Я»

Малыши в данном возрасте эгоцентричны, т.е. на первом месте стоит «Я», мои желания, мне, мое, как я хочу. Некоторые мальчики и девочки ходят в садик по настроению, попеременно, то напрочь отказываясь идти, или наоборот просят поскорей отвести их. Спокойно подходите к такой задаче, выясните причину и конструктивно ее разрешите. Если это просто каприз (обычно так и бывает), лучше настоять на своем решении, потому что потом ребенок будет манипулировать таким образом постоянно. Если думаете, что есть какая-то проблема, лучше уступить ему, пока не разберетесь в ситуации. Обычно в первое время ребенку трудно привыкать к новой обстановке. Для того чтобы быстрее и лучше освоиться в детском саду, существует период адаптации.

Само слово адаптация означает процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды, и в общем сводится к тому, что ребенка не сразу оставляют на целый день в группе. Сначала на небольшой промежуток времени (к примеру, на 30 минут), увеличивая период пребывания в детском саду до целого дня. Но лучше подготовиться до того, как малыш начнет ходить в садик. Процесс адаптации важен как для психологической сферы, так и для физиологической.

Психологическая адаптация

Перед садиком настраивайте детей на позитивные эмоции, говорите, что они могут там найти новых друзей, поиграть, погулять, что бы им не пришлось думать только о том, что вы будете далеко целый день. Будьте готовы забрать ребенка в случае возникновения проблем. Тяжелее всего совсем маленьким крохам, и лучше первые несколько раз маме походить вместе со своим чадом, пока тот знакомится с группой. Конечно, в большей степени все зависит от темперамента и общительности детей, как больших, так и маленьких. Когда вы уйдете, малыш, скорей всего, будет чувствовать страх, и если имеет место сильная привязанность к матери, то чаще всего ходить в садик ребенок будет со слезами на глазах и истерикой. Некоторым свойственна коммуникабельность, тогда дети быстро находят общий язык с другими и даже машут маме ручкой.

Физиологическая сфера

Для физиологической адаптации в первую очередь необходимо закалять ребенка: воздушные ванны, прогулки на свежем воздухе. Старайтесь не укутывать его в большое количество одежд. Не обеспечивайте «стерильные» условия. Элементарных правил гигиены вполне достаточно: мыть руки перед едой и после прихода с улицы, ежедневно купаться, чистить зубы. Сделайте все соответствующие прививки (об этом поговорите с вашим педиатром). Вакцинацию нужно закончить как минимум за 2 месяца.

Укрепляйте иммунитет, обеспечьте правильное питание. Если необходимо, пропейте курс витаминов (здесь лучше проконсультироваться у вашего лечащего врача), не забывайте про фрукты и овощи, богатые полезными веществами. Желательно не водить ребенка в сад при появлении явных признаков простуды (сопли, кашель), даже когда кажется, что это скоро пройдет. В этот момент уже слабеет иммунная система, и состояние может резко ухудшиться, а при вирусном заболевании от него могут заразиться другие дети. В начале периода адаптации иммунитет может снизиться, скажутся волнения, стрессы ребенка, и организму нужно время, что бы научиться противостоять незнакомой микробной среде. Если разумно подойти к периоду приспособления, иммунитет улучшится и даст организму необходимую защиту.

Желательно посетить дошкольное учреждение заранее, узнать меню, приготовить из него пару блюд и ввести их в рацион. Считается, что это поможет процессу пищеварения, особенно если «домашнее» меню значительно отличается от «детсадовского». Большую роль играет режим. Следует приучить ребенка рано вставать, пораньше ложиться спать и кушать вовремя (как в детском саду). Некоторые воспитатели даже советуют соблюдать режим и в выходные дни. Физиологический аспект адаптации во многом зависит от психологического.

Знакомство с группой и воспитателем

Ребенок более уверенно себя чувствует, если он знает, что ему надо делать, когда, к примеру, он захочет в туалет; знает, к кому ему нужно подойти и попросить о помощи, что делать, если не понравится какое-нибудь блюдо и т.д. Придя в группу, расскажите, где находится туалет, познакомьте его с воспитательницей, объясните, что именно ее он должен слушаться, она ему будет помогать во всем. Если ваш малыш еще очень маленький для таких пояснений, походите с ним по комнате, покажите игрушки, поговорите с воспитательницей о том, как он обычно просится в туалет, и лучше подготовить запасной комплект одежды. Спрашивайте воспитателя, как он ведет себя в группе, легко ли он успокаивается, часто ли капризничает, как кушает.

Наблюдайте и спрашивайте

Наблюдайте за тем, как ребенок ведет себя дома, как спит, кушает, какое у него настроение. Спросите, весело ли он провел время, чем занимался, было ли ему интересно, с кем познакомился. В очень редких случаях бывает, что дети даже в течение месяца чувствуют себя плохо, выглядят грустными, не желают ходить в садик, могут терять в весе. В этом случае стоит вернуться к теме «детский сад» спустя несколько месяцев (поговорите в этом случае с руководством сада). Во второй раз малышу будет немного проще адаптироваться, и это принесет ожидаемый результат.

Самым сложным в первый раз является момент прощания, это бывает тяжело не только для детей, но и для родителей.

Вот несколько советов мамам и папам:
не растягивайте ваше расставание,
не плачьте, иначе малыш вообще не захочет вас отпускать: видя, что вы несчастны, он будет бояться еще больше,
не стоит уходить пока ребенок вас не видит, иначе он не будет от вас отходить и будет думать, что вы его обманываете,
не уходите, злясь на него («Я сказала тебе: успокойся!», «Замолчи сейчас же!», «Ты сейчас у меня получишь!» и т.д.),
попрощайтесь с ним, ободрите его своей улыбкой, особенно если он вот-вот заплачет,
в случае если ребенку совсем тяжело расставаться с мамой и по прошествии нескольких дней, можно попросить кого-нибудь из родных отвести его в садик. Обычно детям легче прощаться с ними, чем с мамой.

Конечно, родителям бывает трудно учитывать все вышеперечисленное, но постарайтесь сделать максимально больше, для того что бы ваш малыш чувствовал себя комфортно в первые несколько недель в детском саду и в последующее время. Важно отметить, что в итоге все мальчики и девочки осваиваются, чуть раньше или немного позднее, и поход в детский сад становится для них обычным делом.