Признаки любви истинной. Испытание любовью

Аскетика, то есть упражнение, освобождающее душу от тиранической власти страстей, традиционно считается уделом монашества. Но, пожалуй, каждый из нас способен оказаться в ситуации, требующей аскетического ожесточения разума и воли. Это отчаяние неразделенной любви, точно переданное в известной песне конца восьмидесятых годов:

Я ломал стекло, как шоколад, в руке,
Я резал эти пальцы за то, что они
Не могут прикоснуться к тебе.

Я смотрел в эти лица и не мог им простить
Того, что у них нет тебя –
И они могут жить.

Пусть тот, кто узнает в себе подобные симптомы, не спешит проклинать день своего рождения: любовная болезнь имеет особый смысл в судьбе человека и, главное, хорошо поддается лечению. Римский поэт Публий Овидий Назон передает рецепт из глубины веков, приветствуя несчастливого влюбленного:

Я прихожу возвестить угнетенному сердцу свободу –
Вольноотпущенник, встань, волю приветствуй свою!

Свод советов, предложенный им в произведении «Лекарство от любви», можно свести к трем аскетическим правилам.

Первое широко практикуется в обычной медицине и именуется термином «карантин».

Так отправляйся же в путь, какие бы крепкие узы
Ни оковали тебя: дальней дорогой ступай.
Дней и часов не считай и на Рим не гляди восвояси.
В бегстве спасенье твое, как у парфянских стрелков.

Логика карантина проста: нужно разорвать связь с источником болезни, удерживая себя от искушения встретиться, позвонить, передать записку. Следует также избегать общения с другими влюбленными, удаляться от мест, способных поэтически напомнить об оставленной подруге, и даже воздерживаться от разговоров о ней.

Приступая к исполнению любых аскетических правил, важно помнить, что все они дают желаемый эффект только в союзе со смирением, которое нейтрализует воображение – главного сподвижника страсти. Существует рассказ о монахе и его послушнике, отправленных по поручению настоятеля в отдаленный город. Их путь пересекала бурная горная речка, на берегу которой путники застали молодую и красивую женщину. Она боялась пуститься вброд и ждала того, кто мог бы перенести ее на другой берег. Молодой послушник отказался прикоснуться к женщине. Пожилой же монах молча взвалил ее на плечо, перенес через реку и, опустив на берег, продолжил свой путь. Вскоре его нагнал младший товарищ. Некоторое время они шли молча: послушник несколько раз порывался заговорить, но всякий раз стушевывался. Наконец, не выдержав, он спросил: «Отче! Как смели Вы столь нецеломудренно коснуться женщины?» Старый монах усмехнулся и ответил: «Я перенес девицу через реку и потому давно забыл о ней. А ты до сих пор несешь ее в своем воспаленном воображении».

Второе правило имеет воинское происхождение и называется «правилом белых одежд». С древнейших времен подготовка к сражению начинается со строевого смотра. Казалось бы, скоро свершится история, заговорит оружие, начнется суровый спор о жизни и смерти – какое дело человеку до того, насколько хорошо отутюжена его форма и начищены сапоги? Зачем кроют золотом погоны в ожидании грязи, крови и смерти? Дело в том, что с подготовки к строевому смотру, с безукоризненного внешнего вида начинается мобилизация духа, приводятся в боевую готовность способности и внутренние резервы человека. Христос говорит: «Когда поститесь, не будьте мрачны, как лицемеры... Умой лицо свое и помажь голову маслом». Личный состав военного корабля перед боем получает команду одеться «по первому сроку», ибо «положено в чистом на дно уходить морякам». Вот и неразделенная любовь – весьма критическая ситуация, требующая особого мужества, которое словно источается ярким блеском безукоризненно начищенных ботинок.

Третье правило – «цитадель» – открыли художники. Цитаделью называется центральная, наиболее укрепленная часть крепости. Сюда стремятся жители окрестных деревень в критическую минуту. В духовном смысле это точка кристаллизации и источник роста твоего личного царства. Иногда цитадель называют «алтарем»: она представляет собой область сугубо личного бытия, разделить которое с тобою не может никто, даже самый родной и близкий человек. Каждый из нас рождается, страдает и умирает в одиночку. Здесь обитают самые заветные желания и идеи, которые не нуждаются в обсуждении с кем бы то ни было. Отсюда возносятся личные молитвы к Творцу и исполняется своя, индивидуальная и уникальная миссия, которая, несомненно, есть у каждого человека в этом мире. Чтобы успешно преоделеть страдания неразделенной любви, нужно вернуться в свою цитадель, сосредоточиться на исполнении своего призвания. Для Микеланджело это означало возобновить работу над неоконченной скульптурой «Давида», для Бетховена – отредактировать партитуру «Девятой симфонии», для Пушкина – написать новую главу «Евгения Онегина». Возможно, смысл неразделенной любви как раз и заключается в том, чтобы вернуть человека из мирской суеты и обратить его усердие к делу, которое кроме него не может сделать никто.

Эффективность последнего правила отмечают даже те, кто далек от философии. Так, в одном из выпусков юмористического журнала «Ералаш» был разыгран следующий анекдот. Девочка поливала цветы на своем балкончике. Внизу по пустынной улице катался на велосипеде одинокий паренек. Время от времени он с надеждой поглядывал на одноклассницу и мечтал: «Сейчас она спустится, подойдет ко мне и скажет: "Какой у тебя классный ве лик!" А я ей в ответ: "Пойдем в кино?"» Но мечта не сбывалась так просто. И паренек решил модернизировать свою двухколесную машину. Он прицепил фару на руль и трещотки на спицы: «Теперь она точно обратит на меня внимание, подойдет и скажет: "Какой у тебя классный ве лик!" А я ей на это: "Пойдем в кино?"» Увы, все безрезультатно! Никакие технические решения настроения возлюбленной не меняли. И вдруг невозможное случилось как-то само собой. Паренек, сосредоточенно навешивающий на велосипед некий невообразимый мотор, почувствовал чью-то нежную руку на своем плече. Улыбаясь, рядом с ним стояла она . «Может, пойдем в кино?» – ласково прозвучал девичий голосок. «Дура! – был ответ. – Причем здесь кино? Лучше посмотри, какой у меня классный ве лик получился!»

«Правмир» публикует еще одну попытку ответа на – Елены из Петербурга. Напомним, что женщина просила помочь ей найти способ смириться с крестом одиночества.

Дорогая Елена!

Я прочитала на сайте «Правмира» , и оно меня глубоко тронуло и отозвалось в моем сердце острым желанием Вам помочь и найти для Вас слова утешения и, возможно, того объяснения Вашей судьбы, которое Вы так ищете. Утешения не усыпляющего, но того, которое дает импульс осмысления и преодоления, импульс не консервации, но движения. И хотя Вы ждете ответа, прежде всего, от священника, решила не сдерживать своего порыва и написать Вам.

Избегая стандартных ответов

В своем письме Вы говорите о том, что не можете понять взаимосвязи между своим целомудренным поведением и отсутствием в жизни любви и семьи. Вы с болью смотрите на своих подруг и коллег, у которых все это есть, и спрашиваете Бога: «За что?» Ведь наказывать Вас, вроде, и не за что.

Вы говорите, что не можете понять замысел Бога о себе, замечаете, что за те годы, что живете, уже могли десять раз стать мамой, как это происходит с Вашими подругами. «Кому нужно мое несчастье?» – спрашиваете Вы. И справедливо замечаете, что ни один из «стандартных» православных ответов из серии «по грехам», «таков твой крест» и т.п. для объяснения Вашего состояния не подходит. Действительно, стандартность – не тот ключ, с помощью которого можно объяснить необъяснимое.

Отказаться от жалости

Давайте будем прагматиками и начнем с того, что перестанем позволять себе роскошь сослагательных наклонений в стиле «а ведь я могла бы за те годы, что живу, уже не раз стать матерью».

Такие конструкции, на мой взгляд, очень вредоносны и деструктивны, потому что, моделируя нашу жизнь в нашем воображении, единственное, что они делают, так это давят на жалость – нашу жалость к самим себе. Они лелеют ее, взгревают ее, выдавливают слезы совершено искусственным и бессмысленным образом.

Конструкция «я могла бы стать матерью» имеет смысл лишь в одном случае – когда женщина действительно могла стать матерью, но не стала ею по собственной воле, то есть совершила аборт. И то она допустима не для того, чтоб жалеть себя, а чтобы оплакивать свой грех перед Богом и убитым ребенком, то есть приносить покаяние.

Если опять зациклиться на себе и своей горькой судьбинушке, то такая ретроспектива будет бесполезной. Так или иначе, это не Ваш случай – аборт Вы, к великому счастью, не делали. Поэтому для Вас подобные апелляции к несуществующему счастью – чистый воды мазохизм и саможаление, от которого нужно немедленно отказаться, запретив этому помыслу входить в свое сердце. Нужно отказаться от горького наслаждения, который этот помысел доставляет.

Парадокс, но отказаться от наслаждения болью не многим легче, чем от наслаждения удовольствием и счастьем. В этом может быть причина того, почему мы к этому помыслу постоянно возвращаемся. Мы жалеем себя потому, что слишком любим себя, слишком много думаем о себе, слишком много уделяем себе внимания, слишком любовно вертимся вокруг своей собственной оси и своего «несчастного» Я. Мы, наше эго, состоящее, в том числе, из наших желаний, – это наш любимый камень преткновения, о который мы все время спотыкаемся.

Конструкция «я могла бы уже стать матерью» (миллионером, великой актрисой, etc.) – она еще и довольно наглая. Слушайте, те девочки или мальчики, которые родились инвалидами и лежат, прикованные к постели или инвалидной коляске, тоже могли бы стать хорошими матерями и отцами, но вот незадача – недуг помешал.

И те, что умерли в детстве или отрочестве от болезни или несчастного случая, тоже могли бы. И мой жених, с которым у нас отношения не сложились, тоже, возможно, мог бы на настоящий момент уже быть отцом, но вот так приключилось, что его убили, и он отцом не стал. Люди, страдающие бесплодием, которые лишились репродуктивного здоровья в силу тех или иных операций, тоже могли бы…

Понимаете ли Вы всю нелепость подобных построений?

Мы ведь и сами не знаем, сколько мы будем жить, и что будет завтра. Мы, вроде бы, живем церковной жизнью, но то, насколько наша жизнь – не церковная, а вообще обрывочна, вспоминаем лишь в дни тяжелых испытаний, когда подступает опасность ее реально лишиться. В остальные дни предпочитаем горевать о несбывшемся счастье.

Не путать рай с действительностью

Вы в качестве неестественности своего одинокого положения приводите слова Господа, который сказал Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и населяйте землю. Но давайте не будем забывать, что эти слова были сказаны нашим праотцам еще в раю, и было это до грехопадения.

Это то, как должно было бы быть, это замысел Бога о человеке и об отношениях мужчины и женщины. Но с тех пор мир «немного» изменился, все пошло «немножко» не так. И теперь очень наивно ждать, что все у всех будет просто прекрасно.

Мы с легкостью миримся с тем, что не прекрасно у других, но почему-то думаем, что это не должно касаться нас.

У меня есть знакомые пары, где муж и жена, жених и невеста очень друг другу подходят. Глядя на них, я очень радуюсь, потому что все уколы жалости и зависти, как учат нас святые отцы, можно рубить на корню исповедью и мужественным запретом, а потом они просто перестают докучать.

Главное – не пытаться присвоить эту радость себе. Не надо себя ни с кем сравнивать и чужую судьбу на себя примерять. Не бывает одинаковых людей и одинаковых судеб. У Бога мы такие совершенно одни, и о каждом из нас у Него свой замысел.

Довериться «вслепую»

Вы говорите: как же этот замысел понять? Это очень интересный вопрос. Нам часто кажется, что если бы мы вдруг узнали, почему Бог устроил все именно так, а не иначе, за что Он нас «наказывает» и к чему ведет, чего хочет от нас и какими методами намерен этого добиваться, то мы бы сразу все поняли и успокоились.

Нам было бы примерно ясно, в каком направлении двигаться, чего от жизни хотеть, а чего не хотеть, на что тратить усилия, а на что не стоит и пытаться. Вот замысел – вот путь, вопросов больше нет…

Со временем я поняла, что это тоже еще одна очень смешная конструкция. Так не будет. Никто нам на блюдечке такую информацию о нас не предложит, разве что гадалка. Да и не в этой информации дело.

Дело в том, чтобы отдаться воле Божией, этой воле, не зная, что называется «вслепую». Чтобы довериться Ему, как доверяется ребенок родителям, без лишних рассуждений, без расспросов, а что со мной будет и куда Ты, Господи, меня ведешь, а точно ли там будет хорошо, точно ли я там буду счастлива и не очень ли это больно. А главное – без малодушного «за что?»

Этот вопрос – один из самых неправильных. Бессмысленно взвешивать свои грехи на весах божественной справедливости и силиться понять, а точно ли я заслужила вот это свое «горюшко» или со мной поступают «не по понятиям»?

Вы говорите, что особых грехов у Вас, слава Богу, нет. Но дело в том, что отсутствие грехов еще не повод для счастья, а их наличие – для его отсутствия. Не все так линейно. Господь – это же не конституционный суд. И не Гаагский трибунал. Это живая верховная Личность, Которая лучше нашего знает, что делать с нами и нашей жизнью, чтобы привести нас к Себе.

Какими бы мы ни были безгрешными в плане внешних поступков, этого само по себе все равно недостаточно, чтобы переродить нас в нечто совершенно новое, в тех новых людей, которые способны войти в Царствие Небесное.

«Боги есте» – сказал о нас Господь, имея в виду нашу божественную потенцию. А какие мы в своем нынешнем состоянии боги? И станем ли ими, если будем в своей земной жизни исключительно спокойны и счастливы?

Когда архангел Гавриил сообщил Богородице о том, что она скоро станет матерью Спасителя рода человеческого и случится это способом, нарушающим земное естество, она, думается, не очень хорошо себе представляла, что это такое с ней происходит и почему, и во сколько ей это обойдется. Она не оценивала и не рассуждала. Она просто согласилась, независимо от последствий. «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему».

Легко ли Ей далось это согласие? Было ли у Нее чувство, что Она просто ложится на воду и плывет по течению Божественной воли или чувство было больше похоже на то, когда входишь в ледяную воду, когда кажется, что вот-вот умрешь? Мы этого не знаем.

В любом случае, впереди была неизвестность, кроме счастья, сулившая и «оружие», которое должно пройти Ее душу, но согласие все равно было дано. Точно также и мы должны брать с Богородицы пример и безусловно на все соглашаться. Мы не должны бояться возможной боли, не должны бежать от нее.

Все это вовсе не значит, что счастья – того обычного земного счастья, о котором мы так мечтаем, нет. Но лишь отказавшись от непрестанной за ним погони, можно стать по-настоящему счастливой.

«Се, Жених грядет…»

Господь дает нам мужа не только для того, чтоб мы были с ним счастливы, но в первую очередь для того, чтобы мы что-то важное через него поняли и чему-то научились. И Он дает ребенка тоже не для того, чтобы потешить наше самолюбие и чувство женской полноценности, но чтобы мы через этого ребенка смогли почувствовать еще одну грань Божественной любви.

Точно также и отсутствие мужа и ребенка может быть средством эту любовь почувствовать. Только происходить это будет не опосредованно, а что называется, напрямую.

Возможно, я ошибаюсь, но мне кажется, что когда у женщины есть муж, ее отношения с Богом складываются по-другому. На мужа уходит значительная часть энергии любви, муж, если он любимый, занимает значительную часть в женском сердце, она ему как бы полностью принадлежит. У женщины, которая мужа не имеет, есть шанс отдать себя Богу, словно своему Жениху или хотя бы просто сильнее двинуться к Нему навстречу.

Вы говорите, что Вы не монашеского склада – это в данном случае совершенно не важно. Если Господь не дает Вам никого, значит, Он Сам в этот конкретный момент времени ждет встречи с Вами и не желает Вас ни с кем делить. И было бы очень опрометчиво этим моментом не воспользоваться.

Ведь с нами очень часто бывает, что мы годами живем церковной жизнью, никаких особо тяжких грехов не совершаем и в этом своем состоянии незаметно консервируемся. А потом вдруг выясняется, что Бог давно нас зовет совсем к другим вершинам, а мы безнадежно отстаем…

Вы спрашиваете, как смириться с женским одиночеством? Как перестать хотеть замуж? Но когда мы находим в себе силы (а это, в том числе, и вопрос волевого усилия) и совершаем этот духовный качественный рывок, то внезапно понимаем, что никакого «женского одиночества» нет. Как нет и одиночества мужского. Что одиночества вообще нет. Это миф, придуманный людьми, не знающими, на что они способны.

Не надо резких движений

Вы можете по-прежнему настаивать на том, что созданы для простого женского счастья, а такой союз с Богом Вас пугает. Но дело в том, что все равно каждый из нас к такому союзу в той или иной мере призван, независимо от пола и семейного положения. Все равно мы должны возлюбить в первую очередь Бога, а потом уже мужа и детей.

Потому что все равно наступит время, когда и муж, и дети отнимутся у нас, и мы останемся один на один с Тем, Кто нас создал и Кто создал наших женихов, мужей и детей. И наше сердце не должно быть привязано к ним больше, чем к Нему. Оно не должно сильно, до уныния, печалиться от того, что Господь не дает нам что-то меньшее, чем Он Сам, потому что взамен этого меньшего Он всегда готов нам дать Себя. А больше этого дара вряд ли что-то может быть.

Так что хочешь – не хочешь, а учиться придется.

Вы страдаете, поскольку разделяете мнение, что Господь определил нам всего два пути – либо жизнь семейная, либо монашеская. А вы ни к той, ни к другой не принадлежите. Между тем, я уверена, что такое искусственное разделение людей на две основные категории сильно действительность упрощает.

Жизнь показывает, что каждого из нас Господь ведет к Себе своим особым путем. И на этом пути нет трафаретных траекторий, как нет и возрастных ограничений. Своего будущего мужа можно встретить в любом возрасте и в любом возрасте принять монашеский постриг. А можно прожить и неким третьим путем, если это будет тот путь, который угоден Богу.

И я не вижу никакой необходимости совершать на этом пути какие-то резкие необдуманные движения.

Было бы полным провалом идти в монастырь лишь по причине неудавшейся личной жизни, не чувствуя к этому особого призвания. Точно так же было бы безумием истерично выталкивать себя замуж лишь на основании «немонашеского склада». Мы и сами не знаем, какого мы склада. Господь знает.

Вы говорите, пытаясь осмыслить свое бедственное положение, что даже у Ника Вуйчича есть жена и дети, хотя сам он без рук и без ног! Это факт действительно потрясающий, свидетельствующий о бесконечной милости Божией ко всем нам и к каждому в отдельности. Но я читала Ника, и знаете, что я поняла? То, что без жены и сына он мог бы обойтись точно так же, как обходится без рук и без ног. И точно так же быть при этом счастливым.

Вот и нам нужно научиться быть счастливыми, несмотря ни на что. Не для того, чтобы превратить это в некую сделку, не с мыслью, что когда мы этому научимся, то Бог нам точно кого-нибудь пошлет, а исключительно ради Него Самого.

Вы пишете, что не теряете надежды и не перестаете молиться, чтобы Господь даровал Вам жениха. Но, может быть, стоит все-таки молиться об этом перестать? Может, стоит забыть о своей мечте, хотя бы на время? Возможно, что один из способов выйти замуж – перестать этого отчаянно хотеть. И очень может быть, что случится это тогда, когда Вы про это забудете. Как говорит Ник Вуйчич, позвольте Богу самому действовать в Вашей жизни. Пусть это придет к Вам само.

Свобода… от мамы?

Возможно, кто-то обвинит меня в призывах к пассивному ничегонеделанию, но мне кажется, что это – гораздо более продуктивный путь, чем судорожные попытки изменить свою жизнь какими-то внешними действиями. Например, некоторые психоаналитики советуют одиноким девушкам, желающим найти спутника, начать с ухода от мамы.

Я понимаю, на что опираются психоаналитики, когда говорят, что над нами может довлеть мамин сценарий и мамин родительский эгоизм, Эрик Берн нам об этом подробно рассказал. Но знаете, я не верю, что Ваша мама, Елена, махровая эгоистка. Скорее всего, она Вас просто любит и желает Вам добра. И она, безусловно, была бы счастлива, если бы у Вас появился жених.

Я не верю, что самим своим фактом нахождения подле Вас она у Вас «женихов отбивает». Я также не верю в то, что Вы человек зависимый, несамостоятельный. Ваше описание собственной жизни это полностью опровергает. Я не думаю, что манкость «женских флюидов» зависит от того, одна дама живет или не одна. Мужчин можно привлекать совершенно независимо от этого.

Я думаю, что жить отдельно от мамы имеет смысл, если Вы собираетесь, что называется, «приводить домой женихов» в надежде, что все это перерастет потом в замужество или в неожиданную беременность. Но Вы же этого делать не собираетесь.

Наша самостоятельность не зависит от нахождения с нами под одной крышей родителей. Особенно если родители уже старенькие, и им нужна забота и уход. Стать, извините меня за выражение, монадой, как советует уважаемая Ольга Гуманова, можно, и не разлучаясь с родителями. И напротив – живя отдельно и даже выйдя замуж, можно ею не стать.

Я знаю девушек, которые давно живут отдельно от своих мам и ужасно притом от них зависят, от их установок и от своих детских обид, которые никак не могут преодолеть и простить. Их мамы по-прежнему ими управляют и имеют на них колоссальное влияние, от которого они постоянно и безуспешно пытаются освободиться. Вместо того чтобы расслабиться и позволить маме собой поуправлять. А почему нет, если ей так будет спокойнее?

Мне кажется, что с мамами надо не рвать связи всеми силами своей души. Мам надо просто жалеть. Свобода не в том, чтобы сопротивляться, свобода в том, чтобы разрешить и поддаться, смириться и уступить. Вот это – по-настоящему взрослая позиция, а сопротивление и бунт – это позиция подростка, к тому же не уверенного в себе. «Свободу попугаям!» – это мы уже проходили, не будем наступать на эти грабли.

Мы с нашими мамами все равно очень связаны. Мы плоть от их плоти. Можно уйти, уехать, убежать на другую планету и все равно остаться дочерью своей матери. И в этом нет никакой страшной неизбежности, так задумано Богом, и значит, в этом должна быть определенная польза.

Как говорит Клайв Стейплз Льюис, психоанализ должен знать свое место. Его можно использовать, как некий костыль, но не надо выдавать этот костыль за единственный способ передвижения. Пытаться измерить промысл Божий с помощью психоанализа – все равно, что с помощью инструментария инфузории-туфельки пытаться познать Божество.

Наивно думать, что все это время Бог не давал Елене жениха по той лишь причине, что она живет с мамой. И что все совершенно изменится, как только она от мамы уйдет.

Пожить отдельно от мамы попробовать можно, особенно если обстоятельства позволяют. Можно предпринять еще много различных усилий – сменить гардероб, купить косметику, начать активно улыбаться мужчинам в случае, если с этим были какие-то проблемы.

Но нужно при этом понимать, что все это может сработать, а может и не сработать. Можно потратить кучу денег на съем квартиры и жить, отказывая себе в самом необходимом. А жениха при этом так и не найти. Гарантий ведь нет…

Одним словом, можно пойти по пути изменения своих жизненных обстоятельств, а можно, не меняя обстоятельств, попытаться измениться самой. Дело вкуса, но последний путь мне кажется более продуктивным.

Это может стать выходом

И еще одну вещь хочу Вам сказать, дорогая Елена. Вы упомянули о том, что хотели бы усыновить ребенка, но не можете этого сделать, потому что мама против этой идеи, а пойти ей наперекор Вы не можете, потому что квартира, в которой вы живете, принадлежит ей.

Я думаю, что не считаться с мамой неправильно, независимо от того, чья это квартира. Приемный ребенок не должен вносить разлад в семью, он должен ее объединять. Но Господь может со временем так расположить сердце Вашей мамы, что она не только перестанет сопротивляться Вашему желанию усыновить ребенка, но начнет этого ребенка ждать. Но для этого Вы точно должны все для себя решить и просить Бога Вам в этом посодействовать.

Усыновить и воспитать приемного ребенка представляется мне делом гораздо более важным и захватывающим, чем родить своего. Потому что Вашего ребенка еще нет, а эти детки уже есть, и у них нет мамы. Так почему бы вам не помочь друг другу? Дело это вполне богоугодное.

Желание родить своего ребенка связано с материнским инстинктом с одной стороны, и со страхом смерти, с желанием свою жизнь в ком-то закрепить и продолжить – с другой. Желание ребенка усыновить связано с потребностью любить и делиться любовью, независимо от биологической составляющей. А это перед Богом гораздо ценнее.

Но будут ли у нас свои дети или чужие, или не будет никаких, даст ли Господь мужа или будет настаивать на пресловутом одиночестве, главная наша задача – научиться любить Его всем нашим сердцем, всем умом и помышлением. Тем более, что учебе этой нет предела, и нет такой степени близости, которая не могла бы перерасти в еще большую близость, если мы этого захотим.

Ну, а что же женихи? А женихи пусть просто приложатся. Раз уж так сильно хотят…

Что может быть хуже отсутствия взаимности в чувствах, когда один человек страдает и мучается, а второй никак не может ответить на его душевные порывы?

Оказывается, безответная любовь и карма напрямую связаны друг с другом, а значит два человека, замешанные в этих отношениях, должны выполнить определенную задачу. Давайте разберемся, с чем же связана их миссия на земле, и почему чувства одного из них не находят отклика в душе другого.

Дежа вю из прошлого

Любовь без взаимности практически всегда является кармической. Очень часто она вспыхивает внезапно: вы видите человека в первый раз, только-только знакомитесь с ним, но почему-то чувствуете, будто знали его всю свою жизнь.

Этот момент «узнавания» происходит по одной-единственной причине: в прошлом воплощении вы уже встречались с этим человеком, и ваша энергетика «вспомнила» знакомую энергетику этого человека.

Однако, не стоит думать, что вы когда-то состояли с ним в любовных отношениях.

Да, иногда случается, что пара любящих людей вновь находит друг друга в новом воплощении, но такая любовь, пережившая несколько инкарнаций, встречается достаточно редко. И она всегда окажется взаимной. А «узнанный» вами человек, скорее всего, когда-то испытывал к вам нежные чувства, на которые вы не отвечали.

Почему карма посылает безответную любовь?

Кармическая безответная любовь всегда имеет свои причины. И далеко не во всех случаях эти причины окажутся одинаковыми.

Карма – это в первую очередь закон причины и следствия, а значит искать ответ на вопрос о неразделенных чувствах нужно в своем прошлом воплощении.

Принцип «отзеркаливания»

Мучиться от безответной любви обычно приходится людям, которые в предыдущем своем воплощении уже побывали в подобной ситуации, только в зеркальном отражении: их кто-то очень сильно любил, а они не отвечали на чувства этого человека. Карма соединяет этих людей вновь, но меняет их местами, и на месте страдающего оказывается тот, кто заставлял страдать.

Карма односторонней любви устанавливает справедливость и показывает человеку, как это больно – быть отвергнутым объектом своей привязанности.

Любовь – это сильная энергия, действующая по своим собственным законам. Она обязует на любое проявление любви отвечать любовью. Но полюбить кого-то по собственному желанию мы не способны. Неужели из-за этого формируется замкнутый круг: в прошлой жизни партнер не любил нас, в этой жизни не любим его мы, а в последующем воплощении все снова вернется на круги своя, и нам вновь придется страдать?

По законам энергетического обмена то количество энергии, которое человек отдал, он обязан и получить. Поэтому и выходит, что тот, кто любит – отдает энергию любимому, а тот ее просто принимает, компенсируя тем самым свои собственные энергетические затраты из прошлой жизни. Он не пытается сделать что-то плохое, он просто берет то, что когда-то отдал вам.

Когда чаши весов уравновесятся, кармическая задолженность окажется отработанной.

Наказание за проступки

Однако далеко не всегда бывает так, что неразделенная любовь – это карма для двоих. Бывает, что через страдание суждено пройти только одному человеку, который в прошлой жизни согрешил в любовной сфере.

Когда парень задается вопросом «почему меня не любят девушки – карма ли это?», вполне возможно, что в предыдущем воплощении он был альфонсом, донжуаном или прирожденным изменщиком, разбивал чужие сердца ради развлечения или собственной выгоды и причинял боль женщинам, которые относились к нему с теплотой и любовью. В этом воплощении он оказывается наказанным неудачами в любовной сфере.

Безответная любовь как испытание

Иногда отсутствие взаимности дается человеку для того, чтобы научить его делать правильный выбор. Если в прошлой жизни он когда-то сошел с верного пути, поддавшись искушению, например, ушел от законного супруга ради любовницы или любовника, пустившего его жизнь под откос, в этом воплощении ему предстоит вновь оказаться на распутье.

«Декорации» (обстоятельства) могут поменяться, но суть останется той же: перед человеком вновь встанет выбор, как поступить. Так, например, он может встать на путь саморазрушения из-за отсутствия взаимности, обидеться на жизнь и окружающих людей, начать мстить человеку, который его не любит и в конечном итоге остаться в полном одиночестве до конца своих дней. А может пустить свою любовь в созидательное русло, воплотив ее в творчестве, искусстве, благотворительности, помощи другим людям, и в итоге встретить свою настоящую вторую половину.

Юношеская безответная любовь – для развития

Молодым людям и девушкам часто дается испытание односторонней любовью в качестве мощного стимула для саморазвития. Если человек в прошлой жизни не реализовал свои таланты, то в нынешней судьба посылает ему некий толчок, который должен направить его по правильному пути.

Так, например, юному парню, задающемуся вопросом «почему мне не везет с девушками?», карма дает подсказку: нужно изменить себя и все изменится. Если человек понимает этот посыл и начинает заниматься саморазвитием, он может открыть в себе таланты, о которых сначала даже не подозревал. Получается, что безответные чувства вынудили его обратить внимание на свою собственную личность.

Представьте себе ситуацию, когда скромная тихая девушка влюбляется в самого популярного парня из компании, который и на гитаре играет, и театральный кружок посещает, и учится на одни пятерки. Ее любовь не находит взаимности, и ей хочется сделать что-то такое, чтобы любимый непременно обратил на нее внимание.

Она записывается в театральный кружок и на курсы гитары, подтягивает все «хвосты» по учебе, а потом оказывается, что на самом деле она – прекрасный музыкант, да еще и с актерским талантом! Спустя несколько лет она становится известной актрисой, параллельно с этим собирает группу и записывает свой альбом, и успешно реализует себя на творческом поприще.

До того парня ей уже нет никакого дела, ведь он на самом деле повстречался ей лишь для того, чтобы осознать свой потенциал. Этот пример прекрасно иллюстрирует значение неразделенной кармической любви.

Как разрубить кармический узел безответной любви

Если вы любите человека, который не отвечает вам взаимностью, попробуйте направить свои чувства в позитивное русло. Выражайте свою любовь через творчество: сочиняйте стихи, рисуйте картины, пишите песни – безответное чувство может стать мощным стимулом к саморазвитию.

Найдите такое дело, через которое будете отдавать нерастраченную энергию тому, кто на самом деле в ней нуждается. Так, например, волонтерская работа и благотворительность прекрасно закрывают кармические задолженности в любовной сфере.

Осознайте, что человек, которого вы любите, вам ничего не должен, ведь он уже отдал свое сердце вам, пусть и в прошлом воплощении.

Если же вы оказались на месте того, кто не может ответить взаимностью на чувства другого человека, ни в коем случае не насмехайтесь и не издевайтесь над ним.

Попробуйте послать ему ответный лучик энергии, ведь любовь может проявляться по-разному, и далеко не всегда она подразумевает под собой страсть и бурный роман. Просто поймите этого человека, мысленно поблагодарите его за то, что он вас любит, пожелайте ему добра и счастья – так вы отдадите свой долг.

Безответная любовь – карма, которая может быть отработана, поэтому не оставляйте ее без внимания, а думайте, как можно исправить ситуацию в нынешней жизни, чтобы не перенести проблемы в последующие воплощения.

Кто скажет, откуда берется это удивительное чувство, вдруг охватывающее душу, поражающее сердце, заставляющее совсем по-особому, не как обычно, смотреть на человека противоположного пола? Это случается с каждым. Мы все рано или поздно влюбляемся. Такова созданная Богом природа человека - в нее вложена сила любви, которая подобна магниту - заставляет стремиться друг к другу в поиске глубинного единения как душой, так и телом.

Но что есть любовь?

Надо признать, что душа человека испорчена. Среда окружающего нас мира сполна предоставит жалкие образы, «эталоны» осуществления этого, чистого по Божественному предназначению, чувства души. Где мы найдем примеры «любви»? В многосерийных ли телефильмах, где главные герои из серии в серию выясняют отношения с «возлюбленными», меняют их как перчатки, внушая телезрителям мысль нормальности постоянных разводов? Или, может, в реальной практике свободных браков, где испытание друг друга вершится на общем ложе без каких-либо взаимных обязанностей? Греховная страсть лукава. Мы слишком многое понимаем в меру своей испорченности. И то, что дается от Бога для блага и жизни, мы слишком часто проводим через призму нечистого сердца. Разбитые судьбы, разводы, аборты - все изобличает потерю любви, ее отсутствие, незнание, что же есть любовь истинная.

Бывает часто так, что где-то молодой человек впервые видит такую девушку, черты лица и фигуры которой вдруг проникают горячим чувством его еще неопытное сердце. Образ увиденной надолго запечатлевается в сознании. Воображение насильно влечется к мечтам. Горячее чувство способно двигать юношу к рыцарским подвигам, способно вершить из него героя. Но есть вопрос для размышления: почему бывает, что человек, показавшийся сначала самым прекрасным в мире, при личном, более близком общении, вдруг теряет свою красоту; напротив, нередко человек с виду невзрачный, по мере общения и познания души его предстает взору все более и более красивым?

Истинная любовь не есть страсть!

Сколько людей преткнулось, нанесло глубокую рану сердцам своим, прельстившись внешней, телесной красотой, манерами поведения, либо «имиджем» человека. Поспешив определить свою брачную участь, сколько затем разочаровалось в выборе, вдруг обнаружило отсутствие в супруге красоты настоящей. Красота лица исчезла, стала привычной, приелась, взамен явилось внутреннее недопонимание друг друга. Крайне опасно доверяться своему слишком горячему, пылкому, безумному чувству к другому, ведь ярко вспыхнувший костер быстро и погаснет. Пылкая любовь, возбужденная красотой телесной и внешними манерами, подобна бенгальскому огню, который привлекает взор яркими искрами, он скоро гаснет, оставляя затем один дым.

Истинная любовь любит душу!

Пройдут годы, телесная красота станет увядать, со временем погаснет плотское влечение. Но если на нем основывались взаимоотношения любимых, то с прекращением страсти прекратится любовь. Истинная любовь обращена к душе, она вся - в глубочайшем понимании душ друг друга, и значит, во взаимной верности, в полном принятии скорбей и радостей любимого, как своих личных скорбей и радостей. Истинная любовь есть вполне объективное ощущение, что все, что есть в этом человеке - действительно «твое», это что-то очень родное и близкое твоему сердцу. И общение с этим человеком идет просто, естественно, без внутренней скованности, без лишних слов. Потому что есть какое-то родство, близость, сокровенность двух душ, искренно испросивших благословение Божие в Церкви. Их близость - не в плотском разгорячении, вовсе нет, но во взаимном сердечном тепле, в постоянном согревании душ друг друга. Посредством этого тепла, посредством зрения души другого красивым является и тело его, но...

Истинная любовь чужда дерзости!

Она благоговеет пред целомудрием любимого, видит в нем святыню и хранит ее, не позволит себе растлевать чистоту любимого. Блуд несовместим с истинной любовью. На самом деле, кто действительно любит, тот даже в мысли не допустит плотской страсти с другим. Так, каждый может проверить самого себя: любовь греет ли сердце его или же разжигает греховную плоть? Желание обладать другим человеком, желание насытить себя его красотой и девственностью показывает не любовь, а тайную гордость. Самолюбивый ищет удовлетворения лишь себя, своих низких, приземленных чувств. Он жаждет насытить понравившимся человеком преступную страсть, но как только насытится, вмиг охладевает и отвращается от мнимо любимого.

Истинная любовь есть жертвенность!

Она - вся во внимании к другому. Кто-то из древних святых заметил, что хотя небожителей намного больше, чем живущих на земле, однако на небе - у всех одна воля, а на земле - у каждого своя. Так вот любовь творит из двух воль одну, вдохновляя каждого отдавать свое ради другого. Здесь жертвовать собой не значит ущемлять себя, потому что у любящих жертвенность добровольная. Близка мать детям, близки друзья друг другу, но близость возлюбленных намного глубже: они - одна душа, их скорби и радости настолько взаимны, что здесь реально осуществляется слово Писания: «Оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей; и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19:5-6 ).

Истинная любовь есть спокойное, ровное, тихое чувство. Оно мирно и несет мир. Здесь человек не раздирается помыслами ревности, не сторожит непрестанно «любимого», остерегаясь возможных соперников и обращая на них весь гнев. Истинная любовь верна и верит. Она не сковывает любимого, не закрепощает запретами общаться с кем-либо. Потому что истинная любовь свободна, она любит добровольно, жаждет встречной добровольной любви и верит в искренность любимого.

Но... признаем, не все бывает так ровно и гладко, как хотелось бы каждому. Ведь что есть жизнь наша? - Непредсказуемость. И на пути общения двух любящих друг друга лиц проходят определенные ступени взаимного познания. Бывает, вначале каждый настроен видеть в другом идеал красоты и всех совершенств, по мере же реального общения сталкивается с особенностями характера, с немощами любимого. И тогда, возможно, наступит не то чтобы разочарование, вовсе нет, любовь не допустит этого, но возможны некоторые огорчения, когда ты видишь, что любимый не во всем таков, каким хотелось бы видеть его. Этого не стоит бояться.

Прежде всего, задай вопрос самому себе, насколько ты сам соответствуешь идеалу, своим запросам о другом человеке. Открой глаза на свое несовершенство, на свою собственную немощность, а отсюда пойми и сострадай немощам другого!

На самом деле, когда оба любящих преодолеют в себе надуманные стереотипы образа другого человека, когда все недопонимания разрешатся в духе христианской любви и жертвенности, тогда реальный образ любимого предстанет намного красивее, намного лучше вымышленного.

Не делай из человека кумира!

И когда снимутся с ума мерки о другом человеке по прихотям своей испорченной природы, тогда окажется, что любимый в реальности как раз отражает все идеалы, соответствует всем сокровенным желаниям. Реальность выше вымысла, чище, лучше мечтаний. И зрение идеала, а лучше сказать, образа Божия в другом человеке, возможно лишь при чистоте своего собственного сердца. Потому что другой человек бывает настолько красив перед нами, насколько мы сами с добром и любовью относимся к нему. Так, один отечественный писатель заметил: мы любим людей за то добро, которое им делаем; и ненавидим их за то зло, которое им делаем.

Полюби человека таким, каков он есть на самом деле! Прими и пойми его. Будь христианином, пожертвуй собой! Если человека любят за что то, это несовершенная любовь. Истинная любовь приемлет человека таким, каков он есть в реальности, не взирая на его заслуги и достоинства, не взирая и на его недостатки. Потому-то любовь и несовместима с гордостью, что чистая, искренняя любовь объемлет ближнего, каким бы он ни был. А ложная любовь - самолюбие - довольна лишь теми, кто ублажает ее, кто льстит и заискивает перед ее самомнением. Думающий о себе как об обладателе великих достоинств никогда не поймет ближнего, никогда не почувствует скорби рядом стоящего человека, не порадуется его радости, тем более не снизойдет его недостаткам. Потому что истинная любовь есть сострадание и сорадование, а это возможно только в христианстве. И если в сердце нашем появляется хотя бы капля зависти при успехах ближнего, хоть сколько-то жесткости при его нуждах или раздражение при видении его немощей, значит, мы чужды любви.

Путь к любви истинной пролегает через внутренний труд над самим собой, через искоренение греховных страстей, которые все сводятся к самости и желанию чувственных удовольствий. Не ближнего нашего нужно изменять, чтобы он стал любим, а преображать необходимо самого себя. И истинная любовь вполне достижима. Она - дар Божий, который дается тем, кто способен принять его, отнимается, когда мы не храним дарованное. Но кто способен принять этот дар, кто сохранит его? Лишь тот, кто верен Источнику любви - Богу, хранит Его заповеди и остерегается всего Ему неугодного. Сердце человека, не любящего Бога, ни примет и созданного Им человека. Лишь христианин способен вместить ближнего в своем собственном сердце.

Отчего в мире царит недоверие, неискренность, обособленность всех от всех? Почему мы часто в общении с другими испытываем внутреннюю скованность? Человек замыкается на самом себе, не может открыть своего сердца другому. Он замкнут, потому что нет того, кто поймет его душу, и потому что часто в открытую душу плюют, ее попирают, как это случилось с сердцем любвеобильного Данко. Мы одиноки в мире, часто либо озлоблены, либо находимся на грани какой-то внутренней бездны оставленности, ощущаем отсутствие нужнейшей опоры в жизни. И любовь к другому человеку, которую вложил Господь в естество наше, и которая способна воссиять лишь в христианском сердце, выводит из состояния внутренней скованности. Чье сердце коснулось любви, тот не может быть замкнут. Сердце любящего болит о другом, и эта боль растопит холод бесчувствия, подаст вдохновение чего-то совершенно нового в жизни. Любовь обновляет и учит человека действительно жить, потому что истинная жизнь - не ради себя, а ради друг друга.

Любовь открывает нам значимость нашего ближнего, его величайшую ценность и важность для нас. Она постепенно возводит сердце к принятию и исполнению заповедей Христовых, которые все - в самопожертвовании, в соборности церковной жизни. И дай Бог каждому идти этим путем, храня в душе сокровище любви, первое проявление которой - к тому, кто тебе самый близкий.

Продолжаем тему любви и учимся любить. Жизнь так быстротечна, что мы в суете иногда забываем о самом главном: для чего мы пришли на Землю – чтобы учиться любить. Я не имею ввиду здесь узкое восприятие этого понятия. Речь идет о любви как жизненной ценности и как возможности обновлять себя в качествах, поднимаясь на новую ступень своего развития. Ведь любовь многогранна, но в каждой грани есть нечто единое — высокие и чистые вибрации любви. И не важно, в каком направлении посылается этот импульс — к мужчине (женщине), ребенку, родителям, Родине, делу, которому служишь, Природе, Миру, Вселенной… Просто человек учится любить, и делает он это всю жизнь, раскрывая новые грани своей Души.

Любовь, как чувство глубокой привязанности, верности, готовности бескорыстно пожертвовать своими интересами, временем, деньгами и др. ради другого, это то, чему надо учиться всю жизнь. Это чувство создает поле высоких вибраций, которые освещают всю жизнь человека, наделяя его энергией, оптимизмом, радостью и счастьем. Человек рождается в поле любви, изначально получая энергию и информацию, используя ресурсы материнского организма. Далее всю жизнь человек учится любить, поддерживаемый любовью Всевышнего. Поля любви, которые к нам направлены, всегда проявлены в делах, поступках, событиях. Обучение любви идет через отдавание себя той любви, которую получаем, т. е. через энерго-информационный обмен.

Что посылает человеку Судьба (а она от Бога), то и надо принять и полюбить. На каждом жизненном этапе происходит взросление человека — его развитие. Если обучаться любить, то не будет разочарований, не будет формироваться страх и депрессия, а наоборот, будет зарождаться и развиваться в человеке уверенность в свои силы и способности. Тогда при любом дискомфорте будет расти оптимизм, потому что наступает новый этап, и появляются новые возможности учиться любить. Даже если любовь дает испытания, она все равно делает человека сильнее, взрослее, совершеннее и мудрее. Значит, надо пройти этот урок жизни и получить обновление себя.

Предлагаю вашему вниманию очень поучительную притчу.

Три сестры и Судьба

Жили три сестры. Одна была ленивой-преленивой. Вторая — злой-презлой. А третья — умница, красавица и рукодельница, просто любо-дорого смотреть.

Однажды утром остановилась телега у их ворот. Сестры вышли посмотреть, кто приехал. На телеге сидела незнакомая пожилая женщина.

— Кто ты? – спросили они.

— Я – Судьба. Пришло время выходить вам замуж.

Посадила их судьба на телегу и повезла выдавать их замуж. Заехали они в первую деревню. Видят, в поле парень пашет и в руках у него любое дело спорится. Если нужно что-нибудь починить или построить — все к нему бегут.

— Вот этот — твой, — говорит Судьба первой из сестер.

— Вот этот — твой, — говорит Судьба второй из сестер.

— Этот — твой.

— Да на кой он мне?! — взмолилась третья сестра. — Я же вот и добрая, и хорошая, и рукодельница. А ты мне такого жениха даешь! Вон сестрам каких нашла — что, другого для меня нет?

— Другие есть, — ответила Судьба и, вздохнув, добавила: — Но этот без тебя пропадет!

Вот и получается, что каждому свой предмет любви Судьба посылает, а с ним и испытания. Ведь браки совершаются на небесах! Поэтому нам всем надо это принимать и учиться любить, раскрывая новые грани своей Души.