Модные прически 19 века. Как менялись женские причёски в XIX веке? Технология создания укладок

Прически женщин позапрошлого столетия с первого взгляда поражают своей красотой, величественностью и элегантностью. Созданные под вдохновением от изысканных локонов древнегреческих красавиц, они и сегодня являются очень актуальными. Немного потренировавшись, вы сможете делать роскошные прически 19 века самостоятельно – для этого необходимо только желание, свободное время и качественные средства для укладки волос.

В девятнадцатом веке на смену вычурным высоким сооружениям с обилием начесов и шиньонов пришли более лаконичные, утонченные и романтичные укладки.

Под влиянием эпохи античности прекрасные леди начали завивать легкие и очаровательные локоны различного диаметра, а затем аккуратно укладывали их вокруг головы. Благодаря тому, что отдельные локоны красиво ниспадали на плечи, такие прически выглядели максимально привлекательно и естественно. Для завершения укладки зачастую использовались такие декоративные элементы, как:

  1. натуральный жемчуг;
  2. изящные шелковые и атласные ленточки;
  3. цветы.

Благодаря таким воздушным прическам девушки пушкинских и тургеневских времен всегда выглядели по-настоящему очаровательными.

Что нужно для красивой старинной укладки

Сегодня примерить образ утонченной леди из позапрошлого столетия может каждая женщина. Прическа в стиле девятнадцатого века является превосходным решением как для романтических, так и для торжественных случаев.

Чтобы красиво сделать ее своими руками, вам потребуется:

  • хорошая плойка;
  • термические бигуди;
  • средства для укладки сильной фиксации – лак, пенка, а также мусс или воск;
  • тоненькая и эластичная резинка;
  • расческа-гребешок;
  • шпильки;
  • приколки-невидимки.

Процесс создания

Наиболее простой в исполнении является классическая укладка в духе 19 столетия. Чтобы сделать ее, вам потребуются:

  • мелкие бигуди или тонкая плойка;
  • расческа-гребень с частым рядом и острым кончиком;
  • пара тонких резинок, цвет которых максимально похож на оттенок ваших волос.

Такой вариант сможет без проблем сделать каждая женщина, волосы которой достигают длины ниже плеч.
Процесс выполнения таков:

  1. Волосы необходимо хорошо расчесать и выполнить прямой пробор.
  2. От самой линии волос нужно отступить приблизительно пять сантиметров и при помощи расчески-гребешка сделать поперечную линию.
  3. Волосы на затылке следует аккуратно собрать в классический «конский» хвостик, а затем заплести в косичку.
  4. Теперь косу необходимо слегка растрепать и для придания привлекательного объема – вытащить некоторое количество прядей.
  5. Далее прямо вокруг основания хвостика нужно аккуратно обернуть косу несколько раз и надежно закрепить ее при помощи шпилек.
  6. Теперь можно приступать к волосам в передней части – пряди необходимо разделить на тонкие локоны, а затем накрутить при помощи бигуди или плойки.

Романтичный пучок

Еще один удивительно привлекательный вариант прически 19 века, который легко можно сделать своими руками, – это низкий пучок с косым пробором. Чтобы создать эту утонченную укладку, вам нужны:

  • большие бигуди;
  • фиксирующий лак;
  • удобная расческа;
  • шпильки и невидимки.

Такую прическу сделать вовсе не сложно, а результат вас непременно порадует.

  1. Волосы от самых корней и до кончиков необходимо накрутить на крупные бигуди – в результате появится очаровательный объем.
  2. Расческой разделить всю шевелюру на косой пробор.
  3. Для придания дополнительного объема с каждой стороны волосы необходимо легонько начесать.
  4. Пряди, находящиеся спереди, нужно взять свободно, не затягивая, и аккуратно отвести назад.
  5. На затылке собрать пряди при помощи шпилек.
  6. Волосы, которые остались свободными, закрутить по направлению к макушке, а затем также закрепить шпильками.
  7. По желанию можно дополнительно украсить получившийся низкий пучок лентами или нитями жемчужных бус.

Вы можете немного видоизменить эту прическу и сделать асимметричный пучок. Для этого нужно выполнить такие же действия, как и при классической укладке, однако пучок должен оказаться с левой или правой стороны – по желанию. Чтобы прическа получилась более объемной и привлекательной, пряди, оставшиеся спереди, слегка взбейте пальцами.

Научиться делать прически 19 столетия вовсе не сложно. С ними вы всегда будете восхищать и очаровывать!

Прически 19 века базируются на не слишком значительной длине с многочисленными вариантами зачесов. Они пришли на смену громоздким конструкциям 18 века, достигавших 50 см в высоту.
Укладка причесок 19 века не подчинялась строгим правилам. Женщины ориентировались, в первую очередь, на свой вкус (или вкус ближайшего окружения) и фантазию.

Историческая справка

Мужчины в 19 веке выполняли лаконичные стрижки и укладки. Если на заре столетия нельзя было увидеть молодого денди без взбитой челки, то позже мужские прически обзавелись таким обязательным элементом, как прямой пробор. Волосы, как правило, завивали.

Прически для женщин в 19 веке представлены, в основном, колечками небольшого диаметра, ниспадающими на лоб, косами, которые придерживаются гребнем на уровне затылка, а также локонами по плечам.

  • Прически начала девятнадцатого столетия исполнялись на греческий манер. При помощи завитых волос по окружности головы создавалось кольцо достаточной плотности, которое доходило практически до линии бровей, а сзади фиксировалось при помощи пышного пучка. При этом применялся шиньон, перехваченный яркой лентой.
  • На смену аристократическим укладкам пришли чалмы, созданные из шелковой основы, муслина, газовых тканей. Для украшения конструкции использовались драгоценные вещицы с перьями, а для волос – стеки из кружева и жемчужины.
  • С наступлением 10–20-х гг. 19 века канули в небытие тюрбаны и сетки. На смену им пришли мелкие завитки, которые делали в области лба, висков и собирали при помощи пучка сзади. Затем следовало разделение волос с пробором, заплетением в косы и укладкой в виде гнезда на затылке. Завитые височные пряди в таких прическах обрамляли щеки.
  • С приходом 30-х гг. 19 века в обиход вошли пышные старинные прически в стиле маркизы де Помпадур, которые зачесывались вверх в форме шиньона с поддержкой в виде гребня. Пышная волна волос спускалась от висков в направлении ушей. Декорировались такие укладки времен Пушкина при помощи жемчужин и живых цветов.
  • В 40-50-х гг. 19 века в России в моде было разделение волос на пробор, когда отпускали пряди впереди, а прочие волосы зачесывались вверх. Конструкция заканчивалась сооружением в виде пучков, гнезд и бантов. Эти прически в старые времена вызывали восхищенные мужские взгляды.
  • В 60-х гг. 19 века появились прически из гофре, которые собирали на затылке в пышные пучки и закрывались сеткой. Со временем укладку было принято спускать все ниже. Есть немало современных аналогов у подобных женских причесок 19 века (см. фото).
  • В 80-е гг. 19 века стало модным создавать косички, кудри, пучки и тяжелые узлы из волос. Повсеместно использовались высокие шиньоны, накладки из отдельных прядей и парики. В моду вошли просто распущенные по плечам волосы. Многие предпочитали низкие и незамысловатые укладки.
  • Для конца 19 века характерен полный отказ от высоких причесок усиленной пышности. Они сменились скромными, простыми, но в то же время достаточно интересными вариантами, которые делали даже на бал. С фотографий тех времен на нас смотрят девушки и женщины с одухотворенными лицами и аккуратно убранными волосами.

Прическа из золотого века: современный вариант

Как сделать прическу в стиле 19 века на основе классической укладки длинных волос? Для этого вам нужно приготовить:

  • круглые щипцы небольшого диаметра;
  • гребень;
  • две тонких резинки, цвет которых совпадает с цветом волос.

Прическа в стиле 19 века – идеальный вариант на пушкинский бал своими руками. Она с легкостью сооружается самостоятельно. Кстати, именно с такой прической изображена Наталья Гончарова на портрете В.И. Гау, знакомом многим из нас по учебникам литературы.


  • Предварительно вымытые и высушенные волосы необходимо расчесать. Отступив некоторое расстояние ото лба, выполняют пробор, имеющий форму полумесяца. Для временного закрепления прядей можно использовать заколку.
  • Затем делают из оставшихся волос конский хвост, завязывая его тонкой резинкой. Хвост заплетают в косу, которой оборачивается основание хвоста. Конструкцию фиксируют с помощью невидимок.
  • Верхние пряди, которые были отложены ранее, следует разделить прямым пробором и создать локоны. Для этого наматывают волосы в направлении снизу вверх на горячие щипцы. В результате получаются кудряшки и впечатляющие локоны в виде спирали, ниспадающие на шею.

Такая женская прическа 19 века, как и многие современные, требует закрепления лаком. Если вы хотите оказаться на выпускном балу в центре внимания, попробуйте творчески подойти к выполнению этой укладки. Можно для пышности применять валик, использовать многочисленные косы или сооружать из волос что-то вроде гнезда. Для того чтобы украсить прическу, применяют цветы (обязательно живые), заколки ярких цветов, перья и др. Однако здесь важно не переусердствовать: для такой прически должна быть характерна сдержанность и величавость.

Прически 19 века своими руками выполняют даже те девушки, которые не очень искусны в парикмахерском деле.

После Великой Французской Революции ветер перемен прошелестел и в дамских волосах. Эпоха громоздких напудренных париков и грандиозных причёсок ушла в прошлое. Впервые за европейскую историю женщины стали стричься так коротко.

После того как в 1790 г. актёр Тальма сыграл роль Тита в постановке вольтеровской трагедии «Брут», в моду вошла причёска «а-ля тит». Её тут же переняли дамы. На известном портрете мадам Рекамье кисти Давида можно видеть короткую причёску из кудряшек, свободно рассыпанных по голове и слегка подхваченных лентой.

Были и более радикальные причёски. Например, «дикарка», представляющая собой беспорядочную копну смятых и спутанных волос. Или причёска с жутковатым названием «а-ля виктим» (жертва), посвященная жертвам гильотины - с высоко подстриженным затылком и тоненькой красной лентой, символизирующей кровавый след от лезвия.

В начале XIX века волосы отпускают всё длиннее и длиннее, а причёска поднимается вверх. Подражая античности, волосы собирают на макушке или затылке в «греческий узел».

Большую популярность имеет и причёска «а-ля Нинон», скопированная с портрета куртизанки времен Людовика XIV: лёгкая завитая чёлка на лбу, над ней - горизонтальный пробор, а на висках - крупные локоны до плеч. Остальные волосы собирались на затылке в плоский шиньон с воткнутым страусиным пером.

В 1820-30-х годах причёски такие же вертикальные (в моде - грациозная шея и открытые плечи), однако от былой простоты и свободы не остается и следа. У висков выпускают несколько длинных закрученных прядей, а остальные волосы делят пробором и тщательно укладывают на макушке в высокий пуф самой причудливой формы. Особенно популярен т.н. «узел Аполлона» - в виде двух петель из косичек, навитых для устойчивости на проволочный каркас.

Более скромной была причёска «а-ля Клотильда», которая была на голове английской королевы Виктории во время коронации: две косички, обвитые вокруг ушей кольцами и закреплённые на затылке.

Букли и косички завивались так туго, что казались высеченными из камня. На ум поневоле приходил анекдот о постоянно улыбающейся девочке («А вы бантик ослабить не пробовали?»).

Т. Готье «Мода как искусство»:

«Оцените эти собранные на затылке узлы, локоны, витые косы, подобные рогам Амона или завиткам ионической капители! Разве сумел бы афинский скульптор или художник эпохи Возрождения расположить их с большим изяществом, выдумкой и вкусом?»

Добавьте к этому обилие украшений (жемчужных нитей, лент, цветов, гребней) и вы поймёте, как трудно было сохранить эти «архитектурные творения» во время энергичных бальных танцев. Несмотря на сложные причёски, выходить на улицу с непокрытой головой считалось неприличным, поэтому женщины носили широкие чепцы и капоры - казалось, что головка прелестницы едет в отдельном крытом экипаже.

Ещё одной модной тенденцией первой половины XIX века можно считать и то, что за долгое время брюнетки, наконец-то, потеснили блондинок. Для придания более тёмного цвета и блеска волосы смазывают маслом.

Джон Китс:

Темных локонов извивы, Словно лозы прихотливы, Вяжут пышные узлы: И за каждым клубом мглы, Будто тайны откровенье - Перлов дивное явленье.

В 1840-50-х годах на авансцену выходит скромная умеренная добропорядочная женщина. Соответственно, причёска тоже распрямляется и успокаивается. Узел сползает с макушки на затылок. Волосы расчёсываются пробором, низко спускаются вдоль щёк и укладываются сзади мягким узлом или пучком локонов.

Г. Флобер «Госпожа Бовари» (1856):

«Гладко причесанные черные волосы, собранные очень низко, спускались на щеки, касаясь кончиков длинных бровей, и, словно ласковыми ладонями, сжимали ее овальное лицо».

Иногда пряди заплетали в тяжёлую косу, которую аккуратно укладывали на голове.

Во второй половине XIX века женские причёски опять начинают усложняться. Тон в моде задаёт императрица Евгения - жена Наполеона III - большая поклонница стиля рококо. Модные укладки становятся хитроумной комбинацией из локонов, пуфов, кос и валиков. Обычно волосы зачёсывались и поднимались ото лба к затылку, после чего ниспадали сзади на плечи копной длинных завитков. Как следствие, в моду входят маленькие изящные шляпки, которые носили чуть ли не на лбу и крепили лентой не у подбородка, а на затылке - прямо под причёской.

Устроить всё это великолепие только за счёт своих волос было трудно, поэтому активно использовались чужие. Волосы скупали у крестьянок, собирали по католическим монастырям и тюрьмам. А некоторые дамы даже выпавшие у себя волосы подбирали и складывали в специальные вазы.

Остряки того времени шутили, что тонущую даму надо тянуть за платье, а не за волосы, иначе в руках может остаться одна лишь искусственная коса.

О. Генри «Дары волхвов»:

«- Не купите ли вы мои волосы? - спросила она у мадам. - Я покупаю волосы, - ответила мадам. - Снимите шляпку, надо посмотреть товар. Снова заструился каштановый водопад. - Двадцать долларов, - сказала мадам, привычно взвешивая на руке густую массу».

В 1876 году причёска стала более аккуратной, а в моду вошла пышная завитая чёлка, которую мы можем видеть у рыжеволосых красавиц с картин Ренуара.

Да-да, «светлые головы» вновь входят в моду. Тем более что к этому времени парикмахер Гуго, работавший при дворе императрицы Евгении, нашёл революционный способ обесцвечивания волос с помощью перекиси водорода. Другим важным изобретением стала плойка для завивки волос, изобретённая Марселем Грато в 1872 году. Её тогда нагревали от газовой горелки, поэтому, чтобы не спалить волосы, плойку предварительно подносили к бумаге.

На рубеже XIX-XX вв. идеалом женской красоты становятся т.н. «девушки Гибсона» - персонажи американского иллюстратора Чарльза Гибсона: безупречные, уверенные в себе и искусно манипулирующие мужчинами. Именно благодаря «девушкам Гибсона» вновь обретает популярность причёска «а-ля Помпадур» - зачёсанные назад волосы, высоко приподнятые и выступающие надо лбом в виде валика.

В начале XX века пышность женских причёсок достигает очередного апогея. В «Дамском журнале» за 1912 год даже писали, что городские управы запретили заходить в трамвай дамам, чьи причёски были усеяны колючими шпильками и булавками. Под стать причёскам были и огромные шляпы со страусиными перьями. Но прогремела Первая Мировая война и вернувшиеся с фронта мужчины не узнали своих женщин...

Причёски 19 века отличаются своей неординарностью и оригинальностью. В то время сделать такую укладку без чьей-либо помощи не представлялось возможным. Однако сейчас такие причёски значительно упростили, при этом не избавив их от определенного шарма и изысканности. Они заставляют своих обладательниц окунуться во времена принцев и принцесс даже в современном мире.

История причёсок 19 века

В 19 веке вся мода изменялась в достаточно короткие сроки, практически каждые 10 лет. Причём изменения были кардинальны. В начале века приветствовались длинные волосы золотистых и блондинистых оттенков, которые были достоянием любой леди. Причёски были неудобными, сложными, высокими, а тёмные цвета волос выжигались перекеият невероятно короткие, почти мальчишеские стрижки, закрученные в кудряшки.

Но к счастью, благодаря королеве Виктории, в 40-х годах в моду пришли легкие, естественные причёски . Популярность приобрели завитые свободно спадающие локоны, прямые проборы, элегантные пучки, аккуратные косы и интересные плетения. Также модно было собирать волосы не на макушке, а строго на затылке, открывая при этом шею. Самым любимым элементом стали косы, самых разных плетений. Они украшали голову дам не только на праздниках, но и в повседневной жизни.

Во второй половине 19 века первой законодательницей новой моды стала императрица Австрии Елизавета , которая в пышную причёску вплетала живые красивые цветы для придания ещё большего объема . Однако, причёски конца 19 века снова потерпели изменения. Это было вызвано обновлением фасонов платьев. Юбки стали уже и были собраны сзади. При таких нарядах старые стрижки смотрелись нелепо. Вся техника укладки волос стала сводиться к зачёсыванию волос на затылке.

Украшения по-прежнему не потеряли своей популярности, однако новшеством стало использование искусственных волос-шиньёнов.

Модные мужские стрижки эпохи

Что касается мужского стиля 19 века, то популярными на то время были высоко уложенные чёлки, но со временем их сменил короткий прямой пробор. Длина волос также уменьшалась, от модных длинных кудрей до очень короткой стрижки. В 20-х - 30-х годах также принято было сбривать усы и бороду, однако к 40-м годам растительность на лице снова становилась модной тенденцией.

Викторианская прическа своими руками

Аристократические старинные причёски всегда ассоциируются у современных девушек с балами и сказкой. В наше время ходить с такой причёской в повседневной жизни не представляется возможным. Однако, в случае необходимости можно всегда возродить эпоху европейской моды своими руками в домашних условиях благодаря современным приспособлениям и фантазии.

Для воссоздания прически понадобятся:

  • бигуди разных размеров;
  • плойка;
  • резинки, заколки;
  • аксессуары (сеточки, цветы, ленты);
  • лак для волос, мусс, пенка для укладки.

Для закрепления результата или устранения мелких недостатков при желании можно использовать жидкий воск для волос. Такие причёски выполняются только на абсолютно вымытые и идеально расчесанные волосы.

Основной частью укладок пушкинской эпохи являются кудри, завитые локоны, которые делаются при помощи бигудей или плойки и закрепляются шпильками и лаком для сильной фиксации. Очень естественно смотрятся спиралевидные локоны.

Простая укладка для длинных волос

Чтобы создать стильную прическу, нужно следовать простым инструкциям:

Элегантный пучок на затылке

Пучок, ставшим своеобразным символом конца 19 века, также можно сделать в несколько шагов:

Причёски пушкинской эпохи переделанные на современный лад прекрасно дополнят и освежат вечерний наряд. А их разнообразие и лёгкость в исполнении позволят практически любой представительнице женского пола, которая не имеет особых парикмахерских навыков, создать стильную и элегантную прическу.

По закону моды 1885 года сделать прическу в 19 веке было весьма просто. В России головные украшения и всевозможные безделушки, которые стоили очень дорого можно было и вовсе не использовать. Можно было даже причесаться одинаково как утром так и на бал. Разница составляла только лишь в использовании тех же самых украшений. Например, обычную повседневную лену заменяли цветами или же гребнями с бриллиантами или другими драгоценными камнями. Это только в случае бала.

В моде 19 века были очень распространены шиньоны. Приветствовались шиньоны из натуральных, а лучше всего своих волос, срезанных в какой-либо отрезок времени.
Причесывались так:
Очень просто - это было заплести волосы в косу и уложить аккуратно вокруг головы в виде прически. Шиньоны водружали на верху головы или спускали на затылок но так, чтобы прическа выглядела естественной.
Утром волосы обязательно покрывали сеткой. Это способствовало росту волос и обеспечивало им отдых. А также- просто заплетали в слабую косу и заплетали лентой под цвет утреннего неглиже.
Также широко применялись фальшивые завитые накладки, для того, чтобы закрыть лоб (челка) по нынешней моде. Свои волосы в челку не срезали. А накладки давали возможность сохранить свои волосы одной длины на случай, если челки выйдут из моды или же надоест.
После 16 лет носить распущенные волосы было дурным тоном. Предлагалось уложить волосы в косы и выставить косу сзади из-под шляпки. Также допускался и шиньон.

На вечерах, обедах, в театрах и на балу молодые девушки и очень молоденькие женщины носили спущенные косы по английски, схваченные у затылка пучком лент бантом или же веткой цветов.

Женщины 25-ти лет и несколько старше пристрастились к японским шиньонам, где волосы просто зачесывались наверх головы и укреплялись или черепаховым гребнем или же, что гораздо красивее шпильками разнообразнейших форм, украшенных камнями, эмалью, резьбой… Шпильки обязательно должны были подходить ук другим украшениям: браслетам, брошкам и пр…
Возрастным женщинам, а тогда считалось, что если женщине за 30 лет- это уже возраст значительный, когда черты лица теряли свою привлекательность, чистоту и свежесть советовали носить шиньоны более пышные нежели японские, которым увлекались молоденькие женщины. В данном случае голову должны были обвивать косы, идущие с верху и заканчивающиеся у шеи. А украшении в прическе должны быть умеренные.
Большое место уделяли гребням из чеканного золота или же с бриллиантами. Очень распространенным украшением также были живые цветы, которые вкалывались в прическу.
Пожилым женщинам следовало обрамлять лицо буклями и носить мантильи, прическу a la Maintenon, при которой возрастная женщина могла казаться еще вполне привлекательной.

Однако по тем временам дурным и отвратительным тоном считалось возрастным женщинам казаться слишком молодыми. По этой самой причине следовало возрастной женщине покрывать голову, плечи и руки

При выходе из театра или же из бальной залы молодым женщинам следовало накидывать на голову мантилью из тонкой белой шерстяной ткани. Мантилья - это испанское изобретение. Так же советовали пользоваться данным украшением в дни легкого нездоровья, когда следовало принимать посетителей дома. Это считалось гораздо лучше нежели обычный чепец.

Если лицо у женщины живое, веселое и она скорее блондинка или же светленькая, то советовали носить завитые волосы пришпиленные крепко, но как будто готовые упасть волной.
Аристократическим надменным лицам гораздо эффектнее было носить диадемы: коса положена немного вперед наверху головы.
Черные волосы причесывались гладко.
Очень белокурым советовали завивать волосы. А каштановым волосам весьма шла волнистость.
Золотисто-белокурым очень шли косы и крупные букли.

На ночь волосы прятали в сетку, отделанную кружевным рюшем с розетками и обязательно под цвет ночной рубашки и постели. Но лучше всего на ночь просто заплетать волосы в косу, завязав ее бантом из лент.

Раньше 50-ти лет не советовали надевать утренний чепец. Предпочтение лучше всего по утрам отдавать большим шейным платкам из тюля, отделанных кружевами. Такие платки рекомендовали как-бы небрежно набрасывать на голову.
После завтрака вдовы надевали куафюру из белых или же черных кружев. с отделкой из лент или же пучка цветов.
К вечеру головной убор меняли на более изящные шантильи с распущенными барбамии пучками перьев или цветов и бриллиантовыми булавками, сверкающими среди кружева.