Люди борющиеся за равноправие полов. Семейное равноправие мужчин и женщин: дети, дом, работа, измена

Почему я должен уступать место моей ровеснице?! Равноправие полов дает женщине возможность платить алименты и стоять в метро.

Общественное движение «Отцовский комитет» предлагает в случае развода требовать алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка с инициатора расторжения брака. Если же ребенок остается именно у него, то противоположная сторона просто освобождается от алиментов. Учитывая, что в России в роли инициатора развода, как правило, выступают женщины, многие обвинили членов комитета в желании снять с мужчин ответственность за детей, в большинстве случаев остающихся с матерями. «Лента» поговорила с основателем Межрегионального отцовского комитета Игорем Серебряным о спорной инициативе, а также о феминизме, проблемах христианского мира и феномене чернокожих лесбиянок-инвалидов.

Алименты и алиментщицы

«Лента»: Часто женщины подают на развод из-за семейного насилия, пьянства и безответственности мужей. Вы хотите освободить таких граждан даже от необходимости платить алименты на собственных детей?

Серебряный: Вы, скорее всего, не видели документ, а читали только то, что написали СМИ. Смысл нашего предложения заключается не в том, чтобы априори присуждать алименты той стороне, которая инициирует развод. Судебная процедура при расторжении брака никуда не денется.

И если во время судебного разбирательства выясняется, что один из родителей - неважно, мать или отец, мы специально не употребляем гендерные обозначения - подает на развод, и суд видит, что вторая сторона адекватна, это не наркоман, не алкоголик, не дебошир, не уголовник… Что развод происходит по каким-то чисто эмоциональным, не объективным причинам - вот в этом случае мы предлагаем запускать эту поправку. Зная, что есть такая норма в Семейном кодексе, они, может быть, еще сто раз подумают, стоит ли разбивать семью ради своих личных амбиций.

Но 80 процентов разводов в России инициировано женщинами. Давайте рассмотрим стандартную ситуацию: папа «умеренно» пьет по выходным в компании друзей, недостаточно хорошо исполняет родительские обязанности, и поэтому мать им недовольна (а не просто он ей «разонравился»). Согласно вашему предложению, если дети остаются у нее, то отец им ничего не должен.

Нет, вы делаете неправильные выводы. Что значит «недостаточно хорошо исполняет свои родительские обязанности»?

На субъективный взгляд матери.

Так для этого и происходит суд, чтобы исключить всякую субъективность. Если мать говорит, мол, вот он поздно приходит домой, то да се, пятое и десятое… Может, он не с друзьями пьет, а на трех работах работает! Жена будет доказывать свою точку зрения, а супруг покажет документы: вот, он работает на трех работах.

Вы считаете, много таких отцов, которые горбатятся на трех работах, а жены их несправедливо обвиняют?

Как основатель Межрегионального отцовского комитета я в основном именно с такими отцами и общаюсь. Сразу признаюсь: у меня нет объективной статистики, но за семь лет работы через нас прошло более трех тысяч человек. Это ответственные родители, которые звонят мне со слезами. Часто ли вы встречаете плачущего мужчину? А я с ними общаюсь каждый день. Они не видят за собой никакой вины, работают на трех работах, а жены в припадке депрессии, гормонального сдвига или еще чего-нибудь увозят от них детей.

Возможно, это частные случаи. Необходимо ли из-за них менять законодательство?

Три тысячи случаев, и по три-четыре в день нарастают… Это не частные случаи, это, скорее всего, мейнстрим.

Вы считаете, что в нашей стране реально существует проблема алиментщиц - женщин, которые выходят замуж только ради того, чтобы, родив ребенка, развестись и получать алименты?

Да, есть такая проблема. Это ясно как божий день. В интернете есть совершенно открытые сайты, где молодые красивые девушки (или посредники) абсолютно откровенно предлагают себя богатым мужчинам. По сути, это такая легализованная проституция, но девушки же на это идут - там очереди стоят, вся Россия стремится в Москву, к олигархам. Для чего они это делают? «Залетят» от этого олигарха и отсудят у него дачи, заводы и пароходы.

Проблема христианской цивилизации

Как вы считаете, сложившаяся ситуация с правами отцов (у нас или за рубежом) - это веяние времени или у отцов всегда было меньше прав на ребенка?

Вы верно заметили - «у нас или за рубежом». Мы дружим с «Канадской ассоциацией за равенство», с болгарским движением «Отцы за ответственное родительство». Эта проблема - общая для христианской цивилизации. На Западе ее спровоцировала в 1920-е годы волна феминизма. В СССР это началось после прихода к власти большевиков, которым патриархальная семья была экономически и политически враждебна - им по своим причинам нужно было эту ячейку общества растащить. При Сталине эта политика была совершенно официальной и открытой. Материнство и детство провозглашалось священной коровой государства.

Но с тех пор много воды утекло.

А это до сих пор никуда не делось. Везде есть комната матери и ребенка, есть понятие «материнский капитал», есть комитет по делам женщин, детей и семьи. Но видели ли вы где-нибудь в стране комнату отца и ребенка? Слышали что-нибудь об «отцовском капитале»? Нет комитета по делам мужчин и отцов. Есть партия «Женщины России» (да их тьма вообще, мамашкиных). А отцовских организаций мало, мы - первые ласточки.

В России целенаправленная и коварная государственная политика выбивала мужчин из социальной жизни, поскольку мужчины более настроены бунтовать… Вообще, в России, по сути, - матриархат, причем официально. В огромном количестве документов говорится о роли матери и женщины. Их мы насчитали около 40, и ровно ноль документов, где бы говорилось хоть слово о правах мужчины, отца.

На ваш взгляд, следует придерживаться традиционных ценностей? Мужчина - добытчик, женщина - хранительница семейного очага.

Я бы сказал, что как раз наоборот. То, что вы говорите, - это навязанные идеологические схемы, придуманные наверху. Если мы возьмем биологический и социальный аспекты, то мужчина гораздо лучше приспособлен для воспитания детей, чем женщина. Женщина, чисто биологически, нужна ребенку на период грудного вскармливания. Но после этого основной аспект его воспитания - не кормление, а социализация. Даже самые оголтелые феминистки не будут спорить с тем, что это гораздо лучше получается у мужчин. Просто потому, что они более включены в общество, психологически более уравновешенны, адекватнее.

Так уж адекватнее?

Я практически не видел - а у меня взгляд наметанный - мужчин, кроме откровенного быдла, которые бы кричали на своих детей. Матери это делают через одну. Едешь в метро, идешь по улице - постоянно слышишь дикие вопли. Оборачиваешься - мать тянет ребенка за шиворот. С кем, по-вашему, ребенку спокойнее и комфортнее?

В идеале было бы хорошо, чтобы женщина шла в декретный отпуск на время беременности и вскармливания ребенка, а мужчина содержал бы ее в это время. Но затем было бы неплохо поменять их местами - пусть женщина идет работать (они же плачут, что из-за детей не могут делать карьеру). Особенно это важно для мальчиков, которым нужна мужская ролевая модель.

Если у вас такие взгляды, то разве вам не импонирует шведская модель общества? Там на государственном уровне отцов стимулируют брать декретный отпуск.

Не знаю ничего конкретно насчет Швеции, но, в принципе, это то, о чем я говорю.

Патриархальное общество и феминистки

Вам не кажется, что сложившаяся в России ситуация как раз обусловлена стереотипами патриархального общества?

О том и речь. Но в современном постиндустриальном обществе нет четкого распределения ролей. Стучать по клавишам компьютера могут и мужчина, и женщина. Потому я и призываю не говорить «мать и отец», а говорить «родители». В Москве землю пахать и шпалы класть не надо. Почему мы по-прежнему оставляем матерей с детьми, хотя отцы лучше могут их воспитывать?

Тогда непонятно, чем вам не нравятся феминистки, которых вы во всем обвиняете?

Конфликт с феминистками заключается в том, что мы, как и «Канадская ассоциация за равенство», выступаем за равенство прав и обязанностей полов. А феминистки ратуют за матриархат, за мужское рабство, никаких обязанностей у женщины, только права.

Вы полагаете, что феминистки выступают за матриархат, а не за равенство полов?

У тех феминистов и феминисток, с которыми я беседовал, такое впечатление, что с консерваторией не все в порядке (опять же, может, я не с теми общался). То ли у них сексуальные проблемы, то ли их каток в детстве переехал, но с ними невозможно дискутировать серьезно, у них нет внятной аргументации. С той же Марией Арбатовой, если мы встречаемся на телевидении, я через две минуты сворачиваю разговор. Невозможно разговаривать с оппонентом, чья аргументация состоит в том, кто кого перевизжит.

По-вашему, у наших женщин намного больше прав в плане материнства и воспитания детей, чем у мужчин. А какова ситуация в целом в смысле равенства полов?

В любом смысле.

Поясните, что вы имеете в виду.

Например, у нас в метро написано, что нужно уступать места женщинам, инвалидам и пассажирам с детьми. Почему я должен уступать место, к примеру, моей ровеснице, не больной, не беременной?

Вообще-то, «беременным женщинам, пожилым людям, инвалидам и пассажирам с детьми», а не просто женщинам.

Значит, мужчинам с детьми тоже нужно уступать! В той же Америке или Канаде женщина тебя просто не поймет, если ты ей уступишь место, она обидится.

Угнетенный белый мужчина

За что же борются ваши западные коллеги, если у них все в порядке?

Канадцы борются за права мужчин. На Западе, в Северной Америке, самая угнетенная социальная группа - белые мужчины средних лет.

На основе чего делаются такие выводы?

Существует официальная политика обратной дискриминации. При рассмотрении кандидата на любую вакансию приоритеты распределяются в таком порядке: инвалиды, цветные, представители коренного населения, женщины, представители нетрадиционной сексуальной ориентации. Белые мужчины-гетеросексуалы оказываются шестыми в очереди.

Но эти квоты вводят, чтобы решить проблему социального неравенства. Иначе здорового белого мужчину первым возьмут на работу, в соответствии с устоявшимися социальными практиками. У остальных будет очень небольшой шанс получить это место - как это и было до недавнего времени.

Не соглашусь, любое квотирование приводит к деградации общества и экономики. На работу возьмут не того, кто лучше выполняет свою функцию, а какую-нибудь чернокожую лесбиянку-инвалида, которая ни бе ни ме…

Почему же ни бе ни ме? Вы считаете, что среди чернокожих лесбиянок-инвалидов не может быть квалифицированных профессионалов?

Вполне может.

Но многим таким людям отказывают, ведь есть здоровый белый мужчина, умеющий делать то же самое. Существует же масса социологических исследований, которые показывают, что в отсутствие регуляций работодатель при прочих равных делает выбор в пользу здорового белого мужчины, а не представителя меньшинств.

Я не видел таких исследований, не могу комментировать.

Беседовал Михаил Карпов, Лента

феминистская трактовка равенства предполагает, что мужчины и женщины должны иметь равные доли в социальной власти, равный доступ к общественным ресурсам. Равенство полов не является тождеством полов, тождеством их признаков, характеристик. Говорить о тождестве не позволяет, как минимум, различная роль в воспроизводстве.

Термин эгалитарность (в данном случае синоним термина равенство полов) претерпел как минимум четыре этапа трансформации. Первичной была идея абсолютного равенства между людьми как образца социально-справедливого общества. Историческое развитие показало, что такая концепция утопична. И если существовали "общества равных", то это равенство достигалось при общем понижении социального статуса его членов в рамках деспотичной распределительной системы ценой потери индивидуальности личности, устанавливалось так называемое "равенство в несвободе", равенство на низком уровне человеческого развития, равенство в удовлетворении минимальных потребностей при подавлении желания расширить круг потребностей и уничтожении ярких личностей в обществе. Идеи подобного "уравнивания" женщин и мужчин также имеют печальные примеры реализации. Вовлечение женщин в тяжелые виды труда, "двойное бремя" нагрузки на женщин, появление "соломенных" сирот - брошенных детей (когда в молодой и немолодой Советской Республике детей сдавали в ясли с первых месяцев их жизни). И самое примечательное - массовая попытка женщин сломать свою женскую идентичность, приняв мужское поведение и мужские правила игры за равенство с мужчинами. И это притом, что равенство в оплате труда мужчин и женщин так и не наступило. Равенство, таким образом, трактовалось как подгонка под мужской тип характера, тип профессий, тип образа жизни, что привело к нелепым результатам в силу существующей разницы между мужчинами и женщинами.

Вторым этапом в понимании термина равенство было осознание необходимости равенства прав всех граждан демократического общества. Реализация этого безусловно прогрессивного принципа общественного развития показала его несостоятельность и слабость с точки зрения осуществления прав отдельных маргинальных (см. Маргинальность) групп (женщин, национальных меньшинств и т. д.).

Отсюда возникновение третьего этапа трактовки эгалитарности в общественном развитии. Равенство прав граждан соизмерялось теперь с равенством возможностей к осуществлению этих прав. Появляются концепции позитивной дискриминации и равного старта. При существовании (гендерной) дискриминации в обществе равные права не предоставляют равных возможностей дискриминируемой группе (женщинам). Система привилегий для такой группы позволяет "уравнять шансы", предоставить равный старт дискриминируемой и не дискриминируемой группам. Создание и реализация такой системы называется позитивной дискриминацией.

В развитие понятия равенства феминистки внесли существенный вклад на каждом этапе становления этого термина. Однако ощущение "недосказанности" в концепции равенства с точки зрения построения общества, свободного от гендерной дискриминации, присутствует и в последней трактовке эгалитарности. Мы продолжаем действовать в рамках "мужского" общества, в котором женщин подгоняют под эталон (норматив) мужских черт характера, сфер деятельности, профессий. "Мужские" нормы присутствуют как в образцах лидерства и управления, так и в образцах большинства окружающих нас вещей и предметов, рассчитанных на среднестатистического человека мужского пола.

Четвертым этапом в развитии понятия эгалитарность должно стать признание равенства самоценности, самоощущений, самоидентификации мужчин и женщин наряду с соблюдением равенства прав мужчин и женщин. Самоценность женщин (анормальной группы с точки зрения патриархатного общества) должна быть признана обществом. Это снимет проблему иерархии различий мужчин и женщин. Ценны и "мужские", и "женские" черты характера, сферы деятельности. Ценны все: матери, жены, отцы, мужья, работники и работницы, медсестры и доктора, и т. д. Ценность личности, принадлежащей к определенной социальной группе, должна признаваться не только в декларируемых лозунгах, но и быть оценена реальной общественной мерой - платой за тот или иной труд индивидов того или иного качества. Например, проблема профессиональной сегрегации по признаку пола должна решаться не путем (или не только путем) внедрения женщин в ранее "неизведанные" профессии, но и посредством адекватного, равноценного признания "женских" профессий и "женских" сфер деятельности. При таком подходе отпадает необходимость в системе льготного режима для определенных социальных групп, в заботе о равенстве возможностей.

За последние сто лет женскому полу удалось добиться довольно больших успехов в тех вопросах, которые касаются равноправия полов. Женщины теперь имеют право получать достойное среднее и высшее образование, работать, занимать высокие посты и голосовать. Но вместе с этим возникли некоторые нерешенные до сих пор вопросы, которые остаются актуальными.

В теории равноправие полов – это, конечно, весьма прекрасно, но на практике все обстоит не так уж радужно. Например, взять обыкновенную российскую женщину. Она работает, так же, как и мужчина, иногда даже и больше, при этом зарабатывает столько же, а иногда и меньше. При этом никто не снимал с нее домашних обязанностей и не отменял так называемых "женских дел", таких как: уборка, приготовление пищи, стирка, забота о детях и прочее. В результате всего этого женщина довольно быстро устает, чувствует себя обессиленной и совершенно вымотанной и порой задается вопросами: "Кому нужна эта эмансипация?", "Надо ли нам вообще равноправие между мужчиной и женщиной?".

Действительно, если задуматься, нужно ли нам равноправие, что оно нам дает, помимо дополнительных хлопот и обязанностей? Попробуем разобраться в этом, "докопаться" до сути этих вопросов.

На рубеже XIX-XX веков борьба за равные права женщин и мужчин стала набирать обороты и наконец начались активные действия. Хотя данная тема поднималась гораздо раньше, еще в 1791 году вышла известная всем книга Олимпии де Гуж под названием "Декларация прав женщины и гражданки". Примерно через полвека, в июле 1848 года произошло важнейшее событие: 2 активистки, Лукреция Мотт и Элизабет Стэнтон, организовали в штате Нью-Йорк, в Сенека Фоллз первую в мире конференцию, которая была посвящена правам женщин. Именно тогда приняли "Декларацию чувств", которая была подписана 68 женщинами и 32 мужчинами. Эта декларация по своей сути – некий список претензий представительниц женского пола к обществу, и в частности к представителям мужского пола.

Боролись женщины за то, чтобы у нас у всех было право самостоятельно распоряжаться материальными активами (открывать банковские счета, управлять бизнесом и собственностью), получать достойное образование и иметь возможность занимать соответствующую своим знаниям должность, разводиться с мужем по собственной инициативе. Мы все так привыкли к тому, что имеем возможность все это самостоятельно делать, что не придаем этому большого значения, а еще не так давно женщины не имели права на такие, казалось бы, элементарные действия.

Конечно, всю историю борьбы женщин за равноправие пересказывать нет смысла, при желании ее можно изучить отдельно. Главное – это понять и осознать, сколько усилий и времени пришлось потратить женщинам для того, чтобы их наконец признали полноценными, полноправными членами общества. Дело даже не в формальном признании прав и свобод женщин, а в самом отношении к представительницам прекрасного пола.

Естественно, благодаря эмансипации женщины всего мира (за исключением некоторых стран) стали более независимы и свободны, увереннее чувствуют себя в обществе. Однако при этом изменились и отношения с представителями сильного пола. По официальной статистике 64% россиян считают, что в стране женщины и мужчины имеют абсолютно равные права, 19% населения убеждены в том, что у мужчин больше прав. Но, как бы нам того не хотелось, до реально равных прав мужчин и женщин еще очень далеко.

На сегодняшний день женщины имеют право учиться, голосовать, разводиться, работать и естественно, они отвечают за все связанные с этим обязанности, а также сохранились и привычные домашние (бытовые) дела и обязанности. При этом возникают неловкие ситуации, связанные с равноправием полов. Например, оплатить счет напополам – это нормально или должен оплачивать мужчина? Раньше все было предельно ясно и понятно: женщина – полностью зависимое и слабое существо, которое надо оберегать, защищать и обеспечивать. А как же быть теперь, когда женщина имеет возможность свободно работать и строить карьеру (при этом она может быть гораздо успешнее мужчины), управлять своим бизнесом, занимать руководящие должности?

Получив право вести активные действие на "территории мужчины", женщины вынуждены постоянно соревноваться с мужчинами и каждый раз доказывать, что женский пол ничем не хуже, не слабее и не глупее мужского. Для этого, конечно, приходится развивать некоторые мужские качества, такие как: настойчивость, лидерство, решимость, ответственность. Все это само собой исключает сценарий классического развития отношений между женщиной и мужчиной.

В то же время мужчины в сложившейся ситуации также испытывают некоторый дискомфорт. Там, где они полностью властвовали, сферы их доминирования теперь приходиться делить, а для того, чтобы приспособиться к новым условиям, им приходится развивать в себе качества характера, больше присущие женщинам. Например, уступчивость, способность пойти на компромисс, лояльность и другие.

То, что происходит на данный момент в обществе, можно назвать трансформацией гендерных стереотипов. Этот процесс изменений и корректив еще не закончен, для этого понадобится не так уж мало времени. Должны сформироваться и выработаться новые нормы и модели поведения, как в обществе, социуме, так и в семье, между партнерами в браке.

Парадокс ситуации, которая сложилась в данное время, заключается в том, что женщины, играя на поле мужчин, по их же правилам, которые они усвоили и приняли, по-прежнему хотят, чтобы к женскому полу относились по-особенному, с поблажками и привилегиями. А когда мужчины взаимодействуют с женщинами на равных, то это вызывает массу возмущений и недовольства. Женщинам по-прежнему хочется, чтобы мужчины оплачивали счета, прилично зарабатывали и обеспечивали семью. При этом также есть мужчины, которым хотелось бы, чтобы их жёны не работали, а занимались исключительно домом и семейными делами, а они в свою очередь готовы полностью обеспечивать все условия для хорошей жизни.

Невзирая на то, что женщины и мужчины продолжают соперничать не только в отношении прав и свобод, а и в манерах поведения, внешности, наметилась и несколько иная тенденция. Некоторые женщины, почувствовав все возможности независимости и полностью свободной жизни, захотели вернуть все как в "старые, добрые времена". Согласно статистике две современные, работающие женщины из трех хотели бы бросить работу и быть просто женами и мамами. Также, 58% мужчин и 54% женщин придерживаются мнения, что женщина, которая стала мамой, не должна работать.

Лондонская школа экономики провела исследование, результаты которого показали, что семьи с традиционным распределением обязанностей (он работает, она занимается домом и детьми) достаточно нестабильны и распадаются гораздо чаще, чем равноправные браки (оба работают и оба занимаются бытом).

В современном обществе существует много разногласий и недосказанности, но хорошо то, что нет определенных стандартов поведения, нет норм, определяющих правильность или неправильность поведения в принципе и каких-то конкретных поступков. Хотя, конечно, многими по-прежнему руководят стереотипы. Поэтому вопрос о равенстве полов и обязанностях каждой из сторон зависит только от вашего личного понимания и отношения к этому. В нашем мире женщины могут быть как приверженцами классической, традиционной модели отношений между мужчиной и женщиной, так и яркими представительницами феминистического направления. Хорошо то, что как мужчины, так и женщины сейчас свободно могут выбирать то, как им жить и строить свои отношения.

По сути, именно в этом и заключается равноправие полов, которое в данном смысле определенно необходимо. У всех женщин однозначно должно быть право добиваться финансовой независимости и строить карьеру, если есть такое желание. Или наоборот, посвятить себя заботам о семье и домашним хлопотам, если женщина считает именно это своим истинным предназначением. Самое главное, это понять свои реальные потребности и желания и следовать им. Строить свою жизнь надо не в угоду общественным ценностям и мнению окружающих, а соответственно своим личным принципам и убеждениям.

Брак, семья и вообще любые отношения должны приносить удовольствие и положительные эмоции обеим сторонам. У всех должна быть возможность реализовать свой потенциал. И вовсе неважно кто именно из супругов обеспечивает семью, а кто занимается бытовыми вопросами, главное, чтобы это было выгодно и удобно обеим сторонам.

Равенство людей - одна из тех проблем, которую на протяжении последних столетий пытается решить человечество. Сначала мы избавились от рабства и крепостного права, провозгласили всех людей - независимо от цвета кожи, национальности и религии - свободными, обладающими одинаковыми правами. Когда определённый баланс в обществе был достигнут, своё место под солнцем начали отстаивать женщины. Они выступали за гендерное равенство, т. е. равноправие полов, и многие, в том числе и представители сильной половины человечества, их поддержали. Сегодня дамы не менее образованны, умны и целеустремлённы, нежели их вторые половинки. Так почему же некоторые мужчины до сих пор считают, что место женщины - исключительно на кухне? Попробуем разобраться.

Сильная женщина - продукт эпохи

И это действительно так. Согласитесь, в далёкие времена первобытнообщинного строя роли были распределены самой природой. Мужчины, обладающие более крепким телосложением и железной волей, ходили на охоту и обеспечивали свою избранницу и детей едой, защищали их, оберегали. Женщины воспроизводили на свет потомство и охраняли домашний очаг, готовили еду и ухаживали за главой семьи. С тех пор фактически ничего не менялось. Вплоть до конца XVIII века у представительниц слабого пола не было другого выхода, кроме как быть кухаркой, прачкой, уборщицей и куртизанкой. Большего от них не требовалось, на какое-то время это всех устраивало.

Но со временем часть женщин взбунтовалась. Им надоело, что ими физически и морально помыкают мужчины - такие же люди, как они. Прекрасный пол сумел получить доступ к школам и университетам, добился права выходить замуж по любви, а не по желанию родителей, начал работать, обеспечивать себя и своих детей. Гендерное равенство начинало потихоньку зарождаться. Причин этому было несколько. Во-первых, долгие годы унижений, ущемления в правах и свободах провоцировали женщин на радикальные меры, лишь бы вырваться из "полового" рабства. Во-вторых, мужчины уже не являлись теми сильными и бесстрашными "добытчиками", которые обеспечивали семью и в случае чего могли защитить от врага. Они могли себе позволить завести другую жену, бросить детей, не работать... Женщины понимали, что и сами могут вполне справиться с новой для себя ролью - быть главой семьи. Сначала от безысходности, а потом и просто от осознания того, что они ничем не хуже мужчин.

Первые ласточки

Проблема гендерного равенства особенно остро возникла в конце XVIII века. Женщины начали требовать уравнять их в правах с мужчинами. Социальный прогресс шагал семимильными шагами, на смену монархии и отголоскам феодального строя приходила демократия, улучшалось общее благосостояние... Сигналом к действию послужила Французская революция. В 1789 году радикальные идеи распространялись не только в Париже, а и во всех уголках Европы. В Лондоне, например, Мэри Уолстонкрафт написала и издала "Обоснование прав женщин", а француженка Олимпия де Гуж - "Декларацию прав женщин". Постепенно, можно сказать, по крупицам представительницы слабого пола добиваются признания своих прав, в частности юридических: возможности владеть и распоряжаться имуществом, а также судьбой собственных детей. Двери престижных вузов в Кембридже и Оксфорде для них по-прежнему оставались закрытыми, но дамы не унывали и не терялись. Желание развиваться было настолько велико, что женщины начали сами открывать университеты и колледжи, которые дали путевку в жизнь первым дипломированным специалистам-врачам в США и Великобритании.

Пока представительницы высших слоёв общества пытались решить гендерный вопрос в области качественного образования и достойного трудоустройства, их сёстры из более бедных сословий работали в ужасных и тяжёлых условиях на заводах и фабриках. Нет, независимость и самоуважение в этом случае не были их целью - они просто пытались выжить и заработать детям на кусок хлеба. Взирая на эту несправедливость, женщины-реформаторы поняли, что ключевым фактором решения проблемы станет избирательное право. А за него нужно бороться. Первые кампании стартовали в середине XIX века в Лондоне и Вашингтоне. Однако успехов в Америке борьба не принесла. В отличие от более продвинутых в этом плане Новой Зеландии, Австралии, Норвегии и Финляндии, где слабый пол обрёл политическое право голоса ещё до Первой мировой войны.

Рождение феминизма

Когда в 1914-1917 годах Европу терзали военные баталии, гендерное равенство отошло на второй план. Женщины забыли о своих принципах и всеми силами помогали мужчинам на фронте и в тылу. Но уже в 60-х годах XX столетия борьба возобновилась с новой силой. В Соединённых Штатах Америки было сформировано Движение за права женщин, которое вскоре перекочевало за океан и захлестнуло европейские страны. Феминизм - так назвали его люди во всём мире. Оно привлекало внимание социума не только попытками решить вопросы равноправия, но и выносом на всеобщее обсуждение таких проблем, как легализация абортов и сексуальное насилие.

Феминистки добились принятия ряда законов во благо женщин: теперь они могли наравне с мужчинами устроиться на работу и получить достойную оплату труда. Правда, гендерная теория не так скоро смогла воплотиться в жизнь на практике. Только в 90-х годах прошлого века движение кардинально изменило устоявшиеся взгляды общества, но до полной победы всё равно ещё очень далеко. Во-первых, некоторые люди очень критически смотрят на лозунги феминисток. Многие мужчины и даже часть женщин по-прежнему считают, что прекрасный пол не настолько умён, чтобы занимать высокие посты в правительстве или даже просто руководящие должности. Во-вторых, если в Европе и США дамы, которые содержат семью или баллотируются в президенты, уже не вызывают удивления, то в некоторых странах, особенно мусульманских, женщины лишены даже элементарных прав.

Суть гендерного равенства

Многие люди до конца не понимают значение этого понятия. Гендерная социология описывает его как возможность представителей обоих полов на равных правах принимать участие в различных сферах частной и общественной жизни. Равенство в этом случае не стоит рассматривать как антипод половому различию - скорее, оно являет собой противоположность гендерному неравенству. Его суть - доказать, что и мужчины, и женщины имеют одинаковые права на трудоустройство, образование, голосование, самореализацию и так далее. Гендерное неравенство, которое продолжает процветать в разных сферах жизни, требует постоянной борьбы с этим негативным и нецивилизованным явлением.

Что касается гендера, то этот термин социология относит к ролям обоих полов, которые получены ними ещё при рождении. Они зависят всегда от конкретных обстоятельств: политических, социальных, экономических, культурных. На роли влияют расовая, классовая и этническая принадлежность, возраст, сексуальная ориентация и даже полученное воспитание. Если биологическая половая суть человека остаётся стабильной, то гендерные роли могут меняться в зависимости от вышеупомянутых факторов. В последнее время к ним присоединилось и влияние информационных технологий, пропаганда СМИ и трансформированные культурные традиции.

Стереотипы

Навязанные обществом правила поведения уже давно надоели представителям и сильного, и слабого пола. Сложилось мнение, что если ты мужчина, то обязательно должен быть агрессивным, сильным, твёрдым, предприимчивым и доминантным. Одновременно женщина - заботливой, уступчивой и милосердной. Но это не что иное, как гендерная дискриминация. Почему глава семьи не может быть мягким? В принципе, он может, но тогда на него моментально повесят ярлык подкаблучника, неудачника или даже гея. В нашем обществе мужчинам запрещено плакать и жаловаться на судьбу, иначе на них поставят крест как на сильном самце и кормильце. Хотя это нарушение его прав: пусть невзначай проронит слезу, если есть такая необходимость, качества лидера от этого не пострадают.

Это же касается и женщин. Если она немного повышает голос и пытается разобраться в ситуации, её тут же нарекают скандалисткой. Принято, что представительницы слабого пола постоянно устраивают истерики, поэтому любое проявление эмоциональности сразу же подпадает под это понятие. Гендерные характеристики полов - не только их способность проявлять чувства, это также самооценка, которая у женщин, в силу навязанных стереотипов о слабости её пола, всегда находится на низком уровне. Исследования доказали, что сами девушки-студентки всегда ниже оценивали свои диссертации, чем те, которые сделали их коллеги-парни. Хотя такое суждение было в большинстве случаев несправедливым и безосновательным. Обществу давно уже пора начать бороться со всеми стереотипами и навязанными принципами и характеристиками, так как каждая личность индивидуальна и неповторима.

Образование

Гендерная социология делает акцент на правильном воспитании мальчиков и девочек. Цель - обучить детей основным правилам создания равного общества, уметь преодолеть навязанные стереотипы, сотрудничать с противоположным полом и уважать друг друга. Просвещать чадо нужно с пелёнок. Например, показывайте на собственном примере, что девочка не должна сидеть и плакать, если её обидели. Пусть малышка занимается единоборствами, так она научится защищать себя и своих близких. В результате будущая женщина станет уверенной в себе, что также отразится и на её способности идти по карьерной лестнице и преодолевать неудачи в личной жизни. Что касается мальчика, то его следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. С детства привыкнув мыть посуду и выносить мусор, он не будет воспринимать свою жену как служанку. Равноправие в данной семье будет соблюдено.

Гендерная теория гласит, что подобное образование не ограничивается домом, школой или работой. Процесс саморазвития в этой сфере продолжается всю жизнь. Только переступив через собственный эгоизм и желания, поборов исторически сложившиеся принципы и навязанные стереотипы, мы сможем достигнуть успеха на этом нелёгком пути.

Нарушение прав женщин

В первую очередь это бытовое насилие. Будучи более крепкими и подкачанными, мужчины пользуются этим преимуществом, часто ним злоупотребляя. По последним данным, в странах Европы от 20 до 50 процентов жён, дочерей, сестёр терпят домашнее насилие. Одна из пяти женщин подвергается не только избиению, но и изнасилованию. Гендерная дискриминация проявляется во всей красе при собеседовании во время приёма на работу, недаром в анкете или резюме до сих пор используется графа "пол". Владельцы компаний и начальники отдают предпочтение кадрам-мужчинам: они, по их мнению, более дисциплинированы и трудолюбивы, не уходят в декрет и не берут больничных, чтоб посидеть с ребёнком, у них аналитический склад ума и в поведении присутствует логика. Знайте: это очередной миф. И, конечно, нарушение прав женщин. Многие из них способны обойти своих коллег-мужчин как в продуктивности труда, так и в его качестве.

Во многих странах женщина до сих пор не воспринимается как полноценный член общества. В Саудовской Аравии им запрещено голосовать и даже садиться за руль, в Йемене они не могут свидетельствовать в суде, им нельзя покидать дом без разрешения мужа. В Марокко изнасилованная женщина считается не жертвой, а виновницей происшедшего. Права представительниц прекрасного пола также наиболее часто нарушаются в Мали, Мавритании, Чаде, Сирии, Пакистане, Иране и других странах Африки и Ближнего Востока.

Нарушение прав мужчин

Как бы нелепо это ни звучало, но сильный пол также часто страдает от ущемления своих прав. Гендерный тип мужчин предусматривает доминантные поведенческие реакции. Несмотря на это, главы семейств также поддаются насилию со стороны женщин: моральному и физическому. Встречаются и случаи сексуального надругательства, правда, обычно их регистрируют среди однополых заключённых. Часто мужчины говорят, что обязательный призыв в армию - также нарушение их прав и свобод. И с этим можно согласиться: любые насильственные действия человека, общества или целого государства по отношению к отдельной личности подразумевают её дискриминацию. Маленьким нарушением прав представителей сильного пола является и предубеждение, что они должны во всём уступать женщине. Гендерное общение между полами предусматривает, что именно мужчины обязаны говорить комплименты, дарить подарки и расплачиваться за свою спутницу в ресторанах. Что также несправедливо, особенно если эти двое одинаково работают и зарабатывают.

Мужчин также часто ограничивают в отцовских правах. После развода суд на стороне матери: ребёнок всегда остаётся с ней, если она не алкоголичка, наркоманка или умалишённая. Представители сильного пола не имеют репродуктивных прав, они не решают, стать им отцом сейчас или позже. Всё исходит от желания женщины: если она хочет младенца, она сохраняет беременность, в противоположном случае - делает аборт. И часто голос партнёра не имеет большого значения. Нарушение прав сильного пола прослеживается и в том, что они позже выходят на пенсию, получают более длительные тюремные сроки. Женщины сейчас запротестуют: мол, они сильнее и выносливее, поэтому и существует такая тенденция. Но противники феминистического движения тут могут возликовать и ухмыльнуться: если дамы всю жизнь борются за равноправие, то оно должно чётко соблюдаться во всём и при любых обстоятельствах.

Торговля людьми и их органами

Что касается этой категории нарушений прав человека, то здесь в одинаковой мере страдают и женщины, и мужчины. Поэтому о ней стоит поговорить отдельно. Каждый год регистрируют миллионы случаев кражи взрослых и детей: их продают в сексуальное или трудовое рабство, в целях изъятия органов. Часто жертвы сами идут на осознанный риск, любыми способами пытаясь выехать за границу. Они подписывают сомнительные контракты и оказываются в борделе или в руках у рабовладельца. Причины негативного явления стары, как мир: бедность, необразованность, безработица, аморальность и жадность.

Гендерное неравенство проявляется даже в этой общей, казалось бы, проблеме. Ведь при поисках потенциального раба злоумышленники в большей мере склонны выбрать женщину - молодую, здоровую, красивую. Она не только сможет работать, но и предоставит сексуальные услуги. Что касается продажи людей на органы, то тут чаще всего выбор падает на детей и подростков с юным и сильным организмом, у которых отсутствуют хронические болезни. С этими преступлениями непосильно борются правоохранительные органы, создаются специальные службы и комиссии, подписываются декларации и петиции, но на данный момент искоренить его не представляется возможным.

Нормативные документы

Равенство женщин и мужчин уже давно стало одной из главных проблем современного общества. С целью исправить эту оплошность проводятся всевозможные заседания и конференции. Первая была организована ООН в Мехико в 1975 году. На ней достигли большого прогресса в плане решения вопроса относительно расширения имеющихся на данный момент женских прав. Также был создан специальный Фонд развития, главным заданием которого стало финансирование всех нововведений в данной сфере.

Гендерное равенство послужило основой "Женской конвенции", подписанной с целью ликвидации всех форм дискриминации слабого пола. Это международный документ, имеющий юридическую силу и обязывающий государство охранять права прекрасного пола, защищать их от разного рода ущемлений и унижений. Приняли декларацию в 1979-м, но только спустя два года она вступила в законную силу.

Цель документа - искоренить ограничение свобод и прав женщин в любой сфере жизни, независимо от их семейного положения, цвета кожи или религиозных убеждений. Страны, которые его подписали, обязаны периодически отчитываться перед ООН о результатах проведенной работы.