Кризис 3 х лет у ребенка гноятся. Кризис трех лет

Возрастные кризисы – это неизбежная стадия развития и взросления ребенка. Это своего рода переломные моменты, во время которых происходит переоценка всех прежних ценностей, переосмысление своего я и отношений с окружающими. Одни из таких моментов является кризис 3 лет.

Кризис трех лет – особенности

Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего возраста, малыш начинает осознавать, что он личность. Кроха понимает, что он такой же как и другие люди. Это проявляется возникновением в речи слова «Я». Если ребенок раньше без проблем говорил о себе в третьем лице, называя себя по имени, например, произносил: «Саша хочет кушать», то теперь это происходит все реже и реже. Теперь при взгляде на свое отражение в зеркале или фото, он с уверенностью произносит: «Это Я». Кроха начинает воспринимать себя как самостоятельного человека, имеющего свои особенности и желания. Вместе с этим осознанием и приходит кризис трех лет. Некогда ласковый милый малютка в это время может сильно измениться и превратиться в упрямого и капризного «нехочуху».

Кризис 3 лет у ребенка – основные признаки

Осознание своего «Я» у крохи начинается под воздействием, с каждым днем возрастающей, практической деятельности. Именно поэтому в данном возрасте от него можно все чаще услышать «я сам». В этот период ребенком движет не только желание больше узнать и освоить что-то новое, теперь для него окружающий мир становится сферой самореализации, где он проверяет свои силы и испытывает возможности. Кстати, это тот момент, когда у ребенка возникает самолюбие, являющееся одним из наибольших стимулов к самосовершенствованию.

Новое осознание своей личности проявляется еще и в стремлении подражать взрослым и быть во всем на них похожим. Малыш, желая доказать свое равенство со старшими, может пытаться делать то же, что и они – самостоятельно причесываться, обуваться, одеваться и т.д, а также вести себя подобно старшим, отстаивать свои мнения и желания. Кроме этого происходит перестройка социальной позиции, меняется отношение не только к себе, но и к близким и даже посторонним людям. Основные мотивы поступков крохи все чаще зависят не от мгновенного желания, а от проявления личности и отношений с окружающими.

Отсюда нередко возникают новые линии поведения, которые и являются признаками кризиса трех лет. К ним относятся:

  • Упрямство . Высказав какое-либо желание или мысль, малыш будет стоять на своем до последнего, причем, даже если это самое желание у него уже давно пропало. Обычно переубедить упрямца не помогают никакие уговоры и обещания чего-то более стоящего. Таким образом кроха хочет понять, что с его мнением считаются.
  • Негативизм . Под этим термином подразумевается стремление ребенка противоречить и делать все не так, как ему говорят. Например, кроха может очень хотеть пойти на прогулку или порисовать, но откажется от этого лишь потому, что предложение поступило от взрослого. Но подобное поведение вовсе не является баловством или непослушанием. Таким образом, ребенок поступает вовсе не потому, что этого ему хочется – так он пытается защитить свое «Я».
  • Стремление к самостоятельности . Ребенок стремится все делать и решать только сам. На первый взгляд это неплохо, однако возрастные кризисы у детей в три года делают эту черту чрезмерной, неадекватной их возможностям. Поэтому такую самостоятельность правильней назвать скорее своеволием.
  • Обесценивание . Все, что некогда ребенку было дорого или интересно, может потерять для него всякое значение. Причем, это касается не только вещей или любимых занятий, измениться может поведение и даже отношение к близким. В этот период родители для малыша могут «стать злыми», милая соседка, которую он ранее с радостью встречал – противной, любимая мягкая игрушка – плохой и т.д. Нередко дети начинают обзываться или ругаться.
  • Деспотичность . Ребенок указывает окружающим, что те должны делать или как себя вести и требует, чтобы ему подчинялись. Например, кроха решает, кто должен уйти, а кто остаться, что он будет одевать, есть или делать.

Читайте также:

Детская ложь или почему дети врут

Кризис 3 лет – как вести себя с ребенком

Перемены в поведении ребенка, причем порой очень большие, нередко вызывают недоумение у пап и мам. Очень важно не реагировать на них жестко, постоянно наказывая кроху. В подобной ситуации необходимо понять, что это нормальное развитие ребенка в 3 года . Возрастные кризисы затрагивают всех психически здоровых детей, вот только иногда они протекают практически незаметно, а иногда, наоборот, длятся очень долго и проходят тяжело, доставляя немало страданий малышу. В этот период основная задача родителей поддержать своего кроху и помочь ему максимально безболезненно его преодолеть.

Предоставьте ребенку свободу выбора

Дети в три года ожидают от окружающих, а особенно от родителей признания их самостоятельности и независимости, даже не смотря на то, что сами к э тому еще не готовы. Поэтому для ребенка в этом возрасте очень важно чтобы с ним советовались и интересовались его мнением. Не ставьте малышу ультиматумы, подойдете к постановке своих просьб или пожеланий изобретательнее.


Например, если ребенок изъявляет желание одеваться самостоятельно, пусть, в этом нет ничего плохого, просто предусмотрите это и начните собираться на четверть часа раньше.

Также можно предложить выбор между несколькими вариантами, например, есть с красной или желтой тарелки, гулять в парке или на детской площадке и т.д. Неплохо работает прием переключения внимания. К примеру, вы собираетесь навестить сестру, но подозреваете, что на ваше предложение малыш может ответить отказом, тогда просто предложите ребенку выбрать одежду, в которой он поедет в гости. В итоге вы переключите внимание крохи на выбор подходящего наряда, и он не будет думать ехать ему с вами или нет.

Некоторые родители используют стремление ребенка противоречить, себе на пользу. Например, планируя покормить малыша, предлагают ему отказаться от обеда. В свою очередь, кроха, стремясь возразить, захочет поесть. Однако в эстетичности использования такого метода достижения целей можно усомниться. Ведь, по сути, вы манипулируете своим малышом и постоянно его обманываете. Разве такое воспитание можно назвать приемлемым?

Вы так радовались, что малыш уже не плачет ночами, освоил горшок и вовсю болтает. Думалось, самое сложное позади, вот теперь можно наслаждаться материнством. Но затишье оказалось перерывом. Вдруг дитя как подменили. Беспричинные истерики - вот атмосфера в доме. Карапуз не слушается, дерется, обзывается. Как любимый ребенок превратился во вредного чертенка? Куда бежать - к врачам или к «бабкам»?.. Если вы в теме, то, вероятно, переживаете новый этап взросления малыша. И это не патология, а норма. Как «лечить» кризис 3 лет у ребенка и не сойти с ума - в нашем материале.

Перемены в поведении ребенка поначалу лишь настораживают родителей. Ближе к трем годам детей обычно отдают в сад, поэтому колебания настроений чада списывают на привыкание к новому режиму дня, коллективу. Мол, адаптируется…

Диагноз: «кризис взросления»

Но истерики не проходят ни через день, ни через неделю. Тогда мамы и папы злятся и ищут причины неповиновения в дурном характере карапуза, проводят ревизию методов воспитания.

Настоящая паника начинается, когда о с ребенком уже не срабатывает ни метод кнута, ни метод пряника. К этому моменту родители морально на пределе. Их разрывают смешанные чувства, когда гнев, слезы и раздражение граничат с нарастающей тревогой за здоровье и будущее малыша.

Здесь многие взрослые обращаются за помощью к детским неврологам. И это правильно, поскольку поведенческие отклонения могут быть признаком заболеваний нервной системы и не только. Но более вероятно, что доктор осмотрит дитя и успокоит родителей, поставив «кризисный диагноз».

Врачи говорят, что кризис трех лет у ребенка - это необходимая для его полноценного развития стадия взросления. И беспокоиться нужно скорее, когда малыш в этом возрасте флегматичен, покорен и безынициативен.

Ребенок ищет себя

Психология называет возрастным кризисом особенные этапы развития личности. Этим периодам свойственны резкие психические перемены. Многие специалисты сходятся во мнении, что без таких перепадов невозможно формирование характера, своего «Я».

На протяжение жизни человек проходит ряд таких моментов. Один из самых известных - пубертатный или так называемый «подростковый» период, связанный с половым созреванием. Есть кризис новорожденных, тридцатилетних и даже пенсионный.

Но именно кризис трех лет считается одним из наиболее тяжелых. Это своеобразный экватор между ранним детством и возрастом дошколенка. В этот период малыш знакомится со своим «Я» и учится им управлять. Он отделяется от родителей, строит новые отношения с ними. Этот этап еще условно называют «Я - сам» или этапом строптивости.

Некоторые эксперты сравнивают поведение малыша в период кризиса трехлетия с поведением водителя-новичка. Первое время после получения прав на вождение новоиспеченный шофер осторожничает, соблюдает правила, прислушивается к опыту бывалых. Но очень скоро он осваивается, и чувство страха притупляется: водитель начинает лихачить, стремясь испробовать все возможности своего авто и проявить себя за рулем.

Когда начнется и как долго продлится кризис 3 лет

Кризис трехлетия не обязательно проявляется четко в три года. Многое зависит от индивидуальных особенностей, потенциала дитя. Некоторые мамы замечали кризисные предпосылки уже в два года. Так рано это происходит, если у ребенка быстро пошла речь. Но чаще кризис случается в возрасте от двух с половиной до трех с половиной лет.

Точные даты начала и окончания кризиса не зафиксируешь, поскольку ситуация развивается по нарастающей. И только в середине пути случается резкое обострение кризисной симптоматики.

Сколько длится кризис трехлетия? И здесь не будет конкретного ответа. Наблюдения показывают, что капризуля может исправиться уже через пять-шесть недель, а может «играть» на нервах целый год.

Проблема так актуальна, что в дошкольных учебных заведениях психологи и воспитатели даже проводят тематические консультации для родителей. Есть также специальные сайты психологической помощи, где в режиме виртуального общения можно посоветоваться со специалистами по поводу поведения малыша.

7 поведенческих симптомов детского кризиса

Как распознать симптомы кризиса 3 лет у ребенка? Советский психолог Лев Выготский, исследовавший развитие мыслительных процессов детей, выделил семь основных признаков этого периода. По Выготскому рассматривает данный вопрос и современная психология.

1. Негативизм: «Делаю наоборот»

Что это такое . Реакция отрицания по отношению к другому человеку.

Как проявляется . Малыш намеренно делает все не так, как его об этом просит конкретный человек, противоречит очевидным вещам. Такое отношение избирательно: ребенок слушается папу, но игнорирует маму или наоборот. И часто дитя поступает вопреки своим истинным желаниям, лишь бы сказать: «Нет!». Из этих соображений ребенок отказывается от предлагаемого сладкого и приглашения на игровую площадку.

Пример . Мама говорит, что платье черного цвета. Дочка отвечает: «Нет, платье белое». Мама соглашается с белым цветом, и малышка тут же перечит: «Нет, платье черное!»

Что делать . Реже используйте в речи утвердительную форму, заменяя ее вопросительной. «Садись обедать!» - ошибочная фраза. Лучше сказать так: «Сыночек, мы будем сейчас обедать?». Если вам нужен гарантированно положительный ответ, тогда обратитесь к ребенку так: «Сыночек, что мы будем на обед - суп или запеканку?» В критических ситуациях можно намеренно спровоцировать негативный ответ: «Не будем сегодня обедать!»

2. Упрямство: «Так решил Я»

Что это такое . Поведение, когда малыш ни при каких обстоятельствах и аргументах не отступает от своего первоначального решения, даже если оно больше не выгодно или вредит ему.

Как проявляется . Упрямство отличается от настойчивости. Одно дело, когда ребенок действительно хочет сладостей, и всячески пытается получить у родителей разрешение на дополнительную порцию десерта. Другое же дело, когда ребенку уже нехорошо от количества съеденных конфет и он буквально давиться, но впихивает в себя выстраданную добавку. Почему? Потому что он принял решение, и отступить - значит признать поражение. Так ребенок учится не сдаваться при достижении цели.

Пример . Мама предлагает дочке поиграть на площадке. Малышка отвечает отказом и остается на лавке возле дома. В какой-то момент на площадке появляются другие дети с новыми игрушками. Мама замечает интерес дочки, и снова предлагает перейти в игровую зону. Но девочка опять отказывается, хотя видно ее испорченное настроение.

Что делать . Если ребенок принял абсурдное с вашей точки зрения решение - примите это, не акцентируйте внимание на нелепости ситуации. Пусть дочка идет гулять в кроссовках, надетых под пышное платье. Увидев других детей, малышка, возможно, и сама поймет, что выбор наряда был неудачен. А если нет, то дайте ей немного времени, а затем мягко предложите надеть шорты и майку: «Может так тебе будет удобнее кататься с горки и на велосипеде?» Никогда не акцентируйте: «Так бы и раньше! Я же сразу сказала, что нужно одеться в удобные вещи!»

3. Строптивость: «Все плохо, все не так»

Что это такое . Реакция отрицания общих правил в семье, распорядка дня, условий воспитания. Она касается не конкретного человека, а в целом системы отношений.

Как проявляется . Малыш демонстрирует свое недовольство всем тем, чем он раньше с удовольствием занимался. Любимые игры не радуют, купание раздражает, совместные семейные вечера не увлекают. Ребенок фактически противопоставляет себя близкому окружению.

Пример . Папа привычно зовет с собой сына в гараж, чтобы вместе поставить машину на ночь. Раньше ребенок сам буквально тянул отца в заветный бокс для автомобиля, и капризничал, не желая уходить. Но теперь малыш даже в машину садится с истериками, а дорогу к гаражу и вовсе обходит стороной.

Что делать . Там, где это возможно уступайте настроениям малыша. Не хочет садиться за стол вместе с другими членами семьи? Не заставляйте и не заостряйте на этом внимание. Пусть побудет один, если так настроен. Но скорее всего, слыша живое и позитивное общение на кухне, очень скоро он решит присоединиться к вам.

4. Своеволие: «Я могу сам»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок стремиться делать все самостоятельно. Причем часто эта инициатива действовать не соответствует реальным возможностям малыша, что становится причиной ссор.

Как проявляется . Малышу хочется «потрогать» мир, как и что работает. Ему не нужны рамки и помощь. Он должен САМ все понять, хотя и подражает действиям взрослых. В том числе, испытать собственные силы и функциональность тела. Это этап самоутверждения и зарождения самолюбия.

Пример . Дочка вырывает из рук мамы таз с выстиранным бельем, чтобы развесить его для сушки. Малышке тяжело поднимать тяжелые мокрые вещи, она толком даже не дотягивается до сушилки. Но ее буквально разбирает желание сделать эту «взрослую» работу.

Что делать . Там, где ситуации не несут угрозы жизни и здоровью малыша, дайте свободу. Разрешать водить автомобиль, как папа, безусловно и категорически нельзя. Но развесить белье позволить можно. Пусть у ребенка не получится это действие или оно выйдет корявым. Помогите, но ненавязчиво. Вот это будет опыт, интересный и личный. Ну, а ту работу, которую малыш реально может делать сам, перестаньте выполнять за него - пусть будет занят.

5. Протест-бунт: «Примите меня как равного»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок намеренно провоцирует конфликты со взрослыми в ответ на запреты и ограничения.

Как проявляется . Ребенок хочет быть на равных со взрослыми, поэтому чувствуя ущемление, начинает эмоциональную войну. Специально накаляя страсти, он показывает собственную важность, взрослость. Малыш требует соответствующего уважения, признания своего Я: «Почему папе все можно, а мне - нет?»

Пример . Днем девочка провинилась. Мама наказала дочку, лишив сладкого и сказки перед сном. Новость о наказании вызвала настоящий протест: малышка мешала взрослым ужинать, сорвалась на крик и даже толкнула маму.

Что делать . Не допускайте кулаков и ругани в ответ - вам то уже не три года. Но объяснить ребенку, что его поведение обижает маму с папой нужно. Подчеркивайте, что малыш - полноценный член семьи. Но, конечно, в пределах разумного. Давать ему право распоряжаться бюджетом не нужно. Но спросить разрешение, когда берете его вещи, стоит. Благодарите ребенка. Интересуйтесь мнением, учитывайте предпочтения ребенка. Запреты, без которых в воспитании не обойтись, давят на малыша. И ему нужно «сливать» нарастающий гнев. Агрессия уходит во время физического контакта: подеритесь «не взаправду», устройте дуэль на подушках и позвольте ребенку «победить» вас.

6. Обесценивание: «Не люблю вас»

Что это такое . Поведение, при котором ребенок отворачивается от любимых и дорогих прежде занятий, предметов, людей.

Как проявляется . Ребенок понимает, как много неизведанного вокруг. Ему хочется узнать все и сразу, но не получается. Такой диссонанс вызывает агрессию по отношению к доступным вещам и людям, которые постоянно рядом. Малыш всячески показывает, что прежний опыт ему не интересен, требует новых эмоций. Ребенок может разбивать любимые игрушки, изменять предпочтения в еде, обижать взрослых. В его речи даже появляются ругательства.

Пример . Мама попросила сына отсесть подальше от телевизора, поскольку «глазки будут болеть». Просьба была проигнорирована, и матери пришлось более авторитарно настоять на своем. В ответ ребенок выбежал из комнаты со словами: «Ты - дура»…

Что делать . Знакомьте дитя с новыми местами, ситуациями и людьми, предложите самому выбрать в магазине игрушку или костюм. Создавайте атмосферу, в которой малышу будет легче «обжиться» личными дорогими вещами и моментами. Хаос также можно попробовать остановить, но не наказаниями. Если ребенок разрезал картонный пазл, удивитесь, как ловко он обновил старую игрушку: сделал больше деталей, которые теперь можно вместе собрать. У куклы оторвана рука или разрисовано платье? А это ли не повод поиграть в «больничку» или организовать «ателье мод».

Если в свой адрес вы услышали нелестные слова, пригласите дитя на «семейное совещание» и расскажите, как вам было больно. Можно вместе придумать новое домашнее правило: «Каждый день трижды говорить друг другу приятные слова». Или дайте ребенку право выбрать «кодовое» слово, которым он будет пользоваться, когда недоволен или зол. Например, «крокодил».

7. Деспотизм: «Я в доме хозяин»

Что это такое . Властное поведение, когда ребенок пытается подчинить себе окружающих.

Как проявляется . Ребенок добивается от домочадцев удовлетворения своих прихотей. Если попросил мультик вместо положенного сна, значит, ночью семья будет слушать «концерт», пока малыш не получит свое. Он искренне радуется, когда ему удается подчинить себе взрослых.

Пример . Мама собирается на работу, а за сыном должна присмотреть бабушка. Но ребенок хочет, чтобы мама осталась с ним поиграть. Понимая, что мать таки намеревается выйти из дома, ребенок запирает ее в ванной, подловив удобный момент.

Что делать . В мелочах - уступайте. Это позволит ребенку ощутить вкус лидерства. Но при этом дайте малышу право распоряжаться его свободным временем. И объясните, что такое же право есть у взрослых: вы же теперь на равных. И если ребенок намеренно и без объективных причин посягает на родительскую «территорию», нужно говорить твердое «Нет». К примеру, когда малыш болен и хочет, чтобы именно мама была рядом, то здесь, конечно, следует отложить все дела. А если «маленькому террористу» просто стало скучно, то смело отправляйтесь на маникюр.

Перечисленные симптомы не проявляются все и сразу. Бывает, что они сменяют друг друга. А иногда дело обходится «малой кровью», и дитя демонстрирует лишь часть из возможных кризисных моделей поведения. Насколько остро ситуация сложится в конкретном случае, во многом зависит от родителей. Обычно тяжелее других справляются с кризисом семьи, где малыша держат в ежовых рукавицах или, наоборот, где ребенок находится под гиперопекой.

3 правила от доктора Комаровского

Кризис малыша трудно переносят все члены семьи. И если вы не пересмотрите свои взаимоотношения с ребенком, пора истерик затянется на долгие месяцы. Что же делать родителям?

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский говорит, что корень проблемного поведения ребенка лежит в его стремлении к самостоятельности. И советует придерживаться трех педагогических правил, позволяющих справляться с непослушанием малыша в целом и смягчить проявления кризиса в частности.

  1. «Нельзя» должно быть мало . В лексиконе родителей слово «Нельзя» должно звучать крайне редко, но от ребенка нужно требовать его беспрекословного выполнения. Тогда это будет стоп-словом и сигналом к опасности. В этом случае «Нельзя трогать плиту», «Нельзя выбегать на дорогу», «Нельзя ходить зимой без шапки» не затеряются среди бесконечного количества других несущественных запретов. Ребенок будет осознавать важность соблюдения «Нельзя».
  2. Единая позиция воспитания . Мама сказала: «Нет!». Значит, папа должен ее поддержать и тоже сказать: «Нет!». Разногласия в принципах воспитания нивелируют родительский авторитет в глазах ребенка.
  3. Нет - означает НЕТ . Слово «Нет» также нельзя использовать часто. Но если вы его произнесли, значит, завтра оно не должно трансформироваться в «Да». Неправильно сегодня запрещать ребенку трогать папин компьютер, а завтра разрешить «лишь бы не ныл».

Отдельной темой доктор Комаровский выделяет детские истерики. Это способ манипуляции родителями. В такие моменты врач рекомендует взрослым демонстрировать безразличие: улыбнувшись, выйдите из комнаты или продолжите свои дела.

Не поддавайтесь на провокации, какими бы сильными и душераздирающими не были возгласы дитя. Дадите слабину, и ребенок будет постоянно практиковать истерики, как способ управления вами. Даже если малыш дает «концерт» в людных местах и вас уже трижды осудили прохожие, сохраняйте спокойствие, демонстрируйте равнодушие, а затем - сделайте вид, что ничего не случилось. «Стая не идет за птенцом», - говорит Евгений Комаровский.

Конечно, нелегко быть хорошими родителями и правильно поддерживать малыша на кризисном этапе. Да, вам придется запастись успокоительными чаями, терпением и… хитрить! Вот десять советов, которые подскажут, как договориться с ребенком.

  1. Играйте словами . Когда малыш не хочет надевать штаны, спросите: «Не хочешь надевать синие или черные?» Отказывается купаться? Тогда поинтересуйтесь: «Не будем купаться с утенком или с не возьмем с собой дельфина?»
  2. Проявляйте креатив . В ситуации, когда малыш норовит сделать то, что не по силам, выдумывайте. Дочка «помогает» мыть посуду? Заведите будильник: что успеет вымыть до сигнала - ее, а дальше - ваше.
  3. Не заставляйте - предлагайте и просите . Например, не тяните ребенка силой с площадки, а попросите «проводить маму, которая так устала, домой».
  4. Позвольте ошибаться . Не вмешивайтесь в личные дела малыша, пока он сам вас не позовет. Пусть набьет пару-тройку шишек - это ЕГО ошибки! Но важно: всякая свобода должна заканчиваться там, где есть угроза жизни или здоровью.
  5. Не «залюбливайте» и не подавляйте . Не требуйте от ребенка беспрекословного послушания - такая авторитарность подавляет волю, самооценку, тормозит развитие. Но и не делайте из ребенка «царя-батюшку», исполняя любые желания. Чрезмерная забота и опека тоже вредна: малыш просто не будет знать, как обходится без посторонней помощи.
  6. Дайте разумную свободу и поощряйте . Позвольте ребенку действовать. Там, где возможно, давайте свободу и разделите с ним радость от познания нового. Когда же запреты и наказания неизбежны, не зацикливайте на этом внимание. Зато любые успехи подчеркнуто поощряйте, а впечатления от «свободных» действий живо обсуждайте.
  7. Не сравнивайте с другими . Другие дети не должны служить примером для вашего малыша. Сравнивая его со сверстниками, вы бьете по самооценке. Лучше строить сравнение на достигнутых ранее успехах самого ребенка.
  8. Будьте мудрее . Не срывайтесь на скандал или «ремень». Спокойствие и терпение - ваш козырь. Малыш сейчас будто проверяет вас на прочность. Отсутствие бурной реакции притупит его интерес к таким экспериментам.
  9. Любите . Даже когда ребенок неправ, сохраняйте доброе отношение. Элементарно просто побудьте рядом: «И в сложные моменты я тоже люблю тебя».
  10. 25639 Красивые и необычные имена для мальчиков: советы по выбору и рейтинг модных мужских имен 6749 Красивые и необычные имена для девочек: правила выбора и ТОП-30 женских имен

Период раннего детства заканчивается кризисом трех лет. В этот период происходит смена ребенка – родитель исключается из цепочки манипуляции с предметами. Взрослый становится примером, с которым ребенок сравнивает себя. Кризис трех лет сложнее и важнее предшествующего ему , это сложный кризис.

В возрасте трех лет происходят серьезные скачки в развитии ребенка, притом в большей степени в психическом развитии – начинает развиваться , Я-концепция и . Значительно быстрее происходит усвоение языка (90 % речи формируется в этот момент).

Существенно меняется самовосприятие. Уже в 1,5 года ребенок узнает себя в зеркале и начинает идентифицировать свое отражение со своим телом. 3 года – новый этап самоидентификации. Ребенок активно изучает свое Я и все, что с ним связано: тень, пол и имя. Все чаще ребенок употребляет «я» (будучи малышом, он говорил о себе в третьем лице). В связи с изучением себя настоящего возникает особый интерес к людям с таким же именем или другими сходными элементами.

Особенности раннего детства

Дети в возрасте трех лет имеют характерные особенности: нерешительность, действия импульсивны, принятие решений неустойчиво, желания сдерживаются с трудом, моральные мотивы уступают всем остальным. Отсутствует соподчинение , дети хотят все и сразу. К концу периода при умении обобщать, развитой речи и эмоционально-положительном отношении к действительности отмечается начальное структурирование мотивов.

В период от года до трех лет у ребенка стремительно накапливаются . Это связано с расширением рамок жизненного опыта, развитием восприятия и интеллекта, большим объемом поступающей информации. Самый первый и популярный страх – страх исчезнуть (дети наблюдают, как исчезают предметы из поля зрения) и оказаться унесенным в туалете (вода журчит по водопроводу). Однако испугать ребенка может что угодно – маски, парики, кукла без руки. Нередко дети боятся спать в одиночестве, испытывают страх перед движущимся транспортом или животными. По мере развития мышления и освоения более тонких его способов, детские страхи пропадают сами собой.

Страхи могут укореняться и усугубляться, если родители проявляют гнев в отношении ребенка, раздражительность, нетерпимость. Вдобавок к этому у ребенка возникает чувство отверженности. Не лучшей тактикой является и , стремление уберечь ребенка от всех страхов. Оптимальный вариант – постепенное приобщение ребенка к пугающим предметам и наглядный пример.

Через взаимодействие с родителями и наблюдение за их примером ребенок:

  • усваивает свой пол и особенности ;
  • стремится получить признание и уважение взрослых, получить похвалу (в зависимости от того, какое поведение будут поощрять родители, формируются );
  • активно ищет новые способы взаимодействия с предметами.

Главная особенность этого этапа взросления – . Ребенок понимает, что он отличается от других людей и всего мира, но вместе с тем считает, что весь мир вращается вокруг него.

Заподозрить начало кризиса трех лет можно по следующим признакам:

  • острый интерес ребенка к собственному отражению в зеркале;
  • озабоченность ребенка своей внешностью, заинтересованность тем, как он выглядит в глазах других людей.

Признаки кризиса

Кризис трех лет, или кризис «я сам» – один из самых острых. Ребенок становится поистине неуправляемым, впадает в ярость. Принято выделять 7 основных проявлений кризиса:

  • Негативизм. Ребенок отрицает все, что исходит от взрослого, даже если это актуальное в настоящий момент желание самого ребенка.
  • Упрямство. Ребенок до последнего настаивает на своем требовании. И дело не в том, что ему что-то очень нужно. Суть в том, чтобы просьбы ребенка обязательно выполняли.
  • Строптивость, направленная на прежний образ жизни, нормы общества и воспитания.
  • Своеволие. Главное проявление кризиса – «я сам».
  • Протест. Ребенок постоянно находится в конфронтации с миром взрослых, бунтует, воюет.
  • Обесценивание взрослых. Ребенок обзывает родителей, дразнит, ругается, кусается, дерется.
  • Деспотизм. Ребенок заставляет родителей потакать всем его прихотям, младших братьев и сестер ревнует.

Риски

Если главная потребность младенчества (потребность в безопасности) была удовлетворена, то в раннем возрасте формируется в любви. Притом особенно остро проявляется потребность в любви родителя противоположного пола. Именно в этот момент при неудовлетворенной потребности закладывается основа Эдипова комплекса и комплекса Электры.

Если на предыдущем этапе развития ребенок испытывал потребность в речевом контакте, то в раннем детстве актуальна потребность в тактильных ощущениях. Если она не удовлетворена, то ребенок на всю жизнь остается тактильно бесчувственным.

Если родители ограничивают самостоятельность и высмеивают попытки ее проявить, то на смену волевой регуляции ребенка приходит и стыда, . Это опасно жизненной пассивностью в дальнейшем, отрицанием собственного участия в ходе жизни, нерешительностью и неспособностью менять и строить жизнь, согласно собственным потребностям и желаниям.

Родителям предстоит набраться терпения на период кризиса трех лет. Разумеется, нельзя забывать о безопасности ребенка, но нужно максимально предоставлять ему свободу и ждать, пока тот сам завяжет шнурки или наденет шапку (происходит это, как правило, очень долго). Запреты на опасные ситуации должны быть четкими и однозначными.

Недопустимо употребление в адрес ребенка слова «маленький» и подобных ему. Ведь в собственном восприятии ребенок уже совсем не маленький, а самостоятельный и большой, он хочет действовать как взрослые. Кроме негативных реакций и попыток хоть как-то возвыситься («Ты дура») вы ничего не получите, если будете относиться к ребенку так же, как на более раннем этапе развития (его самоощущение поменялось).

Конечно, несмотря на всю самость, ребенок видит, что у него пока не все получается так, как у взрослых. Не унижайте его в этот момент, помогите, ненавязчиво научите («А можно я попробую»).

Послесловие

Таким образом, кризис трех лет характеризуется освоением ребенком «должен» и «хочу», их сопоставлением и разграничением. Возникает потребность самостоятельного выбора, развивается .

Ребенок анализирует «хочу», «должен» и «нельзя» и в итоге формулирует «могу». При вседозволенности со стороны родителей или наоборот строгих ограничениях кризис затягивается. Оптимальный вариант воспитания на этом этапе – направить ребенка в ту деятельность, где он сможет полноценно проявлять свою самостоятельность. Как правило, речь идет о ролевой игре. Она позволяет проигрывать сценарии, применять на себя роли и обязанности, развивать свою самостоятельность, учиться принимать решения.

Добрый день, уважаемые читатели! Знаете ли вы, что происходит с ребенком в три года? Многие дети в это время превращаются в невыносимых тиранов. Родители в шоке... Что случилось с их милым покладистым сыном или дочкой?

Я много слышала об этом кризисе. Но была уверена, что нас он точно минует. Ведь я такая продвинутая мама, всегда прислушиваюсь к малышу, предоставляю свободу, уважаю его личность... Однако, за несколько месяцев до дочка разбила мою самоуверенность в пух и прах.

Что произошло?

Я не буду глубоко вдаваться в психологию. Расписывать, как в три года малыш начинает по-новому осознавать самого себя, начинает активно отделяться от родителей и т.п. На эту тему можно говорить много, и все эти слова не будут иметь никакого значения.

Важно — что происходит на практике? Общаясь с мамами трехлеток я выявила следующие закономерности:

  • у ребенка появляется свое мнение, противоречащее мнению родителей;
  • на любые просьбы и предложения родители слышат твердое «нет»;
  • начинает зашкаливать упрямство;
  • нередко данный период сопровождается истериками — в самых разнообразных формах;
  • ребенок часто действует наперекор старшим.

У разных детей кризис трехлетнего возраста проходит по-разному. У кого-то — почти незаметно. У кого-то — остро. А некоторые дети всегда были очень упрямыми, поэтому их мамы не увидели никаких серьезных изменений.

То же самое можно сказать и про длительность кризиса. У кого-то — один месяц. А у кого-то — год... Но чаще всего пик упрямства продолжается 2-3 месяца. Потом наступает улучшение. Ребенок снова начинает идти на контакт с родителями.

Наш опыт

Если ближе к трем годам вы начали чувствовать, что не справляетесь с ребенком... Не паникуйте. Это не потому что вы — плохая мать. Не потому, что вы допустили множество ошибок в воспитании. И это не значит, что ваш малыш теперь всегда будет упрямым и неуправляемым.

С подобной ситуацией сталкиваются многие мамы. Очень многие! Вы не одни. И с вами все нормально.

До 2,5 лет дочки я старательно изучала принципы . Достигла в этом каких-то успехов. Вместо резких запретов старалась объяснять дочке, почему то или иное нельзя. На любые промахи малыша старалась реагировать с любовью.

Дочка часто шла мне навстречу, прислушивалась к моим словам... И вообще была просто ангелом, а не ребенком! Все у нас было почти идеально. А редкие «неидеальные» моменты удавалось решать мирно и с любовью.

Нельзя сказать, что дочка была безропотной и послушной. Нет, у нее всегда был свой характер, и по природе она — руководитель. Но до кризиса трехлетнего возраста с ней можно было договориться. Можно было что-то объяснить. Или как-то иначе донести свою мысль...

Но где-то в 2,9 начали происходить резкие перемены. Дочка больше не желала слушать никакие доводы... На любые предложения можно было услышать только одно: «Нет!!»

Начались истерики. Без адекватного повода. Например, она могла закатить истерику, чтоб ей дали что-то, чего нет в доме. Или например, чтоб ей немедленно дали кашу, а каша еще не готова — варится на плите. Никакие доводы не помогали. Надо — и все!

К счастью, истерики быстро закончились. Но категорическое «нет» оставалось вплоть до трехлетия. Если раньше, пролив воду, она спокойно вытирала лужу тряпкой, то теперь она не соглашалась это сделать ни за что.

Категорически отказывалась убирать игрушки. Даже если на полу лежали всего две куклы. Отказывалась надевать трусы. Ходить в туалет. Ложиться спать (несколько раз даже засыпала на полу). Начала есть песок на улице. И делать все то, что я запрещала.

Но вскоре это прошло. И сейчас моя дочка хоть и не такая отзывчивая, как раньше... Но уже вполне спокойная. Иногда даже соглашается убрать часть игрушек.

Что делать?

От мамы зависит довольно много. И в такие кризисы мы должны занять правильную позицию... Помочь ребенку побыстрее пройти через этот период жизни.

Как правило, в три года ребенку не хватает свободы. Ему хочется быть самостоятельнее. Хочется чувствовать свою значимость. И весь кризис — это своеобразный бунт за свободу. Мы должны удовлетворить эту потребность в свободе. Так или иначе.

Однако, для начала вам надо убедиться, что цель малыша — свобода, а не мамино внимание. Капризы ради привлечения внимания — это совсем другая история. Это — не кризис трех лет. И такие капризы «лечатся» теплом и любовью.

Если же вы понимаете, что ребенок и правда затеял «бунт», прислушайтесь к следующим советам:

  1. Не паникуйте и не вините себя ни в чем.
  2. Постарайтесь относиться к ребенку с уважением. Проявляйте больше внимания к его мнению, к его интересам. Это уже не крошечный малыш, а почти взрослый человек!
  3. Как можно чаще давайте ребенку возможность выбирать. Пусть он выберет из предложенных вариантов, куда вы пойдете гулять, что он наденет, что вы приготовите на ужин... Ищите возможности выбора на каждом шагу.
  4. Часто на ваш вопрос: «Будешь кушать суп или овсяную кашу?» малыш будет отвечать — «Макароны!» Но не отчаивайтесь. Объясняйте, что макарон в доме нет. Есть только суп и каша. Если ребенок сообщит, что тогда он ничего не будет есть... Уважайте его выбор. Пусть ничего не ест.
  5. Старайтесь быть как можно мягче с ребенком. По возможности давайте ему больше любви. Если малыш разрешает его обнимать (хоть иногда!) — обнимайте. Как минимум, по утрам. Побольше играйте в его любимые игры. Говорите приятные слова. Показывайте, что вы его любите, несмотря ни на что.
  6. Говорите, как вы понимаете малыша. Что вы понимаете, как ему обидно, что нельзя обедать макаронами. Озвучивайте его чувства: «Тебе грустно, ты расстроен, ты злишься».
  7. Иногда нужно проявить свое жесткое «нет». Если малыш затеял что-то опасное, нужно твердо и решительно пресекать это. Как бы он ни истерил. Вы должны занять позицию: «Так делать нельзя. Поэтому, к сожалению, я обязан унести тебя отсюда».
  8. Если вы не можете обойтись без наказаний, наказывайте. Но не шлепками. Важно как-то отстранить ребенка. И делать это не со злостью, а спокойно, из чувства долга. Я выводила дочку за дверь комнаты. На минуту-две. Для нее это было серьезным наказанием.
  9. Отделяйте поведение малыша от самого ребенка. Он ведет себя так не потому что он плохой. А потому что в нем происходят изменения, которые он не может спокойно «переварить». Сам ребенок остается хорошим и любимым.
  10. Этот метод нежелателен, но я им пользовалась от отчаяния. Находите момент собственной выгоды. И подайте это, как логичное последствие. Например, дочка разбросала какие-то вещи и игрушки. На что я говорю, что не буду с ней играть, пока она все не уберет. Потому что я не играю в беспорядке. На это дочка продолжала увеличивать беспорядок, но я получала много свободного времени. Здесь важно не отступать от своих слов.
  11. Насколько это возможно, уменьшайте возможности для конфликтов. Например, уберите до лучших времен мозаику, если не хотите собирать ее по всей квартире. Уберите подальше одежду не по сезону (если малыш настойчиво желает летом гулять в куртке). Не ходите гулять с самокатом, если ребенок не желает везти его обратно. И так далее.

Детские кризисы — это еще и возможность заглянуть внутрь себя. Увидеть свои недостатки, оценить непаханное поле для работы над собой. Когда ребенок послушный, кажется, что я очень даже неплохая мама. Но кризис обнажает все наши проблемы... И помогает нам стать лучше.

Поэтому важно принять этот этап вашей жизни с малышом с благодарностью. Учитесь быть мудрее, терпеливее, мягче. Учитесь любить своего ребенка. Бескорыстно служить ему. В подобные кризисы хорошо видны ваши мотивы. Вы заботитесь о своем крохе для того, чтоб он вас радовал? Или просто потому что он — ваш сын, и вы любите его любым?

Отличная лекция известного психолога по теме кризиса 3х лет:

Кризис трех лет

Основные феномены кризиса трех лет

К трем годам у ребенка появляются и свои собственные же­лания, непосредственно не совпадающие с желаниями взрос­лых. В раннем возрасте между желаниями ребенка и взрослых не было особых расхождений. Если ребенок хотел чего-то недо­зволенного, взрослые быстро переключали его внимание на дру­гой привлекательный предмет. К трем годам желания ребенка становятся определенными и устойчивыми, что подтверждает­ся настойчивыми словами «Я хочу».

Резко возросшее к концу раннего возраста стремление к са­ мостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях ребенка, приводит к существенным осложне­ниям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психоло­гии получил название кризиса трех лет . Критическим этот воз­раст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняются поведение ребенка и его отно­шения с окружающими людьми.

Л. С. Выготский описал следующие симптомы кризиса трех лет. Первый из них - негативизм . Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто нано­сит ущерб собственным интересам ребенка.

Например, ребенок, который очень любит гулять, отка­зывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять! Гулять!»

При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что го­ворит ему взрослый. Он может настаивать, что сыр - это масло, синее - это зеленое, а лев - собака и пр. Но как только взрос­лый соглашается с ним, его «мнение» резко меняется на проти­воположное. Ребенок, действующий и говорящий вопреки взрослому, действует и говорит вопреки своим собственным ощу­щениям. Здесь поведение ребенка не только не зависит от вос­принимаемых обстоятельств, но и противоречит очевидности. Это поведение вызвано не предметной ситуацией, а отношением к человеку. Ребенок действует наперекор своим желаниям и очевидности, чтобы выразить свое отношение к другому.

Второй симптом кризиса трех лет - упрямство , которое сле­дует отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не уп­рямство. Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением и ни за что не хочет отступать от него. Здесь снова можно наблюдать прямо противоположную картину ситуативности поведения и желаний ребенка 1-2 лет.

Третий симптом этого возраста - строптивость . Этот симптом является центральным для кризиса трех лет, поэтому иногда данный возраст называют возрастом строптивости. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Протест ребенка направлен не против конкретного взрослого, а против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал ранше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и пр. Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

Четвертый симптом - своеволие . Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоя­тельности там, где еще мало что умеет.

Остальные три симптома встречаются реже и имеют второ­степенное значение, хотя родители иногда отмечают их наличие у детей. Первый из них - бунт против окружающих . Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающи­ми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрес­сивно. Другой симптом - обесценивание ребенком личности близ­ ких . Так, малыш может начать обзывать мать или отца бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Точно так же он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахива­ется на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. И наконец, в семьях с единственным ребенком встречается стремление к деспотическому подавлению окружающих ; вся се­мья должна удовлетворять любое желание ребенка, в против­ном случае взрослых ждут истерические приступы с битьем го­ловой об пол, слезы, крики и пр. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессивности к млад­шему ребенку, в требованиях постоянного внимания к себе.

Вместе с тем ряд психологических наблюдений показывает, что далеко не всегда 3-летние дети обнаруживают столь острые негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально. В этой связи М. И. Лисина предложила различать объективный и субъек­тивный кризис. Субъективный кризис - это конкретная картина поведения ребенка и его отношений с близкими взрослыми, ко­торая зависит от частных субъективных факторов. Объективный кризис - обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективной картине, он далеко не всегда со­провождается негативным поведением.

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

Нетрудно видеть, что все описанные симптомы отражают существенные изменения в отношениях ребенка к близким взрослым и самому себе. Ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно свя­зан, противопоставляется им во всем. Собственное Я ребенка эмансипируется от взрослых и становится предметом его пе­реживаний. Появляется чувство «Я сам», «Я хочу», «Я могу», «Я делаю». Характерно, что именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» (до этого они говорили о себе в третьем лице: «Саша играет», «Катя хочет»). Д. Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Но собственное Я ребенка может выделяться и осознаваться, только отталкиваясь и противопо­ставляясь другому Я, отличному от его собственного. Отделе­ние (и отдаление) себя от взрослого приводит к тому, что ребе­нок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого. Раньше ребенка интересовали прежде всего предметы, он сам был непосредственно поглощен своими предметными действи­ями и как бы совпадал с ними. Все его аффекты и желания лежали именно в этой сфере. Предметные действия закрывали фигуру взрослого и собственное Я ребенка. В кризисе трех лет, с отделением себя от своего действия и от взрослого, происходит новое открытие себя и взрослого. Взрослые с их отношением к ребенку как бы впервые возникают во внутреннем мире детской жизни. Из мира, ограниченного предметами, ребенок переходит в мир взрослых людей, где его Я занимает новое место. Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Л.И.Божович связывает новообразования кризиса 3 лет с появлением «системы Я», в которой доминирует потребность в реализации и утверждении собственного Я. Как следствие возникновения «системы Я» появляются другие новообразования, самым значительным из которых является самооценка и связанное с ней стремление «быть хорошим». Появление этого стремления к концу третьего года жизни приводит к существенному усложнению внутренней жизни ребенка: с одной стороны, он хочет действовать по своему усмотрению, с другой – соответствовать требованиям значимых взрослых. Это усиливает амбивалентные тенденции в поведении, формируются новые отношения со взрослым.

В чем же заключается положительное значение новых отношений со взрослым? Этот вопрос был исследован в работе Т.В.Гуськовой (Ермоловой).

В ходе наблюдения за детьми 3-летнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышек по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Описанный поведенческий комплекс был назван «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. В работе Т.В.Ермоловой было выдвинуто предположение, что «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом главного личностного новообразования кризиса трех лет. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

Для проверки этого предположения был проведен эксперимент, в котором детям предлагались разнообразные задачи (собрать сложную пирамидку-собачку, построить грузовичок или домик из деталей конструктора и пр.), а взрослый оценивал достигнутые ими результаты. В экспериментах принимали участие дети трех возрастных групп: от 2 лет 6 месяцев до 2 лет 10 месяцев; от 2 л. 10 мес. До 3 лет 2 мес. И от 3 л. 2 мес. До 3 л. 6 мес. При проведении экспериментов фиксировались показатели предметной деятельности детей (принятие и понимание задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность) и показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты эксперимента показали, что несмотря на небольшой возрастной интервал (всего 4-5 месяцев), между младшей и средней возрастными группами наблюдаются статистически значимые различия. Показатели настойчивости, самостоятельности и реакции на оценку взрослого увеличиваются примерно вдвое. При переходе от средней к старшей группе темпы изменений снижаются (все эти показатели возрастают всего в 1,2 раза).

Материалы данного исследования показали, что в 3-летнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске оценки взрослого.

Итак, данные, полученные в этом исследовании, показывают, что в период кризиса 3 лет возникает личностное новообразование, проявляющее себя в форме гордости за достижения .

Оно интегрирует сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, взрослому как к образцу и отношение к себе, опосредованное своим дости­жением. У ребенка появляется новое видение мира и себя в нем. Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего Я, которое теперь мо­жет быть воплощено вовне, а его мерой могут служить собствен­ные конкретные возможности и достижения. Предметный мир становится для ребенка не только миром практического действия и познания, но сферой, где он пробует свои возможности , реа­ лизует и утверждает себя . Поэтому каждый результат деятель­ности является и утверждением своего Я, которое должно быть оценено не вообще, а через его конкретное, материальное во­площение, т. е. через его достижения в предметной деятельности. Главный источник такой оценки - взрослый. Поэтому малыш начинает с особым пристрастием воспринимать отношение взрослого, искать и требовать признания своих достижений и тем самым утверждать себя. Одобрение и похвала взрослого рождают чувство гордости и собственного достоинства . Призна­ние окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого - взрослого. Ведь успех (или неуспех) - это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это при­знание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе . Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.

Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Я ребенка, «опредмечиваясь» в результате деятельности, предстает перед ним как объект, не совпадающий с ним. А это значит, что ре­бенок уже способен осуществить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем, идеальном плане как акт самоанализа, но имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой ок­ружающих, а тем самым себя с другими людьми.

Становление такой «системы Я», где точкой отсчета являет­ся достижение, оцененное окружающими, знаменует собой пе­реход к дошкольному детству.

ИТОГИ

Главной возрастной особенностью раннего возраста явля­ется ситуативность, которая заключается в зависимости пове­дения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Ситу­ативность связана с аффективным характером восприятия детей раннего возраста.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятель­ности и независимости от взрослого, что находит свое выраже­ние в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. За этими негативными сим­птомами стоят личностные новообразования: «система Я», лич­ное действие, сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

Новое видение себя через призму своих достижений кладет начало бурному росту самосознания: Я ребенка, «опредмечиваясь» в результатах своей деятельности, предстает как объект, не совпадающий с ним. Ребенок становится способным осуще­ствить элементарную рефлексию, которая разворачивается не во внутреннем плане, а имеет развернутый вовне характер оценки своего достижения, т. е. элементарной самооценки.

Становление «системы Я» и самооценки знаменует пере­ход к новому этапу развития - дошкольному детству.