Когда учить ребенка определять время по часам? Как научить ребенка определять время по часам.

Уметь планировать свое время, а, следовательно, и разбираться в нем, полезно не только взрослым, но и детям. Но восприятие времени субъективно и зависит от различных факторов. Так, стоит ребенку к новому или интересному занятию, и оно незаметно пролетает. Зато при выполнении неинтересных заданий или в томительном ожидании каких-либо событий даже пятнадцать минут кажутся вечностью.

Кроме субъективности понимание времени осложняется и абстрактностью: его невозможно потрогать или пощупать, но оно есть и его ход ощущает на себе каждый из нас. При этом большинство 6–7 летних детей обладают наглядно-образным типом мышления и поэтому с трудом оперируют абстрактными определениями.

С чего начать обучение?

Перед тем как приступить к обучению, ваш ребенок должен уже многое уметь и знать:

  • свободно считать как минимум до 60;
  • разбираться в основных временных понятиях: в прошлом году, завтра, вчера вечером, через год, месяц назад и т. п.;
  • знать и понимать последовательность времен года;
  • знать наименования дней недели и их очередность;
  • иметь представление о таких понятиях, как минута и секунда. Лучше всего это сделать в игровой форме, например, отвечая на вопрос: «Что можно успеть за одну секунду?», и тут же отвечать, сопровождая ответ определенным действием: моргнуть, подпрыгнуть и т. д.

Если же у ребенка наблюдаются трудности в одной из перечисленных областей, то знакомство с часами лучше отложить до тех пор, пока общие временные понятия не будут им усвоены. Для этого чаще говорите с ребенком, планируйте ближайшее будущее, обсуждайте то, что было некоторое время назад, чаще проговаривайте последовательность каких-либо событий или действий (например: сначала пришли с прогулки, потом разулись, затем помыли руки и, наконец, сели обедать).

Как изучить время по часам со стрелками?

После того как ребенок уяснил суть временной последовательности различных событий, понятия прошлого, настоящего и будущего и т. д., можно переходить непосредственно к часам.

Для этого вам понадобятся часы довольно большого диаметра и с двигающимися стрелками. Можно использовать как игрушечные механизмы, так и настоящие. Последние должны быть без стекла и прочих элементов, затрудняющих доступ к стрелкам. Циферблат в любом случае должен быть однотонным, чтобы не рассеивать внимание ребенка на узоры, картинки и т. п. Кроме того, на простом одноцветном фоне стрелки и цифры видны гораздо лучше.

При желании часы можно нарисовать и на картоне, но уже без стрелок. В их роли могут выступить карандаши, ручки. Нарисованные часы также не должны быть перегружены излишними деталями: только четкие крупные цифры и секундные деления.

Начинать обучение следует с разъяснения самых простых понятий. В первую очередь расскажите ребенку о стрелках : для чего они служат, в каком направлении и с какой скоростью движутся.

Установив минутную стрелку на 12, начните перемещать часовую по циферблату, озвучивая время при каждой смене позиции. Затем предложите ребенку самому выставить часовую стрелку и определить время. С первого раза это может и не получится, поэтому будьте готовы проявить терпение.

После того как часовая стрелка освоена, переходите к минутной. Передвиньте ее с 12 на 1, объяснив ребенку, что «прошло» 5 минут. Сдвиньте ее еще раз и снова назовите время, но часовую стрелку при этом не трогайте, пусть она стоит на одном месте.

Разобравшись со стрелками по отдельности, можно приступать к изучению их совместного движения . Лучше начать с простых примеров – 1:05, 3:20, 7:45 и т. д. Затем можно перейти к более сложным сочетаниям – 2:48, 6:17, 8:09). Не забудьте и такое положение стрелок, когда они находятся на одной линии и смотрят в одном направлении – 1:05, 2:10, 3:30 и т. д.

На последнем этапе обучения можно приступать к усложненным заданиям. Установив стрелки на любых числах, попросите ребенка показать время, которое наступит через:

  • 3 часа;
  • 40 минут;
  • 1 час и 45 минут и т.д.

Аналогично приведенным выше примерам можно попросить ребенка указать время, которое было определенное количество часов и минут назад. Ну а после этого можно начинать осваивать и такие сложные понятия, как «без четверти», «полвторого», «без двадцати» и пр. Ребенок достиг значительных результатов, научившись определять время по стрелкам часов, значит, и такие термины сможет освоить без труда.

Как совершенствовать навыки?

Не забывайте, что любые знания и умения усваиваются гораздо легче, если проводить их в игровой форме . Устройте с ребенком тематическую олимпиаду или викторину. Заранее подготовьте задания и предложите ребенку придумать их и для вас. Когда подойдет ваша очередь отвечать на вопросы, периодически давайте неверные ответы, чтобы у ребенка была возможность проверить и исправить их. Такая мыслительная работа поможет закрепить полученные им знания, а вы сможете убедиться, что ваш ребенок научился правильно определять время.

Окружающий мир предстает в сознании ребенка многообразием предметов, явлений и образов. Мышление маленького человечка идет по пути наглядного восприятия, когда малышу требуется все потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Привычное для взрослого абстрактное мышление еще недоступно для ребенка, поэтому и время для него неосязаемо. Единственное, что может понять малыш – ход времени, то есть наступление ночи или утра.

Для ребенка понятие «время» является слишком абстрактным, однако он понимает, что наступило утро или вечер - в основном по тем действиям, которые ему приходится выполнять

Как познакомить ребенка с понятием «время»?

До определенного возраста ребенок живет, не ощущая времени, поскольку оно регламентировано взрослыми. Мама и папа знают, когда ему кушать, гулять, спать. Взрослея, малыш должен уметь самостоятельно распознавать такие распространенные понятия времени, как «прошлое» и «будущее», «сначала» и «потом», «сегодня» и «завтра». Важно для ребенка и разбираться в ходе времени по часам. Ошибка многих родителей состоит в том, что они сразу приступают к знакомству малыша с часами, еще не дав ему почувствовать время. Если до крохи не донести многогранность временных категорий, он долго не поймет и их выражение в часах.

Первые познавательные уроки можно начать в 2-2,5 года. К этому возрасту дети способны понимать различия между «потом» и «сейчас», «сначала» и «после». Производя какие-то действия, старайтесь объяснять их, применяя обозначение категорий. Например: «Сначала мы снимем сапожки, а потом наденем тапочки» или «Сначала ты испачкал ручки, а потом мы их помыли». Используйте в обучении малыша игровые моменты. Проще всего время нарисовать:

  • «сначала была маленькая семечка» – нарисуйте арбузную семечку;
  • «потом семечку посадили в землю» – заштрихуйте половину семечки землей;
  • «попав в землю, семечка проросла» – выведите из семечки росток с листиками;
  • «росток стал расти, на нем появился цветок, из цветка образовался арбуз» – прорисуйте все стадии вашего рассказа;
  • «если мы разрежем арбуз, в нем будет много-много таких же семечек, из которых вырастут новые арбузы».

Создавая рисованную историю, выберите героев, которые хорошо знакомы ребенку: яйцо и птенец, вылупившийся из него, мама, выпекающая пирог. Совместные занятия помогут крохе ориентироваться в простейших временных категориях. Через игру с наглядными и понятными образами, которые ему хорошо знакомы, ребенку будет проще воспринимать и настоящее, прошлое, будущее.

Настоящее, прошлое, будущее

Знакомство ребенка с настоящим, прошлым и будущим организуем через игру или обычные действия, добавляя ваши комментарии к ним. Например: «Сейчас мы кушаем – это настоящее», «Завтра мы пойдем в гости к твоему другу – это будущее», «Вчера мы катались на качелях в парке – это прошлое». Прибегая к объяснению событий, которые прошли или еще только будут происходить, вы помогаете малышу осознать, когда это было или будет.

Яркий наглядный пример – рассматривание семейного фотоальбома. Помимо интереса ребенка к изображениям на фото, где он может увидеть знакомых людей, вы формируете у него правильное восприятие времени. Покажите ему свои детские фотографии или его фото в год. Сразу же дайте объяснение прошлого и настоящего, чтобы малыш заметил отличия и уловил разницу между обеими категориями.


Не стоит привносить в объяснения серьезность, так как малыши лучше всего воспринимают сложные вещи через игру и повседневные действия

Время суток

Привычное для взрослых суточное время или сутки ребенку понять сложно. Как правило, к 2,5 годам малыш уже хорошо ориентируется в таких понятиях, как «день» и «ночь». Если же вы употребите в разговоре фразу о том, что с какого-то события прошло три дня, малыш не сможет сопоставить их с тем, что прошло и три ночи. Чтобы научить кроху восприятию суток, как совокупности всех временных отрезков, применяйте тот же метод наглядно-предметного объяснения.

В течение дня объясняйте ребенку, что и когда он делает. Возьмите журнал, найдите в нем изображения утра, вечера или ночи. Попросите сына или дочку определить время суток. Если ребенку сложно ориентироваться по фотографиям, придумайте для него занимательную игру. Нарисуйте предметы, которые он или вы используете в строго отведенные часы (утром, в обед, вечером). Рядом с предметом нарисуйте кружочки разного цвета: утро – желтый, обед – красный, вечер – синий. Закрепив у малыша понятия утра, обеда и вечера, можно перейти к изучению временных промежутков, то есть познакомить его с часами.


Для объяснения можно использовать не только схематичные наивные рисунки, но и полноценные фотографии, можно с волшебными элементами

Определяем время по часам

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Только после того, как малыш станет чувствовать и распознавать временные категории, мы переходим к изучению часов и умению понимать по ним. Чтобы научить ими пользоваться, ребенок должен знать цифры и уметь считать хотя бы до десяти. Без этих знаний сложно будет объяснить малышу, что час состоит из 60 минут, а минута – это 60 секунд. Кроме того, у него должно быть твердое понимание простых пространственных отношений, то есть он должен разбираться в том, что такое «до» и «после», «половина».

Для предметного изучения часов как механизма, показывающего время, возьмите специальные игрушечные часы или смастерите большой циферблат из подручных средств. Картон, циркуль или большая тарелка, карандаш или фломастер, ножницы, канцелярская кнопка – немного труда и самодельные часы готовы.

Они не разобьются, их не будет жалко, если малыш случайно надорвет циферблат. Зато с их помощью вы легко превратите изучение часов в увлекательную игру и доступно объясните малышу принцип их работы.

Способы обучения

Единой методики обучения детей пользованию часами нет. Есть общие рекомендации, а что из них будет интересно узнавать вашему сокровищу, вы должны понять сами. Примерный план действий выглядит так:

  1. Начинаем процесс обучения с детального разбора часов. Показываем малышу стрелки, циферблат, объясняем, зачем они нужны и в чем их функция. Примерно так: «Видишь, на циферблате установлены три стрелочки. Две широких и одна узенькая. Одна из двух широких коротенькая и движется медленнее всех. Она показывает нам часы, поэтому так и называется – «часовая». Когда пройдет час, она перейдет на одну цифру вперед. Самая длинная и широкая стрелка отсчитывает минуты. За час она проходит полный круг на циферблате, показывая нам минуты. Самая узенькая стрелочка ведет счет секундам, она движется быстрее остальных и за один час делает 60 кругов».
  2. Определяем час, показанный стрелками. Если минутная стрелка стоит на 12, то цифра, на которой остановилась часовая стрелка, означает, сколько на данный момент часов.
  3. Выясняем, как определять полчаса. Ставим большую минутную стрелку на цифру 6, показываем ребенку, что она разделяет полный часовой круг пополам. Чтобы малыш не путался с определением получаса, даем такое пояснение: «Тридцать минут – это и есть полчаса. Посмотри на цифру, за которую немного перешла часовая стрелка, например, между 2 и 3, прибавь к первой цифре 30 минут, получишь время в 2 часа и 30 минут».
  4. Познавать минуты лучше тогда, когда дети уверенно считают до 100. Без этого умения ребенку будет трудно понять, почему минутная стрелка показывает на цифру 4, а по времени означает 20 минут.

Современные технологии позволяют молодым родителям усовершенствовать процесс обучения. Возьмите на вооружение то же самое видео, которое детально показывает принцип действия и счета по часам. Просмотрев его несколько раз, ребенок быстро учится выставлять время стрелками, правильно определяет назначение каждой. Совместив видео и самодельный циферблат, можно объяснить все доступнее и нагляднее.


Самодельные часы с возможностью прокручивания стрелок помогут ребенку научиться определять время гораздо быстрее, чем долгие абстрактные пояснения и примеры

Как закрепить навыки определения времени?

Сразу охватить весь алгоритм движения времени ребенку сложно. На первых уроках он будет пальчиками пересчитывать деления, чтобы понять, сколько минут прошла стрелка. Постепенно закрепляя навык, он доведет его до автоматизма, научится определять время одним только взглядом. Заставлять малыша просто отсчитывать минуты и часы не стоит. Монотонное занятие быстро наскучит маленькому человечку. Введите в занятия обычные ваши действия по дому. Если задумали печь пирог, попросите сына или дочку последить за часами, чтобы выпечка не подгорела. Ребенок с нетерпением ждет начала своего любимого мультфильма, покажите ему на часах, когда он начнется.

Для закрепления навыков можно выполнить несколько полезных заданий:

  • Изучаем время суток.
  • Разбираемся, что такое секунда, минута и час.
  • Находим на часах со стрелками точно такое же время, как на электронном табло в руках у малышей.
  • Делаем 2 комплекта часов из картона с простыми и двухзначными числами, а также с «окошками».

Ценить и понимать время мы учимся всю жизнь. Протяженность его постигается с возрастом. Сегодня ваше чадо научилось считать время по минутам и часам, завтра оно будет готово к пониманию, что такое вечность и мгновение. Ваша основная задача – дать малышу первоначальные знания, подготовить его к познанию глобальных сторон мира и роли времени в нем. Простым картонным циферблатом вы закладываете в крохе понятие самого неуловимого и важного аспекта нашей жизни.

Определять время – дело тонкое, особенно для детей. Однако будучи родителем или учителем, вы можете превратить обучение в увлекательное занятие, сделав вместе с ребенком часы. Но перед этим убедитесь, что ребенок знает основы. Как только часы будут сделаны, можно будет приступить к изучению разных временных отрезков.

Шаги

Часть 1

Беремся за основы

    Потренируйтесь считать до 60. Чтобы определять время, дети должны уметь считать до 60 (в правильном порядке). Попросите ребенка написать на листе бумаги числа от 1 до 60. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Разместите этот лист бумаги на стене и следите за тем, чтобы ребенок регулярно повторял числа.

    • Находясь вне дома, например, в продуктовом магазине, указывайте на двойные числа и просите ребенка называть цифры для вас.
    • Чтобы вдохновить ребенка на обучение, поощряйте его, отводя время на игры, или награждайте любимой едой за хорошо проделанную работу.
  1. Потренируйтесь считать цифрами, кратными 5. Так научиться определять время будет гораздо проще. Попросите ребенка выписать на листок бумаги цифры до 60, которые делятся на 5. Пусть он также проговаривает каждую цифру в процессе написания. Не забудьте выделить все числа, оканчивающиеся на 5 или 0.

    • Сочините специальную песенку “Считаем пятерками” на легко запоминающийся мотив, который может напевать ребенок. К песне можно добавить танцевальные движения. Например, при каждой четверти поднимайте руки вверх или топайте ногами. Регулярно пойте с ребенком эту песню, чтобы ему было проще считать пятерками.
  2. Научите его общему представлению о времени. Сюда относятся утро, день, вечер и ночь. Ознакомьте ребенка с этими понятиями, ассоциируя каждое из них с определенными действиями. После устройте для ребенка опрос, спрашивая, когда происходит что-то конкретное.

    • Например: “По утрам мы едим завтрак и чистим зубы. Днем обедаем и ложимся подремать. Вечером мы читаем книгу и идем спать”.
    • Можно спросить ребенка: “Что происходит по утрам?” и “Что происходит по вечерам?”.
  3. Разместите наклейки и цифры на часах. Ребенок может поместить наклейку на вершину лицевой стороны часов, где должна быть цифра 12. Затем, ориентируясь на стрелочные часы, попросите его написать маркером число 12 под наклейкой. Повторите то же самое с цифрами 3, 6 и 9.

    Заполните часы. Как только ребенок упорядочит наклейки и цифры 12, 3, 6 и 9, попросите его заполнить оставшееся на часах. Покажите в качестве примера стрелочные часы.

    • Например, попросите его поместить наклейку туда, где должна быть цифра 1. Повторите с каждым числом.
  4. Сделайте “куски пирога” на часах. Попросите ребенка провести линии из центра часов к каждой цифре. Пусть раскрасит каждый “кусок” разным цветом при помощи мелков.

    • Попробуйте начать с красного для цифры 1, продвигаясь к каждой цифре в порядке цветов радуги. Это поможет ребенку запомнить порядок чисел на более интуитивном уровне, а не просто исходя из произвольных цветов.
  5. Сделайте стрелки часов. Нарисуйте две стрелки на картоне: длинную минутную и короткую часовую. Попросите ребенка вырезать стрелки при помощи ножниц.

    • Если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы пользоваться ножницами, вырежьте минутную и часовую стрелку самостоятельно.
  6. Прикрепите стрелки. Разместите часовую стрелку над минутной. Затем приколите кнопку на середину часов. Переверните часы и загните кончик кнопки, чтобы закрепить стрелки.

    Повесьте бумажные часы рядом со стрелочными. Укажите ребенку их схожесть между собой. Спросите, нужно ли что-то еще добавить к часам. Если нет, то можно продолжать дальше.

Часть 3

Разбираемся с часами

    Объясните разницу между стрелками. Укажите на обе стрелки на часах. Спросите ребенка, в чем их главное отличие. Если он не знает, что ответить, дайте подсказку: “Одна длиннее другой, не так ли?”

    Дайте название стрелкам. Как только ребенок разобрался, что стрелки разной длины, объясните, чем они отличаются. Скажите, что короткая стрелка – это часовая, а длинная – минутная. Попросите ребенка обозначить стрелки, написав на них “час” и “минута” соответственно.

  1. Объясните значение часовой стрелки. Укажите ею на каждую цифру, оставив минутную стрелку на 12. Скажите ребенку, что всякий раз, когда часовая стрелка указывает на цифру, а минутная стоит на 12, это означает ровно ___ часов. Пройдите по каждой цифре, поясняя: “Сейчас ровно час. Теперь это ровно два часа. Это три часа...”. Затем попросите ребенка повторить то, что вы только что сделали.

    • Не забывайте пользоваться преимуществом “кусочков пирога” и их цветами. Повторяйте, что когда бы часовая стрелка ни оказалась на определенном кусочке, это будет ___ часов.
    • Вы даже можете ассоциировать каждую цифру с каким-либо действием, чтобы закрепить пониманием часов. Например: “Сейчас ровно три часа, а значит, настало время смотреть твои любимые мультфильмы” или “Сейчас пять часов, а значит, настало время футбольной тренировки”.
  2. Устройте ребенку опрос. Вместе с ребенком выберите день недели и напишите список из 5-7 занятий, приуроченных к определенному времени. Называйте действие и время, когда оно происходит. Попросите ребенка поместить часовую стрелку на правильную цифру.

    • Например, скажите: “Уроки закончились, а значит сейчас 3 часа. Перемести стрелки и покажи мне на часах это время”. Или: “8 часов вечера, время идти спать. Перемести стрелки и покажи мне 8 часов”.

Часть 4

Разбираемся с минутами
  1. Объясните двойное значение цифр. Пояснить, что цифра 1 также означает 5 минут, а цифра 2 равна 10 минутам, довольно непросто. Чтобы помочь ребенку понять смысл, притворитесь, что цифры – это двойные агенты под прикрытием (например, как Кларк Кент и Супермен).

    • Например, можно сказать, что секретная личность цифры 1 – это 5. Затем попросите ребенка написать маленькую пятерку рядом с числом 1. Повторите то же самое с каждой цифрой.
    • Не забывайте указывать на кратность 5. Пройдитесь по “секретной личности” каждой цифры, напевая свою песенку “Считаем по пятеркам”.

Снова здравствуйте! Продолжаем развиваться, идя «впереди планеты всей». Не каждый первоклассник может похвастаться, что умеет пользоваться часами и без помощи посторонних умеет определять, когда начнётся урок, когда придёт время обеда и когда уже пора домой.

Если ваш ребёнок ещё не подружился с часовыми стрелками, не расстраивайтесь и не отчаивайтесь. Как говорят педагоги, учить будущих первоклашек определять время по часам в 3 года совсем не обязательно. Гораздо проще даются эти уроки, когда ребёнку уже 6-7 лет. При этом есть несколько довольно эффективных приёмов, как научить ребенка определять время. Порой достаточно всего около пяти занятий, чтобы малыш уверенно ориентировался в часах, минутах и секундах.

План урока:

С чего начать?

Прежде чем взахлёб рассказывать своему чаду о двух стрелках на циферблате, тыкая пальцем в часовое стекло, да раздражаться от того, что он пучит на вас свои изумлённые глаза, нужно понимать, что объяснить ребёнку про то, что ни потрогать, ни пощупать, ни увидеть, ни услышать, довольно трудно.

Мы-то, взрослые порой не можем прочувствовать на себе течение времени: оно то со скоростью света летит, отщёлкивая нещадно приятные моменты и унося месяцы и годы, то бесконечно долго тянется, как бы его не торопил. При этом не останавливается ни на миг и не поворачивается вспять. Как это рассказать малышу, который всё привык пробовать «на зуб»?

Поэтому сначала ребёнка знакомят не с часовым механизмом, а с составляющими суток, то есть объясняют, что есть утро, день, вечер и ночь.

Быстрее дети понимают, когда им приводишь примеры из их жизни. Так, утром мы встаём, собираемся в сад и на работу, днём играем-гуляем, вечером мамы и папы приходят за детьми, все вместе идут домой, а ночью мы все спим, чтобы на следующий день снова бодрыми встретить утро.

С абстрактным понятием времени тесно связаны прошлое, настоящее и будущее, осваиваются которые тоже при помощи примеров. Так, вчера был выходной день, и мы катались на коньках; сегодня понедельник, и мы идём в сад;завтра у тебя будет день рождения, и ты будешь угощать своих друзей.

На этом же этапе ребёнок знакомится с временами года, уже без труда определяя, что за зимой обязательно приходит весна.

Так у дошкольника постепенно формируется общее представление о времени как о следующих друг за другом событиях. Не забывайте, что важнейшим элементом обучения у детей дошкольного и младшего школьного возраста является игра, посредством которой материал усваивается намного лучше.

Знакомься: час, минута и секунда

Ваш малыш уже освоил большие временные промежутки и не путается в рассказах, что вчера было, а завтра будет? Тогда, скорее всего, он уже готов познакомиться поближе с тем, из чего складывается время?

Что для наших детей часы? Это некие цифры, которые взрослые определяют по циферблату. Наша задача объяснить, что часы – это прибор, который «меряет» время. Из чего состоит время? У него есть секунда, минута и час.

Как показать, что есть секунда? Да очень просто! Хлопните в ладошки – раз секунда! Ещё хлопните в ладошки – два секунда! Прохлопайте вместе с ребёнком, сосчитав вслух 60 раз, пояснив, что вы получили минуту. Думаю, вам удалось показать что секунда – это самая маленькая величина времени, а минута длится намного длиннее. Что можно успеть за секунду? Да ровным счётом ничего!

Наглядным примером, чтобы увидеть, сколько длится минута, может стать секундная стрелка. Если у вас дома есть такие часы, покажите ребёнку, как передвигается стрелка. Можно вместе с её ходом так же хлопать и отсчитывать 60 раз.Что успели за минуту? Ну, например, достали книжку с полки или помыли яблоко! Уже больше, чем ничего!

Конечно, наблюдать за минутной стрелкой, чтобы наглядно показать, что прошёл целый час – дело затруднительное. Но выход есть в этой ситуации. Заострите детское внимание на том положении часов, когда большая стрелка стоит на 12, а часовая на каком-нибудь любом значении. Пригласите ребёнка ровно через час!

Вы-то знаете, что произойдёт, а для ребёнка будет открытием, что большая стрелка там же, а вот маленькая часовая передвинулась на другую цифру! А сколько за это время он успел сделать: поиграть да мультик посмотреть. Вот сколько это много — один час!

Что даст нам такое простое знакомство?

  1. Во-первых, ребёнок почувствует «на себе» интервалы времени и научится сравнивать, что больше, а что меньше, что из чего состоит, что минуты короче, нежели час.
  2. Во-вторых, в детской голове окончательно уложится, что время идёт только вперёд.
  3. В-третьих, у дошкольника появится возможность при помощи часов измерить то, что нельзя фактически увидеть и потрогать.

Мастерим часы

Закрепить пройденный материал поможет часовой механизм или его копия. Если вам не жалко настоящих настенных, то придётся с них снять стекло, чтобы руками свободно передвигать стрелки, как хочется. Но чаще родители вместе с детьми мастерят часовой тренажёр своими руками.

  1. Во-первых, творчество как элемент игры вносит свою лепту – делает процесс обучения более интересным.
  2. Во-вторых, даже если от усердия часы сломаются, не жалко выкинуть.
  3. В-третьих, на самодельных часиках можно что-нибудь отмечать разными цветами, дописывать и дорисовывать, чтобы было понятнее и нагляднее, что не особо сделаешь на настоящих.

Что главное в часах? Цифры! Они должны быть большими. И конечно, стрелки! Их нужно как минимум две, а лучше три, чтобы полноценно освоить все части времени. И не забываем, что они отличаются по толщине и длине! Всё как по-настоящему!

Вы хлопаете, а ребёнок двигает секундную стрелку. Сколько прошло? Тогда почему минутная стрелочка у нас застряла, пусть перепрыгивает вперёд!

А теперь очередь двигать минутную стрелку. Если она пробежит весь циферблат с цифры 12 и встанет снова на цифру 12, сколько пройдёт? А почему ж часовая стрелочка не передвинулась никуда? Ну, вот так-то лучше!

Поставьте стрелочки на текущее время и пригласите ребёнка через пару-тройку часов, чтобы установить их в новое положение. Встаньте с утра, покажите ребёнку, как выглядит время на вашем самодельном тренажёре, когда вы садитесь завтракать. А как оно поменяется, когда вы готовы отправиться по делам в школу и на работу?

Во так, день за днём ребёнок закрепляет интервалы и знакомится с измерителем времени.

От половинки к половинке, от пяти до десяти…

Педагоги говорят, что шести-семилетним дошколятам достаточно научиться определять время по часам в точности до половины часа. Но для этого они должны уметь считать до 60, хотя бы по десяткам.

Если вы хотите научить своего ребёнка различать пятиминутные интервалы, то придётся вначале его обучить счёту через 5. Только ближе к годам десяти дети начинают уверенно оперировать четвертью часа и тем более такими, нам привычными, «без пяти», «без десяти». Так что «не спешите жить»!

Итак, на нашем уже наполовину потрёпанном за время обучения тренажёре ставим минутную стрелку на цифру 12, а часовую – на любое число. Если предыдущий этап вы прошли успешно, то ребёнок в эту минуту без труда назовёт, сколько у вас сейчас времени.

Что такое полчаса? Да это обычная половинка или 30 минут! Минутная стрелка бежит полкруга и останавливается! Дорогие родители! Будьте бдительны! Часовая-то стрелка тоже передвигается на половинку своего пути! А теперь тренируемся! Задаём часовой стрелкой часы, минутную оставляя на полпути. Отточили мастерство? Далее задача потруднее!

По такому же принципу учимся определять уже более мелкие промежутки. А тут есть одна хитрость! Чтобы детям не путаться и наработать определение пяти-двадцатиминут до автоматизма, сделайте подсказки! Напишите около основных цифр значения минут: 5,10,15,20 и так далее. Будьте уверены, зрительная память и многократные повторения дадут о себе знать, и скоро эти подсказки можно преспокойно будет убрать!

Ну, вот и всё! Закрепляйте результаты, как можно чаще смотря на часовой циферблат и спрашивая время у своего подопечного, и можно смело покупать на 1 сентября в подарок наручные часы, так как новоиспечённый первоклашка уже умеет ими пользоваться!

А как у вас со временем? Знает ли ваш будущий школьник, во сколько начинаются его любимые мультики? Поделитесь секретом, трудно ль было научить считать время?

И послушайте весёлую Фиксипелку про часики)

Если подпишетесь на новости блога, то всегда будете в курсе событий! А если добавитесь в нашу группу ВКонтакте, то в вашей ленте ежедневно будут появляться интересные и веселые посты!

Ждем вас!

Елена Гетманская

Цель : изучение циферблата часов способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.

К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.

Подготовительный этап :

Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток» . Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь. Должен усвоить последовательность событий : сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет.

Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего. Беседу с детьми лучше строить на примерах : ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то, что произойдет позже : завтра, через неделю – это будущее.

Следующий шаг – понимание времени года , дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. Потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года , а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года .

Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени . Научить определять время не так тяжело , как помочь осознать его протяженность.

После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом , будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.

Сначала определили , для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. (Часы – это прибор для измерения времени . На часы мы смотрим, когда хотим определить время . Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные).

Дали описание часам : круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.

На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Обьясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов, в какое время ребенок завтракает , обедает или ужинает, в какое время сон час , в какое время смотрит любимый мультфильм и т. д.

Для закрепления играли в игры.

Расположи по-разному стрелки и определи "Который сейчас час?"

12.00 - двенадцать часов

10.00 - десять часов.

Подбери к часам соответствующие картинки.

Играй – изучай «Изучаем время » .

Решали на занятиях разные задачи : «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах », «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».

При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время . Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего) .


На втором этапе обучения можно приступить к обучению понятия минуты. Объясняя сколько минут, показывает стрелка находясь на каждой цифре циферблата. Для этого мы с детьми изготовили с детьми дидактическое пособие - бумажные часики.





Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут,25 минут, 30 минут.

Играли в игры на закрепление минут. Например : ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах . При этом называет полностью" Который сейчас час". Например : 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.

Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время , научиться им распоряжаться , и ориентироваться в нем.

Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять".

Использовала ресурсы интернета : http://www.razvitierebenka.com/ http://www.razumniki.ru/