Как правильно научить собаку команде «Апорт. "Апорт!" (команда собаке) - что значит? Как обучить собаку команде "Апорт!" и другим

Апортировка предметов – весьма полезный навык в арсенале любого собаковода. Умение подносить вещи хозяину по его команде – обязательный элемент программы послушания и многих других дисциплин спорта с собаками.

Но даже если ваш питомец – просто домашний любимец, команда «апорт» поможет вам в его выгуле: 10-15 минут интенсивных занятий по апортировке легко заменят часовую прогулку в обычном темпе, дав хорошую физическую и психоэмоциональную нагрузку вашей собаке.

Особенно важно это для активных темпераментных животных, а также для тех собак, которые вынуждены большую часть времени проводить в одиночестве.

Итак, как же научить собаку приносить вещи хозяину по команде «апорт»? Когда начинать, с чего начинать и каких ошибок не допускать?

Когда можно начинать учить щенка команде «Апорт»? Да хоть с первого дня! Но, дрессировка щенка, и это нужно помнить, тем и отличается от дрессировки взрослой собаки, что необходимо постоянно делать скидку на возрастные особенности щенка. Требовать от него идеального выполнения какой бы то ни было команды – глупо. Сконцентрируйтесь вместо этого на выработке у него позитивного отношения к вашим занятиям и готовьте фундамент под будущую «взрослую» дрессировку.

Для щенка до 3-4-месячного возраста вполне достаточно хватать все, что вы предлагаете ему для апортировки, и нести к вам для последующей игры или другого поощрения (но для большинства щенков именно веселая игра с хозяином является наибольшей наградой).

Для начала заинтересуйте щенка предметом апортировки. Это может быть мячик, резиновая косточка, деревянная палочка или какие-нибудь другие . Важно, чтобы игрушка была соразмерна щенку и удобна для игры. Слишком большая игрушка (как, например, футбольный мяч для щенка – с ним весело, но толку для выработки навыка апортировки не будет, поскольку щенок не сможет взять в зубы мяч, чтобы отнести его вам).

Игрушка должна быть несъедобной!

Покажите щенку предмет, дайте обнюхать, поиграйте с ним немного, не отдавая предмет. Главная задача – раззадорить щенка, вызвать в нем интерес и желание поиграть с предметом. Подразните щенка, заставьте его немного побегать, чтобы отнять у вас предмет (только не сильно увлекайтесь, чтобы щенок не устал раньше времени), затем поиграйте в поддавки. Разрешите щенку взять предмет в пасть, при этом можно хвалить его и пару раз произнести команду «Апорт». Игрушку из рук не выпускайте.

Упражнение всегда заканчивайте командой «Дай!». Дав щенку немного порезвиться с игрушкой (и не выпуская ее из своих рук), дайте команду «Дай» (с ласковой, но твердой интонацией) и заберите игрушку у щенка. Будьте аккуратны, забирая игрушку, следите за тем, чтобы ненароком не причинить щенку боль. Забрали игрушку – снова похвалите щенка.

Следующий этап обучения команде «Апорт» заключается в отбрасывании предмета на небольшое расстояние от щенка. Сначала пристегните к ошейнику собаки – это необходимо для контроля над животным, ведь, скорее всего, получив игрушку, щенок попытается ускользнуть от вас, чтобы поиграть с ней.

Покажите игрушку щенку, заинтересуйте его, при необходимости дайте немного поиграть (совсем немного) и отбросьте ее буквально на метр-полтора от щенка. Большее расстояние пока не нужно. Следите за тем, чтобы он точно видел, куда делся предмет апортировки.

После того, как щенок рванет за игрушкой, командуйте «апорт!» и пытайтесь увлечь щенка за собой. В большинстве случаев, как и в случае с , помогает демонстративное удаление от щенка. Сделайте вид, что вы собираетесь от него убегать, похлопайте в ладоши, пригласите в эту игру. Если щенок побежит к вам с апортом в зубах – просто отлично! Немного поиграйте с ним, дайте команду «Дай», заберите игрушку и обязательно похвалите его.

Если щенок не собирается следовать за вами, придется прибегнуть к помощи поводка. Аккуратно, по чуть-чуть и очень мягко подтяните к себе щенка, затем точно так же поиграйте с ним, заберите апорт по команде «Дай» и похвалите его. В идеале – щенок должен сам подбегать к вам с предметом апортировки в радостном ожидании веселой игры. Поэтому постарайтесь заинтересовать его так, чтобы поводок приходилось применять как можно реже.

Со временем усложняйте задачу. Бросайте предмет на несколько метров, используя поводок большей длины, и пробуйте апортировку без поводка. Не расстраивайтесь, если ваш пес, почувствовав полную свободу, наотрез откажется подносить брошенную вещь. Постарайтесь увлечь его, приглашая играть и обязательно играйте, как только он подбежит к вам с игрушкой в зубах. Крайне важно дать собаке четко понять – игра и другие «вкусности» будут только тогда, когда она принесет предмет апортировки к вам, и никак иначе. Не получается без поводка? Не торопите события, возьмите поводок и делайте это упражнение регулярно.

Через некоторое время нужно сокращать игровой элемент в качестве поощрения, то есть постепенно сводить на нет игру после подноса предмета. Но хвалить продолжать обязательно! Можно давать лакомство – но после того, как собака отдаст предмет по команде «Дай».

Забирая предмет апортировки, старайтесь сразу усаживать щенка. Это удобно и для вас, и для собаки, и в будущем такой навык пригодится. Насильно усаживать не нужно – достаточно просто держать руку чуть выше головы щенка, тогда он сам, чтобы было удобнее, будет садиться у ваших ног.

Отрабатывая команду «Апорт», старайтесь разнообразить ваши занятия. Собаку, которая уже уверенно приносит предметы по вашей команде без поводка, можно отправлять через небольшой барьер, забрасывать предмет апортировки на лестницу или бросать его в воду. Собака должны уметь выполнять команду при самых разных обстоятельствах и в самых разных условиях. Естественно, это не должны быть экстремальные или опасные для собаки ситуации.

Самая любимая для любого пса команда, наряду с подзывом, это команда «апорт!». Все щенки обожают бегать за мячиком или палочкой. Для многих взрослых собак это занятие остается привлекательным. Инстинкт добычи – так называется стремление догнать и схватить «убегающий» предмет. Он особенно ценится у служебных и охотничьих пород. Команда «апорт!» входит в обязательное тестирование при поступлении пса на службу в полицию, она обязательна для прохождения испытаний по дрессировке.

Как научить щенка команде «апорт!»

Малышам любой породы нравится возиться с мягкими игрушками , трепать их, догонять. Эту склонность можно использовать для обучения щенка команде «апорт!» в процессе игры . Для этого отлично подходят мячи на длинной веревке, различные прихватки и пищалки, которые можно прикрепить к поводку. Веревка или поводок, прицепленные к игрушке, позволяют быстро подтянуть предмет к хозяину, не позволяя малышу убегать с ним в зубах.

.

Маленьких щенков обычно обучают приносить предмет в игре. Для этого на прогулке или дома владелец заинтересовывает малыша мячиком или резиновой игрушкой, позволяя ему схватить ее зубами и немного потрепать. Сразу после этого предмет аккуратно и быстро забирают из пасти щенка и энергично отбрасывают недалеко от пса, сопровождая бросок командой «апорт!»

Если щенок подбегает к игрушке и хватает ее, то предмет мягко и незаметно подтягивают, вынуждая малыша подойти к хозяину. После этого псу предлагается лакомство, одновременно подается команда «дай!» Совершается обмен игрушки на лакомство. Через несколько повторений (а их число должно быть не больше трех за одно занятие), щенок понимает, что веселая игра с мячиком становится еще и приятной, если игрушку принести владельцу.

Как научить питомца команде «принеси!»

Многие любители собак учат своих питомцев команде «принеси!», которая является аналогом команды «апорт!», но имеет больше вариаций. Чистота и быстрота выполнения этого приказа не важна: животное должно понять, что именно нужно владельцу, какой предмет следует взять в зубы и аккуратно принести.

.

Обучение этой команде происходит так: игрушку бросают недалеко от собаки, после чего отдается команда «принеси!» и правой рукой делается жест, указывающий на предмет. После того, как пес схватит игрушку в зубы, его подзывают или подтягивают за поводок и забирают апортировочный предмет.

Некоторые псы не желают расставаться с мячиком, игнорируя предложенное лакомство. У таких упрямцев игрушку забирают, взяв питомца за нижнюю челюсть , твердо произнеся команду «дай!», сразу же угощая его лакомством. Через несколько повторений собака понимает, что игрушка не отбирается навсегда: они отдают предмет, спокойно реагируя на попытки владельца забрать его. Важно добиться четкого и постоянного исполнения команды на поводке, после чего можно тренироваться без вспомогательного предмета.

Впоследствии питомцу отдается команда «принеси!», когда игрушка просто находится неподалеку от пса. Обязательно указывать на мяч или пищалку, отдавая команду, причем повторять слово «принеси!» можно несколько раз. Многие собаки в недоумении озираются, не понимая, когда владелец успел бросить предмет, но затем пытаются схватить игрушку. При этом надо бурно похвалить пса , чтобы он понял, что именно этого действия от него ждут.

Похвала — обязательный элемент дрессировки.

Домашние питомцы, которые постоянно находятся рядом с хозяином, обычно знают название многих предметов, которыми пользуется владелец в повседневной жизни. Пес с удовольствием приносит тапочки или поводок, миску или ключи по команде «принеси!» Даже если собака не знает названия предмета, который требуется принести, она пытается угадать, что именно нужно хозяину, по очереди подходя ко всем вещам, находящимся в пределах доступа. Владелец должен при этом помогать псу , бурно одобряя правильный выбор.

Как научить собаку команде «апорт!»

От взрослых животных, которые прошли курс специальной дрессировки, требуется не просто принести предмет владельцу. Собака должна проявить выдержку после того, как дрессировщик бросил игрушку, побежать за ней только после команды «апорт!» Затем, питомец с игрушкой в зубах должен подойти к владельцу, сесть перед ним или возле левой ноги и держать предмет в зубах до команды «дай!»

Обучение всем тонкостям команды «апорт!» проводится в несколько этапов, но основные моменты следует закреплять уже на первом занятии. Для этого питомца усаживают рядом с левой ногой, немного поддразнивают игрушкой и бросают ее перед псом. Собаку при этом придерживают, не давая броситься за игрушкой. В первый раз дрессировщик делает совсем небольшую выдержку в несколько секунд, после чего дает голосовую команду.

.

Если животное быстро хватает игрушку, то можно одобрить это действие словом «хорошо!», затем подтянуть питомца к себе и усадить, внимательно следя, чтобы собака не выпустила предмет из пасти. Команда «дай!» и угощение завершают выполнение команды. Отработка проводится долго , с каждым разом время первоначальной выдержки увеличивают, приучая собаку спокойно ждать, пока не будет подана голосовая команда.

Сложности отработки команды «апорт!»

В процессе дрессировки владелец может столкнуться с некоторыми трудностями. Быстрота выполнения, заинтересованность собаки в апортировочном предмете зависят во многом от индивидуального темперамента и склонностей животного. Меланхоличные, равнодушные к активной игре питомцы могут прекрасно работать на выдержку, но крайне неохотно идти за апортировкой. Темпераментные, холеричные псы мгновенно приносят игрушку, но им тяжело ждать разрешения схватить ее, они неохотно отдают предмет. Владелец должен знать особенности характера собаки, чтобы понимать, почему любимец ведет себя так.

  • Собака постоянно срывается за брошенным предметом, если ее принудительно не держать за ошейник . В этом случае можно осадить активного пса, резко дернув его за поводок и строго произнеся команду «рядом! » или «

    Апортировочный предмет может быть любым.

  • Собака после выдержки в три секунды теряет интерес к брошенной игрушке. Если это происходит, то игрушку можно оживить, немного подтягивая ее за веревку. Шевеление мячика или пищалки обязательно пробудит интерес питомца.
  • Пес не желает подходить, делая круги вокруг владельца с игрушкой и приглашая поиграть. В этом случае надо бросать мяч максимально близко, а собаку взять на поводок. Сразу же после захвата мяча питомца подтягивают к дрессировщику, обязательно похвалив пса при этом.
  • Собака бросает предмет, подбежав к дрессировщику. Чтобы не допустить этого, надо при подходе питомца, придержать игрушку у него в пасти, не позволяя выбросить. Некоторым питомцам достаточно всего лишь слегка потянуть пищалку или палочку, чтобы они крепко сжали зубы. Некоторым приходится придерживать нижнюю челюсть до команды «дай!»
  • Можно включить в отработку команды «апорт!» упражнение, которое вынуждает пса держать предмет в пасти до команды «дай!» Усадив собаку рядом, ей за нижние клыки кладется удобная игрушка и дается команда «держи!» или «неси!» При этом попытки собаки выплюнуть предмет должны пресекаться легкой фиксацией нижней челюсти.

При регулярных занятиях по отработке команды «апорт!» питомец будет не только четко выполнять норматив курса дрессировки, но и охотно нести пакет из магазина или свой поводок. При необходимости владелец может, не вставая с дивана, заставить пса принести любой предмет , расположенный в поле зрения собаки.

Видео. Дрессировка собаки. Команда апорт


Post Views:
30

Команда «Апорт» не входит в список обязательных команд, однако для собаки это умение очень полезно. Команда означает подношение предмета владельцу. Некоторые уверяют, что приносить палку способна не любая порода собак. Однако такое может сказать только хозяин, не приложивший достаточно терпения и умения к тому, чтобы вызвать у питомца интерес. Следует изучить, как правильно научить животное этой команде, и какую цель преследуют обычно владельцы, обучая собаку команде «Апорт».

Большая часть навыков собаки совершенствуются в форме игры. Очень важно, чтобы собака любила то, что она делает, получала удовольствие от процесса, не воспринимая его как обязанность.

При команде Апорт собака приносит брошенный владельцем предмет: палку, гантельку, мячик и т.д.

В процессе обучения щенок сможет не только научиться приносить предметы, но и разовьет иные навыки:

  • животное учится ориентироваться на местности и обыскивать ее – поиск предмета вынуждает собаку погружаться в игру, используя для этого слух, зрение, обоняние и все виды памяти;
  • по необходимости связать команду голосом и необходимыми действиями развивается умение строить логические цепочки, вырабатываются условные рефлексы;
  • в пылу погони и поиска животное должно сосредоточится и отдать предмет тренеру – таким образом вырабатывается контроль над эмоциями и выдержка.

Помимо прочего, польза команды «Апорт» в том, что его выполнение позволяет животному получить полноценную нагрузку на все группы мышц и органы чувств. Особенно важно это для тех собак, чьи хозяева не имеют возможность выгуливать их в течение достаточного времени .

Внимание! Испорченные тапочки, погрызенные провода, порванные обои и подушки – это только «цветочки», если в доме находится животное, испытывающее неудовлетворенную потребность в физической активности.

Подготовка к обучению навыку


Взрослую собаку научить подносить предметы сложнее, чем щенка.

Скорость обучения зависит от психотипа животного. Известно, что сангвиники и холерики очень быстро схватывают премудрости команды, тогда как меланхоликам и флегматикам требуется гораздо больше времени на освоение необходимых навыков. Легче всего приучить приносить вещи по команде щенков, поскольку у них есть две потребности, играющую на руку желающим обучить их апортировать предметы: желание играть и чесать зубы.

Взрослого спокойного пса научить приносить подачи гораздо сложнее, он может даже вовсе отказаться выполнять команду, лишенную, на его взгляд, смысла. Причем это касается многих команд: служить, кувыркаться, копать, лаять. Зато такие собаки отлично знают и хорошо выполняют «смысловые» команды: , «Ко мне», и другие.

Точное следование правилам не потребуется, если собаку не планируется использовать в служебных работах. Основной подход к обучению един, но не участвующее в работах животное можно обучать по упрощенной системе. Тренировки должны проходить на улице на хорошо знакомой собаке территории. В домашних условиях обучают только щенков до тех пор, пока им не будут сделаны все необходимые вакцины.

Исходить в этом пункте обучения следует только от привычек и пристрастий питомца, ведь бегать за предметом и носить его придется именно ему.


Для апортировки можно использовать любой предмет, который интересен собаке: палку, мячик, гантельку, резиновую уточку.

Стоит обратить внимание на такие предметы:

  • Фрисби (тарелка).
  • Специальные предметы для апортировки, продаваемые в зоомагазине. Это могут быть палки с частями веревок, кости из резины, игрушки – пищалки. Самое главное, выбирать обтекаемые предметы, безопасные и в меру тяжелые.
  • Мячи, соответствующие размеру пасти собаки.
  • Самодельные предметы: бутылка с песком, крупой или водой.
  • Палка, подобранная во время прогулки.

Для отработки команды «Апорт» лучше не брать предметы, которые легко пачкаются и рвутся. До того, как животное не научится отлично исполнять команду, лучше всего использовать один постоянный предмет.

Начало тренировки: питомец находится у левой ноги тренера. Человек в свободной позе.

Важно! Если тренируется щенок дома, стартовая позиция не важна: можно лежать, сидеть, бегать по квартире. Самое главное в таких упражнениях: максимум положительных эмоций.

Подобрать предмет


Покажите питомцу игрушку, разыграйте его, добейтесь, чтобы собака сама схватила предмет и скажите команду.

Следует решить, будете ли вы обучать питомца команде «Возьми» как отдельной, или только в комплексе. Если есть необходимость/желание научить животное носить сумку, зонтик, поводок – следует обучить. Удобнее работать с длинной веревкой, типа бельевой. Чтобы уберечь руки от порезов, заноз и ожогов, следует надеть перчатки.

Продемонстрируйте животному предмет для апортирования, раздразните его и доведите до того, чтобы он схватил предмет. При необходимости, данное действие сопровождается командой «Возьми». Поощрите и похвалите собаку, позвольте поиграть предметом.

Раздразните собаку, но не отдавайте игрушку, а «нечаянно» уроните ее рядом. Заинтересовавшись игрой, собака поднимет игрушку. Скомандуйте «Апорт» и похвалите животное. Важно следить, чтобы игрушку собака не рвала, не увлекалась игрой – сразу отдавала. Особенно важно пресекать попытки питомца убежать с предметом, заставляя тренера догонять его.

Постепенно расстояние между собой и «оброненной» игрушкой следует увеличивать. При этом собака должна быть на поводке, чтобы избежать побега. Если питомец поднимает отброшенную на пару метров игрушку, пора переходить к следующему пункту обучения.

Важно! Если заинтересовать игрушкой собаку не получается, можно взять полый теннисный мяч. Ножом прорежьте щель и начините мячик лакомствами. Обоняние собаки очень острое, даже упрямец не сможет устоять перед такой аппетитной приманкой.

Принеси – отдай

Очень важно пресекать попытки собаки заставить вас играть с ней: она может дразнить владельца, не отдавая принесенный предмет. Необходимо научить питомца самостоятельно возвращать игрушку, контролируя себя. Собаку не следует спускать с поводка до того, как он будет готов.


В процессе обучения нельзя допускать, чтобы собака самостоятельно играла с предметом и убегала от хозяина.

Важно соблюдать обычное правило: команда подается единожды, если она не выполнена собакой добровольно, придется заставить ее закончить. Приносить и отдавать игрушку собака должна без дополнительных указаний – все эти действия являются частью команды «Апорт».

Предмет бросают на расстояние 2-3 метра, ждут, пока животное его поднимет, дают команду «Принеси». Команда сопровождается похлопыванием по коленке. В дальнейшем, когда собака поймет, что от нее требуется, команду и жест необходимо исключить.

Если собака убегает или просто стоит на одном месте, необходимо осторожно, не пугая собаку и не сбивая игровой настрой, подтянуть ее. Порядок подхода зависит от желания владельца: питомец усаживается напротив тренера или обходит его, как при выполнении команды «Рядом».


Идеальное выполнение команды: хозяин бросает предмет, дает команду, после чего собака бежит за предметом и приносит его владельцу.

Вероятно, собака оставит игрушку у ног сама, чтобы вы бросили ее еще раз. Но иногда приходится забрать ее из пасти, не допуская, чтобы собака решила дразнить владельца. Принимая игрушку, следует дать команду «Дай», похвалить ее и дать лакомство. Упражнение повторяют сначала.

Если собака пытается играть, скачет и не отдает предмет, нужно строгим тоном сказать «Дай». И либо похлопать животное по нижней челюсти, либо предложить лакомство, чтобы собака отдала апорт.


После окончания обучения можно приучить собаку приносить любые предметы.

Не стоит начинать работать без поводка даже в том случае, когда кажется, что питомец полностью усвоил урок. Животное остро чувствует свободу и вполне способно убежать, перестать подчиняться. Если команда уже отдана, но животное ее не выполняет – авторитет владельца падает. Стоит оставить веревку на ошейнике, но из рук ее можно выпустить. Если собака захочет сбежать, можно просто наступить на свободный конец и заставить питомца выполнить команду.

После работы с различными предметами можно научить питомца приносить указанную вещь. Для этого во время тренировки необходимо проговаривать название того, с чем вы играете: «Какая хорошая палочка!», «Принеси уточку!», «Возьми мяч». После того, как отработка названий прошла успешно, на занятие берут все три предмета, которые бросают одновременно. Командуют «Апорт, уточка!». Собака должна принести именно эту игрушку.

Если при апорте использовать предмет со спрятанным внутрь лакомством, это можно считать первым этапом обучения команде «Ищи».

Посмотрите видеоролик, который поможет вам правильно научить вашего питомца приносить предметы по команде.

Апортировка — это умение собаки приносить хозяину различные предметы. Апортировка нужна для того, чтобы впоследствии было легче выработать у собаки другие специальные навыки (обыск местности или выборка вещей), если это планируется. При обучении апортировке используются следующие команды собаке: «Апорт!» и «Дай!» Команду «Апорт!» сопровождает характерный жест — правая рука выбрасывается ладонью вниз в направлении брошенного предмета.

По правилам ОКД (общего курса дрессировки собак) навык апортировки выполняется определенным образом. Собака фиксируется командой у левой ноги дрессировщика. Он показывает ей апортировочный предмет (апорт) и выбрасывает его вперед на расстояние не меньше, чем 10 см. Подождав 10-15 секунд, дрессировщик подает команду «Апорт!», жестом, описанным выше, посылая собаку за предметом. Собака должна по команде побежать за апортировочным предметом, взять его в пасть и вернуться к дрессировщику, заняв исходное положение. Через 10-15 секунд дрессировщик подает команду «Дай!» и забирает предмет.

Сложен или легок навык апортировки предметов? Некоторые дрессировщики считают, что апортировка довольно сложна, некоторые — наоборот. Успешность обучения команде «Апорт!» может зависеть от особенностей породы собаки и ее темперамента. Сложности могут возникнуть на любом этапе освоения навыка. Некоторые собаки не спешат бежать за брошенным предметом, некоторые — не горят желанием отдавать его дрессировщику, а некоторые просто бросают предмет рядом.

Легче всего сформировать навык апортировки и научить собаку команде «Апорт!» во время игры. Играя с собакой, вы научите ее бежать за апортировочным предметом, брать предмет в пасть, носить его какое-то время, а потом отдавать дрессировщику. Но на этом этапе нельзя бегать за собакой, пытаться поймать ее и отобрать предмет — потом она с трудом научится сама отдавать предмет дрессировщику. Быстрее научить собаку выполнять команду «Апорт» можно, играя с собакой на поводке. Тогда щенок научиться брать в пасть предмет, по команде отдавать его дрессировщику, носить предмет в пасти, садиться с ним и сидеть так довольно долгое время.

Если собака не хочет отдавать вам предмет, не отнимайте его силой. Можете попытаться обменять его на еду или попробовать аккуратно раскрыть пасть собаки одной рукой, держась второй за предмет. Если вы попытаетесь силой вырвать предмет из пасти, есть риск повреждения зубов, языка или десен животного.

Апортировочные предметы могут быть разными, но собаке должно быть удобно брать его с земли и носить в пасти. Апортировочный предмет не должен быть игрушкой, иначе собака может начать трепать его или грызть. Для формирования навыков апортировки можно использовать гладкую круглую деревянную палочку. Если у вас охотничья собака — нужно сделать для нее мягкую подноску, похожую на тушку птицы.

Если собака не проявляет интерес к апортировочному предмету, можно использовать трубчатую кость или же привязать к предмету шпагат. Чтобы заинтересовать питомца и вызвать у него желание взять в пасть предмет, играйте с предметом сами, при этом повторяя команду.

Чтобы начать обучение собаки команде «Апорт!» , посадите ее у своей левой ноги на короткий поводок. Возьмите поводок в левую руку, а апортировочный предмет — в правую. Привлеките внимание собаки, окликнув ее, а потом помашите апортом перед мордой собаки, как будто вы ее дразните. Собака будет пытаться схватить апортировочный предмет. Тогда можно дать собаке команду «Апорт!» и позволить схватить предмет в пасть. Когда собака зажмет предмет в зубах, погладьте ее для поощрения, повторив команду «Апорт!» Чтобы собака держала апорт крепче, немного потяните апортировочный предмет на себя — она вцепится в него сильнее и не будет пытаться выбросить.

Когда собака начнет хорошо держать предмет, подайте ей команду «Рядом!», пробегите вместе с ней какое-то расстояние, перейдите на шаг и подайте собаке команду «Дай!» Забрав у нее предмет, погладьте ее и дайте взамен какое-нибудь лакомство. Это упражнение надо повторять 2-3 раза на протяжении занятия.

Как только вы научили собаку брать апортировочный предмет из руки и отдавать вам апорт, приучите ее брать в пасть и отдавать вам брошенный предмет. Назовите кличку собаки, чтобы привлечь внимание, помашите у нее перед носом апортом и бросьте его на несколько шагов вперед. Бросая предмет, делайте это характерным апортировочным жестом (движением правой руки снизу вперед) — в дальнейшем этот жест сможет заменить команду «Апорт!» Подайте команду в момент броска, а затем идите к предмету вместе с собакой и повторяйте команду.

Собаку надо поощрять сразу, едва она начала бежать за брошенным апортировочным предметом. Если она взяла в пасть предмет, как только подбежала к нему, поощрите ее вслед за командой «Апорт!». В том случае, когда собака теряет интерес к брошенному апорту , «оживите» его движением ноги.

Навык апортировки — один из основных навыков при дрессировке собак. Команду «Апорт!» должна знать каждая собака.

Апортировка – это не просто игра «в палочку», а сложный навык, включенный в обязательный курс дрессуры. Большинство собак довольно быстро и без особых проблем осваивают команду. А те хозяева, которые утверждают обратное – не приложили достаточно терпения или не имели знаний о том, как научить собаку команде «Апорт».

В требованиях испытаний ОКД указано, что выполнение команды «Апорт» включает:

  • начальную позицию питомца у левой ноги хозяина, которую пес занимает по команде «Сидеть»;
  • владелец демонстрирует предмет питомцу и бросает его не ближе 10 м;
  • временной отрезок между броском и непосредственно командой «Апорт» составляет 10-15 с;
  • одновременно с голосовой командой хозяин протягивает в направлении предмета правую руку, повернутую вниз ладонью;
  • по команде пес бежит за брошенным предметом, поднимает его с того места, где он приземлился, возвращается к своему владельцу и занимает исходную позицию;
  • пес держит предмет в пасти 10-15 с и после команды «Дай» позволяет дрессировщику взять его.

Команда считается выполненной правильно при условии, что пес:

Чтобы пес смог освоить подобный навык, он к моменту обучения апортировки уже должен знать и выполнять команды «Сидеть», «Рядом», «Ко мне». Если обучать собаку, чтобы она выполняла команду по нормативу, то это сложное, продолжительное дело. Но в быту достаточно научить пса просто приносить предмет и отдавать его.

Что дает животному освоение навыка

Поиск и принесение «добычи» хозяину – генетически заложенная программа. Собаки чаще всего использовались для охоты. Они должны были доставить дичь, подстреленную охотником. При селекции породы отбирались те экземпляры, которые обладали этим инстинктом. Обучение выполнению команды «Апорт» закрепляет, оттачивает как врожденные инстинкты, так и тренирует умения:

  • ориентации в пространстве;
  • пользования органами чувств – нюха, слуха и зрения;
  • создания своеобразного «языка» между владельцем и собакой;
  • построения логических взаимосвязей между жестом, голосовой командой и действием;
  • тренировки послушания и выдержки.

Кроме развития психоэмоциональных, когнитивных и физических способностей животного, апортировка дает возможность за ограниченное время дать животному возможность «выплеснуть» избыток энергии.

Пошаговая методика обучения

Обучение любому, даже самому простому навыку – это поэтапный процесс, который включает:

  • взаимные объяснения;
  • достижение автоматизма в исполнении поставленной задачи;
  • полноценное и долгосрочное закрепление умения.

Первоначальный этап состоит из подэтапов, помогающих пошагово достичь результата:

  1. Тренировка следует проводить в особых условиях – дома или на площадке не должно быть раздражителей, отвлекающих внимание собаки (факторы, влияющие на базовые инстинкты – половой, оборонительный, охотничий).
  2. Должна быть выбрана правильная мотивация – поощрение вкусняшкой, поглаживанием, похвалой. В результате формируется положительная эмоциональная связь между питомцем и хозяином. Стараясь заслужить лакомство, пес будет пытаться максимально полно понять и исполнить команды.
  3. Взаимные пояснения включают взаимодействие между человеком и псом с помощью создания собственного «языка». Владелец должен представлять этапы, их реализацию и конечный результат, чтобы точно и доступно объяснить это питомцу.
  4. Очерчивание границ формирования навыка. Дрессировщик должен точно знать, что он подкрепляет лакомством и лаской, а животное должно понимать, что от него требуется, и как получить одобрение дрессировщика. На этом подэтапе также применяется контрастное воздействие – за неправильное исполнение команды собаку наказывают (рывок поводком, подталкивание руками, угрожающие интонации), но как только животное исправляет ошибку, его поощряют лаской или лакомством.
  5. Обучение выполнению санкционирующих команд, запускающих команду «Апорт» – «Сидеть», «Ко мне», «Дай».
  6. Обучение отменяющим командам, например, «Гуляй». Без нее собака не должна прекращать дрессировку.
  7. Отработка режима дрессировки – время занятий должно чередоваться с периодом отдыха, который также должен быть активным, чтобы поддерживать физическую и психическую готовность к работе.

На втором этапе доведения выполнения команды «Апорт» до автоматизма также нужно придерживаться определенных подэтапов:

  1. На этом этапе собака должна четко и быстро исполнять команды. Если на первом этапе животное может подносить предмет с разной скоростью, то на втором собака должна подносить его их бегом, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Количество наказаний превалирует над поощрительными, чтобы сформировать стойкое желание у собаки избегать их, точно выполняя задание. Но дрессировщик должен правильно подкреплять выполнение команд поощрением, чтобы общий эмоциональный фон дрессировки оставался позитивным.
  3. Хозяин должен поддерживать интенсивность в выполнении упражнений весь отведенный период времени.

На начальных этапах дрессировки используется поводок или веревка, с помощью которых дрессировщик осуществляет контроль и реализацию отрицательного подкрепляющего воздействия. На третьем этапе количество поощрений на каждом этапе сокращается. Собака быстро, не отвлекаясь, точно выполняет команду и получает поощрение в виде ласки или лакомства после того, как правильно выполнит команду.

Стадия принятия решения и выработки оптимального плана действия заменяется окончательной автоматизацией навыка. Ужесточаются требования к количеству правильно выполненных команд – третьему этапу их должно быть подавляющее большинство.

Выбор апортировочного предмета

Для тренировки можно выбрать любой предмет, который будет удобно животному схватить зубами и по силам быстро поднести дрессировщику. Это может быть теннисный мяч, тарелка фрисби, пластиковая бутылка, заполненная песком или крупой, палка. Собаки не охотно берут в пасть ворсистые предметы. Поэтому выбранный предмет должен быть гладким, упругим, умеренно тяжелым.

Предмет должен долго служить, легко дезинфицироваться, не травмировать ротовую полость питомца. Для развития познавательных способностей собаки можно научить ее приносить определенный предмет, выбирая его из нескольких брошенных.

Предмет должен быть привлекательным для собаки. Она должна уверенно держать его и отдавать по команде «Дай». Если пес на начальном этапе не интересуется предметом или держит его недостаточно крепко, то нужно заинтересовать его, поддразнивая и делая вид, что хотите отобрать вещь. Это заставит питомца значительно усилить хватку.

На начальном этапе обучения следует отработать команды «Апорт» и «Дай». Некоторые животные с холерическим складом характера слишком увлекаются предметом. В таком случае следует спрятать его, чтобы пес успокоился и более адекватно научился реагировать на предмет.

Обучение отслеживания и подъема предмета с земли

На начальном этапе, когда у собаки установится логическая связь между командой «Апорт» и предметом, нужно отбросить его на расстояние 1-2 метра, делая движение снизу-вверх. Если собака отказывается идти или не может найти предмет и «рыскает», можно подойти к нему, ведя питомца на поводке и указать на него. После того, как собака подняла предмет, нужно поощрить питомца словами «Хорошо» и поглаживанием.

Дрессировщик должен учитывать темперамент, способность к обучению, природные инстинкты собаки. Занятия должны проходить регулярно и последовательно. Тренер не должен проявлять нервозность, агрессию или непоследовательность, нарушая свои требования.

В зависимости от размера и мышечной силы животного, период дрессировки должен составлять не менее часа. В первые 30 мин пес заинтересован, жаждет лакомства. Во второй половине он устает, отвлекается и пресыщен. Дрессировщик должен сохранить работоспособность животного, давая понять, что команду ему необходимо выполнить, если даже не хочется.

Не стоит путать физическое воздействие и физическое наказание. Воздействие производится при ровном настроении, без раздражения и крика. Дрессировщик корректирует выполнение команды натяжением поводка, рывком или нажатием рук, а не ударами.

В перерывах между обучением нужны периоды активного отдыха, когда хозяин хвалит за выполненный урок, играет с питомцем, чтобы поддержать физическую активность, создать продолжительный эмоциональный настрой и предотвратить психическую перегрузку.

Видео как научить собаку команде «Апорт»

Преимущества самостоятельной дрессировки

Конечно, можно поручить обучение питомца опытному кинологу, что сократит время и позволит достичь отличного результата. Но самостоятельная дрессировка важна для:

  • установления эмоционального контакта с питомцем;
  • утверждение своего лидерства в тандеме «человек-собака»;
  • выявление и изучение положительных и отрицательных черт характера;
  • выяснение основного мотиватора – пищевого, эмоционального, игрового поощрения.

Дрессировщик должен знать основной элемент команды. В апортировке – это удерживание предмета в пасти и умение поднять его с земли. В процессе дрессировки хозяин также обучается. Он учится действовать мягко, но настойчиво, отмечать проявления эмоций питомца. Самостоятельная дрессировка позволяет создать собственный «язык» и установить связь, дающую возможность животному понимать хозяина с полуслова. Дрессировка дисциплинирует не только собаку, но и ее хозяина.

Обучение команде «Апорт» очень важно для служебных и охотничьих собак. Но не менее важно и для собак-компаньонов, как для поддержания физической формы, так и для развития интеллекта.