Грудничок 4 месяца и 9 дней. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Отказ от грудного кормления

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы - ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».



Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными - тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.


Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

Распорядок дня четырехмесячного ребенка все также состоит из кормлений, сна, игр, массажа, гигиенических процедур и развивающих упражнений, но длительность этих этапов значительно изменяется.

Приблизительный распорядок дня 4-х месячного ребенка

  • 6:00–8:00 – подъем, умывание, замена подгузника, гимнастика, воздушные ванны и первое кормление.
  • 8:00–10:00 – утренний сон.
  • 10:00–12:00 – массаж, развивающие упражнения и игры, второе кормление.
  • 12:00–14:00 – сон на свежем воздухе.
  • 14:00–16:00 – третье кормление, знакомство с окружающими предметами, развивающие игры, общение.
  • 16:00–18:00 – сон, прогулка.
  • 18:00–21:00 – игры, общение, купание, четвертое кормление.
  • 21:00–22:00 – гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну.
  • 22:30–23:00 – пятое кормление.
  • 23:00–6:00 – ночной сон.

Мало кому удается строго придерживаться режима дня, да это и не обязательно. Важно, на первое место ставить индивидуальные требования и предпочтения ребенка и подстраиваться под них. В каждой семье будут вноситься свои корректировки и поправки. Распорядок дня должен быть удобен малышу, а не его родителям. Но все-таки некоторые важные моменты должны остаться в режиме дня неизменными:

  • Интервалы между кормлениями должны быть минимум 4 часа;
  • Дневной сон в общей сложности должен составлять примерно 6 часов.

По сравнению с предыдущим месяцем теперь малыш должен питаться не 6, а 5 раз в день. Способы кормления выбираются с учетом индивидуальных особенностей малыша, показателей его развития и возможностей мамы. Это может быть грудное вскармливание, искусственное или смешанное.

Ребенок – грудничок в 4 месяца не нуждается в дополнительном кормлении. Ему хватает питательного грудного молока, объем потребления которого заметно увеличился. Именно по этой причине кормлений стало на одно меньше. Подросший малыш теперь может продолжительное время оставаться сытым.

Дети, которые находятся на искусственном вскармливании, тоже питаются пять раз в сутки примерно по 200 миллилитров молочной смеси за один прием. Суточная норма должна составлять приблизительно 1 литр. С этого месяца малыши постепенно переходят на замену одного кормления молочной смесью на прикорм в виде жидкой каши, творога с кефиром или овощного пюре.

Перед тем, как полностью перейти на полноценный прикорм, необходимо выбрать продукт, который понравится ребенку. Начинать введение нового продукта нужно с одной чайной ложки в день. Примерно через неделю – полторы объем одной порции должен составлять около 150 миллилитров. Как только кроха будет с удовольствием съедать такое количество новой пищи, можно смело заменять одно молочное кормление в сутки на прикорм.

Смешанное вскармливание используется мамами, у которых вырабатывается недостаточное количество грудного молока. Они кормят малышей и грудью и молочной смесью. Таким деткам также необходимо вводить прикорм постепенно. В итоге суточная норма для четырехмесячного ребенка, находящегося на смешанном вскармливании состоит: грудное молоко – 500 миллилитров, смесь – 400 миллилитров, прикорм – 150 миллилитров.

Режим сна

Четырехмесячный малыш спит около шестнадцати часов в сутки, но длительность ночного сна увеличивается из-за более продолжительного бодрствования в дневное время. Идеальный вариант – это десятичасовой ночной сон и шестичасовой сон в дневное время (3 раза примерно по 2 часа). Не каждый малыш придерживается такого режима сна. Более активные детки могут спать днем один или два раза, а некоторым по-прежнему необходимо четыре дневных сна. Одни просыпаются ночью через каждые 3 часа, а другие спят 8-10 часов подряд. Уже в возрасте 4 месяцев, можно распознать маленьких «сов» и «жаворонков».

Каждая мама должна создать индивидуальные условия для своего малыша, но сон обязательно должен чередоваться с периодом активности. От качества и продолжительности сна будет зависеть и настроение ребенка, и его аппетит и желание общаться и играть. Если малыш плохо спит ночью, то имеет смысл укладывать его немного позже. Придется проявить всю свою изобретательность, чтобы не дать крохе заснуть рано. Зато когда он окончательно устанет, то будет спать крепко всю ночь.

Прогулки

Прогулки могут не состояться только при очень неблагоприятных погодных условиях – это сильная жара, мороз более 15 градусов и резкие порывы ветра. Любая другая погода (даже дождь) не должна препятствовать ежедневным прогулкам. Желательно выходить с ребенком на улицу два раза в день на 1,5-2 часа.

Путешествие на свежем воздухе должно состоять из двух частей. Первая часть прогулки должна быть в виде экскурсии. Ребенку нужно как можно больше всего показать и рассказать, дать потрогать некоторые предметы или поближе посмотреть на птиц и животных, на машины или автобус. Рассказывайте и показывайте малышу, где солнышко, небо, травка, листочек и т.д. После такой познавательной первой части, вторую часть малыш проведет в спокойном и крепком сне. Сон на свежем воздухе – это неотъемлемая и не менее полезная часть прогулки.

Развивающие игры

Время бодрствования – около 8 часов в день. Если вычесть продолжительность гигиенических процедур и кормления, то остается еще достаточно времени для того, чтобы заняться с малышом различными развивающими упражнениями и играми.

Очень познавательно для крохи совершить путешествие по всем комнатам в доме или квартире. Во время таких экскурсий обязательно задерживайтесь около предметов, дайте малышу возможность запомнить их, потрогать или послушать. Сидя у взрослых на руках, ребенок в каждый такой обход будет накапливать словарный запас в своей памяти. Он обязательно запомнит названия предметов. Это можно проверить, когда в очередной такой прогулке вы спросите «А где часики?» или т.п. Малыш будет искать взглядом то, о чем его спросили.

Тактильные ощущения можно развивать при помощи ярких игрушек из разных материалов (например, мягкая игрушка из ткани, деревянная лошадка, шершавый мячик, гладкий кубик и другие). Цвета на предметах должны быть яркие, не смешанные, с четкими границами между двумя или тремя цветами. Ребенок должен потрогать все отверстия или бугорки, которые имеются на предметах.

Необходимо приобретать такие игрушки для малыша, которые будут развивать мелкую моторику, слух, зрение, тактильность, а также внимание и память. Одна из таких игрушек – музыкальная каруселька, которая прикрепляется над детской кроваткой. Она помогает малышу сфокусировать зрение на одном предмете и следить за его перемещением.

Во время таких наблюдений ребенок изучает цвета и форму предметов, пытается дотянуться до определенной игрушки и слушает музыку.

Чувство ритма и музыкальный слух можно развивать, слушая ритмичную мелодию или слушая веселые детские песенки. Немного покружитесь с малышом в вальсе, затем под ритм похлопайте в ладоши или потопайте его ножками.

Малыша можно постепенно начинать приучать к детским книжкам. Читайте ему вслух стишки, потешки, сказки, сопровождая свой рассказ показом ярких иллюстраций. Вместе с ребенком переворачивайте странички картонных книг и показывайте его пальчиком на картинку, называя ее.

Уже сейчас идет подготовка к развитию речи. Ее развитие напрямую связано с мелкой моторикой. Поэтому необходимо ежедневно играть с ребенком в различные пальчиковые игры и забавы. Например, «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока-ворона». Вместе с этими играми необходимо проводить массаж каждого отдельного пальчика и легкие поглаживания.

Так как малыш изучает мир не только при помощи своих рук, но и при помощи языка и рта, то очень важно следить за чистотой игрушек. Необходимо проводить их ежедневную обработку кипяченой водой.

В этом месяце увеличивается количество физических упражнений, которые нужно проводить с ребенком. Такие занятия должны способствовать развитию и укреплению мышечной ткани, суставов и позвоночника. Оптимальное время для проведения гимнастики и различных упражнений – утро, день и вечер (продолжительность – примерно 5 минут).

Четыре месяца – это возраст, когда малыш пытается самостоятельно изменять свое положение. Сначала он поворачивается на бочок, потом на животик и обратно на спинку. Для закрепления этого навыка необходимы многократные «тренировки», связанные с укреплением пресса живота и спинных мышц. Занятия можно проводить в виде игры. Например, перекатывать малыша с животика на спину и обратно, приговаривая при этом песенку Колобка.

Для укрепления мышц рук и спины можно проводить упражнения по «подтягиванию». Мамины пальцы будут служить опорой, за которую ребенок должен крепко ухватиться, а мама легонько потянет малыша к себе. Такое упражнение необходимо и для подготовки к самостоятельному сидению.

Очень полезны упражнения по укреплению мышц ног и обучению ползания. Ребенка необходимо положить на твердую, но не скользкую поверхность (например, на ковер) и дать почувствовать ребенку опору своими пяточками. Опорой может быть рука мамы или папы. Кроха инстинктивно будет отталкиваться ножками, как будто пытается ползать. Это упражнение необходимо повторять ежедневно.

Способы и методы закаливания

В четыре месяца можно начинать регулярные закаливающие процедуры, которые позволят малышу всегда быть здоровым.

Некоторые элементы закаливания родители начали уже с самого рождения – это воздушные ванны, купания и прогулки при любой погоде. Сейчас воздушные ванны должна продолжаться в течение 10 минут дважды в день. Температура воздуха в помещении во время процедуры не должна превышать 22 градуса тепла.

Следующим важным ежедневным элементом закаливания должно быть влажное обтирание. Начинать необходимо с сухих обтираний при помощи махровой варежки на протяжении десяти дней. Так как кожа у ребенка очень нежная, то процедура проводится максимально осторожно. Кожа малыша после обтирания должна быть слегка покрасневшей. Через 10 дней можно начинать влажные обтирания при помощи той же варежки, но смоченной в теплой воде.

Начинать нужно с обтирания личика крохи, а постепенно с каждой процедурой нужно добавлять площадь шейки, ручек, ножек, спинки и наконец, все тело ребенка. Длительность влажного обтирания – около 2 минут. Понижая температуру воды (через каждые 3 занятия) на один градус, можно довести ее до 30 градусов.

Какой должен быть распорядок дня у грудничка в 4 месяца (видео)

Звуки

К окончанию четырехмесячного возраста младенец способен звучно и заразительно смеяться! Всё окружающее пространство – становится для него все более интересным. По издаваемому звуку он может находить людей и предметы, направлять взгляд вперед и назад, смотреть через плечо. Появление родных он отмечает радостным гулением.

В таком возрасте малыш легко распознает тембр и силу звуков, так красивая классическая музыка способствует бодрому и радостному настроению крохи, нежная колыбельная убаюкивает уставшего малыша. Уже в этом возрасте можно формировать у младенца чувство ритма, танцуя вместе с ним, такое приятное занятие понравится и Вам и крохе.

Можно начать с бережного покачивания малыша под медленную мелодию, а после энергичнее двигаться под ритмичную музыку. При помощи таких нехитрых занятий Вы разовьете ритмичность крохи через движения.

Этот возраст – период любви к звукам, от игр с произношением различных комбинаций букв младенцы получают большое удовольствие. Детки во всем мире начинают «тренировки произношения» со слогов: “ба”, “ам”, “ма”, “та” и пр. Некоторым умельцам удается даже изменять громкость и тональность собственной речи и напевать несложные мелодии личного сочинения.

Каждый звук для малыша — живой! Кроха наслаждается ими. Для ребенка чувство речи, любой гласной и согласной обладает определенными свойствами. Из-за этого, уже в таком юном возрасте малышам нравится слушать стихи, прибаутки, даже такие, которые взрослым кажутся странными.

В этот период подходит к концу первоэтапное развитие глазного яблока.

Малыш рассматривает предметы, проводя как бы исследование их взглядом, определяя размер и форму. Такое продолжительное и разнонаправленное зрительное сосредоточение, его интерес к предметам, энергичное гуление – это подтверждение нормального психофизического становления и развития.

Развитие зрения дает возможность младенцу выполнять детальный осмотр предметов и людей и запоминать их. В 4-ре месяца кроха способен различить некоторые цвета, замечать отличие в форме фигур, к примеру, овала, прямоугольника и треугольника.

Уже заметна реакция на изменение внешности человека, с которым он хорошо знаком. Если мама надела новое платье, очки или шапку – все это не останется незамечено малышом, ему это интересно, кроха старается рассмотреть и изучить новый образ знакомого человека.

С 4-х месячного возраста малыш уже начинает реагировать на свое отражение в зеркале, радуется ему. Он будет радостно приветствовать “незнакомца” веселой и сияющей улыбкой.

Наткнувшись на игрушку, он рассматривает ее, пытается захватить и потрогать. Пока самостоятельное захватывание предметов ему еще не под силу, но достаточно крепко удержать в ладошке, вложенную погремушку, он может.

Различные предметы, попадающие в ручки младенца, непременно попадают в ротик для проведения дальнейшего исследования. Это новый этап в развитии ребенка! Младенец пытаться познавать мир при помощи собственного чувствительного ротика. Так происходит накопление опыта тактильных ощущений…

Под час кормления малыш умело захватывает и поддерживает ручонками мамину грудь или бутылочку.

Что может четырехмесячный младенец:

  • приподнимать голову на 90° из положения, лежа на животе;
  • звучно смеяться;
  • сопровождать взглядом предмет, передвигаемый по дуговой траектории перед его личиком на дистанции 15 см в 180° диапазоне.
  • перемещать на ноги часть веса, находясь в вертикальном положении;
  • выражать протест, если вы пытаетесь забрать у него игрушку.
  • узнает звучание голоса близких людей и различает их среди незнакомых;
  • гулит и агукает, произнося первые слоги;
  • выполняет захват висящей игрушки одной или сразу двумя руками;
  • реагирует на собственное имя;
  • лежа на спинке, приподнимает головку и плечи;
  • по-разному реагирует на известные и незнакомые вещи;
  • во время кормления играет с грудью, бутылочкой, придерживает ее.

Движениям рук четырехмесячного малыша присущ случайный характер, еще отсутствует целенаправленное волевое усилие. У новорожденного начинает проявляться вторичное притягивание невзначай схваченного объекта с последующим рассматриванием и ощупыванием: кроха освоил обследование предметов при помощи губ и языка, может бросить игрушку в определенное место, к примеру, на пол, для создания звука.

Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте. Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек >>>. Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух . Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку ;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться ?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку ;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.