Дрессировка русских охотничьих спаниелей. Спаниель

Под дрессировкой собак русских спаниелей понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.
Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.
В свете этого учения дрессировка русского спаниеля представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.
Безусловные рефлексы , иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.
Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.
Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.
У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.
Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом.
Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.
Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.
Раздражители подразделяются на безусловные и условные .
Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.
Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством.
Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.
Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.
Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.
Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.
Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).
Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов.
Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.
В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.
Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.
Методы отработки приемов
В дрессировке собак русского спаниеля применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный , механический , контрастный и подражательный . Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.
Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.
Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».
Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак русских спаниелей. Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.
Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.
Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».
Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.
Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки спаниеля быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.
Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.
Подражательный способ. В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.
Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.
Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.
Раздражители, применяемые в дрессировке собак
Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.
Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.
Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой. Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.
Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.
Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.
Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.
В дрессировке собак русского спаниеля применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.
Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.
Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.
Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.
Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.
В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки.
К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.
Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.
Пищевой раздражитель - «лакомство» - пища, более охотно поедаемая собакой. Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками.
Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.
Средства воздействия дрессировщика на собаку
При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.
Поощрение. Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.
Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».
Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.
При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.
Принуждение. Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.
В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.
Запрещение. Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» - один из признаков дисциплинированности собаки.
Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак русского спаниеля
Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.
К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь.
    В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает
    у собаки тот или иной новый навык.
    Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом - «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка
    заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному
    раздражителю, а следует после него.
    Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
  • запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в
    том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит
    безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате
    чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс.
    Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с
    подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп
    собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а
    когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
  • грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и
    воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
  • чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание
    собаки дома и на охоте.
    Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

Инвентарь для дрессировки
Для дрессировки спаниеля требуется следующий инвентарь удлиненный веревочный поводок длиною 15-20 м, толщиной 8 мм с карабином на одном конце и тремя узлами на другом, завязанными на расстоянии 0,5 м один от другого. Карабин служит для прикрепления поводка к ошейнику. Узлы на конце поводка предохраняют его от растрепывания, а также мешают его скольжению, когда дрессировщик наступает на него Удлиненный поводок используется для воздействия на собаку на расстоянии с целью закрепить команды «нельзя», «ко мне», «рядом» и «лежать», а также отучить собаку от гоньбы птицы после ее подъема.

«Подружейные собаки - ретриверы, спаниели, легавые, по мнению многих кинологов мира, занимают наивысшую ступень интеллектуального развития в собачьем мире.» (О. Малов «Подружейные собаки. Ретриверы, спаниели, легавые». Москва. «Вега», 2002 г.). Это подтверждается тем, что Русский спаниель ранее других пород принимается за «работу»! С Русским спаниелем начинают охотиться с 6-8 месяцев! В связи с тем, что пока не утвержден международный стандарт ФЦИ Русского спаниеля, он не может принимать участие в различных Шоу выставках. Поэтому на данный момент содержание, воспитание, дрессировка, натаска подчинены одной цели: подготовить хорошего помощника на ОХОТЕ! Это главное назначение и оправдывает присутствие Русского спаниеля в Вашем доме. Я не говорю об общих радостях, удовольствии и других положительных моментах, которые доставляет членам семьи жизнерадостный, ласковый, «ум-ненький» Русский спаниель.

Исключительные охотничьи задатки спаниелей хорошо известны. Но это не означает, что все приходит «само собой»! Необходима правильная, кропотливая, терпеливая, а главное, ПОСТОЯННАЯ работа по воспитанию, дрессировке, тренировке щенка (да и взрослой собаки) с первых дней появления их в доме. Вспомните известную притчу: «У муд-реца родители спросили, когда начинать воспитывать сына, чтобы из него получился настоящий человек, ему уж год. Ответ: вы опоздали ровно на год!». Хорошие и дурные привычки запоминаются в раннем возрасте «лучше всего» и многие остаются на всю жизнь.

Воспитывать нужно начинать со 2-3-его дня, как только щенок перестанет скулить и освоится в новой обстановке! В первые месяцы уделяйте как можно больше внимания Вашему питомцу, особенно в первые 1-2 месяца! Чаще играйте, ласкайте, разговаривайте и т.п. Поэтому лучше брать щенка в дом в пятницу, чтобы первые 2 дня он был не одинок. Я не буду останавливаться на методах, способах показать, выработать условную связь между командой и ее исполнением, об этом много написано, и можно найти реко-мендации в любой книжке по общему курсу дрессировки собак. Остановлюсь на особенностях и типичных ошибках при воспитании собак начинающими собаководами. Главное, необ-ходимо добиться, чтобы собака поняла, что ее владелец не только повелитель, а друг и наставник, что повиновение ей выгодно, так как после выполнения команды последуют ласка, лакомство и т.п., а невыполнение влечет за собой недовольство, наказание и другие неприятности. Потому все команды, навы-ки старайтесь вырабатывать в процессе игры, без особого принуждения, тем более, наказания. Внимательно следите за игрой щенка и, случайно выполненные желательные действия, непременно подкрепляйте командой и лакомством. Например, щенок схватил в зубы игрушку, тут же быстро подойдите и скомандуйте «дай!», возьмите игрушку и дайте лакомство. Ла-комство - наиболее сильный стимул выполнить команду для щенка, да и более взрослой собаки. Поэтому всегда по возмож-ности (молодую собаку обязательно) поощряйте выполнение любой команды лакомством, лакомство должно быть лакомст-вом! Т.е., что не дается при кормлении (кусок сушки, отварного мяса, нейтральной куриной сосиски и т.д., но без пряностей -копчености и т.д.).

С первых дней появления щенка в доме, он познает жизнь, учится жить и вести себя так, как Вы ему разрешаете. Поэтому ежедневно заниматься со щенком (не надо много времени, но постоянно, стереотипно, на голодный желудок, т.е. до кормле-ния. За 5-7 минут 2-3 раза в день повторить уже достигнутое и начать что-то новое). Вы заставляете существовать его по принципу «не умею я жить по другому!» - и это на всю жизнь! Значит, команды должны отдаваться одни и те же, действия хозяина одни и те же (жесты, тон голоса, свисток и т.п.), клич-ка, команды должны отдаваться спокойным тоном, настроение хорошее (если Вы «не в духе», «на веселе» - лучше не заниматься!), щенок должен получать радость от общения с Вами. Безразличное отношение - это тоже наказание. Поэтому, если щенок подошел к Вам, обязательно дружелюбно обратите на него внимание. Это одно из условий установления контакта. В правилах испытаний есть требование: работа собаки в полном контакте с ведущим. Так вот, «контакт» с собакой -это когда собака «следит» за Вами, т.е. держит Вас все время в «поле зрения», быстро реагирует на любое изменение в Ва-шем поведении (изменение направления движения, остановка) и, соответственно, меняет свое, быстро выполняет команды, отданные жестом и т.п. Для выработки контакта никогда не гоняйтесь за собакой, если она к Вам по команде не подходит, тем более, не наказывайте ее, если она подошла, - она плохо, но выполнила команду, а Вы ее за это наказали; в следующий раз вообще не подойдет (ведь накажут!). Гуляйте с собакой, особенно молодой, в местах с отсутствием помех и чаще иг-райте с ней в «прятки». Собака, не совсем еще освоившаяся на улице, потеряв хозяина, бросится его искать, найдя и порадуясь, постарается его больше не терять, т.е. начнет «следить», а если еще и дома частое общение, то это для «контак-та» то, что надо! Постарайтесь наказывать собаку в крайних случаях и только «на месте преступления», т.е. в момент проис-хождения нежелательного действия (когда «гонит», а не когда остановилась!).

Итак, сейчас ЗИМА - мертвый сезон. Ежедневные занятия с собакой дома в любом возрасте полезны и необходимы для закрепления уже достигнутых и выработки новых навыков - это называется «домашняя дрессировка». От успешной домаш-ней дрессировки очень сильно зависит и успешная «натаска» весной, в поле, а также и успешная охота осенью! Собака, хо-рошо выполняющая необходимые для охоты команды дома, оказавшись на природе, особенно в первый раз, освоившись в новых условиях, познакомившись с природой, вскоре начнет выполнять знакомые команды. О натаске молодой собаки и ее особенностях поговорим в следующей статье. А сейчас подве-дем итоги вышесказанному:

1. Вы пришли домой, Вас радостно встречает Ваш любимый пес! Приласкайте, дайте команду «Сидеть!». В левом кармане должно быть лакомство. Пес это знает и терпеливо ждет, пока Вы снимете пальто, сапоги и т.п., и получает лакомство! - ко-манда «Сидеть!» и «выдержка» повторены, как и все последующие.

2. Время кормить (надеюсь, Вы сделали П-образную подставку для миски с едой, чтобы голова всегда была на ее уровне. Подставку по необходимости наращиваете). Пес сидит перед миской, подана запрещающая команда «Нельзя!», выдержка, команда «Возьми!». Соблюдайте во всем принцип «от простого к сложному» (выдержка начиная с секунд, кончая минутами!).

3. Время поиграть. Кидая перед носом собаки любимые игрушки в момент, когда она схватит, быстро подайте команду «Дай!», правой рукой отбираете игрушку, левой даете ла-комство, начало отработки подачи. Усложняя условия на 2-ой - 6-ой день (меняйте игрушки, кидаете дальше и дальше, вво-дите в состав игрушек крыло дупеля, вальдшнепа и т.д.), отра-батываете подачу, последний этап - прячете крыло в данной комнате в угол, на стол, стул и т.п.

4. Время гулять. На улице после «всех дел» 2-3 раза пряче-тесь! 2-3 раза пробуете остановочную команду «Сидеть!». Се-годня у ног, завтра - на шаг дальше и т.д. 2-3 раза пробуете подачу.

5. Возвращаетесь домой с прогулки по команде «Рядом!». Сначала на поводке, дома без поводка. Один из приемов: в ле-вой руке - лакомство, команда «Рядом!»; пес нюхает лакомство, иногда его получает.

6. Придя домой, у порога командуете «Сидеть!», пока не вытрем лапы, получим лакомство.

Тратя 5-7 минут перед «кормежкой» и 10-15 минут в тече-ние дня, через месяц Вы своего пса не узнаете! Желаю удачи и до встречи в «поле»!

МИХАЙЛОВ Г.Ф.

Эксперт Всероссийской категории

Дрессировка русского охотничьего спаниеля по немецкой методике подачи дичи на охоте.

Очень часто приходится слышать вопрос: "Почему у немцев собаки подают, а наши то подают, то нет?"

Объясняется это несколько иным подходом в дрессировке подачи, да и к собаке вообще. Немецкая методика, точнее то, что от нее чаще применяется у нас требует большой аккуратности, систематичности и умения держать себя в руках, что не всегда получается на деле. Применим этот метод только к достаточно взрослым собакам (как правило, не ранее 11 месяцев) с нормальными процессами возбуждения и торможения.

Суть этого способа в том, что собака дрессируется схватить по команде и не выпускать из пасти предмет без команды. Очень важно не спешить, даже, если Вам кажется, что Ваш спаниель блестяще все выполняет. Собака должна быть буквально вымуштрована. Малейшая погрешность должны расцениваться Вами, как срыв выполнения подачи. В зимнее время у охотников больше возможностей заняться домашней подготовкой и дрессировкой. Такие занятия не вредны и опытной, хорошо подающей собаке. Мы же помним, что повторение – мать учения.

Методика дрессировки русских охотничьих спаниелей (натаска)

1. Забудьте про команду "подай" и замените ее другой («взять», «ату», «аппорт», «неси»). Команда не должна быть созвучной прежней, основанной на дрессировке в игровой форме обучения. Смена команды требуется только в том случае, если навык подачи достаточно хорош в городе, но не работает на охоте. Прежняя команда может на время остаться для игры, если собаке такое развлечение доставляет удовольствие.

2. На некоторое время забудьте о подаче совсем, хотя бы на неделю. За это время придумайте, каким будет у Вас аппортировочный предмет. Форма подаваемого собакой предмета должны быть удобной для приема в пасть (гантеля силиконовая, резиновая, пластиковая). Аппортировочный предмет - не игрушка, а инструмент для дрессировки подачи. Он не должен быть всегда доступен спаниелю. Инструмент должен использоваться только на занятиях по дрессировке подачи.
Крайне редко, но встречаются спаниели, которые не хотят ничего брать в пасть. Помогут хозяйские не свежие носки (это не шутка). Носки вложить один в другой и завязать на узелок посередине. Получится с приятным (для собаки запахом) аппортировочный предмет, с которым скорее сложней будет расстаться собаке, нежели проигнорировать прием в пасть.

3. Занятие проводить только в спокойной привычной для собаки обстановке. Собаку посадить. По команде вложить аппортировочный предмет в пасть собаки и дать подержать 30-40 сек. Если собака держит, не плотно сжав зубы, то Вы должны обязательно пальцем подстукивать по нижней челюсти, как по пианино, не давая собаке ослаблять хватку. За этим нужно следить. Не допускайте недобросовестного отношения к хватке. И в дальнейшем тоже. Этим получится исключить шамканье, если собака этим страдает, или, по крайней мере, свести к минимуму. По команде "дай" («брось») заберите предмет и поощрите собаку. На первом этапе Вы должны держать предмет на уровне морды собаки. Уместно напомнить, что команды приема в пасть и освобожения из пасти должны быть разные!

Занятия следует проводить ежедневно не менее 2-4 раз в день. Собака предлагаемый предмет должна брать, не задумываясь. Сказали взять - взяла, сказали отдать - отдала. Держание в пасти нужно довести до 2-3 минут. Этим нужно заниматься не менее недели, пока прием в пасть у собаки не станет автоматическим.

Если собака стискивает зубы и не берет в пасть, то нужно настойчиво, но аккуратно, не причиняя собаке боль, вложить предмет насильно. Отказ от приема в пасть должно произойти обязательно! Если не происходит, то не ранее, чем через 3 дня занятий его нужно спровоцировать. Для этого постараться довести собаку до задержки с приемом в пасть или отказа взять сразу. Паузу более 2 секунд между командой и приемом в пасть следует считать отказом. Собака должна понять неотвратимость аппортировки и принимать в пасть без ПРОМЕДЛЕНИЙ. Хочет она или не хочет, но взять нужно. И чем быстрее она схватит предмет, тем лучше ее похвалит хозяин.

Только после беспрекословной исполнительности по пункту 3 можно перейти к пункту 4.

4. Теперь предмет нужно держать в руках чуть ниже уровня морды собаки. Мы помним о правильной хватке и быстроте приема в пасть! Постепенно опускаем предмет все ниже, но не спеша. Далее предмет собака должна брать с руки, лежащей на полу, затем - с пола. НЕ спешить! Это залог успеха!
Собака должна хватать сразу, не медля. Если медлит, то необходимо вкладывать насильно, не повторяя команд. Повторов команд быть не должно НИКОГДА! Вместо повтора - насильное вложение в пасть. Когда собака с пола будет брать быстро и держать хорошо, то переходим к п.5

Не спешить. За месяц аппортировку поставите, но не форсируйте события на этом 4 этапе.

5. Место занятий то же. Собаку взять на поводок. Бросить предмет на 1-1,5м перед собой. После дачи команды, не торопясь шагом, провести спаниеля мимо предмета, чтобы собака свободно успела взять предмет. Через еще 1-1,5м собаку посадить и предмет забрать, поощрить собаку так, как будто она Вам страуса подала. Так несколько раз. На следующий день на второй попытке идти мимо предмета не шагом, а бегом, чтобы собака не успела схватить. Когда собака проскочит мимо предмета, ее нужно мягко пожурить, постыдить, не допуская грубости (и в голосе тоже). При следующей попытке спаниель постарается успеть подхватить предмет. Вот тут то Вы должны быть щедры на похвалу.

Несколько дней (3-4) бегаем мимо предмета. Начиная с 3 дня, уже можно попробовать на улице, если нет посторонних близко, и собака предварительно полноценно выгуляна.

А далее обычная подача, но сначала на 1-1,5 м. Через 2-3 дня на улице на открытом месте заброски на близкое расстояние. Потом заброски подальше. Далее с выдержкой перед подачей подольше. Потом с ношением предмета после подачи по команде «рядом».

Возможные погрешности: если Ваша собака, не доходит до Вас и не кладет предмет Вам в руку, то Вы должны делать шаг от собаки, провоцируя ее на подход. Это, как правило, следствие поспешности на начальных этапах. Запаситесь терпением. Исправлять всегда сложнее, чем идти поэтапно.

Можно с аппортировочным предметов в зубах требовать систематическое выполнение команды "рядом" и лишь потом забирать предмет. Если собака в городе обходит и садится слева по команде, то на испытаниях она подойдет на расстояние шага точно, и 5 баллов Вам обеспечены.

Думаю, что стоит обратить внимание на то, что переводить собаку с дрессировочного аппортировочного предмета на дичь лучше постепенно и только после хорошего исполнения Вашим спаниелем пункта 6.

Лучше, если ношение предметов (и мороженной дичи тоже) у Вашей собаки станет привычкой. С улицы, да и на улицу можно носить с собой аппортировочный предмет. Только без внимания собаку оставлять в такой ситуации нельзя! Малейшая попытка хоть на секунду выпустить предмет без команды владельца не допустима. Здесь нужно внимательно следить за собакой и давать ей возможность гулять в свое удовольствие без предмета в пасти.

Кокер-спаниели являются добродушными, жизнерадостными и игривыми собаками, которые представляют из себя замечательных питомцев. К счастью, кокер-спаниели очень легко дрессируются, особенно в щенячьем возрасте. Дрессировка кокер-спаниеля потребует от вас многократных повторов, терпения и применения позитивных видов поощрений. Со временем ваша собака станет хорошо обученным и достойно себя ведущим питомцем.

Шаги

Приучение кокер-спаниеля к клетке

    Подберите для своего кокер-спаниеля клетку. Важным аспектом дрессировки кокер-спаниеля служит его приучение к клетке. Если все будет сделано правильно, ваша собака начнет считать свою клетку личным убежищем и местом отдыха, а не местом для наказания. Продающиеся в зоомагазинах клетки бывают различных размеров и изготавливаются из различных материалов, например, из пластика, ткани и металла.

    Сделайте клетку комфортной для собаки. Чем более привлекательно выглядит для собаки клетка, тем больше ей захочется проводить время внутри нее. Поставьте клетку в оживленной комнате вашего дома, например, в зале и постелите внутрь удобную подстилку. Также в клетку можно положить некоторые собачьи игрушки и угощения.

    Кормите собаку в клетке. Когда наступит время кормления вашего кокер-спаниеля, поставьте его в миску с кормом в клетку. Располагайте миску у дальней стенки клетки, чтобы собака входила внутрь полностью, когда ей потребуется поесть. Если собаке неудобно полностью заходить в клетку, подвиньте миску чуть ближе к передней стороне клетки, где собаке будет более удобно.

    Увеличьте нахождение собаки в запертой клетке до 30 минут. После того, как ваш кокер-спанель начнет комфортно питаться в своей клетке, его необходимо приучить к тому, что более длительное нахождение в клетке (в течение 30 минут или более) также является для него комфортным. Для начала побуждайте собаку войти в клетку, указав на нее рукой и подав команду “в клетку”. Когда собака войдет внутрь, дайте ей угощение в качестве поощрения и закройте дверцу. Постойте рядом с клеткой в течение 5-10 минут, а затем уйдите в другую комнату, чтобы собака несколько минут не могла вас видеть. Когда вернетесь, снова побудьте рядом с клеткой некоторое время, а затем выпустите собаку.

    Когда покидаете дом, оставляйте собаку в клетке. Перед своим уходом из дома побудите собаку войти в клетку. Когда она окажется в клетке, поощрите ее угощением, закройте дверцу и тихо оставьте одну. Очень важно не затягивать свой уход и не делать его чрезмерно эмоциональным. Когда вернетесь домой, оставайтесь спокойными при приближении к клетке собаки, чтобы выпустить ее.

Перед тем как перейти к изложению кратких советов по специфике дрессировки и натаски спаниелей, мы обращаем особое внимание владельцев на необходимость хорошо ознакомиться с существующими у нас в России правилами испытаний охотничьих качеств спаниелей.

Дрессировка щенка спаниеля

Дрессировка щенка спаниеля начинается, как указано выше, уже с первого месяца его жизни. В работе спаниеля особое значение имеет апортирование дичи. Приучение к подаче вещей дома можно начинать уже с двухмесячного возраста. Забрасывание любой мягкой вещи, вначале на 3-4 шага, необходимо производить после того как собака будет уложена командой «лечь» или «даун».

Посылка собаки за заброшенной вещью должна быть произведена после некоторой выдержки. Время интервала постепенно увеличивается от одной до двух минут. Посылка собаки производится командой «вперед». Затем, после того как собака возьмет вещь зубами, подается команда «подай». После подноса вещи и подачи ее хозяину в руки необходимо собаку поощрить лакомством, похвалой и поглаживанием. Не следует забрасывать вещь и заставлять собаку подавать более 3-4 раз подряд.

Кроме того, ни в коем случае не следует давать собаке сначала играть, а затем уже подавать ее хозяину. Расстояние для заброса вещи, по мере освоения собакой приема, должно увеличиваться. Одновременно с забросом необходимо практиковать обучение собаки подноса вещей без заброса, для чего сначала укладывают собаку, а перед ее мордой кладут вещь, подлежащую подаче. Затем отходят на некоторое расстояние от собаки и дают команду «подай».

По мере освоения собакой этого приема расстояние между уложенной собакой и хозяином должно увеличиваться. При обучении подаче желательно пользоваться специальной «поноской». Ее необходимо сделать из деревянной болванки обшитой толстым слоем тряпки или чулком с пришитыми сверху крыльями от утки или вальдшнепа. Обучение щенка к нахождению запрятанной вещи или «поноски» должно производиться после окончательного освоения им приема подачи.

Этот прием нахождения отрабатывается следующим образом: собака укладывается командой «лежать» с одновременным поднятием руки вверх. Потом дают собаке обнюхать и осмотреть ту вещь, которая будет отыскиваться, после чего отходят от собаки, кладут вещь на виду у собаки и командой «ищи» посылают ее в поиск. После нахождения собакой вещи, дается команда «подай».

По освоении этого приема запрятывание любого предмета производится не на виду у собаки, т. е. в другой комнате, за какой-либо загородкой, или кустами, если обучение производится на дворе, в саду или сквере.

К воде начинают приучать

К воде начинают приучать спаниеля не ранее четырехмесячного возраста, в теплые летние дни на мелких водоемах с отлогим твердым дном. Обученная предварительно к подаче, собака весьма охотно пойдет в воду за палкой, заброшенной вначале рядом с берегом, возьмет ее в зубы и принесет хозяину.

В дальнейшем забрасывание палки должно производиться все дальше и дальше от берега, с тем чтобы собака сначала доходила бы до палки, а затем уже доплывала бы за ней.

Некоторые спаниели

Некоторые спаниели очень охотно с азартом идут в воду, сразу же начинают прекрасно плавать, дрессировка их в воде не представляет каких-либо затруднений и может быть полностью освоена буквально в однн-два дня. Но имеются собаки, которые очень неохотно идут в воду. К таким собакам необходим очень осторожный подход. Ни в коем случае не следует принуждать такую собаку входить в воду насильно, кричать на нее, а тем более наказывать.

Только путем ласки, поощрения хозяин может добиться того, что такая собака перестанет бояться воды, начнет охотно входить в нее, а затем полюбит и будет плавать с удовольствием. Не следует часто и много раз повторять заброс палки в водоем и посылать за ней собаку. Некоторые спаниели, имеющие врожденную любовь к воде, не только прекрасно подолгу плавают, но и ныряют очень глубоко без всякой дрессировки.

Тем не менее, обучить спаниеля нырянию тоже не представляет большого труда. Для этой цели бросают в воду небольшой камень на мелком месте, с таким расчетом чтобы спаниель мог бы свободно вынуть его из воды, окунув только копен морды. После нескольких повторений таких забросов, увеличивается постепенно глубина заброса камня в воду. Нырнув хотя бы раз, спаниель перестает бояться воды и делается настоящим водолазом.

Приемом очень важным для охоты

Приемом очень важным для охоты является приучение к поиску щенком спаниеля. Его следует проводить в четырех-пятимесячном возрасте. Ширина поиска, т. е. отход спаниеля вправо и влево, от двигающегося вперед по прямой хозяина, должна быть в пределах ружейного выстрела, т. е. не более 40 и не менее 20 шагов, так как меньшая ширина поиска сократит намного возможность нахождения птицы.

Производить обучение собаки поиску необходимо на открытом лугу, с невысокой травой, при небольшом встречном ветре в местах с полным отсутствием дичи. Пуская спаниеля по команде «иди» шагов на 10-20 вперед, хозяин по свистку или по окрику должен остановить собаку и, повернувшись на 90° вправо от своего первоначального направления, дать указание собаке правой рукой в ту (правую) сторону, в которой она должна делать свою первую петлю челнока.

Собака, увидев измененное направление движения своего хозяина, пойдет в этом направлении. В этом же измененном направлении хозяин делает 5-10 шагов, поворачивается на 90° в направлении своего первоначального движения вперед и делает несколько шагов в эту сторону.

Отпустив спаниеля шагов на 30 вправо от себя, хозяин снова свистком обращает ее внимание на себя, повернувшись на 90° влево, делает несколько шагов в этом направлении и одновременно дает указание левой рукой нового направления для собаки.

Спаниель, увидев, что ее хозяин идет в обратном от нее направлении, сделает первый заворот челнока и пойдет влево, в направлении второй петли челнока. Хозяин, пройдя 10-20 шагов влево, снова поворачивается на 90° в сторону своего основного движения вперед и делает несколько шагов в этом направлении. Отпустив собаку на 30 шагов влево от себя ведущий вновь свистком обращает на себя внимание собаки, поворачивается: вправо, делает несколько шагов в этом направлении, и одновременно дает указание правой рукой для движения собаки вправо.

Собака, увидев, что хозяин вновь идет в обратном от нее направлении, делает второй заворот челнока и пойдет вправо в направлении третьей петли. Повторяя, таким образом, зигзагообразное движение вперед с шириной зигзага 10- 20 шагов, ведущий заставит передвигаться собаку впереди себя также зигзагообразно челноком с общей шириной челнока 60-80 шагов. При отработке челнока необходимо внимательно следить и добиваться того, чтобы собака поворачивалась на заворотах челнока.

Обучение

Обучение спаниеля может производиться от 30 мин до 1 ч два раза в день. Отработка челнока должна производиться все время, т. е. при дрессировке, натаске и охоте, до тех пор, пока собака другого поиска, кроме челнока, не усвоит. В случае, если у спаниеля при описанном методе дрессировки не вырабатывается поиск челноком, следует вести дрессировку с длинным (30м) шнуром, привязанным к ошейнику, а если собака особенно возбудима, непослушна, гоняется и далеко отходит от хозяина, то с применением «строгого» ошейника (парфорса). Очень хорошо перед пуском собаки в поиск, незаметно для нее забрасывать в направлении поиска «поноску» или другую вещь, известную собаке.

Желательный аллюр спаниеля

Желательный аллюр (скорость перемещения) у спаниеля при поиске челноком легкий галоп или легкий галоп с переходом на рысь. Для того чтобы собака могла работать в таком темпе в продолжение от 30 мин до 1 ч, она должна быть здоровой и тренированной. Поэтому, помимо дрессировки, хозяин не должен забывать о ее правильном содержании, кормлении, уходу за ней и ее физической тренировке. После освоения перечисленных выше приемов собака может считаться подготовленной к полевой натаске.

Обычно принято считать, что в зависимости от того, по какой птице предполагает охотиться сам хозяин, по той следует и подготавливать, т. е. натаскивать своего питомца. Спаниель должен работать по всякой птице, но может быть специалистом и «профессором» в работе по той дичи, по которой ему приходится работать чаще и больше.

Мы не представляем себе спаниеля, хорошо работающего только по лесной дичи, не работающего по полевой, болотной или водоплавающей птице. Поэтому мы рекомендуем владельцам спаниелей стараться натаскивать своих питомцев по всем видам дичи.

Прежде чем приступить к изложению советов по натаске спаниеля, необходимо ознакомить начинающих охотников-собаководов со следующими общими требованиями

1. Приступать к полевой натаске спаниеля не ранее пятимесячного возраста.

2. Начинать натаску собаки только после полного выявления и знания ее характера, инстинктов, черт, типа ее высшей нервной деятельности и вести натаску с учетом этих факторов.

3. Начинать натаску только после полного освоения собакой минимума приемов общей и предварительной дрессировки, проверенных в полевых условиях.

4. Как правило, натаскивать собаку следует только самому, в одиночестве, в отсутствии других (посторонних или своих) собак. Ошейник при натаске следует с собаки снять.

5. Натаскиваемую собаку не позволять брать кому-либо в лес или поле, хотя бы для прогулки за грибами и т. п. Кроме того, и самому нельзя ни в лесу, ни в поле оставлять собаку без внимания и предоставлять ее самой себе. Нельзя отпускать от себя собаку в поле далее 40 шагов, а в лесу и того меньше.

6. Натаску собаки следует производить в сроки и в местах, отведенных для этой цели местным охотничьим обществом. Лучшее время для натаски - вторая половина июля месяца, так как в это время выводки молодняка уже достаточно взматереют.

7. Натаску следует начинать утром с 5 до 9 ч и вечером с 18 ч до сумерек, при наличии умеренного ветра, росы и отсутствии дождя.

8. Избегать топких и крепких (с густой зарослью) болот и лесных кустарниковых чащ.

9. Беречь природное чутье собаки. Не курить в ее присутствии. Не кормить пищей с пряностями, не содержать и не возить собаку вместе и вблизи с химикатами.

10. Перед каждым занятием по натаске следует, не доходя до места, где возможно нахождение дичи, проверить освоение собакой приемов предварительной дрессировки (выполнение команды лежать, поиск челноком, хождение у ноги, возвращение к владельцу, подачи заброшенного предмета).

11. Твердо знать, что от натасканной собаки требуется: чтобы она в поиске по полянам, по чистым и нетопким местам работала правильным «челноком», галопом или с переходом на рысь с шириной поиска от 60 до 80 шагов; при потяжке возбуждалась; при подводке давала голос и делала прыжок; после подъема птицы оставалась на месте и не гнала ее; после выстрела оставалась лежать или стоять; шла в поиск за убитой или раненой птицей только по команде «дай» и найденную птицу подавала владельцу в руки, не мяла бы ее и не рвала.