Ребенок любит черный цвет. Почему мой ребёнок выбирает этот цвет

Прежде всего оговоримся: не спешите впадать в панику, видя на рисунке мрачные тона, подмечая систематическое отсутствие на картинках того или иного члена семьи.

Мне просто лень ее рисовать, – объяснил четырехлетний Тимофей, почему на его рисунках не находится места для бабушки. А материнское-то сердце уже зашлось в печали: неужели у бабушки с внуком конфликт?

Любимый цвет у ребенка появляется уже года в три. А наиболее ярко его цветовые предпочтения проявляются в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Дело в том, что когда ребенок рисует, рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. И малыш изображает то, что просит его душа. И вот что же она просит, внимательным родителям подскажут цвета рисунка. А как их расшифровать, мы сейчас подскажем.

Есть нюансы

Первым делом – фломастеры. Ну или карандаши, краски, мелки или еще какие средства, которыми рисует ваш ребенок. Обратите внимание на них – может, у него просто зеленый закончился, поэтому трава и деревья теперь красные. Набор должен быть полным. Свобода творчества ведь.

Второй нюанс – не пытайтесь расшифровывать каждый цвет, который появился на бумаге. Учитывайте лишь преобладающий. Причем преобладающий не только в сегодняшнем рисунке, а в целом – за последнюю неделю, месяц.

Третий – обращайте внимание, что именно рисует ребенок. Некоторые темы рисунков, например, лес или море, сами по себе задают цвет. Зеленая трава – не повод для диагноза. Но если малыш настойчиво раскрашивает и небо, и море, и траву, и людей фиолетовым, на это можно обратить внимание. Но не забывайте о пункте первом. Кстати, психологи для анализа используют в основном три темы: человек, семья, выдуманное животное.

Внезапно: почему детей нельзя учить рисовать

  • Подробнее

Если ребенок рисует свою семью, то обращайте внимание, каким цветом нарисованы отдельные фигуры. Черный папа, зеленая бабушка – это может быть художественным выражением отношения ребенка к человеку. Ключевое – может быть. Не спешите устраивать разборки на ровном месте.

Ну, а цвет, которым нарисовал ребенок сам себя, расскажет, как малыш воспринимает себя, как он себя чувствует.

Обратите внимание на то, сколько цветов использует малыш. Дети 4−7 лет с нормальным уровнем эмоционального развития используют 5−6 цветов. Если ребенок рисует только одним – двумя карандашами, то это, возможно, говорит о негативном эмоциональном состоянии.

Не очень хорошо, если ребенок предпочитает только простой карандаш. Психологи считают, это означает нехватку в жизни ребенка ярких событий и положительных эмоций.

Каждый охотник желает знать...

Красный

Цвет жизни и энергии. Но многие психологи считают этот цвет агрессивным. Дети, которые часто рисуют красным, довольно открыты для общества, они очень активные, энергичные, эмоциональные. Часто любителям красного присущи эгоизм и лидерские задатки – за последние можно ухватиться и развить. Если обычно скромный ребенок начал выбирать красный цвет, это может означать, что он напряжен и близок к тому, чтобы стать агрессивным. Просто дайте малышу отдохнуть.

Оранжевый

Означает стремление к ярким впечатлениям, любознательность и интерес к жизни. Его выбирают открытые, общительные, веселые, непосредственные дети, часто меняющие свое мнение и увлечения. Часто они вспыльчивы и плаксивы, шалят и балуются – не потому, что они невоспитанные, а просто они такие. Им непременно нужно найти занятие, которое даст выход их энергии, активный спорт был бы идеален.

Розовый

Поклонникам розового требуется повышенное внимание, им жизненно необходимо чувство безопасности. Очень часто розовый любят робкие дети. Так что если ваш ребенок «розовенький», знайте: ему очень важна поддержка родных и близким, они зависимы от мнения окружающих. Хвалите его, подбадривайте, обнимайте и говорите, как вы его любите, чтобы малыш понимал, как он много значит для вас. Впрочем, это никому не помешает.

Вырастить художника: папа превратил рисунки сына в шедевры

  • Подробнее

Желтый

Этот цвет предпочитают дети-мечтатели. У них хорошо развито воображение, присутствуют лидерские качества, но в то же время они могут оказаться безответственными. Психологи считают, что если ребенок выбирает желтый цвет, он комфортно чувствует себя в своем окружении. Значит, все хорошо, и можно заняться развитием их мечтательности: малыш-романтик создан для профессии созидающей. Например, архитектора, мультипликатора, дизайнера или исследователя.

Зеленый

Поздравляем: у вашего ребенка высокий интеллект и развитая фантазия. Но не только. Зеленый цвет в детских рисунках обычно означает еще и то, что малыш чувствует себя одиноким, ему не хватает внимания со стороны родителей. Если ситуация не изменится, ребенок вырастет замкнутым, скрытным, боящимся любых перемен, апатичным. Так что почаще проводите время с ребенком, даже если вы считаете, что и так много внимания уделяете своему малышу.

Голубой

Те, кто видит мир в небесных тонах, дружелюбны, доброжелательны, легко заводят новые знакомства, но в то же время довольно серьезны по сравнению с другими детьми. Такие малыши склонны к задумчивости и очень внимательны к деталям происходящих вокруг него событий. Поэтому не бросайте рядом с ним слов на ветер: он все услышит, обдумает и сделает выводы. Ведь рядом с вами растет маленький аналитик. И кто знает, может, и большой ученый.

Синий

Цвет уравновешенных и слегка флегматичных детей. Такие дети предпочитают спокойные и тихие игры. Но даже дети-непоседы иногда начинают рисовать только синим цветом. Это может означать, что ребенок утомился от шумных игр и хочет просто остаться в покое и тишине. Дайте ему такую возможность, ведь каждому из нас иногда нужно побыть наедине с собой. Дефицит личного пространства – страшная штука.

Что будет, если оживут детские рисунки: 20 смешных фото

  • Подробнее

Серый

Этим цветом рисуют тихие и замкнутые в себе детки. Они постоянно нуждаются в поддержке взрослых. «Серая» ситуация возникает, когда ребенка отгородили или он сам отгородился от других детей. Уделяйте ребенку больше внимания, чтобы их серые рисунки раскрасились всеми цветами радуги. Иначе есть вероятность, что у вас вырастет «человечек в футляре», которого из вечной депрессии просто не вытащить.

Коричневый

Дети, предпочитающие в своих рисунках коричневый цвет, живут в собственном мире, часто не хотят никого туда впускать. Существует много причин «коричневого» дискомфорта: слабое здоровье, семейные неурядицы, участие в драматических событиях. Попробуйте посмотреть со стороны на положение ребенка в семье: может, он слышит ваши ссоры? Или вы изливаете негатив на окружающих, придя с ненавистной работы?

Вы обращали внимание на цвет, которым ваш малыш больше всего любит рисовать? Дети и подростки часто привязываются к определенному цвету, и это преимущество касается всего: от любимых лакомств до игрушки и даже внешнего вида.

Психологи считают, что выбор цвета отображает особенности личности.

Итак, что могут сказать цветовые предпочтения вашего ребенка?

Любимый цвет ребёнка — Синий

Если ребенок бросается на все голубое и синее — у него уже взрослый мировоззрение, он ценит равновесие в жизни.

Голубой — это цвет, который часто «навязывают» мальчикам. Поэтому ребенок может выбирать синий цвет по привычке. Обычно синий цвет отражает умиротворенный характер ребенка.

Как правило, дети у которых любимый цвет синий редко капризничают, любят созерцать и увлекаются спокойными играми, например, конструктором. Подросток, который тянется к темным оттенкам синего, возможно, страдает меланхолией. Он задумчивый, печальный.

Любимый цвет ребёнка — Фиолетовый

А в тех случаях, когда у ребенка любимый цвет фиолетовый и он выбирает одежду исключительно в фиолетовых тонах, будьте уверены: растет будущий актер! Дети, который любят фиолетовый цвет, часто увлекаются рисованием, лепкой из пластилина.

Если любимый цвет подростка фиолетовый, то скорее всего он обожает проводить свое время в компании друзей, организовывать разнообразные мероприятия в школе. А еще любители фиолетового цвета нередко скрытные и хитрые.

Любимый цвет ребёнка — Желтый

Ребенок, который обожает желтый цвет, настроен на огромные жизненные победы.
Обычно желтый цвет выбирают лидеры, будущие бизнесмены, политики — влиятельные люди. Если у вашего ребенка любимый цвет желтый, будьте уверены перед вами сообразительный ребенок, с богатым воображением.

Часто такие дети любят фантазировать, играть в стратегические игры в одиночестве. Если ребенок любит и выбирает желтый цвет, он скорее всего послушный, но слишком мечтательный. Иногда его фантазия уводит ребенка далеко, и ему трудно переключиться на действительность.

И в будущем любителей желтого цвета ждут потрясающие победы, серьезная карьера и, возможно, власть. Если любимый цвет ребенка желтый, знайте, что это один из оптимальных детских выборов, который свидетельствует о благоприятной атмосфере дома и в школе, саду.

Некоторые дети просто не выносят желтый цвет — часто это указывает на неблагоприятную атмосферу в семье.

Любимый цвет ребёнка — Розовый

Многие девушки любят розовый цвет. Розовый цвет в психологии свидетельствует о женственности, эмоциональности. Девушки выбирают розовый цвет, потому что этот цвет ассоциируется у них с кукольными нарядами, цветами, детской косметикой.

Но если любимый цвет ребенка — мальчика — розовый цвет, насторожитесь: такой выбор обычно показывает на слабость, неопределенность, поиск, замкнутость. Нередко розовый цвет любят мальчики, которые чувствуют себя не принятыми и не понятыми в своем окружении. Однако в некоторых случаях любимый розовый цвет у мальчика ассоциируется у него со сладостями. Используйте розовый цвет в интерьере детской комнаты. Розовый цвет успокаивает детей.

Любимый цвет ребёнка — Красный

Если любимый цвет вашего ребёнка — это красный цвет, то эта приверженность указывает на независимый характер, лидерство, стремление к известности и похвалы.

Подростки, у который любимый цвет — красный цвет очень энергичны, подвижны, целеустремленны. Они легко обучаются. Однако многие обожают бордовые или красные оттенки. А этот оттенок свидетельствует о неуравновешенном характере.

Обратите внимание на ребенка, который внезапно полюбил темные оттенки красного цвета. Гамма от бордо до коричневого в его рисунках в психологии означает, что ребенку необходим отдых, покой.

Любимый цвет ребёнка — Оранжевый

Оранжевый цвет предпочитают прирожденные оптимисты. Дети и подростки, любимый цвет которых оранжевый, обычно открытые, веселые и разговорчивые.

Маленький любитель оранжевого цвета имеет широкий круг друзей, с легкостью идет на контакт со взрослыми, вызывает у окружающих восторг своей смелой непосредственностью. В отдельных случаях любовь к оранжевому цвету обусловлена нервозностью. Обычно такие дети ранимы, и самая незначительная мелочь может вызвать у них истерику.

Кроме того, те, у которых любимый цвет — оранжевый цвет, как правило, имеют множество разнообразных увлечений — рисование, спорт, стратегические игры и так далее. Но список интересов быстро меняется, к каждому хобби ребенок, любимый цвет которого оранжевый, относится поверхностно. Кстати, любовь подростков и детей к светлым оттенкам оранжевого цвета указывает на крепкое здоровье и отличную физическую форму.

Любимый цвет ребёнка — Зелёный

Здесь все зависит от оттенка. Зеленый цвет достаточно сложный. Если любимый цвет ребенка — зеленый цвет с салатовым оттенком, это говорит о спокойствие и оптимизм. Такие дети наделены глубоким интеллектом, у них развита фантазия и аналитический ум.

Но если ребенок или подросток предпочитает темно — зеленый цвет, насторожитесь: как правило, его любят замкнутые дети, которые чувствуют себя непонятыми в своей среде.

Любимый цвет ребенка — темно -зеленый цвет, то скорее всего такой ребенок недостаточно чувствуют защиту и опеку родителей. Он боится перемен, доминирование над собственной личностью.

В целом любовь ко всем оттенкам зеленого цвета в психологии означает идеализм, благородство и честолюбие, вплоть до разрушительной самокритичности и боязни совершить ошибку. Кстати, многие психологи уверены: зеленый цвет отбивает желание есть сладкое!

Любимый цвет ребёнка — Белый

Белый цвет любят наблюдательные и в то же время застенчивые дети.

Если любимый цвет ребенка или подростка — белый, то такой ребенок обладает развитым эмоциональным интеллектом. Такие подростки чувственно анализируют все, что происходит вокруг. Нередко маленькие любители белого цвета уже имеют свою точку зрения, свою детскую систему ценностей, которая не похожа на ту, что им навязывают взрослые.

Любимый белый цвет у подростка часто свидетельствует о прирожденный талант к философским размышлениям. Такие дети имеют богатый внутренний мир, они духовно развиты, но значительно более замкнуты, чем сверстники. Кстати, нелюбовь к белому цвету, резкое отторжение белого цвета может послужить сигналом того, что ребенок психологически теряет связь с матерью, в чем-то ее обвиняет.

Дети, которые любят и выбирают белый цвет наделены воображением, и их рисунки могут быть очень смелыми с точки зрения выбора цветов.

Мы, взрослые, как-то привыкли, что дети любят все красочное и цветастое, но при этом редко задумываемся какие именно цвета нравятся нашим детям и что могут означать пристрастия ребенка к тому или иному цвету. Так какие же цвета нравятся детям?

Цвет дети начинают воспринимать не сразу. В первые 6 недель жизни новорожденные видят мир черно-белым. И только позже малыши начинают различать цвета, одним из первых ребенок распознает красный цвет. Дети начинают идентифицировать различные цвета еще до того, как выучат их названия, но в возрасте 2-5 лет малыши уже знают все основные цвета. Дети учатся запоминать и различать цвета благодаря ассоциациям. То есть, например, дети знают, что желтый – это лимон или солнышко. Если же солце будет зеленым, то ребенок затрудняется определить, что за предмет ему показывают.

Традиционное разделение: розовый – для девочек, голубой – для мальчиков, не является врожденным. Такое разделение навязывается детям самими взрослыми. Свои же истинные цветовые предпочтения дети проявляют в выборе цветных карандашей или фломастеров для рисования, в одежде. Поначалу практически всем детям нравятся яркие, сочные цвета, зачастую даже «кислотные» и неестественные. Маленьких детей также привлекают блестящие, перламутровые или светящиеся краски.

С возрастом цветовые предпочтения у детей меняются. Так, многочисленными иследованиями подтверждено, что большинство девочек в возрасте до десяти лет предпочитают розовый, фиолетовый и лавандовый. Также многие дети до десяти лет предпочитают красный и желтый цвета, а после десяти – синий. Маленькие мальчики чаще чем девочки отдают предпочтение темным оттенкам цвета: темно-синим, бордовым, коричневым.

Детские психологи считают, что по цвету, которым ребенок предпочитает пользоваться при рисовании, можно определить особенности его характера :

  • Красный . Дети, которые любят красный цвет, активны, легко возбудимы, непоседливы, часто ломают игрушки. Для этих детей интересы настоящего намного важнее возможных будущих перспектив.
  • Оранжевый . «Оранжевые» дети также легко возбудимы, как и «красные», любят веселиться, шалить, кричать.
  • Желтый . Дети, предпочитающие в своем творчестве этот цвет, — это мечтатели и фантазеры, любители сказок и шуток. Обладают хорошим воображением, любят играть абстрактными игрушками в одиночестве.
  • Зеленый . Ребенок, который чаще всего рисует зеленым цветом, чувствует себя заброшенным и очень нуждается в родительской любви и поддержке. В будущем такой ребенок может вырасти консервативным, поэтому следует развивать в нем открытость, творчество.
  • Сине-зеленый . Сине-зеленый цвет, т.е. цвет воды, означает гордость, престиж и тщеславие. Если ребенок предпочитает этот цвет, то это сигнализирует о его нервном перенапряжении. Такому ребенку следует предоставить немного больше свободы, поощрять его инициативу, чаще хвалить его.
  • Голубой . Этот цвет символизирует свободу, беззаботность, склонность к перемене мест. Если голубой цвет предпочитает мальчик, то возможно из него вырастет летчик или моряк.
  • Синий . Дети, которые предпочитают синий цвет, являются полной противоположностью «красным». Они спокойны и уравновешены, делают все, не торопясь, любят размышлять. Если ребенок выбирает синий цвет, то может означать, что в данный момент ему нужен покой.
  • Фиолетовый . Ребенок, отдающий предпочтение фиолетовому цвету, обладает богатым внутренним миром, артистичен, чувствителен. Такого ребенка очень легко ранить, поэтому он больше других нуждается в поддержке.
  • Коричневый . В коричневом цвете ребенок ищет уюта и надежности, комфорта. Поэтому если ребенок выбрал коричневый цвет, то возможно он ощущает какой-то дискомфорт: проблемы со здоровьем, в семейных взаимоотношениях, пережитая драма.
  • Черный. Этот цвет дети предпочитают редко, но если ребенок выбрал из всех цветов именно черный, то это может свидетельствовать о рано созревшей сложной психике или может быть последствием стресса, который перевернул жизнь ребенка.
  • Серый . Серый цвет символизирует рутину и беспросветность, ребенок, выбирающий серый цвет, обычно очень тихий и несмелый, замкнутый.
  • Розовый . Если ребенок любит розовый цвет, то это означает, что он нуждается в постоянной поддержке и очень зависим от окружающих. «Розовые» дети очень нежные и робкие натуры.
  • Лиловый . Лиловый цвет обычно предпочитают девочки. Этот цвет характеризует ребенка нежного, одинокого, беззащитного. Такие дети часто погружены в себя, в свой внутренний мир.

ДЕТИ И ЦВЕТ

Согласно колористике, начало которой положил немецкий поэт (философ и ученый) И.В.Гете, цветовая среда оказывает влияние на человеческий характер. Поэтому существует цветовая диагностика и даже цветовая терапия. Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребенок в своих играх и рисунках – вы можете многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребенка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития – физического и интеллектуального.

Используя методы колористики в качестве дополнительного инструмента диагностики детей (и взрослых), определения их типов личности, мы заметили четкие взаимосвязи между определенными цветами и соционическими функциями. Предпочтение, которое оказывает ребенок какому-то определенному цвету, причем достаточно длительное время и независимо от своих текущих состояний, говорит о доминировании в структуре его личности функции, являющейся творческой. Сочетание нескольких цветов, выбираемых по преимуществу ребенком, позволяет делать вывод о его типе личности либо соотносить его с группой типов (четверкой), имеющих сходные усиленные функциональные качества.

«Желтые» дети более всего предрасположены к творчеству. На языке цветов желтый означает духовность (желтый нимб над головами святых на картинах и иконах, желто-золотые купола православных церквей, желто-оранжевые одежды буддийских монахов). Как правило, «желтые» люди – свободные, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и поэтому опасные для тех, кто во главу угла ставит незыблемый порядок, неограниченную власть и для которых основной моральный принцип – не выделяться и не умничать. С другой стороны, «желтый» человек – мечтатель, фантазер, сказочник. Он часто склонен в своих фантазиях отрываться от земли, выдавать желаемое за действительное, мистифицировать других. Такие дети могут быть как хорошими рассказчиками и выдумщиками, центром притяжения для сверстников и младших детей, так и объектом для насмешек.

В раннем детстве «желтый» ребенок любит играть в одиночку, свои игрушки превращает силой своего воображения в любые персонажи. Будучи уже взрослым, такой человек предпочитает интересную разнообразную работу. Он всегда во что-то верит, на что-то надеется, живет больше будущим, чем настоящим, а в настоящем он неприспособленный, непрактичный, «не от мира сего».

Таким образом, желтый цвет более всего соответствует такой соционической функции, как интуиция возможностей, а сами «желтые» дети – интуитивные экстраверты, чаще всего, ИЛЭ – Новатор и ИЭЭ – Вдохновитель.

«Фиолетовые» дети живут богатым внутренним миром. В своем поведении часто отличаются артистизмом. Фиолетовый цвет означает ночь, тайну, мистику, маскировку, игру, созерцание, отождествление, интеграцию, внушаемость (по отношению к себе и к другим), эстетичность и неэстетичность, скромность и желание шокировать других, воздержанность и тяготение ко всевозможным порокам, мученичество и мессианские тенденции. Таких детей (взрослые не исключение) почти постоянно раздирают противоречия в чувствах, желаниях, отношениях, занятиях и т.д.

«Фиолетовые» люди чувствительны, внушаемы, их легко загипнотизировать, они легко возбудимы, стремятся производить впечатление на окружающих и при этом способны посмотреть на себя со стороны. Очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении, подбадривании.

Наиболее близкая фиолетовому цвету функция – интуиция времени, самая загадочная и не совсем еще понятная функция. Наиболее ярко она проявляется у социотипов ЭИЭ – Наставник и ЛИЭ – Экспериментатор.

«Красные» дети наиболее открыты и активны. Красный цвет – цвет крови, здоровья, жизни, экспансии, энергии, сексуальности, агрессивности, силы, власти, войны, революции. «Красные» – обычно лидеры в своем окружении – как формальные, так и неформальные. Подчиняться – не в их правилах. Такие дети скорее сделают что-то наоборот, «назло», когда их просят о чем-то или приказывают. Нужно разбудить и застимулировать собственное желание ребенка или же идти от противного, тем самым провоцируя его выполнить то, что необходимо. Здесь родителям понадобятся большая гибкость, терпение и дипломатичность. Силовые методы только ожесточат «красного» ребенка. Ведь именно из детей такого плана при неправильном воспитании формируются взрослые с антиобщественными тенденциями, со склонностью к криминалу.

С «красным» ребенком – драчуном, живым, непоседливым, ломающим игрушки и не слушающим никого, очень трудно воспитателям. Когда он вырастет, его высокая работоспособность, предприимчивость будут стимулироваться желанием сделать карьеру, добиться благосостояния, власти над вещами и людьми. Отсюда – превалирование интересов сегодняшнего дня, напористость и эгоизм. Самые яркие политики и руководители, военные и преступники – «красные». Ведь даже традиционной одеждой королей, генералов, кардиналов, палачей была именно красная. Такой же цвет имел флаг революции.

Красному цвету соответствует функция волевой сенсорики. Наиболее выражена она у экстравертных сенсориков – СЛЭ – Лидера и СЭЭ – Политика.

«Зеленые» дети чрезвычайно динамичны и настроены на получение материальной отдачи. Зеленый цвет – индикатор интенсивности и работоспособности человека. Такие дети большие прагматики, но добиваются всего за счет собственных физических усилий и этим отличаются от «красных», предпочитающих «проехаться за чужой счет» либо путем физического принуждения, либо манипулируя чувствами и отношениями окружающих людей. «Зеленые» дети открыты в своих намерениях и поступках. Их уязвимое место – слабая нервная система. Таких детей легко вывести из равновесия, спровоцировать на агрессию. Они очень обидчивы и ранимы, но не злопамятны. Если вы признаете свою вину и демонстрируете по отношению к «зеленому» ребенку расположение и уступчивость, он быстро «отходит». По мере взросления такие характерные признаки «зеленых» детей, как уверенность, настойчивость, даже упрямство способствуют выработке в них хороших исполнительских качеств. Они очень трудолюбивы и неустанно работают для блага своих близких. Зеленый цвет – это цвет живой природы, цвет листьев, травы, незрелых плодов. Поэтому «зеленые» дети и взрослые любят копаться в земле, что-то выращивать, они умеют пользоваться дарами природы, но не обкрадывая ее, а путем умелого с ней обращения и бережности.

Выражение «молодо-зелено» говорит о таких качествах «зеленых», как склонность к веселью, юмору, здоровой чувственности, задору, оптимизму – словом, всех признаков человека, стоящего на пороге жизни и радующегося ей.

Зеленый цвет – цвет сенсорики ощущений, наличие хорошо развитых от природы чувств: слуха, зрения, вкуса, обоняния и осязания. Эти качества наилучшим образом выражены у социотипов ЭСЭ – Коммуникатор и ЛСЭ – Управляющий, у которых указанная функция является целеполагающей.

Описывая «цветных» детей, мы говорили только об экстравертных представителях юной когорты, и прежде чем перейти к другой ее половине – интровертной, заметим, что вышеприведенные цвета можно считать также экстравертированными цветами, вызывающими распространение энергии личности вне ее, расширение поля деятельности и контактов с людьми и вещами. Перечислим эти основные четыре цвета: желтый, фиолетовый, красный и зеленый.

«Коричневые» дети часто находятся в противоречии с собой. Оно вызвано, с одной стороны, желанием действовать, приносить пользу, вступать в контакты с окружающими, а с другой – замыкаться в себе, проявлять мелкий эгоизм и капризность, впадать в меланхолию и депрессивные состояния. Склонные к резким перепадам настроения, такие дети часто необщительны, в среде сверстников слывут гордецами и зазнайками. Обособленность «коричневых» часто вызывается их нежеланием растворяться в толпе, быть «шестерками» или исполнителями воли «красных» детей – лидеров и заводил в классе и на улице.

Другая причина обособления «коричневых» в среде сверстников -их интеллектуальность. Они очень эрудированны, испытывают постоянный информативный голод, удовлетворяемый за счет проглатывания огромного количества газет, журналов, книг, даже просто справочников, энциклопедий и… объявлений на улицах. В школе и во дворе «шибко грамотных» не очень любят, а частенько элементарно бьют, «чтоб не зазнавался». По этой причине у «коричневых» детей может действительно развиться чувство превосходства над другими либо его противоположность – комплекс неполноценности.

При неблагоприятных условиях в семье и школе у «коричневых» подростков развиваются и довольно прочно закрепляются такие качества, как: негативизм, постоянное чувство неудовлетворенности собой и окружающими, неадекватное восприятие отношения к себе со стороны других, апатия, внутреннее беспокойство, уход от проблем, боязнь и избежание стрессов, мнительность, подавление сексуальности и т.д.

Наоборот, при благоприятных жизненных обстоятельствах из «коричневых» детей вырастают достаточно инициативные и предприимчивые личности. Они думают не только о своем, но и об общественном благе, являются надежными партнерами с развитым чувством взаимопомощи. Они – отличные консультанты и эксперты в широком спектре сфер деятельности – производственных и непроизводственных. Прагматизм, чувство здравого смысла подсказывают им наиболее оптимальные способы решения житейских проблем и вырабатывают философски-критическое мировоззрение.

Коричневый цвет как отражение стремления к целесообразности поступков, стабильности в делах и отношениях ближе всего расположен к функции деловой логики и характерен для социотипов ИЛИ – Критик и СЛИ – Мастер.

«Синие» дети – полная противоположность «красным». Психотерапевтам, невропатологам и педиатрам полезно знать, что «красных» детей и взрослых можно успокаивать синим цветом, а «синих» взбадривать красным. По характеру «синие»: спокойные, уравновешенные; любят все делать не торопясь, обстоятельно, стараются все проанализировать, поразмышлять, обдумать. Их можно с полной уверенностью отнести к людям, живущим преимущественно рассудком, а не сердцем. Недаром синий цвет олицетворяет спокойное ночное небо или море. Это – порядок, закон, мысль, разум.

«Синие» дети редко бывают лидерами в кругу сверстников. Тем не менее у окружающих они часто пользуются уважением за твердость характера, отсутствие капризности, заносчивости. Они не эгоисты по натуре, но приходят на помощь только тогда, когда их об этом попросят. Сами же не склонны даже в трудных ситуациях обращаться за поддержкой, стойко переносят любые невзгоды и лишения.

Им редко присущ дух предприимчивости или авантюризма. В компаниях чаще всего держатся особняком. Их не тяготит одиночество. «Синие» всегда умеют занять себя каким-нибудь делом. Они не любят хвататься за несколько дел одновременно, а долго и тщательно занимаются одним и всегда стремятся доводить начатое до конца.

Родители и педагоги часто отмечают в характере «синих» детей изрядную долю холодности и суровости. Если среда способствует развитию этих качеств, у взрослых впоследствии они проявляются в жестком обращении с окружающими, в особенности с теми, кто находится у них в зависимости. Из них получаются неплохие администраторы, особенно там, где ценятся дисциплинированность, иерархия, умение «не высовываться», подчинение своей индивидуальности мнению руководства или всего коллектива. «Синие» – всегда хорошие специалисты и исполнители, но в одной узкой области или профессии.

Такие дети в мышлении больше «технари», чем гуманитарии, хотя могут успевать по всем предметам одинаково. Они очень усидчивы, терпеливы и могут часами сидеть за учебниками, читать полезные книжки, возиться с конструкторами, помогать родителям по дому. Они очень рано усваивают, что можно, а что нельзя и склонны пребывать в узких рамках своих представлений и убеждений. Если «синий» ребенок во что-то поверил, разубедить словами его практически невозможно. Только очевидные факты заставляют его изменить свое мнение.

Лучше всего синий цвет отвечает качествам структурной логики, которая ярко проявляется у двух рациональных интровертов – ЛИИ – Аналитика и ЛСИ – Инспектора.

<Розовые> дети – самые мягкие. Розовый цвет в наибольшей степени соответствует младенческому периоду развития человека. Это – цвет инфантильности, наивности, нежности, слабости, сентиментальности, стыдливости, приятности. Если провести дифференциацию по половому признаку, розовый цвет считается «девчоночьим» цветом. Склонность же мальчиков к нему является признаком женственности их характера. Такие мальчики в детстве могут играть с куклами, любят наряжаться, вертеться перед зеркалом, кокетничать. Взрослея, они чаще всего занимают в различных ситуациях – бытовых или производственных – пассивную позицию. «Розовые» – ведомые, а не ведущие в семье и на работе, независимо от пола. В детстве это самые миловидные дети и мальчиков часто путают с девочками.

В кругу сверстников их любят за неизменное дружелюбие, незлобивость, уступчивость. «Розовые» дети уменьшают агрессивность «красных» и делают более податливыми «синих». Они большие конформисты по натуре и часто действуют по принципу «и нашим и вашим». Практически всегда соглашаясь с другими или обещая что-либо сделать – «розовые» могут тут же поменять свое мнение на противоположное и «забыть» выполнить чужую просьбу. Они довольно ленивы и созерцание предпочитают делу.

Внутренне они довольно ранимы и чувствительны, но свои обиды стараются скрывать. Такие дети очень хорошо чувствуют настроение окружающих и стараются изменить его в лучшую сторону. «Розовые» – хорошие гармонизаторы и дипломаты, гибки и умелы в отношениях, тонко и ненавязчиво снимают отрицательные эмоции и создают положительные, улучшая общий психологический комфорт. Они сами довольно легко впадают в меланхолию, но так же легко и быстро из нее выходят, если при этом чувствуют, что это негативно отражается на их отношениях с другими.

«Розовые» дети подсознательно тянутся к более сильным и интересным сверстникам. Часто можно заметить «розового» мальчика среди отчаянных, «крутых» ребят, драчливых и неуправляемых, которые несмотря на «чужеродный» цвет, принимают его в свою среду. При таком контрасте лучше выделяется мужественность «красных», а «розовые» смягчают климат в таких агрессивных группах.

Чаще всего к «розовым» детям относятся интровертные иррациональные этики – СЭИ – Посредник и ИЭИ – Лирик.

«Серые» дети – самые недемонстративные. Они предпочитают не выделяться среди сверстников, не претендуют на лидерство, не проявляют инициативу и энтузиазм.Серый цвет в колористике иногда трактуется как отсутствие цвета либо его нейтральность. По восьмицветовому ряду Люшера серому цвету приписываются следующие качества: обособленность, отгороженность, свобода от обязательств. Они, как правило, очень добросердечны, им очень свойственно чувство сопереживания. Они не могут отказать другим в просьбах. Помощь «серых» всегда носит альтруистический деятельный характер и этим часто злоупотребляют другие, перекладывая на них свои проблемы.

Взрослые «серые» – это самые честные и исполнительные работники, на которых всегда можно положиться. И в детстве и в зрелом возрасте они скромно трудятся, а плодами их трудов чаще пользуются другие, более выразительные цвета. Тихий, несмелый характер и замкнутость не позволяют им бороться за место под солнцем. Хотя, что касается их внутреннего мира и личного пространства, «серые» могут проявлять неуступчивость и бескомпромиссность. Они принципиальны в отстаивании своих взглядов, не любят кривить душой, обманывать.

Такие дети очень серьезны, послушны, хорошие помощники в бытовых делах. Очень любят заниматься ручным трудом, тщательны и аккуратны в работе. Они менее других детей доставляют проблемы своим родителям и учителям. «Серые» могут не «хватать» звезд с неба", но и не ходят в отстающих. У них проявляются такие качества, как: постоянный самоконтроль, склонность к угнетенным состояниям, уход в себя, повышенная обидчивость и ранимость, подавление своих естественных потребностей.

В зрелом возрасте указанные тенденции часто проявляются в пассивной жизненной позиции, стереотипности мышления, самоизоляции. Будучи чувствительными по натуре, «серые» дети переживают по поводу различных конфликтов и неурядиц в своем окружении. Мир и благополучие в семье – главный их жизненный стимул. Ссоры и разводы родителей больше всего ранят «серых» детей и отражаются на их самочувствии и здоровье.

Наиболее характерно описанные качества проявляются у типов с доминирующей функцией этики отношений – ЭСИ – Хранителя и ЭИИ – Гуманиста.

Заканчивая тему колористики, повторим, что к интровертным цветам относятся следующие: синий, коричневый, розовый и серый.

Дети стараются сделать окружающее ярким, контрастным, как можно больше подчеркнуть себя и то, что они делают в этом мире. Потому они и выбирают черный цвет при рисовании, ведь рисуют они обычно на белом фоне – листе бумаги. Если из множества маечек малыш тянется к черной, это не означает, что он подавлен, испытывает негативные эмоции или переживает по какому-то поводу. Просто для его белой кожи это тоже наиболее контрастный вариант. Так и со всеми предметами в его окружении.

В другом случае, выбор ребенка обусловлен логикой. Пусть детской, но логикой. Можно спросить малыша, почему он выбирает черный цвет, например, в рисовании. Некоторые ответят удивительные для взрослых, но типичные для детей вещи: черной краской можно зарисовать все другие цвета, а вот ее уже ничем зарисовать нельзя. Получается, черный цвет побеждает все остальные цвета.

Другой вариант, когда ребята устраивают из рисунка целую игру. В таких играх за черным цветом могут скрываться самые немыслимые вещи. Здесь типичны такие фразы: «А где ? Обезьяна спряталась за черным цветом!». Неужели можно подумать, что играющий и радостный малыш чем-то подавлен?

Выбор вопреки окружению

Еще одной причиной выбора черного цвета из всех остальных являются поступки против окружения. Это может начинаться с кризиса 3 лет, когда впервые появляются негативизм и отрицание, и продолжаться чуть ли не до юности. А у некоторых такие проявления вообще остаются на всю жизнь.

Здесь у детей срабатывает такой механизм действия: «Выберу-ка я тот цвет, который больше всего раздражает учителя», «Возьму черный, потому что он не нравится маме», «Вот все удивятся: все нарядные, а я в !». Иногда именно такие мысли приводят затем подростков к внешнему виду, присущему неформалам, даже если они не солидарны с ними по другим вопросам.

Реакция на происходящее

Дети очень зависимы от внешних изменений окружающего мира. Грязь, слякоть, дождь, деревья, тучи и ветер вполне могут найти отражение в рисунке малыша. Неудивительно, что он вдруг начнет рисовать грязно-коричневыми, серыми, черными цветами. Но стоит выглянуть солнцу и засинеть небу, как малыш снова рисует солнышко в углу листа и яркую траву.

Когда начать волноваться

Конечно, иногда дети используют черный цвет и как выражение своего отношения к происходящему в семье, в детском саду или в школе. Если они видят агрессию окружения, слышат крики, получают случайный или специальный удар, терпят издевательства, у них вполне могут появиться негативные мысли, о которых они по каким-то причинам не хотят рассказывать, но при этом могут выражать их в рисунках.

Нужно спросить у окружающих его детей, родителей этих ребят, воспитателей, учителей и других взрослых о поведении малыша в то время, когда его не видят родители. Когда выявляются определенные проблемы, их нужно решать, самостоятельно или со специалистами-психологами. Если все спокойно, семья живет в любви и согласии, с другими малышами ребенок общителен и приветлив, значит, поводов для беспокойства нет, и нужно просто дать малышу возможность выбирать те цвета, которые ему нравятся.