Как ведет себя ребенок в обществе. "Купи!" Ребенок в магазине: как избежать истерики и плохого поведения

  1. Игнорируйте неправильное поведение Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Порой родители сами поощряют плохое поведение ребенка тем, что уделяют ему при этом внимание. Внимание может быть и положительным (похвала), и негативным (критика), но иногда полное отсутствие внимания может стать решением проблемы плохого поведения ребенка. Если вы понимаете, что ваше внимание только раззадоривает ребенка, попробуйте себя сдержать. «Техника игнорирования» может быть очень эффективной, но выполнять ее следует правильно. Вот несколько условий, о которых необходимо помнить: — Не обращать внимания — значит, абсолютно не обращать внимания. Никак не реагируйте на ребенка — не кричите, не смотрите на него, не разговаривайте с ним. Внимательно следите за ребенком, но занимайтесь при этом каким-то делом. — Полностью игнорируйте ребенка до тех пор, пока он не перестанет вести себя плохо. Это может длиться и 5, и 25 минут, так что наберитесь терпения. — Остальные члены семьи, находящиеся в одной комнате с вами, также должны игнорировать ребенка. — Как только ребенок перестанет себя неправильно вести, вы должны похвалить его. Например, можно сказать: «Я так рада, что ты перестал кричать. Мне не нравится, когда ты так кричишь, у меня от этого болят ушки. Теперь, когда ты не кричишь, мне гораздо лучше». «Техника игнорирования» требует терпения, а главное, не забывайте, вы игнорируете не ребенка, а его поведение
  2. . 2. Уходите Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Дети любого возраста могут довести мам и пап до такого состояния, что родители теряют над собой контроль. Если вы чувствуете, что теряете контроль над собой, вам нужно время, чтобы прийти в себя. Дайте возможность и себе, и ребенку успокоиться.
  3. 3. Используйте отвлекающий маневр Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Еще один способ избежать обострения ситуации — отвлечь внимание ребенка. Лучше всего этот способ срабатывает до того, как ребенок раскапризничается так, что вам до него будет уже не достучаться. Малыша отвлечь очень легко, например игрушкой или другим желанным для него предметом. Но как только дети подрастут (после 3 лет), вам понадобится более творческий подход, чтобы сосредоточить их внимание на чем-то совершенно отличающемся от предмета ссоры. Например, представьте, что ваш ребенок настырно тянется еще за одной подушечкой жевательной резинки. Вы запрещаете ему и предлагаете взамен фрукты. Малыш расходится не на шутку. Не надо пичкать его едой, немедленно выберите иное занятие: скажем, начните играть с йо-йо или покажите ему фокус. В этот момент любая «съедобная» замена напомнила бы малышу, что жвачку он так и не получил
  4. . 4. Смена обстановки Возраст: дети от 2 до 5 Хорошо также физически забрать ребенка из тяжелой ситуации. Смена обстановки часто позволяет и детям, и родителям перестать чувствовать себя в тупике. Кто же из супругов должен забрать ребенка? Вовсе не тот, кто более «озабочен» проблемой, — вопреки расхожему мнению. Это исподволь поддерживает парадигму «мама в ответе за все». Такую миссию следует возложить на себя родителю, который в данный конкретный момент проявляет большую жизнерадостность и гибкость. Приготовьтесь: при смене обстановки ваше дитя сначала расстроится еще сильнее. Но если вам удастся преодолеть такой момент, вы оба, без сомнения, начнете успокаиваться.
  5. 5. Используйте замену Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Если ребенок делает не то, что требуется, займите его тем, чем нужно. Детей необходимо учить тому, как, где и когда правильно себя вести. Ребенку недостаточно сказать: «Так делать не следует». Ему надо объяснить, как поступать в таком случае, то есть показать альтернативу. Вот несколько примеров: — Если ребенок рисует карандашом на диване, дайте ему книжку-раскраску. — Если дочка берет мамину косметику, купите ей детскую косметику, которая легко смывается. — Если ребенок бросается камнями, поиграйте с ним в мяч. Когда ваш ребенок играет с чем-то хрупким или опасным, просто дайте ему взамен другую игрушку. Дети легко увлекаются и во всем находят выход своей творческой и физической энергии. Ваше умение быстро найти замену нежелательному поведению ребенка может уберечь от многих проблем.
  6. 6. Крепкие объятия Возраст: дети до 2, от 2 до 5 Ни при каких условиях не давайте детям нанести вред себе или другим. Не позволяйте ребенку драться — ни с вами, ни с кем-либо еще, даже если это и не больно. Иногда матери, в отличие от отцов, терпят, когда маленькие дети стараются их стукнуть. Многие мужчины жалуются мне на «унижения», которые терпят их жены, позволяя рассерженным малышам себя бить, и на то, что подобная терпеливость портит ребенка. Со своей стороны матери часто боятся дать отпор, дабы не «подавить» боевой дух ребенка. Наверное, в этом случае папы обычно правы, и тому есть несколько причин. Драчливые дети ведут себя так же не только дома, но и в других местах, с посторонними людьми. Кроме того, от дурной привычки реагировать на что-то физическим насилием потом очень трудно избавиться. Вы же не хотите, чтобы дети вырастали, считая, будто мама станет терпеть практически все, что угодно, даже физическое насилие. Вот один из очень эффективных способов научить вашего ребенка держать свои ручки при себе: крепко обнимите его, не давая ему лягаться и драться. Твердо и властно скажите: «Я не позволю тебе драться». Опять-таки никакой магии — будьте готовы. Поначалу он будет визжать еще громче и биться в ваших руках с удвоенной силой. Именно в этот момент вам нужно держать его особенно крепко. Мало-помалу ребенок начнет чувствовать вашу твердость, убежденность и вашу силу, он поймет, что вы удерживаете его, не принося вреда ему самому и не допуская резких действий против себя, — и начнет успокаиваться.
  7. 7. Предложите выбор Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Вы когда-нибудь задумывались о том, почему ребенок порой так активно сопротивляется указаниям родителей? Ответ прост: это естественный способ отстаивания своей независимости. Избежать конфликта можно, если предложить ребенку выбор. Вот несколько примеров: — Еда: «Ты на завтрак будешь яичницу или кашу?» «Что ты будешь на ужин, морковь или кукурузу?» — Одежда: «Ты в какой рубашке пойдешь в школу, в голубой или желтой?» «Ты сама оденешься или тебе помочь?» — Домашние обязанности: «Ты будешь убираться до или после ужина?» «Ты вынесешь мусор или помоешь посуду?» Предоставлять ребенку выбирать самому очень полезно — это заставляет его думать самостоятельно. Возможность принимать решения способствует развитию здорового ощущения собственной значимости и повышению самооценки ребенка. Родители при этом, с одной стороны, удовлетворяют потребность ребенка в независимости, а с другой — сохраняют контроль над его поведением.
  8. 8. Обратитесь за решением проблемы к ребенку Возраст: дети от 6 до 11 Этот прием особенно эффективен, потому что дети младшего школьного возраста (6-11 лет) жаждут принять на себя больше ответственности. Скажите: «Послушай, Дима, ты столько времени тратишь на одевание по утрам, что мы каждый день опаздываем в школу. Плюс я не успеваю вовремя на работу. С этим надо что-то делать. Какое решение ты можешь предложить?» Прямой вопрос заставляет ребенка почувствовать себя ответственным человеком. Дети понимают, что у вас не всегда и не на все есть ответы. Часто они так стремятся внести свой вклад, что просто фонтанируют предложениями. Признаюсь, есть поводы для сомнения в эффективности данного приема, я сама не очень-то верила в него. Но, к моему удивлению, он часто срабатывал. Например, Дима предложил одеваться не в одиночестве, а в компании старшего брата. Это безошибочно работало в течение нескольких месяцев — замечательный результат для любой техники воспитания. Так что, зайдя в тупик, не ссорьтесь с супругом. Попросите ребенка дать вам свежую идею.
  9. 9. Учите на личном примере Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Дети часто ведут себя, с нашей точки зрения, неправильно; значит, нужно, чтобы взрослый показал им, как вести себя правильно. За вами, за родителем, ребенок повторяет больше, чем за кем бы то ни было. Поэтому личный пример — это самый лучший и простой способ научить ребенка как себя вести. Таким образом вы многому можете научить своего ребенка. Вот несколько примеров: Маленький ребенок: — Устанавливать зрительный контакт. — Сопереживать. — Выражать любовь и привязанность. Дошкольный возраст: — Сидеть спокойно. — Делиться с другими. — Решать конфликт мирным путем. Школьный возраст: — Правильно разговаривать по телефону. — Заботиться о животных и не обижать их. — Тратить деньги с умом. Если вы сейчас внимательно отнесетесь к тому, какой пример показываете своему ребенку, это поможет избежать многих конфликтов в будущем. И впоследствии вы сможете гордиться тем, что ребенок научился от вас чему-то хорошему.
  10. 10. «Нет» значит нет Возраст: дети до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 Как вы говорите своему ребенку «нет»? Дети обычно реагируют на тон, которым вы произносите фразу. Отказ «нет» следует произносить твердо и четко. Можно также слегка повысить голос, но кричать все-таки не стоит, за исключением крайних ситуаций. Вы замечали, как вы говорите «нет»? Зачастую родители «посылают» ребенку неоднозначную информацию: порой их «нет» означает «может быть» или «попроси меня еще раз попозже». Однажды мать девочки-подростка рассказала мне о том, что она говорит «нет» до тех пор, пока дочь «окончательно не достанет ее», и тогда сдается и дает свое согласие. Когда вы чувствуете, что ребенок пытается манипулировать вами или вывести вас из себя, чтобы вы поменяли свое решение, просто перестаньте с ним разговаривать. Оставайтесь спокойным. Пусть ребенок даст выход своим эмоциям. Вы один раз сказали «нет», объяснили причину отказа и больше не обязаны вступать ни в какие дискуссии. При этом постарайтесь, объясняя свой отказ, привести простую четкую причину, которая была бы понятна ребенку. Вам не нужно отстаивать свою позицию перед ребенком — вы не обвиняемый, вы судья. Это важный момент, так что попробуйте на секунду представить себя в роли судьи. А теперь подумайте, как бы вы в этом случае сказали своему ребенку «нет». Судья-родитель при объявлении своего решения сохранял бы абсолютное спокойствие. Он говорил бы так, будто его слова ценятся на вес золота, он бы выбирал выражения и не говорил лишнего. Не забывайте о том, что вы в семье судья и ваши слова — это ваша власть. И в следующий раз, когда ребенок попытается вновь записать вас в обвиняемые, можно ответить ему: «Я уже сказал тебе о своем решении. Мое решение — «Нет». Дальнейшие попытки ребенка изменить ваше решение можно игнорировать, либо в ответ на них спокойным голосом повторять эти простые слова до тех пор, пока ребенок не будет готов смириться. . . .

Вам приходилось отказываться от похода с ребятишками в магазин или на детский праздник? И не потому, что нет времени или желания, а потому что каждая прогулка превращается для вас в серьезное испытание нервной системы! Терпение и самообладание иногда дают сбой, и вы не понимаете, чего хочет ваш малыш, и почему его взгляд на поведение на улице не совпадает с вашим!

Почему детки ведут себя на прогулках не так, как хочется и как свести все проблемы к минимуму? Эти вопросы стоят перед многими родителями. Постараемся с ними разобраться.

С мамочкой по делам

Вашему малышу абсолютно все равно, куда вы идете. Главное – это выйти вместе с вами! Ребенок в восторге от идеи выхода из дома, и потому не останавливается ни на минутку: что-то трогает, бегает, куда-то рвется и задает много вопросов. И порой вы хотите оставить дитя дома, чтобы выполнить дела без суеты и лишних нервов. Но есть правила, которые помогут совместить оба занятия:

  1. Оговорить заранее правила. Объясните ребенку, что в магазине много людей, и если он вырвется, то может потеряться. На дороге ездят машины, а собаки иногда кусаются. Пусть правил будет мало, но они не должны меняться.
  2. Все должно быть вовремя. Кричать и шуметь можно на детской площадке, но не на улице или в бутике. Если малыш хочет пойти с вами, он должен вести себя тихо и прилично, как правило, детки хорошо запоминают такие уроки.
  3. Дайте ребенку задание. Пусть он в магазине выберет йогурт для бабушки или посчитает все машинки. Что угодно, только пусть будет занят.

Монстр, который визжит

Все соседи уже четко знают, когда вы собираетесь на прогулку? Собаки прячутся от пронзительного визга ребенка, а малыш еще и норовит распластаться на асфальте посреди улицы? Да, такое поведение нужно пресекать, но как? Как успокоить малыша, если на разумную просьбу он отвечает бурным негодованием, а дележка формочек в песочнице превращается в сражение почище Куликова побоища? Пора выучить новые правила воздействия:

  1. Разговаривать только спокойно. Ребенок истерит? Присядьте рядом и ровным тоном, но громко, попросите объяснить, что беспокоит. Пообещайте решить проблему (не купить очередную игрушку, а разобраться и решить).
  2. Система правил. Это важно. Пусть в доме будет несколько определенных законов: игрушка на улицу только одна, приятная покупка в магазине – тоже одна, пока малышу нет 8 лет, переходить улицу он может, только держась за руку. Ну и так далее.
  3. Секреты. Пусть у малыша будет «секретный знак». Например, слово, сказав которое ребенок может дать понять, что ему что-то совсем не нравится. Без лишних нервов и визга – просто сказать.

Магазин: не нужно ругаться и переживать

Что самое страшное для мамы? Плачущий и кричащий ребенок в магазине. Чтобы малыш не уставал и не играл в прятки за стеллажами, подключите его воображение или поручите пару дел:

  1. Пусть сам выбирает хлопья для завтрака или сыр дедушке;
  2. Составьте вместе список продуктов и включите малыша в процесс. Поручите держать листок бумаги и позвольте выбрать макароны или крупу для каши.
  3. Чтобы не искать ребенка по всему магазину, создайте систему оповещения. Например, отвлекаясь на выбор порошка, попросите малыша рассказывать стишок (вы будете точно знать, что он рядом), если надо отойти, пусть ребенок поет песенку. Это мило, недолго, да и посетителям намного приятнее слушать песенку, чем визги или выкрикивания имени, когда вы ищете собственное чадо.

Купи мне!

Уже сталкивались? Слышите каждый день и ничего не можете поделать? Не страшно! Сегодня вы научитесь, как порадовать малыша и не поощрять нытье. Для этого нужно планировать покупки вместе и ни на шаг не отступать от заданного плана:

  • договорились, что новая игрушка появляется не чаще одного раза в неделю – не идите на поводу и не слушайте просьбы;
  • знаете, что малыш проголодается, носите перекус с собой;
  • объявляйте время от времени «праздник фаст-фуда», «день непослушания» или прочие вольности.

Поверьте, если хотя бы попробовать некоторые правила, поведение малыша на прогулке заметно улучшится. И не стоит переживать, что вы «зажимаете свободную личность», пока ребенок еще впитывает ваши правила, его можно воспитать. Дальше с ним заниматься станет бесполезно, а жизнь – суровая школа. Так сделайте родного человечка чуть гибче и устойчивее! Удачи вам и здоровья вашим деткам!

Самый важный секрет, который обязательно нужно запомнить и применять, на самом деле очень прост: станьте для своего ребенка хорошим примером. Если малыш видит, что мама бросает мусор на дорогу, а не в урну, ему трудно будет объяснить, почему он должен поступать иначе. То же касается невежливого общения с окружающими, нежелания уступить место пожилому человеку или беременной женщине. Дети во многом копируют поведение родителей, а их зоркие глаза замечают даже детали, на которые вы не обращаете внимания.

Никогда не читайте длинных нотаций и не кричите на ребенка, если он делает что-то не так. В противном случае велик риск, что он либо возненавидит нормы поведения, либо начнет делать все назло. Используйте более простые приемы. Например, если малыш бросит на землю фантик, скажите: «Ой, как некрасиво стало, даже идти неприятно. Давай лучше найдем урну и выбросим мусор туда». В детском саду, магазине и других заведениях напоминайте ребенку, что нужно здороваться, и сами приветствуйте людей с улыбкой. Можно сказать: «Когда здороваешься и улыбаешься человеку, это поднимает настроение вам обоим. Ты же хочешь, чтобы люди были более радостными?»

Используйте игровую форму обучения. Сделайте дома небольшой игрушечный магазин, поставьте «товары», и пусть куклы, зайки или мишки делают «покупки». Покажите ребенку контраст между вежливой куклой, которая здоровается с продавцом и ведет себя прилично, и глупым зайчонком, на крики которого оборачиваются другие «покупатели» и за которого приходится краснеть маме-зайчихе. Несколько таких примеров помогут малышу хорошо понять, как нужно вести себя в общественных местах.

Как научить ребенка вести себя культурно

Постарайтесь объяснить ребенку, что в общественном месте нужно вести себя так, чтобы не мешать другим людям. Если малыш залез в ботинках на сиденье в автобусе, напомните ему, что потом это место займет другой человек и он непременно испортит свою одежду, поскольку сиденье окажется испачканным. Объясняйте ребенку, что и он сам может оказаться потом в подобной неприятной ситуации.

Наконец, объясняя ребенку правила поведения, не забывайте, что все же имеете дело не с взрослым человеком. Малышам иногда хочется попрыгать на одной ножке, побегать, поиграть на улице. Они могут разговаривать слишком громко или надолго задерживаться у витрины магазина, рассматривая какую-то вещь. Если ребенок не переходит черту, не одергивайте его постоянно и не превращайте в тихого, забитого маленького взрослого.

воспитать его вежливым? Для этого не достаточно просто научить его словам «Спасибо-пожалуйста-извините». Вежливость — это, прежде всего, способ показать свое уважение к окружающим и заботу о них.

Нотации и воспитательные беседы в вопросах не помогут. Максимум, чего так можно добиться — автоматическое исполнение общепринятых ритуалов: приветствие, прощание, извинение. Чтобы научить ребенка вести себя в обществе, не обойтись без ежедневного личного примера.

Сформируйте базовое представление о хороших манерах

Не шуршать фантиками в театре, и не бросать их под ноги на улице, благодарить официантку в кафе за принесенный заказ, не отбирать игрушки у друзей по песочнице — это все мелочи, из которых состоит воспитание. Если хотите, чтобы ребенок их соблюдал — делайте так сами, и фокусируйте на этом внимание ребенка: «Мы поблагодарили официантку за то, что она потрудилась и принесла нам мороженое». Мы не будем брать в театр конфеты, чтобы не шуршать оберткой и не мешать смотреть представление».

Будьте вежливы с ребенком

Не приберегайте хорошие манеры поведения для встреч с друзьями или официальных мероприятий. Ребенок должен видеть их в повседневном употреблении. Особенно важно, чтобы хорошие манеры употребляли в отношении к нему. Вы случайно задели его? Извинитесь. Желайте доброго утра при встрече, благодарите за оказанные мельчайшие услуги. Здоровайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, пока это сделает ребенок.

Вежливость между родителями тоже должна быть для ребенка в порядке вещей. Видя такие отношения, ему и в голову не придет вести себя иначе. При этом имеет смысл разграничить стиль общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. Если в общении со сверстниками можно употребить некоторые специфические выражения - в разговоре со взрослыми это должно быть табу.

Научите ребенка извиняться

Дайте понять, что извинение не значит, что ребенок в чем-то плох. Все люди иногда ошибаются, бывают неправы, и не нужно стесняться признавать неправоту и исправлять ошибки. Такое поведение только поднимает его в глазах окружающих.

Показывайте примеры из жизни

Обращайте внимание ребенка на отрицательные и положительные примеры манер поведения. Эти ситуации могут встречаться как на улице, так и в кино, в книгах. Предложите малышу обсудить ситуацию, что на его взгляд хорошо и что плохо было в ситуации, как бы он себя в ней повел.

Учите вежливости и хорошим манерам в игре

Игра - один из эффективных способов показать ребенку разные стороны общения и способы разрешения разнообразных конфликтов. Используйте любимые игрушки и самые разнообразные сюжеты из жизни. Не забывайте аргументировать правила поведения: ребенку важно знать, почему нужно вести себя именно так.

Почему обычно послушный и спокойный малыш вдруг начинает вести себя плохо? И главное — как научить ребенка вести себя хорошо, чтобы он добивался своего не капризами, а мирными способами?

Откуда берется плохое (иначе говоря — нежелательное для родителей) поведение ребенка? Что заставляет обычно послушного и спокойного малыша начать капризничать? А главное — как научить малыша вести себя хорошо? Эти вопросы беспокоят всех без исключения родителей, и, к счастью, детские психологи, готовы дать на них ответ.

Первый шаг: давайте разберемся, зачем ребенок плохо себя ведет?

У нежелательного поведения всегда есть цель. И если родители присмотрятся к поведению малыша и ситуации, в которой он повел себя плохо, с высокой долей вероятности они увидят три основных цели: получить желаемое, избежать чего-то неприятного, сложного или скучного, привлечь внимание.

К примеру, малыш спокойно играет, родители занимаются своими делами; и вдруг он крушит едва возведенный из кубиков домик и начинает плакать. Родители прибегают на шум и слезы. Просто ребенку нужно было привлечь их внимание, и у него это получилось. Другое дело — почему он выбрал именно такой способ привлечь внимание? Может, на более мирные призывы родители не обращали внимание?

Как устроено поведение и откуда оно берется?

Любую ситуацию можно разложить на три этапа. Малыш захотел получить конфету в магазине — это стимул к его дальнейшим действиям. Он начал громко просить и плакать — собственно действия. И, в конце концов, ребенок получил вожделенную сладость — это последствие. При этом третий пункт может быть и иным: родители сердятся или игнорируют капризы, и малыш не получает желаемого.

Как становится ясно, многое зависит от стимула и последствия, которые подтолкнули малыша к нежелательному поведению. И родители смогут скорректировать его поведение, если воспользуются простыми приемами или адаптируют их под свои отношения с ребенком.

Как помочь малышу вести себя хорошо?

Хорошее поведение ребенка — результат совместного «творчества» всей семьи. В этом процессе родители чутко прислушиваются к малышу, чтобы понять его цели, корректируют стимулы и отвечают на поведение крохи адекватными последствиями.

Если малыш добивается капризами желаемого. Вернемся к ситуации, которая была описана выше. Вы с ребенком отправляетесь в магазин, где его внимание привлекает конфета, которую вы не планировали покупать.

Психологи рекомендуют «предвидеть» возникновение такой ситуации и снять ее вероятность. Так, если дать малышу конфету дома — до похода в магазин, он, вероятнее всего, не обратит внимания на сладости в супермаркете. Другой вариант — заранее сообщить малышу, что именно вы планируете купить, а также обсудить покупки, которые вы не собираетесь совершать в этот раз.

Что касается следствия, то если пойти на поводу у капризов и купить вожделенную конфету с целью как можно скорее угомонить чадо, следует ожидать повторения истории с плачем и просьбами. Другое дело, если конфету не купили, объяснили, почему, да еще и мультфильм запретили смотреть в качестве наказания за проступок.

Если с помощью нежелательного поведения малыш пытается избежать неприятных занятий . К примеру, речь идет о развивающих занятиях. Начните с того, чтобы резко снизить сложность — дать простые задания и поощрить. И воспользуйтесь «принципом бутерброда»: выберите три задания — очень простое, с которого начнется занятие, самое неприятное и сложное для ребенка и третье — самое приятное.

Первое ему будет легко начать. В предвкушении третьего — приятного, у него появится желание быстрее сделать второе, сложное. Важно перед тем, как начать заниматься, озвучить малышу план работы, чтобы он знал, что его ждет.

И обязательно помните, что ребенок ожидает вашей похвалы, объятий, поцелуя — действий, жестов и слов, которые передадут ему вашу любовь и одобрение. Такое поощрение — лучший способ закрепить достигнутые успехи в любом деле!