Яблочный Спас: история праздника, традиции, приметы, гадания, запреты. Яблочный Спас: суть и история праздника

«Пришел Спас – держи рукавички про запас», – именно так звучит одна из поговорок о Яблочном Спасе – большом религиозном празднике. Яблочный Спас также часто называют Вторым Спасом: Первый Спас (Маковей) празднуется 14 августа, а Третий, или Ореховый Спас, – 29 августа.

История праздника

В трех Евангелиях (от Марка, Матфея и Луки) описывается Преображение Господне. Иисус Христос поведал своим ученикам, что он должен умереть, а на третий день воскреснуть. Христос вместе с учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. Во время молитвы Иисус преобразился: лицо просияло, а одежды сделались ослепительно-белыми. В этот момент к Христу спустились ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседовали с Иисусом. Однако скоро набежала туча, из которой донесся голос: «Это Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение. Его слушайте!».

А праздник Яблочный Спас начали отмечать в 4 веке, когда царица Елена, мать римского императора Константина I, построила на горе Фавор храм как напоминание о Преображении Господнем.

Традиции Яблочного Спаса

На Спас люди надевали праздничные одежды, брали корзины с яблоками и другими плодами из собственного сада и огорода, украшали всю эту красоту букетом из пшеницы или ржи и шли к храму. Традиции Яблочного Спаса интересные и разнообразные:

  • по церковным правилам, до Второго Спаса нельзя было даже попробовать яблоко нового урожая;
  • особенно придерживались этого правила женщины, у которых умерли маленькие дети. Считалось, что если матери не будут есть яблок до Спаса, то их деткам на небе дадут золотое яблоко, которое растет на серебряном дереве;
  • после того, как семья с освященными яблоками возвращалась из церкви, глава семьи с освященной свечой обходил пасеку. После этого обряда можно было садиться за праздничный стол. Главным блюдом были печеные яблоки. Второй Спас приходится на Успенский пост (Спасский), однако в этот день разрешается употреблять рыбу и вино;
  • хозяйки в этот день много готовили, а блюда и яблоки раздавали бедным;
  • существует поверье, что на Второй Спас яблоки приобретают чудодейственные свойства: верили, что если съесть освященное яблоко полностью, даже вместе с косточками, то болезни будут обходить тебя;
  • в этот день люди делились урожаем с соседями и родственниками, чтобы в следующем году всего уродилось много;
  • на Второй Спас поминали умерших родственников. Считали, что в этот праздник умершие в третий раз приходят на землю в весенне-летний период: первый приход выпадает на Страстной Четверг, второй – на Троицу.

На самом деле традиций, связанных со Спасом, много, и в каждом регионе они разные и по-своему интересные.

Источник фото: my-city.in.ua.

Народные приметы, связанные с Яблочным Спасом

Наши предки были людьми наблюдательными, поэтому существует много примет, которые имеют отношение ко Второму Спасу:

  • если на праздник было жарко, не стоит зимой ждать снега; если на праздник шел дождь – зима будет снежной;
  • если на Спас идет дождь – осень будет сухой и теплой;
  • если обильно уродилась антоновка (сорт яблок), то на следующий год хорошо уродит хлеб;
  • какой погода была на Второй Спас, такая будет и на Покров (14 октября).

Источник фото: firtka.if.ua.

Где можно отпраздновать Яблочный Спас

Люди на Спас с праздничным настроением идут в церковь, чтобы освятить полные корзинки вкусностей. В этот день каждый храм наполняется праздничными корзинами, из которых доносится аромат фруктов и овощей. Если вы хотите провести этот религиозный праздник в особой обстановке, можете поехать в , в ,

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних , посвященных : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова “Спас”

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас - 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр на утрени выносится Крест: до субботней вечерней все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,- внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны - утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),- хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать - «пить» «новое вино» - «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее - таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно - не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге - ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это - символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это - летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, - ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, - зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время - перелом зимы.

Пасха - весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница - но Духов день - в теплое время празднуется.

Воздвижение - осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление - тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление - покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору в Галилее (по Преданию - гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века - времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете - одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм - восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня - Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, - яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом
. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

На Руси исстари любили торжества. Чаще всего они были связаны с великими православными праздниками, поскольку календарь, по которому жили люди, был подчинен годовому кругу православных богослужений. Одним из великих православных праздников является торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня, названное в народе Медовым Спасом. Это событие очень почитается верующим народом, и сам праздник связан со многими обычаями.

Медовый Спас, история праздника и традиции берут свои корни в глубокой древности.

Конец лета на Руси всегда давал множество поводов для радости людям: сбор урожая, обилие православных праздников, последние теплые деньки - невозможно быть несчастливым в это время года. В середине августа начинается Успенский пост, который приравнивается по строгости к Великому, но соблюдать его гораздо легче, ведь в садах и огородах поспевают фрукты и ягоды, лес наполнен грибами. А пасеки пчеловодов начинают источать необыкновенный аромат меда.

Именно в августе православные христиане отмечают три события в честь Христа Спасителя:

  • Медовый Спас (отмечают 1 августа (ст. ст.)/ 14 августа (н.ст). Это торжество носит названия Первого, или Мокрого Спаса, Лакомки, Медового праздника)
  • Яблочный Спас (празднуют 19 августа; православные христиане в этот день вспоминают Преображение Господне)
  • Ореховый Спас (празднуют 29 августа, в православии этот день ознаменован праздником Нерукотворного Образа Иисуса Христа)

Православные традиции в праздник Медового Спаса

Первый Спас, Медовый, выпадает на начало Успенского поста. История этого праздника уходит корнями в далекий Константинополь, где каждый год именно в этот день выносился Животворящий Крест Господень для освящения всего города и защиты от смертельных болезней. Святыню несли на руках, сменяя друг друга, крестным ходом, возглавляемым епископами и самим правителем, к роднику Спаса, который протекал за стенами города, а затем в храм Святой Софии. С этого дня и до самого Успения к Кресту могли приложиться все желающие.

В Русской Церкви торжество Изнесения Древ Животворящего Креста Господня установил благоверный князь Андрей Боголюбский после победы над войсками волжских булгар, а император Мануил в Греции – над арабскими войсками.

По преданию, Андрей Боголюбский и император Мануил почитали Животворящий Крест Господа Иисуса Христа, и тот и другой правитель молился перед святыней с просьбами о помощи. Совершилось чудо: правителям было видение, которое источалось от икон Спасителя и Богородицы, взятых на поле битвы. Образа излучали необыкновенное свечение и обрамляли им полки. Храбрые воины одолели неприятелей, и в память об этом они установили ежегодный крестный ход на реку.

В этот праздник в православных храмах до сих пор традиционно совершается малое освящение воды. В старину верующие после Литургии свершали крестные ходы к водоемам . Священники освящали воду в озерах и реках. Православный народ считал своим долгом окунуться в этот день в освященную воду: считалось, что при погружении с человека смываются все грехи. Еще одной традицией в этот день было очищение старых колодцев и освящение новых.

Народные традиции в праздник Медового Спаса

На Руси еще до принятия христианства отмечали Медовый Спас, поскольку им заканчивалось лето и начиналась осень, которая приносила с собой холод и ливни. Кроме того, в этот праздник перелетные птицы начинают подготовку к полету в южные края, а пчелы перестают носить пыльцу. И 14 августа пасечники торжественно забирали мед .

Первые забранные соты помещались в новую деревянную посуду и относились в храм для освящения всего медового урожая. Только после освящения меда разрешалось его употребление в пищу. Согласно преданию в день Медового Спаса сладким лакомством старались угостить всех: знакомых и незнакомых, детей и взрослых, бедных людей. Считалось грехом обделить нищего человека в праздник Медового Спаса. Отсюда пошла пословица: «В Медовый Спас даже нищий медку попробует». Мед употребляли с чаем и готовили из него разные постные блюда.

Другое название Первого Спаса - Маквей - связано с именем мучеников Маккавеев и их матери Соломии, память которых празднуется в этот день. Они жили во времена гонения на христиан, и жестокий правитель Сирии Антиох за это решил замучить их. Они подвергались разным пыткам вместе со своей матерью, которая всячески старалась поддержать и подбодрить их, несмотря на свои страдания и боль. Наконец, все братья, кроме самого младшего, умерли.

Царь предлагал ему богатство и власть, обещал помиловать мать если он выполнит лишь одно условие: отречется от христианской веры. Юноша отказался, сказав, что готов принять любые муки и смерть за Христа. Тогда жестокий правитель приказал казнить и сына, и мать.

С течением времени празднования Медового Спаса и Маквея слились в один, а на Руси, по созвучию с именем братьев, стали приносить в храмы для освящения, помимо меда, еще и мак .

Исстари в этот день хозяева посыпали углы в доме семенами мака. Считалось, что именно дикий мак способен отогнать всякую нечисть, желающую проникнуть в жилище.

Постная трапеза в праздник Медового Спаса

В день Медового Спаса по традиции организовывали выставки-ярмарки самых лучших сортов мёда. Праздник меда сопровождался приготовлением выпечки со сладким лакомством. Наиболее распространены были маленькие рулеты с маком, печенье и многочисленные вкусные постные коврижки и пирожки.

Первым блюдом обеденной трапезы традиционно считались блины с маком. В отдельной чистой посуде маленькие черные зернышки смешивались с маковым молочком. В эту смесь обмакивали приготовленные горячие блинчики.

Другим распространенным блюдом в праздник Медового Спаса были мелко нарезанные яблочные дольки, которые макали в мед и ели. Запрещалось употреблять мясо и продукты животного происхождения в пищу, так как 14 августа приходится на пост. Особо относились к хранению освященного в храмах меда. То, что не съедали в сам праздник, переливали в чистую стеклянную посуду и ставили в темное место. До сих пор по традиции им лечатся во время болезни или душевного неспокойствия.

Постные блюда с медом и маком

Успенский пост - строгий, однако существует множество рецептов постных вкусных блюд. Например, традиционным блюдом в праздник Медового Спаса может стать постный пирог с медом и маком.

Пирог с медом и маком.

Для приготовления понадобится:

Дрожжи необходимо растворить в подогретой воде, затем всыпать примерно 2 стакана муки, полученную массу перемешать и оставить подниматься. После первого подъема теста необходимо добавить оставшуюся муку, подсолнечное масло, кориандр и ванилин, затем оставить тесто до второго подъема.

Чтобы приготовить начинку, нужно смешать мак с медом и проварить на слабом огне в течение 6–7 минут. Полученную смесь охладить.

После второго подъема теста его нужно разделить на две части: большую и маленькую. Большую часть раскатать до толщины примерно 1 см. Края смазать крепким раствором сладкого черного чая. Противень необходимо застелить бумагой для выпечки и переложить на него тесто. Затем выложить начинку, после чего сформировать рисунок из оставшегося теста. Кроме того, необходимо сделать бортики по краю пирога и смазать его поверхность чаем.

Выпекать пирог с медом и маком следует в духовке до полной готовности.

Приятного аппетита!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

В народном календаре отмечание Преображения Господнего приходится на месяц, когда собирают урожай, а природа готова попрощаться с летом и открыть свои ворота осени. Дата, когда в народе проходит празднование, не меняется из года в год – это 19 августа. В этот день верующие освящают в церкви мед, яблоки и блюда из плодов нового урожая.

Что такое Яблочный Спас

В православном календаре есть три Спаса: Медовый (14 августа), Яблочный (19 августа) и Ореховый (29 августа), поэтому еще одно название − Второй или Средний, который обозначает наступление осени, переход от лета к осени и зиме. Название по церковным канонам − Преображение Господне. С этого дня разрешается употреблять, готовить блюда с яблоками и другими плодами, которые прежде следует посвятить в церкви. В этот период идет Успенский пост, который продолжается до 28 августа.

Яблочный Спас – история праздника и традиции

Обычай отмечать этот праздник приходится еще на IV век, поэтому история Яблочного Спаса значительно моложе многих других православных торжеств, но не менее интересна и загадочна. В то время Христос вместе с тремя своими учениками: Петром, Иоанном и Иаковом – поднялся на гору Фавор для молитвы, где узнал о своей грядущей жертве ради человека – о распятии на кресте, и был освещен необычным ярким господним светом. Сын Божий запретил ученикам рассказывать о своем предназначении и велел людям собирать плоды, чтобы их освятить. Случилось это за 40 дней до распятия Господа на кресте.

Яблочный Спас – традиции праздника

Считается, что на Великий Спас происходит преображение природы, поэтому празднование даты происходит по-особенному. Традиции Яблочного Спаса имеют многовековую историю, немного менялись, но значение их осталось неизменным. Раньше во время массового народного гуляния владельцы фруктовых садов должны были выставить телеги со своим урожаем и раздавать их прохожим, тех же, кто этого не хотел делать, считали жадными, нечестными людьми.

Народ верил, что последнее съеденное яблоко обладает способностью исполнять самое заветное желание. До такого события по традиции нельзя кушать любые плоды, кроме ягод и огурцов. До начала дня запрещается их употребление, особенно родителям, которые потеряли своих детей, потому что их умерший ребенок не сможет получить золотой фрукт от Матери Божией, которая раздает подарки на праздник Спас. Еще нужно было освободить почву до следующего урожая. Для этого до пышного празднования старались собрать хлебные колосья.

Суть Яблочного Спаса

Крестьяне, для которых праздник урожая был одним из самых больших и значимых, верили, что яблоки обладают необычной силой, несут здоровье, силу, счастье, красоту. Между тем фрукт употребляют не только в сыром виде, но также закатывают варенье, варят компот, запекают яблоки, готовят пироги. Праздновать знаменательную дату начинают с утренней службы, во время которой в центр храма выносят крест, затем совершается поклонение, крестный ход, освящение урожая. Главным цветом считается белый, поэтому прихожане одевают светлую одежду.

Почему нельзя есть яблоки до Спаса

Предписание запрета на употребление нового урожая связано с необходимостью его освящения, с развитием духовных сил человека, борьбой с искушениями, укреплением веры. Согласно церковному Уставу (Типикону) до Преображения запрещается употреблять виноград. Не есть яблоки до Яблочного Спаса – это своего рода замена винограда, поскольку последний давал плохой урожай в климатической зоне славян. В Типиконе прописано наказание тем, кто до Спаса попробовал фрукт – запрет на употребление их на весь август, правда, касается подобная мера прежде всего монахов, а не мирян.

Приметы на Спас

На Осенины, еще одно название Преображения, меняется погода, поэтому приметы на Яблочный Спас в основном относятся к будущим изменениям погодных условий. Ночи становятся более холодными, журавли начинают перелетать в теплые края. Каким был этот день, таким будет Покров (14 октября) и январь. Если не было дождя – будет сухая осень, если были осадки – то дождливой, если же было ясно – ждите суровую зиму. Те верующие, которые остаются верными запрету употребления плодов, будут вознаграждены исполнением желания при первом откушенном кусочке.

Когда Яблочный Спас

По юлианскому календарю дата Яблочного Спаса приходилась на 6 августа, но после перехода на григорианский переместилась в народном календаре славян на 19 августа. Согласно Святому Писанию этот день являет собой Царство Божие на земле. По народным верованиям происходит третий выход умерших на свет в период весна-лето. В течение дня, если на тело человека садится муха, ее не прогоняли, поскольку она сулила успех и счастье. Вечером после трудового дня и гуляний провожали солнце в поле с песнями.

Видео: праздник Преображения

Яблочный Спас - народный праздник, приуроченный к православному торжеству Преображения Господня. Этот день является одним из значимых церковных праздников и приходится на строгий Успенский пост.

Яблочный Спас каждый год празднуется 19 августа. В этот день православные христиане отправляются в церковь, чтобы освятить яблоки и другие плоды нового урожая, в том числе и хлебные колосья, которые становятся сильным домашним оберегом.

История праздника

Языческий праздник перешел в христианскую религию, и традиции наших предков тесно переплелись с церковными канонами и обычаями. Освященные в этот день яблоки, по поверьям, обладали исключительной силой, способной возвратить красоту, здоровье и счастье каждому человеку.

Церковный праздник Преображения Господня называют Спасом на горе. Именно в этот день, ровно за 40 дней до распятия, Иисус с учениками поднялся на гору Фавор. Иисус начал молиться, и его лицо осветилось неземным светом, а одежды преобразились в белоснежные. Так Иисус преобразился перед своими учениками, открыв им свое истинное предназначение.

Возвратившись к людям, Иисус запретил рассказывать своим последователям о произошедшем чуде и повелел начинать сбор яблок, которые необходимо было освятить пред лицом Господа.

Традиции дня

Начинается Яблочный Спас с утренней службы в церкви. Во время службы священники выносят в центр храма крест, чтобы все желающие смогли поклониться и отдать дань уважения Господу. Затем совершается крестный ход и освящение плодов нового урожая. Прихожане на службу облачаются в белые одежды — символ преображения и начала нового этапа жизненного пути.

В день праздника все хозяйки пекут сладкие угощения с использованием яблок, которые после службы ставились на праздничный стол. В этот день начинали заготавливать варенье и сухофрукты.

Одной из главных традиция Яблочного Спаса является угощение нуждающихся яблоками. Обязательным было и посещение кладбища, где родственники оставляли фрукты на могилах своих близких.

Яблочный Спас в народных традициях означал начало осени и сопровождался сбором урожая пшеницы, заготовками лекарственного сырья на зиму. В этот день ясная погода предвещала суровую зиму, а дождь — промозглую, холодную осень.

Успенский пост , во время которого отмечается Яблочный Спас — время строгости и духовного роста. Используйте этот период для очищения души от негатива с помощью воздержания и искренних молитв. Желаем вам счастья и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

14.08.2017 06:58

День Преображения Господа — светлый праздник, который отмечается ежегодно 19 августа. Узнайте какие традиции несет в себе этот...

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...