Во сколько дети начинают ходить и говорить. «Скользящие шаги» или сгибание и разгибание ног

Первые шаги нормально развивающегося ребенка счастливые родители наблюдают в возрасте крохи 9-18 месяцев. И если посмотреть на эти сроки начала ходьбы у детей, то становится понятно, что это весьма индивидуальный навык. Так что единого стандарта для всех младенцев здесь нет.

На практике немало детей развивается согласно описанных в педиатрической литературе норм – сначала они учатся ползать, затем встают на ножки в кроватке, передвигаются, держась за бортики манежа и мебель, и, наконец, делают первые шажки без поддержки. Но также есть много деток, пропускающих этап ползания и начинающих ходить практически сразу после освоения навыка сидения.

И ответом на вопрос молодых мамочек о начале ходьбы их малышей будет «ребенок начинает ходить, когда становится достаточно развитым для данного умения».

Во сколько месяцев дети начинают ходить?

Большая часть малышей делает первые самостоятельные шаги в возрасте 12-15 месяцев. При этом есть детки, начинающие ходить в возрасте 9 месяцев, а есть полностью здоровые малыши, совершающие своим первые шажочки в 18 месяцев и позже.


Некоторые факторы могут отодвинуть возраст хождения, наберитесь терпения

На возраст, в котором ребенок пойдет, влияет немало факторов:

  • Если малыш начал делать первые шаги и заболел, то это может отодвинуть его попытки самостоятельной ходьбы.
  • Если первые попытки ходьбы сопровождались болезненными падениями, это также способно повлиять на скорость обучения хождению.
  • Более резвые и активные малыши осваивают передвижение на двух ногах еще до первого дня рождения. Обстоятельные и неторопливые карапузы начинают ходить позже – после годика.
  • Если ребенок крупный, то обычно первые шаги он совершает позже худого малыша, так как физически удерживать свое тело при ходьбе ему тяжелее.
  • Малыши со спокойным темпераментом тоже обучаются ходьбе позже, поскольку долго не решаются отказаться от проверенного ними способа передвижения (ползания).

Подробнее об этом смотрите в следующем видео.

8 месяцев - не рано?

Такой вопрос часто задают мамы, детки которых пытаются ходить раньше, чем их сверстники. Отметим, что тело ребенка выдерживает значительные нагрузки, если этапы развития ребенок проходит самостоятельно, то есть никто его не подталкивает к сидению или ходьбе. У деток, которые делают свои первые шаги, могут начать искривляться ножки, но возраст на эту проблему не влияет.

Не очень хорошо, если ребенок пропустил этап ползания и в 8-9 месяцев сразу начал подниматься на ножки и делать шаги. Педиатры называют ползание очень полезным этапом, ведь оно укрепляет мышцы. У малыша, который мало ползал, повышен риск развития лордоза, кифоза и сколиоза, поскольку его мускулы могут быть не подготовлены к ходьбе. Так что родителям следует поддерживать этапность развития опорно-двигательного аппарата ребенка на первом году жизни.


Поощряйте ползание ребенка, поскольку оно прекрасно подготавливает тело крохи к ходьбе

Когда бить тревогу?

Даже если ваш ребенок является веселым и жизнерадостным карапузом, а также активно ползает, если ему уже исполнилось 15 месяцев, а ходить он не начал, стоит сходить с крохой на консультацию к специалистам.

Если малышу уже 18 месяцев, но он так и не начал ходить, обязательно нужно отправиться к ортопеду и неврологу.

Как укрепить мышцы ног?

Ребенок может совершить свои первые шаги позже, если у него недостаточно сильные мышцы ног или имеется гипертонус (ножки сильно напряжены и малыш не становится на всю стопу, а приподнимается на цыпочки). При гипертонусе следует обратиться к врачам, а вот укреплению мышц и лучшему развитию координации поможет специальная гимнастика, которую можно выполнять дома.

Упражнения:

  1. Для закрепления умения стоять самостоятельно посадите малыша лицом от себя на корточки и, держа кроху за бедра, раскачивайте ребенка назад и вперед. Это вынудит его подняться на ровные ноги. Начинать так заниматься можно с 9 месяцев, но если малыш не спешит подняться при раскачивании, значит, у него еще слабые мышцы ног и такое упражнение пока стоит отложить.
  2. Чтобы развивать координацию, можно с 6 месяцев упражняться на фитболе (пусть мяч будет средним по размеру и не полностью надутым). Посадив кроху на фитбол лицом от себя, крепко держите ребенка за бедра и наклоняйте его в разные стороны.
  3. Когда малыш научился вставать с помощью опоры, стимулируйте закрепление такого навыка с помощью любимой игрушки. Передвигайте игрушку по полу (малыш будет ползти за ней) к креслу, а затем поднимите ее так, чтобы кроха захотел подняться к игрушке, ухватившись за кресло.
  4. С малышом старше 9 месяцев можно «ходить», используя две палки или обруч. Взяв две палки высотой примерно 1,2 м, дайте стоящему ребенку ухватиться за них и положите свои руки на его ручки. Затем медленно начните двигаться вперед, переставляя палки, как будто они лыжные. Если решено использовать обруч, пусть ребенок будет внутри, а вы снаружи. Начните передвигать обруч вперед, назад, по кругу. Так вы будете подталкивать кроху к движению.
  5. Если ребенок уже умеет перемещаться по комнате, держа вас за руку, научите его переступать через препятствие. Таким препятствием может быть веревка или шнур на уровне колен крохи. Натянув веревку между мебелью, подведите малыша к ней и предложите переступить.
  6. Если ребенок уже научился переступать ножками, когда взрослый держит его за руки (обычно в 9-10 месяцев), предложите малышу держаться за прогулочную или игрушечную коляску. Как только коляска тронется с места, ребенок будет тянуться за ней и станет шагать. Поддерживайте коляску, чтобы она не уезжала далеко от ребенка. Оптимальный вариант - каталка-ходунки.


Каталка-ходунки послужит опорой малышу, с ней ребенок подготовит свои мышцы к самостоятельному хождению

  • Не следует ставить малыша на ножки, если его тело еще не готово к ходьбе.
  • Важно поощрять движения крохи. Делайте с малышом зарядку, запишите его в бассейн, занимайтесь дома с фитболом, поощряйте ползание.
  • Пока малыш учится ходить вдоль опоры, продумайте, в каком месте это будет наиболее безопасно. Пусть кроха «тренируется» рядом с пуфиком, диваном или другой прочной мебелью.
  • Желательно дома обучать малыша ходить без обуви и носочков. Ходьба босиком стимулирует нервные окончания на стопах и способствует закаливанию .
  • В идеале ходьба ребенка должна быть не целью, а лишь средством. Так что используйте в обучении мотивацию и любознательность ребенка, например, предлагайте крохе идти к маме, игрушке или другой цели. Располагайте цель в одном-двух шагах от малыша.
  • Не следует сравнивать успехи в ходьбе вашего ребенка с другими малышами. Если сверстники уже ходят, а вы пока нет, не расстраивайтесь и не разочаровывайтесь, а хвалите за каждый, даже маленький успех.
  • Если дома слишком прохладно для прогулок босиком, приобретите для крохи носки, у которых прорезинена подошва.
  • Если малыш упал, не паникуйте и не вскрикивайте. Постарайтесь успокоить кроху и сделать этот эпизод для него не очень заметным.
  • На прогулке меньше держите кроху в коляске. Пусть коляска к первому дню рождения станет лишь транспортом к детской площадке или парку. Поощряйте малыша больше двигаться и играть с детьми.
  • Сделайте ваш дом по максимуму безопасным для крохи. Острые уголки мебели, напольные хрупкие вазы, открывающиеся дверцы шкафов с бытовой химией, электрические розетки, скользкие коврики, свисающие скатерти, бьющиеся предметы – направьте на эти мелочи свое внимание.
  • Не поддерживайте кроху подмышками, поскольку это чревато испорченной осанкой и деформацией стоп. Вы можете держать малыша за кисти или предплечья.


Поддерживайте малыша за кисти или преплечья, а не подмышками

Нужно ли использовать ходунки?

Стараясь помочь малышам быстрее освоить прямохождение, взрослые создают различные развивающие товары. О полезности, бесполезности и даже вреде таких вещей часто ведутся споры. Одним из таких спорных приспособлений для обучения ходьбе являются ходунки. Они представляют собой округлый столик, у которого есть сиденье и колесики. Сиденье по высоте зачастую можно регулировать. Когда ребенок сидит в таком устройстве, то может отталкиваться ножками и передвигаться по помещению.

По поводу ходунков всегда много спорят. У них имеется и немало сторонников, и множество убежденных противников. В действительности, если избегать покупки опасных дешевых моделей, применять их в возрасте, указанном в инструкции, и следить за техникой безопасности, ходунки не приносят вреда.

Мнение доктора Комаровского по поводу использования ходунков смотрите в следующем видео.

Важные моменты в использовании ходунков:

  • Устройство не подходит детям, еще не научившимся сидеть.
  • Малыша в ходунках не следует оставлять без присмотра.
  • Излишне длительное нахождение в этом приспособлении становится причиной нагрузки для спины малыша.

Однако, насколько ходунки безвредны, настолько они и бесполезны (если речь о навыке ходьбы). Малыш в таком устройстве совсем не ходит, а больше отталкивается от пола и катается. При этом он вовсе не держит равновесие, не обучается координировать движения, а также полностью защищен от падения.

Всего за 1 год из-за ходунков происходят тысячи несчастных случаев, поскольку ребенок в них движется очень быстро, с такой скоростью, что самостоятельно развить он бы не смог. Ребенка в ходунках нужно постоянно контролировать, иначе он может упасть с лестницы или, например, врезаться во что-нибудь.

Помимо ходунков в помощь родителям, обучающим чадо ходить, существуют такие устройства:

  1. Коляска-каталка или каталка-ходунки. Ребенок держится за ее ручку и толкает коляску вперед. Хороши и другие подвижные игрушки – тележка, машинка, детская коляска и другие.
  2. Вожжи. С помощью такой конструкции из ремешков взрослый страхует кроху от падения при его первых попытках самостоятельной ходьбы.



Известный врач считает ходунки полезным устройством лишь для родителей, ведь они позволяют маме на некоторое время получить небольшую передышку в общении с крохой. Но так как ходунки ничуть не ускоряют переход малыша к прямохождению, Комаровский рекомендует для той же цели приобрести манеж.

Несомненный вред ходунков, по мнению доктора, связан со слишком ранним приданием ребенку вертикального положения. Сначала кроха должен укрепить связки и мышцы ползанием, и лишь после этого учиться ходьбе. Если же родители используют ходунки, они должны помнить об умеренности и оставлять в них ребенка на 30-40 минут, не больше.

Ходьба на носочках

Ходьба малыша на цыпочках в период обучения передвижению на двух ногах является абсолютно нормальным явлением. Это обусловлено хорошим развитием икроножных мышц у малышей, отвечающих за движение стоп в сагиттальной плоскости (спереди назад). Именно они обеспечивают подъем ребенка на носочки во время ходьбы.

Также передвижение на цыпочках может быть симптомом неврологических проблем, однако оно никогда не бывает единственным проявлением. Так что, если у ребенка отсутствуют другие неблагоприятные симптомы, переживать о ходьбе малыша на цыпочках не стоит.


Если у ребенка нет других неблагоприятные симптомов, кроме, хождения на носочках, беспокоиться не стоит

Выбираем обувь

Покупать первую обувь крохе следует в конце дня, ведь обычно в это время ножка расширяется. Надев малышу новую пару обуви, дайте крохе немного постоять в ней или даже походить по магазину. Так вы проверите, не давит ли обувь, просторна ли она, не появились ли пятна на коже ног.

Особенности первой обуви для ребенка:

  • высокая твердая пятка;
  • удобная застежка;
  • упругая подошва;
  • натуральный материал;
  • прочность;
  • легкость.

Нужен ли супинатор?

По поводу супинатора в первой обуви ребенка мнения ортопедов разделились:

  • Одни врачи уверены в его необходимости, как профилактики развития плоскостопия.
  • Другие специалисты утверждают, что супинатор, наоборот, ослабляет мускулатуру стопы. Он механически формирует изгиб стопы, который должен развиваться у ребенка естественным путем. Эти ортопеды рекомендуют подбирать для ходьбы достаточно свободную обувь, у которой гнется подошва, а также при любой возможности давать карапузу ходить босиком.

Оптимальным решением мы считаем прогулки на улице в обуви с супинатором, а дома - хождение босиком.

  • Уберите легкие предмета, на которые ребенок может опереться, чтобы они не сдвинулись, когда ребенок схватится за них.
  • Выделите место для "тренировок", где он будет ходить. Пол не должен быть скользким. В некоторых случаях придется дома сделать перестановку.
  • Можно периодически создавать специальную "полосу препятствий" из безопасной мебели для тренировки малыша. Но будьте в это время рядом с ребенком и следите за его передвижениями.

    Решение возможных проблем

    В процессе осваивания хождения возможны следующие трудности:

    1. Частые падения. Причиной такой проблемы бывает плохое зрение. Так что, если кроха часто падает, рекомендован осмотр окулиста.
    2. Боязнь ходить самостоятельно. Чаще всего это проблема психологическая, возникающая из-за болезненного падения или испуга. Не ругайте малыша и не торопите его, а одобряйте его действия и поддерживайте.
    3. Гипертонус мышц голени. Его следствием является постоянная ходьба на носочках. В случае повышенного тонуса обычно назначают гимнастику и массаж.
    4. Неправильное положение стоп во время ходьбы. Нормальным положением является параллельное размещение стоп. Вследствие слабых связок возможны отклонения от нормы – ребенок может «косолапить» (стопы развернуты друг к другу носочками), ходить на носочках с «заваленной» наружу стопой или «заваливать» стопу внутрь. При любом таком отклонении важно немедленно пойти к ортопеду и начать коррекцию вовремя.

    О том, как научить ребенка ходить, смотрите в передаче "Жить здорово".

    В первый год жизни ребенок интенсивно развивается и постепенно овладевает различными умениями. Так, например, к месяцу малыш держит головку и улыбается. К шести-семи месяцам он должен научиться самостоятельно садиться. Очень многие родители с нетерпением ожидают момент, когда любимое чадо сделает первые шаги. Особенно мам и пап подстегивают рассказы родственников и знакомых о том, что их ребенок впервые пошел, когда ему было всего семь или восемь месяцев. И тогда родители начинают переживать, думая о том, что возможно их карапуз отстает в развитии. «Когда ребенок начинает самостоятельно ходить?», - именно этот вопрос волнует их.

    Когда ребенок должен начать ходить?

    Обычно малыши совершают первые самостоятельные шажочки к году. Однако каждый ребенок развивается по-разному. Овладение навыком ходьбы зависит от таких факторов, как например, темперамент. Дети со спокойным нравом не спешат шагать, поскольку им достаточно перемещаться по дому ползая на четвереньках. Некоторых малышей устраивает положение сидя. Активные карапузы стремятся быстрее познать окружающий мир, и потому радуют своих родителей ранними шагами. Часто бывает ситуация, когда ребенок сначала учится ходить (в возрасте 9-10 месяцев), а потом только ползать.

    На время овладения ходьбой влияет и развитие детских мускулов. Ребенок, которому мама регулярно выполняла массаж и гимнастику, обычно начинает ходить раньше. Кстати, стройные ребята начинают передвигаться быстрее своих пухленьких сверстников.

    Кроме того, учитывается половая принадлежность крохи. Родителей дочек интересует, во сколько начинают ходить девочки. Вообще по своему развитию маленькие представительницы прекрасного пола немного опережают мальчиков. Многие малышки уже к 9-10 месяцам перемещаются «на своих двоих». Что касательно того, во сколько начинают ходить мальчики, то чаще это происходит на 2-3 месяца позже, нежели у девочек. Конечно, все это средние показатели. Поэтому не стоит переживать, если ваша дочь начала ходить позже сына.

    В целом, педиатры считают нормой овладение хождением в возрастном промежутке от 9 до 15 месяцев. Первые шаги после года не дают основания утверждать, что ребенок поздно начал ходить. Не поднимайте тревогу, спеша к педиатру или ортопеду, если к 12 месяцам ваш карапуз еще довольствуется ползаньем. Другое дело, если ребенок начал рано ходить, например, к 8 месяцам. Дело в том, что кости малыша еще не достаточно окрепшие, поэтому дополнительная нагрузка может привести к их искривлению и нарушениям. Кстати, чаще всего к ранней ходьбе малышей стимулируют мамы, преждевременно ставящие ребенка на ножки.

    Как помочь ребенку начать ходить?

    В своем намерении поскорее научить кроху хождению важно не переборщить, поскольку все усилия могут производить обратный эффект. В таком деле важна ненавязчивость, чтобы малыш не испугался. Если он хочет ходить с вами за ручку, помогайте ему в этом. Но как только ребенок покажет недовольство, не давите.

    Установите по комнате опоры (например, стулья), с помощью которых будет передвигаться ребенок. Постепенно увеличивайте расстояния между ними, чтобы кроха преодолевал страх. Карапуза можно стимулировать, например, рассыпая его любимые игрушки в тех местах, где ему придется оторваться от опоры, чтобы достать их. Приобретите каталку или машинку-толокар со спинкой, держась за которую ребенок сможет толкать игрушку и передвигаться. Лучше отказаться от использования ходунков, поскольку они способствуют задержке ходьбы.

    При желании можно купить специальную обувь для начинающих ходить, оснащенную ортопедической стелькой, устойчивой подошвой и небольшим каблучком. Она позволит ребенку чувствовать себя увереннее и реже спотыкаться.

    Если же, не смотря на все усилия, к полутора годам любимое чадо так и не порадовало вас топаньем, необходимо обратиться к ортопеду для выяснения причины.

    Каждый родитель с нетерпением ждет момента, когда его малыш сделает первый шаг. Как правило, дети осваивают привычный для взрослых способ передвижения к первому году жизни, однако в силу индивидуальных особенностей ребенок может начать ходить чуть раньше (с 9 месяцев), либо позже (к полутора годам).

    На готовность маленького человека сделать самостоятельные шаги влияет целый ряд факторов, к которым относятся наследственность, особенности темперамента, состояние опорно-двигательной системы, наличие или отсутствие травматического опыта, степень развитости мозговых структур. Так, неторопливые, толстячки могут достаточно долго довольствоваться имеющимся набором умений, предпочитая освоению сложных навыков привычное ползание на коленках, в то время как их непоседливые собратья успевают едва ли не в совершенстве овладеть искусством ходьбы. Именно поэтому на вопрос о том, когда ребенок начинает ходить, интересующий любого родителя, однозначного ответа нет.

    Любые интенсивные негативные переживания, к которым относятся испуг, травма или болезнь, влияют на успешность освоения нового способа передвижения, затягивая и без того длительный процесс. Ходьба является сложно скоординированным действием, требующим умения сохранять равновесие и чувствовать собственное тело, поэтому ребенок должен овладеть множеством навыков, способствующих развитию необходимых мозговых структур, вестибулярного аппарата, мышц, костей и связок.

    К семимесячному возрасту, малыш впервые обнаруживает, что может вставать на ножки, используя в качестве опоры стулья, перила кровати или мамины руки. Сделанное открытие настолько вдохновляет маленького исследователя, что совсем скоро он пробует отпускать одну руку, пытаясь дотянуться до игрушек (на это может уйти месяца полтора), и даже делать первые шаги, предусмотрительно придерживаясь за устойчивые поверхности.

    Новое открытие, которое ждет малыша на пути освоения ходьбы – возможность садиться, сгибая колени. К этому моменту тело ребенка уже достаточно крепкое и движения скоординированы настолько, чтобы обойтись без поддержки, когда нужно наклониться за игрушкой либо присесть, а значит, очень скоро малыш будет готов сделать свои первые шаги.

    Ходьба с опорой

    Первые шаги ребенка родители видят еще задолго до года. Как только маленькие ручки достаточно укрепятся и малыш сможет подтягиваться ими за край кровати или манежа, он будет пытаться перебирать ножками. Обычно это происходит после 6 месяцев, когда кроха научится сидеть.

    Долго ходить малыш еще не может, но первые неуверенные шаги с опорой очень важны для развития умения ходить самостоятельно. Так ребенок понимает, что с высота своего роста увидеть больше возможностей для познания окружающего мира. Постепенно укрепляются мышцы ног.

    Второй этап обучения ходьбе начинается с овладением ползанием. Ползание требует координации движения рук и ног. Оно развивает нужные мышцы. Кроме того, ползком малыш может добраться до опоры – стенки или дивана. Тренировочные пробежки вдоль дивана или другой опоры помогают ему научиться владеть своим телом, разобраться, как нужно переставлять ножки.

    Почему одни дети идут раньше, а другие позже

    Не редко родители тревожно спрашивают, в каком возрасте малыш начинает ходить, потому, что сын или дочка соседки или знакомой уже ходят, а их ребенок еще нет. Но самостоятельная ходьба зависит от множества индивидуальных факторов:


    Особенности ходьбы грудничко в

    Первые шаги детей отличаются от ходьбы взрослого человека. Они еще неуверенные и недостаточно скоординированы. Поэтому родители должны позаботиться, чтобы в зоне потенциального падения ребенка не было острых, опасных и плохо стоящих тяжелых предметов.

    • Тяжелая поступь без переката со стопы на носок.
    • Частые падения из-за того, что центр тяжести при ходьбе ребенок определяет постепенно.
    • Параллельная постановка стоп.

    Природа защищает деток от первых падений. В этом возрасте кости эластичны и риск переломов минимальный, но он имеется. Малыш пока не умеет выставлять ручки или ножки при падении. Он падает плашмя, что не может быть полезным для головы.

    Если ребенок очень активный и просто не может усидеть на месте, пытается ходить и много падает, посадите его в ходунки. Ходунки обезопасят от падений, уберегут малыша от лишних нагрузок на кости и помогут развиться нужным мышцам на ногах. Ходунки разрешаются с 9-10 месяцев. В 10-11 месяцев можно и нужно водить ребенка за ручку.

    Самостоятельно ходить малыш начнет после того, как освоит хождение с опорой. Это может быть и ходьба за ручку или передвижение по дивану, держась за стенку. Сначала ребенок передвигается на маленькие расстояния: от кресла к дивану, от стенки к стенке. Потом набирается смелости и идет сам.

    Почему ребенок не ходит

    Сроки, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, без сторонней поддержки, индивидуальны. Известно, что мальчики обычно начинают ходить позже девочек, пухленькие детки – позже худых, а спокойные – позже любознательных непосед. Определенное значение, конечно же, имеет генетика: вероятнее всего, ребенок унаследует те темпы развития, что были у родителей.

    Несмотря на индивидуальные особенности, родителям следует хотя бы примерно ориентироваться, когда ребенок начинает ходить самостоятельно. Ведь иногда позднее начало ходьбы может являться признаком каких-либо серьезных заболеваний:

    • Инфекционные болезни. Любая инфекция может оставлять после себя длительную слабость, вялость. Навряд ли малыш быстро пойдет после перенесенной болезни, даже если сроки уже «поджимают».
    • Аномалии развития скелета. Речь идет о разного рода дисплазиях, о рахите. Часто при дисплазиях детям накладывают гипсовую лонгету на длительный срок. Ясно, что в условиях неподвижной фиксации мышцы ног не могут полноценно развиваться, поэтому даже после снятия гипса ребенок встанет на ножки с опозданием.
    • Генетические болезни и болезни нервной системы. Синдром Дауна, детский церебральный паралич, амиотрофии и другие более редкие хромосомные болезни могут выявляться впервые именно около года – в возрасте, когда малыш должен самостоятельно встать и пойти, но не делает этого. Нарушения мышечного тонуса у детей также задерживают первые шаги, благо, дистонии неплохо поддаются лечению.

    Когда ребенок начинает ходить самостоятельно, следите, чтобы его первые шаги были безопасными. Уберите из прямой доступности все режущие и колющие предметы, надежно зафиксируйте ручки шкафов. Не лишним будет добавить, что поверхность, по которой ходит малыш, должна быть чистой.

    Стимулировать малыша скорее встать на ножки и пойти помогут нехитрые способы. Чаще выпускайте ребенка ползать по полу, при этом его любимые игрушки размещайте так, чтобы он мог дотянуться до них, только встав на ножки. Массаж и гимнастика помогают быстрее набрать мышечную силу, а значит, ребенку будет легче сделать первые шаги. По поводу ходунков и прочих удерживающих устройств для малышей спорят многие педиатры, высказывая диаметрально противоположные мнения. В большинстве случаев специальных приспособлений или внешних воздействий не требуется. Малыш от природы наделен любознательностью и поразительным желанием двигаться вперед. Его природная энергия — мощнейший стимул встать и идти, а вы можете поддержать старания крохи ласковыми словами.

    Особо активные родители очень любят делиться с окружающими достижениями своих детей, поэтому нередко у молодых мамочек заранее формируется представление о том, в какое время должны происходить те или иные вещи, например, когда ребенок начинает ходить. Если же этот срок подошел, а малыш еще не сделал даже первого уверенного шага, начинается паника. На самом деле даже специалисты не устанавливают строгие временные рамки для важного события. В возрасте до 1,5 лет дети во многих вопросах развиваются индивидуально. Прорыв может случиться в любой момент, и помощь со стороны родителей малышам нужна крайне редко. Не нужно слепо верить страшным историям бабушек и подруг, лучше проконсультироваться с педиатром, который осмотрит ребенка и даст все необходимые указания.

    В каком возрасте ребенок начинает ходить и как это происходит?

    Возрастной промежуток, который считается оптимальным для первых шагов, – от 9 месяцев до 1,5 лет. У большинства это происходит примерно в годовалом возрасте. Во внимание принимаются только те шаги, которые ребенок делает самостоятельно, без помощи и ходунков. У всех это происходит по-разному. Одни сначала пытаются опираться на мебель, другие сразу встают на ножки и после нескольких попыток – идут. Оба варианта считаются физиологической нормой.

    То, во сколько малыш делает первые шаги, зависит от многих факторов.

    1. Наследственность. Если кто-то из родителей пошел поздно, не нужно торопить малыша и ждать ранних успехов.
    2. Конституция ребенка. Пухлые и крепкие карапузы не так быстро привыкают к своему телу и не стремятся вставать, ползать им гораздо удобнее.
    3. Половая принадлежность. По статистике, девочки начинают ходить значительно раньше, чем мальчики.
    4. Темперамент и уровень активности. Спокойный ребенок может долго ползать, познавая мир на своем уровне, независимый и любопытный человечек постарается поскорее встать.

    Стоит отметить, что первые детские шаги отличаются от походки взрослого и это не зависит от того, во сколько месяцев они были сделаны.

    • Стопы ставятся параллельно друг другу.
    • Шаги «штампуются». Особенности строения еще не позволяют стопе перекатываться с пятки на носок.
    • С центром тяжести еще возникают проблемы, поэтому первое время малыши часто падают. Следить за ребенком в это время нужно особенно пристально, но не нужно доходить до фанатизма. Скелет и мышцы грудничков отличаются повышенной эластичностью, поэтому риск возникновения переломов или растяжений минимален.
    • Бывает, что дети идут сразу на носочках, но этот момент требует отдельного рассмотрения.


    Малыш пошел раньше или позже оптимального срока – хорошо это или плохо?

    Случаи, когда ребенок начинает ходить намного раньше или позже установленных сроков, требуют индивидуального рассмотрения, т. к. могут указывать на определенные патологии развития.

    • Если малыш пошел в возрасте до 9 месяцев (обычно это случается в результате повышенной активности родителей), не стоит радоваться. К этому времени мышцы еще очень слабы, они не способны выдержать вес тела без последствий. Это особенно опасно для детей, страдающих от избыточного веса. Зачастую это приводит к искривлению ног в области голеней, формированию неправильного положения стоп при ходьбе.
    • Дети, в возрасте старше полутора лет, которые не ходят, сколько бы их ни ставили на ножки, могут страдать от ослабленного иммунитета или переживать последствия скрытой родовой травмы. В некоторых случаях речь может идти и об элементарных особенностях организма, приводящих к медленному укреплению мышц ног и позвоночника.

    О каком бы состоянии ни шла речь, любые укрепляющие и стимулирующие манипуляции должны проводиться только после консультации со специалистом. Любая самодеятельность может усугубить ситуацию.


    Как помочь ребенку сделать первые шаги?

    Стимулировать ребенка к новым достижениям можно и нужно. Только делать это рекомендуется мягко, ненавязчиво и без фанатизма. Не стоит принуждать малыша, родители должны только помогать.

    Существует несколько вспомогательных методик, которые не только помогут ребенку пойти, но и окажут положительное воздействие на общее состояние организма.

    • Регулярный массаж . Легкое поглаживание, поверхностное растирание и легкое постукивание по спинке, голеням и стопам ребенка позволит снять гипертонус мышц и укрепить при этом волокна. По поводу того, сколько делать повторений и какие именно упражнения использовать, необходимо проконсультироваться с ортопедом или детским физиотерапевтом.
    • Специальная гимнастика в комплексе со стимулирующими упражнениями . Оптимальным набором упражнений считается пассивное сгибание и разгибание ножек, стояние на носочках с помощью родителей. По мере укрепления мышц вводят приседания, подпрыгивания и потягивания с помощью опоры или при поддержке взрослых.
    • Применение игрушек-каталок . Этот вид вспомогательных предметов дети очень любят. Они с удовольствием опираются на яркие игрушки и толкают их перед собой, привыкая к технике движения. После этого переучить их на самостоятельную ходьбу довольно легко. Стоит учесть, что ходунки выполняют обратную функцию. Они не вызывают должного напряжения мышц и приводят к задержке развития навыка.
    • Создание соответствующей среды . У ребенка должно быть много свободного пространства. Малыши, проводящие все время в манеже, начинают ходить позже всего. Лучше предоставить карапузу всю комнату, позаботившись заранее о его безопасности и расставив мебель так, чтобы она служила надежной опорой. При этом располагать игрушки нужно таким образом, чтобы дети были вынуждены не просто ползти к ним, а подниматься на ножки и даже тянуться, стоя на носочках.

    Особое внимание нужно уделить обуви малыша, который пошел. Если вначале ребенок будет чувствовать себя комфортно босиком, в пинетках или легких носочках, то со временем придется приобрести сандалики или ботинки. Изделия должны быть качественными, легкими, с гибкой и удобной подошвой. Никаких моделей «на вырост», только четко по размеру. Приветствуется наличие фиксирующего задника и маленького каблучка. Все части обуви, кроме подошвы, должны быть гладкими и легко собираться в складки.


    Малыш ходит на цыпочках. Что делать?

    Иногда ребенок сразу и без посторонней помощи начинает ходить на носочках. Это не должно беспокоить только в том случае, если ребенок выполняет данное упражнение чтобы привлечь внимание и покрасоваться или достать какую-то игрушку.

    Причины состояния могут быть как физиологическими, так и патологическими.

    1. Зачастую на носочках ходят дети, у которых выраженный гипертонус мышц. В этом случае с проблемой помогут справиться физиотерапевтические мероприятия. Основной причиной состояния считается кислородное голодание детского организма в период беременности или во время родов.
    2. В некоторых случаях напряжение мышц происходит неравномерно, поэтому хождение на носочках кажется ребенку самым удобным. Это состояние проходит самостоятельно по мере повышения активности ребенка. Скорейшей нормализации навыка способствует хождение на четвереньках, приседания, активное ползание и лазание.
    3. Часто ребенок встает на цыпочки, просто чтобы стать выше и лучше рассмотреть то, что находится вне зоны его досягаемости.
    4. Иногда бег на носочках указывает на повышенную активность ребенка и невозможность выплеснуть накопленную энергию другим путем. В данном случае нужно просто добавить в режим малыша физические упражнения, которые позволят ему быстрее уставать.
    5. Симптом может быть последствием родовой травмы. В этом случае без вмешательства врачей не обойтись.
    6. Случается, что хождение на цыпочках указывает на начало развития детского церебрального паралича. В этом случае состояние сопровождается множеством симптомов, поэтому поставить диагноз очень легко. Это сможет сделать любой педиатр во время планового осмотра.

    Своевременное исправление походки защитит от развития косолапости, заболеваний шейного отдела позвоночника, нарушения осанки и задержек в физическом развитии.

    Даже если малышу уже исполнилось 1,5 года, а он еще не пошел, не стоит паниковать, нужно обратить внимание на его общее состояние. Веселые, озорные и активные дети, которые с удовольствием играют, ползают и сидят, скорее всего просто пока не испытывают потребности в ходьбе. В нужное время карапуз не просто встанет, а очень всех удивит своими умениями.

    Новорожденные на удивление быстро обучаются новому: сначала узнавать родителей и улыбаться, потом ползать и доставать игрушку, чуть позже – играть, сидя на полу. И родители, не успев оглянуться, с удивлением замечают, что малыш уже не просто стоит возле дивана, а пытается делать первые шаги. О том, когда ребенок начинает ходить, что допустимо со стороны родителей, а чего делать не следует – в полезной информации ниже.

    Вопрос №1: когда?

    Родители, чей малыш стремится к годовалой отметке, часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребенок начинает ходить.

    Иногда им кажется, что собственный кроха долго осваивает это навык, по сравнению с ровесником-племянником. Но это ошибочный настрой: все дети разные, кто-то пойдет раньше, кто-то позже.

    1. Нормальный возраст - это от 9 месяцев до неполного года.

    Именно в это время ребенок начинает постигать сложную науку ходить. Максимально уделяйте карапузу внимание: иногда дети умеют твердо стоять и переходить с места на место, а присесть и отдохнуть не всегда получается. Как следствие - сильная нагрузка на позвоночник и усталость;

    1. Для «ранних» путешественников «День Икс» может настать раньше срока, обозначенного выше.

    Бывает и такое, что малыш начинает ходить в неполные 9 месяцев. Такое раннее освоение - большая редкость, и она не представляет повода для беспокойства, в том случае, если это получилось у крохи спонтанно, без вмешательства родителей.

    Очень часто, по запросу о том, как научить ребенка ходить, можно найти видео с девятимесячными малышами, шустро бегающими от родителей;

    1. «Жаворонки» в освоении ходьбы – это дети, которые встали и пошли в 7-7,5 месяцев.

    Да, такое тоже бывает. Если ребенок с первых недель жизни проявляет энергичность и активность, быстрее сверстников начинает переворачиваться , держать голову и ползать, то, скорее всего, ходить он тоже начнет рано.

    Есть мнение, что слишком ранняя двигательная активность, не сулит ничего хорошего: позвоночник испытывает большую нагрузку, он еще не готов полноценно удерживать массу ребенка вертикально.

    В данном случае лучше просто понаблюдать за малышом. Если он крепкий, физически активный, ему нравится ходить, при этом он не испытывает дискомфорта, то нет ничего страшного в том, что ребенок рано начал ходить;

    1. Момент вызывающий сильную тревогу: крохе уже исполнился год, а он все еще не хочет ходить.

    Конечно, это может тревожить, но физически здоровый ребенок может пойти позже своих сверстников. По мнению педиатров, нижняя граница – полтора года. Это может быть и нетипично, но не катастрофично.

    Важно! Не стоит принуждать ребенка к раннему хождению, все придет в свое время, малыш лучше чувствует свой организм. Всему свое время.

    Вопрос №2: возможные проблемы и их решение

    В освоении навыков ходьбы есть свои «подводные камни», это обстоятельства, которые могут тормозить их развитие.

    • Первый пункт – физиология.

    Часто причиной того, что ребенок поздно начал ходить, становится его физическое состояние. Крепыши-малыши с большой массой тела труднее встают на ноги, первые шаги тоже даются им значительно труднее, чем более стройным сверстникам.

    Умеренные, но регулярные нагрузки, сбалансированное питание и консультация специалиста помогут разрешить эту проблему;

    • Второй пункт – генетика. Малыш обычно повторяет развитие родителей в ранний период. Поэтому есть смысл расспросить бабушек и дедушек о собственных успехах на поприще хождения;
    • Третий пункт – вид темперамента.

    Спокойный, меланхоличный ребенок предпочитает больше лежать или сидеть. Ему в большей степени интересно наблюдать за чем-нибудь, и в меньшей – двигаться.

    Чтобы флегматичный малыш захотел ходить, надо придумать ему забавное развлечение, способное его расшевелить и вызвать интерес к двигательной активности;

    • Четвертый пункт – малыш бегает в ходунках, но не может или не хочет самостоятельно ходить.

    Эта проблема решается легче всего – нет ходунков, нет проблемы. Кроха будет вынужден «работать» самостоятельно, когда «помощник» исчезнет;

    • Пятый пункт – психологический.

    Если малыш уже начинал ходить, и, несколько раз упав, перестал, то надо помочь ему перебороть страх перед новыми падениями.

    Например, подать руку, предложить пройтись вместе. Поиграть с ним: широко распахивая объятия на некотором отдалении от крохи, ловить, когда ребенок делает первые шаги. Малыш почувствует себя увереннее, когда поймет, что мама всегда поймает его и поддержит;

    • Шестой пункт – индивидуальные обстоятельства.

    Недоношенные дети немного отстают от сверстников, и это нужно понимать. Ребенок, родившийся на 2 месяца раньше срока будет развиваться в соответствии со своим биологическим возрастом.

    Поначалу ему будет трудно «догнать» тех, кто является его сверстниками, но родившимся в срок.

    Поэтому, если малыш начинает ходить позже по этой причине, то это должно быть не поводом к расстройству, а стимулом еще больше физически развивать ребенка. Как правило, к году-полутора «ранние» младенцы выравниваются с родившимися в правильный срок;

    • Седьмой пункт – болезни, стрессовые ситуации и расстройства неврологического характера. Как научить ребенка ходить самостоятельно в этих случаях?

    После болезни требуется время, чтобы малыш вспомнил все то, чему успел научиться до болезни. Если нежелание ходить у крохи связано со стрессом, то ему понадобится поддержка близких, чтобы он чувствовал себя в максимальной безопасности.

    Если хождение тормозят иные причины, связанные с нарушениями в организме по ортопедической или неврологической части, то лучший вариант – обратиться за квалифицированной помощью к врачам.

    Раньше существовало мнение, что принадлежность к определенному полу тоже имеет значение. Однако сейчас специалисты, которым задают вопрос: «во сколько начинают ходить девочки», отвечают: «так же, как и мальчики. По-разному.»

    Непростая наука: обучение

    Учиться чему-то новому – всегда сложно, особенно, когда твой рост менее метра, ты еще некрепко держишься на ногах, а любимые родители хотят, чтобы ты как можно быстрее начал ходить. Для того, чтобы малыш научился правильно ходить, часто требуется помощь его самых близких людей. Разберемся по порядку:

    1. В первую очередь, о том, как научить ребенка ходить, необходимо задумываться с младых ногтей – почти с рождения. Дело в том, что ежедневные укрепляющие процедуры, гимнастика, массаж – это основа развитых мышц и крепкого позвоночника. Подробнее об этом в статье: Как научить ребенка ходить >>>
    2. Второй важный момент – большие пространства. Не надо ограничивать мир малыша сеткой и бортиками манежа – только на свободе он быстрее всего научится ходить.
    3. Внимательный выбор обуви – важный момент, практически ключевой.

    Ведь очень многое в том, когда и как ребенок начинает уверенно ходить, зависит от обуви. В идеале – изготовленная из натуральных материалов, имеющая качественный задник и подошву. Обязательно наличие супинатора – это необходимо для того, чтобы своды стопы правильно формировались.

    Очень часто, когда у малыша проблемы со стопами, можно наблюдать, как ребенок ходит на носочках . В такой ситуации ребенок нуждается в консультации невролога и ортопеда, а также ему необходима специальная обувь.

    В этом случае надо немедленно обращаться за помощью к специалистам, которые смогут выявить причину и назначат комплекс лечебных процедур. В остальных моментах терять голову не стоит, пусть малыш развивается гармонично.