Традиции Масленицы: праздник по дням недели. Какие заговоры можно читать на масленицу

Масленица - один из самых популярных праздников в России, Украине и Белоруссии. Помимо религиозного подтекста торжества, масленичная неделя имеет еще и уникальный колорит, традиции, которые создавались веками. Как же празднуется масленица по дням недели, и как следует готовиться к каждому этапу торжества? Сейчас узнаете!

День первый - встреча (понедельник)

Как называются дни масленицы, немногие знают, особенно среди молодого поколения. Однако в данном случае важны не названия масленичных дней, а традиции, присущие именно этому отрезку времени. Итак, что же по традиции должно происходить в первый день празднования?

Традиционно первый день считался подготовительным и самым скромным в плане народных гуляний. В этот период свекор со свекровью посылали невестку к сватам, а вскоре и сами отправлялись навстречу с родственниками.


День второй - заигрыши (вторник)

В этот день шумных гуляний практически не происходило. Все празднование сводилось к сватовству невест. Потенциальные женихи зазывались в дом для проведения торжественного ужина с блинами и лепешками. Считалось, что именно в масленичную неделю заключались самые крепкие союзы.

Стараясь устроить самые пышные смотрины для невест, родители мечтали организовать свадьбу сразу после Пасхи, на Красную горку, поскольку союз, заключенный в этот период, считался крайне крепким и счастливым.

Молодежь во второй день масленичной недели продолжала веселиться, катаясь с горок и изготавливая снежные крепости. Старшее поколение занималось исключительно готовкой и прочими хозяйственными делами.

День третий - лакомка (среда)

В современном мире многие традиции масленичной недели уже забыты, но обряд ходить по средам к теще на блины все еще популярен.

Именно в третий день празднования зять отправлялся к матери своей супруги, чтобы отведать ее угощений.

Сама хозяйка дома старалась выставить на стол все самое вкусное и лучшее, чтобы показать расположение к зятю.

Помимо зятя в дом приглашались его друзья и многочисленные родственники, и зачастую празднование третьего дня плавно перетекало в новые торжества.

Интересно и то, что именно на третий день торжеств хозяйка дома старалась выставить на стол максимальное разнообразие блинов, демонстрируя собственные кулинарные способности. Так, например, на столе появлялись пшеничные, овсяные, гречневые и многие другие варианты блинчиков.





Чем богаче в третий день был стол, тем выше был рейтинг хозяйки дома.

День четвертый - разгул (четверг)

В четверг неделя масленицы переживала свой перелом, и именно в этот день начинались самые глобальные и пышные празднества. Для этого этапа торжества характерны следующие особенности:


Четвертый день Масленицы на Руси был настолько масштабным в плане празднования, что зачастую в этот период отменялись все работы, а люди гуляли с утра и до самой ночи. Важнейшими считались мероприятия по разведению костров разного размера. Прыгая через них, человек мог очистить свою душу от грехов. На деле же, ритуал превращался в очень веселую, порой даже опасную игру. Через костер прыгала не только молодежь, но и все желающие.

В некоторых губерниях обряды заметно трансформировались. Так, например, в некоторых селах Старого Оскола молодые люди устраивали традиционные проказы. Они запирали все двери в доме, заваливали снегом окна, забирались на крышу и переодевались там в смешную одежду. Такая забава была распространена и в других городах страны. Также традиционно именно с четверга повсюду начинали петь колядки, специальные песни с религиозным подтекстом.

Также в
церквях проходили традиционные службы, посвященные празднику и предстоящему великому посту. Однако службы по четвергам не пользовались большой популярностью, поскольку в данный период было принято веселиться и посещать разнообразные застолья.

Разумеется, в этот день продолжали печь блины, но в гости приглашали уже не только родственников, но и всех знакомых и даже простых прохожих. Поскольку все готовились к великому посту, считалось хорошим тоном есть от пуза, попутно угощая всех, кто попадется под руку.

Именно в этот день на центральных площадях устраивались самые масштабные гулянья, которые затихали только к понедельнику.

День пятый - тещины вечерки (пятница)

После того как тещины блины были съедены, на пятницу назначался ответный визит. Теща отправлялась в гости к своему зятю и к собственной дочери, где устраивались основные торжества. Какие же традиции существуют для этого дня?


Праздничный стол традиционно собирала жена хозяина дома.

Считалось, что ей никто не должен помогать, а сама женщина, готовя разнообразные угощения, должна была доказать свою состоятельность как хозяйка.

День шестой - золовкины посиделки (суббота)

Этот день считался одним из самых скромных за всю масленичную неделю. На время масштабные гулянья затихали, а люди старались проводить время либо дома, либо в гостях.

Традиционно в этот день молодая невестка приглашала в дом мужа своих золовок. Если сами золовки были еще не замужем, то им в подмогу приглашались незамужние подружки хозяйки дома. Если же золовки были замужние, то и все остальные гостьи должны были быть семейными. Девушки редко устраивали масштабные застолья, и для них праздник был лишь поводом посплетничать и посудачить обо всех знакомых.

Уже
в этот день в некоторых семьях начинали сжигать чучело масленицы, прощаясь с праздником и готовясь к великому посту. Также именно в субботу в храмах начинались службы, посвященные почитанию памяти предков и подготовке к Великому посту. Считалось, что в субботу следует посетить церковь для очищения души и подготовки к главному религиозному празднику - Пасхе.

Многие девушки в этот день традиционно проводили гадания на суженых или пытались заглянуть в свою судьбу. Мужчины в этот день также могли собраться в узком кругу и устроить застолье, но все же масштабное празднование шестого дня считалось неправильным.

День седьмой - проводы (воскресенье)

Одни из самых масштабных гуляний происходили именно в последний день масленичной недели. С самого утра люди начинали отмечать окончание Масленицы и приход весны. Какие же традиции были характерны для этого праздничного дня?


На самом деле, праздник в воскресенье хоть и был очень масштабным, но продолжался недолго. Он начинался с раннего утра, когда люди массовой процессией двигались к центральной площади для сжигания чучела масленицы. Эти чучела сжигались повсюду, даже во дворах собственных домов или рядом с дорогой. В костер бросали остатки еды, а также небольшие изображения масленицы, сделанные из соломы.

Считалось, что сжигание крошечных соломенных чучел помогает избавиться от грехов и улучшить материальное состояние.


Сейчас название каждого дня масленичной недели известно лишь самым ярым поклонникам данного праздника. Более того, сейчас празднование каждого дня ограничивается лишь приготовлением и поглощением блинов, а некоторые традиции и вовсе канули в лету. Шумные гулянья организовываются в современной России только в последний день - с традиционным, ритуальным сжиганием чучела.

Празднование Масленицы в городском парке - видео

В царские и советские времена масленицу неоднократно пытались отменить, считая, что некоторые атрибуты торжества напрямую отсылают нас к языческим традициям. Однако сейчас масленичная неделя считается символом будущего Великого поста и Пасхи. Без этого прекрасного праздника, традиции которого копились веками, невозможно представить себе русскую культуру.

Древнейший славянский праздник Масленица дошёл до наших дней в искажённом виде с преобладанием его развлекательной части, с хороводами, кострами, блинами и непременными приглашениями в гости. Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту . Так происходило со многими праздниками, но масленица - наиболее яркий пример. Известно, что до 17 века этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни пытались запретить и преследовали тех, кто праздновал его открыто. Понятно, что из этой затеи искоренить «бесовское веселье» ничего не вышло, и народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. С 18 века церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гуляния царей только укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили суть происходящего. Со второй половины 18 века церковь «адаптировала» масленицу для своих целей и не запрещала прихожанам участвовать в общей вакханалии, наложив при этом определённые ограничения на состав продуктов, пригодных к пище в эти дни, и строгий «регламент» молитв. Каждый из семи (а до 17 века четырнадцати) дней масленицы имел своё название.

К началу 20 века все названия перемешались - древние, церковные, народные, и сейчас Масленица - это праздник встречи весны, весёлый, беззаботный, с обильной пищей и самое главное - блинами. стали центральным блюдом, его символом. Как и в древности, блины в сознании человека символизируют солнце. Только в далёкие дохристианские времена наши предки молились богу солнца Яриле, и готовили блины в благодарность Яриле за свет и тепло.

Название Масленица пошло с празднования весны, то есть 1 марта (21-23 марта до 15-16 в), начала нового года. В это время телились коровы, и у них было много молока, а значит, в доме было достаточно сливочного масла. Слово масло изначально звучало как мазало , то есть то, чем мажут блин. Мазало или масло в этом случае было символом достатка, нового богатого и сытого года. Блины на Масленицу также были земным отражением солнца. Блин - как маленькое солнце - круглый и горячий. Смазать блин маслом - значит поднести дар солнцу, задобрить его. Так же, как в наши дни, первую половину января Россия предаётся празднику, так и в древности наши предки с размахом встречали Новый год, только в начале весны. Отсюда и сжигание чучела зимы, хороводы, костры и прочие отголоски языческого прошлого. Есть версия, что праздник Масленицы в древности был в честь бога Велеса - покровителя скотоводства.

Сохранились свидетельства о «царских» празднования масленицы. Например, в 1724 году Пётр Первый решил устроить грандиозный праздник, но морозы помешали огромному маскараду, санному шествию и прочим весельям. Крепкий русский мороз не дал отпраздновать масленицу, лишний раз подтвердив, что изменение сроков масленичной недели - не лучшая идея для праздника. Дело в том, что масленичная неделя должна была проходить в дни весеннего солнцестояния, которые приходились на разгар Великого поста. По настоянию церкви празднество перенесли на месяц назад, и теперь последний день Масленицы должен был быть за неделю до начала поста. Но были и удачные празднования. По воспоминаниям австрийского секретаря Корба, оказавшегося в масленичную неделю в России, «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Тот же Корб был свидетелем случая, когда свежевыстроенный Лефортов дворец освещал ряженый псевдо-патриарх во главе «всешутейшего и всепьянейшего собора» крестом, сделанным из табачных трубок, кадилом с табачным дымом и в довершение всего служивший службу в честь Вакха. Во время праздника Масленицы во дворце царь сам был заводилой и первым весельчаком. В «освящённом» дворце начался двухдневный пир, при этом гостям запрещалось спать или уходить, и лишь для иностранных гостей сделали исключение и отвели несколько часов для сна, после которого будили и тащили обратно на пир. В 1722 году Пётр Первый устроил грандиозное шествие в Москве, поставив лодки и яхты на сани, и эта процессия прошествовала по Москве на глазах у изумлённой публики. В лодках сидели всё те же проказники: «патриарх», «Бахус», там же был ряженый в костюм Нептуна, восседавший в санях в виде огромной раковины. Завершал процессию большой корабль, на котором ехал царь. Корабль шёл по ветру с распущенными парусами и постоянно палил из пушек, установленных на палубе. Всю конструкцию тянули 15 лошадей. Другой случай, когда Екатерина Вторая устроила праздничный карнавал, слабо понимая традиции народа страны, которой правила. Маскарад «Торжествующая Минерва» состоял из карнавальной процессии, ездящей по столице, обыгрывающей и высмеивающей людские пороки: казнокрадство, взяточничество, волокиту чиновников и прочие. Столичные традиции гуляний перенимали губернии, и по всей России того времени Масленица праздновалась широко и мощно. Для правителей праздник был поводом задобрить народ, показать ему свою близость. Древние традиции не соблюдались, и празднование было усреднённым европеизированным карнавалом с китч-элементами и блинами как понятным и доступным символом. Однако некоторые элементы праздника «на европейский манер» только усилили и обогатили Масленицу, разнообразив его праздничную, весёлую часть.

Ещё в 18 веке на Масленицу было принято готовить самые различные угощения - это был пир под открытым небом, у каждого дома. Все ходили в гости друг к другу, лакомились угощениями и веселились от души. На улицах торговали самой разнообразной едой: сбитнем, баранками, медовыми пряниками, пирогами и блинами с самой разнообразной начинкой. Были и солёные кушанья: все виды солений, грибы, вяленая рыба, икра, душистый хлеб и пироги с разнообразной начинкой. Из развлечений были скоморохи, балаганы и ледяные горки. Последнее так было популярно, что в Петербурге устраивали платные горки, прокатиться на которых стоило 1 копейку. В деревнях и сёлах заливали собственные горки, но на уже «готовых» холмах и оврагах, строили снежные крепости и устраивали турниры.

В народе устоялся обычай хождения в гости и празднования Масленицы. Каждый день праздничной недели соответствует своему назначению. В понедельник - встреча Масленицы. В этот день пекли первые блины, а самый первый предназначался предкам. Его выносили на крыльцо с особым заговором и оставляли на ночь. В этот же день наряжали чучело Масленицы, которое возили по улицам с песнями.

Во вторник - заигрыши. В этот день было принято гадать. Про обычай этого дня появилась пословица: «Выбирай мужа по блинам, а жену по пирогам». Какие блины мужчина предпочитает, таков и его характер. Блины с икрой любят настоящие суровые мужики - такие и жену обеспечат, и хозяйство крепкое держать будут. Но и ласки от такого мужика ждать не стоит. Если суженый предпочитает блины с красной рыбой, то нрав его ласковый, это скорее мечтатель, художник. Такой будет говорить нежности, но хозяйство может прийти в запустение. Блины с творогом любят добрые мужчины. Со сметаной - человек без твёрдого характера, которого легко переубедить. Блины с маслом едят мужчины нежные - такой будет любить-целовать, но домашние дела не шибко любит. С сахаром едят те, кто любит, чтобы детишек было много, а уж жена за ними присмотрит. Самые неприятные кандидаты в мужья - те, кто ест блины с варёными яйцами. Зануды дома и на празднике, домашние и супружеские обязанности выполняют, но как-то из долга. Блины с вареньем любят парни-красавцы, первые на деревне, у всех на виду. Быть женой такого лестно, но муженёк и загулять может.

Cреду называли лакомкой. Во всех приличных домах накрывались богатые столы. На улицах разбивались палатки с горячими сбитнями (безалкогольный напиток из горячей воды, мёда и пряностей), пряниками, пирогами, орехами и другими уличными угощениями. В этот день принято было приглашать в гости зятьёв. По правилам на столе должны быть все виды блинов - и солёные, и сладкие, и маленькие, и большие, с рыбой, икрой, творогом и прочими лакомствами. Тут и на зятя посмотреть (силён ли, может ли жену прокормить), и накормить его перед кулачными боями в четверг. За столом вели беседы, пели песни и веселились в узком семейном кругу.

В четверг - разгуляй. Кулачные бои, стенка на стенку и прочие «мужские веселья». К этому дню строили снежные крепости, которые с шумом завоёвывали соперники. В христианском календаре этот же день приходится на Сретенье (то есть встречу). Этот праздник в честь принесения Пресвятой Марией младенца Иисуса Христа в церковь и встречи по дороге со старцем Симеоном. В древних языческих традициях этот день являлся встречей нового года. Пекли голубей и жаворонков из теста, а детишки «кликали солнце», чтобы то «показалось из-за горы».

В пятницу зятья приглашали тёщ к себе отведать угощения. Странность обычая (сначала зять в среду, а потом теща в пятницу к зятю) усиливалась тем, что тёща за день до этого должна была принести все ингредиенты для угощения. И даже сковородку, кадку и черпак для приготовления блинов.

В субботу - золовкины посиделки. Незамужние золовки звали в гости незамужних подруг. Невестка должна была их одаривать, а те угощать и веселить гостей.

Воскресенье - последний день Масленицы, прощённое воскресенье, проводы зимы и сжигание чучела Зимы. Перед сожжением чучело возят по городу, а после устанавливают на площади и водят хороводы, при этом всячески ругают Зиму, гонят её и, в конце концов, сжигают чучело. Завершает забаву прыганье через огромный костёр. А прощённым это воскресенье называют оттого, что все просят прощение у предков. Кострами же их зовут, приглашают к обильному угощению. Это задабривание духов умерших в христианскую эпоху немного исказилось, и люди просят прощения у Бога и друг у друга. Принято говорить: «Прости меня», получая на это ответ: «Бог простит», после чего все отправляются в баню, что может считаться обрядом очищения перед долгой весной, а у христиан - перед Великим постом.

Блины - самое популярное кушанье в масленичную неделю. Это рецептурно простое блюдо готовят с особым умением. Здесь важно мастерство и точность руки, наметанный глаз, кулинарное чутьё и выдержка. Именно поэтому блины - такое простое и одновременно сложное блюдо. Слово блин общеславянское. В украинском языке существует млинець , в болгарском - млин . Млин - это жернов в ветряных мельницах, круглый камень, который путём трения о другой такой же плоский, но лежащий неподвижно, истирал зёрна злаков, превращая их в муку. Блин-млин это слова из терминологии мельничного ремесла, которое у славян было одним из центральных. Во французском языке мельницу называют moulin , в немецком - Mühle , в итальянском - mulino , а в английском - mill , то есть, тоже схоже с млин.

Интересно происхождение выражения первый блин комом - в современном языке это однозначно - ком, неудача, первый блин получился комком. Но раньше это означало не как , а кому блин, то есть комам - умершим предкам. Этот первый блин был подношением комам. Так выходит, что совпадает старое написание с новым значением - живой русский язык постоянно меняется.

Надо сказать, что обычай есть блины на масленицу появился довольно поздно. Конечно же, их ели во время празднований масленицы с давних времён, но долгое время блины не были центральным блюдом. В более глубокой древности (дохристианскую и раннюю христианскую эпоху) Масленицу праздновали разнообразной пищей. Блины являлись символом праздника, но не основным блюдом на столе. Сведения о приготовлении блинов древними славянами, к сожалению, можно узнать лишь из переписок раннехристианских летописей, которые неполно и, возможно, ложно описывали суть обрядов, а уж их поздние списки и вовсе изобиловали ошибками. По одной версии, блины у восточных славян были жертвенным хлебом , поминальным блюдом на тризнах. Обычай есть блины на похоронах сохранился без своей первоначальной сути или просто не обозначался, чтобы не вступать в противоречия с официальной религией.

Блины - универсальное блюдо, можно сказать - архетип. Их готовили в древнем Риме и Европе в средние века, например в Швеции, Германии. Но только у славян «блинная тема» раскрыта полностью. У нас встречаются блины из пшеничной, ржаной, гречишной, ячменной и овсяной муки. Обилие начинок для блинов и вариантов приготовления, простота и быстрота приготовления сделала блины русским блюдом, и именно русские преуспели в приготовлении из блинов разнообразных и интересных кушаний. Можно сказать, что блины - это первый фаст-фуд, ведь их удобно есть руками, завернув в них всё, что угодно, а опытному повару приготовить горку блинов достаточно просто.

Что ни в коем случае, а что, наоборот, необходимо сделать на масленичной неделе? Рассказывают священники Максим Первозванский, Алексий Уминский, Виталий Ульянов, Сергий Звонарев, Федор Кречетов.

Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая Масленицей, вызывает множество сомнений - язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строго воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный лад, блины - это религиозный символ или же просто замечаетльное лакомство… А вокруг шум, гам, праздничные гуляния. Что делать? Каких правил надо придерживаться в эту предпостную масленичную неделю?

Не сжигать чучело

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала «Наследник» :

Масленичная неделя напоминает нам о близости поста, о необходимости встретить его достойно. Потому понятно, что не надо неистовствовать, напиваться, не надо сжигать чучело. Последнее – всё-таки ритуальное действие. Хотя ему не придают вроде бы особого значения, но на самом деле значение это никуда не уходит. И я бы не советовал православным участвовать в подобном обряде.

А что нужно делать? Ходить друг к другу в гости: «тёщины вечера», «золовкины посиделки» и так далее – хорошая традиция, помогающая установить со всеми добрые отношения. Этому блины тоже могут способствовать, но не как языческий символ солнца, а как некая традиция.

Блины– это здорово. Особенно для детей: они с нетерпением ждут Масленицы, знают, что будет много разных блинов.

Повеселиться впрок

Протоирей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах :

Последняя неделя перед Великим постом - время, когда мы прощаемся не только с определённой пищей, но и с разными развлечениями. Развлечения - это же не обязательно что-то греховное, неправильное, нехорошее. У нас в Свято-Владимирской гимназии в этот период обычно проходят праздничные концерты. Мы словно стараемся с детьми по-хорошему порадоваться и повеселиться впрок.

Когда мы вместе сидим за столом, поём песни, во что-то играем, слушаем друг друга – это же работает на созидание, учит нас, в том числе, и любить друг друга. Во время Масленицы всё это переживается, мне кажется, особенно остро. Потому что с этим мы тоже расстаёмся, от этого тоже в какой-то мере отказываемся. Чтобы сосредоточиться на Боге, научиться любить Его.

Стать ближе друг другу

Священник Виталий Ульянов, настоятель храма в честь Пресвятой Троицы в селе Усады Высокогорского района Республики Татарстан :

Масленица, которая в церковном календаре называется Сырной седмицей, говорит нам, что Великий пост совсем близко, вводит нас в него. Уже – запрет на мясную пищу, уже не совершается таинство Венчания. В храмах читается покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина с коленопреклонением.

В воскресенье вечером совершается в храмах чин прощения, чтобы войти в пост, примирившись со всеми. К Прощеному воскресению стоит готовиться всю неделю. Ведь традиция ходить к родственникам на блины (с которыми, может быть, и особенно не общались) – это возможность сблизиться, забыть обиды и недовольства, накопившиеся за год.

На праздник Масленицы, который организуется нашим приходом, приезжают не только жители Усад, но и гости из других городов и даже регионов. Думаю, что людей привлекает не только весёлый концерт, угощение с блинами, сладостями, с кашей на полевой кухне, но и нечто другое: возможность стать ближе друг к другу…

Запастись кальцием и примириться

Протоиерей Федор Кречетов, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах :

Масленица для православного христианина – премудрое установление святых отцов, подготовка к посту, в том числе и в телесном плане. Например, тот момент, что последнюю неделю перед постом человек употребляет много молочной и рыбной пищи, даёт возможность его организму «запастись» необходимыми ему кальцием и фосфором, чтобы без вреда для здоровья перенести предстоящий подвиг.

А если говорить в духовном контексте: в семье моих родителей была традиция в завершении Масленицы встречаться с родственниками и просить друг у друга прощения, кланяясь до земли. Сейчас это не всегда удаётся: служим в разных храмах… Но если не получается сделать это в само Прощеное воскресение (хотя это очень желательно), то можно встретиться чуть пораньше – помириться перед постом.

Т.е. смысл Масленицы в примирении с людьми, для чего и существовал обычай навещать друг друга в этот период, чтобы потом в течение поста принести покаяние и примириться с Богом.

Не злоупотреблять

Священник Сергий Звонарев, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве, сотрудник Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС :

Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха.

Во время широких гуляний на Масленицу нужно опасаться, как бы они не помешали подготовке к посту. Всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин.

Никто не говорит, что надо вообще не посещать гуляния, или идти туда, но с постным лицом. Для христианина допустимо веселие. Важно, чтобы предлагаемая индустрия увеселений не навредила душе человека.