Семейные и календарные обычаи цыган Н.Бессонов, Н. Деметер

У цыганского народа есть свои нормы поведения для членов общины, законом также регулируются взаимоотношения между цыганами и представителями других национальностей. Самое важное правило из этого перечня - необходимость вести себя подобающе при общении с нецыганами и соблюдать обычаи, принятые у других народов. А вот к межнациональным бракам цыганский закон относится неодобрительно, хоть официально они не запрещены.

Цыганский закон

В целом свод правил поведения одинаков для всех субэтносов российских цыган, несмотря на их огромное количество и расхождения во взглядах.

Существует жесткий запрет на изнасилования, убийства, нанесение сильного физического ущерба и так далее.

Сюда же относятся правила приличия при принятии гостей: необходимо следить за тем, чтобы они чувствовали себя комфортно, относиться к ним уважительно и заботиться об их удобстве.

Самым большим количеством законов и ограничений облагаются отношения внутри цыганской общины. Здесь регламентируются практически все сферы жизни: начиная с правильного выбора одежды и заканчивая тем, как именно необходимо общаться с другими представителями рома. Существует стандарт проведения свадеб и религиозных праздников и список профессиональных сфер, незазорных для цыгана или цыганки.

Цыганское общество равноправно, поскольку придерживается правила: "ни один цыган не должен стоять над другим". Термин "барон" не имеет отношения к действительности и используется в основном в фильмах и сериалах.

Сами цыгане относятся к людям, верящим в строгую иерархию в их обществе с иронией.

В случае, если в таборе есть общепризнанный лидер, нецыган (в основном, полицейских или журналистов) сразу направляют к нему. Если такого человека нет, его роль выполняет кто-то из уважаемых членов общины. Специально для незнакомых с жизнью цыган личностей его называют "бароном" для того, чтобы не пускаться в путанные объяснения. Бароны в классическом понимании этого слова на территории России существуют только у котляров, но и там они мало похожи на героев сериала "Кармелита".

Традиционная культура цыган

Фольклор. Цыгане никогда не жили изолировано, поэтому их фольклор во многом подвергся влиянию соседствующих с его носителями культур. При этом он не ассимилировался и сохранил свой колорит и некоторые уникальные особенности.

Наиболее развита у цыган культура народных песен. Они во многом повлияли на музыку других народов мира. Большую популярность снискало исполнительное искусство руска рома.

К цыганскому литературному фольклору относятся мифы, как связанные с религией, так и не имеющие к ней отношения, байки, бережно хранимые семейные предания, пословицы, поговорки и сказки.

Крайне популярны философские песни-размышления о том, чем живут цыгане, об их культуре и духе. Много и с душой поют о любви, также зачастую исполняют шансон. Песни, исполняемые во время танца, редко несут какую-либо смысловую нагрузку.

Из сказок наиболее распространены "страшилки". Через образы упырей и оживших мертвецов сказители обращаются к народному творчеству предков-индусов. Частенько в сказках появляются знакомые любому русскому человеку лешие и домовые.

Далеко не все истории венчает хэппи-энд: печальные сказки весьма распространены и популярны. Некоторые истории предназначены для поучения детей, в игровой форме они повествуют о том, что хорошо, а что плохо, объясняют, как стоит жить и чего делать не следует. Существуют также короткие сказки-анекдоты.

Одежда. Главная особенность цыганских костюмов по всему миру – покрой обязательно должен скрывать бедра и колени.Женщины носят длинную юбку, рубашку с небольшим воротом и шаль с цветами и бахромой, которую драпируют вокруг тела. Юные девушки носят на бедрах еще одну шаль поменьше. Замужние или просто взрослые женщины носят головной платок и фартук. Последний относится к национальной одежде неслучайно: считается, что каждая половозрелая женщина "осквернена", дотронуться до ее одежды, прикрывающей тело ниже пояса – значит, осквернить и себя самого. Помимо обрезания волос и бороды, провинившихся цыган наказывали, ударив их по лицу юбкой, так что фартук стал своеобразной преградой, не дающей коснуться юбки случайно.

Цыганские мужчины предпочитали яркие рубашки, по покрою похожие на традиционные русские, короткие жилеты, свободные брюки, сапоги и картуз. В целом их одежда напоминает ту, что носило русское купечество в XIX веке. Торгуя лошадьми, цыгане активно общались с купцами, в следствие чего, видимо, переняли у них некоторые привычки. К сожалению, в наше время традиционный костюм уже почти никто не носит и нечто похожее можно увидеть только на певцах или танцорах.

Дом. У руска рома и цыган-евангелистов считается, что второй этаж дома – место, свободное от скверны благодаря перекрытиям, поэтому их женщинам позволено свободно передвигаться по дому. Семьи не боятся осквернить себя и спокойно живут в многоквартирных домах. Взгляды котляров куда более жесткие: они считают, что перекрытия недостаточно надежны, не позволяют женщинам подниматься наверх и в многоэтажках не селятся. У тех цыган, что к сохранению традиций несклонны, никаких жестких правил не существует: они живут также, как остальные россияне.

Главная особенность частного цыганского дома – наличие просторного "общественного" помещения, "залы", которой пользуются, когда в дом приходит много гостей на какой-либо праздник, например, свадьбу или чей-то день рождения. Празднуют цыгане с размахом: приглашается вся родня, живущая неподалеку или физически способная добраться до назначенного места. Таким образом они сохраняют тесные связи внутри большой семьи и избегают возможных пререкательств с обиженными родственниками, которых не позвали.

Цыганские гадания. Один из первых образов, приходящих в голову, когда речь заходит о романском народе, - гадалка. Считается, что знаменитая прорицательница мадам Ленорман, предсказавшая будущее таким знаковым личностям, как Наполеон и Робеспьер, научилась гаданиям именно у цыган.

Наиболее знамениты и популярны гадания на руке и картах, однако, только ими умения цыганок не ограничиваются. Они также искусны в обращении с иглами, ножами и даже бобами.

Особое уважение, конечно же, вызывают опытные гадалки, заслужившие точными предсказаниями авторитет как в глазах цыганского сообщества, так и у живущих по соседству народов. Печально известные "вокзальные" цыганки к прорицаниям не имеют никакого отношения.

Известно, что именно цыганка в свое время предсказала А.С. Пушкину смерть от руки "белого человека", которым позднее оказался белокурый Жорж Дантес. Также представительнице роман принадлежит потрясающе точное толкование будущего В.И. Ленина: она пообещала матери, что её сын станет властным и знаменитым и завоюет сердца многих людей, вот только его смерть будет тяжелой и мучительной.

Помимо обычных игральных карт цыганки используют карты Таро. В наше время не составляет проблемы купить любую колоду, да ещё и с подробной инструкцией, но раньше вопрос решался по-другому: гадалки рисовали карты сами. Самодельные таро особенно ценились, поскольку считалось, что, изготовляя колоду, цыганка вкладывает в неё частичку своей энергетики, а потому гадание будет куда более точным и подробным.

При гадании на бобах прорицательница просит того, кому гадает, положить монетку в горсть из девяти бобов у себя в руке, а потом кидает их на стол или любую другую горизонтальную поверхность. Монета символизирует человека, бобы – то, что произойдет с ним в будущем. Бобы, лежащие близко к монете, указывает на его силу, прямая линия из них – дорогу. Если линия выглядит кривой, это обозначает грядущие сомнения или неприятности. Треугольник и квадрат, соответственно, указывает на женщину и мужчину.

Цыганские праздники

Восьмого апреля празднуется международный день цыган, признанный ООН в 1991 году.

Четвертого мая и в ночь на двадцать пятое мая почитаются цыганские католические святые: Блаженный Сеферино и Сара Кали.

Второго августа вспоминают Кали Траш, геноцид цыган.

Цыганские фестивали проходят по всему миру. "Кхаморо" проводят в Праге, "Романи Яг" празднуют в Монреале, на фестиваль "Амала" цыганские музыкальные коллективы собираются в Киеве. В России таких фестивалей несколько: "Перекати поле", "Цыгане под небом России" и др.

Свадебные обычаи и обряды.

Обряды свадебного цикла у разных этнических групп имеют свои локальные особенности. Ареал формирования и кочевья каждой из них различался, соответственно, цыгане заимствовали некоторые черты культуры народов, среди которых жили долгое время.

Заключение брака при помощи сватовства было наиболее распространённым явлением. Наряду с этим, в конце XIX - XX веках существовали и другие формы.

Цыгане могли засватать своих детей, когда те были ещё грудными. Родители договаривались о том, что по достижении детьми определённого возраста состоится свадьба. Такая договорённость соблюдалась строго. Эта форма заключения брака существовала у многих групп - у русских цыган, а также у сэрвов, кэлдэраров и прочих. Иногда цыгане сватали девочку лет 9-10, и, если родители девочки были согласны, то её брали к себе в шатёр и она жила у них до 13-15 лет, а затем устраивалась свадьба. Кроме того, у кэлдэраров существовал обычай обмена дочерьми-невестами, по-цыгански это называется те кэрэс пе скимбате. То есть, отдавая дочку замуж, брали сестру жениха в жёны своему сыну. При обмене невестами обычного выкупа не давали, и это было выгодно обеим семьям.

У всех групп цыган была распространена и такая форма вступления в брак, как кража невесты. Это было вызвано, прежде всего, экономическими причинами - не было денег на свадьбу, или для уплаты выкупа. Но чаще к похищению прибегали, если родители не позволяли юноше и девушке вступить в брак. Вообще, умыкание по взаимному договору или насильственные, не фиктивные похищения, предусмотрены обычаями цыган, но они вовсе не являлись господствующей формой заключения брака. Кроме того, сами цыгане этого не приветствуют. Исход таких побегов бывает двоякий: либо молодые так устроят побег, что их не догонят (тогда через некоторое время они возвращались в табор, где их принимали как мужа и жену). Если же юношу и девушку успевали догнать, развязка могла быть самой трагической. Данная тема отражена и в цыганском фольклоре.

Местами знакомств молодых людей были, в основном, ярмарки, на которые съезжались разные цыганские таборы. Надо заметить, что нравственные нормы таборной жизни сковывали естественное поведение юношей и девушек. Они не должны были проявлять симпатию друг к другу, не имели права встречаться наедине. Такие встречи сурово наказывались и ложились тяжёлым позором на семью девушки. Юноша, как правило, не выбирал себе невесту, это делали его родители; то есть свадьбу в таборе устраивали по решению старших.

Оседлое население могло позволить детям некоторые вольности. Например, немецкий парень может выбрать не одну, так другую немецкую девушку из того же города или той же деревни. Гораздо «опасней», если цыганская молодежь начнёт искать счастье на стороне. Чтобы этого не случилось, в таборах шли на упреждение. Родители женили детей в тринадцать-четырнадцать лет. Такие ранние браки были нужны, чтобы удержать подрастающее поколение в рамках традиционного образа жизни. Учитывая, что численность цыган не так уж и велика, это была радикальная, но необходимая мера. Без ранних браков, заключённых по воле старших, цыгане вряд ли сохранились бы как народ. Не имея своего государства, не имея единой территории, или единой веры, они вполне могли раствориться в иноэтничной среде. Надо сказать, что и в наше время возраст вступления в брак по-прежнему довольно ранний. Теперь, конечно, крайне редко можно увидеть молодожёнов 14-15 лет. Но во всех наблюдаемых случаях брачный возраст варьируется в малых пределах - 16-20 лет.

Браки могли заключаться между представителями разных этнических групп, хотя наиболее одобрялись браки внутри своей группы (лишь бы брачующиеся не были родственниками).

При выборе невесты цыгане руководствовались, во-первых, её происхождением (то есть богатством и репутацией её родителей), во-вторых, её красотой, в-третьих, её деловыми качествами.

Свадьбы у цыган устраивались в любое время года, но чаще всего летом. Исключение составляло время православных постов и траурных дней.

Несколько слов необходимо сказать также и об экономической стороне заключения брака. У кэлдэраров и крымских цыган за невесту надо было платить выкуп. Это делалось до свадьбы - во время или после обряда сватовства. Выкуп (у кэлдэраров - андо васт - буквально «в руку») - это отчасти знак уважения семье жениха, отчасти компенсация отцу невесты за то, что он лишается потенциальной добытчицы. Размеры выкупа определял во время сватовства отец невесты, руководствуясь степенью зажиточности семьи жениха. У кэлдэраров за невесту платили золотыми монетами (галби). В конце XIX- начале XX века самый маленький выкуп был пять десятирублёвых монет, самый большой - тридцать. У крымских цыган размер выкупа также определял отец невесты во время сватовства. Цыгане «торговались», хотя, конечно же, торг шёл в шуточной форме. Бывало и такое, что родители жениха не были богаты, но отец невесты хотел отдать дочь именно в эту семью. Тогда он давал часть денег на выкуп своему свату. Целью такого поступка было распространение слуха, что он взял за дочку большой выкуп.

К сожалению, данный обычай усугублял подневольное положение женщины в новой семье. Родители мужа, заплатив золотом за невестку, считали себя полноправными её хозяевами. Видимо, поэтому появился обычай возврата части выкупа в виде подарка молодым (застря). Это происходило на второй день свадьбы, когда гости преподносили дары молодым. Таким образом, родители старались облегчить жизнь дочери. У кэлдэраров сначала возвращали четверть, затем половину, а сейчас и весь выкуп. У крымских цыган на сегодняшний день обязательно возвращают весь выкуп - в противном случае отца невесты осуждают все без исключения цыгане.

Кроме упомянутых двух этнических групп, ни у кого из российских цыган такого обычая не было. Если у крымов появление выкупа (то есть калыма) легко объяснить вероисповеданием (они мусульмане), то христиане кэлдэрары испытали обрядовое влияние турок-османов, не меняя религии. Их первоначальный ареал кочевья находился на территории Османской империи.

Расходы на свадьбу чаще всего брали на себя родственники жениха; иногда, по договорённости, делились пополам с родителями невесты. О приданом у цыган при сватовстве девушки вообще не упоминалось, однако, оно обязательно давалось - это были перины, подушки, одежда и золотые украшения.

На свадьбу гости преподносили молодым подарки в виде ценных вещей или денег. «Мандар ханцы катар о Дел май бут» - «От меня немного, от Бога больше», - приговаривали цыгане, преподнося молодым дары. Иногда собранные дары окупали свадебные расходы.

Сватовство проходило по строго регламентированному ритуалу. В шатёр невесты приходили родители и родственники юноши; двое из них назывались сватами. Они-то и вели переговоры с родителями невесты. Невеста могла не знать о приходе сватов, но, если она и узнавала об этом заранее, то всё равно никогда не присутствовала при этом до тех пор, пока её не позовут.

Во время сватовства разные группы цыган использовали различные атрибуты. Так, кэлдэрары обязательно несли в шатёр невесты плоску - бутылку вина, украшенную лентами и золотыми монетами. Если отец невесты ставил её на стол, значит здесь готовы были принять сватов. У русских цыган эту роль играло дрэвцэ - ветка дерева, желательно березы, украшенная платком, лентами и денежными купюрами. Чем богаче было дрэвцэ, тем благосклонней были к гостям родители. У крымов родителям невесты нужно было привести хотя бы двух овец, украшенных цветными лентами и золотом. Кроме того, после договорённости о выкупе за невесту и об условиях свадьбы, на стол ставится заранее испечённый родственницами жениха пирог, закрытый платком. Платок надо сдёрнуть, и потом каждый из присутствующих отламывает по куску пирога. По поверью, тот, кто первый сумел это сделать, счастливо женит своих детей. Этот пирог так и называется - свадебный. Считается хорошим знаком, если каждый, кто отломил кусок от этого пирога, принесёт его своим детям. После этого обряда платится выкуп за невесту.

Одно было общим - родственники жениха старались превратить сватовство в пышное празднество, при этом преследовались определённые цели: показать свой достаток и добиться того, чтобы родителям невесты было неудобно отказать сватам. Отец девушки никогда сразу не давал согласие на брак, отвечал, что «надо подумать», «невеста ещё молода», но, как правило, такой ответ уже означал согласие. Если родители в конце концов соглашались, то звали невесту и спрашивали о её желании, заранее зная, что дочь не пойдёт против воли отца. У кэлдэраров при этом будущий свекор вешал девушке на шею золотую монету в знак того, что больше никто не должен к ней свататься. В случае, когда детей сватали ещё грудными, отец мальчика также дарил золотую монету девочке, чтобы она носила её, когда подрастёт. Иногда сватовство затягивалось надолго - на два-три дня, а то и на неделю. Всё зависело от состоятельности родителей невесты - ведь до тех пор, пока отец не давал согласие на свадьбу дочери, он нёс все расходы. С момента, когда жениху говорили: «Да», тот сам должен был оплачивать угощение гостей во время переговоров об условиях свадьбы. Интересно, что сватовство и до сегодняшнего дня - необходимый церемониал свадьбы.

К назначенному дню свадьбы приглашались и съезжались на выбранное место несколько семейств цыган. Уже в середине XIX века родители благословляли детей иконами. А вот венчание в церкви появилось в свадебной обрядности сравнительно поздно - в начале ХХ века.

За свадебным столом молодые сидели рядом, в то же время гостей - мужчин и женщин - усаживали за разными столами. У кэлдэраров кушанья раскладывались на специальных медных столах на низеньких ножках. Сидели на коврах, расстеленных прямо на земле. Во время свадебного застолья родители произносили напутствие молодым. Центральное место в собственно свадебной обрядности цыган занимало брачное сведение молодых. К концу первого дня свадьбы сваты или старшие по возрасту мужчина и женщина подносили молодым хлеб и соль и произносили следующее: «Те на вурцын туме ек аврэхке сар чи вурцинпе о лон тай о манро. Сар нащтин ле мануш те скэпин катар о манро, кадя чи нащтин туме те скэпин екх аврэстар». Это буквально означает: «Чтобы вы не стали противными друг другу, как не становятся противными один другому соль и хлеб. Как не могут люди оторваться от хлеба, так чтобы вы не могли оторваться друг от друга». Молодые отламывали по кусочку хлеба и съедали его с солью. Обычай встречать молодых хлебом и солью существовал у многих земледельческих народов. Цыгане крайне редко занимались земледелием, но к концу XIX века этот обряд уже настолько был распространён у цыган, что на вопрос: «Как живут молодые?», - обычно отвечали: «Как хлеб и соль».

Далее молодых провожали в шатёр, из которого все выходили (иногда могли остаться старые женщины). Это происходило в разгар свадебного застолья. Кульминацией свадьбы был вынос рубашки молодой на подносе, украшенном красными цветами. Гости пили за родителей невесты и благодарили за воспитание дочери, чем те очень гордились. Всем гостям вручали бумажные цветы или ленты красного цвета, которые прикалывали на одежду и к волосам; красный цвет - символ свадьбы.

Если невеста была непорочна, гости преподносили молодым дары, о которых уже говорилось. Если нет (что было крайне редким явлением), её родители возмещали все свадебные расходы.

Сразу после выноса рубашки невесте на голову надевали платок, а на юбку фартук. С этого момента она не должна была показываться перед мужчинами с непокрытой головой. У кэлдэрарок менялась и причёска. Если девушка носила просто косы или распущенные волосы, то замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска называлась амболдинари. Платок тоже повязывался по-особому (типа амблдинари) - концы закручивались жгутом и завязывались сзади. Изменения причёски, платок, фартук - всё это символизировало переход девушки в новую социальную группу.

Обычно свадьба длилась два-три дня; у богатых цыган гуляли целую неделю. После свадьбы жена всегда шла жить в шатёр мужа. Очень редко, когда у мужа было мало родственников, или он был беден, муж шёл жить в шатёр жены. Это не приветствовалось цыганами.

До сих пор свадебное застолье у цыган считается самым важным моментом; только после него цыганская община признаёт брак. В наше время очень часто бывает, что цыгане регистрируют брак в органах ЗАГСа только по необходимости. Если регистрация и происходит, то, как правило, она не вплетена в канву традиционной свадьбы. Это может быть за месяц до свадьбы или через неделю после неё. Регистрация брака до свадьбы отнюдь не означает, что жених и невеста фактически стали мужем и женой.

Брак у цыган в прошлом был прочен. Измена со стороны жены считалась недопустимой; разводы были очень редки. В наше время разводы бывают чаще. В связи с этим, у этнической группы цыган польска рома появился следующий характерный момент свадьбы. Как и раньше, при сватовстве о приданом не говорят - хотя дают его обязательно. Но на второй день свадьбы, когда молодым преподносят дары, родители невесты дают посаго. Это то же приданое, но теперь это уже не постель или носильные вещи, а ключи от дома, где будут жить молодые (если родители невесты в состоянии это обеспечить), ключи от машины или золотые украшения. Делается это публично для того, чтобы все присутствующие на свадьбе это видели, и в случае развода женщина могла вернуть свои вещи - ведь, если брак не оформлен юридически, она часто бывает ущемлена в своих интересах при разводе.

Кроме того, с переходом цыган на оседлый образ жизни, значительно расширяются досвадебные и послесвадебные обычаи и обряды, элементы которых в значительной мере заимствованы у окружающего населения. Например, у сэрвов Поволжья широко распространён так называемый девичник, который устраивается родителями невесты (в то время как свадьбу организовывают родители жениха) за день до свадьбы. В этот день собирается, в основном, молодежь, сам праздник символизирует прощание невесты с подругами. Также интересен обычай «выкупа» невесты родственниками жениха. Молодёжь со стороны жениха приходит в день свадьбы в дом невесты, но братья невесты не хотят отдавать её без выкупа. Ведутся долгие «переговоры», в дар приносят шампанское и конфеты, а потом устраивается шутливый «штурм» ворот, и жених выводит невесту из дома.

На третий день свадьбы, когда невеста переезжает к жениху, совершается «выкуп» приданого. Этот обычай несёт в себе элементы традиционной культуры (приданое везут на телеге, запряженной лошадьми); действо носит шуточный характер, сопровождается песнями и плясками, при этом приданое не выставляется напоказ и не важен его состав.

Хотя многие черты свадебной обрядности заимствуются цыганами у окружающего населения, происходит это выборочно. Так у цыган не привился русский обычай, когда гости кричат: «Горько!», требуя поцелуя жениха и невесты. Подобные открытое проявление чувств считаются неприличными.

Вообще для цыган свадьба - чуть ли не самое важное событие в жизни семьи, и, поэтому, денег на неё не жалели. «Когда цыган гулял, - вспоминает один из информаторов, - то на все. А свадьбы у них по всем сёлам гремели. От села к селу ездили, всех встречных вином поили. С музыкантами. Одевали что есть лучшего, а нет, так у соседей занимали. Некоторые семьи разорялись при свадьбе».

После свадьбы молодые некоторое время обязательно жили вместе с родителями мужа. Время совместного проживания зависело от материального достатка семьи, а, главным образом, от желания родителей. Чтобы отделить молодую семью необходимо купить лошадь, повозку, палатку. Когда всё это становилось возможным, отец отделял сына (такой раздел у кэлдэраров назывался дэбэшка). Если в семье был второй сын, и он женился, первого отделяли скорее. Иногда по два-три поколения жили в одной палатке и вели общее хозяйство, то есть это были сложные семьи. Надо заметить, что один из сыновей, как правило младший, должен был обязательно жить с родителями. Это была своеобразная форма пенсионного обеспечения - мудрый обычай, поддерживавший человека в старости.

Обычаи, связанные с рождением детей

Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно, если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.

Что касается поведения беременной женщины, то тут существовали обычаи, а точнее суеверия - примерно того же типа, что и у всех народов Европы. Они носили магический характер.

В прошлом женщины старались скрыть свою беременность до определенного срока, боясь, чтобы злые силы не повредили здоровью.

Например, беременной запрещалось смотреть на пожар - иначе на лице ребёнка могут появиться родимые пятна. Нельзя перешагивать через натянутую веревку, через забор - иначе пуповина может задушить ребёнка. Нельзя отгонять ногой собаку - иначе у ребёнка на теле может вырасти щетина. У цыган имелись также и вполне рациональные, здравые обычаи, продиктованные заботой о здоровье матери и новорождённого. Например, считалось невозможным отказать беременной в желаемой пище.

Ряд обычаев был связан с представлениями цыган о «чистом» и «нечистом».

Беременная женщина считалась «нечистой» даже у английских цыган, подвергшихся сильной ассимиляции и утративших свой язык. Она должна была избегать мужчин (не только чужих, но и близких родственников). Старалась не попадаться им на глаза. У цыган Словении, например, женщине, ожидающей ребёнка, не полагалось показываться на глаза отцу без предупреждения. Запрещалось спрашивать, когда родится ребёнок, и как хотят его назвать - это тоже считалось нарушением приличий.

Ни в коем случае беременная цыганка не подходила к беседующим мужчинам. Особенно строгим был закон, запрещающий ей перейти дорогу мужчине-цыгану, а также запряженной лошади.

Однако, беременность не освобождала женщину от обязанности зарабатывать. Она по-прежнему ходила гадать, а, вернувшись, бралась в шатре за свои повседневные обязанности.

Никаких особых суеверий и магических обрядов, связанных с моментом рождения ребенка нет. Повитух тоже не было. Рожала женщина в шатре, все обитатели которого выходили наружу. Помогать при родах могла какая-нибудь родственница, случайно оказавшаяся рядом. Сразу же после рождения детей обязательно купали.

Для того, чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц роженицы ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.

Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.

Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Роженица не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.

Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе - а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту. Указанный обычай существовал не только у цыган. Серьгу в ухе носили и некоторые казаки: это был знак того, что данный воин - единственный сын в семье, наследник. Такого казака товарищи берегли, избегали посылать на особо опасные задания.

В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.

Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:

Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».

Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер. Интересно, что и в наше время сохраняются пережитки старинных верований. Цыганка Аграфена Васильевна Кутенкова, живущая в Самаре, рассказывает, что её новорождённые дети умирали, пока одного из родившихся детей не «выкупили» по обычаю. После этого она вырастила трёх здоровых сыновей.

Одним из важнейших обрядов, связанных с рождением ребенка, были крестины, которые уже в начале ХХ века устраивались обязательно. Как правило, крещение ребенка происходило сразу по прошествии шести недель со дня рождения. Религиозным тонкостям цыгане особого значения не придавали. На Западной Украине бывало даже так: одного новорожденного несли в православную церковь, а другого - в костёл (в зависимости от того, какой храм был на данный момент ближе). Из этого, однако, вовсе не следует, что окажись рядом мечеть, малыш стал бы мусульманином - цыгане, верящие в Христа, твёрдо придерживались обрядов именно христианской церкви.

Пока новорожденного не окрестили, никто кроме матери, не брал его на руки. Те, кто крестят ребенка, становились его крёстными родителями - кумовьями по отношению к родителям ребенка и между собой. Как правило, кумовьев было двое: кирви - кума и кирво - кум. Их выбирали родители. В кумовья старались позвать наиболее уважаемых цыган, а отказ от приглашения быть крёстным осуждался. На большие праздники - Рождество и Пасху - родители новорожденного должны были делать кумовьям подарки - вино, шелковый платок и какой-нибудь хлеб (на пасху - кулич). Отношениями кумовства цыгане очень дорожат в течение всей жизни. Родители ребенка с большим почтением относятся к крёстным своих детей и поссориться о кумовьями считается тяжким грехом.

Рождению мальчика радовались больше, чем рождению девочки, и крестины в этом случае устраивались богаче.

Нерушимые отношения кумовства сложились не сразу. Ещё в конце XVIII века детей крестили скорее из меркантильных, нежели из религиозных соображений.

Несмотря на то, что сейчас цыгане уже почти не кочуют и ведут оседлый образ жизни, они свято хранят свои традиции и обычаи..

«Скверна»

У цыганского народа существует такое понятие, как «скверна». Нижняя часть тела женщины, одежда и даже земля под ней считаются оскверненными. Исходя из этого, цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме.

Цыганским женщинам запрещено подниматься выше первого этажа в доме

Осквернен может быть и мужчина, в том случае, если цыганка юбкой коснется его (не считая случаев исполнения супружеского долга). Это также считается наказанием за какое-либо преступление. Оскверненный мужчина отстраняется от табора. Ест и спит он отдельно, пока не очистится. Только тогда, приняв совместное решение община разрешит ему вернуться назад.

Свадьба

Цыганская свадьба — уникальное явление. Это событие принято отмечать с размахом и очень помпезно. Обычно родители стараются женить детей как можно раньше, дабы молодые не успели испортиться, а невеста с легкостью могла приспособится к жизни в семье жениха. Бывает так, что пары образуются, едва дети начинают ходить.

Цыганские молодожены

На выбор влияет состоятельность и статус семей в обществе. Все обговаривается заранее. Когда приходит время свататься, родители жениха приносят выкуп за невесту. Это скорее формально, так как на свадьбе все это переходит молодым. Кстати, подарки на свадьбу принято дарить роскошные и помногу. На этот праздник собираются все родственники табора.

Цыганские свадебные гуляния идут не один день, а порой и недели

Гуляния идут не один день, а порой затягиваются и на недели. Еще одной традицией является доказательства невинности невесты. После первой брачной ночи молодожены должны показать гостям простынь с кровью. Тем самым подтверждая благочестие новоиспеченной жены.

Семья

После свадьбы девушка приходит жить в дом мужа с его семьей. Со временем молодые обзаводятся собственным жилищем и съезжают. Но есть строгое правило, что младший сын всегда должен жить с родителями, чтобы помогать им и обеспечивать достойную жизнь.


Быт цыган в Европе

У цыган существует культ детей. Этот народ любит всех детей без исключения, и цыганских, и любой другой нации. Их всегда стараются побаловать, угостить, развеселить, никогда не наказывают. Приходя в дом, где живут дети, обязательно приносят им гостинцы и подарки. Старших тоже очень уважают. Их мнение считается законом.


Цыганские дети

У большинства цыган действует очень сложный этикет, состоящий из правил поведения, зависящих от пола и возраста человека.

На цыганских застольях женщины и мужчины сидят отдельно

На празднествах и застольях женщины с мужчинами сидят отдельно. Во время праздников считается стыдным и невежливым по отношению к присутствующим сильно напиваться. Молодые люди могут пить только с разрешения старших. А те кому пить не разрешено должны предотвращать конфликты и следить за количеством выпитого всех остальных.

Похороны

У цыган считается, что человеку на том свете нужно всё то же самое, что и в обычной жизни. Если умирает человек, то, в зависимости от его пола, родственникам или друзьям передают через гроб 3 предмета: икону (умер мужчина — мужскую, женщина — женскую), постель и ковёр (символизирует дорогу). Родные и близкие идут процессией от дома за гробом. На землю кидают платок — «дорога». Родным усопшего нельзя нести гроб. В гроб кладут предметы первой необходимости и спиртное (для встречи с родственниками). В доме на 40 дней завешивают зеркала.

Родственники усопшего цыгана не стригутся в течение 40 дней

Близкие родственники усопшего не стригут волосы и не сбривают бороду в течение 40 дней. В течение года родственники держат траур, не посещают весёлые мероприятия, такие как свадьбы, дни рождения и т. д. Время пребывания в трауре зависит от того, как скорбит родственник. Если человек сильно скорбит, то пребывание в трауре может продлиться намного дольше. По истечении 40 дней дают накрытый стол родственнику, в соответствии с полом усопшего.

Творчество


Цыганский творческий коллектив

У цыган не принято говорить вслух о любви, нельзя прикоснуться к чужой женщине даже танцуя, разве что в песне или танце можно выплеснуть свою страсть. Оттого в культуре этого народа принято развлекать себя именно творчеством. Миру известно множество успешных музыкантов, циркачей, танцоров и актеров — представителей этого народа.

Ну кинули и кинули хрен с ними проходит месяц. Звонок от цыган приезжай мы переехали всем табором всем нужно тарелки настроить. Говорю долг отдашь приеду, обманешь весь табор навсегда в три тв забаню и хрен вам а не телевизор. Приезжай все будет.

А выселились они хрен знает куда за 80 км от Тулы ехать долго. Беру с собой напарника. И мы с опаской едем в табор. Приезжаем картина маслом деревня 40 домов посередине 1 дом цыгане видно купили или в аренду взяли но он обычный кирпичный. А дальше как в сказке десяток одинаковых деревянных хибар в 2 ряда. Электричество сделали из обычных удлинителей 5м. на улице прям под дождем в грязи. розетки в дом заходят через открытые окна или дыры в стеклах. Также телевизионные провода прям посреди окна потому что так дешевле. Столько домов это прям улица. По ней просто так не пройти грязь по колено. Время осень. В начале нас с напарником обступила детвора, но я напомнил свое обещание все отрубить, если начнется беспредел и свершилось чудо, ничего не пропало, даже с машины колеса не сняли, поверили видать в мои сверх способности. Начинаем работать, ставить спутн. антенны. Я никогда до этого, не видел тарелки в таком состоянии, ржавые, погнутые. С грехом пополам настраиваем, приходим в дом, а ресивер разбит не включается, пульта нет, полная жопа. И так почти в каждом доме. С каждым домом расчитываемся отдельно. Начинают плакаться: не хватает, давай потом. Пригрозил. Забегали друг к другу деньги занимать и как принято друг другу плакаться. Но зато все что должны были до рубля отдали.

Самое интересное обои и ковры только в богатых домах в 1-2 в основном стены это голые доски. Схема обогрева меня впечатлила, посреди дома, зал высота потолков метра 3.5 посреди него стоит старая газовая плита с балоном пропана. И из нее из всех щелей пламя почти до потолка. Поэтому горят цыгане часто, но двери у них на замки не закрываются чтобы выбежать можно было. В других комнатах холодно, цыгане дома не раздеваются, везде копоть, грязь. Но сами дома большие 5-6 комнат. Собираются прямо на глазах.
Все доски уже напилены, остались с прошлых раз, там разобрали, здесь собрали, прям модульная конструкция. Утеплитель древесная стружка. Все дома 1 этажные.
А так сама схема переезда меня порадовала: Покупается дом в деревне и рядом с ним разбивается еще одна деревня естественно без документов.

В процессе моей работы я узнал много интересного: У цыган строят и работают только женщины и дети, мужики ничего не делают, от слова совсем. Многие не умеют читать и писать. Женятся рано 11-12 лет. Цыган имеет право изменять жене, главное чтобы содержал семью. Если же жена изменяет мужу то там последствия вплоть до изгнания из табора.
Автор gunnet

Цыгане представляют собой отдельный народ с богатой культурой и своими, иногда не похожими ни на чьи другие, традициями. На некоторых цыгане нагоняют страх и трепет, некоторые открыто интересуются их культурой и изучают их историю.

Но нет ни одного равнодушного, который бы не хотел узнать о свадебных традициях этого народа.

Многие цыганские традиции не похожи на привычные славянским государствам обряды и обычаи. Так и цыганская свадьба остается для нас загадкой и вызывает неподдельный интерес.

Пару своим детям выбирают родители, преимущественно отцы. Свадьбу же играют с размахом, песнями и плясками, колоритно и весело. О некоторых традициях и обычаях речь пойдет в этой статье.

Ранний брак в цыганской общине объясняется тем, что родители стремятся найти ребенку пару до того, как их ребенок вкусит запретный плод.

Именно поэтому у цыган нет никаких свиданий, совместных прогулок или же походов на дискотеки. Лучше обезопасить себя от сплетен и от нежеланных сердечных переживаний своих детей.

Где же можно найти жениха или невесту своему ребенку? Вариантов несколько:


Сватовство

Если молодой человек и его семья настроены решительно относительно какой-либо девушки, то начинается торг за невесту. Выкуп, который будет предложен за невесту определяет достаток жениха, поэтому родители невесты имеют право отказать, если выкуп им покажется недостойным их дочери.

Самое главное, чтобы девушка провела ночь в доме будущего мужа. Ведь тогда все будут считать ее испорченной, и чтобы выдать дочь «хоть за кого-нибудь», родителям приходится согласиться на брак.

Обычаи цыганской свадьбы

а или официального бракосочетания обряд свадьбы у цыган не предусматривает. Впрочем, разводов тоже практически не бывает, потому что женщина у цыган практически всегда считается виноватой, а в случае развода в отчий дом ее могут и не принять, поэтому она рискует остаться на улице. Венчаются цыгане крайне редко.

Жених и невеста всего лишь должны дать клятвы перед родственниками и гостями. С этого момента все будут считать их мужем и женой.

Свадьба – главное событие в жизни цыганского народа. К ней готовятся с рождения ребенка, а отмечают пышно и с размахом, насколько позволяют финансы. На свадьбу приглашается большое количество народа, чем больше, тем лучше.


Цыганская свадьба начинается с танцев и сопровождается ими весь день.
Молодожены должны танцевать со всеми присутствующими, но только не друг с другом. В день свадьбы молодые не должны целоваться, прикасаться друг к другу и даже общаться.

Даже случайно коснуться своего супруга нельзя, ведь тем самым его можно осквернить, и тогда в течение 4 недель с ним не будут общаться.

Цыгане чтят старшее поколение, поэтому за праздничный стол первыми садятся именно они: прадеды, деды, старшие дяди. Зал, где проходит гуляние условно разделяется на две половины: женскую и мужскую. Мужчины и женщины празднуют отдельно друг от друга.

Интересные традиции цыганской свадьбы

Цыганская свадьба сопровождается многими традициями, которые нам могут показаться интересными, а порой даже «дикими».

Вот некоторые из традиций:


Цыганская культура очень необычна и колоритна. И пусть этот загадочный народ нас порой пугает, нам всем интересно углубиться в их традиции и обычаи.

Традиции цыганской свадьбы могут показаться немного устаревшими, однако цыгане их чтут и сохраняют из поколения в поколение.