Развивающие игрушки, которые можно сделать своими руками. Как сделать развивающие игрушки для детей своими руками

Руки для человека очень важны. Ежедневно они выполняют тысячи разнообразных движений, большинство из которых делаются неосознанно. Поэтому в развитии ребенка следует особое внимание уделять мелкой моторике. Малыши любят трогать предметы, ощупывать их, пытаются выполнять простейшие движения руками.

Игрушки для развития мелкой моторики служат отличным практическим материалом, с помощью которого ребенок через игру занимается каждый день. Их можно изготовить самостоятельно, используя разнообразные подручные средства.

Существует множество мастер-классов, помогающих изготавливать дома игрушки детям любых возрастов. Многие современные родители стараются развивать моторику ребенку рано, пока он еще грудничок. Малышам всегда интересны новые предметы.

Однако, выбирая материалы и пошаговую инструкцию, стоит помнить о мерах предосторожности:

  1. Пришивайте все элементы игрушки покрепче, особенно мелкие - дети любят не только трогать, но и пробуют «на зуб» понравившийся предмет.
  2. Закончив поделку, проверяйте все ее элементы сами, причем несколько раз. Насколько крепко пришиты пуговицы? Легко расстегнуть молнию? Есть узкие места, где можно случайно защемить палец?
  3. Осмотрите игрушку. Помните, там не должно присутствовать никаких мелких острых концов, режущих краев и других опасных элементов, о которые малыш может пораниться.
  4. Используйте на игрушки для развития моторики рук для малышей только натуральные материалы, не содержащие никаких примесей или химии.
  5. Проявите фантазию. Ребятишки 0-3 лет и старше познают мир через тактильные ощущения. Вот почему они стараются все потрогать, даже попробовать. Делайте разные игрушки - мягкие и твердые, шершавые. Экспериментируйте с размерами и формой. Помните, даже месячный младенец сможет развиваться, изучая новые предметы.

Сенсорные мешочки

Такие игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей подойдут малышам 0-3 года и чуть старше. Внешне они выглядят как мягкие тканевые мешочки, набитые разнообразными материалами. Ребенок будет трогать их и обнаружит скрытые сюрпризы внутри.



Сова с секретом

Маленький мешочек - сова, внутри которого находятся различные материалы.





Что потребуется:

  • фетровая ткань - разноцветные кусочки (белый - глаза, желтый - клюв и основной цвет для туловища);
  • ленточки;
  • нитки;
  • иголки;
  • тюль или иная прозрачная ткань;
  • мелкие материалы (бусинки, звездочки, пуговицы);
  • готовая выкройка.

Порядок изготовления:

  1. Дидактический материал можно скачать готовые или нарисовать самим. Основа - туловище совы в форме арки. Перенося готовые детали на ткань, стоит помнить, что одна сторона (задняя) - будет закрытой, а вторая (перед) - имеет небольшое круглое отверстие, через которое содержимое мешочка отлично просматривается.
  2. Вырежьте круг чуть больше отверстия из тюли. Аккуратно пришейте его к детали передней стороны (где было круглое отверстие).
  3. Соедините основные две детали, прошив машинкой. Только оставьте внизу небольшое отверстие, через которое набейте мешочек собранными мелкими деталями. Незачем класть много, лучше соберите разных штучек: звездочки, пуговицы, бисер.
  4. Закончив набивку, закройте отверстие. Теперь осталось украсить мешочек - вырежьте из мягкого белого фетра глаза, черным маркером можно добавить им зрачки, из желтого - треугольный клюв. А голову совы украсьте двумя яркими ленточками. Такие игрушки для мелкой моторики рук от года тоже подойдут. Они безопасны, ведь содержимое нельзя достать.

Тактильные мешочки

Можно смастерить несколько маленьких тканевых мешочков, набив их разнообразным содержимым: крупами, бисером, рисом.

Что потребуется:

  • ткань;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • содержимое - крупы, рис, бисер, бусинки.

Порядок работы:

  1. Раскроите несколько маленьких подушечек и аккуратно набейте каждую крупами, только смотрите, чтобы содержимое получилось разным. Например, в одной будет только рис, в другой - овсяная крупа и пр.
  2. Сшейте дополнительно для них большой тканевый мешок, где будете хранить самодельные игрушки.
  3. Чем набивать? Вариантов много: ракушками, рисом, ватой, камушками, бусинами. Главное, чтобы предметы были гладкие и безопасные.

Слингобусы грызунки и браслетики для грудничков

Такие игрушки больше подходят для грызения и ощупывания младенцам. В магазинах не всегда можно доверять ассортименту, нет гарантии в безопасности изделий. А дома можно смастерить их самим, используя пошаговую инструкцию.




Это самые ранние игрушки, внешне похожи на бусы или браслеты. Мамы часто надевают их, чтобы отвлекать ребенка, пока он находится в слинге или на руках.

Важно! Здесь потребуются навыки вязания именно крючком. Умение связывать предметы (браслеты, бусины) и связать отдельные элементы (фигурки животных, мягкие шарики).

Что потребуется:

  • деревянные бусины;
  • хлопковые нити;
  • крючки;
  • вощеный шнур/лента (основа);
  • наполнитель (силиконовое волокно, вата);
  • шуршащие или какие-нибудь гремящие предметы (по необходимости).

Порядок работы:

Заранее определитесь, будет это маленький браслет, полноценные бусы или игрушка - кусалка. Основой служит деревянный предмет.

Браслет - игрушка

Вариант 1. Возьмите небольшое деревянное кольцо и аккуратно обвяжите его так, чтобы вязаная ткань покрыла всю поверхность. Похожим образом обвяжите небольшую деревянную бусину - «голову» игрушки. Отдельно свяжите пару ушей к ней, оформите мордочку. Закончив, соедините детали.

Вариант 2. Здесь деревянные шарики чередуются с мягкими, вязаными. Можете обвязать несколько деревянных шаров - бусин или связать шарики, набив их ватой/поролоном. Пусть в браслете мягкие шарики чередуются с обычными деревянными. Соедините их, набрав на толстую, хлопковую нить.

Вариант 3. Браслет с разными шариками дополнен парой деревянных колец.

Вариант 4. Браслет - бегемотик. Обвяжите деревянную основу - браслет хлопковой нитью, только плотнее и закрепите концы. 4 ножки и голову бегемотика свяжите отдельно. Набейте их ватой или иным мягким наполнителем.

Вариант 5. Разноцветные вязаные шарики собраны вместе, с ними фигурка маленького бегемотика. Каждый шарик связывайте отдельно. Можно использовать разноцветные нитки, так игрушка получается ярче. Собирая готовые шарики, чередуйте их с небольшими бусинами. В центре пришейте вязаную фигурку зверушки.



Слингобусы выполняются похожим образом, только они большего размера. Мама носит такие как практическое пособие малыша, заодно отвлекающая вещь.

Подобные игрушки подходят и годовалым детям, 1-2, даже 1-3 лет. Можно со временем усложнять структуру бус или браслета, объясняя ребенку, из каких именно элементов он состоит.

Шнуровка

Дети постарше (3-4, также 4-5 лет) уже освоили азы пальчиковой моторики, пора им изучать мастерство завязывания шнурков. Конечно, большинство детской обуви делается на удобной застежке или липучке, но малышу все равно нужно уметь завязывать себе шнурки.

Лучше всего навык познается на практике. Поможет игрушка - шнуровка. Видно как развитие мелкой моторики рук помогает ребенку в жизни.

Что потребуется:

  • фетр разноцветный;
  • шнурки (обычные новые);
  • картон - основа;
  • кнопки (вернее, специальные кружки, которыми закрываются отверстия);
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • готовый шаблон.

Порядок работы:

Форма игрушки. Если шнуровку делаете для малыша помладше (2-4 года), тогда можно сделать любую зверушку. Например, улитку или дракона, на котором будет элемент шнуровки. Фактура изделия тканевая, мягкая. Чтобы игрушка заинтересовала, стоит выбирать любимого зверя ребенка. Нравятся динозавры - сделать динозавра, нравятся кошки - кота. Добавить элемент шнуровки несложно к любому.

Если ребенок постарше (5-6 лет), лучше изготовить пример обуви. Тогда он сможет практиковаться завязывать шнурки, вдевать их, вязать бантики, понимая, где это используется.

Улитка - шнуровка

Раскроите все детали будущей улитки: круглую раковину, туловище, два кружка - глаза, дополнительные детали - окружение. Основой будет лист плотного картона, сверху обшитый фетром или иной плотной тканью. Для удобства картон приклейте потом.

Сначала на ткань - основу пришейте элементы будущей улитки. Для оформления ее раковины прострочите несколько раз, делая шов в форме уменьшающейся спирали. Закончив, пришейте вручную бусинки, через которые потом нужно будет продевать шнурок.

Осталось пришить оставшиеся детали игрушки - туловище, глаза. Два шнурка будут рожками улитки. Сделайте поделку яркой, разноцветной, чтобы заодно развивать способность ребенка различать цвета (их названия, наименования предметов). Добавьте элементов к картине. Солнышко, травку, пенек.

Шнуровка - кеды

Скачайте шаблон кеды и перенесите его на ткань. Постарайтесь создать реалистичную обувь. Низ - темный фетр, носок - полукруг белой ткани, основа - детали из зеленого фетра. Основа - квадратный отрез ткани, к ней пришиваете детали игрушки.

Сначала пришейте черный низ. Сверху - белый полукруг-носок кеды. Делайте его чуть меньше, чтобы край низа был заметен. Сложнее всего - оформить дырочки. Купите специальные пластиковые «шлепки», и сделав круглые дырки, установите их сверху. Можно приклеить, чтобы ребенок потом не смог вытащить детали.

Такие сенсорные игрушки должны быть максимально реалистичными. Малыш станет ассоциировать их с настоящими кроссовками или ботинками.

В последнее время развивающие игрушки появились на прилавках всех магазинов. «А как без них?!» - восклицают педагоги. Давайте разберемся, что такое развивающая игрушка.

Если исходить из названия, то это игрушка, которая что-то развивает у ребенка: мелкую моторику или какие-то знания. По большому счету, все игрушки являются развивающими: погремушка учит ребенка управлять своими ручками (хватать, перекладывать из руки в руку, бросать). И все-таки, развивающими обычно называют те игрушки, которые позволяют ребенку чему-то научится в игровой форме. Многие из таких игрушек вы можете сделать своими руками.

Основные этапы развития ребенка

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, определите, на какой возраст она будет рассчитана. Очевидно, что не будет интересна пятилетке. Немаловажно и то, чем увлекается ребенок. От этого зависит, какой формы будет ваша игрушка и каким сюжетом она будет объединена.

Хотелось бы напомнить, что все индивидуально. Возможно ваш ребенок уже овладел каким-то навыком раньше времени, возможно - нет.

0- 3 месяца

Ребенок большую часть времени лежит на спине. Необходимо развивать умение сосредоточивать взгляд.

Виды игрушек: мобили, яркие погремушки, гирлянды, бусы.

Требования к игрушкам: разные фактуры, легкость игрушек, простые формы. Цвета яркие, но не пестрые. Желательно не больше 5 предметов.

3 - 6 месяцев

Ребенок больше двигается и все предметы тянет в рот. Учится переворачиваться со спины на живот. Необходимо развивать координацию движений, слух и зрение, навык хватания.

Виды игрушек: неваляшки, тряпичные бусы, игрушки с зеркалом, погремушки - гантели, кольца. Развивающие коврики с дугами. Тряпичные мячики, браслеты с пуговицами.

Требования к игрушкам: яркие, разнофактурные игрушки, издающие разные звуки.

6 - 9 месяцев

Ребенок учится ползать, узнает близких. Некоторое время способен развлекать себя сам. Необходимо поощрять двигательную и речевую активность, а также развивать умение хватать предмет не всей рукой, а двумя пальцами.

Виды игрушек: развивающие коврики, сортеры, пирамидки, матрешки, музыкальные игрушки с кнопками.

Требования к игрушкам: яркие, звучащие игрушки должны отличаться по форме, весу, способу использования.

9 - 12 месяцев

Ребенок учится ходить, говорить. Необходимо развивать двигательную и речевую активность.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки с картинками, игрушки–каталки, куклы с ярко выраженными чертами лица, перчаточные и пальчиковые куклы, пирамидки, кубики, сортеры, варианты коробочек, ведерок, корзинок (игрушки– вкладыши).

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать. Игрушки, отражающие ситуации реального мира.

1 год - 1 год 3 месяца

Начинается активное развитие и исследование окружающего мира. У ребенка проявляется стремление к самостоятельности. Необходимо развивать двигательную и речевую активность, а также операции мышления: сравнение, обобщение, анализ.

Виды игрушек: пирамидки, кубики, игрушки-вкладыши, музыкальные инструменты.

Требования к игрушкам: игрушки, состоящие из разных частей, которые можно собирать и разбирать.

1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев

Развитие речи, поощрение речевой активности, развитие мелкой моторики (расстегивание - застегивание различными способами). Развитие операция мышления.

Виды игрушек: развивающие коврики и книжки, кубики, игрушки с сюрпризом (секретом), сортеры.

Требования к игрушкам: игрушки, позволяющие обобщать предметы по признакам сходства, величины, цвета. Названия животных, растений, одежды и т. п.

1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев

Активное познание окружающего мира. Необходимо развивать активное использование предметов по другому назначению, самостоятельную игру, понимание эмоций.

Виды игрушек: игрушки, отражающие реальные ситуации и предметы окружающего мира, животных.

Требования к игрушкам: предметные игры (сюжетные, строительные и т. п.). Игрушки, требующие показать и назвать цвета, форму, выбрать действие.

1 год 9 месяцев - 2 года

У ребенка идет активное социальное развитие. Необходимо развивать понимание формы, цвета, размера.

Виды игрушек: сортеры, пирамидки, кубики, книжки.

Требования к игрушкам: игрушки, которые можно группировать по форме, цвету, размеру.

2 - 3 года

Продолжается активное социальное развитие малыша, он уже умеет взаимодействовать с другими детьми. Необходимо развивать мелкую моторику, а также умение различать формы, цвета, размеры.

Все виды игрушек. Поделки из природных материалов, бумаги, пластилина.

Требования к игрушкам: игрушки для предметных, сюжетно-ролевых игр.

3 - 5 лет

Активность, умение самостоятельно выстраивать свою игровую деятельность. Необходимо закреплять эти навыки.

Виды игрушек: детское лото, пазлы . Игры на изучение времени суток и времен года. Изучение алфавита и цифр.

Материалы для изготовления развивающих игрушек

Материалов для изготовления развивающих игрушек огромное множество, большинство из них есть в каждом доме!

Остатки ткани

Развивающие игрушки хороши тем, что для них можно использовать остатки, которые есть у каждой рукодельницы. Например, остатки различных тканей, фетра, флиса, трикотажа. Разная фактура только приветствуется!

Хотите облегчить себе жизнь? Используйте небольшие отрезки тканей, которые прикладывают к новым костюмам.

Те, кто умеет вязать, могут использовать квадратики, которые вяжутся для расчета петель.

В ход идет всё: шнурки, ленты, пуговицы, бусины, молнии, кнопки, кулиски, защелки, липкая лента, пряжки и многое, многое другое! А небольшие термоаппликации вполне могут сыграть роль секретика, спрятавшегося за шторкой или в кармашке.

Мебельная фурнитура

Защелки-щеколды, крючки, ключи с замочками и винтики с резьбой можно использовать, например, при «строительстве» домика.

Шуршащие элементы

Шуршание того или иного элемента достигается за счет вложенной внутрь скомканной целлофановой обертки от чая или коробки конфет.

Гремящие элементы

Гремящие элементы представляют огромный простор для фантазии. Вложите внутрь пластиковый контейнер от бахил или пластиковое яйцо из Киндер-сюрприза, в которое насыпана какая-нибудь крупа (рис, горох, греча, небольшие макароны), соль, сухие вишневые косточки или желуди.

Звенящие элементы

Чаще всего представляют собой небольшой колокольчик, купленный за небольшие деньги в сувенирной лавке или рыболовном магазине.

Блестящие и прозрачные элементы

К таким относятся кусочки плотной фольги, внутренняя сторона упаковки от сока или молока, а также упаковки от игрушек или постельного белья.

Открывающиеся элементы

Они обычно очень нравятся детям, особенно если под ними кто-то прячется) Варианты: окошко, кармашки, шторки. А можно использовать вот такие обычные крышечки от воды или сока.

Старая одежда

Некоторые мастерицы используют детскую одежду своих малышей, которая им уже мала.

Наполнители

В качестве мягких наполнителей обычно используют синтепон, поролон (тогда ваш кубик будет держать форму) или пенопласт.

Впрочем, я уверена, что если вы подумаете, то обязательно придумаете что-то свое!

Какими бывают развивающие игрушки

В сети Интернет можно найти огромное количество развивающих игрушек, сделанных своими руками: книжки, кубики, панно и коврики, подушки, стенды, домики, фигуры животных и т. д.

Развивающий коврик

Сюжеты тоже разнообразны. Это может быть какая-то детская сказка или просто сюжетная картинка.

Вспомните, например, чем увлекается ваш мальчик: машинками или паровозиками?

Интересны варианты книжек «про малыша» - они не только развивают моторику, но и помогают ребенку лучше узнать окружающий мир.

А может это будет просто кубик, с некоторыми элементами? Выбирать вам.

Все игрушки можно разделить на 2 большие группы : те, с которыми ребенок может играть самостоятельно и те, для которых нужна помощь или присутствие взрослого . Обычно к первым относят развлекающие игрушки для детей первых месяцев жизни, а также игрушки, развивающие мелкую моторику. После нескольких показов, ребенок уже самостоятельно сможет расстегивать молнию или пуговку, откручивать крышечку и т. д.

Присутствия взрослого требуют игрушки, развивающие умение считать; находить больше-меньше, право-лево, верх-низ; называть цвета и геометрические фигуры, части тела или животных, объяснять правила поведения или дорожного движения и т. д.

Варианты игрушек и умения, которые они развивают

Такой браслет пригодится совсем маленькому малышу (от 2 до 4 месяцев). Он будет способствовать развитию слуха и зрения малыша, а также координации движений.

Бусы (слингобусы)

Слингобусы развивают восприятие цвета, тактильные ощущения, учат ребенка перебирать и перекатывать небольшие элементы. А можно помимо бусин, прикрепить несколько небольших вязаных зверьков или фрукты.

Подушка с пуговицами

Несмотря на кажущуюся легкость - игрушка довольно интересна. развивают тактильное восприятие малыша. Возьмите её с собой в дорогу и просите ребенка (в зависимости от его возраста) найти все пуговицы определенного цвета, сосчитать их (на всей подушке, в одном ряду или столбце), найти наибольшую или наименьшую пуговицу определенного цвета в ряду или на всей подушке, показать какая пуговица справа от маленькой синей и т. д.

Книжка

Развивает мелкую моторику, учит называть животных, позволяет изучать цвета и геометрические фигуры.

Стенд с замочками

Уверена, мальчишки будут просто в восторге! Ведь столько всего, что можно открыть, расстегнуть, повернуть и нажать. Сделать развивающий стенд довольно просто, бОльшая часть элементов найдется в кладовке любого мужчины.


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Дети по природе своей любопытны. Им всё хочется потрогать, попробовать, рассмотреть. Ведь любое взаимодействие ребёнка с окружающим миром – это своеобразная школа жизни. Это развитие ребёнка.

И хорошие родители ищут всевозможные пути обучения своего чада. Но маленькие дети, в отличие от взрослых, не могут часами сидеть и изучать новые темы: будь то алфавит или названия предметов. Поэтому на помощь родителям приходят развивающие игры. Сегодня онлайн-журнал «Королевнам.ру» расскажет вам о развивающих играх для детей от 3 лет.

В трёхлетнем возрасте ребёнок уже многое умеет делать сам, у него совершенствуется мелкая моторика, он знает некоторые цвета, названия животных и птиц, понимает, где большой предмет, а где маленький. Чтобы помочь ему закрепить полученные знания и приобрести новые, родителям можно сделать развивающие игрушки своими руками.
У «домашних» развивашек для детей есть несомненные плюсы:

— во-первых , вы точно будете знать, из каких материалов они сделаны, следовательно, есть возможность практически полностью исключить вредные вещества из игрушки;

— во-вторых , вы можете оформить игрушку так, как вам хочется, сделать нужного вам цвета, размера, наполнения, да и обучающий материал выбрать тот, который считаете правильным именно вы (те же изображения к алфавиту можно выбрать по своему желанию);

— в-третьих , процесс изготовления таких игрушек очень интересен, к нему можно привлечь и самих деток, да и самих взрослых это занятие порадует *wink*

Развивающие игры подразумевают разные занятия, поэтому и материалы для игр можно разделить на группы:

— Карточки для игр (это могут быть фигуры, буквы, цифры, животные, растения и т.д.);

— Краски и сенсорные пакеты для рисования (можно рисовать пальчиками, кисточками, ватными палочками, сами краски могут быть объёмными);

— Смеси для лепки (пластилин, солёное тесто);

— Цветные смеси для аппликаций и игр (разноцветный рис или «песок»);

— Книги (фетровые, картонные, тканевые и др.);

— Подручные материалы (прищепки, крышечки, баночки и т.д.).

— Теперь можно рассмотреть все группы по отдельности.

Карточки для игр

Фигуры. С ними можно придумать огромное количество игр. Фигуры могут быть просто напечатаны или нарисованы на листе, могут быть вырезаны – в зависимости от того задания, которое вы хотите дать своему малышу.

Примеры заданий с карточками «Фигуры»:

— Самое обычное и распространённое — раскрасить. Печатаете изображение (не очень большое) круга/квадрата/ромба или др. и вручаете малышу вместе с карандашами/фломастерами/красками на ваш выбор. К этому заданию, кроме изучения самой фигуры, можно добавить изучение цвета, сравнение размеров (большой-маленький-средний).

— Обвести по контуру, или соединить по нескольким точкам. Принцип тот же, можно это задание поставить перед предыдущим – обводим, затем раскрашиваем и т.д.

— Для малышей постарше и для родителей, доверяющих ребёнку ножницы – вырезание фигур. Сначала это могут быть полоски, затем усложняя – квадраты, круги и другие фигуры.

— Для тех, кто уже освоил виды фигур – напечатать разные фигуры на листе бумаги, отдельно приготовить вырезанные фигуры (можно из плотного картона), найти соответствия фигур – положить вырезанные кружочки на нарисованные, так же поступить с остальными фигурами.

— Подобно предыдущей игре можно поступить с размерами фигур – напечатать большой круг, средний и маленький. Ребёнок должен положить вырезанные кружочки на нарисованные в соответствии с размером.

— Из вырезанных фигур собрать картинку, например, домик или цветок.

Буквы и цифры . Основная задача при играх с этими карточками, конечно же – выучить буквы и цифры, потом сложнее – собрать слоги, а затем и слова.

Примеры заданий с карточками «Буквы и цифры»:

Так же как и с фигурами – можно раскрасить, обвести или соединить по точкам.

Напечатать табличку. Верхняя строка – с простыми предметами, которые ребёнок знает, например, кукла, мяч, собачка. Нижняя – пустая, в неё малыш должен положить вырезанную буковку, на которую начинается слово.

Напечатать табличку. Верхняя строка с рисунком (например, божья коровка, у нее на спине на разных картинках – разное количество точек). Нижняя пустая – туда кладут карточку с цифрой, которая равна количеству точек на спине божьей коровки. Можно вместо таблички сделать отдельные карточки – с картинками и цифрами.

В этой карточке нужно написать вразброс разные буквы, повторяя по нескольку раз. Задание состоит в том, чтобы найти (можно и обвести кружочком) какую-то конкретную букву, например: «Давай найдём все буквы «А». Тоже самое можно сделать и с цифрами.

Животные и растения . С этими карточками могут взаимодействовать предыдущие группы карточек.

Примеры заданий с карточками «Животные и растения»:

— Изучаем названия животных и растений.

— На какую букву начинается название животного.

— Кто как говорит.

— Количество лапок, глазок, хвостов и пр.

— Кто плавает, кто ходит, кто летает.

Краски и сенсорные пакеты для рисования

Наверное, нет такого ребёнка, который не любил бы рисовать. Особенно руками. Особенно не там, где положено . Но сегодня хотелось бы рассказать о том, чем можно рисовать ребёнку, кроме тех красок, которые мы покупаем в магазинах.


Домашние краски

С рецептом красок можно и нужно экспериментировать. Тогда ваши авторские краски будут неповторимыми. Что же нужно для приготовления домашних красок?

Примерный рецепт (пропорции можно увеличить):

— мука (250 г)

— соль мелкая (2 ст. л.)

— растительное масло (1 ст. л.)

— пищевые красители

Замешивается до консистенции сметаны. Делится на столько частей, сколько цветов вы планируете делать, добавляется краситель, перемешивается. К окрашиванию можно привлечь и детей – это очень интересно для них.

Внимание! Хотя краски и домашние, в них есть соль, которая в большом количестве опасна для жизни человека. Следите за ребёнком. Не страшно, если малыш попробует краски или смесь для лепки с солью, но лучше оградить его этого и уж тем более от поедания таких смесей!!!

Объёмные краски

— 1 ст. л. муки

— 1 ст. л. мелкой соли

— немного воды

— пищевые красители.

Рисовать лучше на плотной бумаге или же можно использовать картон. После создания шедевров с помощью этих красок, рисунок нужно положить в микроволновку на 10-30 секунд (в зависимости от мощности), и он обретёт объём.

Сенсорный пакет для рисования

Для создания такого пакета нам нужно:

— собственно сам пакет (на молнии, zip-пакет)

— гель для волос

— красители и блестки (можно без блесток, это уж кому как нравится)

Все тщательно перемешивается в пакете и закрывается.

Готово! На сенсорном пакете можно рисовать фигурки, буковки, делать отпечатки ручек или предметов.

Смеси для лепки

Лепка – занимательный процесс, не только весёлое развлечение для малыша, но также способствует развитию мелкой моторики у ребёнка, развивает воображение и помогает изучать предметы – вы можете учить с малышом геометрические фигуры, животных, цветы и многое другое.


Домашний «пластилин»

Это мягкий пластилин, который может храниться в холодильнике несколько недель.

Ингредиенты:

— Мука 200 г

— Соль мелкая 100 г

— Вода (примерно 200 мл, может меньше)

— Растительное масло 2 ст. л.

— Лимонная кислота (обычная, продается в маленьких пакетиках в продуктовых магазинах) 2 ст. л.

— Пищевые красители (порошковые – можно добавить в муку, в самом начале, а жидкие – уже в готовую смесь)

Муку, соль, лимонную кислоту смешать. Воду вскипятить, добавить в неё растительное масло. Воду понемногу вливать в смесь с мукой, аккуратно перемешивать. Вода может понадобиться не вся, за консистенцией нужно следить. Думаю, все знают, какой должен быть пластилин. Делим пластилин на части, добавляем красители, вымешиваем. Всё. Можно лепить.

Солёное тесто

Мука и мелкая соль в пропорциях 1:1 по весу (не по объёму) и вода. То есть, например 300 г муки, 300 г соли, 200 мл воды. Всё хорошенько вымешать, и можно лепить. Сушить такое изделие можно при комнатной температуре (но это достаточно долго) или в духовке (изделие ставят в холодную духовку, включают и сушат при небольшом нагреве, остужают там же, в выключенной духовке). Потом скульптуру можно раскрасить.

Цветные смеси для аппликаций и игр

Дети любят яркие цвета, поэтому один из самых главных факторов любых развивашек для детей – цвет. Яркие цвета хорошо запоминаются, вызывают у малышей позитивные эмоции. А если сочетать в развивающей игре сочный цвет и интересное задание – ребёнок с удовольствием будет заниматься – на радость вам.

Разноцветный рис

Ингредиенты:

— Сырой рис

— Пищевые красители

— Уксус или вода

— Мисочки или пакетики

Приготовление:

Делим рис на части (в мисочки или пакеты) – столько, сколько у нас будет цветов. Пищевые красители разводим в воде или уксусе. Заливаем разведённые красители в рис, разминаем и потом высушиваем рис.

Цветной песок

Понадобится:

— Пищевые красители

— Блендер

— Мисочки

Приготовление:

В миску высыпать краситель и развести его в небольшом количестве воды, добавить манку, перемешать. Высыпать полученную смесь в блендер и размолоть. Так же поступить с остальными красителями. Хранить «песок» в холодильнике.

Что можно делать с цветным рисом и цветным песком:

— «Искалочки» В большую миску насыпают цветную смесь (рис или «песок»), туда же прячут всевозможную предметы (маленькие игрушки, пуговицы, крышечки и др.), ребёнок ищет предметы. Развивается мелкая моторика.

— Второй вариант «искалочек»: прячутся парные предметы – один вы просто показываете ребёнку, второй точно такой же малыш на ощупь находит в миске с рисом или «песком»

— Для детей постарше эти смеси можно использовать в поделках – например, делать «насыпные» аппликации – на картоне нарисовать картинку, намазывать её детали клеем и насыпать сверху «песок» или рис.

— Также эти смеси подойдут для изучения цветов, можно попросить малыша насыпать красный рис в красную мисочку/формочку, или зелёный песок в зелёную баночку (можно с помощью воронки и лопатки).

Книги развивашки своими руками

Книги можно купить. Да, как и всё остальное. Но это очень интересно даже для взрослых – создать книгу для ребёнка своими руками. В интернете можно найти всевозможные выкройки, идеи для создания книг.


Одна из самых простых, но самых занимательных книг – это фетровая книга.

Не обязательно быть швеёй экстра-класса, чтобы сшить такую книгу своему ребёнку. Главное – с душой. И крепко пришивать маленькие детали.

Для фетровой книги понадобится:

— Фетр (бывает разной толщины, и разных видов, выбирайте на свой вкус)

— Разноцветные нитки и иголки

— Ткань-основа

— Тонкий поролон или очень плотная ткань (можно без него, но объёмная книжка интереснее)

— Пуговицы, маленькие фигурки, молнии, шнурочки-ленточки, тканевые аппликации, бусинки и прочее.

И ваша фантазия. Выбираете размер книжки, делаете странички (вставка из поролона чуть меньше по размерам, чем размер странички). Придумываете, о чём будет ваша книжка, продумываете картинки на страничках – и вперёд.

Самое главное в таких книжках что – детали и элементы, которые будут интересны ребёнку и помогут ему развиваться и необычным способом учиться делать вполне обычные вещи. Например, страница, на ней цветочный стебель и вместо серединки цветка – яркая пуговичка, вырежьте из фетра сам цветок и сделайте прорезь в середине – малыш научится застёгивать пуговички.

На страничках можно использовать шнуровки, кнопки, молнии – для того, чтобы ребёнок обучался справляться с теми ситуациями, которые могут возникнуть у него в жизни, и вскоре он сам без посторонней помощи сможет застёгивать свою одежду.

Также можно с помощью фетровых книг изучать цвета (страницы с радугой или кучей разноцветных пуговичек), развивать мелкую моторику (странички со всевозможными дверками, лабиринтами, бусинками, которые можно перекатывать под сеточкой) и многое-многое другое.

Подручные материалы

К сожалению, бывает, что нет возможности купить или сделать развивашки своими руками – нет времени, сил, денег. Но! У всех дома есть всевозможные предметы, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к развитию ребёнка, но это не так.

— Прищепки. Это и изучение цветов (красные прищепки в одну миску, жёлтые – в другую), и счётные палочки (сколько всего прищепок ты нашёл в пакете?), и возможность просто прищепить их на тоненькую стенку миски или ведёрка, кроме того прищепкой можно захватывать и перекладывать маленькие предметы с одного места на другое.

— Крышки. Маленькие и большие, от пластиковых бутылок и стеклянных банок. Учим цвета, размеры, перекидываем по разным банкам маленькие и большие крышки, да и просто учимся использовать крышки по назначению – открываем и закрываем баночки и бутылочки.

— Мисочки. Маленькую в среднюю, среднюю в большую. «Искалочка» в миске – насыпать много мелких предметов и давать задание найти конкретный предмет.

— Веревочки и бусины. Учимся нанизывать крупные и мелкие бусины, изучаем цвета, формы, размеры, Делаем «ожерелье» для мамы – выбираем из предложенных бусин только те, которые подойдут под цвет маминой кофты.

Самое главное во всех развивающих играх для детей – ваше внимание к ребёнку и терпение по отношению к нему. Не всегда всё получается правильно, не всегда всё выходит с первого раза. У кого-то обучение проходит быстро, кому-то нужно время.

Ваш ребёнок – уникален, не подстраивайте его под вундеркинда знакомой, если вашему малышу очень тяжело даются какие-то занятия, и не расстраивайтесь сами. Занимайтесь с ребёнком каждый день, не забывайте, что в некоторых заданиях ему понадобится ваша помощь, и не злитесь на ребёнка, если ему не хватает усидчивости. Окружите ребёнка заботой и пониманием – и всё у вас получится!

Совсем недавно “Расти умным!” пригласили провести . Мы ответственно подготовились и мастер-класс удался! Благодарим всех, кто пришёл к нам! Однако, большинство наших читателей живёт очень далеко от Киева, поэтому мы решили создать для вас этот фото-обзор развивающих игрушек, которые можно сделать своими руками.

Зачем малышам самодельные игрушки?

Во-первых, это очень душевно и здорово, когда мама дарит малышу результат своих стараний.

Во-вторых, многие нужные малышам игрушки просто не продаются в магазинах. Например, сенсорные коробки может сделать только мама:) Вы только представьте, сколько пользы для маленьких пальчиков в простых крупах, воде, лоскутках и так далее!

В-третьих, малыши до 1,5 лет очень быстро теряют внимание к новым игрушкам. Они изучают их, играют, закрепляют полученную информацию и отправляются на поиски новых знаний. Как часто разочаровываются любящие родители, которые купили дорогущую супер-развивающую игрушку, а ребёнок поиграл ею неделю и оставил лежать без внимания. Это случается не из-за того, что игрушка плохая, а потому что ребёнок попросту узнал о ней всё, что хотел.

Итак, начнём!

1. Слингобусы. Они известны многим мамам. Это незаменимая вещь, которая всегда выручит в очереди или там, где не оказалось детских игрушек. А ещё поможет малышу, когда режутся зубки. Кто-то покупает такие бусы, а кто-то вяжет своими руками. Может быть, получается, не слишком профессионально, зато с душой.

Свои слингобусы я вязала сама. Нитки брала хлопковые (какие продавец в магазине посоветовала), бусины были от разных игрушек и т.д.

2. Бусики-грызули. Деревянные бусины сейчас продаются в разных магазинах швейной фурнитуры, а также в рукодельных лавках. Они идеально подходят для маленьких зубиков.

Важные правила:

  1. Бусины должны быть крупными, чтобы малыш не мог их проглотить.
  2. Нить должна быть максимально плотной, чтобы не порвалась и не испортилась от детских зубов и слюней.
  3. Бусины должны быть без красочного покрытия. Зачастую краска на деревянных бусах легко отпадает, а это значит, что она попадёт в организм ребёнка.

Крупные бусины нужно нанизать на плотную нить, затем сделать плотный узел и удостовериться, что он не развяжется. Отличный прорезыватель готов к работе!

3. Тактильная гусеница из носка. Такая игрушка понравится практически любому малышу, ведь она такая приятная на ощупь!

Чтобы её сделать, вам понадобится: чистый длинный носок, плотная нить, наполнители (гречка, рис, горох, фасоль, макароны, жёлуди и т.д.), пуговки-глазки.

На дно носка насыпьте первый наполнитель, перевяжите получившийся шарик ниткой, насыпьте второй наполнитель и так далее. В конце хорошенько закрепите нить. Пришейте глазки-пуговки и можно играть!

4. Игрушка на руку из носка. Работы – 5 минут, восторга – море! Вы спросите: “Что такого в носке с глазками?” Оденьте такой носок на руку и скажите малышу: “Привет!”, увидите, что произойдёт:)

Мордашки для такой игрушки можно делать самые разнообразные. Но подойдёт и самая-самая простая: глазки-пуговки и чубчик.

5. Змея с бусинками, ленточками и пуговками. Этот персонаж у нас жил в коляске некоторое время. Детям было забавно трогать разные свисающие и торчащие штучки. За что-то всегда можно ухватиться, подёргать, потрогать, потянуть.

Делалось это чудо из старого испорченного текстильного мобиля для кроватки. Но можно пошить из обычного куска ткани. Для этого вырежьте узкий и длинный лоскут, сверните его пополам в длину, чтобы он стал ещё уже и прострочите сбоку. Выверните эту трубочку на лицевую сторону и набейте пшеницей или горохом, зашейте низ. Верх заверните так, чтобы у змеи вышел острый носик и прошейте его. А затем украсьте змейку разными штучками и не забудьте про глазки-пуговки!

6. Шарики и бублики вечная любовь малышей. Их можно катать по полу, грызть, кидать, мять в ручках, заталкивать в разные места и так далее. Эти маленькие предметы особенно заинтересуют малыша, который учится ползать и карапуза, сидящего в слинге. Чтобы сделать шерстяной клубочек безопасным для детей, его можно постирать в горячей воде с мылом. От этого он сваляется и уже наверняка ни одна ниточка не будет отходить от клубка и попадать в маленький ротик.

А жёлтый мохнатый бублик легко сделать из деревянного кольца от карниза и флисовых ленточек. Каждую ленточку просто нужно завязать в двойной узелок на кольце.

7. Колечко с ленточками. Эта яркая махалка не простой предмет. Она учит малыша следить за быстро движущимся предметом. Волнистые цветные ленточки приковывают взгляд масиков. Дайте такое колечко в руки малышу и он будет радостно наблюдать за движением лент. Для такой забавы пригодится пластиковое или деревянное кольцо, ленты и кружево длиной около 40 см. Каждую ленточку нужно крепко и надёжно завязать на двойной узел.

8. Сенсорные мешочки. Они дают возможность малышу получить новый тактильный опыт, ведь сколько мешочков, столько разных ощущений у пальчиков. А ведь ещё по ним можно ходить ножками, делать массаж и кидаться. Если пошить мешочки парные, получится сенсорное лото: найди мешочки, одинаковые на ощупь. На нашем блоге есть . Кстати, к мешочкам совсем необязательно пришивать цифры.

9. Сенсорные мешочки из воздушных шариков. По сути это тоже самое, что и сенсорные мешочки, но в разы проще и быстрее. Кроме того, в такие мешочки вы смело можете насыпать муку или соль.

  1. Выбирайте воздушные шарики как можно более качественные. Они прослужат дольше.
  2. Не насыпайте в мешочки острые макаронные изделия или другие мелкие предметы с острыми частями.
  3. Спрячьте в муку 1-2 фасолины. Их будет очень приятно искать пальчиками.
  4. Не бойтесь, что это недолговечная игрушка. Конечно, бывает всякое, но такие мешочки могут служить не один год даже в детском центре.

10. Маленькие погремушки. Эти чудесные развивающие игрушечки нравятся малышам разных возрастов. И чем больше таких крохотных тарахтелок, тем лучше, ведь это значит, что больше разных звуков.

  1. Они удобны тем, что помещаются в маленькую ручку.
  2. Они приятно выглядят, поэтому с ними хочется играть.
  3. Разные звуки радуют малышей и им хочется узнать, как звучит следующая погремушечка.
  4. Из самодельных погремушек получается отличное звуковое лото: подбери одинаковую по звуку погремушку.

11. Бутылки с наполнителем. Вариантов игр с подобными бутылками множество. Их можно использовать как для самых маленьких деток, так и для дошкольников. Малышам, которые учатся ползать, такая бутылочка пригодится, чтобы толкать её, наблюдать, как она катится, ползти к ней и снова толкать.

Бутылочка “Лавовая лампа”. В чистую бутылку налейте 1/3 растительного масла и 2/3 воды, окрашенной пищевым красителем. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

Бутылочка-искалка. Насыпьте в бутылку около половины бутылки риса и разные небольшие фигурки, бусины, камешки, пуговки. Потрусите, чтобы мелкие предметы спрятались в рисе. При необходимости досыпьте ещё немного риса. Сверху обязательно должно оставаться пустое место. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем. А теперь вы можете давать ребёнку задания в зависимости от его возраста. Например, найди розового слона, или найди букву А. Чтобы выполнить задание, бутылочку можно потрусить, покрутить, перевернуть, пока нужный предмет не появится в поле зрения. Подробнее почитать про игры-искалки .

Бутылочка с морем. Для этой простой игрушки потребуется: вода, ракушки и морские камешки и блёстки. Насыпьте на дно 1/3 бутылки камешков, ракушек и блёсток, долейте воды до самого верха бутылки. Закройте бутылку крышкой, предварительно смазав горлышко суперклеем.

12. Баночка с наполнителем. Принцип тот же, что и бутылочек, только баночка меньше размером, её удобно держать в руках. Внутри: вода+блёстки. Вместо блёсток можно использовать любые мелочи. Знаю, что такие баночки делают и с глицерином, но мы ещё не пробовали, а когда попробуем, обязательно покажем, что получилось.

13. Лоскутный мячик. О нём я тоже . Это замечательный помощник малышу в ползании. Такой мячик шить несложно, но долго.

14. Баночки-коробочки с отверстиями. Это мега-полезная игра, ведь она тренирует пальчики, смекалку, усидчивость. Кроме того, многие дети любят проталкивать всякие мелочи в узкие дырочки. Классика жанра: ведёрко от мороженного + пом-пончики. Дырочки можно делать ножницами, а можно выжечь паяльником (так обычно поступает наш папа:)

17. Не-шитые игрушки из ткани. Однажды я писала, как сделать . А теперь расскажу, как сделать простого осьминога. Кстати, этот славный осьминожек очень нравится деткам до года, потому что его удобно держать в руках -просто хватаешься за одно из щупалец. Сделать его можно всего за полчасика.

Для осьминожки вам понадобится: ткань (у меня флис, он очень нежный, как раз идеально подходит для детских ручек, и не торочится), ножницы, нитки или резиночки, пуговки, иголка, нитки.

Как видите, большинство игрушек вполне легко сделать своими руками и процесс их создания не займёт много времени. Будем рады, если наш обзор вдохновит вас на творчество.

Ну, а если вы ещё не подписаны на новости блога “Расти умным!” и не получаете от нас свежие идеи и материалы для занятий с детками, то .