Психология подростка. Самые жестокие дети-убийцы

Единственным подростком, приговоренным к высшей мере наказания в СССР, был 15-летний Аркадий Нейланд, который рос в неблагополучной семье в Ленинграде. Аркадий родился в 1949 году в рабочей семье, мать его была санитаркой в больнице, отец работал слесарем. С самого детства мальчик не доедал и терпел побои от матери и отчима. В 7 лет впервые сбежал из дома, оказавшись на учете в детской комнате милиции. В 12-летнем возрасте попал в интернат, вскоре сбежал и оттуда, после чего стал на преступный путь.

В 1963-м году работал на предприятии "Ленпищмаш". Неоднократно попадал в милицию за кражи и хулиганство. Сбежав из-под стражи, решил отомстить милиционерам, совершив страшное преступление, а заодно и раздобыть денег, чтобы уехать в Сухуми и начать там новую жизнь. 27 января 1964-го года, вооружившись топором, Нейланд отправился на поиски "богатой квартиры". В доме?3 по Сестрорецкой улице он выбрал 9-ю квартиру, входная дверь которой была обита кожей. Представившись работником почты, он оказался в квартире 37-летней Ларисы Купреевой, которая здесь была со своим 3-летним сыном. Нейланд закрыл входную дверь и начал бить женщину топором, включенное им на всю громкость радио заглушало крики жертвы. Расправившись с матерью, подросток хладнокровно убил ее сына.


Потом он съел еду, найденную в квартире, украл деньги и фотоаппарат, на который сделал несколько фото убитой женщины. Чтобы скрыть следы преступления поджег деревянный пол и включил на кухне газ. Однако вовремя прибывшие пожарные быстро все потушили. Прибывшая милиция обнаружила орудие убийства и отпечатки Нейланда.

Свидетели сказали, что видели подростка. 30 января Аркадия Нейланда задержали в Сухуми. Он сразу признался во всем содеянном и рассказал, как убил жертв. Жалел только убитого им ребенка и думал, что все ему сойдет с рук потому, что он еще несовершеннолетний.

23 марта 1964 года решением суда Нейланд был приговорен к расстрелу, что противоречило закону РСФСР, согласно которому высшая мера наказания применялась только в отношении лиц в возрасте от 18 до 60 лет. Многие одобрили подобное решение, но интеллигенция осуждала нарушение законодательства. Не смотря на различные просьбы о смягчении приговора, 11 августа 1964 года приговор был приведен в исполнение.

Единственным подростком, приговоренным к высшей мере наказания в СССР, был 15-летний Аркадий Нейланд, который рос в неблагополучной семье в Ленинграде. Аркадий родился в 1949 году в рабочей семье, мать его была санитаркой в больнице, отец работал слесарем. С самого детства мальчик не доедал и терпел побои от матери и отчима. В 7 лет впервые сбежал из дома, оказавшись на учете в детской комнате милиции. В 12-летнем возрасте попал в интернат, вскоре сбежал и оттуда, после чего стал на преступный путь.

В 1963-м году работал на предприятии «Ленпищмаш». Неоднократно попадал в милицию за кражи и хулиганство. Сбежав из-под стражи, решил отомстить милиционерам, совершив страшное преступление, а заодно и раздобыть денег, чтобы уехать в Сухуми и начать там новую жизнь. 27 января 1964-го года, вооружившись топором, Нейланд отправился на поиски «богатой квартиры». В доме №3 по Сестрорецкой улице он выбрал 9-ю квартиру, входная дверь которой была обита кожей. Представившись работником почты, он оказался в квартире 37-летней Ларисы Купреевой, которая здесь была со своим 3-летним сыном. Нейланд закрыл входную дверь и начал бить женщину топором, включенное им на всю громкость радио заглушало крики жертвы. Расправившись с матерью, подросток хладнокровно убил ее сына.

Потом он съел еду, найденную в квартире, украл деньги и фотоаппарат, на который сделал несколько фото убитой женщины. Чтобы скрыть следы преступления поджег деревянный пол и включил на кухне газ. Однако вовремя прибывшие пожарные быстро все потушили. Прибывшая милиция обнаружила орудие убийства и отпечатки Нейланда.

Свидетели сказали, что видели подростка. 30 января Аркадия Нейланда задержали в Сухуми. Он сразу признался во всем содеянном и рассказал, как убил жертв. Жалел только убитого им ребенка и думал, что все ему сойдет с рук потому, что он еще несовершеннолетний.

23 марта 1964 года решением суда Нейланд был приговорен к расстрелу, что противоречило закону РСФСР, согласно которому высшая мера наказания применялась только в отношении лиц в возрасте от 18 до 60 лет. Многие одобрили подобное решение, но интеллигенция осуждала нарушение законодательства. Не смотря на различные просьбы о смягчении приговора, 11 августа 1964 года приговор был приведен в исполнение.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Советский мальчик, расстрелянный в 15 лет. Самые жестокие дети-убийцы XX века October 1st, 2016

Может ли ребенок быть хладнокровным убийцей? Психопатом, который не жалеет других, не раскаивается в своих преступлениях и готов на всё ради собственных целей или извращенного удовольствия?


"Умный журнал " собрал истории детей, поведение которых покажется гораздо более страшным, чем любые чудовищные преступления взрослых.

Мэри Белл - "самая дьявольская девчонка Англии", 11 лет

Кровавые убийства, совершенные в 1968 году Мэри Белл, британская пресса смакует до сих пор. Мэри родилась в 1957 году в Великобритании. Ее отец был безработным, мать страдала психическими расстройствами и однажды пыталась отравить дочь.

В 11 лет с перерывом в несколько месяцев Мэри вместе с 13-летней подружкой Нормой задушили двух мальчиков 3 и 4 лет. На одном из тел Мэри вырезала свои инициалы. Общественность была потрясена поведением девочки после убийства: она рыдала и требовала у родителей показать ей "мальчика в гробу", а на стенах оставляла надписи: "Я убила и убью еще раз!". Суд признал юную убийцу виновной, ее поместили в психбольницу.

В 1980 году Мэри Белл выпустили на свободу. Спустя 4 года она родила дочь, и до 18-летия девочки закон запрещал разглашать историю семьи Белл. В 2002 году на совершеннолетие дочка, не знавшая о бурном прошлом матери, получила неожиданный подарок: стаю репортеров, которая жаждала подробностей о том, как поживает “кровавая Мэри”. Год спустя дочь убийцы получила право на пожизненную неприкосновенность частной жизни. Белл-младшая поменяла фамилию, сменила место жительства и навсегда исчезла из поля зрения журналистов.

Грэм Янг, отравитель из Бродмора, 14 лет

В 1962 году Великобритания впервые услышала имя ребенка-отравителя. Им был 14-летний вундеркинд Грэм Янг.

Мать мальчика умерла спустя 3 месяца после его рождения. Некоторое время он жил в семье тети, пока его не забрал к себе отец, женившийся во второй раз. Грэм проявлял интерес к науке, и за хорошую учебу отец подарил ему набор химикатов. Увлечение оказалось настоящей страстью. Мальчик рылся на помойках в поисках ингредиентов для ядов.

Эксперименты ставил на мышах, лягушках, пока дело не дошло до школьного товарища. Мачеха, обнаружив в доме пузырек с ядом, потребовала прекратить опыты. Обиженный Грэм начал добавлять в ее еду сурьму. В 1962 году мачеха умерла, а Янга задержали по подозрению в убийстве, но доказать его вину тогда не удалось.

Когда первое преступление сошло ему с рук, Янг решил подсыпать отраву отцу и однокласснику. Родственники заподозрили неладное. Грэма вновь задержали.

Тогда он не стал отрицать преступление, а даже хвастался перед полицейскими своими знаниями в науке о ядах. На суде он признавал, что поступал не очень хорошо, но ничего не мог поделать с собой. Его отправили на психиатрическое лечение. Но и в больнице Грэм смог синтезировать яд из лаврового листа.

Время от времени там происходили серьезные отравления среди пациентов и персонала. Однако Янга в этом не уличили. Он вышел из клиники, когда ему было 23. Несколько раз убийца устраивался на работу и продолжал эксперименты: подливал яды в еду коллег и начальников. Наконец, полиция его арестовала.

Суд обвинил Янга в двух убийствах и приговорил к пожизненному сроку. В 1990 году отравитель из Бродмора умер в тюрьме, по официальной версии от сердечного приступа.

Аркадий Нейланд, единственный расстрелянный в послевоенном СССР несовершеннолетний, 14 лет

В январе 1964 года Советский Союз потрясло известие о жестоком убийстве в Ленинграде. Там неизвестный преступник топором расправился с молодой женщиной и ее трехлетним сыном.

Еще больше общественность была шокирована, когда убийцей оказался 14-летний подросток - Аркадий Нейланд.

Семья будущего убийцы жила в крайней бедности. 6-7 человек ютились в комнате ленинградской коммуналки. Отец вешал на шкафы навесные замки: иначе ребенок воровал вещи. К 6 классу за неуспеваемость и регулярные кражи Аркадия выгнали из школы, поставили на учет в детской комнате милиции и отправили на перевоспитание в интернат.

К 14 годам его удалось пристроить на пищевое предприятие. Он воровал и там. За 4 дня до громкого убийства Аркадия Нейланда задержали за мелкие грабежи и хотели посадить. Но малолетнему преступнику удалось сбежать с допроса. Три дня он прятался по чердакам и планировал побег к морю, в Сухуми, чтобы "начать там новую жизнь". Именно поэтому ему позарез нужны были деньги.

Для грабежа Аркадий Нейланд присмотрел обеспеченную семью, которая жила в отдельной квартире с обитой кожей входной дверью. В этой квартире Нейланд и совершил жесточайшее убийство... О преступлении стало известно после того, как жители дома на Сестрорецкой улице вызвали пожарных из-за запаха гари и газа из соседней квартиры. Возгорание быстро потушили, но в одной из комнат спасатели обнаружили зарубленных топором мать и ее ребенка.

Как выяснилось, на месте преступления убийца оставался по меньшей мере час. При двух трупах плотно поел: в доме остались надкусанные батоны хлеба и колбасы, а на сковородке - следы яичницы из пяти яиц. На столе красовались отпечатки ладони, измазанной вареньем. На прощание преступник открыл краны и пустил газ, чтобы взорвался весь подъезд и замести следы.

По описаниям соседей милиция быстро вычислила Аркадия Нейланда. Это был едва ли не первый случай, когда фотографию разыскиваемого убийцы показали по советскому телевидению. В тот же вечер его задержали на вокзале в Сухуми. При нем нашли несколько выигрышных облигаций госзайма, 54 рубля, паспорт хозяина квартиры, фотоаппарат "Зоркий" - вот и вся цена убийства двух человек.

На проявленной пленке были снимки тела убитой женщины в непристойных позах. Нейланд намеревался продать порнографию, чтобы купить еды. Аркадий считал, что в худшем случае за убийство ему грозит 10-летний срок. Но дело оказалось уникальным в истории советского правосудия: вразрез с действовавшим законодательством Аркадия Нейланда приговорили к смертной казни.

Подростку назначили высшую меру по личному распоряжению Никиты Хрущева. Советские граждане направили Первому секретарю ЦК КПСС коллективное письмо с требованием "расстрелять ублюдка". Никита Сергеевич решил, что это тот самый случай, когда надо прислушаться к гласу народа.

Джон Венейблс и Роберт Томпсон, "маленькие монстры", 10 лет

В 1993 году эта парочка 10-летних пареньков с чистыми глазами убила трехлетнего мальчика. Зачем? Они так и не ответили. Дети жили в Бутле, пригороде Ливерпуля. В один из дней, прогуливая школу, Джон и Роберт увели незнакомого им мальчика Джеймса Балджера из-под носа у матери в супермаркете. Этот момент зафиксировали камеры видеонаблюдения.

Как потом выяснилось, пока они тащили Джеймса к железнодорожным путям, их видели по меньшей мере 38 человек. Но всякий раз людям казалось, что подростки играют со своим младшим братом, забавляются или просто ругаются. Кто-то даже решил, что малыш смеется, потому что ему нравится грубая игра.

Притащив Джеймса на пустырь, Венейблс и Томпсон почти час били малыша железными прутьями и камнями, затем измазали краской и бросили истерзанное тельце на рельсы в надежде, что удастся обставить дело как несчастный случай. Детей-убийц вычислили и приговорили к 10 годам тюрьмы, но выпустили досрочно. В 2010 году Венейблс вновь сел за нарушение условий досрочного освобождения. Где сейчас находится второй убийца - полиция Великобритании не раскрывает.