Психическое развитие ребенка в подростковом возрасте. Возрастные особенности психического развития подростка

Старший подростковый возраст, время которого условно отсчитывают с начала 14-го года жизни, считается одним из самых важных периодов развития личности. Неслучайно Жан-Жак Руссо дал ему наименование - «возраст второго рождения личности». В облике старшего подростка еще просматриваются детские черты, более свойственные младшему школьному возрасту, и вместе с тем более определенно выражены черты, наметившиеся в предподростковом и младшем подростковом возрасте.

В первую очередь эти особенности проявляются в сфере общения со сверстниками. Потребность иметь друзей-сверстников и интенсивно с ними общаться, явно проявившееся ранее, в старшем подростковом возрасте приобретает новое качество. Одну из самых существенных ролей в психосоциальном развитии старшего подростка играет его принадлежность к группе сверстников, в первую очередь его статус в ней. Оценка и мнение других членов группы для старшего подростка значительно важнее мнения собственного. Принадлежность к группе формирует у подростка ощущение защищенности и одновременно диктует ему жесткие требования. В специальных исследованиях неоднократно отмечалось не только отсутствие толерантности внутри подростковой группы и при установлении ее внешних контактов со средой, но откровенная агрессивность и жестокость по отношению к «другим». Это касается не только взрослых, но и подрост- ков-нонконформистов, которые выбиваются из их среды. Такое жесткое деление всех на «своих» и «чужих» имеет для подростка большое значение и часто недооценивается, а потому не учитывается взрослыми.

Для того чтобы добиться признания со стороны сверстников, подростку необходимо соответствовать их требованиям. Требования эти обычно складываются стихийно и нередко существенно расходятся с общепринятыми нормами. В ситуации конфликта групповых и общепринятых норм выбор подростка, как правило, однозначен - он обычно выбирает нормы своей группы. Для характеристики подобной «товарищеской солидарности», «взаимопомощи» и «взаимовыручки» Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова ввели понятие «принцип товарищества». Эти стихийно складывающиеся групповые нормы оказывают существенное влияние на мировоззрение подростка, его поведение и отношения с социумом, а их расхождения с нормами, принятыми в обществе, нередко доставляют массу проблем всем, и прежде всего людям, ответственным за воспитание подростков.

Степень включенности подростка в группу зависит от его индивидуальных особенностей и воспитания. Она может быть различной и колеблется от полного растворения в группе до весьма поверхностной, исключительно внешней идентификации с групповыми нормами. Во многих исследованиях отмечается, что для подростка выглядеть как все значительно важнее, чем думать и делать как все. В исследованиях Л. И. Божович было обнаружено, что влияние группы на подростка тем больше, чем неблагополучнее его взаимоотношения с родителями, чем более беден и узок круг его увлечений, чем более подросток неуверен в себе. Этим объясняется наибольшее влияние подростковых группировок на нодростков-деликвентов. В этом кроются корни склонностей ряда подростков к мелким правонарушениям, провинностям, проступкам, первоначально не носящим криминального характера. Исследования свидетельствуют о том, что факт чрезмерной автономности подростка от группы также нежелателен. Подростки, ориентированные в этом возрасте на семью и мир взрослых, в дальнейшем, в юношеском и взрослом возрасте имеют личностные проблемы. У них чаще возникают личностные проблемы и трудности в общении.

Одной из наиболее сложных воспитательных проблем подросткового возраста является проблема «отверженности». Некоторые подростки не только не принимаются группами сверстников, но становятся с их стороны объектами издевательств, насмешек и даже физической агрессии. Причины отверженности чрезвычайно разнообразны и всегда индивидуальны, поэтому и преодоление возникающих в результате их трудностей в каждом случае требует особых подходов. В связи с этим особого внимания воспитателей заслуживает проблема физической и моральной агрессии подростков по отношению к сверстникам. Стремление подростковых групп утвердить свою власть часто приобретает асоциальные формы. Нередко стремление усилить ощущение группового единения достигается путем открытого притеснения отверженных.

Невключенность подростка в ту или иную группу может иметь разные причины и, как показывают исследования, не всегда является следствием его отверженности. Нередко это результат низкой общительности подростка. Важным индикатором, свидетельствующим об отличии малообщительного подростка от отверженного, по данным ряда исследований, является наличие у него одного-двух близких друзей. По утверждению А. М. Прихожан дифференцировать эти явления можно также потому как подросток осознает и переживает свое положение среди сверстников. В случае отверженности имеют место негативные переживания при адекватном осознании своего положения и позитивные - при неадекватном (подросток осознает свое положение как благополучное). При низкой общительности все несколько иначе, адекватности осознания своего положения соответствуют позитивные переживания.

Следует отличать от отверженности «квазиодиночество». Ощущение подростком отверженности, одиночества часто бывает мнимым, корни его кроются в осознании и переживании своей непохожести на других. Это мысленное, часто мнимое переживание роли изгоя оценивается как значимое для развития «Я-концепции» подростка. «Квазиодиночество», как правило, ситуативно и вызывает у подростка амбивалентные чувства.

Само по себе осознание подростком собственной уникальности часто для него весьма привлекательно и вместе с тем оно вызывает тревогу. Понимая это, воспитателям следует различать свойственное подросткам острое переживание своей уникальности и почти театральные, демонстративные проявления «квазиодиночества». Эти демонстративные проявления «квазиодиночества» часто являются следствием острой неудовлетворенности подростка местом, занимаемым в группе сверстников. Для достижения цели изменения статуса в группе сверстников он обычно и начинает эксплуатировать квазиодиночество. Его стремление выделиться, не быть одним из многих и невозможность занять место лидера, заставляет демонстративно играть роль отверженного.

Стремление подростка к самоутверждению, так же как и стремление подростковой группы к доминированию, нередко может принимать опасные, социально неприемлемые формы. Ни для кого не секрет, что при попытках добиться лидирующего положения в группе, подростки далеко не всегда разборчивы в средствах. В этих случаях в ход могут идти и кулаки, и угрозы, и самые разнообразные моральные притеснения реальных и мнимых противников.

Средством самоутверждения подростка в глазах сверстников может служить особая, называемая «подростковой» ложь. В сущности, она безобидна, и обычно используется для приукрашивания собственной персоны, инфантильными, с заниженной самооценкой подростками. Придумывая рассказы о вымышленных выдающихся чертах и несуществующих доблестях своих близких, подросток стремится добиться особого внимания сверстников и повысить свой социальный статус. Не менее характерен для подростков и другой вид лжи, нередко называемый «патологической ложью».

Причиной подростковой лжи может служить и расхождение норм и ценностей подростковой группы с нормами и ценностями взрослых. С одной стороны, подросток старается вести себя так, как того требуют нормы группы сверстников, с другой - он, не желая огорчать взрослых, или боясь наказания, начинает их обманывать (П. Экман, 1991). Нередко это приводит к тому, что в попытках найти компромисс, подросток вынужден лгать и тем и другим. В этих случаях у взрослых возникает ощущение, что подросток врет постоянно, что и вынуждает их говорить о явлении «патологической» лжи.

Существенным фактором воспитания старшего подростка является «подростковая субкультура». Она охватывает широкий спектр явлений, куда кроме особых подростковых норм и ценностей, входят: стиль общения, особая одежда (либо какой-то специфический элемент одежды), интересы, взгляды, предпочтения. Осознание факта принадлежности к этой субкультуре для подростка чрезвычайно значимо. Именно приобщение к подростковой субкультуре ассоциируется у подростка с собственной взрослостью.

Снижение влияния семьи на личностное развитие подростков, вызванное конкуренцией со стороны сверстников, - явно наблюдаемый факт. Однако для старшего подростка семья продолжает оставаться важным фактором воспитания. По данным исследований М. Кле, подростки склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также там, где они имеют долгосрочные последствия. Напротив, на стандарты, установленные сверстниками, подростки готовы ориентироваться в тех случаях, где речь идет об изменчивых моделях и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь.

В качестве одной из характерных особенностей поведения подростков многие исследователи отмечают гипертрофированную потребность в эмоциональном насыщении (Л. И. Божович, А. М. Прихожан, X. Ремшмидт и др.). Поиск этих новых, сильных ощущений часто сопряжен с риском. Так, например, жажда новых ощущений, соединяясь с характерной для подростков высокой поисковой активностью (В. В. Аршавский, В. С. Ротенберг и др.), приводит к первому знакомству с алкоголем и наркотиками. Одна из характерных черт подростков - бурное выражение эмоций (радость, гнев, удивление и т.п.), сдерживать которые подростки часто не в состоянии. При этом, как отмечала Л. И. Божович, у подростков значительно чаще, чем у взрослых, сильные эмоции блокируют разумные решения.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования в подростковом возрасте.

Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых факторов.

Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество - период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биоло­гических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.

Процесс формирования новообразований, отличающих подрост­ка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравно­мерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое». По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (за­нятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоя­тельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы уче­ния, связанные с формированием жизненной перспективы и профес­сиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.

В подростковом возрасте начинают формироваться элементы тео­ретического мышления. Его специфическое качество - способность рассуждать гипотетико-дедуктивно (от общего к частному). В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы.

Мышление становится рефлексивным.

для него характерно: 1) осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими; 2) большая контролируемость и управляемость речевых высказываний; 3) ин­теллектуализация процессов восприятия; 4) формирование установ­ки на размышление.

Подростковый возраст характерен еще и тем, что в это время появляется первая профессиональная направленность интересов и жиз­ненных планов.

Но самые существенные изменения происходят в личностной сфере.

Первое, что здесь бросается в глаза - это формирование черт взрослости, чувства взрослости: это подражание внешним признакам взрос­лости, равнение на психосексуальные образцы своего пола, соци­альная взрослость, интеллектуальная взрослость.

Легче всего созидание в себе взрослости дается подростку в под­ражании ее внешним признакам: облику и манерам поведения взрос­лых, некоторым взрослым привилегиям (курение, игра в карты, упот­ребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одеж­де и прическе, косметика, украшения, приемы кокетства, способы отдыха, развлечений, ухаживания, свобода в «режиме дня» и т.п.). Приобретение этих признаков мужской или женской взрослости для подростка - средство проявления, утверждения и демонстрации соб­ственной взрослости родителям и сверстникам. Это самый легкий способ демонстрации взрослости, видный всем, а подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими. Другое направление в развитии взрослости связано с активной ориентацией подростков на определенное содержание мужского или женского идеала - тех качеств, которыми нужно овладеть, чтобы чувствовать себя «настоящим мужчиной» или «настоящей женщи­ной». Стремление следовать мужскому (женскому) идеалу заставляет подростка подражать другим, и часто они бывают очень похожи друг на друга в одежде, прическах, жаргоне, манерах.

В доподростковом возрасте представления о себе и самооценки строятся главным образом на оценочных суждениях взрослых. Возник­новение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе - характерная особенность подростков. В целом у подростков ярко выражена потребность в положительной оценке и хорошем отношении окружающих. Поэтому они очень чувствительны к мнениям о них и почти все жаждут самоутверждения в любой фор­ме.

Конец детства и начало отрочества отмечены общим биологичес­ким событием - физиологическим пубертатом. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занима­ющего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. В течение относитель­но короткого периода тело ребенка претерпевает множество морфо­логических и физиологических изменений, сопровождаемых глубокими преобразованиями внешности. наступление физической зрело­сти, очевидное и для самого подростка и для его окружения, делает невозможным сохранение детского статуса.

Исследования показывают, что в это время резко возрастает уро­вень тревожности, озабоченности и неудовлетворенности в отноше­нии своей внешности (в ряде случаев это приобретает даже характер дисморфофобии, испытываемой поначалу лишь в отношении отдель­ных компонентов образа тела - ступней, ног, рук, затем в отноше­нии общего образа тела - длины и веса, и, наконец, в отношении социально значимых частей - лица, голоса). В это время даже для выражения нелюбимых черт своего характера подростки часто обра­щаются к физическим характеристикам: девочки боятся оказаться слишком высокими, а мальчики - слиш­ком маленькими. Острую проблему представляет и лишний вес в отрочестве, осо­бенно потому, что он приобретается именно в это время. В 14 лет подростки, раньше других достигающие физической зрело­сти, обладают высоким социальным статусом как среди своего, так и среди противоположного пола.

Отрочество также характеризуется важными из­менениями в социальных связях и социализации, так как преоблада­ющее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы свер­стников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) осво­бождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в груп­пу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнера­ми обоих полов.

Так ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение. Одноклассники не интересуют.

Процесс формирования новообразований, отличающих подро­стка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно суще­ствуют и «детское», и «взрослое». Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразовани­ем отрочества считал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке.

Ведущие позиции начинают занимать общественно полезная деятельность и общение со сверстниками.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому весь период именуют «критическим», «переломным», хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов Эдипова комплекса, чтобы восстановить отношение к родительским образам, «перевернутые» этим периодом к периоду Эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями.

Поскольку никакого места в системе отношений со взрослыми ребенок еще занять не может, он находит его в детском сообществе. Для подросткового возраста характерно господство детского сообще­ства над взрослым. Здесь-то и складывается новая социальная ситуа­ция развития, здесь осваивается область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения.

Общение со сверстниками настолько значимо в отрочестве, что Д. Б. Эльконин и Т. В. Драгунова предложили придать ей статус веду­щей деятельности этого возраста. Положение принципиального ра­венства детей-сверстников делает общение с ними особенно привле­кательным для подростков, и даже развитое общение со взрослыми не способно его заменить.

Мышление - аналитическое. Изображаемые предметы сравнивают с объектом.

Эмоции - логическое начало к эмоциональной глухоте.

Интерес к предмету очень низок, познавательный интерес очень высок.

Как изображают дети. Рисуют с натуры, правдиво и сухо, внимание к натуре приводит к

дробности.

Самостоятельность. Боязнь выглядеть хуже других, приводит к копированию (плагиат). Общение. Учащиеся склонны к сотрудничеству.

Вывод. Важен результат. Деятельность должна быть общественно-значима, (разнообразить материал).

Начало аналитического периода. Изменяется характер линии (поисковые отрезки-черточки). Улучшается рисунок за счет совершенствования изображения формы (острота зрения, глазомер, величина поля зрения).

Подростковый возраст (англ. teenage period, adolescence)-- это период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в девятнадцатом веке. Синоним - отрочество. Хронологические границы подросткового возраста точно не фиксированы. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 -- 14 до 15 -- 17 лет).

Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. В 12--17 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 12--15 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, подмышечных впадинах, возникают поллюции -- первый признак полового созревания юношей.

Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростков возникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои цели в жизни, увлекается философией, стремится больше узнать о противоположном поле.

Центральным фактором психологического развития в подростковом возрасте, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л.И.Божович, И.С.Кон, Э.Эриксон и другие), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста -- в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в подростковом возрасте (Д.Б.Эльконин). Согласно другой точки зрения, ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д.И.Фельдштейн).

Психологические особенности подростка в определенной мере обусловлены особенностями психических процессов, которые отличаются от психических процессов как детей, так и взрослых. Так, в подростковом возрасте конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Мышление становится более самостоятельным, активным, творческим. Если подростков младшего возраста, так же как и детей, больше увлекает предметность, внешняя занимательность, то для старшего подросткового возраста гораздо интереснее сам процесс мышления, все то, что требует самостоятельного обдумывания.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечание о «недостатках» внешности подростка или при попытке «ущемить» его самостоятельность, подчас, с точки зрения взрослых, кажутся неадекватными.

Следует отметить опосредованное воздействие соматотипа (врожденные конституциональные особенности организма) и темпа физического созревания на психику и поведение подростка.

Так, в результате бурного и неравномерного роста у подростка удлиняются конечности, движения его становятся неуклюжими и угловатыми. Осознавая это, подросток смущается, старается замаскировать свою нескладность, принимая порой неестественные позы. Даже легкий намек на особенности внешности вызывает у подростка бурные аффективные реакции и грубость.

Различают три основных соматотипа: эндоморфный (рыхлый, с избытком жира); мезоморфный (стройный, мускулистый) и эктоморфный (худой, костлявый).

Мезоморфный тип (атлетическое сложение, высокий рост) всегда ассоциируется у подростков с такими понятиями, как мужественность, сила, спортивность. Для подростка-мальчика высокий рост и величие почти синонимы. Напротив, подростки низкого роста, щуплые кажутся окружающим «маленькими» не только в физическом, но и в социально-психологическом смысле. Наблюдения показывают, что рослые мальчики послушнее, держатся естественнее и требуют к себе меньшего внимания, чем их низкорослые сверстники. По оценке психологов, подростки мезоморфного типа обычно более популярны, менее интроспективны и кажутся более социально зрелыми, чем мальчики со слабовыраженными мезоморфными компонентами.

Подростки с эндоморфной конституцией, наоборот, редко занимают ведущее положение среди сверстников, часто бывают предметом насмешек товарищей, имеют меньше возможностей в выборе друзей и больше нуждаются в поддержке.

В старшем подростковом возрасте ретарданты чаще акселератов испытывают чувство собственной неполноценности, отверженности. Нередко устойчивая потребность в опеке сочетается у низкорослых подростков с повышенной эмоциональностью, обостренной потребностью в эмансипации и самоутверждении.

Однако влияние соматотипа на психику и поведение подростков не обязательно и не однозначно. Одни, осознав свою физическую слабость, смиряются с ней, другие компенсируют физический недостаток в иной, чаще интеллектуальной, сфере, третьи начинают усиленно заниматься спортом и нередко достигают завидных результатов.

Влияние соматотипа и темпа физического развития на психику и поведение у девочек выражено не так резко, как у мальчиков. Если мальчику быть выше и сильнее сверстников всегда престижно, то высокий рост и раннее половое созревание нередко создают для девочки дополнительные психологические трудности, отдаляют ее от сверстниц. Однако то, что неприятно для девочки в раннем подростковом возрасте, может оказаться весьма желательным в старшем подростковом.

На психическое формирование подростка влияет степень его социального возмужания. По-разному мыслят и по-разному ведут себя школьник и рабочий, не обремененный семьей юноша и молодой муж.

Важным этапом подросткового возраста является процесс формирования самосознания. Именно в это время формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности. Это отношение к своему осознанному бытию способствует формированию определенного представления о себе самом, о своих способностях и возможностях. Представление о себе (субъективный образ своего «я») складывается под влиянием мнений и оценок окружающих, при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков с нормами поведения, принятыми в данном обществе.

Самооценка - обязательный компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Правильная самооценка помогает отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы и возможности с поставленной целью и реальными трудностями. В подростковом возрасте, на который приходится процесс формирования самосознания, самооценка чаще всего бывает неадекватной. При этом подросток или завышает, или занижает свои возможности. В первом случае подросток относится к себе как к уже обладающему нужными, престижными качествами и способностями (завышенная самооценка), во втором - относит себя к типу людей, у которых таких качеств и способностей нет (заниженная самооценка).

В старшем подростковом возрасте направленность личности становится все более дифференцированной: одни подростки четко ориентированы на деятельность и быстро выбирают себе цель в жизни, другие витают в мире нереальных фантазий, третьи пассивно плывут по течению и живут только «сегодняшним днем».

Важной и трудной проблемой подросткового возраста, имеющей как психологический, так и социальный аспекты, является проблема взаимоотношений подростков и взрослых. Прежде всего, это касается взаимоотношений с родителями и учителями.

Самым главным новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости. Считая себя взрослым, подросток протестует против мелочной опеки, контроля, беспрекословного послушания, несправедливого, с его точки зрения, наказания. Формой протеста может быть непослушание, грубость, упрямство, замкнутость и тому подобное. Эти реакции эмансипации бывают особенно выраженными, когда взрослые, видя в подростке ребенка, «несмышленыша», полностью игнорируют его желания, интересы и инициативу.

Очень часто между подростками и взрослыми возникают разногласия в художественных вкусах, во взглядах на моду, формы проведения досуга. Реже предметом разногласий служат вопросы, касающиеся потребительских ориентации, мировоззрения и политических взглядов.

Сложность взаимоотношений подростка и взрослого заключается еще и в том, что, с одной стороны, подросток стремится к самостоятельности, протестует против опеки и недоверия, а с другой -- сталкиваясь с новыми жизненными трудностями, испытывает тревогу и опасения, ждет от взрослого помощи и поддержки, но не всегда хочет открыто признаваться в этом.

Наиважнейшим фактором влияющим на формирование личности подростка, является общение его со сверстниками.

Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов).

Для подростка очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная «переоценка ценностей», складывается новая иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем те, которые существуют у взрослых.

Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, спортивная секция и тому подобное) и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы.

Неформальные группы прежде всего удовлетворяют потребность подростков в свободном общении, которая в этом возрасте очень велика. Свободное общение подростков -- это не просто форма проведения досуга, а прежде всего средство самовыражения личности, установления новых межличностных отношений. В младшем подростковом возрасте неформальные группы обычно бывают однополыми, а в среднем и старшем -- носят смешанный характер.

По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой, включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности, специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и так далее. Подросток, с одной стороны, всегда хочет быть оригинальным, «современным», с другой -- он раб штампов и стандартов. Так, своеобразный внешний вид, следование моде в старшем подростковом возрасте являются одновременно средством самовыражения, принадлежности (выглядеть «своим»), идентификации (выглядеть «как все») и средством приобретения авторитета в своей среде.

Важной формой межличностных отношений подростков является дружба, которая отличается высокой степенью избирательности, устойчивости и интимности. Психологическая ценность дружбы в подростковом возрасте заключается в том, что она одновременно служит и школой самораскрытия, и школой понимания другого человека. Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на 11--13 лет, у девочек -- на 13--15 лет. В старшем подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний.

Подростки по сравнению с детьми более целеустремленны, настойчивы, однако в проявлении этих качеств часто бывают односторонними.

Проблема формирования личности подростка -- одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И.С.Кон подчеркивает, что, говоря о личности подростка, «мы должны постоянно иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также: 1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое положение; 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие, и особенности его поколения (когорты); 4) его пол и 5) его индивидуально-типологические свойства».


Подростковый возраст – период онтогенеза, соответствующий переходу от детства к юности. В историческом плане выделение подросткового возраста как особой ступени развития произошло в 19-20 веке. Подростковый возраст относится к числу критических периодов развития, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов деятельности (учебной, производственной, творческой).

Немецкий исследователь Э. Шпрангер описывал 3 типа подросткового возраста:

1 тип характеризуется резким, бурным, критичным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».

2 тип развития – плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

3 тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Подростковый возраст – пубертантный период развития. Это период созревания, в котором человек становится половозрелым. Пубертантость бывает сексуальной и психической.

Возникновение подростковой сексуальности. Первое переживание сексуальности связано с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности, вызванные этими переживаниями, могут проявляться не только в страхе перед миром, но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям.

Психическая пубертантость связана с биологической потребностью – потребностью в дополнении. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола.

Подростковый возраст может иметь негативное и позитивное протекание .

Негативное протекание подросткового возраста проявляется в повышенной чувствительности и раздражительности, беспокойстве и возбудимом состоянии. Может возникать физическое и психическое недомогание, которое находит свое выражение в отклоняющемся поведении. Подростки переносят свой негативизм на окружающий мир. Для них характерны ненависть к себе и враждебность к окружающему миру одновременно. Непослушание, занятие запрещенными делами обладает притягательной силой.

Позитивное протекание: происходит постепенное развитие. Перед подростком открываются новые источники радости, возникает сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости становятся искусство и наука.

Центральное новообразование подросткового возраста - возникновение представления о себе как "не о ребенке"; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Д.Б. Эльконин различает в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника.

Элементы объективной взрослости в подростковом возрасте можно заметить в отношении подростков к учению и труду, к родителям и сверстникам, к детям и пожилым людям. Они обнаруживают себя:

· в интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию; в социально-моральной сфере - помощь взрослым и их поддержка, отстаивание собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реальному поведению подростка; в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы проведения свободного времени (свидания, вечеринки, танцы); во внешнем облике - следование моде в одежде, в поведении, в речи ("модные словечки").

Субъективная взрослость, или чувство взрослости, характеризуется появлением у подростка отношения к себе не как к маленькому, а как к взрослому. Основными показателями чувства взрослости служат:

· проявления потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников

В общении со сверстниками формируется основное новообразование подросткового возраста - самосознание или, другими словами, социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутренний план мышления. Контролирование своего поведения, проектирование его на основе моральных норм, - это и есть личность. Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более "взрослую" позицию в жизни. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы её занять. Характеризуя подростковый возраст, Л.И. Божович писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе и развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь.

Вопрос 20. Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте . Центральные психологические новообразования подросткового периода.

1. Социальная ситуация развития подростков.

Подростковый период - период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 10-11 до 14-15 лет . Сформированная в учебной деятельности в средних классах школы способность к рефлексии «направляется» школьником на самого себя. Сравнение себя со взрослыми и с более младшими детьми приводит подростка к заключению, что он уже не ребенок, а скорее взрослый. Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость.

Основные психологические потребности подростка - стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Физические, физиологические, психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период исключительно сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка. Однако в работах культурантропологов (М. Мид, Р. Бенедикт и др.) показано, что в так называемых примитивных культурах подростковый кризис и связанные с ним конфликты , межличностные и внутриличностные, отсутствуют. В этих культурах нет поляризации поведения и обязанностей взрослого и ребенка, а есть взаимосвязь; происходит постепенное обучение и переход к статусу взрослого через специальную процедуру инициации. Эти данные опровергают гипотезу о биологической обусловленности , генетической запрограммированности кризиса, о его прямой связи с процессом полового созревания.

При этом на первый план выходят так называемые социальные факторы . До 17-18 столетий подростковый возраст не выделялся как особый возрастной период, это относительно недавнее историческое образование . В XIX в. во многих странах было введено систематическое школьное образование. Это нововведение привело к значительному увеличению периода экономической зависимости в жизни ребенка и к отсрочке момента принятия им ролей, свойственных взрослому человеку . Границы и содержание подростничества тесно связаны с уровнем социально-экономического развития общества, с особенностями исторического времени, с общественной позицией подростков в мире взрослых и конкретными обстоятельствами жизни данного подростка.

Подростковый возраст как «переходный» в полной мере разворачивается только в индустриальном обществе , где возникает большая контрастность детства и взрослости, выраженный разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к поколениям взрослых и детей. В современном обществе социальная взрослость не совпадает с моментом полового созревания. Первым подростковый возраст выделил как время второго, самостоятельного рождения в жизнь и роста самосознания человека Ж.Ж. Руссо . Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление» . Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска» . Он разработал содержательно-негативные характеристики данного этапа развития (трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость) и обозначил позитивное приобретение возраста - «чувство индивидуальности» . К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами - миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой . Э. Эриксон рассматривал подростничество и юность как центральный период для решения задачи личностного самоопределения .

Часто весь подростковый период трактуют как кризисный , как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Д.Б. Эльконин, напротив, само подростничество рассматривает как стабильный возраст и выделяет кризисы (предподростковый и на переходе к юношескому возрасту). Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе. Завышенные притязания, не всегда адекватные представления о своих возможностях приводят к многочисленным конфликтам подростка с родителями и учителями, к протестному поведению. Даже в целом нормально протекающему подростковому периоду свойственны асинхронность, скачкообразность, дисгармоничность развития.

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста (А.Е. Личко):

Реакция отказа (отказ домашних обязанностей, учебы и пр.; причина - резкая перемена привычных условий жизни, например, отрыв от семьи, перемена школы; почва - психическая незрелость, черты невротичности, тормозимости);

Реакция оппозиции, протеста (демонстративная бравада, прогулы, побеги, протестные поступки);

Реакция имитации (объектом подражания становится взрослый, теми или иными качествами импонирующий идеалам подростка; характерна для личностно незрелых подростков);

Реакция компенсации (стремление восполнить свою несостоятельность в одной области успехами в другой; если в качестве компенсаторной реакции избраны асоциальные проявления, то возникают нарушения поведения);

Реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха именно в той области, в которой подросток обнаруживает наибольшую несостоятельность: при физической слабости - настойчивое стремление к спортивным достижениям, при стеснительности - к общественной деятельности и т.п.).


При взаимодействии с окружающей средой возникают собственно подростковые психологические реакции (А.Е. Личко):

Реакция эмансипации (стремление к освобождению из-под опеки взрослых, что при неблагоприятных средовых условиях может лежать в основе побегов из дома или школы, аффективных вспышек, асоциальных поступков);

Реакция "отрицательной имитации" (поведение, контрастное по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи, как отражение борьбы за независимость);

Реакция группирования (стремление к образованию спонтанных подростковых групп с определенным стилем поведения, системой внутригрупповых отношений, что при неблагоприятных средовых условиях может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков);

Реакция увлечения (хобби-реакция) (увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, коллекционирование - более характерны для мальчиков, тогда как занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание, - более типичны для девочек; при этом интеллектуально-эстетические увлечения - интерес к литературе, музыке, технике и т.п., - могут наблюдаться у подростков обоих полов);

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением (повышенный интерес к сексуальным проблемам, ранняя половая жизнь и т.д.).


2. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности.

Деятельность общения со сверстниками чрезвычайно важна для формирования личности подростка в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь, т.е. самосознание.

Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте. В общении со сверстниками осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п .

Подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и процессе социализации. Преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием сверстников. Одной из самых важных потребностей подросткового возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а в частности от установленных ими правил и порядков. Подростки начинают оказывать сопротивление требованиям со стороны взрослых и активнее отстаивать свои права на самостоятельность отождествляемую ими с взрослостью. Но нельзя говорить о желании подростка полностью отделить себя от семьи. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое стараются дать родители и от которого хочет "отделаться" подросток, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Поэтому поведение подростка во многом зависит от стиля воспитания, который в свою очередь определяет отношение к родителям и способ взаимодействия с ними.

Несмотря на внешние противодействия, проявляемые по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке . Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга. Совместная деятельность, общее времяпровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. Большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Сам он чаще притязает на определенные права, чем стремится принять на себя обязанности. Общение подростка во многом обуславливается изменчивостью его настроения. На протяжении небольшого промежутка времени оно может меняться на прямопротивоположное

Общение со сверстниками приобретает совершенно исключительную значимость . Общение со сверстниками, которое не могут заменить родители, является для подростков важным каналом информации, о которой взрослые часто предпочитают умалчивать. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности . Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Успехи в среде сверстников ценятся больше всего. Оценка подростками поступков идет более максималистично и эмоционально, чем у взрослых, т.к. имеются свои понятия о кодексе чести. Здесь высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушения данного слова, эгоизм, жадность и т.п.

При всей ориентации на утверждение себя среди сверстников подростки отличаются крайним конформизмом (податливостью на давление) в подростковой группе. Группа создает чувство "Мы", которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень важно то, что в своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. А интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведет к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, а также к развитию рефлексии и способности к идентификации.

Для подросткового возраста характерно господство детского сообщества над взрослым . Здесь складывается новая социальная ситуация развития.

Что становится главным для подростка в школе? Дети общаются, их отношения строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период учебная деятельность для подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной деятельности, хотя она остается преобладающей, в деятельность общения. Главное происходит на переменках. Туда выплескивается все самое сокровенное сверхсрочное, неотложное. Интересно складывается система отношений с учителем : то место, которое ребенок занимает внутри коллектива, становится даже важнее оценки учителя. В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Эта возможность совместно - в мысли, в мечте - проработать, проиграть свои устремления, свои радости имеет важное значение для развития внутренней жизни.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым.

Такую специфику поведения подростков он объясняет так:


  • Во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации , по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.

  • Во-вторых, это специфический вид механических отношений . Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.

  • В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта . Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек . С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее.

Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным , зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному , а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами , а девочки - по двое или по трое .

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.

Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь .

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп . В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.


Особенности общения со сверстниками с подростковом возраст. Ритуалы в общении подростков со сверстниками .

Говоря о секретном мире общения подростка, нельзя не сказать о ритуалах, которыми наполнен этот мир.

1. Самый известный ритуал - ритуал закрепления дружбы . Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростковой (чаще всего мужской) группе, так и между двумя близкими друзьями. Обычай скрепления дружбы кровью описывает девушка: «…Хорошие, верные подруги, чтобы подтвердить свою дружбу, разрезали себе бритвой пальцы и соединяли их, чтобы кровь перемешалась. А делали это, чтобы дружба была крепче. Но на такой шаг решались не все. В детстве я очень боялась крови, но все равно решилась разрезать себе палец».

2. Обмен письмами и подарками между постоянно встречающимися девочками

Вероятно, в одном случае девочек привлекает наличие тайны и «ритуального» обмена подарками («В школе мы с подружкой писали друг другу письма, хотя учились в одном классе, просто было интересно: высылали друг другу подарочки-открытки, свои фотографии, даже денежки. Это все, в общем-то, не имело смысла, просто свой такой секрет, и приятно получать письма»;), в других - возможность перевоплощения («Лет в 9 мы с подругой решили переписываться , хотя мы жили в соседних домах. Письма мы относили друг другу сами, придумывали себе новые имена и рассказывали в письмах все, что с нами происходило»).

3. Ритуалы принятия в группу. В некоторых подростковых группах прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями. Вновь примкнувшему дается какое-либо задание, которое должно выявить у него наличие качеств важных в этой группе. Так в дворовых группах достаточно часто проверяется сила и мужественность (обычно это драка с одним из членов группы).


3. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития).
Пубертатный период - время ускоренного физического развития и полового созревания, характеризующееся важными изменениями в организме подростка, в том числе появлением вторичных половых признаков. Развивается костная система, наблюдаются изменения состава крови и кровяного давления. Происходят различные структурные и функциональные изменения церебральной активности. Особенности этого периода являются интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек , акселерация и ретардация).

Возраст 13 лет - время, когда у девочек заканчивается первая фаза пубертатного развития (11 - 13 лет) и начинается вторая (13 - 15 лет), а у мальчиков бурно начинается первая фаза пубертатного развития, которая продолжается примерно с 13 до 15 лет.

Бурный рост, созревание организма, происходящие психологические изменения - всё это отражается на функциональных состояниях подростка. 11 - 12 лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это период и повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности . Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник в силу недостаточной зрелости ещё не может не только проконтролировать, но и понять. Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью . Это ситуация усугубляется влиянием начинающегося (у мальчиков) или интенсивно проходящего (у девочек) полового созревания, что способствует ещё большему возрастанию импульсивности, часто смене настроений, воздействует на остроту восприятия подростком «обид» со стороны других людей, а также а форму выражения обид и протеста.

Обидчивость. Плач без какой-либо видимой (а часто и осознаваемой) причины, частая и резкая смена настроения наиболее характерна для девочек.

У мальчиков возрастает двигательная активность, она становятся более шумными, суетливыми, неусидчивыми, все время что-то вертят в руках или размахивают ими . У многих школьников в этот период наблюдается частичные нарушения координации и точности движений, они становятся неуклюжими и неловкими.

В 13 - 14 нередко отмечается своеобразное чередование всплесков активности и её падения, вплоть до внешнего полного изнеможения. Усталость наступает быстро и как бы внезапно, характеризуя повышенную утомляемость. Снижаются работоспособность и продуктивность, у мальчиков в 13 - 14 лет резко увеличивается количество ошибочных действий (у девочек пик ошибок отмечается в 12лет).

Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии . Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40 - 50 минут, то у подростков оно наблюдается через8 - 10 минут.

С повышенной утомляемостью связано явление специфической подростковой лени . Часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток все время хочет лежать, не может стоять прямо: постоянно стремится на что-нибудь опереться, а на просьбы отвечает: у меня нет сил. Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость.

Реакции подростка часто не соответствуют силе и значимости ситуации. Обобщая совершенно разные и объективно далекие друг от друга события, явления, он реагирует на них одинаково, что проявляется во внешне необъяснимом безразличии подростка к значимым для него вещам и бурной реакции по малозначительным поводам.

Происходящие в моторной сфере изменения: новое соотношение роста мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела - приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений. Отмечается временное нарушение координации подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений. В результате они нередко что-то ломают, разрушают. Поскольку такие явления часто совпадают со вспышками негативизма подростка, снижающими или блокирующими возможности его самоконтроля, то создается впечатление, что в подобных разрушениях наличествует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы.

С нарушениями двигательного контроля бывают связаны и тяжелые последствия подростковых драк, когда школьник, не привыкший ещё к новым, увеличенным размерам своего тела, оценивая возможности управления им на основании своего прежнего опыта и поэтому неправильно рассчитывая силу удара, наносит другому подростку травму.

Перестройка тонкой моторики, разбалансировка старой схемы глаз-рука и её построение на новом уровне во многом нередко ведет к ухудшению почерка, неряшливости, нарушениям в рисовании.

Процесс созревания влияет и на развитие речи , особенно у мальчиков. Их речь становится более лаконичной и стереотипной, что проявляется в специфической «глагольной речи» многих мальчиков-подростков. С этим связаны также определенные трудности письменной речи. Известно, что в отрочестве девочки, как правило, лучше выражают свои мысли в письменной форме, чем мальчики. Однако в дальнейшем, после 14 - 15 лет, мальчики не только догоняют, но и часто опережают их в этом умении. В связи с особенностями речевой сферы подростки часто замедленно реагируют на то, что им говорят. Очевидными следствиями этого являются нередкие жалобы на непонимание подростками объяснений учителя, на то, что «им надо двести раз все повторять».

Следует помнить, что подростки очень переживают собственную неуклюжесть и косноязычие, повышенно чувствительны как к насмешкам по этому поводу, так и к оказываемой помощи. Поэтому необходимы специальные занятия по развитию моторики, устной и письменной речи подростка. Подростковый возраст - период, когда многие функции активно формируются и развиваются, например, это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, важными видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом. Именно поэтому рекомендации психолога должны быть направлены на развитие и активное формирование психологических структур и функций.
4. Кризис психического развития в подростковом возрасте.

КРИЗИС 13-ти ЛЕТ

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Кризис относится к числу острых.

Симптомы кризиса

Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление . Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц . С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь . Эту стадию можно сравнить только с ранним детством , когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения:


      • Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

      • Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

      • Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.
На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

5. Психологические новообразования подросткового возраста
- Чувство взрослости - новый уровень самосознания;

Стремление к самоутверждению;

Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей;

Я - концепция;

Формально-логическое (рассуждающее) мышление;

Рефлексия.


Центральным психологическим новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости . Оно формируется в результате изменения социальной позиции ребенка, под влиянием полового созревания и резких сдвигов в физическом развитии. Сущность данного новообразования состоит в том, что подросток начинает ощущать свое приближение к взрослому состоянию, и в связи с этим у него возникает ярко выраженное стремление к равноправию со взрослыми. Развитие чувства взрослости приводит к формированию ярко выраженной потребности в самоутверждении, которая проявляется в стремлении подростка любым доступным способом добиться признания своей личности со стороны окружающих, занять достойное положение в классе, семье, в группе товарищей. Потребность в самоутверждении выступает в ряду самых главных мотивов поведения и деятельности подростка - она побуждает школьника искать любую возможность для завоевания в коллективе сверстников популярности и уважения. Стремление к самоутверждению – естественная возрастная особенность подростка, поэтому важно уметь тактично контролировать выбираемые ими формы самоутверждения и при необходимости корректировать их выбор.
Психические процессы у школьников-подростков развиваются в процессе учебной деятельности, которая становится значительно более сложной. С переходом в подростковый возраст заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подростки овладевают самостоятельными способами работы над учебным материалом,
2012 -> Методические рекомендации по проведению занятий с применением интерактивных форм обучения
2012 -> Тема опыта
2012 -> Вопросы к экзамену Планирование и организация работы кадровой службы Современные концепции управления персоналом