Прогулка между золотых лотосов. Китай.Бинтование ног

Существует множество легенд, откуда пошел обычай бинтования ног в Древнем Китае. Самая распространенная из них гласит, что у императора Сяо Баоцзюань была наложница с крохотными ногами. Она танцевала босиком на золотом помосте, украшенном жемчугом, где были изображены цветы лотоса. Восхитившись, император воскликнул: «От каждого прикосновения её ножки расцветают лотосы!»

Вероятно, именно после этой легенды в обиход вошло выражение« нога-лотос», то есть очень маленькая перебинтованная ступня.

Деформированные стопы, по мнению китайцев, подчеркивали слабость и хрупкость женщины, а вместе с тем придавали ее телу чувственность. Чудовищная практика была не только мучительна, но и смертельно опасна. Женщина, по сути, становилась заложницей собственного тела — без возможности свободно передвигаться, ее жизнь была полностью подчинена прихотям мужчин.

Популярное

Идеальная нога не должна была превышать 7 сантиметров в длину — именно такие ноги назывались« золотыми лотосами».

Кровь и сломанные кости

Бинтование ног было не просто болезненным, но и очень долгим процессом. Оно проходило в несколько этапов, первый из которых начинался, когда девочке было лет 5−6. Иногда дети бывали старше, но тогда кости были не так податливы.

Бинтовали ноги мать или другая старшая женщина в семье. Считалось, что мать в таких делах не очень хороша, потому что жалеет собственное дитя и оттого недостаточно сильно стягивает ножку.


Сначала девочкам подрезали ногти, чтобы предотвратить их врастание, обрабатывали ступни настоями трав и квасцами. Затем брали ткань метра 3 в длину и 5 см в ширину, подгибали все пальцы, кроме большого, и перебинтовали ноги таким образом, чтобы пальцы стремились к пятке, а между ними и пяткой образовывалась арка.


Вот как вспоминает процесс своего бинтования пожилая китаянка в 1934 году:

« После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. <…> Мать никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.


Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3−4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. <…> Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. <…> Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли — как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног».

Конечной, самой большой опасностью была инфекция ног. Хотя ногти девочкам постригали, они все равно врастали, это приводило к воспалению. В результате временами возникал некроз тканей. Если инфекция перекидывалась на кости, пальцы отпадали — это считалось хорошим знаком, потому что позволяло забинтовать ноги еще туже. Значит, ступня уменьшится и приблизится к заветным 7 сантиметрам.

Неспособность женщин передвигаться и постоять за себя провоцировала зверства со стороны мужчин.

Андреа Дворкин в своей работе« Гиноцид, или китайское бинтование ног» пишет: «Мачеха или тетя при „бинтовании ног“ проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…»


Там же приводится еще один случай. Если деревня подвергалась опасности, то женщины с искалеченными ногами не могли убежать: «Около 1931… разбойники напали на семью, и женщины, прошедшие обряд „бинтования ног“, не смогли убежать. Бандиты, раззадоренные неспособностью женщин быстро двигаться, заставили их снять повязки и обувь и бегать босиком. Те кричали от боли и отказывались, несмотря на избиения. Каждый бандит избрал жертву и заставлял ее танцевать на острых камнях… Еще хуже относились к проституткам. Их руки пробивали гвоздями, ногти заталкивали внутрь тела, они кричали от боли в течение нескольких дней, после чего умирали. Формой пытки было привязывание женщины таким образом, чтобы ее ноги висели в воздухе, причем к каждому пальцу ноги привязывали по кирпичу, пока пальцы не вытягивались или даже отрывались».

«Сладострастные бедра»

Забинтованные ноги были одним из мощнейших сексуальных фетишей китайцев. Рядом со слабой, неспособной на самозащиту женщиной любой мужчина чувствовал себя« героем» — на этом и строилось притяжение. Мужчины безнаказанно могли делать с женщинами все, что им захочется, и те не могли убежать или спрятаться. Вседозволенность искушает.

Впрочем, ирония была в том, что, несмотря на возбуждающее действие деформированных стоп, мужчины никогда не видели их без обуви — вид голой женской ноги считался в высшей степени неприличным. Даже на так называемых« весенних картинках», китайских эротических изображениях, женщины были изображены обнаженными, но в обуви.

Одним из сильнейших эротических переживаний было, к примеру, созерцание следов женских ног на снегу.

Представления китайцев о последствиях такого увечья были двойственными: с одной стороны, они якобы делали женщину целомудренной, с другой — чувственной. Из-за постоянного нагрузки на небольшую площадь ноги бедра и ягодицы отекали, становились полнее, и мужчины называли их «сладострастными».

Вместе с тем мужчины были убеждены, что женщины с маленькими ногами своей походкой укрепляли мышцы влагалища, а прикосновения к ним приносило женщине наслаждение. Ноги считались слишком крупными, если они были устойчивыми — к примеру, если женщина могла противостоять ветру. Китайская сексуальная эстетика рассматривала искусство походки, искусство сидения, стояния, лежания, искусство поправления юбки и искусство любого движения ног.

Маленькую ступню идеальной формы сравнивали с молодым месяцем и с весенними побегами бамбука.


Один из китайских авторов писал: «Если вы снимете обувь и повязку, то эстетическое наслаждение будет навеки разрушено». Перед сном женщина могла лишь слегка ослабить бинты, меняя уличную обувь на домашние туфли.

В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:

« Бинтование ног есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд бинтования ног и привязанной к дому(за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум подобен уму мудреца. Для нее я целый мир, сама жизнь».

А если не бинтовать?

Женщина с забинтованными ногами была показателем статуса мужчины. Считалось, что чем меньше она способна двигаться, чем больше времени проводит в праздности, тем состоятельнее ее муж.

Долгое время считалось, что бинтование ног существовало только среди китайской элиты, но это было не так. Забинтованные ноги могли« проложить дорогу» к лучшей жизни. Крестьяне, чьи женщины были вынуждены работать в поле, бинтовали ноги не так туго, как девочки из хороших семей, но старшей дочери, на которую возлагали большие надежды в плане замужества, доставалось больше других.


Женщин с обычными ногами презирали, над ними смеялись, издевались, они были исключены из общества с его зверскими законами. Шансов на удачный брак у таких девушек почти не оставалось. Они даже не могли устроиться прислужницами в богатый дом, потому что даже прислуга оттуда была с забинтованными ногами. Так, девочки предпочитали пройти через пытки, но не остаться незамужними.

Это была чудовищная практика порабощения женщин. Девочек калечили собственные матери в угоду эротическим фантазиям мужчин.

Полного запрета на бинтование ног удалось добиться только к приходу коммунистов в 1949 году, хотя указ императора о запрете вышел еще в 1902 году.


Последняя пара туфелек для« золотых лотосов» была сшита в 1999 году. После этого состоялась торжественная церемония закрытия обувной фабрики, а товар, оставшийся на складе, был передан в дар этнографическому музею.

Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, к 10-му веку. В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10 годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая «лотосовая ножка». После этого они начинали учиться правильной «взрослой» походке. А еще через два-три года они уже были готовыми девицами «на выданье». Благодаря этому занятие любовью в Китае называлось «прогулка между золотых лотосов».

Спонсор поста: http://pro-turizm.com : Портал о туризме. Страны, курорты, достопримечательности.

Размеры лотосовой ножки стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.

1. Институт бинтования ног расценивался как необходимый и прекрасный, практикующийся аж десять веков. Правда, редкие попытки «освобождения» ступни все же предпринимались, однако противившиеся обряду были белыми воронами.

2. Бинтование ног стало частью общей психологии и массовой культуры. При подготовке брака родители жениха сначала спрашивали о стопе невесты, а уж затем о ее лице.

3. Ступня считалась ее главным человеческим качеством.

Во время процесса бинтования матери утешали своих дочерей, рисуя им ослепительные перспективы брака, зависевшего от красоты перевязанной ноги.

4. Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног «женщины-лотоса», каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:

Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Классификации:
Божественная (А-1): в высшей степени пухлая, мягкая и изящная.
Дивная (А-2): слабая и утонченная…
Неправильная: обезьяноподобная большая пятка, дающая возможность карабкаться.

5. Даже обладательница «Золотого лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:

1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.

6. Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом: «Не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило».

7. Хоть это и трудно представить европейцам, «лотосовая ножка» была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид лотосовой ножки мог вызвать у мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.

8. «Раздевание» такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные лотосовые ножки были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и… ароматными.

9. Бинтование ног нарушало также естественные очертания женского тела. Этот процесс вел к постоянной нагрузке на бедра и ягодицы - они отекали, становились пухлыми (и именовались мужчинами «сладострастные»).

10. Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой.

11. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства.

12. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.

13. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить и стоять.

14. Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.

15. По преданию, одна придворная дама по фамилии Ю славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков.

16. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.

17. Создание с хрупким сложением, тонкими длинными пальцами и мягкими ладошками, нежной кожей и бледным лицом с высоким лбом, маленькими ушами, тонкими бровями и маленьким округлым ротиком - вот портрет классической китайской красавицы.

18. Дамы из хороших семей сбривали часть волос на лбу, чтобы удлинить овал лица, и добивались идеального очертания губ, накладывая помаду кружком.

19. Обычай предписывал, чтобы женская фигура «блистала гармонией прямых линий», и для этого девочке уже в возрасте 10-14 лет грудь стягивали холщовым бинтом, специальным лифом или особым жилетом. Развитие грудных желез приостанавливалось, резко ограничивались подвижность грудной клетки и питание организма кислородом.

20. Обычно это пагубно сказывалось на здоровье женщины, но зато она выглядела «изящной». Тонкая талия и маленькие ножки считались признаком изящества девушки, и это обеспечивало ей внимание женихов.

21. Иногда женам и дочерям богатых китайцев настолько уродовали ноги, что они почти совсем не могли самостоятельно ходить. О таких женщинах говорили: «Они подобны тростнику, который колышется от ветра».

22. Женщин с такими ножками возили на тележках, носили в паланкинах, или сильные служанки переносили их на плечах, словно маленьких детей. Если же они пытались передвигаться сами, то их поддерживали с обеих сторон.

23. В 1934 году пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

24. «Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне пришлось столкнуться с болью при бинтовании ног в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось.

25. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер ее ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки.

26. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при бинтовании ног. Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне.

27. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть».

28. Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой.

29. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить.

30. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить. За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились.

31. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не приобретет прекрасные очертания. Она никогда не позволяла менять повязки и вытирать кровь и гной, полагая, что, когда из моей ступни исчезнет все мясо, она станет изящной. Если я по ошибке сдирала ранку, то кровь текла ручьем. Мои большие пальцы ног, когда-то сильные, гибкие и пухлые, теперь были обернуты небольшими кусочками материи и вытянуты для придания им формы молодой луны.

32. Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой. Когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать.

33. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года.

34. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли. Как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног!»

35. «Мачеха или тетя при бинтовании ног проявляли куда большую жесткость, чем родная мать. Существует описание старика, которому доставляло удовольствие слышать плач своих дочерей при наложении повязок…

36. В доме все должны были пройти этот обряд. Первая жена и наложницы имели право на послабления, и для них это было не таким уж страшным событием. Они накладывали повязку один раз утром, один раз вечером и еще раз перед сном. Муж и первая жена строго проверяли плотность повязки, и те, кто ослаблял ее, подвергались избиениям.

37. Обувь для сна была настолько мала, что женщины просили хозяина дома потереть их стопы, чтобы это принесло хоть какое-то облегчение. Еще один богач славился тем, что сек своих наложниц по их крошечным ступням, пока не появлялась кровь».

38. Сексуальность забинтованной ноги основывалась на ее скрытости от глаз и на таинственности, окружающей ее развитие и уход за ней. Когда повязки снимались, ноги омывались в будуаре в строжайшей тайне. Частота омовений колебалась от одного раза в неделю до одного раза в год. После этого использовались квасцы и парфюмерия с различными ароматами, обрабатывались мозоли и ногти.

39. Процесс омовения способствовал восстановлению кровообращения. Образно говоря, мумию разворачивали, колдовали над ней и снова заворачивали, добавляя еще больше консервантов.

40. Остальные части тела никогда не мыли одновременно со ступней из-за боязни превратиться в свинью в следующей жизни. Хорошо воспитанные женщины могли умереть со стыда, если процесс омовения ног видели мужчины. Это объяснимо: вонючая разлагающаяся плоть ступни стала бы неприятным открытием для неожиданно появившегося мужчины и оскорбила бы его эстетическое чувство.

41. В 18-м веке парижанки копировали «лотосовые туфельки», они были в рисунках на китайском фарфоре, мебели и прочих безделушках модного стиля «шинуазри».

47. Чтобы хотя бы приблизительно почувствовать, что это такое:

Инструкции:
1. Возьмите кусок материи примерно трех метров длиной и пяти сантиметров шириной.
2. Возьмите пару детских туфель.
3. Подогните пальцы ног, кроме большого, внутрь стопы. Оберните материей сначала пальцы, а затем пятку. Сведите пятку и пальцы как можно ближе друг к другу. Плотно оберните оставшуюся материю вокруг стопы.
4. Засуньте ногу в детские туфли.
5. Попробуйте прогуляться.
6. Представьте, что вам пять лет…
7. …и что вам придется ходить таким образом всю жизнь.

Этот состоящий из двух частей материал задуман для того, чтобы дать объективное понимание традиции бинтования ног женщинам и её роли в истории Китая. Никаких воплей, никаких истерик, лишь спокойный, взвешенный анализ, вызванный стремлением разобраться в непростом вопросе. Первая часть будет состоять из общеизвестного познавательного, вторая – из необычной (по крайней мере насколько я могу судить) для рунета информации.


Вступление.

Тема достаточно непростая.


Во-первых, современному человеку трудно сохранять трезвость и объективность мышления, зная все подробности и имея перед глазами результат процесса бинтования. Во-вторых, обычай давно на все лады предан анафеме всевозможными феминистскими деятелями и борцами за права человека, в свойственной им истеричной манере. Бинтование ног уже долгое время находится в ряду наиболее эффективных инструментов демонизации Китая, в бинтовании положено каяться. Результат налицо – вопрос является чрезвычайно болезненным и неравномерно освещённым, а сами китайцы предпочитают не касаться его даже десятиметровой палкой. Из-за этого мы сегодня можем черпать лишь весьма одностороннюю информацию, базирующуюся на строго прозападной точке зрения. Западная цивилизация вообще обладает беспримерным стремлением не только прийти в чужой монастырь со своим уставом, но и не глядя навалить на чужой устав такую здоровенную кучу, что в монастырь после этого зайти невозможно.


Давайте загуглим словосочетание “бинтование ног”. Что мы найдём? “Бессмысленно жестокий феодальный обычай...”, “физическая, духовная и интеллектуальная дегуманизация женщин...”, “орудие сексуальной эксплуатации...” Перечислять эмоциональные эпитеты можно бесконечно. Это наглядная иллюстрация к сказанному в предыдущем абзаце.


Учитывая всё перечисленное, я обещаю пытаться сохранять объективность, даже если за это придётся поплатиться собственным разумом (шутка).


А если без шуток, то в отличие от самоуверенных рассказчиков про обезьян с бананом в клетке, я уверен, что традиция как регулятор общественных отношений, а тем более столь жестокая и своеобразная традиция, не может существовать тысячу лет, не выполняя в обществе никакой полезной функции. Понимание же или хотя бы попытки понимания предпосылок и смысла процесса считаю гораздо полезнее его слепого охаивания. Образно выражаясь, сообщения “Вася съел Петю”, “Вася съел Петю чтобы скрыть убийство” и “Вася съел Петю чтобы не умереть от голода” несут разную смысловую нагрузку и вызывают разную реакцию, хотя сам факт поедания одним гражданином другого не становится менее отвратительным.


Особо подчеркну следующее: понимание причин и смыслов несомненно способно оправдывать, но только на определённом историческом отрезке, и не означает призывов к воскрешению подобных обычаев или продолжению их практикования; очевидно, что в наше время они давно потеряли свою актуальность.


Мне вообще не хотелось бы писать ничего о истории, деталях процесса и других пережёванных до оскомины вещах, а сразу перейти к предпосылкам и социальной роли. Но, к сожалению, в таком случае текст потеряет самодостаточность. Поэтому терпите.

История.

Письменные свидетельства говорят о том, что традиция бинтования ног восходит ко двору южной династии Тан в Нанкине, танцовщицы которого были знамениты своими маленькими ножками и прекрасными изогнутыми туфельками. Первоначально практика бинтования распространилась среди придворной знати, от которой передалась элитам в наиболее богатых регионах Китая. Бинтование ног девочкам было свидетельством как их свободы от ручного труда, так и зажиточности мужчины и его способности содержать неработающих членов семьи, которые лишь служат мужчинам и управляют домашней прислугой. При этом экономическое и социальное положение таких женщин способствовало как увеличению привлекательности обычая для женщин, так и повышению сексуальной привлекательности для мужчин из элитных семей. Поскольку низшие слои общества стремяться копировать стиль элиты, обычай начал распространяться вниз по социальной лестнице и вширь географически.


Способы бинтования при этом были разнообразны как по форме, так и по сопутствующим ритуалам, не будучи сколько-нибудь значительно стандартизированными. Единственным строгим стандартом стал так называемый Золотой Лотос. Судя по всему, изначально Золотым Лотосом называли вообще любое бинтование женской ноги в эстетических соображениях, однако со временем стремление ко всё меньшей стопе и более эстетичной форме достигло своего предела, включающего переломы пальцев и костей свода. Именно эту крайнюю форму бинтования и стали называть Золотым Лотосом, именно она была наиболее желанна женщинами в большинстве регионов, при этом идеалом было расстояние от задней поверхности пятки до кончика большого пальца 7.5 - 8 см. Во время ходьбы женщина практически не могла наступать на переднюю часть стопы, что привело к появлению особой осторожной и пошатывающейся походки на пятках – походки лотоса, которая считалась очень милой и сексуальной.


Золотой Лотос практиковали женщины Хань. Другие народности или использовали более мягкие формы бинтования, не ломающие кости, а лишь предотвращающие рост стопы, или вообще не занимались бинтованием, как хакка и маньчжуры. Завоевавшие китай монголы также не практиковали этот обычай. Таким образом, бинтование стало своеобразным способом этнической самоидентификации китайцев.


Кроме того, и среди Хань далеко не все могли себе позволить иметь в семье практически беспомощную женщину. Так, в южных регионах, где благополучие крестьян покоилось на выращивании риса, традиция использовалась заметно реже и в более мягких формах чем в северных, а среди низших классов – реже и мягче чем среди высших.


Заметный вклад в распространение внёс известный философ Чжу Си (1130-1200 н.э.), чьи комментарии конфуцианской классики стали новым каноном неоконфуцианства, которое доминировало в интеллектуальной и философской жизни Китая на протяжении шести веков. Будучи горячим поклонником бинтования, он распространил эту традицию в южном Фуцзяне для популяризации китайской культуры и обучения населения правильным взаимоотношениям между полами. Он оказал огромное влияние на других авторов, которые стали упоминать практику бинтования как нечто естественное и само собой разумеющееся.

Процесс бинтования. (из Wiki).

Инициацию проводили чаще всего в возрасте от 3 до 5 лет, прежде чем кости девочки полностью сформировались, в зимние месяцы, когда холод делает боль не столь сильной.


Прежде всего ногу погружали в тёплую смесь из трав и крови животных; это делалось с целью размягчить стопу и облегчить процесс. Потом ногти обрезали настолько глубоко насколько это возможно, дабы предотвратить их врастание в плоть и последующие инфекции, поскольку пальцы будут плотно прижаты к ноге. Для подготовки к последующему ноги нежно массировали. Полосы из хлопковой ткани, длиной три метра и шириной 5 сантиметров, подготавливали пропитыванием всё той же смесью трав с кровью.


Пальцы загибали вниз, потом с силой придавливали к стопе до тех пор пока они не сломаются. Далее сломанные пальцы плотно прижимали к подошве. После этого стопу сжимали вдоль, направляя переднюю часть к пятке и ломая свод. Поверх восьмёркой накладывали бинты, начиная от внутренней части стопы к внешней, потом над пальцами, под стопой и вокруг пятки. Свежесломанные пальцы как можно сильнее прижимая к подошве ноги. С каждым витком намотка становилась всё туже, как можно сильнее приближая пятку к основанию пальцев, заставляя сломанную ногу образовывать узкую арку, и прижимая пальцы снизу. Всё это вызывало страшную боль. Когда бинтование заканчивалось, конец ленты прочно зашивался чтобы избежать возможного ослабления. По мере того как намотка высыхала, она сжималась, делая конструкцию ещё туже.


С этого момента ноги требовали огромного количества внимания и заботы, и регулярно разматывались. Каждый раз их промывали, осторожно проверяли пальцы на наличие травм, обрезали ногти. Ноги также массировали чтобы размягчить их и сделать связки и сломанные кости более подвижными, а также вымачивали в отварах, чтобы избавиться от омертвевших тканей. Немедленно после этой процедуры пальцы снова прижимали и ногу забинтовывали. Намотка каждый раз становилась всё туже и болезненней. Разбинтовка производилась как можно чаще (для богатых по крайней мере раз в день, для относительно бедных два-три раза в неделю), со свежими бинтами. Обычно этим занималась старшая женщина в семье или профессиональная бинтовальщица. Считалось нежелательным чтобы этим занималась мать, поскольку она может поддаться слабости к страданиям дочери и забинтовать недостаточно туго. Профессиональная намотчица игнорировала плач и крики и продолжала мотать невероятно туго. Профессионалы были также более жестоки в инициации, иногда ломая пальцы в 2-3 местах и даже полностью их разрушая, чтобы сильнее прижать к подошве. Девочка страдала от невыносимой боли, но у стопы при таком подходе было больше шансов достичь идеала в 7.5 сантиметров. Девочке не разрешалось отдыхать после замотки. независимо от того насколько сильна боль, она должна была ходить, так что вес тела поможет сжать стопы и достичь нужной формы.


Обычным явлением были инфекции. Ногти, несмотря на большую заботу и регулярное подрезание, зачастую прорастали сквозь кожу, занося заражение. Поэтому иногда их полностью вырывали. Тугость замотки приводила к нарушению кровоснабжения стопы и практически полному прекращению кровообращения в пальцах, так что излечение любой травмы было маловероятно. Положение становилось всё хуже и приводило к гниению пальцев. Если инфекция проникала в кости, они размягчались, после чего пальцы отваливались. Впрочем, это считалось положительным явлением, так как ногу можно было замотать ещё туже. Порой девочкам с крупными пальцами специально заматывали осколки стекла или куски разбитой черепицы, чтобы вызвать повреждения и занести инфекцию. Инфекцию сопровождало общее недомогание, которое могло привести к смерти от сепсиса. В будущем подвергшаяся бинтованию девочка также была более болезненной и склонной к травмам. Даже после того как стопы заживали, они могли повторно сломаться. Пожилые женщины часто получали переломы таза и других костей из-за падений, вызванных трудностями с сохранением баланса.


Кроме того, некоторые из образовавшихся складок промыть было невозможно, из-за чего там скапливались бактерии и грибок. Нога, если её разбинтовать, источала зловоние, поэтому стопы становились крайне интимной частью тела. Даже в постели с мужем женщина надевала специальную обувь и спрыскивала её благовониями.


Продолжение следует.

Китайские девушки с малых лет точно знали, что обеспечит им безбедную жизнь и блестящий брак. «Лотосовые ножки» - вот пропуск в счастливую жизнь для каждой девушки. Именно поэтому родители с малых лет особым способом бинтовали ножки своим дочерям, добиваясь, чтобы стопа была, как можно меньше. Британскому фотографу удалось запечатлеть женщин, которые на себе испытали все прелести этой древней китайской традиции.

Британский фотограф Джо Фаррелл один из очень немногих, кому удалось запечатлеть на фото, как выглядит «лотосовая ножка» китаянок. Традиция бинтования ног практиковалась в Китае с Х до начала ХХ века. Как правило, маленьким китаянкам начинали бинтовать ноги особым способом с 4-5 лет. После отмачивания в теплой травяном настое и крови животных, пальцы прижимали к подошве и плотно привязывали хлопковыми бинтами.




Считалось, что будет лучше, если бинтовать ступни будут не родители, поскольку те могли из чувства жалости не затягивать бинты с необходимой силой.




К 10-летнему возрасту у них формировалась «лотосовая ножка», после чего их учили правильной «взрослой» походке. Ещё года три, и они становились девицами «на выданье».




Размер ноги китаянки был важным условием при заключении брака. Невеста с большой, не изуродованной ногой подвергалась унижению и насмешкам. Они сразу попадали в реестр простолюдинок, которые должны трудиться в поле и поэтому не могу позволить себе бинтовать ноги.




При выборе невесты родители жениха в первую очередь интересовались размером ноги девушки, а уже потом тем, как она выглядит.




Именно «лотосовая ножка» считалась главным достоинством невесты. А во время бинтования ног матери утешали дочерей, рассказывая об ослепительных перспективах брака, которые напрямую зависят от красоты ноги.




Начиная с 1600-годов подобную традицию неоднократно пытались запретить, но она просуществовала до начала 20-го века. Вот что говорили китайские мужчины про обладательниц «лотосовых ножек»:

«Крошечная нога свидетельствует о добропорядочности женщины…»

«Женщины, не прошедшие обряда «бинтования ног», выглядят как мужчины, поскольку крошечная нога и является знаком различия…»

«Крошечная ступня мягка, и прикосновение к ней чрезвычайно волнует…»

«Грациозная походка дает наблюдателю смешанное чувство со страдания и жалости…»

«Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки и тяжеловесны, а крошечные ступни мягко проникают под покрывало…»

«Женщина с большими ногами не заботится об очаровании, а обладательницы крошечных ножек часто омывают их и используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся вблизи них…»

«При ходьбе нога естественной формы выглядит куда менее эстетично…»

«Все приветствуют крошечный размер ноги, ее считают драгоценной…»

«Мужчины так жаждали ее, что обладательницам крошечных ног сопутствовал гармоничный брак…»

«Крошечные ножки дают возможность всецело ощутить разнообразие удовольствий и любовных ощущений…»




Фотограф Джо Фаррелл поставил цель найти в Китае женщин с "лотосовой ножкой". В отдаленном селении в провинции Шаньдун ему удалось найти старушку Чжан Юнь Ин, которой с детства бинтовали ноги. И она оказалось не единственной - в селении жили ещё две её подруги, обладательны

Также в селении жили ещё две её подруги, перенесшие в детским возрасте такие процедуры, но они фотографироваться отказались.

ИДЕАЛЬНАЯ КРАСАВИЦА В СТАРОМ КИТАЕ ДОЛЖНА БЫЛА ИМЕТЬ НОЖКИ- КАК ЛОТОСЫ, СЕМЕНЯЩУЮ ПОХОДКУ И ПОКАЧИВАЮЩУЮСЯ, СЛОВНО ИВА, ФИГУРКУ.
Обычай бинтовать ноги китайским девочкам, похожий на методы компрачикосов, представляется многим так: детскую ножку забинтовывают и она просто не вырастает, оставаясь такого же размера и такой же формы. Это не так- существовали особые методы и ступня деформировалась особыми специфическими способами.
Идеальная красавица в старом Китае должна была иметь ножки- как лотосы, семенящую походку и покачивающуюся, словно ива, фигурку.
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы).

В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая “лотосовая ножка“. После этого они начинали учиться правильной “взрослой“ походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами “на выданье“.змеры “лотосовой ножки“ стали важным условием при заключении браков. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног. Хотя бинтование ног являлось опасным -неправильное наложение или изменение давления повязок имело массу неприятных последствий, все равно- никто из девушек не мог пережить обвинения в «большеногом демоне» и стыда остаться незамужней.
Даже обладательница «Золотого Лотоса» (А-1) не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:
1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.


Хоть это и трудно представить европейцам, “лотосовая ножка“ была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид “лотосовой ножки“ мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения.“Раздевание“ такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные “лотосовые ножки“ были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.
Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять.


Появление уникального обычая бинтования женских ног относят к китайскому средневековью, хотя точное время его зарождения неизвестно.
По преданию, одна придворная дама, по фамилии Ю, славилась великим изяществом и была отличной танцовщицей. Однажды она сделала себе туфли в виде золотых цветков лотоса, размером всего в пару вершков. Чтобы уместиться в эти туфельки, Ю забинтовала ноги кусками шелковой ткани и танцевала. Ее мелкие шажки и покачивания стали легендарными и положили начало многовековой традиции.
Живучесть этого странного и специфичного обычая объясняется особой стабильностью китайской цивилизации, сохранявшей свои устои на протяжении последней тысячи лет.
Подсчитано, что за тысячелетие, минувшее с момента появления обычая, через “бинтование ног“ прошло около миллиарда китайских женщин. В целом, этот жуткий процесс выглядел так. Ноги девочки бинтовали полосами ткани до тех пор, пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.
Со временем стопа уже не росла в длину, но зато выпирала вверх и обретала вид треугольника. Она не давала прочной опоры и вынуждала женщин покачиваться, подобно лирично воспетой иве. Иной раз ходьба была настолько затруднена, что обладательницы миниатюрных ножек могли передвигаться лишь при помощи посторонних.

Женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже “просвещенные“ китайцы. Впервые тема “лотосовых ножек“ стала предметом общественных споров в начале 20-го века, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев “лотосовые ножки“ служили позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности. Но вторившие им китайские ученые мужи, рискнувшие затронуть эту тему в своих творениях, поначалу подвергались нападкам цензуры и даже попадали в тюрьму за подрыв общественных нравов. В 1934 г., пожилая китаянка вспоминала свои детские переживания:

«Я родилась в консервативной семье в Пинг Си, и мне при шлось столкнуться с болью при «бинтовании ног» в семилетнем возрасте. Я тогда была подвижным и жизнерадостным ребенком, любила прыгать, но после этого все улетучилось. Старшая сестра терпела весь этот процесс с 6 до 8 лет (это значит, потребовалось два года, чтобы размер се ступни стал меньше 8 см). Был первый лунный месяц моего седьмого года жизни, когда мне прокололи уши и вдели золотые сережки. Мне говорили, что девочке приходится страдать дважды: при прокалывании ушей и второй раз при «бинтовании ног». Последнее началось на второй лунный месяц; мать консультировалась по справочникам о наиболее подходящем дне. Я убежала и спряталась в доме у соседей, но мать нашла меня, выбранила и притащила домой. Она захлопнула за нами дверь спальни, вскипятила воду и достала из ящичка повязки, обувь, нож и нитку с иголкой. Я умоляла отложить это хотя бы на день, но мать сказала как отрезала: «Сегодня благоприятный день. Если бинтовать сегодня, то тебе не будет больно, а если завтра, то будет ужасно болеть». Она вымыла мне ноги и наложила квасцы, а затем обрезала ногти. Потом согнула пальцы и обвязала их материей трех метров в длину и пяти сантиметров в ширину - сначала правую ногу, затем левую. После того как все закончилось, она приказала мне пройтись, но, когда я попыталась это сделать, боль показалась невыносимой. В ту ночь мать запретила мне снимать обувь. Мне казалось, что мои ноги горят, и спать я, естественно, не могла. Я заплакала, и мать стала меня бить. В следующие дни я пыталась спрятаться, но меня снова заставляли ходить.
За сопротивление мать била меня по рукам и ногам. Избиения и ругательства следовали за тайным снятием повязок. Через три или четыре дня ноги омыли и добавили квасцы. Через несколько месяцев все мои пальцы, кроме большого, были подогнуты, и, когда я ела мясо или рыбу, ноги разбухали и гноились. Мать ругала меня за то, что я делала упор на пятку при ходьбе, утверждая, что моя нога никогда не пр

Каждые две недели я меняла обувь, и новая пара должна была быть на 3-4 миллиметра меньше предыдущей. Ботинки были неподатливы, и влезть в них стоило больших усилий. Когда мне хотелось спокойно посидеть у печки, мать заставляла меня ходить. После того как я сменила более 10 пар обуви, моя ступня уменьшилась до 10 см. Я уже месяц носила повязки, когда тот же обряд был совершен с моей младшей сестрой- когда никого не было рядом, мы могли вместе поплакать. Летом ноги ужасно пахли из-за крови и гноя, зимой мерзли из-за недостаточного кровообращения, а когда я садилась около печки, то болели от теплого воздуха. Четыре пальца на каждой ноге свернулись, как мертвые гусеницы; вряд ли какой-нибудь чужестранец мог представить, что они принадлежат человеку. Чтобы достичь восьмисантиметрового размера ноги, мне потребовалось два года. Ногти на ногах вросли в кожу. Сильно согнутую подошву невозможно было почесать. Если же она болела, то было трудно дотянуться до нужного места хотя бы для того, чтобы просто его погладить. Мои голени ослабели, ступни стали скрюченными, уродливыми и неприятно пахли - как я завидовала девушкам, имевшим естественную форму ног»

По легенде обычай этот появился в средневековье благодаря одной придворной даме, отличной танцовщице по имени Ю. Однажды она забинтовала ступни, надела крохотные туфельки и ее нетвердые, семенящие шашки в танце поразили всех. Придворные красавицы стали подражать ей. Эта мода быстро распространилась по всей стране. В 1912 году обычай был запрещен и вот уже почти 100 лет китаянки могут твердо стоять на ногах.“
http://wap.galya.ru/clubs/