Проблема дружбы и верности — аргументы и сочинение. Сочинение на ЕГЭ по русскому

Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Виды проблемы

Истинная дружба

Аргументы

Л.Н.Толстой «Война и мир». Искренность и бескорыстие, взаимопонимание и готовность поддержать друг друга - вот основа настоящей дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова, главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Что же их объединяет столь разных людей, почему они интересны друг другу? Оба они постоянно стремятся искать истину, добро и справедливость.
А как радуется Пьер, узнав, что князь Андрей полюбил Наташу Ростову, как прекрасен и великодушен он, когда скрывает свое чувство к ней, более того, уговаривает друга простить девушке ее увлечение Анатолем Курагиным. Не добившись этого, Пьер мучительно переживает их разрыв, ему больно за обоих, он борется за их любовь, не думая о себе. События 1812 года - суровый экзамен для обоих, и оба с честью выдерживают его, найдя свое место в борьбе с захватчиками. Перед Бородинским сражением Пьер должен был увидеть князя Андрея, потому что только он один мог объяснить ему все происходящее. И вот они встречаются. Сбываются ожидания Пьера: Болконский объясняет ему положение в армии. Теперь Безухов понял ту «скрытую теплоту... патриотизма», которая разгоралась на его глазах. Больше говорить по душам им не придется. Прекрасную дружбу оборвала вражеская граната. Но погибший друг навсегда останется рядом с Пьером как самое дорогое воспоминание, как самое святое, что было у него в жизни. Он по-прежнему мысленно советуется с князем Андреем и, принимая главное в своей жизни решение - активно бороться со злом, уверен: князь Андрей был бы на его стороне. Страницы «Войны и мира», посвященные дружбе Андрея Болконского и Пьера Безухова, незабываемы. Ведь на наших глазах эти люди, поддерживая друг друга, становятся лучше, чище, справедливее. О таких друзьях и такой дружбе мечтает каждый.

А.С. Пушкин и лицейские друзья. В творчестве А.С.Пушкина тема дружбы занимает особое место. Дружба являлась для поэта всеобъемлющей силой, которая способна соединить людей в крепком союзе на всю жизнь. Чувство товарищества, верность братским узам, преданность - все эти чувства воспитал в Пушкине Царскосельский лицей. Именно там во время учёбы он обрёл много настоящих друзей, которым в дальнейшем посвятил множество стихотворений. Как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала его судьба, Пушкин оставался неизменно верен своим друзьям: Дельвигу, Пущину, Кюхельбекеру.
Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа, неразделим и вечен - Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Пушкин считал духовное родство, дружеское расположение высшими жизненными ценностями. А также сферу человеческих взаимоотношений поэт всегда относил к категории прекрасного.

А.С.Пушкин и И.Пущин. Дружба пробуждает в человеке самые лучшие качества. Истинный друг не оставит тебя в беде, будет рядом с тобой и в радости, и в горести. Как радостно встречал Пушкин своего лицейского друга Ивана Пущина, который, несмотря на строжайший запрет, не побоялся навестить поэта в ссылке. И посылая другу стихотворение в Сибирь, поэт обращался к нему со словами: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

Пословицы, сопровождающиеся пояснениями. Не случайно народная мудрость утверждает безусловную ценность дружбы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Старый друг лучше новых двух», «Друзья познаются в беде», «Друга ищи, а нашёл - береги». Действительно, верные друзья готовы разделить с тобой горе и радость, прийти на помощь в трудную минуту. Именно друзья дают нам понять, что мы не одиноки в этом мире.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Дружба и вражда»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись кпримерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Дружба и вражда».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - этобольшая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Дружба и вражда».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Роман М.Шолохова «Тихий Дон»
  • Повесть В.Л.Кондратьева «Сашка»
  • Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Аргументы к этой теме

Аргументы для итогового сочинения на тему дружбы 2016:

  1. «Война и мир» Л.Н.Толстого

Дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова - пример настоящей, искренней и прекрасной дружбы, которая основывалась не на выгоде, а на схожести духовных идеалов героев. И Андрей, и Пьер - чужды обществу, так как имеют более возвышенные мысли и нравственные ценности, чем их окружение. Болконский изначально уверен в своем собственном предназначении и особом месте в мире. Пьеру же понадобилось убедиться в этом на собственном опыте, во многом благодаря Андрею, поддерживающему его.

  1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

Может ли враг стать другом?

История взаимоотношений главного героя - молодого офицера Петра Гринева и самозванца Пугачева - история двух врагов, которые могли бы стать приятелями, не окажись по разную сторону баррикад. Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

  1. «Сашка» В.Л. Кондратьев а

Пример истинноймужской дружбы можно найтив произведении В.Л.Кондратьева «Сашка». Главный герой - Сашка - молодой парень, который застал Великую Отечественную войну. Он был ранен в руку после двух месяцев на передовой и отправлен в тыл. В дороге герой знакомится с парнем Володей, с которым они продолжат путь и впоследствии переживут вместе многое, привыкнув друг к другу.

В дальнейшем не раз между Сашкой и Володей возникнут ситуации, подтверждающие их дружбу. Например, когда им пришлось остаться на ночлег в деревне, радушная хозяйка предложила Сашке остаться и набраться сил, но он не бросил друга и продолжил путь вместе с ним.

Когда друзья попали в госпиталь, Володя был удивлен несправедливостью в распределении еды для больных и в одной ситуации в гневе швырнул тарелкуобедом в присутствии майора. Сашка, будучи рядовым, понимал, что с него спрос небольшой, а лейтенанта Володю могли отдать под трибунал, поэтому взял вину на себя.

Пример сочинения

Человек - социальное существо, которое постоянно живет в мире взаимоотношений с другими людьми. Поразительно, какими разными они могут быть - от истинной дружбы до настоящей ненависти. Психологические качества, жизненный опыт и условия непосредственно влияют на формирование личности и взаимоотношение человека с окружающими. Так как же именно рождается дружба, и, возможно ли сменить полюс отношений и превратить вражду в приятельское общение?

Чтобы увидеть, что такое настоящая дружба, стоит обратиться к произведениям классиков русской литературы. Произведение Л.Н.Толстого «Война и мир» предлагает нам образец верной искренней дружбы между героями - Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

Оба персонажа - высокоразвитые духовно личности, которые понимают, что им не место в светском безнравственном обществе. Но при этом они совершенно разные характерами - сильный волевой Андрей и неуверенный в себе, рассудительный Пьер. Основа их взаимоотношения - схожие взгляды на жизнь и высокие духовные идеалы. Свою чуждость этому обществу Болконский осознает сразу, а Пьеру для этого требуется время, при этом друг его постоянно морально поддерживает.

Отношения между людьми - достаточно сложная часть нашей жизни, и не всегда их можно однозначно объяснить. Так, в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» сложная цепочка отношений выстраивается между Петром Гриневым и самозванцем Пугачевым. Они - настоящие враги, между которым могли бы возникнуть приятельские отношения.

Первая встреча между ними происходит, когда Гринев направлялся в Белогорскую крепость и заблудился из-за сильной пурги. Он встретил на пути разбойника, который подсказал Гриневу дорогу, за что получил в дар тулуп с барского плеча. Следующая встреча героев могла стать роковой для Петра Гринева - во время осад крепости Пугачев приказал вешать всех за неповиновение, но, вспомнив добро офицера, помиловал его.

Когда герои снова встретились, Пугачев предложил помощь Гриневу. Но у офицера были смешанные чувства - ведь положение его зависело от отношения к недавнему врагу. В этой ситуации герои раскрывают друг перед другом душу в откровенном разговоре.

Оба героя - волевые и бесстрашные мужчины, что и делает их похожими, давая основания для возможных приятельских отношений.

Таким образом, стоит сказать, что сфера человеческих отношений - почва, где может родиться как искренняя настоящая дружба, так и вражда в силу обстоятельств и условий.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Тезисы

Дружба - это братство.

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

Настоящая дружба соединяет лишь достойных людей.

Без истинной дружбы жизнь - ничто (Цицерон).

Цитаты

- «Друг - это одна душа, живущая в двух телах» (Аристотель).

- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

- «Искренность отношений, правда в общении - вот дружба» (А.В. Суворов).

- «Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно» (А.В. Суворов)

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

(В. Высоцкий)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

(Б. Окуджава).

Литературные аргументы

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, - между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

И. Гончаров «Обломов. Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа - две сильные пружины». Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Но не только детство и школа, как писал Гончаров, соединили их. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.

В «Отцах и детях» И.С. Тургенева основная история дружбы, проходящая через весь роман – это история дружбы главного героя Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Аркадий очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Базаров старше и опытнее своего товарища. У него сформировавшиеся взгляды на жизнь, порой очень жесткие и циничные. Аркадий - абсолютная противоположность. Все, к чему он стремится, - уют и покой, а это противоположно жизненной установке Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. По ходу действия романа мы видим, что Базаров осмеивает то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, наслаждение поэзией. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой нельзя. У Евгения нет друзей. Нет того человека, который не спасовал бы перед ним и мог бы общаться на равных. В конце романа Аркадий это понимает, и практически без сожаления они расстаются.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя «Тарас Бульба» один из героев восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!». Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонова «Живые и мёртвые» капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

Л.Улицкая «Глюк»

Проблема ссор между людьми. Вражда людей

Тезисы

Цитаты

- «Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей» (Ф.М. Достоевский).

- «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо)

- «Бесконечно вражды не держи - ты смертен» (А. Фет).

Литературные аргументы

В повести «Дубровский» А.С. Пушкина вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей.

В «Ромео и Джульетте» У Шекспира вражда семейств закончилась смертью главных героев.

«Слово о полку Игореве». Святослав произносит «золотое слово», осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.

Проблема доброты, всепрощения

Тезисы

Несите миру свет и добро!

Цитаты

- «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов).

Литературные аргументы

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

Проблема подлинных и мнимых ценностей

Тезисы

Цитаты

- «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар» (А.П. Чехов).

- «Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; - взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя» (Козьма Прутков).

Литературные аргументы

Л. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей, лёжа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе… высокое, бесконечное, справедливое небо» и понимает, что небо, облака, земля – это вечное, высшее, главное. По сравнению с вечностью ничтожно значение славы и честолюбия. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает герой. Отныне для него не важна военная карьера, он разочаровывается в былом кумире и стремится к миру, бескорыстию и справедливости.

Рассуждению о подлинных и мнимых ценностях посвящено содержание рассказа А. Чехова «Крыжовник». Заветной мечтой главного героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Категория идеала по природе своей возвышенна, поэтична. Идеал же Николая Ивановича мещанский, низменный. Он, сидя в канцелярии, мечтает, как вырастит крыжовник, без которого счастье просто невозможно. Как мало для счастья нужно человеку, всего-то усадьба да кусты с кислыми и жёсткими ягодами! Иван Иванович думает иначе, удивляясь духовной узости брата, он считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое». Невозможно стать счастливым, удовлетворив только материальные потребности, потому что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Л. Улицкая «Глюк».

Проблема интеллигентности (Какого человека можно назвать интеллигентным?)

Тезисы

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести.

Настоящий интеллигент - неутомимый борец за справедливость с самим собой.

Цитаты

- «Белая гвардия» - «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране..» (М.А. Булгаков).

- «Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна» (Александр Солженицын).

- «Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» (В.А. Жуковский)

- «Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное» (А.Ф.Лосев)

Литературные аргументы

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии.

Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев . У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за черствость, мещанство, но вскоре соглашается на обмен. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

Каковы признаки истинной дружбы?

Академик Лихачев, размышляя о проблемах отношений между людьми, вспоминает о своих детских и юношеских представлениях о наступающем периоде «взрослой жизни». Он пишет, что в детстве его мысли о грядущих переменах, сводились к неизбежным кардинальным изменениям обстановки, в которой будет протекать его дальнейшая жизнь. Будучи ребенком, он практически не сомневался в том, что лишится нынешнего окружения, и от привычных привязанностей и сформировавшегося круга общения, не останется ничего. В действительности же все вышло совсем не так. «Мои сверстники, по-прежнему оставались рядом со мной, а друзья детства так и остались самыми близкими и верными», — писал он. Несмотря на то, что со временем круг знакомых значительно разрастается, настоящая дружба своими корнями уходит именно в детский и юношеский период. Друзья детства и юности остаются друзьями на всю жизнь.

Какими должны быть отношения между друзьями? В чем заключается настоящая дружба?

«Письма о добром и прекрасном». Д. С. Лихачев.

Основным признаком настоящей дружбы является ее неизменность в различных жизненных обстоятельствах. Тяжелые жизненные периоды очень трудно пережить без друзей, а счастливыми моментами жизни необходимо делиться с окружающими. Если этого не делать, то самая светлая радость обратится для человека в неразделенную тоску и кроме вреда не принесет ничего. Поэтому друзей необходимо беречь.

Как нужно дружить? Что может объединить людей? Как начинается дружба? Чем отличается настоящая дружба? В чем разница между знакомыми, друзьями и приятелями? Каково значение дружбы в жизни людей?

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов.

Другом называют человека, который при любых обстоятельствах, в нужный момент окажется рядом. Он предложит помощь, когда ты в ней будешь нуждаться и, не задумываясь, разделит твою радость и горе. Люди могут сближаться по различным причинам. Это могут быть общие интересы, близкий социальный статус, совместное дело, работа и прочее. Вот только к дружбе это никакого отношения не имеет. При отсутствии душевного и духовного родства, люди не могут сойтись, как друзья. Они могут стать лишь хорошими знакомыми, партнерами или приятелями.

Главному герою романа М. Ю. Лермонтова Печорину, судьба много раз посылала людей, которые проявляли к нему искренние дружеские чувства. Как минимум три персонажа этого произведения предлагали Печорину свою дружбу. Отставной офицер Максим Максимыч, вообще воспринимал его как родного сына, а для доктора Вернера и г-на Грушницкого он был примером во всем, они прекрасно понимали его и относились с неподдельным уважением. Каждый из них мог бы стать другом Григорию Александровичу, но Печорин никогда не понимал и не воспринимал всерьез подобную близость между людьми. Его отношение к друзьям и к самому понятию «дружба», сводилось к убежденности в том, что никакой искренней привязанности между посторонними людьми вообще быть не может. Для него дружба – это зависимость, а быть зависимым от кого либо, он не хотел.

Способность к дружбе – это дар свыше, и посылается он далеко не каждому. Эгоизм Печорина позволял концентрироваться ему только на своей персоне, а отношение к окружающим ограничивалось лишь его собственными интересами. Такая позиция Печорина определила всю его дальнейшую жизнь. Он остался совершенно один. Все соискатели дружеских отношений с ним, видя полное равнодушие и безразличие Печорина, один за другим, отказались от этих попыток и прекратили с ним дальнейшее общение. Григорий Александрович умер в полном одиночестве, так и не испытав истинных чувств и радости чистых искренних отношений.