Причины и особенности детской ревности. Что делать родителям

Одна из главных и ярких реакций старшего ребенка на рождение брата или сестры - ревность. Социолог Дэвис определил ревность как реакцию страха и гнева, служащую для защиты, сохранения и продления любви . Это короткое и точное определение дает нам правильный ориентир для понимания детской ревности, проблемы, возникновения которой опасаются многие родители. Многим она видится источником последующей враждебности сиблингов, и искоренение ревности (желательно еще до ее возникновения), становится первостепенной задачей. Отсутствие ревности детей некоторые родители считают знаком качества своей семьи, следствием своих педагогических умений. На этот алтарь кладется многое, начиная с самых грубых методов (строгих запретов на выражение враждебности, наказания за проявления ревности) и заканчивая изощренным психологическим манипулированием, которое трудно описать и которое зачастую пускается в ход бессознательно.

Ревность - нормальное, хотя и неприятное, чувство старшего ребенка в ответ на появление конкурента за внимание родителей. Забота о потомстве в том смысле, в котором мы его понимаем, сравнительно недавнее культурное приобретение человека. У многих представителей животного мира детеныши прямо конкурируют за заботу родителей и выживает сильнейший, что никак не беспокоит родителей. Человеческие детеныши также оснащены механизмом конкурентной борьбы с сиблингами, который основан на определенной враждебности к тому, кто стремится занять место на коленях матери, хотя в современном мире детям, как правило, нет нужды бороться за свое физическое выживание. Однако, ревность и враждебность к тому, кто оттягивает внимание родителей, заложена в человеке природой.

Ревность это сложносоставное переживание, которое в каждый конкретный момент проявляет себя в разных эмоциональных состояниях ребенка. Некоторые родители не идентифицируют комплексной проблемы ревности, но замечают, как ребенок злится, обижается на мать, когда та занята с малышом.

Из чего состоит ревность


Беспомощность

Ребенок чувствует себя отодвинутым и неспособным изменить ситуацию. Потеря внимания и любви ключевой фигуры исторически означала для детеныша возможность гибели или прочих серьезных неприятностей. Чувство беспомощности, потеря контроля над важной фигурой (родителем), потеря мнимой власти над ним – одно из болезненных переживаний ревности.

Страх

Ребенок всерьез напуган перспективой потери любви матери и отца, он опасается, что его не любят или любят меньше

Гнев

Ребенок может злиться на младшего, отнявшего внимание родителей и на родителей, предавших его.

Зависть

Старший ребенок завидует младшему, из – за достающегося ему внимания, привилегий.

Обида

Ребенок обижен тем, что им в каком - то смысле пренебрегают в пользу соперника.

Чувство неполноценности

Уменьшение количества родительского внимания может восприниматься ребенком, как следствие его недостаточной привлекательности для родителей . Осознание своей недостаточной привлекательности для близких людей формируют чувство неполноценности.

Некоторые родители рассчитывают на то, что проведя грамотную психологическую подготовку ребенка, его можно оградить от неприятных переживаний ревности. Вероятнее всего это иллюзия, небезопасная в конечном итоге для самого ребенка. Трудно себе представить ребенка, не испытавшего ни единого укола ревности при появлении в доме серьезного конкурента за внимание матери. Дети ревнуют, потому, что любят. Но не так трудно представить себе ребенка, никак не показывающего своей ревности, это нередкий случай. В таких случаях часто речь идет о запрете на эмоции со стороны родителей, тогда ребенок учится не проявлять, а впоследствии не замечать собственных чувств.

Одним из случаев скрытой, искаженной ревности является, как ни странно чрезмерная любовь к младшему сиблингу.

У 7 летнего Андрюши появился братишка. С первых же дней Андрей проявлял к нему большую привязанность, и прямо - таки фанатичную увлеченность новорожденным. Андрюша бросался качать братика, успокаивать, сжимал в объятиях, картинно любовался им и восхищался. Мать с гордостью сообщала знакомым, что старший не только не ревнует родителей к младшему, но и буквально сильнее родителей восхищен малышом. Андрюша, правда, стал намного капризнее, эмоционально неустойчивым, часто плакал без видимого повода, стал часто жаловаться на боли в животе. Доктор, к которому обратились, родители посоветовал им обратить внимание именно на эмоциональное состояние мальчика, определив его боли, как невротические.

В описанной ситуации старший ребенок интуитивно нашел способ удержать внимание и одобрение родителей, приняв на себя роль «Лучшего в мире брата». Подсознательно он воспринимал сигналы родителей, запрещающих ему любые враждебные действия или слова в адрес маленького. Чтобы удержать родительскую любовь он выбрал свою роль.

Такая ситуация может быть чревата:

-эмоциональной нестабильностью. Ребенок делает постоянные неосознанные усилия, чтобы держать свою теневую часть (враждебность к младшему) в узде. Перегруженный психический аппарат может реагировать на это снижением возможности эмоциональной регуляции. В результате ребенок становится повышенно плаксивым, замкнутым, агрессивным или обидчивым.


- психосоматическим ответом организма
. Лишенный возможности открыто выражать часть своих эмоций организм может заявлять о наличии внутренней боли через физический симптом. Сама же по себе болезнь может составлять скрытую выгоду для ребенка, так как привлекает важных взрослых, вызывает много внимания, сочувствия, включенности родителей в жизнь ребенка.

- влиянием на развитие установок и личности человека. Человек, уверенный, что его могут отвергнуть за отрицательные эмоции, которые он испытывает, растет, учась прятать, а впоследствии не ощущать эти эмоции ("Зачем нужны негативные эмоции"). Это может повлечь за собой разнообразные последствия для личности (эмоциональную тупость, отсутствие контроля над эмоциями, чувство хронической неполноценности, страх быть самим собой).

Ревность сиблингов неопасна сама по себе, это просто часть жизни, связанная с негативными переживаниями. Роль родителей состоит скорее в том, чтобы научить детей обращаться с тяжелыми чувствами, а не в том, чтобы вычеркнуть их из жизни.

Что делать, если ребенок ревнует

1. Нормализуйте ситуацию.

Объясните ребенку, что ревность это нормальное переживание при определенных обстоятельствах и многие дети на его месте испытали бы нечто похожее.

Научите выражать негативные чувства в необидной форме.

Проведите четкую границу между правом человека на любые чувства и его правом на разрушительные действия. Если мы признаем негативные чувства ребенка, это совершенно не означает, что мы должны допускать жестокие действия, происходящие в результате этих чувств .

Не стоит позволять ребенку говорить и делать, что ему вздумается по той причине, что он переживает. Грубые слова, жесты и тем более рукоприкладство в отношении родителей или малыша должны оставаться под запретом. Желательно сообщить ребенку, что можно найти форму для выражения самых печальных чувств, не оскорбляя при этом остальных и не нарушая правил дома. Обязательно предложите ему конкретные слова для выражения тяжелых переживаний («мне бывает обидно, когда я остаюсь один», «я злюсь, когда приходится долго ждать», «когда я вижу, как ты с ним нянчишься, мне хочется все взорвать» ). Непродуктивно ждать, что необходимые слова для выражения негативных эмоций появятся у ребенка сами собой только потому, что вы ему сообщили о том, что необходимо соблюдать вежливость.

2. Ищите решения вместе.

Старого уклада жизни не вернешь, но в новом образе жизни нужно создавать новые события, от которых ребенок мог бы эмоционально питаться. Привлеките ребенка к планированию того, что можно было бы предпринять вместе, чтобы почувствовать близость и любовь друг друга. Может быть, он хочет сыграть с вами в настольную игру или просто помечтать о предстоящем отдыхе. Задайте ребенку вопрос об этом.

3. Изучайте вместе с ребенком способы улучшения настроения.

Немногие взрослые осознанно подходят к изменению своих собственных нежелательных настроений. Тем не менее, это возможно, и этому также можно учиться и учить детей. В процессе такого обучения вы дадите ребенку необходимые знания для улучшения его настроений и побудете вместе.

4. Обращайте внимание на позитивные чувства в жизни ребенка.

Многие родители, желая использовать метод активного слушания, принимать и отражать чувства ребенка фокусируют свое внимание исключительно на негативных состояниях, что вполне вероятно может привести к их увеличению в эмоциональной жизни ребенка (в результате повышенного внимания). Отражая чувства, нужно в равной, если не в большей степени концентрироваться на положительных переживаниях (радость, азарт, предвкушение, удовлетворение).

Движение назад

В связи с рождением младшего старший ребенок в ряде случаев откатывается в своих навыках и поведении на более ранние стадии развития, как бы становится опять малышом.

Это может быть связано как с прямой имитацией поведения малыша, проигрыванием его роли, так и с ненамеренным понижением общего уровня развития ребенка в связи с жизненным стрессом.

Девочка 8 лет, начала регулярно сосать соску и просила оставлять соску на ночь, чтобы лучше спать (имитацией поведения малышей).

Мальчик 3 лет, около года пользующийся горшком, начал периодически делать «промахи», не успевая дойти до горшка (ненамеренное снижение уровня контроля при сравнительно «молодом» навыке использования горшка)

Мальчик 4 лет начал демонстративно неаккуратно есть, размазывая по столу еду и возмущаясь тем, что его ругают за это, а маленького брата нет (намеренная имитация поведения малыша).

Откат назад - это временное явление, которое часто сопровождает адаптацию ребенка к изменению состава семьи.

В случае естественного снижения уровня владения каким-либо навыком , родителям нужно просто набраться терпения, навык скоро будет восстановлен.

В случае намеренной имитации ребенком поведения младенца , родителям нужно реагировать на это, как на завуалированный вопрос о порядке вещей и объяснить ребенку, почему вы предъявляете ему определенные требования. Один из источником страдания старшего ребенка состоит в том, что маленький постоянно делает то, за что его, старшего, ругают.

"Испортился характер"

Многие родители бояться того, что старший ребенок будет проявлять открытую агрессивность к младшему ребенку в результате ревности. Но, надо отметить, что ситуация с открытой агрессией вовсе не так уж плоха. С открытым проявлением всегда проще иметь дело, потому, что вы точно знаете, что у ребенка на уме и можете адекватно на это среагировать. Это еще и признак того, что ребенок чувствует себя достаточно свободным, и уверен, что его не отвергнут за негативные эмоции. Вы можете корректировать агрессивные действия и поддерживать ребенка при необходимости.

Когда ребенок говорит вам: «Неси обратно этого крикуна!»– вы можете точно понять, что с ним происходит. Более тревожащий момент, когда прямых указаний на то, что чувствует ребенок, нет.

Иногда кажется, что ребенок не переживает. Однако, вы должны быть внимательными, если ребенок начинает часто болеть, замыкается в себе или его поведение резко ухудшается. Причиной этого также могут служить переживания в отношении младшего ребенка.

Поведенческие проблемы могут проявляться по-разному: нелады со сверстниками, повышенная агрессивность, обидчивость, проблемы с учебой, упрямство, негативизм, сквернословие. Все это по видимости может быть никак не связано с появление второго ребенка, только соотноситься с этим событием по времени.

На поведенческие проблемы родителям лучше реагировать конструктивно, обучая ребенка необходимым навыкам. Мы принимаем во внимание тот факт, что поведение изменилось в ответ на появление второго ребенка и, вероятно, служит, помимо прочего привлечению родителей в жизнь ребенка. Тем не менее, характер нарушений в поведении, как правило, указывает на так называемое «тонкое место» в характере ребенка, показывает родителям, что именно в этой области ребенку чего - то не хватает. И не стоит уповать на то, что лишь дав ребенку больше внимания, вы непременно исправите его поведение.

Давать свое внимание, конечно необходимо, но это внимание должно быть содержательным. Если ребенок испытывает трудности в коллективе – учите его общаться, слишком агрессивный, учите контролировать себя и решать конфликты, слишком застенчив – учите быть смелее.

Как поддержать старшего

1. Создайте экологические ниши для неприкосновенных игрушек старшего. У ребенка обязательно должны быть секретные места, в которых он может хранить те вещи, которые лично его, и не предназначены для малыша. Нужно не только признать права ребенка на такую собственность, но и обеспечить безопасные места для таких вещей так же, как вы бы поступили со своими ценными вещами.

Родителям лучше спокойно относиться к тому, что старший ребенок болезненно реагирует на посягательства на его имущество со стороны младшего. Это отнюдь не говорит о плохих тенденциях в характере старшего, и уж тем более не предвещает напряженных отношений детей в будущем. Это естественная реакция ребенка дошкольного возраста на нарушение тех правил и законов, к которым он привык и которые ему ежедневно внушают. Тот факт, что младенец неразумен, как правило, не может быть серьезным основанием для старшего, чтобы относиться к нему лояльно.

2. Поддерживайте особую эмоциональную связь со старшим ребенком.

В раннем возрасте младший ребенок еще не страдает от ревности так, как старший, он никогда не был единственным и не осознает конкуренции. Именно поэтому, на первых порах важнее всего обеспечить поддержку старшему.

Некоторые идеи для укрепления эмоциональной связи со старшим ребенком:

  • Дарите ребенку именные вещи (посуда или одежда с инициалами)
  • Готовьте для него нечто особенное, это может быть несложное блюдо, которое нравится ребенку и приготовлено персонально для него
  • Выделите особое время для ежедневных контактов тет-а-тет. Это может быть совсем короткое время, но оно будет особенном островком, где вы находитесь в 100% контакте с ребенком
  • Сохраняйте и поддерживайте особые традиции и ритуалы со старшим ребенком. Также поддерживайте приятные воспоминания, возвращаясь к тем эпизодам прошлого, когда вы вместе с ребенком были счастливы.

3. По возможности приобретите новые вещи для второго ребенка, не требуйте, чтобы старший расставался с игрушками, одеждой или предметами обихода в пользу маленького. Часто старший ребенок спокойно отдает свои вещи, и вы, естественно, можете предложить ему сделать это. Но, если ребенок сопротивляется, не стоит настаивать на жертвах, особенно в первое время. Ребенок младшего возраста часто отождествляет себя со своими вещами, ему трудно расставаться с ними.

Если финансовые обстоятельства семьи не позволяют новые покупки постарайтесь сохранить хотя бы некоторые вещи или игрушки, особенно дорогие сердцу старшего ребенка.

4. Давайте младшему ребенку свои собственные уменьшительно- ласковые имена. Ласковое домашнее имя, которым вы называете ребенка, становится для него родным и ему обидно слышать, что еще кого-то называют так же.

5. Не старайтесь уровнять детей.

Нужно поддерживать контакт со старшим ребенком на более высоком уровне. Тактика уравниловки, когда родители стараются все разделить поровну: две абсолютно одинаковые лопатки, ровные куски пирога, рано или поздно загоняет родителей в тупик. У детей разные потребности, характер, они разного возраста. Значит и поведение с ними должно быть неодинаковым. Однако, детские требования полного равенства могут провоцировать родителей на попытку досконально разделить поровну все, что получают в семье дети. Тактически у такой практики, конечно, возможны выигрыши – дети не скандалят из-за неравного распределения благ. Но постоянное стремление разделить все блага между детьми поровну порождает повышенную бдительность у детей на этот счет, то есть в конечном итоге только обостряет ситуацию. Лучше сразу ориентировать детей на то, что в семье блага распределяются в целом справедливо, но не абсолютно одинаково.

6. Защищайте старшего ребенка

Обыкновенно, родители защищают, конечно, младшего от агрессии старшего. А если агрессором является младший, то старшему предлагается не обижаться на малыша, быть умнее. Однако, имеет смысл демонстрировать старшему, что вы готовы защитить и его.

Даже если обида, нанесенная старшему, была неосознанной, если такая возможность имеется, защитите старшего. Например, если малыш тянет старшего ребенка за волосы, остановите действие, защищая ребенка. Не вините старшего ребенка за обиды в подобном случае, просто дайте ему понять, что вы готовы помочь ему справится.

7. Благодарите старшего за помощь и подчеркивайте его особое положение в семье.

Ребенку важно сознавать, что он важный человек и что-то из себя представляет. В период от 3 до 6 лет у ребенка появляется потребность в уважении людей и принятии его ценности. Как трогательно выразилась одна девочка в разговоре с мамой: «Когда ты советуешься со мной, я понимаю, что я кто-то ».

8. Уделяйте качественное внимание старшему ребенку.

В условиях дефицита времени на занятия со старшим ребенком особенное значение приобретает качество контактов с ним . Проводя время с ребенком, постарайтесь не отвлекаться на телефон, компьютер, разговоры с другими людьми и не уходить в свои мысли. Будьте действительно рядом, включенными.

Качественный контакт с ребенком, даже кратковременный, гораздо более питателен для обоих, чем пусть даже более длительное, но поверхностное общение, когда вы параллельно заняты общением в социальных сетях или просмотром ТВ.

© Елизавета Филоненко

"Воспитание ребенка от 1 до 3 лет: перезагрузка продолжается" - книга для родителей дошкольников

Небольшая ревность между детьми - нормальное явление, на ней не следует заострять внимание и тратить особые силы, чтобы ее предотвратить. Родители часто не осознают, что излишняя тревога по этому поводу заставляет их вести себя так, что они в результате только усиливают ревность. К примеру, мать старается разрезать пирог на совершенно одинаковые куски, чтобы не вызвать подозрительные взгляды детей - не дали ли кому-нибудь больше. Но тогда дети смотрят в это время на мать еще пристальнее. И чем больше мы стараемся избежать возможной обиды, тем более чувствительными становятся дети.
Лучшее, что можно сделать, чтобы исключить ревность, - не беспокоиться о ней. Большинство детей иногда ревнуют; но если на это не обращают внимания, они перестают это делать сами.

Ревность к новому младенцу

Много уже было написано о ревности "свергнутого с трона" старшего ребенка. Вначале, как это объясняют, пока он самый маленький, ему принадлежит львиная доля внимания родителей. И вдруг новый пришелец забирает у него эту прерогативу, и в результате возникает ревность. Конечно, многие старшие дети действительно испытывают это чувство к новому ребенку; но отсюда не следует, что это обязательно для каждого из детей.
Главное - не быть постоянно начеку, отмечая все симптомы ревности. Если они и присутствуют, это нормальное явление, и нечего из-за него бить тревогу. Родители не должны совершать ошибку, идя на все, лишь бы успокоить ревность старшего ребенка, например уступать его требованиям, когда они держат маленького, или спешить положить его, когда он ждет внимания; это только усиливает домогания старшего. Не колеблясь показывайте свое чувство к новому малышу, и не думайте, что вы должны непременно обнять старшего, когда обнимаете младенца.
Родители могут помочь старшему ребенку развить положительное отношение к младшему, предоставляя ему максимум возможностей заботиться о маленьком, прося его о помощи. Дети естественно чувствуют беспомощность маленького, и это заставляет их ощущать себя защитниками, так у них возникает желание для него что-нибудь сделать. Маленький ребенок может дать бутылку, принести подгузник или даже помогать в кормлении и одевании младшего. А если вы просите подержать ребенка, посадите его на пол, покрытый ковром, чтобы обеспечить безопасность.
К счастью, младенец первые месяцы своей жизни в основном спит и кроме чисто физической заботы не нуждается в нашем внимании. Поэтому большую его часть отдайте старшему, чтобы с нашей помощью он постепенно привык делить его с младшим ребенком.
Если старшего ребенка нужно переместить в большую кровать, чтобы освободить кровать для маленького, это лучше сделать на несколько месяцев раньше, иначе он будет чувствовать, что младенец вытеснил его с его места. И также если он должен начать ходить в ясли, отправьте его туда заранее, месяца за два, чтобы он не считал, что из-за маленького он лишился дома.
Чтобы старший не мешал вам во время кормления и ему было чем заняться, держите около себя немного игрушек. Одна мать нескольких маленьких детей в это время читает старшим. А прежде чем сесть с младенцем, она говорит им: "Берите ваши игрушки и книжки - сейчас мы вместе посидим". Конечно, если поблизости есть старшие дети, можно попросить их поиграть пока с младшими; тогда вы можете порадоваться уединению с младенцем.
Часто ребенок реагирует на появление младенца тем, что он тоже хочет быть маленьким. Он тоже просит бутылочку и пустышку и ведет себя как младенец. Но такая временная регрессия - не предмет для беспокойства. Родители могут до некоторой степени относиться с юмором к этому детскому желанию, и в то же время подчеркивать преимущества взрослого ребенка. Если он хочет какое-то время пить из бутылочки, пусть пьет; долго он не захочет. Он увидит, что молоко течет очень медленно и что сосать из бутылочки совсем не так приятно, как он думал. А что касается пустышки, которая при длительном употреблении портит зубы, то лучше всего, чтобы он брал ее, только когда ложится спать. А когда заснет, можно вынуть ее у него изо рта, объяснив ему прежде, почему мы так делаем.
Иногда старший ребенок может показывать свою ревность подозрительными объятиями, которые заставляют младенца плакать. Здесь главное, чтобы мы не думали, что он нарочно хочет сделать ему больно; лучше понимайте это как несуразное выражение эмоций. И вместо того, что кричать ему: "Ты делаешь маленькому больно!", скажите ему: "Обнимай ребенка понежнее". И можете объяснить: "Ты большой и сильный; ты не понимаешь, что, обнимая ребенка, делаешь ему больно - поэтому он плачет. Давай я покажу тебе, как его обнимать" (и для примера обнимите его самого). "А теперь посмотрим, как ты можешь нежно обнять его".
И то же самое, если так играет с младенцем ребенок старшего возраста. Возьмите руку ребенка в вашу руку и скажите: "Младенец - нежный и обращаться с ним мы должны нежно. Если мы слишком грубы, ему больно". А другой рукой мягко погладьте лицо и руку ребенка со словами: "Смотри - это приятно. А теперь сделай так маленькому". И рукой ребенка мягко погладьте младенца по лицу и по ручкам, как будто говорите: "Смотри, маленькому нравится. Это приятно. А теперь ты это сделай". И дав ему это сделать, похвалите его и обнимите.
Физические нападения на младенца, естественно, нельзя терпеть. Мы должны немедленно забрать старшего и сказать ему спокойно, но твердо: "Я не позволяю тебе быть с младенцем, если ты делаешь ему больно". И ребенка на некоторое время следует отправить в другую часть дома. Важно не бранить и не стыдить его, потому что это может усилить его чувства враждебности.

Ревность между другими детьми

Очевидно, что у родителей не должно быть любимчиков, потому что особенно среди детей близкого возраста это может вызвать ревность. Талмуд пишет, что Яаков выделил Йосефа, дав ему особую одежду.
Никогда нельзя вьщелять одного из детей, потому что Яаков дал Йосефу шерсти весом на две седы больше, чем другим сыновьям, из-за этого братья возненавидели его, и пришлось нашим праотцам уйти в изгнание в Египет .
Хотя некоторая доля ревности между детьми всегда возможна, родители могут свести ее к минимуму, никогда не сравнивая детей. Нельзя говорить ребенку: "Почему ты не как твой брат (или сестра)?" Старайтесь не восхвалять никого из детей, не превозносить их достижений в присутствии других, если у вас есть подозрение, что это может вызвать ревность. Когда один из детей завидует другому, более умному или способному, не пытайтесь говорить с ним, исходя из его чувств, например: "Неважно, что ты не блещешь в учебе, зато ты успеваешь в спорте". Лучше покажите ему, что вы его понимаете: "Я знаю - ты хочешь, чтобы у тебя были такие же оценки, как у твоей сестры".
Мы можем научить детей, что зависть - плохая черта. Она причиняет ущерб и другим, но больше всего тому, кто завидует. И подчеркните, что зависть как бы направлена вовне, но на самом деле делает несчастным самого завистника, потому что он бесконечно мучает себя тем, что другие обладают какой-то собственностью или талантами.
Младшие дети могут завидовать привилегиям старших, например тому, что им разрешают позже идти спать. Но сочувствующий ответ "Я знаю, но тебе пора спать" обычно снимает споры и помогает детям принять эту ситуацию.
В то же время следует осознать, что недостижимо и нежелательно относиться ко всем детям совершенно одинаково. Нужно иметь это в виду, когда ребенок обвиняет нас в том, что мы выделяем одного из детей.
К примеру, восьмилетней Саре купили новый ранец, потому что старый порвался. Ее старшая сестра Мирьям жалуется: "Это нечестно! Она не заботится о своем ранце и получает новый, а я - нет!" В общем, следует удержаться от искушения пуститься в объяснения с ребенком. Лучше просто выразить сочувствие. И здесь, вместо того, чтобы говорить: "Но смотри, твой еще в прекрасном состоянии, - тебе новый не нужен!", мы можем пожалеть ревнивую сестру: "Я знаю, тебе тоже хочется новый. Но, милая, на самом деле он тебе не нужен". Удивительно, но обычно этого достаточно, чтобы помочь ребенку преодолеть свое ощущение несчастья и принять ситуацию. Иногда можно просто ответить с дружеской улыбкой: "Да, вот так". Конечно, никогда нельзя говорить ребенку: "Ты не можешь всегда иметь то, что тебе хочется!"; это только делает ребенка еще несчастнее и нисколько не ослабляет его ревность. И лучше не пытаться сбалансировать ситуацию - к примеру, нехорошая идея пообещать старшей девочке купить новый пенал.
Помните, что ребенок кричит "Нечестно!" в надежде, что это ослабит вашу позицию и поможет ему получить то, что он хочет. Не позволяйте ему заставлять вас защищаться. Не пытайтесь доказать, что на самом деле вы честны. И не позволяйте себе рассердиться на нечестность его обвинений!
И все это не потому, что жалобы детей всегда неоправданны. Если потом, обдумав ситуацию, мы придем к выводу, что были неправы, нужно сделать все, что в наших силах, чтобы прояснить ее. Но и тогда наш ответ ребенку не должен выражать нашу вину или извинение. Прав он в своей жалобе или нет, но больше чем мягкое "Мы делаем все, что можем, чтобы относиться ко всем вам честно", нам не следует говорить,
Иногда ребенок обвиняет родителей в том, что они любят другого ребенка больше, чем его. И здесь ответ, выражающий сочувствие, лучше всего. Всякая критика вроде "Почему ты такой ревнивый?" только усилит его ревность.
И попытки разубедить ребенка, например: "У тебя нет причин ревновать - ты знаешь, мы любим всех детей одинаково", обычно тоже не помогают. Родитель должен внимательно выслушать ребенка и вначале ответить выражением его чувств: "Тебе кажется, что я люблю твоего брата (сестру) больше тебя. Дай мне что-то сказать тебе. У меня большое сердце, и в нем есть место для любви к каждому из вас. Я люблю всех и каждого из моих детей".
Мы не в состоянии обращаться со всеми детьми одинаково, и так же невозможно, как бы мы этого ни желали, одинаково их любить. Может быть, болезненно это осознавать, но факт, что некоторых детей просто легче любить, чем других. Мы готовы испытывать это чувство к ребенку, который хорошо себя ведет, или к маленькому, у которого дружественная и открытая натура. И не нужно реагировать чувством вины, если у нас возникают какие-то отрицательные эмоции по отношению к трудному ребенку. Скорее, мы должны воспринимать это как вызов, как нашу задачу поистине любить и этого ребенка.

ПРОБЛЕМЫ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Еда - время, когда часто можно услышать хор голосов "Это нечестно!" или "Ей больше досталось!" Не расстраивайтесь, думая, как ужасно, что у ваших детей такие плохие качества; лучше воспримите это как что-то смешное. Воздержитесь от ответов типа "Прекратите, это же не имеет значения!" Лучше скажите с юмором: "Так ты не хочешь твой кусок?"
Позже вы можете поговорить со своими детьми. Вы можете начать вопросом: "Предположим, вы сидите одни за столом и получаете кусок пирога. Вы будете счастливы?" Безусловно, дети ответят, что да. "Но теперь за столом есть кто-то еще, и он тоже получил пирог, и вы видите, что его кусок больше. И вдруг вы несчастны из-за того же куска пирога, из-за которого были счастливы прежде. Скажите мне, что вам нужно теперь сделать, чтобы снова быть счастливыми?" Кто-нибудь наверное даст логический ответ; а если нет, то вы его дайте: "Просто не смотреть на кусок другого, чтобы определить, не больше ли он, чем у вас. И тогда вы счастливы".
И теперь, если в дальнейшем снова будут жалобы, вам нужно только напомнить своим детям: "Помните, что мы говорили, что не нужно смотреть, не получил ли другой больше вас?"
Иной метод предложила одна мать, которая увидела, что он быстро заканчивает жалобы ее детей. Когда они кричат, что кому-то дали больше, она просто говорит им:
"Кто будет жаловаться, тот не получит ничего".
А если все дети начинают кричать: "Я хочу первый!", "Это нечестно, она всегда получает первая!" - просто игнорируйте это и отказывайтесь раздавать еду, пока они не успокоятся.

Малыш — это всегда радость в семье. Но, порой, для старшего, новый братик или сестричка не всегда является праздничным событием. Случается, что появление нового члена семьи вызывает стресс у старшего. Почему? Потому что, первый ребенок ревнует к новорожденному. В этой статье мы разберем почему это происходит, как такую ситуацию исключить и, что делать и как вести себя родителям в данной ситуации.

Каким образом старший ребенок ревнует к новорожденному, и как это увидеть?

Что же такое детская ревность? Во-первых, страх. Страх потерять любовь родителей, страх потерять прежнее внимание. Во-вторых, детские амбиции играют важную роль. Не стоит забывать, что:

— старший ребенок ощущает себя не таким нужным как раньше. Например, в тот момента, когда его чаще отправляют к бабушкам и дедушкам или в отдельную комнату. Ощущение обиды будет расти и расти с каждым днем, отсюда и ревность ребенка;

— он взрослеет сам того не желая. Будучи еще малышом и буквально вчера покатали его капризам, разрешали баловаться, громко смеяться, то сегодня этого делать почти нельзя. Почему? Потому что, ты «уже большой» , «ты старший» . Но мало кто задавался вопросом — хотел бы ты повзрослеть так быстро? Изменения в отношении себя, малыш ощущает в мгновение ока;

— испытывает недостаток внимания. Всем известно, что новорожденный занимает почти 24 часа в сутки у мамы. И как бы она не старалась уделить время старшему малышу, мужу, дому, времени просто не хватает. И любые попытки, со стороны старшего ребенка, привлечь мамино внимание, чаще всего заканчивается — «потом» , «в следующий раз», «тише» . В такие моменты рождается ревность ребенка;

— первый ребенок ревнует к новорожденному, потому что опасается лишиться маминой любви. Именно новорожденный получает все внимание, всегда на руках, ему поют песни перед сном, зацеловывают. И, недостаток такого внимания, к которому он привык, сиюминутно отображается на его поведении. Порой, даже на самочувствии.

Вышеперечисленные причины приводят к ревности у старшего. Ревность ребенка выражается по разному и зависит от разных факторов.

Виды ревности

Бывают следующие виды ревности.

1. Пассивная ревность. Данное проявление ревности родителям сложно заметить. Ребенок испытывает переживание внутри. Пропадает интерес ко многим вещам, ребенок замыкается в себе, потеря аппетита, не должно упускаться из виду ни одной мамой. Постоянно происходят поиски отзывчивости, тепла и ласки, ребенок старается получить от родителей того, чего ему не хватает

2. Полуявное проявление ревности. Достаточно распространенный вид ревности. Ребенок старается привлечь внимание родителей всеми ему известными способами. А именно, капризы, истерики, слезы, непослушание, не желание взрослеть. Ваше чадо будет стараться вести себя как грудничок, показывая что и ему нужна пустышка, и ему необходимо грудное молоко, и он тоже почетна ручки.

3. Агрессивная ревность, может иметь тяжелые последствия. Когда старший ребенок ревнует к новорожденному, ревность может выливаться в разные виды агрессии. Старший может бунтовать, протестовать и требовать вернуть новорожденного обратно. Такой вид поведения может спровоцировать скандалы, а самым серьезным является внезапность действий.

Ревность перерастающая в агрессию, характерна для детей младше 6 лет. Поскольку малыш не готов делить свою маму к кем-то еще и попросту не может принимать еще одного члена семьи.

После 7 лет ревность и обиды становятся скрытыми. Такой момент нельзя упускать, это чревато тем, что до ребенка будет тяжело достучаться, когда он закроется внутри себя

Итак, что делать, если ребенок ревнует к новорожденному? Правила для родителей.

Основная задача, которая стоит перед вами как родителями, это не просто подарить младшего брата или сестренку, а в первую очередь друга. Друга, за которого старший встанет горой.

Готовить свое чадо к появлению грудничка, нужно заранее. Если же вам сделать этого не удалось, то внимательно изучите и примените советы:

1. Не игнорируйте ребенка, когда ему нужна ласка и тепло. Не смотря на усталость и на не хватку времени, дарите ему поцелуи и объятия. Он не должен чувствовать себя обделенным.

2. Старший начинает пользоваться пустышкой , памперсами, искажает слова, не ругайтесь. Воспринимайте это как игру и смейтесь вместе с ним.

3. Не обременяйте его ответственностью. Ваш вчерашний малыш стал старшим, но не перестал быть ребенком. Да, он шумит, дурачится, привередничает, примите этот факт. «Старший» должен быть опорой, а не бременем.

4. Всегда слушайте и слышите вашего ребенка. Его волнения и тревоги, должны стать вашими. Напомните малышу, что он совсем недавно, тоже был крохой.

5. Каждый день находите время для старшего чада. Пусть это будут всего 20 минут, но эти минуты принадлежат только вам двоим.

6. Не позволяйте усталости одолеть себя. Внимательнее относитесь к своим словам, поступкам адресованный ребенку.

7. Держите слово! Обещали поиграть — поиграйте. Обещали почитать — почитайте. Обещали прогулку в выходные — исполняйте.

8. Приводите достойные примеры других семей, в которых старшие заботиться о младших. Играют с ними, читают, помогают маме с малышом.

9. Найдите для старшего ребенка новые увлечения. Это может быть кружок по интересам, спортивная секция, где можно завести новых друзей и проводить с пользой время.

10. Позвольте старшему стать «старшим». Например, есть не одну конфету, а две, ложиться на 15-20 минут позже. Санкционируйте ему эти действия. И вы увидите, ему понравиться быть «старшим».

11. Не забывайте о равноправии. Покупки в магазинах — для обоих, игрушки — пополам. Все это что бы избежать того чувства, когда ребенок ревнует к новорожденному.

12. Привычки. Не меняйте их. Предположим перед сном ребенок принимал ванну и засыпал после сказки — пусть все останется так же. Или, если старший малыш спал в комнате родителей, пусть первое время все остается на своих местах.

13. Не стоит оставлять детей наедине. Старший ребенок может случайно сделать то, чего делать не стоит. И это не связано с чувством, когда ребенок ревнует к новорожденному. Это может быть проявлением любви и заботы. Например, дать на пробу маленькую деталь от игрушки, укутать потеплее с головой. Не теряйте бдительность!

14. Ваш ребенок не обязан помогать вам в ухаживании за младенцем. Говорите ему «спасибо» каждый раз за помощь.

Если же старший ребенок ревнует к новорожденному и такая ревность приобретает агрессивный характер — стоит обратиться к детскому психологу.

Ребенок ревнует к новорожденному, профилактика ревности и ее предупреждение!

Профилактику детской ревности стоит начинать в то время, пока «младшенький» еще в животе. Сообщить о прибавлении в семействе следует за 3-4 месяца до родов. Раньше не стоит этого делать, малышам ждать дольше — утомительно.

Старший малыш будет задавать много вопросов, поэтому подготовите ответы для них заранее.


Меры профилактики ревности ребенка.

1. Если вы решите изменить привычки старшего чада, то не стоит откладывать. Лучше заранее приучать малыша спать отдельно, в своей комнате. Действия должны быть мягкими и постепенными. Если вы намеренны поменять режим, то делайте это так же, заранее. Запомните, все перемены должны быть поэтапными и своевременными. Чтобы избежать в дальнейшем ситуации, зарождения ревности и первый ребенок будет ревновать к новорожденному.

Приготовьте кроху к изменениям, не скрывайте ничего. Малыши, бояться неизвестности, поэтому разъясните, что когда родиться малыш уход за ним займет большую часть времени. И это лишь уход, а любови всегда будет доставаться поровну.

2. Объясните о значимости старших защищать младших. Дайте ему почувствовать себя защитником, где нет духа соперничества. Нет духа соперничества, нет и ревности.

3. Старайтесь чаще заводить разговоры о большой семье. Рассказывайте истории и притчи о взаимовыручке.

4. Если малыш еще совсем мал, то заранее морально подготовите его к разлуке, пока вы будете в роддоме. Пусть родственники будет ребенка с собой, когда навещают вас.

5. Проинструктируйте теперь уже старшего ребенка о правилах обращения с грудничком. О том, что он еще кроха и хрупки и обращаться с ним стоит предельно аккуратно.

6. Ваша главная задача — внимание, любовь. Не пренебрегайте чувствами старшего ребенка, дабы не допустить ситуации, когда ребенок ревнует к новорожденному малышу.

Гармонии Вам!

Дети могут быть очень ревнивы. Об этом знают все, и применительно ко взрослым, которые чрезмерно ревнуют, часто применяют сравнение «как дети». Механизмы развития детской ревности очень сложны, не похожи на взрослые. И недооценивать детскую ревность, игнорировать её никак нельзя, поскольку она может стать причиной глубоких душевных травм, которые проявятся потом, когда ребёнок станет взрослым.

Почему и как дети ревнуют и что делать родителям в той или иной ситуации, мы расскажем в этой статье.


Механизмы

Детская ревность всегда вызвана страхом быть нелюбимым, незащищённым. В детстве деревья кажутся большими, а беды - непреодолимыми, мир для карапуза начинается с мамы и в основном ограничивается именно ею. До определённого возраста мама - главный гарант безопасности, источник любви и нежности, в которой дети нуждаются не меньше, чем в пище и воде, во сне и играх. Страх потерять хотя бы малую толику этой любви главного человека для малыша и порождает ревность.

Не стоит думать, что малыши воспринимают близкого человека как собственность, это больше присуще для взрослой ревности. Механизм развития негативных реакций у детей обычно иной: сначала появляется недоумение, почему и откуда появился кто-то, кому мама уделяет внимание. Невозможность в силу возраста и отсутствия жизненного опыта объяснить всё себе и дать ответы на мучащие вопросы, трансформируется в психологическое неприятие ситуации. Если ситуация от этого не исчезает, начинается протест, который может быть как открытым, так и протекать в форме тяжёлого внутреннего конфликта.

Адаптироваться к новым условиям существования малыш быстро не может. Но и существовать в них он тоже не может. Из-за этого начинается его конфликт уже не с самим собой, а с окружающими. Меняется его поведение, он всячески пытается вернуть старый порядок вещей, привычный и хорошо знакомый, старается обратить на себя внимание мамы.

Детская ревность - это крик о помощи, который игнорировать нельзя, поскольку это чревато тяжёлыми последствиями для психики малыша.


После двухлетнего возраста дети обретают способность слегка сдерживать своим эмоции и проявления ревности, но с этого момента ревность становится особенно опасной , так как малыш переносит свои переживания глубоко внутрь своей души. Самые большие ревнивцы в мире детей - это дети от 2 до 5 лет , именно в этом возрасте потребность быть любимым и любое посягательство на его личный источник любви воспринимаются чрезвычайно болезненно.

Ревнуют дети любого возраста, самой разрушительной для всех может быть ревность подростка , ведь большой ребёнок уже способен давать ответы на некоторые вопросы, но ответы эти его явно не устраивают.

Чем больше у ребёнка накопленного жизненного опыта, тем более сильным будет страх лишиться расположения важного человека и более изощрёнными могут быть варианты мести «обидчику» и «захватчику».


Опасность

Почему не стоит уповать на то, что ребёнок «перебесится», перерастёт свою ревность и умышленно игнорировать её? Ответ довольно прост - гнев, который он испытывает, а также страх, который им владеет, вместе способны стать прочной основой для развития психического расстройства. Немалый процент фобий, параноидальных расстройств, по словам опытных психиатров, имеют глубокие, «детские» корни, и основаны именно на той самой, разрушительной детской ревности .

Именно она может вытеснить всё позитивное, что необходимо ребёнку для формирования личности, и тогда из страдающего малыша, которого вовремя не пожалели, не приняли и не поняли, может вырасти очень жестокий и циничный взрослый, который для себя вынес одно: жалости и участию не место в этом мире.

Дети, ревность которых не была правильным образом скорректирована в раннем возрасте, превращаются с годами в очень «проблемных» подростков, с которыми родителям становится трудно справляться, они чаще попадают в «плохие истории» и неподходящие компании.

Во всех случаях при неразрешённом в детстве внутреннем конфликте формируются комплексы, которые уже в подростковом возрасте, а потом и во взрослой жизни существенно осложняют существование: появляются трудности с самоидентификацией, человеку сложно поддерживать отношения, добиваться высот в профессиональной сфере, могут развиться различные отклонения в сексуальных отношениях, человек становится патологическим ревнивцем, с которым не только невозможно, но и опасно жить под одной крышей.



Причины

Основная причина, которая вызывает детскую ревность – резко изменившиеся внешние обстоятельства, которые меняют порядок взаимоотношений в семье. Чаще всего это рождение брата или сестры. Если ребёнка должным образом не подготовили к появлению нового человечка, если ещё во время беременности не сделали его «соучастником» и помощником, то недоумение при виде пищащего свёртка, принесённого из роддома, очень быстро превратится в ненависть к младшему брату или сестре, ведь он будет требовать больше внимания именно от мамы.

Предварительная подготовка ребёнка к подобным переменам - важное условие более мягкой адаптации, но, к сожалению, вовсе не гарантия того, что ревности не будет.

Предсказать возможность её наступления невозможно.


Вторая популярная ситуация, при которой ребёнок начинает ревновать, связана с переменами в личной жизни родителя . Если ребёнок жил с мамой, и появляется новый взрослый - возлюбленный матери, каким бы хорошим человеком он ни был, ребёнок в той или иной степени ревнует маму к этому мужчине. Дочка может ревновать маму к новому мужу ничуть не меньше, чем маленький сын.

Дух соперничества в детском возрасте очень важен , он позволяет малышам освоить методы достижения целей и стремление к лучшим результатам, на нём основаны многие детские игры, но именно он может стать основной ревности, если родители уделяют больше, как ему кажется, внимания чужим детям: так ревнуют к племянникам, детям друзей, соседским детям. Детская ревность может быть очень многообразной.

Нередко ребёнок ревнует маму к папе, папу - к маме, и в определённой степени это тоже объяснимо, ведь второй родитель тоже нуждается во внимании и времени первого, и, как правило, ребёнка на эти «встречи» с собой не берут.


Проявления

Дети, в отличие от взрослых, не отличаются большим «ассортиментом» выбранных реакций, а потому чаще всего действуют так.

  • Ребёнок демонстрирует свою беспомощность . Даже если он умел обуваться, одеваться, то вдруг он «забывает» все навыки и настоятельно требует помощи именно от матери. Чаще всего так проявляется ревность старшего ребёнка к новорождённому, поскольку, по детской логике, став таким же беспомощным, как малыш, он снова обретёт всеобъемлющее внимание мамы.
  • Чадо становится враждебным . Агрессия и неприятие направлены на объект, который отобрал внимание. Такое бывает при рождении второго ребёнка, при новом браке единственного родителя. Малыш отказывается общаться с новым членом семьи; если речь о новорождённом, то ревность может приобрести довольно опасные черты: старший ребёнок может нанести младшему травмы, ушибы, ожоги.
  • Внезапное изменение поведения . Если малыш был подвижным и любознательным и вдруг стал замкнутым и необщительным, вполне вероятно, что ревность у него протекает в опасной скрытой форме.




  • Физиологические изменения . Ребёнок даже в 7–9 лет может внезапно начать писаться во сне, у него нарушается сон, аппетит, обостряются имеющиеся заболевания, появляются неврологические или другие нарушения. Психосоматические составляющие многообразны. Чаще всего ребёнок, который не желает видеть в семье нового человека, будь то новая жена папы или новый муж мамы либо младший ребёнок, начинает страдать заболеваниями органов зрения и слуха, у него часто случаются отиты, есть признаки снижения остроты зрения. На втором месте - заболевания ЖКТ, почек.

Особо следует остановиться на Эдиповом комплексе и комплексе Электры. В первом случае сын ревнует маму к отцу или отчиму, во втором - дочь ревнует отца к новой жене или даже собственной матери. Оба эти комплекса - проявление бессознательной любви к представителю противоположного пола, из которой в своё время сформируется совершенно правильная половая ориентация. Возраст наступления таких комплексов - 2–6 лет , после шестилетия дети стремятся уже быть похожими на родителя своего пола.

Важно чётко обозначить границы такой любви. При «перекосе», например, при слишком сильном Эдиповом комплексе, ребёнок-мальчик после 6 лет захочет быть похожим именно на мать, а не на папу, что в итоге может привести к формированию гомосексуальных наклонностей в силу его самоидентификации по женскому типу.


Порядок действий взрослых

Конечно, лучшим выбором является превентивная психотерапия. Перед рождением второго ребёнка, нужно подготовить старшего: показывать ему его собственные фото в грудном возрасте, рассказывать о том, как растёт его братик или сестра в мамином животике, советоваться с первенцем по поводу выбора кроватки и коляски, игрушек и нарядов для крохи. Чем больше ребёнок будет чувствовать собственную значимость, тем лучше .

Важно предварительно поговорить с малышом и о том, что скоро в семье появится новый взрослый, если обстоятельства именно такие.

Расскажите, что он добрый и хороший, что он уже очень ждёт этой встречи и мечтает познакомиться. Оптимально, если ребёнок знакомится с будущим отчимом и налаживает первичные отношения до того, как будет принято решение о совместном проживании взрослых.

Если же подготовка проведена не была, и избежать ревности не удалось, помогут следующие советы психолога.

  • Чаще организуйте совместный досуг, в котором найдётся место всем членам семьи: совместный поход в кино, на пикник, в поход, поездка на море. Делайте это вместе.
  • Не пытайтесь задобрить ребёнка подарками, лишая его внимания. Принимайте его переживания всерьёз, поощряйте проговаривание, пусть малыш рассказывает о своих чувствах. Будьте хорошим слушателем.
  • Жёстко пресекайте попытки проявить любую агрессию. Этот тот самый случай, когда компромиссов не бывает.
  • Заметили жестокость - сразу строго объясняйте недопустимость этого. Заметили повторно - принимайте меры педагогического характера.



    Старший ребенок ревнует к младшему: в чем причина, как предупредить детскую ревность, что делать? Консультация детского психолога.

    Старший ребенок ревнует к младшему: что делать?

    Сегодня я с радостью представляю вам новую статью из цикла о детской психологии, подготовленную специально для читателей «Родной тропинки» одним из авторов нашего проекта Бариновой Натальей Михайловной. Немного об авторе — Наталья Баринова:

    • одна из авторов нашего проекта Творческая Интернет-Мастерская развивающих игр «Через игру — к успеху!»,
    • практикующий детский психолог,
    • заведующая психологическим отделением Центра Естественного Развития и Здоровья Ребенка,
    • лауреат премии «Грант Москвы» в сфере образования,
    • победитель конкурса «Педагог-психолог России - 2009»,
    • редактор журнала «Детский вопрос» detskiyvopros.ru,
    • преподаватель детской психологии в вузе.

    Сегодня Наталья ответит на вопросы читателей «Родной тропинки» о детской ревности, ее причинах, предупреждении и способах выхода из ситуации.

    Слово предоставляю Наталье:).

    Старший ребенок ревнует к младшему: в чем причина?

    Когда у меня на приеме озвучивается эта проблема, проблема детской ревности к малышу, я начинаю разговор с ребенком, а уже потом разговариваю с родителями, ведь они уже тогда начинают понимать свою главную ошибку.

    Случай из практики. Артем, 5 лет, агрессия по отношению к сестре Маше, 9 месяцев. Психологическая беседа с ребенком:

    Психолог: Артемка, а какой ты будешь, когда вырастешь?

    Артем: Я буду большой, сильный, вот с такими бицепсами (показывает).

    Психолог: А что ты будешь делать?

    Артем: Я работать буду, как папа, денежки зарабатывать. Наверное, буду тоже менеджером, а может и полицейским. Да, я полицейским буду.

    Психолог: Полицейским тоже хорошо, добрых от злых защищать. Здорово. Ты будешь работать как папа, денежки зарабатывать, а зачем папы денежки зарабатывают?

    Артем: А как без денег? Маме надо в магазин ходить, хлеб там покупать, сосиски, игрушки детям тоже надо.

    Психолог: Хорошие у тебя папа и мама. А ты когда вырастешь, у тебя какая жена будет?

    Артем: Тоже хорошая. Красивая, драться не будет. У нас в саду Таня красивая, но дерется она.

    Психолог: А зачем люди женятся?

    Артем сначала молчит, потом смеется.

    Психолог: Ну как ты думаешь? Вот люди полюбили друг друга, хотят всю жизнь вместе быть, помогать друг другу, радоваться. Вот они поженятся красиво…

    Артем: У нас дома на стене висит мама и папа свадебные. Красивые очень. Как в кино. А еще у моего крестного свадьба была, я там тоже был. У меня костюм был и цветочек вот тут.

    Психолог: А потом что?

    Артем: Потом ребеночек у них родился.

    Психолог: Правильно, Артем, какой ты умный! Догадался! Люди женятся, чтобы у них детки рождались. Ты знаешь семьи, где много детей?

    Артем: Да, у Тани есть два брата. Мам, у кого еще много детей?

    Мама: У тети Кати с дядей Олегом четверо детей.

    Артем: Да, у них Леша, Василиса, Андрей и Леля. Мы с ними на даче шалаш строили. Только Леля, конечно, не строила, она маленькая еще, в колясочке.

    Психолог: Весело, когда детям есть с кем поиграть! Когда деток много — это хорошо! Это счастливая семья. А в вашей семье сколько детей?

    Артем: Я и Маша. Двое.

    Психолог: В вашей семье ПОКА двое. Люди женятся, чтобы у них детки рождались. А у тебя сколько детей будет, когда ты вырастешь?

    Артем: У меня много детей будет!

    Итак, главная ошибка родителей Артема — они не дали понять ребенку, что рождение детей — это нормальный процесс для семьи. А наоборот, дали ему ощущение, что он решает, быть детям или нет. Так, родители спрашивали сына, хочет ли он малыша, кого он хочет мальчика или девочку и так далее. Так делать нельзя, вы можете услышать что-то вроде «лучше уж хомячка»!

    Как предупредить возникновение детской ревности старшего ребенка к младшему?

    Этап 1. Что нужно делать во время второй беременности?

    Итак, начинаем готовить старшего во время беременности младшим:

    Первое. Надо показать ребенку, что все нормально. В семье рождаются дети. Показывайте на улице семьи, где есть двое, трое и более детей. Ходите в гости, вспоминайте родственников с детьми. Постарайтесь найти для ребенка пример доброго отношения старшего ребенка к младшему и НЕНАВЯЗЧИВО проговорите, примерно так: «Катя играет со своим братиком, как малыш любит Катю».

    Второе. Ожидая малыша, не скрывайте этого от ребенка. Сообщите новость спокойно и радостно.

    Третье. Не задавайте вопросов: «Ты хочешь или нет?», «Кого ты хочешь — братика или сестричку» и т.д. Попросите родных не задавать таких вопросов. Если при вас все же кто-то такой вопрос задал, не давайте ребенку на него ответить, быстро ответьте сами: «В семьях всегда рождаются детки». Как ни крути лучший ответ «Как Бог даст!».

    Четвертое. Не обещайте ребенку товарища по играм.

    Пятое. Если старший ребенок спит в родительской постели или комнате, а вы планируете его отселить, делайте это, как только узнали о беременности. При этом НЕ поговаривайте, что эти два события связаны.

    Шестое. Если ребенок не ходил в детский сад, продумайте, как следует, а стоит ли начинать? Взвесьте все плюсы (систематическое образование, сверстники – умение общаться, Ваше свободное время и т.д.) и минусы (прививки; детские инфекции, которые старший принесет новорожденному; опять же сверстники – дурное приклеивается быстрее, чем хорошее; Вам — вставать рано, устанавливать дежурство: кто забирает, кто отводит и т.д.). Если планируете ребенка отдать в детский сад, сделайте это заранее.

    Седьмое. Сдруживайте папу и старшенького. Им надо научиться проводить время вместе заранее (гулять, играть, засыпать). Делайте это правильно:

    ПРАВИЛЬНО — «Тебя сегодня папа очень хочет уложить спать, ему тоже хочется своего ребенка укладывать, это так приятно!»

    НЕПРАВИЛЬНО! — «Тебя сегодня папа будет укладывать, а то маме тяжело» —

    Восьмое. В период ожидания второго, рассказывайте старшему ребенку, как вы ждали ЕГО. Про него самого понятнее и интереснее! Как папа гладил животик мамы, как покупали пеленочки, игрушечки, как смотрели его «по телевизору (УЗИ)». Как он родился и все радовались и как вы его кормили, как носили на ручках. Показывайте часто ему его фото маленьким, видео.

    Девятое. Избегайте крайностей в общении со старшим. Не пытайтесь «наиграться заранее, а то потом будет некогда» и не отстраняйтесь «пусть привыкает».

    И главное! Гоните от себя ложное чувство вины, что «старший теперь будет обделен». Это ложь!

    Старший все равно останется для вас первенцем, ребенком, которого вы всегда будете любить немножко ДОЛЬШЕ, чем своих следующих детей. Подумайте о том, как важно, что бы взрослые дети имели помощь и поддержку со стороны близких людей, своих братьев и сестер.

    Этап 2. Младший ребенок родился: что нужно сделать для предупреждения детской ревности?

    Вот наконец малыш появился на свет!

    Надо:

    Первое. Пока вы в роддоме, родные должны много времени уделять старшему ребенку, чтобы ему легче пережить разлуку с вами. Пусть в его режиме ничего не меняется.

    Второе. Не надо навещать ребенку маму в роддоме . Больницы детей пугают. Лучше звоните ему каждый день и говорите, что любите и скоро придете.

    Третье. При первой встрече со старшим имейте свободные руки для того, чтобы обнять старшего!!!

    Четвертое. Купите подарок для старшего ОТ МАЛЫША! Кукла, или мишка, или ЛЕГО, или машина должны быть НЕ маленькими, а заметными, чтобы все время потом были на глазах.

    Пятое. Просите гостей дарить подарки обоим детям (на всякий случай для гостей, которые растерялись и принесли подарок только малышу, имейте стратегический запас припрятанных сувениров)

    Шестое. Не оставляйте ребенка в первые месяцы наедине с малышом ни на минуту. Помните – дети – это маленькие исследователи, а это опасно! Даже если идете в туалет или ванну – берите одного из них с собой, если никого нет дома.

    Седьмое. Если не углядели и застали старшего за тем, что он пытается взаимодействовать с малышом опасно (пытается взять на руки, тащит, пытается попоить, покормить и т.д. — бесконечное количество вариантов, дети очень изобретательны!), надо НЕ КРИЧАТЬ, НЕ РУГАТЬ, а остановить тихо: «ты хочешь с маленьким поиграть? (о малыше позаботиться), молодец! Всегда меня зови, я хочу посмотреть, какой ты молодец». И помогите малышу что-то СДЕЛАТЬ! Например, подержать на ручках, сидя на диване, потрясти погремушкой (лучше мягкой!) и так далее. Сейчас от вас зависит, какое взаимодействие наладится — конкурентное или дружеское, теплое, опекающее.

    Восьмое. Не говорите старшему ребенку, что он теперь большой. Он тоже маленький и теперь хочет быть маленьким порой даже больше, чем раньше. Поиграйте с ним в малыша. Заверните в одеяло, покачайте, а потом скажите, что игра кончилась и пора «пить чай с баранками, ах, как жалко, что малышам баранок нельзя!». Так, вы тактично покажете ему, что все же малышом быть не очень здорово. Поиграйте с ним в игру: «я большой, потому что УМЕЮ! (ходить, бегать, есть мороженное, рисовать, лепить и др. пусть придумывает!)»

    Девятое. Дайте старшему больше тактильных контактов – берите на колени, обнимайте много!

    Десятое. Найдите для старшего «эксклюзивное» время в вашем режиме дня, лучше примерно одно и тоже каждый день, когда вы будете играть, болтать и возиться с ним одним. Здесь важнее периодичность, чем количество этого времени. Хоть 15 минут, но каждый день в одно и то же время.

    Если ребенок ревнует, это нормально. Он же живой человек! Но плохо, если ребенок не может сдержать свою агрессию к малышу. Что делать?

    Что делать, если старший ребенок проявляет агрессию и ревность к младшему?

    1. Не сравнивайте детей никогда! Помогайте малышу пережить эту детронизацию (от слова «трон» — он ведь раньше был на троне).
    2. Уважайте первого ребенка . Вместо «Уступи младшему, отдай ему игрушку» надо сказать: «Если хочешь, можешь уступить», «А может, отдадим?». Всегда радуйтесь всем проявлениям заботы и доброты старшего ребенка к младшему.
    3. А когда младший подрастет, оберегайте старшего от малыша в возрасте разрушителя. Не давайте маленькому рушить постройки старшего, портить его рисунки и т.д.
    4. Если дети ссорятся – не проходите мимо, бросайте все и помогайте разрулить конфликт. Пару лет активной работы – и дети научатся сами регулировать отношения.
    5. Если первый ребенок ревнует явно и говорит удивительные вещи («давай отнесем его на помойку», «как он надоел», «он все время орет, ты его брось, а меня возьми на руки» и т.д.). Не пугайтесь! Применяйте технику активного слушания. Например: «Ты злишься, злишься так, что кажется, что хочешь его выбросить, тебе кажется, что мама тебя не замечает, не любит, ЭТО НЕ ТАК! Сейчас я малыша уложу, а ты со мной рядом, мне так приятно, ты мой помощник, а потом я тебе почитаю, с тобой поиграю, мама тебя любит! Мама всегда тебя будет любить!»
    6. Как всегда самым замечательным помощником для нас будет сказка:

    Сказка про Медвежонка

    В одном сказочном лесу жила-была семья медведей: Папа-медведь, Мама-медведица и маленький Медвежонок. Жили они дружно. Ходили за вкусными ягодами, дружили с лесными пчелами, и те делились с ними лесным медом, загорали на солнышке, купались в речке, — словом, все делали вместе.

    И вот однажды Мама-медведица сообщила всем радостную новость — скоро в семействе медведей будет пополнение. Действительно, Медвежонок замечал, как мамин живот рос день ото дня. Ему было очень любопытно, кто же родится?

    Вот, наконец, настал счастливый день. Все поздравляли Маму, и Папу, и его. Правда, Сестрёнка медвежонка оказалась совсем не такой, какой он её себе представлял. Но самое неприятное было то, что она постоянно требовала к себе внимания. Особенно Мамы.

    Жизнь в семье медведей изменилась. Теперь уже за ягодами и медом редко ходили все вместе. Уходя, Папа и Мама оставляли Медвежонка присматривать за сестрой. Нельзя сказать, что это ему особенно не нравилось или было трудно. Просто было очень-очень обидно, когда, приходя домой, родители первым делом бежали к сестрёнке, беспокоились о ней, расспрашивали: «Как она?» Когда вся семья была в сборе, играли с малышкой, а не с ним.

    «А я, что же, больше им не нужен?» — спрашивал себя Медвежонок. И так ему становилось горько, что хотелось даже уйти из дома.

    И однажды так и случилось. Медвежонок шел по лесной дорожке и думал о том, как несправедливы к нему Папа и Мама. От этих мыслей слезы навернулись на глаза, так Медвежонку стало жаль себя.

    Шел-шел Медвежонок и пришёл к домику зайцев. В их семье тоже было пополнение. Медвежонок наблюдал, как старшие братья с удовольствием учат маленьких зайчат грызть морковку. «Что с них возьмешь, — зайцы!» — продумал Медвежонок и пошел дальше.

    Вскоре тропинка привела его к семейству лис. Старший лисенок с любовью укачивал свою маленькую сестру. Странно, похоже, он совсем не испытывал тех чувств, что Медвежонок. «Где ему меня понять, — подумал Медвежонок. — Что с них взять, — лисы!» И наш герой, махнув рукой, пошел прочь.

    Неподалеку стоял дом семейства волков. И Медвежонок видел, как старший волчонок весело кувыркался с младшим, учил его охотиться. «Да он притворяется, что ему нравится играть с младшим братом!» — подумал Медвежонок и пошел дальше.

    Стемнело, стал накрапывать дождик. Медвежонок проголодался, чувствовал себя одиноким и усталым, ему очень хотелось домой. Но вернуться он не мог.

    Как ты думаешь, почему?

    Ноги привели Медвежонка к старому дубу, в ветвях которого находился домик Мудрой Совы.

    — Ух, — удивилась Сова, — что ты делаешь здесь в поздний час. Медвежонок?

    — Да ничего, просто гуляю и все! Я — самостоятельный.

    — Это верно, — согласилась Сова, — слышала я от Сороки, что Мама с Папой разыскивают тебя по всему лесу.

    — Да это они просто перед сном с сестрёнкой гуляют! — ответил Медвежонок.

    — Э-э-э, видно ты в обиде на родителей? — догадалась Сова.

    — Да нет, просто… — Медвежонок не знал что сказать.

    — Просто, да непросто… — глубокомысленно изрекла Сова и, помолчав, добавила: — Похоже, мне придется открыть тебе один секрет… правда, я обещала Папе-медведю никому не рассказывать…

    — Что это за секрет?

    — Дело в том, что вскоре после того, как ты родился, ко мне приходил Папа-медведь. Он был очень расстроен тем, что его жена-медведица больше его не любит. «Теперь у неё есть сын, а я ей совсем не нужен», — так говорил он…

    — Не может быть! — воскликнул Медвежонок. — Папа так не мог говорить!

    — Ты почему так думаешь?

    — Но не мог же он чувствовать то же, что и я! — А разве ты чувствуешь то же самое?! Медвежонок опустил голову. Мудрая Сова слетела на землю и обняла его за плечи. Помолчав некоторое время. Сова сказала:

    — Знаешь, когда рождаются маленькие дети, они требуют к себе очень много внимания, а жизнь семьи перестает быть прежней. В маленькое существо нужно вложить много любви, терпения и добра, прежде чем оно вырастет. Поэтому все внимание членов семьи отдается малышу. А некоторые, забыв или не зная об этом, могут чувствовать себя обиженными, ненужными и нелюбимыми…

    — Так, значит, я покинул родителей в то время, когда они во мне особенно нуждались?! Мне так стыдно.

    — Чувства, которые руководили тобой, может испытать каждый. Иногда непросто увидеть любовь, если тебе уделяют немного внимания. Иди скорей домой, тебя там ждут и очень любят…

    Медвежонок побежал по тропинке, ведущей к дому. А Мудрая Сова ещё долго смотрела ему вслед.

    Помните, много деток – хорошо! Кстати, очень часто лучшим лекарством от ревности является рождение третьего ребенка! Радости вам и вашим детям! Автор статьи — Наталья Баринова, мама двух взрослых детей, детский психолог.

    Понимаю, что у вас, дорогие читатели «Родной тропинки», могут возникнуть очень личные вопросы к автору, поэтому по согласованию с Натальей даю ее контакты в конце статьи.

    Контакты:

    Телефон центра, где ведется прием родителей с детьми — 8-495-229-44-10

    Почта [email protected]

    skype natali020570

    Телепередачу «Как помочь ребенку преодолеть ревность к младшим братьям и сестрам» с участием автора этой статьи Натальи Бариновой, Вы можете посмотреть прямо сейчас!

    А в заключение хочу пригласить Вам в путешествие в еще одну сказку — помощницу в решении проблемы детской ревности . Ее написала мама — одна из участниц нашего проекта — Виктория Бурдовицына, когда в их семье появилась вторая малышка. Виктория с этой сказкой участвовала в конкурсе маминых сказок в апрельской Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!». Вот эта замечательная интересная сказка о Питере и его сестричке Лили — . так нам всем полюбившаяся:).

    А какие вопросы волнуют Вас? В чем Вам нужна помощь детского психолога и педагога? Предлагайте новые темы для статей о развитии ребенка, о детской психологии в комментариях к статье. Мы всегда с радостью ответим и подготовим новые — нужные и интересные для всех материалы:).

    Продолжение статьи Вы можете прочитать здесь:

    Всем желаю интересных выходных в кругу семьи!

    Обсуждаем эту статью в нашей группе Вконтакте: из опыта читателей «Родной тропинки»

    Ольга: «Пункт 4 кажется очень сомнительным. Читала у многих психологов, что подарок от младшего старшему — это совсем неправильно».

    Анна: «Ольга, а мы так делали. Два года назад, когда я готовилась к появлению второго сына, как раз читала эту статью. И мы заранее купили старшему игрушечный мотоцикл от младшего братика. Старшему было 2,5 г. И знаете, когда мы приехали домой и вручили старшему подарок именно от братика, он был несказанно рад. Мне кажется, это даже разрядило некоторое эмоциональное напряжение, которое у него было. И он до сих пор помнит, что братик подарил ему мотоцикл этот. Хотя и говорит сейчас, что это был подарок от нас, тогда он так не думал:).

    Ольга: «Спасибо, что рассказали! Очень интересный опыт!»

    Анна: «Я тогда очень переживала, что ревновать сильно будет, и рекомендации Натальи Бариновой из этой статьи взяла за основу:). И игрушки для родственников и друзей про запас у нас лежали, если вдруг только малышу принесут. И малыша при выписке сразу папе вручила, чтобы старшего обнять:)».