Пререкания, ворчание и нытье ребенка, как бороться. Малыш постоянно ноет и требует

Ни для кого не секрет, что если ребенок пытается привлечь к себе внимание, он может устроить родителям настоящий ад. Начиная от шалостей и театрализованных истерик, заканчивая нытьем и хныканьем. И это так действует на нервы, так хочется, чтобы эти крики и слезы скорее закончились, что чаще всего происходит: «Ладно-ладно, купим мы тебе эту куклу, только замолчи уже». Но сделав так один раз, вам придется уступать постоянно.

Нытье ребенка - это проверка, манипуляция, прощупывание грани своих возможностей. «А если я вот так, то дадут?». Если «дадут», значит метод работает. И ваш малыш и дальше будет прибегать к хныканью, чтобы добиться того, что он хочет. Задача родителей быть стойкими и не поддаваться.

Привычка нытья не врожденная, а приобретенная, и если ей потакать, то она сохранится до взрослого возраста. Итак, если вы не хотите вырастить нытика, вот вам три главных правила. Запомните и соблюдайте их всегда. Никаких исключений.

  1. Не поддавайтесь!

Запомните, вы на войне. Если вы сдаете одну позицию, то скоро все ваши земли захватят слезки и крики. Покажите ребенку, что такое поведение неприемлемо и с помощью него он не добьется желаемого. Нельзя один раз проигнорировать детскую истерику, а в другой раз уступить. Надо дать понять, что в таком ключе родители вообще информацию не слышат и не воспринимают. Как только ваше чадо заныло, скажите: «Пока ты не успокоишься, я с тобой говорить не буду». Или: «Мы поговорим, как только слезы прекратятся».

Отвернитесь от ребенка, игнорируйте крик (да, даже если вы в магазине и на вас уже смотрит охрана!). Только когда малыш успокоится, можно обратить на него внимание и сказать: «Вот теперь можно поговорить». При этом вы должны быть спокойны как слон, не злиться и не хныкать сами, потому что это именно то, чего пытается добиться ваш ребенок. Два-три раза повторите этот прием, и ребенок уяснит информацию. И родственников научите, а то он на них тренироваться будет.

КАК УЛОЖИТЬ РЕБЕНКА СПАТЬ БЕЗ СЛЕЗ

  1. Объясните!

Объясните ребенку, что он ведет себя некрасиво. Иногда дети кричат и выводят взрослых на эмоции, просто не понимая, что так нельзя. Расскажите, как это расстраивает вас, как это некрасиво выглядит со стороны. Объясните, как можно себя вести, а как нельзя. И прочно вложите в голову ребенка, что такое поведение попросту бесполезно, потому что он ничего не добьется, в истерике родители никогда ему не уступят. Тогда у малыша не будет поводов для истерик, и скоро он начнет искать другие способы довести родителей до поседения.

  1. Поощрение и наказание.


Докажите все вышесказанное не только словами, но и делами. Если ребенок устроил истерику в магазине, придется скорректировать свои планы и уйти пораньше, если беспричинные слезы на детской площадке - прогулка закончена. Покажите, что его поведение ведет только к отрицательным последствиям. В то же время, если ребенок ведет себя хорошо, без хныканья, хвалите его, замечайте это и поощряйте. Малыш на конкретных примерах запомнит, когда родители его слушают и делают так, как он хочет. Привыкнув к этому, нытье и хныканье уйдут в прошлое.

Удачи и терпения!

Ма-а-ам-а-а!

Ха-а-ачу-у!

Ва-а-зьми-и-и меня на ру-у- учки-и!

Йа-а-а не умею-ю-ю!

Редкий родитель сможет устоять перед таким тонким и пронзительным нытьём своего ребенка. У кого-то даже поднимается давление при первых нотах этой звуковой пытки и начинает болеть голова.

Однажды у меня на консультации была мама с трехлетней малышкой. Прелестное личико дочурки было искажено гримасой недовольства, она ныла постоянно, всем своим видом показывая, как она несчастна. Мама измучилась с ней. В приватной беседе женщина призналась, что у нее были не совсем хорошие мысли сделать что-то решительное, настолько достал ее ноющий голос ребенка...

Что же такое нытьё?

Если разобраться — ноющий ребенок обычно преследует три основные цели :

  1. получить внимание родителей,
  2. их участие в каком-то деле (получить от них желаемое)
  3. помощь в трудной проблеме (т.е. чтобы они что-то сделали вместо него).

Если какая-то цель не достигается, потребность остается не реализованной. Когда родители ведут себя очень непредсказуемо и непоследовательно, нытьё приобретает затяжной характер, встраиваясь в своего рода вредную привычку добиваться желаемого этим методом.

Сильно меняются отношения внутри семьи. Мама и папа начинают раздражаться и обвинять друг друга в поведении ребенка.

По отношению к ребенку одни родители нервно вздрагивают, заслышав звуки нытья и теряются, не зная, как себя вести. Другие лихорадочно пытаются успокоить ребенка и готовы сделать все, что угодно, лишь бы их прекратить. Третьи жестко обрывают его. Но время проходит, проблема остается.

Какие могут быть пути выхода из этой ситуации нытья?

Сначала проделайте небольшой анализ, ответив себе на эти вопросы:

  • Когда возникла эта проблема нытья с моим ребенком? (этот вопрос помогает прояснить не находится ли ребенок в трудном возрасте — кризисе 1 года, 3 лет, 7 лет — когда нытье порой становится одним из вариантов выражения капризов).
  • Припомните случаи нытья. С чем они чаще всего связаны? (вопрос помогает отследить реакцию ребенка на различные (иногда типичные) раздражители внешней среды, а также отделить нытье, связанное с конкретной ситуацией — от постоянного нытья, как черты характера ребенка).
  • Какая ваша обычная реакция на нытьё ребенка? (здесь отслеживаются эмоциональные проявления родителей и их попытки прекратить нытье: что они чувствуют в этот момент и какие эмоции выражают по отношению к ребенку и как он на это реагирует).
  • Правильно ли вы оцениваете ситуацию с ребенком? (тут важно исключить любые ситуации, связанные с болезнью, плохим самочувствием и стрессом, когда просто поныть для малыша уже является облегчением от боли и помогает снять напряжение).
  • Есть ли у вас в родительском «арсенале» успешные случаи преодоления нытья? (предыдущий положительный опыт выхода из этого состояния может оказаться полезным и в текущей ситуации. Используйте то, что сработало эффективно с вашим ребенком, так как все дети разные и подход к ним нужен индивидуальный).

А теперь перейдем к вариантам остановки нытья в распространенных ситуациях

Начав ныть, ребенок может не понимать, почему его тон вызывает в родителях глухое раздражение, а то и открытый гнев. Такое нытьё можно остановить спокойным разъяснением: «Я не очень понимаю, что ты хочешь мне сказать. Попробуй сказать спокойно... вот так! Очень хорошо получилось, я понял (поняла) тебя» . При повторяющемся нытьё также спокойно останавливать и просить повторить нормальным тоном. Как правило, ребенок быстро понимает, что лучший способ договориться с родителями о чем-то — это высказать просьбу без ноющего тона.

Ваш ребенок ноет, так как привык, что вы после этого сразу обращаете на него внимание. Здесь его нытьё получает подкрепление — драгоценное мамино или папино внимание, хоть и отрицательное. Например, ребенок подошел к вам, а вы в это время по телефону болтаете с подругой. Он просит о чем-то, вы делаете ему знак «тихо!» и продолжаете беседу. Он не может ждать и начинает ныть громче и громче... Вы начинаете сердиться и шипеть. Вскоре выясняется, что продолжать разговор невозможно и вы в гневе отшвыриваете трубку. Нытьё утихает. В этом случае лучшим способом прекратить нежелательное поведение будет своевременное реагирование на потребности ребенка ДО того, как он начнет ныть.

Ловить ноющего ребенка на хорошем. Это значит, живо и радостно реагировать на хорошие поступки ребенка, а на отрицательные постараться не делать акцент. Например, ребенок ноет, что не хочет убирать в комнате. Вместо критики: «Ну почему твоя постелька еще не заправлена?! И не надо говорить, что ты не можешь!» лучше найти что-то положительное и похвалить за это: «О, я вижу, ты аккуратно сложил пижамку! Как приятно видеть, что ты любишь порядок!» А неубранную постельку предложить заправить вместе.

Иногда выходом из ситуации нытья является его игнорирование. В тех случаях, когда нытьё обычно направлено на широкую публику — ребенок с помощью этого, порой безотказного, «оружия» надеется переломить в свою пользу «упрямую» маму или «несговорчивого» папу. Классический случай — сцена в магазине: получив отказ купить очередную игрушку, ребенок от нытья переходит к истерике. Если при этом родители не выдерживают и покупают желаемое, ребенок понимает, что этот способ весьма эффективный и будет повторять снова и снова. Мужественное, спокойное игнорирование и увод от публики помогают остановить «показательное выступление».

Нытьё, вызванное неумением ребенка что-то сделать: одеться, застегнуть пуговички, кушать самому ложкой, убрать кубики на место... Детям кажется, что раз они такие маленькие, неплохо и побыть ими, пусть мама или папа все делают за них как можно дольше:). На самом деле, все эти навыки и умения важно развивать своевременно, прививая самостоятельность и ответственность за свои действия . И чем больше у него получается, тем больше передавать ему ответственность делать самому. При этом всегда хвалить за то, что уже умеет и делает (вместо критики — см. п.3). И тут уже ребенок поймет, что оказывается, чем больше он умеет, тем больше получает много радости и восторга от мамы и папы. И у него появляется стремление повторить свой успех. Вместо нытья.

А вы замечали нытьё у своего ребенка? В каких ситуациях? И как справлялись?

Бывает, что Ваш ребёнок ноет и ноет, и Вы чувствуете, как все ваше спокойствие растворяется и Вы уже еле сдерживаетесь, чтобы не сказать «Да хватит орать! Когда ты замолчишь?»

А может и не сдерживаетесь – и говорите, и кричите, и раздражаетесь! У каждой свой запас прочности!

Нытье ребёнка можно сравнить со скрежетом ногтями по стеклу (бр-р-р) или шелушением пенопласта. Ой!

Уже не помню где читала, что подобные звуки активируют в нас генетическую программу опасности, и раньше именно подобными звуками обезьяны предупреждали друг друга о приближении хищников.

И вот мы живем в квартирах, городах – а тело по-прежнему реагирует бессознательно!

Почему ребенок ноет? 3 главных причины нытья ребёнка

Начну перечисление от менее важных к самым актуальным!

3. Хочет от Вас чего-то добиться.

Дети быстро понимают наши слабые точки, и если каждый раз после того, как ребёнок поноет, поканючит, он получает желаемое т.к. ваших нервов не хватает слушать этот ужасный звук, и вы готовы отдать последнюю рубаху чтобы замолчал – его поведение закрепляется.

Ребёнку даже не нужно учиться договариваться, искать и пробовать новые формы общения. Зачем? Ведь у мамы есть классная кнопка, на которую легко можно нажать своим хныканьем и нытьем и желаемое оказывается в руках.

Совет: исправляйтесь! Убирайте кнопку! Нет – значит нет! Переключайте ребёнка, отвлекайте, объясняйтесь, но не идите на поводу!

2. Ребёнку требуется ваше внимание.

Практически 80-90% капризов, истерик, нытья решаются наполнением сосуда ребёнка любовью и Вашим безраздельным вниманием. Не зря я вначале сравнила нытьё со скрежетом по стеклу: этот звук достигает цели – мама обратила на меня внимание!

Если вы редко бываете с ребёнком, работаете, или малыш ходит в садик – ему нужно время чтобы напитаться вашей любовью. Мало любви – будет тянуть её всеми возможными способами. Это не значит, что он не воспитанный, плохой. нет! Это значит, что мы свою функцию мамы некачественно выполняем.

Совет: если заметили, что ребёнок начал часто ныть – бросайте всё и вводите 20-30 минутки ежедневного общения с ребенком. Важно быть всё это время с малышом, принадлежать ему безраздельно, заниматься тем, что хочет ОН, а не вы.

Отключите телефон, интернет, телевизор – обнимите ребёнка и скажите: «У меня есть 20 минут. И я могу всё это время побыть с тобой. Чем ты хочешь заняться?»

1. Ребенку плохо физически.

В эту группу входят такие причины: хочет кушать, пить. Устал. Хочет в туалет. Хочет спать.

Устало его тело, но пока он маленький и различить, от чего испортилось настроение, ребёнок не может. Не может прямым текстом вам сказать «покорми, напои и спать уложи». Поэтому в первую очередь анализируем день и ищем причину нытья на уровне тела. Эти причины и устраняются быстрее всего. Ребёнок опять будет в хорошем расположении духа.

Совет: отработайте чёткий режим дня, в особенности нужно отслеживать время сна и бодрствования.

После 2-х лет мы думаем, что ребёнок уже большой и начинаем за этой сферой жизни ребёнка следить мало, пускаем его жизнь на самотек и сами создаем себе трудности, выражающиеся в большом количестве истерик и капризов.

Смотрите также об основных причинах нытья в моем небольшом видеоуроке:

Как отучить ребёнка ныть?

Вы можете встречать советы о том, что нытьё нужно игнорировать, или, возможно, даже наказывать ребёнка - но я с ними не соглашусь!

Мы разобрали 3 главные причины нытья ребёнка, и каждый раз, когда вы слышите жалобное нытье вашего ребенка, Вы должны быстро пробежаться по этим причинам и найти ПРИЧИНУ!

Нытьё - это следствие внутренней потребности ребёнка либо его плохого физического состояния. И пока вы не устраните причину - кричать, ругать, наказывать ребенка не имеет смысла.

Своими подобными действиями Вы лишь усугубите его самочувствие и ухудшите ваши взаимоотношения!

Людмила Шарова.

Детский психолог. Консультант по грудному вскармливанию и детскому сну. Мама троих детей.

Текст: Элисон Шефер, отрывок из книги «Хорошо вести нельзя капризничать», публикуется с сокращениями

Слишком часто дети теряются в догадках, не зная, как настоять на своем или удовлетворить свои потребности положительным путем. Наша задача – выстроить шоссе, чтобы они не искали кривых дорожек в буераках скверного поведения. Начнем поиски новых маршрутов!

Нытье

На большинство родителей нытье оказывает такое же воздействие, как скрежетание вилкой по стеклу. Это тонкое, пронзительное нытьё-о-о-о-о. Знакомо? «Ну, ма-а-ам, ну, давай это сделаешь ты-ы-ы-ы!» «На ру-у-учки! Я хочу на ру-у-учки!» Забавно, как один только тон голоса может заставить нас лезть на стенку!

Суть проблемы
Нытье - это требование одновременно и вашего внимания, и услуг. Это универсальный детский растворитель, достаточно мощный, чтобы под корень снести стены Иерихонские. Нытье настолько раздражает, что родители не находят ничего лучше, как рухнуть под его напором. Мы пойдем на что угодно, только бы прекратить нытье!

Решения
Требуйте такого поведения, какое хотите видеть. Вместо того чтобы рявкать: «Прекрати ныть!» – скажите: «Я с удовольствием принесу тебе сока, если ты будешь разговаривать нормальным тоном». Что, вы уже говорили это миллион раз – и ничего не получалось? Тогда оставьте эту стратегию. Ваш ребенок понимает, что̀ вы делаете, и этот номер с ним не пройдет. Помните: поведение, нацеленное на получение внимания, должно вовлечь вас в поток приставаний и напоминаний, так что, если вы обнаруживаете, что снова встроились в этот шаблон, остановитесь. Переходите к другой стратегии.

Игнорируйте. Знаю, это тяжко. Но притворитесь, что ваши уши утратили способность воспринимать звуки в диапазоне нытья и их рецепторы реагируют только на нормальный тон голоса. Просто не реагируйте – и всё (и я готова спорить, что ребенок перестанет ныть). Но и злиться не начинайте. Видя, что вы расстроены, ребенок понимает, что его слышат, даже если вы ему не отвечаете.

Ловите ребенка «на хорошем». Подчеркивайте, как вы одобряете, когда вас просят по-хорошему. Например: «Как же приятно наливать тебе сок, когда ты вежливо просишь! Когда ты обращаешься ко мне уважительным тоном, я чувствую, что ты меня ценишь».

Уделяйте время тренировке. Помогите ребенку научиться наливать себе сок или надевать носки. Покажите ему, как придвинуть стул к столу, чтобы он мог налить себе воды. Переставьте чашки в буфете на нижнюю полку, чтобы он мог сам их брать. Приходите в восторг при виде растущей независимости своего чада и его способности обслуживать себя: «Смотри-ка! Ты уже умеешь делать это сам! Ты такой способный!» Детям кажется, что неумелость и потребность в нашей помощи обеспечивают им дополнительные бонусы. Переиграем ситуацию так, чтобы неумелость получала меньше нашей энергии, а умение вызывало шквал положительного внимания.

Подкрепляйте связь объятием. Не комментируйте нытье, просто спросите: «Хочешь, я тебя обниму?» Вы удивитесь, насколько эффективно пресекает нытье такой простой жест!

Предвосхищайте события. Нытье может достигать пика, когда вы заняты другими делами. Если вы знаете, что вам предстоит готовить ужин или поработать, запланируйте немного времени на «обнимашки» до того, как приметесь за дела: «Я скоро пойду готовить. Хочешь посидеть со мной в обнимку, прежде чем я этим займусь?» Или предложите ребенку помочь вам.

Плач

Все люди плачут. Я только что плакала: двадцать тысяч детей хором пели по телевизору о том, как они изменят мир. Ужасно трогательно! А еще я плакала вчера, когда прищемила палец дверцей. Ужасно больно! А еще я много плакала, когда болели и умирали мои родители. Иногда я плачу просто потому, что скучаю по ним.

Суть проблемы
Ни в одной эмоции нет ничего плохого. Наши чувства – это данность, и мы должны чтить чувства наших детей. И не только положительные, но и так называемые отрицательные. Учить детей не ощущать отрицательные эмоции – значило бы оказывать им медвежью услугу. Они бы чувствовали, что с ними что-то не так при возникновении гнева, обиды, печали, разочарования или уныния. Мы хотим помочь детям нормализовать переживание целого спектра эмоций, от самых низменных до самых возвышенных, от самых мрачных до самых ярких. Однако дети еще только учатся стилям поведения, навыкам общения и разрешения проблем и, поскольку их репертуар ограничен, легко могут расплакаться ввиду его недостаточности. И ваша реакция на их слезы определяет, получат ли они вторичное осознание того, что слезы могут быть полезной социальной стратегией достижения цели. Именно тогда слезы становятся инструментом, обходным путем достижения цели, подменяя собой умение встречать жизненные испытания лицом к лицу.

Решения
Избегайте снисходительных замечаний. Никогда не говорите: «Не плачь», или «Мальчики не плачут», или «Будь мужчиной» или «Проглоти обиду!» Эти снисходительные утверждения обижают ребенка.

Практикуйте активное слушание. Постарайтесь выразить словами чувства, стоящие за слезами. Например: «Что-то ты грустный», или «Да, это больно!», или «Ты, похоже, расстроен».

Позвольте ребенку испытывать чувства. «Порой грустить – это нормально», или «Разочарование – это естественное чувство», или «Да, иногда мы сердимся на жизнь».

Будьте терапевтом для ребенка. Просите детей выражать свои чувства вслух. Когда ребенок выражает их через слезы, помогите ему вместо этого воспользоваться речью: «Вижу, ты расстроен; тебе нужно выговориться?»

Не прогибайтесь. Поняв, что плач заставляет вас отступать от установленных правил, дети будут включать свои фонтаны всякий раз – как средство настоять на своем: если ты попросил печенья и получил в ответ «нет», попробуй поплакать – поглядим, сработает ли это? Родители часто убеждены, что отрицательные чувства вредят детям, что у них существует психологическая потребность всегда быть счастливыми. Да ну?! Проверка реальностью: нормально испытывать разочарование оттого, что веселый день подошел к концу и пора в постель. Но плач не должен давать ребенку карт-бланш на все. Придерживайтесь правил и заведенного порядка – и пусть ребенок плачет по этому поводу. Когда слезы не помогают добиться родительского внимания, плач прекращается. Мы можем помочь, занявшись самим ребенком – а не его слезами.

Мыслите открыто и разрешайте проблемы. Если ребенок чем-то расстроен и плачет, выслушайте его точку зрения, помогите ему выразить свои чувства и вместе – как одна семья – поищите решение. Это не значит, что ребенок непременно настоит на своем; но он имеет право на то, чтобы его выслушали. Ищите решения проблем, которые будут устраивать всех, на семейных советах. Может, пора поговорить о переносе времени «отбоя», потому что оно оставалось неизменным с тех пор, как вашему ребенку было 8 лет – но сейчас-то ему уже 12! Создавайте правила и договоренности совместно, чтобы сохранить семейную гармонию.

Ложь

«Это ты разбил окно? Это ты оставил свой стакан в гостиной? Как это – нет?! Ты врешь!»

Суть проблемы
Ну какой же ребенок в здравом уме скажет: «Да, это я разбил лампу!» – зная, что его за это накажут? Дети же не мазохисты, чтобы кричать о своей вине во все горло. Ложь – это скользкая дорожка для ухода от сложной ситуации: мы хотим, чтобы дети усвоили иные способы разбираться с ошибками.

Решения
Не провоцируйте ребенка на ложь. Вместо того чтобы спрашивать: «Это ты разбил стекло?», – скажите: «Стекло разбито, и нам надо поговорить о том, что случилось».

Не расстраивайтесь, когда ребенок сообщает вам, что сделал ошибку. Сохраняйте спокойствие, когда слышите: «Я разбил окно» или «Я оставила портфель у Хлои». Наоборот, поблагодарите за готовность рассказать вам об этом: «Чтобы сказать мне об этом, тебе потребовалось мужество. Я рада, что ты доверяешь мне».

Не наказывайте – разрешайте проблемы. Чтобы дети не лгали, пытаясь таким образом разрешить проблему, помогите им научиться их разрешать по-другому. Например: «Что делать с разбитым окном?» Помогите им исправить положение и загладить свою вину. Вы можете сказать: «Меня это расстраивает», – но должны показывать ребенку, что в его столкновении с проблемами вы выступаете его союзником. Чтобы ребенок приходил к вам с такими вопросами, как неудачи в учебе, наркотики, беременность и т.д., вы должны показать ему сейчас, на мелочах, что он может довериться вам. Не взрывайтесь. Сохраняйте свое влияние, сохраняя ваши отношения как безопасный приют, где можно позволить себе быть несовершенным.

Не называйте ребенка лгуном. Это – ярлык. Дети интернализируют ваши слова – и начинают соответствовать нашим ожиданиям. В результате вы получите еще больше лжи!

А если…
Мой ребенок не лжет, если что-то разбил или в чем-то ошибся, – он фантазирует. Я тут забирала его из школы, и учительница поздравила меня с рождением малыша. Какого малыша?! Оказалось, на классном часе сын сказал, что у него появился братик! Какого черта?!
Такого рода ложь нужна не для того, чтобы избежать наказания, скорее – чтобы впечатлить сверстников. Эта потребность впечатлить – творческое решение проблемы социального принятия или обретения статуса в своей группе. Фантазерам следует помочь отыскать положительные способы, ведущие к ощущению уверенности в себе. Они чувствуют социальное признание благодаря своим сильным сторонам, и мы должны применить эти сильные стороны конструктивным способом.

Что говорить

Краткое содержание: Ребенок нытик. Надоело постоянное нытье и хныканье. Как бороться с нытьем и хныканьем?

У нашей четырехлетней дочери появилась отвратительная привычка, которая нас с мужем сводит с ума. Каждый раз, когда она хочет добиться своего, она начинает просить хныкающим голоском, который изматывает, как звук бормашины у зубного врача. Это настолько стыдно, что мы боимся брать ее с собой на люди. Пожалуйста, подскажите, что можно сделать, чтобы она перестала хныкать. Мы становимся отшельниками!

Коротко о главном: главная цель хныканья - добиться нашего внимания. Это раздражающее поведение будет продолжаться, если уступить, поскольку ребенок поймет, что это срабатывает. Поэтому не уступайте!

Хныканье - жалобное, громкое, изматывающее - один из самых раздражающих типов поведения детей. Тон хныканья - невыносимая смесь плача и нытья - изводит, как бормашина. Если этого недостаточно, дети прибегают к удивительному приему - растягивают слоги так, что они почти бьют вас по лицу: "Пожа-а-а-а-алуйста!" или "Ну, па-а-а-а-па!" Более того, хныканье может быстро превратиться в полноценную, уродливую истерику. Хотя его пик приходится примерно на четыре года, это может продолжаться и в школьном возрасте. Однако есть и хорошая новость: хныканью учатся, значит, от такого поведения можно отучить. И чем скорее вы займетесь перевоспитанием ребенка, тем меньше вероятности, что это станет раздражающей, назойливой привычкой.

Четыре шага к избавлению от хныканья

Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в борьбе с хныканьем.

Шаг 1. Установите абсолютную нетерпимость к хныканью.

Будьте уверены, все дети время от времени хнычут, но самое верное средство превратить эту раздражающую уловку для привлечения внимания в укоренившуюся привычку - позволить маленькому капризуле победить. Осторожно: как только вы отступите и сдадитесь, дети станут и впредь пользоваться этим средством, чтобы получить желаемое. Хуже того, хныканье, если его не остановить вовремя, часто перерастает в дерзость, привычку перечить и истерики. Итак, не допускайте, чтобы ребенок подумал, что это срабатывает.

Лучший способ остановить подобное поведение - совершенно отказаться выслушивать просьбы, которые произносятся ноющим тоном, и воспринимать только нормальные интонации. При первых же звуках жалобы хныкающим тоном нужно твердо сказать: "Прекрати! Я не стану слушать нытье. Скажи о том, что ты хочешь, нормальным голосом". После этого уйдите или отвернитесь и не обращайте на ребенка внимания. Обернитесь только тогда, когда хныканье прекратится (даже на несколько секунд) и скажите: "Теперь, когда ты говоришь нормально, я слушаю. Чем я могу тебе помочь?" Главное - не показывать раздражения и не реагировать

Шаг 2. Продемонстрируйте нормальные интонации.

Выберите спокойную минутку и поговорите с ребенком, объяснив, почему хныканье неприемлемо. Важно, чтобы ребенок понял разницу между хныканьем и нормальным тоном. Можно сказать: "Тон, которым ты говорил, чтобы привлечь мое внимание, называется хныканьем. Я буду слушать тебя только тогда, когда ты будешь говорить нормально".

Затем продемонстрируйте ребенку, как звучит более приемлемый тон. Не думайте, что он знает это. Хныканье может стать привычкой потому, что ребенок не понимает, что оно раздражает. Выберите минутку и покажите ему, каким тоном он должен говорить, например: "Вот я говорю хныкающим голосом: "Я не хочу-у-у де-е-елать это". А теперь я скажу это хорошим голосом: "Не могла бы ты мне помочь?" Если ты хочешь о чем-то попросить, говори таким же хорошим голосом. Давай-ка, попробуй". Постарайтесь не передразнивать ребенка. Ваша цель - добиться, чтобы он понял, чего вы от него хотите, не подвергаясь при этом насмешкам.

Шаг 3. Установите правила поведения.

Объявите ребенку, что отныне каждый раз на хныканье он будет получать отказ. Затем откажитесь слушать даже первые звуки хныканья, сорвавшиеся с губ ребенка. Как правило, хныканье прекращается, когда ребенок понимает, что оно безрезультатно, поэтому он должен усвоить, что введенное вами правило не обсуждается.

Шаг 4. Введите штрафные санкции, если хныканье продолжается.

Вероятно, вы станете спрашивать себя: "Почему же ребенок не перестает хныкать?" Ответ прост: вы немедленно должны ввести штрафные санкции, чтобы ребенок знал, что вы не станете этого терпеть. То же относится и к дерзости, драчливости, плевкам или пререканиям. Не совершайте ошибки, думая, что можно пока подождать, а вернувшись домой, исправить поведение ребенка. Штрафные санкции нужно применять немедленно, независимо от того, где ребенок начал хныкать. Это может причинить массу неудобств: вам придется изменить планы, если ребенок захныкает, когда вы делаете покупки в магазине. Но если вы действительно хотите положить этому конец, то должны тут же сказать: "Ты хныкаешь. Тебе известно правило. Мы сейчас же уходим".

Штрафные санкции эффективны лишь тогда, когда применяются каждый раз при плохом поведении. Учтите, если вы не будете следовать этому правилу, хныканье усугубится. И это произойдет потому, что ребенок поймет: вы можете уступить. Не проявляйте эмоций, применяя штрафные санкции, - не отчитывайте ребенка, не выказывайте злости или раздражения. Не забывайте также хвалить ребенка, когда он пользуется правильным тоном. Для того чтобы поломать привычку, требуется время, поэтому поощряйте ребенка. И самое главное - не сдавайтесь.