Правовые аспекты взаимоотношения полов. Правовые основы взаимоотношения полов

1. Биполярность Начал

Биполярность или двухполюсность является основным Космическим Законом. Без наличия двух полюсов, которые в зависимости от своих свойств либо взаимно притягиваются, либо отталкиваются, нет напряжения, нет движения и нет жизни. В каждом атоме также присутствует как положительная, так и отрицательная материя.

Оба полюса, о которых пойдет речь в данной лекции, представляют собой мужское и женское Начала. Вместе они образуют Космический Магнит. Это относится, в частности, как к дуальным Началам, так и вообще к женскому и мужскому принципу.

Как Магнит образует единство, хотя он состоит из двух различных полюсов, пассивного (женского) и активного (мужского), так и первоначальный человек был цельным, неразделенным существом. Разделение человека произошло лишь в первой четверти этого Космического Круга в Третьей Коренной Расе, или же в центральной точке инволюции.

Этот первоначально цельный человек, в котором женское начало находилось еще в единстве с мужским началом, называется андрогином.

Единство, разделение и слияние Начал есть одна из величайших Космических Тайн. Согласно этому Космическому Закону развивается вся жизнь со всеми своими разнообразными явлениями страданий и боли, радости и блаженства. Следует понять, что для сохранения порядка во Вселенной магнитные полюса должны находиться в равновесии.

Ни одно из космических Начал - ни мужское, ни женское - не может пользоваться преимущественными правами, ибо это неминуемо привело бы к насильственному разрушению гармонии мироздания и к катастрофам, что и наблюдается в действительности как следствие подавления одного из двух Начал.

Следовательно, человечеству необходимо признать великий Космический Закон Равноценности обоих Начал как основу Бытия. Если судно теряет равновесие, оно получает крен, если же человек теряет равновесие, он начинает шататься. Таким образом, доминирование одного Начала над другим вызывает разновесие и разрушение, о чем достоверно свидетельствует история человечества. Поэтому хотелось бы верить, что истина о великом значении обоих Начал, или же Закон Биполярности в недалеком будущем найдет свое настоящее признание в науке, прежде всего у биологов, физиков, химиков и техников.

а) Патриархат и матриархат

История развития человечества знает такие эпохи и страны, в которых Начала были относительно равноправны, а также такие, когда мужское начало доминировало над женским и наоборот. Преобладание мужского начала вело к отцовскому праву или так называемому патриархату. Эпоха материнского права называется матриархатом. В настоящее время человечество все ближе подходит к женско-мужскому периоду истории или относительному равноправию обоих полов.

Патриархат означает господство мужчины над женщиной во всех отношениях: в семье, в обществе, в государстве и в правовой жизни. Это господство мужчины над женщиной было закреплено как в религиозных представлениях, так и в государственных законах. Женщина должна была повиноваться желаниям мужчины во всех сферах жизни и быть его служанкой и бесправной машиной для воспроизведения потомства.

Мы знаем, однако, также культурные эпохи, в которых женщины господствовали над мужчинами. Стоит лишь вспомнить сказание об амазонках, которые даже воевали вместо мужчин. У некоторых диких народов Новой Гвинеи сохранились еще остатки так называемого матриархата - господства женщин над мужчинами. Симптоматично, что зарождающаяся женско-мужская эпоха характеризуется опять-таки тем, что в некоторых государствах женщины призываются на военную службу. Но не в этом заключается смысл равноправия; ведь, как и прежде, сферой деятельности женщины остается семья и очаг, в соответствии с ее естественным предназначением.

б) Дуализм Духа и Материи

В космическом смысле оба пола являются аналогией Духа и Материи. Как Дух, так и Материя представляют собой полюса одной и той же первичной Субстанции. Точно так же мужское и женское Начала - это лишь две различные формы одного и того же Высшего Первоисточника, которые разъединяются для того, чтобы смогла возникнуть жизнь, и затем соединяются вновь. Из соединения Духа и Материи символически рождается Душа или Сын, то есть Вселенная.

Символами женского и мужского Начала в системе мироздания являются соответственно Дух и Материя. Они представляют собой полюса одной сущности и не только не враждебны друг другу, но вообще не могут существовать друг без друга. Дополняя друг друга, лишь в слиянии друг с другом они образуют единое целое.

Основная ошибка большинства мыслителей западного мира состоит в том, что они противопоставляют Дух и Материю, между тем как Дух и Материя являются лишь противоположными полюсами одного и того же основного Первичного Элемента. Дух - это утонченная, или абсолютно разряженная, Материя, а Материя есть сжатый, или кристализованный Дух. В единой системе Мироздания Дух и Материя - как отдельно взятые Начала - ничего не способны породить. Только в слиянии друг с другом они порождают жизнь, ведущую к созидательной творческой деятельности. Вся непрерывность творческой Космической Деятельности, проявляющаяся в бесконечном разнообразии форм жизни, проста в своей основе и охватывает разнообразнейшие связи Духа с Материей.

в) Равноправие Начал - Космический Закон

Дух и Материя образуют космическое единство. Дух без Материи не имеет возможности проявления, и только вместе они составляют взаимодополняющее и неразрывное единство. Дух есть совершенная материя. Дух и Материя не имеют начала.

Шри Кришна, Великий Учитель Востока, говорил в Бхагавад Гите, гл. XIII: «Познай же, что как то, из чего создана Природа, т.е. Материя (Мулапракрити), так и Дух (Парабраман) не имеют начала. Познай также, что разнообразие форм и сил в Природе возникает из самой Природы».

Поэтому нельзя отдавать предпочтения ни одному из этих Начал, не умаляя и не отрицая, тем самым, значение другого. Отрицая одно из этих величайших Начал, мы, со всей очевидностью, наносим вред и другому. Глубоко заблуждаются спиритуалисты, признающие только Дух и рассматривающие Материю как нечто вторичное и низшее. Но еще глубже заблуждение материалистов, признающих реальность лишь видимых форм жизни и отрицающих реальность обитающего в видимой форме невидимого Духа, упуская при этом из виду, что Дух формирует Материю, и что без Духа не было бы жизни.

Дух есть Отец всего сущего во Вселенной, а Материя есть Мать всех существующих форм. Материя служит Духу сосудом, с помощью которого он может проявляться. Результатом слияния Отца-Духа с Матерью-Материей является Вселенная и все, что в ней существует.

Материя и Дух, - крайние полюсы единой Субстанции. Материя есть проводник для проявления души на физическом плане, а душа есть орудие проявления духа на более высоком плане. Все три составляют Троицу, связующим элементом которой является жизнь. Все формы содержат в себе жизнь, будь то атомы или планеты.

Слияние Духа с Материей и Отца с Матерью есть основной закон Мироздания. Этим законом живет и развивается Вселенная. Все во Вселенной подчиняется этому закону, на всех планах Бытия, начиная с самого низа до самого верха, если во Вселенной вообще можно говорить о низе и верхе. Здесь больше подошли бы понятия «плотный» и его противоположность «бесконечно тонкий».

2. Разделение Начал

Как уже упоминалось, первоначальный человек был в сущности андрогином, т.е. мужчиной и женщиной в одном лице. На пути нашего совершенствования на Земле мы должны пройти полный круг развития, который наполовину состоит из инволюции, т.е. погружения Духа в Материю, и наполовину из эволюции, т.е. периода одухотворения Материи. Как уже упоминалось в лекции о Карме, разделение полов произошло посередине периода инволюции, воссоединение же полов произойдет, напротив, в центральной точке эволюции. В настоящее время мы прошли в своем развитии половину Круга и достигли, тем самым, конца инволюции, а теперь мы вступаем на путь эволюции. Подавляющему числу человечества придется инкарнироваться еще сотни раз, прежде чем произойдет окончательное воссоединение полов на более высокой основе. Согласно легенде разделение полов означает также сотворение женщины. Из когда-то единого, цельного человека - андрогина - во время сна возникли две отделенные друг от друга самостоятельные половины - Адам и Ева. Об этом повествуют Библия и другие религиозные учения.

а) Формирование полов

Разделение полов означает, что магнит Начал становился по мере погружения в Материю все слабее. Люди начали вступать в брак не по закону однородных и сочетающихся первичных элементов, а беспорядочно смешиваясь друг с другом.

Дух в сущности своей бесполый. Лишь на уровне его проявления начинается дифференциация. Чем сознательнее и точнее становится манифестация монады и чем дифференцированней индивидуальность, тем сильнее проявляется в ней пол. Духу дается свобода выбирать тот или иной пол своей инкарнации. Согласно Тайной Доктрине смена пола происходит каждые 4-7 инкарнаций. Вскоре после смены пола многие женщины очень мужественны, а мужчины, напротив, очень женственны, как с духовной, так и с физической стороны. Женщины нередко обладают мужским магнетизмом и наоборот.

Бывают, конечно, особые случаи, когда пол выбирается в соответствии с особым поручением, особенно в том случае, если дух стоит на Служении и повинуется, поэтому, целям Великого Учителя.

Смена пола необходима, кроме того, в целях обеспечения равновесия в духовном и душевном развитии. Каждое Начало должно воспринять в себя также опыт другого пола. Уже в этом заложена причина разделения Начал.

б) Более глубокий смысл разделения

Более глубокий смысл разделения Начал заключается в том, что через боль утраты части себя и разъединения со своей половиной из великого страдания должно вырасти то чувство блаженства и радости, которое может быть достигнуто только через их воссоединение после долгой разлуки. Особый Космический Закон гласит, что в глубине боли сокрыта радость. Путем нисхождения в материю и преодоления страдания человеческий дух поднимается на октаву выше, так что разделенные половины проявляют после своего воссоединения значительно более высокую степень совершенства, чем до разделения. Именно в этом заключается особая радость и мудрость, а также истинный смысл жизни.

Благодаря смене пола осуществляется то выравнивание, которое стало необходимостью в процессе развития человечества вследствие подавления одного из Начал.

Воспоминание о блаженстве нераздельного существования и сознание разобщенности с половиной своей сущности сокрыты в глубине человеческого сознания. Мы все еще испытываем сожаление по поводу утраты половины своей сущности. Этим объясняется также неистребимое влечение полов друг к другу.

Начала представляют собой стремящиеся друг к другу магниты, и можно проследить, как они в ходе истории человечества устремлялись во взаимных поисках друг к другу и будут продолжать устремляться, пока не обретут высшего счастья в воссоединении с разделенной половиной своей сущности. Именно эти поиски являются вообще важнейшим фактором развития жизни и эволюции.

Разделение Начал положило конец блаженному, райскому состоянию человечества. Человек был изгнан из рая и должен трудиться в поте лица своего, иначе говоря, он должен эволюционировать и совершенствоваться через труд, для того чтобы снова достигнуть нераздельного состояния блаженного существования, которое ведет к завершению земной эволюции человека.

Все, чего мужчина стремится достичь, и чего он достигает в своей жизни, он возлагает обычно к ногам той женщины, которую он считает избранницей своего сердца. Ту же цель во все времена преследует женщина, стремящаяся к приобретению тех или иных достоинств и качеств, - она хочет понравиться избраннику своего сердца. Это взаимное влечение Начал и стремление понравиться друг другу является залогом развития жизни и главным фактором совершенствования человека. Преодоление препятствий, встающих на пути воссоединения человека со своим разделенным началом, есть необходимое условие роста духа. Таким образом, взаимное влечение Начал и их стремление понравиться друг другу является законом жизни и космическим велением, избегнуть которого никто не имеет никакого основания и права.

Стремление человека искать свое счастье в соединении с объектом своего желания является главной задачей жизни человека.

Разъединение человека с половиной своей сущности превратило человека в половинчатое существо, и в каждой инкарнации он стремится восстановить свою цельность соединением с представителем противоположного ему начала. Длительное, полное одиночество и оторванность от другого пола не может вынести ни один человек. Одиночество несет ему страдание, тогда как полнота счастья заключается в слиянии с предметом своего желания.

3. Темная эпоха (Кали-Юга) как причина порабощения женского Начала

Кали-Юга или Темная эпоха стоит под знаком преобладания мужского начала и унижения женщины. Антагонизм и соперничество между мужчиной и женщиной уходят своими корнями в то далекое историческое прошлое человечества, когда совершенный и цельный человек был разделен в своей сущности. Особое подавление женского начала происходит, однако, только с наступлением Темной эпохи во главе с Люцифером.

Эта идущая из глубокой древности, открытая или завуалированная, иногда ослабевающая, а затем с новой силой разгорающаяся, борьба между мужским и женским началом полна трагических моментов.

Невероятно труден был путь женщины в процессе эволюции человечества на протяжении всей Кали-Юги. Чем ниже был общий уровень культуры, тем тяжелее было ее положение на первых ранних ступенях эволюции, когда в полной мере преобладало право грубой силы. Как более слабая физически, женщина постоянно была рабой, поэтому на нее возлагалась и самая тяжелая работа. Примеры подобной эксплуатации физически более слабой женщины и ее унижения до положения вьючного животного можно и сейчас наблюдать на Востоке, прежде всего у кочевых народов.

По мере повышения уровня культуры и цивилизации, с развитием эмансипации улучшалось и положение женщины, но даже в прогрессивном ХХ столетии она далеко еще не равноправна. На Востоке она еще остается рабой, у которой очень мало привилегий. Положение ее зависит, прежде всего, от ее красоты и молодости. Только обладая этими преимуществами, женщина могла, применяя ум и хитрость, в какой-то мере улучшить свое положение.

Немногим лучше было когда-то на Западе. Здесь господствовало такое же юридическое бесправие и полная беззащитность женщины, то же унижение и оскорбление, как физическое, так и моральное, за исключением германских народов. Подавление женщины началось там только после введения христианства.

Особенно тяжелым было положение женщины на Западе в мрачную эпоху средневековья, когда невежественным духовенством она трактовалась как источник всякого греха, как помощница Сатаны и ведьма. И только в Эпоху Возрождения положение женщины в Западном мире улучшилось. Однако на Востоке в соответствии с его религиозными и общепринятыми традициями женщина по сей день остается товаром, который можно купить или продать.

На Западе женщина смогла в упорной борьбе за эмансипацию завоевать себе, хотя и с большими трудностями, больше прав. Но к полному равноправию начал мир еще не пришел. И в своде законов Западного мира женщина все еще рассматривается как существо второго сорта. Иногда с женщинами обращаются как со слабоумными, которые не вполне ответственны за свои поступки и поэтому нуждаются в опеке.

К большому стыду человечества в наш век просвещения и достижений цивилизации все еще существуют публичные дома, где и в настоящее время процветает тайная торговля женщинами. Если попытаться честно исследовать эту проблему, чтобы найти виновного, то, воистину, не сама женщина виновна, но, прежде всего, ее партнер мужчина и, не в последнюю очередь, также церковь, - христианская, исламская или индуистская, - ибо именно это учреждение, в первую очередь, ответственно за подавление женского начала.

а) Люцифер - главный виновник порабощения женщины

«Что касается вопроса, какой была наша планета до падения Люцифера, то, по данным восточных писаний и «Тайной Доктрины» мы знаем, как высока и прекрасна была цивилизация третьей расы, когда она руководилась и возглавлялась Великими Духами с Высших Миров. Окончательное падение Люцифера совершилось в четвертой расе, но отход его от пути Света наметился уже раньше.

Когда человеческое естество в нем взяло верх над божественным, он возревновал и начал губительную борьбу против Великих Собратьев, которая сейчас достигла своего предела. Замечательно то обстоятельство, что для достижения своей цели стать полным и единственным владыкою Земли его главные усилия были обращены на унижение женщины. Он знал, что с унижением женщины неизбежно должно наступить огрубение и вырождение человечества. Существует древнейшее изречение: «там, где женщины почитаются и охраняются, там благоденствие царит и боги радуются.» (Письма Елены Рерих, от 5.4.38.)

В книгах ЖИВОЙ ЭТИКИ говорится: «В то время как Мы настаиваем на равноправии женщины, слуги тьмы изгоняют женщин из многих областей, прежде всего оттуда, где они могли бы приносить наибольшую пользу. Именно теперь необходимо подумать о равноправии, но тьма захлестывает наиболее напряженные области».

б) Ухудшение женского характера вследствие унижения женщины

Унижение женского Начала на протяжении столетий привело к плохим последствиям, так как женщины в целях приобретения хотя бы каких-то прав стали прибегать к хитрости, коварству и фальши. Они были вынуждены вести двойную игру и очаровывать своих господ. Эта психология рабынь, сопровождающаяся всеми возможными отрицательными качествами, неизбежно вела к комплексу неполноценности, к тому же женщина, лишенная возможности наравне с мужчинами получать образование и воспитание, не могла обладать такими же знаниями и способностями, как они.

Находясь под постоянной опекой мужчины, она не могла проявить инициативу, творческие способности и дремлющие в ней таланты. Даже в тех странах Запада, в которых женщины уже завоевали относительно высокую степень равноправия, они чувствуют себя, тем не менее, профессионально ущемленными, и даже при одинаковой должности и достижениях им платят значительно меньше, чем их коллегам мужчинам.

Потому вследствие неблагоприятных условий существования у женщин развились многие негативные качества характера, наличие которых мужчины используют в качестве доказательства низшей природы женщин, совершенно упуская из виду, что они сами являются творцами этих негативных качеств женского характера.

в) Несправедливость порабощения женщины

Мужчины, которые не знают исторической подоплеки подавления женского Начала, - а на сегодня это еще почти все - придерживаются взглядов, что подчиненное положение женщины является ее естественным состоянием. Кроме того, в этом их поддерживает догматизм западных и восточных церквей. Даже наиболее благоразумная часть мужчин, желающая признать равноправие женщин, утверждает, что женщины обладают меньшим разумом и плохим характером, а также, что в них нет никаких творческих способностей. Известно, что женщины скорее вступают в спор, чем мужчины, но это происходит из-за не преодоленных еще комплексов неполноценности, являющихся наследием прошлого, когда одна женщина хотела одержать верх над другою, чтобы завоевать благосклонность мужчин.

Дух, как мы уже говорили, сам по себе бесполый, поэтому было бы неверным умалять женские таланты и способности. Если бы женщины на протяжении минувших тысячелетий имели бы равные с мужчинами возможности профессионального и общественного развития, то они не уступали бы своим партнерам-мужчинам ни в здравомыслии, ни в талантах. Между тем, крупнейшими личностями в области религиозного обновления в XIX и XX столетиях были именно женщины - Елена Петровна Блаватская (Е.П.Б.), через которую миру была дана теософия, и Елена Ивановна Рерих (Е.И.Р.), через которую миру была дана расширенная теософия, т.е. ЖИВАЯ ЭТИКА или АГНИ ЙОГА.

Женский организм по сути является синтетическим, и вследствие этого женщина является обладательницей всех космических энергий и в высокой степени творческих способностей. Поэтому неверно полагать, что у женщины нет самостоятельных творческих сил, ведь для развития талантов, в первую очередь, необходимо упражнение и благоприятные условия. Один великий гений утверждал, что гениальность представляет собой на две трети прилежание и на одну треть - дарование. Но для того, чтобы испытать это прилежание на деле, необходим подходящий случай. Еще не так давно женщины не допускались к обучению в высших учебных заведениях, и если они осмеливались выступать в общественности, то были за это порицаемы. Абсолютно несправедливо ставить женщин в ущемленное положение. Следует создавать для них равные с мужчинами права и возможности, чтобы и они смогли беспрепятственно развивать свою духовность и характер!

г) Положительные стороны порабощения женщины

Подавление женского начала не может иметь никакого оправдания, но как гласит поговорка: ‘Не было бы счастья, да несчастье помогло’. Так порабощение женщины повлекло за собой и положительные следствия.

У женщины, как более слабой, не было возможности отвечать на насилие насилием. Она была абсолютно беззащитной по отношению к угнетению со стороны мужчины и потому вынуждена была прибегать к иным способам воздействия на него, чтобы удержать его от несправедливости и насилия. Вследствие этого в женщине, в целом, лучше развиты терпимость, сострадание и чувство справедливости. Она научилась проявлять в мужчине великодушие и благородство, и если мужчина не обладал этими качествами, то нередко ее призывы помогали ему развить их. Мужчины не хотели чувствовать себя посрамленными из-за того, что женщины превосходили их в благородстве.

Именно женщины во все времена протестовали, исходя из своего горького опыта, против грубого насилия и несправедливости. У них было больше сочувствия бедным, угнетенным, униженным и оскорбленным, чем у мужчин. Таким образом, женщины умели, оказывая пассивное сопротивление, смягчать многие несправедливости и отвращать насилие, а также быть образцом человечности.

4. Церковь - поработитель женщины

Нет ни одной церкви на Земле, которая в эпоху патриархата не изгоняла бы женщину и мать из храма, и в догмах которой не содержались бы безаппеляционные утверждения о низшей природе женщин. Следует, однако, заметить, что ни один из Великих Учителей никогда не говорил ничего, что могло бы послужить основанием для угнетения женского Начала. Поэтому нельзя считать Великих Учителей виновниками искажения Космического Права. Однако ревностные и невежественные ученики и, прежде всего, недостойное духовенство, на протяжении столетий искажавшее эти учения, способствовало лишению женщины всяческих прав в своих собственных интересах. Они не брезговали никакими средствами, даже самыми несправедливыми, чтобы захватить власть над женщинами.

Ни один из Великих Учителей человечества, обладавших, будучи Посвященными, высшей мудростью, никогда не утверждал разновесия Начал и преобладания одного Начала над другим. И если в существующих мировых религиях имеются подобные утверждения, то это только доказательство фальсификации соответствующих Священных Писаний.

“Женщина, которая есть олицетворение самопожертвования и вечного даяния на пути тяжкой эволюции человечества, в неискаженных религиях ставилась очень высоко. В древнем Египте, при храмах, были верховные жрицы, передававшие веления Богов и Богинь Иерофантам. Будда высоко ставил женщину и утверждал, что женщина, наравне с мужчиной, может достичь высших степеней Архатства. Также истинный Зороастр высоко ставил женское начало, и в его Заветах можно найти замечательные намеки на величие космической любви. Даже в искаженном Индуизме сохранились намеки о значении женского начала. Так, и посейчас, самый священный ритуал брамин не может совершить без своей жены.” (Из “Писем Елены Рерих”)

В высоком и светлом учении Христа также нет и намека на унижение женского начала. Иисус в Своем учении и в течении Своей земной жизни ни одним словом нигде не унизил женщину. Лишь апостол Павел, в своих посланиях и проповедях, - если они, конечно, не фальсифицированы - низвел женщину до положения орудия в руках мужчины. Отсюда и существующий еще сегодня католический тезис: “Mulier taceat in ecclesia” (Женщине надлежит молчать в церкви).

Высказанные в письмах Павла взгляды и мнения о женщине, супруге и матери стали основой христианской семейной жизни и христианского общественного строя. На этих воззрениях базировалось угнетение и преследование женщины, прежде всего, в эпоху средневековья, когда миллионы невинных женщин сжигались как ведьмы, а на одном из церковных Соборов вполне серьезно рассматривался вопрос, есть ли у женщины душа.

5. Дуализм в мировых религиях

Все мировые религии знали о существовании двух Начал во Вселенной, ибо все они - за исключением более поздних патриархальных религий - почитали как богов, так и богинь. Это политеистическое представление о богах относительно так же верно, как и представление о единобожии. Представление о том, что существует только Бог-Отец, абсолютно нелогично. С тем же правом женщины могли бы утверждать, что существует только Богиня-Мать, или Единая Мать, или Матерь Мира.

В связи с этим мы можем сделать интересные наблюдения, а именно, что в эпоху патриархата господствует представление о Боге в мужском обличье, во времена же матриархата, наоборот, в женском. В переходный период, или же в период относительного равновесия между обоими началами, боги и богини были довольно равноценны по отношению друг к другу. Большинство божеств символизировали управляющие и господствующие силы природы. Женское и мужское Начала продолжаются в своем совершенном и божественном состоянии в Бесконечность. Следовательно, существуют не только мужчины, которые считаются Учителями Мудрости и Сынами Мудрости, но и женщины подобного ранга, хотя их нет в культурный период с преобладанием мужского Начала, ибо МАТЕРЬ МИРА сокрыла ЛИК СВОЙ из-за угнетения женского Начала.

Истинное представление о двух Началах сообщалось исключительно Посвященным при Посвящении их в Высшую Мудрость, и только им давалось великое знание о Законе Равновесия Начал. Орфей, великий греческий Посвященный, говорил своему ученику при посвящении: «Зевс есть одновременно Супруг и Божественная Супруга, это первая Великая Тайна».

Так первоначальное значение слова Иегова = Jah-eve (Jahve) включает в себя мужское и женское Начало. Во времена наибольшего порабощения женщины слово Яхве было заменено на Иегова. В своем эзотрическом значении Элехимы, или Элохимы, были носителями как мужского, так и женского Начала.

Абсолютно верное представление античных народов о существовании двух Начал во Вселенной и следующая из этого представления необходимость почитания богов и богинь были совершенно напрасно изъяты христианством. Почитание Девы Марии, значение которой возросло только в период эмансипации, представляет собой лишь бледный суррогат древнего почитания двух Начал.

Самая большая несправедливость по отношению к женщинам заключалась в том, что христианские церкви изгнали женщину-жрицу из дома Божьего. В древности и в далекие доисторические времена женщины занимали даже должность Верховной Жрицы. Это значит, что женщины обладали лучшей интуицией и были более склонны к синтезу, а потому стояли к Богу на ступень ближе, чем мужчины.

Осуществление этой мысли мы находим у друидов, ибо во главе их стояла женщина, носительница титула «Матерь друидов». Также мы знаем, что у индейцев во главе их жреческой касты стояла женщина. Женщина руководила родовой общиной, и линия потомства велась по женской линии. Будда также не делал никакого различия между Началами, и по Его Учению женщины наравне с мужчинами способны достигнуть ступени Архата или Тары, т.е. ступени Учителя Мудрости.

6. Равноправие Начал - основа культурного подъема

Каждая нация и каждая страна переживала на протяжении своей истории больший или меньший расцвет культуры в зависимости от умения достигнуть и сохранить равновесие Начал. Лишь равноправие между мужчиной и женщиной приводит к возникновению великой культуры и цивилизации. Подавление женского начала всегда вело к регрессу и упадку, что многократно наблюдается сейчас на Востоке. Западу удалось только тогда обогнать Восток, когда женщина сумела завоевать для себя больше прав.

Устремление к единению и любви между Началами есть величайшая творческая сила, для которой не существует преград. История знает бесчисленные примеры блестящих деяний и великих подвигов самопожертвования, совершенных во имя любви к противоположному Началу.

«Вспомним, что все величайшие человеческие достижения, во всех областях творчества и знания, достигнуты горением любви, вдохновлявшей на труды и подвиги. Истинно духовно мертв тот, кто лишен этого божественного огня вдохновения, вложенного в нас Космическим Велением Бытия. В пробуждении в нас всех высших творческих стремлений и эмоций и в развитии творческих способностей заключается главный смысл, главная и высокая цель любви.» (Письма Елены Рерих)

7. Восстановление равноправия любовью

Равноправие полов будет, в первую очередь, способствовать очищению понятия любви, но до того необходимо отбросить прогнившие воззрения устаревших конфессий и поставить любовь на более высокий уровень, чем тот, на котором она находится сегодня.

Лишь соединенные друг с другом истинной любовью, мужчина и женщина составляют единое целое. Даже будучи сейчас существами не цельными, они являются, тем не менее, двумя абсолютно равноценными и дополняющими друг друга величинами.

Роль и значение их в жизни совершенно равнозначны, но природа определила каждому Началу свою роль, и только в этой ипостаси они проявляют свою силу и истинную суть. То, что у одного в их взаимоотношениях друг к другу положительно, то у другого отрицательно, и наоборот. Премудрость Космических Законов, в основу жизни положивших столь могущественный фактор, проявляющийся во взаимном притяжении полов, указывает этим на их равноправие во Вселенной и на необходимость жизни не одинокой, но парами. И недаром в христианском Священном Писании сказано: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одной плотью» (Евангелие от Матфея 19/5 и от Марка 10/7). Несмотря на это утверждение в Священном Писании, женщина была низведена до положения орудия в руках мужчины.

Равновесие в жизни достигается и сохраняется соединением мужского и женского Начала в одно только благодаря истинной любви между ними. Вследствие разъединения с половиной своей сущности возникло страдание, от которого можно избавиться, только отыскав ее вновь и соединившись с ней в высшей любви. Дополняя друг друга в истинной Космической Любви, они становятся малой Вселенной, в которой в малом масштабе происходит все то, что происходит в великой Вселенной.

8. Любовь - связующее звено между Началами

«Именно нигде так не воспета любовь как на Востоке, во всех ее тончайших оттенках и качествах. Все Йоги имеют в основании своем любовь или преданность избранному Идеалу. Самый высокий вид Йоги называется Йогой Любви. При этой Йоге Божественное Начало принимает аспект Возлюбленного или Возлюбленной, ибо самая мощная форма любви выражается в любви двух начал. Именно вся восточная поэзия есть единый гимн любви к Божественному Началу под всеми Его Аспектами от Непознаваемого и Несказуемого до образа личного Бога, Гуру, Матери, Возлюбленной и Возлюбленного…

Так и учение Живой Этики есть призыв к Любви, к служению общему благу, что есть высшая форма любви, ибо она лишена эгоистического чувства. Любовь к человечеству требует полного самоотречения и самоотвержения. Ибо если любовь к Возлюбленному приносит ответ Возлюбленного, то любовь к человечеству венчается терновым венцом.» (Письма Елены Рерих, от 13.8.38)

«Вернемся к понятию любви. В каждой книге должно быть отведено значительное место этому основному понятию и особенно, ибо под любовью часто понимается многое обратное. Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях. Если в любви будут замечены самоослабление, разложение и служение самости, то это не будет высшим понятием человечества, поднимающим понятие подвига. Сердце, преисполненное любви, будет действенным, мужественным и растущим до вмещения. Такое сердце может молиться без слов и может омываться благодатью. Насколько нуждается человечество в сознании огня любви! Такому огню будет соответствовать лиловая звезда высшего напряжения.» (ИЕРАРХИЯ §280.)

а) Что есть любовь?

«Много непонимания накопилось вокруг этого понятия. Правильно указать на то, что любовь есть ведущее, творящее начало. Значит любовь должна быть сознательна, устремленна и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях. Сердце, преисполненное любви, будет действенным и мужественным.

Любовь есть ведущее творческое начало. Любовь есть венец Света. Счастье в любви и счастлив не тот, кого любят, но кто сам умеет любить. Когда эта истина будет осознана, все счастье придет. Потому учитесь любить, привыкайте любить все прекрасное и развивайте действенное сострадание ко всему несовершенному!

Любите и помогайте другим любить». (Письма Елены Рерих)

Любовь, как индивидуализированное чувство, направлена на определенный объект, на одну женщину или на одного мужчину. Половое чувство не является индивидуализированным чувством. Здесь годится каждый более или менее подходящий мужчина и каждая более или менее подходящая женщина.

Любовь есть средство познания. Она сближает людей, открывает перед одним человеком душу другого. Она дает возможность заглянуть в душу природы, почувствовать действие космических сил.

Любовь - показатель уровня развития рас, она является средством их совершенствования. Когда из поколения в поколение люди любят, ищут любви и красоты, а также чувства взаимности, то рождается лучшая раса людей, ищущая любви и способная на любовь, т.е. эволюционирующее и восходящее человечество.

б) Унижение любви

«Конечно, Бог есть любовь, и все существование Вселенной обязано именно любви и ничему другому. Но как безобразна и кощунственно понята эта любовь! Именно понятие любви сейчас дальше всего от нашего человечества. В это высшее космическое понятие оно вложило все свои каннибальские или самоедские понятия. Потому как-то тяжело и стыдно произносить слово любовь.» (Письма Елены Рерих, от 17.10.35)

«Люди забыли или, вернее, не хотят сейчас признать великого космического значения любви. Материализм нашего века свел любовь на уровень физиологической функции. Любовь в наше время, в лучшем случае, понимается как явление психологическое. Но если бы вновь была осознана космичность любви, то в ней стали бы искать ее высшего проявления, пробуждения всех высших эмоций и творческих способностей. Именно в этом пробуждении и заключается главная цель, главный смысл любви…

Много непонимания нагромоздилось вокруг основных понятий двух Начал. Много погрешили религии, и особенно христианская, против величайшего Таинства Космоса умалением брака и унижением женщины, своим презрением к любви и провозглашением обета безбрачия или монашества - этого духовного нищенства - как высшего достижения духа человеческого! Это страшное изуверство сказалось тяжкими последствиями, среди которых умерщвление плоти явилось наименьшим злом. Вспомним все преступное лицемерие, все страшные половые извращения и преступления, которые были порождены этими запретами и осуждениями, идущими против Космического Закона.» (Письма Елены Рерих, 9.1.35)

в) Любовь как творческая сила

Любовь - это творческая сила. Это понимали лишь немногие носители культуры. Тот, кто видит в любви лишь выражение эмоций и средство к удовлетворению страсти, не постиг истинного значения любви. Любовь не только творческая сила, которая из поколения в поколение поддерживает колесо жизни, но она является, прежде всего, основой творческих идей и культуры вообще.

Также нельзя отрывать любовь от мудрости, ибо для культурного человека любовь и мудрость есть понятия синонимические. Любовь без мудрости - это кандидатура в дом для умалишенных. Одухотворенность есть нежный, ароматный цветок, дарующий радость бытию и побуждающий к благородному и творческому созиданию во всех сферах человеческого существования.

Огонь любви, соединяющий Начала друг с другом, проявляет себя как творчески деятельный и обновляющий, вечный огонь жизни. Из этого огня зарождается потомство и необходимые для дальнейшего продолжения жизни творческие идеи.

Подобно тому, как в результате физической связи между мужчиной и женщиной рождается физическая сущность - человек, духовная связь порождает духовную сущность, а именно идею, которая осуществляется на физическом плане. И только благодаря такому обоюдному дополнению друг друга возникает полная гамма человеческой любви, и ни одна из сторон не остается без надлежащего ответа.

В лучах такой любви люди преображаются, становятся благородными и мужественными, способными на подвиг, самопожертвование и творческое созидание. В такой любви нет ничего постыдного, ничего, что вызывало бы отвращение, ничего греховного, ибо такая любовь есть Космическое Веление и Закон Жизни, которому подчиняется все живущее на всех планах Бытия.

Следовательно, любовь вообще нельзя ограничивать только физической стороной, а также видеть в ней лишь средство продолжения рода. К зачатию потомства способны и звери. Они являют собой достаточно яркие примеры материнской любви и глубокой привязанности, которая тоже свидетельствует о любви. Человек должен познать духовно-творческую силу любви, вдохновляющей его на светлые поступки и на великолепные произведения искусства.

г) Любовь и воздержание

Говоря о любви, необходимо сказать о проблеме воздержания. ЖИВАЯ ЭТИКА не знает запретов, но только рекомендации и указания. Одна из рекомендаций относится к разумному половому воздержанию. Лучшим доказательством верности этого указания является опыт. Если мы сравним двух индивидуумов, из которых один расходует свою жизненную субстанцию, а другой ее сознательно бережет, то будем поражены, насколько утонченнее развивается аппарат духа у второго. Кажется, что центры солнечного сплетения и мозга подогреваются невидимым огнем. Поэтому воздержание не есть паталогический отказ, но разумное действие. Дать жизнь не означает растратить весь запас жизненной субстанции.

Жизнь во Вселенной развивается мерою и числом. Законы развития жизни требуют всюду разумной меры. Кто уже в молодости израсходовал весь запас своей жизненной субстанции, неспособен к творческой деятельности ни на физическом, ни на духовном плане. Он подобен выгоревшей лампе или исчерпанному до дна колодцу.

Жизненная субстанция содержит в себе крайне важные и ценные для творческой деятельности качества. Воистину, не растрачиванием, но, напротив, накоплением этой жизненной субстанции мы растим свои творческие силы и разумным расходованием поддерживаем мощь своей творческой деятельности во всех сферах жизни.

Люди берут из этого источника мудрости лишь то, до чего они духовно доросли. Средневековый схоластик, считающий женщину дьявольским орудием искушения и стремящийся освободиться от закона притяжения Начал, тем не менее, тайком шел к ней и утолял свои инстинкты из этого «дьявольского» источника. Дьявол же был в нем, а не в ней.

Подобным же образом современный материалист и евдамонист (от греч. Eudamonia - учение о блаженстве, отсюда «евдамонист» есть последователь этого учения. - Прим. пер.), не признающий никаких духовных и высших влечений, пьет из того же сосуда либо опьяняющий напиток утонченного разврата и продажной любви, либо напиток пошлости узаконенной привычки. Но мудрые, проникшие в тайну Космических Законов, в союзе с родственной душой пьют из сосуда истинной любви напиток Богов, эликсир Божественной Любви и неиссякаемой радости блаженства и творческой деятельности.

Так великая Премудрость Творческих Космических Сил дает возможность каждому получать из даров Космоса то, чего он достоин и к чему был устремлен. Из одного и того же сосуда можно пить или вино блаженства и бессмертия, или напиток смерти. Чего человек хочет - то он и получает, к чему устремляется - того достигает.

Так в зависимости от устремления мы привлекаем к себе блаженство или страдание. Человек строит свою судьбу в вечности тем или иным отношением к противоположному полу. В огне человеческой любви, как и вообще в любом огне, возвышается и очищается все, что способно эволюционировать, и сгорает и уничтожается то, что негодно для эволюции. Огонь человеческой любви есть аспект Пространственного Огня и подобно ему обладает как творческой, так и разрушительной силой.

9. Утверждение равновесия между мужчиной и женщиной

Эпоха Кали-Юги близится к концу. Женщина пробуждается. Лучшие представительницы своего пола стоят у истоков Эпохи Духовного Обновления.

«Великая наступающая эпоха тесно связана с возрождением женщины. Грядущее время снова должно, как в лучшие времена человечества, предоставить женщине место у руля жизни, место рядом с мужчиной, ее вечным спутником и сотрудником. Ведь все Величие Космоса слагается двумя Началами. Основа Бытия зиждется на равноценности двух Начал. Возможно ли умаление одного из них?!» (Письма Елены Рерих, от 1.3.1929)

«Новая эпоха под лучами Урана принесет возрождение женщины. Эпоха Майтрейи - эпоха Матери Мира.» (Письма Елены Рерих, от 5.4.38)

10. Воссоединение Начал

Мы должны проникнуться радостью, зная, что где-то на Земле обитает наша родственная душа, другая половина нашей сущности и необходимое дополнение для достижения конечной цели нашей эволюции. Этим воссоединением со второй половиной нашей сущности завершается вся прошлая цепь наших ошибок, разочарований и страданий. Лишь слитые воедино, мужчина и женщина являют собой истинное подобие Бога, своего Творца.

Космос дарует каждому право любить и быть любимым в вечности, но получить и использовать его возможно лишь соединением со своим дополнением в виде противоположного пола. Если бы каждый мужчина рассматривал себя в качестве жениха, для которого во Вселенной существует невеста, которая никогда не внесет никакой дисгармонии в его внутренний мир, а каждая женщина видела бы в себе невесту, у которой есть великолепный и вечный жених, точная копия ее самой, то их стремление друг к другу было бы самым благим и прекрасным стремлением, какое только может существовать.

Это прекрасное устремление к воссоединению со своей разделенной изначальной половиной обязательно приведет к успеху. Но для большинства людей этот час воссоединения наступит в далеком будущем. До того необходимо еще, однако, изжить как тяжкие, так и не столь тяжкие кармические долги с другими партнерами и постепенно распутать связывающие нас с ними кармические нити.

Закон притяжения Начал является настолько могущественным, что человек не должен бороться с ним, даже если он вступает в новую отвлекающую связь. Этот закон не может быть обращен на удовлетворение страстей и желаний, он должен быть использован для великого служения общему благу и эволюции человечества.

Поэтому, не свободная любовь вне брака и не продажная любовь, не обеты безбрачия и аскетизм, но брак, который зиждется на сердечном влечении начал друг к другу, будет спасением от всех бед и нарушений этого закона. Кто устремлен к своей прекрасной половине и в этом стремлении воздерживается от новых связей с другими партнерами, тот близок уже к достижению своей цели. Но кто еще не свободен от этого, подвергается опасности завязывать новые, сложные нити кармических отношений.

В целом, слияние родственных Начал произойдет лишь в середине грядущего эволюционного периода, или в будущей Шестой Расе. Встречи со своей родственной душой, которые в последующих инкарнациях будут все более учащаться, зависят от наших духовных усилий. Можно считать это вознаграждением за погашение негативной кармы в прежних жизнях. Кроме того, для такого соединения необходим постоянный приказ духа и желание взаимной встречи.

«Родственные души, но разобщенные на протяжении веков, при встрече не узнают друг друга. Именно, лишь души, тысячелетиями объединявшиеся на земном плане, духовным и великим сердечным чувством, могут достичь космического слияния в Высших Мирах. Объединение сознаний и сердец не совершается за одну жизнь и, даже, в течение нескольких жизней, именно нужны тысячелетия, чтобы накопить энергии, сплетающие эти узлы неразрывные. Не может высшая Красота быть так легко достижима. Очень, очень высоко может подняться по лестнице Света дух, разобщенный с родственной душой, но высшая степень космического творчества может быть явлена им лишь при космическом единении и сотрудничестве с энергиями родственной ему души, достигшей одинакового духовного совершенства. Космическое слияние есть редчайшее явление в Космосе. Все космические сроки и законы должны совпасть. Потому все сферы звучат торжеством, когда такое право входит в жизнь, ибо еще один великий фокус Гармонии устанавливается. Творчество объединенных Начал в высших сферах почти безгранично. Ступень этой эволюции уже не может быть доступна ни пониманию, ни измерениям земного человечества.» (Письма Елены Рерих)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов

3 Семья – это группа людей, связанных браком, кровным родством или усыновлением, совместно проживающих и имеющих общие доходы и расходы. Молодая семья является первичной ячейкой общества. В семье формируется комплекс привычек, стереотипы поведения, непосредственно влияющие на здоровье. В семье удовлетворяются основные потребности человека. Семья обеспечивает в значительной степени социальные потребности ребенка. Важно здоровое функционирование семьи.

5 Неподготовленность молодежи к семейной жизни часто является причиной распада молодой семьи. Распад семьи на ранней стадии ее развития приводит: дети с раннего возраста воспитываются без отцов; разведенные молодые люди не сразу вступают в повторный брак; снижение рождаемости – главный фактор неблагоприятной демографической ситуации в России.

7 Факторы, оказывающие отрицательное влияние на прочность молодой семьи: Ранний возраст вступающих в брак. Неподготовленность молодых супругов к ведению домашнего хозяйства, рациональное распределение семейного бюджета и обязанностей, неправильное отношение к трудностям, возникающим в семье.

10 Для создания крепкой молодой семьи необходимо знать: Молодые люди, прежде чем вступить в брак, должны знать обо всех особенностях и трудностях совместной жизни и готовить себя к ней, воспитывать в себе моральные и физические качества, необходимые для создания крепкой и счастливой семьи. 2. Каждый молодой человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен иметь представление о здоровом образе жизни, правильном сексуальном поведении, информацию о факторах риска для здоровья при ведении неупорядоченной половой жизни с частой сменой половых партнеров и о болезнях, передающихся половым путем. 3. Необходимо отметить, что лучшим для вступления в брак считается возраст от 20 до 24 лет. 4. Юноша и девушка, прежде чем вступить в брак, должны оценить общность своих жизненных интересов, уровень развития, серьезность намерений и глубину уважения и любви друг к другу. Только на такой основе можно построить нормальную семейную жизнь.

13 По данным наблюдений, интенсивная половая жизнь в молодом возрасте имеет своим последствием преждевременное прекращение половой деятельности. Кроме того, раннее начало половой жизни неблагоприятно сказывается на потомстве. Браки, заключенные между юношами и девушками, еще не достигшими полной половой зрелости, нередко бывают бесплодными, а дети, рождающиеся у таких родителей, - слабыми. Исследования показывают, что здоровые дети рождаются, как правило, от женщин в возрасте 25-35 лет и от мужчин в возрасте 24-40 лет. Необходимо особо подчеркнуть, что самое большое зло для будущего ребенка - употребление алкоголя, наркотических веществ, курение) одним или обоими родителями.

14 У родителей, злоупотребляющих спиртным, дети часто рождаются с различными уродствами. Учеными многих стран выполнены сотни исследований, подтверждающих неоспоримый факт: если зачатие произошло в период, когда один или особенно оба родителя находились в состоянии алкогольного опьянения, у них рождаются неполноценные дети с различными патологическими отклонениями.

15 Для удачного брачного союза можно обозначить ряд факторов, оказывающих влияние на гармонию совместной жизни: - психологический; - культурный; - материальный. Психологический фактор определяет степень соответствия взглядов партнеров на элементы совместной жизни (черты характера, волевые качества, интеллект, лидерство в семье). Культурный фактор определяет интеллектуальные и культурные запросы супругов и зависит от их образовательного уровня, профессии, досуговых интересов. Хорошо, когда мужчину и женщину объединяют общие интересы, связанные с физической культурой (туризм, лыжи, спортивные игры и др.). Активный отдых снимает многие проблемы. Отдых сам по себе подразумевает отсутствие причин к раздражению и ссорам. Материальный фактор определяет вклад каждого из супругов в создание материальной базы семьи.

16 В совместной жизни главным можно считать умение понимать и ценить спутника жизни, видеть все его достоинства и прощать недостатки. Союз мужчины и женщины должен удовлетворять не только биологические потребности, но и потребности эмоциональные, моральные и интеллектуальные. Это создает базу прочной совместной жизни, помогает сохранить и пронести через всю жизнь чувство первой любви, обеспечить счастливую жизнь.

17 Статья 1. Основные начала семейного законодательства СЕМЕЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

18 2. Признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. 3. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. 4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

19 Статья 2. Отношения, регулируемые семейным законодательством Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

20 Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. 3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

21 Статья 5. Применение семейного законодательства и гражданского законодательства к семейным отношениям по аналогии В случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон, и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.

22 Статья 6. Семейное законодательство и нормы международного права Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Материал о семейном законодательстве был взят с сайта http://www.consultant.ru/popular/family/20_1.html


Что собой представляют отношения полов? Вопрос, кажущийся изначально таким простым, впоследствии ставит в тупик. Мысли, приходящие в голову, слабо складываются в слова, не говоря уже об отменной формулировке.

Мужское и женское начало

Мужчина и женщина - самый банальный и вместе с тем самый таинственный тандем. Они олицетворяют собой идею противоположности в природе. Но одновременно отображают они и ее единство. Неудивительно, что подобная загадка, лежащая на виду, не могла быть так просто упущена.

К вышеуказанной идее не единожды обращалась древнегреческая мифология. Очень много внимания ей уделено и со стороны китайской: знаменитые инь и ян символизируют как раз-таки женское и мужское начала соответственно.

Обычно представляют женскую природу как пассивно-природную, мужскую же - социально-творческую, что и демонстрирует инь и ян. Однако не следует забывать, что мужчина и женщина, черное и белое, ночь и день, тьма и свет - несмотря на свою несхожесть, дают идеальное сочетание.

Бинарный символизм

Уже вышеприведенные примеры ясно дают понять, что бинарность мира - Человечество использует идею двойственности в свою пользу: взять хотя бы машинный (компьютерный) код. Он представляет собой бинарную последовательность чисел. Что любопытно, взяв двойственность за основу многих наук, ее самые важные истоки человек по-прежнему не в состоянии понять до конца.

Андрогинность

Многие древние мифологии, помимо противопоставления и единения женского и мужского начала, широко рассматривали и понятие андрогинности, двуполости. В Китае инь и ян никогда не воспринимались как нечто обособленное: даже медицина строилась на том принципе, что в каждом человеческом теле достаточно и тех и других частиц. Просто одни из них преобладают над другими. В настоящее время это выливается в теории о маскулинности и феминности: несмотря на то, что первое больше соответствует мужчине, а второе - женщине, каждый человек в разных пропорциях проявляет оба качества (свойства).

Рушить привычные представления

Проблемы взаимного отношения полов понятны с точки зрения логики: как противопоставленные друг другу вещи могут так просто сойтись? Доказывает это и чисто бытовая сторона жизни. Стереотипно принято полагать, что некоторые занятия/качества/черты характера ближе женщине, а иные - мужчине. Сейчас, когда идеи маскулинности/феминности и их соотношение с полами пересматриваются, многие домыслы приходится отбрасывать за отсутствием доказательств оных. самоидентификации в настоящее время достигло высокого уровня, и она не ограничивается простым "я чувствую себя мужчиной (или женщиной)".

Любовь как связующее звено

Почти половина статьи посвящена тому, как противоположны инь и ян. Об их единстве сказано лишь пару раз, ненароком, хотя это факт. Все вышесказанное лишь подтверждает, как сложны связи между мужчиной и женщиной и в чем проблема отношения полов. Что же заставляет две противоположности объединиться?

Основой, на которой держатся отношения полов, становится любовь. Она ответственна за преодоления недоверия, страха перед неизвестным и новым. К сожалению (или к счастью), это не то чувство, которое можно описать несколькими словами. Любовь всегда сложна и многогранна. Но в ней всегда заложены уважение, доверие и взаимопонимание. Вот почему нравственное отношение полов - база нормальной семейной жизни, а впоследствии - здорого развития общества.

Нравственная культура взаимоотношения полов

Нравственность легко поставить под вопрос. Мораль как установка - всего лишь выдумка людей, которая может эволюционировать или деградировать, другими словами, изменяться в ту или иную сторону. Потому нравственная полов - слишком сложный для решения вопрос. Он изучается социологами и психологами: в целом и в каждом случае по отдельности.

Проекция на действительность

Отношение между полами регулируется многими факторами. Среди них присутствуют внешние и внутренние. Между собой эти факторами также взаимосвязаны.

Внешнее влияние со стороны социума и общественного мнения формирует в голове у человека отношение к тому или иному полу. Выливаясь в стереотипы, проблемы, которые переживают отношения полов, могут иметь причиной то, что один партнер не соответствует образу, выстроенному на основе идеи маскулинности/феминности в голове у другого партнера.

Другая причина: проекция собственных проблем и переживаний на взаимоотношения.

Особенности психики

Социально-культурные условия располагают к тому, что недоверие к противоположному полу, проистекающее из особенностей психики, усиливается. Исторические традиции успешно разделяли женское и мужское начало, подчеркивая их несхожесть одеждой и манерами поведения. Современный мир не так склонен к этому, но все еще падок на стереотипы. А недоверие, которое родом из детства и подсознания, хоть и сглаживается в зрелом возрасте по причине влечения, интереса и развития собственного мышления, но продолжает влиять на отношения полов не лучшим образом.

Давление социума

Это уже было упомянуто в статье ранее. Социум может выступать одним из факторов внешнего влияния на отношения полов. В какие может вылиться?

Если окружение не признает проявления в представителях мужского пола феминности или, напротив, в представительницах женского - маскуллиности, личность не сможет полноценно развиваться в соответствии со своим психическим состоянием. Стоит ли говорить, что без самореализации она не будет способна на построение здоровых отношений?

Специфика решений проблемы

Проблема отношения полов решаема в каждом конкретном случае, исходя из психологических особенностей партнеров.

Внешние факторы изучаются и регулируются социологическими исследованиями, по итогам которых специалисты принимают те или иные решения для улучшения отношений между полами в отдельной социокультурной среде. Они остаются и центральной темой для обсуждения в силу их влияния на общественное развитие в принципе.

| Нравственность и здоровье

Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс

Урок 2
Нравственность и здоровье
Формирование правильного взаимоотношения полов







В последнее время в обществе возросло внимание к проблемам семьи. Какие перемены происходят с семьей (и в семье)? Почему увеличивается количество разводов? По каким причинам многие мужчины и женщины остаются одинокими? Как создать крепкую и дружную семью?

Попытаемся ответить на часть этих вопросов.

Семья и ее значение в жизни человека

Семья - это выработавшаяся за многие века форма объединения людей мужского и женского пола в интересах создания нормальных условий для их повседневной жизнедеятельности, сохранения здоровья, рождения и воспитания детей, передачи жизненного опыта, осуществления преемственности поколений.

Важнейшая задача семьи - рождение и воспитание детей, развитие их физических и духовных сил. Ясно, что семья представляет собой большую ценность и в интересах общества необходимо всячески ее укреплять.

В прежнее время в обществе действовало множество факторов, препятствовавших формальному распаду семьи даже в том случае, когда она фактически переставала соответствовать своему назначению. Брак был наиболее «устойчивым», когда согласия жениха и невесты на вступление в него не требовалось: обо всем договаривались родители. В настоящее время браки заключают почти исключительно на основе взаимной любви.

Поскольку современный брак основан прежде всего на любви, важнейшую роль в нем играют сохранение и развитие этого чувства в совместной жизни. Однако этому препятствует прежде всего то обстоятельство, что молодые люди далеко не всегда способны различать качества возможного будущего супруга, необходимые для совместной жизни, навыки, которыми обладают представители противоположного пола, и их нравственные достоинства.

Семейные отношения часто усложняются сразу после свадьбы. Типичные до свадьбы мечты о семейном счастье нередко сменяются после нее разочарованиями друг в друге, в семейной жизни. Вообще до свадьбы он и она стремились показать себя с наиболее хорошей, выгодной стороны, а после свадьбы начинают проявляться истинные качества и недостатки. Завоевывать друг друга уже не надо, молодожены расслабляются и часто перестают следить за собой (за своей внешностью, одеждой, манерой поведения, речью), забывают быть внимательными, нежными друг с другом, становятся неблагодарными и придирчивыми. Девушка из роли принцессы часто сразу после свадьбы попадает в положение служанки, которой никто не скажет спасибо за приготовленный обед или выстиранную рубашку. Атрибуты красивой свободной жизни исчезают, сменившись многочисленными семейными заботами. А если еще возникают проблемы, где жить, на что жить, как уживаться, то предмет обожания начинает казаться недостаточно хорошим или даже невыносимо плохим. Возникают разногласия, которые рождают споры, обиды и ссоры, раздражение и недовольство друг другом.

Многие не понимают, что в принципе конфликты между людьми вполне возможны, и важной пробой душевных качеств человека является его отношение к конфликту, умение разрешить его без ущерба для другого, что в любом конфликте победившей стороны все равно нет: проигрывают оба его участника.

Недостаточно уважительное отношение к людям приводит к стремлению, часто неоправданному, переделать супруга. А ведь если недостатки небольшие, то нужно, зная их, относиться к ним с пониманием, терпимостью. Не зря ведь сказано, что истинная любовь не только приемлет человека таким, каков он есть, но и хочет его именно таким. Если же недостатки эти большие, то нужно уметь увидеть их заблаговременно.

Браки среди юных людей, к сожалению, менее прочны, чем среди более взрослых. Нередко молодые люди неспособны разобраться в своих чувствах, отличить любовь от влечения, влюбленности. У многих молодых людей складывается неверное понимание семьи: девушки и юноши не осознают, что семья - это действительно ячейка общества, а не замкнутое в себе сожительство мужчины и женщины. Девять из десяти ранних браков заканчиваются разводами в течение пяти лет. Во многом браки среди юных с самого начала проблематичны, так как они вступают в брак, чтобы почувствовать себя взрослыми, наконец-то уйти от родителей, получить большую свободу либо чтобы преодолеть возражения и сопротивление родителей против брака и доказать им, что любовь тут самая настоящая. Некоторые молодые люди стремятся к браку, потому что боятся, что связывающие их узы не так крепки, чтобы выдержать те личностные изменения, которые произойдут с каждым из них в последующие годы. Это как бы попытки заморозить навечно те отношения, которые сложились в определенное время, что невозможно.

Ранний брак часто может помешать продолжить образование, получить хорошую профессию. Нехватка денег скажется на всем (нет своего дома, возможности модно одеваться), но хуже всего то, что многие потом жалуются: ранний брак лишил их радостей и экспериментов, свойственных молодости.

Многие молодые супруги начинают совместную жизнь, ошибочно полагая, что регистрацией в загсе завершается создание семьи, не понимая, что это только начало непростого пути ее формирования. Каждый человек мечтает о безоблачном счастье в кругу собственной семьи, но далеко не всем удается достигнуть своей цели. Мужчины и женщины по-разному оценивают супружеское счастье. Например, 47% женщин, счастливых в браке, главным в супружеских радостях считают чуткость, внимание, ласку, 24% - наличие детей, 23% - сексуальную гармонию и только 7% выдвигают другие критерии: материальную обеспеченность, преданность семье, умение интересно проводить свободное время. А вот мужчины супружеское счастье представляют несколько иначе: 53% мужчин, счастливых в браке, отмечают чувственно-сексуальный компонент, 27% - нежность и внимание супруги, взаимное согласие, 14% - радость в детях и 6% - умение супруги вести домашнее хозяйство и кулинарные навыки, чувство юмора.

Факторы, влияющие на гармонию совместной жизни

Гармония супружества во многом зависит от интеллектуальной, психологической совместимости супругов.

На психологическую совместимость супругов влияют многие факторы (схема 1). Рассмотрим основные из них.

Ценностно-идеологическая совместимость - совместимость жизненных ценностей, устремлений, интересов, убеждений людей. Чем ближе устремления, ценности, убеждения у супругов, тем легче им понять друг друга.

Согласованность функционально- половых ожиданий, представлений человека о своих правах, обязанностях, функциях в супружеском союзе, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другим ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна.

Даже несогласованность представлений о том, как проводить свой досуг, распределять обязанности в домашнем труде, резкое несовпадение бытовых привычек могут серьезно нарушать взаимоотношения супругов.

Совместимость индивидуально- психологических характеристик. К примеру, благополучные семейные пары с устойчивыми отношениями часто отличаются противоположными темпераментами супругов: возбудимый холерик и спокойный флегматик, а также печальный меланхолик и жизнерадостный сангвиник как бы дополняют друг друга, нужны друг другу. Наиболее универсальные партнеры - флегматики. Семейные пары, в которых один из супругов флегматик, являются наиболее гармоничными. Люди с похожим характером не всегда могут ужиться вместе. Например, если оба властные, активные, резкие по характеру, то им трудно договориться. Легче ужиться, если один из супругов склонен к лидерству, а другой - к подчинению. Но есть качества характера, несоответствие которых затрудняет совместимость. Например, аккуратному трудно ужиться с неряшливым, честному - с лживым.

Многочисленные исследования совместимости людей позволили сформулировать закон совместимости: врожденные качества супругов в совместимых парах должны быть контрастными, а приобретенные качества - подобными, схожими.

Супружеские союзы людей , не слишком различающихся по происхождению, условиям жизнедеятельности, воспитанию, обычно более прочные, ведь вероятность совпадения в них установок, ценностей, интересов, идеалов, привычек (т. е. приобретенных качеств) супругов заведомо больше.

В общем случае для обеспечения совместимости с другими людьми у человека должны быть три основных качества характера: способность критически относиться к себе, терпимость к другим, доверие к другим.

Никогда не ссорьтесь, даже в критических ситуациях;
если что-то не нравится, не ругайтесь, помогите друг другу;
не пытайтесь перевоспитывать друг друга, не заставляйте друг друга менять те сложившиеся привычки, которые не доставляют вам удовольствия, если они, конечно, не во вред окружающим;
не критикуйте друг друга, тем более в присутствии посторонних; нельзя критиковать человека, в крайнем случае можно критиковать только его действия; старайтесь ни о ком не отзываться дурно, а тем более о супруге;
научитесь ценить друг друга;
оказывайте друг другу знаки внимания, не забывайте поблагодарить друг друга (за вкусный обед, за помощь в стирке и т. п.), сделать маленький сюрприз (подарить цветы или галстук и т. п.);
не считайте, что вы правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны;
будьте вежливы: все, что говорится грубо, может быть сказано тактично; ругань - это психологическое, моральное уничтожение другого человека; в семье ругань недопустима;
общайтесь; не молчите, говорите о том, что вы чувствуете, что вы думаете, что вас беспокоит; не копите раздражение, если что-то не нравится, скажите об этом;
помните только хорошее; умение помнить хорошее - это умение забывать плохое; умейте прощать друг друга;
берегите здоровье, свое и близких;
предупредите других о своем плохом настроении или усталости; постарайтесь побыстрее привести себя в норму (примите душ, расслабьтесь), а не вымещать усталость или раздражение на близких.

Вопросы и задания

1. В теме 1.2 дано определение понятия «семья». Каково ваше мнение об этом определении? В чем вы согласны, а в чем нет? Поясните.

2. Могли бы вы высказать свое мнение о любви? Каковы, по вашему мнению, основы счастливого брака?

3. По каким причинам могут осложняться отношения после брака?

4. Почему ранние браки часто бывают неустойчивыми?

5. Какие факторы влияют на гармонию совместной жизни?

6. Как можно достичь взаимопонимания и уважения друг к другу в семейной жизни?

Задание 5

Сформулируйте, какими, по вашему мнению, качествами должны обладать жена и муж, чтобы супружество оказалось счастливым.

Задание 6

Проанализируйте на примерах из литературы и кинофильмов, почему брак может оказаться неудачным. Результаты анализа обобщите и попытайтесь разобраться, какие действия необходимо было предпринять супругам в той или иной ситуации.

Задание 7

Предлагаем вам ответить на вопросы теста «Как совмещаются ваши характеры». Не относитесь к нему чересчур всерьез. Результат теста может показать, что вы и ваша избранница (избранник) - «трудная» пара. Но не забывайте, что «трудную» пару подчас связывают более сильные, бурные чувства, чем гармоничную пару. Поэтому основная задача теста - способствовать откровенному обмену мнениями двух людей друг о друге.

На предложенные высказывания вы можете ответить «Верно для меня» (2 балла за каждый такой ответ), «Бывает по-разному» (1 балл), «Неверно для меня» (0 баллов).

Высказывания

1. Для меня легче спросить дорогу у прохожих, чем искать ее по схеме.

2. Я люблю выбирать и покупать цветы.

3. Я стараюсь заводить знакомства, которые могут принести практическую пользу.

4. По-моему, лучше действовать, чем размышлять.

5. Меня раздражают неряшливый почерк или небрежно выполненная работа.

6. По-моему, лучше смена горестей и радостей, чем однообразная жизнь.

7. Думаю, что нет ничего такого, о чем нельзя было бы рассказать близкому человеку.

8. Считаю, что, если у человека есть доброта и такт, значит, есть главное.

9. Мне нравится подшутить над тем, кто кажется не очень умным.

10. Я люблю лыжные прогулки (летом - заплывы) на достаточно длинную дистанцию.

11. Думаю, что человек, не умеющий солидно держаться, вряд ли наделен большим умом.

12. По-моему, чистая совесть важнее, чем материальные выгоды.

13. Думаю, что, если с людьми обходиться мягко, они теряют чувство ответственности.

14. В пище мне необходимы изысканность и разнообразие.

15. Мне важно, что обо мне думают близкие, а мнение остальных меня мало волнует.

16. Мне нравится обсуждать прочитанную книгу, просмотренный фильм.

Обработка результатов

1. Сосчитайте сумму баллов, полученных вами за ответы по четным высказываниям (2, 4, 6, ...).

2. Отдельно сосчитайте сумму баллов, полученных вами за ответы по нечетным высказываниям (1, 3, 5, ...).

3. Сосчитайте сумму баллов, полученных на основе ответов по четным и нечетным высказываниям вашего избранника.

4. Сопоставьте свою четную сумму с аналогичной суммой, полученной избранником. Запишите разность между этими числами в виде значения М.

5. Точно так же сопоставьте нечетные суммы обоих. Запишите разность между этими числами в виде значения К.

6. По таблице 1 обсудите полученные результаты.

Правовые аспекты взаимоотношения полов регулируются семейным законодательством. Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекра­щения брака и признание его недействительным; регулирует личные неимущественные и имущественные отношения меж­ду членами семьи; определяет формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Основным документом семейного законодательства явля­ется Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной думой в декабре 1995 г. (действует с изме­нениями 1997, 1998, 2000, 2004 и 2006 гг.). В нем опреде­лены личные права и обязанности супругов; законный ре­жим имущества супругов; договорный режим имущества супругов (порядок заключения и содержание брачного кон­тракта); ответственность супругов по обязательствам. Рас­сматриваются формы воспитания детей, оставшихся без по­печения родителей, в том числе вопросы усыновления, опе­ки и попечительства над детьми, а также установлен поря­док применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Условия и порядок заключения брака. Брак заключа­ется в органах записи актов гражданского состояния (загсах) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи заявления в загс (рис. 4). При наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, не­посредственная угроза жизни одной из сторон и др.) брак мо­жет быть заключен в день подачи заявления.

Для заключения брака необходимо взаимное добровольное согласие вступающих в брак, обязательно также достижение брачного возраста. Брачный возраст законодательно устанав­ливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин, например беременности, в брак можно вступать с шест­надцати лет. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак, про­водится только с их согласия. При сокрытии одним из бра- чующихся венерического заболевания или ВИЧ-инфекции пострадавший вправе обратиться в суд с требованием о при­знании брака недействительным.



Рис. 4. Заключение брака

Прекращение брака. Брак прекращается вследствие смерти одного из супругов или по расторжении по заявлению одного или обоих супругов. Без согласия жены муж не имеет права возбуждать дело о расторжении брака во время ее бе­ременности и в течение года после рождения ребенка. Рас­тяжение брака производится в загсе по истечении месяца со подачи заявления при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. При наличии несовер­шеннолетних детей, а также при отсутствии согласия одного и.) супругов на развод дело рассматривается в судебном по­рядке.

Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о рас­торжении брака:

· с кем из супругов будут проживать несовершеннолетние дети;

· порядок выплаты средств на содержание детей и (или) нетрудоспособного супруга;

· размер этих средств и раздел общего имущества супругов.

Права несовершеннолетних детей. Ребенком призна­ется лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совер­шеннолетия). Каждый ребенок имеет право жить и воспиты­ваться в семье, знать своих родителей. К числу прав ребенка относится право на родительскую заботу, всестороннее раз­витие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок мо­жет свободно общаться с обоими родителями, бабушкой и де­душкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Рас­торжение брака не влияет на права ребенка.

Защиту прав и законных интересов ребенка осуществляют родители. В то же время ребенок может самостоятельно об­ращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, в ходе любого судебного или административного разбирательства обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок может выражать свое мнение при решении в се­мье любого вопроса, так или иначе затрагивающего его ин­тересы.

Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию; при от­сутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разреша­ются органом опеки и попечительства.

Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сто­роны родителей или лиц, их заменяющих.

Права и обязанности родителей. Родители имеют рав­ные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет, а также при вступлении в брак несовершеннолетних детей.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, пси­хическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Они обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании. Если не­совершеннолетние родители в браке не состоят, но достигли шестнадцатилетнего возраста, они вправе самостоятельно осуществлять родительские права. Если родители не достиг­ли шестнадцати лет, их ребенку может быть назначен опе­кун. Несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Родители (или один из них) могут быть лишены родитель- псих прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алимен­тов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного, вос­питательного и другого учреждения;

- жестоко обращаются с детьми, осуществляют физиче­ское или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни и здоро­вья своего супруга.

Лишение родительских прав производится в судебном по­рядке. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе право на получение от него содержания, а также право на тяготы и государственные пособия, установленные для роди­телей, имеющих детей. Суд может с учетом интересов ребен­ка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одно­го из них) без лишения их родительских прав (ограничение родительских прав).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие вопросы регулируются Семейным кодексом РФ?

2. Каковы условия и порядок заключения брака?

3. Как осуществляется расторжение брака?

4. Перечислите права несовершеннолетних детей.

5. Каковы права и обязанности родителей?