От кого из родителей наследуется интеллект. Генетики доказали: интеллект передается от мамы

Да, конечно. Все наши признаки в той или иной степени передаются по наследству - даже такие, казалось бы, полностью приобретаемые, как загар и французский язык*.


Чтобы не заканчивать статью прямо здесь, давайте попробуем конкретизировать вопрос.

От чего сильнее зависит интеллект - от наследственности или от воспитания?

Все наши признаки зависят частично от наследственности и частично от условий среды. Но сила влияния среды у разных признаков разная. Например, животноводы знают, что даже от совершенно беспородной коровы можно получить больше молока за счет хорошего кормления и ухода (воздействий среды). Но повысить жирность молока таким же образом нельзя - этот параметр практически полностью зависит от наследственности.


Интеллект человека, как и жирность коровьего молока, зависит в основном от наследственности. В 1996 году Американская психологическая ассоциация оценила влияние наследственности/воспитания на уровень интеллекта как 75/25**, в 2004 году анализ нескольких десятков научных работ в этой области выдал 85/15. (Википедия, англ.)

Передается ли гениальность по наследству?

Нет, не передается. Гениальность - это уникальное, один на миллион раз получающееся сочетание генов. При образовании половых клеток происходит перекомбинация генов, уникальное сочетание разрушается, и дети гениев получаются совершенно обычными людьми.


Тяжелее всего это жестокое правило бьёт, опять-таки, по животноводам - дети самых красивых, самых вкусных и толстых свиней сильно уступают родителям. - Вот бы размножать их вегетативно, как землянику! Именно для этого (для стопроцентного сохранения признаков гениального родителя) в сельскохозяйственную практику пытаются ввести клонирование, но что-то пока не очень получается.

Может ли у умных родителей родиться глупый ребенок?

Может, почему нет. Комбинации из предыдущего вопроса случайны - работают как в хорошую, так и в плохую сторону. Но. Из большого количества случайностей рождается статистика, и она говорит нам, что у умных родителей, скорее всего, родятся умные дети***.


Глядя на своего оболтуса, вы начинаете думать, что вот на нём-то статистика и отдохнула? - Возможно, в этот момент вы являетесь героем пословицы «дураку полработы не показывают». Детский мозг еще не сформирован; с возрастом ребенок все больше и больше будет походить на вас по своему интеллекту. (Та же самая американская ассоциация, что выдала нам 75/25 для подростков и старше, для детей показала 45/55.)

Действительно ли старший ребенок умнее следующих?

Все, наверное, читали в сказках, что первый ребенок в семье - умный детина, второй "и так и сяк", а третий - дурачок. Фишка в том, что это не только сказка, но и суровая быль: факт снижения уровня интеллекта у второго и последующего детей подтвержден статистически и никем сейчас не оспаривается. (Для вторых детей: да, старший действительно умнее, но разница небольшая, порядка трёх пунктов IQ.)


В 2007 норвежские ученые попытались объяснить это явление и измерили интеллект детей в семьях, где первый ребенок умер в раннем возрасте. С точки зрения биологии старший ребенок в таких семьях был вторым, с точки зрения воспитания - первым; выяснилось, что такие дети были умными, как первые. Следовательно, понижение интеллекта с ростом порядкового номера ребенка объясняется не биологическими факторами (наследственностью), а исключительно воспитанием****.

Передается ли интеллект от матери сыновьям?

Эта сказка в русскоязычных источниках гуляет в таком виде: "Гены интеллекта находятся в Х-хромосоме, которую мальчик получает только от матери - следовательно, интеллект сына зависит от матери", при этом дается ссылка на исследования британских ученых. Это сразу настораживает: хорошо известно, что "британские ученые" в половине случаев значат "злой редактор велел нам срочно написать заметку, и мы немножечко высосали из пальца".


Поиск по британским сайтам подтвердил мои опасения. Да, действительно, мальчик получает Х-хромосому только от матери (от отца он получает Y-хромосому). Гены, отвечающие за интеллект, существуют, их несколько десятков, некоторые из них, возможно, находятся в Х-хромосоме. Из-за этого ребенок получает от матери чуть больше генов интеллекта, чем от отца - скажем, 18 от матери и 16 от отца (цифры высосаны из пальца).


===============
* Белокожие люди (рыжие, с веснушками) не могут загорать так же, как все остальные; люди, восприимчивые к языкам, при одинаковом обучении будут владеть французским языком лучше, чем все остальные.
** Уточнение: наследуемость показывает долю генотипической изменчивости в фенотипической изменчивости, т.е. берет разброс признака в популяции и считает, какую долю от этого разброса составляют гены, а какую - среда. Заявление «доля наследственности в формировании интеллекта составляет 75%» - это упрощение.
*** Если родители шибко умные, то им нужно еще раз прочитать пункт про гениальность.
**** а) родители занимаются с последующими детьми меньше, чем с первым; б) примером для первого ребенка является родитель, а для второго - первый ребенок.

Экологичное родительство. Дети: Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

Результаты научных исследований говорят о том, что уровень интеллекта человека в основном определяется материнскими, а не отцовскими генами. Это означает, что для того, чтобы родить умного ребенка, совершенно не нужно «охотиться» за Нобелевскими лауреатами.

У матерей больше шансов передать по наследству гены, отвечающие за умственные способности, так как эти гены сцеплены с Х-хромосомой, которая у женщин представлена в двух копиях, в то время как у мужчин – в одной, пишет The Independent.

Мало того, как предполагают исследователи, опираясь на последние научные данные, «интеллектуальные» гены, полученные от отца, могут у потомства автоматически деактивироваться.

Дело в том, что гены, отвечающие за интеллект, входят в категорию генов, контролируемых полом, которые ведут себя по-разному в зависимости от своего происхождения. Некоторые проявляют активность только если они унаследованы от отца, а некоторые – только если они унаследованы от матери.

«Интеллектуальные» гены как раз относятся к последней разновидности.

Как показали исследования, проведенные на генетически модифицированных лабораторных мышах, у особей с избыточной дозой материнских генов вырастает большой мозг, а тело развивается слабо. И наоборот, у мышей с излишком отцовских генов тело вырастает большое, а мозг остается маленьким.

Изучая распределение клеток, содержащих только материнские и только отцовские гены, в головном мозге мышей, ученые установили, что клетки с отцовскими генами превалируют в древней лимбической системе мозга и отвечают за такие базовые вещи как секс, пища и агрессия. В то же время ни одной «отцовской» клетки не было найдено в коре больших полушарий, отвечающей за наиболее продвинутые когнитивные функции – мышление, речь, память, планирование своих действий.

То, что эти данные верны и для людей, подтвердили исследователи из Университета Глазго (Великобритания). Они ежегодно, начиная с 1994 года, тестировали умственные способности почти 13 тысяч молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет. Анализ показал, что даже приняв во внимание множество факторов, от уровня образования до социально-экономического статуса участников исследования, точнее всего предсказать их интеллектуальный уровень можно по уровню IQ их матерей.


В то же время наука говорит о том, что умственные способности определяются наследственностью лишь на 40-60%. Все остальное связано с внешними условиями, в которых растет и развивается человек, но и эта часть вклада в интеллект ребенка в огромной степени зависит от матери.

Как выяснили исследователи из Вашингтонского университета (США), именно тесная эмоциональная связь между матерью и ребенком является ключевым фактором для нормального развития некоторых областей его мозга. Ученые проанализировали, как группа мам общается со своими детьми в течение семи лет после их рождения.

Оказалось, что у детей, получавших хорошую эмоциональную и интеллектуальную поддержку от матерей в возрасте 13 лет, размер гиппокампа – области мозга, связанной с памятью, обучением и реакцией на стресс, – был на 10% больше, чем у тех детей, которых матери держали на расстоянии.

Это Вам будет интересно:

Сильная связь с матерью обеспечивает ребенку чувство безопасности, и дает возможность свободно исследовать окружающий мир, считают ученые. Преданные, внимательные мамы помогают ребенку преодолеть все трудности и реализовать свой потенциал. В то же время, папам тоже не надо отчаиваться – они передают своим детям и с помощью генов, и участвуя в их воспитании, множество других важнейших качеств, помогающих развитию не только интеллекта, но и личности в целом. опубликовано

Прочла сейчас очень интересную статью. Согласна с ней, и даже если дело не в хромосомах, огромная доля истины в этом есть. Много раз подмечала, что мальчики по характеру похожи больше на мам, а девочки на отцов и т.д. Остальное поймете в статье! рекомендую!!! Ссылку где взяла, писать понятное дело не буду, а то за спам меня «закроют». X-хромосома - вместилище ума и характера
X-хромосома - вместилище ума и характера (отрывок из статьи доктора биологических наук Н.Ю.Сахаровой «Чем мы обязаны маме», опубликованной в журнале «Химия и жизнь» N4, 2001). И вот тут-то в социальные вопросы вмешиваются биологические поправки. Я попробую рассказать об удивительных и пока еще до конца не понятых вещах, которые происходят на уровне генома, но при этом определяют основу нашей умственной и социальной деятельности. Поговорим о хромосомах и о таком поразительном явлении, как хромосомный, или, лучше сказать, геномный, импринтинг. Для того чтобы родилась девочка, в оплодотворенной яйцеклетке должны быть две Х-хромосомы (одна от матери, другая от отца), мальчик же получает в наследство от матери X- хромосому, а от отца Y-хромосому. Группа британских ученых из Института здоровья детей во главе с доктором Д.Скьюзом исследовала умственные и социальные возможности Стрессы могут наследоваться негенетически, а свойства ума и характера закодированы в генах больных с нарушением строения Х- хромосом. Им удалось определить, в каком именно локусе (участке) X-хромосомы находятся гены, определяющие познавательные способности человека и его социальное поведение. В мужской Y-хромосоме этих генов нет. Так как сын получает только одну Х-хромосому, от матери, получается, что умственные и социальные возможности мужчины определяются в первую очередь его материнской наследственностью. То, на что способен сын, чего он достигает в своей жизни, - это воплощение нереализованных возможностей матери. Горькая истина - женщина никогда не сможет стать гением. На протяжении всей истории человечества не было ни одной женщины, способной сравниться с Ньютоном, Лобачевским, Леонардо да Винчи. По-видимому, женские гормоны не позволяют полностью реализоваться всем генетическим программам; но, как только эти программы переходят в мужской организм, они получают возможность для реализации. Таким образом, наличие у мужчин одной Х-хромосомы автоматически означает, что многие свойства мужского ума и характера наследуются от матери. А как обстоит дело с дочерьми, которые в дополнение к материнской Х-хромосоме получают еще и отцовскую? Ведь в обоих Х-хромосомах находятся гены, ответственные за ум и характер! Логично предположить, что если мама «глупая», а папа «умный», дочка будет не такой «глупой», как мама, но и не такой «умной», как папа. Или если у мамы спокойный характер, а у папы взрывной, то характер дочери будет представлять собой нечто среднее? Вероятнее всего, это не так. Здесь в силу вступает механизм геномного импринтинга: одна из копий генов, определяющих интеллект и социальное поведение, будет «выключена» в зависимости от того, пришла ли она от отца или от матери. Этот механизм сейчас активно изучается. Есть доказательства, что «работающие» копии генов, определяющих социальное поведение девочек, находятся на отцовской Х-хромосоме, а материнские копии в дочернем организме «молчат». Это очень ярко проявляется при такой болезни, как синдром Тернера. У девочек с синдромом Тернера лишь одна Х-хромосома. Если она получена от матери, девочка среди других аномалий социально не контактна, ее поведение более характерно для маленького мальчика. (Согласно результатам тестов, нормальные мальчики в возрасте от 6 до 18 лет менее контактны, чем нормальные девочки.) По утверждению Скьюза, если предполагаемый локус экспрессирует ген (или гены) с Х-хромосомы отцовского происхождения, мы можем ожидать, что нормальные женщины обладают более высоко развитой способностью к социальной адаптации, чем мужчины («Nature», 1997, т.387, с.705-708). Если же девочка получает Х-хромосому от отца, ее поведение близко к нормальному поведению девочки. Как пишет сотрудник британского Университета зоологических и микробиологических наук Марк Пейджел в своей статье «Мать и отец в удивительном генетическом согласии», «маленькие девочки - действительно „папенькины“ дочки» («Nature», 1999, т.397, с.19-20). Оказалось, что организм девочки выключает гены на одной из хромосом. Информация о социальном поведении женщины должна храниться в отцовской Х-хромосоме, которая всегда передается дочерям. Информация же, которая хранится в материнской Х-хромосоме и проявляется у сыновей, не будет «считываться» в организме дочери. А вот интеллект, по-видимому, и девочки, и мальчики получают от матери. Показано (E.B.Keverne et al., «Proc.R. Soc. Lond.», 1996, т. 262, с.689-696), что материнские копии некоторых генов активируют рост коры головного мозга, а отцовские гены, напротив, замедляют. Возможно, именно материнские гены обеспечили быстрое увеличение мозга млекопитающих в ходе эволюции: наследование материнского интеллекта могло быть благоприятным условием выживания детенышей у социальных видов животных (млекопитающих) и залогом того, что их познавательные способности помогут им лучше приспособиться к той среде, где жила их мать, и они сами смогут выжить до того времени, когда у них самих появится потомство. (Ведь детеныши у большинства видов живут, пока не вырастут, с матерью, а не с отцом.) Исходя из этих данных, можно поразмышлять о том, какими должны быть взаимоотношения мужчин и женщин, биолого-социальных существ, образующих единое общество, в высоком смысле - Человечество. Женщина не может полностью реализовать заложенные в ней способности, но это не значит, что женщина - существо второго сорта. Просто надо смотреть правде в глаза. Женщина не может быть настоящей женщиной, если она не отдает часть себя своим близким. И как высшая награда или как высшая справедливость, а может, просто потому, что это необходимо для человечества как вида, - свои умственные способности она передает детям и более далеким потомкам. А мужчина, получив от матери ее наследственные качества, может реализоваться как творческая личность гораздо полнее. Но вряд ли его сыновья будут точной его копией в отношении интеллекта и социального поведения. Они, не получив от отца соответствующих генов, не передадут их и своим потомкам. (Напомним, что сын получает от отца Y-хромосому, а в ней этих генов нет.) Зато общие привычки и взаимопонимание у отца с дочерью - это вполне реально. Может быть, в механизме наследственной передачи этих качеств и кроется объяснение факта, который образно определяется фразой «природа отдыхает на детях гениев». Зачастую у великих мужей сыновья - обыкновенные люди; но вот среди их потомков по женской линии появление знаменитостей вполне возможно. Хорошо известно, что матери многих великих людей были незаурядными женщинами и дочерьми замечательных отцов. Если бы нам удалось дополнить генетическое согласие, о котором пишет Марк Пейджел, еще и социальной гармонией, быть может, возникло бы общество без социального неравенства и противопоставления по половому признаку, такое общество, где мужчины реализуют свои творческие возможности, отдавая себе отчет, что этим они обязаны женщинам, а женщины не страдают комплексом неполноценности, не стремятся доказать, что они не хуже мужчин, а живут согласно своему представлению о счастье, в душевном комфорте, который обеспечил бы рождение здоровых детей. А значит, и появление новой генерации человечества.

Умные люди должны благодарить своих матерей за то, что они подарили им такой интеллект.

Оказывается, ученые провели первое масштабное генетическое исследование на этот счет и пришли к выводу, что сила интеллекта наследуется по линии как раз матери, а не отца, как считалось ранее.

Так что гендерные стереотипы, существовавшие на протяжении долгих веков, теперь обязаны исчезнуть.

Именно гены матери, как выясняется, отвечают непосредственно за развитие коры головного мозга, а отца – за развитие лимбической системы. Иными словами, от мамы вы взяли интеллект, от отца – свое типичное эмоциональное состояние.

Более того, некоторые другие исследования показали, что люди наследуют интеллект матери, потому что гены интеллекта расположены на хромосоме X.

Но есть и другие факторы.

Недавно исследователи из Университета Ульма в Германии обнаружили, что генетика не единственная причина развитого интеллекта. На то, умны вы или нет, оказали влияние и другие факторы.

Главный такой дополнительный фактор – степень привязанности к матери, особенно в возрасте до двух лет . Дети, которые регулярно играли с ними в сложные игры, требующие распознавания символов, впоследствии вырастали в более умных взрослых, чем большинство их сверстников.

Второй фактор – это любовь . Если эмоциональные потребности детей в возрасте до 13 лет удовлетворялись почти полностью, в их гиппокампа образовывалось на 10% больше клеток, чем у тех, кто эмоционально был отдален от матери.

Теперь ученые говорят, что интеллект лишь на 40-60% зависит от генетики , а в остальном – от окружающей среды.

И еще: даже если ваш ребенок умен от природы, его навыки решать проблемы нужно развивать. Причем задачи по мере взросления должны становиться все сложнее. Иначе, каким бы не был его “исходный” интеллект, с возрастом он его потеряет.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Если вы услышите в свой адрес заявление вроде «Ты вся / весь в мать», то знайте, что это заведомо ложное утверждение. На самом деле мы (особенно женщины) больше похожи на своих отцов, а не на матерей. Кроме того, есть предположение , что образ жизни отца до момента зачатия ребенка, его питание и самочувствие закладывают основы здоровья будущего малыша. О том, какие признаки передаются ребенку от папы, а какие - от мамы, читайте в этой статье.

Чаще всего дети наследуют от своих родителей форму кончика носа, область вокруг губ, размер скул, уголки глаз и форму подбородка. При распозновании лиц эти участки являются ключевыми , поэтому люди с одинаковыми областями кажутся нам поразительно похожими и даже идентичными.

А вот область между бровями часто отличается у родителей и их детей.

Дочь Риз Уизерспун унаследовала от мамы голубые глаза, форму скул, подбородка и кончика носа.

  • Если у обоих родителей курчавые волосы, то и у ребенка будут кудряшки.
  • Если у мамы и папы прямые волосы, то и у малыша будут прямые.
  • Если у одного из родителей - кудри, а у другого - прямые волосы, то у их чада волосы будут волнистыми.

Вместе с тем если оба родителя имеют кудри, а в семье у них были люди с прямыми волосами, то может случиться, что и у ребенка волосы будут прямыми.

Бонус: как предсказать, какая внешность будет у малыша

Посмотрите семейные фотографии обоих родителей. Обратите внимание на то, какие черты неизменно повторяются у большинства родственников (нос с горбинкой, курчавые волосы, темный цвет глаз). Эти черты являются доминирующими, и с большой вероятностью они проявятся и у вашего будущего ребенка.

На кого из родителей вы похожи? Может быть, ваш ребенок удивил вас неожиданным цветом глаз или кудрявой шевелюрой? Расскажите нам об этом.