Оренбургский пуховый платок из какой шерсти вяжут. Оренбургский пуховый платок

Несмотря на обилие разнообразных современных моделей, узоров и орнаментов, стабильно высокой популярностью пользуется пуховый платок. Схема вязания спицами такого изделия может быть предельно простой или чрезвычайно сложной. Дизайнеры составляют узоры для вязальщиц с разными уровнями мастерства. Поэтому можно найти изделия, связанные только лицевыми петлями или же, наоборот, включающие целый ряд орнаментов.

В целом вязание пуховых и описания которых рассчитаны на новичков, не отличается сложностью. Важно только следить за равномерной плотностью. Более сложные модели требуют определенного опыта, воображения и знания геометрии.

Виды пуховых платков: оренбургская нежность

Потребность человека в теплой одежде привела к тому, что он стал активно использовать мех, шерсть и пух различных животных. Наряду с меховыми предметами гардероба, отлично согревают вязаные вещи, содержащие шерсть овец, пух кроликов, коз и других парнокопытных.

Сегодня наиболее популярны два вида платков: оренбургский и воронежский. Первый - это пуховый платок-паутинка. Схема вязания спицами этого аксессуара обычно представляет собой ажур, а изготавливается он из очень тонких ворсистых ниточек (отсюда и название «паутинка»). Готовое изделие имеет чрезвычайно малый вес, но обладает прекрасными согревающими свойствами.

Для оренбургских платков мастерицы выбирают мохер или ангору с толщиной нити около 250 м/25 грамм. При этом спицы используются довольно толстые: не менее 4 мм.

Как вяжутся классические воронежские платки

Традиционно подобным аксессуарам придают прямоугольную форму. Центр вяжут каким-нибудь простым узором

Мастерицы подбирают любой элементарный узор или даже платочную вязку, чтобы изготовить центральную часть, а затем украшают пуховый платок. Схема вязания спицами может быть довольно ажурной или же относительно плотной. В отличие от оренбургских платков, воронежские более тяжелые и объемные.

Пух воронежских коз

Для работы используют пряжу из мягчайшей козьей шерсти. В регионе гордятся своими достижениями в области разведения определенной породы животных, а также технологиями обработки пуха. Шерсть таких коз отличается легкостью, мягкостью, шелковистостью и длиной ворса.

Мастера утверждают, что качество пуха раскрывается со временем. Чем дольше изделие носится, тем мягче и пушистее становится пуховый платок. Схема вязания спицами не влияет на «пушистость», но от нее зависит эстетическая привлекательность модели.

Подобные платки не настолько ажурные, как оренбургские. Их вяжут более плотно. Кроме того, в процессе носки ворсинки пуха распределяются между петлями и заполняют просветы, так что полотно становится еще менее прозрачным.

Схема вязания пухового платка спицами для начинающих

Всем мастерицам, которые только недавно освоили базовые приемы вязания, лучше выбрать модель попроще, чтобы изготовить шаль, платок или палантин. Согласно определению, платки могут быть как четырехугольными, так и треугольными.

В качестве примера простого узора ниже расположен рисунок со схематическим изображением элементарного ажура. Здесь очень простой принцип расширения.

Пользуясь этим орнаментом, мастерица может довольно быстро создать пуховый платок. Схема вязания спицами начинается снизу.

Значение качественного материала

Пряжу можно использовать совершенно любую: если выбрать тонкий мохер, то изделие получится ажурным и нежным.

Когда же мастерице по душе мохнатая ниточка, и она желает получить более плотное изделие, то следует приобрести соответствующий материал. Следует избегать некачественной пряжи и материалов, которые относятся к экономсегменту. Это связано с тем, что в недорогой пряже много искусственных добавок, а натуральные волокна не обработаны должным образом. В результате изделие будет жестким, быстро появятся катышки, и общий вид будет недостаточно аккуратным. Поиск пряжи - это важнейший подготовительный этап. От его результатов зависит то, насколько качественным выйдет оренбургский или воронежский пуховый платок. и узор в данном случае являются второстепенными по значению.

В описании работы для удобства будут применены следующие аббревиатуры:

  • лицевая петля (Лиц. П);
  • изнаночная петля (Изн. П);
  • накид (Н);
  • ряд (Р).

Как связать платок спицами

Для первого Р следует набрать пять петель. Затем нужно вязать по приведенной схеме, последовательно прибавляя по две петли в каждом Лиц. Р.

Каким образом выполняются прибавления:

  1. В начале Р: снять первую П, сделать Н, дальше вязать по схеме.
  2. В конце Р: не довязывая последнюю П, сделать Н, а затем выполнить Лиц. П.

Все Изн. Р вяжутся по узору.

Сокращение петель (из двух получается одна) обозначено наклонной чертой. Чтобы получить симметричный узор, нужно обращать внимание на то, в какую сторону наклонена черта. Если вправо, то необходимо выполнить такие действия:

  1. Перенести первую П на правую спицу.
  2. Вторую П провязать Лиц.
  3. Перенести первую П на левую спицу и надеть на вторую.
  4. Перенести образовавшуюся П на правую спицу.

В том случае, когда наклонная черта указывает влево, следует просто провязать две П вместе и получить одну Лиц. П.

В обычном (ровном полотне) количество новых элементов всегда равно количеству сокращенных. Таким образом, сохраняется равновесие и общее число П в Р.

Но треугольная схема составлена таким образом, чтобы полотно постепенно расширялось. Такой эффект достигнут благодаря тому, что нарушен баланс между прибавлением и сокращением П.

Преимуществом данного узора становится его универсальность: можно создать треугольник абсолютно любого размера.

В конце работы можно провязать несколько Р платочной вязкой, чтобы образовалась аккуратная кромка.

Платок со сплошной центральной частью

Одним из самых простых способов вязания платка или шали является формирование плотной серединки и ажурных краев. На фото ниже представлена именно такая модель.

Для центральной части можно выбрать совершенно любой узор. Если мастерица знает, как выполняются Лиц. П и Изн. П, то ей не потребуется схема вязания пухового платка спицами платочной вязкой. Достаточно набрать на спицы нужное количество П и вязать все элементы как лицевые петли. Это касается как Изн. Р, так и Лиц. Р. На завершающем этапе все П нетуго закрывают.

Затем к готовому полотну пришивают связанную отдельно кайму. Более продвинутые и опытные вязальщицы выполняют ажурный край одновременно с вязанием центральной части.

Формирование каймы спицами

Самым увлекательным является вязание спицами пуховых платков и шалей, схемы которых позволяют создавать красивый, ажурный край с острыми зубчиками. Такие изделия смотрятся особенно нежно и воздушно. На рисунке ниже изображена схема вязания каймы.

Интересно то, что приведены расчеты для правой и левой стороны полотна. Как пользоваться схемой:

  • Набрать на спицы следующее количество П: 15 П для каймы справа, Х П для центральной части (эту цифру каждая мастерица должна вычислить самостоятельно для своего изделия) и 15 П для каймы слева. Каждый Р вяжется в таком порядке: П каймы, затем П центральной части, затем П второй части каймы.
  • Чтобы прибавить П в правой части каймы, следует снять первую П, из второй вывязать две П и далее придерживаться схемы.
  • Увеличение количества П в левой части каймы: из предпоследней П вывязывают две П, затем выполняют последнюю П.

При вязании данного узора не нужно следить за наклоном сокращенных петель (они обозначены четными треугольниками). Наклонные линии показывают, сколько П и в каком месте нужно закрыть.

По большому счету, любой ажурный орнамент подойдет, чтобы сделать пуховый платок. Схема вязания спицами (кайма или ровный ажур) может быть адаптирована для шали или платка.

Главное требование: наличие большого количества отверстий. Тогда готовое изделие будет воздушным и легким.

Шаль с ажурным краем

Еще один несложный вариант вязания треугольной шали или платка. На фото изображено изделие со сплошной центральной частью и простой каймой.

Ширина каймы составляет 9 П в самом узком месте и 21 П в самом широком.

Прибавления выполняются по две П вдоль открытого края. Раппорт (повторяющаяся часть) завершается закрытием 12 П. Далее, в следующем раппорте, полотно каймы снова расширяется на 12 П, которые впоследствии сокращаются.

Таким образом, формируются аккуратные зубчики.

Завершающий этап: влажно-тепловая обработка

Учитывая специфический состав мохеровой или ангоровой пряжи, с ней следует обращаться предельно осторожно. Нельзя использовать средства для стирки с агрессивными компонентами (хлор), а также не стоит пытаться прогладить полотно утюгом.

Чтобы вязаное изделие приняло нужную форму, а все петельки выровнялись и расправились, платок следует постирать в теплой воде (не выше 30 градусов) с добавлением мягкого средства. Можно использовать специальные смеси для стирки деликатных вещей. Для первой обработки можно просто замочить платок в кондиционере для белья.

Затем изделие аккуратно отжимают (не выкручивают) и раскладывают для просушки. Острые зубчики ажурной каймы следует зафиксировать булавками. В таком случае после высыхания изделие будет держать форму.

В том случае, когда никак не удается зафиксировать форму платка и он постоянно сминается в процессе носки, допустима легкая обработка паром. Чтобы не испортить ворсинки мохера, платок следует разложить на ровной горизонтальной плоскости, приколоть все выступающие детали и накрыть влажным рыхлым полотном. Подойдет ситец или марля в несколько слоев. Затем уже можно обдать изделие паром из утюга или даже ставить утюг на поверхность платка. Ставить следует на доли секунды, сразу убирая. Нельзя проводить утюгом в какую-либо сторону, иначе платок деформируется.

Чтобы не испортить всю работу, лучше провести эксперименты с контрольным образцом.

Оренбургский платок - это один из символов России. Вязание зародилось в 18 веке, то есть около 250 лет назад. У истоков этого ремесла стоят пуховницы-рукодельницы. Впервые на пуховые платки обратил внимание исследователь Рычков. В 1766 он издает брошюру под названием «Опыт о козьей шерсти», предлагая наладить в крае пуховязальный промысел. В 1857 году пуховые платки были представлены на международной выставке в Париже. Так, платок получил мировое признание.

Пух оренбургских коз является самым тонким в мире. Его толщина составляет 16-18 мкм. Толщина пуха ангорских коз (мохер) 22-24 мкм. Именно поэтому шали и паутинки из оренбургского пуха сказочно мягкие и нежные. Однако тонкий пух очень прочный. Он даже прочнее шерсти.

В 19 веке французы предпринимали попытки вывезти оренбургских коз для налаживания производства во Франции. Однако вдали от родины животные выродились и превратились в обычных коз с грубым пухом. Так, мягкий французский климат не способствовал разведению этого животного.

Существует несколько видов оренбургских платков. Простой пуховый платок - это серая толстая вязаная шаль. Этот тип платка : он используется для повседневной носки. Паутинка - это ажурное изделие. Оно выполняется из тонкого козьего пуха и шелка. Для паутинки используется мягкая и чистая шерсть, что делает изделие очень дорогим. Паутинка подходит для торжественных и праздничных случаев. Палантин - накидка, которая по способу вязания аналогична паутинке.

Преимущества оренбургских платков

Оренбургские платки отличает оригинальный и красивый узор, мягкость, эластичность, прочность. Они отлично удерживают тепло в холодное время года. Благодаря мастерству вязальщиц на пуховых платках можно наблюдать мотивы русских сказок, преданий и песен. Кроме этого, на платках изображаются разные явления природы и символы домашнего очага. Узоры придумывают сами мастерицы.

Особенной красотой выделяются паутинки. Они имеют весьма внушительные размеры: 150 см в длину и ширину. Определить настоящую пуховую паутинку очень просто: она легко продевается в обручальное кольцо.

Пух у платков долговечный и износостойкий. Поэтому изделие будет служить долгие годы, а его внешний вид не изменится. Такие качества действительно оправдывают довольно высокую стоимость оренбургских платков.

Особенность пуховых изделий в том, что они начинают пушиться только во время носки. Это еще один признак подлинного платка. Если же новый платок необычайно мягкий и теплый, а пух словно свисает с изделия, качество этой вещи не самое высокое. Пух очень быстро вылезет, а останутся только хлопчатобумажные нитки.

Бытует мнение, что оренбургские пуховые изделия предназначены только для пожилых женщин. Но это совсем не так. Тонкие паутинки и палантины вполне могут надевать молодые девушки.

Видео по теме

Оренбургский пуховый платок известен во всем мире и считается одним из символов России. Так в чем же успех, красота и уникальность пухового платка? И почему его стоит приобрести?

В городе Саракташ Оренбургской области четверг - так называемый базарный день. С утра на центральной площади города появляются первые продавцы. Они раскладывают на прилавках шали, паутинки, палантины собственного изготовления. К обеду от обилия вязаных изделий рябит в глазах.

Продавцы (они же мастерицы), словно персонажи из сказок, закутанные в платки и паутинки ручной работы, демонстрируют свои изделия. Звучит музыка, смех, доносится аромат выпечки. Настоящая ярмарка! Появляются покупатели - гости из областного центра. Но среди припаркованных машин, можно увидеть автомобили с московскими и ленинградскими номерами. Выбрать одну паутинку и уехать просто невозможно! Все изделия такие красивые и индивидуальные, что хочется купить буквально все.

История пухового платка

Традиция вязать платки имеет давнюю историю. По официальным данным оренбургский пухововый платок появился более четверти века назад. Но другие источники сообщают, что пуховязальный промысел зародился еще задолго до появления Оренбургской губернии.

Оренбургский пуховый платок – вязаный платок из козьего пуха и нити - основы. Пух оренбургских коз самый тонкий в мире. Столь необычная толщина пуха объясняется особыми климатическими условиями, в которых живут эти животные, и особенностями их питания.

Виды пуховых изделий

Можно выделить три вида пуховых изделий.

Паутинка – ажурное, тончайшее изделие из козьего пуха и шёлковой нити. Ее надевают в торжественных, праздничных случаях, как украшение. Схема вязания паутинки сложна, а сама работа очень кропотлива. Традиционно принято проверять тонкость паутинки двумя параметрами. Она должна проходить через обручальное кольцо и помещаться в скорлупе гусиного яйца.

Палантин – накидка в виде шарфа, по способу вязанию он аналогичен паутинке.

Пуховый платок или шаль - толстый, теплый платок серого цвета. Такие изделия используются для повседневной носки зимой. В качестве нити – основы используют хлопчатобумажную или лавсанную нить. Платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи. Сначала прядут нить из козьего пуха, затем напрядают её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу.

Шаль изначально не выглядит пушистой. Изделие начинает пушиться в процессе носки. Качество платка можно легко проверить. Достаточно лишь найти середину изделия, захватить несколько нитей пуха и поднять платок. Настоящая шаль не упадет, а пух из нее не вылезет.

В настоящее время пуховые платки выпускаются на фабрике и вяжутся вручную. Безусловно, ручная работа ценится выше.

Видео по теме

При выборе пухового платка, прежде всего, необходимо задаться вопросом о сырье, которое используется для вязания платков. В этой статье мы рассмотрим различные виды сырья, которое идет для пуховых платков, теплых плотных шалей, нежных ажурных паутинок, элегантных палантинов и других пуховых изделий.

Какой пух входит в состав изделия?

На сегодняшний день сложно найти изделий из пуха оренбургских коз, т.к. этих животных осталось немного, случилось это по многим причинам, которые в данной статье мы опустим. Сейчас на рынке в основном представлены изделия из Волгоградского пуха и пуха ангорских коз (реже). Но также, иногда, возможно найти платок из Оренбургского пуха. Сравнивая изделие из пуха оренбургских коз со всеми остальными, первое, на что обращаешь внимание - это длина пуха и вес платка. Как правило, оренбургский пух короткий, а паутинка, связанная из этого сырья легче в сравнении с аналогичными изделиями, произведенными с использованием другого пуха.

Основа пухового платка.

Рассмотрим такой важный аспект, как основа пухового платка.

В состав любого пухового изделия входит пух и основа. Как правило, в состав теплого плотного оренбургского платка (шали), или теплой косынки входит пух на хлопчатобумажной основе (х/б нить), или с добавлением вискозы. Стоит обратить внимание, если пуховое изделие сделано с использованием хлопчатобумажной нити, то это точно ручная работа, т.к. пуховязальный станок рвет пряжу на х/б основе.

Для вязания тонких ажурных паутинок , палантинов для основы используется шелковая, либо вискозная нить.

В итоге основным сырьем для производства пуховых платков кроме козьего пуха являются:

  • Хлопчатобумажная нить - для теплых пуховых изделий.
  • Шелковая нить - для ажурных изделий, таких как паутинки и палантины.
  • Вискозная нить - подходит для производства любых пуховых изделий.

Хлопчатобумажная натуральная нить - теплая, мягкая на ощупь хорошо впитывает влагу (пот).

Шёлковая нить равномерна по толщине, эластичная, придает пуховым изделием блеск, улучшает прочность. Нити из шелковых волокон воздухопроницаемы, быстро впитывают влагу и в тоже время быстро сохнут, гигроскопичны. Натуральный материал.

В настоящие время на рынке представлены ажурные пуховые изделия , произведенные с использованием, как шелка так и вискозы. Изделия ручной работы, представленные в нашем интернет-магазине оренбургских платков произведены, как правило, с использованием шелковой нити.

Мы надеемся что данная информация будет Вам полезна, и поможет при выборе пуховых изделий.

Миф 1. Оренбургские пуховые платки всегда носили только женщины.
"По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха".
Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский пуховый платок, были мужчины. Однако платки в то время были "глухой вязки" без узоров. Женская эра оренбургского пухового платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского пухового платка.

Миф 2. Новые оренбургские пуховые платки - мягкие, теплые и пушистые.
Если новый платок - мягкий, теплый и пушистый, а пух словно свисает с изделия, в руках у вас, скорее всего, пуховый платок не самого высокого качества: пух может скоро весь вылезти, останутся только х/б-нитки, так как платок расчесан гребнем. Настоящий оренбургский пуховый платок - поначалу нераспушенный. Он словно бутон прекрасного цветка становится прекраснее только распускаясь. Его лучшие свойства проявляются во время его ношения, а не тогда, когда он только выходит со спиц.

Миф 3. Все оренбургские пуховые платки проходят через кольцо.
Пуховые платки бывают разные. Это могут быть пуховые шали с кистями, платки теплой или ажурной вязки. Шали рассчитаны в большей степени на практичность - если важно, насколько теплым будет изделие, нужно выбирать шаль: она однозначно не пройдет через кольцо, зато очень теплая. Через кольцо проходят только платки ажурной вязки. За свою изумительную легкость они получили название "паутинки". Они также могут сохранять тепло, но в первую очередь они ценны красотой, а не теплом. Также проходят через кольцо палантины. Например, палантин при размерах 170х55см может весить менее 50 грамм. Следует отметить, что не все палантины и паутинки проходят через кольцо - многое зависит от качества используемого пуха, мастерства вязальщицы и размера изделия.
Кстати, помимо прохождения в кольцо "шиком" у пуховязальщиц считается, чтобы изделие помещалось в гусиное яйцо.

Миф 4. Пуховые платки - только для пожилых женщин.
Многие думают, что оренбургские пуховые платки одевают только пожилые, нуждающиеся в тепле. На самом деле, это неверно: если пуховые шали действительно одевают в основном женщины в зрелом и пожилом возрасте, то оренбургские пуховые паутинки и палантины носят фактически только молодые девушки. Изумительно нежные, легкие и красивые палантины и паутинки подчеркивают женскую красоту. Как правило, выбирают паутинки и палантины белого цвета, которые смотрятся особенно хорошо.

Миф 5. Пуховые платки связаны из шерсти.
Откуда появился этот миф, неясно: даже само название "пуховый платок" говорит о том, что он связан из пуха. Конечно, используется не птичий, а козий пух - это особый подшерсток у коз, который получают, как правило, вычесыванием козы ("причеши козу - получи пух"). Козий пух обладает особыми свойствами и ценится намного выше, чем обычная шерсть.

Миф 6. Пуховые платки связаны на 100% из пуха.
Бывает, что люди, купившие пуховый платок и обнаружившие в нем вискозу или хлопчатобумажные нити, возмущаются, начинают утверждать, что это подделка, сплошь состоящая из синтетики. Однако особенность пухового платка в том, что на 100% из пуха его связать нельзя: изделие в этом случае "скатывается" и служит весьсма непродолжительный срок. Чтобы этого не произошло, пряжа должна состоять не только из пуховых нитей, но и из "основы", то есть хлопчатобумажных или вискозных нитей - в этом случае платок прослужит долго: основа придает изделию прочность, пух - тепло и изящность. Однако доля основы должна быть относительно небольшой.

Миф 7. Оренбургские пуховые платки - только из пуха оренбургских коз.
Действительно полтора века назад оренбургские пуховые изделия вязались исключительно из пуха оренбургских коз. Этот пух является возможно лучшим в мире и аналогов не имеет: иностранцы пробовали вывозить оренбургских коз и в Европу, и в Южную Америку, но козы, оказываясь вне морозного уральского климата, сразу теряют все свои лучшие свойства. Поэтому Оренбургский регион - фактически единственно возможная для них среда обитания. Особенность пуха - в его изумительной нежности. Другие виды пуха (например, волгоградский) имеют другие качества и также используются оренбургскими пуховязальщицами - как правило, теплые платки вяжутся с помощью него. Также используется ангорка. Однако неверно то, что волгоградский пуховый платок и оренбургский пуховый платок, связанный из волгоградского пуха, - одно и то же. Особенность оренбургского пухового платка - в самом вязании. Веками вяжут оренбургские вязальщицы пуховые изделия, и тонкость и качество пуховязания, а также сложность наносимых узоров - отличительные признаки оренбургского пуховязального промысла.

Миф 8. Все оренбургские пуховые платки - исключительно ручной работы.
70 лет назад в Оренбурге была основана Фабрика оренбургских пуховых платков, до сих пор являющаяся единственной в Оренбургском регионе. Среди мастеров цехов были вязальщицы с известных "пуховых" деревень, привнесшие лучшие качества в фабричное вязание изделий. Недаром, пуховязальщицы, как правило, с уважением относятся к фабричной продукции. Среди преимуществ отмечают сложность наносимых узоров, возможность вышивки на шалях, хорошо связанную серединку, тонкость палантинов и паутинок. Однако бесспорно и то, что фабричная работа уступает качественной ручной работе почти по всем параметрам, начиная от качества пуха, заканчивая качеством вязания.
Некоторые пуховязальщицы также, бывает, используют машииное прядение пуха и машинную вязку серединки платков. Настоящая ручная работа состоит из ручного прядения пуха, ссучивания пуха с основой и непосредственно ручного вязания. Такой процесс занимает от 2 недель до 1 месяца и больше. Естественно, такие платки имеют самое высокое качество.

Миф 9. Оренбургские пуховые платки вяжут только в Оренбурге.
Пуховые изделия вяжутся не только в Оренбурге, но и во всей Оренбургской области. Более того, лучшие вязальщицы живут, как правило, не в Оренбурге, а в деревнях с вековыми традициями пуховязания: "Да что с тебя взять? Ты даже платок связать не можешь!" - такие слова можно было услышать городской девушке в местных деревнях". Хотя в Оренбурге, конечно, тоже пуховязальный промысел не на последнем месте.

Миф 10. Настоящие оренбургские пуховые платки можно купить только в Оренбурге.
Стандартная картина: когда в Оренбург прибывают иногородние посетители, первое, о чем появляется мысль, - где бы купить оренбургский пуховый платок. Гостей ждут с радостью на вокзале, предлагая им мягкие пушистые платки. Если гость, выдержав соблазн, добрался до Центрального рынка, ему последует аналогичное предложение. Получается, что почти все гости покупают изделия ручной работы либо на вокзале, либо на базаре. Проблема - в том, что как раз в этих местах изделия продаются, как правило, низкого качества.
Лучше всего покупать пуховые платки в деревнях области или же в том же Оренбурге, но у тех пуховязальщиц, о которых отзываются хорошо, или же в магазинах, торгующих фабричной продукцией. В то же время в других регионах оренбургские пуховые платки купить тоже можно - для этого достаточно посетить выставку "Оренбургский пуховый платок", которая постоянно разъезжает по всей России. Можно также заказать платки через оренбургские интернет-магазины.

Оренбургский пуховый платок, наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью, уральским малахитом - один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии. У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П.И. Рычков. В 1766 г. П.И. Рычков опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Впоследствии академик П. П. Пекарский, составил описание жизни Рычкова назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. На этом заседании А. Д. Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха».

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Пух оренбургских коз - самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз - 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) - 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха - шали и паутинки - особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями - буранами, а также особенности питания оренбургских коз - растительность горных степей Урала - вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный - прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал. Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом. В XVIII-XIX веках Франция экспортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

простой пуховый платок (шаль) - серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

паутинка - ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

палантин - тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

Паутинка и палантин - это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района . Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже - вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже - лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок - паутинка или шаль - изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок - это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха.

Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину.

Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона. Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей.

Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Интерес к региону возрос настолько, что заморские купцы приезжали в далекую российскую провинцию за пухом знаменитых коз.

Иностранные компании пытались наладить производство в Европе и даже Южной Америке. За тысячи километров увозились козы, но удивительным было то, что уже через 2-3 года после переселения козы теряли свои лучшие свойства и приносили пух, мало отличающийся от пуха обычных коз. Только морозный уральский климат был хорош для оренбургских коз.

Отчаявшись заполучить оренбургских коз, иностранцы стали закупать пух из Оренбурга. Изделия были настолько знамениты, что одна из английских компаний, выпускавшая пуховые платки, делала на них пометку "имитация под Оренбург".

В XX веке войны и железный занавес советского времени означали окончание эпохи мировой известности Оренбургского региона. Однако это не означало окончания развития пуховязального промысла. Одним из новведений стало использование пуха как оренбургских, так и волгоградских коз. Пух волгоградских коз хорошо подходил для вязания белых платков, что оценили местные рукодельницы.

Другим изменением стало основание Оренбургской фабрики пуховых платков. Мастерами цеха становились рукодельницы знаменитых пуховязальных районов.

Саракташские мастерицы по праву заняли видное место на Фабрике. Использование машин открыло широкие возможности для экспериментов: возможность наносить на пуховые изделия фактически любые узоры за короткое время открывало простор для фантазии. Серединка платка вязалась даже лучше, чем вручную.

Снова как и в XIX веке оренбургский пуховый платок оказался в центре внимания, на этот раз в пределах СССР. Прибыть из Оренбурга без пухового платка стало считаться неуважением. Отбывающие в Оренбург неизменно получали одно и то же задание: привезти знаменитое изделие домой.

Фабрика получала большое количество писем с одной и той же просьбой, но почти всегда с сожалением приходилось отказывать: Фабрика была не в состоянии удовлетворить спрос даже в Оренбургской области, о других регионах речь идти не могла. Оренбургский пуховый платок стал роскошью.

Изменения в политическом и экономическом курсе страны в начале 90-х принесли перемены пуховязальному промыслу. Дефицит оренбургских изделий в других областях привел к тому, что предприниматели стали возить пуховые платки в отдаленные регионы России, где спрос населения на оренбургскую продукцию был высок даже во время экономического спада.

Однако говорить о развитии промысла в последние 15 лет было бы неверным. Помимо ухудшившегося экономического положения промысла, появилась новая проблема: подделки, наводнившие российские рынки. "Настоящий оренбургский пуховый платок", от которого через месяц остаются только х/б-нитки, завоевал рынки куда быстрее настоящих изделий, портя имя Оренбургу.

На "настоящие изделия с Оренбургской фабрики" наклеиваются такие же "настоящие" этикетки. О ручной работе и говорить не приходится: даже в Оренбурге отличить качественное вязание неспециалисту сложно.

Надеждой развития промысла является продажа в другие регионы и страны, ведь продукция продолжает изумлять. Одной из такой возможностью стали интернет-магазины.

Приятно, когда есть уверенность в том, что любой житель страны может найти место, где он может купить пуховые изделия, происхождение которых не вызывает сомнений. Таким интернет-магазином стал Палантин.ру, представляющий изделия знаменитой Фабрики оренбургских пуховых платков и высококачественные оренбургские пуховые платки и паутинки ручной работы.

То, что считалось еще совсем недавно роскошью, стало доступным всем. Надеемся, что у оренбургского пухового платка впереди большое будущее - будущее, основанное на вековых традициях.