Описание любви в библии. Библия - о любви Приведу лишь несколько самых известных мест Писания, говорящих о любви

В русском языке очень разнообразном и богатом, к сожалению, имеется только одно единственное слово, обозначающее отношения, которые часто возникают между мужчиной и женщиной – это слово «Любовь».

И, к сожалению, русское слово « Любовь» оно как-то потеряло свою первоначальную ценность, затерлось от грязного употребления. Этим, словом сегодня называют все, от самых чистых наполненных святым присутствием Божьим отношений между мужем и женой, до самых низких, скотских, сексуальных притязаний.

В греческом же языке есть несколько слов означающих отношения, соответствующие русскому слову «Любовь». Это слова – Эрос, Филио, Агапе, Сторже

Мы остановимся только на некоторых.

Эрос – означает эротическую любовь и употребляется только в этом смысле.

Филио – означает добрые дружественные отношения, которые поддерживаются между друзьями.

Агапе – означает любовь возвышенную, жертвенную, божественную.

Любовь в нашем извращенном мире часто строится на горячих чувствах и греховных желаниях, ее можно назвать скорее эротической любовью. В основании ее лежат «похоть глаз и похоть плоти» – то есть низменные человеческие желания. И понятно, что «любовь», которая берет свое начало от похоти не долговечна и не надежна, такая любовь является эгоистической. Она привыкла ублажать себя любимую или любимого. Она никогда не чем не жертвует и не делится, она привыкла брать, обкрадывать и оставлять.

Давайте откроем Библию, о такой любви мы можем прочитать во 2-й книге Царств 13:1-17.

«У Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею. Но у Амнона был друг, по имени Ионадав, сын Самая, человек очень хитрый. Он сказал ему: отчего ты так худеешь сын царев, – не откроешь ли мне?

И сказал ему Амнон: Фамарь, сестру Авессалома, брата моего, люблю я. И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я ел из рук ее.

И лег Амнон и притворился больным, и пришел царь навестить его; и сказал Амнон царю: пусть придет Фамарь, сестра моя, и испечет лепешку, и я поем из рук ее. И послал Давид к Фамари в дом сказать: пойди в дом Амнона, брата твоего, и приготовь ему кушанье. И пошла она в дом брата своего Амнона; и взяла муки и замесила, изготовила и испекла лепешки, и взяла сковороду и выложила пред ним; но он не хотел есть. И сказал Амнон: Фамари: отнеси кушанье во внутреннюю комнату, и я поем из рук твоих.

И взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя.

Но она сказала: нет, брат мой, не бесчести меня, ибо не делается так в Израиле; не делай этого безумия. И я, куда пойду я с моим бесчестием? И ты, ты будешь одним из безумных в Израиле. Ты поговори с царем; он не откажет отдать меня тебе.

Но он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею. Потом возненавидел ее Амнон величайшею ненавистью, так что ненависть, какою он возненавидел ее, была сильнее любви, какую имел он к ней; и сказал ей Амнон: встань, уйди.

И сказала Фамарь: нет, прогнать меня – это зло больше первого, которое ты сделал со мною. Но он не хотел слушать ее. И позвал отрока своего, который служил ему, и сказал: прогони эту от меня вон и запри дверь за нею».

Вот так часто заканчивается пылкая и страстная любовь, которая и послужила в дальнейшем поводом к убийству Амнона.

Такую любовь часто требуют силой «Ты, почему меня не любишь?» Или вообще берут без спроса как в описанном выше случае.

Это любовь эгоистка, она не считается ни с кем и ни с чем, она видит только себя. Она способна растоптать другого человека, уничтожить его как личность только чтобы удовлетворить свои сексуальные желания.

Я тебя люблю , и потому ты должна принадлежать мне, любой ценой. Кстати о цене, любовь эгоистка никогда не платит, она не умеет платить и часто считает, что весь мир только для того и создан, чтобы ублажать ее.

Я не отдам тебя – заявляет она, как будто чувства можно заковать в цепи или посадить за решетку. Да ей и не нужны чувства, ей нужно тело для того, чтобы услаждать себя, даже если другому это приносит боль и страдания. Такая любовь часто идет на преступления, человек желая обладать предметом своих эгоистичных вожделений, готов на любые жестокие поступки и даже убийство. Такая любовь калечит семьи, ранит души, оставляет сиротами детей и причиняет боль и страдания многим людям.

Я тебя люблю, заявляет она, и потому хочу , чтобы ты мне стирала, готовила, гладила, мыла полы, рожала детей и так далее… Это страшно, если такая любовь ложится в основание семейных отношений.

Настоящая же любовь она говорит: Я люблю тебя и потому готова заботиться о тебе, помогать, радовать тебя добрыми поступками, защищать тебя, хранить от зла, готова посвятить тебе всю себя без остатка. Я готова всегда быть с тобой вместе и в радостях, и в бедах, в дни солнечные и ненастные. Я люблю тебя и готова умереть ради твоего счастья.

Это любовь Агапе – любовь прекрасная, чистая, жертвенная и возвышенная! Она приходит только к тем, кто чист сердцем, кто приготовил себя к встрече с нею, кто может ее оценить, принять, вместить!

Такая Любовь как праздник , как благословение небес сходит в нашу жизнь и наполняет ее миром, радостью и любовью. Человек, исполненный любовью Агапе счастливый человек! Он чист сердцем, благочестив и всем доволен. Он любит и ничего не требует взамен, он все отдает, всем жертвует, всему радуется. Он готов обнять весь мир!

Очень точно описал эту любовь Апостол Павел в 1 посл. Коринфянам 13 гл. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» быть.

Друзья, настоящая любовь всегда долготерпит, никогда не завидует, не превозносится и не гордится. Она никогда не бесчинствует, не ищет своего и не мыслит зла. Она милосердствует, все покрывает, всему верит, все переносит. Она не когда не перестает быть, потому что «Бог есть Любовь и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (1Иоан.4:16)

Настоящая любовь она готова на жертву. В Евангелии Иоанна 15:13 написано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ». Так учил наш Спаситель Иисус учеников Своих, так Он и поступил взойдя на крест и приняв смертные муки за грехи наши.

И мы сегодня говорим: примиритесь с Господом «примиритесь с Любовью», ибо Он и есть сама «Любовь» закрывшая нас собою от власти зла. Примиритесь с Любовью, и она изменит вас, наполнит ваше сердце чудным светом и небесной красотою. Вы познаете Вечность, у вас откроются глаза, появятся крылья, вы станете летать и никогда уже больше не захотите спускаться на землю.

Когда мы пребываем в любви, мы пребываем в Боге. Мы готовы петь гимны Любви, славить Господа, готовы обнять весь мир и радоваться каждой капельке дождя и солнечному зайчику.

Любящий человек – это верующий человек, поскольку Любовь – «есть совокупность совершенства». Кол.3:14 Жить в любви - это значит жить в вере. Мир, ожесточенный злом и изуродованный грехом не верит в любовь. И когда говоришь человеку: «Бог любит тебя!» Он с удивлением спрашивает: А за что меня любить?

Да! Мы привыкли любить за что-то…

Девушку за то, что стройная, красивая, носит платье белое в синий горошек…

Друга за то, что общительный, веселый и при деньгах…

Мы всегда любим за что-то. Спроси жениха, за что он любит свою невесту, и он вполне серьезно перечислит все ее достоинства и даже толстый кошелек ее отца. Мы привыкли любить за что-то, нас никто и никогда не учил любить просто так!

Мы же любим горы, любим море, любим осень и весну просто за то, что они есть в нашей жизни и глаза наши видят их!

Так, не ужели мы не можем любить человека, высшее творение Божие только за то, что он Человек, созданный по образу и подобию Божию? Бог хочет научить нас любить по новому, бескорыстно и от всего сердца!

Божья любовь – любовь Агапе, она не ставит ни каких условий, не требует ничего взамен, не преследует низких целей.

Это любовь свободной души. Она не превозносится, не гордится, не ищет своего.

Она не ждет ответных чувств. Она любит, потому, что хочет любить! Она свободна как птица!

Даже если ее ненавидят и гонят, она способна дарить тепло и мир. Способна, отдавать, жертвовать, способна накормить, обогреть, одеть, защитить. Она способна встать и закрыть собою несчастного в случае опасности.

1 Ин. 3:16 написано: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою». И Господь призывает нас: «Дети Мои станем любить не словом и языком, а делом и истиною».

Любовь Агапе, она совершенна по своей природе и не нуждается в чувствах. Вечером люблю, а утром уже ненавижу.

Любовь Агапе – это победа человека над собой, победа над грехом и над миром и злом.

Такую любовь дарит Иисус, этой любви можно научиться только у Него. Он учит любить нас, начиная со своих ближних говоря: «Возлюби ближнего твоего как самого себя…» Мтф. 22:39.

И даже врагов: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» Мтф. 5:44-46.

Любовь Божия дарит крылья. Пусть весь мир ненавидит нас, а мы любим, потому что Бог дал нам эту любовь.

Сегодня говорят, что любви нет, любовь погибла, мир захлестнуло зло и жестокость. Это не правда! На протяжении этих 20 столетий Любовь убивали, распинали на крестах, томили в тюрьмах, сжигали на кострах, но Любовь выстояла, Любовь победила!

Жив Отец Любви и Бог милосердия, давший нам жизнь! Его любовью созидается мир, Его любовью стоят горы, растут леса, и моря еще не выходят из берегов. Эта любовь омывает нас каждое утро, милость Его обновляется каждый день. Любовь дает нам силы жить и побеждать, приносит в наш дом мир и радость.

Но самая прекрасная любовь – это любовь взаимная.

И Господь сегодня спрашивает тебя мой друг: Любишь ли ты Меня - Петр, Николай, Бахыт, Франц, Джон?

Любишь ли ты Меня - Маша, Вера, Айгерим, Энжел, Анн?

И отвечать надо не словами, а всей своей чистой и святой жизнью.

И я хочу сказать от всего сердца: Да я люблю тебя Иисус и хочу всю свою жизнь посвятить Тебе. Прими мою жизнь из рук моих, как жертву благоуханную, она Твоя Мой Дивный Спаситель!

А что скажешь ты, мой друг?

Задумывался ли ты когда-нибудь о Вечности и о великой любви Божьей, которую отверг мир?

Желаешь ли ты этой любви?

Призываешь ли Ее в свою жизнь?

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?

Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся. Сол 24,17

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».

Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому.

Нет большей любви, как кто положит душу свою за друзей своих.

Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас.

Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.

Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

Истину сказал Ты, что один есть и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.

Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нём соблазна.

Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской.

Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его.

А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Кто будет обвинять избранных Божиих? оправдывает их.

Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов.

И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Всё у вас да будет с любовью.

Ибо едва ли кто умрёт за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть.

Процесс поиска новых смысловых и нравственных ориентиров в нашем обществе еще далек от своего завершения. Сильный ценностный сдвиг, произошедший в области взаимоотношений полов – одной из наиболее важных сторон человеческой жизни, сделал ее предметом пристального внимания современных православных богословов. В свете этого особенно актуальной предстает статья кандидата филологических наук, сотрудника Института перевода Библии Андрея Десницкого .

Многие люди считают, что для христиан всё, связанное с сексом, является грехом. Заблуждение ли это? Трудно ответить однозначно, потому что тут всё упирается в наше представление о сексе. В современной культуре это, безусловно, один из главных идолов, в жертву которому люди готовы приносить что угодно – и отношение христиан к такому идолу может быть лишь резко отрицательным. Так уж сложилось, что заповеди "не убий" и "не укради" современное общество охотно принимает и считает основами своего правопорядка, но вот отношение к заповеди "не прелюбодействуй", которая идет в том же списке, уже совсем другое. По сути, ее заменила заповедь "мы все имеем право на всё, что происходит по взаимному согласию между совершеннолетними гражданами".

Одна из уловок идола по имени "секс" как раз состоит в том, чтобы присвоить всё, что только связано в человеке с полом и интимной жизнью. Дескать, существуют только два варианта: поклоняться этому идолу или отвергать всякую мысль о телесной стороне любви как греховную. Но это, разумеется, ложный выбор.

А что говорит о телесном общении полов Библия? С самого начала рассказа о сотворении человека книга Бытия отмечает: "...сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (1:27). То есть деление на два пола не просто задумано Богом, но оно оказывается почти настолько же важным, как и сотворение "по образу Божию". Далее, во второй главе той же книги, мы встречаем и объяснение: "...не хорошо быть человеку одному" (2:18). То есть совместная жизнь мужчины и женщины – неотъемлемое свойство человечности, и – внимание! – его смысл отнюдь не сводится к продолжению рода, как у зверей или птиц, которых Бог тоже сотворил самцами и самками, но ничего подобного о них не сказал. Для человека принципиально важно общение с тем, кто равен ему... и в то же время отличается от него.

Можно ли считать, что с самого начала, еще в Эдемском саду, общение между полами подразумевало и телесную любовь? Мы не знаем наверняка, но уж совершенно точно нигде в Библии – ни в книге Бытия, ни в других книгах – ничего не говорится о греховности такой любви. Может быть, в Эдемском саду всё вообще было иным, чем в нашем мире, и общение полов там тоже выглядело совершенно иначе. Вообще, первые главы Бытия обращают сравнительно мало внимания на эту сторону жизни, она идет у людей как бы сама собой: например, в пище им даются определенные ограничения (Ною и его потомкам запрещено вкушать кровь), но отношения между полами практически никак не регулируются.

Правда, есть один загадочный эпизод прямо перед рассказом о Ноевом потопе: "сыны Божьи" берут себе в жены "дочерей человеческих" (Быт. 6:2), и такое их поведение является явным грехом. Мы не знаем, о ком именно тут идет речь: может быть, о князьях и правителях, которые заводили себе гаремы, не спрашивая желания самих девушек. Но могут здесь подразумеваться и языческие культы с их оргиями, в которых, как верили их участницы, они вступают в "священные браки" со своими божествами. Такое прочтение вполне согласуется с библейской традицией, ведь в ней очень часто отношения Бога и Израиля изображаются как брачный союз, а поклонение идолам приравнивается к блуду.

Соответственно, греховность блуда вовсе не в том, что люди вступают друг с другом в интимную связь, а в том, что они нарушают узы верности, которые связывают супругов или жениха и невесту. Библия никак не отрицает телесной стороны любви, но ограничивает ее рамками брачного союза. В Ветхом Завете есть удивительная книга – Песнь Песней, – которая воспевает именно такую цельную любовь, в которой верность друг другу и душевное единение сочетаются с телесной близостью любящих: "Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина..." – так начинается эта книга. Ее издавна толковали аллегорически, как рассказ о любви Бога и избранного народа или Церкви (что, в общем-то, одно и то же), но и при таком толковании телесная любовь оказывается возвышенной и прекрасной: ведь это с ней сравнивается мистическое общение с Богом! Если бы она была греховной, такое сравнение просто было бы кощунством.

Итак, телесная близость считалась неотъемлемой частью брака, а сам брак – союзом мужчины и женщины... или мужчины и нескольких женщин. Ветхий Завет никак не запрещает и не регламентирует многоженства, и мы видим в нем немалое количество мужчин, у которых было больше одной жены. Кроме полноправных жен, встречались еще и наложницы, то есть рабыни, делившие ложе со своим господином. Иногда их появление было связано с тем, что жена оставалась бездетной (именно по этой причине, например, Авраам взял себе в наложницы Агарь, служанку своей жены Сары), но, конечно, причины тут могли быть и другими. Сегодня такое отношение к женщине кажется нам жестоким и варварским, но на самом деле это частный случай рабства, которое вовсе не отрицается в Ветхом Завете. Там вообще нет призывов к социальной революции: существующие в обществе нормы скорее принимаются, но остается явным стремление преобразить это общество изнутри. Со временем люди приходят к пониманию того, что нормы их жизни просто не соответствуют идеалам их веры, и начинают менять свои нормы (некоторые, правда, предпочитают менять веру).

Так получилось и с рабством, и, много раньше того, с многоженством. Уже к концу ветхозаветного времени мы видим, как безо всяких запретов нормой стал союз одного мужчины и одной женщины, ведь именно такой брак наилучшим образом отражает принцип, заложенный еще в рассказе о сотворении человека. Мужчина и женщина могут быть неравноправны в некоторых общественных условиях, но по своей природе они равны, едины и дополняют друг друга. Более того, именно в Ветхом Завете мы встречаем удивительные рассказы о женщинах, сыгравших огромную роль в истории израильского народа, причем сыгравших ее именно по-женски. Вот моавитянка Руфь, которая в точности исполнила законы Израиля тогда, когда многие израильтяне сами о них забыли, а вот красавица Есфирь, ставшая персидской царицей и уговорившая царя отменить назначенное избиение евреев. Им посвящены отдельные книги, но подобных героинь мы встретим и в других повествованиях Ветхого Завета. Именно такие рассказы надежнее всяких политических деклараций заставляли мужчин взглянуть на женщину иными, чем прежде, глазами.

Но в некоторых отношениях Ветхий Завет все же резко противостоит нормам того времени. В те далекие времена во многих культурах вполне нормальными считались связанные с сексом обряды: так, "храмовые блудницы" при языческих капищах не просто зарабатывали себе на жизнь, но скорее выполняли своего рода священнодействие, как они его понимали. Ветхий Завет в самых резких выражениях осуждает такое. Не оставляет он никаких добрых слов для еще одного явления, широко распространенного сегодня – гомосексуализма. Причина вполне понятна: он противоречит замыслу Творца о единстве двух полов. Сегодня принято брать за точку отсчета желания самих людей: "А что в этом плохого, если они сами того хотят?" – но для Библии человеческая воля никогда не стоит на первом месте. Свобода выбора человека не должна приводить к нарушению ясно выраженных заповедей и к извращению естественных форм жизни.

В то же время конкретную форму супружеских отношений в браке Библия никак не пытается определять, оставляя ее целиком и полностью на усмотрение супругов. Благословенно всё, что совершается в браке ради целостности человека и единства между мужчиной и женщиной, и осуждается всё, что уводит человека в сторону от этих ценностей.

Новый Завет продолжает эту линию: достаточно вспомнить, что свое первое чудо Христос сотворил на свадьбе в Кане Галилейской. Он не просто почтил это празднество своим присутствием, но, превратив воду в вино, позволил ему продолжаться и дальше. Тем самым Он подтвердил великую ценность брака. В Евангелии от Матфея мы находим и слова о том, что брак, по сути, есть нерасторжимое единство (Ветхий Завет как раз допускал развод): "Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (19:9). Лишь прелюбодеяние, т.е. односторонний выход супруга из брачного союза, может этот союз разрушить. Такая строгость удивила даже ближайших учеников: "Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться". Оказывается, брак накладывает на мужчину такие серьезные обязательства...

И тут прозвучали очень необычные слова Спасителя: "Не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" (19:11-12). Понятно, что существуют люди, физически не способные к плотской любви и потому непригодные для брака (скопцы), причем одни из них таковы от рождения, а другие подверглись хирургической операции. На них, естественно, права и обязанности брака не распространяются. Но кто эти скопцы, сделавшие себя таковыми "для Царствия"? И по сей день существует секта, которая понимает эти слова буквально: ее приверженцы физически оскопляют себя.

Но, по-видимому, эти слова надо трактовать не в большей степени буквально, чем призыв вырывать себе глаз, когда увидишь нечто соблазнительное (Мф. 5:29). Оскопивший себя ради Царствия – это человек, добровольно отказавшийся от радостей семейной жизни, чтобы служить Богу. Обратим внимание, что Христос вовсе не принижает брака, вовсе не называет тех, кто от него не отказывается, какими-то второсортными людьми, негодными для духовной жизни: наоборот, это они "вмещают" заповедь о нерасторжимости брака. Отказ от брака подобен временному отказу от пищи, т.е. посту: в пище нет ничего дурного, она тоже дар Божий людям, но в определенной ситуации человек смиряет себя, отказывая себе в самом необходимом, чтобы подчеркнуть свою всецелую преданность Богу и зависимость от Него.

Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: "Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1 Кор. 7:32-33), – и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был "муж одной жены", т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать "скопцами ради Царствия".

Брак и для апостола Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над глубиной смысла которых мы редко задумываемся: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела... Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5:22-25). Да, с одной стороны, апостол Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой – указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье апостол описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте...

А что же интимные отношения? Как и в Ветхом Завете, у апостола Павла они есть неотъемлемая часть супружеской жизни и только ее: "Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:4-5). Как мы видим, здесь предложен главный принцип христианской аскетики: время молитвы и особого духовного сосредоточения, называемое постом, требует от человека отказа от привычных радостей жизни. И вместе с тем он уточняет, что в супружеских отношениях такое должно происходить только по взаимному согласию, иначе "высокая духовность" одного из супругов может стать тяжким искушением для другого.

Как мы видим, Библия признает телесную, интимную или, если угодно, сексуальную сторону человеческой жизни как естественную и непостыдную. При этом она ставит ей определенные рамки, а еще точнее – указывает на главный принцип единства мужчины и женщины и их верности Богу и друг другу в браке, которому и должна подчиняться эта сторона нашей жизни. Сексуальная вседозволенность, равно как и отвращение от телесной стороны любви как от чего-то грязного и греховного, в равной степени чужды Библии. Как всегда, она призывает нас идти средним, "царским" путем.