Набор для Пергамано. Мастер-класс по пергамано со схемами Чем заменить трафарет для перфорирования пергамано

Хочу рассказать про интереснейшую технику, которая называется Пергамано (Pergamano). Это искусство возникло в Европе много веков назад, ещё в Средневековье монахини использовали эту технику для создания работ религиозной направленности, оформляли с её помощью закладки для Святого писания. Сейчас эта техника возрождается и укрепляет свои позиции, это не удивительно, ведь прозрачность, ажурность и видимая легкость пленит каждого, кто хоть раз увидел нечто подобное.
Суть Пергамано заключается в тиснении и перфорации по плотной (пергаментной) бумаге. В этой технике можно выполнить различные поздравительные открытки, этикетки, конверты и другие бумажные красивости и сувениры.

Пергамано - это техника работы с пергаментной бумагой (калькой), для обработки которой используется тиснение и перфорирование. Технология изготовления такова: на шаблоне с рисунком закрепляется лист кальки (калька должна быть особенной, обычная канцелярская не подойдет, но об этом немного позже). Белым карандашом рисунок переносится с шаблона на кальку, в результате получается лицевая сторона открытки. Дальше нужно снять кальку с шаблона, перевернуть и положить на коврик. Инструментом для тиснения рисунок можно обвести, а инструментом для прокалывания (прикель-карандашом) - проделать необходимые отверстия (с лицевой стороны), при желании рисунок можно разукрасить и вырезать из него необходимые детали. В конце работы неровные карандашные линии аккуратно убираются ластиком.
Теперь вернёмся к бумаге, для данной техники нужна плотная калька - 150 г/м², обычная калька слишком тонка и не выдерживает сильного нажима, калька для пергамано отличается ещё и тем, что она покрыта специальным воском, благодаря которому, при давлении, на листе кальки остаётся белый след, который является дополнительным украшением. Вот, какие инструменты могут понадобиться для Пергамано:
Скрапбукинг - пергамано в скрапбукинге
Прикель-карандаши (инструменты для прокалывания). Они бывают разных видов - с несколькими иглами в одной рукоятке (количество может доходить до 12 иголок), с помощью такого инструмента можно легко и просто сделать каплю, цветок, да и просто любую геометрическую форму из маленьких дырочек;
Карандаш для эмбоссинга (разный диаметр шариков и разной интенсивности нажим при тиснении позволит добиться красивого объёма и оттенков серого и белого цветов);
Шаблон для рисунка;
Акварельные карандаши;
Восковые карандаши или мелки;
Разноцветная тушь;
Перьевая ручка;
Острые ножнички (можно специальные скраповые, можно просто маникюрные).


+++

набор для Пергамано:

Вот так выглядит лицевая сторона

Перфорацию нужно обязательно делать с лицевой стороны!

Далее также иголкой делаю проколы около маленьких цветочков по краям.

Вот что у меня получилось после выполнения перфорации, также я вырезала орнамент фигурными ножницами.

Теперь можно раскрашивать или оставить так. Раскрашивать нужно с изнаночной стороны!

Здесь я с лицевой стороны обвела цветными гелевыми ручками с блесками, с изнанки раскрасила фломастерами.

К основе я прикрепляю пергамент с помощью витражной перламутровой краски с блеском в закрашенных местах либо акриловым лаком.

Здесь я решила не обводить гелевыми ручками с лицевой стороны, раскрасила фломастерами с изнанки.

Пергамано (Pergamano) . Это искусство возникло в Европе много веков назад, ещё в Средневековье монахини использовали эту технику для создания работ религиозной направленности, оформляли с её помощью закладки для Святого писания. Сейчас эта техника возрождается и укрепляет свои позиции, это не удивительно, ведь прозрачность, ажурность и видимая легкость пленит каждого, кто хоть раз увидел нечто подобное.

До появления бумаги в очень многих странах для записей использовали папирус, который был сделан из высушенных листьев растения папируса.

Первый пергамент был изобретен в турецком городе Begama, на латинском языке известный как "Пергам" . Жители этого города обнаружили, что антилопьи и свиные шкуры после специальной обработки прекрасно подходят для письма.


Искусство пергамано возникло в Европе в районе XIV-го века, когда пергамент в основном использовался для написания религиозных текстов, карт причастия, рисунков в богословских изданиях. Появление печатного станка позволило начать массовое производство, что способствовало популяризации пергамано.

В XVIII веке начинают украшать границы текстов и рисунков на пергаментной бумаге.

Во Франции в XIX веке пергамано получает распространение в светском обществе. Светские тексты и рисунки были более романтичными, чем религиозные, с преобладание таких тем, как цветы и херувимы. Появление тиснения и рельефных узоров можно отнести к этому периоду, в то время как большая часть границ и перфорация, по всей видимости, выполнялись машинным способом, а не ручным, как мы видим в современном пергамано.

В конце прошлого века католические монахини привнесли искусство пергамано в Южную Америку и обучали этой технике в монастырях и школах-интернатах.

Возрождение пергамано за пределами Южной Америки в значительной степени приписывают Martha Ospina , которая познакомилась с этой техникой в Колумбии, когда была 14-летней школьницей, и начала развивать свои навыки в пергамано. Через несколько лет она вышла замуж за голландца Tiemen Venema, и переехала в Голландию.Там она продолжала пропагандировать пергамано, популярность этой техники росла, но многие материалы и инструменты были недоступны.


Martha и Tiemen решили разрабатывать и производить материалы и инструменты для пергамано . Мечтой Martha было распространение пергамано по всему миру. Ее продукты, инструменты, образцы и модели хорошо известны в Европе и Южной Америке и приобретают все большую популярность в России.


Инструменты для пергамано

Бумага - плотная пергаментная бумага (калька) - 150 г/м2. Если провести по ней чем-то твердым, то на ее поверхности остается белый след, благодаря чему и получаются узоры. Калька, которая продается в канцелярских магазинах, не подойдет: она слишком тонкая и очень легко рвется под нажимом инструментов для пергамано .

Для перевода рисунка на бумагу необходим белый карандаш или белая гелевая ручка

Коврик для тиснения и перфорирования - можно заменить обычным ковриком для компьютерной мышки.

Инструменты для тиснения (эмбоссинг карандаши), напротив, на конце имеют шарик, размер которого может быть различным. Данными инструментами наносится основной узор.

Инструменты для пергамано - в нашей стране большая редкость, а если и удается их найти, то стоят они недешево. Мастерицы в этой области придумывают свои приспособления.

Используется для пирсинга.Сделано из металла,шарики откручиваются,имеют гладкую поверхность,не царапают.Стоимость 50 р.за шт.

1. Берём ручку,лучше гелевую,вытаскиваем стержень,если остался гель, выдуваем его.

2-3. На место стержня от ручки, вкручиваем стержень от серьги.

4. Собираем ручку,прикручиваем шарик.

Этот инструмент нашла в отделе "Всё для наращивания и дизайна ногтей".Стоимость 50р

Делается достаточно быстро и легко.

Нам потребуется:

Канцелярские зажимы и ручки, можно использовать старые тонкие фломастеры

Разбираем зажимы используем только скобы.Ничего не откусываем, а просто деформируем металл до нужной формы (я использую круглогубцы).
Полученный результат заталкиваем в ручку(ручки лучше использовать с металлическим "носиком")
Чтобы насадка не болталась, я "подпёрла" её бамбуковой шпажкой

Теперь можно рисовать от контура без пробелов с плавным переходом.

Технология изготовления открытки в данной технике вкратце такова:
- берем шаблон будущей открытки,
- закрепляем на нем лист кальки,
- белым карандашом переносим рисунок с шаблона на кальку, получаем лицевую сторону открытки,
- снимаем кальку с шаблона, переворачиваем и кладем на коврик,
- инструментом для тиснения обводим рисунок, инструментом для прокалывания проделываем необходимые отверстия (прокалываем с лицевой стороны!),
- при необходимости, раскрашиваем рисунок,
- в конце работы неровные карандашные линии (если они есть) можно стереть ластиком.

А теперь расскажу о процессе изготовления открыток и рисунков в технике Пергамано.
Далее представлена несложная открытка, в которой соединяются такие техники как эмбоссинг, перфорация и рисование. Все эти приемы используются при выполнении больших сложных работ, поэтому отточив мастерство на маленьких простых открытках, мы скоро сможем перейти к объемным творениям.

Практически все инструменты, которые используются в Пергамано, можно заменить на более доступные. Ведь если очень хочется попробовать - не обязательно тратить крупные суммы на закупку материалов.

Слева направо: нож, карандаш с белым грифелем, перфоратор в виде дуги, тонкое шило, шарики для эмбоссинга (средний и тонкий), металлическая линейка, мат для резки бумаги.


Рисунок, коврик из пеноплена, пергаментная бумага (Parchment Paper плотность 150 гр)


Рисунок ближе.


Накладываем пергамент на рисунок лицевой стороной вверх и закрпляем бумажным скотчем. Лицевую сторону белой бумаги определить очень сложно, это и не обязательно делать, но я всегда стараюсь в уголке с двух сторон продавить черточку и проверить с какой стороны получается ярче. Лицевая сторона та, где ярче продавливается рисунок.
После того как закрепили бумагу, обведите рисунок белым карандашом (карандаш на лицевой стороне).
Получается так.

Не переживайте, если дрогнула рука или вы передумали и решили изменить рисунок - карандаш очень легко стирается.
Затем рисунок надо перевернуть изнаночной стороной и маленьким шариком для эмбоссинга, слегка надавливая, обвести всю картинку. Этот инструмент можно заменить непишущей ручкой.

Обводить надо очень аккуратно, но уверенно. Не наживайте сильно, в бумаге очень легко получаются дырки. Дырки - это брак:(
Затем переворачиваем на лицевую сторону и проверяем - красиво или некрасиво:)

Линии должны получиться яркими и выпуклыми. Не переживайте, если бумага станет неровной - ночь под легким прессом и открытка выпрямится.
Далее тонким шилом (толстой иглой) начинаем украшать рисунок по схеме (или в соответствии с вашей фантазией).

Дырочки всегда надо делать с лицевой стороны, чтобы края уходили внутрь. Иногда я об этом забываю, в этом случае их надо аккуратно выровнять и проткнуть заново в другую сторону.
Далее переворачиваем картинку изнанкой и маленьким шариком тыкаем точки, которые превращаются в крупу с лицевой стороны.

Здесь главное не увлекаться, потому что очень просто дотыкаться до дыр, исправить которые будет очень сложно.


Это лицевая сторона. Здесь виден белый карандаш, который в конце мы аккуратно сотрем обычным белым мягким ластиком.
Дальше снова работаем с изнаночной стороны - заштриховываем два лепестка.

Штриховать лучше всего так: маленьким шариком или ручкой делаем вертикальные штрихи (короткий-длинный-короткий-длинный), а дальше надо использовать инструмент, который делает тени, но у меня такого нет, поэтому я беру средний шарик и затеняю им от кончиков к середине полукруглыми движениями. Я думаю, что шарик можно попробовать заменить электронным градусником, например:)
Переворачиваем рисунок лицевой стороной и начинаем украшать остальные лепестки.

Для этого я пользовалась предложенной сеткой, но оказалось, что проще нарисовать точки самой. Сначала обводим их белым карандашом...


А затем с изнаночной стороны шариком выдавливаем горошки, а с лицевой стороны шилом прокалываем дырочки.


Работать надо только в такой последовательности. Если вы сначала проткнете дырочки, то в процессе выдавливания горошин бумага может порваться.


Проверяйте с лицевой стороны качество рисунка. На нем не должно быть полос. Если от полос никак не избавиться, возьмите маленький шарик и слегка заштрихуйте все тонкие места.


Этот процесс занимает довольно много времени, поэтому качество затенения на этой картинке совсем невысокое, надо стараться лучше или покупать специальный инструмент.

Перейдем к рамочке.


Перфоратором в виде дуги протыкаем картинку по периметру. Можно спокойно обойтись без перфоратора, используя тонкое шило или толстую иглу, но это займет больше времени.


Маленькими острыми ножницами тихонько помогаем бумаге отрываться. Очень осторожно, потому что в этих местах она легко рвется или заламывается.

В итоге получается вот такой полуфабрикат.


Можно подумать как оживить картинку и рамку.


Я взяла перо, золотую тушь и быстро нарисовала полуснежинки.

Затем по размерам открытки вырезаем основу и надеваем открытку сверху.

Обработка рисунка инстументами делается с изнаночной стороны.

При использовании этой техники серый цвет бумаги превращается в мягкий белый.



Embossing означает создание рельефной поверхности.

В видео уроке по пергамано хорошо показано, как правильно выполнять тиснение лепестков у цветов.

11.

14.

15.

16.

17.

18.

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению открытки в технике парчмент крафт . Парчмент крафт - это искусство создания прекрасных кружевных рисунков на пергаментной бумаге с помощью эмбоссирования , перфорирования и вырезания. В России эту технику называют Пергамано , но это неверное название, так как «Пергамано » – это название фирмы изготовителя материалов и инструментов для техники парчмент крафт .


Материалы для открытки в технике пергамано:

  • пергамент плотностью 110-160 г/м2;
  • ручка для перевода рисунка белая гелевая ;
  • игла для перфорирования;
  • инструмент для с шариком 1мм;
  • инструмент для с шариком 3мм;
  • очень острые закругленные маникюрные ножницы;
  • цветной картон (кардсток ) для основы открытки;
  • клей для приклеивания пергамента к основе (можно взять клей Момент «Кристалл», можно клей ПВА строительный);
  • стразы (полубусины, глиттер );
  • коврик для тиснения (силиконовый);
  • коврик для перфорирования (резиновый 1 см);
  • скотч бумажный (малярный);
  • фломастеры
  • шаблон открытки (распечатать)

Здесь нужные шаблоны, можно скачать: , , .

1. Перевод рисунка на пергамент.

До начала работы необходимо закрепить схему и шаблон с помощью скотча. Работаем на силиконовом коврике. Белой гелевой ручкой обводим контур рисунка на пергамент. Старайтесь как можно дольше не отрывать ручку от работы, чтобы линия не прерывалась. Линия должна быть плавной и равномерной. От того как будет выполнен перевод рисунка, будет зависеть качество конечного результата.

Прямые линии чертим с помощью линейки.

Открепляем пергамент от шаблона. Переворачиваем.

3. Эмбоссинг .

ВАЖНО Эмбоссинг (тиснение) делаем на изнаночной стороне!

Ручкой с шариком 3 мм эмбоссируем все большие участки. Во время работы переворачивайте изделие и проверяйте, чтобы весь участок для тиснения был равномерно белым. Если есть темные полосы, то пройдите это место еще раз.

Ручкой с шариком 1 мм эмбоссируем маленькие участки и проходим контур.

Следующий шаг: подписываем открытку. Можно взять готовый шаблон. Можно напечатать своё именное поздравление.

Обязательно закрепляйте работу и шаблон. Обводим текст ручкой.

Складываем открытку пополам. Наша первая заготовка готова.

Украшать открытку будем бабочкой.

Шаги те же самые:

1. Закрепляем шаблон и пергамент скотчем.

2. Обводим контур белой ручкой. Переворачиваем работу для эмбоссирования .

Проходим инструментом между «белых пятен» на крыльях бабочки. Затем флоиастерами закрашиваем крылья.

Перфорация.

ВАЖНО Перфорацию делаем на лицевой стороне!

Чтобы усики у бабочки не оторвались при перфорировании, необходимо отступить от линии ручки примерно на 1 мм. Посмотрите на фотографии, как правильно перфорировать верх бабочки. Тогда у вас получится аккуратная работа.

5. Вырезание. Вырезание производим также на лицевой стороне.

Ножницы нужно держать правильно. Указательный и средний пальцы вставляем в колечки ножниц. Ножницы держим закруглением вниз. Вставляем кончики ножниц в перфорацию и, поворачивая, отрезаем. При этом необходимо ножницы опустить максимально к параллельно столу.

Таким образом, у нас получатся «уголки», которые присущи этому виду искусства.

Собираем открытку:

Вклеиваем вырезанный кардсток по размеру изделия в пергаментную основу открытки. На места склеивания (углы) наносим маленькую капельку клея.

Приклеиваем бабочку. Украшаем открытку на свое усмотрение. Можно украшать глиттером , жидким жемчугом, контуром, полужемчужинами. Я украсила стразами.
Открытка готова.

Понравился мастер-класс? Сохраните его себе:

Другие мастер-классы

.

.

В последнее время все большую популярность набирает такой вид рукоделия как пергамано. Пергамано (parchcrafting) – это искусство создания картин тиснением и перфорированием на пергаментной бумаге.

Особую популярность эта техника приобрела в сообществах мастеров скрапбукинга и изготовления открыток. Однако в этой технике делают еще массу разнообразных предметов декора – вазочки и корзинки, декоративные игрушки и т.д.

Для пергамано используется пергаментная бумага (плотная вощеная калька, веллум). При продавливании с изнаночной стороне линии, на лицевой стороне этой бумаги появляется белое выпуклое отображение этой линии. Обычная калька канцелярская для этих целей не годится – она слишком тонкая и может порваться.

Для того, чтобы определить лицевую и изнаночную сторону пергамента, в уголочке продавите маленькие линии – там, где линия будет ярче, та сторона и является лицевой.

Для выполнения работ в технике пергамано необходимы следующие инструменты:

  • инструменты для тиснения
  • гриды
  • острые ножницы
  • белый карандаш

Также потребуются вспомогательные материалы, такие как капиллярные ручки, тушь, акварельные карандаши, восковые карандаши и мелки, малярный (бумажный) скотч, клей.

Рассмотрим все эти сокровища подробнее.

Инструменты для тиснения представляют собой ручки с шариками разных диаметров на конце и с разнообразными петлями. Часто мастера используют инструменты для эмбоссинга, «дотс», используемые в маникюрном деле или делают инструменты из подручных средств – в старые фломастеры или ручки вместо стержней вставляют штанги для пирсинга разных диаметров (они представляют собой металлический стержень с накручивающимся шариком), для тонких работ используют не пишущую ручку, а петлевые инструменты делают, вставляя в ручки и фломастеры вместо стержня скрепки или петли от зажимов для бумаг, которые можно загнуть и придать необходимую форму.

Самым маленьким шариком прорисовывают контуры и тонкие детали, большими шариками прорабатывают крупные элементы. Дугами и петлями прорабатывают тени и углубления. Получить различные оттенки можно сочетанием разных инструментов и интенсивности нажима.

Инструменты для перфорирования (прикель-карандаши) – это инструменты, похожие на шило. В кончике может быть закреплена одна или несколько игл. Иглы могут быть закреплены в ряд – тогда ими удобно наносить контур для вырезания прямых деталей, а могут иметь фигурную форму в виде сердечек, звездочек, цветочков и так далее – таким инструментом можно перфорировать сразу готовые ровные узоры.

Гриды (пергамано-сетки) – это сетки, используемые для ровного перфорирования пергамента. Они могут быть в виде равномерной сетки или сетки с узором.

Ножницы потребуются для вырезания готовой детали по контуру и вырезания внутренних элементов, если того требует рисунок. Ножницы нужны маленькие (маникюрные), удобнее с загнутыми кончиками. Есть также специальные ножницы и резаки для этой техники.

Тиснение и перфорирование удобно производить, положив работу на специальный мат. Безусловно, специальный инструментарий всегда дорог (хотя обычно это того стоит), поэтому на первых порах можно воспользоваться обычным ковриком для оптической мышки.

Белым карандашом переводят рисунок с трафарета на пергаментную бумагу, а также используют его для придания интенсивности цвета деталям.

Бумажным скотчем удобно фиксировать края бумаги при переводе рисунка на пергамент, а ручки, тушь и карандаши потребуются, если вы захотите дополнить вашу работу цветом. Плавные переходы цветов можно получить, размывая смоченной в воде ватной палочкой рисунок, нанесенный с изнаночной стороны акварельными или восковыми карандашами.

Ну а клей потребуется для склеивания деталей работы. Лучше использовать специально предназначенный для этого клей, однако опытные мастера экспериментируют с тем, что есть в наличии. Чаще всего советуют использовать клей-карандаш, клеевой пистолет или двусторонний скотч. Клей желательно наносить точечно, чтобы он не проглядывал на лицевой поверхности, места склеивания часто декорируют бусинами или другими декоративными элементами.

Для начала работы необходимо выбрать рисунок. На рисунок кладется бумага для пергамано, края фиксируются бумажным скотчем и контуры рисунка переводятся на пергаментную бумагу. Общая рекомендация – это переводить рисунок белым карандашом по лицевой стороне пергамента, а затем снять бумагу с трафарета, перевернуть изнаночной стороной вверх и обвести все перенесенные линии самым тонким инструментом для тиснения. Однако часть мастеров обводят контуры рисунка с изнанки сразу инструментом для тиснения с маленьким шариком. При переводе рисунка карандашом огрехи можно стереть, а вот при переводе сразу тиснением необходимо действовать вдвойне аккуратно, потому что исправить результат уже не удастся.

После проработки контура необходимо придать объем и тени в нужных местах, используя различные инструменты для тиснения. Помните, что тиснение проводится с изнаночной стороны бумаги!

Часть элементов рисунка можно раскрасить. В основном тонирование проводят на изнаночной стороне бумаги, однако в некоторых работах мастера часть элементов раскрашивают по лицевой. Для придания большей яркости белому тиснению можно с изнанки некоторые элементы дополнительно проработать белым карандашом.

Также необходимо проделать необходимые по рисунку отверстия. Перфорировать бумагу нужно с лицевой стороны, в противном случае вы получите на поверхности работы некрасивые края у дырочек.

Вырезают заготовку и внутренние части деталей обычно создавая «зубчатый» край. Для этого вдоль контура вырезаемой детали прокалывают дырочки, а затем кончиками ножниц прорезают линии между дырочками.

Творите с удовольствием!





Наверняка, наткнувшись на это слово в разделе рукоделия впервые, мы сразу спросим: что это такое? Так вот, это вид рукоделия, при котором различными инструментами на пергаментную бумагу наносятся рисунки. Вместо пергамента можно использовать кальку. В технике используется перфорирование и тиснение с помощью специальных инструментов.

Видео экскурс в эту технику и уроки расположены в конце статьи.

Пергамано: что это такое?

История пергамано началась в XIV веке в Европе, когда с изобретением книгопечатания широкое распространение получила и пергаментная бумага. Сначала техника использовалась для украшения полей церковных книг, богословских трактатов, карт причастия. Однако с распространением печатных книг в светской среде получила распространение и эта техника.

Новый толчок в светской среде дала популяризация таких литературных стилей, как сентиментализм, а позднее - романтизм. В этот период юноши и девушки украшали поля любимых книг и дневников различными рисунками и узорами.

Искусство пергамано привезли и католические монахини в Южную Америку, где обучали ему детей в школах и интернатах. А распространение в Европе оно получило благодаря колумбийке Марте Оспина, которая познакомилась с ним еще будучи школьницей, а выйдя замуж за голландца, начала популяризацию пергамано в Европе. Фото ее работ разлетелись по миру, многим мастерам известны ее схемы, инструменты.

Материалы и инструменты

Бумага для пергамано - калька, плотностью не меньше, чем 150 г/м 2 . Если вы выбираете обычную кальку, которая продается в канцелярском магазине, учтите, что она очень легко прокалывается и рвется, поэтому требует очень бережного отношения к себе, а для некоторых работ она вообще непригодна.

Для перевода рисунка на бумагу нужен белый карандаш или ручка с белыми чернилами.

Для работы подойдет обычный коврик для компьютерной мыши.

Для тиснения используют инструменты, похожие на обычные карандаши или ручки, стержень которых заканчивается разного размера шариками.

Клюшка - идеальный инструмент, если нужно создать тень.

Шарики больших и малых диаметров подойдут для тиснения линий разной толщины.

Стилус понадобится, если требуется провести тонкую линию или нарисовать мелкую деталь. Так же он нужен для работы с трафаретами.

Скобкой создается глубина рисунка.

Инструменты прокалывания - ручки с одной или несколькими иголками на конце.

Для тиснения или перфорации повторяющихся узоров используются трафареты.

Очень острые ножницы с тонкими кончиками нужны для вырезания отверстий в рисунке.

Для раскрашивая рисунка используются краски, карандаши и пастель.

Мастер-класс: бабочки

Чтобы наглядно показать технику, добавляем к статье небольшой мастер класс пергамано для начинающих.

Для создания вот таких бабочек понадобится калька. Можно использовать белую, а можно цветную - так бабочки будут еще интереснее. Роль каучукового коврика можно доверить коврику для мыши, а вместо специального инструмента использовать маникюрный дотс или шариковую ручку с закончившейся пастой.

Печатаем на принтере наш трафарет.

Белым карандашом переводим рисунок на кальку.

Переворачиваем кальку обратной стороной и обводим линии инструментом для тиснения. При этом стараемся не сильно увлекаться, чтобы не проколоть бумагу. Можно проявить фантазию и толстой иголкой добавить дырочек рисунку, однако, обратите внимание, что дырявить нужно с лицевой стороны. Также, если калька белая, можно разукрасить наших бабочек.

Украшаем тельце бусинками, выгибаем крылья, придавая объем. Вы же можете продолжать экспериментировать с разным декором и цветами.

Вот таких бабочек дарит удивительная техника пергамано, схемы других изделий в видео.