Летняя творческая лаборатория зил. Творческий городской лагерь ЗИЛ: что-то новенькое

: 59°55′18″ с. ш. 30°19′04″ в. д.  /  59.92167° с. ш. 30.31778° в. д.  / 59.92167; 30.31778 (G) (Я)

Пересекает Место расположения Конструкция Тип конструкции

сплошной двухшарнирный железобетонный свод

Основной пролёт Ширина моста Эксплуатация Открытие

Название моста

История

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году . Мост имел посредине поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

Разное

  • От моста пошли названия: Обуховский проспект (в XIX веке - часть нынешнего Московского проспекта от Сенной площади до Фонтанки) и Обуховская площадь на Московском проспекте у реки Фонтанки.
  • В располагавшуюся у Обуховского моста гостиницу вселился в 1837 году прибывший поступать в Инженерное училище Ф. М. Достоевский .

Напишите отзыв о статье "Обуховский мост"

Литература

  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л. : Лениздат , 1985. - С. 469. - 511 с.
  • Бунин, М. С. . Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. - Л. : Стройиздат , Ленингр. отд-ние, 1986. - 280 с.
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - 4-е изд., перераб. - СПб. : Норинт , 1996. - С. 332. - 359 с. - ISBN 5-7711-0002-1 .
  • Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. - СПб: Глагол, 2002. - 192 с. - ISBN 5-89662-019-5 .

Примечания

2. Арина Сигачева "Обуховский мост". Стихи: www.stihi.ru/cgi-bin/login/page.pl

Отрывок, характеризующий Обуховский мост

– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.

Обуховский мост, перекинутый через реку Фонтанку по оси Московского проспекта, соединяет Спасский и Безымянный острова. Это трехпролетное каменное сооружение длиной 68,8 метров и шириной 31,8 метра. Мост косой в плане, угол косины — 60°.

Пролетное строение представляет собой железобетонные двухшарнирные арки, облицованные гранитом. По конструкции - железобетонные сплошные своды. Устои и опоры массивные, на свайном основании, облицованы гранитом. На фасадах моста выражены очертания арок и профилированные в виде трехгранных призм ледорезы.

Перильное ограждение выполнено в виде сплошного гранитного парапета. На въездах возвышаются гранитные обелиски, на каждом обелиске укреплены по 2 фонаря круглой формы. Тротуары отделены от проезжей части повышенным гранитным ограждением парапетного типа.

История моста

Обуховский мост - один из старейших мостов в Санкт-Петербурге. Построен через реку Фонтанку по Саарской перспективе (позже Царскосельский проспект, ныне Московский).

Первый деревянный мост через реку Фонтанку в створе современного Московского проспекта был построен в 1717 году. В середине мост имел поперечную щель шириной 70 см, предназначенную для прохода мачтовых судов; днём эту щель закладывали досками. В 1738 году переправа была перестроена.

До 1738 года у моста не было официального названия. Народное название - Обухов или Обуховский - закрепилось за ним по фамилии строившего его «посадского человека» Обухова. В 1738 году Комиссия о Санкт-Петербургском строении учредила для моста наименование «Саарский мост». Оно не привилось, и мост доныне сохраняет в своём названии память о подрядчике строительных работ - Обухове.

Во время сооружения гранитных стенок набережных Фонтанки в 1785-1786 годах деревянный мост был перестроен в трехпролетный каменный по типу башенных мостов Ломоносова и Старо-Калинкина. Береговые пролеты были перекрыты каменными сводами, а средний пролет был разводным с деревянным пролетным строением и с башнями на речных опорах для размещения механизмов развода.

В 1865 году мост перестроили по проекту инженера Михайлова. Деревянное разводное пролетное строение было заменено кирпичным сводом, а надмостовые башни разобраны. По статической схеме мост превращен в трехпролетную бесшарнирную арку.

К середине 1930-х годов мост перестал справляться с возросшим транспортным потоком по Международному проспекту (так назывался в 1918-1950 годах Московский проспект): ширина моста составляла около 16 метров, а ширина проспекта — 30,6 метров. Кроме того, в кирпичных сводах центрального пролета было выявлено проседание с раскрытием швов до 25 мм. В 1939 году по проекту инженера В.В. Демченко и архитектора Л.А. Носкова мост был перестроен в трехпролетный железобетонный.

7 сентября 1950 года уложенный с некачественными сварными швами газопровод вызвал утечку газа, в тротуаре с верховой стороны образовалась взрывчатая смесь, которая взорвалась от случайной искры, повредив железобетонные тротуарные плиты. После этого случая было принято решение о заглушке газопроводов на других мостах города - Ново-Петергофском, Комсомольском и других.

В 1962 году были сняты трамвайные рельсы на Московском проспекте на участке от площади Мира до Обводного канала.

В 1968 году шары, венчающие обелиски-торшеры, были заново покрыты сусальным листовым золотом.

В 1989 году тротуары отделили от проезжей части гранитным парапетом.

В 2014 году была выполнена реконструкция художественно-архитектурной подсветки Обуховского моста.

Дополнительная информация

Мост входит в число объектов культурного наследия России регионального значения.

Обуховский мост дал свое название Обуховской предмостной площади на правом берегу реки Фонтанки. Здесь расположен Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I. Напротив входа в университет установлен памятник основателю этого учебного заведения, выдающемуся российскому государственному деятелю, ученому, инженеру и архитектору испанского происхождения — Августину де Бетанкуру.

В журнале "Территории бизнеса"№ 5 (20) за июль 2008 опубликована статья-беседа "Вантовые мосты - летящие конструкции high tech" корреспондента Ирины Кирилловой с заместителем генерального директора по проектированию ЗАО "Институт Гипростроймост Санкт-Петербург" Олегом Скориком, в которой, в том числе рассказывалось о строительстве вантового моста в Петербурге: в настоящее время в мировой практике мостостроения существуют две технологии устройства вант, благодаря которым срок эксплуатации вантовых сооружений по нормативам составляет не менее 100 лет - это ванты цельноготовые с параллельными проволоками и ванты, формируемые на монтаже, изготовленные по монострендной технологии. Именно второй тип технологий применен на вантовом мосту через Неву. Одними из основных несущих элементов вантовых мостов являются пилоны. 126-метровые металлические пилоны Большого Обуховского моста - самые высокие сооружения Санкт-Петербурга, которые выше шпиля собора Петропавловской крепости. Для отечественного мостостроения с его мощностями и оборудованием возведение вантовых мостов является существенным новшеством. А металлические пилоны даже в практике мирового мостостроения применяются достаточно редко. Специально для их сооружения генподрядчик строительства "Мостоотряд-19" приобрел кран Potain грузоподъемностью 40 т и высотой 160 м. Субподрядной компании ОАО "Мостотрест", работавшей на сооружении правобережного пилона, также пришлось купить специальное оборудование - кран Libher на гусеничном ходу грузоподъемностью 300 т.

Сдать первую очередь планировалось к 300-летнему юбилею города - к 28 мая 2003 г. Установленные сроки сооружения мостового перехода диктовали целый ряд его конструктивных особенностей, в том числе выбор металла в качестве материала для производства пилонов, хотя традиционно используют железобетон, так как выполненные из него конструкции обладают лучшей демпфирующей способностью и меньшей стоимостью. В качестве материала для изготовления балки жесткости моста тоже был использован металл. Такое конструктивное решение обычно применяется при величине пролета свыше 600 м. Длина центрального пролета Большого Обуховского моста составляет 382 м, и сталежелезобетон был бы более экономичным решением. Решение о применении цельнометаллической балки жесткости было продиктовано желанием подрядчиков отказаться от бетонирования железобетонной плиты проезжей части в зимнее время. Во всех проектах вантовых сооружений используются металлоконструкции из низколегированных конструкционных сталей.

Величина центрального пролета в 382 м также была продиктована директивными сроками строительства мостового перехода, поскольку при увеличении пролета до 500 м (возможность устройства обоих пилонов на берегах Невы) увеличивались бы и сроки его строительства.

Сжатыми сроками реализации проекта продиктовано также и разделение работ на очереди строительства. В силу того, что по КАД должно осуществляться движение по восьми полосам (по 4 полосы в каждом направлении), было принято решение о строительстве двух мостов под четыре полосы движения каждый с расстоянием между осями 36,4 м. С точки зрения аэродинамики возведение двух мостов в непосредственной близости друг от друга - задача достаточно неординарная. В мире немного примеров подобных решений.

Технология устройства вант тоже была определена сроками окончания работ по объекту. Цельноготовые ванты имеют некоторые эксплуатационные преимущества по сравнению с формируемыми на монтаже, но их проектирование требует детальной проработки конструкции до момента начала строительства. Проектирование мостового перехода через Неву совпало по времени с процессом строительства. Поэтому на Большом Обуховском мосту использован тип вант, формируемых на монтаже. Ванты, выполненные по монострендовой технологии также являются металлоконструкциями. Основу стренда составляют семь высокопрочных проволок диаметром 5 мм каждая.