Лейтенант внутренней службы мчс. Размещение звезд и пластинок на погонах фпс

К эвакуационным органам относятся:

    эвакуационные комиссии;

    эвакоприемные комиссии;

    эвакуационные сборные пункты;

    эвакуационные промежуточные пункты;

    эвакуационные приемные пункты;

    оперативные группы по вывозу и вводу эвакуируемого населения;

    группы управления на маршрутах эвакуации населения.

При эвакуации с собой берут: документы; необходимые вещи (одежда); минимальный запас продуктов питания, воды в герметичных контейнерах.

Для экстренной эвакуации из зоны заражения необходимо использовать личный, общественный транспорт или передвигаться пешим порядком. При отсутствии указаний зону заражения покидать самостоятельно в направлении, перпендикулярном движению облака АХОВ, к ближайшему пункту сбора.

3.3. Организация инженерной защиты населения

В целях защиты населения в экстремальных условиях используются различные способы и средства.

Укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны (далее ЗС ГО) в сочетании с другими способами защиты (эвакуация, использование индивидуальных средств защиты и д.р.) – обеспечивает эффективное снижение степени поражения населения от возможных поражающих факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного характера.

Защитные сооружения гражданской обороны предназначены для защиты населения, техники и материальных ценностей от воздействия современных средств поражения (ССП) противника, а также при ЧС техногенного и природного характера.

Для защиты населения от ССП разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства ЗС ГО.

Убежища должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия (без учета прямого попадания), бактериальных (биологических) средств (БС), ОВ, а также, при необходимости, от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных энергоустановкой, высоких температур и продуктов горения при пожарах.

Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечивать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение двух суток (за исключением убежищ, размещаемых в ЗВСР вокруг АС). Воздухоснабжение убежищ, как правило, должно осуществляться по двум режимам: чистой вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим).

Убежища классифицируются по следующим признакам:

    по защитным свойствам;

    по вместимости;

    по месту расположения;

    по времени возведения;

    по материалу конструкций;

    по обеспечению электроэнергией

    по обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;

    по использованию в мирное время.

В убежище есть все помещения и коммунальные службы, предусмотренные на случай длительного пребывания в нем людей.

Убежища обычно имеют следующие помещения: помещение для размещения людей; шлюзные камеры; фильтровентиляционную камеру; помещение для дизельной электростанции; кладовую для продуктов питания; санитарный узел (мужской и женский), состоящий из умывальника и туалета; медицинскую комнату.

Убежище оснащается надежным электропитанием (в том числе и автономным), санитарно - техническими устройствами (водопровод, канализация, отопление), радио и телефонной связью, а также запасами воды, продовольствия и медикаментов. Запас продуктов питания создается из расчета не менее чем надвое суток для каждого укрываемого.

Медицинское обслуживание осуществляют санитарные посты или медицинские пункты.

Убежища обычно имеют не менее двух входов, расположенных в противоположных сторонах (основной и запасный).

Противорадиационные укрытия (ПРУ) предназначены для защиты населения от ионизирующих излучений при радиоактивном заражении местности, светового излучения и проникающей радиации (в том числе и от нейтронного потока), а также от непосредственного попадания на кожу и одежду отравляющих веществ и бактериальных средств. ПРУ частично защищают и от ударной волны ядерного взрыва.

ПРУ должны обеспечить защиту укрываемых от воздействия ионизирующих лучей при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течении до 2-х суток (за исключением ПРУ размещенных в зоне ВСлР вокруг АС).

ПРУ классифицируются по следующим признакам:

    по защитным свойствам;

    по вместимости;

    по фонду помещений под ПРУ;

    по обеспечению вентиляцией.

По вместимости ПРУ делятся: на укрытия вместимостью 5 - 50 чел. - в существующих зданиях и сооружениях; 50 чел. и более - во вновь строящихся зданиях и сооружениях.

По фонду помещений приспосабливаемых под ПРУ последние делятся на: подвалы и подполья в зданиях и помещениях в цокольных этажах зданий (жилых, производственных и вспомогательных, бытовых и административных); отдельно стоящие сооружения (заглубленные гаражи, погреба, овощехранилища, склады); горные выработки и естественные полости; отдельно стоящие быстровозводимые укрытия (из элементов промышленного изготовления, из лесоматериалов, из местных материалов).

По обеспечению вентиляцией соответственно ПРУ делятся: с естественной вентиляцией (в укрытиях, оборудуемых в цокольных и первых этажах зданий и в заглубленных укрытиях вместимостью до 50 чел.) и, имеющих вентиляцию с механическим побуждением.

В качестве ПРУ используются подвалы зданий, погреба, овощехранилища, подземные горные выработки, помещения жилых и производственных зданий, которые специально оборудованные для размещения укрываемых.

Приспособление указанных помещений (сооружений) под ПРУ включает проведение следующих работ: герметизацию; повышение защитных свойств; устройство простейшей вентиляции.

Герметизация помещений это тщательная заделка трещин, щелей и других отверстий в стенах, потолке, в местах примыкания оконных рам и дверных коробок, ввода отопительных и водопроводных труб, подгонка и обивка дверей уплотнением.

Чтобы повысить защитные свойства помещения на перекрытие насыпают слой грунта и делают грунтовую обсыпку снаружи у стен, если они выступают выше поверхности земли. Заделывают оконные и лишние дверные проемы кирпичом или мешками с песком (грунтом). Для усиления несущих конструкций перекрытий, которые могут не выдержать дополнительной нагрузки насыпаемого грунта, необходимо ставить стойки, опоры и т.д.

Вентиляция укрытий осуществляется через приточные и вытяжные короба, в которых установлены противопыльные фильтры.

В ПРУ оборудуются места для сидения и сна, санитарный узел, помещения для вентиляции и хранения загрязненной верхней одежды.

При сильном радиоактивном заражении в ПРУ придется находиться несколько суток, поэтому необходимо брать с собой индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, медикаменты, запас продуктов питания, питьевой воды и предметы первой необходимости.

Быстровозводимые убежища представляют собой особый тип защитных сооружений ГО с простыми планировочно-конструктивными решениями, вытекающими из условий эксплуатации их только по прямому назначению, т.е. для защиты людей от расчетных средств поражения.

Главным условиям, определяющим планировочно-конструктивные решения отдельно стоящих быстровозводимых убежищ, является применение для их конструкций изделий и материалов, имеющихся в народном хозяйстве страны, ибо использование конструкций без существенных изменений способа производства.

Простейшие укрытия

Простейшие укрытия - это сооружения, которые обеспечивают частичную защиту укрываемых от ВУВ, светового излучения и летящих обломков разрушенных задний, а также снижают воздействие проникающей радиации и радиоактивных излучений на РЗМ, а в ряде случаев от непогоды и других неблагоприятных условий.

К простейшим укрытиям относятся:

    щели (открытые и перекрытые);

    траншеи (с одеждой крутости или без нее);

    подвалы и подполья (из лесоматериалов и других местных материалов);

    землянки, навесы;

    цокольные и первые этажи зданий и другие заглубленные помещения.

Открытые щели и траншеи оборудуются в течение первых 12 часов. В следующие 12 часов они перекрываются. В течение 2-х суток такие простейшие укрытия дооборудуются и превращаются в основном в ПРУ, а затем (в отдельных случаях) и в убежища. Вместимость простейших укрытий 10 - 40 чел.

Открытая щель уменьшает вероятность поражения ударной волной, световым излучением и проникающей радиацией в 1,5 - 2 раза, снижает облучение в зоне радиоактивного заражения в 2 - 3 раза.

Перекрытая щель защищает от светового излучения полностью, снижает поражение ударной волны в 2,5 - 3 раза, ослабляет воздействие проникающей радиации и радиоактивного излучения в 200 - 300 раз. Она предохраняет от непосредственного попадания на человека радиоактивных, отравляющих веществ и бактериальных средств.

Правила поведения в защитных сооружениях

Заполнять убежища надо организованно и быстро. Каждый должен знать места их расположения и пути подхода к ним по месту проживания, работы и учебы. Маршруты движения к убежищам обозначаются указателями.

Надо помнить, что на заполнение убежища выделено определенное время (до 20 мин.), после чего входы в убежище закрываются и герметизируются.

В ЗС необходимо строго выполнять все распоряжения звена по обслуживанию убежища (укрытия).

В убежище (укрытие) люди приходят со средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и личными документами.

Тем, кто прибыл с детьми, отводятся отдельные отсеки или специальные места. Престарелых и больных размещают поближе к вентиляционным трубам. Запрещается приводить домашних животных.

Аварийные источники освещения применяются только с разрешения коменданта укрытия на ограниченное время и применяются в случае крайней необходимости.

Медицинское обслуживание проводится силами санитарных постов и медпунктов предприятий, организаций и учреждений, в чьем распоряжении находится убежище.

После заполнения убежище герметизируется и включается режим чистой вентиляции. Для нормальных условий внутри убежища поддерживается определенная температура и влажность. Если в убежище предстоит находиться длительное время, людям создаются условия для отдыха (оборудуются двухэтажные нары и т.п.). Уборка помещений производится два раза в сутки самими укрываемыми по указанию старших групп.

В случае обнаружения проникновения вместе с воздухом ядовитых или отравляющих веществ укрываемые немедленно надевают средства защиты органов дыхания, а убежище переводится на режим фильтровентиляции. Эти мероприятия обеспечивает пост радиационно-химического наблюдения.

При возникновении вблизи убежища пожаров или образовании опасных концентраций радиационных и отравляющих веществ, защитное сооружение переводят на режим полной изоляции и включают установку регенерации воздуха, если такая имеется.

3.4. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты органов дыхания

К средствам защиты органов дыхания относятся: противогазы (фильтрующие, шланговые и изолирующие), респираторы, противопыльные тканевые маски (ПТМ-1) и ватно-марлевые повязки.

Противогаз. Противогаз - самое надежное средство защиты органов дыхания, он защищает органы дыхания, лицо и глаза от воздействия отравляющих веществ и болезнетворных микробов.

В принципе современный противогаз сохранил устройство, которое изобрел еще в начале прошлого века русский ученый - химик Зелинский. Его главные защитные элементы - резиновый шлем - маска и противогазовая коробка, заполненная адсорбирующим, т. е. впитывающим и фильтрующим веществом, например активированным углем.

Последняя модель гражданского противогаза ГП-7 не только надежно защищает от многих отравляющих и химически опасных веществ, но и от радиоактивной пыли и бактериальных средств. Он имеет ряд преимуществ по сравнению со старыми образцами: уменьшено сопротивление дыханию, обеспечена более надежная герметизация. Это позволило увеличить время пребывания в противогазе, им могут пользоваться престарелые люди, больные с легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями. И, что немаловажно, люди в противогазах имеют возможность общаться между собой: маски снабжены переговорным устройством. С целью расширения возможностей противогазов, по защите от АХОВ, для них созданы дополнительные патроны.

Для защиты детей используются камеры защитные детские.

Так, например, для защиты детей в возрасте до 1,5 лет используются камеры защитные детские КЗД - 4 и КЗД - 6. Они состоят из оболочки (2 полотнища прорезиненной ткани), натянутой на металлический каркас, поддона, зажима и плечевой тесьмы. В оболочку с двух сторон вмонтированы два диффузионных сорбирующих элемента и прозрачная пластмассовая пластина (окно), через которую следят за состоянием и поведением ребенка. В верхней части оболочки предусмотрена рукавица из прорезиненной ткани для ухода за ребенком. Камеру можно носить в руках, на тесьме через плечо, устанавливать на детскую коляску и санки.

Респиратор. Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. В системе гражданской обороны наибольшее использование имеют респираторы Р - 2 и Р - 2Д.

Респиратор Р - 2 предназначен для оснащения личного состава формирований и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, а Р - 2Д - для защиты органов дыхания детей от 7 до 17 лет.

По назначению респираторы подразделяются на:

противопылевые; противогазовые; газо - пылезащитные.

В зависимости от срока службы респираторы бывают: одноразового применения (ШБ-1 «Лепесток», «Кама», У-2К, Р-2) и многоразового использования (РПГ-67, РУ-60М, в них предусмотрена замена фильтров).

В мирное время респираторы широко применяются: в шахтах, на рудниках, где возможно скопление опасного газа - метана, на химически вредных и запыленных предприятиях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве, на атомных электростанциях, металлургических предприятиях, при покрасочных и других работах.

Простейшие средства защиты органов дыхания.

Когда нет ни противогаза, ни респиратора, можно воспользоваться простейшими средствами защиты - противопыльной тканевой маской или ватно-марлевой повязкой. Они вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств.

Средства индивидуальной защиты кожи

По своему назначению средства защиты кожи делятся на специальные (табельные) и подручные.

К специальным (так называемые, табельным) средствам защиты кожи относятся легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект (ОЗК).

Легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект (ОЗК) обеспечивает защиту кожи от отравляющих веществ, радиоактивных веществ и бактериологических средств.

К простейшим (подручным) средствам защиты кожи относятся производственная одежда (куртки, брюки, комбинезоны, лучше из брезента, огнезащитной и прорезиненной ткани), а также предметы бытовой одежды (плащи, накидки из прорезиненной ткани и зимние вещи).

Они могут защитить не только от радиоактивных веществ, но и от капель и паров многих отравляющих веществ. Для защиты ног лучше всего годятся резиновые сапоги, боты и галоши. Руки предохранят рукавицы из брезента, резиновые или кожаные перчатки.

3.5. Медицинские средства индивидуальной защиты

Назначение и состав аптечки индивидуальной (АИ-2)

Аптечка индивидуальная (АИ-2) содержит медицинские средства защиты и предназначена для оказания самопомощи и взаимопомощи при ранениях и ожогах (для снятия боли), предупреждения или ослабления поражения радиоактивными, отравляющими или аварийными химически опасными веществами, а также для предупреждения заболевания инфекционными болезнями.

В аптечке находится набор медицинских средств, распределенных по гнездам в пластмассовой коробочке. Размер коробочки 90x100x20 мм, масса 130 г. Размер и форма коробочки позволяют носить ее в кармане и всегда иметь при себе. В холодное время года аптечка носится во внутреннем кармане одежды, чтобы исключить замерзание жидкого лекарственного средства.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10)

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10) – набор медицинских средств, предназначенный для оказания само- и взаимопомощи при поражении отравляющими веществами.

С помощью ИПП проводится частичная специальная обработка непосредственно после заражения отравляющими веществами.

Пакет перевязочный индивидуальный – бинт с подвижной и неподвижной подушечками в защитной оболочке для оказания первой медицинской помощи при поражениях людей (ранениях, ожогах, травмах и т.п.).

При пользовании пакетом его берут в левую руку, правой захватывают надрезанный край наружного чехла, рывком обрывают склейку и вынимают пакет в вощеной бумаге с булавкой. Из складки бумажной оболочки достают булавку и временно прикалывают ее на видном месте к одежде. Осторожно развертывают бумажную оболочку, в левую руку берут конец бинта, к которому пришита ватно-марлевая подушечка, в правую – скатанный бинт и развертывают его. При этом освобождается вторая подушечка, которая может перемещаться по бинту. Бинт растягивают, разводя руки, вследствие чего подушечки расправляются. Одна сторона подушечки прошита красными нитками. Оказывающий помощь при необходимости может касаться руками только этой стороны. Подушечки кладут на рану другой, не прошитой стороной. При небольших ранах подушечки накладывают одна на другую, а при обширных ранениях или ожогах – рядом. В случае сквозных ранений одной подушечкой закрывают входное отверстие, а второй – выходное, для чего подушечки раздвигаются на нужное расстояние. Затем их прибинтовывают круговыми ходами бинта, конец которого закрепляют булавкой.

Хранится пакет в специальном кармане сумки для противогаза или в кармане одежды.

Назначение препаратов в вашей домашней аптечке

Нашатырный спирт – средство для выведения из обморочного состояния и стимуляции дыхания: марлевый или ватный тампон, смоченный раствором и тщательно отжатый, подносят несколько раз к носу или быстро растирают виски. Недопустимо попадания в нос и в глаза.

Валидол – в таблетках, капсулах, растворе – средство при психических перегрузках, болях в области сердца: 1 таблетку (капсулу) или 4-5 капель на кусочек сахара под язык до полного растворения.

Настойки – валерианы, пустырника; корвалол, валокордин, капли Зеленина – успокоительное и слабое снотворное – при повышенной раздражительности, бессонницы, неврозах; как средство первой помощи для снятия эмоционального напряжения и возбуждения при стрессах, испуге: по 25-30 капель на стакан воды.

Димедрол, супрастин, тавегил, диазолин – таблетки и драже – антиаллергические препараты, а также в сочетании с обезболивающими препаратами для усиления эффекта. После принятия нельзя управлять транспортным средством.

Санорин, нафтизин, глазолин – капли – при насморке: в нос, при аллергических реакциях: в нос и в ранку от укуса.

Ацетилсалициловая кислота (аспирин) – порошки или таблетки – при болях в суставах, жаропонижающее: по 1-2 шт. Нельзя применять при язве желудка.

Фурацилин – для полоскания горла: 2 таблетки на стакан кипятка, раствор применять после остывания.

Либексин, бромгексин – таблетки – для подавления кашлевого рефлекса при повреждениях грудной клетки, переломах ребер.

Но-шпа – спазмолитическое (снимает спазмы) средство – в таблетках и ампулах – при болях внутренних органов.

Анальгин, баралгин – обезболивающее средство при травмах, головных, суставных и других болях, а также при почечной колике: по 1-2 таблетки.

Сульгин, фталазол, фуразолидон – в таблетках – закрепляющее средство при расстройствах кишечника.

Карболен (активированный уголь) – таблетки по 0,5 г. (беречь от сырости) – принимают внутрь – при скоплении газов в кишечнике: по 1-2 г. 3-4 раза в день, при отравлениях: до 20 г. на прием (40 таблеток).

Сода двууглекислая (пищевая, бикарбонат натрия) – таблетки, порошок – используется в виде 2%-го раствора для промывания глаз и кожи при попадании фосфорорганических соединений, а также для снятия зуда после укуса насекомого и для полоскания горла при ангине.

Марганцовокислый калий (перманганат калия, «марганцовка») – кристаллы темного цвета – применяют раствор: 0,1-0,5%-ый для промывания ран; 0,1-0,01%-ый для полоскания полости рта, горла и промывания желудка; 2-5%-ый для обработки язвенных и ожоговых поверхностей.

Йодная настойка 5%-я – в темных склянках по 10, 15 и 25 мл. – антисептическое, раздражающее и отвлекающее средство при воспалительных процессах кожи и мышц: для смазывания мелких гнойничков, ссадин, порезов и ранок, для обработки краев ран перед наложением повязок.

Брильянтовый зеленый («зеленка») – спиртовой раствор зеленого цвета – обеззараживающее средство – для лечения (смазывания) неглубоких ран, порезов, царапин, гнойников, заболеваний кожи.

Перекись водорода – кровоостанавливающее и обеззараживающее средство.

Спирт, одеколон, водка – для обработки рук перед наложением асептической повязки; внутрь 30-50 мл. алкоголя для борьбы с шоковым состоянием или его профилактики.

3.6. Частичная санитарная обработка, ее назначение и порядок проведения

Санитарная обработка – механическая очистка и мытье кожных покровов и слизистых оболочек людей, подвергшихся заражению и загрязнению радиоактивными, опасными химическими и биологическими веществами, а также обеззараживание (обезвреживание) их одежды и обуви при выходе из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная санитарная обработка – механическая очистка одежды, индивидуальных средств защиты, одежды (обмундирования) и обуви с предварительной обработкой открытых участков кожи содержимым индивидуального противохимического пакета.

Полная санитарная обработка обеспечивает удаление со всей поверхности тела человека биологических средств поражения, радиоактивных или химических веществ, а также раздражающих кожу продуктов дегазации. Она включает мытье под душем теплой водой с мылом с предварительной обеззараживанием (обезвреживанием) открытых участков кожи, выдачу чистого белья, дезинфекцию или замену загрязненной одежды (обмундирования), обуви, снаряжения и индивидуальных средств защиты. Проводится после выполнения специальных или спасательных задач и вывода подразделения (формирования) в назначенный для этого район специальной обработки.

Санитарная обработка людей

Санитарная обработка людей – это удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление отравляющих веществ, болезнетворных микробов и их токсинов с кожного покрова, а также со средств индивидуальной защиты, одежды и обуви. Санитарная обработка состоит из несложных, но обязательных действий сразу же после выхода из зоны заражения. Надо снять и тщательно вытряхнуть, выбить верхнюю одежду, обмыть водой шею, руки, лицо, обувь, маску противогаза, ещё не снимая её, потом снять противогаз, вымыть лицо, прополоскать рот и горло. Зимой одежду и обувь можно протереть чистым снегом. Так снимается, например, радиоактивная пыль.

А, что касается заражённых помещений, мебели, техники, оружия, одежды и прочего, то для ликвидации вредных последствий проводится дезактивация (удаление радиоактивных веществ с заражённой поверхности), дегазация (удаление или химическое разрушение отравляющих веществ, то есть химических ядов и газов) и дезинфекция (уничтожение бактериальных средств, болезнетворных микробов, вирусов и химическое разрушение их токсинов).

Эти мероприятия проводятся на пунктах специальной обработки (ПуСО), где применяются специальные дезактивирующие и дезинфицирующие растворы, водные растворы стиральных порошков или других моющих средств, а также обычная вода и растворители (бензин, керосин, ацетон и другие), простое кипячение и стирка одежды.

Помните, своевременное выполнение правил и способов санитарной обработки надёжно защитит человека и ликвидирует угрозу его здоровья и жизни.

3.7. Защита продуктов питания, фуража и воды от заражения радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами.

Защита сельскохозяйственных животных. К числу основных мероприятий по защите сельскохозяйственных животных относятся:

    рассредоточение животных по фермам в помещениях, оборудованных фильтровентиляционными устройствами и создание в них запасов кормов и воды;

    проведение ветеринарной обработки, ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических и лечебных мероприятий;

    применение антидотов и др. противоядий, средств профилактики болезней;

    организация ветеринарного надзора за местами водопоя и пастбищами.

Защита растений обеспечивается:

    разведением сельскохозяйственных культур, устойчивых к ионизирующим излучениям, гербицидам, болезням и вредителям;

    защитой запасов семян и их обработкой;

    проведением противоэпифитотических, агротехнических и агрохимических мероприятий;

    ликвидацией радиоактивных и химических загрязнений и последствий применения биологических (бактериологических) средств.

Защита продовольствия обеспечивается основными мероприятиями:

    инженерное оборудование продовольственных складов, баз, развёртывание их вдали от возможных объектов ядерного, химического и биологического нападения;

    рассредоточение запасов продовольствия, перевозка его в специально оборудованных машинах (вагонах) с применением защитной тары, упаковок и покрытий;

    обеззараживание (обезвреживание) продовольствия и пищевого сырья путём дезактивации, дегазации и дезинфекции.

Защита воды и водоисточников обеспечивается мероприятиями, проводимыми в мирное время. Для централизованного снабжения готовятся подземные водоисточники. На поверхностных водоисточниках очистные сооружения приводятся в готовность к работе в условиях заражения; резервуары для очищенной воды заглубляются, оборудуются фильтрами-поглотителями и герметизируются. В водопроводной сети подготавливаются обводные трубопроводы. Водоисточники постоянно охраняются, а пробы воды регулярно направляются на лабораторный анализ в санитарно-эпидемические отряды.

Руководитель учебной группы ______________ по ГО Тема № 4: «Действия работников в чрезвычайных ситуациях... и здоровье, так и своих сослуживцев. Руководитель учебной группы _______________

2. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

Принципиального различия в структуре и задачах эвакуационных органов на мирное и военное время нет и быть не должно. Другое дело, что развертывание этих органов в мирное время происходит при крупномасштабных ЧС, а в военное время эти органы будут задействованы в обязательном порядке, в первую очередь при планомерном осуществлении эвакомероприятий.

В целом же, значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации населения как в мирное, так и в военное время. По мере изложения материала раскрываются дополнительные задачи этих органов в военное время.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы и управления (штабы, отделы) по делам ГОЧС.

Заблаговременно, с учетом выполнения эвакомероприятий в мирное и военное время, формируются следующие эвакуационные органы:

эвакуационные комиссии - городская, административного округа, района, ведомственные, объектовые (организаций, учреждений);

эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления в районах загородной зоны

сборные эвакуационные пункты (СЭП);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения;

администрации пунктов посадки (высадки) эваконаселения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные комиссии создаются во всех звеньях РСЧС, соответствующих административно-территориальному делению, на объектах экономики, где планируется эвакуация (рассредоточение) населения, рабочих и служащих.

Эвакоприемные комиссии, создаваемые в районах загородной зоны (безопасных районах) при органах местного самоуправления, предназначены для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в загородной зоне (безопасных районах).

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций, транспортных органов, органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные. предписания, в состав эвакуационных органов на военное время не назначаются.

Объектовую эвакуационную комиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, учреждения, организации. В состав объектовой эвакуационной комиссии назначаются начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям ГО и работают в тесном взаимодействии с управлениями (штабами, отделами) по делам ГОЧС.

СЭПы предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы (загородную зону) эвакуируемого населения. Они могут развертываться крупными объектами экономики.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций (платформ электропоездов), речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемых, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн (эшелонов, судов). Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты эвакуируемых, как правило, в военное время, подготавливаются имеющиеся защитные сооружения, оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5-6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (электричку, судно, колонну).

Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-коммунальные организации, автомобильный транспорт, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечивается связью с соответствующими эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эваконаселением, организации приема, учета и последующей отправки его в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). Для защиты прибывающего эваконаселения в военное время ПЭП оборудуются простейшими укрытиями.

Местами развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и другие общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева.

В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой.

Численность персонала ПЭП определяется с учетом численности прибывающего по эвакуации населения и объема мероприятий по его обеспечению.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы.

Задачи оперативных групп:

оповещение, сбор, учет и организация посадки эвакуируемых на транспорт по месту нахождения;

распределение эвакуируемых по транспортным средствам, формирование автоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирования вышестоящих эвакоорганов;

организация и поддержание порядка в зоне их ответственности.

На внешней границе зоны ЧС размещаются промежуточные пункты эвакуации. ППЭ, предназначенные для кратковременного размещения эваконаселения за пределами воздействия поражающих факторов ЧС (В военное время - за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении) вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. ППЭ должны обеспечить: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку эвакуируемых в места размещения в безопасных районах (загородной зоне). При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви, осуществляется пересадка эвакуируемых с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

В целях обеспечения организованности и порядка среди эвакуируемых назначаются:

при перевозке железнодорожным и водным транспортом - начальники эшелонов;

при перевозке автомобильным транспортом - старшие автомобильных колонн.

Для организации движения пеших эвакокалонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решением органов местного самоуправления из числа ответственных работников дорожных организаций.

В состав группы управления входят: звено связи - 3-4 чел.; посты регулирования движения - 5-8 чел.; отделение обеспечения движения - 8-10 чел.; медицинский пост - 3 чел.

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организация и отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования;

организация охраны общественного порядка.

Администрации пунктов посадки (высадки) формируются, как правило, на военное время из представителей соответствующих транспортных органов.

Их основные задачи:

обеспечение своевременной подачи специального оборудования для перевозки людей транспортными средствами к местам посадки (высадки);

организация посадки (высадки) эваконаселения на транспортные средства;

обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакокомиссий.

На объектах экономики, расположенных в зонах возможного воздействия ЧС, руководителями ГО и штабами по делам ГОЧС, соответствующими эвакокомиссиями проводится ряд мероприятий по организации и осуществлению эвакомероприятий.

Заблаговременно проводятся:

планирование эвакуации;

обучение и инструктирование персонала и членов их семей;

подготовка личного состава эвакоорганов;

рекогносцировка маршрутов эвакуации;

подготовка совместно с местной администрацией района (загородной зоны) размещения для приема и всестороннего обеспечения эвакуируемых.

При угрозе возникновения техногенных аварий и стихийных бедствий проводятся:

подготовка к прекращению производственной деятельности, остановке и консервированию оборудования;

проверка готовности систем связи и оповещения по обеспечению эвакуационных мероприятий;

уточнение плана эвакуационных мероприятий и списков эвакуируемых;

развертывание работы эвакокомиссии;

контроль за приведением в готовность защитных сооружений в пункте сбора.

С получением распоряжения на проведение эвакуации осуществляются:

оповещение и обеспечение сбора рабочих, служащих и членов их семей;

введение в действие плана эвакуации рабочих, служащих и членов их семей;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение эвакуации и ее осуществление.

Руководители ГО и управления по делам ГОЧС, председатели эвакоприемных комиссий административно-территориальных образований и объектов экономики расположенных в безопасных районах (загородной зоне), проводят ряд мероприятий по организации и руководству эвакуацией.

Заблаговременно проводимые мероприятия включают:

планирование приема и размещения прибывающего по эвакуации населения;

подготовку личного состава эвакуационных органов;

подготовку к развертыванию ППЭ, ПЭП;

контроль за оборудованием (портов, пристаней) в качестве пунктов высадки эвакуируемых;

оборудование маршрутов эвакуации, проходящих по территории соответствующих административно-территориальных образований;

контроль за подготовкой жилья, медицинских учреждений (медицинских пунктов), других объектов инфраструктуры для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых;

подготовку к информации и инструктированию эвакуируемых.

С получением распоряжения на проведение эвакуации проводятся:

организация приема, учета и отправки в районы размещения прибывающих эвакуируемых;

организация всех видов разведки на маршрутах и в районах размещения эвакуируемых;

организация дозиметрического контроля, санитарной обработки людей, специальной обработки техники, одежды;

организация транспортного, инженерного и всех других видов обеспечения;

организация управления и связи в ходе эвакуации.

3. Планирование, проведение и обеспечение эвакуации населения.

Планирование, проведение и обеспечение эвакуационных мероприятий гражданской обороны в военное время осуществляется во взаимодействии с мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) и органами военного командования и согласовывается (увязывается) с мероприятиями (планами) по переводу экономики с мирное на военное положение, мобилизационным развертыванием вооруженных сил в части использования транспортных коммуникаций, материально-технических средств, финансированием, а также решения вопросов размещения эваконаселения в загородной зоне и обеспечения его жизнедеятельности.

Проведение эвакуационных мероприятий.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования мероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения (загородной зоны) эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки потенциальных эвакуируемых в области защиты от ЧС мирного и военного времени.

Эта подготовительная работа организуется и проводится руководителями ГО всех степеней до объекта включительно.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организуют соответствующие службы ГО, объекты экономики, независимо от форм собственности, во взаимодействии с администрациями области, городов и районов.

Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматривается привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

Эвакуационные мероприятия в мирное и военное время планируются и осуществляются по производственно-территориальном принципу , в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС природного и техногенного характера рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, - по месту жительства через жилищно-коммунальные органы.

Рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей в военное время организуются и проводятся по объектам экономики, а населения, не занятого в производстве, - по месту жительства через жилищно-коммунальные органы по территориальному принципу.

Непосредственное планирование эвакомероприятий осуществляют эвакокомиссии при участии управлений (штабов, отделов,) по делам ГОЧС, органов исполнительной власти, а также объектов экономики.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и планов ГО.

Соответствующие эвакокомиссии при участии управлений (штабов, отделов,) по делам ГОЧС, а также администрации органов местного самоуправления и объектов экономики разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых в безопасных районах (загородной зоне), которые также оформляются в виде планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и планов ГО.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства (в жилищно-эксплуатационных органах), на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве (не работающие) члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту работы главы семьи.

Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при введении режима повышенной готовности (при угрозе возникновения ЧС).

Списки составляются в 3-х экземплярах: первый остается на объекте или в жилищно-эксплуатационной организации; второй - с получением распоряжения на проведение эвакуации направляется на СЭП (в оперативную группу) и после завершения вывоза (вывода) эвакуируемых передается в соответствующую эвакуационную комиссию; третий - с началом вывоза (вывода) эваконаселения направляется в эвакоприемную комиссию в районе размещения.

Эвакуационные списки и паспорта являются основными документами для учета, размещения и обеспечения эвакуируемых.

Районы размещения должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать безопасность населения от поражающих факторов источника ЧС (должны быть вне зон их действий);

обеспечивать необходимые условия для отдыха и жизни людей по первоочередным видам жизнеобеспечения);

соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

С учетом этих требований каждому предприятию, учреждению или организации заблаговременно назначается район размещения, который может включать (для крупных объектов экономики) несколько населенных пунктов.

Закрепленные за объектами экономики районы размещения тщательно изучаются и осваиваются. В них организуется ремонт дорог, мостов, оборудование источников водоснабжения, выявляется наличие защитных сооружений (ПРУ, подвалов, погребов) и др.

Для кратковременного размещения эваконаселения используются служебно-бытовые помещения, клубы, пансионаты, лечебно-оздоровительные учреждения, туристические базы, дома отдыха. Санатории, а также центры временного размещения Федеральной миграционной службы России.

Районы размещения эвакуируемых, а также помещения (здания) и маршруты эвакуации должны согласовываться с органами военного командования.

Проведение эвакуации населения.

Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития, характером и пространственно временными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготовительные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС. К их числу относятся:

приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

уточнение численности населения (рабочих и служащих), подлежащего эвакуации, в том числе пешим порядком и транспортом, распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;

подготовка и развертывание СЭП, пунктов посадки - высадки;

проверка готовности систем оповещения и связи;

приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации в ЧС природного и техногенного характера осуществляются следующие мероприятия:

оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;

развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения (рабочих и служащих), подлежащих эвакуации;

формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств к пунктам посадки эвакуируемых на транспорт;

прием и размещение эвакуируемых в заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения безопасных районах.

С получением распоряжения на приведение гражданской обороны в общую готовность осуществляются следующие подготовительные мероприятия к проведению эвакуации:

приведение в готовность эвакуационных органов;

уточнение списков рабочих, служащих и членов их семей, подлежащих эвакуации;

уточнение расчетов на вывод эвакуируемых пешим порядком и вывоз их всеми видами транспорта;

контроль за подготовкой маршрутов эвакуации населения пешим порядком (ремонт мостов, прокладка колонных путей, устройство пешеходных переходов на водных преградах и других естественных препятствиях, установка указателей и т.п.);

контроль за подготовкой транспортных средств к выполнению эвакуационных перевозок;

уточнение (проверка) системы связи и оповещения;

подготовка имеющихся защитных сооружений и организация строительства простейших укрытий вблизи СЭП, пунктов посадки на транспорт;

подготовка районов размещения в загородной зоне;

ускоренное строительство недостающих укрытий в районах размещения, в местах привалов на маршрутах пешей эвакуации;

подготовка необходимых печатных информационных материалов;

уточнение порядка медицинского обеспечения;

уточнение мероприятий по охране общественного порядка и обеспечения безопасности дорожного движения, а также состава привлекаемых сил и средств;

осуществление мероприятий по подготовке и выдаче эваконаселению средств индивидуальной защиты.

Особенности эвакуации в случае аварии на радиационно опасных объектах. Эта авария носит, как правило, локальный или местный характер. Решение на проведение эвакуации населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки.

Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до ППЭ, расположенного на границе зоны возможного радиоактивного загрязнения;

На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места временного размещения;

ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одежды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с "грязного" транспорта на "чистый" транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения только на загрязненной территории.

"Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временного размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на радиационно-опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными свойствами от радиации.

В целях предотвращения необоснованного облучения, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (от подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно-опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

. В случае аварии на химически опасном объекте (ХОО) проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака аварийно-химического вещества (АХОВ). Население, проживающее в непосредственной близости от ХОО, ввиду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрываются в жилых (производственных и служебных) зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗ ОД) на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производится из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осуществляться не только по заранее отработанным планам, но и проводиться в оперативном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида, продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из зон катастрофического затопления (наводнения) проводится при угрозе или в случае разрушения гидротехнических сооружений и повышения уровня воды в реке Неве, а также при разрушении объектов жизнеобеспечения вследствие возникновения данного стихийного явления.

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно -территориальному принципу с развертыванием СЭП. При небольшом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эвакуация из зоны прорыва. За пределами зоны прорыва эвакуация производится исходя прогнозируемой или реально сложившийся гидрологической обстановки.

При угрозе катастрофического(природного или техногенного характера) затопления эвакуация населения может проводится без развертывания СЭП. При этом оперативные группы, сформированные из личного состава СЭП организуют вывоз (вывод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам временного размещения.

ЭВАКУАЦИИ ЭВАКУАЦИИ Рассредоточение и эвакуация населения ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий безопасность и защита населения

    Список учебников

    Выход из него. 6.2. Защита населения путем эвакуации . Порядок проведения эвакуации Эвакуация и рассредоточение городского населения - один из на­дежнейших...

  • Методические рекомендации

    ... . Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации . Принципы и способы эвакуации . Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации . Организация инженерной защиты населения . Классификация...

  • Методические рекомендации и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных

    Методические рекомендации

    ... . Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации . Принципы и способы эвакуации . Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации . Организация инженерной защиты населения . Классификация...

  • Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями руководителей ГО территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны.

    Заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакоорганы :

    эвакуационные комиссии (ЭК) - республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктах и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

    сборные эвакуационные пункты (СЭП);

    эвакоприемные комиссии (ЭПК) - при органах местного самоуправления;

    промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

    оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;

    группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

    администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

    Территориальные, объектовые эвакуационные комиссии , ЭК министерств (ведомств) осуществляют общее руководство проведением эвакомероприятий из категорированных городов, подведомственных организаций и учреждений, эвакоприемные комиссии - приемом, размещением и организацией первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения.

    ЭК и ЭПК возглавляются заместителями соответствующих начальников гражданской обороны. Они же (руководители ГО) определяют численность и состав комиссий в зависимости от объема возлагаемых задач.

    В состав ЭК и ЭПК назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС.

    Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

    Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

    организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;

    организация и контроль за:

    своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов;

    подготовкой, проведением и всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий.

    Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в загородную зону.

    Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

    Приписка населения к СЭП производится из расчета не более 4000-5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения.

    На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссий объектов, приписанные к данному пункту.

    Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются при проведении эвакуации в два этапа и предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами опасных зон и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне.

    ППЭ размещаются вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. На них производится перерегистрация эваконаселения, а при необходимости - дозиметрический и химический контроль, санитарная обработка, а также обмен или специальная обработка одежды и обуви.

    Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления . Кроме того, на них возлагаются обязанности по подготовке и поддержанию маршрутов в исправном состоянии, ведению радиационной, химической и инженерной разведки, оказанию медицинской помощи заболевшим.

    В состав группы управления входят представители основных предприятий и организаций, персонал которых выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

    Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.

    Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего эваконаселения. Они располагаются вблизи пунктов высадки. Под ПЭП отводятся общественные и административные здания. Местным транспортом или пешими колоннами эваконаселение вывозится (выводится) с ПЭП в места постоянного размещения.

    В случае локальных военных конфликтов с целью ускорения вывоза гражданского населения из населенных пунктов приграничной зоны задачи организации эвакомероприятий возлагаются на оперативные группы (ОГ).

    ОГ формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, офицеров органов управления ГОЧС и органов военного управления.

    При комплектовании оперативных групп необходимо учитывать, что они могут приступить к работе еще до начала массовой эвакуации из категорированных городов, по планам военного командования. Таким образом, оперативные группы будут выполнять комплексную задачу - оповещение, транспортное обеспечение, распределение эваконаселения по транспортным средствам и организация его посадки, сопровождение эвакоколонн по маршрутам эвакуации, организация размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных.

    Администрация пунктов посадки (высадки ) формируется из представителей соответствующих транспортных органов. Ее основной обязанностью является обеспечение своевременной подачи транспортных средств и организация посадки (высадки) эваконаселения на них.

    Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку (переподготовку) в учебно-методических центрах Гражданской обороны и совершенствует свои практические навыки на учениях и штабных тренировках по тематике гражданской обороны.

    Значительные объемы, сложность организации и проведения эвакомероприятий предъявляют повышенные требования к созданию эвакуационных органов и их своевременной и качественной подготовке к проведению эвакуации.

    Планирование, организация и проведение эвакуации непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – региональные центры), органы управления ГОЧС.

    Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, в которых планируется проведение эвакуации, создаются эвакуационные органы, работающие во взаимодействии с соответствующими органами и службами, осуществляющими управление гражданской обороной.

    Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в мирное время формируются следующие эвакуационные органы:

    эвакуационные комиссии - федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов и организаций;

    сборные эвакуационные пункты (СЭП) - городские (населенных пунктов) и организаций;

    промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

    группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

    эвакоприемные комиссии - районные, городские (населенных пунктов);

    приемные эвакуационные пункты (ПЭП) - в населенных пунктах в безопасных районах;

    администрации пунктов посадки (высадки)населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт (с транспорта);

    оперативные группыпо вывозу (выводу) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

    Состав комиссий и других эвакуационных органов, а также их функции и права определяются положениями об этих органах, которые утверждаются руководителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций соответственно.

    В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящего состава органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов и др.

    Лица, пребывающие в запасе, имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

    Личный состав эвакуационных органов заблаговременно (в мирное время) проходит плановую подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, в ходе учений и тренировок по гражданской обороне.

    Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, звеньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий и на объектах экономики, где планируется эвакуация.

    В состав территориальных эвакуационных комиссий решением соответствующих глав администраций назначаются ответственные работники указанных административно-территориальных образований.

    Федеральные органы исполнительной власти руководят планированием, обеспечением и проведением эвакуационных мероприятий сотрудников, материальных и культурных ценностей центральных аппаратов и подведомственных организаций, согласовывают планы эвакуации с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они находятся, а также с планами эвакуации органов военного управления, организуют и контролируют всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий.

    Эвакуационные комиссии создаются в организациях с численностью 500 и более человек, а в организациях с меньшей численностью - группы по организации вывоза (вывода) эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей.

    Эвакуационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, республик, краев, областей, районов, городов, округов, городских районов, организаций и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, заместителями глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, заместителями руководителей органов местного самоуправления и организаций.

    Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

    разработка и корректировка планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей на своем уровне;

    организация и контроль разработки планов эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в подведомственных организациях и на подведомственных территориях;

    организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

    организация и контроль за своевременным комплектованием и качественной подготовкой эвакуационных органов;

    организация и контроль за подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий.

    Организацию планирования, обеспечения и проведения эвакуационных мероприятий осуществляют эвакуационные комиссии совместно с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.

    Эвакоприемные комиссии создаются в районах загородной зоны при органах местного самоуправления районов, городов и иных населенных пунктов, куда планируется эвакуация населения, материальных и культурных ценностей. Они предназначаются для организации приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения в загородной зоне, а также приема и размещения эвакуированных материальных и культурных ценностей.

    Основными задачами эвакоприемных комиссий являются:

    разработка и корректировка планов приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

    организация и контроль своевременного комплектования и качественной подготовки эвакуационных органов;

    организация и контроль всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий;

    организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

    организация учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

    В районах загородной зоны эвакоприемные комиссии при участии соответствующих органов, осуществляющих управление гражданской обороной, разрабатывают планы приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, приема, обеспечения укрытия и хранения эвакуируемых материальных и культурных ценностей.

    Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения и организованной отправки его в безопасные районы и создаются на базе одной организации. СЭП располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки (станцией, пристанью), исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями в безопасных районах и автомобильным транспортом. За каждым СЭП закрепляются автомобильный транспорт, ближайшие защитные сооружения гражданской обороны, медицинское учреждение, организации жилищно-коммунального хозяйства, соответствующие организации, гражданский персонал которых с неработающими членами семей, и остальное население, не занятое в производстве, будут эвакуироваться через данный СЭП.

    Промежуточные пункты эвакуации предназначаются для:

    кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения;

    перерегистрации и проведения (при необходимости) дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной его отправки в места постоянного размещения в загородной зоне.

    Для обеспечения управления движением пеших колонн решением руководителя соответствующей эвакуационной комиссии назначаются начальники маршрутов, которые возглавляют группы управления на маршрутах пешей эвакуации .

    Основными задачами групп управленияявляются:

    организация и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

    ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

    оказание медицинской помощи в пути следования;

    организация охраны общественного порядка;

    контроль за подготовкой и обеспечением содержания маршрута в надлежащем состоянии.

    Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на транспортных средствах.

    Приемные эвакуационные пункты предназначаются для встречи прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, для организации их приема, учета и последующей отправки в места постоянного размещения в безопасных районах. При необходимости ПЭП оборудуются простейшими укрытиями, для оказания медицинской помощи на ПЭП развертывается медицинский пункт.

    Для эвакуации материальных и культурных ценностей формируются специальные колонны, сопровождаемые должностными лицами органов, обеспечивающих безопасность движения и сохранность материальных и культурных ценностей на маршруте эвакуации.

    Администрации пунктов посадки (высадки) формируются из руководителей и представителей соответствующих транспортных органов.

    Их основными задачами являются:

    обеспечение своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

    организация посадки (высадки) населения на транспортные средства;

    организация погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

    обеспечение своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учет и информирование соответствующих эвакуационных комиссий.

    Организация эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из приграничных зон в случае возникновения локальных вооруженных конфликтов возлагается на оперативные группы . Они формируются из представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и соответствующих эвакуационных органов, в их состав включаются представители органов военного управления, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях

    субъектов Российской Федерации, городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне.

    Основными задачами оперативных групп являются:

    организация оповещения, сбора, учета и посадки эвакуируемого населения на транспортные средства;

    организация учета и погрузки на транспортные средства материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

    организация контроля за проведением мероприятий по защите не подлежащих эвакуации культурных ценностей по месту их постоянного хранения;

    формирование эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и сопровождение их на маршрутах эвакуации;

    контроль за обеспечением и ходом проведения эвакуации;

    информирование вышестоящих эвакуационных органов.


    Организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагается на эвакуационные органы и органы управления по делам ГОЧС.

    К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, эвакоприемные комиссии, сборные эвакуационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

    Эвакуационная комиссия – это основной орган, создаваемый во всех субъектах РФ, органах местного самоуправления и объектах экономики.

    Председателем эвакуационной комиссии назначается, как правило, заместитель главы административно-территориального образования (области, района, города). Он является заместителем председателя комиссии по ЧС. Членами эвакуационных комиссий назначаются руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников военных гарнизонов и военных комиссариатов.

    Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей директора (руководителя) предприятия, организации, учреждения. В состав объектовой эвакуационной комиссии входят начальники основных отделов (служб), начальники цехов или их заместители.

    Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

    организация и планирование эвакуации на своем уровне и в под­ведомственных звеньях;

    организация и контроль за всесторонним обеспечением эвакуационных мероприятий;

    организация и контроль за своевременным комплектованием, подго­товкой и поддержанием готовности эвакуационных органов.

    Эвакоприемные комиссии создаются для организации непосредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон ЧС. Комиссии формируются при органах исполнительной власти (местного самоуправления). В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, учреждений, сферы материального производства или непроизводственной сферы независимо от форм собственности.

    Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном взаимодействии с органами управления по делам ГОЧС.

    Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначены для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуированного населения. СЭП размещаются вблизи железнодорожных и автобусных станций, морских и речных портов (пристаней), маршрутов пешей эвакуации и других мест, обеспечивающих сбор людей.

    Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения, а для временного размещения населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места.

    СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один эшелон, судно, колонну.

    СЭП обеспечивается прямой связью с городскими, районными и объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

    Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных органов исполнительной власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

    При экстренной (безотлагательной) эвакуации населения из зон ЧС сборные эвакуационные пункты могут не развертываться. Их задачу в этих случаях выполняют оперативные группы (ОГ), за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы (район, поселок, ЖЭК, ДЭЗ и др.).

    На оперативные группы возлагаются задачи:

    · оповещение, сбор, учет и организация посадки населения на транспорт по месту нахождения (жительства или работы);

    · распределение населения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

    · контроль за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов;

    · организация и поддержание общественного порядка в зоне их ответственности.

    Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуированного населения и предназначены для его встречи и отправки в места последующего размещения. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы, другие административные и общественные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время – возможность обогрева. В зависимости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжение питьевой водой.

    При эвакуации в случае аварии на радиационно и химически опасном объекте создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ).

    Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны возможного радиоактивного загрязнения (химического заражения) и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, медицинскую помощь, санитарную обработку и отправку населения к местам временного размещения. При необходимости на ППЭ производится обмен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви.

    На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне ЧС, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории.

    При эвакуации населения в пешем порядке для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов исполнительной власти из числа, как правило, ответственных работников дорожных организаций. Для вывода (вывоза) населения назначаются маршруты эвакуации, которые нумеруются. При возможности маршруты эвакуации не должны совпадать с маршрутами движения формирований РСЧС и подвоза материально-технических средств.

    Основной обязанностью начальника маршрута эвакуации является обеспечение беспрепятственного прохождения колонн, поддержание организованности и установленного порядка. Начальник маршрута обеспечивается средствами связи. Также в его распоряжение могут передаваться средства инженерного обеспечения движения (бульдозеры, экскаваторы и др.). На маршрутах эвакуации организуется комендантская служба и служба регулирования движения. К решению данной задачи широко привлекаются органы МВД РФ.

    Занятие 2. Планирование и обеспечение эвакуации

    Планирование эвакуации

    Планирование эвакуации проводится в период заблаговременной подготовки на основе прогноза возможных ЧС, их масштабов и последствий. За основу берется наиболее неблагоприятный вариант развития ситуации применительно к каждому потенциально опасному объекту и ЧС природного характера.

    Планирование эвакуационных мероприятий осуществляет эвакокомиссия.

    Эвакуационные комиссии в ходе заблаговременной подготовки разрабатывают План эвакуации, который является составной частью (разделом) Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. При этом он разрабатывается на правах самостоятельного документа. План эвакуации разрабатывается на всех уровнях и является основным планирующим документом, определяющим порядок, последовательность и сроки эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.

    К разработке Плана эвакуации привлекаются должностные лица управлений (отделов) ГОЧС, органов исполнительной власти, организаций и предприятий.

    Планирование эвакуации осуществляется на основе тщательного прогноза и оценки возможной обстановки. В ходе оценки обстановки опреде­ляются:

    источники (потенциально опасные объекты) ЧС техногенного характера в регионе (районе) и мас­штабы возможных ЧС, вызванных этими источниками, прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкретных ЧС;

    виды стихийных бедствий, которые могут возникнуть на территории региона, их мас­штабы, последствия и прогноз возможного развития обстановки (по вариантам) в результате конкрет­ных ЧС природного характера;

    численность населения, проживающего в опасных зонах и подлежащее эвакуации;

    расчет сил и средств, необходимых для проведения эвакомероприятий при всех возможных вариантах развития чрезвычайных ситуаций;

    порядок организации и проведения эвакомероприятий;

    районы (места) для временного размещения, а при необходимости и для дли­тельного проживания эвакуируемого населения;

    порядок обеспечения эвакомероприятий.

    При разработке плана эвакуации члены комиссии руководствуются принципом необходимой достаточности и максимально возможного использования всех имеющихся сил и средств. При недостаточности собственных сил и средств по проведению и обеспечению эвакуации населения предусматривается привлечение в установленном порядке сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти, органов военного командования и других структур.

    Для планирования эвакомероприятий из зон возможных чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера необходимо знать основные показатели:

    удаление и потенциальную вместимость населенных пунктов, других учреждений и организаций по приему и размещению эвакуируемого населения;

    наличие и возможности транспортных средств (по видам) и состояние дорожно-транспортной сети (маршрутов эвакуации);

    наличие эвакоорганов и их готовность к проведению эвакуационных мероприя­тий;

    возможности имеющихся сил и средств по всестороннему обеспечению эвакуации и организации жизнеобеспечения эвакуируемого населения;

    порядок взаимодействия с органами военного командования и другими органами исполнительной власти при подготовке и про­ведении эвакомероприятий.

    Основу общего замысла Плана эвакуации составляют вопросы: численность эвакуируемых и последовательность их эвакуации, вид и количество транспортных средств, районы размещения людей и маршруты эвакуации, эвакуационные органы, их состав и места расположения.

    План эвакуации разрабатывается текстуально. В нем отражаются следующие основные вопросы:

    порядок оповещения населения о начале эвакуации;

    численность эваконаселения с разбивкой по категориям;

    виды, порядок и сроки эвакуации населения;

    количество населенных пунктов, предприятий, организаций, подлежащих эвакуации;

    районы размещения населения и их возможности по размещению эвакуируемого населения;

    расчет количества транспортных средств и их распределение;

    маршруты эвакуации, организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движе­ния на маршрутах эвакуации;

    расчет количества и места расположения сборных эвакуационных пунктов, пунктов посадки;

    мероприятия по подготовке районов эвакуации, пунктов посадки;

    порядок вывоза материальных и культурных ценностей;

    организация размещения эвакуированных в местах эвакуации и первоочередного жизне­обеспечения;

    порядок проведения санитарно-противоэпидемических и медицинских мероприятий;

    организация управления эвакуацией, другие вопросы.

    В целях детализации ряда положений к Плану эвакуации разрабатывается ряд приложений в виде карт, схем, графиков и расчётов. Основным из них является расчёт на проведение мероприятий по эвакуации. В данном документе излагается расчет населения, подлежащего эвакуации; распределение эвакуируемых по способам эвакуации; расчёт транспорта и его распределение по организациями, учреждениям, населенным пунктам для эвакуации населения.

    В безопасных районах эвакуационные комиссии при участии органов управления по делам ГОЧС, а также органов исполнительной власти (местного самоуправления), руководства организаций и учреждений разрабатывают план приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения, который также оформляется в виде раздела Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.