Лечение заикание у детей. Филичева Т

Предупреждение появления заикания у детей связано главным образом с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.

Поскольку в появлении заикания значительную роль играют особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевой патологии.

В профилактике заикания выделяются три основных направления:

1) предупреждение возникновения заикания у детей;

2) предупреждение хронификации и рецидивов заикания;

3) предупреждение нарушений социальной адаптации.

Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.

Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения ее настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т.п.).

Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до 1-го года. В 1,6-1,8 года у них формируется фразовая речь. В 2-2,5 года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь протекает часто в период инспираторной фазы дыхания.

В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после 1-го года, чаще всего к 1,3-1,5 годам. Фразовая речь формируется после 3-х лет, фаза ее интенсивного развития падает на возраст 3,6 года. Речь таких детей зачастую невнятна с существенным нарушением звукопроизносительной стороны речи.

В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т.е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).

Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены этой речевой патологии чаще, чем другие.

Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычьем также находятся в ситуации риска заикания (см. подробнее в главе 2.2.).

Возникновению заикания у этих групп детей способствует снижение адаптационных возможностей их центральной нервной системы.

В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка. Сюда относятся: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т.п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т.п.

Не следует “приучать” детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психоневрологу.

Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:

Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

Желательно, чтобы речь родителей была четкой;

Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;

Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;

Взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;

При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;

Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Такого ребенка опасно “перегружать” речевым общением: вводить новые слова,

речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать “речевые успехи” ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать

возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Речевые образцы взрослых играют особо важную рольв организации речедвигательных автоматизмовтаких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.

Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия, прежде всего, связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.

В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к “сглаживанию” и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.

Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т.д.).

Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, таким детям надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).

В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи у этих детей необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении 3-4-х месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.

У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать Правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т.д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать ребенку.

Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).

Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).

Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т.е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевой патологии или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т.д. В других случаях может развиться и заикание.

Для того чтобы избежать развития патологии речи, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-м годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Ирина Гурова
Консультация для родителей «Предупреждение заикания у детей»

Вряд ли кто из взрослых не знает, что такое заикание, так как это нарушение всегда обращает на себя внимание. Кроме этого, в настоящее время заикание – очень распространённое явление (примерно 3 % всех детей страдают заиканием).

Это сложное речевое нарушение является в большинстве случаев мучительным, потому что речь постоянно прерывается внезапными, не зависящими от говорящего паузами, растяжениями, повторениями звуков, слогов, а иногда и слов. Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь.

Причин появления заикания много, но остановимся лишь на тех, случаях, когда вольно или невольно виноваты сами родители.

Заикание возникает у детей чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, и на родителей падает ответственность за своевременное устранение этого нарушения, а иногда и за его появление.

Одной из самых распространённых причин возникновения заикания у детей является . Конечно, родители должны заботиться о речевом развитии ребёнка, но при этом никогда не следует забывать о его возможностях и возрасте. К сожалению, часто взрослые, желая ускорить речевое развитие ребёнка, читают детям очень много стихов, рассказов, заучивают с ними прочитанное. При этом стихи и рассказы выбирают иногда сложные, порой недоступные для понимания и произнесения. Вот один пример из статьи Н. А. Чевелёвой «Родителям о заикании детей».

Молодые родители привели на консультацию трёхлетнего малыша, который, по их словам, без видимых причин начал вдруг заикаться. И мать, и отец наперебой убеждали, что дома у них прекрасная, спокойная обстановка, ребёнок всем обеспечен, никто его никогда не пугает, обращаются с ним ласково, мягко. Мальчик растет весёлым, жизнерадостным, здоровым. Но вот беда – вдруг начал заикаться и очень переживает это сам. Из беседы с малышом выяснилось, что у него имеются недостатки произношения: не может ещё правильно выговаривать все звуки речи. После просьбы рассказать какое-нибудь стихотворение, ребёнок вдруг начинает, захлёбываясь, бормотать что-то невразумительное. Сначала даже было непонятно, на каком языке лепечет малыш. Оказывается, это были искажённые до неузнаваемости слова «Анчара» А. С. Пушкина. Понятно, что, как бы ни был развит ребёнок, ему, трёхлетнему малышу, очень трудно произнести и тем более понять: «Природа жаждущих степей его в день гнева породила…», «И мчится прочь, уже тлетворный», «К соседям в чуждые пределы» и т. д. А родители малыша гордо, счастливо улыбались, не подозревая того, что сами стали причиной появления заикания у своего сына. Они и вправду из самых добрых побуждений старались развивать речь ребёнка, стремились воспитывать его на русской классической литературе. Но разве мало в нашей детской литературе доступных для его возраста стихотворений?

Необходимо помнить, что в раннем детском возрасте речевые возможности ребёнка ограничены: не сформировано в достаточной степени звукопроизношение, словарный запас ещё не богат, он недостаточно владеет грамматическими средствами языка. А взрослые требуют от ребёнка слишком многого, перегружая его речь, заставляя произносить сложные фразы, незнакомые и непонятные слова, требуя бесконечного запоминания.

Не менее опасна для детей и перегрузка впечатлениями , которые вызывают эмоциональное перенапряжение ребёнка. Родителям нужно иметь в виду, что часто заикание возникает после посещения цирка, кино, театра, длительного просмотра телевизора. Почему такое происходит? После посещения утомительных зрелищных мероприятий, которые длятся не менее полутора-двух часов, ребёнок возбуждается. У него появляется очень много впечатлений, возникает много вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, расспрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере речью, захлёбывается, глотает звуки, с трудом подбирает многие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо говорить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Всё сказанное отнюдь не означает, что совсем не нужно развивать ребёнка или полностью исключить всякие посещения театра, цирка. Но делать это нужно осторожно, постоянно помня о возрастных возможностях малыша, впечатлительности и лёгкой ранимости его нервной системы.

Причиной возникновения заикания может явиться и другая крайность по отношению к ребёнку. Некоторые родители практически не развивают речь ребёнка или уделяют её развитию недостаточно внимания. Они очень мало разговаривают с ребёнком, не читают ему сказок, не заучивают стихов, не обращают внимания на его произношение. В таких случаях родители считают, что речь ребёнка должна развиваться сама собой. Такая точка зрения встречается очень часто («Вот вырастет – заговорит как следует»). Но на самом деле, если не развивать речь ребёнка специально, не способствовать её формированию, то у него не появятся вовремя первые слова, а затем первые фразы; он не сможет задавать вам вопросы. Отставание в речевом развитии проявляется не только в позднем появлении слов и фраз, но и в очень бедном запасе слов, нарушении грамматического строя речи, неправильном произношении звуков. При этом мыслительные способности ребёнка могут превышать его речевые возможности. У ребёнка не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения собственных мыслей. Поэтому в момент высказывания у малыша появляются продолжительные паузы, остановки, запинки, которые в дальнейшем переходят в стойкое заикание.

Чтобы избежать этого, родителям нужно позаботиться о своевременном речевом развитии ребёнка. Необходимо читать ему книги (конечно, детские, соответствующие его возрасту, потом беседовать по их содержанию: задавать вопросы, помогать в случае затруднений на них отвечать, рассматривать вместе с ребёнком иллюстрации. Полезно просить детей пересказывать сказки и небольшие рассказы. При этом необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы. Хорошо развивают речь детей различные настольные игры: лото, домино с картинками, которые позволяют им в игровой форме запоминать новые слова и произносить их. Полезно учить малыша рассказывать о том, что он делает в данный момент, что изображено на картинках, что он видит на улице и т. п.

Отрицательно сказывается на состоянии речи детей и неблагоприятная обстановка в семье . Скандалы и конфликты, частые строгие наказания, в том числе и физические, постоянные одёргивания у нервных и впечатлительных детей вызывают заикание. Запугивания ребёнка, например, недобрыми сказочными персонажами («Вот будешь плохо себя вести – отдам Бабе Яге», заставляют его находиться в состоянии постоянного нервного напряжения, и беспокойного ожидания – ведь ребёнок верит взрослому. Всё это является благоприятной почвой для появления заикания. К неблагоприятным факторам можно отнести и нарушения режима сна и питания по вине взрослых, недостаточная осведомлённость членов семьи о том, что малыш должен жить и воспитываться, по возможности, в спокойных условиях.

Причиной заикания, конечно же, может явиться и психотравма. Но психотравмированию подвергаются многие, а заикание развивается только у определённой части детей. Вот пример из книги Л. Я. Миссуловина «Заикание и его устранение», который показывает нам индивидуальную значимость психотравматизации.

У Гены Т. в результате истощающих заболеваний раннего детства (диспепсия в 9 мес.) речь развивалась с задержкой: фразы мальчик начал говорить на 3-м году жизни. К 5 годам у него наблюдались нарушение произношения и ускоренный темп речи. Гена был легковозбудимым, впечатлительным, непоседливым ребёнком, боялся темноты, страдал ночным недержанием мочи. У его брата Вовы, который был младше на 2 года, психофизическое и речевое развитие протекало без отклонений от нормы, он был спокойным.

В 5-летнем возрасте Гена вместе с родителями и братом отдыхал летом на даче. Хозяйка дома, в котором они снимали комнату, держала козу. Родители, зная характер старшего сына, предупредили мальчика, чтобы он близко к козе не подходил, т. к. она была «бодучей». А хозяйка, видя, что Гена побаивается козы, как- то ему сказала: «Вот не будешь маму слушаться, напущу на тебя Машку, она тебя забодает».

Через несколько дней, когда Гена и Вова вместе с отцом играли во дворе, коза вышла из незапертого сарая и, нагнув голову, побежала к детям. Гена увидел козу, побледнел и молча схватил отца за руку. Вова также видел козу, но признаков страха не обнаружил, а, наблюдая, как отец её отгоняет ногой, весело засмеялся.

Этот случай на младшего брата никакого впечатления не произвёл, а для Гены он явился источником тяжёлой психотравмы, в результате которой у ребёнка после кратковременной потери речи развилось заикание.

В приведённом примере у старшего мальчика заикание возникло вследствие психической травматизации (производящая причина) , имевшей для него выраженную индивидуальную значимость, обусловленную предварительной фиксацией внимания мальчика на объекте возможных для него неприятностей. Кроме того, в анамнезе мальчика имелись предрасполагающие факторы – задержка речевого развития, нарушенное звукопроизношение, ускоренный темп речи и указанные особенности характера.

Многим родителям следует подумать, не фиксируют ли они внимание на некоторых объектах, как на объектах возможных неприятностей, хотя на самом деле они таковыми не являются. В случае такой дополнительной неоправданной фиксации у детей появляются дополнительные поводы для беспокойства, а может быть, и страхи («Не подходи к пылесосу – засосёт», «Не подходи к окну – Снежная королева заберёт» и др.)

Заикание может возникнуть и в результате подражания. Общаясь с заикающимися детьми и взрослыми, ребёнок может начать и в собственной речи воспроизводить те же нарушения. В этом случае, конечно, появившиеся особенности в речи ребёнка нельзя сначала назвать настоящим заиканием. Но надо иметь в виду, что заикание по подражанию может стойко закрепиться в речи. В основе заикания, возникшего по подражанию, лежат любовь, восхищение, уважение к тому человеку, которому ребёнок подражает. Обычно такими людьми в семье бывают родители, старшие братья и сёстры.

Обычно считают, что заикание появляется в результате испуга. Однако испуг часто лишь провоцирует заикание, которое вследствие перечисленных факторов может возникнуть и без него.

Итак, мы перечислили и раскрыли наиболее распространённые причины возникновения заикания, знание которых может помочь многим из вас предотвратить появление этого нарушения речи у детей.

1. Миссуловин Л. Я. Заикание и его устранение. – СПб. : ООО «СЛП», 1997.

2. Резниченко Т. С. Чтобы ребёнок не заикался. Книга для родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

3. Хрестоматия. Логопедия. Заикание. – М. : В. Секачёв, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

4. Цвынтарный В. В. Радость правильно говорить. – М. : ЗАО Изд-во ЦЕНТР-полиграф, 2002. – 111 с.

Аппель Юлия Владимировна, МКДОУ детский сад №158 г. Новосибирска

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием .

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки .

Причины появления заикания

Обычно мы обнаруживаем сочетание нескольких из перечисленных причин появления заикания:

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5.Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка, например: русский и английский).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

  • речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;
  • избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;
  • не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;
  • фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;
  • ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.
  • Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера , легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

  • Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.
  • Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.
  • Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.

В этой статье родители найдут практические советы и рекомендации как вести себя, если ребенок начал заикаться. Как помочь ребенку, если у него появились запинки в речи? Как предупредить рецидивы заикания? Как снизить стрессовые моменты?

Родители готовы весело подпевать песенке мушкетеров «…Пока-пока-пока-чивая перьями на шляпах…», но стоит их малышу сказать: «Пока-пока-покакать хочу» , как это вызовет панику во всей семье. С чего же начинается заикание? Как проявляется? Какими обладает факторами риска, и как его следует предупреждать?

Всему этому, а также тому, какие действия следует предпринимать родителям, если их ребенок неожиданно начал заикаться, я постараюсь уделить внимание в этой статье.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.
При заикании в речи ребенка возникают вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.

Факторы риска появления заикания:

1. Дети с тревожными чертами характера. Эти детки, обычно привязаны к матери, плаксивы, раздражительны. Нередко такие малыши неспокойно спят и имеют плохой аппетит. Они могут отреагировать заиканием на перемену обстановки (поход в детский сад, переезд, долгое отсутствие матери).

2. Дети с ранним речевым развитием (первые слова и фразы в год); а затем с очень быстрым темпом наращивания словаря (в 2 -2.5 они уже говорят развернутыми фразами). Заикание может появиться от сбивания дыхания во время произнесения длинной фразы и желания сказать сразу все, тогда как детский язычок и легкие еще не могут справиться с таким объемом речевой информации.

3. Дети с задержкой речевого развития. Слова у них появляются ближе к двум годам. Фразовая речь после трех. Речь у таких деток часто бывает невнятная, с плохим звукопроизношением. Заикание у них может быть вызвано двигательной расторможенностью.

4. Дети, имеющие среди родственников заикающихся, чаще, чем другие, подвержены этому недугу. Так же следует быть внимательными, если в семье есть левши. У таких деток заикание может быть следствием сниженной возможности адаптации к внешнему миру у ЦНС (центральной нервной системы).

5. Дети с двуязычием в семье также обладают фактором риска появления заикания.

Конечно, совершенно необязательно, что двуязычный, беспокойный или леворукий ребенок начнет заикаться. Но повышенный контроль родителей за такими детками поможет им избежать лишних трудностей, в случае их возникновения.

Как вести себя родителям, если у ребеночка присутствует фактор риска появления заикания:

  • Соблюдать режимные моменты (сон, питание, прогулки — в соответствии с возрастом ребенка).
  • Избегать эмоциональных перегрузок (частое посещение мест скопления большого количества людей); чрезмерных физических нагрузок (при первых признаках усталости позволяйте ребенку отдохнуть, не нажимайте на него).
  • Следить за благоприятным эмоциональным климатом в семье. Не позволяйте себе кричать, ругаться в присутствии малыша.
  • Стараться следить за тем, чтобы предъявляемые к ребенку требования разными членами семьи не противоречили друг другу.
  • При возникновении у ребенка страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства) ни в коем случае не приучайте его быть храбрым. Не провоцируйте появление страхов показом фильмов или запугиванием. При возникновении боязни позволяйте ребенку спать при приглушенном свете, побудьте возле него некоторое время при засыпании. Если страх не проходит длительное время следует обратиться к психоневрологу.

Очень важным является контроль родителей за собственной речью — ведь для малыша она является образцом для подражания.

  • Речь родителей должна быть:
    Плавной, медленной, эмоционально-выразительной. Не спешите и не повышайте голоса при общении с ребенком.
  • Не используйте в речи звукоподражания и искаженные варианты произнесения слов. Ваша речь должна быть четкой, правильной.
  • Старайтесь, общаясь с малышом, не использовать сложные речевые обороты, длинные конструкции. Общайтесь при помощи достаточно простых для понимания фраз.
  • Не давите на ребенка, призывая его быстрее реагировать на ваши слова.
    Ни в коем случае не ругайте и не корите ребенка за неверный ответ.

Первые признаки заикания

  • Ребенок внезапно замолкает, отказывается говорить. Такое состояние может длиться от двух часов до суток, после чего малыш снова начинает говорить, но уже, заикаясь.
  • Ребенок начинает вставлять перед некоторыми словами лишние звуки (а, и).
  • Ребенок повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы.
  • Ребенок вдруг вынужденно останавливается в середине слова, фразы.
  • У ребенка вызывает затруднение (ступор) начало речи.

Поведение родителей ребенка с возникшими речевыми запинками:

  • Максимально снизить количество поступающей информации (исключить массовые зрелищные мероприятия, книги и фильмы не соответствующие возрасту).
  • Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением — направить усилия на их устранение (возможно, корень заикания лежит в трудности верного произнесения звуков).
  • Если начавший заикаться ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, то переучивать его не стоит. Можно лишь в ненавязчивой форме предлагать пользоваться правой рукой (класть столовые приборы справа, протягивать к правой руке карандаши). Запрещать пользоваться левой рукой нельзя.
  • Если заикание ребенка провоцируется заиканием кого-то из близких — сократить их общение (а еще лучше — на время прервать его).
  • Если заикание возникло у малыша из двуязычной семьи, следует убрать один язык из обихода. До того момента, когда у ребенка улягутся речевые нормы одного языка. Обычно, это происходит к 5-6 годам.

Как не позволить заиканию закрепиться в речи ребенка:

1. При «остром» возникновении заикания (обычно, после испуга), следует как можно скорее создать ребенку благоприятные условии для улучшения эмоционального состояния. Это может быть смена обстановки в которой произошла травма на иную.
2. Усиленно следить за режимом — возможно, удлинить сон и ограничить поступление новой возбуждающей информации.
3. Родители должны постараться никак внешне не проявлять свое беспокойство по поводу речи ребенка. Ни в коем случае не ругать малыша и не принуждать его произносить слова правильно. Передразнивания и насмешки — недопустимы.
4. Речь окружающих начавшего заикаться ребенка должна быть тихой и спокойной. Постарайтесь некоторое время поменьше разговаривать с ребенком (иногда рекомендуют даже вводить режим молчания).
5. Предлагать ребенку тихие спокойные игры — рисование, лепка, конструирование — не требующие речевого контакта.
6. Формируйте у ребенка правильное дыхание (глубокий вдох и медленный выдох). Для этого подойдут следующие игры:

  • Надувание мыльных пузырей, воздушных шариков.
  • Сдувать ватные шарики, бумажные снежинки со стола, забивать ватные мячики в ворота.
  • Игра на детских духовых инструментах.
  • Перемещение дутьем легких игрушек по воде во время купания (кто быстрее).

7. Очень благотворно действуют логоритмические игры, маршировка, хлопки под музыку, танцы, пение. Разучивайте с ребенком маленькие стишки с короткой строкой и четким ритмом построения. Например, такое:

Карусель
Еле, еле, еле, еле
завертелись карусели, (ребенок медленно идет по кругу, проговаривая стих)
А потом кругом, кругом,
И бегом, бегом, бегом. (бежит по кругу)
Тише, тише, не спешите.
Карусель остановите. (все медленнее и медленнее)
Раз и два, раз и два —
вот и кончилась игра. (шагает и останавливается)

Все предлагаемые ребенку занятия он должен выполнять с удовольствием в игровой форме. Принуждать к чему либо ребенка с речевыми запинками не стоит.

Если вы верно выстроите общение с начавшим запинаться ребенком, то, скорее всего, заикание не станет стойким нарушением, а бесследно исчезнет из речи вашего малыша.

Профилактика заикания у детей дошкольного возраста

Нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растягивание слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением (судорогами речевого аппарата) называют заиканием.

Невроз (особое состояние нервной системы), который проявляется в виде расстройства речи, получил название логоневроза.

Заикание может возникнуть внезапно, сразу после психологической травмы (испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни) или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. Запинки в речи ребенка могут то уменьшаться, то усиливаться. Постепенно у заикающегося появляются определенные психологические особенности: стеснительность, замкнутость, речебоязнь, различные уловки.

Причины появления заикания

1. Перенесенные повреждения центральной нервной системы, такие как родовая травма, угроза выкидыша, асфиксия (удушье).

2. Раннее речевое развитие или, наоборот, отставание.

3. Тревога, страх, психическая перегрузка, колебания настроения, чрезмерная впечатлительность и ранимость.

4. Психологическая травма: рождение младшего ребенка, переезд, развод родителей, конфликт, испуг.

5. Генетическая предрасположенность.

6. Дети, воспитывающиеся в семье с двуязычием (т.е. в семье в качестве разговорного используют одновременно 2 языка).

Для детей в возрасте от 1-го до 6-7-ми лет речь родителей является образцом.

Общие правила речевого поведения родителей

    речь взрослого должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу, чёткой;

    избегайте говорить с детьми их лепетным языком, не искажайте свое произношение;

    не перегружайте разговор с ребенком сложными для него словами;

    фразы по конструкции должны быть достаточно простыми и понятными;

    ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно исправлять его.

У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи. Эти страхи могут возникнуть в результате запугивания, чтения книг, просмотра фильмов устрашающего содержания. Нередко дети боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору.

Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т.к. это может усилить страхи и зафиксировать их.

Раннее речевое развитие и задержка речевого развития

Для ребенка с ранним речевым развитием речь взрослых играет особо важную роль в организации их речедвигательных автоматизмов. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Для таких детей полезны игры с ритмическим проговариваем отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить на процесс становления у них речевого дыхания.

Внимание!

Случаи раннего речевого развития не следует оценивать только как положительное явление, нужно знать, что:

Такого ребенка опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «речевые успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту.

Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.

Дети с задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания).

Лечение заикания

Заикание является расстройством, затрагивающим не только речь, но и личность ребенка, моторику, нервную систему, организм в целом. Эффективное лечение возможно при участии нескольких специалистов: невролога, психолога, логопеда.

Принципы лечения заикания таковы:

1. Консультация врача невролога. В случае необходимости назначается медикаментозная терапия.

2. Консультация психолога для определения путей решения психологических проблем.

3. Консультация логопеда. После тщательного обследования логопед определяет основные направления работы с Вашим ребенком для преодоления заикания.